Палач профессия в средние века. Палач: мучительная профессия или призвание? Походная жена окруженца

Эта страшная профессия является необходимой. Ведь существование смертной казни подразумевает, что ее кто-то будет выполнять. Образ человека, который по воле закона лишает жизни, всегда зловещ. Кино дарит нам образы обнаженного по пояс человека с закрытым маской лицом.

В жизни же все совсем иначе. Палачи чаще всего внешне мало чем выделяются из толпы, но в глубине души разворачивается настоящий ад. Мало кто может «похвастаться», что безнаказанно убил сотню человек. Чтобы нажать на заветную кнопку, нужна недюжинная сила воли и особый склад психики. Палачи - удивительные и загадочные люди, о самых известных людях этой профессии и пойдет рассказ.

Альберт Пирпойнт (1905-1992). На фотографиях этот человек обычно улыбается, ничто не говорит о том, что этот человек лишил жизни как минимум 400 человек. Англичанин рос в необычной семье - его отец и дядя были палачами. Генри Пирпойнт сам выбрал такую профессию и после неоднократных просьб его приняли на работу. За 9 лет службы отец Альберта повесил 105 человек. Все это время мужчина вел дневник, куда записывал подробности казни. Эту книжку читал подрастающий Альберт. Уже в 11 лет в школьном сочинении мальчик написал, что мечтает пойти по стопам своего отца. Такое стремление было понятно - редкая профессия позволила бы выделиться из безликой толпы. Большое впечатление произвел рассказ отца, который поведал, с каким уважением относились к его отцу. Альберт подавал несколько заявлений, пока в 1931 году его не приняли на штат в тюрьму Лондона. Карьера молодого палача стремительно развивалась. Особая нагрузка на палача легла в годы войны и после ее окончания. За 6-7 лет ему пришлось повесить 200 военных преступников. Пирпойнт достиг настоящего мастерства - вся процедура, начиная от шествия заключенного от его камеры и заканчивая нажатием на рычаг, занимала у палача до 12 секунд. Надо сказать, что такая должность была довольно прибыльной. Палачу платили сдельно - сперва по 10, а потом и по 15 фунтов за казнь. Работа Пирпойнта во время войны принесла ему неплохой капитал, он даже смог купить паб в Манчестере. Интересно, что в Англии считается, что личность палача должна быть скрытой, но Пирпойнта рассекретили журналисты. После ухода в отставку в 1956 году, Альберт продал рассказ о своей жизни газете Sunday за внушительную сумму в 400 тысяч фунтов. История палача послужила основой для многих заметок и даже документального фильма. Пирпойнт стал знаменитостью, объектом интервью. Интересно, что сам он высказывался за отмену смертной казнью, так как в глазах преступников не видел страха смерти.

Фернан Мейсонье (1931-2008). И у этого французского палача профессия была семейной. Отец занимался убийством людей ради выгоды и благ. Ведь позволяло ему бесплатно путешествовать, неплохо зарабатывать, обладать военным оружием и даже финансовыми льготами. Впервые к кровавой работе Фернан приобщился в возрасте 16 лет. Он вспоминал, что при казни человека с помощью гильотины кровь брызгала, как из стакана, на 2-3 метра. Судьба распорядилась так, что поклонник театра и балеты Мейсонье вынужден был стать палачом, неофициально помогая отцу. В 1958 году Фернан был назначен первым помощником палача, проработав на кровавой должности до 1961 года. Пик казней пришелся на 1953-1957 годы. Тогда освободительное движение в Алжире дало палачам множество осужденных. Только за это время Мейсонье казнил более 200 повстанцев. Отец и сын старались сделать свою работу как можно быстрее, чтобы не продлевать муки обреченных. Палач ругал американских коллег, которые умышленно затягивают церемонию. Фернан вспоминал, что гильотина является самой безболезненной казнью. Палач также прославился тем, что успевал подхватывать голову, не давая ей упасть. Бывало, что после казни Фернан оказывался в крови с ног до головы, шокируя охранников. Выйдя на пенсию, палач поделился воспоминаниями и даже демонстрировал орудие своего труда. Модель «48» рубила плохо, приходилось помогать руками. К тому же осужденные часто втягивали голову в плечи, что мешало быстрой казни. Мейсонье говорит, что не испытывает никаких угрызений совести, так как просто был карающей рукой Правосудия.

Ричард Брэндон. Историческим фактом является пребывание этого человека на посту палача Лондона в 1649 году. Многие источники гласят, что именно он и привел в исполнение вынесенный королю Карлу I смертный приговор. Отец Ричарда, Грегори Брэндон, также был палачом, поделившись с наследником мастерством. Историки встречают свидетельства того, что семейство происходило от незаконнорожденного потомка герцога Саффлкского. Отец и сын заслужили в Лондоне печальную славу. В городе даже появился невеселый жаргонизм - «деревья Грегори». Так в народе стали называть виселицы. А само имя Грегори стало нарицательным, означая палача. Брэндоны дали своей профессии еще одну кличку - «сквайр». Дело в том, что они своей службой добились права на герб и звание эсквайра, которые в дальнейшем достались потомкам. О казни же короля известно немного. Считалось, что Ричард отказывался делать это, но его вполне могли заставить передумать с помощью силы. После смерти Брэндона был выпущен небольшой документ, который поведал секреты его профессии. Так, за каждую казнь палач получал 30 фунтов стерлингов, причем в полукронах. Первой жертвой Брэндона стал граф Стрэффордский.

Джон Кетч. Этот палач получил свою печальную славу во времена короля Карла II. У англичанина были ирландские корни. Считается, что в свою должность он вступил в 1663 году, правда первое упоминание его имени датируется 1678 году. Тогда в газете была нарисована миниатюра, в которой Кетч предлагал своеобразное лекарство от бунтарства. Дело в том, что 80-е годы XVII века ознаменовались массовыми беспорядками. Поэтому казней было довольно много, палач долго не сидел без работы. В автобиографии Энтони Вуда есть отрывок, посвященный повешению Стивена Колледжа. Автор повествует, как мертвое уже тело снял, а затем четвертовал и сжег палач по имени Кетч. Этот человек выделялся даже среди своих коллег излишней жестокостью, а иногда даже странной неуклюжестью. Например, известный бунтовщик лорд Уильям Рассел был казнен довольно неаккуратно. Палач даже вынужден был официально извиняться, объясняя это тем, что его отвлекли перед самым ударом. Да и смертник лег неудачно на плаху. История гласит, что Кетч часто наносил жертве болезненные, но не смертельные удары, заставляя мучиться. То ли палач действительно был неловким, то ли являлся изощренным садистом. Последний вариант казался простому люду наиболее правдивым. В итоге 15 июля 1685 года Джеймс Скотт, герцог Монмутский, заплатил своему палачу 6 гиней, чтобы тот качественно его казнил. После действа Кетчу гарантировалось дополнительное вознаграждение. Однако Джон сплоховал - даже за три удара он не сумел отделить голову. Толпа взбесилась, на что палач вообще ответил отказом продолжать начатое. Шериф заставил Кетча завершить казнь и еще два удара окончательно убили несчастного бунтовщика. Но и после этого голова осталась на теле, пришлось палачу отрезать ее ножом. Такая жестокость и непрофессионализм возмутили многочисленных зрителей - с плахи Кетча уводили под охраной. Скончался жестокий палач в 1686 году, а его имя стало нарицательным для обозначения людей такой профессии. Имя Кетча упоминалось многими писателями, в том числе самим Диккенсом.

