Евгений Чарушин — На нашем дворе: Сказка.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Саранск «Детский сад № 80 комбинированного вида»
Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи в средней группе «Обучение пересказу» на основе рассказа Е. Чарушина «Курочка»
Составитель: Насибуллина Светлана Леонидовна
Саранск 2016
Цель занятия: обучение пересказу близко к тексу, сохраняя стилистику произведения, с помощью вопросов воспитателя.
Задачи занятия:- познакомить с произведением Е. Чарушина «Курочка»;
- учить слушать и понимать содержание текста, отвечать на вопросы полными предложениями;
-учить пересказывать связно, последовательно, соблюдая стилистику;
- учить слушать и дополнять ответы других;
- организовать работу по обучению лексически и грамматически правильной речи, обогащению словаря (учить сравнивать курицу и цыпленка на картинках; подбирать антонимы: маленькие - большие; согласовывать существительные и прилагательные в роде и падеже; понимать значение слов слова наседка, несушка, хохлатка, золотистый, квохчет. Тип занятия: комбинированное.
Форма занятия: традиционная.
Продолжительность занятия: 20 минут.
Участники: дети средней группы, воспитатель.
Возраст обучающихся: пятый год жизни.
Оборудование и материалы: иллюстрация к рассказу с изображением курицы и цыплят, мультимедий-ный проектор, компьютер, видео-ролик с детской песней.
Предварительная подготовка: беседа о необходимости слушаться взрослых, что может случиться в противном случае
Методы и приемы работы с детьми: имитационный метод (прменение языкового анализа, синтеза на основе информации текста, первичное обобщение, пересказ литературного произведения), проблемный метод (создание ситуации заинтересованности в принятии информации через сравнение, включение детей в деятельность, поиск ответов на проблемные вопросы), коммуникативный метод (создание речевой ситуации через игру, беседа)
Структура занятия:
Этап занятия Содержание Время
Организация детей -Организация детей к занятию (внешний вид, правильность посадки, собранность внимания)
- Создание интереса к занятию (загадка, рассматривание иллюстрации, сравнение внешности курицы и цыплёнка)
- Словарная работа
1 минута
2,5минуты
1,5 минуты
Основная часть занятия - Определение того, о чём будет идти речь по названию, закрепления ранее приобретённых знаний (понятия: сказка и рассказ);
_ Чтение рассказа и ответы по содержанию текста
- Повторное чтение. Пересказ по частям
- Пересказ 2-3 детей. Оценка работы детей
-
1 минута
5минут
3 минуты
5 минуты
Окончание занятия - Физкультминутка
-Подведение итогов 3 минуты
Ход занятия:
Организация детей
- Ребята, садитесь, пожалуйста, за столы. Я загадаю вам загадку:
Кто кудахчет целый день?Ей в гнезде сидеть не лень.Её жёлтые ребяткиНазываются «цыплятки»
Ко – ко, ко-ко! Ко - ко, ко!Мамой быть ей нелегко!Надо деток посчитать,Уложить под крылья спать.
- Про кого эта загадка? (про курочку). Посмотрите, какая курочка пришла к нам в гости! (иллюстрация с изображением курицы и цыплят) (Приложение 1). Какого цвета у нее перышки? (белые, серые, пестрые, разноцветные).
- Как курочка разговаривает? (квох – квох – квох или ко-ко-ко)
- А это кто? (цыпленок). Расскажите, какой цыпленок? (маленький, пушистый, похож на комочек). Какого он цвета? (желтый, золотистый). Чем похожи курочка и цыпленок? (есть голова, крылышки, клюв). А чем они не похожи? (курочка большая, а цыпленок маленький). Какой цыпленок? заботливая, внимательная). Вспомним, как в русских сказках курочку называют? (Курочка – ряба, квочка, пеструшка, хохлатка). А почему так называют? Как вы думаете, ребята? (ряба, потому что рябая, квочка, потому, что квохчет, пеструшка, потому что пёстрая, хохлатка, потому что есть хохолок).Основная часть занятия
- Сейчас я вам прочитаю рассказ Евгения Чарушина «Курочка». Догадались о чем будет рассказ? (о курочке). А чем отличается рассказ от сказки? (тем, что это было на самом деле)
Чтение рассказа (Приложение 2).
Вопросы детям:
