Как побороть эмоциональное выгорание. Как бороться с профессиональным выгоранием

Безумны люди, что всю жизнь от дел без сил и не имеют цели
Марк Аврелий

Новая работа - это всегда источник новых надежд, взгляд, полный уверенности, в прекрасное будущее, полное карьерных достижений. Но проходит какое-то время, и что-то внутри вдруг меняется. Вместо удовольствия, которое мы получали в первые месяцы работы, приходит какая-то странная апатия. Каждое утро даётся всё тяжелее подъём из такой мягкой и уютной постели, а будильник из помощника превращается в палача.

Что произошло? Вроде бы и карьерный рост всё ещё обещается, и зарплата хорошая и коллектив тот же самый. Но навязчивая мысль о том, что из этой компании надо бежать, куда глаза глядят, не покидает голову. Что это такое? Действительно ли пора увольняться, или эту навязчивую идею стоит приструнить и не мешать своему профессиональному развитию?

Что ж, прежде чем ответить на этот вопрос, нужно сесть за стол, выкроив минутку в полной тишине и обстоятельно ответить в письменном виде самому себе на вопросы:

1. Такая ли это работа, которой я ожидал, когда приходил в компанию?
2. Что именно не так?
3. Насколько существенны различия? Стоит ли уходить из-за них?

Первый вопрос - самый простой, на него большинство людей, с описанной проблемой ответит отрицательно. Нет! Это не то, чего мы ожидали. Где-то нас обманули, причём крупно. Зато второй вопрос гораздо более каверзный и сложный. Если вы вдруг обнаружили, что никаких фактических изменений между ожидаемым и полученным нет, то это повод предположить, что вы "выгорели". Третий вопрос носит уточняющий характер. Сами понимаете, если вам обещали двадцать два дня отдыха в год, а дали только двадцать, но два обещали добавить в будущем году, это сомнительный повод для того, чтобы уходить.

Но что значит - "выгореть "? Это научный термин, введённый в Гербертом Фрейденбергом ещё в восьмидесятых годах. Изначально он описывал синдром, который возникает у людей, чья профессия заключается в профессиональной помощи другим людям. Например, у медсестёр, психиатров (и вообще любых врачей), у социальных работников. Со временем их работа начинает истощать их эмоционально, из-за чего начинаются проблемы со сном. А психика защищается цинизмом, что выливается в ненависть ко всем окружающим, в первую очередь к самим клиентам.

Но со временем синдром выгорания стал характерен и для многих других профессий. Связывается это с всевозрастающей нагрузкой на любого среднего офисного работника. Происходит психологический надлом, когда без каких-либо серьёзных объективных причин человек начинает получать от некогда любимой работы одно только раздражение, разочарование и депрессию.

Что же делать? Для начала, нужно свести к минимуму и устранить все причины, которые приводят к этому самому выгоранию. Например, расправиться с чрезмерной нагрузкой. Объяснить начальству и коллегам, что если вас дальше будут так загружать, то вы попросту сломаетесь, и вам придётся уволиться. Прекратите постоянно брать работу на дом, хватит думать о ней в своё свободное время. Гигиена труда - это очень важно, так что не стоит ею пренебрегать. Строго-настрого запретите себе сидеть вечером перед телевизором, одновременно проверяя последний отчёт, переписываясь с таким же коллегой-трудоголиком относительно завтрашних планов и тому подобное. Нужно выкинуть из своей спальни всё, что так или иначе связано с работой. Попросту выключайте телефон, когда приходите домой, пусть это станет вашим принципом.


Как уже писалось выше, выгорание приводит к лавинообразному скачку цинизма в человеке и он начинает вести себя как озлобленный на свою жизнь вахтёр подъезда. Если вы никогда не видели такого вахтёра, то попробуйте обратиться в ближайшую городскую поликлинику. Там вы без труда найдёте какого-нибудь врача, в глазах которого ясно прочтёте, как он ненавидит вас и всех остальных, сидящих в очереди, тупых ослов и идиотов. Поэтому, следует принимать цинизм дозированно. Не стесняйтесь время от времени говорить себе "это не моё дело" и прекратите помогать клиенту "сверх нормы". Вы не титан и своё доброе телячье сердце нужно оберегать, чтобы оно не сгорело дотла, превратившись в гадкий огарок, ненавидящий всё живое.

Слышали о нейробике? Пока познакомиться с этим разделом психогигиены. И с психогигиеной в целом. Однообразие и рутина очень вредны для нашего мозга, они буквально убивают в нас саму тягу к жизни. Именно из-за рутины спиваются многие работники заводов, именно из-за рутины так несчастны те, кому приходится работать на конвейере. Внесите что-то новое в свой день, перестаньте ходить одними и теми же маршрутами на работу, пить один и тот же кофе в одно и то же время. Начните заниматься какой-нибудь ерундой, например, почему бы не начать писать левой рукой? Развитие амбидекстрии (равным владением обоими руками) является отличным, рекомендованным профессионалами, средством от повседневной рутины и гармоничного развития обоих полушарий мозга.

