Определение (синтаксис). Синтаксис

§1. Предмет синтаксиса

Синтаксис - лингвистическая дисциплина, изучающая синтаксические связи слов в словосочетании и предложении, а также связи простых предложений в составе сложных. Соответственно выделяются три единицы синтаксиса. Каждая имеет свою природу и свойственные ей признаки.

Синтаксис - это уровень структуры языка.

§2. Единицы синтаксиса

Единицы синтаксиса:

  • словосочетание
  • простое предложение
  • сложное предложение

Важно понимать, что предложения и словосочетания - это единицы разного уровня. Почему ими занимается одна лингвистическая дисциплина - синтаксис? Потому что для синтаксиса важно, как из слов на основе синтаксических связей создаются разные синтаксические конструкции.
Слова соединяются в словосочетания, а словосочетания складываются в предложения. Предложение - это синтаксическая конструкция более высокого уровня, чем словосочетание. Оно иначе организовано: в каждом предложении выделяется грамматическая основа . В простых предложениях грамматическая основа одна. Если в предложении более одной грамматической основы, то это предложение сложное.

лежать на печи

словосочетание

Емеля лежал на печи.

простое предложение, грамматическая основа: Емеля лежал

Пока Емеля лежал на печи, вёдра сами сходили на реку за водой.

сложное предложение, состоящее из двух простых, имеющих грамматические основы: Емеля лежал и вёдра сходили

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Что изучает синтаксис?

    • фонетическое строение слова
    • морфемное строение слова
    • части речи
    • синтаксические связи слов в словосочетании и предложении, а также связи простых предложений в составе сложных
  2. Верно ли полагать, что синтаксические конструкции создаются на основе синтаксических связей?

  3. Какие единицы языка изучает синтаксис?

    • слово и словосочетание
    • словосочетание, простое предложение и сложное предложение
    • морфемы
  4. Есть ли словосочетание в предложении: Праздники прошли .?

  5. Сколько грамматических основ в предложении: Улыбайся, даже если тебе не улыбнутся в ответ .?

  6. Простым или сложным является предложение: Что тебе нужно для счастья?

    • простое предложение
    • сложное предложение

Классификация

Определения могут связываться с существительными способом согласования (согласованные определения ) и способами управления и примыкания (несогласованные определения ).

Согласованные определения

Согласуются с определяемым членом в форме (падеже , числе и роде в ед. ч.), выражаются прилагательными, причастиями, порядковыми числительными , местоимениями .

  • «Большие деревья растут возле отцовского домика»
  • «В нашем классе нет отстающих учеников»
  • «Он решает эту задачу второй час»
  • «Шумели листья берёзы »
  • «Ему нравились вечера в доме бабушки »
  • «Выбери ткань с рисунком повеселее »
  • «На завтрак дали яйца всмятку »
  • «Их объединило желание увидеться »
  • «Дом, в котором я живу »

В русском языке несогласованные определения в предложении почти всегда следуют за определяемым именем, исключения встречаются только в стихотворных произведениях:

Да помнил, хоть не без греха,
Из Энеиды два стиха.
Он рыться не имел охоты
В хронологической пыли
Бытописания земли:
Но дней минувших анекдоты
От Ромула до наших дней
Хранил он в памяти своей.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Определение (синтаксис)" в других словарях:

    СИНТАКСИС. Определение С. В определениях С. отражены три основных направления в изучении грамматики (см.) в целом направления логическое, психологическое и формальное. Так, наиболее распространенными определениями С. являются: 1) определение его… … Литературная энциклопедия

    Синтаксис - СИНТАКСИС отдел грамматики, заключающий «учение о предложениях» по одним, «учение о словосочетаниях» по другим и «учение о значении форм слов и классов слов» по третьим. Определение синтаксиса тормозится трудностью определения предложения (см … Словарь литературных терминов

    - (греч. suntaxiV строй, система, в грамматике конструкция, грамматический строй речи) в европ. грамматике этимтермином обозначалась та часть ее, которая рассматривает законысочетания отдельных слов в целые предложения. Современная… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Синтаксис - (от греч. σύνταξις построение, порядок) 1) характерные для конкретных языков средства и правила создания речевых единиц; 2) раздел грамматики, изучающий процессы порождения речи: сочетаемость и порядок следования слов внутри предложения, а… …

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Синтаксис (значения). Синтаксис (в логике) (логический синтаксис) раздел формальной логики, изучающий правильность построения выражений, безотносительно к тому, есть ли у этих выражений… … Википедия

    Синтаксис - раздел яз. знания, в к ром исследуются и формулируются средства и правила построения связной речи того, без чего яз. не может нормально функционировать. В С. можно выделить два основных аспекта: конструктивный и коммуникативный. Конструктивный… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Определение - Определение зависимая синтаксическая позиция в составе субстантивного словосочетания; словоформа с признаковым значением, занимающая данную позицию. Посредством определения реализуются атрибутивные отношения между наименованием субстанции и… … Лингвистический энциклопедический словарь

