Михаил лунин где похоронен. Декабрист михаил лунин

С. Лунин - участник войны с Наполеоном, член тайных обществ, декабрист.

Начало службы

М. С. Лунин - коренной петербуржец - родился 29.12.1787 в дворянской семье. Получил прекрасное домашнее образование, после чего решил связать свою судьбу с военной службой в лейб-гвардии егерском полку (1803), но уже вскоре (1805) перевелся в кавалергарды.

Участие в войнах

В период наполеоновских войн Лунин участвовал в сражениях с французскими войсками в составе русско-австрийской армии, в частности, в знаменитом Аустерлицком сражении (1805), где армия Наполеона разбила русско-австрийские войска под командованием . Затем последовал Прусский поход (1807) и . на территории России, которая положила конец наполеоновскому нашествию.

В Бородинском сражении Михаил Лунин за отвагу и героизм получил золотую шпагу с гравировкой «За храбрость». После участия в нескольких заграничных походах (1813 - 1814) Лунин ушел в отставку.

Тайные общества

Как известно, героизм русского народа в освободительной войне против Наполеона пробудил национальное самосознание, а в дворянской среде офицеров после этой войны зародилась идеология декабристов. Этому предшествовали различные тайные организации, в которых формировалась эта идеология. В 1816 г. М. Лунин стал одним из учредителей и активных участников первой тайной организации «Союз спасения». Будущие декабристы ставили целью свержение крепостного права и в результате военного переворота - установление конституционной монархии.

Лунин, как и все декабристы, мечтал о справедливом устройстве для любимой России. Он уехал в Париж (1816), где общался с известным мыслителем, социалистом-утопистом Сен-Симоном, чьи идеи оказались близкими Лунину. Смерть отца вынудила Лунина вернуться в Россию (1817). Там на базе распавшегося «Союза спасения» в Москве возникла новая политическая тайная организация - «Союз благоденствия», где Лунин снова стал учредителем и активистом. Будучи сторонником республики, он первым выступил с планом цареубийства.

После распада «Союза благоденствия» Лунин стал одним из инициаторов и руководителей новой тайной политической организации - «Северное общество», которое вместе с «Южным обществом» готовило восстание.

Декабрьское восстание

В 1824 - 25 гг. Михаил Лунин, вернувшись к военной службе, находился в Варшаве, в Гроднинском гусарском полку, где командовал эскадроном. После его как активного члена тайных политических организаций в Варшаве взяли под строгий надзор, а вскоре и арестовали. В апреле 1826 г. он был доставлен в Петербург и осужден на вечную каторгу, впоследствии замененную на 10-летний срок.

Сначала - Свеаборгская крепость (1826 - 27 гг.), затем - Выборгский замок (1827 - 28 гг.), после чего был отправлен на каторжные работы в Читу (1828 - 30 гг.) и на Петровский завод (1830 - 36 гг.). потом каторга сменилась поселением в с. Урик под Иркутском. Лунин никогда не отрекался от своих идей. В его письмах звучала резкая критика русских порядков. В результате обыска была найдена его рукопись «Взгляд на тайное общество в России (1816 - 1826)». Это произошло в 1841 г. Лунина вновь арестовали (27.03.1841). До суда он находился в Акатуйской тюрьме, а потом был отправлен на Акатуйский рудник (территория нынешней Читинской области). Умер Михаил Лунин на каторжных работах в Акатуйском руднике 15.12.1845.

Некоторым словно на роду написано быть героями. Они совершают необычные поступки, их слова превращаются в анекдоты и афоризмы, их деяния вызывают недоумение современников и восхищение потомков. Даже изгнание и официальное забвение не в силах погасить память о них, она воскресает и обрастает легендами и мифами.


Тамбовский католик

Когда государственный преступник Михаил Лунин умирал в каторжной тюрьме Акатуй, его имя уже было достаточно хорошо известно в Сибири, Санкт-Петербурге и Варшаве. По повелению Николая I память о Лунине и еще 120 его друзьях и соратниках, названных впоследствии "декабристами", не должна была сохраниться на страницах истории российского государства. Но жизнь показала, что история не только императорами пишется, и после революции 1917 года у Лунина явно появился шанс встать в шеренгу русских революционеров где-нибудь между Радищевым и Петрашевским. Однако советская власть не сумела приспособить биографию Михаила Лунина для своих идеологических нужд. Непреодолимым препятствием тут стало его далеко не материалистическое мировоззрение. Михаил Лунин был католиком и, более того, именно в католицизме находил основу для своего свободомыслия.

Он родился 29 декабря 1787 года в Петербурге, его отец - действительный статский советник Сергей Михайлович Лунин, богатый тамбовский помещик, мать - Феодосия Никитична Муравьева, умершая, когда ее сыну Мише было всего пять лет. Похоронив жену, Сергей Михайлович Лунин затосковал. В тамбовской глуши он не знал, куда себя деть от скуки. Он решил сменить обстановку и укатил в Петербург вместе с детьми: Мишей, Никитой и Катей. В Петербурге к мальчикам пригласили лучших учителей, экономить на воспитании своих детей отставной бригадир не собирался. Возможно, именно в этот момент вместе с другими иностранными учителями в доме Луниных появился аббат Вовилье, воспитавший Мишеля в духе католичества.

Позднее Лунин напишет: "Мой брат и я были воспитаны в римско-католической вере. У него была мысль уйти в монастырь, и это желание чудесно исполнилось, так как он был унесен с поля битвы, истекающий кровью, прямо в монастырь миноритов, где он умер…" Поле битвы, о котором упоминает Лунин, - это поле под Аустерлицем, известное как место сокрушительного поражения русской армии.

После неудачных походов 1805-1807 гг. Михаил Лунин , штабс-ротмистр Кавалергардского полка поселяется в Петербурге на Черной речке. В доме кроме хозяина, слуг и гостей проживают еще девять собак и два медведя, которые наводят панику на окрестных жителей. Сохранилось немало воспоминаний и слухов о проделках штабс-ротмистра. Современник вспоминал: "Лунин беспрерывно школьничал. Редкий день проходил без его проказ". То Лунин за одну ночь на пари меняет местами вывески на Невском проспекте, то - опять на пари - скачет по столице в чем мать родила, то, отправившись на двух лодочках к Каменноостровскому дворцу, расшалившиеся кавалергарды поют серенаду императрице Елизавете Алексеевне, супруге Александра I.

Но Лунин не только лихой офицер, прославившийся кутежами, серенадами и дерзкими выходками, мемуаристы неоднократно отмечают благородство и глубину его чувств, милосердие и сострадание к ближнему. "Как-то в Петергофе прилично одетый человек обратился к нему за милостыней: Лунин, не задумываясь, отдал ему свой бумажник, сказав своему спутнику, что человек, с виду порядочный, вынужденный просить милостыню, должен был, несомненно, пережить тяжкое горе. Может, это был и мошенник, - добавляет мемуарист, - но не всякому дано поддаваться такому обману".

