Опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект занятия по экологии (с элементами экспериментирования) «Что мы знаем о воде» Старшая группа. С Чего Начать Начинающему Экологу? Материал и оборудование


Наиболее древняя письменность тюркская руника. С X века по 1927 год существовала письменность на основе арабской графики, с 1928 по 1936 годы использовалась латинская графика (яналиф), с 1936 года вплоть до настоящего времени используется письменность на кириллической графической основе, хотя уже существуют планы перевода татарской письменности на латиницу. Татары говорят на татарском языке кыпчакской подгруппы тюркской группы алтайской семьи. Языки (диалекты) сибирских татар обнаруживают определенную близость к языку татар Поволжья и Приуралья. Литературный язык татар сформировался на основе среднего (казанско-татарского) диалекта.


Традиционным жилищем татар Среднего Поволжья и Приуралья была срубная изба, отгороженная от улицы забором. Внешний фасад украшался многоцветной росписью. У астраханских татар, сохранивших некоторые свои степные скотоводческие традиции, в качестве летнего жилища бытовала юрта.


Кузикмяки - это горячие лепешки из пресного теста, сложенные вдвое, с любой начинкой: будь то картофель с луком, пшеничная каша с маслом, тыквенное пюре, мак и еще множество вариантов! Чак-чак восточная сласть, представляющая собой изделия из теста с мёдом Татарский плов- особой популярность у татар пользуется плов Эчпомчак-в начинку кладут баранину


Одежда мужчин и женщин состояла из шаровар с широким шагом и рубашки (у женщин дополнялась вышитым нагрудником), на которую надевался безрукавный камзол. Верхней одеждой служили казакин, а зимой стёганый бешмет или шуба. Головной убор мужчин тюбетейка, а поверх неё полусферическая шапка на меху или войлочная шляпа; у женщин вышитая бархатная шапочка (калфак) и платок. Традиционная обувь кожаные ичиги с мягкой подошвой, вне дома на них надевали кожаные калоши. Для костюма женщин было характерно обилие металлических украшений.


Как и у многих других народов обряды и праздники татарского народа во многом зависели от сельскохозяйственного цикла. Даже названия времён года обозначались понятием связанным с той или иной работой: сабан өсте весна, начало яровых; печән өсте лето, время сенокоса.


Его время после окончания весенних полевых работ и началом сенокоса. В этот праздник жители одних деревень становились гостями других. Отправлявшиеся в гости шили наряды, пекли пироги, везли с собой тушки вяленых гусей. Приезжали на украшенных подводах, въезжали в деревню с музыкой и песнями, дети открывали гостям украшенные полевые ворота. Для каждых вновь прибывших гостей хозяева заново накрывали стол. Под вечер организовывали общий ужин. Во все дни гостевания хозяева топили бани: кунакны хормэше мунча баня высшая почесть для гостя. Так принято считать у татар. Праздник виен укреплял родственные и дружеские отношения, сплачивал аул и прилегающую округу: люди чувствовали себя в дни этого праздника одной семьёй


По старой-престарой традиции татарские села располагались на берегах рек. Поэтому первый бэйрэм «весеннее торжество» для татар связано с ледоходом. Называется этот праздник боз карау, боз багу «смотреть лёд», боз озатма проводы льда, зин киту ледоход. Смотреть ледоход на берег реки выходили все жители от стариков до детей. Молодёжь шла наряженной, с гармонистами. На плывущих льдинах раскладывали и зажигали солому. В синих весенних сумерках далеко были видны эти плывущие факелы, а вслед им неслись песни.


