Парадоксы школьного курса истории. Монгольская орда

В сталинском Советском Союзе было три подлинных культа:
культ знаний,
культ детей и
культ Красной армии.
А точнее, это были не культы, а четкая государственная политика. И такая – конструктивная, обращенная в устойчивое будущее общества политика выдерживалась даже во времена брежневщины, а стала рушиться лишь с приходом к власти Горбачева и Ельцина.
Не касаясь результатов разрушения двух первых «культов», остановимся на том факте, что уже добрую четверть века многие наши сограждане весьма настойчиво и упорно трудятся на ниве очернения и фальсификации истории Красной армии.
Причем особенно достается тому периоду, который связан с именами Сталина и Ворошилова. Обоих зачисляют в палачи РККА, якобы поднятой на ноги военными гениями типа Тухачевского, Якира, Уборевича, Корка и т.д. и якобы обезглавленной Сталиным в 1937–1938 годах. Сталина выставляют еще и бездарью, которая всю войну командовала не более талантливыми, чем он сам, «горе-полководцами», «завалившими немецкие окопы трупами». И если некогда даже советские мальчишки могли без труда с гордостью перечислить все «10 сталинских ударов» 1944 года, то сегодня о них вряд ли толком что-то знают даже молодые офицеры, не говоря уже о молодых солдатах.

На первый взгляд ситуация парадоксальна: в России гордятся Победой 1945 года, но при этом стал распространенным взгляд на творцов Победы как на тупых сталинских солдафонов, начиная от будто бы некомпетентных генералов и заканчивая рядовыми, которые якобы ненавидели Сталина. Увы, парадокс здесь кажущийся: уродливый взгляд оказывается закономерным результатом широких исторических инсинуаций.
Соответственно задача и долг всех патриотов России – дать о войне лишь правду, но правду, окрашенную не в цвет окопных экскрементов, а в цвет той алой крови, которая была пролита в боях за Победу и которую впитали в себя боевые знамена Красной армии. Но всегда ли имеем мы эту высокую правду – даже сегодня, после всех наших бездарных падений на ровном месте?
Тот, кто обвиняет Сталина в «обезглавливании» РККА перед войной, утверждает, что в результате репрессий якобы резко упали профессиональный уровень и опытность не только высших, но и старших, и средних, и чуть ли не младших офицеров! Якобы катастрофическое снижение их квалификации и обусловило-де бездарное начало войны.

Вариант этой «теории» – утверждения типа Марка Солонина: мол, независимо от репрессий уровень командиров РККА во всех командных звеньях был изначально невысок. Но сегодня благодаря усилиям внушительного авторского коллектива под эгидой Института военной истории МО РФ издана серия капитальных биографических справочников: «Командармы», «Комкоры» и «Комдивы», по состоянию с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года. И даже у самых бессовестных вралей вряд ли повернется язык болтать о некомпетентности офицерского корпуса РККА перед войной и в начале войны в целом после изучения этих восьми строго изданных томов, где на черном фоне алеет красная звезда и серебром вытиснено заглавие…

Уже в начале войны страна располагала тысячами генералов и старших командиров, большинство из которых могли воевать достаточно умело. Они и воевали с первых дней войны достаточно умело. Причем многие будущие комдивы начинали воевать на должностях иногда батальонного уровня.

Многие, к 22 июня 1941 года прожившие кто 35, а кто и 50 лет, начинали еще в Первую мировую войну как рядовые, унтер-офицеры, прапорщики, а то и поручики. Затем, в Гражданскую, были взводными, ротными, батальонными командирами, а то и командирами полков. Затем – училища и военные школы, курсы усовершенствования командного состава, в том числе знаменитые курсы «Выстрел», служба на все возрастающих средних должностях помощников начальника штаба полка, дивизии, командиров батальонов, полков, начальников оперативных отделов корпусов и армий, учеба для многих – в Военной академии им. М.В. Фрунзе или других академиях. Кое для кого – до войны – последующее преподавание в академиях или училищах.


