Что означает готовность к школьному обучению. Лекция "готовность ребенка к школьному обучению"

Готовность к школе — это совокупность определенных свойств и способов поведения (компетентностей) ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения.

Л.И. Божович указывала, что готовность к обучению в школе - это совокупность определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.

Термин «психологическая готовность к школьному обучению» («готовность к школе», «школьная зрелость») используется в психологии для обозначения определенного уровня психического развития ребенка, по достижении которого его можно учить в школе. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе - комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника.

Психологическая готовность к школе означает, что ребенок может и хочет учиться в школе.

Структура психологической готовности ребенка к школе

В структуре психологической готовности ребенка к школе принято выделять:

- Личностная готовность (готовность ребенка к принятию позиции школьника)

- Интеллектуальная готовность ребенка к школе (наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов)

Эмоционально- волевая готовность (ребенок должен уметь ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации)

Социально-психологическая готовность (наличие у ребенка нравственных и коммуникативных способностей).

Интеллектуальная готовность - наличие у ребенка кругозора , запаса конкретных знаний , необходимого уровня развития познавательных процессов : памяти, мышления, воображения. Интеллектуальная готовность предполагает также соот-ветствующее речевое развитие , формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности , в частности, умение выделить учебную задачу.

Познавательная готовность - развитость познавательных процессов: восприятия, внимания, во-ображения, памяти, мышления и речи.

Развитость восприятия проявляется в его избирательности, ос-мысленности, предметности и высоком уровне сформированности перцептивных действий.

Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, распределением, переключаемостью. Трудности, с которыми на практике сталкиваются дети в начале обучения в школе, связаны именно с недостаточностью развития внимания, о его совершенствовании необходимо заботиться в пер-овую очередь, готовя дошкольника к обучению.


Для того чтобы ребенок мог хорошо усваивать школьную программу, необходимо, чтобы его память стала произвольной, чтобы ребенок располагал различными эффек-тивными средствами для запоминания, сохранения и воспроизведения учебного материала.

Почти все дети, много и разнообразно играя в дошкольном возрасте, обладают хорошо развитым и богатым воображением. Основные проблемы, возникающие в начале обучения, касаются связи воображе-ния и внимания, способности регулировать образные представле-ния через произвольное внимание, а также усвоения абстрактных понятий, которые ребенку трудно вообразить и представить.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов. При поступлении в школу мышление должно быть развито и представлено во всех трех основных формах: наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической.

У ребенка должны быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных. Уровень развитости словесно-логического мышления должен позволять ребенку обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существен-ные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы.

На практике мы нередко сталкиваемся с ситуацией, когда, обладая способностью хорошо решать задачи в наглядно-действен-ном плане, ребенок с большим трудом справляется с ними, когда эти задачи представлены в образной и тем более словесно-логической форме. Бывает и наоборот: ребенок сносно может вести рассужде-ния, обладает богатым воображением, образной памятью, но не в состоянии успешно решать практические задачи из-за недостаточ-ной развитости двигательных умений и навыков.

К таким индивидуальным различиям в познавательных процес-сах необходимо относиться спокойно, так как они выражают собой не столько общее недоразвитие ребенка, сколько его индивидуаль-ность, проявляющуюся в том, что у ребенка может доминировать один из типов восприятия окружающей действитель-ности: практический, образный или логический. В начальный пе-риод учебной работы с такими детьми следует опирать-ся на те стороны познавательных процессов, которые у них более всего развиты, не забывая, конечно, о необходимости параллель-ного совершенствования остальных.

Речевая готовность детей к обучению проявляется в их умении пользоваться словом для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средства общения и предпо-сылки к усвоению письма . Об этой функции речи следует прояв-лять особую заботу в течение среднего и старшего дошкольного детства, так как развитие письменной речи существенно определяет прогресс интеллектуального развития ребенка.

Личностная готовность детей к обучению предполагает наличие у ребенка выраженного интереса к учению , к приобретению знаний, умений и навыков, к по-лучению новой информации об окружающем мире. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешними атрибутами, а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.

Говоря о мотивационной готовности детей к учению, следует иметь в виду потребность в достижении успехов, соответст-вующие самооценку и уровень притязаний. Потребность достижения успехов у ребенка должна доминировать над боязнью неудачи. В учении, общении и практической деятельности, предполагающих соревнование с другими людьми, дети должны проявлять как мож-но меньше тревожности. Важно, чтобы их самооценка была адекват-ной, а уровень притязаний был соответствующим реальным возмож-ностям, имеющимся у ребенка.

Условия школьного обучения требуют от ребенка определенного уровня произвольности действий , умения организовать свою двигательную активность, действовать в соответствии с указаниями взрослого. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять не только своим поведением, но и познавательной деятельностью, эмоциональной сферой.

Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предпола-гает адекватное отношение ребенка к своим способностям, резуль-татам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития са-мосознания. Самооценка школьника не должна быть завышенной и недифференцированной. Если ребенок заявляет, что он «хороший», его рисунок «самый хороший» и поделка «лучше всех» (что типично для дошкольника), нельзя говорить о личност-ной готовности к обучению.

Социально-психологическая готовность - наличие у ребенка навыков социального общения , умений устанавливать взаимоотношения с другими детьми, умения войти в детское общество, уступать и защищаться. Ребенок должен уметь согласовывать свои действия со сверстниками, регулируя свои действия на основе усвоения общественных норм поведения.

Немаловажное значение для успехов в учении имеют коммуни-кативные черты характера ребенка , в частности его общительность, контактность, отзывчивость и покладистость, а также волевые черты личности: настойчивость, целеустремленность, упорство и др.