Больше времени уделяйте отдыху . В него тоже нужно внести разнообразие. Каждый вечер проводить за сериалами - да это не отдых, а просто ещё одна дополнительная работа. В свободное время думайте о том, чем бы вам хотелось заняться. Читайте материалы о различных видах активного отдыха, познавательные статьи на эту тему. Даже если ничего не приходит в голову сразу, со временем вы загоритесь желанием заняться чем-нибудь "эдаким".

Неплохо будет и увеличить общее количество отдыха , если это возможно. Стоит ли эта суббота тех , что вы получаете за свою переработку? Может, попробовать обойтись без неё, хотя бы пару месяцев? Если не понравится, вернётесь на шестидневку, а пока попробуйте отдыхать по два дня в неделю, ведь ваша психика очень нуждается в этом.

И только если пара-тройка месяцев всей этой терапии никак не помогла, можно начинать искать причины в каких-то объективных факторах. Быть может, уйти с этой работы на новую, действительно окажется удачным решением для вас. Уж точно не стоит загонять себя, в ущерб собственному здоровью. Этого не стоят ни деньги, ни карьера.

Изучение работ зарубежных ученых (Г. Беккера, К. Зейферта, И. Ландшира, К. Роджерса, Д. Сьюпера и др.) показывает, что при исследовании профессионального становления личности в основном обращалось внимание на профессионально важные качества, на продуктивные психологические новообразования. Профессионально значимые способности изучались при профессиональном отборе, определении профпригодности и аттестации специалистов. Психологические особенности профессионализации исследовались в контексте становления «Я-концепции» специалиста.

Деструктивные же изменения личности не являлись специальным предметом исследования. В 1974 г. американский психолог Х.Дж. Фрейденберг ввел термин «синдром эмоционального сгорания», характеризующий состояние истощения и усталости специалистов, находящихся в тесном общении с клиентами. В профессиональную группу людей, подверженных этому синдрому, были включены врачи, учителя, менеджеры. Проявление синдрома «эмоционального сгорания»приводит к возникновению дегуманизации, агрессивности, пессимизма, тревожности и иных разрушающих личность состояний и качеств.

Рассмотрим деформации менеджеров. Основанием для выделения деформаций стали диагностирующие семинары-тренинги актуализации профессионального развития. На тренинговых занятиях менеджерам предлагалось погрузиться в профессию, попытаться почувствовать, что хорошего и что настораживающего привнесла управленческая деятельность в индивидуальную жизнь каждого. Слушатели получали домашнее задание написать по предложенному сценарию психобиографию своего профессионального становления, подробно рассмотрев возможные профессиональные деформации. Применялся также ретроспективный анализ критических событий профессиональной жизни.

Всестороннее обсуждение педагогических деформаций позволило определить их состав. Часть из них мы диагностировали, результаты диагностики коллегиально обсуждались. Таким образом было выделено 11 деформаций, которые в дальнейшем диагностировались по уже известным опросникам, а для отдельных деформаций были сконструированы новые. Средние показатели по группам почти не отличались. Индивидуальные же показатели существенно различались и были статистически значимы.

Анализ результатов диагностики показал, что степень выраженности деформации определяется стажем работы, полом, содержанием профессиональной деятельности и индивидуально-психологическими особенностями личности менеджера.

Кратко охарактеризуем основные профессиональные деформации менеджеров.

1. Авторитарность проявляется в жесткой централизации управленческого процесса, единоличном осуществлении руководства, использовании преимущественно распоряжений, рекомендаций, указаний. Авторитарные менеджеры тяготеют к различным наказаниям, нетерпимы к критике. Авторитарность обнаруживается в снижении рефлексии - самоанализа и самоконтроля менеджера, проявлении высокомерия и черт деспотизма.

2. Демонстративность - качество личности, проявляющееся в эмоционально окрашенном поведении, желании нравиться, стремлении быть на виду, проявить себя. Эта тенденция реализуется в оригинальном поведении, демонстрации своего превосходства, нарочитых преувеличениях, расцвечивании своих переживаний, в позах, поступках, рассчитанных на внешний эффект. Эмоции ярки, выразительны в проявлениях, но неустойчивы и неглубоки. Известная демонстративность менеджеру профессионально необходима. Однако когда она начинает определять стиль поведения, то снижает качество управленческой деятельности, становясь средством самоутверждения менеджера.