- Понравился вам рассказ писателя Евгения Чарушина?
- Про кого этот рассказ? (про курочку, цыплят и дождик)
- Где жила курочка с цыплятами? (на дворе)
- Что случилось? (пошел дождик)
- Что сделала курочка? (на землю присела, все перышки растопырила)
- Как курочка звала цыплят? (квох – квох – квох)
- Что сделали цыплята, когда начался дождик? (спрятались под крылышками курицы)
- Расскажите, как спрятались цыплята? (кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, у кого только глаз выглядывает)
- А все цыплята спрятались? (два цыпленка не спрятались).
- Как вы думаете, они были послушными?
- Что стало с этими цыплятами? (им на голову капали капли дождя)
- Как они себя вели? (стоят, пищат, удивляются, что это им на голову капает?)
- Как писатель относится к своим героям? (по- доброму, ласково, заботливо)
Повторное чтение рассказа
Сейчас я вам прочитаю рассказ еще раз (чтение рассказа) (Приложение 2).
Пересказ по частям
- А теперь мы расскажем, как курочка с цыплятами гуляла и как она их спрятала. _______ (имя ребёнка) попробует рассказать (при затруднении помочь ребенку с первой фразой).
- _____ (имя ребёнка) расскажет, как цыплята спрятались под крылом у курочки.
Пересказ 2-3 детей.
Ребята, а всё ли ____ нам рассказали, ничего не забыли? Что можно добавить?
Всем детям дается положительная оценка.
Окончание занятия
Физкультминутка (Приложение 3)
А сейчас давайте вспомним песенку про курочку «Вышла курочка гулять». Давайте выйдем и споём песенку. Будем танцевать, повторяя за мной.
Вышла курочка гулять (Махать прямыми руками, как крыльями, поднимать высоко колени) Свежей травки пощипать (Пальцы собрать в щепотку и «поклевать»)А за ней ребятки - (Махать прямыми руками, как крыльями) Жёлтые цыплятки. Ко-ко, ко-ко, ко-ко-ко! Не ходите далеко (Погрозить пальцем)Лапками гребите (Показать руками движение) Зёрнышки ищите. Съели толстого жука (Руки округлить)Дождевого червяка, (Показать руками длинного червяка)Выпили водицы (Вытянуть шею и погладить её рукой)Полное корытце.
Подведение итогов
Ребята, про кого мы сегодня читали рассказ? (про курочку и цыплят). А фамилию автора запомнили? (Чарушин – он написал много рассказов о животных). Правильно! Молодцы! Как вы сегодня работали? Чей рассказ вам больше всего понравился?
-651510441960Приложение 1.-
(В этом разделе определяются основные этапы занятия, их последовательность, содержание каждого этапа, формы работы педагога и обучающихся. План проведения занятия должен быть таким, чтобы при знакомстве с ним, можно было получить полное представление о предстоящем занятии).13. Литература.
Список литературы составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий произведений (при отсутствии фамилии автора). В списке применяется общая нумерация литературных источников.
14. Приложения (Оформляются на отдельных листах. К методической разработке может быть приложена мультимедийная презентация).Требования к оформлению разработки занятия.
Титульный лист должен содержать следующую информацию: название учреждения образования, тему занятия, ФИО составителя занятия, место и год разработки.
Требования к оформлению текста: шрифт – Times New Roman, размер 14 пт, интервал между строк – 1,15; параметры страниц: левое поле – 3, правое поле – 1,5, верхнее и нижнее поля – 2; текст печатается без сокращений кроме общепринятых аббревиатур. Ссылки на приложения оформляются в круглых скобках, например: (Приложение 1.). Страницы нумеруются внизу справа, первый лист не нумеруется. Первый лист титульный.
Критерии оценки
Приложение 2
КУРОЧКА
(Е.Чарушин)
Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошел дождик. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила и заквохтала: "Квох-квох-квох-квох"! - это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в ее теплые перышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, а у кого только глаз выглядывает.
А два цыпленка не послушались своей мамы и не спрятались. Стоят, пищат и удивляются: что это такое им на головку капает?