Для ребенка, посту-пающего в школу, важно отношение к учителю , сверстникам и самому себе. В конце дошкольного возраста должна сложиться та-кая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение (по М.И. Лисиной ). Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Его тре-бования выполняются, на его замечания не обижаются, напротив, стараются исправить ошибки, переделать неверно выполненную работу. При таком умении отнестись ко взрослому и его действи-ям как к эталону дети адекватно воспринимают позицию учителя, его профессиональную роль.

Классно-урочная система обучения предполагает не только осо-бые отношения ребенка с учителем, но и специфические отноше-ния с другими детьми . Учебная деятельность по сути своей — деятельность коллективная. Ученики должны учиться деловому общению друг с другом, умению успешно взаимодействовать, вы-полняя совместные учебные действия. Новая форма общения со сверстниками складывается в самом начале школьного обучения. Все сложно для маленького ученика — начиная с простого умения слушать ответ одноклассника и кончая оценкой результатов его действий, даже если у ребенка был большой дошкольный опыт групповых занятий. Такое общение не может возникнуть без опре-деленной базы.

Психологическую готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе и к учению по всем описанным характеристикам на практике может установить только комплексное психодиагностическое обследование. Оно может быть осуществлено профессионально подготовленными психологами, работающими в системе образования, совместно с учителями-предметниками и воспитателями. Данная задача должна решаться работниками школьной психологической службы.

Типология психического развития детей при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту. Варианты психологической неготовности к школьному обучению.

Типология психического развития детей при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту основана на различиях в поведении детей в учебных ситуациях, в отношениях с учителем, восприимчивости разных детей к содержанию учебных занятий. Дети, для которых школьная действительность выступает в роли учебной ситуации, наиболее готовы к школе. Среди них можно выделить два типа: предучебный и учебный .

Дети учебного типа вполне готовы к школе. Их развитие определяется учебной деятельностью. Главным регулятором их поведения является содержание задачи, им и определяется отношение с учителем. Ребенок учебного типа может одинаково успешно анализировать содержание учебной задачи как в присутствии взрослого, так и самостоятельно. Мотивация этих детей преимущественно учебная или социальная, внутренняя позиция характеризуется сочетанием ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.

Для детей предучебного типа учебная ситуация выступает в неразрывной связи своих элементов. Эти дети готовы решать посильные учебные задания, но лишь в присутствии взрослого - учителя. Эти дети одинаково внимательно относятся ко всем указаниям учителя, будь то содержательное задание или, скажем, просьба вымыть доску. Все происходящее в школе для них одинаково значимо. Внутренняя позиция предучебного типа характеризуется общим положительным отношением к учению, началами ориентации на содержательные моменты школьно-учебной действительности. Это в целом благоприятный вариант начала школьного обучения, однако он таит в себе одну опасность - фиксацию на формальных, несодержательных моментах обучения (превращение в псевдоучебный тип).

Псевдоучебный тип принятия школьной действительности является неблагоприятным, дети такого типа характеризуются некоторой интеллектуальной робостью. От учителя такой ребенок ожидает всегда конкретных указаний, он отказывается анализировать содержание задания и стремится лишь копировать образцы. Коррекция этого варианта трудна, она требует изменения ситуации обучения, введения творческих заданий, использования групповых форм обучения, игровых методов проведения уроков. Большая часть учебного времени на уроке должна быть посвящена содержательному обсуждению различных способов решения задач.

Коммуникативный тип возникает у детей, склонных к демонстративности, страдающих дефицитом внимания. Их поведение направлено на привлечение внимания взрослого, при этом ребенок готов говорить о чем угодно, лишь бы продлить ситуацию общения.

Источником демонстративности, ярко проявляющейся уже в дошкольном возрасте, обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а, наоборот, наиболее избалованными детьми.

В случае учебной деятельности демонстративность может приобретать негативное значение. Например, если первоклассник учится не блестяще и не вызывает восхищения своими школьными успехами, он начинает удовлетворять повышенную потребность во внимании другими способами. Его поведение приобретает негативную социальную окраску: театрально, аффективно нарушаются принятые в школе правила поведения, может проявляться агрессивность. Негативизм распространяется не только на нормы школьной дисциплины, но и на чисто учебные требования учителя. Не принимая учебные задачи, периодически «выпадая» из процесса обучения, ребенок не может овладеть необходимыми знаниями и способами действий, успешно учиться.

Коррекция коммуникативного типа затруднена. В условиях школы необходимо воздерживаться от порицания. Любое наказание рассматривается ребенком как проявление внимания к себе. Единственный способ уменьшить трудность ситуации - не замечать вызывающего поведения ребенка, всячески поощряя его за любую содержательную работу.

Дети дошкольного типа совершенно не готовы к обучению в условиях школы - обычная ориентация обучения ими не принимается. Однако такие дети могут вполне успешно обучаться в игровой форме. Характерным диагностическим признаком этих детей является их отношение к собственным ошибкам. Сами своих ошибок они не замечают, а если на них указать - не соглашаются исправлять, говоря что так даже лучше. Дети дошкольного типа осложняют проведение урока: могут встать, пойти по классу, залезть под парту и т.д. Таким детям рекомендуется индивидуальная игровая форма обучения. Если созданы щадящие условия, то ко 2-му классу ребенок вполне сможет включиться в учебную ситуацию.

Задача выявления возможных психологических причин задержек в развитии детей предполагает решение трех взаимосвязанных вопросов.