Джованни Бугатти (1780-1865). Этот человек всю свою жизнь посвятил такой неблагородной профессии. Как оказалось, был свой палач и у Папской области. Бугатти проработал на этой должности с 1796 по 1865 год, получив даже прозвище «Мастер Правосудия». Уже в глубокой старости палача отправил на пенсию Папа Римский Пий IX, назначив ежемесячную пенсию в 30 скудо. Бугатти назвал совершаемые им казни свершением правосудия, самих же своих осужденных - пациентами. С 1796 по 1810 годы палач убивал людей топором, деревянным молотом или с помощью виселицы. Во Франции в те годы стала популярна гильотина, это средство пришло и в Папскую область. Палач быстро освоил новое орудие убийства. При этом используемая гильотина было необычной - ее лезвие было прямым, а не скошенным, как во Франции. В истории остался даже образ Бугатти - это был полный и невысокий человек, хорошо одетый, бездетный, но женатый. Помимо своей службы Джованни вместе с супругой продавал разрисованные зонты и другие сувениры для туристов. Дом палача находился на узкой улочке районе Трастевере, на западном берегу Тибра. Бугатти мог покидать это место исключительно по работе. Придумана такая мера была исключительно для его защиты, если вдруг родственники казненных захотят отомстить палачу. Именно поэтому появление Бугатти на мосту Святого ангела, который отделял его район от основной части города, говорил Риму, что скоро состоится казнь и пора собираться посмотреть на это зрелище. Сегодня атрибуты знаменитого палача - его топоры, гильотина и забрызганная кровью одежда можно увидеть в Музее криминологии в Виа-дель-Гонфалон.

Жюль Анри Дефурно (1877-1951). Этот человек происходил из старинного рода палачей, уходящего своими корнями в средневековье. Подобно другим французам этой профессии Дефурно использовал для своей работы гильотину. Первая казнь для палача состоялась в 1909 году, он выступал помощником Анатоля Дейблера. Когда тот умер в 1939 году, спеша на свою 401-ю казнь, Дефурно был назначен главным палачом страны. Именно Жюль Анри провел последнюю публичную казнь в стране 17 июня 1939 году. Тогда на бульварной площади в Версале был казнен серийный убийца Эжен Вейдман. Те события вошли в историю еще и потому, что их засняли на пленку из окон частной квартиры. Палач настоял, чтобы казнь состоялась днем. В это время около тюрьмы веселилась толпа, играла музыка, работали кафе. Все это убедило власти в том, что в дальнейшем преступников следует казнить за закрытыми дверями и подальше от глаз любопытных граждан. В годы Второй мировой войны палач работал на режим Виши, он вынужден был проводить казни коммунистов и членов движения Сопротивления. Дефурно пошел на это, а вот его помощники отказались. Имя палача связано с первым еще с XIX столетия обезглавливания женщины. В 1943 году была казнена подпольная акушерка Мария-Луиза Жиро, она же стала и последней официально умерщвленной государством женщиной. После войны палач настолько преисполнился страха за свои деяния, что вдарился в пьянство. Это даже стало причиной самоубийства сына. Так тяжелая профессия наложила отпечаток на личную жизнь человека. Дефурно проработал палачом практически до самой смерти, с трудом балансируя на грани безумия.

Клеман Анри Сансон. Династия парижских палачей Сансонов служила государству с 1688 года. Шарль Анри прославился казнью Людовика XVI и Марии Антуанетты, а также Дантона. Именно при нем во Франции появилась гильотина. А его сын казнил Робеспьера. Последним представителем династии стал Клеман Анри. Он получил свою должность в 1840 году, однако его карьера на этом посту продлилась всего 7 лет. Дело в том, что в те годы в Париже казней практически не было. А палач работал сдельно, так что его кровавая профессия денег ему не приносила. В итоге Клеман Анри наделал столько долгов, что даже заложил свой главный инструмент - гильотину. И как назло тут же поступил заказ государства на казнь. Однако ростовщик отказался без денег отдавать необычный залог. В итоге незадачливый палач был уволен. А ведь если бы не этот досадный случай, то профессиональная династия могла бы существовать еще сто лет - смертную казнь в стране отменили только в 1981 году. Когда во Франции появилась книга «Записки палача», то многие приписали ее создание именно Анри Сансону. Ведь книга повествовала о кровавой эпохе Французской Революции и о Шарле Анри Клемане, лично казнившем более двух тысяч человек. Однако через двадцать лет после публикации стало известно, что автором является на самом деле Оноре де Бальзак. У того обмана случилось продолжение. В 1863 году вышли другие «Записки палача», в 6 томах. Редактором значился все тот же Клеман Анри Сансон. Однако через 10 лет оказалось, что и это - подделка. Палача в начале 1860-х нашел один предприимчивый журналист, выкупив за 30 тысяч франков право печататься от его имени.

Йоганн Райхгарт (1893-1972). У этого немца в роду было много палачей. Только к середине XVIII века в семействе насчитывалось уже 8 поколений людей такой профессии. Карьера Райхгарта началась в 1924 года, он был палачом и при Веймарской республике, которая пыталась привить Германии демократию, и при Третьем Рейхе. Этот человек вел скрупулезные записи обо всех своих казнях, в итоге исследователи насчитали более трех тысяч человек. Большее их число приходится на 1939-1945 годы, когда палач убил 2876 человек. В последнее время войны основными клиентами Райхгарта стали политические заключенные и изменники. Через руки палача прошли студенты-антифашисты из организации «Белая Роза». Эта казнь, как и другие подобные ей, состоялась на гильотине Fallschwert. Эта невысокая конструкция являлась переработанным вариантом французского инструмента. У Райхгарта был довольно большой объем работы, тем не менее он четко следовал правил исполнения приговора. Палач носил традиционное для людей своей профессии одеяние - белую рубашку и перчатки, черный пиджак и бабочку, а также цилиндр. Долг службы бросал Райхгарта в разные места оккупированной немцами Европы, в том числе Австрию и Польшу. Чтобы лучше выполнять свою работу, палач даже запросил у правительства права превышать скорость во время своих переездов между местами казнями. Во время одной из такой поездок Райхгарт попал в окружение войск союзников и утопил свою передвижную гильотину в реке. После капитуляции Германии палачу не выдвинули никаких обвинений, оккупационные власти даже наняли Йоганна, чтобы тот помогал казнить главных нацистских преступников. Хотя Райхгарт и считается одним из самых результативных палачей, он стремился делать свою работу добросовестно и быстро, сведя страдания жертвы к минимуму. Палач видоизменил конструкцию гильотины, что сократило время казни до 3-4 секунд. Профессия сделала Йоганна одиноким человеком, окружающие сторонились его. Жена ушла от него, а сын покончил с собой. В 60-х годах Райхгарт призывал вернуть смертную казнь, утверждая, что лучше всего для этого подходит гильотина.

Франц Шмидт (1550-1635). Этот человек вошел в историю, как Мастер Франц. С 1573 по 1578 год он работал палачом в городе Бамберг, а затем его услугами вплоть до 1617 года пользовался Нюрнберг. Только оставив свою работу, Шмидт смог избавиться от клейма «нечестного». Так звали в те времена проституток, нищих и палачей. Позже в эту группу стали попадать пастухи, мельники и актеры. Неприятность состояла в том, что такое клеймо распространялось на всю семью, что осложняло вступление в гильдии или проведение нормальных похорон. Сам Мастер Франц оказался настоящим виртуозом своего дела. В те времена выносились самые различные приговоры. Палач убивал с помощью веревки и меча, ломаного колеса, сжигая и погружая в воду. Колесо предназначалось для самых отъявленных негодяев, на костре сжигали гомосексуалистов и фальшивомонетчиков. По судебным правилам Священной Римской империи, принятым в 1532 году погружением в воду казнили женщин-детоубийц. Однако сам Шмидт при поддержке духовенства добился замены такого вида казни на отсечение головы мечом. Всю свою карьеру палач вел дневник, в котором указывал наказания, совершенные им за годы работы. На страницах остались воспоминания о 361 казни и 345 наказаниях. Палач ведь еще и порол людей, а также отрезал уши и пальцы. Первые записи несут совсем мало информации, но с годами Шмидт стал разговорчивее, расписывая даже детали преступления осужденного. Дневник палача оказался уникальным документом с точки зрения как истории права, так и социальной истории. Оригинал до наших дней не сохранился, однако современное издание гласит о четырех рукописных копиях. Их сделали в XVII-XIX веках, сегодня они хранятся в библиотеках Бамберга и Нюрнберга. А впервые напечатали дневник Шмидта еще в 1801 году.

