Изучаем буквы в действии!: Буква П - занятие. Буква «П», звуки,

Людмила Величко
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Звук [п] и буква п

Тема : Звуки [п]и [п’] , буква П .

Цель : познакомить детей с буквой П и звуками [п]и [п’] ; продолжать учить находить место звука в трех позициях ; учить составлять и читать слова из слогов; развивать внимание, память.

Развивающая среда : картинки :петух, паук, попугай, пчела; предметы : шапка, платок; слоговая таблица, буквы большого формата .

Ход занятия:

Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами продолжим путешествие по стране Букварии . Много букв и звуков мы изучили , давайте вспомним как же их зовут? Но для начала мы с вами поиграем с язычком, чтобы ему было легче произносить звуки и буквы .

Мы прижмем язык зубами – та-та-та,

А теперь прижмем губами – па-па-па!

Ну а сейчас повторим буквы , с которыми вы знакомы.

(Дети называют ранее изученные буквы )

На столе раскладываются картинки, в названиях которых слышатся звуки [п] и [п’] ; предлагаются загадки об этих предметах.

1. Гребень имею – не пользуюсь им.

Шпоры имею – не езжу верхом. (Петух)

2. Весь день летаю

Мед добываю. (пчела)

3. Жить могу я в доме

В джунглях жить могу.

Умею разговаривать

Дразниться я люблю. (Попугай)

4. Плету я сети каждый день

И сети мне плести не лень. (Паук)

Молодцы ребята, а сейчас поиграем в игру»Назови слова». Вы будете называть слова со звуком [п] , а за это я вам буду давать фишки. Узнаем кто же больше знает слов со звуком [п] . (То же самое со звуком [п’] ) .

А теперь давайте дадим характеристику звуку [п] .

Звук тихий , его нельзя тянуть, значит это согласный звук .

«На что похожа буква П

1. Подходящие ворота

Проходи кому охота.

2. Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали.

Ну-ка, милый, не ленись,

Подойди-ка, подтянись!

Ребята, у вас на столах лежат карточки с буквами . Покажите мне букву П , а теперь покажите её друг другу. Произнесите её.

ФИЗМИНУТКА «Мы писали»

Мы писали, мы писали,

А теперь все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Затем пальчики сожмем,

Сядем и писать начнем.

(Воспитатель просит детей составить слоги ПА, ПО, ПУ, ПЫ, ПИ и прочитать их. Затем дети составляют трехбуквенные слова СУП , ПУХ, ПОЛ; читают слова, состоящие из двух слогов ПАПА, ПУМА, ПАША, ПАУК.)

Написание буквы П .

Итог занятия : Какую букву и какие звуки изучали ?

Цель: Обучение грамоте.

Задачи:

1. Уточнить артикуляцию звука [П].

2. Развивать навык звуко-буквенного анализа и синтеза прямых и обратных слогов АП, ОП, УП, ПА, ПО.

3. Познакомить с буквой П.

4. Обучать чтению слогов с буквой П.

5. Развивать фонематический слух, логическое мышление, внимание, память.

6. Продолжать развивать мелкую и общую моторику.

Оборудование: предметные картинки, схема описания звука, счетные палочки, цветные фишки для обозначения звуков, буква П, разрезная азбука (на каждого ребенка) , картинки-ребусы, геометрические фигуры с буквами.

Активизация и обогащение словаря: звук, слог, слово, схема, гласный, согласный (звук ), глухой, твёрдый, мягкий.

Методические приёмы: наглядные, словесные, практические, игровые, использование художественного слова, вопросы, оценка.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дети, назовите гласные звуки. Назовите слова, которые начинаются со звука А, У, О, И.

2. Сообщение темы. Знакомство со звуком.

Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой, а с каким вы скоро узнаете.

Логопед выставляет картинки с Пятачком и шариком.

Посмотрите на картинки. Кого вы видите на первой картинке? Пятачок спешит поздравить Ослика с днем рождения, несёт ему в подарок воздушный шарик. Что случилось дальше? Пятачок споткнулся, упал на шарик и шарик лопнул. Вот что осталось от шарика.

Давайте надуем шарики с помощью щёк:

Надуваем быстро шарик.
Он становится большим.
Вдруг шар лопнул,
Воздух вышел -
Стал он тонким и худым.

Какой услышали звук, когда лопали шарик? (Звук П).

Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой П.

3. Артикуляция звука [П] и его характеристика (используется схема для характеристики звука)

Логопед показывает артикуляцию звука [П], дети повторяют:

П! – мы губы сложим вместе.

