Понятие об агрессивном поведении. Агрессия

Последнее обновление: 14/02/2016

В психологии термином «агрессия» обозначают поведение, которое приводит к физическому и психологическому вреду себе, другим или объектам окружающей среды. Проявляться агрессия может самыми разными способами, включая слова, мысли и действия. Психологи выделяют несколько форм, целей и типов агрессии.

Формы агрессии

Агрессия может принимать различные формы, в том числе:

  • физическую;
  • словесную;
  • психическую;
  • эмоциональную.

Чаще всего мы под агрессией подразумевает чисто физическую её форму - действия - удары или толчки. Однако и психологическое давление, например, как одна из форм агрессии, тоже может иметь весьма разрушительный характер. Запугивание или ругань в адрес другого человека - примеры словесной, психической и эмоциональной агрессии.

Цели агрессии

Агрессию люди проявляют, преследуя сразу несколько целей:

  • выразить гнев или враждебность;
  • самоутвердиться;
  • запугать или угрожать;
  • достичь конкретного результата;
  • отреагировать на боль или страх;
  • конкурировать с другими людьми и т.д.

Типы агрессии

Психологи выделяют два типа агрессии:

1. Импульсивная агрессия

Импульсивный агрессии, известная также как аффективная агрессия, характеризуется сильными эмоциями, обычно гневом. Эта форма агрессии проявляет себя неожиданно. Когда другой автомобиль подрезает вас в пробке, и вы начинаете кричать и браниться на другого водителя, вы испытываете именно импульсивную агрессию.

2. Инструментальная агрессия

Под инструментальной агрессией подразумевают поведение, которое направлено на получение конкретного результата. Инструментальная агрессия часто тщательно спланирована и существует именно как средство для достижения цели. Причинить боль другому или отобрать у него то, что ему принадлежит, - вот зачем люди прибегают к инструментальной агрессии.

Факторы, которые могут существенно влиять на проявление агрессии

Исследователи предположили, что люди, для которых характерна аффективная агрессия (незапланированная и неконтролируемая), как правило, имеют более низкие показатели IQ, чем те, кто проявляет агрессию инструментальную.

На экспрессию агрессии может влиять большое количество факторов. Прежде всего, это биологические факторы. Мужчины чаще, чем женщины, прибегают к физической агрессии. Исследователи обнаружили, что женщины, во-первых, менее склонны к физической агрессии, а во-вторых, прибегают к использованию нефизических форм, например, словесной агрессии.

Окружающая человека среда также играет определенную роль - и прежде всего, важно то, как человек был воспитан. Люди, которые в детстве часто видят проявления агрессии, скорее всего будут считать, что такое насилие и враждебность социально приемлемы. Известный эксперимент Бандуры доказал, что наблюдение может также играть роль в том, как люди учатся проявлять агрессии. Дети, которые смотрели видео, в котором взрослый вел себя агрессивно по отношению к кукле, чаще имитировали его действия, когда им представлялась такая возможность.

Воспитание собаки-защитника Гриценко Владимир Васильевич

Инструментальная (приобретенная, условная) агрессия

Собака, которая удовлетворяет какую-либо свою потребность при помощи агрессивного поведения, легко запоминает такой способ достижения цели и при случае воспроизводит его снова. Этот эффект подчиняется обычным законам научения и сознательно используется для дрессировки собак по защитным видам служб. Но такого же результата можно достичь, не желая того, бессознательно. Например, вы расчесываете собаку, а она, естественно, сопротивляется, рычит и даже щелкает зубами. Вы хоть и не тщательно, но уже достаточно расчесали шерсть и думаете: «Ну и ладно. На сегодня хватит, тем более и ей не нравится». Оставив собаку в покое, вы считаете, что поступили разумно. Она же считает, что вы перестали ее донимать только потому, что она рычала и щелкала зубами. В следующий раз вы уже столкнетесь с инструментальной агрессией, которой, не желая того, научили собаку. Другой пример: собака лежит на диване, а ваш ребенок пытается ее согнать. Она, конечно, сопротивляется, ворчит. Вы, проходя мимо, строго просите оставить собаку в покое. Покой восстановлен, но вы уже заложили первый кирпичик в пирамиду ее агрессивного поведения. Если собака удовлетворит 2-3 потребности таким образом, то в дальнейшем, использовав уже приобретенный опыт, она может воспользоваться таким же успешным способом решения проблем и в других случаях.