венера юсупова
Конспект занятия развитию речи. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка»

Тема занятия : Пересказ рассказа Е . Чарушина «Курочка » .

Мультимедийная разработка непосредственно образовательной деятельности «Речевое развитие »

в группе общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет образовательной области «Коммуникация» .

Тема занятия : Пересказ рассказа Е . Чарушина «Курочка » .

Цель : выявить уровень усвоения программного материала по разделу речевое развитие , развитие самоконтроля и взаимоконтроля.

Задачи :

Продолжать обучать детей в умении рассказывать содержание рассказа , с использованием наглядной опоры,

закреплять умение составлять рассказ связно , в логической последовательности, закреплять знания о домашних птицах; развивать умение детей называть птиц во множественном числе;

Продолжать развивать психические процессы : память, внимание, наглядно-действенное мышление;

Воспитывать доброе отношение к домашним животным, уважение к родителям, воспитывать желание говорить как взрослые, понятно для слушателей отвечать на вопросы, понятно.

Взаимосвязь целей данного занятия с целями других занятий и направленность целей на практическую деятельность воспитанников :

Данное занятие является фронтальным обобщающим по разделу «Речевое развитие » образовательной области «Познание» . В дальнейшем, с детьми продолжится работа в повседневной жизни детского сада, в самостоятельной деятельности. Использовались приемы беседа, подвижные игры, занятие по изображению птиц , наблюдения.

Организационный этап :Создание благоприятной эмоциональной обстановки.

Формирование интереса и желания заниматься, учиться, играть.

Вход детей в группу. Дети садятся полукругом. Приветствие.

Организационный момент. (Формирование положительного эмоционального настроя) .

Воспитатель : Сядьте рядышком друг с другом, словно месяц – полукругом. Я дарю вам свою улыбку. А вы в ответ улыбаетесь мне. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу, вашим друзьям. И поздоровайтесь, так как вам этого хочется. Посмотрите, что у меня в руках.

Воспитатель показывает детям небольшое пуховое белое перышко.

Что это? (Перышко) .

Какое оно – черное или белое?

Гладкое или пушистое? - Длинное или короткое?

Легкое или тяжелое?

Перышко это не простое, а волшебное :

Стоит на него подуть,

И оно покажет путь

В какую сторону идти,

Чтоб хозяина найти.

Интересно, кто хозяин этого перышка? (Ответы детей) .

Воспитатель. Положила перышко на ладонь вытянутой руки и протянула руку к детям : попросила всех вместе по команде подуть на волшебное перышко :

«Раз, два, три –

перышко лети!».

Привело нас перышко на птичий двор. Куда мы с вами попали? Давайте вместе скажем – птичий двор. А каких птиц не хватает в птичьем дворе? А теперь присядем.

Воспитатель : Вспомните названия домашних птиц. (Курица, индюк, утка, петух, гуси) . Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (О домашних птицах) .

Упражнение «Подбери действия» .

(Цель : закреплять умение называть особенности

поведения птиц) .

Выставляется картинка с изображением индюка.

Индюк что делает? (Болоболит, кричит, шипит,

надувается) .

Затем выставляются картинки с изображением

утки и курицы. Аналогично

подбираются действия.

(Курица – ходит, клюет,

смотрит, бегает, оберегает.

Утка - крякает, ходит, плавает) .

Чтение рассказа «Курочка » .

Воспитатель : А сейчас, я вам прочитаю рассказ «Курочка » , который написал детский писатель Евгений Чарушин . Вы его внимательно слушайте. Потом будем составлять краткий пересказ рассказа .

Читается рассказ с показом по иллюстрации.

Вы слышали новое слово – заквохтала. Это означает, что курочка так говорит : квох- квох- квох. Давайте вместе скажем – заквохтала.

Вопросы к детям :

Как называется рассказ ? (Курочка ) .

Кто его написал?

Где курочка с цыплятами ходила ? (По двору) .

Что случилось? (Пошел дождик) .

Что сделала курочка ? (На землю присела, все

перышки растопырила и заквохтала) .

Как цыплята прятались под крылышки курицы?

(Один совсем спрятался, у него только ножки видны, у кого головка торчит, у кого только глаз выглядывает) .

А кто не спрятался? (Два цыпленка) .

Что они стали делать? (стоят, пищат и удивляются : что это им на голову капает) .

Основной этап

Игра «Наседка и цыплята» (под музыку) .

