Биография ахматовой презентация. Презентация по русской литературе "биография анны ахматовой"

Цели:

  • образовательные: познакомить учащихся с личностью и особенностями творчества А.Ахматовой; показать, как исполнена поэтом гражданская и поэтическая миссия Анны Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в ее творчестве.
  • развивающие: умение читать стихи и эмоционально на них откликаться; совершенствовать навыки анализа поэтического текста, соотносить содержание с критической и мемуарной литературой, фактами биографии, имеющими непосредственную связь с данным произведением;
  • воспитательные: развивать чувство прекрасного, воспитывать уважение к чувствам другого человека, способность сопереживать, патриотическое чувство, показать пример гражданского мужества.

Средства обучения – учебники, хрестоматии, тексты стихов А.Ахматовой, опорные конспекты, медиасредства.

Тип урока – урок– презентация. Презентация.

План.

  1. История псевдонима “Ахматова”.Жизнь и творчество.
  2. Анализ стихотворений: “Сжала руки под темной вуалью…”.
  3. Философские мотивы, патриотическая тема, мир женской души, поэт и родина в лирике Ахматовой: “Я научилась просто, мудро жить…”, “Ты письмо мое, милый, не комкай…”, “ Молитва”.
  4. Поэма “Реквием”.
  5. Анна Ахматова – “голос своего поколения”.

Ход урока

Предварительная работа.

Учащиеся имели предварительное задание познакомиться с биографией А.Ахматовой, составить хронологическую таблицу ее жизни и творчества, выучить наизусть стихотворения, вспомнить сведения о поэтах Серебряного века и особенностях этого периода в русской поэзии.

I. Организационный момент. Активизация знаний учащихся.

Выполняя предварительное задание, вы познакомились с творческой биографией Анны Андреевны Ахматовой, выучили ее стихи. Вы обратили внимание на то, что начало ее творчества связано с Серебряным веком русской поэзии, а последние произведения появляются в 60-е годы.

Задание: – Вспомните, пожалуйста, определение Серебряного века русской поэзии.

(Серебряным веком принято называть период расцвета русской поэзии в начале XX века.)

И серебряный месяц ярко
Над Серебряным веком стыл. (А.Ахматова)

II. Запись в тетрадях темы урока и плана.

1. История появления псевдонима “Ахматова”.

Уже в гимназические годы Ахматова писала стихи. Ахматова – это фамилия бабушки (пробабушки по материнской линии), ставшая псевдонимом Анны Андреевны Горенко.

Из биографии А.Ахматовой : родилась 23 июня (н.с.) в 1889 году в селении Большой Фонтан близ Одессы (настоящая фамилия Горенко, в замужестве Гумелева).

Детские годы прошли в Царском селе под Петербургом. Здесь она училась в Царскосельской (Мариинской) женской гимназии.

Каникулы проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты (сейчас это один из районов Севастополя). “Самое сильное впечатление этих лет, – вспоминала Ахматова, – древний Херсонес, около которого мы жили”.

В этом районе на берегу моря разбит парк им. Анны Ахматовой. У входа в парк поставлена памятная доска, на которой изображение профиль поэта (она не разрешала себя называть поэтессой) и написаны слова, взятые из ее замечательной поэмы “Реквием”:

У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо , чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.

В 1903 году знакомится с Николаем Гумелевым. Написаны первые ранние стихотворения. Затем учеба в Киево-Фундуклеевской гимназии. А в 1907 году в парижском журнале “Сириус”, издававшемся Н.Гумелевым, появилось первое опубликованное стихотворение Ахматовой.

1908–1909 г.г. – учеба на юридическом факультете Киевских высших женских курсов. И вот в апреле 1910 года “… я вышла замуж за Н.С. Гумелева, и мы, – пишет Ахматова, – поехали на месяц в Париж”.

. История любви Н.Гумилева и А.Ахматовой нашла отражение в стихах.

Первые сборники стихов А.Ахматовой назывались “Вечер” (1912) (По свидетельству Л.Чуковской, сначала хотела сборник “Вечер” назвать “Лебеда”, но ее отговорили).

“Сжала руки под темной вуалью” (Приложение 1.)

Предварительные вопросы: Какова тема стихотворения “Сжала руки под темной вуалью…” ?

