История службы горючего вс рф. День службы горючего вооруженных сил россии

День образования Службы горючего Вооруженных сил Российской Федерации отмечается 17 февраля. Именно в этот день приказом Народного комиссариата обороны в 1936 году было создано Управление снабжения горючим Красной армии с одновременным созданием отделов снабжения горючим в военных округах. Это стало официальной точкой отсчета истории службы горючего армии Советского Союза, а в дальнейшем и России.

Первым серьезным испытанием готовности Службы горючего стали военные столкновения СССР с Японией. В июле-августе 1938 года у озера Хасан, когда за две недели войсками было израсходовано более 8 тысяч тонн горючего. С мая по август 1939 года на реке Халхин-Гол расход горючего составил уже почти 87 тысяч тонн. А в зимней войне с Финляндией в 1939-1940 годах войскам Красной Армии потребовалось 215 тысяч тонн горючего.

В суровые годы Великой Отечественной войны личный состав Службы горючего трудился под мобилизующим девизом: «Горючее - фронту!». При обороне Ленинграда, когда единственный путь к городу через Ладожское озеро подвергался непрерывным бомбардировкам, офицеры-горючники проявили беспримерное мужество и героизм.

Для решения проблемы поставки горючего в осажденный Ленинград по дну Ладожского озера, в рекордно короткий срок, был проложен трубопровод. По 27-километровому подводному трубопроводу с июня 1942 года по март 1943 года в северную столицу было подано свыше 47 тысяч тонн различных видов горючего, и это позволило обеспечить потребности не только обороняющихся частей, но и города. Благодаря четкой и профессиональной работе Службы горючего «топливная блокада» Ленинграда была прорвана.

Высочайшая оценка работе Службы горючего была дана в приказе наркома обороны СССР от 25 августа 1946 года № 38. По свидетельству Маршала Советского Союза А. М. Василевского, благодаря деятельности Службы горючего, не была сорвана ни одна операция. Вклад лучших представителей Службы в Победу был оценен: за период войны более полутора тысяч человек, почти половина ее офицерского состава, были отмечены правительственными наградами.

В послевоенные годы, во времена бурного экономического развития, перед Службой горючего были поставлены новые задачи. С появлением ядерного оружия стали применяться и принципиально новые средства его доставки - ракеты. С оснащением армии ракетной техникой на Службу горючего была возложена задача по обеспечению войск и сил флота жидким ракетным топливом. Для решение этой задачи потребовалось освоение новых технологий и глубокие научные проработки.

Для достижения этих задач и разработки новых методов и средств в работе службы, в том числе, еще в 1946 году был открыт Научно-исследовательский институт горюче-смазочных материалов, сегодня - 25-й Государственный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации.

И сегодня Служба горючего выполняет одну из важнейших задач в обеспечении боевой готовности Вооруженных сил России - обеспечение войск горючим и смазочными материалами и ракетным топливом.

Излишне говорить о значении армии, вооруженных сил для любой страны, сказано и написано по этому поводу достаточно много. Сильная армия - сильное государство. Но, что стоит выделить и подчеркнуть, так это то, из чего складывается сила армии, чем обеспечивается ее боеспособность. В первую очередь, это, безусловно, тщательно обученный и подготовленный личный состав, а во вторую - наличие необходимого количества современной боевой техники, всегда исправной и готовой к применению. Но необходима и третья составляющая для обеспечения жизнедеятельности первых двух. Это, конечно, все службы тылового обеспечения: личному составу нельзя обойтись без жилья, продовольственного и вещевого довольствия, а боевой технике - без технического обслуживания и, самое главное, горючего. Как в прежние времена кавалерия не могла обходиться без фуража, так и всякая машина без топлива представляет собой просто набор железа. Поэтому, для полноценного функционирования современной армии, совершенно необходимо такое тыловое подразделение, как Служба обеспечения горючим. Служащих такой структуры принято чествовать в день их профессионального праздника - Дня Службы горючего Вооруженных Сил Российской Федерации, который отмечается нами 17 февраля.

История праздника День Службы горючего ВС РФ

17 февраля 1936 года, решением Генерального Штаба Рабоче-Крестьянской Красной Армии, была учреждена самостоятельная структура в составе Главного управления Тыла - Служба горючего Вооруженных Сил. Если точнее, то прообраз этой службы появился в РККА еще в 1933 году: в подчинении Главного Управления вооружения и технического снабжения было организовано специализированное подразделение «Управление по топливу РККА», которое через несколько месяцев получило другое, более полно отражающее характер и род своей деятельности, название - «Управление снабжением горючим и смазочными материалами РККА». Пройдя ряд структурных изменений, связанных с переподчинением в составе Главного Управления Тыла, Служба горючего, окончательно определившись со своим «местом под солнцем», начала активно развивать свои филиалы во всех частях Вооруженных Сил СССР. А в качестве своего профессионального праздника Служба горючего определила дату своего рождения - 17 февраля.