Лунин известен как бретер, готовый вызвать на дуэль любого по самому мелкому поводу, но, оказавшись у барьера, он всегда стреляет в воздух. Его противники далеко не столь благородны, и к военным ранам присоединяются шрамы от нескольких тяжелых ранений.

Кампанию 1812-1814 гг. Михаил Лунин закончил кавалером трех орденов и золотой шпаги "За храбрость". Однако военная карьера, видимо, в этот момент уже не прельщала его. Его волновала иная стезя - карьера свободы.

В принципе он был не одинок. Среди молодых русских офицеров, прошедших войну с Наполеоном, было немало мыслящих молодых людей. Они мечтали о том, что русский народ, освободивший Европу от ига Бонапарта, будет когда-нибудь так же свободен, как немцы, французы или англичане. Эти либеральные мечтания укреплял в то время сам император Александр I, известный своими весьма свободолюбивыми взглядами. Справедливо решив, что сами по себе благие пожелания не исполнятся, они решили объединиться в тайное общество, чтобы своими действиями всячески приближать тот день, когда обещанные Александром реформы станут былью. Михаил Лунин был самым старшим из заговорщиков - ему было 29 лет. Его юные кузены Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы, их друзья Иван Якушкин и Сергей Трубецкой , еще несколько человек - вот и весь состав первого "декабристского" тайного общества "Союз спасения".

"В беседах наших, - напишет позже Якушкин, - обыкновенно разговор был о положении в России. Тут разбирались главные язвы нашего отечества: закоснелость народа, крепостное состояние, жестокое обращение с солдатами, которых служба в течение 25 лет была каторга, повсеместное лихоимство, грабительство и, наконец, явное неуважение к человеку вообще".

У этого "общества" не было ни устава, ни программы, оно больше напоминало политический клуб, в котором велись разговоры на самые разнообразные - иногда весьма опасные темы. Например, что лучше для России - республика или конституционная монархия? И если все-таки республика, то что же тогда делать с монархом? Ведь низвергнутый император может оказаться опаснее царствующего… Михаил Лунин предложил свой план. Справедливо полагая, что убийство царя может не понравиться народу, он предложил составить из членов общества "обреченный отряд", "партию в масках".

Эти люди должны убить царя, после чего общество отречется от них, предаст казни, как цареубийц… и установит в России республиканское правление. Но этот план показался юным заговорщикам слишком изощренным: им хотелось походить на тираноубийцу Брута, а не прятать свои лица под масками. План Лунина (как и другие планы цареубийства) был отвергнут. В конце концов никто из них всерьез не собирался убивать императора Александра, который и сам вроде бы был не прочь продвинуть Россию по пути "законно-свободных учреждений". Выступая в 1818 году на открытии Сейма в Польше (это был первый парламент на территории Российской империи), Александр пообещал в ближайшем времени даровать русскому народу "законно-свободные учреждения" - конституцию и парламент. Слова Николая породили бурю в умах молодых ветеранов, недавно вернувшихся с войны и рвавшихся делать историю.

Вероятно, сам Лунин не видел в этих спорах и тайных обществах ничего серьезного. Если было бы иначе, вряд ли он покинул бы Россию практически сразу после первых собраний "Союза спасения". В сентябре 1816 года Лунин подает в отставку и уезжает в Париж. Там он живет на весьма ограниченные средства, так как отец, не одобряя поведения сына, отказал ему в деньгах. Лунин снимает мансарду в Латинском квартале и пишет французский роман из русской истории "Лжедмитрий". Рукопись этого произведения, к сожалению, утрачена, однако те, кто ее читал, сравнивали слог Лунина с Шатобрианом, а это был очень лестный комплимент. Кроме литературы Лунина, судя по всему, страстно привлекала музыка. Еще в Петербурге он часами играл на рояле, в Париже он пользуется всяким удобным случаем, чтобы сходить в оперу, но, судя по некоторым воспоминаниям, более всего его трогают звуки органа… Он и сам прекрасно на нем играет, даже импровизирует.

Но парижские скитания Лунина достаточно быстро закончились: отец умер, и ему, как старшему сыну, пришлось возвращаться домой, чтобы взять на себя все заботы о солидном имении - тысяча с лишним душ.

Иногда несведущие люди бросают камень в огород декабристов: мол, если были они такие добрые, так хотели дать народу свободу, почему не освободили собственных крепостных? К сожалению, история свидетельствует о том, что Российская империя начала XIX века была таким же бюрократическим государством, как и Российская Федерация в начале XXI. Освобождение крепостных было связано с написанием большого числа прошений, получением всевозможных справок, подачей их во всевозможные учреждения и сованием взяток в жадные чиновничьи руки. Лунин избегал всяческих контактов с государством даже тогда, когда стал государственным преступником. Свободный тамбовский помещик Лунин решает улучшить жизнь своих крепостных сам. Он строит в имении школу, больницу, прощает крестьянам недоимки - словом, пытается быть просвещенным, а не диким помещиком. Крестьяне не забыли добрых дел своего барина. Когда в 1826 году до имения дошла весть об аресте Лунина, крестьяне взбунтовались.

Но Лунину мало добрых дел в своем имении, у него слишком много энергии, чтобы похоронить себя в деревне. К тому же круг его единомышленников явно расширился. Тайное общество, основанное его родственниками и друзьями, живо и продолжает действовать. Теперь оно называется "Союз благоденствия" и насчитывает более 200 человек.

План "Союза благоденствия" прост и замечателен: царь совсем недавно произнес в Варшаве, что ждет, когда Россия будет готова к принятию "законно-свободных учреждений". Пока "царь-отец рассказывает сказки", надо воспользоваться его же лозунгом и самим по-своему подготовить Россию.

Две сотни организованных, влиятельных молодых офицеров и чиновников - это немало. У каждого - сотни знакомых, чьи связи и средства могут быть использованы, а царь, даже если узнает, окажется в двусмысленном положении: не запирать же в тюрьму честных людей за желание "помочь" его собственным планам.

Но "дней Александровых прекрасное начало" осталось позади, царь приблизил к себе Аракчеева, тайные общества и масонские ложи запрещены, либеральные министры отправлены в отставку. Как это часто случалось в нашей непредсказуемой истории, оттепель сменилась заморозками. "Союз благоденствия" был распущен. Несогласные с этим члены общества образуют два, гораздо более радикальных союза: Южное и Северное тайные общества. Руководители Южного общества - друзья и родственники Лунина, его кузен Никита Муравьев - член коренной думы Северного общества. Да и сам Лунин "действует сообразно духу общества": возвращается на военную службу и поступает Гродненский гусарский полк. Но, несмотря на то что от Варшавы до Киева не так уж далеко, все свидетельствует о том, что Лунин прекращает все отношения с заговорщиками. Он не отрекся от своих свободолюбивых идей - просто ему необходима свобода от всего. Даже от заговора во имя свободы.

