Психологические манипуляции в общении. Основные способы и виды манипуляций

Манипуляция - побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения партнером своих собственных целей»

Основные составляющие манипулятивного воздействия

К числу характеристик манипуляции как метода воздействия на партнера можно отнести:

    манипуляция - это вид духовного, психологического воздействия на человека (группу, общество);

    манипуляции имеют скрытый характер воздействия (попытка манипулирования лишь тогда будет успешной, когда факт воздействия адресатом не осознается и конечная цель манипулятора ему неизвестна; для манипулятора важно, чтобы адресат считал эти мысли, чувства, решения и действия своими собственными, а не «наведенными» извне, и признавал себя ответственным за них);

    манипуляция предполагает игру на человеческих слабостях - «мишенях воздействия» (чувство собственного достоинства, чувство собственности, финансовый достаток, власть, слава, служебное продвижение, общение, профессиональная квалификация, известность, враждебное отношение к непохожим на нас и пр.) - никто не желает показаться трусом, нерешительным, жадным, неумным, наоборот, каждый желает выглядеть достойно, быть великодушным, оказывать покровительство, получать похвалу и т. п.;

    манипуляция предполагает побуждение к совершению определенного действия.

Манипуляции - важный элемент деловых отношений и могут быть конструктивно использованы в управленческой практике на уровне межличностных контактов:

во-первых, для создания ореола руководителя организации или подразделения;

во-вторых, для смягчения формы принуждения, обойтись без которого не удается ни одному руководителю;

в-третьих, для создания единой направленности желаний подчиненных на достижение целей организации.

Руководитель вместо силового воздействия может управлять подчиненными незаметно, создавая у них иллюзию полной самостоятельности и свободы. И в то же время он должен быть внимательным и не допускать того, чтобы его подчиненные незаметно управляли им и использовали его в своих личных целях.

Характеристика основных уловок-манипуляций в общении Уловки-манипуляции, используемые в деловом общении (в спорах, дискуссиях, полемике), можно условно объединить в три группы: организационно-процедурные, психологические и логические манипуляции.

Организационно-процедурные манипуляции могут быть использованы организаторами переговорного процесса, дискуссии. Они сориентированы либо на срыв обсуждения, либо на умышленное столкновение противоположных взглядов участников дискуссии с целью накалить атмосферу, либо на сведение переговоров к заведомо неприемлемому для оппонентов варианту обсуждения.

Примерами манипуляций данной группы являются:

«формирование первичной установки» (изначальное предоставление слова тем, чье мнение известно, импонирует окружающим и способно сформировать у них определенную установку на восприятие какой-либо информации);

«предоставление материалов лишь накануне» (предоставление участникам взаимодействия рабочих материалов - проектов, контрактов, программ - незадолго до начала работы затрудняет ознакомление с этими материалами);

«недопущение повторного обсуждения» (сознательно не допускается поступление новых, заслуживающих внимания данных, способных повлиять на выработку окончательного решения);

«накал атмосферы» (поочередное предоставление слова агрессивно настроенным оппонентам, допускающим взаимные оскорбления, ведет к тому, что атмосфера обсуждения накаляется до критической степени и может спровоцировать прекращение, обсуждения);

«приостановка обсуждения на желаемом варианте» (идея последнего по времени обсуждения варианта может сформировать нужную психологическую установку на восприятие необходимой информации);

«выборочная лояльность в соблюдении регламента» (одни выступающие жестко ограничиваются в регламенте и характере высказываний, другие - нет);

«перерыв в обсуждении» (перерыв объявляется в тот момент, когда может быть выработано неудобное и неприемлемое решение);

«выпускание пара на несущественных вопросах» (обсуждение начинается с второстепенных вопросов, и лишь после этого, когда участники дискуссии уже устали, на обсуждение выносится вопрос, который хотели бы обсудить без усиленной критики);

«избыточное информирование» (готовится очень много проектов решений, которые просто.невозможно сопоставить за короткое время обсуждения);

«потеря документов» («случайно» теряются документы, способные негативно повлиять на ход обсуждения).