Первый из них касается методов, позволяющих ориентироваться в массе детей и выявлять тех из них, кто отстает в учении по причине особенностей психического развития, не связанных со способностями.

Педагогически запущенных детей;

Имеющих хорошие, но недостаточно развитые задатки;

Отстающих по причине неспособности усваивать школьную программу;

Не имеющих необходимых задатков и не успевающих из-за врожденных или приобретенных в результате болезни анатомо-физиологических дефектов.

Наконец, надо отыскать научно обоснованные методы, позволяющие предсказать дальнейшее развитие ребенка, отнесенного к одной из этих групп. Все это требует глубокой и разносторонней психодиагностики ребенка.

Психологическую готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе и к учению по всем описанным характеристикам на практике может установить только комплексное психодиагностическое обследование. Данная задача должна решаться работниками школьной психологической службы.

Варианты психологической неготовности

При личностной неготовности детей к школе у учителя возникает крайне сложный комплекс проблем. Ученики с личностной неготовностью к обучению, проявляя детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая руки и перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами. Кроме того, они обычно включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а в остальное время отвлекаются, не следя за происходящим в классе. Такие дети нарушают дисциплину, что разрушает их собственную учебную работу и мешает остальным ученикам. Имея завышенную самооценку, они обижаются на замечания. Мотивационная незрелость , присущая этим детям, часто влечет за собой пробелы в знаниях, низкую продуктивность учебной деятельности.

Преобладающая интеллектуальная неготовность к обучению непосредственно приводит к неуспешности учебных действий, невозможности понять и выполнить все требования учителя и, следовательно, к низким оценкам. Это, в свою очередь сказывается на мотивации: то, что хронически не получается, ребенок делать не хочет.

Поскольку психологическая готовность к школе - целостное образование, то отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание и искажение в развитии других.

Если ребенок готов к школьному обучению, то можно с уверенностью говорить о том, что учеба для него будет увлекательна, а полученными достижениями он будет гордиться и стремиться еще к лучшему результату.

Психологи и педагоги, описывая понятие «готовность к школьному обучению», говорят о том, что ребенок «созрел» для данной деятельности только в том случае, если он имеет не только отдельные знания и умения, необходимые для поступления в школу. А когда его мотивационная, личностная сфера, готовы к ней. Когда он имеет четкую «внутреннюю позицию школьника». А также, он владеет волевой, интеллектуальной готовностью. Ребенок к поступлению в школу должен иметь высокий уровень зрительно-моторной координации, то есть для него не должно доставлять труда осуществление какой- либо двигательной деятельности под контролем зрительного анализатора.

Понятие «готовность ребенка к школьному обучению» не такое простое, как кажется на первый взгляд

Готовность к школе является очень сложным понятием, в котором можно выделить следующие компоненты :

  1. мотивационная или личностная готовность ребенка к школьному обучению заключается в том, что ребенок может принять внутреннюю позицию ученика. Для этого необходим высокий уровень развития мотивационной сферы малыша. Он должен иметь способность к произвольному управлению своей деятельностью. А развитие познавательных интересов ребенка должно представлять собой четкие мотивы с высокоорганизованной учебной мотивацией. Здесь следует также учитывать уровень развития эмоциональной сферы ребенка и его эмоциональную устойчивость.
  2. интеллектуальная готовность ребенка к школьному обучению предполагает у него определенный набор представлений об окружающем мире и знаний. Он должен иметь конкретные предпосылки к формированию учебной деятельности.
  3. социально-психологическая готовность ребенка к школьному обучению включает в себя развитие таких качеств, благодаря которым он мог бы взаимодействовать с учителем и детьми.
«Кризис семи лет» и его значение для готовности к школьному обучению

Возраст семи лет был выбран для начала обучения в школе совершенно не случайно. Еще Л. С. Выготский указывал, на то, что в это время начинается «утрата детской непосредственности - начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка».

В поведении ребенка начинает проявляться ярко выраженная негативная симптоматика кризиса. Ваш замечательный малыш вдруг становится негативно настроенным почти на все, его упрямство и строптивость доходят до «предела вашего терпения». Ему становится свойственна нелепость, нарочитость, искусственность поведения, а вертлявость и паясничанье становятся ежедневными спутниками.

Ребенок к семи годам перестает быть наивным и непосредственным, он становятся менее понятным для собственных родителей. Причиной тому становится приобретение такого психологического новообразования, как разделение в сознании малыша внутренней и внешней жизни.

До семи лет малыш поступает в соответствии со своими переживаниями. Поведение ребенка в этот период имеет схему: «захотел-сделал ».

В возрасте семи лет поведение малыша становится осознанным и его можно описать следующей схемой: «захотел – осмыслил - сделал ». Осознание и осмысление всего происходящего включается во все сферы жизни ребенка старшего дошкольного возраста: он четко начинает понимать отношение к себе окружающих людей и свое отношение к ним, к самому себе, результаты своей деятельности и т.д.

Но следует учитывать, что осознание и осмысление у ребенка старшего дошкольного возраста еще очень малы.
В старшем дошкольном возрасте появляется довольно четкое осознание своего социального «Я », у ребенка происходит формирование внутренней социальной позиции. Ребенок начинает понимать какое место он занимает в жизни, появляется осознанное стремление к изменению себя как личности.

Ребенок начинает терять интерес к дошкольным видам деятельности. В условиях школьного обучения это, проявляется в стремлении детей к социальному положению школьника. Ребенок радуется начавшемуся обучению, он ответственно относится к поручениям взрослых. Ребенок может взять на себя посильные обязанности и стать помощником в классе, семье.