3. Профессиональный догматизм возникает вследствие частого повтора одних и тех же ситуаций, типовых профессиональных задач. У менеджера исподволь формируется склонность к упрощению проблем, применению уже известных приемов без учета всей сложности управленческой ситуации. Профессиональный догматизм проявляется также в игнорировании управленческих теорий, пренебрежительном отношении к науке, инновациям, в самоуверенности и завышенной самооценке. Догматизм развивается с ростом стажа работы в одной и той же должности, снижением уровня общего интеллекта, а также обусловливается особенностями характера.

4. Доминантность обусловлена выполнением менеджером властных функций. Ему даны большие права: требовать, наказывать, оценивать, контролировать. Развитие этой деформации определяется также индивидуально-типологическими особенностями личности. В большей мере доминантность проявляется у холериков и флегматиков. Она может развиться на основе акцентуации характера. Но в любом случае работа менеджера создает благоприятные условия для удовлетворения потребности во власти, в подавлении других и самоутверждении за счет своих подчиненных.

5. Профессиональная индифферентность характеризуется эмоциональной сухостью, игнорированием индивидуальных особенностей работников. Профессиональное взаимодействие с ними строится без учета их личностных особенностей. Профессиональное равнодушие развивается на основе обобщения личного отрицательного опыта менеджера. Эта деформация характерна для черствых, закрытых людей со слабо выраженной эмпатией, испытывающих трудности в общении. Индифферентность развивается с годами как следствие эмоциональной усталости и отрицательного индивидуального опыта взаимодействия с подчиненными и коллегами.

6. Консерватизм проявляется в предубеждении против нововведений, приверженности устоявшимся технологиям, настороженном отношении к творческим работникам. Развитию консерватизма способствует то обстоятельство, что менеджер регулярно репродуцирует одни и те же хорошо зарекомендовавшие себя формы и методы управления. Стереотипные приемы воздействия постепенно превращаются в штампы, экономят интеллектуальные силы менеджера, не вызывают дополнительных эмоциональных переживаний. По мере профессионализации эти штампы в управленческой работе становятся тормозом развития организации, предприятия или учреждения.Обращенность в прошлое при недостаточно критичном к нему отношении формирует у менеджеров предубеждение против инноваций. Сказываются также возрастные изменения личности. С годами растет потребность в стабильности, приверженность устоявшимся и отработанным формам и методам управления.

7. Профессиональная агрессия проявляется в отсутствии стремления учитывать чувства, права и интересы подчиненных, приверженности к «карательным» воздействиям, в требовании безоговорочного подчинения. Конечно, в деятельности менеджера неизбежно принуждение. Агрессивность проявляется также в иронии, насмешках и навешивании ярлыков: «тупица», «бездельник», «хам», «кретин» и т.п. Агрессивность как профессиональная деформация обнаруживается у менеджеров с ростом стажа работы, когда усиливаются стереотипы мышления, уменьшаются самокритичность и способность конструктивно решать конфликтные ситуации.

8. Ролевой экспансионизм проявляется в тотальной погруженности в профессию, фиксации на собственных проблемах и трудностях, в неспособности и нежелании понять другого человека, в преобладании обвинительных и назидательных высказываний, безапелляционных суждений. Эта деформация обнаруживается в жестком ролевом поведении за пределами организации, предприятия, в преувеличении собственной роли и значения. Ролевой экспансионизм характерен почти для всех менеджеров, проработавших руководителями более 10 лет.

9. Социальное лицемерие менеджера обусловлено необходимостью оправдывать высокие нравственные ожидания подчиненных и коллег, пропагандировать моральные принципы и нормы поведения. Социальная желательность с годами превращается в привычку морализирования, неискренность чувств и отношений. Эта деформация с годами становится нормой социального поведения большинства менеджеров, и дистанция между декларируемыми и реальными жизненными ценностями увеличивается.

10. Поведенческий трансфер (проявление синдрома ролевого трансфера) характеризует формирование черт ролевого поведения и качеств, присущих подчиненным и вышестоящим руководителям. Поговорка «С кем поведешься - от того и наберешься» справедлива в отношении менеджеров правоохранительных органов: в их поведении, эмоциональных реакциях, речи, интонациях отчетливо проявляются психологические особенности правонарушителей.

Менеджеры вынуждены много внимания уделять нарушителям норм профессионального поведения. Нерадивые работники нередко оказывают сопротивление управленческим воздействиям, порождают трудности, провоцируют негативные эмоциональные реакции. Ненормативное поведение «трудных» работников - агрессивность, враждебность, грубость, эмоциональная неустойчивость - переносится, проецируется на профессиональное поведение менеджера, и он присваивает отдельные проявления отклоняющегося поведения.