Практика боевых действий Красной Армии полностью подтвердила правильность принятого решения об организации в составе Управления Тыла обособленного войскового отдела, занимающегося исключительно снабжением боевой техники горючим. Речь идет о боевых действиях РККА еще до начала Великой Отечественной войны, в частности, о столкновениях с частями японской армии в пограничных конфликтах на озере Хасан и реке Халхин-Гол в течение 1939 года. Так, на протяжении двух недель столкновений на Хасане, наша армия потребила более 8 000 тонн горючего, а за два месяца боев на Халхин-Голе - около 80 000 тонн! Тем не менее, несмотря на такое увеличение темпов потребления топлива, подразделения Службы горючего ни разу не подвели действующие войска, всегда своевременно и в полном объеме удовлетворяя их потребности.

Безусловно, разразившаяся в 1941 году Великая Отечественная война, стала для Службы горючего самым строгим экзаменатором. Значительно (в десятки и сотни раз) возросли требуемые объемы поставок, очень увеличилась протяженность коммуникаций снабжения, что, в свою очередь, потребовало колоссального увеличения штата личного состава, который требовал определенной подготовки. В качестве одного из примеров решения Службой технических проблем, можно привести решение об организации абсолютно нового вида войсковых подразделений, специализировавшихся на прокладке полевых магистральных трубопроводов (ПМТ). Эти трубопроводы очень быстро монтировались прямо по месту, а затем, так же быстро разбирались и перевозились на новые места. Для этого требовались солдаты не только с отработанными до автоматизма навыками монтажников, но и с очень большой физической силой и выносливостью.

Служба горючего ВС РФ: предмет работы отрасли

Если в прошлые века задача подобных служб тыла состояла только в своевременном и полнообъемном перемещении грузов, то в нынешние времена Служба обеспечения войск топливом и горюче-смазочными материалами, используя накопленный опыт, дает определенные рекомендации производителям по унификации продукции. А это может быть достигнуто только совместной работой, как производителей боевой техники, так и производителей топлива и ГСМ. Скажем так: чем меньше будет сортов и модификаций смазочных материалов, тем проще будет его доставка и комплектация. Тем не менее, учитывая наличие в войсках техники самого разного назначения, с самыми различными требованиями, как к топливу, так и к смазке (в том числе и по температурным параметрам), задачи Службы горючего проще не становятся. Кроме того, доставляя на позиции всю необходимую продукцию, представители Службы несут полномерную ответственность не только за количество, но и за качество поставленного материала, так как от этого зависит полноценная и качественная работа машин и механизмов. А для определения качества топлива и машинных масел, проведения их экспресс-анализа, требуются как необходимое оборудование, так и соответствующие специалисты.

Здесь уже на помощь специалистам Службы приходит весьма специфическая наука - химмотология, созданная доктором технических наук, профессором Папком К.К. Эта наука изучает порядок определения разных технических характеристик горюче-смазочных материалов, их качества и особых условий применения.

Сегодня свой 80-летний юбилей отмечает Служба горючего ВС РФ, основанная 17 февраля 1936 года как Управление снабжения горючим РККА. Уже тогда стало ясно, что будущая война — война моторов, а бензин стали называть «кровью войны». Постоянный «кровоток» и обеспечивает эта служба на протяжении десятков лет.

Понятно, что история снабжения войск топливом началась гораздо раньше — как только в российской армии появились машины и корабли с двигателями, работающими на нефтепродуктах. В 1877 году в России началась эксплуатация первого в мире танкера «Зороастр». Пароход грузоподъемностью 15 тысяч пудов (242 тонны) использовался для доставки керосина наливом из Баку в Царицын (ныне Волгоград) и Астрахань. В 1900 году на русском флоте было 20 эсминцев типа «Новик», работавших на мазуте, а к концу 1917 года их стало уже 30.

Первые моторы Первой мировой

В российской императорской армии уже в 1914-м году был сформирован первый бронеотряд. Всего же на фронтах Первой мировой в войсках использовалось до 10000 легковых и грузовых автомобилей, 700 самолетов и порядка 300 броневиков. На железных дорогах действовал мотоброневагон «Заамурец». Ежемесячный расход горючего составлял более двух тысяч тонн автомобильного и до 450 тонн авиационного бензина. Для подвоза топлива и боеприпасов в дивизионе зенитных броневиков «Руссо-Балт» тип «Т» были даже специальные бронемашины. Всего же в войска за годы войны было поставлено 1,2 миллиона тонн горючего.