Негативная симптоматика кризиса семи лет отчетливо наблюдается, если переход к новому социальному положению и новой деятельности своевременно не наступает (ребенка передерживают дома, в детском саду, устанавливают над ним гиперопеку).

Какое поведение присуще детям в старшем дошкольном возрасте?

Согласно подходам психологов к основным симптомам кризиса семи лет, поведение старшего дошкольника, характеризуется следующими особенностями:
  1. Потеря спонтанности и непосредственности поведения. Ребенок уже способен понимать, чем может обернуться лично для него реализация того или иного желания, против которого возражают старшие члены семьи или воспитатель в детском саду. Раньше ребенок действовал в значительной степени от своих желаний и потребностей, то на границе старшего дошкольного и младшего школьного возрастов впервые в жизни человека появляется возможность торможения импульсивных поведенческих реакций и оценки социальных последствий их спонтанности и непосредственности. Торможение и оценка зависят от степени развития сознания и самосознания ребенка, что определяется зрелостью лобной коры и ее связей со структурами лимбической системы, ответственной за субъективные эмоциональные реакции. Только понимание и положительное участие взрослых способствуют безущербному для развития ребенка прохождению кризисных периодов становления личности.
  2. Сложности и противоречия внутреннего мира. Эти проблемы проявляются в такой особенности поведения ребенка как манерничание и своеобразное кокетство. В ситуациях социальных конфликтов или сложного для себя выбора он часто начинает играть ту или иную роль, кого-то из себя изображая и при этом скрывая истинные свои мотивы чувства. Эта особенность поведения дошкольника еще раз служит знаком формирующегося самосознания и когнитивного компонента «Я-концепции».
  3. С первыми двумя особенностями поведения ребенка связан третий симптом кризиса семи лет – симптом «горькой конфеты». Старший дошкольник в конфликтах, когда ситуация складывается не в его пользу и ему угрожает социальное порицание, старается свое негативное эмоциональное состояние не проявлять открыто в виде слез, а скрыть его от окружающих.
Для чего нужен кризис 7 лет?

Все отмеченные проявления кризиса семи лет в своем развитии приводят к психологическим новообразованиям ребенка среди которых общими, по представлениям классических работ отечественных и зарубежных психологов, являются следующие изменения его личности:

  1. децентрация личности в форме осознания своей отделенности от других;
  2. начало произвольности поведения;
  3. начало произвольности познавательных процессов.
Какие изменения в личности ребенка происходят к седьмому году жизни?

Конкретные проявления этих существенных личностных новообразований определяются содержанием социальной ситуацией развития и особенностями истории формирования личности ребенка. К основным изменениям личности старшего дошкольника, так или иначе связанных с подготовкой к школе, относятся следующее:

  1. Изменения в мотивационно-потребностной системе. Важнейшая и новая черта в старшем дошкольном возрасте – это ее индивидуализация и оформление иерархической структуры. У каждого ребенка можно обнаружить ведущую потребность и сопряженные с ними мотивы, которые определяют его поведение и своеобразие личности.
  2. Изменение эмоциональной системы. Трансформация эмоциональных переживаний происходит за счет включения новых чувств: огорчение по поводу непонимания другими людьми, удовлетворение от хорошего и социально поощряемого поступка, эстетические удовольствия, эмпатия и сочувствие слабым и обиженным. Все названные чувства имеют социальное происхождение и формируются при накопление личного опыта общения с другими людьми, демонстрирующими образцы социального поведения и действия.
  3. Обогащение и развитие системы психологических защит. Возрастная динамика системы психологических защит связана с появлением и использованием высших эго-защитных механизмов, таких как: интроекция и проекция, компенсация, регулирующих адекватность социальных отношений не только с родителями, но и со сверстниками, а также позволяющих сохранять целостность формирующейся личности ребенка.
  4. Завершение первичного этапа формирования самосознания. Самосознание старшего дошкольника включает аффективный компонент «Я-образа» за счет формирования адекватных самооценок ребенка. В старшем дошкольном возрасте происходит «закладка» когнитивного компонента «Я-концепции» как результата накопленного социального опыта конфликтных отношений и решения своих жизненных задач.
  5. Развитие произвольности поведения.
В свою очередь, степень готовности к школьному обучению дошкольника – это в значительной мере вопрос социальной зрелости ребенка, приступая к систематическим занятиям, он должен быть готов не только к усвоению знаний, но и к существенной перестройке всего образа жизни, которая неизбежно связана с изменением его места в системе общественных отношений – принятием положения школьника.

Исследователи отмечают, что реализация ребенком социальной позиции школьника возможна только на основе формирования у него конкретных психических особенностей, обеспечивающих возможность приступить к изучению науки в логике науки, а также организовать свою деятельность и поведение, подчиняя их определенным образцам, правилам, моральным законам. О субъективной готовности к новой социальной позиции или наличии внутренней позиции школьника можно говорить, если общее стремление ребенка в школу сопряжено с его ориентацией на сущностные моменты школьно-учебной действительности, то есть собственно школьное, учебное содержание занятий и специфичную именно для школы форму их осуществления, а также на авторитет учителя как носителя общественно выработанных способов деятельности и отношений.

Как понять что ребенок готов к поступлению в школу?

По мнению отечественных психологов, наличие готовности к школьному обучению присутствует, если ваш ребенок:

  1. Хочет в школу и не мыслит себя вне нее. Ребенок понимает важность обучения и стремится к занятиям.
  2. Проявляет большой интерес к собственно школьному содержанию занятий:
    а) предпочитая грамоту и счет занятиям дошкольником (рисование, лепка, аппликация, пение, конструирование, физкультура;

    Б) ребенок четко представляет себе процесс подготовки к школе и занятиям.

