Существительное школа. Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся школьникам: Кн. для логопеда

Многозначные слова

Антонимы

Знаки препинания

◘ Крылатые фразы


ЧАСТИ РЕЧИ

Имя Существительное

Существительных в природе
При любой найдёшь погоде.
Кто? и Что? – вопрос задай
И спокойно отвечай.

Это кукла, это книжка,
Это кошка, это мышка.
Всё так просто и понятно,
Увлекательно, занятно.
На вопросы Кто? и Что?
Отвечать оно должно.
(Н. Анишина)

Песенка про существительное


Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и штиблеты

Называются ПРЕДМЕТЫ.

Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и винты,
Сёла, города, планеты

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Ах, какие все слова восхитительные!

Небоскрёбы и мосты,
Уши, ноги и хвосты,
Булки, яблоки, котлеты

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Ручки, ластики, листы,
И отвёртки, и болты,
Звёзды, облака, кометы

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Ну какие же слова поразительные!
Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Зайцы, мышки и кроты,
Пальмы, ёлки и кусты,
Мухоморы и конфеты

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Кубики и колобки,
Куклы и снеговики,
И компьютер, и дискеты

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

До чего же все слова изумительные!
Не забудьте, все они
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Мухи, комары, сверчки,
Мотыльки и светлячки,
Книжки, письма и газеты

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Да, давно сказать пора:
Доктора и повара,
Журналисты и поэты

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Все младенцы, и банкиры,
Лётчики и пассажиры,
Дяди Коли, тёти Светы
(И они у нас
ПРЕДМЕТЫ!)
ПОСЫЛАЮТ ВАМ ПРИВЕТЫ!

(Т. Рик)

Июль в именах существительных

Жара. Пшеница. Пыль. Полынь.
Стрекозы. Небо. Птица. Синь.
Дорога. Солнце. Ветер. Даль.
Миг. Трепет. Облако. Печаль.
(А. Абалихин)

Урок русского языка

(Род имени существительного)

Я после школы выполнял
Задание своё:
Вот стол – он мой, тетрадь – моя,
Пальто – оно моё.

Три рода: женский и мужской,
А также средний род.
Открыт учебник на столе,
Тетрадь в линейку ждёт.

И, осторожно взяв тетрадь,
В ней гордо вывел я:
Мир – мой и солнышко – моё,
Земля – она моя.

(Л. Слуцкая)

Глагол

А Глагол всегда в работе,
В напряженье и заботе.
Пишет, моет, убирает,
Шьёт, рисует и читает.
Варит, жарит, мастерит,
Режет, пилит, говорит.
Так его легко узнать –
Стоит лишь вопрос задать.
На вопрос: «Что делать?» – есть
У него в ответе весть.
Даже если отдыхает,
Тоже дело выполняет.
(Н. Анишина)

Глаголы-помощники

Под корягой гриб стоял.

На ветру листок плясал.

На цветке пчела сидела,

А на ветке птица пела.

Лопотал ручей в корнях,

Спали бабочки на пнях.

Пил жучок с листка росу

Жарким днём в густом лесу.

Всё летало, спало, пело

И по делу, и без дела.

Птица, бабочки, листок

Каждый действовал как мог.

В этом действии весёлом

Помогали им глаголы.

(Л. Яхнин)

(Задание: сосчитайте все глаголы в стихотворении.)

Я учу глаголы

Я пришёл из школы,
Я учу глаголы…

Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так –
Новый метод этот:

«Кричать» – кричу,
«Вертеть» – верчу,
«Двигать» – двигаю,
«Прыгать» – прыгаю!..

Я и прыгал!
Я и двигал!
Я и топал!
Я и пел! –
До тех пор, пока в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел…

Открываю: наш сосед
(Он живёт под нами).
Не причёсан,
Не одет –
В тапках и в пижаме…

Он кричит:
– Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?!
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!
Или, может быть, у вас
Школа вся гостит сейчас?!

– Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет…
Я пришёл из школы
И учу глаголы…
(Воскобойников)

Бутерброд и предлоги

Что такое бутерброд?
Это - НА,
И это - ПОД.
Что кладется сверху - НА.
Масло, рыба, ветчина,
Огурец, икра и сыр
И кусочек колбасы.
Только хлеб кладется ПОД -
И выходит бутерброд.
(А. Усачев)

Автор междометия

Филин ухает УХ,
Филин ухает УХ,
Филин ухает УХ до рассвета.
Значит, видимо, он,
Позабывши про сон,
Изобрёл междометие это.
(О. Сердобольский)

Междометия

Очень трудно жить на свете,
Не усвоив междометья .

Коль заблудишься в лесу –
Закричишь: Ау-ау!

Обуял внезапно страх –
Вырвалось невольно: – Ах!

Удаляли зуб больной –
Застонал от боли: – Ой!

Если друг подвёл при всех –
Ты ему с упрёком: –Эх!

Матч на первенство двора –
Побеждаем мы: – Ура!

Чипсы съел – до одного –
Удивляясь сам: – Ого!

Анекдоты не новы –
С огорчением: – Увы.

Мчался быстро, во весь дух
И устал, конечно: – Ух!

Так что? Легче жить на свете,
Если знаешь междометья?

На вопрос такой всегда
Мы теперь ответим: Да!

Может быть другим ответ?
Скажем мы: – Конечно, нет!

(Л. Ивановна )

Весёлая грамматика

Существительное школа ,
Просыпается
глагол .
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришёл.

Встали мы – местоименье ,
Бьёт числительное семь .
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.

Не и ни – у нас частицы ,
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!

После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья : ох и ах !

А потом у тёплой печи
Повторяем части речи !
(О. Высоцкая)

НЕ

Слышал я: в одной стране
Нет совсем частицы «НЕ».
Люди там живут радивы
И казисты всем на диво.
Хоть работы впроворот ,
Вмоготу им спать весь год.
А вдомёк , что это гоже .
А на улицах всё тоже:
Чаянно толкнут любого
И взначай пихают снова.
А чтоб было вам повадно ,
Обругать вас могут щадно .
Если ж встретятся друзья,
То друзьям подраться льзя .
Вот такие все там вежды .
Что касается одежды –
Очень ряшлива , приглядна ,
И поэтому нарядна.
И довольны все вполне
В той стране, где нету «НЕ».

Вот какую я былицу
Сочинил про «НЕ»-частицу.
(Е. Ефимовский)

Вверх

ПАДЕЖИ

Именительный падеж

Я Именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы КТО? и ЧТО?
Ни с кем не спутает никто.

Именительный


Поворот судьбы такой изумительный:
Изучаем мы падеж именительный.
На суку висит (что?)
ватрушка!
На заборе спит (кто?)
старушка!
С неба к нам летит (что?)
игрушка!
Соловьем свистит (кто?)
подружка!
На сосне сопит (кто?)
хрюшка!
Рассказала все (кто?)
врушка!
Сочинила мир такой изумительный!
Что ж, запомним мы падеж ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ!

Родительный падеж

Я из дома убежал,
Я до вечера гулял,
С дерева в сугроб нырял,
Без уроков жить мечтал.
Для коллекции снежинки
Языком я собирал.
Около костра плясал
И вокруг двора скакал.

Мне уроки надо делать?
Я на это наплевал!
Вот стою я у доски
И вздыхаю от тоски .
Но родительный падеж
Не забуду, хоть зарежь.

(Т. Рик)

Родительный удивительный

Самый удивительный
Из всех – падеж родительный.
Сказать мне не хотите ли,
Причём же здесь родители?

Вопросы: Нет кого, чего?
А у меня нет брата
И хомяков – ни одного...
Всё мама виновата!

(Л. Слуцкая)

Дательный падеж


Если б я названия
Падежам давал,
Я б тогда дарительным
ДАТЕЛЬНЫЙ назвал!


А еще как размечтаюсь,
Дед Морозом наряжаюсь
И подарки всем несу:
Братику , сестричке , псу .


А еще КОМУ? ЧЕМУ?
Птенчику, коню, сому,
Кошке, зайцу, бегемоту,
Крокодилу и слону
!

К паровозу тороплюсь,
По земле лечу, несусь!
Всем подарки развезу я
И тогда домой вернусь!

(Т. Рик)

Винительный падеж

Я – Винительный падеж,
Обвиняю всюду всех.
Нету никаких надежд,
Что не допущу огрех.
Слово «вижу» подставляй
И меня определяй.

