Копинг-тест Лазаруса. Оценка поведения в трудной жизненной ситуации

Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р.Лазарусом и С.Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л.Крюковой, Е.В.Куфтяк, М.С.Замышляевой в 2004 году.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опросник «Копинг-стратегии» Лазаруса

(Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. М., 2007. № 3 с. 93-112).

Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р.Лазарусом и С.Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л.Крюковой, Е.В.Куфтяк, М.С.Замышляевой в 2004 году.

Совладание с жизненными трудностями, как утверждают авторы методики, есть постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы. Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их. Можно определить совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, - через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддаётся контролю. При таком понимании оно важно для социальной адаптации здоровых людей. Его стили и стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.

Испытуемому предлагаются 50 утверждений касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Испытуемый должен оценить как часто данные варианты поведения проявляются у него.

1. подсчитываем баллы, сумируя по каждой субшкале: никогда – 0 баллов; редко – 1 балл; иногда – 2 балла; часто - 3 балла

2. вычисляем по формуле: X = сумма балов / max балл*100

Номера опросника (по порядку, но разные) работают на разные шкалы, например, в шкале «конфронтативный копинг» вопросы - 2,3,13,21,26,37 и т.д. Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый 3, а по всем вопросам субшкалы максимально 18 баллов, испытуемый набрал 8 баллов:

Это и есть уровень напряжения конфронтационного копинга.

3. Можно определить проще, по сумарному баллу:

0-6 – низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга;

7-12 – средний, адаптационный патенциал личности в пограничном состоянии;

13-18 – высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации.

Ключ

  • Конфронтационный копинг - пункты: 2,3,13,21,26,37.
  • Дистанцирование - пункты: 8,9,11,16,32,35.
  • Самоконтроль - пункты: 6,10,27,34,44,49,50.
  • Поиск социальной поддержки - пункты: 4,14,17,24,33,36.
  • Принятие ответственности - пункты: 5,19,22,42.
  • Бегство-избегание - пункты: 7,12,25,31,38,41,46,47.
  • Планирование решения проблемы - пункты: 1,20,30,39,40,43.
  • Положительная переоценка - пункты: 15,18,23,28,29,45,48.

Описание субшкал

  • Конфронтационный копинг. Агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску.
  • Дистанцирование. Когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость.
  • Самоконтроль. Усилия по регулированию своих чувств и действий. Пункты:
  • Поиск социальной поддержки. Усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки.
  • Принятие ответственности. Признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения.
  • Бегство-избегание. Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы.
  • Планирование решения проблемы. Произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме.
  • Положительная переоценка. Усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение.

Опросник «Копинг-стратегии» Р.Лазаруса

Данная методика направлена на выявление предпочитаемых Вами способов поведения в трудных жизненных ситуациях. Отметьте, пожалуйста, рядом с каждым из следующих утверждений, насколько часто Вы так действуете в трудных ситуациях. Для этого обведите цифру в соответствующем столбце.

Ф.И.О.___________________________________возраст_______________________

ОКАЗАВШИСЬ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ, Я…

никогда

редко

иногда

часто

1. Сосредотачивался на том, что мне нужно было делать

2. Начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет

Работать: главное – делать хоть что-нибудь.

3. Пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они

Изменили свое мнение.

4. Говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации.

5. Критиковал и укорял себя.

6. Пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как оно

Есть.

7. Надеялся на чудо.

8. Смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет.

9. Вел себя, как будто ничего не произошло.

10. Старался не показывать своих чувств.

11. Пытался увидеть в ситуации и что-то положительное.

12. Спал больше обычного.

13. Срывал свою досаду на тех, кто повлек на меня проблемы.

14. Искал сочувствия и понимания у кого-нибудь.

15. Во мне возникла потребность выразить себя творчески.

16. Пытался забыть все это.

17. Обращался за помощью к специалистам.

18. Менялся или рос как личность в положительную сторону.

19. Извинялся или старался все загладить.

20. Составлял план действий.

21. Старался дать какой-то выход своим чувствам.

22. Понимал, что я сам вызвал эту проблему.

23. Набирался опыта в этой ситуации.

24. Говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой

Ситуации.

25. Пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой,

Курением или лекарствами.