Из книги Воспитание собаки-защитника автора

Из книги Воспитание котят автора Филиппова Елена

Территориальная агрессия Воспринимая семью человека как свою стаю, собака «особачивает» и свои взаимоотношения с ее членами и с посторонними, причем взаимоотношения с чужими определяются прежде всего территориальностью.Территориальность - свойство и потребность

Из книги Как обращаться с доминантной собакой автора Фраули Эд

Из книги Ваша собака - телохранитель автора Мычко Елена Николаевна

Игровая агрессия Игра для собак больше чем времяпровождение. Во время игры они обучаются тому, что понадобится в отдаленном будущем: отражать нападение, побеждать противника, догонять жертву, отстаивать пищу и т. п. Поскольку игра - это моделирование удовлетворения

Из книги Воспитание собаки-защитника автора Гриценко Владимир Васильевич

Инструментальная (приобретенная, условная) агрессия Собака, которая удовлетворяет какую-либо свою потребность при помощи агрессивного поведения, легко запоминает такой способ достижения цели и при случае воспроизводит его снова. Этот эффект подчиняется обычным

Из книги Как мы дрессируем собак автора Запашный Аскольд

Трусость и агрессия Конечно, хозяину вряд ли нравится трусливая кошка. Не нравится человеку и агрессивная кошка. Они обе неудобны в общении. Одну не догонишь, чтобы погладить. А другая гладится не боится, но в любой момент может цапнуть за пальцы. Иногда агрессия кошек с

Из книги Диагностика и коррекция отклоняющегося поведения у собак автора Никольская Анастасия Всеволодовна

Агрессия Это трудный случай. Я понял, что легче всего контролировать агрессию в очень юном возрасте собаки и уделить достаточно внимания, прежде, чем это может стать серьезной проблемой. Я не позволяю моим щенкам драться, обязательно вмешиваюсь. Они быстро усваивают, что

Из книги Переводы с собачьего, или Этология собаки в картинках автора Перехрюкин-Заломай Фрэнк

Агрессия Казалось бы, любой понимает, что имеется в виду, когда речь идет об агрессии собаки. Тем не менее, до сих пор не существует такого определения агрессии, которое полностью бы соответствовало описываемому явлению. Поясним на примерах.Биологический

Из книги автора

Иерархическая агрессия В дикой природе собаки живут стаями, где взаимоотношения определяются по принципу доминирования–подчинения. Доминирующее животное, или доминант, имеет эксклюзивные права на пищу, безопасное и удобное место отдыха, на внимание течной суки. Более

Из книги автора

Территориальная агрессия Воспринимая семью человека как свою стаю, собака «особачивает» и свои взаимоотношения с ее членами и с посторонними, причем взаимоотношения с чужими определяются прежде всего территориальностью.Территориальность – свойство и потребность

Из книги автора

Половая агрессия К этому виду агрессивного поведения относится агрессия кобелей к кобелям и сук к сукам, и проявляется она, как правило, после полового созревания собак. Чем она вызвана? Вероятно, все дело в половой конкуренции. Чтобы увеличить свой шанс оставить

Из книги автора

Игровая агрессия Игра для собак больше чем времяпровождение. Во время игры они обучаются тому, что понадобится в отдаленном будущем: отражать нападение, побеждать противника, догонять жертву, отстаивать пищу и т. п. Поскольку игра – это моделирование удовлетворения

Из книги автора

Приобретенная агрессия Любая собака (за редким исключением) имеет склонность к агрессии – это то, что заложено природой. Приобретенная агрессия возникает при неправильной дрессуре или вследствие специальной дрессуры, направленной на ее развитие (в основном для

Из книги автора

Игровая агрессия Игра, как для щенка, так и для взрослой собаки, – это не только забава, но и тренировка по многим видам «спорта».Во время игр молодые животные выясняют и устанавливают иерархические взаимоотношения, обучаются половому поведению, моделируют и тренируют