Винительный


"Если хочешь много знать,
Поскорей учись читать!"
Чтоб ВИНИТЕЛЬНЫЙ запомнить,
Научилась я... летать!


Как взлечу под потолок
Да махну через порог,
Вылетаю за окошко,
Курс держу я на лужок.


Ненавижу обвинять,
Буду все перечислять.
ЧТО увижу и КОГО –
Назову до одного!

Вижу реку , вижу сад
Называю все подряд!
Вижу вишню , вижу слив у.
До чего вокруг красиво!


Строят клуб невдалеке,
Красят лодку на песке...
Хватит, в школу возвращаюсь,
В класс влетаю налегке.

(Т. Рик)

Творительный падеж


Чтоб от всех не отставать,
Слыть сообразительным,
Надо всё теперь понять
В падеже ТВОРИТЕЛЬНОМ.

Что там долго говорить.
Вот решился я... творить!
Карандаш, бумагу взял
И пейзаж нарисовал.

Я – художник, я – творец!
Ух, какой я молодец!


Перед замком куст цветет,
Под корягой змей живет,
Над дорогой реет сокол,
За оградой лошадь ржёт.


Я творю карандашом
На листе своем большом.
Вид украсил я с трудом
Лесом , тучкой над прудом.
Ну-ка, лист переверну
И опять творить начну.


Мой герой идет войной ,
Хочет править он страной ,
Поразить врагов стрелой ,
С башни их полить смолой .

Стоп! Подумай головой ,
Для чего идти войной !
Лучше миром кончить дело!
Я альбом закрою свой.

(Т. Рик)

Предложный падеж


На уроке я скучаю.
Что ж, я лучше помечтаю.
Очень я люблю мечтать!
Вот бы мне царевной стать!


Я мечтаю о короне :
Буду в ней сидеть на троне .
Я мечтаю о слоне ,
Чтоб кататься при луне .


Я мечтаю о сережках ,
Я мечтаю о сапожках .
Вечерами в полумгле
Я мечтаю об орле :

Буду с ним летать на воле .
Буду я учиться в школе ...
Ой, мечтаю я уже...
О ПРЕДЛОЖНОМ падеже!

(Т. Рик)

Падежи


Именительный

Он – начинающий падеж,
Вопросы – КТО? и ЧТО?
В нём – мама, папа, слон, манеж,
И школа, и пальто.

Родительный

Вопросы: Нет КОГО? ЧЕГО?
Вот у меня нет брата
И хомяков – ни одного...
Всё мама виновата!

Дательный

Это яблоко, скажите,
Я отдам КОМУ? ЧЕМУ?
Может, Лене? Или Вите?
Нет, пожалуй, никому…

Винительный

Ой! В игрушках – кавардак!
Не пойму сама никак:
Обвинить КОГО? и ЧТО?
Куклу? Кубики? Лото?

Творительный

Хочу я песни сочинять.
С КЕМ? С ЧЕМ мне ноты изучать?
Писать мне ручкой иль пером,
Или цветным карандашом?

Предложный

Я думаю О КОМ? О ЧЁМ?
О школе, о глаголах.
Верней, я думаю о том,
Как надоела школа…

Зато теперь все падежи
Я твёрдо заучила.
Попробуй тоже так учи,
Ведь знанья – это СИЛА!!!

(Фрида Полак)

Свинья в полынье (склонение)

Шла весной по льду свинья .
Ей попалась полынья .

Плюх!.. Торчит из полыньи
Только хвостик от свиньи .

Мы скорее к полынье ,
Мы помочь хотим свинье .

Сами - чуть не в полынью ,
Но спасли-таки свинью !..

Недовольны мы свиньёй :
Разве шутят с полыньёй ?

Вспоминайте о свинье ,
Чтоб не плавать в полынье !
(Т. Хоботов)

Весенние падежи

Всё пробудилось ото сна:
По миру шествует ВЕСНА.

Как будто расцветаем мы,
Почувствовав приход ВЕСНЫ.

И захотелось выйти мне
Навстречу молодой ВЕСНЕ.

В листве зелёной утону
И в этом обвиню ВЕСНУ.

Природа дышит лишь одной
Неповторимою ВЕСНОЙ.