Психологические манипуляции основаны на использовании приемов, вводящих собеседника в состояние раздражения, играющие на его чувствах самолюбия и стыда. К числу таких манипуляций можно отнести:

«раздражение оппонента» (выведение его из состояния психического равновесия обвинениями, упреками, насмешками, с тем чтобы он сделал ошибочное заявление, прервал общение);

«использование непонятных слов» (оппоненту неловко признаться, что он не знает значения какого-либо слова);

«слишком быстрый или слишком медленный темп обсуждения» (слишком быстрый темп обсуждения не позволяет партнеру «проанализировать» всю поступающую информацию, слишком медленный темп вынуждает оппонента подгонять партнеров, пропускать детали); «перевод в сферу домыслов» (полемика переводится в русло обличения, оппонента вынуждают либо оправдываться, либо объяснять то, что не имеет отношения к обсуждаемой проблеме);

«чтение мыслей на подозрении» (смысл уловки в том, чтобы, используя вариант «чтения мыслей», отвести от себя возможные подозрения);

«отсылка к «высшим интересам» без их расшифровки» (оппоненту намекают на то, что если он будет несговорчив в споре, это может затронуть интересы влиятельных людей);

«суждения типа «это банально», обвинение в нереальности идей» (оппонента вынуждают эмоционально опровергать обидную для него, бездоказательную оценку);

«приучивание оппонента к какой-либо мысли» (путем неоднократного повторения собеседника приучают к какому-либо бездоказательному утверждению, которое постепенно начинает казаться очевидным);

«недосказанность с намеком на особые мотивы» (оппоненту намекают на то, что в данном случае можно сказать гораздо больше, но это не делается по каким-либо особым мотивам);

«ложный стыд» (оппонента приводят в состояние, когда ему стыдно во всеуслышание признаться в незнании чего-либо);

«демонстрация обиды» (угроза срыва взаимодействия из-за «обиды» партнера);

«откровенность заявления» (акцент делается на особую доверительность сообщения, следующего за этими словами, в отличие от того, что было сказано ранее);

«мнимая невнимательность и недопонимание» (с помощью перефразирования или резюмирования делается попытка изменить смысл высказанных партнером идей);

«подмена истинности полезностью» (спорящего убеждают в том, что своим благополучием он обязан именно тому тезису, который оспаривает);

«видимая поддержка» (после отвлекающей, успокаивающей поддержки инициатор уловки раскрывает недостатки выдвинутых оппонентом доводов);

«сведение аргумента к личному мнению» (оппонента вынуждают доказывать обратное, оправдываться);

«селекция приемлемых аргументов» (использование односторонне подобранной информации для доказательства какой-либо мысли);

«рабулистика» (искажение смысла высказываний оппонента путем преподнесения их как забавных и странных, провоцирование негодования, отказа от дискуссии);

«умалчивание или полуправда» (сознательное утаивание информации от партнера или смешивание лжи и достоверной информации, выдергивание фраз из контекста, одностороннее освещение фактов, неточные или расплывчатые формулировки);

«принуждение к строго однозначному ответу, использование вопросов, требующих выбора из двух альтернатив, тогда как на самом деле есть и другие возможности» (нередко воспринимается оппонентом как проявление принципиальности);

«многовопросье» (в одном вопросе оппоненту задается не один, а несколько разнородных и мало совместимых друг с другом вопросов, а далее в зависимости от ответа его обвиняют в непонимании сути проблемы, либо в том, что он не полностью ответил на вопросы);

«нарушение личного пространства собеседника» (слишком тесное приближение или даже касание);

Поддразнивающие высказывания («Тебя что, так легко расстроить» (задеть, обмануть, заставить подчиниться?));

Подзадоривающие высказывания («Вряд ли ты сможешь это сделать!»);

«невинный» шантаж» («дружеские» намеки на ошибки, промахи и нарушения, допущенные адресатом в прошлом, шутливое упоминание о «старых грехах» или личных тайнах партнера);

преувеличенная демонстрация своей слабости, неопытности, неосведомленности, «глупости» (для того чтобы вызвать у партнера стремление помочь, сделать что-либо за манипулятора, передать ему ценную информацию, научить его сделать что-либо).

