Манера речи. Стиль речи

Не секрет, что наш голос и манера говорить способны как заворожить собеседника, так и вызвать у него чувство напряженности и раздражения. И то и другое может произойти неосознанно, собеседник может, не отдавая себе отчета, вдруг проникнуться к тебе самыми лучшими чувствами, или наоборот – испытать острое желание немедленно прервать общение с тобой.

Почему так происходит? Голос и манера говорить отражают, как психологическое состояние твоей личности, так и твою способность выполнять принятую тобой на себя социальную роль. За тысячелетия, прошедшие со времени, когда люди овладели речью, мы научились воспринимать из нее не только информацию, содержащуюся в словах, но и ту, которая скрыта в самой манере говорить.

Без сомнения, значительная часть этой информации относит говорящего к определенной эпохе, культуре, социальному слою и т.п., но есть признаки, способные дать ему индивидуальную характеристику, они не зависят ни от содержания речи, ни от культурных или социальных различий. Но именно эти особенности формируют и степень нашего доверия к переданной информации и наше отношение к говорящему. Условно можно выделить десять манер говорить.

Такая манера говорить характеризует тебя, как человека с крайне неустойчивым душевным состоянием. Ты легко поддаешься смене настроения и бурно реагируешь, как на взлеты, так и на падения, очевидно, что у тебя серьезные проблемы с самоконтролем. Но такая манера говорить может носить и временный характер, в случае, если она вызвана с процессом перехода из подросткового во взрослое состояние. Столкновение с новыми жизненными ситуациями и ломка привычных в детстве способов решения проблем часто проявляются в такой манере говорить.

Полная противоположность предыдущему варианту. Создается впечатление, что ты стараешься контролировать все, что только возможно. Если ты хочешь проявить себя как ответственный работник – это тебе не повредит, но в устройстве личной жизни такая манера говорить далеко не лучший выбор. У собеседника, скорее всего, сложится мнение о тебе, как о целеустремленной, но холодной, лишенной души, стремящейся к доминированию особе. Кроме того, с тобой, вероятно, смертельно скучно.

Твой голос звучит столь высоко, что кажется будто он через секунду-другую оборвется. Такое бывает при эмоциональном напряжении, другим признаком является состояние мышц шеи и плеч: плечи поднимаются, мышцы шеи напрягаются. В жизни бывают различные ситуации, но если это твое состояние уже стало привычным – у тебя проблема. Находиться рядом с тобой тревожно, кажется, что ты вот-вот сорвешься в бездну неконтролируемых импульсов, и нет никаких гарантий, что шквал эмоций не изольется на окружающих. Не удивляйся, что люди стараются побыстрее свернуть общение с тобой и бежать, куда глаза глядят.

Создается впечатление, что ты полностью погружена в себя. Тобой владеют сентиментальные чувства. Ты склонна скорее к самолюбованию, чем к каким-либо активным действиям. Впрочем, как знать, может быть найдется человек, который полюбит тебя такой, как ты есть. На всех остальных твой неразборчивый шепот производит негативное впечатление, никому не хочется напрягать слух, чтобы разобрать, что ты там бормочешь.

Может быть твоя профессиональная деятельность предполагает способность доминировать (например, ты – учитель), но за рамками класса твоя манера говорить превращается в проблему. Люди чувствуют, что их воля находится под давлением твоего голоса и начинают неосознанно протестовать, им некомфортно общаться с тобой, и они стараются этого дискомфорта (а значит и общения с тобой) избежать.

Я уже неоднократно писала ранее, что люди не любят слушать, когда собеседник жалуется им на свои проблемы. А в твоем случае и слушать необязательно, твоя манера говорить сама полна жалоб на жизнь, даже если ты пытаешься рассказать, как только что выиграла миллион в лотерею. Ты удивляешься, что никто не радуется вместе с тобой. А наоборот, все разбегаются. Все просто: тебя никто не слушал, твой голос быстрее, чем слова донес до собеседников информацию (в данном случае ложную), что сейчас последует очередная жалоба на жизнь, вот все и «заткнули уши».