Скворец, присевший на сосне,
Горланит песни О ВЕСНЕ.

Другим об этом расскажи
И повторишь ты падежи.

( Н. Ключкина )

Существительное - школа, Просыпается - глагол. С прилагательным весёлый Новый школьный день пришел. Встали мы - местоименье, Бьёт числительное семь. За ученье, без сомненья, Приниматься надо всем. Мы наречием отлично На уроках дорожим. Соблюдаем мы привычно Дисциплину и режим. Не и ни - у нас частицы. Нам их надо повторять. И при этом не лениться И ни часу не терять! После школы, как известно, Мы катаемся в санях. Здесь особенно уместны Междометья ох и ах! А потом У тёплой печи Повторяем Повторяем…











Самостоятельные части речи Особая часть Междометие Служебные части речи Имя существительное: человек, птица. Имя прилагательное: любимый, добрый смелый. Имя числительное: пять, семеро, три. Глагол: улыбаться, бежать, думать. Местоимение: ты, я, его, они, мне. Наречие: дружно, весело, сегодня, вчера. Ой! Эх! У! Предлог: от, к, до. Союз: а, но, и, да. Частица: не, ни. Проверьте себя!




















1. Что обозначает имя существительное? а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 2. Что обозначает имя прилагательное? а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 3. Что обозначает глагол? а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 4. Из данных слов выберите имена существительные: а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет 5. Из данных слов выберите имена прилагательные: а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет 6. Из данных слов выберите глаголы: а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет 7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи: а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера 8. Из данных слов выберите служебные части речи: а) меч, из, красиво б) и, не, да в) дверь, звезда, думать Тест




Разучивание и исполнение стихов - прекрасное занятие для развития артистизма, речи, памяти.

Как бы жили мы без книг?

Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
С. Михалков

Слова и буквы (отрывок)

Учили в детстве мы, друзья,
Наш алфавит от А до Я,
И буква к букве, к слогу слог
Читали:сча-стье, труд, у-рок.
Большая сила в буквах есть,
Когда мы можем их прочесть,
С. Михалков

ЗВОНКИ

Я Володины отметки
Узнаю без дневника.
Если брат приходит с тройкой
Раздается три звонка.

Если вдруг у нас в квартире
Начинается трезвон -
Значит, пять или четыре
Получил сегодня он.

Если он приходит с двойкой -
Слышу я издалека:
Раздается два коротких,
Нерешительных звонка.

Ну, а если единица -
Он тихонько в дверь стучится.

Веселая грамматика

Существительное - «Школа»
«Просыпается» - глагол.
С прилагательным «веселый»
Новый школьный день пришел.
Встали «мы» - местоимение,
Бьет числительное «семь».
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием «отлично»
На уроках дорожим,
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
«Не» и «ни» - у нас частицы,
Нам их надо повторять!
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
О. Высотская

Необыкновенный

Он был обыкновенный,
Совсем обыкновенный.
Но он теперь уходит
Из дома с первой сменой,
И даже если холод
И сыро и темно,
Он все равно уходит,
Уходит все равно!
И у него на брюках -
Чернильное пятно...
И у него есть вечное,
Вечное перо!
И палочки для счета,
И маленькие счеты,
И ранец здоровенный!
Он необыкновенный!
Э. Мошковская

Приглашение в школу

Дети! В школу собирайтесь,
Петушок пропел давно!
Попроворней одевайтесь
Смотрит солнышко в окно!
Человек, и зверь, и пташка -
Все берутся за дела;
С ношей тащится букашка,
За медком летит пчела.
Ясно поле, весел луг,
Лес проснулся и шумит,
Дятел носом тук да тук!
Звонко иволга кричит.
Рыбаки уж тянут сети,
На лугу коса звенит...
Помолясь, за книгу, дети!
Бог лениться не велит.
Л. Модзалевский

Рабочий день

Съела моя тетрадка,
Съела весь день!
Без остатка!
Лампа над ней загорелась...
Тетрадка еще не наелась!
Э. Мошковская

Ручка учится

Не моргать и не дышать!
Ручка учится писать
Вот такую закорючку...
Чья-то ручка
Учит ручку:
Букву выводит -
Буква выходит.
Значит, слово
Будет готово!
Значит, будет фраза!
Только не сразу.
Э. Мошковская

А травка не знает...

