Литературный урок по творчеству Б.В. Заходера

Курс чтения в начальных классах должен играть исключительно большую роль в становлении личности младшего школьника, его образовании, развитии. Ещё В. А. Сухомлинский писал: «Чтение должно стать для ребёнка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни». К огромному сожалению, сегодня львиную долю информации дети получают в «готовом» виде из другого источника – телевидения. Ребёнок становится пассивным наблюдателем того, что происходит на экране. Многие компьютерные игры завлекают больше, чем литературное произведение, обогащённое эмоциями, «красками» авторского слова, построением сюжета, ролью действующих героев. Требования сегодняшнего времени таковы, что мало того уметь читать, находить главную мысль, «необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении, как источнике дальнейшего развития» (Л. А. Музыка) Как важно, чтобы читательский «круг» не ограничивался только теми текстами, которые предлагаются в учебнике, чтобы ребёнок самостоятельно, без принуждения стремился к познанию нового через знакомство с книгой. Осознав, что интерес рождает стремление к познанию, я предложила детям проводить литературные уроки по творчеству особенно понравившегося автора, которые включали в себя инсценировки отрывков произведений, освещение интересных эпизодов из биографии автора. Дети любят эти уроки: участвуют в подборе материала, распределяют роли, готовят костюмы. На таких уроках прослеживается обратная связь со зрителями: ребята отгадывают загадки, проговаривают скороговорки, вспоминают названия произведений, определяют, из какого произведения пришёл тот или иной герой. По окончании урока дети делятся своими впечатлениями, обсуждают наиболее удачные моменты, уточняют причины неудач. Таким образом, дети стали моими основными помощниками, проявляя огромное желание помочь другим (младшим) ребятам узнать новое.

Ход урока

1.Биография Бориса Владимировича Заходера.

1. Слайд №1.

Фотография Б. Заходера с годами жизни.

Ведущие. Заходер Борис Владимирович – поэт, прозаик, драматург, один из признанных классиков русской детской литературы.

Борис Заходер родился 9 сентября 1918 года. Его семья недолго прожила в Молдавии. Вначале переехали в Одессу, потом в Москву. Отец работал юристом, мать – переводчицей.

В детстве Борис Заходер, по собственному признанию, был очень «приличным мальчиком». Он не только не играл в футбол, но даже почти не дрался. Правда несколько «боевых эпизодов» даже такому «тихоне» вспомнить удалось.

2. Слайд №2.

«Боевой эпизод».

Ведущие. Однажды, когда ему не было и семи, обидевшись на родителей, он убежал из дома. Его нашли и ругать не стали. Но прочли вслух оставленную им записку: «Сив одня я уха жу навси гда».

3. Слайд №3.

«Сив одня я уха жу навси гда».

Ведущие. Для мальчишки, который несказанно гордился своей грамотностью, это было хуже всякого наказания.

Итак, драться он не любил, зато всё время читал и ещё … очень любил животных. Поэтому неудивительно, что Борис, не задумываясь, бросался на защиту совершенно незнакомой кошки. Вот откуда его решительное:

4. Слайд №4.

Наказать я сам готов
Тех, кто мучает котов!

Ведущие. А ещё ужасно хочется предположить, что в детстве Борис Заходер очень любил играть. Иначе с чего бы это поэту Заходеру пришла мысль сделать книжку по мотивам детских считалок – тех, что известны и вам.

5. Слайд №5.

…Здесь ехал Грека через Реку…
Тут шла Собака через Мост –
Четыре лапы, пятый – хвост!

Дети читают строчки на экране хором.

Ведущие. Впрочем, знаменитые стихи и сказки были ещё впереди. А пока, в 1935 году Борис Заходер окончил школу и пришёл на завод. Потом поступил в авиационный институт. А поскольку писать стихи Борис не переставал, то в конце концов перешёл учиться в Литературный институт.

В жизни Бориса Владимировича было два суровых испытания, две войны – финская, 1939 года, и Великая Отечественная. На фронт оба раза он уходил добровольцем. А в коротком мирном промежутке писал стихи и очерки.

В 1946 году он вернулся в Москву, через год окончил Литературный институт; в 1947 году в журнале «Затейник» появилось его первое стихотворение для ребят.

Потом сборников было много: и совсем тонюсеньких, размером с ладонь, и увесистых томов.