Что представлял из себя Спартак, как историческое лицо?
Достоверной информации о Спартаке не очень много: 70 человек покинули школу и скрылись на Везувии. Сенатом был срочно сформирован легион (не более 1500 человек) из неопытных рекрутов и отправлен против Спартака. Руководил этим "воинством" бездарный Глабр. Далее точно известно, что Спартак двинулся на север, повидимому, желая покинуть пределы Рима. Однако, дойдя до северных пределов, он решает двинуться на юг. Отдал все имевшиеся (награбленные) ценности пиратам и был ими обманут.

Последний бой (против Красса или Помпея, или обоих вместе) был проигран. Все, что между побегом из школы и последним сражением - неточно, сильно преувеличено или выдумано.
Вполне логично, что после побега Спартак двинулся на север. А, вот, походу на юг логичного объяснения нет, если не иметь ввиду желание грабить. Он решил бороться с Римом и освободить рабов? Но, на Рим он не идет.

Наоборот, старательно обходит Рим. Говорят, что между первым и последним, Спартак выиграл 7 или 8 сражений. Выходит, что каждые два месяца Сенат высылал против Спартака, по крайне мере, по легиону. Небыло у Сената такой возможности. Все эти "великие" сражения - стычки с местными, немногочисленными отрядами охраны. И поведение Сената становится понятным, если иметь ввиду немногочисленность отряда Спартака. Движение на север Сенат, следивший за передвижениями, воспринял как желание Спартака покинуть пределы империи. Двигаясь на юг Спартаковцы наносили столь незначительный урон, что Сенат продолжал наблюдать не предпринимая никаких мер. Обманутые пиратами и запертые на юге, теперь Спартак представлял опасность. Бездействие Сената способствовало увеличению старонников Спартака. Им нужно было что-то есть. Грабежи стали значительными. Надежда на то, что Спартак переберется на сицилию не оправдалось. Сенат призвал обе армии...

В 815-ом году на севере Ирана возникло очередное восстание. Ранее возникавшее недовольство халифат с легкостью подавлял. На этот раз восстание возглавил ремесленник Бабек. Причины, вызвавшие это движение, историки называют разные - социальные, религиозные, политические и, даже, сектантские. Не важно, что было причиной. Важно, что Бабек встав во главе восстания, стал наносить сокрушительные удары халифату, войска которого терпели поражение за поражением. Он разбил пять армий халифата (мелкие, "местечковые" победы нашего героя не в счет) и 22! года противостоял государственной машине. Только предательство тех, кому доверял Бабек, положило конец победоносной борьбе.

Теперь, помятуя о заглавии "парадоксы истории", вспомните - какое место в истории, в умах и сердцах занимает каждый из описанных персонажей; Спартак - обыкновенный грабитель и герой Бабек, превзошедший самого Александра Великого. Ведь Бабек не использовал мощную, профессиональную армию своего отца. Не заваевывал чужие земли и народы. Не навязывал другим свою культуру. Бабек - патриот, и боролся он с чужеземным захватчиком - халифатом.

В свете этих рассуждений, мне кажется нелепостью, что некоторые наши спортивные клубы названы именем обыкновенного грабителя, к тому же, не очень удачливого. Было бы лучше переименовать все "спартаки" на Бабека, по крайней мере на Разина или Пугачева. Обе эти личности куда более значительны, чем Спартак, суть - миф.

"ТАК ПРИХОДИТ МИРСКАЯ СЛАВА!"

Многим знакомо выражение « Богат, как Крез » и « Слава Герострата ».
Какие же события предшествовали их появлению?
Давно это было, много столетий назад. Захотел как-то Андрокл, сын афинского царя Кодра, стать самостоятельным и жить в собственном городе. Согласился Кодр с сыном, но послал его за советом к Дельфийскому оракулу, авторитет у которого был непререкаемый: что он скажет, то и выполнить следует, исходя из его предсказаний. А гадали в то время специально обученные жрицы на внутренностях животных, по полёту птиц, по листьям священных деревьев, по ударам молнии. И указывало гадание, что город надо построить там, где найдёт он огонь, рыбу и кабана.Призадумался Андрокл,но собрал свою команду, сели они на корабль и поплыли по Эгейскому морю на поиски «знаков».Плыли они, плыли и увидели красивую и живописную бухту, а на берегу огонь: то местные рыбаки готовили себе ужин из рыбы. Пристал корабль к берегу, подошли они к костру рыбаков, а тут вдруг от искры от костра загорелся куст, а из-под него выскочил испуганный кабан.Все приметы совпали: огонь, рыба, кабан! Боги послали им благословение! "Вот где они будут строить город ",- решили они. Но здесь жило воинственное племя женщин- амазонок. Пришлось с ними заключить мир и многие амазонки вышли замуж за поселенцев-греков. В одну из них, Эфесию, влюбился молодой Андрокл и назвал город в честь своей возлюбленной- Эфесом.
Так возник в Ионии новый греческий полис, расположенный в Малой Азии.
Покровительницей его стала богиня Артемида,покровительница животных,домашних и диких,
исцеляющая от болезни,дающая счастья в браке. В честь
богини-девственницы построили эфесцы храм – храм Артемиды Эфесской.