  3. Ребенок самостоятельно и добровольно отказывается от характерных ориентаций дошкольников:

    А) он предпочитает классные занятия обучению дома;

    Б) не отрицает и старается тщательно соблюдать наличие принятых норм поведения в школе, обществе, дома;

    В) предпочитает традиционный способ оценки учебных достижений (отметка) всем другим видам поощрения. Сладости, подарки в замен на хорошее обучение его перестают интересовать.

  4. Признает авторитет и уважает учителя.
Итак, готовность к школе детей старшего дошкольного возраста проявляется в том, что у детей формируется принятие нового социального статуса – статуса школьника, в связи с чем, появляются личностные новообразования, меняются представления ребенка о себе и отношения к окружающему миру.

Остановимся на рассмотрении психологической готовности к обучению в школе, под которой понимается "необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников" (И. В. Дубровина, 1997).

Иными словами, ребенок, находясь в группе сверстников, должен быть в состоянии усваивать школьный материал.

Существуют различные мнения на предмет выделения параметров психического развития ребенка.

Л. И. Божович выделяла: уровень мотивационного развития, включающий познавательные и социальные (стремление занять определенную позицию в группе сверстников) мотивы учения; достаточный уровень развития произвольности и определенный уровень развития интеллектуальной сферы, при этом приоритет отдавался мотивационному развитию.

Готовность к школьному обучению предполагает сформированность "внутренней позиции школьника", что означает способность ребенка сознательно ставить и исполнять определенные намерения и цели.

Большинство исследователей одно из главных мест отводят произвольности. Д. Б. Эльконин выделял в качестве основных такие умения, как сознательное подчинение своих действий правилу, ориентировка на заданную систему требований, внимательное слушание говорящего и точное выполнение задания, предлагаемого в устной форме.

Указанные параметры и являются элементами развитой произвольности.

Для успешного обучения в школе также важна сформированность умения общаться со взрослыми и сверстниками, готовность к принятию новой социальной позиции: "позиции школьника".

Интеллектуальная готовность к школьному обучению прежде всего складывается не из суммы усвоенных знаний, а из уровня развития познавательных процессов, т. е. способности ребенка рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы и т. д. При этом крайне важен хороший уровень речевого развития.

Обобщая вышеназванные подходы, можно выделить три аспекта готовности к школьному обучению: интеллектуальный, эмоциональный, социальный.

Интеллектуальный компонент выражается в уровне кругозора, определенном словарном запасе, уровне развития познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления и воображения, речи) и умении выделять учебную задачу.

Эмоциональная готовность - это умение ребенка длительное время выполнять малопривлекательное задание, не отвлекаясь, снижение импульсивных реакций, способность ставить цель и достигать ее, несмотря на трудности. Социальный компонент проявляется в возможности и желании общаться со сверстниками, подчиняться законам детской группы, в готовности принять статус ученика.

Некоторые исследователи акцентируют внимание на мотивационной готовности, которая проявляется в ярко выраженной потребности в достижении успехов в учебе и общении, наличии адекватной (соответствующей истинному положению) самооценки, умеренно высоком уровне притязаний (стремлении достичь чего-либо). Итак, у психологически готового к обучению в школе ребенка должны быть сформированы все перечисленные выше компоненты.

Оцениваем готовность ребенка к школе

Весна – время записывать дошкольника в 1 класс. Подготовка к школе, выбор направления в обучении ребенка - вызывают у родителей много вопросов. Оцените, отвечают ли ваши запросы развитию и возможностям самого ребенка?

Обычно психологическая готовность к школе формируется примерно к семилетнему возрасту. Однако нормой развития этой характеристики является возраст от шести до восьми лет. При этом если дети шести с половиной лет довольно часто оказываются готовыми к школьному обучению, то шестилетки – в редких случаях. В столь раннем возрасте за полгода ребенок способен сделать очень большой скачок в развитии.

Что представляет собой готовность к школьному обучению?

Прежде всего, нужно сказать, что это понятие не педагогическое, а психологическое, даже психофизиологическое. Говоря научным языком, готовность заключается в созревании у ребенка некоторых функций психики. Можно провести аналогию с моментом, когда ребенок начинает ходить. Чтобы он был готов сделать первый шаг, необходим достаточный уровень развития мышц ног, спины, уровня координации движений. Родители, конечно, могут влиять на эти функции с помощью специальных упражнений, но очень слабо, все же человеческое развитие идет по своим законам. Это же касается и готовности к школе, с той лишь разницей, что эта готовность – более сложное образование, состоящее из нескольких компонентов.

По сути, психологическая готовность к школе во многом предопределяет будущую успешность. Школьные психологи знают, что если ребенка приняли в школу, несмотря на его неготовность, например, по настоянию родителей, то у него с большой вероятностью к концу первого полугодия будет признана так называемая «школьная дезадаптация».

Так что диагностика готовности ребенка к школе, безусловно, важна для того, чтобы понять, нужно ли это вашему ребенку, готов ли он сесть за парту.

Многие родители говорят, что и сами отлично видят, что ребенок готов к школе, но при этом они ориентируются, прежде всего, на уровень интеллектуального развития ребенка («Он у нас уже читает, пишет и до ста считает, а вы говорите подождать!» – говорят они педагогу и психологу). Но уровень интеллектуального развития хоть и является одним из компонентов готовности к школе, но не единственным и не самым важным.