2. Многогранность Бориса Владимировича Заходера.

Ведущие. А, как, по-вашему, сколько на свете Борисов Заходеров?..

Давайте посчитаем! Ну, прежде всего, как известно, он поэт.

6. Слайд №6.

Заходер – поэт.

Ведущие. Да, и поэт-то очень разнообразный. Есть у него стихи и смешные, и довольно грустные, и сердитые.

7. Слайд №6.

Добавляется к предыдущей надписи со стрелкой влево.

Ведущие. Есть совсем короткие, в четыре, а то и в две строчки, звонкие, как детские считалочки, такие, что запоминаются наизусть, если вы их прочтёте и услышите всего один раз.

8. Слайд №6.

Считалочки.

Добавляется к предыдущей надписи со стрелкой вниз.

Ведущие. А есть, например, и большая поэма «Почему деревья не ходят». Не только большая, но и сложная.

9. Слайд №6.

Добавляется к предыдущей надписи со стрелкой врпаво.

Ведущие. И, наконец, стихотворения для ребят совсем маленьких, которые ещё и читать не научились.

10. Слайд №7.

«В нашей песочнице».

Вокруг надписи сканированные иллюстрации к стихотворениям для малышей.

Выходят ребята в детских костюмчиках, с игрушками. Четыре человека несут под мышкой детали для песочницы. В середине зала ребята «стоят» песочницу и начинают разговор:

  • «Строители»
  • «Повара»
  • «Шофёр»
  • «Портниха»

Затем один ребёнок предлагает поиграть в догонялки и начинает считать, выбирая водящего.

  • «Считалочка»

С криком и шумом дети разбегаются в разные стороны, спасаясь от водящего.

Ведущие. А есть стихи и для тех, кто гораздо старше.

11. Слайд №8.

«По страницам школьной жизни».

Вокруг надписи сканированные иллюстрации к стихотворениям.

Ребята инсценируют стихотворения:

  • «Петя мечтает»

Сидя за партой.

  • «Мы – друзья»
  • «Вредный кот»
  • «Два и три»
  • «Никто»

Ведущие. А если я скажу, что Борис Заходер ещё и переводчик, и упомяну всего одну книгу?

12. Слайд №9.

Заходер – переводчик.

Ведущий берёт книгу Алана Александра Милна «Винни-Пух и Все-Все-Все» и показывает детям, сидящим в зале. Дети хором отвечают название книги.

Ведущий. Да, это книга Алана Александра Милна «Винни-Пух и Все-Все-Все».

13. Отрывок из м/ф «Винни-Пух» с песенкой «Если я чешу в затылке».

«Из кадра выходят» поочерёдно первый Винни-Пух и второй Винни-Пух и инсценируют стихотворение

  • «Ворчалка»

Ведущие. А я уверен, что все вы знаете и такие сказки, как «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла, «Мэри Поппинс» Памелы Трэверс, «Питер Пэн» Джеймса Барри и другие.

Ну что ещё можно добавить к биографии человека, который перевёл для нас «Винни-Пуха»? Слава ему. Вот, собственно, и всё.

Никакое не «всё». Поэт – переводчик… А сказочник?

14. Слайд № 10.

Заходер – сказочник.

Ведущие. А вот вы сами попробуйте отгадать, к какой сказке эти иллюстрации?

Выходят ребята с иллюстрациями к сказке «Серая Звёздочка». На обратной стороне есть подсказка: по картинкам распределены буквы из названия. Если дети затрудняются, им разрешается перевернуть любую одну картинку и попытаться отгадать название по буквам.

Ведущие. Правильно, это сказка Бориса Заходера «Серая Звёздочка». Он всегда был готов постоять за несправедливо обиженных мохнатых и пернатых. Даже в отвратительной с виду жабе писатель Заходер разглядел нежную душу и дал своей героине трепетное имя Серая Звёздочка.

Итак, сколько же Борисов Заходеров?

15. Слайд №11.

Заходер – поэт.

Заходер – переводчик.

Заходер – сказочник.

Ведущие. Кажется три? Нет, простите, больше! Я ещё забыл сказать, что он пишет стихи и для совсем взрослых людей, а это совершенно иное занятие, чем писать их для маленьких.

И всё-таки не торопитесь загибать пальцы. Хоть он и разный, но один и тот же. Он – единственный!

16. Слайд №11.