Красивая и драматическая была судьба и у города, и у храма. Ни один раз они были разрушены захватчиками: киммерийцами, персами, готами.Но эфесцы восстанавливали и свой город,и святилище своей покровительницы- богини Артемиды.
Некоторые жители Эфеса принесли ему мировую славу. Знаменит он своими мыслителями, учёными, врачами, историками:Каллин, Анаксимандр, Гиппонакс, Гераклит, Зенодот Эфесский, Саран Эфесский, Гиппократ, здесь писал свою «Историю» Геродот, Фалес Эфесский.

Город известен с давних времён, но наибольший расцвет и пышность он приобрёл в годы правления лидийского
царя Креза, о богатстве которого ходили легенды,и именно его огромное состояние нашло выражение в поговорке « Богат, как Крез».Завоевал Крез город в 56О г. до н.э. Огромные деньги вкладывались в строительство города, в архитектуре
которого господствовал ионический стиль, но было и влияние восточной культуры.
Поэтому и храм Артемиды строили по канонам ионического ордена, на возвышении.На возведение святилища Крез, царь Лидии,
вкладывал свои личные средства.Строили храм сто двадцать лет
и его великолепием гордись не только эфесцы, но и весь греческий мир.
Но летом 356 г. до н.э. храм постигла печальная участь - он был сожжён.
Кто же был этот человек, посягнувший на святыню греков?