7. Громогласный, не контролируемый по силе голос.

Стремление перекричать собеседника свидетельствует вовсе не о силе твоей позиции, как раз наоборот, за сильным криком мы чаще всего стараемся скрыть слабость своих аргументов. Нам кажется, что за счет силы голоса мы можем донести свою позицию до окружающих, но это ощущение ложное. Психологи утверждают, что уровень доверия и к передаваемой таким образом информации, и к самому крикуну крайне низок. В ситуации, когда спор перешел в соревнование в децибелах, они советуют наоборот перейти на нормальный или даже тихий голос. Парадоксально, но так вероятность быть услышанной намного выше.

Но если нужно позвать на помощь или предупредить об опасности громогласный голос будет очень уместен.

8. Уверенный, спокойный, неторопливый, с четким произношением голос.

Такая манера речи порождает доверие к говорящему, сразу видно, что ты – человек организованный и ответственный. Даже если содержание речи так себе, она все равно воспринимается с доверием и энтузиазмом. Для того, чтобы убедить собеседника принять твою точку зрения лучшего и не придумаешь. Но в случае, когда нужно донести не информацию, а эмоции такая манера речи дает сбой, в личных отношениях, где передача чувств выходит на первый план, она начинает казаться занудной и скорее отталкивает, чем притягивает.

9. Бесцветный, монотонный, невыразительный, тихий голос.

Такая манера говорить показывает тебя, как человека больше всего на свете желающего спрятаться от чужого внимания. Причин тому может быть много, некоторых случаях коррекция потребует вмешательства специалиста. Я уже писала об этом в одной из предыдущих статей, когда рассказывала об имидж-масках, за которыми мы так любим прятать свои лучшие черты. Но до тех пор пока твоя манера говорить не поменялась, сложно рассчитывать на внимание к себе, а значит и на завязывание каких-то отношений.

10. Задушевный, бархатный, глубокий, грудной голос.

Этот голос призван ласкать слух и зачаровывать, как волшебная музыка. Говоря об уверенной, спокойной манере речи, я упомянула, что она идеальна для передачи информации, но не подходит для передачи чувств. Задушевная манера – наоборот передает в основном чувства, и погруженному в них собеседнику нет никакого дела до информации, он ее почти не воспринимает. Можно ли считать эту манеру речи дополнением к уверенной? Конечно, но на самом деле, чем в большей степени ты овладеешь своим голосом, тем лучше.

Безусловно, просто прочитать статью и тут же научиться приводить людей в восхищение своей манерой говорить невозможно. Самые известные риторы в истории по полжизни тратили на изучение этой науки и бесконечные тренировки. В наше время существуют педагоги по выразительности речи и психологи, занимающиеся этой проблемой. Но потребуется много времени и сил, чтобы используя их методики, научиться высвобождать скрытую в нашем голосе силу и красоту.

Эта статья призвана лишь вскрыть проблему и указать направление в самосовершенствовании, для тех, кто действительно хочет очаровывать своей речью. Но один совет я могу дать прямо сейчас. Для того, чтобы твой голос обладал для собеседника притягательной силой, в нем должна чувствоваться твоя искренняя заинтересованность в нем. Если же тебе нет дела до собеседника, не помогут никакие тренинги, он все равно это почувствует.

Знакомство с новым человеком начинается с его оценки. Прежде всего, оценивают внешний вид. От того, как подобрана одежда, прическа, дополнительные аксессуары зависит первое впечатление. Как только человек начинает говорить, подкрепляя свою речь мимикой и жестами, получается более целостный образ. По манере общения часто определяют характер человека, его личностные качества, вкусы и привычки.


Что это такое?

Понятие «манера» включает в себя совокупность многих факторов. При общении с другими людьми важно и то, каким тоном ведется беседа, и какие именно слова произносятся. Оценивается и ваша мимика во время разговора, и жестикуляция, и даже походка.

Из оценки этих факторов складывается определенное мнение о собеседнике. Человек с плохими манерами употребляет нецензурную речь, жаргонные слова. Дурным тоном также считаются привычка перебивать собеседника, несдержанность, бестактность, недоброжелательность.