«Уходит» предыдущая надпись и появляется фотография Бориса Заходера на фоне дома.

Медведкова Валентина

Презентация «Борис Заходер» предназначена для использования учителями на уроках литературного чтения с 1 класса по 4 класс. Она призвана помочь учителю объяснить тему урока наиболее эффективным способом. У большинства учащихся визуальное восприятие преобладает над слуховым.Урок с применением информационно-коммуникационных технологий облегчает процесс понимания и запоминания изучаемого материала учащимися, делает сам урок интересным. А когда интересно, тогда и запоминается легче.

Цели данной презентации:Познакомить учащихся с биографией и творчеством поэта Б. Заходера,развивать познавательную активность учеников начальных классов, формировать интерес к творчеству поэта.

Материал данной презентации может быть использован как полном объеме, так и отдельными слайдами.

  1. в зависимости от цели урока
  2. на разных этапах урока (знакомство с новым материалом, работа над произведением, закрепление и обобщение знаний)
  3. подготовленности класса и возраста учеников.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПЕРЕВОДЧИК СОВЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ поэт

ЗАХОДЕР БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ

Отец работал юристом Мать работала переводчицей знала несколько языков

В детстве Борис Заходер, по собственному признанию, был очень «приличным мальчиком». Он не только не играл в футбол, но даже почти не дрался. Правда, несколько «боевых эпизодов» даже такому «тихоне» вспомнить удалось. Однажды, когда ему не было и семи, обидевшись на родителей, он убежал из дома. Его нашли и ругать не стали. Но прочли вслух оставленную им записку: Сиводня я ухажу навсигда

Итак, драться он не любил, зато все время читал и еще... очень любил животных. Поэтому неудивительно, что Борис не разлучался с книжкой Брема и, не задумываясь, бросался на защиту совершенно незнакомой кошки. Вот откуда его решительное: Наказать я сам готов Тех, кто мучает котов!

закончил школу работал на заводе учеником токаря учился в Московском авиационном институте учился на биологических факультетах в Московском и Казанском университетах 1935

учился Литературном институте им. А.М.Горького 1938-1947

В жизни Бориса Владимировича было два суровых испытания финская война Великая Отечественная война На фронт оба раза он уходил добровольцем 1939 1941

Первое детское стихотворение "Морской бой" опубликовано в журнале «Затейник» 1947 году под псевдонимом Борис Вест

Часто терпит пораженье Самый храбрый адмирал, Если место для сраженья Неудачно он избрал

Печатался в журнале «Мурзилка» , газете «Пионерская правда» , выпустил сборники стихов: " На задней парте " " Мартышкино завтра " " Никто и другие " " Кто на кого похож " " Товарищам детям " " Школа для птенцов " " Считалия " " Моя Вообразилия " " Если мне подарят лодку "

Заслуженной популярностью пользуются и произведения Заходера, написанные в прозе: "Добрый носорог"(1977) "Русачок"(1967) " Почему рыбы молчат"(1970)

Кроме «родных» есть у Бориса Владимировича и «иностранные» книжки. С его помощью «англичане» Питер Пэн, Мэри Поппинс в ыучили русский язык. И как все радовались, когда раздавалась песенка: Приятное дело - Озорничать! Не остановишься - Стоит начать!

Наибольшую известность Борису Заходеру в СССР принесли его переводы, а точнее, пересказы произведений зарубежной детской литературы. Именно в его изложении многие читатели познакомились с такой книгой, как « Винни-пух и все-все-все » .

Мультфильм «Винни-Пух и все-все»

Также Борисом Заходером написана пьеса для детского театра: " Приключения Алисы в Стране Чудес " (1982)

Потом сборников было много: и совсем тонюсеньких, размером с ладонь, и увесистых томов. И в каждом масса фантазии, много шуток, иногда самая капелька печали и горечи, и необыкновенное количество игры. В его книжках: Умеют Львы косматые Скакать верхом на палочке, А мраморные статуи Сыграют с вами в салочки!

А как умеют кувыркаться слова в его стихах! Вызывает удивленье Прилежание тюленье: Целый день Лежит тюлень, И ему Лежать не лень! Жаль, тюленье прилежанье - Не пример для подражанья!

Мальчишкой он решил утереть нос Жуковскому и перевёл « Лесного царя » Гёте. Впрочем, знаменитые стихи и сказки были еще впереди. А начал Заходер с переводов.