Кто является героем этого стихотворения?
Какие тропы заметили в стихотворении?
(Чтение стихотворения.)

Анализ стихотворения “Сжала руки под темной вуалью...” (1911).

Это характернейшее стихотворение из книги “Вечер”, в котором представлены непростые отношения между мужчиной и женщиной. Темой стихотворения является любовь.

Лирическая героиня говорит со своей совестью (невидимый герой ) после свидания с человеком, у которого в стихотворении нет никаких опознавательных знаков. Весь разговор опущен, а его содержание сконцентрировано в одной емкой метафоре “…я терпкой печалью/ Напоила его допьяна.”

Женщина, охваченная внезапным состраданием, признает свою вину перед тем, кого она заставляет страдать. Печалью “напоили” его, но сейчас страдает она, сама в этом виноватая. О силе чувства говорят повторяющиеся глаголы: “сбежала”, “я бежала”, “задыхаясь, я крикнула”. “Перил не касаясь”, то есть стремительно, без всякой осторожности, – это акмеистически точная, психологически насыщенная внутренняя деталь

В конце первого стиха последней строфы повисает слово “шутка”, отделенное от завершения фразы сильным стихотворным переносом. Ясно, что все предыдущее было всерьез.

10 октября 1912 году у Анны Ахматовой родился сын Левушка (Лев Николаевич Гумелев – историк, географ, специалист по этногенезу народов Евразии).

В марте 1914 года выходит вторая книга стихов “Четки”, в которую вошло стихотворение “Я научилась просто, мудро жить…”, написанное во Флоренции (1912), где они отдыхали вместе с Н.Гумелевым 10 дней.(есть мнение, что стихотворение было написано по возвращении из Италии в Киеве в имении Литки, принадлежащем родственникам Ахматовой).

(Чтение стихотворения “Я научилась просто, мудро жить”.) (Приложение 2)

914 год. В марте выходит вторая книга стихов “Четки”.

Казалось бы, в жизни А.Ахматовой все складывалось великолепно: брак с любимым человеком, признание, рождение сына. Но трагическая эпоха коснулась жизни каждого человека.

1914 год. Первая Мировая война. Н.Гумилев в армии. Переписка.

(Подготовленный ученик читает стихотворение “Ты письмо мое, милый, не комкай…”) (Приложение 3)

В 1915 году появляется стихотворение “Молитва” (1915г). (Приложение 4)

Предварительные вопросы:

  • К кому обращено стихотворение?
  • Какую жертву она готова принести?
  • Во имя чего приносится эта жертва?

Кровная связь с Россией ощущалась особенно резко в самые трудные времена, начиная с первой мировой войны. М.Цветаева называла А.Ахматову “музой плача”.

Революция и Гражданская война. Отказ покинуть Россию.

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам…

Совсем не просты были отношения Ахматовой с родиной. Здесь она испытала страдания и муки, разделила боль с народом, голосом которого по праву стала. Но для Ахматовой слова “Родина” и “власть” никогда не были синонимами. Для нее не было выбора – уехать из России или остаться. Она считает бегство предательством:

В сентябре 1917 года увидела свет книга стихов “Белая стая”.

Я улыбаться перестала,
Морозный ветер губы студит,
Одной надеждой меньше стало,
Одною песней больше будет.

Трагическая судьба России пережита Ахматовой вместе с ней, она разделила участь своей родины.

Уже в первые послереволюционные годы имя Ахматовой часто противопоставлялось именам поэтов революционной России.

В 1921 год… Напечатана книга стихов “Подорожник”.

Волна сталинских репрессий накрыла и Ахматову. На похоронах А.А.Блока Ахматова узнает, что арестован муж, Николай Гумелев, якобы за участие в контрреволюционном заговоре. (Дело было сфабриковано органами ВЧК). Вскоре он был расстрелян.

1922. Напечатана книга стихов “Anno Domini”.

Середина 20-х…

1-й ученик: “С середины 20-х годов мои новые стихи почти перестали печатать, а старые – перепечатывать”.

2-й ученик: “С 1925 г. ЦК вынес постановление (не опубликовано в печати) об изъятии меня (имеется ввиду стихи Ахматовой) из обращения”

1935 год. Арест единственного сына Анны Ахматовой Льва Николаевича Гумелева (его арестовывали трижды – в 1935. 1938 и 1940 годах). После ареста сына в 1938 г. Ахматова начала поэму “Реквием”.