Логические манипуляции построены на сознательных нарушениях основных законов и правил формальной логики или же, наоборот, на их умелом использовании в целях воздействия на недостаточно осведомленного оппонента. Основные приемы этой группы сводятся к следующему перечню:

«неопределенность тезиса» (нечеткая и неопределенная формулировка основного тезиса позволяет по-разному интерпретировать высказанную мысль);

«несоблюдение закона достаточного основания» (доводы, суждения, аргументы верны, но не достаточны);

«порочный круг в доказательстве» (данная уловка призвана доказать мысль с помощью ее же самой, только сказанной иными словами);

«причинно-следственный алогизм» (рассуждения заведомо строятся на логической ошибке: «после этого - значит, вследствие этого», т. е. временная связь между явлениями сознательно заменяется причинно-следственной);

«неполное опровержение» (из высказанной системы доводов оппонента выбирается наиболее уязвимый довод, разбивается в резкой форме и создается впечатление, что остальные доводы не заслуживают даже внимания);

«неправомерные аналогии» (в доказательстве используются аналогии, абсолютно не соразмерные с рассматриваемыми доводами).

Возможно конструктивное использование манипуляций, что призвано способствовать сохранению и развитию деловых отношений и личности партнеров. Следует при этом иметь в виду, что обратное влияние манипулятивного общения на личность существует в тех случаях, когда в силу его частого употребления, хорошей техники использования и, соответственно, постоянных успехов на этом поприще, человек начинает считать манипулятивное общение единственно правильным. В таком случае все общение человека сводится к манипуляциям другими людьми (и тогда, когда это нужно, и когда это совершенно неоправданно). Вместе с тем манипуляции становятся негативными, когда насилие над личностью превышает уровень, диктуемый спецификой работы. Соответственно, коммуникативная культура предполагает умение не только конструктивно использовать манипуляции, но и противостоять им.

Правила нейтрализации манипуляций в общении

Правила нейтрализации манипуляций направлены на то, чтобы помочь человеку не стать объектом манипулирования со стороны безнравственных партнеров.

Противостояние манипулятивному воздействию требует умения, во-первых, распознавать манипуляции и, во-вторых, их нейтрализовать.

В поисках способов распознавания манипулятивного воздействия можно идти следующими путями: отслеживание изменений ситуации; анализ механизмов манипулятивного воздействия.

Отслеживание изменений ситуациипозволяет обнаружить эффекты, которые составляют особенности манипуляции. Конечно, внутренний «эмоциональный будильник» у всех людей имеет разную «квалификацию», но даже самый наивный адресат манипулятивного воздействия, в той или иной степени способен" реагировать на очень широкий круг признаков манипуляции.

Общим признаком наличия манипуляций является нарушение баланса определенных элементов взаимодействия, таких как:

Дисбаланс в распределении ответственности за совершаемые действия и принимаемые решения (например, мы вдруг замечаем, что кое-что «должны», не зная, откуда долженствование взялось или же, наоборот, проявили непонятную и неожиданную для себя безответственность в принятии некоторого решения);

Наличие силового давления;

Нарушение сбалансированности элементов ситуации (необычность мишеней воздействия (темы разговоров, смена направлений беседы и пр.), необычность компоновки или подачи информации, смешение акцентов значимости на второстепенные детали и т. п.);

Несоответствия в поведении партнера (например, при сопоставлении содержания слов с движением рук или мимикой);

Стремление стереотипизировать поведение адресата (те случаи, когда становится заметным желание кого-то, чтобы мы вели себя в «соответствии с...», чаще всего это выглядит как обращение к некоторым ролевым позициям, стремление отнести к той или иной категории людей).

Если исходить из анализа механизмов манипулятивного воздействия, то задача обнаружения манипуляций заключается в том, чтобы быть внимательным к реакциям адресата. Можно указать следующие виды таких индикаторов:

Неоправданно частое появление или подчеркнуто явное проявление «психических автоматизмов» в поведении адресата воздействия;

Регрессия к инфантильным реакциям - плач, агрессия, тоска, чувство одиночества и т. п., особенно, если это точно приурочено к определенным ситуациям или событиям;

Дефицит времени, отпущенного на принятие решения (важно выяснить, кем создается данный эффект);

Состояние суженности сознания, которое может проявиться в ограниченности круга обсуждаемых идей, в «цикличных» высказываниях (например, изменяемые формулировки или регулярный возврат к одной теме), постановка только ситуативных целей и пр.

Неожиданное изменение фоновых состояний, т. е. эмоциональная реакция адресата - ухудшение настроения, раздражение, глухая обида и прочие сдвиги в сторону отрицательных эмоций (особенно должны насторожить случаи неоправданных с точки зрения ситуации эмоциональных сдвигов).