    - (греч. σύνταξις строй, система, в грамматике конструкция, грамматический строй речи) в европ. грамматике этим термином обозначалась та часть ее, которая рассматривает законы сочетания отдельных слов в целые предложения. Современная грамматика,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Heredoc синтаксис способ определения строковых переменных в исходном коде программ. При определении строковых переменных их содержимое, обычно, заключается в одинарные или двойные кавычки, в связи с чем символы кавычек, которые должны быть… … Википедия

Книги

  • Современный русский язык. В 3-х томах. Том 3. Синтаксис. Учебник и практикум для академического бакалавриата , Колесникова С.М.. Настоящее издание поможет не только в освоении теории, но и в овладении навыками практического анализа единиц всех уровней, поскольку после каждого раздела приводятся упражнения, схемы и…

СИНТАКСИС (от греч. СИНТАКСИС (от греч. "строй, порядок"), в традиционном понимании совокупность грамматических правил языка, относящихся к построению единиц, более протяженных, чем слово: словосочетанию и предложению.

Существуют и более расширительные понимания синтаксиса, восходящие к терминологической традиции семиотики. В соответствии с первым из них в понятие синтаксиса включают правила построения любых более сложных языковых единиц из более простых; при этом появляется возможность говорить о внутрисловном синтаксисе или о синтаксисе текста. В еще более расширительном понимании под синтаксисом понимаются правила построения выражений любых знаковых систем, а не только вербального (словесного) языка. При всех существующих пониманиях предмета синтаксиса раздел соответствующей теории (языкознания, семиотики), занимающийся изучением синтаксических единиц и правил, также называется синтаксисом. Ниже рассматривается в основном синтаксис в традиционном понимании; относительно расширительных пониманий см . ДИСКУРС; СЛОВООБРАЗОВАНИЕ; ТЕКСТ.

Как и грамматика в целом, синтаксис имеет дело с выражением в языке некоторых наиболее часто встречающихся значений, таких, как «субъект», «признак», «вопрос», «отрицание» и т.п., причем способом выражения этих значений в синтаксисе являются иерархически организованные конструкции.

Границы синтаксиса и морфологии не всегда можно очертить с достаточной уверенностью: слово (предмет морфологии), как и предложение, обладает определенной иерархической структурой, и морфологические категории, как и синтаксические, связаны с выражением некоторых наиболее частотных значений. Этим объясняется появление обобщающего термина «морфосинтаксис». Однако структура слова значительно проще, чем структура синтаксических единиц в собственном смысле. Кроме того, предложение способно к теоретически бесконечному усложнению: как правило, в его состав можно включить еще некоторое число единиц, и при этом предложение не утратит грамматической правильности, в то время как слова, способные к потенциально бесконечному усложнению, встречаются редко и далеко не во всех языках (таковы, например, сложные существительные в немецком языке).

Особенность синтаксиса заключается также в том, что в процессе речи говорящий постоянно создает новые предложения, но крайне редко – новые слова. Таким образом, в синтаксисе наглядно проявляется творческий аспект языка, и поэтому синтаксис часто определяют как раздел грамматики, изучающий порождение речи – образование из ограниченного множества слов теоретически неограниченного множества предложений и текстов.

Изучение синтаксиса включает две большие группы проблем: описательные и теоретические. Цель синтаксического описания – с наибольшей полнотой и точностью сформулировать правила, которые отличают правильно построенные предложения некоторого языка от неправильных. Теоретический синтаксис является частью общей теории грамматики; его задача – выделить универсальный, т.е. свойственный всем языкам компонент синтаксических правил и установить пределы того разнообразия, которое проявляют языки в области синтаксиса.

Описательный синтаксис включает приемы и методы синтаксического анализа, который ставит в соответствие предложению его грамматическую структуру, а также правила, с помощью которых грамматически правильные предложения некоторого языка могут быть отличены от неправильных. Эти правила могут быть распознающими, т.е. позволяющими ответить на вопрос о том, является ли некоторое произвольное выражение правильным или неправильным выражением данного языка, или порождающими, т.е. осуществляющими синтез правильных предложений данного языка на основе элементарных единиц и правил их соединения. Особый класс составляют интерпретирующие правила, которые устанавливают соответствие между синтаксической единицей и ее значением; эти правила, собственно говоря, являются в той же степени синтаксическими, в какой и семантическими. В теоретическом синтаксисе распознающие правила практически не используются, а соотношение порождающих и интерпретирующих правил можно охарактеризовать следующим образом: порождающие правила отвечают за формальную (грамматическую) правильность предложения, а интерпретирующие – за его правильность относительно некоторого смысла (иначе говоря, за осмысленность предложения). Эти два свойства вовсе не обязательно совпадают: предложение *Моя твоя не понимай не является правильным предложением русского языка, хотя прекрасно осмысляется, а знаменитый пример Н.Хомского Бесцветные зеленые идеи яростно спят грамматически правилен, однако выраженный в нем смысл аномален.