Массовые репрессии в стране, личные трагедийные события вызвали к жизни это произведение.

“ В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то “опознал” меня. Тогда, стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):

– А это вы можете описать?

И я сказала:

Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом”.

Пять лет с перерывами работала Ахматова над этим произведением. Создавалась поэма в нечеловеческих условиях.

Стихи жили в памяти друзей и близких, так как на бумаге оставлять их было опасно. Ахматова, как вспоминает Лидия Чуковская, говорила: “ “Реквием” наизусть знали 11 человек, и никто меня не выдал”.

Основные мотивы поэмы – память, горечь забвения, немыслимость, невозможность смерти, мотив распятия, евангельской жертвы.

Поэма сложилась из отдельных стихотворений, созданных в основном в предвоенный период. Окончательно эти стихи были скомпонованы в единое произведение лишь осенью 1962 года, когда оно было впервые написано на бумаге.

При знакомстве с поэмой ее структурными частями поражает чересполосица дат: “Вместо предисловия” датировано 1957 годом, эпиграф “Нет, и не под чуждым небосводом...” – 1961-м, “Посвящение” – 1940-м, “Вступление” – 1935-м

Известно также, что вариант “Эпилога” был продиктован автором подруге Л. Д. Большинцовой в 1964 году. Следовательно, даты эти – лишь разные знаки того, что к этому творению Ахматова обращалась на протяжении тридцати последних лет жизни. Важно уметь отвлечься от этих цифр и воспринимать “Реквием” как целостное произведение, продиктованное трагедийным временем.

Слово “Реквием” переводится как “заупокойная месса”, как богослужение по умершему. Одновременно это – обозначение траурного музыкального произведения.

Уже в 1961 году поэме был предпослан эпиграф, строго, но точно отразивший гражданскую и творческую позицию автора:

“Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл,
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был”.(1961

)

Здесь дважды повторяется слово “чуждый”, дважды – слово “народ”. Выражена идея сплочения судеб народа и его поэта.

Название – “Реквием” – настраивает на торжественно-траурный лад, оно связано со смертью, скорбным молчанием, которое пропорционально непомерности страдания.

Работа с текстом. Чтение произведения

  1. “Посвящения"
  2. “Вступление”
  3. I. Уводили тебя на рассвете …(Приложение 5).
    II. Тихо льется тихий Дон…
  4. Учащиеся читают отрывок “Семнадцать месяцев кричу…” (V ч.) (Приложение 6).

Для спасения сына Ахматова написала стихи ко дню рождения И.Сталина, обратилась к нему с просьбой. Вскоре освобожденный, сын вновь был арестован, во время войны воевал на фронте до победного конца, а в 1949 году его посадили в третий раз, и лишь в мае 1956 года он оказался на свободе/

(Чтение поэмы VI–X гл. и эпилога.)

Последняя глава – самая длинная. В ней представлена история истерзанной души народа: одна половина его в тюрьмах – это мужья и сыновья, другая половина в тюремных очередях, это матери и жены – вся Россия. О палачах ни слова – они не заслужили слов, но заслужили забвение.

В последней главе мощный хор женского не крика, не плача – воя. Эта глава не дает надежды и не обещает перемен: “отняли список и негде узнать”.

И только Память и эта поэма – главные помощники, то, без чего невозможно сохранить верность прошлому ради будущего.

1941год. Великая Отечественная война. Блокада Ленинграда.

В начале войны Ахматова оставалась в блокадном Ленинграде, затем ее эвакуировали в Ташкент, и уже в 1944 году Ахматова вернулась в освобожденный Ленинград.

В годы Великой Отечественной войны Ахматова видит свое назначение в том, чтобы стать голосом мужества и скорби, разделить горе своей страны.

Родина, в стихотворениях этого периода, отождествляется с русской речью с родным словом, с самым дорогим, за что стоит бороться, что надо жертвенно отстаивать. И если Ахматова говорит “мы” – это голос всего народа, объединенного Словом.

Точкой опоры для Ахматовой всегда оставалась родная земля и всею жизнью она была связана с Петербургом. Каждая черточка его облика – важная деталь, подробность ее судьбы.