Любовь земная и небесная

В Польше он встретил и полюбил прекрасную Наталью Потоцкую, родственницу последнего польского короля. Ее роман с русским офицером мог начаться во время его службы в Варшаве, то есть в 1824-1825 годах. Потоцкой было семнадцать лет, Лунину тридцать семь... Девушка из королевского рода, конечно, была не ровня тамбовскому дворянину. Через несколько лет после встречи с Луниным ее выдают за князя Сангушко, одного из первых польских магнатов. Красота ее, по воспоминаниям современников, была необыкновенна и сохранилась в восторженных стихах французской поэтессы Дельфины Гэ: "Она явилась мне посреди праздника как идеал, которого ищет поэт..." Наталья Потоцкая-Сангушко прожила на свете всего 23 года и умерла в 1830-м, оставив единственную дочь.

Несмотря на то что Лунин имел славу ловеласа, его роман с юной Потоцкой скорее всего остался платоническим и необычайно возвышенным. Позднее в Сибири Лунин писал, вспоминая Польшу и свою любовь: "Католическая религия воплощается, так сказать, видимо, в женщинах. Она дополняет прелесть их природы, возмещает их недостатки, украшает безобразных и красивых, как роса украшает все цветы. Католичку можно с первого взгляда узнать среди тысячи женщин по осанке, по разговору, по взгляду. Есть нечто сладостное, спокойное и светлое во всей ее личности, что свидетельствует о присутствии истины. Последуйте за ней в готический храм, где она будет молиться; коленопреклоненная перед алтарем, погруженная в полумрак, поглощенная потоком гармонии, она являет собою тех посланцев неба, которые спускались на землю, чтобы открыть человеку его высокое призвание. Лишь среди католичек Рафаэль мог найти тип мадонны...

Католические страны имеют живописный вид и поэтический оттенок, которых тщетно искать в странах, где владычествует Реформация. Эта разница дает знать о себе рядом смутных впечатлений, не поддающихся определению, но в конце концов покоряющих сердце. То видимый путнику на горизонте полуразрушенный монастырь, чей дальний колокол возвещает ему гостеприимный кров, то воздвигнутый на холме крест или богоматерь среди леса указуют ему путь.

Лишь около этих памятников истинной веры слышится романс, каватина или тирольская песня. Для бедной Польши воскресенье - семейный праздник, для богатой Англии - это день печали и принужденности. Эта противоположность особенно сильно чувствуется в дни торжественных праздников. Католики окружают свою Мать-Церковь в простоте сердца, с самозабвением и полным упованием исполняют предписанные ею обряды, счастливы ее радостью; сектанты (так Лунин называет протестантов. - Ю.Г.) суровы и необузданны, ищут причины, чему надо радоваться, или погружаются в излишества, чтобы избежать терзающего их сомнения".

В Польше Лунин становится ревностным католиком. Однако лунинский католицизм отнюдь не только "эстетическая потребность". Принцип "свободы воли", особенно хорошо разработанный в католическом богословии, деятельная сторона католицизма - вот что должно было привлечь Лунина. Он мечтает о переустройстве мира и России, но Православная Церковь считает грехом любое выступление против императорской власти. Католики же, почитая непогрешимым Папу Римского, взамен получают свободу мыслить самостоятельно, а если их государь тиран, то могут его и свергнуть. Лунин уверен, что распространение католицизма могло бы ускорить путь к русской свободе. Он считает, что необходимо "содействовать духовному возрождению, которое должно предшествовать всякому изменению в политическом порядке, чтобы сделать последний устойчивым и полезным".

Подобные мысли, конечно, сформировались у Лунина в Польше, где он видел большую, чем в России, степень свободы и связывал это обстоятельство с гражданственностью и культурой, "настоянными" на католицизме.

"Он хотел стать мученником..."

Он остался верен своему выбору и подтвердил его, когда настали трудные времена. После восстания на Сенатской площади и мятежа Черниговского полка многие родственники и друзья Лунина оказались в казематах Петропавловской крепости. Некоторые из них сразу же назвали его имя, вспомнили и о давнем разговоре насчет "партии в масках". Именно этот разговор, да еще литографический станок, купленный Луниным и оставленный за ненадобностью у Трубецкого, и дали основание приговорить его к 15 годам каторжных работ и вечному поселению в Сибири. Он написал своему кузену Никите Муравьеву, тоже сосланному в Сибирь: "…Все, что было до Сибири, - детская игра и бирюльки; наше истинное назначение - Сибирь; здесь мы должны показать, чего стоим".

В крепости Лунин часто беседовал со своими товарищами о религии. По воспоминаниям современника, "беседы Анненкова и Лунина большей частью витали в области нравственно-религиозной философии, с социальным оттенком. Анненков был друг человечества с прекрасными качествами сердца, но, увы, он был материалист, неверующий, не имеющий твердой почвы под собою. Лунин, напротив, был пламенный христианин. Оба они говорили превосходно.

Первый выражался с большой простотой и прямо приступал к своей идее; Лунин же впадал в напыщенность, в широковещательность и нередко позволял себе тон наставника, что, впрочем, оправдывалось и разностью их возрастов. Лунин старался обратить своего молодого друга на путь истинный. Не раз слышалось: "Но, милый мой, вы слишком упрямы; верьте мне, что вам достаточно четверти часа несколько сосредоточенного внимания, чтобы вполне убедиться в истине нашей веры".

Многие вспоминают, что в тюрьме Лунин держался особняком. Он был намного старше большинства декабристов (некоторым он даже казался стариком). И он знал что-то такое, чего не ведали эти молодые люди, угодившие в Сибирь более за слова и намерения, чем за реальные действия.

"Я не участвовал в мятежах, свойственных толпе, ни в заговорах, приличных рабам. Мое единственное оружие - мысль, то согласная, то в разладе с правительственным ходом, смотря по тому, как находит она созвучия, ей отвечающие. В последнем случае не из чего пугаться. Оппозиция свойственна всякому политическому устройству..." - писал Лунин. Бывший гусар и кавалергард, а ныне государственный преступник, как всегда, не бросал слов на ветер. Он продолжал оставаться свободным человеком. Как только он вышел из тюрьмы и отправился на поселение, откуда можно было писать личные письма в Россию, он берется за перо. В письмах сестре он открыто высказывает свои взгляды: "Любезная сестра. Мое прозвище изменилось во время тюремного заключения и в ссылке и при каждой перемене становилось длиннее. Теперь меня прозывают в официальных бумагах: государственный преступник, находящийся на поселении. Целая фраза при моем имени. В Англии сказали бы: "Лунин - член оппозиции..."

"Тело мое испытывает в Сибири холод и лишения, но мой дух, свободный от жалких уз, странствует по равнинам Вифлеемским, бдит вместе с пастухами и вместе с волхвами вопрошает звезды. Всюду я нахожу истину и всюду счастье".

Прочитав о смерти председателя Государственного совета Новосильцева, прежнего управителя Польши, он пишет сестре: "Какая противоположность в наших судьбах! Для одного - эшафот и история, для другого - председательское кресло в Совете и адрес-календарь. Упоминая о нем в этом письме, я открываю для его имени единственную возможность перейти в потомство". "Через несколько лет те мысли, за которые меня приговорили к смерти, будут необходимым условием гражданской жизни".