В результате синтаксического анализа устанавливается структура предложения, которая может быть представлена с использованием понятия членов предложения (подлежащее, сказуемое, определение и т.д.) либо с помощью более абстрактного понятия синтаксической зависимости. Например, в предложении Вижу красивый дом дополнение дом зависит от глагола-сказуемого вижу в том же смысле, в каком определение красивый зависит от определяемого существительного дом . Отношения синтаксической зависимости между словами в предложении могут быть обозначены стрелками; диаграмма отражает структуру синтаксических зависимостей в предложении:

Из двух слов, непосредственно связанных синтаксической зависимостью, одно называется главным, или вершиной(на диаграмме из него выходит стрелка), а другое – зависимым (в него стрелка входит).

Другой способ синтаксического анализа заключается в последовательном разделении предложения на все более мелкие единицы, состоящие из наиболее тесно связанных между собой слов. Такие грамматически слитные отрезки называются составляющими. Структура составляющих может быть изображена, например, с помощью скобок: [вижу [красивый [дом [с [высоким крыльцом ]]]]]. С помощью скобок обозначен тот факт, что все предложение в целом, а также такие его части, как [дом с высоким крыльцом ], [с высоким крыльцом ], [высоким крыльцом ], являются составляющими.

Как структура зависимостей, так и структура составляющих определяется на основе аналитических критериев, главным из которых является контекстное распределение, или дистрибуция синтаксических единиц. Так, например, тот факт, что вижу является вершиной по отношению к дом , ясен из того, что контексты, в которых может быть употреблено словосочетание вижу дом , совпадают с контекстами, в которых можно употребить вижу , но не с контекстами, в которых может появиться дом (ср. грамматически правильные предложения Я хорошо вижу дом , Я хорошо вижу и Джек построил дом с грамматически неправильным, на что указывает звездочка в начале, выражением *Джек построил вижу дом ). То, что, например, [красивый дом с высоким крыльцом ] – грамматически слитная единица (составляющая), видно, в частности, из того, что она может быть целиком заменена на местоимение: вижу его .

Основное теоретическое предположение, лежащее в основе синтаксического анализа, заключается в том, что связи между элементами предложения (неважно, описывается ли его структура с помощью понятия синтаксической зависимости или с привлечением представления о синтаксических составляющих) строго ограничены. При графическом изображении на плоскости (рис. 1, 2) в виде множества точек-узлов, соответствующих словам или составляющим, структура зависимостей и структура составляющих для большинства предложений образуют дерево – ориентированный граф, в котором в каждый узел, кроме единственного корневого, входит ровно одна стрелка (принцип единственности вершины) и в котором нет замкнутых путей (принцип запрета на контур):

Чтобы более полно изобразить грамматическую структуру предложения, постулируют различные типы синтаксической зависимости и различные классы составляющих. Например, говорят, что слова вижу и дом связаны предикативной связью, а слова высоким и крыльцом – атрибутивной.

Составляющие образуют синтаксические классы, называемые фразовыми категориями, причем грамматические свойства фразовой категории определяются частью речи, к которой принадлежит (главная) вершина составляющей. Фразовыми категориями являются, например, группа существительного (= именная группа), в которой вершина – существительное: большой дом , учебник английского языка , убийство Цезаря Брутом ; группа прилагательного: очень красивый , гораздо более неприятный ; группа наречия: на удивление легко , по меньшей мере неприятно ; предложная группа: из этого города , со своей матерью и др. Само предложение также является фразовой категорией. Характерной особенностью фразовых категорий является их рекурсивность, т.е. способность включать в себя единицы того же класса: например, группа существительного может быть вложена в другую группу существительного, а придаточное предложение вложено в главное и являться его частью: [ П Вот [ ГС пшеница , [ П которая в [ ГС темном чулане ] хранится в [ ГС доме , [ П который построил Джек ]]]]], где П обозначает левую границу предложения, а ГС – левую границу группы существительного.

Предложение представляет собой универсальную (т.е. присутствующую во всех языках) фразовую категорию. Синтаксическая структура предложения определяется в основном грамматическими свойствами входящих в него слов, в первую очередь – их сочетаемостными признаками. Сочетаемостные признаки слова включают его семантические и синтаксические валентности. Семантическая валентность слова – незаполненная часть (переменная) его семантического описания; например, глагол рубить имеет три валентности – КТО (деятель), ЧТО (объект приложения действия) и ЧЕМ (инструмент) рубит, семантические валентности глагола догонять – КТО (догоняющий) и КОГО (догоняемый). Синтаксические валентности слова образуют те языковые единицы, которые могут вступать с ним в отношение непосредственной синтаксической зависимости. Различаются синтаксические валентности, которые соответствуют некоторой семантической валентности слова (его актанты), и синтаксические валентности, которые не соответствуют никакой семантической валентности (сирконстанты). Например, в предложении Сейчас я хочу , чтобы ты ушел , потому что уже поздно подлежащее я и придаточное дополнительное чтобы ты ушел – это актанты глагола хотеть , так как они заполняют части его семантического описания (КТО хочет ЧТО), а обстоятельство сейчас и придаточное причины потому что уже поздно – это сирконстанты, так как они не связаны с лексическим значением глагола хотеть . Следует, впрочем, иметь в виду, что граница между актантами и сирконстантами не всегда прослеживается четко.