Механизм нейтрализации манипуляций в общении

Механизм нейтрализации манипуляций в общении содержит несколько способов нейтрализации манипулятивных уловок. Чаще всего применяются следующие:

Открытое объявление о недопустимости использования манипуляций (обычно накануне дискуссии, полемики или спора стороны открыто договариваются не прибегать в отношении друг друга к уловкам);

Разоблачение уловки, т. е. раскрытие ее сути (особенно эффективно, если удается не только назвать используемую уловку «по имени», но и подробно объяснить окружающим ее предназначение и особенности применения в той или иной ситуации);

«информационный диалог» (если партнер по общению эмоционально требует чего-то или в чем-то обвиняет, нужно как можно точнее и подробнее выяснить все, что с ним происходит, не вступая в пререкания или объяснения). Если партнер изменяет давление, вызывая вас к сопротивлению, нужно стойко удерживаться на позициях человека, желающего выяснить мнение другого. Умение поставить вопрос, требующий содержательного и развернутого ответа, активизирует и собственные интеллектуальные усилия;

«конструктивная критика» (при использовании партнером манипулятивных приемов конструктивная критика позволяет вывести беседу на уровень открытой интеллектуальной борьбы; это позволяет защититься от манипуляций и остаться этичным по отношению к собеседнику);

«цивилизованная конфронтация» (когда безуспешно использованы все методы, следует твердо дать понять партнеру, что общение в таком ключе не представляется вам конструктивным, и, если он настаивает на своем, вы готовы прервать общение).

«уловка на уловку» (этот способ нейтрализации может быть использован, когда все предыдущие не дали положительного результата).

В табл. 2 и 3 приведен перечень типичных манипуляций, которые используются в переговорном процессе, и способы противодействия им.

Таблица 2 - Манипуляции, основанные на «правилах приличия» и «справедливости»

Таблица 3 - Манипуляции, направленные на унижение оппонента

Приемы, стимулирующие создание доверительных отношений в процессе общения. Искусство комплиментов в деловом общении

Приемы, стимулирующие общение, используются для снятия «барьеров в общении», т. е. формирования у собеседников благоприятное впечатление о партнере, доверительное отношение к нему, обеспечить полное взаимопонимание, способствовать конструктивному обсуждению проблемы.

Успеху делового общения в значительной мере способствует формирование у партнера положительного впечатления о себе. Деловое общение требует от человека высокой психологической культуры, а также постоянного изучения и учета эмоциональной стороны отношений. Разум и эмоции - неразрывные составляющие человека, причем эмоциональное в человеке многократно перевешивает рациональное. Следует помнить очень важную рекомендацию фоносемантики (науки о знаках чувств): самый привлекательный облик человека в общении - приветливый, доброжелательный. В общении каждый из партнеров нуждается в положительных эмоциях, поэтому тот, кто находится в позитивном, жизнерадостном и оптимистичном состоянии, становится действительно желательным собеседником. При прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально-позитивное отношение, и наоборот, труднее принимают (и нередко отвергают) позицию того, к кому испытывают эмоционально-негативное отношение.

Существует категория людей, которые умеют располагать к себе других, практически сразу завоевывать их доверие, вызывать к себе чувство симпатии - это люди, наделенные обаянием. Можно выделить три группы качеств, определяющих уровень личного обаяния:

1. Природные качества: коммуникабельность (способность легко сходиться с людьми), эмпатия (способность к сопереживанию), рефлексия (способность влиять на другого человека), красноречие (способность воздействовать словом) - все это составляет основу природных дарований, характеризуемых общим понятием «умение нравиться людям».

К основным приемам, стимулирующим общение, помогающим продолжать его, даже если позиция партнеров не совпадает, можно отнести:

«открытость для убедительных аргументов» (при этом в деловом общении в более выигрышном положении будет тот, кто умело на практике реализует принцип «важно не быть честным и открытым, а казаться им»);

«условное принятие доводов оппонентов» (использование фраз типа «Допустим, вы правы», «Предположим, что это так», оставляющих вам «пространство для маневра»);

«оттягивание возражений» (позволяет не только уйти от противоборства в общении, но и побольше узнать об уязвимых местах системы доводов оппонента, чтобы при необходимости сделать их объектом для критики);

«обращение за советом» (это льстит оппоненту и создает у него приятное ощущение, что он оказывает партнеру любезность, а тот, соответственно, должен отплатить ему встречной любезностью);

«вовлечение оппонента в совместную выработку решения» (для многих людей процесс поиска решения не менее важен, чем сам конечный результат, только при условии участия результат воспринимается как собственное творение);

«отступить, чтобы победить» (если хотите убедить собеседника в чем-либо, дайте ему почувствовать, что убедить можно и вас, изобразите легкое сомнение);

«настройка на волну оппонента» (умелая подача сигналов типа «Я такой же, как вы» путем копирования жестов, тональности голоса, стиля общения собеседника).