Звук [П] – гласный или согласный? (Согласный).

Почему так думаете? (Выходящий воздух встречает преграду - губы).

Звук [П] - глухой. Это можно проверить: поднесите к горлу ладошку и произнесите П-П-П – горлышко молчит.

Звук [П] в слогах и словах бывает твердым или мягким. Послушайте: [П] – твёрдый: ПА, ПО, ПУ, ПЭ, ПЫ. Звук [П] какой – твердый или мягкий? (Твердый).

Звук [П?] – мягкий: ПЯ, ПЕ, ПИ.

Логопед даёт образец характеристики звуков [П] и [П?].

Выставляются картинки с пальмой и письмами.

Назовите первый звук в слове ПАЛЬМА. Дайте характеристику звуку [П].

Дети дают характеристику звукам с опорой на схему:

Звук [П] – какой? (Согласный, глухой, твердый, обозначается синим цветом).

Назовите первый звук в слове ПИСЬМА. Дайте характеристику звуку [П?].

Звук [П?] – какой? (Согласный, глухой, мягкий, обозначается зеленым цветом).

4. Игра “Будь внимательным!”

У детей на столах синие и зеленые кружки. Логопед произносит слоги, слова.

Услышите звук П – поднимите синий кружок, услышите звук [П?] - поднимите зеленый кружок.

Логопед произносит слоги, затем слова.

Слоги: па, пе, ап, по, пу, пи, оп, пя, пе, пи, па;

Слова: пирамида, подушка, пылесос, пингвин, паутина, пушка, пила, петух.

5. Игра “Живые звуки”.

Сколько звуков я сказала АП, ПИ, СУП, ПАУК, ПИЛА, СТОП, ПАР.

Назовите первый звук, второй,...

Звук [П] мягкий или твердый? Где он слышится - в начале или в конце слова?

6. Физминутка “Мы похлопаем, мы потопаем”.

Мы похлопаем сейчас столько раз(логопед показывает цифру 3)

Мы потопаем сейчас столько раз (логопед показывает цифру 2)

А теперь мы повернёмся

И друг другу улыбнёмся.

В каких словах физминутки услышали звук [П]? (Похлопаем, потопаем, повернемся).

7. Знакомство с буквой П. Связь звука и буквы.

Давайте познакомимся с буквой П. (Показ буквы детям).

На что похожа буква П? (Ответы детей).

Выложим букву П из палочек. А теперь давайте напишем букву П в воздухе.

Чем звук отличается от буквы? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем.)

8. Работа с разрезной азбукой.

Найдите в разрезной азбуке букву П.

9. Чтение слогов и слов с буквой П.

Буква П хочет подружиться с гласными. Давайте ей поможем.

А) Логопед вывешивает на доску картинки-ребусы.


Букварь - первая книга, с которой начинают обучение грамоте. Предлагаем вашему вниманию лучший в Рунете вариант онлайн Букваря. При разработке Букваря использовались проверенные временем разработки психологического центра Адалин. Букварь содержит мультимедийные интерактивные...


Материалы для занятий по букварю Не все дошкольники с желанием занимаются по Букварю. Предлагаемые материалы содержит 750 карточек и бланков с интересными и разнообразными заданиями. Они обязательно помогут превратить изучение букваря в увлекательное занятие. ...


Развитие фонематического слуха В этой статье мы расскажем вам об играх, которые подготавливают ребенка к обучению грамоте. Речь пойдет о специальных упражнениях на развитие фонематического слуха у дошкольников. Дошкольнику с хорошо развитым фонематическим слухом будет гораздо проще овладеть чтением и письмом...


Буквы. Упражнения и игры. Повторить и закрепить пройденный в Букваре материал вам помогут упражнения и развивающие игры из этого раздела. Наши развивающие игры позволят дошкольнику запомнить образ (написание) печатных букв русского алфавита, научат на слух идентифицировать звуки и...


Слоги. Уроки по чтению слогов В наших уроках по чтению слогов несколько типов заданий и упражнений. В заданиях и упражнениях к урокам используются хорошо известные ребенку слова, состоящие из 2-3 слогов. Слоги состоят из двух букв, гласной и согласной. Как правило, у ребенка не...


Учимся читать слова Переходить к урокам по обучению чтению слов рекомендуется после занятий по нашему Букварю и по заданиям подразделов "Игры с буквами", "Уроки чтения слогов". Одного умения правильно читать слова ребенку недостаточно. Он должен понимать смысл прочитанного. В предыдущих...