11. Сверхконтроль проявляется в чрезмерном сдерживании своих чувств, ориентации на инструкции, уход от ответственности, подозрительной осмотрительности, скрупулезном контроле деятельности подчиненных.

Обобщенные характеристики профессиональных деформаций приведены в таблице.

Таблица. Профессиональные деформации менеджера

Профессиональная деформация

Психологические детерминанты профессиональной деформации

Проявление деформации в профессиональной деятельности

Психологическая защита - рационализация. Завышенная самооценка своих профессиональных способностей. Властность, агрессивность, схематизация мотивов подчиненных.

Жесткая централизация процесса управления. Преимущественное использование распоряжений, указаний, наказаний. Нетерпимость к критике, переоценка собственных возможностей, потребность командовать другими, черты деспотизма.

Демонстративность

Психологическая защита - идентификация. Завышенная самооценка «Я-образа». Акцентуация характера - эгоцентризм.

Чрезмерная эмоциональность, самопрезентация. Управленческая деятельность - средство самоутверждения на фоне профессионального коллектива. Демонстрация своего превосходства.

Профессиональный догматизм

Стереотипы мышления. Возрастная интеллектуальная инертность.

Стремление к упрощению профессиональных задач и ситуаций, игнорирование социально-психологических знаний. Склонность к мыслительным и речевым штампам. Преувеличенная ориентация на свой опыт.

Доминантность

Неконгруэнтность эмпатии. Индивидуально-типологические особенности. Акцентуации характера.

Превышение властных функций, склонность к распоряжениям, приказам. Требовательность и безапелляционность. Нетерпимость к критике коллег.

Профессиональная индифферентность

Психологическая защита - отчуждение. Синдром «эмоционального сгорания». Генерализация личностного отрицательного профессионального опыта.

Проявление равнодушия, эмоциональной сухости и жесткости. Игнорирование индивидуальных особенностей коллег. Негативное восприятие этических норм и правил поведения.

Консерватизм

Психологическая защита - рационализация. Стереотипные способы выполнения деятельности. Социальные барьеры. Хроническая перегрузка профессиональной деятельностью.

Предубеждение против инноваций. Приверженность устоявшимся профессиональным технологиям. Настороженное отношение к представителям других национальностей.

Профессиональная агрессия

Психологическая зашита - проекция. Индивидуально-типологические особенности. Фрустрационная нетолерантность.

Пристрастное отношение к инициативным, творческим и независимым работникам. Выраженная склонность к оскорбительным замечаниям, занижению оценок, насмешкам и иронии.

Ролевой экспансионизм

Стереотипы поведения. Тотальная погруженность в профессиональную деятельность. Самоотверженный «профессиональный кретинизм». Ригидность.

Фиксация на собственных личностных и профессиональных проблемах и трудностях. Преобладание обвинительных и назидательных суждений. Преувеличение значения своей роли. Ролевое поведение за пределами учреждения, организации.

Социальное лицемерие

Психологическая защита - проекция. Стереотипизация морального поведения. Возрастная идеализация личного опыта. Социальные экспектации.

Склонность к морализированию. Вера в свою нравственную непогрешимость. Вербальная нетерпимость к ненормативным формам поведения. Неискренность чувств и отношений.

Поведенческий трансфер

Психологическая защита - проекция Эмпатическая тенденция присоединения. Идентификация.

Эмоциональные реакции и поведение, свойственные вышестоящим руководителям и подчиненным. Асоциальные формы поведения.

Сверхконтроль

Психологическая защита - рационализация. Заниженная самооценка, социальные экспектации, возрастная инертность.

Подавление спонтанности, сдерживание самореализации, контроль за агрессивностью, ориентация на правила, инструкции, избегание серьезной ответственности. Стиль мышления инертный и несколько догматичный. Скупость эмоциональных проявлений, осмотрительность. В межличностных отношениях - высокая нравственная требовательность.

Таким образом, профессиональная деятельность способствует образованию деформаций - качеств, деструктивно влияющих на труд и профессиональное поведение. Профессиональная деформация личности неизбежна, но одних она приводит к потере квалификации, других - к равнодушию, третьих - к беспочвенному завышению самооценки и агрессивности, большинство же - к поиску средств профессиональной реабилитации.

Каковы возможные пути профессиональной реабилитации? Назовем основные из них:

    повышение социально-психологической компетентности и аутокомпетентности;

    диагностика профессиональных деформаций и разработка индивидуальных стратегий их преодоления;

    прохождение обучения по программам личностного и профессионального роста;

    рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста;

    профилактика профессиональной дезадаптации начинающего специалиста;

    овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций;

    повышение квалификации и переход в новую квалификационную категорию или на новую должность.