Из книги автора

Из книги автора

Агрессия Покусы на почве агрессивности встречаются очень часто. Как правило, это проявление территориальной агрессии. Собака охраняет территорию, которую считает своей, от конкурентов: других собак и людей. Если она имеет возможность выгнать чужака без открытых военных

Статистика показывает, что в дошкольном возрасте (3-6 лет) около 55% детей проявляют элементы агрессивного поведения. В данном случае психологи , как правило, говорят об инструментальной агрессии , то есть агрессия является для ребёнка средством, инструментом достижения какой-либо цели. При этом цели действия не враждебны, у ребёнка нет желания причинить вред другому, но средства достижения этих целей не всегда бывают корректны. Рассмотрим кратко те ситуации, в которых ребёнок проявляет элементы агрессивности:

  • стремление получить желанный предмет (чтобы обладать нужной игрушкой, некоторые дети прибегают к прямому насилию над сверстниками).
  • привлечение к себе внимания сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки или разбрасывает игрушки)
  • ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть своё превосходство (ребёнок открыто смеется над неудачами сверстника)
  • стремление быть главным

Почему же столь маленькие дети используют агрессивные действия для достижения своих целей? Дело всё в том, что дети в этом возрасте ещё не владеют достаточной компетентностью в общении, навыками социального взаимодействия, разрешения конфликтных, спорных ситуаций. Их отличает ещё высокий уровень эгоцентризма, неспособность встать на позицию другого человека, понять его чувства, намерения, переживания, боль. Кроме того, в дошкольном возрасте отмечается ещё низкий уровень произвольности поведения, самоконтроля, что является нормой для данного этапа развития. Поэтому не стоит пугаться, если Ваш ребёнок демонстрирует элементы агрессивности, а скорее стоит подумать о том, как можно скорректировать эту негативную модель поведения, как помочь ребёнку овладеть своим поведением и приобрести навыки эффективного общения.

Можно выделить следующие направления в работе с ребёнком, проявляющим элементы агрессивности в поведении:

  1. Введение норм и правил поведения в доступной и понятной для ребёнка данного возраста форме, формулирование требований и запретов в спокойной обстановке с объснением, почему нужно вести себя именно таким образом. При этом требования и запреты должны быть постоянны (нельзя допускать того, что сегодня они есть, а завтра становятся необязательными для выполнения) и применимы ко всем членам семьи (если запрет на агрессию формулируется в адрес ребёнка, но при этом в общении между собой родители нередко допускают резкие, агрессивные высказывания, то данный запрет теряет свою силу и становится бессмысленным для ребёнка).
  2. Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, снятие деструктивных элементов в поведении. Родители могут обучать своего ребёнка приёмам общения, проигрывать с ним сложные ситуации, объяснять как можно поступить, что ему на это могут ответить, к каким последствиям это приведёт.
  3. Наблюдаемые проявления агрессии необходимо сразу же блокировать
  4. Возможно применение наказаний в том случае, если ребёнок проявляет элементы агрессии в общении. Это может быть наказание естественными последствиями, временное лишение ребёнка чего-либо значимого для него (просмотр мультфильмов, телепередач, лишение подарков и т.п.). При этом стоит помнить, что негативной оценке могут подвергаться поступки ребёнка, но не его личность. Негативные оценки личности ребёнка («ты плохой!», «ты злой!») приведут к негативному самоощущению у ребёнка, низкой самооценке, чувству тревожности, что может только усилить агрессивные проявления в адрес других людей.
  5. Обучение ребёнка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.
  6. Обучение ребенка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих.
  7. Развитие осознания собственных эмоций и чувств других людей
  8. Развитие позитивной самооценки, эмоциональная поддержка ребёнка, создание условий защищённости и безопасности в семье.

Основной и ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, именно в ней происходит эмоционально-личностное и познавательное развитие ребёнка, именно она содержит в себе максимальный развивающий потенциал, а также является способом коррекции негативных поведенческих проявлений. Групповая игротерапия является эффективным методом работы с агрессивными проявлениями в детском возрасте. Игротерапия помогает преодолеть трудности, связанные с низким уровнем коммуникативной компетентности, несформированностью коммуникативных действий и операций, неумением согласовывать свои действия с партнера­ми. Также данный вид терапии позволяет скорректировать трудности произвольной регуляции поведения и деятельности, трудности осознания собственных эмоциональных реакций и чувств других людей, неспособность к правильному эмоциональному отреагированию. Игротерапия позволяет ребёнку в интересной и увлекательной для него форме овладеть социальными нормами и правилами, сформировать представление о социально одобряемых формах взаимоотношений.