Игры учимся читать. Книжка-игрушка Если ваш маленький ученик уже более или менее неплохо читает двух- и трехсложные слова, то можно переходить с ним к чтению простых предложений. Но, согласитесь, что это очень скучно читать банальные фразы типа "Мама моет раму". Как же сделать процесс обучения чтению более увлекательным?...


Уроки чтения Раздел содержит 20 компьютерных онлайн уроков по чтению. Каждый урок включает в себя 6 игр на чтение. Часть игр направлена на развитие общих способностей, необходимых ребенку для обучения чтению. Другие игры по обучают звукам, буквам и слогам, помогают...

Доброго времени суток дорогие мои читатели!

В рубрике учим буквы сегодня буква «П» . С маминой буквой мы уже познакомились, а сегодня папина буква. Малыши с малых лет так же быстро запоминают букву П . Первые слова, которые ребенок быстро учится писать это слова мама и папа, а затем уже и свое имя.

Работая с детьми, не трудно было заметить, что ребенок научился писать эти слова. Спросите почему? Да потому, что на всех рисунках ребенка начинают появляться слова. А уж когда малыш научился писать свое имя, то он стремиться оставить свой автограф на каждом рисунке.

Но согласитесь мало знать букву и уметь писать простые слова, надо еще и многое другое уметь делать и поэтому вам в помощь практический материал . Это и художественное слово , и кроссворды , и ребусы , и игры на букву «П»

Буква «П»


Веселые стихи

Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали.

– Ну-ка, милый, не ленись –

Подойди да подтянись.

А. Шибаев

Поросенок изумился:

– Ох, как долго я не мылся!

Быть грязнулей неохота! –

И отправился в болото.

Погляди, павлин какой!

Хвост как веер расписной.

Не гордись, павлин, хвостом –

Прослывешь большим глупцом.

Панцирь носит черепаха,

Прячет голову от страха.

Подходящие ворота.

Проходи, кому охота!

Дома букву П найдем,

Заглянув в дверной проем.

Г. Ванюхина

П – турник. На нем гимнаст

Подтянулся сорок раз.

Подтянись попробуй ты

И не бойся высоты.

В. Степанов

Письмо само никуда не пойдет,

Но в ящик его опусти –

Оно пробежит, пролетит, проплывет

Тысячи верст пути.

С. Маршак

* * *Прыгать я всегда готов,Но не понимаю,

Почему так высоко

Планку поднимают?

Влез на букву озорник:

Он решил, что П – турник.

Е. Тарлапан

На хоккее, на футболе

Буква П – ворота в поле.

В. Степанов

Пели-пели-пеликаны –

Это птицы великаны.

В. Степанов

Мы подарок маме

Покупать не станем –

Приготовим сами,

Своими руками.

О. Высотская

Подъехал к стройке

Кран подъемный.

Подъемный кран –

Силач огромный.

Е. Балгинина

Скороговорки

Пословицы и поговорки

1. Пишут не пером, а умом.

2. Поздно поднялся – день потерял,

В молодости не учился – жизнь потерял.

3. Правда глаза колет.

4. Правда в огне не горит и в воде не тонет.

5. Переливать из пустого в порожнее.

6. Признание – половина исправления.

Игры

Игра «Кто больше?».

Сначала перебираем все слова с буквой «п», находящиеся на полу
(плинтус, паркет, палас ), затем – на потолке (лампа, побелка, паучок ).

Игра «Профессии».

Назовите десять профессий на «п». (Плотник, пианист, пекарь, почтальон, парикмахер, продавец, программист, пилот, певец, продюсер, посудомойщик.)

Игра «Знатоки сказок».

Названия каких сказок начинаются на «П»?

Игра «Доскажи словечко».

И от ветра, и от зноя,

От дождя тебя укроет.

А как спать в ней сладко!

Что это?.. (Палатка).

Вперевалку шел со льдин

К нам на утренник… (пингвин).

Я – хозяйка разных снов

Про дельфинов, про слонов,

Про дворцы хрустальные

И про звезды дальние.

Вы ложитесь, и на ушко

Вам нашепчет сны… (подушка).

Встает на заре,

Поет во дворе,

На голове гребешок.

Кто же это?.. (Петушок).

Не будильник, а разбудит,

Запоет – проснутся люди.

На головке – гребешок.

Это Петя-… (петушок).

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет сочней… (помидора).

Я взял муку и взял творог,

Испек рассыпчатый… (пирог).

Твои помощники – взгляни –

Десяток дружных братцев.

Как славно жить, когда они

Работы не боятся.