Культурный человек всегда уважителен к другим людям. Он тактичен, почтителен со старшими, учтив с женщинами, умеет правильно вести беседу, знаком с тонкостями этикета. Такие люди стараются избегать конфликтных ситуаций, поддерживают хорошие отношения с людьми. Этим определяется и отношение к ним окружающих.

Часто люди с плохими манерами бывают неопрятно одеты, или же могут иметь вызывающий стиль. У человека с хорошими манерами обычно аккуратная и чистая одежда и обувь. Хотя бывают ситуации, когда внешность не связана с поведением. Эпатажно могут одеваться подростки, стараясь показать свою оригинальность. При этом они могут быть весьма культурны.

И наоборот, безупречно одетый собеседник может в разговоре вас неприятно удивить.



Насколько важно говорить правильно?

Правильно поставленная речь в последнее время начинает терять свою актуальность. Все чаще в наш разговор входят иностранные слова, сленговые выражения. Однако употребление новых слов может означать и обогащение языка. Употребляя их правильно и к месту, вы сможете легко поддержать любую беседу.

В современном обществе люди не уделяют достаточного внимания развитию речевых навыков. Поэтому культурный и образованный человек сразу выделяется среди толпы использованием правильных оборотов речи и отсутствием вульгарных слов. Манера общения таких людей не останется неоцененной, ведь русский язык очень богат и красив.

Грамотно поставленная речь увеличивает расположение к вам собеседников , позволяет находить компромисс в спорных ситуациях, приходить к соглашению в деловых вопросах. Особенно этот момент должен быть важен для вас, если вы часто принимаете участие в публичных выступлениях.

Только так вы сможете войти в элитарное общество, стать уважаемым человеком.


Обучение красивой речи

Если вы хотите обучиться навыкам правильного общения и умению вести беседу, вы можете начать посещать специальные занятия по речевой грамотности . Они проводятся для взрослых и детей.

Школьники смогут подтянуть пробелы в знаниях, овладеть грамотной речью, научиться вести себя более уверенно. Люди постарше благодаря таким занятиям смогут улучшить свои манеры, избавиться от употребления сленговых слов.



Овладеть ораторским искусством можно и самостоятельно, выполняя определенные действия.



  • Уделяйте внимание правильному ударению.
  • Старайтесь выражать мысли точно, кратко и лаконично. Не отвлекайтесь на мелочи, сразу переходите к сути вопроса.
  • Следите, чтобы ваш разговор был логически выстроен. Не «перескакивайте» с одной мысли на другую.
  • Не говорите слишком быстро или слишком медленно, выдерживайте средний темп.
  • В спорных ситуациях не пытайтесь перекрикивать других, доказывая свою правоту. Дайте возможность всем высказать свои доводы. Не перебивайте собеседников. Когда вам дадут слово, спокойно выскажите свои возражения.
  • Можно использовать и другие приемы, к примеру, изучите технику правильного дыхания.

Грамотная и ясная речь станет залогом интересного диалога с другими собеседниками, гарантией того, что вас не просто выслушают, но и услышат.


Примеры упражнений

При постоянных тренировках овладеть техникой правильной речи вам будет совсем несложно.

Вот несколько конкретных примеров занятий, которые вам помогут.

  • Как бы вы не были заняты на работе, оставляйте немного времени для чтения классической литературы . Так вы пополните свой словарный состав. После прочтения текста, постарайтесь пересказать его. В процессе пересказа вы сразу заметите ошибки и недочеты и сможете над ними поработать.
  • Используйте игровые тренировки. Одной из самых интересных и популярных является игра, в которой участники должны описать определенный предмет за 10 минут. Это не так легко, как может показаться. Подобные упражнения дают прекрасные результаты для развития правильной речи.
  • Выполняйте упражнение-подражание. Включите телевизор и постарайтесь повторять за диктором, все, что он говорит, используя его интонацию и соблюдая все паузы. Обязательно произносите текст вслух. Также можете попробовать подражать любимым певцам или актерам кино. Следите за манерой исполнения, особенностями поведения.
  • Многие люди по натуре очень скромны. Представляя себя выступающим перед большим количеством людей, можно стать более уверенным в себе. Публичные выступления предполагают большую ответственность и повышенное внимание к своей речи.