Свадебные обряды татар настолько разнообразны, что рассказать обо всех невозможно. Всякому бракосочетанию предшествовал сговор, в котором со стороны жениха участвовал яучы (сват) и кто-либо из старших родственников. Если родители невесты давали согласие на брак, в ходе сговора решались вопросы о размерах калыма, о приданом невесты, о времени проведения свадьбы, количестве приглашенных гостей. После заключения "брачного договора" невесту называли ярашылган кыз - сосватанная девушка. В течение 3-5 недель стороны готовились к свадьбе. Жених собирал калым, покупал подарки невесте, ее родителям и родственникам, подушки, перины и прочий скарб. Невеста завершала подготовку приданого, собирать которое начинала с лет. Его составляли самотканые платья, нижнее белье, а также подарочная одежда для жениха: вышитые рубахи, штаны, шерстяные носки и т.п. Родственники обеих сторон были заняты организацией предстоящей свадьбы.


Существовала вера в различных духов-хозяев: воды – суанасы, леса – шурале, земли – жир анасы, домового ой иясе, хлевного – абзар иясе, представления об оборотнях – убыр. Производились моления в рощах, которые назывались кереметь, считалось, что в них обитает злой дух с таким же названием. Существовали представления и о других злых духах – джинах и пери. За ритуальной помощью обращались к йемчи – так называли знахарей и знахарок. Верующие татары, за исключением небольшой группы кряшен (в том числе нагайбаков), которые были обращены в XVI XVIII веках в православие, мусульмане-сунниты.


В основе ичижного промысла как массового производства изделий татарской узорной обуви из кожи сапог (читек, ичиги) и туфель (башмак, чувэк) лежат традиции художественной обработки кожи в технике мозаики каюлы кун, редко тиснения. Обувь создается из узорных разноцветных кусочков кожи (сафьян, юфть), сшитых встык, с применением уникальной техники ручного шва, тачающего и одновременно украшающего изделие. Массовое распространение у татар получило ювелирное ремесло. Это было связано с высоким уровнем его развития, начиная еще с эпохи Средневековья, сохранением традиций как в технологии производства, так и в оформлении украшений. Ювелиры работали с золотом (алтын), серебром (комеш), медью (бакыр) и их сплавами.


У татар есть школьное образование на татарском языке. Ведётся по общероссийской программе и учебникам, переведённым на татарский язык. Исключения: учебники и уроки русского языка и литературы, английского языка и других европейских языков, ОВС, команды на уроках физкультуры могут быть на русском языке. Также есть татароязычное образование в некоторых факультетах казанских вузов, и в детских садах. Светская школа с десятилетним периодом обучения начала существовать у татар с введением обязательного среднего образования для всех граждан СССР. До этого роль образовательных учреждений выполняли медресе.


Национальная музыка татар - народа Евразии с многовековой историей и самобытной культурой - является неотъемлемой частью мировой цивилизации. Эмоциональное содержание и музыкальная стилистика ее в наиболее концентрированном виде проявляются в лирической протяжной песне, представленной здесь в интерпретации признанных мастеров народного музыкального исполнительства. Но традиционная песня - не только памятник народной песни; она и сегодня звучит в радио- и телепередачах, концертных программах.Знакомство с татарской музыкой позволит Вам лучше понять духовную культуру народа с богатой исторической судьбой.

Есть в Алексеевском районе предприятие, где мало того, что все делают в ручную, так ещё и на артефактах. Станки, как и способ производства здесь не менялись с момента основания. Раньше были тысячи ткацких фабрик по всей стране. Постепенно ручной труд стали считать пережитком прошлого, заменили машинным. Фабрика ручного ткачества в Алексеевском районе Татарстана, одна из трёх в России, которая существует до сих пор. И самая старая из этих трёх. Фабрике в Шахунье 45 лет, в Череповце 77 лет, Алексеевской будет 90.

За 90 лет здесь поменялись только люди и сырье. Все остальное - станки, здание с тех времён. Располагается фабрика на втором этаже. Раньше занимали и первый, но пришлось отдать в аренду продуктовому магазину. Руководство говорит, что арендная плата помогает выжить, производство прибыльным не назовёшь - продукция на любителя. Хотя стоит фантастических денег. К примеру, полотенце сотканное в бранной технике (это самая трудоемкая работа, когда каждую ниточку ткачиха вручную вплетает в полотно, создавая узор) стоит 5500 рублей. Это средняя цена, в зависимости от сложности узора стоимость может доходить до 10 тысяч! Но есть и бюджетные варианты - по 300-500 рублей.