вышел первый сборник поэта для ребят «На задней парте» . 1955

Борис Заходер был широко известен не только в нашей стране, но и за рубежом, он лауреат многих литературных премий, в том числе и Международной премии им. Г.Х.Андерсена.

Презентация по слайдам

Текст слайда: Жизненный и творческий путь Б. Заходера «Веселые стихи» в творчестве детского поэта «Сказки для людей» Творчество писателя в программе начальной школы

Текст слайда: Борис Заходер 9 сентября 1918 – 7 ноября 2000 русский советский поэт, детский писатель, переводчик, популяризатор мировой детской классики Дом в Комаровке

Текст слайда: Жизненный и творческий путь Бориса Заходера Борис Заходер родился в городе Кагуле (Молдавия) Отец Бориса Заходера работал юристконсулом. Мать Заходера занималась техническими переводами В детстве Борис Заходер, по собственному признанию, был очень «приличным мальчиком». Он не только не играл в футбол, но даже почти не дрался. Драться он не любил, зато все время читал и еще... очень любил животных.

Текст слайда: Жизненный и творческий путь Бориса Заходера В Москве прошло детство писателя. Его очевидная одаренность проявилась рано. В детстве освоил немецкий язык. Борис рано заинтересовался литературой, придумывал сказки и загадки, рассказывал их товарищам, и те слушали его с интересом. Начал свое творчество Б.Заходер с переводов. Мальчишкой, решив «утереть нос Жуковскому», он перевел «Лесного царя» Гете. В 1935 году Заходер окончил школу. Сначала работал на заводе учеником токаря, учился в Московском авиационном институте, потом на биологическом факультете сперва Казанского, потом Московского университетов Он писал стихи, и поэзия постепенно занимала все большее место в его жизни. Борис Владимирович поступает в Литературный институт имени М. Горького. Борис Заходер с группой студентов-добровольцев в 1939 году уходит на финскую войну.

Текст слайда: Жизненный и творческий путь Бориса Заходера С марта по 22 июня 1941 года он продолжает учебу в Ленинституте, пишет стихи, очерки. На Великую Отечественную войну Заходер тоже ушел добровольцем – в первые же дни. В 1946 году вернулся в Москву. И уже через год с отличием окончил Литературный институт. Как детский поэт Заходер дебютировал в журнале «Затейник» в 1947 году с веселым стихотворением «Морской бой» под псевдонимом Борис Вест 1955 году вышел первый сборник поэта для ребят «На задней парте». В 1958 году принят в Союз писателей Скончался Борис Владимирович Заходер 7 ноября 2000 г. в Москве

Текст слайда: «Веселые стихи» в творчестве детского поэта Сборники стихов "На задней парте" (1955), "Мартышкино завтра" (1956), "Никто и другие" (1958), "Кто на кого похож" (1960), "Товарищам детям (1966)", "Школа для птенцов" (1970), "Считалия" (1979), "Моя Вообразилия" (1980), "Если мне подарят лодку" (1981) и др. Пьесы для детского театра: "Ростик в Дремучем Лесу", "Мэри Поппинс" (обе 1976), "Крылья Дюймовочки" (1978; две последние в соавторстве с В. Климовским), "Приключения Алисы в Стране Чудес" (1982); Заходер автор либретто к опере "Лопушок у Лукоморья" (1977), пьесы для кукольного театра "Очень умные игрушки" (1976). Произведения, написанные в прозе: книга сказок "Мартышкино завтра" (1956), "Добрый носорог" (1977), "Жил-был Фип" (1977), сказки "Серая звездочка" (1963), "Русачок" (1967), "Отшельник и Роза" (1969), "История Гусеницы" (1970), "Почему рыбы молчат" (1970), "Ма-Тари-Кари" (1970), "Сказка про всех на свете" (1976) и многие другие. Переводы известных зарубежных детских сказок: повести-сказки А.А.Милна "Винни-Пух и все-все-все" (другой вариант – "Винни-Пух и все остальные", 1960), П.Трэверс "Мэри Поппинс" (1968), Л.Кэррола "Приключения Алисы в Стране Чудес" (1971–1972), сказок Карела Чапека, братьев Гримм ("Бременские музыканты", 1982, и др.), пьесы Дж.М.Барри "Питер Пэн" (1967), стихотворений Л.Керна, Ю.Тувима, У.Дж.Смита, Я.Бжехвы и др.