С помощью данного упражнения вы не только сможете найти свой стиль и научитесь вести диалог, но и сможете побороть страх перед подобными ситуациями.

Развивая в себе новые качества, вы научитесь чувствовать себя комфортно в любых ситуациях, даже выступая перед огромной аудиторией.


Значение жестов

От того, как человек жестикулирует, зависит общее представление о нем, как о личности. Если вы хотите произвести хорошее впечатление, необходимо не только красиво излагать свои мысли, но и уметь управлять своим телом.

Зная, что обозначают те или иные жесты, вы не только сможете располагать к себе собеседников. Вы сможете анализировать и поведение других людей. Вы будете быстро и легко определять, насколько партнер заинтересован в беседе, стоит ли начинать общение или даже вести бизнес с этим человеком.



Рассмотрим несколько, наиболее часто встречающихся жестов.

  1. Жест открытости может многое рассказать о собеседнике. Если человек в хорошем и радостном настроении, он сидит расслабленно, его пиджак расстегнут. Это значит, что собеседник настроен положительно, все его слова искренни. Во время деловых переговоров при заключении сделки, если вопрос решен с выгодой для обеих сторон, партнеры обычно придвигаются к столу и расстегивают пуговицы пиджака. В некоторых случаях они могут даже его снять.
  2. Для человека, решающего какую-то проблему или ищущего выход из ситуации, задумчивое выражение лица является обычным. Если кто-то пощипывает переносицу, это значит, что он полностью сосредоточен на внутренних размышлениях. В этом случае человека лучше не тревожить и не отвлекать от мыслительного процесса.
  3. Если ваш партнер оперся подбородком на руки , это значит, что он настроен весьма скептически, не принимает ваши доказательства или возражения. Содержание беседы ему также не очень интересно.

Уделите внимание положению рук, особенно, если они лежат на груди. Этот жест может означать как способ защиты, так и негативный настрой. В зависимости от того, как именно человек скрещивает руки на груди, можно определить характер этого жеста.

  • Простое скрещивание рук означает, что человек чувствует опасность. Иногда эта поза может означать также спокойное состояние, если беседа носит дружеский характер.
  • Скрещенные руки со сжатыми кулаками говорят о том, что стоит прекратить разговор. Такая поза говорит о враждебности. В крайнем случае, постарайтесь поменять тему или изменить темп беседы.
  • Если руки собеседника обхватывают его плечи, это значит, что он настроен негативно. Иногда такой жест сопровождается насмешливой улыбкой. В таком случае не исключено, что он сдерживается из последних сил. Если в такой ситуации не принять срочные меры, может разразиться скандал.



Уверенные в себе люди обычно закладывают руки назад, захватывая запястье. Если уметь наблюдать за тем, в каком положении находятся руки, голова и плечи, можно получить много дополнительной информации.



По походке также можно многое сказать о человеке. От того, в каком темпе он идет, насколько приподнята его голова, размахивает ли он руками или держит их в карманах, можно определить характер, состояние здоровья и даже возраст человека.

  1. Заносчивых людей видно по тому, как они важно «вышагивают» с приподнятым подбородком, напоминая аиста.
  2. Уверенную личность можно определить по характерной спокойной и уверенной походке.
  3. Если человек идет быстро, размахивая при этом руками, можно понять, что он настроен решительно, готов справиться с любыми проблемами.
  4. Замкнутые и неуверенные в себе люди часто сутулятся, ходят с опущенной вниз головой, не глядя на прохожих.

Если вы хотите произвести хорошее впечатление, старайтесь идти не слишком быстро. Также следите за своей осанкой. При правильной осанке походка становится более уверенной, голова приподнимается, плечи становятся визуально шире.