Письма попадают на стол начальника III канцелярии Бенкендорфа. Их читает сам Николай I. Лунину запрещают писать письма. Он спокойно подписывает казенную бумагу, обещая год "никаких писем не писать". Через год он отправляет сестре толстую тетрадь, сопроводив ее следующим посланием: "Дражайшая. Ты получишь две приложенные при сем тетради. Первая содержит письма первой серии, которые были задержаны, и несколько писем второй, которых, очевидно, ждет та же участь. Ты позаботишься пустить эти письма в обращение и размножить их в копиях. Их цель нарушить всеобщую апатию.

Вторая тетрадь содержит "Краткий обзор Тайного общества". Эта рукопись, составленная мною с целью представить вопрос в его настоящем свете, должна быть напечатана за границей... Я надеюсь, что ты исполнишь мое желание, не поддаваясь влиянию детского страха, которому у нас подвержены мужчины более, чем женщины, и который делает тех и других подобными стаду баранов".

Этого власть выдержать не смогла. Лунин был вторично арестован и помещен в Акатуй - самую страшную каторжную тюрьму Сибири.

"Он хотел быть мучеником и получил то, чего хотел", - с легким раздражением заметил о Лунине Иван Пущин . Доброго Ивана Ивановича беспокоила судьба друзей и родственников Лунина, которых могут начать "таскать" из-за этого дела. Но Лунин в отличие от многих его друзей и соратников никого не выдавал. Даже на следствии в Петропавловской крепости он отказывался называть имена заговорщиков, говоря, что это против правил чести.

"Архитектор Акатуевского замка, без сомнения, унаследовал воображение Данта, - писал Лунин друзьям. - Мои предыдущие тюрьмы были будуарами по сравнению с тем казематом, который я занимаю. Меня стерегут, не спуская с меня глаз. Часовые у дверей, у окон, везде. Моими сотоварищами по заточению являются полсотни душегубов, убийц, разбойничьих атаманов и фальшивомонетчиков. Однако мы великолепно сошлись. Эти добрые люди полюбили меня. Я являюсь хранителем их маленьких сокровищ, приобретенных бог знает как, и поверенным их маленьких тайн".

В 1845 году 58-летний Лунин умер в тюрьме. Некоторые историки считают, что он был убит по приказу свыше, потому что иначе невозможно было заставить его замолчать, другие утверждают, что он умер от инсульта или от угара.

Одно из последних писем, которое дошло из-за акатуевских стен: "Деньги, вырученные от продажи дома, употребите в пользу Василича и его семьи тем способом, какой Вы найдете удобнейшим. Пришлите мне оставшиеся книги и образ Богородицы через посредство властей, требуя, чтобы издержки по пересылке были удержаны из принадлежащих мне денег... Здоровье мое поразительно. И если только не вздумают меня повесить или расстрелять, я способен прожить сто лет. Но мне нужны специи и лекарства для бедных моих товарищей по заключению. Пришлите средства от лихорадки, от простуды и от ран, причиняемых кнутом и шпицрутенами…"

Он сумел остаться свободным человеком даже в каторжной тюрьме, потому что считал, что по-настоящему свободным может быть только человек, помогающий другим и уповающий на Бога. Этим убеждениям он остался верен до конца.

Михаил Сергеевич Лунин

Автолитография П.Ф. Соколова.
1822 год. С.-Петербург.

Михаил Лунин (1788-1845) - участник войны в чине штаб-ротмистра; декабрист: состоял в "Северном обществе", масон; на 14 декабря 1825 года имел чин подполковника. По приговору суда лишен чинов и дворянства, отбывал наказание в крепости - 20 лет каторги; с декабря 1835 г. на поселении. Затем вновь арестован и отправлен в Акатуй, где и умер.

Портрет М.С. Лунина прислал
Владимир Леонидович Чернышев, доцент НТУ «ХПИ», г. Харьков.

Лунин Михаил Сергеевич (1787, Петербург - 1845, Акатуйский рудник, Нерчинский горный округ Иркутской губ.) - декабрист. Происходил из дворян. Получил домашнее образование. Поступил на военную службу в 1803 в лейб-гвардии Егерский полк, в 1805 перешел в кавалергарды и сражался при Аустерлице против Наполеона . В 1812 участвовал во всех главных сражениях Отечественной войны, получив три ордена и золотую Шпагу "За храбрость". Во время заграничного похода русской армии в 1813-1814 Лунин дошел до Парижа. В 1815 вышел в отставку и был членом первого общества декабристов - "Союза спасения", где, обсуждая будущее общественное устройство России, выдвинул первым среди декабристов проект цареубийства. В 1816-1817 жил в Париже, где познакомился с Анри де Сем-Симоном . В 1817, после смерти отца, Лунин вернулся в Россию и получил богатое наследство. В 1818-1821 участвовал в декабристском "Союзе благоденствия" как член-учредитель и член Коренной думы. Он приобрел литографический станок для нужд тайного общества и был одним из основателей Сев. общества. Лунин был решителен и бесстрашен, пользовался большим влиянием и требовал активных действий. "Непостоянный и безуспешный ход занятий общества" привел Лунина к мысли отойти от революционных дел. В 1822 Лунин вернулся на службу. В 1824-1825 Лунин служил в Варшаве командиром эскадрона Гродненского гусарского полка и одновременно адъютантом наместника Польши великого князя Константина Павловича. Несмотря на покровительство великого князя, Лунин в 1826 был арестован и привезен в Петербург. Во время следствия и суда держался независимо с чувством собственного достоинства, был осужден по второму разряду на 15 лет каторжных работ. В 1826-1827 Лунин сидел в сырой камере Свеаборгской крепости. В 1828 был отправлен на каторжные работы в Петровский Завод. После каторги, сокращенной до 10 лет, отправлен на поселение в с. Урик, ок. Иркутска. С 1836 Лунин стал писать сестре Е.С. Уваровой письма, предназначенные для распространения и носящие характер блестящих публицистических статей на актуальные политические темы (см. Лунин М.С. Письма из Сибири . М., 1987), за что был лишен права переписки на год. Через год в 1839 письма возобновились. В 1841 по приказу Николая I Лунин был арестован и отправлен в Акатуевскую тюрьму - местность с убийственным климатом, где содержались уголовники-рецидивисты. Здесь Лунин скоропостижно скончался при загадочных обстоятельствах.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

Лунин Михаил Сергеевич (29.12.1787 - 3.12.1845). Подполковник л.-гв. Гродненского гусарского полка.