Жил в городе Эфесе молодой торговец рыбой и зеленью Герострат.Ел по утрам ячменные лепешку, сворачивая трубочкой, обмакивал её в соус, руками ел жареное мясо или рыбу, заканчивал трапезу виноградом или овощами. На работу свою, на базар, шёл он в льяном хитоне или, если было очень жарко, носил набедренную повязку. Ходил босиком, наголо бритый, и невесело смотрел по сторонам: морской порт, каким был Эфес, жил торговлей, здесь сходились морские и сухопутные караваны. Здесь были расположены богатые банки. В них можно было получить долгосрочный кредит за невысокие проценты. Город имел свою монету с изображением пчелы.Среди банкиров были и знаменитые: прославился в Ионии банкир Гермиос, бывших раб. Первые банкиры в Греции были рабами, поскольку среди аристократов банковское дело считалось непристойным занятием,.
Гермиос дружил с Платоном и Аристотелем во время учёбы в Афинах, куда его направил учиться его бывший владелец, который увидел его способности и смекалку. Таких способностей у Герострата не обнаруживалось и он всем был недоволен: вот навстречу идёт аристократка, в красивой, почти воздушной тунике, в разноцветных кожаных сандалиях с жемчугом и золотыми украшениями на шее.На него внимание не обращает: босой, в простом хитоне, пусть даже и с каймой, но- босой, что выдавало его социальный статус.А он – молодой, красивый, и он всем ещё покажет: есть у него одна задумка, что сделает его знаменитым, покроет славой. А пока идет он улице мимо гимнасий, мимо театра, откуда доносятся звуки флейты и хорового пения. Раздражают его и танцующие жрицы, идущие к храму Артемиды. И сам Храм - величественное здание, построенное архитектором Херсифроном и его сыном Метагеном. «Храм строился долго, 12о лет, а какие средства на него истрачены за эти годы? Вот мне бы хоть немного из них бы досталось!»- думал молодой торговец.- И строили его знаменитые архитекторы, тоже богатые граждане.»
И ещё он был недоволен тем, что после своей монетной реформы Крез заменил электроны, состоящие из золота и серебра, на чисто золотые и серебряные монеты, и разные они: одни весят 872 грамма, тяжёлые; другие, лёгкие, весят вдвое легче, но всё равно руки к вечеру устают «.И сколько я за день тех монет заработаю? А банки всё гребут и гребут денежки, зарабатывают на проценты от кредитов.Нет в жизни справедливости, нет! Но ничего, вы ещё узнаете меня, услышите обо мне!»- успокаивал себя Герострат. Никак не мог он смирится с мыслью, что он не владеет ни ораторским искусством, не может он принимать участия в философских спорах, не может быть значимым и известным, нет больших денег. Не знал он, что на вопрос Креза, заданный им Солону о соотношении богатства и счастья, тот ответил: »Никого нельзя считать счастливым прежде его смерти».
А Солон знал,о чём он говорит: сам был выходцем из купечества и занимался торговлей, он знал цену и богатства, и счастья, потому что был мудрым и великим реформатором.
Строительство храма Крез доверил известному архитектору - Херсифрону, а после его смерти заменил его сын -Метаген.Величественным и красивым был тот храм Артемиды Эфесской- был он гордостью не только жителей Эфеса, но и всей Ионии и Греции. И это величие и слава храма не давало покоя Герострату. И ночью 27 июля 356 г. до н.э., взяв кувшин со смолой, пошёл он к храму Артемиды. Он зашёл во внутрь святилища, зажёг факел со смолой и – поджёг храм. Так было совершено это преступление ради честолюбия, ради славы.
Так что можно считать Герострата первым и самым знаменитым пиарщиком в древнем мире.
Его схватили, состоялся суд и было принято неожиданное решение: казнить, предав его имя забвению. Но вот забвения и не получилось: несколько десятков лет, по преданию, специальные глашатаи ходили, объявляя приказ:» Не смейте помнить имя безумного Герострата, сжёгшего из честолюбия храм богини Артемиды!».Почти анекдот:» Забудьте человека по имени Герострат, который поджёг храм Артемиды!»
Но история полна парадоксов: многие столетия и многим людям не дают покоя « лавры Герострата»: добиться известности, привлечь внимание любыми средствами, пусть даже преступными.
А что храм Артемиды и Эфес, какая их ждала слава?
Александр Македонский, это имя знают многие, победив персов, решил заново построить святилище Артемиды в Эфесе и он поручает своему архитектору Хейрократу, который в 333 г. до н.э.на основе старого плана Херсифрона, стал восстанавливать храм. Его украшением занимались знаменитые ваятели: Скопас и Пракситель. Они украсили храм своими прекрасными скульптурами. На этот раз строительство длилось несколько лет.Благодарные эфесцы заказали знаменитому художнику Аппелесу картину, изображающую Александра Македонского с молнией в руке, подобно Зевсу.
Страбон писал:»После того, как некий Герострат сжёг храм, граждане воздвигли другой, более красивый, собра для этого женские украшения, пожертвовав своё собственное имущество
и продав колонны прежнего храма».
Этот храм Артемиды Эфесской назвали одним из « семи чудес света».
Но и он бал разграблен готами в 263 году.

Но и на этом не закончилась история Эфеса и храма Артемиды: около 346 г. последний император единой Римской империи
Феодосий 1 Великий, борясь с языческими культами, издал указы, запрещающие поклонение языческим богам и посещение языческих
храмов и храм Артемиды был закрыт. Потом на том месте
построили церковь, но спустя годы и она пришла в негодность.
Но были и другие указы Феодосия первого, неожиданные, по меньшей мере, варварскими по сути: запретить изучение математики, как связанной с колдовством и магией, ограничить проведение Олимпийских игр. И в 395 году прекратились празднования Олимпийских игр. Здравый смысл изменял даже знаменитым грекам.
Таковы парадоксы истории.
Действительно: « Siс transit Gloria mundi !»

Историческая справка:

Эфес – один из 12 городов ионической Греции, возникший в 7 в. э н.э., полис на побережье Эгейского моря, в Малой Азии, на территории современной Турции.

Кодр- афинский царь, 1О98-1О68 гг. до н.э.

Андрокл- сын афинского царя Кодра.

Каллин- древнейший элегический поэт, первая половина 7 в. до н.э.