По выражению французского синтаксиста Л.Теньера, предложение представляет собой «маленькую драму», которая включает в себя действие (обозначаемую сказуемым ситуацию), действующих лиц (актанты) и обстоятельства (сирконстанты). Помимо того, что каждый актант в каждой ситуации обладает некоторой присущей ему ролью, имеются также и «амплуа» – некие стандартные семантические роли, которые выступают в разных ситуациях. В число таких ролей входят агенс – одушевленный инициатор действия, контролирующий его (мальчик бежит ; мальчик ломает стол ); пациенс – участник, сильнее остальных вовлеченный в ситуацию и претерпевающий в ней наиболее существенные изменения (мальчик падает ; отец бьет мальчика ); бенефактив – участник ситуации, чьи интересы в ней затронуты (даю книгу мальчику ; хвалю мальчика ); экспериенцер – носитель непроизвольного чувства или получатель информации при глаголах восприятия (мальчик видит ; мальчику нравится ); инструмент – неодушевленный объект, при помощи которого осуществляется действие (писать карандашом ) и некоторые другие. Важнейшим свойством предикатных слов (т.е. слов, для которых естественно выступать в роли сказуемого) является то, что среди них почти нет таких, при которых два актанта выполняли бы одну и ту же семантическую роль.

Предложение, которое содержит в себе хотя бы одно другое предложение, называется сложным. Включение предложений друг в друга может быть осуществлено двумя способами – сочинением и подчинением. Предложение, входящее в состав другого предложения, называется несамостоятельным предложением. В английской грамматической терминологии для обозначения несамостоятельного предложения имеется широкоупотребительный термин clause, играющий в понятийном аппарате синтаксической теории настолько важную роль, что в некоторых концепциях это понятие считается первичным и именно через него определяется само понятие предложения. Отсутствие приемлемого аналога этого термина в русскоязычной понятийной системе синтаксической теории некоторые авторы пытаются компенсировать путем заимствования – получается термин «клауза» (или «клауз»). Несамостоятельное предложение, имеющее сказуемое в личной форме, называется придаточным предложением. Придаточные предложения могут быть бессоюзными либо, чаще, вводиться с помощью подчинительных союзов. Одни подчинительные союзы (что , будто , как , чтобы ) употребляются в основном с сентенциальными актантами (выраженными изъяснительными придаточными предложениями), например Думаю , что уже поздно ; Прошли слухи , будто он продает квартиру ; такие предложения в отечественной синтаксической науке называются придаточными изъяснительными. Другие союзы (как , когда , пока , если ) употребляются с сентенциальными сирконстантами. Придаточное предложение, выступающее в качестве определения к существительному, называется относительным. В нем употребляются союзные слова, выполняющие функции одновременно союза и члена предложения: Вот дом , в котором я живу ; Сей шкипер был тот шкипер славный , Кем наша двигнулась земля (А.С.Пушкин).

Несамостоятельное предложение, возглавленное неличной формой глагола, называется зависимым оборотом. Такими неличными формами могут быть инфинитивы, деепричастия, причастия, отглагольные существительные и т.п.

Разные морфологические формы слов могут обладать различными синтаксическими валентностями. Залоговые конструкции представляют собой наборы (в частности, пары, если залогов в языке только два) предложений, имеющих одно и то же основное значение, но различающихся тем, какой участник ситуации какому члену предложения соответствует. Так, в активном залоге агенс соответствует подлежащему, а в пассивном (= страдательном) – дополнению, а подлежащим становится пациенс: Рабочие строят дом – Дом строится рабочими .

Основными способами выражения синтаксической структуры предложения являются: зависимость грамматических форм слов друг от друга (согласование и управление) и выражение синтаксических отношений с помощью одного лишь порядка слов (примыкание). При согласовании значение той или иной грамматической категории некоторого слова должно совпадать со значением аналогичной грамматической категории другого, синтаксически связанного с данным слова; например, в русском языке выраженное прилагательным определение согласуется с определяемым существительным в роде, числе и падеже. При управлении грамматическая форма (обычно – падеж) зависимого слова диктуется морфологическими свойствами главного слова. Примыкание означает синтаксическую связь, которая выражается порядком слов (расположением зависимого слова «не слишком далеко» от главного, ср. Они вместе заявили о невозможности работать и Они заявили о невозможности работать вместе , где обстоятельство вместе примыкает к сказуемому заявили или к сказуемому работать соответственно).