26. Рисковал напропалую.

27. Старался действовать не слишком поспешно, - доверяясь

Первому порыву.

28. Находил новую веру во что-то.

29. Вновь открывал для себя что-то важное.

30. Что-то менял так, что все улаживалось.

31. В целом избегал общения с людьми.

32. Не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не

Задумываться.

33. Спрашивал совета у родственника или у друга, которого

Уважал.

34. Старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела.

35. Отказывался воспринимать это слишком серьезно.

36. Говорил с кем-то о том, что я чувствую.

37. Стоял на своем и боролся за то, что хотел.

38. Вымещал это на других людях.

39. Пользовался прошлым опытом - мне приходилось уже

Попадать в такие ситуации.

40. Знал, что надо делать, и удваивал свои усилия, чтобы все наладить.

41. Отказывался верить, что это действительно произошло.

42. Я давал себе обещание, что в следующий раз все будет по-

Другому.

43. Находил пару других способов решения проблемы.

44. Старался, чтобы мои эмоции не слишком мешали мне в

Других делах.

45. Что-то менял в себе.

46. Хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось.

47. Представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться.

48. Молился.

49. Прокручивал в уме, что мне сказать или сделать.

50. Думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь, и старался подражать ему.

Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой в 2004 году.

Теоретические основы

Совладание с жизненными трудностями, как утверждают авторы методики, есть постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы. Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их. Можно определить совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, – через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддаётся контролю. При таком понимании оно важно для социальной адаптации здоровых людей. Его стили и стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.

Процедура проведения

Испытуемому предлагаются 50 утверждений касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Испытуемый должен оценить как часто данные варианты поведения проявляются у него.

Обработка результатов

1. подсчитываем баллы, сумируя по каждой субшкале:

  • никогда – 0 баллов;
  • редко – 1 балл;
  • иногда – 2 балла;
  • часто – 3 балла

2. вычисляем по формуле: X = сумма балов / max балл*100

Номера опросника (по порядку, но разные) работают на разные шкалы, например, в шкале «конфронтативный копинг» вопросы – 2, 3, 13, 21, 26, 37 и т.д. Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый 3, а по всем вопросам субшкалы максимально 18 баллов, испытуемый набрал 8 баллов:

– это и есть уровень напряжения конфронтационного копинга.

3. Можно определить проще, по сумарному баллу:

  • 0-6 – низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга;
  • 7-12 – средний, адаптационный патенциал личности в пограничном состоянии;
  • 13-18 – высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации.

Ключ

  • Конфронтационный копинг – пункты: 2, 3, 13, 21, 26, 37.
  • Дистанцирование – пункты: 8, 9, 11, 16, 32, 35.
  • Самоконтроль – пункты: 6, 10, 27, 34, 44, 49, 50.
  • Поиск социальной поддержки – пункты: 4, 14, 17, 24, 33, 36.
  • Принятие ответственности – пункты: 5, 19, 22, 42.
  • Бегство-избегание – пункты: 7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47.
  • Планирование решения проблемы – пункты: 1, 20, 30, 39, 40, 43.
  • Положительная переоценка – пункты: 15, 18, 23, 28, 29, 45, 48.

Интерпретация результатов

Описание субшкал

  1. Конфронтация. Разрешение проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности, осуществления конкретных действий. Часто стратегия конфронтации рассматривается как неадаптивная, однако при умеренном использовании она обеспечивает способность личности к сопротивлению трудностям, энергичность и предприимчивость при разрешении проблемных ситуаций, умение отстаивать собственные интересы;
  2. Дистанцирование. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т.п.;
  3. Самоконтроль. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на восприятие ситуации и выбор стратегии поведения, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию;
  4. Поиск социальной поддержки. Разрешение проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки. Характерны ориентированность на взаимодействие с др. людьми, ожидание поддержки, внимания, совета, сочувствия, конкретной действенной помощи;
  5. Принятие ответственности. Признание субъектом своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, в ряде случаев с отчетливым компонентом самокритики и самообвинения. Выраженность данной стратегии в поведении может приводить к неоправданной самокритике и самобичеванию, переживанию чувства вины и хронической неудовлетворенности собой;
  6. Бегство-избегание. Преодоление личностью негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п. При отчетливом предпочтении стратегии избегания могут наблюдаться инфантильные формы поведения в стрессовых ситуациях;
  7. Планирование решения проблемы. Преодоление проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов;
  8. Положительная переоценка. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула для личностного роста. Характерна ориентированность на надличностное, философское осмысление проблемной ситуации, включение ее в более широкий контекст работы личности над саморазвитием.