Сказать, что это большую прибыль нам приносит, что на этом можно заработать - нет. Легче закрыть производство, как многие сделали. Просто республика поддерживает народные промыслы - заказами обеспечивает, все гости, которые приезжают в Татарстан получают подарочные наборы - скатерти, салфетки. Ни один сабантуй без именного полотенца-рушника не обходится, - говорит Елизавета Терентьева, менеджер Алексеевской фабрики ручного ткачества.
За станками 10 мастериц, несмотря на высокую цену, по которой продают их товар, зарплата у них не высокая - 10 тысяч рублей в месяц. Поэтому и работают здесь одни пенсионеры.

Алексеевская фабрика - это, пожалуй, единственная фабрика в истинном понимании этого слова - имеющая сотрудников, помещения. Все остальные, например, фабрика национальной обуви в Арске, «рассыпались» на частных предпринимателей. Это выгоднее - мастерскую можно обустроить прямо в квартире, ручной труд не требует больших площадей. Но только до того момента пока мастер не обрастёт заказами. Вот тогда нужно нанимать сотрудников, арендовать помещение. Правда до этой стадии редкий бизнес доживает.

Я занимаюсь татарской кожаной мозаикой третий год. До этого - с 1992 года я был сапожником. Первый год самый тяжёлый. На этой стадии все закрываются - изделия тяжело реализовать, пока кто узнает чем ты занимаешься… Меня поддерживало моё ателье, я занимался ремонтом обуви и только поэтому выжил, - рассказывает историю своего дела мастер Рустем Емелеев. Он шьет обувь, сумки, кожгалантерею с татарским национальным орнаментом.

Ичиги - татарские сапоги стоят 30 тысяч рублей. Чувяки - «балетки» по современному - 2500. 70% от этой суммы расходные материалы, зарплата, аренда, налоги. 30% наценка производителя.

Иногда в сувенирные магазины отдаём по оптовой цене и там прибыль 8-10%. Так бывает зимой, когда не сезон. Идёшь к оптовикам только ради денежного оборота. Сказать, что это прибыльный бизнес нельзя - продал товар, купил материал, заплатил зарплату, - говорит Емелеев.

Мастеров народных промыслов в Татарстане поддерживают на государственном уровне. В прошлом году Рустем Емелеев получил грант в 300 тысяч рублей, в этом тоже планирует подать документы.

Для надомников - это очень хорошие деньги, но для производителей - это мало, хотя и на этом большое спасибо, я швейные машины на эти деньги обновил, - рассказывает предприниматель.

Государственную поддержку получают именно мастера, которые работают по традиционным методикам. Общий объем грантов - 3-4 млн рублей в год.

Есть изделия художественных промыслов, а есть сувенирная продукция. На сувенирной тюбетейке золотой краской наштамповали рисунок, а на тюбетейке от мастера золотое шитье. «Сувенирка» стоит 200 рублей, а изделие народного художественного промысла от 1000 рублей. По стоимости оно не может конкурировать с сувенирной продукцией, поэтому мастерам, которые занимаются традиционными ремёслами оказывается государственная поддержка. Иначе мы можем потерять этих мастеров, утратить технику, - говорит Нури Мустафаев, директор ГБУ «Центр развития народных художественных промыслов и ремёсел Республики Татарстан».

Впрочем, за грантами бегут не все. Ремесленники жалуются на сложную процедуру отчётов и называют гранты «крючком», на который их хотят посадить.

Ты за него должен отчитаться - куда потратил, что купил, сколько людей взял на работу, сколько денег заработал… А если не заработал, потому что не смог продать? Я занимаюсь резьбой по дереву, мне нужен хороший ЧПУ станок, он стоит 1,5 миллиона рублей, а дают только 300 тысяч. Мне не хватает, я должен добавить. Но свои деньги по договору добавить я не могу, надо взять у них же кредит. Зачем это мне нужно? - размышляет мастер резьбы по дереву Александ Гаврилов.