Гиппонакс – греческий сатирик – ямбограф, жил ок.53О г до н.э.

Гераклит – знаменитый древнегреческий философ, основатель первоначальной формы диалектики, 544-483 гг. до н.э., патриарх греческой философии, прозванный «тёмным» и « плачущим» мыслителем.

Анаксимандр – древнегреческий философ, ввёл понятие « закон», приписывается создание одной из первых формулировок закона сохранения материи, 61О-546 гг. до н.э.

Паррасий – живописец, вторая пол. пятого века до н.э.

Зеннон Эфесский – филолог, ок 325- ок.26О гг. до н.э.

Соран Эфесский - врач, род.ок.98 – ок.138 гг. до н.э.

Геродот Геликарнасский, « отец истории», 484-425 огг. до н.э.

Гиппократ- « отец медицины», врач, ок.46О-373-356 гг. до н.э.

Крез- последний царь Лидии, страны в Малой Азии, 595-546 гг. до н.э.

Солон- афинский политик, реформатор, элегический поэт, один из «семи мудрецов», ок. 64О -558 г. до н.э.

Хейрократ- Александра Дейнократ, греческий архитектор, по приказу А.Македонского восстановил храм Артемиды в Эфесе.

Херсифрон –древнегреческий зодчий, в 55о г. до н.э.
Начал строительство храма Артемиде в Эфесе

Александр Македонский- великий полководец и завоеватель,356-323 гг. до н.э.

Платон – древнегреческий философ, ученик Сократа,428-424 –
348-347 гг. до н.э.

Скопас – древнегреческий скульптор, ок.395-35О гг.. до н.э., жил в Эфесе.

Пракситель- древнегреческий скульптор, ок.39О- ок 336 г. до н.э.

Страбон- древнегреческий историк и географ, ок.64-63 –ок.28-24 гг. н.э.

Феодосий 1 Великий – последний император единой Римской империи,
346-395 гг. до н.э.

Не надо было их злить

Правда ли, что 23 февраля в дореволюционной России тоже ежегодно с размахом отмечали какой-то светский праздник?

В 1910 году в Копенгагене на Международной конференции женщин знаменитая феминистка Клара Цеткин предложила учредить «день борьбы за свои права». Мол, неплохо бы устроить красный день календаря, в который представительницы лучшей половины человечества «дружно, как один, сплотив ряды...» напоминали бы миру, что они тоже люди и ничем не хуже мужчин.

Изначально Цеткин боролась за предоставление женщинам избирательного права, позднее появились требования о смягчении трудового законодательства, обеспечении медпомощи роженицам и прочем «соцпакете».

Уже в следующем году на манифестацию вышли фрау и фрейлейн в Германии, Австро-Венгрии, Дании и Швейцарии. Тогда праздник отметили 19 марта.

В 1913-м Женский день отмечали уже в 8 странах, в том числе и в России. Правда, феминистки так и не смогли договориться об общей дате - каждая страна подбирала ее самостоятельно - 2, 9, 12 марта. И только в 1914 году удалось установить единый Женский день - его решено было праздновать 8 марта, тогда он как раз выпал на воскресенье.

А поскольку наша страна в отличие от большей части Европы жила по юлианскому календарю (отставание на 13 суток), то у нас Международный женский день, в России его назвали «День женщины-работницы», выпал на 23 февраля. Так и повелось.

Правда ли, что именно в этот день началась Февральская революция?

23 февраля 1917 года дамы Петрограда уже традиционно вышли на манифестацию. Организатор многотысячного шествия - Российская лига равноправия женщин. На дворе Первая мировая. На этот раз работницы справедливо протестовали против нехватки продуктов и очередей в магазинах, того, что мужей и сыновей забирают в армию.



История Дня рождения Красной Армии, а затем - Дня защитника Отечества оказалась непростой. До 1917 года эта дата в календаре была в России и вовсе днем борьбы за права женщин.

Потом к женщинам присоединились рабочие-мужчины. В городе начались забастовки, солдаты запасных полков отказывались ехать на фронт. Через 9 дней Николай II отрекся от престола.

Декрет о создании Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) Ленин подписал 15 января (28 января по новому стилю) 1918 года. Красноармейцу полагалось жалованье 50 рублей в месяц (в царской армии - 22,5 целкового, хотя курс рубля все же был другой). Вступить в РККА можно было только по рекомендации войсковых комитетов, партийных или профсоюзных организаций.