Понятие членов предложения определяется для синтаксических групп слов на основе той функции, которую эти группы выполняют в составе включающей синтаксической единицы, причем внутренняя структура группы может быть различной. Например, подлежащими могут быть группы, принадлежащие к самым разным фразовым категориям: группа существительного (Высокий мальчик пришел ), предложная группа (От Москвы до Тулы недалеко ), инфинитивный оборот (Ходить по проезжей части опасно ), придаточное предложение (Что он испугался , не удивительно ). Подлежащее отличается высокой степенью синтаксического приоритета, что проявляется в наличии у него ряда более или менее универсальных свойств: оно чаще всего выражает тему сообщения, выражается именительным падежом (по поводу тех языков, где это не так, идут споры: что в них считать подлежащим и что – именительным падежом), согласуется с глаголом-сказуемым, занимает определенное место в линейной структуре предложения (в языках с жестким порядком слов), определяет значение возвратных местоимений, в русском языке оно обязательно должно совпадать в главном предложении и в деепричастном обороте и т.д. Сходными наборами типичных свойств обладают и различные виды дополнений.

Коммуникативные значения, передаваемые в предложении, образуют область актуального членения предложения (у этого круга явлений имеются и другие названия – тематико-рематическое членение, коммуникативная организация смысла, коммуникативная структура предложения, коммуникативный синтаксис и др., см. также ФУНКЦИОНАЛИЗМ В ЛИНГВИСТИКЕ). Эти значения связаны со способом изложения, с «упаковкой» передаваемой информации. Выражая коммуникативные значения, говорящий стремится сделать свое сообщение максимально удобным для восприятия адресата. Тема представляет собой исходный пункт сообщения, то, «о чем» говорится в предложении. Рема включает основное содержание сообщения, то, «что» в нем говорится. Например, предложения Отец поехал на работу и На работу поехал отец при произнесении их с нейтральной интонацией используются в речи в разных целях – первое для сообщения информации об отце, а второе – например, для ответа на вопрос Кто поехал на работу ? Тема обычно соответствует данному, т.е. некоторому знанию, активизированному в сознании говорящего и слушающего в момент произнесения высказывания, а рема – новому, т.е. некоторому знанию, не известному слушающему или такому, о котором он в данный момент не думает. Однако есть случаи, когда тема (= исходный пункт) – новое, например в начале повествовательного текста: Голодная волчиха встала , чтобы идти на охоту (А.П.Чехов). Контрастивностью называется коммуникативное значение, которое подразумевает выбор из нескольких элементов множества, состав которого известен говорящему и адресату. Например, в предложении Это Иван пришел подразумевается, что мог придти еще кто-то или могло произойти еще что-то. Имеются и другие аспекты коммуникативной структуры, полного согласия относительно трактовки которых среди исследователей нет; в целом коммуникативный синтаксис, привлекший серьезное внимание ученых лишь в середине 20 в., значительно уступает по степени изученности синтаксису формальному.

Слово «синтаксис» стало впервые употребляться философами-стоиками в 3 в. до н.э. для обозначения логической структуры высказываний. У Аполлония Дискола (3 в.) предметом синтаксиса являются уже собственно языковые явления – связи слов и форм слов в предложении. Неразграничение синтаксических, логических и психологических понятий продолжалось до начала 20 в. В конце 19 в. Ф.Ф.Фортунатов предложил формальный подход к исследованию синтаксиса (впоследствии развитый А.М.Пешковским), в котором свойства словосочетания и предложения выводятся из признаков частей речи входящих в них слов. Представители различных структуралистских школ (первая половина 20 в.) пытались перенести на грамматику, в том числе на синтаксис, понятия и исследовательские процедуры, которые до этого зарекомендовали себя в фонологии. Важный прогресс в изучении синтаксиса был достигнут в пражском функционализме (идеи В.Матезиуса о комбинациях) и в американской дескриптивной лингвистике (разработка дистрибутивных методов синтаксического анализа и понятие трансформации). Л.Теньер предложил взгляд на предложение как на реализацию синтаксических валентностей слов и установил центральное положение глагола-сказуемого в его структуре.

Революционное значение для развития синтаксичесих исследований имела публикация в 1957 первого наброска теории грамматики, предложенной Н.Хомским. С именем Хомского связана не только одна определенная лингвистическая теория – порождающая грамматика, но и целый переворот во взглядах на изучение языка – переход от описательных задач к определенным образом понимаемым объяснительным (теоретическим) попыткам объяснить языковые и в первую очередь синтаксические факты с помощью теории, опирающейся на математический формальный аппарат, подобно тому как физические теории объясняют явления природы. Этот переворот в решающей степени определил не только развитие самой порождающей грамматики, но и характер всех противостоящих ей теоретических направлений. Возникновение порождающей грамматики имело своим следствием беспрецедентные успехи в расширении эмпирической базы и уровня понимания синтаксиса.