Воспитатель : Давайте скорее играть, выходите на лужок и вставайте все в кружок. Я, буду курочка – мама , а вы цыплята. Когда светит солнце, цыплята бегают, зерна клюют. Начинается дождик – к маме бегут.

Игра проводится 2 раза.

Чтение рассказа 2-ой раз .

Пересказ рассказа .

Воспитатель : Сейчас вы будете пересказывать рассказ Е , Чарушина «Курочка » , а помогут вам иллюстрации.

Кто хочет рассказать про курочку ?

Предлагается, двоим детям составить краткий пересказ рассказа , с использованием иллюстраций.

Сейчас, Катя расскажет : как называется рассказ ? Что делала курочка с цыплятами ? Что произошло потом? Что курочка сделала , когда пошел дождь? А, … продолжит, что же было дальше. Все ли цыплята спрятались под крылом у курочки ? Что сделали два цыпленка? Чему удивляются?

Воспитатель. А давайте, ребята, немного отдохнем.

Пальчиковая гимнастика

Вышла курочка гулять

Свежей травки пощипать,

А за ней цыплятки –

Желтые ребятки.

Ко-ко-ко да ко-ко-ко

Не ходите далеко,

Лапками гребите –

Зернышко ищите,

Нашли толстого жука –

Дождевого червяка,

Выпили водицы –

Полное копытце.

Воспитатель. Теперь нужно пересказать рассказ целиком .

Предложить Кириллу и Карине пересказать рассказ целиком .

Дидактическая игра «Один – много» с мячом.

Воспитатель. Я вам предлагаю поиграть еще в одну

игру, которая называется «Один – много» .

Курица – много кур

Цыплята – много цыплят

Гусь – много гусей

Утка – много уток

Петух – много петухов

Селезень – много селезней

Гусенок – много гусят

Гусыня – много гусынь

Заключительный этап

Воспитатель. Наше занятие подходит к концу . Чем мы сегодня с вами занимались? (Пересказывали рассказ ) . Как называется рассказ ? Кто его написал? А правильно ли поступили 2 цыпленка? Что с ними могло произойти? А вы слушаетесь своих родителей?

Сегодня необычный день – День Святого Валентина, я вам дарю вот такие сердечки в знак своей любви к вам, а вы дома поздравьте своих родителей с этим прекрасным днем. И всегда старайтесь слушаться взрослых. Молодцы!

Публикации по теме:

Конспект НОД по речевому развитию. Чтение и пересказ рассказа Л. Кассиля «Воздух» Конспект интегрированной НОД по ОО «Речевое развитие» (художественная литература) с детьми подготовительной группы Тема: Твои защитники.

Конспект НОД по развитию речи. Пересказ рассказа «Мамин день» в старшей группе для детей с ОНР Задачи: Образовательная область «Речевое развитие» Учить детей пересказывать небольшое по объему произведение. Учить последовательно логично.

Цель: Учить детей пересказывать рассказ с опорой на картинки. Систематизировать знания детей о выращивании и посеве семян в огороде. Активизировать.

Конспект занятия по развитию речи. Пересказ рассказа «Дятел» Г. Скребицкого Организационный момент. Ведущий: Руку другу тянет друг Получился полукруг Все увидели гостей … Поприветствуйте скорей Сегодня к нам пришли.

Конспект занятия по развитию речи. Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Пожарные собаки» 1. Организационный момент. Дети в кругу. Во дворе щенок играл, Прыгал, бегал и считал: «Раз- прыжок, и два кивка, Два – направо голова,.

Конспект занятия по развитию речи (старшая группа). Пересказ рассказа «Лисята» Пересказ рассказа «Лисята» Е. Чарушина Старшая группа. Пр. сод-е: Продолжать учить выразительно, пересказывать литературный тест. Учить.

Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» Цель: Развивать умения детей правильно пересказывать литературный текст, используя слова автора. Продолжать использовать распространенные.

Конспект занятия по развитию связной речи «Пересказ рассказа «Кот Васька» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ Тема: Пересказ рассказа «Кот Васька» с использованием опорных картинок. Цель: закреплять умение.

Интегрированное занятие по пересказу рассказа Е. Чарушина «Лисята» Цель: продолжать учить детей пересказывать текст;придумывать загадки;передавать разные по строению, форме деревья и кустарники, используя.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Курочка» Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе. Воспитатель: Власова Ирина Викторовна Тема занятия: «Пересказ рассказа.