В 1946 году была открыта кампания против Ахматовой, организована травля: в выступлении А. Жданова и последовавшем за этим Постановлении ЦК ВКП(б) “О журналах “Звезда” и “Ленинград” поэзия Ахматовой объявлялась чуждой народу, враждебной ему.

Вместе с Ахматовой под пресс власти попал и М. Зощенко. Оба были исключены из Союза писателей, лишены средств к существованию, оказались изгоями в собственной стране. Тираж уже напечатанного в 1946 году сборника стихов А.Ахматовой был уничтожен.

Ей пришлось жить буквально в сторожке, будке, в пригороде Комарово. Но и здесь у нее были друзья, ученики. Один из них – И.Бродский – стал лауреатом Нобелевской премии. В 1956 году был освобожден сын. А.Ахматова снова начинает печататься.

5 марта (в день рождения Сталина!) 1966 года Анны Ахматовой не стало. Но, видимо, даже мертвый, настоящий поэт опасен для недостойных правителей. В поэме “Реквием” устами поэта гласит народ, об этом говорится впрямую: “И если зажмут мой измученный рот, // Которым кричит стомильонный народ…”

В “Эпилоге” как бы смыкаются функции поэта и поэзии с идеей великого заступничества за людей. А это и есть великое наследие русской литературы, которое делает Ахматову национальным, народным поэтом. На могиле Ахматовой нет грандиозного памятника, только самодельный крест. Она не нуждается в монументах. Вечным и самым прочным памятником стала ее жизнь и ее стихи.

“Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя с временем, с новой жизнью моего народа Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны”. (Приложение 7)

И еще одна заслуга есть у Анны Ахматовой. “Я научила женщин говорить… Но, Боже, как их замолчать заставить!” Действительно, с приходом в литературу Анны Ахматовой, появились поэтессы: Марина Цветаева, Римма Казакова, Бэла Ахмадуллина и многие, многие другие.

IV. Домашнее задание. Письменно проанализировать понравившееся стихотворение Ахматовой.

Литература:

  1. Конспекты уроков для учителя литературы: 11 кл.: Серебряный век русской поэзии: В 2 Ч. /Под ред. Л.Г.Максидоновой . – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.– Ч.2.
  2. Русская литература: Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы.– 3-изд. – М., Дрофа, 2001г.
  3. Экзаменационные вопросы и ответы. Литература. 9 и 11 выпускные классы. Учебное пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002.
  4. Павловский А.И. Анна Ахматова // Литература в школе. – 2005. – № 1.

Приложение.

1. Сжала руки под темной вуалью…
“Отчего ты сегодня бледна?”
– Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел шатаясь,
Искривился мучительный рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: “Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру”.
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: “Не стой на ветру”.

2. Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетавшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.

3. Ты письмо мое, милый, не комкай,
До конца его друг прочти.
Надоело мне быть незнакомкой,
Быть чужой на твоем пути.
Не гляди так, не хмурься гневно.
Я любимая, я твоя.
Не пастушка, не королева
И уже не монашенка я –
В этом сером, будничном платье,
На стоптанных каблуках…
Но, как прежде, жгуче объятья,
Тот же страх в огромных глазах.
Ты письмо мое, милый, не комкай,
Не плачь о заветной лжи,
Ты его в твоей бедной котомке
На самое дно положи.
1912 г. Царское Село

4. Молитва.
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар –
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей

5. I
Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В темной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.
На губах твоих холод иконки,
Смертный пот на челе… Не забыть!
Буду я, как стрелецкие женки,
Под кремлевскими башнями выть.
Ноябрь. 1935. Москва.

II.
Тихо льется тихий Дон,
Желтый месяц входит в дом.
Входит в шапке набекрень.
Видит желтый месяц тень.
Эта женщина больна,
Эта женщина одна.
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.
1938

6. Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой, Кидалась в ноги палачу,
Ты сын и ужас мой.
Все перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать.
И только пышные цветы,
И звон кадильный, и следы
Куда-то в никуда.
И прямо мне в глаза глядит
И скорой гибелью грозит
Огромная звезда.
1939

“Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны”.