В основе порождающей грамматики лежит идея о том, что важнейшие черты грамматики, и в первую очередь синтаксиса, естественного языка порождает врожденное, генетически наследуемое знание. Наблюдаемые различия между языками строго ограничены рамками врожденного знания языка, одинакового у всех людей. Фундаментальные свойства единиц и правил синтаксиса – структура составляющих, виды фразовых категорий, правила, связывающие единицы разных составляющих, образуют важнейший компонент врожденного знания языка – универсальную грамматику.

Синтаксическая теория в порождающей грамматике основана на представлении об автономно действующем грамматическом компоненте знания языка, который функционирует независимо от целей и условий процессов понимания и производства речи. Все грамматически правильные фразовые категории складываются по единому образцу из единиц словаря, а наблюдаемые различия между ними относятся целиком на счет словарных признаков; например, различие между группами начинает работать и начало работы в конечном счете сводится к тому факту, что начинать – глагол, а начало – существительное, поскольку свойства любой синтаксической группы определяются свойствами ее главного элемента – вершины. Синтаксические структуры могут далее подвергаться единственному допустимому преобразованию (трансформации) передвижения – некоторые составляющие могут быть перенесены на «свободные» синтаксические позиции. Таким образом объясняются факты взаимодействия синтаксических единиц «на расстоянии», ср. англ. John saw Mary «Джон видел Мэри» и Whom did John see ? «Кого видел Джон?». Прямое дополнение whom "кого" перемещается в начало предложения, и на его месте образуется «пустота», которая не может быть заполнена никаким другим элементом. Грамматическая правильность предложения обеспечивается совместным действием нескольких автономных разделов, или «модулей» синтаксической теории, благодаря чему достигается ее основная цель – объяснить, почему некоторые виды предложений грамматически правильны, а другие – нет.

Оппонирующие Хомскому синтаксические теории либо основываются на исходном предположении функционализма, сводящемся к тому, что структура языка определяется условиями его употребления и природой значений, передаваемых синтаксическими конструкциями (Г.А.Золотова, С.Дик, Т.Гивон, А.Е.Кибрик, Р.Ван Валин), либо предлагают альтернативные варианты формальной грамматики для описания и объяснения явлений синтаксиса. К последним относятся, например, лексико-функциональная грамматика Дж.Бреснан и Р.Каплана, в которой вводится особый автономный уровень, отличный от собственно синтаксического, для представления грамматических функций; «вершинная грамматика фразовой структуры» К.Полларда и И.Сага, не использующая понятие трансформации и др. В некоторых формальных теориях отвергается постулат об автономности синтаксиса (и шире – грамматики), однако попытки создания интерпретирующих компонентов, связывающих уровни семантики и синтаксиса (порождающая семантика, синтаксис в отечественной модели «Смысл Ы Текст») представляются неудачными – они привели к созданию множества правил, не поддающихся ни обобщению, ни теоретическому осмыслению.

С 1970-х годов в связи с развитием описательной лингвистики в научный обиход вошли сотни синтаксических описаний языков разной структуры, генетической принадлежности и места распространения, что привело к бурному развитию синтаксической типологии, которая ориентируется в основном на функциональные теории. Особым предметом обладает исторический синтаксис, изучающий закономерности изменения синтаксического строя языка с течением времени. См. также ПРЕДЛОЖЕНИЕ; ТИПОЛОГИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ; ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Литература:

Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса . М., 1972
Белошапкова В.А. Современный русский язык . Синтаксис . М., 1977
Долинина И.Б. Системный анализ предложения . М., 1977
Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса . М., 1982
Чейф У.Л. Данное , контрастивность , определенность , подлежащее , топики и точка зрения . – В сб.: Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XI. М., 1982
Фундаментальные направления современной американской лингвистики . Сборник обзоров. М., 1997



Речь – главное средство в общении людей. Она близка к сознанию и мышлению человека. Свои мысли мы выражаем в словах и предложениях, используя язык, которому нас научили родители в далёком детстве. Язык играет важную роль и в дальнейшей жизни человека. Благодаря ему в словосочетаниях и словах закрепляются все знания, получаемые в процессе жизни, так как мы не перестаём излагать их, руководствуясь своим мнением или отношением в беседах на работе или в дружной компании. «Синтаксис» в данном случае выступает основным помощником в построении русской речи, помогая правильно формировать словосочетания.

Синтаксис как раздел науки о языке

Раздел языкознания, который носит название «синтаксис» основан на изучении словосочетаний и предложений как в русском языке, так и в области литературы.

Синтаксис изучает синтаксический строй поставленной речи и языка , т. е. предложения, словосочетания, их построение, способы включения словосочетаний в состав предложения, закрепление построений в тексте, а также объединение и формирование слов в сложных предложениях и т. п. О том, что изучает синтаксис и его определение более точно описано в википедии.