Речевое поведение проявляется в процессе общения и имеет следующие характеристики: качество голоса, манера речи;

Голос, манера речи сильно влияют на общее впечатление от человека, возникающее в процессе общения. В массовых исследованиях было получено от 60 до 90% правильных суждений относительно величины тела, полноты, подвижности, внутреннего покоя и возраста, основывающихся только на голосе и манере говорить. Значительная часть людей размышляет в процессе общения над содержанием своих слов больше, чем над способом, каким они произносятся. Речевое поведение является источником нефальсифицированной информации и имеет на практике большое значение для верного понимания мыслей и намерений собеседника.

В интонации речи сочетаются мелодия (модальность), тембр, сила голоса, темп разговора, паузы, ударения. Фактически все элементы интонации, характеризующие речевое поведение, могут быть объективно измерены.

Скорость речи соответствует господствующему состоянию темперамента. Ее трудно произвольно изменить, в лучшем случае лишь на короткое время. При истинной внутренней включенности в беседу специфический темп речи снова восстановится.

Оживленная, бойкая (вплоть до торопливой) манера говорить, быстрый темп речи указывают на то, что ваш собеседник человек темпераментный, импульсивный, живой, уверенный в себе, беспрепятственно самовыражающийся (при ненарушенном течении речи). В то же время беспокойная, торопливая, беспорядочная манера говорить, почти всегда сопровождающаяся чрезмерным жестикулированием, срывающийся голос свидетельствуют о робости (возможно только в данной ситуации), неуверенности или возбуждении, торопливости, непостоянстве, неуправляемости.

Спокойная, медленная манера говорить указывает на спокойствие, невозмутимость, вдумчивость, рассудительность собеседника. В то же время, замедленная речь может свидетельствовать о бездеятельности, вялости, тупости, робости.

Ускоряющийся темп речи (и жестикуляции) указывают на то, что говорящий весь погружен в предмет разговора, вдохновлен тем, о чем говорит. Замедляющаяся речь (и жестикуляция) свидетельствует о задумчивости, «включении» внутренних тормозов по поводу сказанного, потери уверенности, покорности из-за усталости или истощения сил. Заметные колебания скорости речи могут быть признаком недостатка уравновешенности, возбудимости человека.

Большая или малая громкость голоса-- это проявление, по сути, большой или малой изначальной жизненной силы. В то же время, увеличив или уменьшив громкость, собеседник хочет скрыть свое истинное состояние (например, явно громкий голос нередко призван скрыть слабость и неуверенность).

Большая громкость голоса говорит об истинной силе побуждений или кичливости, или недостаточном владении собой (как в припадке гнева). Малая громкость голоса при спокойном течении речи указывает на стремление «оставаться в себе», сдержанность, скромность, такт, ненавязчивость, и в то же время на нехватку жизненной силы, слабость человека; при колеблющемся течении речи робость, боязнь «выйти за пределы себя», боязливость, неразговорчивость.

Малые изменения в громкости указывают на способность управлять эмоциями (особенно при большой громкости) или же недостаток живости чувств. Нерегулярные колебания слабой громкости голоса могут свидетельствовать о нехватке жизненных сил, склонности к быстрой капитуляции при первых же трудностях. Неясное запутанное подчеркивание (акцентирование) указывает на слабую внутреннюю включенность в обсуждаемое дело, недостаток интереса и душевной живости вообще.

Особенности произношения слов, артикуляции часто создают впечатление твердого, определенного, четкого, уверенного или же неясного, расплывчатого, неуверенного голоса.

Ясное и четкое произношение слов, отчетливое произнесение звуков, а также окончаний и частиц, т. е. отчетливая артикуляция указывает на внутреннюю дисциплину, осознанную жизненную позицию, в то же время может быть отражением недостатка живости.

Неясное и нечеткое произношение контуров слов (нижняя челюсть не движется совсем или движется мало) указывает на недостаток критического отношения к самому себе, уступчивость, неуверенность, мягкость, вялость воли, любовь к покою, отсутствие установки на собеседника в общении.

Тенденция к усилению непонятности своего языка может быть проявлением стремления к самозащите, скрытности, упрочению своего положения, неопределенности позиции до тех пор, пока это возможно. Ясная и легко понятная, но не блещущая точностью артикуляция характерна для естественно и искренне включенного в общение человека, уравновешенного по натуре.