Обсуждая вопросы подготовки детей к школе,

разумно предостеречь родителей от возможных ошибок.

Не стоит слишком увлекаться подготовкой, направленной, по сути, на усвоение программы 1-го класса, так как это способствует формированию у ребенка привычки к легким победам, к замене учения узнаванием.

Не ругайте ребенка за ошибки. Их нужно спокойно исправлять.

Совсем недопустима подготовка «из-под палки», основанная на страхе ребенка, поскольку в этом случае вырабатывается стойкое негативное отношение к учебе еще до школы.

Не ставьте перед ребенком слишком сложных для его возраста задач.

Помните, что успех ребенка в школе зависит не только от навыков счета и письма, но и от уровня его готовности к учебе вообще. Поэтому обязательно объясните ребенку, что такое школа, почему она важна для него, как себя правильно вести в школе. Поговорите с ребенком о том, почему на уроке необходимо внимательно слушать учителя, запоминать и понимать сказанное и каждый день добросовестно делать домашнее задание.

И в заключение еще один совет: подготавливая ребенка к школе, не лишайте его возможности играть, поскольку в дошкольном возрасте многие игры существенно определяют интеллектуальное развитие ребенка. Познакомьтесь с соответствующими методиками, которые опираются именно на развивающие игры.

Важные компоненты,

по которым можно оценить готовность ребенка к школе

1. Саморегуляция – основа готовности к школе

Первый и один из самых важных компонентов – саморегуляция. Примерно к семи годам у ребенка формируется совершенно новый механизм психики – он учится осознанно управлять своим поведением. Психологи также называют это произвольностью. Попробуйте поиграть с трехлетним ребенком в известную детскую игру «Да и нет, не говорить, черное и белое не носить». Вы заметите, что, скорее всего, ребенок не справится с заданием, у него постоянно будут вылетать «не те» слова. А вы пробовали заставить ребенка посидеть спокойно, когда вы разговариваете с кем-то из взрослых, а ему хочется с вами поиграть? А может трехлетний малыш сдержать радость или слезы? Конечно, нет, и он не виноват. Просто в дошкольном возрасте еще нет механизма произвольности – целенаправленного управления своим вниманием, речью, эмоциями. Ребенок может долго возиться с игрой и легко запомнить стихотворение, но только если его эмоционально зацепило занятие, то есть делает он это непроизвольно.

Для обучения же в школе механизм произвольности необходим. Ведь ребенку придется контролировать себя, начиная от запоминания неинтересных ему вещей и заканчивая тем, что нужно дождаться, пока тебя спросит учитель. Да еще нужно просидеть целых 30 минут на уроке!

Именно произвольности чаще всего не хватает первоклассникам-шестилеткам. Развить этот механизм довольно сложно. Он, что называется, должен созреть. И уж точно не стоит тренировать ребенка учить неинтересные стихи либо сидеть, не двигаясь, полчаса. Натренировать произвольность нельзя. Вы можете поощрять усидчивость, когда ребенок ее проявляет, говорить о необходимости контроля над собой.

2. Волевая готовность.

В школе ребенка ждет напряженный труд. От него потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа.

К 6 годам происходит оформление основных структур волевого действия. Ребенок способен поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить результат своего действия. Конечно, все это производится не совсем осознанно и определяется длительностью производимого действия. Но укрепить волевое знание о себе может помочь игра.

Понимающие родители в период работы по дому квартиру превращают в палубу корабля, космодром, больницу, где выполняются с удовольствием, без угроз и насилия, определенные задания. В возрасте 6 лет ребенок способен уже анализировать собственные движения и действия.

Поэтому он может намеренно заучивать стихотворения, отказаться от игры ради выполнения какого-либо “взрослого” задания, способен побороть боязнь перед темной комнатой, не заплакать при ушибе. Это важно для развития гармоничной личности. Также важным аспектом можно назвать формирование у ребенка познавательной деятельности. Она заключается в формировании у детей небоязни трудностей, стремлении не пасовать перед ними, разрешать их самостоятельно или с небольшой поддержкой взрослых. Это поможет ребенку управлять своим поведением в школе. А складывается такое поведение при наличии между взрослым и ребенком взаимоотношений дружеских, партнерских.

3. Мотивация – должен ли ребенок хотеть в школу?

Диагностируя школьную готовность, психологи всегда уделяют внимание мотивации. Лучший мотив для успешности обучения – интерес к получению новых знаний. Однако этот мотив встречается в шести-, семилетнем возрасте не столь часто. Также благоприятным мотивом считается желание ребенка получить новый статус («в школе я буду уже большой»). Многие первоклассники начинают учиться для того, чтобы «порадовать маму». Этот мотив не самый эффективный, но обычно его хватает на первое время, а потом может подключиться и интерес к самой учебе.

Сложнее, если ребенок не хочет в школу. Чем бы это ни было вызвано, на первых порах такое негативное отношение может серьезно сказаться на эффективности обучения. Если ваш ребенок заявляет, что не хочет в школу, важно разобраться в причинах. В зависимости от причины и нужно действовать.

Так или иначе, важно сформировать у ребенка позитивное отношение к его новой роли, к школе, в целом.

4. Социальная готовность к школе

Еще один компонент. Социальная (личностная) готовность к школе означает готовность ребенка вступать в отношения с другими людьми – со сверстниками и со взрослыми (педагогами). Низкая социальная готовность часто оказывается у детей, не посещавших детский сад, и может привести к достаточно серьезному стрессу и проблемам с учебой. Например, бывает, что ребенок привык, что все внимание взрослого направлено на него, как это было в семье. В классе же оказывается двадцать таких же детей. Неумение общаться со сверстниками может привести к сложностям в участии в групповой работе на уроке.