Уильям Колкрэфт (1800-1879). Официальное число казней этого палача неизвестно. Однако исследователи полагают, что было около 450 жертв, из них около 35 женщин. Одной из самых известных жертв являлся Франсуа Курвуазье, который ограбил, а затем убил своего хозяина-лорда. Казнь состоялась 6 июля 1840 года. Сам палач родился в провинциальном городке Баддоу, получил профессию сапожника. Подрабатывал Колкрэфт ночным сторожем. Продавая пироги с мясом около тюрьмы, он познакомился с палачом Джоном Фокстоном из тюрьмы Ньюгейт. Тот дал Уильяму работу, Колкрэфт начал за 10 шиллингов в неделю пороть несовершеннолетних преступников. Когда Фокстон скончался в 1829 году, его преемником официально назначили Колкрэфта. 13 апреля 1829 года всего через 9 дней после вступления в должность палач впервые казнил женщину, Эстер Хибнер. Преступница, которую пресса окрестила «Злостным монстром» заморив свою девочку-подмастерье голодом. Те события оказались настолько резонансными, что после приведения приговора в исполнение многолюдная толпа сканировала «Ура Колкрэфту!». Впервые с 1700-года была казнена семейная пара, Мэри и Фредерик Маннинг пострадали за убийство богатого любовника жены. Последняя публичная казнь состоялась 26 мая 1868 года, после чего согласно английским законам людей убивали в частном порядке. А чуть раньше палач провел последнюю публичную казнь женщины - 2 тысячи человек наблюдали, как 2-3 минуты приговоренная Фрэнсис Киддер билась в петле. Именно Колкрэфт стал первым, кто стал казнить в частном порядке. Карьера палача растянулась на 45 лет. Современники Колкрэфта вспоминают, что он был некомпетентен в своем деле. Историки предполагают, что затягивая казнь и мучения жертвы, палач просто развлекал публику, коей иногда собиралось до 30 тысяч человек. Колкрэфт порой раскачивался на ногах повещенных, а иногда даже залазил на плечи, стремясь сломать шею. В итоге палача принудительно отправили на пенсию за некомпетентность. Ему назначили пенсию в 25 шиллингов. К старости Уильям оказался угрюмым человеком с длинными волосами и бородой и потрепанной черной одежде.

Нужны ли обществу палачи? Вопрос совсем не праздный, так как отдельные представители рода человеческого склоны к совершению тяжких уголовных преступлений. Таких личностей ловят, судят и часто приговаривают к смертной казни. Вот тут-то на первый план и выходит исполнитель наказания. Именно он от имени государства лишает жизни осуждённого. Поэтому, как ни крути, а без палачей никуда.

Однако не каждый гражданин страны готов взвалить на свои плечи столь ответственную ношу. Тут нужны определённая психика и мировоззрение. С улицы первого прохожего не позовёшь. Поэтому найти исполнителя не так-то просто. И всё же государственные чиновники во все времена решали этот сложный вопрос, а правосудие вершилось в соответствии с приговором. Исполнителей же подбирали с учётом местных особенностей и менталитета людей.

Палачи в Европе

Во Франции такое ремесло как лишение жизни людей по приговору суда передавалось по наследству. Дом палача всегда стоял на отшибе. Люди не горели желанием встречаться с ним в повседневной жизни. Существовало поверье, что тот, кто дотронется до исполнителя наказания, закончит жизнь на виселице. Отсюда и отчуждённость не только к самому "профессиональному убийце", но и к членам его семьи. В жёны такие люди брали, как правило, женщин из своего круга, а сыновья продолжали дело отцов.

Самой известной династией заплечных дел мастеров стало семейство Сансонов . Они исполняли свой государственный долг на протяжении 159 лет. Основатель династии - Шарль Сансон. В 1688 году Людовик XIV назначил его специальным указом главным палачом Парижа. Причиной выбора короля стало то, что Сансон был женат на дочери исполнителя кровавых наказаний. Но у того сыновей не было, поэтому должность после смерти последнего перешла к зятю.

В 1726 году скоропостижно скончался очередной представитель этой династии. У него остался 8-летний сын Шарль Батист. В соответствии с существующими традициями он стал палачом. Но мальчик, естественно, не мог выполнять столь сложные обязанности. Поэтому до его совершеннолетия казни осуществлял другой человек, а ребёнок был обязан присутствовать при них, чтобы традиция формально соблюдалась.

Самым знаменитым в этой династии был Шарль Анри Сансон. Он казнил Людовика XVI, Марию Антуанетту, Жоржа Жака Дантона, Робеспьера, а также многих других знаменитых людей времён Французской революции. Именно в это время появилась гильотина, что значительно облегчило труд.

Последним в династии и 7-м по счёту стал Клеман Анри Сансон. Он возложил на себя специфические обязанности в 1840 году. Этот человек имел тягу к азартным играм, поэтому наделал много долгов. Он вынужден был бежать из Парижа от кредиторов в 1847 году. Пришло время исполнять очередную казнь, а Клемана нигде не смогли найти. Сына у него не было, и поэтому династия прекратила своё существование.

Но известная на всю страну фамилия в дальнейшем помогла последнему Сансону. Одно из французских издательств задумала написать книгу о знаменитой династии. Книгу решили издать от имени Клемана Анри и выкупили у него на это право за большую сумму денег. В результате этого в 1863 году увидело свет 6-томный сборник под названием "Записки палача".

Исполнение приговора на французской гильотине

Не менее известным экзекутором считается Джованни Батиста Бугатти . Он трудился исполнителем смертных приговоров в Папской области в период с 1796 по 1865 годы. Родился этот человек в 1780 году, а кровавые обязанности возложил на себя в 16-летнем возрасте. Вначале он рубил головы и вешал преступников, а в 1816 году процесс лишение жизни сделали более цивилизованным. В Италии появилась гильотина по примеру Франции. За всю свою долгую деятельность Джованни лишил жизни 516 человек.

Сам же он был набожным и скромным человеком. Зарплата у него была небольшой, но зато постоянной. В 85-летнем возрасте этот человек вышел на заслуженный отдых. В наши дни Бугатти стал очень популярным. Его личные вещи и орудия производства хранятся в римском музее криминологии.

Уже в XX веке получил известность английский палач Альберт Пирпойнт (1905-1992). Заплечными делами он занимался с 1934 по 1956 годы. За это время повесил 608 осуждённых. Получил за них в общей сложности 10 тыс. фунтов стерлингов. Это помимо официальной зарплаты. То есть за каждого повешенного Альберту доплачивали. Под конец своей деятельности англичанин так набил руку, что вешал осуждённого за 17 секунд.

Палачи в США

Что касается США, то палачи в этой стране выполняли кровавую работу сдельно. Человек работал, скажем электриком, а на время исполнения наказания превращался в карающий меч правосудия. Причём платили за это большие деньги. По нынешнему курсу за каждого убиенного заплечных дел мастер получал 2 тыс. долларов.

К примеру, хорошо известен такой исполнитель наказания как Роберт Грин Эллиот . Работал он в Клинтонском исправительном учреждении (штат Нью-Йорк). Это самая большая мужская тюрьма строго режима в США. Электрический стул в ней стали практиковать с 1892 года.