Синтаксис. Википедия. Определение

Си́нтаксис (в переводе с древнегреческого языка «σύν-ταξις» – «составление») – это раздел лингвистики, изучающий построение и функциональное взаимодействие разных частей речи в текстовых предложениях, коротких словосочетаниях и прочих единицах языковой речи . В грамматике считается составной частью. Исследуемые разного рода вопросы синтаксического характера затрагивают область изучения такой науки, как морфология .

Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий предложение и словосочетание, основными подразделами которого являются синтаксис предложения и словосочетания.

Словосочетание – это единица синтаксиса, представляющая собой сочетание двух или более двух самостоятельных слов, которые связаны друг с другом грамматически и по смыслу. В состав словосочетания входят главное слово и зависимые слова.

Предложение – основная единица синтаксиса и языка; одно или несколько слов, в которых заключаются вопрос, сообщение или побуждение (совет, просьба, приказ) ; характеризуется смысловой законченностью (т. е. представляет высказывание) и интонацией; включает в себя грамматическую основу, в состав которой входят главные члены, а именно подлежащее и сказуемое, или один из них.

Разделы синтаксиса

  • синтаксис словосочетания;
  • синтаксис простого предложения;
  • синтаксис сложного предложения;
  • синтаксис текста.

Существует разница между предложением и словосочетанием, которую необходимо определять и не смешивать эти единицы в одно целое, так как они разного уровня, несмотря на то, что наличие необходимости их изучения одной лингвистической дисциплиной воссоединяет их. Это необходимо для создания различных синтаксических конструкций (т. е. изначально происходит соединение слов в словосочетаниях, а затем уже из словосочетаний складываются предложения).

Предложение в данном случае выступает более сильной и усовершенствованной синтаксической конструкцией. Оно организовано иначе: в отличие от словосочетания содержит грамматическую основу. Простые предложения состоят из одной грамматической основы, а более сложные из нескольких.

Отличительные примеры:

  • «лежать на печи» (словосочетание);
  • «Емеля спал на печи» (простое с одной грамматической основой: «Емеля» (подлежащее) «спал» (сказуемое));
  • «Пока Емеля спал на печи, ведра сходили за водой» (сложное с двумя грамматическими основами: 1) «Емеля спал» ; 2) «ведра сходили») .

Основные понятия синтаксиса

Кроме основных синтаксических единиц, в этой роли также выступают сложное синтаксическое целое и текст. В составе всех синтаксических единиц слова используются в словоформе (форме слова) и в совокупности образуют так называемую «морфологическую парадигму» (к примеру, «К дому Петровы подъехали на новой машине» , в данном случае выделяется семь слов на пять словоформ, а предлог – это элемент формы слова и включён в состав членов предложения).

Словоформа и синтаксема

Словоформа в составе предложения или словосочетания является структурно-смысловым компонентом синтаксемы (синтаксической единицы).

Синтаксема – единица, представляющая собой морфологическую форму слова и обладающая отличительной синтаксической семантикой (например, «в саду у реки» (использована семантика местоположения) или «до неузнаваемости», «до изнеможения» (использована семантика значения следствия и степени).

Синтаксическая связь

Между синтаксическими единицами существуют синтаксические связи или синтаксические отношения, которые являются основными признаками синтаксических построений.

Синтаксическая связь – это выражение взаимосвязи основных элементов в присущих им синтаксических единствах. К основным видам синтаксической связи относятся подчинение и сочинение.

При сочинении способны объединяться равноправные синтаксические компоненты , а при подчинении – неравноправные, при этом один из компонентов выступает главным, а другой зависимым.

Сочинительная связь способствует соединению однородных членов и частично сложносочинённых, а подчинительная – словоформ и словосочетаний, а также частично в сложноподчинённых предложениях.

Сочинительная связь может быть открытой, т. е. объединять количество слов (например, «Сергея, Саши и Вани вчера не было в школе» ), и закрытой, когда она объединяет не более двух слов , находящихся в отношениях соединения или противопоставления, но не перечисления (например, «Мне было грустно, и я пошёл прогуляться») .

Синтаксические отношения существуют двух видов: предикативные и непредикативные. Предикативные влияют на грамматическую основу; непредикативные способны возникать между слов в любых построениях.

Роль синтаксиса в современном русском языке

Впервые о синтаксисе заговорил А.А. Шахматов в начале XX века. Он первый выступил с докладом, который представил на рассмотрение, а в 1914 году издал первый учебник относительно этой науке, который закрепился в русской литературе.

А.А. Шахматов считал синтаксис высшим уровнем языковой системы, объясняя, что его единицы широко выступают в процессе общения и способствуют соотношению сообщаемой информации с действительностью, а также подмечал полный набор синтаксических единиц.