    Любая профессия инициирует образование профессиональных деформаций личности. Наиболее уязвимы социономические профессии типа «человек - человек». Характер, степень выраженности профессиональных деформаций зависят от характера, содержания деятельности, престижа профессии, стажа работы и индивидуально-психологических особенностей личности.

    Среди работников социальной сферы, правоохранительных органов, врачей, учителей, менеджеров часто встречаются следующие деформации: авторитарность, агрессивность, консерватизм, социальное лицемерие, поведенческий трансфер, эмоциональная индифферентность.

    С увеличением стажа работы начинает сказываться синдром «эмоционального сгорания», что приводит к появлению эмоционального истощения, усталости и тревожности. Происходит деформация эмоциональной сферы личности. Психологический дискомфорт провоцирует болезни и снижает удовлетворенность профессиональной деятельностью.

    Профессиональные деформации - это разновидность профзаболеваний, они неизбежны. Проблема заключается в их профилактике и технологиях преодоления.

Эвальд Фридрихович Зеер, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой социальной и прикладной психологии Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Екатеринбург).

"Профессиональное выгорание" - проблема, не имеющая ничего общего с ленью. Большой объем профессиональной ответственности, постоянные стрессы на работе и напряженные отношения в коллективе могут превратить любимую профессию в ненавистную и отбить у сотрудника любовь к труду. "Выгореть" на работе и потерять всякую мотивацию к карьерным достижениям могут даже самые рьяные и преданные работодателю трудоголики. Советы о том, как избежать выгорания, дает Егор Сафрыгин, директор по маркетингу направления "Медицина" компании " АльфаСтрахование ".

Психологическое выгорание – это комплекс психических проблем, которые возникают у человека в связи с его профессиональной деятельностью. Профессиональное выгорание возникает из-за того, что у сотрудника накапливаются отрицательные эмоции, но "разрядки" или "освобождения" от них не происходит. Если вы замечаете, что стали эмоционально равнодушны к собственным профессиональным обязанностям и достижениям и при этом чувствуете постоянную усталость, то стоит задуматься о своем здоровье.

Профессиональное выгорание чаще всего "преследует" тех, кто в течение рабочего дня вынужден много и интенсивно общаться: медицинские и социальные работники, консультанты, преподаватели, а также те, кто испытывает постоянный стресс, ему уже давно придумано свое название – "синдром менеджера". Это в первую очередь менеджеры по продажам, брокеры. Также в группе риска находятся люди, подверженные стрессу из-за постоянного внутриличностного конфликта – такие сотрудники страдают из-за низкой заработной платы, плохих условий труда, необеспеченности жильем, но при этом не решаются на увольнение. Они боятся быстро не найти работу, не пройти испытательный срок, не прижиться в новом коллективе. Часто решительность таких людей ограничивают банковские кредиты или семейное положение – матери-одиночки, дети, ухаживающие за пожилыми родителями.

Любая смена привычной обстановки заставляет нас нервничать. Выход на новую работу может вызвать сильнейшую нервотрепку - новое место, новые люди, новые правила, новые обязанности, даже новый маршрут от дома до офиса – все требует дополнительного внимания и усиленной отдачи. С одной стороны человек должен зарекомендовать себя – быть активным, инициативным, креативным, с другой – на новом месте никто не застрахован от неудач и перспектива сесть в лужу перед новым начальством и коллегами парализует новичка и вызывает дополнительные опасения. Определенные трудности возникают, если руководитель "давит" на нового сотрудника: замечает только промахи, а достижения оставляет без внимания или же организует "боевое крещения", ставя слишком сложные задачи. В стрессовой ситуации, стремясь угодить начальству, работник может потерять мотивацию к работе.

Однообразная рутинная работа в течение длительного времени также является дополнительным всполохом в процессе профессионального выгорания.

Узнали себя в одном из примеров? Не отчаивайтесь, есть несколько рекомендаций, которые помогут вам быть эффективными и любить свою работу, несмотря ни на что.

Менее выраженное снижение эффективности в стрессовой ситуации наблюдается у работников, отличающихся хорошим здоровьем и целенаправленно заботящихся о своем физическом состоянии. Здоровое питание, крепкий сон и занятия спортом помогут почувствовать себя здоровее, активнее и увереннее в себе. Найдите время для посещения фитнес-центра и визита в поликлинику.

Также профессиональное выгорание в меньшей степени касается тех, у кого уже был успешный опыт преодоления профессионального стресса. Поэтому не бойтесь проблем – решайте их, подстраивайтесь под изменившиеся условия и будьте более гибкими в напряженных ситуациях. Высокая подвижность, открытость, общительность и самостоятельность также помогут вам в борьбе с профессиональным выгоранием, а способность создавать и поддерживать в себе позитивные установки сделают вас практически неуязвимыми.