Роберт Грин в период с 1926 по 1939 годы отправил на тот свет 387 человек. С учётом выплаченных гонораров он стал обеспеченным человеком. К приговорённым применялось напряжение 2000 вольт. Оно создавало мощный разряд тока, который проходил через мозг. Смерть при этом наступала мгновенно.

Не менее популярен и американский сержант Джон Вудс . Прославился он, благодаря Нюрнбергскому процессу. Именно ему доверили казнь нацистов . Но до этого у него за плечами уже был огромный опыт. Сержант повесил 347 убийц и насильников. Правда, самому бедняге не повезло. Он погиб в возрасте 39 лет в 1950 году от удара током в результате несчастного случая. Похоронили Вудса в городе Торонто (штат Канзас).

Палачи в России

На Руси профессионалы по заплечным делам появились в конце XVII века. В 1681 году был издан царский указ, который повелевал в каждом городе, где есть тюрьма, привлечь на службу специального человека, который смог бы исполнять смертные приговоры. При этом подразумевались добровольцы. Допускалось даже набирать бродяг, предлагая им постоянное питание и заработок.

Однако дело усугублялось позорным статусом исполнителя. Люди от такого человека отворачивались, а в церкви не допускали к причастию. Называли же палача на Руси катом , что является синонимом экзекутору. Одним словом, охотников на хоть и сытную, но не престижную должность не находилось. Шли в каты лишь самые падшие личности, которым деваться было некуда.

В 1742 году Сенат повысил экзекуторам жалованье почти в 2 раза, но кадровую проблему это не решило. К началу XIX века во многих губерниях вообще не было людей, которые могли бы приводит в исполнение смертный приговор. В 1805 году высочайшим указом было разрешено набирать на роль катов осуждённых преступников. Содержали их в специальных отдельных тюремных помещениях. В общей камере держать было нельзя, так как заключённые могли такого экзекутора убить.

Излюбленное наказание кнутом на Руси

В России в то время широко применялось наказание кнутом. Оно вроде как считалось гуманным, так как не подразумевало смерть. И действительно, под кнутом люди не умирали. Они отдавали Богу душу дня через 2-3 после экзекуции. Кнут разрывал печень, почки, кровеносные сосуды, вызывал обильное внутреннее кровотечение. Наказываемый получал тяжелейшие травмы, но мог с ними прожить ещё пару дней.

На время исполнения наказания каты, как правило, надевали красные рубахи. Это была их униформа. А вот во Франции в таких рубахах выводили на эшафот осуждённых на смерть. У каждого народа свои обычаи и традиции.

В 1879 году в империи появились военно-окружные суды. Им дали право выносить смертные приговоры без обжалования в вышестоящей инстанции. Число смертников прибавилось, а экзекуторов не было. В то время на всю страну существовал единственный палач по фамилии Фролов . Он в сопровождении охраны ездил по тюрьмам и вешал приговорённых к смерти. Получалось, что вся жизнь у этого человека проходила в разъездах.

В первом десятилетии XX века ситуация не исправилась. В империи катом числился некий Филипьев . Сам он был из казаков. Во время ссоры убил человека, и суд приговорил его к смертной казни. Затем ему предложили обменять жизнь на согласие стать заплечных дел мастером. Бывший казак согласился. Именно он повесил террориста Ивана Каляева весной 1905 года, убившего бомбой великого князя Сергея Александровича. Филипьев лишил жизни и многих других политических и уголовных преступников. Самого ката в 1911 году убили заключённые, с которыми он случайно оказался в одном вагоне.

А вот далее в России случилось что-то непонятное. В годы Гражданской войны появилось множество убийц. И белые, и красные истребляли людей тысячами. Эта тенденция продолжилась и в 20-е, и в 30-е годы. Людей, как будто, подменили, а может, просто поменялся статус экзекутора. Раньше он был отверженным, а тут стал полновластным хозяином человеческих судеб. Скорее всего, так оно и есть. Через убийства отдельные граждане самоутверждались и начинали чувствовать свою значимость. Но это удел жалких и недалёких личностей, которыми настоящие палачи всегда и являлись.

Cтатью написал Леонид Сухов

Антонина Макарова родилась в 1921 году на Смоленщине, в деревне Малая Волковка, в большой крестьянской семье Макара Парфёнова . Училась в сельской школе, и именно там произошёл эпизод, повлиявший на ее дальнейшую жизнь. Когда Тоня пришла в первый класс, то из-за стеснительности не могла назвать свою фамилию — Парфёнова. Одноклассники же стали кричать «Да Макарова она!», имея в виду, что отца Тони зовут Макар.

Так, с лёгкой руки учительницы, на тот момент едва ли не единственного грамотного в деревне человека, в семье Парфёновых появилась Тоня Макарова.

Училась девочка прилежно, со старанием. Была у неё и своя революционная героиня — Анка-пулемётчица . У этого кинообраза был реальный протип — санитарка чапаевской дивизии Мария Попова , которой однажды в бою действительно пришлось заменить убитого пулемётчика.

Окончив школу, Антонина отправилась учиться в Москву, где её и застало начало Великой Отечественной войны. На фронт девушка отправилась добровольцем.

Походная жена окруженца

На долю 19-летней комсомолки Макаровой выпали все ужасы печально известного «Вяземского котла».

После тяжелейших боёв в полном окружении из всей части рядом с молодой санитаркой Тоней оказался лишь солдат Николай Федчук . С ним она и бродила по местным лесам, просто пытаясь выжить. Партизан они не искали, к своим пробиться не пытались — кормились, чем придётся, порой воровали. Солдат с Тоней не церемонился, сделав её своей «походной женой». Антонина и не сопротивлялась — она просто хотела жить.

В январе 1942 года они вышли к деревне Красный Колодец, и тут Федчук признался, что женат и поблизости живёт его семья. Он оставил Тоню одну.

Из Красного Колодца Тоню не гнали, однако у местных жителей и так было полно забот. А чужая девушка не стремилась уйти к партизанам, не рвалась пробиваться к нашим, а норовила закрутить любовь с кем-то из оставшихся в селе мужчин. Настроив местных против себя, Тоня вынуждена была уйти.

Антонина Макарова-Гинзбург. Фото: Public Domain

Убийца с окладом

Блуждания Тони Макаровой завершились в районе посёлка Локоть на Брянщине. Здесь действовала печально известная «Локотская республика» — административно-территориальное образование русских коллаборационистов. По сути своей, это были те же немецкие холуи, что и в других местах, только более чётко официально оформленные.

Полицейский патруль задержал Тоню, однако партизанку или подпольщицу в ней не заподозрили. Она приглянулась полицаям, которые взяли её к себе, напоили, накормили и изнасиловали. Впрочем, последнее весьма относительно — девушка, хотевшая только выжить, была согласна на всё.

Роль проститутки при полицаях Тоня выполняла недолго — однажды её, пьяную, вывели во двор и положили за станковый пулемёт «максим». Перед пулемётом стояли люди — мужчины, женщины, старики, дети. Ей приказали стрелять. Для Тони, прошедшей не только курсы медсестёр, но и пулемётчиц, это не составляло большого труда. Правда, вусмерть пьяная женщина не очень понимала, что делает. Но, тем не менее, с задачей справилась.

На следующий день Макарова узнала, что она теперь официальное лицо — палач с окладом в 30 немецких марок и со своей койкой.

Локотская республика безжалостно боролась с врагами нового порядка — партизанами, подпольщиками, коммунистами, прочими неблагонадёжными элементами, а также членами их семей. Арестованных сгоняли в сарай, выполнявший роль тюрьмы, а утром выводили на расстрел.

В камеру вмещалось 27 человек, и всех их необходимо было ликвидировать, дабы освободить места для новых.

Браться за эту работу не хотели ни немцы, ни даже полицаи из местных. И тут очень кстати пришлась появившаяся из ниоткуда Тоня с её способностями к стрельбе.