Анна Андреевна Горенко родилась 11 (23) июня 1889 года под Одессой(Большой Фонтан). Отец был в то время отставной инженер- механик флота. Годовалым ребёнком она была перевезена на север – в Царское Село. Там прожила до шестнадцати лет. Презентация Долбиной Елизаветы


«…Мои первые воспоминания – царскосельские: зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в «Царскосельскую оду». Каждое лето я проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самое сильное впечатление этих лет – древний Херсонес, около которого мы жили…» Презентация Долбиной Елизаветы


«…Читать я училась по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, я тоже начала говорить по-французски. Первое стихотворение я написала, когда мне было одиннадцать лет. Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина («На рождение порфирородного отрока» и Некрасова «Мороз, Красный нос».) Эти вещи знала наизусть моя мама…» Презентация Долбиной Елизаветы


«…Училась я в Царскосельской женской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно. В 1905 году мои родители расстались, и мама с детьми уехала на юг. Мы целый год прожили в Евпатории, где я дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу и писала великое множество беспомощных стихов. Отзвуки революции Пятого года глухо доходили до отрезанной от мира Евпатории. Последний класс проходила в Киеве, в Фундуклеевской гимназии, которую и окончила в 1907 году. Я поступила на юридический факультет Высших женских курсов в Киеве…»




Дважды была в Париже, путешествовала по Италии. Впечатления от этих поездок, от знакомства в Париже с Амедео Модильяни оказали заметное влияние на творчество поэтессы. Презентация Долбиной Елизаветы




В 1914 весной впервые вышли «Чётки» в издательстве «Гиперборей» немалым по тем временам тиражом 1000 экземпляров. До 1923 года было выдержано ещё 8 переизданий. В 1917 третья книга, «Белая стая», вышла в издательстве «Гиперборей» тиражом в 2000 экземпляров. Презентация Долбиной Елизаветы


В августе 1918 состоялся развод с Гумилёвым и она вышла замуж за учёного-ассириолога и поэта Владимира Шилейко. Презентация Долбиной Елизаветы После Октябрьской революции Ахматова не покинула Родину. В стихотворениях этих лет (сборники "Подорожник" и "Anno Domini MCMXXI", оба 1921 года) скорбь о судьбе родной страны сливается с темой отрешенности от суетности мира.




В трагические е годы Ахматова разделила судьбу многих своих соотечественников, пережив арест сына, мужа, гибель друзей, свое отлучение от литературы партийным постановлением 1946 г. с сыном Львом Презентация Долбиной Елизаветы




Многозначительная недосказанность становится одним из художественных принципов позднего творчества Ахматовой. На нем строилась поэтика итогового произведения "Поэмы без героя" (), которой Ахматова прощалась с Петербургом 1910-х. Презентация Долбиной Елизаветы


1962 Анна Андреевна номинирована на Нобелевскую премию по литературе. В 1964 г. она стала лауреатом международной премии "Этна-Таормина", в 1965 г. обладателем почетной степени доктора литературы Оксфордского университета. Презентация Долбиной Елизаветы


Ахматова умерла в поселке Домодедово, 10 марта Уже после ее смерти, в 1987, во время Перестройки, был опубликован трагический и религиозный цикл "Реквием", написанный в (дополнен). Презентация Долбиной Елизаветы

Слайд 1

Анна Андреевна Ахматова

Выполнила: Овчинникова. В. 9-в Проверила: Хиукова. В.Н.

Слайд 2

Слайд 3

Ахматова Анна Андреевна (настоящая фамилия - Горенко) родилась в семье морского инженера, капитана 2-го ранга в отставке на ст. Большой Фонтан под Одессой. Через год после рождения дочери семья переехала в Царское Село. Здесь Ахматова стала ученицей Мариинской гимназии, но каждое лето проводила под Севастополем.

Слайд 5

25 апреля 1910 г. "за Днепром в деревенской церкви" она обвенчалась с Н. С. Гумилевым, с которым познакомилась в 1903 г. В 1907 г. Свой медовый месяц Ахматова провела в Париже, затем переехала в Петербург и с 1910 по 1916 г. жила в основном в Царском Селе.