«использование метода Сократа» (с самого начала беседы не давать собеседнику повода сказать «нет», издалека подходить к теме основного разговора и принуждать партнера отвечать «да»; при этом следует избегать агрессивного принуждения, привносить комплиментарность в общение);

«избежание категоричных высказываний» (высказывания типа «всегда», «никогда» провоцируют конфронтацию, порождают сомнения в сказанном; лучше использовать более мягкие варианты «очень часто», «иногда», «в большинстве случаев», «крайне редко» и т.п.);

«использование «позитивных» вопросов» (с помощью изменения формулировки, например, используя вариант «Вас ведь не затруднит это сделать?» вместо «Не затруднит ли вас это сделать?», можно отчасти управлять ответом собеседника);

«использование в общении «Вы-подхода», создающего состояние большего доверия, психологического комфорта, теплоты по сравнению с «Я-подходом» (например, использование фраз типа «Вас не затруднит выполнить это задание?» вместо фразы «Я хочу, чтобы вы выполнили это задание»);

«использование в общении «Мы-высказываний», порождающих ситуацию сотрудничества, взаимного согласия (например, вместо фразы «Вы действительно заинтересованы в обсуждении этого вопроса?» использовать фразу «Мы с вами, безусловно, заинтересованы в обсуждении этого вопроса»);

«использование приема «Я-утверждение», с помощью которого передается отношение субъекта к какой-либо ситуации, описание желательного варианта ее развития без обвинений и явных требований (например, вместо фразы «Вы постоянно меня перебиваете» можно использовать вариант «Когда иногда вы меня перебиваете, я сбиваюсь с мысли, и мне бывает очень трудно сосредоточиться на главном и довести мысль до конца»).

В деловом общении необходимо следовать законам аргументации и убеждения

Законы аргументации и убеждения

1. Закон встраивания (внедрения)

Аргументы следует встраивать в логику рассуждений партнера, а не вбивать (ломая ее), не излагать их парал­лельно.

2. Закон общности языка мышления. Если хочешь, чтобы тебя слышали, говори на языке основных информационных и репрезентативных систем оппонента.

3. Закон минимализации аргументов. Помни об ограниченности человеческого восприятия (пять-семь аргументов), поэтому ограничивай число аргу­ментов. Лучше, если их будет не более трех-четырех.

4. Закон объективности и доказательности. Используй в качестве аргументов только те, что прини­мает твой оппонент. Не путай факты и мнения.

5. Закон диалектичности (единства противоположностей) Говори не только о плюсах своих доказательств или предположений, но и о минусах. Этим ты придаешь своим аргументам больший вес, так как двусторонний обзор (плю­сы и минусы) лишает их легковесности и обезоруживает оппонента.

6. Закон демонстрации равенства и уважения. Подавай аргументы, демонстрируя уважение к оппонен­ту и его позиции. Помни, что «друга» убедить легче, чем «врага».

8. Закон рефреминга. Не отвергай доводы партнера, а признавая их право­мерность, переоценивай их силу и значимость. Усиливай значимость потерь в случае принятия его позиции или уменьшай значимость выгод, ожидаемых партнером.

9. Закон постепенности. Не стремись быстро переубедить оппонента, лучше идти постепенными, но последовательными шагами.

10. Закон обратной связи. Подавай обратную связь в виде оценки состояния оп­понента, описания своего эмоционального состояния. Принимай на себя персональную ответственность за не­доразумение и непонимание.

11. Закон этичности. В процессе аргументации не допускай неэтичное пове­дение (агрессия, обман, высокомерие, манипуляции и т. д.), не задевай «больные места» оппонента.

Наиболее универсальный прием, при мастерском исполнении которого практически всегда удается расположить к себе собеседника, - это сказать ему хороший комплимент.