Девушка не сошла с ума, а наоборот, сочла, что её мечта сбылась. И пусть Анка расстреливала врагов, а она расстреливает женщин и детей — война всё спишет! Зато её жизнь наконец-то наладилась.

1500 загубленных жизней

Распорядок дня Антонины Макаровой был таков: утром расстрел 27 человек из пулемёта, добивание выживших из пистолета, чистка оружия, вечером шнапс и танцы в немецком клубе, а ночью любовь с каким-нибудь смазливым немчиком или, на худой конец, с полицаем.

В качестве поощрения ей разрешали забирать вещи убитых. Так Тоня обзавелась кучей нарядов, которые, правда, приходилось чинить — носить сразу мешали следы крови и дырки от пуль.

Впрочем, иногда Тоня допускала «брак» — нескольким детям удалось уцелеть, потому что из-за их маленького роста пули проходили поверх головы. Детей вывезли вместе с трупами местные жители, хоронившие убитых, и передали партизанам. Слухи о женщине-палаче, «Тоньке-пулемётчице», «Тоньке-москвичке» поползли по округе. Местные партизаны даже объявили охоту на палача, однако добраться до неё не смогли.

Всего жертвами Антонины Макаровой стали около 1500 человек.

К лету 1943 года жизнь Тони вновь сделала крутой поворот — Красная Армия двинулась на Запад, приступив к освобождению Брянщины. Девушке это не сулило ничего хорошего, но тут она очень кстати заболела сифилисом, и немцы отправили её в тыл, дабы она не перезаражала доблестных сынов Великой Германии.

Заслуженный ветеран вместо военной преступницы

В немецком госпитале, впрочем, тоже скоро стало неуютно — советские войска приближались настолько быстро, что эвакуировать успевали только немцев, а до пособников дела уже не было.

Поняв это, Тоня сбежала из госпиталя, вновь оказавшись в окружении, но теперь уже советском. Но навыки выживания были отточены — она сумела добыть документы, доказывавшие, что всё это время Макарова была санитаркой в советском госпитале.

Антонина благополучно сумела поступить на службу в советский госпиталь, где в начале 1945 года в неё влюбился молоденький солдат, настоящий герой войны.

Парень сделал Тоне предложение, она ответила согласием, и, поженившись, молодые после окончания войны уехали в белорусский город Лепель, на родину мужа.

Так исчезла женщина-палач Антонина Макарова, а её место заняла заслуженный ветеран Антонина Гинзбург.

Её искали тридцать лет

О чудовищных деяниях «Тоньки-пулемётчицы» советские следователи узнали сразу после освобождения Брянщины. В братских могилах нашли останки около полутора тысяч человек, но личности удалось установить лишь у двухсот.

Допрашивали свидетелей, проверяли, уточняли — но на след женщины-карателя напасть не могли.

Тем временем Антонина Гинзбург вела обычную жизнь советского человека — жила, работала, воспитывала двух дочерей, даже встречалась со школьниками, рассказывая о своём героическом военном прошлом. Разумеется, не упоминая о деяниях «Тоньки-пулемётчицы».

КГБ потратил на её поиски больше трёх десятилетий, но нашёл почти случайно. Некий гражданин Парфёнов, собираясь за границу, подал анкеты с данными о родственниках. Там-то среди сплошных Парфёновых в качестве родной сестры почему-то значилась Антонина Макарова, по мужу Гинзбург.

Да, как же помогла Тоне та ошибка учительницы, сколько лет она благодаря ей оставалась в недосягаемости от правосудия!

Оперативники КГБ работали ювелирно — обвинить в подобных злодеяниях невинного человека было нельзя. Антонину Гинзбург проверяли со всех сторон, тайно привозили в Лепель свидетелей, даже бывшего полицая-любовника. И лишь после того, как все они подтвердили, что Антонина Гинзбург и есть «Тонька-пулемётчица», её арестовали.

Она не отпиралась, рассказывала обо всём спокойно, говорила, что кошмары её не мучили. Ни с дочерьми, ни с мужем общаться не захотела. А супруг-фронтовик бегал по инстанциям, грозил жалобой Брежневу , даже в ООН — требовал освобождения жены. Ровно до тех пор, пока следователи не решились рассказать ему, в чём обвиняется его любимая Тоня.

После этого молодцеватый, бравый ветеран поседел и постарел за одну ночь. Семья отреклась от Антонины Гинзбург и уехала из Лепеля. Того, что пришлось пережить этим людям, врагу не пожелаешь.

Возмездие

Антонину Макарову-Гинзбург судили в Брянске осенью 1978 года. Это был последний крупный процесс над изменниками Родины в СССР и единственный процесс над женщиной-карателем.

Сама Антонина была убеждена, что за давностью лет наказание не может быть чересчур строгим, полагала даже, что она получит условный срок. Жалела только о том, что из-за позора снова нужно переезжать и менять работу. Даже следователи, зная о послевоенной образцовой биографии Антонины Гинзбург, полагали, что суд проявит снисхождение. Тем более, что 1979 год был объявлен в СССР Годом Женщины.

Однако 20 ноября 1978 года суд приговорил Антонину Макарову-Гинзбург к высшей мере наказания — расстрелу.

На суде была доказана документально её вина в убийстве 168 человек из тех, чьи личности удалось установить. Ещё более 1300 так и остались неизвестными жертвами «Тоньки-пулемётчицы». Есть преступления, которые невозможно простить.

В шесть утра 11 августа 1979 года, после того, как были отклонены все прошения о помиловании, приговор в отношении Антонины Макаровой-Гинзбург был приведён в исполнение.

Едва сбившись в стаю, люди начали устанавливать определенные правила жизни внутри сообщества. Не всем это нравилось. Нарушителей, когда ловили, судили и наказывали. Долгое время люди знали только один вид наказания - смерть. Отрубить голову за украденный пучок редиски считалось вполне справедливым.

Каждый мужчина был воином, умел владеть мечом или, в крайнем случае, дубиной, и всегда мог лично казнить вора, посягнувшего на самое святое - на собственность. Если речь шла об убийстве, то приговор с удовольствием приводили в исполнение родственники убитого.

По мере развития общества совершенствовалось и судопроизводство, наказание уже должно было соответствовать тяжести преступления, за сломанную руку следовало также аккуратно сломать руку, а это гораздо сложнее, чем убить.

В человеке проснулась фантазия, он познал муки творчества, появились такие виды наказания, как бичевание, клеймение, отсечение конечностей и всевозможные виды пыток, для осуществления которых уже нужны были специалисты. И они появились.

Палачи были в Древнем Египте, Древней Греции и Древнем Риме. Это если не древнейшая профессия, то одна из самых древних. А в Средневековье ни один европейский город уже не мог обойтись без палача. Казнить преступника, допросить с пристрастием подозреваемого в государственной измене, провести показательную экзекуцию на центральной площади - без палача никак!

Официально палач был служащим городского магистрата. С ним заключался контракт, он давал присягу, получал жалованье, магистрат обеспечивал работника «рабочим инструментом». Палачу выдавалась форменная одежда и выделялось служебное жилье. Никакого балахона с прорезями для глаз палачи никогда на голову не надевали. Платили им сдельно, за каждую казнь или пытку.

Счет от 25.03.1594 года палача Мартина Гуклевена рижскому магистрату: казнил мечом Гертруду Гуфнер - 6 марок; повесил вора Мартина - 5 марок; сжег преступника за фальшивый вес дров - 1 марка 4 шиллинга, прибил 2 плаката к позорному столбу - 2 марки.

Как видно, самым дорогим было отсечение головы (для этого требовалась высшая квалификация), повешение стоило дешевле, а за сожжение платили сущую ерунду, как за прибитие 1 плаката на доску объявлений.