Еще один совет: делайте регулярные перерывы. Чем короче дедлайны, тем больше ваш организм нуждается в передышке, поэтому каждый час делайте небольшие перерывы на три-пять минут. Разумеется, таким перерывом не должен быть "перекур". Если на работе доступны социальные сети, ничто не мешает вам обновить ленту новостей, однако помните, что "пара минут" в социальной сети могут легко превратиться в получасовой интернет-серфинг, который отнимет силы, отвлечет от рабочих задач и вызовет недоумение у заметившего его начальства.

Гениальные мысли приходят только на свежую голову. Но для того, чтобы отдохнуть, не обязательно бездельничать - смена занятия позволит вам взглянуть на сложную задачу, требующую большой концентрации, под другим углом, иногда решение приходит буквально само собой.

Проблема многих работников в том, что они боятся просить помощи. Но, как показывает практика, две головы лучше, чем одна, поэтому смело устраивайте мозговые штурмы с коллегами. Взгляд со стороны всегда полезен. И даже если в сотрудничестве вы не найдете нужный ответ, вы всегда сможете нащупать другой подход к решению поставленной задачи.

Профессионального выгорания поможет избежать грамотное планирование. Важно не просто понимать точный объем работ, но и уметь его распределять, умещая в прописанный в Трудовом кодексе восьмичасовой рабочий день. Ежедневные переработки, которые к тому же далеко не всегда оплачиваются работодателем, служат дополнительной причиной профессионального выгорания. Частенько к ним прибавляются домашние проблемы и непонимание со стороны семьи. Не стоит взваливать на свои плечи лишние задачи, от этого ваша эффективность снизится, работа не будет выполнена в срок, а ваш организм получит дополнительную порцию стресса. Если вы не успеваете выполнять прямые обязанности, не бойтесь обсуждать их с работодателем. Помните, что адекватный начальник всегда открыт диалогу.

Все описанные факторы могут стать финальной искрой, которая и подожжет фитиль профессионального выгорания. Помните, что испытательный срок – это время проверки не только для работника, в течение этого времени вы присматриваетесь к новой компании, начальству и, если они есть, к подчиненным. Не бойтесь менять работу, если существуют очевидные причины профессионального выгорания.

Если вы чувствуете себя как выжатый лимон, если на работу ноги не идут, а мысль о повседневных обязанностях вызывает тоску и физическое недомогание - приплыли. Налицо все признаки профессионального выгорания - надо что-то с этим делать. Расскажем, почему так происходит и как с этим бороться.

Что такое профессиональное выгорание

Профессиональное выгорание - это очень точный термин и шикарный образ. Вспомните, каким вы были, когда начинали работать. Летели туда как на праздник, генерировали новые идеи, заражали своим оптимизмом работником и горели сами. А что сейчас? Внутри словно выжженная пустыня: ничего не надо, ничего не хочется. Вы словно выгорели дотла - пора, как птица Феникс, возрождаться из пепла.

Определение термина

Почему мы выгораем?

Слишком много работы

В наш век трудоголиков количество прецедентов профессионального выгорания увеличилось. Оно и логично: чем больше работаешь, тем меньше отдыхаешь - а это чревато стрессами . Стишок про трудоголика (“от работы дохнут кони, ну а я - бессмертный пони”) вовсе не такой безобидный и смешной. Рано или поздно человек возненавидит источник постоянного стресса и захочет просто отдохнуть. Тупо выспаться и взять полный отпуск. Хорошо, если потом он сможет вернуться к работе как ни в чем не бывало. Если нет - что ж, вы начинаете выгорать.

Слишком близко к сердцу

Чем больше работаешь - тем крепче прорастаешь корнями в работу, тем острее реагируешь на промахи и неудачи. Работа становится частью личности, порой более близкой, чем семья и собственные интересы. Как в отношениях людей от любви до ненависти один шаг - так и здесь. Если слишком близко принимать к сердцу профессиональные дела, однажды маятник качнется в другую сторону - вы возненавидите эту работу как некогда близкого человека. Ведь, по вашему мнению, она причиняет вам одну лишь боль.

Слишком долго работаете

Отвлечемся от психологических моментов и приведем простую и понятную причину: время работы. Не зря психологи и эйчары рекомендуют менять сферу деятельности каждые пять лет . Если всю жизнь работать на одном месте - вы застоитесь, как конь в стойле, захотите вырваться на волю. Когда по каким-то причинам это не получается сделать - привет, выгорание. Вам станет скучно и неуютно, вы будете чувствовать себя не на своем месте.