Важную информацию несет окраска звучания голоса. Особенно большое значение имеют верхние и нижние тона и звучащие гласные. «Металлически» звучащий голос говорит об энергии и твердости. Елейный, жирно-мягкий голос свидетельствует о лишь изображаемой дружественности, при сильном соскальзывании голоса к фальшивому пафосу.

Вокальная речь (сильное подчеркивание звучания гласных) указывает на доминирование темперамента и чувств, добродушие. Консональная речь (гласные отступают на второй план перед остро акцентированными согласными) указывает на доминирование разума и воли, аналитический склад ума.

Слабая модуляция речи (подъемы и падения высоты тона) действует монотонно, усыпляюще. Монотонный голос всегда подразумевает нечто скрытое, зажатое. Слабая модуляция при сохранении высоты тона указывает на дисциплинированность, деловитость, трезвость, но в то же время может быть индикатором недостатка заинтересованности и живости, отсутствия истинного внутреннего участия, робости, стесненности, страха публичных выступлений.

Сильная модуляция (изменения высоты голоса в широких пределах) указывает на открытость, большую восприимчивость души и чувств, многообразие интересов, внутреннюю живость, богатые и многообразные душевные переживания, богатство настроений при внутренней свободе. Гораздо реже сильная модуляция может отражать недостаток внутренней дисциплины, интеллектуальной сформированное™ внутренних переживаний.

Падение высоты тона к концу предложения при остающейся прежней громкости может указывать на слабую волю, мягкость, склонность к депрессии. Ритмичные колебания мелодии характерны для внешне оживленных, но внутренне уравновешенных людей со значительными способностями к творчеству и развитию. Неритмичные колебания, т. е. неравномерные, немотивированные повышения и падения тона указывают на внутреннюю неуравновешенность, отсутствие стабильности.

Ритмичное говорение (ровное перетекание слов с легкими периодическими колебаниями) отражает богатство чувств, уравновешенность, преимущественно радостное основное настроение.

Некоторая неравномерность в ритме отражает живой подвижный характер, а также зависимость от эмоций, недостаточный самоконтроль, нерасчетливость, преимущественно негативное или неустойчивое основное настроение. Строго цикличное, правильное говорение указывает на жесткость, любовь к порядку, педантичность, твердость, холодность чувств.

Взаимосвязь между голосом и характером до сих пор однозначно не установлена, однако можно с высокой степенью вероятности говорить о правильности изложенных положений. Конечно же, в каждом конкретном случае не нужно терять необходимую критичность и самостоятельность суждений при оценке всей совокупности невербальных и вербальных источников информации о собеседнике.

Неуверенность рано или поздно становится заметна окружающим. Это заставляет нас чувствовать себя настолько беззащитными, что в итоге мы действительно раскрываем свои слабости и становимся уязвимыми. Как красный носок, случайно оказавшийся в машинке с белоснежным бельем, нерешительность оставляет знаки в нашей речи и текстах, портя образ безупречно уравновешенного человека, который мы стараемся транслировать окружающим.

Но если вы знаете, за какими лингвистическими маркерами стоит следить, вы можете распознать неуверенность в речи (и, возможно, исправиться до того, как кто-нибудь заметит). Ниже перечислены полезные рекомендации.

В первую очередь, остерегайтесь сверхкомпенсации. Ничто так не выдает комплекс неполноценности, как самореклама. Исследователи из Гарварда и университета Пенсильвании сообщают, что люди, находящиеся на периферии какой-либо группы, более склонны использовать слова, подчеркивающие их принадлежность к этой группе. А вот ключевые фигуры не стремятся демонстрировать свою причастность.