В середине 30-х годов был разработан специальный бронированный транспортер топлива на базе легкого танка Т-26 . Он был предназначен для снабжения танковых подразделений на передовой, но в серию так и не пошел.

Хасан и Халхин-Гол

Боевое крещение служба приняла в 1938-м году, во время конфликта с японскими войсками на озере Хасан. Тогда было израсходовано 8,5 тысяч тонн горючего, а на Халхин-Голе — в десять раз больше: 86,7 тысяч тонн было поставлено для танков, бронемашин, грузовиков и тягачей. Несмотря на многосоткилометровое «плечо подвоза» механизированные части РККА были обеспечены достаточном количеством бензина и солярки.

Великая Отечественная. Борьба за нефть

Но самая сложная задача возникла перед службой горючего в годы Великой Отечественной. В 1941-м году были потеряны значительные запасы топлива, нефтеперерабатывающие заводы эвакуировались из Одессы, Херсона, Бердянска. В Грозном и Баку начались активные буровые работы для увеличения объемов добычи. Недаром в 1942-м Гитлер направил свой главный удар на Сталинград. Ведь захватив его, он открывал путь не только к главным нефтепромыслам СССР на юге, но и перерезал важнейшую речную магистраль, по которой нефть и нефтепродукты доставлялись в центр страны. Но даже когда противник подступил к Волге, баржи — под огнем — продолжали перевозить такое нужное горючее. Всего же армия и флот за годы войны потратили более 16,4 миллионов тонн топлива.

«Второй Баку»

В годы войны для увеличения объемов добычи нефти началась активная геологоразведка в регионе Поволжья и Урала, названном «Вторым Баку». Так появились нефтегазопромыслы в Татарстане, Башкортостане, Ухте и Нарьян-Маре.

Бензин для блокадного Ленинграда

Ленинград, осажденный гитлеровскими войсками, нуждался буквально во всем. По дну Ладожского озера был проложен трубопровод длиной 27 километров, по которому в город поставлялось топливо. С июня 42-го по март 43-го по нему было перекачено более 47 тысяч тонн горючего всех видов.

«Дорога жизни» через Саланг

Для обеспечения группировки советских войск в Афганистане были построены магистральные полевые трубопроводы протяженностью 1200 километров, по которым для 40-й армии было доставлено 5,4 миллиона тонн нефтепродуктов. Трубы пытались повредить всеми способами, а мирные жители стремились добыть немного содержимого для обогрева жилищ. Служба горючего постоянно устраняла последствия аварий и диверсий.

Топливо вместе с другими грузами шло через тоннель Саланг. Боевики постоянно устраивали засады на советские конвои, и профессия водителя автоцистерны с горючим была смертельно опасной.

Огонь, вода и не медные трубы

Профессионалы строительства мобильных трубопроводов не раз участвовали в спасательных операциях во время чрезвычайных ситуаций. Трубопроводные подразделения службы горючего подавали не бензин, а воду, чтобы потушить пожары. В том числе жарким летом 2010-го. Два трубопроводных батальона перекачали более одного миллиона тонн воды, чтобы затушить и обводнить горящие торфяники. 15 августа 2010 года командир трубопроводного взвода лейтенант Николай Кузьмин попал в огненную ловушку вместе со своим подразделением, но, проявив мужество и профессионализм, провел бойцов через огонь, за что был награжден Орденом Мужества.

Участвовали бойцы службы и в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Питьевая вода шла по «военным» трубам в разрушенные землетрясением города Армении в 1989-м. А в 2014-м трубы, проложенные военными, стали наполнять уже Северо-Крымский канал, чтобы обеспечить города Крыма водой, которой Украина пыталась лишить жителей мятежного полуострова.

Горючее для современной армии

Ежегодно ВС РФ потребляют около двух миллионов тонн различных видов топлива и масел. Для своевременного снабжения в ближайшие годы будет закуплено более 900 грузовиков-цистерн. Также планируются внедрение новых легких композитных труб из стеклопластика, разработка арктического автотопливозаправщика, универсальной лаборатории, контейнеров для транспортировки компонентов жидкого ракетного топлива и автомобильного топливозаправщика для ВДВ.

Служба горючего Вооруженных Сил Российской Федерации - одна из самых молодых служб Тыла Вооруженных Сил России. Ее история началась 17 февраля 1936 года, когда по Приказу Народного Комиссара Обороны Союза ССР № 024 было создано Управление по снабжению горючим - Служба горючего ВС СССР.

Первым серьезным испытанием готовности Службы горючего стало обеспечение горючим боевых действий у озера Хасан - за две недели войсками было израсходовано более 8 тысяч тонн горючего. С мая по август 1939 года на реке Халхин-Гол расход горючего составил уже почти 87 тысяч тонн. А в зимней войне с Финляндией в 1939-1940 годах войскам Красной Армии потребовалось 215 тысяч тонн горючего.