Если же в состав РККА входили целыми частями (подразделения бывшей царской армии или банды, например Котовского, Махно), то устраивали поименное голосование и вводили круговую поруку.

Еще через год, 10 января 1919 года, председатель Высшей военной инспекции РККА Николай Подвойский направил в Президиум ВЦИК записку с предложением устроить парад в годовщину создания Красной Армии 28 января. Но по техническим причинам организовать его удалось лишь в воскресенье, 23 февраля. Тем более что на эту дату уже был намечен один праздник - День красного подарка - сбор гостинцев для красноармейцев. Эта дата и стала военным праздником.


Мировой революции не дождались...

Ничего хорошего. Еще 10 февраля советская делегация, которой руководил Лев Троцкий, прервала Брест-Литовские мирные переговоры с представителями стран Четверного союза (Германия, Австро-Венгрия, Турция и Болгария). Троцкий объяснил это тем, что вот-вот пролетариат и солдаты Германии и Австро-Венгрии поддержат мировую революцию.

Еще через неделю немецкие войска перешли в наступление. 20-го захвачен Минск, 21-го - Полоцк, 24-го - Псков, где стояли главные склады оружия и продовольствия еще царского Северного фронта. И только теперь Германия передает новые, еще более суровые условия мирного договора.

В ночь на 24 февраля правительство Ленина их принимает. Россия обязалась признать независимость Курляндии, Лифляндии, Эстляндии (нынешняя Прибалтика), Финляндии и Украины, передать Турции Анатолийские провинции (территории современной Турции, где исторически проживали армяне), демобилизовать армию, разоружить Балтийский и Черноморский флоты, вывести корабли из Северного Ледовитого океана, предоставить Германии торговые льготы до 1925 года.

В советское время в учебниках писали, что «части молодой Красной гвардии дали 23 февраля серьезный отпор кайзеровским войскам под Псковом и Нарвой». Потом все вдруг стали утверждать, что никаких сражений не было.

Псков обороняли 1-й и 2-й Красноармейские полки, две роты латышских стрелков. С налета немцам взять город не удалось. Под вечер 23 февраля они подвезли артиллерию и бронепоезд. И только после этого прорвались в город. При отходе красноармейцы успели взорвать склады с боевым взрывчатым веществом - пироксилином. При этом погибло более 250 немцев.

Были красные войска и в Нарве. Матросы-балтийцы (отряд под руководством знаменитого Павла Дыбенко дезертировал с поля боя), батальон Путиловского завода, рота венгров-социалистов с Белой Куном во главе и сводный красноармейский отряд. Лишь при угрозе окружения и полного истребления бойцы покинули город 4 марта.

Стоит поклониться героизму людей, которые вышли защищать, наверное, Родину, а не какие-то абстрактные идеи и горстку большевиков, устроивших государственный переворот.

Наверное, да. Все-таки с этой датой у нас немало связано. Правда, до революции Днем Русской армии считали 6 (19) мая - День святого Георгия - защитника Земли Русской.




Итак, начнем...

2 мая 1945 года 18-летний диктор Рихард Байер завершил последний эфир «Великогерманского радио» из подземной студии на улице Мазуреналлее в Берлине следующими словами:

«Фюрер мертв. Да здравствует рейх!».

В этот же день солдаты Красной Армии вошли в бункер фюрера, расположенный под парком и задней частью здания старой Рейсхсканцелярии на Вильгельмштрассе в Берлине.

Сразу же после взятия Рейхканцелярии, в нее вошло специально созданное 29 марта 1945 года подразделение контрразведки СМЕРШ , главной задачей которого было определить местонахождение Адольфа Гитлера, живого или мертвого.

Обугленные тела Геббельса и его жены Магды были обнаружены в изрытом воронками от снарядов парке Рейхсканцелярии, а вот никаких свидетельств смерти Адольфа Гитлера и Евы Браун не было найдено.

Ближе к полудню в бункер вошла группа из двенадцати женщин-врачей и их помощников из военно-санитарного управления Красной Армии. Командир группы, которая хорошо говорила по-немецки, задала вопрос электрику Йоханнесу Хентшелю, одному из четверых человек, остававшихся в бункере:

«Где Адольф Гитлер? Где шмотки?» ...