Бланк для ответов копинг-теста

Оказавшись в трудной ситуации, я … никогда редко иногда часто
1 … сосредотачивался на том, что мне нужно было делать дальше – на следующем шаге 0 1 2 3
2 … начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное – делать хоть что-нибудь 0 1 2 3
3 … пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение 0 1 2 3
4 … говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации 0 1 2 3
5 … критиковал и укорял себя 0 1 2 3
6 … пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как оно есть 0 1 2 3
7 … надеялся на чудо 0 1 2 3
8 … смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет 0 1 2 3
9 … вел себя, как будто ничего не произошло 0 1 2 3
10 … старался не показывать своих чувств 0 1 2 3
11 … пытался увидеть в ситуации что-то положительное 0 1 2 3
12 … спал больше обычного 0 1 2 3
13 … срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы 0 1 2 3
14 … искал сочувствия и понимания у кого-нибудь 0 1 2 3
15 … во мне возникла потребность выразить себя творчески 0 1 2 3
16 … пытался забыть все это 0 1 2 3
17 … обращался за помощью к специалистам 0 1 2 3
18 … менялся или рос как личность в положительную сторону 0 1 2 3
19 … извинялся или старался все загладить 0 1 2 3
20 … составлял план действии 0 1 2 3
21 … старался дать какой-то выход своим чувствам 0 1 2 3
22 … понимал, что сам вызвал эту проблему 0 1 2 3
23 … набирался опыта в этой ситуации 0 1 2 3
24 … говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации 0 1 2 3
25 … пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами 0 1 2 3
26 … рисковал напропалую 0 1 2 3
27 … старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву 0 1 2 3
28 … находил новую веру во что-то 0 1 2 3
29 … вновь открывал для себя что-то важное 0 1 2 3
30 … что-то менял так, что все улаживалось 0 1 2 3
31 … в целом избегал общения с людьми 0 1 2 3
32 … не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться 0 1 2 3
33 … спрашивал совета у родственника или друга, которых уважал 0 1 2 3
34 … старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела 0 1 2 3
35 … отказывался воспринимать это слишком серьезно 0 1 2 3
36 … говорил о том, что я чувствую 0 1 2 3
37 … стоял на своем и боролся за то, чего хотел 0 1 2 3
38 … вымещал это на других людях 0 1 2 3
39 … пользовался прошлым опытом – мне приходилось уже попадать в такие ситуации 0 1 2 3
40 … знал, что надо делать и удваивал свои усилия, чтобы все наладить 0 1 2 3
41 … отказывался верить, что это действительно произошло 0 1 2 3
42 … я давал обещание, что в следующий раз все будет по-другому 0 1 2 3
43 … находил пару других способов решения проблемы 0 1 2 3
44 … старался, что мои эмоции не слишком мешали мне в других делах 0 1 2 3
45 … что-то менял в себе 0 1 2 3
46 … хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось 0 1 2 3
47 … представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться 0 1 2 3
48 … молился 0 1 2 3
49 .. прокручивал в уме, что мне сказать или сделать 0 1 2 3
50 … думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь и старался подражать ему 0 1 2 3

Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. М.: 2007. № 3 С. 93-112.

Методика предназначена для определения копинг - механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг - стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т. Л.Крюковой, Е. В. Куфтяк, М.С. Замышляевой в 2004 году.

Процедура проведения:

Испытуемому предлагаются 50 утверждений касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Испытуемый должен оценить как часто данные варианты поведения проявляются у него.

Обработка результатов:

Подсчитываем баллы, суммируя по каждой субшкале: никогда - 0 баллов; редко - 1 балл; иногда - 2 балла; часто - 3 балла

Вычисляем по формуле: X = сумма балов / max балл*100

Номера опросника (по порядку, но разные) работают на разные шкалы. Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый 3, а по всем вопросам субшкалы максимально 18 баллов, испытуемый набрал 8 баллов: - это и есть уровень напряжения конфронтационного копинга.