А травка не знает,
А листья не знают,
А небо синеет,
Сияет,
Не знает,
А в небе летают
Жуки и сороки
И даже не знают,
Что в школе - уроки!
Э. Мошковская

Буквы мои изувеченные

Буквы мои
изувеченные,
Хромые,
Кривые,
Покалеченные!
Поведу вас, убогих, лечиться
Через дпинные-дпинные страницы,
Где на белой-пребелой бумаге
Горы, холмы да овраги,
Где можно в яму свалиться,
Свалиться
И вовсе разбиться...
Буквы мои, закорюки,
Смелее беритесь за руки,
Вставайте на хилые ноги,
Шагайте вперед по дороге!
Буквы мои,
Не стоните!
Буквы мои,
Отдохните!
Во-о-он впереди-то скамеечки,
Скамеечки
На каждой линеечке!..
Э. Мошковская

Печальная арифметика

У меня в моем задачнике
Проживают неудачники...
Вот пешеход
Бредет едва
До пункта Б
Из пункта А...
Сорок восемь километров!
Против бурь и против ветров!
Ноги его
Заплетаются,
И с пути он все время
Сбивается,
И тяжко бедняге
Приходится,
И с ответом
Никак он не сходится!
И в холод,
И в тьму
Навстречу
Ему
Выходит
Другой
Пешеход.
Он тоже идет, идет...
И час он идет, и два,
И болит
У него
Голова...
И не виден никто впереди...
И, наверно, он сбился с пути!..
Может случиться:
В таком-то часу
Съедят его волки
В дремучем лесу!..
А дорога
Все
Не кончается,
А задача не
Получается!..
Э. Мошковская

Таблица умножения

Скажи нам,
Сколько шестью шесть?
- Вы погодите,
Дайте сесть!
Я сразу не соображу!
Я посижу, тогда скажу.
- А сколько будет пятью пять
Уж это стыдно бы не знать!

Ну как мне этого не знать,
Я просто не хочу сказать!
Вот не желаю,
Не хочу,
Вот не хочу
И промолчу!
- А сколько будет семью семь?
- Вы надоели мне совсем!
Я это завтра вам решу,
Сейчас я занят!
Я спешу.
- А сколько будет трижды три?
Скажи, да только не соври!
- Я очень болен!
Я в жару!
В жару
Я, может быть, совру...
- А сколько будет дважды два?!
- От вас устала голова...
Ну отвяжитесь, вас прошу!
Пойду
У мамы я спрошу...
Э. Мошковская

Чистописание

Писать красиво нелегко:
«Да-ет ко-ро-ва мо-ло-ко».
За буквой буква, к слогу слог.
Ну хоть бы кто-нибудь помог!
Сначала «да», потом уж «ёт».
Уже написано «дает»,
Уже написано «дает»,
Но тут перо бумагу рвет.
Опять испорчена тетрадь -
Страничку надо вырывать!
Страничка вырвана, и вот:
«Ко-ро-ва мо-ло-ко да-ет».
«Корова молоко дает»,
А нужно все наоборот;
«Дает корова молоко»!
Вздохнем сначала глубоко,
Вздохнем,строку перечеркнем
И дело заново начнем.
«Да-ет ко-ро-ва мо-ло-ко».
Перо цепляется за «ко»,
И клякса черная, как жук,
С конца пера сползает вдруг.
Одной секунды не прошло,
Как скрылись «ко», и «мо», и «ло»...
Еще одну страничку вон!
А за окном со всех сторон:
И стук мяча, и лай щенка,
И звон какого-то звонка,-
А я сижу, в тетрадь гляжу -
За буквой букву вывожу:
«Да-ет ко-ро-ва мо-ло-ко»...
Да! Стать ученым нелегко!
С. Михалков

Не идут пятерки!

Не идут,
Не идут,
Не идут пятерки!
Пятерки,
Пятерки,
Они свалились с горки!
Одни
Свалились с горки,
Под горку покатились,
Другие заблудились
И тоже не явились...
Какие-то
Уснули,
Другие
Утонули,
А третьи мимо нас
Прошли в соседний класс!
Э. Мошковская