В суровые годы Великой Отечественной войны личный состав Службы горючего трудился под мобилизующим девизом: «Горючее - фронту!». При обороне Ленинграда, когда единственный путь к городу через Ладожское озеро подвергался непрерывным бомбардировкам, офицеры-горючники проявили беспримерное мужество и героизм.

Для решения проблемы поставки горючего в осажденный Ленинград по дну Ладожского озера, в рекордно короткий срок, был проложен трубопровод. По 27-километровому подводному трубопроводу с июня 1942-го по март 1943 года в северную столицу было подано свыше 47 тысяч тонн различных видов горючего, и это позволило обеспечить потребности не только войска, но и города. Благодаря четкой и профессиональной работе Службы горючего «топливная блокада» Ленинграда была прорвана.


Высочайшая оценка работе Службы горючего была дана в приказе наркома обороны СССР от 25 августа 1946 года № 38. По свидетельству Маршала Советского Союза А.М. Василевского, благодаря деятельности Службы горючего, не была сорвана ни одна операция. Вклад лучших представителей Службы в Победу был оценен: за период войны более полутора тысяч человек, почти половина ее офицерского состава, были отмечены правительственными наградами.

В послевоенные годы, годы бурного экономического развития, перед Службой горючего были поставлены новые задачи. С появлением ядерного оружия стали применяться и принципиально новые средства его доставки - ракеты. С оснащением армии ракетной техникой на Службу горючего была возложена задача по обеспечению войск и сил флота жидким ракетным топливом. Для решение этой задачи потребовалось освоение новых технологий и глубокие научные проработки.

Для достижения этих задач и разработки новых методов и средств в работе службы, в том числе, еще в 1946 году был открыт Научно-исследовательский институт горюче-смазочных материалов, сегодня - 25-й Государственный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации (по применению топлив, масел, смазок и специальных жидкостей - ГосНИИ по химмотологии).


И сегодня Служба горючего выполняет одну из важнейших задач в обеспечении боевой готовности Вооруженных сил России - обеспечение войск горючим и смазочными материалами и ракетным топливом. В своем составе Служба имеет: центры обеспечения горючим и техническими средствами; соединения и части трубопроводных войск; автомобильные части заправки горючим; склады и базы горючего, склады ракетного топлива; ремонтные заводы и ремонтные мастерские службы горючего; лаборатории горючего; подразделения подвоза ракетного топлива и различные вспомогательные организации; 25-й ГосНИИ Минобороны России.

Есть профессии мало заметные поверхностному взгляду, но от исправной работы представителей которых очень многое зависит. Безусловно, к таким специальностям относится деятельность многочисленных работников Службы горючего ВС РФ. Значимость боеготовности сил армии для нашей страны всегда была велика, а без налаженной работы Службы горючего поддерживать эту готовность попросту невозможно. Даже странно, что на официальном уровне до сих пор не установлен для этой структуры собственный профессиональный праздник.

История

В 1936 году именно 17-го февраля согласно приказу № 24 за подписью Наркома Обороны Советского Союза вышел приказ о создании новой структуры – «Управления по снабжению горючего», впоследствии – «Службы горючего Вооружённых сил Советского Союза». Первым её главой стал инженер-полковник Николай Мовчин. В дальнейшем новое ведомство с честью выполняло возложенные на него обязанности и обеспечило победы нашей армии во всех многочисленных вооружённых конфликтах, в которых ей пришлось с тех пор участвовать вплоть до наших дней.

Естественно, что с распадом СССР название структуры несколько изменилось, но прежними остались и суть её деятельности, и ответственный, компетентный подход к своему делу. До сих пор, к сожалению, профессиональный праздник военнослужащих и работников ведомства празднуется полуофициально, на общественных началах и именно в годовщину основания Службы – то есть 17 февраля. Большинство военных считают, что подобное положение должно быть исправлено.

Традиции

Поскольку официального статуса дата 17 февраля не имеет, то празднование её производится внутри ведомства. Хотя и охватывает огромное количество людей. Ведь в составе Службы горючего состоят и постоянно работают:

  • специальные центры по обеспечению войск топливом и техническими средствами;
  • многочисленные части трубопроводных войск;
  • базы и склады;
  • ремонтные предприятия и службы;
  • специализированные лаборатории и транспортные подразделения, множество вспомогательных организаций;

Имеется даже собственный НИИ.

Во всех этих структурах 17 февраля проходят торжественные собрания, вручаются награды, премии и подарки наиболее отличившимся специалистам. Ну а праздничное застолье ждёт уже дома, так как на службе военным выпивать не положено.