На застенчивого ребенка может оказать негативное влияние присутствие большого количества новых людей, если он к этому не привык. В итоге – страх отвечать на уроке, неумение попросить о помощи учителя и другие самые разные трудности.

Обычно дети, посещавшие дошкольные учреждения, имеют достаточный уровень социальной готовности. Если же ваш ребенок не посещает детский сад, постарайтесь водить его в спортивную или другую секцию, группы временного пребывания и т. д., чтобы ребенок привыкал к будущей школьной обстановке.

Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости - качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде. Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.

Ребенок как бы должен быть готов к социальной позиции школьника, без которой ему будет трудно, даже если он интеллектуально развит. Такие дети часто учатся неровно, успехи появляются только на тех занятиях, которые ребенку интересны, а остальные задания он выполняет небрежно, наспех. Еще хуже, если дети совершенно не хотят идти в школу и учиться. Это недостаток воспитания, и такое поведение является результатом запугивания школой, особенно если ребенок неуверен в себе, робок (“Ты двух слов связать не можешь, как же ты в школу пойдешь?”, “Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!”). Поэтому необходимо выработать верное представление о школе, положительное отношение к учителям, к книгам. Личностной готовности к школе родители должны уделить особое внимание. Они обязаны научить ребенка взаимоотношениям со сверстниками, создать такую обстановку дома, чтобы малыш чувствовал себя уверенно и ему хотелось идти в школу.

5. Интеллектуальная готовность к школе

Для того чтобы успешно учиться, ребенку необходим определенный уровень развития познавательных функций – памяти, внимания, мышления, речи. На занятиях по подготовке к школе обычно много внимания уделяется развитию именно этих характеристик. Но, как уже упоминалось, это не самый главный компонент готовности к обучению. А уж если в процессе слишком интенсивных занятий ребенок потеряет интерес к учебе вообще, то смысла в развитой памяти и мышлении не будет.

Развивать познавательные функции при подготовке к школе нужно через интересную для ребенка игру. Не будем здесь останавливаться на перечислении конкретных развивающих игр, их описано довольно много в специальной литературе для родителей.

Интеллектуальная готовность. Важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит. Но умственное развитие не заключается в большом словарном запасе. Условия жизни изменились. Теперь ребенка окружают разные источники информации, и дети буквально впитывают новые слова и выражения. Словарь их резко увеличивается, а это еще не значит, что так же развивается и мышление. Тут нет прямой зависимости. Ребенок должен научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать. Поэтому исследователи дошкольников установили, что ребенок 6 лет способен усвоить факты взаимодействия организма со средой, зависимости между формой предмета и его функцией, стремлением и поведением. Но достигает он этой способности только тогда, когда с ребенком занимаются. Причем не специально обучая, а при общении. Детей дошкольного возраста характеризует общая любознательность. Это возраст “почемучек”.

Но часто случается, что любознательность гаснет, и в школе, даже начальной, у детей возникает интеллектуальная пассивность. Эта пассивность приводит их в число отстающих. Как этого избежать? Психологи советуют всегда отвечать на вопросы, которые задает ребенок, так как общение с родителями - огромная радость и ценность для ребенка. Если своим вниманием вы будете поддерживать его интерес к познанию, то малышу будет легче развиваться. К сожалению, родители часто отмахиваются от надоевших вопросов - это и является основой интеллектуальной пассивности. Также к этому ведет и “пичка-ние” ребенка готовыми знаниями.

Даже тогда, когда он сам может обнаружить все новые свойства предметов, заметить их сходство и различие. Поэтому необходимо вместе с ребенком приобретать знания об окружающем мире и формировать его мыслительные навыки. Пусть он научится ориентироваться в окружающей среде и осмысливать полученные сведения.

К шести-семи годам дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название города, где он проживает, название страны, столицы. Знать имена и отчества родителей, где они работают и понимать, что их дедушка - чей-то папа (отца или матери). Ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках. Знать названия месяцев, дней недели, текущий год. Знать основные виды деревьев, цветов, различать домашних и диких животных.

Дети должны ориентироваться во времени, пространстве и близком социальном окружении. Наблюдая природу, они учатся замечать пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы. У дошкольников часто эти знания приходят из опыта. Но если нет рядом понимающего взрослого, то сведения об окружающем мире разрозненны, поверхностны, не включены в общую картину. Поэтому будет нелишним обсудить с ребенком просмотренный фильм и даже мультфильм, задать несколько вопросов о прочитанном, чтобы убедиться, что ребенок понял определенное явление природы, поступки животных, людей.

Часто дети все понимают по-своему. Если это фантазирование (Дед Мороз приносит зимой подарки), не стоит разуверять в этом ребенка, но если это явное непонимание происходящего, нужно объяснить ситуацию достаточно просто для сознания ребенка. Примером может служить вопрос: “Кто всех сильнее в сказке “Репка”?”. На него часто дети отвечают: “Мышка”. И только после вопросов и объяснений они приходят к правильному решению.

Беседа с ребенком должна быть простой и не слишком длинной, так как он может почувствовать скуку и утомление. Интерес - главное в общении. Разжигают интерес наводящие вопросы, например, о сходстве и различии двух предметов (мяч, воздушный шар), двух явлений (дождь, снег), понятий (страна, город). Различия устанавливаются чаще всего легко, а сходства сложнее. Пусть ребенок обобщает в группу предметы (кровать, стол, стул, кресло - мебель). Постепенно усложняйте задачу, попросите назвать предметы, в которые можно что-либо положить, предметы, которые светятся, и т. д. Эта игра полезна и интересна для ребенка.