Можно определить по суммарному баллу:

6 - низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга; 7-12 - средний, адаптационный потенциал личности в пограничном состоянии; 13-18 - высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации.

  • 1. Конфронтационный копинг - пункты: 2,3,13,21,26,37.
  • 2. Дистанцирование - пункты: 8,9,11,16,32,35.

Самоконтроль - пункты: 6,10,27,34,44,49,50.

Поиск социальной поддержки - пункты: 4,14,17,24,33,36.

Принятие ответственности - пункты: 5,19,22,42.

Бегство-избегание - пункты: 7,12,25,31,38,41,46,47.

Планирование решения проблемы - пункты: 1,20,30,39,40,43.

Положительная переоценка - пункты: 15,18,23,28,29,45,48.

Интерпретация результатов:

Конфронтационный копинг. Агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску.

Дистанцирование. Когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость.

Самоконтроль. Усилия по регулированию своих чувств и действий.

Поиск социальной поддержки. Усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки.

Принятие ответственности. Признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения.

Бегство-избегание. Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы.

Планирование решения проблемы. Произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме.

Положительная переоценка. Усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение.

Стимульный материал:

ОКАЗАВШИСЬ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ, Я...

Сосредотачивался на том, что мне нужно было делать дальше - на следующем шаге

Начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное - делать хоть что-нибудь

Пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение

Говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации

Критиковал и укорял себя

Пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как оно есть

Надеялся на чудо

Смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет

Вел себя, как будто ничего не произошло

Старался не показывать своих чувств

Пытался увидеть в ситуации что-то положительное

Спал больше обычного

Срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы

Искал сочувствия и понимания у кого-нибудь

Во мне возникла потребность выразить себя творчески

Пытался забыть все это

Обращался за помощью к специалистам

Менялся или рос как личность в положительную сторону

Извинялся или старался все загладить

… составлял план действии

Старался дать какой-то выход своим чувствам

Понимал, что сам вызвал эту проблему

Набирался опыта в этой ситуации

Говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации

Пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами

Рисковал напропалую

Старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву

Находил новую веру во что-то

Вновь открывал для себя что-то важное

Что-то менял так, что все улаживалось

В целом избегал общения с людьми

Не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться

Спрашивал совета у родственника или друга, которых уважал

Отказывался воспринимать это слишком серьезно

Говорил о том, что я чувствую

Стоял на своем и боролся за то, чего хотел

Вымещал это на других людях

Пользовался прошлым опытом - мне приходилось уже попадать в такие ситуации

Знал, что надо делать и удваивал свои усилия, чтобы все наладить

… отказывался верить, что это действительно произошло

Я давал обещание, что а следующий раз все будет по-другому

Находил пару других способов решения проблемы

Старался, что мои эмоции не слишком мешали мне в других делах

Что-то менял в себе

Хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось

Представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться

Молился

Прокручивал в уме, что мне сказать или сделать

Думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь и старался подражать ему

Приложение 3. Методика С. Бэм "Исследование маскулинности - фемининности личности

Методика была предложена Сандрой Бем (Sandra L. Bem, 1974) для диагностики психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности. Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает "да" или "нет", оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств. Опросник может применяться и в форме экспертного рейтинга. В таком случае оценка испытуемого по представленным качествам осуществляется компетентными судьями - людьми хорошо знающими испытуемого (муж, жена, родители и др.).

Психологический пол

Каждый человек является обладателем множества психологических черт характера. Некоторые черты являются как бы "бесполыми", универсальными, а некоторые черты традиционно связываются с типично мужской или типично женской психологией. Некоторые типичные мужские или женские черты имеют свои эволюционно-генетические и физиологические основания, предпосылки. Например, уровень агрессивности и доминантности (рассматриваемые как типично мужские черты), как оказалось, коррелирует с уровнем концентрации у индивидов мужских половых гормонов - андрогенов. Другие черты формируются в процессе социализации, воспитания и развития личности. Не случайно же существуют социальные стереотипы маскулинности и фемининности. Хотя дело по преимуществу обстоит все-таки так, что приобретение тех или иных типично мужских или типично женских психологических черт происходит в результате совместного влияния обеих групп факторов - биологического и социального порядка. В этом контексте психологический пол радикально отличается от пола биологического. Остановимся коротко на трех основных понятиях, о которых принято говорить в связи с феноменом "психологический пол" - маскулинность, фемининность, андрогинность.