Агрессия может 6в1ть рассмотрена в ниде дихотомий, имеющих различные основания: физическая-вербальная, активная-пас­сивная, прямая-косвенная, доброкачественная-злокачественная. Важи ым вариантом дихотомического представления агрес­сии является выделение агрессии враждебной и инструменталь­ной (Baron, Richardson, 1994; Buss, 1971; Fechbach, 1964; Hartup, 1974).

О враждебной агрессии го­ворят в том случае, когда глав-, ной целью субъекта является причинение вреда, страда-

Подростковая агрессия

Враждебная агрессин

ний жертве. Инструментальная агрессия описывает те случаи, когда индивид, нападая на других людей, преследует иные цели, нежели причинение вреда и страданий жертве. Агрессия в дан­ном случае является не самоцелью, а средством достижения неких других целей, реализации различных желаний и потреб­ностей личности.

Агрессия и социализация

В соответствии с когнитивно-бихениоральной концепцией со­циального научения (Бандура А., 1959,1973)процесс социали­зации состоит в развитии при­вычных ответных реакций, принятых в обществе, в кото­ром индивид жипет.

Научение определенным навыкам в системе «сигнал-от­вет* требует, во-первых, вознаг­раждения или подкрепления, а во-вторых, наличия некоторого мотивациопиого процесса или

драй и;). 11ри этом под драйвом понимается сильный стимул, который побуждает организм к действию.

В рамках когнитивно-бихевиорадьной концепции подрост­ковую агрессию рассматривают как результат специфичною социального научения. При этом считается, что основания раз­вития и закрепления агрессивного поведения следует в первую очередь искать в том, как род и те л и. воспитывал и своих детей в первые годы жизни, а также и в более поздние периоды, вклю­чая и с обет йен но подростковый возраст.

Влияние семьи на развитие агрессии

Существует огромное число исследований, которые убедитель­но показывают зависимость между негативными взаимоотно­шениями в системе «родители-ребенок», эмоциональной дел-ривацией к семье и агрессией. Установлено, например, что если у ребенка сложились негативные отношения с одним или обо­ими родителями, если тенденции развития позитивности само­оценки и Я-конпепции не находят поддержки п оценках роди-


телей или если ребенок не ощущает родительской поддержки и ■реки, то вероятность делинквент]юго, противоправного пове­дения существенно возрастает, ухудшаются отношения со свер­стниками, проявляется агресеишЕоеть но отношению к с.обствеп-ным родителям (Hanson, Henggeleretal., 1984; Eron, Walderet В., 1977, 1978; Peck et al.,1985; Baron, Richardson, 1994).

Наказания и агрессивность

He вызывает сомнения, что между строгостью наказания и уров­нем агрессивности детей существует положительная зависи­мость.

Эта зависимость, как оказалось, распространяется и на слу­чаи, когда наказание является реакцией родителей на агрессив­ное поведение ребенка, т. е. используется в качестве воспита­тельной меры, направленной на снижение агрессивности и фор­мирование неагрессивного поведения ребенка. Обнаружено, что

Те дети, которые подвергались со стороны родителей строгим наказаниям, проявляли в поведении большую агрессию и, со­ответственно, характеризовались одноклассниками как агрес-сивные.

В одном из исследований (Felson, Russo, 1988) было пока­зано также, что вмешательство родителей при агрессии между братьям и-сестрами может на самом деле оказывать обратное

"действие и стимулировать развитие агрессии. Нейтральная по­зиция родителей, как следует из этого исследования, оказыва­ется предпочтительной. Самой неэффективной стратегией ока-эывдется вмешател ьство родителей в форме наказания старших сибсон. так как в этом случае уровень как вербальной, так и физической агрессии в отношениях между братьями-сестра­ми оказывается наиболее высоким. Сходные результаты были получены и в других исследованиях (Patterson, 1984). . .