Светлой памяти Александра Ивановича Дубровина,
председателя Союза Русского Народа

Парадоксы истории

История России с царствования Петра и до акта отречения последнего Русского Самодержца от Престола загадочна. Бесконечный ряд парадоксов и трудно объяснимых внутренних противоречий в политике правительства предстаёт перед нашим взором и вызывает недоумение. Русская история петербургского периода опрокидывает привычные схемы о классовых интересах и классовом антагонизме. Представления о том, что богатые и власть имущие сословия поддерживали тот строй, который давал им богатства, почёт и власть, а бедные и неимущие сословия боролись с Самодержавием - трещат по швам, как только прикасаешься к страницам русской истории.

Большевистским идеологам пришлось немало потрудиться над тем, чтобы научить нас видеть то, чего нет. Внедрение в наше сознание определенных догм, названных идеологами "научным материализмом", и привело к тому, что мы в экономических проблемах увидели причину всех исторических событий, борьбу бедных с богатыми приняли за аксиому и везде находим классовые противоречия. Но именно потому, что мы принимаем законы формальной логики материалистической доктрины как самоочевидные, нашему уму и непонятен ход русской истории. Отсюда столько вопросов и недоумений.

Тяжело дается та истина, что революция шла сверху, именно от владетельных и имущих классов. И что именно верхи проводили политику превращения Россом в социалистическое государство, способствуя распространению соответствующих идей в обществе. Точно и цинично сформулировал взгляд на технологию революции народоволец и террорист М.В.Новорусский (какая символичная для наших дней фамилия! - ред.) , который, оценивая смысл событий 1905 года, писал:

- Происшедшая революция далеко ещё не сказала своего последнего слова. И как ни внушительно было выступление на авансцену "самодержавного" пролетариата, историк не должен забывать, что строить баррикады и устилать улицы своими трупами - было всегда исконной привилегией четвёртого сословия всех народов. Этот наружный факт ещё ничего не говорит о внутренних пружинах. И когда речь идёт о революционных организациях, дальновидные люди никогда не забывают, что ни богатство духа, ни избыток героизма в них не могут сделать их деятельными, если иссякли питавшие их денежные ресурсы, и если остыло широкое сочувствие влиятельных общественных слоев." (М.Новорусский. Из размышлений в Шлиссельбурге. "Минувшие годы", №3, 1908, стр. 308).

Смысл проводимой правительственными кругами Российской Империи политики будет ясен, если мы учтем одну существенную деталь. Чиновничий класс формировался из людей, чье воспитание проходило в духе скепсиса к ценностям Православия. Для атеистов в христианстве остается только внешняя, земная сторона. Отсюда логичным представляется ход мыслей правящей элиты, роднящей ее с сектой интеллигентов: с отрицания Истин Церкви - до идей социализма.

Отрицали лишь насильственные формы перехода к этому земному раю, финалу человеческой истории. Но то, что он наступит непременно - в это уверовали в обществе чиновничьем и интеллигентском почти все. Уверовали и в "дух времени", и в "колесо истории", которое не повернешь, и в "общечеловеческую культуру", выше которой нет ничего на свете. Вместе с тем, Верховная власть в России имела дело с мощным выразителем Православия - народом, состоявшим преимущественно из крестьян и мещан. Оно было вынуждено считаться с этим фактом и прятать от народа свои взгляды. В этом надо видеть причину того, что правительство Российской Империи до самого последнего времени своего существования не имело своей разработанной идеологии и своих органов пропаганды. Масса недоуменных вопросов по этому поводу со стороны современников разрешается очень просто: правительство боялось обнаружить свои взгляды. Прикрываясь повторением формулы "Православие, Самодержавие, Народность" - оно на самом деле проводило политику прямо противоположную: утесняло церковную деятельность в общественной сфере, ограничивало власть Самодержца, унижало русское дворянство и отстраняло русских людей от власти. В области культуры и общественной сфере предпочтение со времен Петра оказывалось инородцам. Печать быстро стала еврейским предприятием и распространяла идеи межсословной внутринациональной вражды в среде русского общества. В результате - идеология гражданской бойни, революций была внедрена во все клеточки русского общественного сознания. Правую, монархическую, русскую национальную печать обвиняли (и обвиняют!) в разжигании межнациональной розни, имея в виду всегда то явление, что получило название антисемитизма, в то время как проповедь внутринациональной розни вполне одобрялась (и одобряется!). Не странно ли для проповедников гуманизма и демократии, которых и тогда, как и сейчас, было много, которые и тогда занимали ключевые позиции в правительственном аппарате России?