Маскулинность. К типично мужским чертам традиционно относятся такие, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и др. В специальных исследованиях было установлено, что генерализованная спонтанная агрессивность, а также сексуальная агрессия коррелируют с уровнем содержания андрогенов (мужские половые гормоны) в сыворотке крови. В другом исследовании на выборке в 191 человек было показано, что маскулинных индивидов отличает большее самоуважение в целом, а также более высокая самооценка в области академических достижений и собственной внешности - физическое Я.

Фемининность. К типично женским чертам традиционно относятся такие, как уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию и др. Социальные стереотипы фемининности меньше касаются полевых сторон личности и успешности деловой карьеры, но при этом уделяют значительное внимание эмоциональным аспектам.

Андрогинность. В соответствии с существующими представлениями индивид не обязательно является носителем четко выраженной психологической маскулинности или фемининности. В личности могут быть на паритетных началах представлены существенные черты как маскулинного, так и фемининного типов. При этом предполагается, что у андрогина эти черты представлены гармонично и взаимодополняемо. Считается, что такая гармоничная интеграция маскулинных и фемининных черт повышает адаптивные возможности андрогинного типа. При этом большая мягкость, устойчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантно-агрессивных тенденций в общении никак не связаны со снижением уверенности в себе, а напротив проявляются на фоне сохранения высокого самоуважения, уверенности в себе и самопринятия. В уже упоминавшемся выше исследовании было показано, что адрогины не уступают маскулинному типу ни по уровню самоуважения в целом, ни по уровню самооценок академических достижений и собственной внешности (физическое Я).

Процедура проведения

"Отметьте в нижеследующем списке те качества, которые, по вашему мнению, есть у вас".

Обработка и интерпретация результатов

мускулинность ("да"): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37, 40, 43, 46, 49, 52, 55, 58

фемининность ("да"): 2, 5, 8, 11, 14,17, 20, 23, 26, 29.32, 35, 38, 41,44, 47, 50, 53, 56 ,59

За каждое совпадение ответа с ключом начисляется один балл. Затем определяются показатели фемининности (F) и маскулинности (М) в соответствии со следующими формулами. F = (сумма баллов по фемининности): 20 М = (сумма баллов по маскулинности): 20

Основной индекс IS определяется как:

Если величина индекса IS заключена в пределах от -1 до +1, то делают заключение об андрогинности.

Если индекс IS меньше -1, то делается заключение о маскулинности.

А если индекс IS больше +1 - о фемининности.

При этом, в случае когда IS меньше -2,025 говорят о ярко выраженной маскулинности.

А если IS больше +2,025 - говорят о ярко выраженной фемининности.

Стимульный материал:

  • 1. Верящий в себя
  • 2. Умеющий уступать

Способный помочь

Склонный защищать свои взгляды

Жизнерадостный

Независимый

Застенчивый

Совестливый

Атлетический

Театральный

Напористый

Падкий на лесть

Удачливый

Сильная личность

Преданный

Непредсказуемый

Женственный

Надежный

Аналитичный

Умеющий сочувствовать

Ревнивый

Способный к лидерству

Заботящийся о людях

Прямой, правдивый

Склонный к риску

Понимающий других

Скрытный

Быстрый в принятии решений

Сострадающий

Искренний

Полагающийся только на себя (самодостаточный)

Способный утешить

Тщеславный

Привлекательный

Мужественный

Теплый, сердечный

Торжественный, важный

Имеющий собственную позицию

Умеющий дружить

Агрессивный

Доверчивый

Малорезультативный

Склонный вести за собой

Инфантильный

Адаптивный, приспособляющийся

Индивидуалист

Не любящий ругательств

Не систематичный

Имеющий дух соревнования

Любящий детей

Тактичный

Амбициозный, честолюбивый

Спокойный

Традиционный, подверженный условностям

Приложение 4. Первичные данные по методике для психологической диагностики копинг - механизмов Э. Хейма