Родился в Петербурге, раннее детство провел в Тамбовской губернии. Православного вероисповедания, впоследствии перешел в католичество. Отец - действительный статский советник Сергей Михайлович Лунин (ум. в феврале 1817), мать - Феодосия Никитична Муравьева (ум. 1792). Воспитывался дома, учителя - англичанин Форстер, французы Бюте, Картье, аббат Вовилье (воспитывавший его в духе католичества), швейцарец Малерб, швед Кирулф. За Луниным в с. Сергиевском (Инжавино тож) и Никитском Кирсановского уездов Тамбовской губернии, с. Аннино Вольского уезда Саратовской губернии всего 929 душ.
В службу вступил юнкером в л.-гв. Егерского полка - сентябрь 1803, портупей-юнкер - январь 1805, переведен в л.-гв. Кавалергардский полк, эстандарт-юнкером - 1805, корнет - 8.10.1805, участник войны 1805-1807 (Аустерлиц, Гельзборг - награжден орденом Анны 4 ст., Фридланд), поручик - 26.12.1807, штабс-ротмистр - 28.9.1810, участник Отечественной войны 1812 (Смоленск, Бородино, Тарутино, Малоярославец, Красное), ротмистр - 14.1.1813, участник заграничных походов (Люцен, Бауцен, Дрезден, Кульм, Лейпциг, Фер-Шампенуаз, Париж), вернулся с полком в Петербург - 18.10.1814, уволен в отставку 6.10.1815 в результате представления рапорта об отпуске. Уехал в Париж 10.9.1816, вернулся в первой половине 1817, вступил снова в службу ротмистром Польского уланского полка (местечко Ружены, г. Слуцк) - 20.1.1822, переведен в Варшаву в л.-гв. Гродненский гусарский полк с назначением состоять при вел. кн. Константине Павловиче - 26.3.1824, назначен командиром 4 эскадрона - 5.5.1824. Масон, член ложи «Трех добродетелей».

Член Союза спасения (1816), Союза благоденствия (член Коренного совета, участник «Московского заговора» 1817 и петербургских совещаний 1820) и Северного общества.

Первоначальные показания в ответ на вопросные пункты Следственного комитета дал в Варшаве 24.3.1826, арестован 9.4.1826 в Варшаве, доставлен в Петербург на главную гауптвахту - 15.4, переведен в Петропавловскую крепость в особый арестантский покой - 16.4, в мае показан в № 8 Кронверкской куртины.

Осужден по II разряду (В биографическом справочнике ошибочно по I - С.А. ) и по конфирмации 10.7.1826 приговорен в каторжную работу на 20 лет, срок сокращен до 15 лет - 22.8.1826. Отправлен в Свеаборг - 21.10.1826 (приметы: рост 2 аршина 8 5/8 вершков, «лицо белое, продолговатое, глаза карие, нос средний, волосы на голове и бровях темнорусые»), прибыл туда - 25.10.1826, переведен в Выборгскую крепость - 4.10.1827, отправлен в Сибирь - 24.4.1828, прибыл в Иркутск - 18.6.1828, доставлен в Читинский острог - конец июня 1828, прибыл в Петровский завод в сентябре 1830, срок каторги сокращен до 10 лет - 8.11.1832. По указу 14.12.1835 обращен на поселение в с. Урик Иркутского округа (прибыл в Иркутск 16.6.1836), поселился в выстроенном себе доме - ноябрь 1836. За «Письма из Сибири», пересылавшиеся Луниным сестре, запрещена переписка на год - 5.8.1838, разрешено возобновить переписку - 28.10.1839. В результате доноса иркутского чиновника Успенского, доставившего генерал-губернатору Восточной Сибири В.Я. Руперту сочинение Лунина «Взгляд на русское тайное общество с 1816 по 1826 год», высочайше повелено 24.2.1841 сделать обыск в доме Лунина, бумаги представить в III отделение, Лунина отправить в Нерчинск, подвергнув строгому заключению. Арестован в ночь на 27.3.1841, дал письменные показания в Иркутске - 27.3.1841, отправлен в Акатуевский тюремный замок при Нерчинских горных заводах - 9.4.1841, прибыл в Акатуй - 12.4. На докладе Бенкендорфа царю 23.2.1842 об итогах расследования дела о распространении сочинений Лунина резолюция: «оставить в строгом заключении». Умер (скоропостижно - С.А. ) в Акатуе в ночь на 3.12.1845.

Брат - Никита (1789 - 1805); сестра - Екатерина, в замужестве Уварова (8.3.1791 - 22.12.1868); племянники - Сергей Федорович Уваров (5.10.1820 - 1896), историк; Александр Федорович Уваров (11.1.1816 - 30.3.1869), полковник гусарского вел. кн. Константина Николаевича полка. Муж сестры знаменит тем, что вопреки духовному завещанию Лунина пытался отсудить в свою пользу Лунинский майорат. Умер сравнительно молодым, ходили слухи, что не умер, а просто ушел и старец Федор Кузьмич - это раскаявшийся Уваров.

ВД, III, 111-130; ГАРФ, ф. 109, 1 эксп., 1826 г., д. 61, ч. 61.

Использованы материалы с сайта Анны Самаль "Виртуальная энциклопедия декабристов" - http://decemb.hobby.ru/

Необузданные протесты Лунина

Лунин был гвардейским офицером и стоял летом с своим полком около Петергофа; лето было жаркое, и офицеры и солдаты в свободное время с великим наслаждением освежались купаньем в заливе; начальствовавший генерал-немец неожиданно приказом запретил, под строгим наказанием, купаться впредь на том основании, что купанья эти происходят вблизи проезжей дороги и тем оскорбляют приличие; тогда Лунин, зная, когда генерал будет проезжать по дороге, за несколько минут перед этим залез в воду в полной формe, в кивере, мундире и ботфортах, так что генерал еще издали мог увидать странное зрелище барахтающегося в воде офицера, а когда поравнялся, Лунин быстро вскочил на ноги, тут же в воде вытянулся и почтительно отдал ему честь. Озадаченный генерал подозвал офицера к себе, узнал в нем Лунина, любимца великих князей и одного из блестящих гвардейцев, и с удивлением спросил: «Что вы это тут делаете?» - «Купаюсь,- ответил Лунин, - а чтобы не нарушить предписание вашего превосходительства, стараюсь делать это в самой приличной форме».