Как во всяком ремесле, среди палачей были свои мастера и виртуозы. Искусный палач владел несколькими десятками видов пыток, был хорошим психологом (быстро определял, чего жертва боится больше всего), составлял квалифицированный сценарий пыток и умел проводить их так, чтобы допрашиваемый не терял сознания и не умер до окончания следствия, что считалось браком в работе.

На казни в средневековом городе собирались и стар, и млад. С утра по городу ходили глашатаи и скликали народ. Беднота толпилась на площади, знать покупала места в домах с окнами на плаху. Для высокородных строили отдельную ложу. Палач, как настоящий артист, выкладывался на все сто, чтобы порадовать зрителей истошными воплями приговоренного и сделать зрелище незабываемым, дабы о нем вспоминали долгое время.

Такой высококлассный специалист был большой редкостью, поэтому платили палачам хорошо, зарплату не задерживали. Были и своего рода «премиальные»: одежда казненного принадлежала мастеру топора. Принимая на эшафоте приговоренного к смерти высокородного господина, палач оценивал, крепки ли его штаны и не слишком ли стоптаны туфли.

Впрочем, у «работников топора» были и дополнительные источники заработка. Палач занимался не только казнями и пытками. Первоначально он осуществлял надзор от магистрата за городскими проститутками. Позорная должность смотрителя борделя была очень прибыльной. Городские власти скоро осознали, какого они сваляли дурака, отдав городскую секс-индустрию в чужие руки, и к началу XVI века эта практика была повсеместно прекращена.

До XVIII века палач отвечал за очистку городских общественных уборных, то есть выполнял функции золотаря. Во многих городах палач выполнял и функции живодера: занимался отловом бродячих собак. А еще палач убирал с улиц падаль, изгонял прокаженных.

Однако, по мере того как росли города, у палачей становилось все больше и больше основной работы, и постепенно их начали освобождать от несвойственных им функций, чтобы не отвлекались.

В частном порядке многие палачи занимались врачеванием. По характеру своей работы они очень хорошо знали анатомию. Если городские врачи для своих исследований вынуждены были воровать трупы с кладбищ, то палачи проблем с «наглядными пособиями» не испытывали.

Не было в Европе лучших травматологов и мануальных терапевтов, чем мастера пыток. Екатерина II упоминала в мемуарах, что позвоночник ей лечил знаменитый специалист - палач из Данцига. Не брезговали палачи и незаконными приработками. Чернокнижникам и алхимикам для их занятий требовались то отрубленная у преступника кисть, то веревка, на которой его повесили. Ну где все это взять, как не у палача?

И еще палачи брали взятки, которые давали родственники приговоренных к мучительной казни: «Ради всего святого, подарите ему быструю смерть». Палач брал деньги, душил беднягу и на костре сжигали уже труп. Платили даже приговоренные к смерти, чтобы палач постарался и отрубил голову с одного удара, а не тюкал 3-4 раза.

Палач мог убить приговоренного к бичеванию: провести экзекуцию так, что бедняга умирал на третий-четвертый день после казни (так сводили счеты). И, наоборот, мог только вспарывать кнутом приговоренному кожу на спине. Море крови, зрители довольны, и только палач и привязанный к столбу казнимый знали, что основную силу удара кнута принимает на себя столб.

В Германии и Франции палачи были весьма состоятельными людьми. Но, несмотря на это, работа палача считалась малопочтенным занятием, их не любили, их боялись и обходили стороной. Социальный статус палачей был на уровне проституток и актеров. Дома их обычно находились за чертой города. Возле них никто никогда не селился. Палачи имели привилегию брать на рынке продукты даром, потому что многие отказывались принимать у них деньги. В церкви они должны были стоять у самой двери, позади всех, и к причастию подходить последними.

В приличных домах их не принимали, поэтому общались палачи с такими же париями - могильщиками, живодерами и палачами из соседних городов. В этом же кругу искали себе спутника или спутницу жизни. Поэтому в Европе практиковали целые династии палачей.

Работа была опасной: на палачей нападали, палачей убивали. Это могли сделать как сообщники казненного, так и толпа, недовольная проведением казни. Герцогу Монмуту неопытный палач Джон Кетч отрубил голову с 5-го удара. Толпа ревела от негодования, палача увели с места казни под охраной и посадили в тюрьму, чтобы спасти от народной расправы.

Высококвалифицированных палачей было мало. Каждый город, имевший своего «специалиста», дорожил им, и почти всегда в договор о найме вносился пункт, что палач должен подготовить себе преемника. Чаще всего палачами становились по наследству. У сына палача фактически не было иного выбора, кроме как стать палачом, а у дочери - стать женой палача. Старший сын принимал должность отца, а младший уезжал в другой город.

Найти себе место палача не составляло труда, во многих городах эта вакансия пустовала в течение долгих лет. В XV веке многие польские города не имели своего мастера и вынуждены были брать на прокат специалиста из Познани.

Часто палачами становились приговоренные к смерти, покупая себе такой ценой жизнь. Кандидат становился подмастерьем и под началом мастера осваивал ремесло, постепенно привыкая к крикам истязуемых и крови.

В XVIII веке европейские просветители расценивали привычные средневековые казни уже как дикость. Однако смертельный удар по профессии палача нанесли не гуманисты, а вожди Великой французской революции, поставив казни на поток и введя в процесс гильотину.

Если владение мечом или топором требовало навыков, то с гильотиной мог управиться любой мясник. Палач перестал быть уникальным специалистом. Постепенно ушли в прошлое публичные казни. Последняя публичная казнь в Европе была произведена во Франции в 1939 году. На гильотине под несущиеся из открытых окон звуки джаза был казнен серийный убийца Эжен Вейдман. Рычаг машины повернул потомственный палач Жюль Анри Дефурно.

Сегодня еще 60 с лишним стран практикуют смертные приговоры, существуют в них и профессиональные палачи, работающие по старинке мечом и топором. Так, Мохаммед Саад аль-Беши, палач Саудовской Аравии (стаж работы с 1998 года), работает мечом, отсекая руку, ногу или голову с одного удара. На вопрос, как он спит, отвечает: «Крепко».

Клим Подкова

Смертная казнь, вокруг которой сегодня бушуют споры правозащитников и общественности, - наказание, появившееся в глубокой древности и дошедшее до наших дней. В некоторые периоды истории человечества смертная казнь была едва ли не преобладающим наказанием в правоохранительной системе различных государств. Для расправы над преступниками требовались палачи - неутомимые и готовые «трудиться» от зари до зари. Профессия эта овеяна зловещими мифами и мистицизмом. Кто же такой палач на самом деле?

В раннем средневековье суд вершил феодал или его представитель, опираясь на местные традиции. Первоначально осуществления наказания должны были осуществлять сами судьи или их помощники (приставы), пострадавшие, случайно нанятые люди и т.д. Основой дознания был опрос свидетелей. Спорные вопросы решались с помощью системы ордалий («божьего суда»), когда человек как бы отдавался на волю бога. Это достигалось путем проведения поединка, по принципу «кто победил, тот и прав». Драться должны были или сами обвинитель и подозреваемый, или их представители (родственники, нанятые и т.д.)

Другой формой ордалий были физические испытания, например, взять в руку раскаленный метал или опустить руку в кипяток. Позднее по количеству и степени ожогов судья определял волю бога. Понятно, что такой суд был не слишком справедлив. С усилением центральной власти и развитием городов, где местную власть осуществляли выборные власти, возникает система более профессионального суда.

С развитием судопроизводства усложняются и наказания. Наряду со старыми формами наказания, такими как вергельд (штраф) и простая казнь, появляются новые. Это бичевание, клеймение, отсечение конечностей, колесование и т.д.. Определенную роль играло то, что в некоторых местах сохранялась идея «око за око», т.е., если человек нанес какое-либо телесное повреждение, например, если преступник сломал пострадавшему руку, то ему тоже нужно было сломать руку.