  • 1. Игнорирование - 1 (4,3%)
  • 2. Смирение - 0 (0%)

Диссимуляция - 2 (8,7%)

.Сохранение самообладания - 5 (21,7%)

5. Проблемный анализ - 1 (4,3%)

Относительность - 3 (13,1%)

Религиозность - 2 (8,7%)

Растерянность - 1 (4,3%)

Придача смысла - 2 (8,7%)

.Установка собственной ценности - 6 (26,1%)

  • 1. Протест - 2 (9,5%)
  • 2. Эмоциональная разрядка - 1 (4,8%)

.Подавление эмоций - 5 (23,8%)

  • 4. Оптимизм - 6 (28,6%)
  • 5. Пассивная кооперация - 2 (9,5%)

Покорность - 0

Самообвинение - 2 (9,5%)

Агрессивность - 3 (14,3%)

  • 1. Отвлечение - 2 (8,7%)
  • 2. Альтруизм - 2 (8,7%)

.Активное избегание - 4 (17,4%)

  • 4. Компенсация - 6 (26,1%)
  • 5. Конструктивная активность - 1 (4,3%)

Отступление - 2 (8,7%)

.Сотрудничество - 4 (17,4%)

8. Обращение - 2 (8,7%)

Когнитивные копинг - стратегии:

  • 1. Игнорирование - 0
  • 2. Смирение - 2 (10%)

.Диссимуляция - 3 (15%)

4. Сохранение самообладания - 1 (5%)

.Проблемный анализ - 4 (20%)

6. Относительность - 1 (5%)

Религиозность - 1 (5%)

Растерянность - 2 (10%)

.Придача смысла - 3 (15%)

10. Установка собственной ценности - 3 (15%)

Эмоциональные копинг - стратегии:

  • 1. Протест - 2 (10%)
  • 2. Эмоциональная разрядка - 0

.Подавление эмоций - 5 (25%)

  • 4. Оптимизм - 10 (50%)
  • 5. Пассивная кооперация - 0

Покорность - 2 (10%)

Самообвинение - 1 (5%)

Агрессивность - 0

Поведенческие копинг - стратегии:

  • 1. Отвлечение - 2 (10%)
  • 2. Альтруизм - 2 (10%)

Активное избегание - 2 (10%)

Компенсация - 1 (5%)

Конструктивная активность - 0

.Отступление - 4 (20%)

  • 7. Сотрудничество - 7 (35%)
  • 8. Обращение - 2 (10%)

Приложение 5. Первичные данные по методике "Копинг - тест Р. Лазаруса

№Копинг - стратегииМужчины Женщины1Конфронтационный копинг7 (11,1%)7 (10,8%)2Дистанцирование7 (11,1%)7 (10,8%)3Самоконтроль9 (14,3%)10 (15,5%)4Поиск социальной поддержки7 (11,1%)9 (13,8%)5Принятие ответственности11 (17,5%)9 (13,8%)6Бегство - избегание5 (7,9%)4 (6,1%)7Планирование решения проблемы12 (19,1%)13 (20%)8Положительная переоценка5 (7,9%)6 (9,2%)

Приложение 6. Первичные данные по методике С. Бем "Исследование маскулинности - фемининности"

№МужчиныЖенщины1-0,280,0220,130,0230,17-0,044-0,110,045-0,11-0,176-0,060,247-0,020,198-0,04-0,249-0,04-0,13100,020,0211-0,1301712-0,110,1713-0,09-0,2114-0,040,2615-0,13-0,0416-0,240,13170,930180,04-0,04190,04-0,04200,350,11

Приложение 7. Вычисления ч2 - критерия Пирсона

) Расчет теоретической частоты (ѓT)

) Подсчитана разность между эмпирической и теоретической частотой по каждому разряду

) Определено число степеней свободы. Внесена поправка на "непрерывность" (если v=1)

) Полученные разности возведены в квадрат

) Полученные квадраты разностей разделены на теоретическую частоту (последний столбец)