И, как хороший мальчик,

Послушен каждый… (пальчик).

На цветы она садится,

Не устав с утра трудиться.

Людям воск и мед дала

Беспокойная… (пчела).

Над цветком кружит, кружит,

Села, сок с цветка взяла,

Мед готовит нам… (пчела).

Игра «Слова-невидимки».

– Я – самый лучший ткач на свете.

П – – –

– Во мне, смеясь, играют дети.

П – – –

– Я – два ботинка, две перчатки.

П – – –

– Из-за меня рассохлись кадки.

– – – –

О т в е т: паук, парк, пара, жара.

Игра «Лесенка».

Игра «Выпусти пар!».

Игра «По одной букве».

А теперь попробуем менять слова, отнимая от них по одной букве.

1. Эти шесть букв можно увидеть на полу.

П – – – – т

2. Эти пять букв в руках того, кто идет из магазина.

П – – – т

3. Эти четыре буквы ищите в дипломатических документах.

П – – т

4. Это слово знает любой шахматист.

П – т

5. Это слово ищите в танце.

О т в е т: паркет, пакет, пакт, пат, па.

Игра «Волшебная цепочка».

Замените одну букву в словах:

палка – галка – балка;

печка – речка – сечка;

печка – пачка – почка;

пень – день – тень – лень;

порт – сорт – корт – торт;

пол – вол – кол – кон – кот – кит.

Игра «Найди слово в слове».

Плуг (луг, гул ); полк (пол, кол ); поля (Оля ); парта (тара, пар ); перевод (ведро, дерево, перед ); поднос (дно, одно, под, нос, сон ); плов (лов, вол, пол ).

Игра «Составь новые слова».

Из букв данного слова составьте новые слова.

1. Начинай с буквы «П».


О т в е т: пень, польза, письмо, портфель, пальцы, пальто, пять.

2. Допиши слова.

О т в е т: погода, помело, подвал; поводок, порядок, позиция; перелом, перевод, перекос

3. Кругограммы.

1. Найдите слово. 2. Прочитайте загадку, начиная с «не».

О т в е т: подберезовик. О т в е т: не рыбак, а сети

расставляет. (Паук.)

4. Птицы.

5. Клоун.

Клоун разбросал слова, если вы их соберете, то у вас получится загадка.

О т в е т : Летом я летаю, мед я собираю,

Но когда меня подразнишь, тогда я кусаю. (Пчела.)

Ребусы

О т в е т: пенал, подарок, подушка.

Перевертыши

Поп. Потоп. Пуп.

Загадки

Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами.

Песни распевает,

Время считает.

(Петух.)

Я бываю выше дома

И легко одной рукой

Поднимаю груз огромный.

Кто, скажите, я такой?

(Подъемный кран.)

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит.

(Поезд.)

Где прошел – там пыли нет,

Пыль и сор – его обед.

(Пылесос.)

Иноземец эксцентричный

Хвост завел себе отличный –

Хвост как веер расписной!

Догадайтесь: кто такой?

(Павлин.)

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

(Подснежник.)

Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.

(Пчела.)

Многорукий царь Гордей

Наплел ловушек да сетей.

Как расставит он ловушки,

Прошипит: «Ловитесь, мушки

Да букашечки!».

(Паук, паутина.)

Пшеничные кафтанчики,

В кафтанчиках – кабанчики.

(Пончики.)

В этой узенькой коробке

Ты найдешь карандаши,

Ручки, перья, скрепки, кнопки,

Что угодно для души.

(Пенал.)

Кто имеет пятачок,

Не зажатый в кулачок?

На ногах его копытца,

Ест и пьет он из корытца.

(Поросенок.)

Посадили зернышко –

Вырастили солнышко.

(Подсолнух.)

Кто пасет овец и коз

Там, где луг травой зарос?

(Пастух.)

Этому овощу в поле

Хорошо расти на воле.

Чем жара стоит сильнее,

Тем он слаще и краснее.

(Помидор.)

Он носом в землю постучит,

Взмахнет крылом и закричит.

Кричит он даже сонный,

Крикун неугомонный.

(Петух.)

Длинной шеей поверчу –

Груз тяжелый подхвачу.

Где прикажут – положу:

Человеку послужу.

(Подъемный кран.)

Девочка Аленушка

Посадила зернышко,

Летом выросло на грядке

Золотое солнышко.

(Подсолнечник.)

А. Прокофьев

Лекарь вырос у дороги,

Он больные лечит ноги.

(Подорожник.)

Этот зверь, себе на грех,Дорогой имеет мех.Двести сорок три стрелка

День и ночь палят в зверька.