По словам Гаврилова гранты хороши для тех кто занимается «мелочью» - они смогут отбить деньги быстро.

Кто покупает изделия художественных промыслов? Дорогие эксклюзивные вещи туристы в Казани редко покупают. Эти товары обычно реализуют на выездных выставках или мероприятиях, которые устраивают татарские организации зарубежом или в регионах России. Среди туристов в Татарстане хорошо расходятся недорогие вещицы ручной работы - украшения, предметы одежды - их берут для себя и на подарки.

Самый ходовой товар - это тот который можно использовать или носить - одежда, кошельки, чашки, тарелки. Вот это люди покупают. Предметы искусства - нет, - советует Нури Мустафаев тем, кто собирается заняться народными промыслами. Причём, ориентироваться лучше на женщин - они оставляют в лавках больше денег, чем мужчины. Максимум на что тратится сильный пол - магнитик. Но магнитики если они сделаны не в ручную из кожи, дерева или металла и не имеют ярко выраженного национального орнамента, к народным промыслам отношения не имеют - это сувениры.

Эти слова подтверждает и Гаврилов. Для художников сейчас не самые лучшие времена.

Раньше мы делали яблочки деревянные, которые все любили. Но сегодня даже они не продаются. Я их поставил за 800 рублей, они 8 месяцев стоят и не продаются. Скорее всего не до художественных произведений сейчас - поесть, одеться, отдохнуть съездить. Вот о чем люди думают, - говорит мастер.

Сейчас Гаврилов кроме яблок пытается продать панно из дерева «Шурале». Над ним он работал 3 года. Первоначально установил цену 2 миллиона рублей, сейчас снизил до 1,2 миллионов. Ждёт покупателей.

Кстати о магнитиках. Пока все магнитики, кружки, ложки с видами казанских достопримечательностей - то, без чего не уезжает ни один турист - из Китая. В Поднебесную отправляют каталоги с изображениями, обратно вагонами везут готовую продукцию. Сейчас хотят изменить ситуацию. Полностью перейти на собственное производство не получится, делать все здесь - это слишком дорого. Поэтому хотят начать с того, что там закупать только фурнитуру, а орнамент наносить уже здесь.

1 июля мы объявим конкурс на лучший сувенир Татарстана. Это будет способствовать тому, чтобы сувенирная продукция стала ярче и разнообразней. Мы надеемся, что вытесним с рынка китайскую продукцию, - говорит директор ГБУ «Центр развития народных художественных промыслов и ремёсел Республики Татарстан».

На сегодняшний день в Татарстане в народных художественных промыслах трудятся 1500 человек. Ни одно ремесло не утеряно, но утерян вкус у потребителя. Он не видит разницы между штамповой и настоящей ручной работой, сетуют художники, и часто выбирает китайскую подделку вместо произведений искусства. Чтобы показать разницу, в лавках художники начали выставлять рядом со своими изделиями дешёвые аналоги. Цель двойная, а не только чтобы просветить покупателя. «Накрутка» на них 100% - 200%, но получается все равно намного дешевле, чем собственный продукт. Доход с их продажи помогает оправдать свои затраты.

Татарское декоративно-прикладное искусство представляет собой яркую и многоцветную палитру древнего искусства, истоки которого уходят своими корнями во времена государства Волжской Булгарии, периода Золотой Орды и эпохи Казанского ханства.

Татарское народное искусство, как и творчество любого народа, имеет единую природу и развивает в своем арсенале устойчивые орнаментальные комплексы и мотивы, вырабатывает свой стиль и ритмику. Различают несколько видов орнамента - цветочно-растительный, зооморфный, геометрический, имеющие великое множество трансформаций и стилизаций. Во всем многообразии и красоте этот орнамент проявил себя во многих видах: кожаной мозаике, вышивке, ювелирном искусстве, керамике, резьбе по камню и дереву, каллиграфии.