Текст слайда: «Веселые стихи» в творчестве детского поэта «Звери, птицы и рыбы, густо населившие поэтический мир Заходера, подразделяются на тех, что известны решительно всем, на тех, кого знают разве читатели Гржимека и Даррела (окапи, коати, суринамская пипа), и на тех, кого найдешь только у Заходера, в его вотчине, в Вообразилии»,- так определил главную тему поэта критик Ст. Рассадин Основная тема детской поэзии Заходера - мир животных, среди которых со своими убедительными и яркими, индивидуализированными характерами и повадками предстают как хорошо известные персонажи (кенгурята, антилопы, верблюды, хорьки, страусы), вызывающие не только умиление, но и раздражение такими чертами, как дикость, невежество, самолюбование, глупость (это кабаны, носороги, павлины, попугаи), так и невиданные звери. То или иное качество присваивается животному в момент знакомства с ним, тогда как характер аллегорического персонажа закреплен за ним традицией. Спонтанность мышления отличает «поэта» Заходера.

Текст слайда: «Веселые стихи» в творчестве детского поэта Ассоциации, каламбуры, перевертыши, логические игры рождаются будто на бегу и застывают в стихах: Под собой не чуя ног, Скачет резвый рапунок. Игра в слово – основа сказочного вымысла в творчестве Заходера – и не только в стихах, а и в прозе, и в переводах. Играя в слова-омонимы, поэт совершает чудеса: Вихрем мчится под водой Головастик молодой А за ним – еще пяток А за ним – сплошной поток… В его книжках: Умеют Львы косматые Скакать верхом на палочке, А мраморные статуи Сыграют с вами в салочки!

Текст слайда: «Веселые стихи» в творчестве детского поэта Заходер выступает как поэт-анималист, рассказывая занимательные истории о животных, вступая в диалоги с ними(«Пипа Суринамская»). Присутствует в произведениях и мораль, но ее дидактизм растворен в шутке, игре. Герой Заходера рассматривается в первую очередь в отношении своих социальных функций. Сквозь зоологический эпос просвечивает эпос человеческого общества. Б. Заходер пользуется всей палитрой комического – от мягкого юмора до иронии и сатиры, - смешивая их во всевозможных пропорциях. К тому же речь от лица ребенка сообщает стихотворному повествованию энергию детского оптимизма, а воображению – раскованность. Среди героев Заходера не только животные. Есть цикл стихов о школьниках – «На задней парте». Кроме «родных» есть у Бориса Владимировича и «иностранные» книжки. Заходер не перевел все эти книги, он их пересказал или, вернее, как выразился один поэт, «написал их по-русски». По его произведениям ставили спектакли и снимали мультфильмы, причем пьесы и сценарии он писал в основном сам.

Слайд №10

Текст слайда: Перевод Заходера: Алиса в стране чудес Математик и Козлик Делили пирог. Козлик скромно сказал: --Раздели его вдоль! --Тривиально!- сказал Математик.- Позволь, Я уж лучше его разделю поперек!- Первым он ухватил Первый кус пирога. Но не плачьте, Был тут же наказан порок: «Пи» досталось ему (А какой в этом прок?!) А козленку… Козленку достались Рога! Перевод Заходера – яркий пример функционального перевода. Он воспроизвел эффект комичности с помощью аналогов, воспринимаемых на русском языке.

Слайд №11

Текст слайда: «Веселые стихи» в творчестве детского поэта В общем, получилось так, что в литературе оказалось как бы несколько Борисов Заходеров. Ну разве мог поэт не написать об этом! Смотрите сами: Вот есть, например, детский писатель Борис Заходер; Есть переводчики - Взрослый и детский. Тот знает английский, этот - немецкий... У всех у них Разные интересы, Хотя они все как один Борисы: Один Заходер Сочиняет пьесы - (Его, очевидно, Волнуют актрисы!). Тот пишет сказки про разных тварей, Тот норовит Смастерить сценарий; Есть среди них Даже автор либретто. Тут не хватало только поэта!