Сегодня сложно разделить морфологию и синтаксис. Вспомним, морфология основана на изучении форм и значении слов, а синтаксис изучает построение предложений и сочетаемость слов и словосочетаний. Очень часто встречаются смысловые и грамматические ошибки как в речи, так и в текстах, в построении словосочетаний (к примеру, «ужасная красота» или «красивый девочка» ). Переходным элементом в данном случае от лексико-морфологического значения к синтаксическому является синтаксис словосочетаний, при помощи которого отдельные слова структурируются в предложения.

Предложение по своей особенности имеет интонационную завершённость и законченный смысл, а словосочетание определяет действие, предмет или явление, на основании чего именно предложение воспроизводит мысли, эмоции и желания. При этом предложение считается минимальной единицей общения , так как свойства слов проявляются не всегда только в нём, как в элементе коммуникации, но иногда и в словосочетаниях, как в грамматическом и смысловом их объединении.

Синтаксис, кроме строения предложений, изучает и грамматические свойства, а также типы и словосочетания как наименьшее объединение слов, связанное грамматически. Учитывая это, можно выделить в нём синтаксис словосочетания и предложения. Таким образом, сформированные предложения объединяются по смыслу в один текст. Главным признаком текста, в свою очередь, будет считаться смысловое единство (основная тема).

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

И ПРОСТОГО

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

курс лекций

Е.П. Пустошило

СИНТАКСИС КАК РАЗДЕЛ ГРАММАТИКИ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ 3

ПРЕДЛОЖЕНИЕ 8

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ФОРМАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ 11

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОДНОСОСТАВНЫХ, НЕЧЛЕНИМЫХ И НЕПОЛНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 17

ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (ОП) 23

СЕМАНТИЧЕСКАЯ И КОММУНИКАТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 28

ЛИТЕРАТУРА 32

СИНТАКСИС КАК РАЗДЕЛ ГРАММАТИКИ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

    Синтаксис как раздел грамматики. Предмет и задачи синтаксиса.

    Основные понятия синтаксиса.

    Словосочетание как единица синтаксиса. Характерные признаки словосочетаний.

    Типы словосочетаний.

    Виды связи слов в словосочетании.

1. Синтаксис как раздел грамматики. Предмет и задачи синтаксиса

Синтаксис (от греч.syntaxis– составление, строй) – это раздел языкознания, изучающий синтаксический строй языка, т.е. его синтаксические единицы (СЕ), связи и отношения между ними.

Предметом синтаксиса является изучение способов соединения слов в словосочетания и предложения.

Задачи синтаксиса :

    описание видов словосочетаний, видов предложений и их структурных частей;

    описание средств связи компонентов синтаксических единиц;

    исследование взаимосвязи формы СЕ и их содержания.

Синтаксис занимает центральное место в грамматической системе языка, так как именно ему принадлежат те языковые единицы, которые служат для общения людей (т.е. выполняют важнейшую функцию языка). Это определяет отношение синтаксиса к др. разделам языкознания.

Связь с морфологией осуществляется через словоформы, которые являются материалом для строения СЕ. В формировании СЕ важную роль выполняют служебные слова – предлоги, союзы, частицы.

Связь с лексикологией . ЛЗ знаменательных слов, входящих в состав СЕ, – основа лексической семантики предложения.

Связь с фонетикой осуществляется через интонацию, которая выражает законченность предложения, различает вопросительность / невопросительность, передает различные экспрессивные значения и др.

2. Основные понятия синтаксиса

Синтаксические единицы (СЕ) – словосочетание, простое предложение (ПП) и сложное предложение (СП).

Объектами изучения синтаксиса, но не синтаксическими единицами являются слово иформа слова (единицы морфологии, строительный материал синтаксиса),ССЦ и текст (единицы текстолингвистики, в синтаксисе изучаются со стороны связей между входящими в них предложениями).

Синтаксические отношения – это разновидности синтаксического соответствия, которые регулярно выявляются в СЕ. Компоненты СЕ находятся между собой в определенных смысловых отношениях. Например, отношения между предметом и его признаком – определительные (атрибутивные) отношения, между действием и объектом – объектные отношения.

Синтаксические связи – формальное выражение синтаксических отношений между компонентами синтаксических единиц. Синтаксические связи языка представляют собой систему.

Средства выражения синтаксической связи :

    форма слова (осенн их листьев → окончание указывает на согласование между главным словомлистьев в Р.п., мн. ч. и зависимым словомосенних , которое ставится в той же форме);

    предлоги (войти в дом, победа над врагом → предлоги указывают на связь управления);

    союзы (гром и молния → соч. союз указыв. на соч. связь;вернешь, когда прочитаешь → подч. союз указыв. на подч. связь);

    порядок слов (Возле двери стояла (упр-е) на столике ваза с цветами; На столике возле двери (имен. примык-е) стояла ваза с цветами);

    интонация (Она пела, хорошо танцевала; Она пела хорошо, танцевала;

Торговка вяленой воблой торчала между ящиками ;

Торговка вяленой воблой торчала между ящиками (Ю.Олеша).