Глубоко самобытным и традиционным видом искусства казанских татар является ювелирное искусство . Прекрасно используя художественную выразительность материала, татарские ювелиры умело сочетали различные техники обработки металла с яркими контрастными по цвету камнями, достигая при этом исключительного декоративного эффекта. Продукция ювелиров была очень разнообразна и связывалась, в основном, с различными украшениями женской одежды - это и воротниковые застежки (яка чылбыры), и накосники (чулпы), перевязи (хаситэ), бляхи, серьги, браслеты и т.д. Татарские ремесленники владели различными приемами и средствами орнаментации ювелирных украшений: литьем, гравировкой, сканью, зернью, чернением, инкрустацией самоцветами. Уникальной для татарского ювелирного искусства является техника бугорчатой скани , в которой орнаментальные веточки заполнения возвышаются объемно в виде низкого или высокого конуса из плотных завитков. В технике бугорчатой скани обычно изготовляли только дорогие и ценные украшения.

Уникальным видом прикладного искусства татар было искусство кожаной мозаики , которое имеет древние традиции, идущие с булгарских времен. Замечательными, в своем роде уникальными образцами ее стали многоцветные узорные ичиги. Узорчатая обувь казанских татар и их предков - булгар близка к сапожкам, найденным при раскопках Пазырыкских курганов V в. до н. э. на Алтае. Такая узорчатая обувь в XVI - XVII веках составляла часть парадной одежды не только татарской, но и русской знати.

Кожаная обувь изготовлялась из мозаичного сшивания разноцветных кож, в результате чего появлялась необыкновенно красочная и богато орнаментированная композиция. Кусочки кожи сшивались встык из цветных шелковых и в отдельных случаях золотых или серебряных нитей. Подобные швы не зафиксированы в искусстве других народов .

Одним из традиционных видов татарского народного творчества является вышивка, которая отличается большим разнообразием применяемых мотивов и цветовых сочетаний. В начале XIX века широкое распространение получает золотое шитьё. Своеобразием золотошвейных композиций, выразительностью пластики отличаются женские головные уборы - калфаки, узор вышивки в которых, создавался контрастом длинных и коротких стежков, сочетанием блестящих и матовых поверхностей, использованием канители. Подкладывая под нити кусочки бумаги или кожи, татарские вышивальщицы добивались особого эффекта: вышивка не просто ложилась на ткань, а создавала рельефную поверхность. Многие вышитые изделия тесно связаны с бытовыми обрядами - декоративные полотенца, салфетки, скатерти составляли приданое невесты, часть вещей дарились жениху и его родственникам, полотенца также являлись атрибутом национального праздника Сабантуй.

Ткачество в прикладном искусстве татар занимало большое место. Существовало несколько видов ткачества, изготовление и орнаментация которых зависела от техники тканья: закладное, браное, выборное ткачество. Орнаментация тканых предметов имеет обычно характер геометрический, однако встречаются стилизованные цветочные и зооморфные мотивы.

На рубеже XIX-XX веков в городах Среднего Поволжья и Приуралья в народном искусстве татар-мусульман особую популярность приобретают картины религиозного содержания в виде композиций, выполненных на основе арабской каллиграфии. Эти священные изречения, написанные масляными красками на оборотной стороне стекла и подсвеченные фольгой, были известны татарам под термином «шамаиль». В текстах татарских шамаилей, как правило, использовались определенные коранические суры и религиозные высказывания. Считаясь лучшим украшением жилища, шамаили выполняли роль оберегов и занимали в интерьере определенное место - над дверью, либо на «южной» стене, указывая этим направление на Каабу. Шамаили создавались как народными умельцами, так и профессиональными каллиграфами.

В настоящее время ведущее место в декоративно-прикладном искусстве республики Татарстан занимает творчество профессиональных художников, которые обращаются к традициям татарского народного искусства, к булгарскому наследию, открывая для себя мир национальной художественной образности и богатый арсенал технических приемов обработки металла, ткани, кожи и др. Традиции народного искусства играют определяющую роль в формировании облика современного искусства Татарстана и его национального своеобразия.