Значение ЛУНИН МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

ЛУНИН МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ

Лунин, Михаил Сергеевич - декабрист (1783 - 1845). Получил отличное воспитание. В войну 1812 - 1814 годов проявил необычайную удаль и смелость. Близкий к императору Александру I , любившему его за необычайную правдивость, Лунин навлек на себя его немилость за выходку против правительства Людовика XVIII по поводу казни Нея. Не получая производства в подполковники и стесняя своим присутствием старших и младших, оставил службу и уехал самовольно в Париж, где жил впроголодь, вращаясь в революционных кружках и консервативных салонах. Он обратил на себя внимание Сен-Симона. По возвращении в Варшаву он сблизился с цесаревичем Константином Павловичем, которому предсказывал Польское восстание. Когда начались аресты, великий князь Константин пробовал отстоять Лунина, бывшего одним из идейных вождей движения, и давал Лунину время скрыться за границу; Лунин счел бегство малодушием и был арестован. На следствии отвечал резко и был отнесен ко II разряду (20 лет каторги) за то, что "участвовал в умысле цареубийства согласием, в умысле бунта принятием в тайное общество членов и заведением литографии для издания сочинений общества". На каторге он чуждался большинства товарищей, вдаваясь все более в мистицизм (он в Париже стал католиком). На поселении (с 1836 г.) он устроил католическую молельню. За резкие письма о русских порядках и за блестящий разбор донесения следственной комиссии, напечатанный в Лондоне, Лунин был оторван от земли, которую он обрабатывал, и заточен в Акатуй, где и умер. Его настроение в последние годы выражено в следующих строках: "Моя жизнь проходит попеременно между видимыми существами, которые меня не понимают, и существом невидимым, которого я не понимаю. Египетский мрак скрывает его от моих глаз, но я угадываю его красоту". По его словам, в Англии он был бы "такой-то из оппозиции". Его "Разбор донесения следственной комиссии" и "Взгляд на тайное общество" напечатаны в "Полярной Звезде" Герцена (книга 6-я, Лейпциг, 1861); первое сочинение ошибочно приписано Никите Муравьеву. Часть писем Лунина - в "Полярной Звезде" (книга 5-я, 1859). - Ср. "Записки" Ипп. Оже ("Русский Архив", 1877, I - II); "Записки" барона Розена (СПб., 1907); Д. Завалишин "Декабрист Лунин" ("Исторический Вестник", 1880, I); Н.А. Мурзалов "К биографии декабриста Лунина" ("Русская старина", 1914, книга III), где приведено завещание Лунина об уничтожении крепостного права в его имении; В Строев "Лунин", (в "Русском Биографическом Словаре" Лабзина-Лященко, СПб., 1914).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЛУНИН МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЛУНИН МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Михаил Сергеевич , русский революционер, декабрист. Родился в дворянской семье, получил …
  • ЛУНИН, МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ
    ? декабрист. Служа в гвардии, в кавалергардском полку, Л., оскорбленный тем, что его обошли при производстве, самовольно бросил службу и …
  • ЛУНИН МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ
    (1787/88-1845) декабрист, подполковник. Участник Отечественной войны и заграничных походов. Один из учредителей "Союза спасения" и "Союза благоденствия", член Северного и …
  • ЛУНИН МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ
    декабрист. Служа в гвардии, в кавалергардском полку, Л., оскорбленный тем, что его обошли при производстве, самовольно бросил службу и уехал …
  • МИХАИЛ в Словаре значений Цыганских имен:
    , Михаэль, Мигель, Михель (заимств., муж.) - «кто как Бог» …
  • МИХАИЛ
    (кто, как Бог) АРХАНГЕЛ имя которого встречается три раза в кн. Даниила, однажды - в послании ап. Иуды и один …
  • МИХАИЛ в Библейской энциклопедии Никифора:
    Чис 13:14 - отец Сефура, одного из 12-ти соглядатаев земли Ханаанской. 1Пар 5:13 - один из кол. Гадова, живший в …
  • МИХАИЛ в Краткой биографической энциклопедии:
    Михаил - митрополит Киевский. Упоминается впервые в "Степенной книге" и Никоновской летописи. По словам надписи на его раке пришел в …
  • МИХАИЛ в Большом энциклопедическом словаре:
    (ум. 992) митрополит Киевский и всея Руси (989), чудотворец. Память в Православной церкви 15 (28) июня и 30 сентября (13 …
  • СЕРГЕЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Василий Иванович — историк права. Род. в г. Орле, получил домашнее образование и поступил прямо в Московский унив. на юридический …
  • МИХАИЛ СЛЕЗКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    южно-русский деятель книгопечатания, родом белорус, с 1633 г. поселился в Львове и стал заведовать ставропигиальной братской типографией, затем открыл собственную …
  • МИХАИЛ МОНАСТЫРЕВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Михаил (в мире Андрей Иванович Монастырев; 1815—1846) — воспитанник Орловской семинарии и Киевской акд., постригся в 1841 г. и получил …
  • МИХАИЛ ЛУЗИН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I Михаил (в мире Матвей Иванович Лузин; 1830—1887) — богослов. Учился в Нижегородской семинарии и Московской духовной акд., где и …
  • МИХАИЛ КОПЫСТЕНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    с 1591 г. епископ Перемышльский и Самборский, поборник православия, родом из знатной дворянской фамилии (герба Лелива). Когда уния была утверждена …
  • МИХАИЛ КОЗАЧИНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Михаил (в мире — Мануил Иванович Козачинский) — воспитанник Киевской акд. Много путешествовал по славянским землям и Германии, заводил училища …
  • МИХАИЛ ДЕСНИЦКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Михаил (в мире Матвей Десницкий) — сын пономаря, род. в 1762 г. Образование получил в Троицкой семинарии и в филологической …