Слайд №12

Текст слайда: ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Б.В.ЗАХОДЕРА Винни-Пух. По мотивам сказки А.Милна. СССР, 1969. Винни-Пух идет в гости. По мотивам сказки А.Милна. СССР, 1971. Винни-Пух и день забот. По мотивам сказки А.Милна. СССР, 1972. Волчок. Реж. СССР, 1985. Как несли стол. По мотивам стихотворения Б.Заходера «Муравей». СССР, 1979. Кит и кот. СССР, 1969. «Кто ж такие птички…» СССР, 1978. Морской бой. Россия, 2005. Отшельник и Роза. СССР, 1980. Про всех на свете. СССР, 1984. Птичка Тари. СССР, 1976. Сказка про доброго носорога. СССР, 1970. Страна Считалия. СССР, 1982. Топчумба. СССР, 1980. Фантик (Первобытная история). СССР, 1975. Топчумба Винни-Пух

Слайд №13

Текст слайда: «Сказки для людей» Прозаические сказки Б.Заходера 60-70-х годов («Русачок», «Серая Звездочка», «Отшельник и Роза», «Сказка про все на свете», «Жил-был Фип» и др.) вошли в цикл под названием «Сказки для людей». Беря за основу научный факт из зоологии, писатель подводил под нравственное, т.е. человеческое, обобщение. В предисловии к «Сказкам для людей» Заходер писал, что эти сказки рассказывают сами звери: «Всем людям – и взрослым, и детям. Звери ведь очень уважают людей, считают, что они сильнее и умнее всех на свете. И хотят, чтобы люди относились к ним хорошо. Чтобы были к ним добрее. И они надеются, что, когда люди их лучше узнают, они станут к ним добрее, именно затем звери и рассказывают о своей жизни, о своих радостях и печалях, о своих веселых приключениях…» Экология и нравственность объединяются в миропонимании Заходера.

Слайд №14

Текст слайда: Сказка «Серая Звездочка» Серая Звездочка - это история о Доброте, о Понимании, о Любви к окружающим тебя живым существам. Очень поучительная, но в прекрасной, ненавязчивой форме рассказанная история. Серая Звездочка – это именно сказка. Она уходит корнями в народный фольклор и вместе с тем полна авторских особенностей. Связана с фольклором сама форма сказки – это мотив рассказа. Историю Серой Звездочки рассказывает своему маленькому Ежонку папа Ёжик. Образ Необычной главной героини тоже родом из сказки: Так вот, жила-была жаба - неуклюжая, некрасивая, вдобавок от нее пахло чесноком, а вместо колючек у нее были - можешь себе представить! – бородавки. Брр! Одна из основных философских категорий, которыми живет сказка,- категория «видимости и сущности».

Слайд №15

Текст слайда: Сказка «Серая Звездочка» Поступки Серой звездочки: Серая Звездочка помогает жителям сада. Она очищает сад от вредителей. Именно добро и должен творить главный герой фольклорной сказки. Все цветы и бабочки, а с ними и маленький читатель знают, что жаба «добрая, хорошая и полезная». И это так важно и самоценно, что никто даже не замечает, что Серая Звездочка - «неуклюжая и некрасивая». «Она жила в саду, где росли Деревья, Кусты и Цветы, а ты должен знать, что Деревья, Кусты и Цветы разговаривают только с теми, кого они очень-очень любят. А ведь не станешь ты называть того, кого ты очень-очень любишь, жабой?» Автор использует переклички с произведением Андерсена, где состоялся диалог естествоиспытателя и поэта: «А разве не прекрасно это народное поверье, что в голове жабы - безобразнейшего животного - часто скрыт драгоценный камень? Возьми людей, и к ним это можно отнести. Вспомни Эзопа, Сократа!». То, что в конце повествования Серая Звездочка и все ее собратья решают помогать друзьям только ночью, так же указывает на ее фольклорную основу. «Логика и атмосфера» полезных дел в народной сказке, показывает, что чаще всего они осуществляются ночью Сказка раскрывает перед юным читателем мир, в котором обманчивость внешнего часто противоречит и той пользе, которую приносит в этот мир скрытое в этой оболочке живое существо. А ведь в мире людей тоже так бывает. Именно эту идею пытается донести Заходер до ребенка.