Библиотека изображений:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи.

Тема: Пересказ рассказа с элементами творчества «Курочка» Е. Чарушина.

Цель:

сформировать у детей умение пересказывать рассказ Е. Чарушина «Курочка» с элементами творчества с помощью педагога.

Задачи:

  • формировать умение пересказывать рассказ последовательно, неторопливо, полно, без длительных пауз
  • развивать интонационную выразительность в процессе передачи характера персонажей
  • развивать у детей речевое творчество в процессе придумывания продолжения рассказа
  • воспитывать у детей инициативность, самостоятельность, умение слушать друг друга, при необходимости прийти на помощь

Оборудование: мяч.

Ход занятия:

1. В-ль: Собрались мы с вами в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Вместе за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
А теперь соседу справа
Ты улыбку передай,
Утра доброго желай.

Давайте, улыбнёмся и передадим друг другу хорошее настроение).

(дети встают в круг, поворачивают голову вправо, влево и передают улыбку) .

2. В-ль: -Вот с таким добрым настроением мы и начнём игру.

Поиграем в игру «Назови слова действия» .

Кто поймает мяч - назовёт, что умеют делать домашние птицы

(клевать, кричать, квохтать, кудахтать, кукарекать, бормотать, искать, сидеть, пищать, крякать, гоготать, защищать, высиживать, нести яйцо, приседать, растопыривать крылья) .

В-ль: - молодцы!

3. В-ль: Как много вы знаете о домашних птицах.

А, я знаю очень интересную историю про курочку. Вы хотите узнать?

Усаживайтесь на места. Этот рассказ придумал детский писатель

Е. Чарушин, а называется рассказ «Курочка» .

Слушайте внимательно.

«Курочка» .

Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошел дождик. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила и заквохтала: "Квох -квох - квох - квох"! - это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в ее теплые перышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, а у кого только глаз выглядывает.

А два цыпленка не послушались своей мамы и не спрятались. Стоят, пищат и удивляются: что это такое им на головку капает?

Ребята а когда закончился дождь что случилось с цыплятами, которые не послушались свою маму? (Творческие ответы детей) .

4. Беседа по тексту:

Ребята, вы запомнили, как называется рассказ, который я вам прочитала?

Что больше всего вам запомнилось в этом рассказе?

Что- то понравилось, или нет?

А почему вам это понравилось?

Какие события описываются в рассказе?

А как вы думаете, почему курочка решила укрыть цыплят крыльями?

Как по-разному цыплята зарылись в теплые перышки курочки? (кто

совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, у

кого только глаз выглядывает)

А как вы думаете, что означает слово "заквохтала"?

Все ли цыплята спрятались? (нет стоят пищат, удивляются)

5. Ф/Минутка:

А как это они удивляются? Покажите!

Как цыплята пищат?

В; Курица присела, крылья растопырила и квохчет!

Покажите ребята как курочка присела?

Как перышки растопырила?

А как курочка заквохтала?

Молодцы, присаживайтесь.

6. - В-ль: Ребята, а вы хотите рассказать эту историю своим друзьям?

  • - В-ль: Но чтобы вы запомнили и могли рассказать друзьям, нам надо потренироваться.

Послушайте рассказ ещё раз. (повторное чтение)

В-ль: Я предлагаю вам потренироваться и рассказать рассказ с продолжением, которые вы придумали сами.

Кто хочет попробовать (пересказы детей)

Ребята вы молодцы! рассказы получились интересными, полными, выразительными!

  • - В-ль: Ребята, как вы думаете. Вы сможете рассказать рассказы своим друзьям?

А почему у нас это получиться?

(потому что вы были внимательными, чётко отвечали на вопросы, помогали друг другу.)

И самое главное придумывали такие интересные продолжения к рассказу, настоящие фантазёры. Каждый придумывал своё продолжение.

Мне очень понравились ваши рассказы. Вас было интересно слушать.

Я думаю, что вашим друзьям тоже будет очень интересно вас слушать.

Ребята, у меня есть книжки – малышки. Я хочу их вам подарить, а дома с мамами вы нарисуете, то, что вам больше всего понравилось в этом расскзе.