Теперь нужен был специалист, способный провести процедуру наказания, причем так, чтобы осужденный не погиб, если он был осужден только на наказание, или до того, как будут выполнены все назначенные судом пытки.

Как и раньше необходимо было провести процедуры допроса, заставив подозреваемого дать показания, но при этом не допустить потери сознания и особенно смерти подозреваемого во время допроса.

Первые упоминания должности палача встречаются в документах 13 века. Но монополия на выполнение приговоров установилась за ним только к 16 веку. До этого приговор могли выполнять, как и раньше, другие люди.

Профессия палача была не так проста, как может показаться на первый взгляд. В частности, это касалось процедуры обезглавливания. Отрубить голову человеку одним ударом топора было нелегко, и особо ценились те палачи, что могли сделать это с первой попытки. Такое требование к палачу выдвигалось вовсе не из гуманности к осужденному, а из-за зрелищности, поскольку казни, как правило, носили публичный характер. Мастерству учились у старших товарищей. В России процесс обучения палачей проводился на деревянной кобыле. На неё клали муляж человеческой спины из берёзовой коры и отрабатывали удары. У многих палачей было что-то вроде фирменных профессиональных приёмов. Известно, что последний британский палач Альберт Пьеррпойнт проводил казнь за рекордное время - 17 секунд.

Положение палача

Официально работа палача считалась такой же профессией, как и любые другие. Палач считался служащим, чаще городским, но иногда он мог находиться на службе какого-нибудь феодала.
Он отвечал за исполнение различных приговоров суда, а также проведение пыток. Следует отметить, что палач был именно исполнителем. Он не мог по своей воле провести пытку. Обычно его действиями руководил представитель суда.

Палач получал жалование, иногда дом, где он жил. В некоторых случаях палачам, как и другим служащим, оплачивалась и форменная одежда. Иногда эта была общая униформа городских служащих, иногда особая одежда, подчеркивающая его значение. Большая часть инструментов (дыба, другие приспособления и т.д.) оплачивались и принадлежали городу. Символом палача (во Франции) был специальный меч с округлым лезвием, предназначенный только для отрубания голов. В России - кнут.

Маску, которую так часто показывают в кино, реальный палач обычно не надевал. Маска была на палаче при казни английского короля Англии Карла 1-го, но это был единичный случай. Средневековые палачи, да и палачи в более поздние периоды истории, очень редко скрывали свои лица, поэтому укоренившийся в современной культуре образ палача в маске-капюшоне не имеет под собой реальных оснований. До конца XVIII масок вовсе не было. Палача в его родном городе все знали в лицо. Да и скрывать свою личность палачу было незачем, ведь в древние времена никто даже не помышлял о мести исполнителю приговора. Палач рассматривался всего лишь как инструмент.

Обычно должности палача занималась или по наследству, или под угрозой уголовного преследования.

Существовала практика что осужденный мог получить амнистию, если соглашался стать палачом. Для этого необходимо, чтобы место палача было вакантно, и не всем осужденным могли предложить такой выбор.

Перед тем как стать палачом, претендент должен был долгое время проработать подмастерьем. Претендент должен был обладать немалой физической силой и значительными знаниями о человеческом теле. Чтобы подтвердить свое умение, кандидат, также как и в других средневековых профессиях, должен был исполнить «шедевр», т. е., выполнить свои обязанности под присмотром старших. Если палач уходил на покой, он был обязан предложить городу кандидатуру на свой пост.

Иногда, кроме палача, были и другие смежные должности. Так, в Париже, помимо самого палача, в команду входили его помощник, отвечавший за пытки, и плотник, специально занимавшийся строительством эшафота и т.д.

Хотя по закону палач и считался обычным служащим, отношение к нему было соответствующим. Правда он нередко мог хорошо зарабатывать.

Платили палачам во все времена немного. В России, например, по Уложению 1649 года жалование палачам уплачивали из государевой казны – «годового жалованья по 4 рубля каждому, из губных неокладных доходов». Однако, это компенсировалось своеобразным «социальным пакетом». Так как палач был широко известен в своей местности, он мог, приходя на рынок, брать всё, что ему было необходимо, совершенно бесплатно. В буквальном смысле палач мог питаться так же, как тот, кому он служил. Впрочем, традиция эта возникла не из-за благосклонности к палачам, а как раз наоборот: ни один торговец не хотел брать «кровавых» денег из рук убийцы, но поскольку палач был нужен государству, кормить его были обязаны все.

Впрочем, со временем традиция изменилась, и известен достаточно забавный факт бесславного ухода из профессии французской династии палачей Сансонов, существовавшей более 150 лет. В Париже долгое время никого не казнили, поэтому палач Клемон-Анри Сансон сидел без денег и влез в долги. Самое лучшее, что придумал палач – заложить гильотину. И как только он это сделал, по иронии судьбы, сразу появился «заказ». Сансон умолял ростовщика выдать гильотину на время, но тот был непоколебим. Клемон-Анри Сансон был уволен. А если бы не это недоразумение, то ещё целый век его потомки могли бы рубить головы, ведь смертная казнь во Франции была отменена только в 1981 году.

Но работа палача считалась крайне малопочтенным занятием. По своему положению он был близок к таким низшим слоям общества, как проститутки, актеры и т.д.. Даже случайно соприкосновение с палачом было неприятно. Именно поэтому палач часто должен был носить форменную одежду особого покроя и/или цвета(в Париже - синего).

Для дворянина считалось оскорбительным сам факт поездки в телеге палача. Даже если осужденного освобождали на плахе, сам факт того, что он проехал в телеге палача, наносил огромный ущерб его чести.

Известен случай, когда палач, назвавшись городским служащим, был принят в доме дворянки. Позднее, узнав кто он, она подала на него в суд, поскольку чувствовала себя оскорбленной. И хотя она проиграла процесс, сам факт весьма показателен.

В другой раз группа пьяных молодых дворян, услыхав, что в доме, мимо которого они проходили, звучит музыка, вломилась туда. Но узнав, что попали на свадьбу палача, сильно смутились. Только один остался и даже попросил показать ему меч. Поэтому палачи обычно общались и женились в кругу близких им по положению профессий – могильщики, живодеры и т.д.. Так возникали целые династии палачей.

Палач нередко рисковал быть избитым. Эта угроза возрастала за границей города или в период проведения крупных ярмарок, когда в городе появлялось много случайных людей, которые могли не бояться преследования местных властей.

Во многих областях Германии, существовало правило, что если кто-то, например, муниципалитет небольшого города, нанимал палача, он был обязан обеспечит его охраной и даже внести специальный залог. Бывали случаи, когда палачей убивали. Это могла сделать как толпа, недовольная проведением казни, так и преступники.

Казнь Емельяна Пугачева

Дополнительные заработки

Поскольку палач считался городским служащим, он получал фиксированную оплату по таксе, установленной властями. Кроме того, палачу отдавались все вещи, что надеты от пояса жертвы и ниже. Позднее в его распоряжение стала передаваться вся одежда. Поскольку казни проводились преимущественно в особо объявленные дни, в остальное время работы, а, следовательно, и заработка, у палача было не так чтоб очень много. Иногда городской палач выезжал в соседние небольшие городки для выполнения своих функций по заказам местных властей. Но это тоже случалось не часто.

Чтобы дать палачу возможность заработать и не платить ему за простой, за ним часто закреплялись и другие функции. Какие конкретно, зависело как от местных традиций, так и от размеров города.
Среди них наиболее часто встречались следующие.

Во-первых, палач обычно осуществлял надзор за городскими проститутками, естественно собирая с них фиксированную плату. Т.е., являлся содержателем борделя, отвечавшим также за поведение проституток перед городскими властями. Эта практика была очень распространена до 15 века, позднее от нее постепенно отказались.