  • МИХАИЛ ГРИБАНОВСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    епископ Прилукский (с 1894 г.); образование получил в С.-Петербургской духовной акд. (1884 г.). Оставленный при акд., М., после защиты диссертации …
  • МИХАИЛ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Михаил Ярославич - вел. князь тверской. Родился в 1271 г., стол занялоколо 1285 г.; в 1286 г. успешно преследовал литовцев, …
  • СЕРГЕЕВИЧ
    СЕРГЕ́ЕВИЧ Вас. Ив. (1832-1910), юрист, проф. Моск. (с 1871) и Петерб. (с 1872) ун-тов, глава гос. юрид. школы в России. …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ЯРОСЛАВИЧ (1271-1318), князь тверской с 1285, вел. князь владимирский в 1305-17. Боролся с вел. князем московским Юрием Даниловичем за …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ЯРОСЛАВИЧ Хоробрит (?-1248), князь московский с 1247, вел. князь владимирский (1248), брат Александра …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ШИШМАН (?-1330), болг. царь с 1323. В 1324 вступил в брак с внучкой визант. имп. Андроника II; заключил воен. …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ФЁДОРОВИЧ (1596-1645), царь с 1613, первый царь из династии Романовых. Сын Ф.Н. Романова (см. Филарет) и К.И. Шестовой …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ПСЕЛЛ (до пострижения в монахи - Константин) (1018 - ок. 1078 или ок. 1096), визант. полит. деятель, писатель, учёный, …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ПАВЛОВИЧ (1798-1849), вел. князь, мл. брат имп. Александра I и Николая I. С 1819 ген.-фельдцейхмейстер, с 1825 ген.-инспектор по …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ОБРЕНОВИЧ III (1823-68), серб. князь в 1839-42 и с 1860, из династии Обреновичей. Продолжал абсолютистскую политику своего отца Милоша …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ НИКОЛАЕВИЧ (1832-1909), вел. князь, четвёртый сын имп. Николая I, ген.- фельдм. (1878), поч. ч. Петерб. АН (1855). С 1852 …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ КИРУЛАРИЙ (ок. 1000-58), патриарх Константинопольский с 1043. Отстаивал независимость визант. церкви от императорской власти, от папства. Конфликт в 1054 …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ (1179-1246), князь черниговский. В 20-х гг. 13 в. неск. раз был князем в Новгороде. С 1238 вел. князь …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ БОРИСОВИЧ (1453 - ок. 1505), последний вел. князь тверской (1461-85). Участвовал в походах Ивана III на Новгород и в …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1878-1918), вел. князь, брат имп. Николая II, ген.-лейт. (1916). В 1898-1912 на воен. службе. В 1-ю мир. войну …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1333-99), вел. князь тверской с 1368. Вёл безуспешную борьбу с моск. кн. Дмитрием за вел. княжение владимирское, получал …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ VIII (1224-82), никейский император с 1259 (соправитель имп. Иоанна IV до 1261), с 1261, после отвоевания у Лат. империи …
  • ЛУНИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Л́УНИН Ник. Ив. (1853-1937), врач-педиатр. Впервые (1880) показал необходимость для организма особых в-в, названных позднее витаминами. С 1882 работал в …
  • ЛУНИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Л́УНИН Мих. Сер. (1787/88-1845), декабрист, один из учредителей "Союза спасения" и "Союза благоденствия", чл. Сев. и Юж. об-в, подполковник (1822). …
  • ЛУНИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Л́УНИН Валер. Вас. (р. 1940), физикохимик, акад. РАН (2000). Осн. иссл. в области гетерогенного катализа; разработал способ утилизации высокотоксичных азотсодержащих …
  • СЕРГЕЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    Василий Иванович? историк права. Род. в г. Орле, получил домашнее образование и поступил прямо в Московский унив. на юридический …
  • МИХАИЛ в Словаре Кольера:
    (евр. Михаэль, "Кто как Бог?"), архангел, упоминаемый и в Ветхом, и в Новом Завете. В Книге Даниила он упоминается несколько …
  • МИХАИЛ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • МИХАИЛ в словаре Синонимов русского языка.
  • МИХАИЛ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Михаил, (Михайлович, …
  • СЕРГЕЕВИЧ
    Василий Иванович (1832-1910) , российский юрист, профессор Московского (с 1871) и Санкт-Петербургского (с 1872) университетов, глава государственной юридической школы в …
  • МИХАИЛ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (ум. 992), митрополит Киевский и всея Руси (989), чудотворец. Память в Православной церкви 15 (28) июня и 30 сентября (13 …
  • ЛУНИН в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Валерий Васильевич (р. 1940), российский физикохимик, член-корреспондент РАН (1991). Основные исследования в области гетерогенного катализа; разработал способ утилизации высокотактичных азотсодержащих …
  • МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ ГОРБАЧЁВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-09-05 Time: 04:37:08 * Дайте я скажу то, что сказал. * Ей нужно поэтому такое так сказать. * Посчитать, …
  • АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-08 Time: 09:25:54 Навигация Тема = Александр Пушкин Википедия = Пушкин, Александр Сергеевич Викитека = Александр Сергеевич Пушкин Викисклад …
  • ХОРУЖИЙ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Хоружий Сергей Сергеевич (р. 1941) - доктор физико-математических наук, философ, исследователь духовной традиции исихазма. …
  • ТИХОНРАВОВ ЕВФИМИЙ СЕРГЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Тихонравов Евфимий Сергеевич (1881 - 1938), священник, священномученик. Память 22 января, …