(Песец.)

В этом хоре музыкантыВсе во фраках, словно франты.Но поет ужасно хор.

Хору нужен дирижер.

(Пингвины.)

Ползет улитка, за улиткой – нитка.Нитка витая, улитка золотая.

(Перо.)

Ветер дует-дует – никак не сорвет!

Солнышко пригреет – само спадет.

(Пальто.)

Два брюшка, четыре ушка.

(Подушка.)

Если день стоит пригожий,

Он не выйдет из прихожей.

Если дождик моросит,

Он на улицу бежит.

(Плащ.)

Живет она в поле,

Там корма вволю!

Мышь городская

Сестра ее родная.

(Полевка.)

Кто приходит по утрамИ приносит письма нам?

(Почтальон.)

Пять братцев вместе родятся,

А росту разного.

(Пальцы.) Г. Виеру

Ростом разные, в работе равные.

(Пальцы.)

Есть у меня работники,

Во всем помочь охотники.

Живут они не за горой –

День и ночь со мной:

Целый десяток верных ребяток!

(Пальцы.)

А вотчина его квокчатая.

(Петух.)

)

5. Хлопни в ладоши, если услышишь звук П! ()
Паучок приехал на базар.
Мухам паучок привёз товар.
Он его развесил на осинке:
"Кто из вас желает паутинки?"

6. Физминутка. Перебираем слова со звуком "П". Если это слово "на полу", то приседаем, если "на потолке", то поднимаем ручки вверх.
= плинтус, лампа, паркет, побелка, палас, паучок

7. Прочитай слоги и добавь к ним букву или сочетания букв и получишь новые слова! ()
8. Составить из слогов слова! ()


9. Прочитай слова и найди их на картинк е! ()


10а. Звук П и ПЬ ()


10б. Отгадайте загадку! ()
(1) В тёмном уголке живёт,
Шёлковую нить плетёт.
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался.
/Паук/

* Посчитаем, сколько слогов в слове "паук"! (2 слога)
* Какой слог первый? (па)
* Какой первый звук в слоге "па"? (п)
* Дайте характеристику звуку П! (согласный, глухой, твёрдый)
* Какой буквой мы обозначим звук [п]? (П)

(2) На полюсе южном
Морозном и вьюжном
Родился у мамы дитёныш один.
Он в море ныряет,
Простуды не знает,
Ведь он настоящий...
/Пингвин/

* Посчитаем, сколько слогов в слове "пингвин"! (2 слога)
* Какой слог первый? (пинг)
* Назови второй слог! (вин)
* С какого звука начинается слово "пингвин"? (пь)
* Дайте характеристику звуку! (согласный, глухой, мягкий)
* Какой буквой мы обозначим звук [пь]? (П)

10в. Определите, мягкий или твёрдый звук П!
= пенал, помидор, петух, плот, Петя, парта, пылесос, перчатка, пила, паучок, песня, пёс, пчела, парк, поле, подарок

11. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [П"] ()
= Б", Т", П", Т", Ф", П", К", П", М", П"
= БЯ, ПЯ, СИ, ПИ, ТЕ, ПЕ, ВЮ
= комок, осина, пихта, топь, терем, рябина, пена, спина, копейка, копилка

12. Замени в слове первую букву на звук [П"]. Какое слово у тебя получилось? ()
= вилка - ...илка
= лень -
= медаль -
= зелёнка -
= лесенка -
= мир -
= лекарь -
= лесок -
= речка -

13. Звуки П и ПЬ играют с тобой в прятки. Какой звук спрятался в названии каждой картинки? Определи, в начале, середине или конце слова? ()


14. Найди 8 слов со звуками П и ПЬ. ()

15. Соедини с буквой П только те предмета, названия которых начинаются со звуков "П" и "ПЬ". ()

16. Прочитай слоги и отметь красным карандашом гласный звук, а синим - согласный. ()


17. А ты можешь попасть из пушки по всем буквам П? Сделай из них мишень: обведи их в кружочек . ()

18. Определи первый звук в названии каждой картинки . Впиши её в клеточку и прочитай название животного.()


19а. Печатная буква П ()


19б. Печатная буква П ()

19в. Печатная буква П ()

Буква П прописью ()


19г. Прописная буква П ()

19д. Буква П - пропись для детей ()


20. Логопедическое лото ()


21а. Рабочий лист Т.В.Игнатьевой ()

21б. Рабочий лист ()


21в. Рабочие листы ()



21г. Рабочий лист из "Игры по развитию речи"