Слайд №16

Текст слайда: Цикл стихотворений «В моей Вообразилии» Страна Б. Заходера «Вообразилия» -происходит от слова «воображение» В моей Вообразилии, В моей Вообразилии, Болтают с вами запросто Настурции и лилии… Там царствует фантазия Во всем своем всесилии В этой удивительной стране «львы косматые» скачут на палочках и мраморные статуи играют в салочки. В этой стране у всех «вырастают крылья» и каждый становится волшебником. Здесь сочувствуют людям, лишенным воображения, потому что они никогда не смогут побывать в этой стране, которая «удобно расположена» прямо у нас в голове.

Слайд №17

Текст слайда: Цикл стихотворений «В моей Вообразилии» Стихотворение цикла очень ритмичное, легко сканируется, для передачи восторженного отношения автора к чудесной стране используются повторы «в моей Вообразилии». В этой чудесной стране живут удивительные животные, Чуженица. К. Чуковский «Муха-Цокотуха»: «А теперь, краса-девица, на тебе хочу жениться…». Так автор вплетает в стихи детское умение переставлять слоги в словах, образуя новые, нелепые слова. Игра со словами, буквами – основа творчества Б. Заходера. Он обладает языковым чутьем, виртуозностью смысловой и семантической игры.

Слайд №18

Текст слайда: Цикл стихотворений «В моей Вообразилии» Используются слова из детской этимологии и в стихотворении «Кавот и Камут». Эти звери образованы от звучания слов «кого-то» и «кому-то». У меня под кроватью живет Симпатичнейший в мире Кавот… И трудно это чудо накормить, потому что Каждый кусок почему-то Попадает в желудок Камута… А еще живут в Вообразилии веселый синий Себеха, Бука и Бяка и даже «чудо природы» Мним (никем никогда не виданное животное, от слова «мнимый» – несуществующий).

Слайд №19

Текст слайда: Творчество писателя в программе начальной школы Название программы (Авторы) 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс «Школа 2100» (Бунеев Г.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.) «Два и три» «Мохнатая азбука» «Моя Вообразилия» «Сказочка» «Что красивей всего «Переменка» «Вредный кот» «Дождик» «Кискино горе» «Гармония» (Кубасова О.В.) - «Два и три» «Как волк песни пел» «Петя мечтает» «Муравей» «Дырки в сыре» «Птичья школа» «Очень вежливый индюк» «Серая Звездочка» -

Слайд №20

Текст слайда: Творчество писателя в программе начальной школы Название программы (Авторы) 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Система Л. Занкова (Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А.) «Пошел Сережа в первый класс» «О границах поэтического творчества» «Моя Вообразилия» «Приятная встреча» «Рапуны» «Что такое стихи» «Ну и мышонок» «Что красивей всего» «Воздушные замки» «Планета знаний» (Кац Э.Э.) - «Про пана Трулялинского» «Что красивей всего» - -

Слайд №21

Текст слайда: Авторы-составители презентации: Информация о жизни писателя – Новокшенова Ольга Анализ творчества – Деева Ксения Анализ «Серой Звездочки» – Палкина Ксения Анализ Цикла «Моя Вообразилия»– Мартюшева Мария Анализ программ, оформление презентации – Деева Ксения

Слайд №22

Текст слайда: Детский поэт на все времена

Слайд 2

Работа с пословицами Испокон века книга растит человека. Книги не говорят, а правду сказывают. Хорошая книга – лучший друг.

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Борис Владимирович Заходер

Слайд 6

Борис Заходер9 сентября 1918 – 7 ноября 2000

русский советский поэт, детский писатель, переводчик, популяризатор мировой детской классики Дом в Комаровке

Слайд 7

Жизненный и творческий путь Бориса Заходера

Борис Заходер родился в городе Кагуле (Молдавия) Отец Бориса Заходера работал юристконсулом. Мать Заходера занималась техническими переводами. В детстве Борис Заходер, по собственному признанию, был очень «приличным мальчиком». Он не только не играл в футбол, но даже почти не дрался. Драться он не любил, зато все время читал и еще... очень любил животных.

Слайд 8

В Москве прошло детство писателя. Его очевидная одарённость проявилась рано. В детстве освоил немецкий язык. Борис рано заинтересовался литературой, придумывал сказки и загадки, рассказывал их товарищам, и те слушали его с интересом. Начал своё творчество Б.Заходер с переводов. Мальчишкой, решив «утереть нос Жуковскому», он перевёл «Лесного царя» Гёте. В 1935 году Заходер окончил школу. Сначала работал на заводе учеником токаря, учился в Московском авиационном институте, потом на биологическом факультете сперва Казанского, потом Московского университетов Он писал стихи, и поэзия постепенно занимала всё большее место в его жизни. Борис Владимирович поступает в Литературный институт имени М. Горького. Борис Заходер с группой студентов-добровольцев в 1939 году уходит на финскую войну.