) Полученная сумма является ч2Эмп

NЭмпирическая частотаТеоретическая частота(ѓЭ - ѓT)(ѓЭ - ѓT)2(ѓЭ - ѓT)2/ѓT111.110.950.150.020.002210.810.95-0.150.020.002311.110.950.150.020.002410.810.95-0.150.020.002514.314.9-0.60.360.024615.514.90.60.360.024711.112.45-1.351.820.146813.812.451.351.820.146917.515.651.853.420.2191013.815.65-1.853.420.219117.970.90.810.116126.17-0.90.810.1161319.119.55-0.450.20.01142019.550.450.20.01157.98.55-0.650.420.049169.28.550.650.420.049Суммы200200--1.136

Результат: ч2Эмп = 1.136

Критические значения ч2 при v=7: 14.067, р

Вывод: т.к. эмпирическое значение ч2 попадает в зону незначимости, то в этом случае принимается нулевая гипотеза Н0 об отсутствии различий. Т.е. копинг - стратегии мужчин не отличаются от копинг - стратегий женщин.


Люди по-разному реагируют на стрессовые ситуации, виды их реакций называются копинг-стратегиями или копинг-механизмами. Определить стиль поведения в трудной ситуации помогает копинг-тест Лазаруса.

Опросник был разработан в 1988 году американскими психологами Ричардом Лазарусом и Сьюзан Фолкман. В России позже в тест вносили некоторые изменения психологи Т.Л.Крюкова, Е.В.Куфтяк, Л.И. Вассерман. Методика считается основной для выявления стратегий реагирования в сложных ситуациях.

Стратегии поведения в стрессе

Изменяющиеся мысли и действия человека в сложных ситуациях, превышающих его возможности по решению проблемы, представляют собой способ совладания с трудностями.

Разрешение трудной ситуации происходит через следующие действия:

  • преодоление сложностей;
  • уменьшение негативных последствий;
  • уход от проблемы;
  • проживание трудностей, способность их вытерпеть.

Совладание со стрессом происходит через осознанные стратегии. Выбор поведенческих реакций обусловлен характером личности и ситуацией. Индивид или изменяет происходящее, или приспосабливается к событиям.

Нельзя сказать, что одна копинг-стратегия лучше или хуже другой. Эффективность тех или иных действий в разных ситуациях у разных людей будет меняться. Однако есть личности способные лучше адаптироваться к трудностям. Также адаптивность зависит от общества, в котором индивид находится, и от социальной поддержки.

Методика копинг стратегий Лазаруса учитывает 8 типов реагирования в стрессе:

  • конфронтация;
  • дистанцирование;
  • самоконтроль;
  • поиск социальной поддержки;
  • принятие ответственности;
  • избегание;
  • планирование решения проблемы;
  • положительная переоценка.

Разрешение трудностей в данном случае является несколько агрессивным. Индивид действует без опоры на конечную цель, ярко проявляются негативные эмоциональные реакции. Такому человеку тяжело планировать поведение, предугадать исход ситуации. Также может появляться злость, чрезмерная упертость, создается конфликт. Ключевым элементом такого поведения является не решение проблемы, а снятие психоэмоционального напряжения.

Конфронтация помогает действовать, сдвигать ситуацию с мертвой точки, выражать свою позицию и отстаивать ее. Однако обратной стороной такого реагирования является неразумность, необдуманность действий. Там, где нет осознанности, сложно прийти к эффективному решению проблемы.

Решение трудной для психики задачи может производиться через снижение ее важности. Стратегия дистанцирования заключается в попытках человека выключиться из ощущения проблемы, как бы обесценить ее. В таком случае личность обдумывает ситуацию, пытается прояснить ее. Также отмечаются перенос внимания с проблемной точки на что-то другое, шутливость. Проблемы будто не существует или она не так значима, как казалось вначале.

Дистанцирование помогает не перегореть психологически, облегчить эмоциональное состояние. Однако подавление эмоций относительно значимости происходящего может привести к отсутствию решения проблемы как таковой.

Данная стратегия предполагает подавление эмоций. Человек старается контролировать свое состояние, выбрать беспристрастно модель поведения, не допускает раздувания чувств и эмоций. При выборе стратегии самоконтроля индивид стремится прятать свои чувства относительно трудностей от других людей. Наблюдается преувеличенный контроль своих действий, закрытость.

Самоконтроль помогает решить проблему наиболее отстраненно, без лишних переживаний. В то же время при таком подходе потребности и желания скрываются, что отрицательно сказывается на удовлетворенности от решения проблемы.