В одном из исследований сравнивались сайты топовых университетов, предлагающих программы PhD, и топовых университетов, предоставляющих лишь возможность получить магистерскую степень. И те, и другие позволяют получить высшее образование - в отличие от колледжей. Но исследователи предположили, что вузы, специализирующиеся на магистратуре, будут не так уверены в своем статусе. Добровольцам нужно было проследить, как часто на каждом сайте используются только названия учебных заведений (например, «Гарвард») и как часто упоминается их статус (например, «Гарвардский университет»). Оказалось, что «магистерские» вузы действительно чаще называли себя университетами, чем вузы с программами для аспирантуры.

Похожим образом ученые исследовали сайты международных аэропортов: оказалось, что маленькие аэропорты гораздо чаще подчеркивают свой международный статус, чем аэропорты уровня Хитроу. И, наконец, исследователи провели эксперимент со студентами двух вузов Лиги плюща, попросив их описать свои учебные заведения. Студенты менее престижного Пенсильванского университета чаще подчеркивали элитность своего вуза, чем их ровесники из Гарварда.

У социологов есть термин, обозначающий то, как люди изменяют свою речь, чтобы звучать более солидно: лингвистическая неуверенность

Вы можете возразить, что к такому откровенному обозначению статуса можно прибегать и просто для того, чтобы избежать неясности и двусмысленности. Мы по умолчанию предполагаем, что в крупных аэропортах есть международные рейсы - возможно, аэропортам поменьше просто полезно напомнить клиентам о всех возможностях, потому что они не так очевидны? А если кто-то не помнит, что Пенсильванский университет входит в Лигу плюща, есть вполне прагматические причины вызвать у собеседника «правильную» ассоциацию.

И все-таки мне кажется, что интерпретация исследователей хотя бы частично верна. Я помню, как в детстве орала во всю глотку в поддержку своей команды пловцов. Почему? Я отвратительно плавала и хотела доказать свою принадлежность к «Дельфинам».

Несмотря на то, что неуверенные в себе люди настаивают на своей причастности к группе, они все же предпочитают говорить только за себя. Теперь мы знаем, что низкая самооценка выражается в местоимениях. До недавнего времени многие эксперты верили, что частое использование слова «я» свойственно властным и нарциссичным людям, жаждущим внимания. Но как написал Джеймс Пеннибэйкер, психолог из Техасского университета в Остине, это местоимение часто сигнализирует об униженности и подобострастии. Более уверенный в себе человек чаще обозначает свою территорию (и, возможно, решает, что вам стоит сделать, а не беспокоится о том, что нужно делать ему). «Человек с высоким статусом фокусируется на окружающем мире, а человек с низким статусом интересуется самим собой» - считает Пеннибэйкер.

Неуверенность выражается не только в том, что вы говорите, но и в том, как вы это делаете. Коллеги рассказывали мне, что понижали голос, чтобы выглядеть более авторитетными в трудные моменты, или использовали высокопарные слова. У социологов даже есть термин, обозначающий то, как люди изменяют свою речь, чтобы звучать более солидно: лингвистическая неуверенность . Она возникает, когда человек чувствует, что его язык сигнализирует о его неполноценности. Он пытается - сознательно или нет - «позаимствовать престиж» другой социальной группы, выбирая нетипичную манеру разговора. Лингвист Уильям Лабов впервые исследовал это явление в 1960-х. Он обнаружил, что в Нью-Йорке представители высшего класса произносят звук «r», а горожане из низов чаще опускают его на конце слов или перед гласными. Ученый попросил работников из престижного торгового центра Saks на Пятой авеню и дисконт-магазина S. Klein произнести словосочетание «forth floor». Оказалось, что сотрудники Saks гораздо чаще пытаются имитировать «элитное» произношение.

У лингвистической неуверенности есть и более экстремальная форма - гиперкоррекция: когда реальное или воображаемое грамматическое правило используется в неправильном контексте. В таких случаях попытка говорить «правильно» парадоксально приводит к неверному результату.

Также существуют речевые особенности, которые мы ошибочно принимаем за признаки неуверенности, хотя они таковыми не являются. Например, надтреснутый голос, манера произносить утвердительное предложение с вопросительной интонацией - скорее свидетельство энергичности и склонности к новаторству, а привычка часто говорить «эээ» или «вы знаете» - признак открытости и честности рассказчика.