Слайд 9

С марта по 22 июня 1941 года он продолжает учёбу в Ленинституте, пишет стихи, очерки. На Великую Отечественную войну Заходер тоже ушёл добровольцем – в первые же дни. В 1946 году вернулся в Москву. И уже через год с отличием окончил Литературный институт. Как детский поэт Заходер дебютировал в журнале «Затейник» в 1947 году с весёлым стихотворением «Морской бой» под псевдонимом Борис Вест. 1955 году вышел первый сборник поэта для ребят «На задней парте». В 1958 году принят в Союз писателей. Скончался Борис Владимирович Заходер 7 ноября 2000 г. в Москве.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

1918 - 2000 Борис Владимирович Заходер

Заходер Борис Владимирович – поэт, прозаик, драматург, один из признанных классиков русской детской литературы.

Борис Заходер родился 9 сентября 1918 года. Его семья недолго прожила в Молдавии. Вначале переехали в Одессу, потом в Москву. Отец работал юристом, мать – переводчицей.

В детстве Борис Заходер, по собственному признанию, был очень «приличным мальчиком». Он не только не играл в футбол, но даже почти не дрался. Правда несколько «боевых эпизодов» даже такому «тихоне» вспомнить удалось.

Боевой эпизод

Однажды, когда не было семи, обидевшись на родителей, он убежал из дома. Его нашли и ругать не стали. Но прочли вслух оставленную им записку: «С ив одня я ух а жу навс и гда».

С ив одня я ух а жу навс и гда Сиводня я ухажу навсигда

Для мальчишки, который несказанно гордился своей грамотностью, это было хуже всякого наказания. Итак, драться он не любил, зато всё время читал и ещё … очень любил животных. Поэтому неудивительно, что Борис, не задумываясь, бросался на защиту совершенно незнакомой кошки. Вот откуда его решительное:

Наказать я сам готов Тех, кто мучает котов!

В детстве Борис Заходер очень любил играть. Иначе с чего бы это поэту Заходеру пришла мысль сделать книжку по мотивам детских считалок – тех, что известны и вам.

Впрочем, знаменитые стихи и сказки были ещё впереди. А пока, в 1935 году Борис Заходер окончил школу и пришёл на завод. Потом поступил в авиационный институт. А поскольку писать стихи Борис не переставал, то в конце концов перешёл учиться в Литературный институт. В жизни Бориса Владимировича было два суровых испытания, две войны – финская, 1939 года, и Великая Отечественная. На фронт оба раза он уходил добровольцем. А в коротком мирном промежутке писал стихи и очерки. В 1946 году он вернулся в Москву, через год окончил Литературный институт; в 1947 году в журнале «Затейник» появилось его первое стихотворение для ребят.

А, как, по-вашему, сколько на свете Борисов Заходеров?.. Давайте посчитаем! Ну, прежде всего, как известно, он поэт.

Поэт-то очень разнообразный. Есть у него стихи и смешные, и довольно грустные, и сердитые.

Есть совсем короткие, в четыре, а то и в две строчки, звонкие, как детские считалочки, такие, что запоминаются наизусть, если вы их прочтёте и услышите всего один раз.

А есть, например, и большая поэма «Почему деревья не ходят». Не только большая, но и сложная.

Песочница Посреди двора - гора На горе идёт игра. Прибегайте на часок, Залезайте на песок: Чистый, жёлтый и сырой Хочешь - рой, А хочешь - строй, Хочешь - куклам испеки Золотые пирожки. Приходите к нам, ребята Не забудьте взять лопаты Экскаваторы, совки, Вёдра и грузовики. Тут и крики, тут и смех И работа есть у всех.

В нашей песочнице

Здесь ехал Грека через Реку... Тут шла Собака через Мост - Четыре лапы, пятый - хвост!

А есть стихи и для тех, кто гораздо старше.

По страницам школьной жизни

Заходер - переводчик

Заходер - сказочник

Заходер - поэт Заходер - переводчик Заходер - сказочник

Заходер - поэт Стихи Поэма Считалочки

Борис Владимирович Заходер