Пример таблички с режимом работы

Переживаете кризис личности

Чаще всего взрослых состоявшихся людей накрывает кризис среднего возраста. И вроде все хорошо: бизнес работает как часы, дом - полная чаша, квартиры-машины-Мальдивы в наличии, но… чего-то не хватает. Человек начинает задумываться о вечном, о смысле жизни. Если бизнес дает моральное удовлетворение, сфера деятельности нравится - может, и обойдется. Если это просто способ зарабатывания денег - велика вероятность, что вам захочется сменить нишу и заниматься чем-то для души.

Признаки профессионального выгорания

Выгорание - такая коварная штука, что задействует все сферы деятельности человека. Это истощение эмоций, ума, здоровья - по многим признакам она схожа с депрессией.

Вы становитесь равнодушным

В первую очередь выгорание отражается на эмоциональной сфере. “Кто любил, уж тот любить не может. Кто сгорел, того не подожжешь”, - писал Сергей Есенин. Апатия, равнодушие к тому, что когда-то влекло и радовало - вот они, первые звоночки. Можно попробовать себя замотивировать - сначала это работает, потом и мотивация пропадает. Затем, если не обращать на это внимание, интерес теряется не только к работе, но и к обычной жизни.

Вас бесят коллеги и клиенты

То, что вы когда-то любили, теперь начинаете обесценивать. Сфера деятельности кажется не той - ах, если бы вы выбрали когда-то другую! Милые сотрудники кажутся тупыми и непрофессиональными. Партнеры все, как один, смотрят волком и норовят обмануть. Клиенты просто бесят - кажется, все неадекваты решили взять штурмом ваш интернет-магазин. Иногда вы чувствуете к ним настоящую злость, иногда срываетесь и идете на прямой конфликт. Недалеко то время, когда с вами откажутся работать. Но виноватыми в этом вы сочтете именно их - “плохих” партнеров и сотрудников.

Вы знаете, что ничего не знаете

На самом деле это нормально. Еще Сократ говорил: “чем больше я знаю, тем больше я не знаю”. Только глупец считает себя непревзойденным профи и не хочет развиваться - умный человек всегда будет стремиться к совершенству. И вы раньше стремились, а теперь не хотите. И вообще чувствуете себя дилетантом и глупцом - намного умнее и прокачаннее. Так зачем учиться новому - лучше уже не будет! Все равно ни к чему хорошему это не приведет.

Вы плохо работаете

Даже если вы большой начальник - все равно выполняете определенные обязанности. Занимаетесь управлением, регулируете бизнес-процессы, встречаетесь с партнерами, принимаете знаковые решения. Давно ли вы этим занимались? Если заметили, что все чаще уклоняетесь от этих дел или - дело плохо. Кроме вас, этого никто не сделает.

Вы постоянно находитесь в напряжении

Пока вы на работе - чувствуете себя как натянутая струна. Если учесть, что современные предприниматели работают всегда - даже когда отдыхают, вы постоянно в напряжении. На отдыхе или в выходные это состояние немного отпускает. Но стоит представить, что завтра/через несколько часов опять придется работать - становится так тошно, хоть на стенку лезь. Постепенно развиваются неврозы и депрессия - ее клиническая картина, кстати, схожа с профессиональным выгоранием. Это та же апатия, равнодушие, отсутствие эмоций и прочие признаки. Задумайтесь над этим.

Симптомы депрессии

Появляются проблемы со здоровьем

Привет, психосоматика! Когда психологические проблемы отражаются на здоровье - это уже очень тревожный симптом. Психосоматика работает просто: при мысли о работе у вас начинает болеть голова. Или живот. Я знала человека, которого накануне понедельника натурально начинало тошнить.

Если проблема не решится - болезни могут перейти в хроническую форму. Вы начинаете принимать таблетки - хотя лечить нужно не тело, а в первую очередь голову и отношение к работе. Да и как лечить - не очень понятно, каждый случай выгорания индивидуален.

Кто в зоне риска?

Больше всего профессиональному выгоранию подвержены следующие:

  1. Те, кто много общается. Если вам по долгу службы приходится общаться с сотрудниками, партнерами, клиентами - будьте осторожны. Не стоит абсолютно все пропускать через себя, будьте разумно отстраненными.
  2. Те, чей бизнес нестабилен. Экономические и политические кризисы могут катком пройтись по некоторым бизнесам. Если вы постоянно озабочены тем, как выжить в этом безумном мире, не обанкротиться и получить хоть немного прибыли - долго в таких стрессовых условиях не проработать.
  3. Те, кто склонен к излишней самокритике и самоанализу. Иногда нужен здоровый пофигизм: не получается - махнули рукой, проехали и живем дальше. Если винить себя во всех проблемах - так и до депрессии недалеко.
  4. Те, кто начал новый бизнес. Казалось бы, чему тут выгорать: дело новое, знай совершенствуйся и развивайся. Но новый бизнес чреват огромным количеством новых трудностей и проблем, решать которые нужно немедленно, прямо сейчас. Многие люди вместо того, чтобы сцепить зубы и постигать азы, складывают лапки и бросают начатое.