Слайд 6

Книги Ахматовой

Печаль, которой дышали стихи "Вечера", казалась печалью "мудрого и уже утомленного сердца" и была пронизана "смертельным ядом иронии" "Четки" (1914) книга Ахматовой, продолжала лирический "сюжет" "Вечера". Вокруг стихов обоих сборников, объединенных узнаваемым образом героини, создавался автобиографический ореол, что позволяло видеть в них то "лирический дневник", то "романлирику".

Слайд 7

После "Четок" к Ахматовой приходит слава. Ее лирика оказалась близка не только "влюбленным гимназисткам", как иронично замечала Ахматова. Среди ее восторженных поклонников были поэты, только входившие в литературу, - М. И. Цветаева, Б. Л. Пастернак. Более сдержано, Но все же одобрительно отнеслись к Ахматовой А. А. Блок и В. Я. Брюсов. В эти годы Ахматова становится излюбленной моделью для многих художников и адресатом многочисленных стихотворных посвящений. Ее образ постепенно превращается в неотъемлемый символ петербургской поэзии эпохи акмеизма.

Слайд 8

Первая мировая война

В годы первой мировой войны Ахматова не присоединила свой голос к голосам поэтов, разделявших официальный патриотический пафос, однако она с болью отозвалась на трагедии военного времени Сборник "Белая стая", вышедший в сентябре 1917 г., не имел столь шумного успеха, как предыдущие книги.

Слайд 9

С 1924 г. Ахматову перестают печатать. В 1926 г. должно было выйти двухтомное собрание ее стихотворений, однако издание не состоялось, несмотря на продолжительные и настойчивые хлопоты. Только в 1940 г. увидел свет небольшой сборник "Из шести книг", а два следующих - в 1960-е годы

Слайд 10

Трагические годы

В трагические 1930 - 1940-е годы Ахматова разделила судьбу многих своих соотечественников, пережив арест сына, мужа, гибель друзей, свое отлучение от литературы партийным постановлением 1946 г. Самим временем ей было дано нравственное право сказать вместе со "стомилльонным народом": "Мы ни единого удара не отклонили от себя".

Слайд 12

5 марта 1966 г. Ахматова умерла в поселке Домодедово, 10 марта после отпевания в Никольском Морском соборе прах ее был погребен на кладбище в поселке Комарове под Ленинградом. Уже после ее смерти, в 1987, во время Перестройки, был опубликован трагический и религиозный цикл "Реквием", написанный в 1935 - 1943 (дополнен 1957 - 1961).

Слайд 13

Только после смерти в Санкт-Петербурге открыли музей имени Анны Андреевны Ахматовой. В доме в котором и жила сама писательница, там и находятся все личные вещи.

Анна Горенко (Ахматова - псевдоним, взятый, по
собственным словам, в честь прабабушки, татарской
княжны Ахматовой) родилась 11 (23) июня 1889 года под
Одессой (Большой Фонтан). Её отец был в то время
отставной инженер-механик флота. Годовалым ребенком
она была перевезена на север - в Царское Село. Там она
прожила до шестнадцати лет.
Одесса. Мемориальная
доска Ахматовой
Царское Село в жизни Ахматовой значило
очень много, его воздействие на ее душу и
поэтический дар было огромным. Это –
поэтическая родина великого поэта – Пушкина.
По ее признанию, она все время ощущала его
живое присутствие, ведь они были тогда, можно
сказать, ровесниками: он – лицеист, она –
гимназистка.

В 1905 г. после развода
родителей Ахматова с
матерью переехала в
Евпаторию. В 1906-1907гг.
она училась в выпускном
классе КиевоФундуклеевской
гимназии, в 1908-1910 гг. на юридическом
отделении Киевских
высших женских курсов.

В 1910 г. (25 апреля с.т.) Анна вышла замуж за Н.С. Гумилева, свой
медовый месяц Ахматова провела в Париже, затем переехала в Петербург
и с 1910 по 1916 г. жила в основном в Царском Селе.
Он любил три вещи на свете:
За вечерней пенье, белых павлинов
И стертые карты Америки.
Не любил, когда плачут дети,
Не любил чая с малиной
И женской истерики.
… А я была его женой.
Она светла в часы томлений
И держит молнии в руке,
И четки сны ее, как тени
На райском огненном песке.