Здесь мысли и действия человека направляются в сторону общества. Человек стремится получить материальную, ментальную и моральную поддержку извне. В стрессе проявляется попытка вызвать сочувствие у окружающих, высказаться, получить рекомендации о том, как поступить.

Получение помощи от других людей способствует разрешению проблемы, и одновременно с этим формирует зависимость от чужой оценки и действий окружающих.

Принятие ответственности. Преимущество данной стратегии заключается в том, что личность признает свое участие в создании сложностей, и понимает свою роль в решении проблемы.
Здесь присутствует обдумывание своих действий, поиск личных ошибок, выявление своих отрицательных качеств. Обратной стороной подхода является чрезмерная самокритика, чувство безысходности, недовольство собой и происходящим.

Избегающие личности стараются уходить от решения проблемы: отказываются признавать ее существование, заблуждаются, некорректно оценивают происходящее, отвлекаются. Используя такую стратегию, человек как будто не замечает сложности, раздражается, когда ему указывают на нее. Зачастую включается компенсация стресса через переедание, употребление спиртного. Психологи считают избегание не самой эффективной стратегией, но при сильном неожиданном стрессе такая позиция помогает уменьшить внутреннее напряжение.

Главной отрицательной стороной избегания считается ее неэффективность в долгосрочной перспективе. В момент стресса человек сохраняет свое состояние на должном уровне, но сама проблема остается нерешенной.

Планирование решения проблемы . Из названия стратегии ясно, что основным поведенческим механизмом здесь является создание плана по выходу из ситуации. Человек учитывает свой опыт, анализирует возможности и вероятные результаты своих действий. Ученые считают такой вид поведения наиболее логичным, способствующим действительно разобраться с проблемами. Негативной стороной планирования называют отсутствие возможности моментально принять нужное решение, используя интуицию. Гибкость и эмоции при выборе нужных действий уходят на задний план.

Положительная переоценка. Трудная ситуация в данном случае разрешается личностью через смену отношения к ней. Характерно именно позитивное переосмысление, способность воспринимать трудность как очередной этап саморазвития. К минусам стратегии относится возможная неспособность человека видеть иные действенные выходы из сложившейся ситуации.

Проведение копинг-теста

Тест включает в себя 50 позиций, каждая из которых представляет собой описание действия в сложной ситуации. Одна позиция относится к одному из 8 видов поведения. Человеку предлагается представить себя в трудном положении и выбрать по каждой позиции частоту ее использования. Ответам присваивается некоторое количество баллов.

Группировка пунктов теста выглядит следующим образом:

  • Конфронтация — позиции: 2, 3, 13, 21, 26, 37.
  • Дистанцирование — позиции: 8, 9, 11, 16, 32, 35.
  • Самоконтроль — позиции: 6, 10, 27, 34, 44, 49, 50.
  • Поиск социальной поддержки — позиции: 4, 14, 17, 24, 33, 36.
  • Принятие ответственности — позиции: 5, 19, 22, 42.
  • Избегание — позиции: 7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47.
  • Планирование решения проблемы — позиции: 1, 20, 30, 39, 40, 43.
  • Положительная переоценка — позиции: 15, 18, 23, 28, 29, 45, 48.

Выявление результатов и их интерпретация

Подсчет и суммирование баллов завершают копинг тест Лазаруса. Интерпретация представляет собой выявление количества баллов по каждой стратегии и анализ результата. Чем больше баллов набрал конкретный стиль поведения, тем чаще тестируемый использует его при возникновении трудностей.

По Крюковой результат вычисляется иначе:

  1. Подсчет баллов по каждой стратегии поведения.
  2. Выявление уровня важности стратегии по формуле: набранное кол-во баллов / максимальный балл (равен 18)*100. Допустим тестируемый набрал 9 баллов, тогда вычисление выглядит так: 9/18 * 100 = 50. Число 50 отражает уровень использования стратегии.
  3. Также возможно определение общего уровня напряженности по общему баллу за тест:
  • 0-6 – слабая напряженность, человек эффективно действует в стрессе;
  • 7-12 – средняя напряженность;
  • 13-18 – высокий уровень напряженности, человек тяжело адаптируется в стрессе.