Типы профессионального выгорания

Стадии профессионального выгорания

1. Мелкие ошибки в работе. Вы словно забываете простые действия, которые раньше знали наизусть. Можете ошибиться в составлении стандартного договора, забыть дату важных деловых переговоров, поручить заказать один товар вместо другого… Это первая стадия, которую часто путают с простым переутомлением. Человек может посмеяться над собой или удивиться: мол, что это я. На самом деле это первый тревожный симптом. Он может возникнуть уже через 3-5 лет с начала работы.

2. Снижение заинтересованности. Вам не хочется общаться, генерировать новые идеи - вообще идти на работу не хочется. Вместо решения управленческих задач вы сидите в кабинете и играете в стрелялки. Вы уже понимаете, что что-то с вами не так, но не хотите ничего менять. Вы абстрагируетесь от проблем компании и взваливаете все на сотрудников: пусть справляются. А не справятся - так тому и быть.

Эта стадия возникает в среднем спустя 5-15 лет после начала бизнеса. На этом этапе возможны психосоматические проявления: у вас появляются болезни, о которых вы раньше и не слышали. Возможно, это просто возрастное - а может быть, и нет. Мозг словно дает телу сигнал: остановись, пожалей меня, я не могу так больше!

3. Если ничего не предпринимать - наступит 3 стадия. Эмоции уже выгорели - наступает разрушение личности. Из обычного человека - живого, веселого, пусть со своими тараканами в голове - вы превращаетесь в апатичное существо, потерявшее интерес к жизни в целом. Ничего не радует, ничего не мотивирует - впору в петлю лезть. Да-да, на этом этапе (15-20 лет работы), если дело совсем плохо, у человека могут появиться мысли о суициде, никчемности и бесполезности себя и своего бизнеса. “Зачем все это, для чего я живу?” - вот характерные мысли выгоревшего дотла человека.

Стадии профессионального выгорания

Кстати, профессиональное выгорание может “съесть” не только руководителя и сотрудника, но и компанию в целом. Если выгорел босс - сотрудники это чувствуют и невольно проникаются общим настроем. И вот уже ходят по офису одинаковые зомби с пустыми глазами, мечтающие лишь об одном: скорее бы дотянуть эту лямку до вечера и убежать домой. Кому понравится иметь с такими дело? Клиенты и партнеры любят тех, у кого глаз горит, кто поддерживает их предложения и предлагает что-то сам. Кроме того, в коллективе начинаются конфликты, растет недовольство друг другом - и вот уже некогда разваливается на глазах.

Чтобы не доводить до третьей стадии, лучше вовремя отследить начавшиеся звоночки и принимать меры . Нашли у себя признаки первой стадии - бегом переламывать ситуацию. Расскажем, что можно сделать.

Как возродиться из пепла?

  1. Осознать и принять ситуацию. Вы не первый человек, с которым это случилось, - что ж, бывает. Теперь главное - избавиться от деструктива: не жалеть себя, не плакать (“Шеф, все пропало!”) а решать, что делать дальше.
  2. Если выгорание только начинается и кардинально менять деятельность вы еще не хотите, попробуйте найти в привычной работе новые грани . Запишитесь на профессиональные тренинги, найдите коуча, которому вы доверяете. Расширьте ассортимент интернет-магазина, привлеките дополнительную , найдите - и жить станет лучше, жить станет интереснее! Если финансы позволяют - подумайте, как можно ваш бизнес.
  3. Если выгорание произошло именно в сфере вашей деятельности - пришла пора что-то менять. Изучите рынок, подумайте, в каких из них у вас есть надежные партнеры и возможные соратники. К чему вы приглядывались ранее, но по каким-то причинам не осуществили задумку? Куда вас тянет, к чему лежит душа, в конце концов? Совсем не обязательно при этом продавать прежний бизнес - можно отдать его на откуп управляющему или заместителю, а самому с головой погрузиться в новый проект.
  4. Сходите к психологу. Ну серьезно: если профессиональное выгорание отразилось на вашей личности и характере, вы стали раздражительным, потеряли интерес к жизни - так дальше продолжаться не может. Бегите к специалисту и настраивайтесь на долгую совместную работу. В посещении психолога нет ничего зазорного - вы сможете понять себя лучше и определить основной вектор дальнейшего развития.

Конечно, лучше до последнего способа не доводить. Обращайте внимание на тревожные симптомы и старайтесь изменить ситуацию. Думаю, если бы у птицы Феникс был выбор и чуть больше инстинкта самосохранения, она не жгла бы себя, чтобы потом возродиться из пепла.