ДЕКАБРИСТ МИХАИЛ ЛУНИН

Михаил Лунин-человек поистине замечательный.
Александр Пушкин
Лунин- один из тончайших умов и деликатнейших…
гордой, непреклонной, подавляющей отваги.
Александр Герцен
Заключенный в казематах, не переставал я размышлять
о выгодах родины… В ссылке я опять начал действия
наступательные.
Михаил Лунин

Вся жизнь Михаила Сергеевича Лунина (1787-1845) убеждает в глубокой проницательности Александра Сергеевича Пушкина, с юношеских лет почувствовавшего в Лунине человека необыкновенного. В сохранившихся стихах десятой главы (уничтоженной Пушкиным) «Евгения Онегина» есть строки: «Друг Марса, Вакха и Венеры, тут Лунин дерзко предлагал свои решительные меры…» Какими же своими качествами и «решительными мерами» Лунин заслужил у поэта такую высокую оценку «человека поистине замечательного»?
Михаил Лунин был человеком необыкновенной лихости и отваги, проявившихся во время войн как воинская доблесть и мужество. Движущей силой всей его жизни была жажда поступка, и именно поступки и сделали его уникальной личностью. Ощущение опасности доставляло ему наслаждение. Риск как форма жизни, причем риск глубоко осознанный и принятый им, делал невозможное возможным. Он рано и глубоко постиг ценность человеческой и направленность своей жизни: «Для меня открыта только одна карьера-карьера свободы… Я буду приносить пользу людям тем способом, каковой мне внушают разум и сердце. Гражданин вселенной- лучше этого титула нет на свете». О всегда кипевшей в нем энергии жизни он говорил: «Избыток сил задушит меня».
Получив прекрасное образование, он был настоящим интеллектуалом, крупным мыслителем, хорошо рисовал, писал стихи, музицировал и разбирался в музыке, владел французским, английским, польским, латинским и греческим языками. Его необыкновенная жизнь породила множество легенд о нем, но реальная его жизнь была гораздо богаче легенд. Он единственный из декабристов, который ни на шаг не отступил от своих нравственных принципов и шел до конца в своей духовной жизни и ее устремлениях. Его жизнь- пример стойкости в самых тяжелых испытаниях. В письме своей родной сестре Екатерине Уваровой он пишет: «Я сумею перенести невзгоду: и в счастии и в несчастии я всегда был одинаков». У него была славная, очень деятельная жизнь, а иной он не хотел.
В одном из своих писем из Сибири он заявляет: «Мои письма… служат выражением тех убеждений, которые повели меня на место казни, в темницы и в ссылку… Гласность, которою пользуются мои письма через многочисленные списки, обращает их в политическое орудие, которым я должен пользоваться на защиту свободы».
Он хорошо осознавал неотразимость своей логики и доводов: «Мои политические противники были вынуждены употребить силу, потому что не имели иного средства для опровержения моих мыслей…»
«Последнее желание мое в пустынях сибирских, чтоб мысли мои по мере истины, в них заключающейся, распространялись и развивались в умах соотечественников».
Декабрист Сергей Волконский сказал о Лунине: «Боевой ум, с большим образованием, во время своего заточения в Сибири это лицо показало замечательную последовательность и в мыслях своих, и в энергии поступков своих…»
Родившись в семье статского советника и богатого тамбовско-саратовского помещика, владевшего 1200 крепостными душами, Михаил Лунин получил прекрасное образование. С 1803 года он начал служить в кавалергардском полку. Участвовал в сражении с французами при Аустерлице 20 ноября 1805 года, где погиб его младший брат Никита. Во время Отечественной войны участвовал во всех главных сражениях с Наполеоном, отличившись большой отвагой, особенно в Бородинском сражении, за невероятное мужество в котором был пожалован золотой шпагою с надписью «За храбрость». Он участвовал и в европейском походе русской армии в 1813-1814 годы. Уволившись с военной службы в 1815 году, вступил в первое тайное общество будущих декабристов «Союз спасения». Он первым в истории декабризма выдвинул проект цареубийства, что послужит главным обвинением против него после восстания декабристов, хотя после 1822 года он уже отошел от действий тайных обществ и считал идею о цареубийстве неправильной.
Во время восстания декабристов на Сенатской площади Петербурга Лунин находился в Польше, где с 1822 года был адъютантом великого князя-Константина Павловича-командующего войсками Варшавского военного округа. В 1824-1825 годы Лунин служил командиром эскадрона лейб-гвардии Гродненского гусарского полка. Когда шли допросы декабристов, на следствии выплыло и имя Лунина. Следственная комиссия многое уже знала от доносчиков и из показаний допрошенных декабристов. Великий князь Константин Павлович, сначала симпатизировавший Лунину, предлагал ему бежать за границу, но Лунин отказался. Хотя приказ об его аресте был подписан еще 24 декабря 1825 года, Следственная комиссия сначала прислала ему в Варшаву 15 вопросов, на которые просила дать ответы. С самого начала он выработал четкую позицию поведения на следствии, чтобы не нанести вреда декабристам. Так, на вопрос о том, «…кем было основано начальное тайное общество», он ответил: «Основателей же оного я не могу назвать, ибо это против моей совести и правил». Его арестовали в Варшаве 9 апреля 1826 года и доставили в Петербург. Первый его допрос здесь состоялся 16 апреля. На допросах он, в отличие от многих декабристов, предпочитал не договаривать, чем говорить лишнее. Он вел свою четко сформулированную, продуманную и логичную линию, сводившуюся к тому, что в восстаниях и тайных обществах после 1822 года он не замешан, а его конституционные убеждения, как и убеждения членов «Союза благоденствия» нельзя признавать преступными, так как такие же убеждения провозглашал и покойный император Александр I. Но Следственная комиссия, руководствовавшаяся принципами, сформулированными для нее императором Николаем I, имела свои представления о виновности декабристов. Средний возраст подсудимых- 27,4 года, а средний возраст их судей- 55 лет, т.е. одно поколение судило другое.
Основной темой для следователей были планы цареубийства. Раздувая дело о цареубийстве, можно было утопить главные намерения декабристов: ликвидацию крепостного права и военных поселений, установление конституционного строя, введение свободы слова, печати, суда присяжных и т.д. Главным в обвинении Лунина оказалось то, что в 1816 году, в начале образования тайного общества «Союз благоденствия», он предлагал создать специальную партию, не входящую в тайное общество, члены которой в масках на лице совершили бы цареубийство на царскосельской дороге.
В результате 146 заседаний Следственной комиссии, проходивших в течение 212 дней процесса, были осуждены 122 декабриста. Всех осужденных разделили на 11 разрядов по мере тяжести наказания, были и осужденные «вне разрядов» (пять человек, которые были повешены: Рылеев, Пестель, Сергей Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин и Каховский). Лунина осудили по 2-му разряду, к этому разряду отнесли 17 декабристов, приговорив к вечной каторге, которая была заменена царем Николаем I (в связи с его коронацией) пятнадцатью годами каторги. Сначала Лунина заключили на 20 месяцев в Свеаборгскую и Выборгскую крепости, а затем выслали в Сибирь. Он позже запишет: «Душевный мир, которого никто не может отнять, последовал за мною на эшафот, в темницу и ссылку». Во время ссылки, как и всегда, он был внутренне свободен, его мысль напряженно трудилась. Он пишет сестре: «Истинное счастье в познании и любви к истине. Все остальное- лишь относительное счастье, которое не может насытить сердце, так как не находится в согласии с нашими бесконечными желаниями». По его просьбе сестра присылает ему окольными путями (через оказии) документы о деятельности правительства, необходимые ему для продолжения нелегальной политической борьбы путем написания статей, разоблачающих деятельность правительства. Он знает, что содержание его просматриваемых писем, адресованных сестре, становится известным Бенкендорфу, возглавляющему тайную комиссию, а поэтому и Николаю I. И зная это, он намеренно излагает в письмах свои взгляды. Взбешенный в 1838 году письмами Лунина Бенкендорф строжайше приказывает ему «не вести ни с кем в течение одного года никакой переписки под опасением строжайшего со стороны начальства взыскания». Лунин выполнил это требование, но своего оружия-мысли не сложил. Он своими статьями и исследованиями хочет пробить «всеобщую апатию». Отбыв срок каторжного наказания, Лунин находился на поселении в селе Урик (недалеко от Иркутска). Не приемля рабства и самовластья, он действует наступательно. Исследовав историю декабристов, он написал «Разбор донесения, представленного российскому императору тайной комиссией в 1826 году». Сведения о «Разборе» просочились при рукописном изготовлении копий помощниками Лунина. Николай I, которому донесли об этом исследовании Лунина, приказал вторично его арестовать и перевести из поселения Урик в строжайшее заключение в Нерчинск и лишить всех сношений, как личных, так и письменных. Лунина арестовали 27 марта 1841 года и отправили на каторжные работы в свинцовые рудники Акатуя (около Нерчинска), которые в то время были подобны аду. Сибирское начальство, направляя сюда «безнадежных к исправлению», стращало: «Сгниешь в Акатуе!» Лунин писал о месте своей каторги, в которой он проведет 1696 дней: «…Акатуй- рудник один из самых тяжелых, где ссыльные, работая в шахтах, большею частью прикованы к тачке, лопате… Местность рудника до того уныла, что наводит жестокую грусть…» Но Лунин- внутренне свободный и невероятно мужественный и самодостаточный человек, несокрушимая энергия которого позволяет ему при любых лишениях и испытаниях чувствовать себя счастливым. Он ведет тайную переписку с семьей декабриста Волконского, и в одном из писем сообщает: «Здоровье мое находится в поразительном состоянии и силы мои далеко не убывают, а, наоборот, кажется, увеличиваются. Я поднимаю без усилия девять пудов одной рукой. Все это меня совершенно убедило в том, что можно быть счастливым во всех жизненных положениях и что в этом мире несчастливы только глупцы и скоты». Он и здесь продолжает борьбу: пишет резкие антиправительственные сочинения. Он сделал убийственный анализ 15-летнего царствования Николая I (с 1825 по 1841 год), раскрыв его бездарность как в делах внутренних, так и в вопросах политики. Этого ему царь простить не мог. По официальной версии Михаил Лунин скончался в Акатуе от апоплексического удара (инсульта), но вероятнее всего, что его здесь уничтожили. Только так царское правительство могло избавиться от неугодного им человека, владевшего таким искусством жизни, которое позволяло ему утверждать: «Всюду я нахожу истину и всюду счастье». Юрий Жданов 28.01.2010