Просите ребенка пересказать фильм или книгу, особенно когда он читал ее самостоятельно. Если вы не понимаете, о чем идет речь, значит, и ребенок плохо понял смысл прочитанного или просмотренного.

Не стоит развивать своего ребенка только в одном направлении, так как он может не ориентироваться в других областях знаний. Это предостережение относится к тем родителям, которые хотят сделать из сына или дочери вундеркинда. Не надо спешить, так как ваш одаренный, необыкновенный ребенок может не найти места в коллективе и не адаптироваться к школьной программе. Нужно стараться не фиксировать его внимание на узкой “специализации”, а помочь развиваться гармонично, всесторонне, учитывая возрастные особенности детской психики и состояние здоровья.

6. Успешный школьник – здоровый школьник

На самом деле, поступление в первый класс – это и эмоциональный стресс, и серьезная интеллектуальная нагрузка для ребенка. У будущего школьника в режиме дня обязательно должны быть оздоровительные процедуры – он должен больше времени проводить на воздухе, много двигаться, по возможности, заниматься спортом.

Если у ребенка ослабленное здоровье, нежелательно, чтобы он учился в школе с усиленной программой, можно выбрать для него так называемую «школу здоровья», где наряду с общеобразовательными задачами решаются и проблемы оздоровления детей.

В любом случае, хотелось бы, чтобы родители больше прислушивались к рекомендациям психологов, проводящих тестирование при приеме в школу. Если не доверяете школьному психологу, отведите ребенка для диагностики к независимому психологу в детский психологический центр. Лучше всего сделать это весной, чтобы с учетом рекомендаций максимально подготовить ребенка к школе за лето. Специалист подскажет, какая система обучения подходит вашему ребенку.

Итак, сделаем вывод:

Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Интеллектуальная зрелость - это способность концентрировать внимание, способность уловить основные связи между явлениями (аналитическое мышление); это дифференцированное восприятие (например, умение выделить фигуру из фона), умение воспроизводить образец, а, также, достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Критерием интеллектуальной готовности является, также, развитая речь ребенка. Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость -умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика.

Это - тот фундамент, на котором строятся знания и умения.

Если нет фундамента, которым является сформированность перечисленных категорий, то надстройки в виде полученных знаний, умений и навыков (обучение счету, чтению и пр.) будут рассыпаться, как карточный домик.

Многие родители шестилеток очень переживают за своих детей, которые должны идти в школу. Они задают себе вопросы: Смогут ли дети учиться? Готов ли ребенок к обучению в школе? Справиться ли ребенок со школьными нагрузками.

Раздел нашего сайта «Подготовка детей к школе» предназначен для определения готовности ребёнка к школе. Использовать его могут как специалисты, так и родители. Кроме того вы найдете материалы для подготовки детей к обучению в школе.

Готовность ребёнка к школе определяется по следующим направлениям:

1. Ориентация в окружающем мире — определяется уровень знаний об окружающем мире, ориентированность ребёнка в жизненных ситуациях.

2. Развитие графического навыка — определяется степень развития мелкой моторики и навыков владения графической деятельностью. Готовый к школьному обучению ребёнок должен уметь владеть карандашом, без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

3. Развитие восприятия сенсорных эталонов — определяется степень усвоения общепринятых образцов внешних свойств предмета (цветов спектра как эталонов цвета, геометрических фигур как эталонов формы). Задания позволяют определить, умеет ли ребёнок сравнивать воспринимаемый объект с этими эталонами.

4. Развитие восприятия пространства — определяется степень сформированности понятий «высоко» — «низко», «далеко» — «близко», «впереди» — «сзади», «прямо», «сбоку», «слева» — «справа».

5. Развитие памяти — определяется степень сформированности слуховой, зрительной наглядно-образной и словесно-логической памяти.

6. Уровень развития внимания — определяется развитие объёма и устойчивости внимания. Задания также позволяют анализировать развитие волевой сферы. Дети, у которых не сформирована волевая сфера, не принимают задание, постоянно отвлекаются, делают много ошибок уже в начале работы, иногда начинают рисовать или раскрашивать фигурки.

7. Уровень развития мышления — выявляется степень сформированности словесно-логического мышления.

8. Развитие речи — выявляется умение выполнять словесные поручения, понимание грамматической конструкции предложения, наличия в речи глаголов, прилагательных, развитие умения подбирать антонимы, наличие умения изменять существительные по числам.

9. Развитие эмоциональной сферы — выявляется степень развития умений определять эмоциональные состояния другого человека, адекватно передавать свои чувства и настроения, наличие знаний о нормах социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Занятия с детьми лучше проводить в первой половине дня. Продолжительность каждого занятия не должна быть более 20 мин. При выполнении заданий не следует торопить ребёнка. Необходимо научить его работать спокойно, аккуратно, тщательно выполняя все задания. Следует объяснить трудное для него задание несколько раз. Все задания надо читать не торопясь, чётко проговаривая слова.

Для занятий у ребёнка должны быть простой карандаш, цветные карандаши, шариковая ручка. Все графические задания желательно выполнять карандашом. Нужно следить за положением тетради, ручки, посадкой ребёнка. Следует проверить, удобно ли ребёнку сидеть за столом, правильно ли падает свет (у праворукого ребёнка свет должен падать слева, у леворукого — справа).