Стихи Ахматова начала писать с 11 лет. Ее первый сборник
«Вечер» поразил читателей и ценителей – профессионалов своей
необычностью и совершенством. Неизвестная молодая поэтесса вошла в
круг своих блистательных современников (А. Блок, В.Брюсов, А.
Белый, З.Гиппиус, М. Волошин). По ее выражению, в 1910 г.
обозначился кризис символизма, и она сделалась «акмеисткой». Цвета,
запахи, обыденно-обрывочная речь, сам мир – все было бережно и
вместе с тем преображенно перенесено в стихи, выражено зримо, точно,
лаконично. Поэтому критики говорили о близости ее стихов с русским
психологическим романом ХIХ столетия.

«Вечер», «Четки», «Белая
стая», «Подорожник» - это
книги любовной лирики.
Любовная драма
изображалась Ахматовой в
сфере почти обыденной:
достоверность жестов и
поведения, но при этом –
недосказанность,
недомолвленность,
исповедальность интонаций
создавала атмосферу
молчаливой
напряженности.
Ахматовская речь
проступает сквозь
молчание. Ни тогда, ни
раньше никто так не писал.

А. Ахматова из всех поэтесс начала
века произвела самое сильное
впечатление. Тонкая, высокая.
Стройная, с гордым поворотом
маленькой головки, закутанная в
цветистую шаль, Ахматова походила
на гитану. Нос с горбинкой, темные
волосы, на лбу подстрижены, на
затылке подхвачены высоким
испанским гребнем. Небольшой,
тонкий, не часто улыбавшийся рот.
Темные суровые глаза. Ее нельзя
было не заметить. Мимо нее нельзя
было пройти, не залюбовавшись ею.
На литературных вечерах молодежь
бесновалась, когда Ахматова
появлялась на эстраде. Она делала
это хорошо, умело, с сознанием своей
женской обаятельности, с величавой
уверенностью художницы, знающей
себе цену.

Известие о начале первой мировой войны Ахматова встретила в небольшой усадьбе Гумилёвых Слепнево. Это « тверская скудная земля» вошла в ст

Известие о начале первой мировой войны Ахматова встретила в
небольшой усадьбе Гумилёвых Слепнево. Это « тверская скудная
земля» вошла в стихи. Как тогда же вошла в её судьбу историяначавшаяся война; запомнилось и испепеляющее в июле 1914 землю
солнце. Семейная жизнь не складывалась, но когда в августе 1914 года
Гумилев ушёл добровольцем на войну, мысль о нем прорвется в стихах,
что звучат как молитва о спасении воина:
« И плакать грешно, и томиться грешно
В милом родном дому!»

Трагические годы

В трагические 1930 - 1940-е годы
Ахматова разделила судьбу
многих своих соотечественников,
пережив арест сына, мужа, гибель
друзей, свое отлучение от
литературы партийным
постановлением 1946 г. Самим
временем ей было дано
нравственное право сказать
вместе со "стомилльонным
народом":
"Мы ни единого удара не отклонили
от себя".

В 1946 году была открыта кампания против Ахматовой: её поэзия объявлялась чуждой народу, враждебной ему, а в адрес поэтессы шли уничижительны

В 1946 году была открыта кампания против Ахматовой: её поэзия
объявлялась чуждой народу, враждебной ему, а в адрес поэтессы
шли уничижительные слова. Для Ахматовой наступила самая
тяжелая пора. Исключенная из союза писателей, лишенная средств
к существованию, подвергаемая гонениями, она оказывается изгоем
в родной стране. Был уничтожен весь тираж уже напечатанного в
1946 году сборника её стихов, была мучительная нищета.

Запрет с её имени был снят в 50-х годах. На склоне дней вклад Ахматовой в русскую и мировую поэзию был по достоинству оценен присуждением в 1964

г. международной премии « Этна – Таормина»,
которую в торжественной обстановке вручили ей на Сицилии, а в
следующем году – почетной степени доктора старейшего в Англии
Оксфордского университета.

5 марта 1966 г.
Анна Андреевна Ахматова
умерла в поселке Домодедово,
10 марта после отпевания в
Никольском Морском соборе прах
поэтессы был погребен на
кладбище в поселке Комарово под
Ленинградом.
Уже после ее смерти, в 1987, во
время Перестройки, был
опубликован трагический и
величественный цикл "Реквием",
написанный в 1935 - 1943г.г.
(дополнен в 1957 - 1961).