От принятия Царского Венца первым Романовым и царской подписи на клочке бумаги с текстом отречения от Престола шел период неуклонного отречения власти от русской национальной традиции, всеми корнями покоящейся на благодатной полноте учения Христова - Православии.

Но и в последний момент русской государственности у Царя был выбор, были миллионы людей, преданных Самодержавной власти. Представление о том, что сторонников такой власти у Царя не было, в корне неверно. Эти сторонники умело скрыты идеологами революции и демократии за вывеской "черносотенцы".

Правда, однако, заключается в том, что первые массовые беспорядки революции 1905 года начались с акта самоограничения власти Самодержавной - Царского Манифеста 17 октября, а развал страны и гражданская война - с акта подписания Царем отречения от престола. Пятнадцатимиллионная армия, верная до того долгу и присяге, громадное число служащих и простых людей в самый ответственный момент в истории России остались без венценосного Главы государства Российского.

Многие из них восприняли отречение Николая Второго с чувством глубокой горечи, увидев в нем акт измены священному началу всей русской жизни и государственности. Русский народ остался сиротой, он оказался разъединенным и униженным актом Самодержца.

Правящие круги Российской Империи усвоили для себя материалистический взгляд на мир. Заботы экономического характера возобладали над заботами о духовном просвещении народа и патриотическом воспитании. Промышленность страны в последние десятилетия набирала невиданные в мире темпы. Шел неуклонный рост благосостояния народа, всех его слоев... А всеобщее недовольство не прекращалось. И последовал крах государства в точке высшего экономического и военного могущества Державы.

То есть, весь ход событий был прямо обратен тому, чем он должен был- быть по учению всех революционных и демократических доктринеров с их материалистическим прагматизмом.

Большевики, начертав на своем знамени "материализм", меньше всего думали об экономическом процветании страны. Первые 10 лет они вполне сознательно разрушали доставшуюся им мощную русскую промышленность - точь-в-точь - как сегодняшние правители России и теми же методами. Затем создали миф об "отсталой Царской промышленности". И затем до самого последнего времени стали проводить политику угнетения народа во всех сферах его деятельности. Во главу угла своей политики они поставили идеологические догматы, которым подчинили вопросы внутренней жизни страны, причем экономические вопросы были подчинены идейным соображением - в прямое отрицание всей марксистско-ленинской догматики о производственной базе и идеологической надстройке. Идея явно превалировала над материей.

Правительство Царской России, провозгласив приоритет Духа, исповедовало материализм и проиграло. Большевики, следуя прагматическим идеям иудаизма, провозгласили материализм, исповедуя при этом махровый идеализм. Людей можно убедить в чём угодно, и они согласятся жить впроголодь в бараках и при этом петь песни "освобождённому труду". Из своих убогих коммунальных нор в зданиях казарменного типа их научат смотреть с ужасом на сытный, благодушный и процветающий царизм. Боясь сказать хоть одно критическое слово, они искренне будут повторять слова о деспотизме Царского режима. Изучая при этом тех, кто создал "шедевры мысли и слова" при том самом "деспотизме", что душил все проявления "свободной человеческой мысли".

Идеологический плен опасней физического рабства. Достаточно слово "рабство" заменить на слово "свобода" и выдвинуть лозунги, льстящие человеческому сознанию, вроде народоправства. Достаточно представить надсмотрщиков выходцами из народа, назвав их парторгами, главами администрации, мэрами, секретарями, - как люди сами себя будут гнать в общем стаде на убой. И именно идеологический туман закрывает и сегодня разумные перспективы русской жизни, не давая понять ни прошлого страны, ни настоящего. Современная литература по русской истории, даже - самая благожелательная, наполнена верой в "дух времени", "поступательный ход истории", "демократию" и прочие идеологические мифы.