Во-вторых, иногда он отвечал за чистку общественных уборных, выполняя работу золотаря. Эти функции были закреплены за ними во многих городах до конца 18 века.

В-третьих, он мог исполнять работу живодера, т.е., занимался отловом бродячих собак, удалял из города падаль и выгонял прокаженных. Интересно, что если в городе были профессиональные живодеры, они часто были обязаны выступать в качестве помощников палача. Со временем и ростом городов у палача появлялось все больше работы, и он постепенно избавлялся от дополнительных функций.

Наряду с этими работами палач нередко оказывал населению другие услуги. Он торговал частями трупов и снадобьями, изготовленными из них, а также различными деталями, относящимися к казни. Такие вещи, как «рука славы» (кисть, отрубленная у преступника) и кусок веревки, на которой был повешен преступник, часто упоминаются в различных книгах по магии и алхимии того времени.

Нередко палач выступал в роли лекаря. Следует учесть, что по роду своей деятельности, палач должен хорошо разбираться в анатомии человека. К тому же, в отличие от докторов того времени, он имел свободный доступ к трупам. Поэтому он хорошо разбирался в различных травмах и болезнях. Репутация палачей как хороших лекарей была общеизвестна. Так Екатерина II упоминает о том, что в молодости данцингский палач лечил ей позвоночник, т.е., выполнял работу мануального терапевта. Иногда палач выступал в роли экзорциста, способного причинив боль телу, изгнать овладевшего им злого духа. Дело в том, что одним из надежнейших способов изгнать злого духа, завладевшего телом, считалась пытка. Причиняя боль телу, люди как бы пытали демона, заставляя его покинуть это тело.

В средневековой Европе палачи, как и все христиане, допускались в церковь. Однако, на причастие они должны были приходить последними, а во время службы должны были стоять у самого входа в храм. Впрочем, несмотря на это, у них было право проводить обряд венчания и обряд экзорцизма. Церковники того времени считали, что муки тела позволяют изгонять бесов.

Сегодня это кажется невероятным, но нередко палачи торговали сувенирами. И не стоит тешить себя надеждой, что между казнями они занимались резьбой по дереву или лепкой из глины. Торговали палачи алхимическими зельями и частями тела казненных, их кровью и кожей. Все дело в том, что, по мнению средневековых алхимиков, подобные реагенты и зелья имели невероятные алхимические свойства. Другие же полагали, что фрагменты тела преступника являются оберегом. Самый безобидный сувенир - веревка висельника, которая якобы приносила удачу. Случалось, что трупы тайно выкупались средневековыми врачами для изучения анатомического строения тела.

У России же, как обычно, свои путь: отрубленные части тел «лихого» люда использовались как своеобразная «агитка». В царском указе 1663 года говорится: «Отсеченные руки и ноги у больших дорог прибивать к деревьям, и у тех же рук и ног написать вины и приклеить, что те ноги и руки - воров и разбойников и отсечены у них за воровство, за разбой и за убийство… чтобы всяких чинов люди знали про их преступления».

Существовало понятие как «проклятье палача». Ничего общего с магией или колдовством оно не имело, а отражало взгляд общества на данное ремесло. По средневековым традициям, человек, ставший палачом, оставался им на всю жизнь и сменить профессию по своей воле не мог. В случае же отказа от выполнения своих обязанностей палача считали преступником.

Самым же знаменитым палачом ХХ века является француз Фернан Мейсонье. С 1953 по 1057 им лично было казнено 200 алжирских повстанцев. Ему 77 лет, он и сегодня живёт во Франции, своего прошлого не скрывает и даже получает от государства пенсию. Мейсонье в профессии с 16 лет, и это у них семейное. Его отец стал палачом из-за предоставляемых «выгод и благ»: право иметь боевое оружие, высокая зарплата, бесплатные поездки и налоговые льготы по содержанию пивной. Орудие своей мрачной работы – гильотину «модель 48» - он хранит и сегодня.

До 2008 года он жил во Франции, получал государственную пенсию и не скрывал своего прошлого. На вопрос, почему он стал палачом, Фернан отвечал, что вовсе не потому, что палачом был его отец, а потому, что палач имеет особый социальный статус, высокую зарплату. Бесплатные поездки по стране, право иметь боевое оружие, а также льготы по налогам при ведении бизнеса.


Фернан Мейсонье - самый известный палач ХХ века и документ, удостоверяющий его личность

«Иногда мне говорят: «Сколько же надо храбрости, чтобы казнить людей на гильотине ». Но это не храбрость, а самообладание. Уверенность в себе должна быть стопроцентная.

Когда приговоренных выводили во двор тюрьмы, они сразу же видели гильотину. Одни держались мужественно, другие падали без чувств или мочились в штаны.

Я залезал прямо под нож гильотины, хватал клиента за голову и тянул на себя. Если бы в этот момент мой отец случайно опустил нож, меня бы перерубило напополам. Когда я прижимал голову клиента к подставке, мой отец опускал специальное деревянное приспособление с полукруглым вырезом, удерживающее голову в нужном положении. Потом еще поднатуживаешься, хватаешь клиента за ушами, подтягиваешь голову к себе и кричишь: «Vas-y mon pere!» («Давай, отец!»). Если промедлить, клиент успевал как-то среагировать: поворачивал голову набок, кусал мне руки. Или голову выдергивал. Тут надо было беречься - нож опускался совсем рядом с моими пальцами. Некоторые заключенные кричали: «Аллах акбар!» В первый раз я, помню, подумал: «Так быстро!» Потом привык.»

“ Я был карающей рукой Правосудия и горд этим”- пишет он в своей книге. И никаких угрызений совести или ночных кошмаров.Орудие своего ремесла – гильотину – он хранил до самой смерти, выставлял ее в собственном музее под Авиньоном и порой разъезжал с ней по разным странам:
«Для меня гильотина – как для автолюбителя-коллекционера дорогой «феррари». Мог бы продать и обеспечить себе спокойную и сытую жизнь».

Но Мейсонье гильотину не продал, хотя «модель 48» рубила, по его словам, плохо, и приходилось «помогать руками». Палач подтягивал за уши голову обреченного вперед, поскольку «преступники втягивали ее в плечи и казнь по-настоящему не получалась».




Разборка гильотины на территории тюрьмы после казни. Последняя казнь во Франции была проведена в 1977 году





Публичная казнь. Публичная казнь во Франции существовала до 1939 года



Тем не менее, пишут, что Фернан был добрым малым, поклонником балета и оперного искусства, любителем истории и поборником правосудия, и вообще он по-доброму относился к преступникам.

И отец, и сын всегда следовали одному принципу: выполнить свою работу чисто и как можно быстрее, чтобы не продлевать и без того невыносимые страдания приговоренных. Фернан утверждал, что гильотина является самой безболезненной казнью. Выйдя на пенсию он тоже выпустил свои воспоминания, благодаря чему он тоже вполне известный человек.

Мохаммед Саад аль-Беши - действующий Главный палач Саудовской Аравии. Ему сегодня 45. «Не важно, сколько у меня на день заказов: два, четыре или десять. Я выполняю божью миссию и потому не знаю усталости», - говорит палач, который начал работать в 1998 году. Ни в одном интервью он не обмолвился, сколько казней на его счету, и какие гонорары он получает, зато похвастался, что за высокий профессионализм власти премировали его мечом. Меч Мохаммед «держит острым, как бритва» и «регулярно чистит». Кстати, он уже обучает ремеслу своего 22-летнего сына.

Одним из самых известных палачей в постсоветском пространстве является Олег Алкаев, который в 1990-е году был начальником расстрельной команды и возглавлял СИЗО Минска. Он не только ведёт активную социальную жизнь, но и выпустил книгу о своих трудовых буднях, после чего его назвали палачом-гуманистом.