Комплимент удовлетворяет важнейшую психологическую потребность человека в положительных эмоциях. Удовлетворяющий эту потребность собеседник становится желанным собеседником. В деловом общении комплимент является тонким и действенным инструментом.Существуют особые требования к комплименту. Основными из них являются следующие:

Сосредоточить внимание не на внешних достоинствах собеседника, а на его внутренних, душевных качествах;

Выделить не очевидные, а скрытые достоинства собеседника (чем больше скрытых достоинств удается подчеркнуть в партнере, тем более искренними покажутся ему слова собеседника);

Быть искренним при высказывании комплимента (или хотя бы убедительно производить впечатление искренности);

Быть максимально конкретным при высказывании комплиментов, конкретные и персонифицированные комплименты кажутся людям более искренними и откровенными; для этой цели, в частности, следует использовать слова «потому что...» с последующим описанием очевидных наблюдений;

Строить комплимент на фактической основе, при этом использовать в нем факты, известные обоим партнерам;

Быть кратким при высказывании комплимента (комплиментарное высказывание должно содержать одну-две мысли, не более, простая конструкция заведомо будет понята);

Не включать в комплимент поучений (комплимент должен констатировать наличие характеристики, а не содержать рекомендации по ее улучшению);

В комплименте не должно быть двусмысленных оборотов, двусмысленность может вызвать совсем не те чувства и ассоциации, на которые рассчитывает автор комплимента;

Следует лишь немного преувеличивать отражаемое в комплименте положительное качество (большое преувеличение переводит комплимент в издевательство);

Не следует делать комплимент относительно тех качеств, от которых человек хотел бы избавиться;

Делая комплименты, следует учитывать половозрастные особенности собеседника;

Следует обратить внимание на то, что желаемый эффект достигается не только при использовании явных, но и скрытых комплиментов (под скрытыми комплиментами понимаются такие, которые, неявно влияя на собеседника, создают особую атмосферу доверия во взаимоотношениях).

К числу скрытых комплиментов можно, в частности, отнести:

Проявление искреннего интереса к собеседнику (чтобы интерес был действительно искренним, важно постараться найти в человеке то, что на самом деле по-человечески интересно: что-то из его биографии, работы, семьи, событий, свидетелем которых он был, хобби и др.);

Частое упоминание имени собеседника (запомнивший имя собеседника демонстрирует по отношению к нему нечто большее, чем просто уважительное отношение).

Овладение искусством комплимента требует тренировки. Не имея опыта, делая комплименты «по пустякам», вряд ли можно добиться успеха. Вот почему чтобы комплимент был удачным в нужной ситуации, необходимо его совершенствовать в повседневно-бытовых взаимоотношениях.

Люди обычно принимают комплименты благосклонно, ибо всякому приятно уже то, что ему говорят что-то хорошее, и легко прощают возможные промахи, особенно если не будет посторонних свидетелей. Поэтому учиться делать комплименты лучше один на один. Однако если комплимент хорош, то большее впечатление он производит, когда делается при свидетелях.

Поскольку мужчины не особенно избалованы комплиментами, то они и менее требовательны к их качеству. Поэтому тренироваться в этом искусстве лучше на мужчинах.

Готовясь к деловому разговору, целесообразно заранее подготовить небольшой набор комплиментов для разных случаев, ситуаций, людей.

Лекция 6 Культура речи

О том, как вычислить манипулятора и защититься от его влияния, рассказывает наш эксперт.

Александр Эпштейн

телеведущий, психолог, бизнес-тренер, директор творческого объединения «Культура речи»

Как вычислить манипулятора

Как правило, к манипуляциям прибегают те люди, которые по тем или иным причинам не могут действовать открыто, у которых для честного диалога просто нет ресурсов. В таком случае, чтобы добиться своих целей, человек вынужден хитрить и юлить, скрывая истинную цель своего поведения. Классика жанра, когда дочь-подросток звонит матери и спрашивает: «Мам, ты скоро с работы придешь? Ужин готовить?», на что мудрая мама не без юмора отвечает: «Минут через пять, Сережа как раз успеет убежать!». Мама явно не в восторге от бойфренда дочери , поэтому та всячески вынуждена скрывать его пребывание в квартире. Отсюда и такая постановка вопроса.
Манипулятора можно вычислить с помощью метода правды и лжи, когда в одном высказывании смешиваются достоверные сведения, очевидные факты и заведомо ложная информация. Классический пример - диалог Лисицы и Вороны из басни Крылова. Плутовка говорит глупой птице:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!».
И правда, у вороны есть и шейка, и глаза, и перышки, и носок - то есть клюв, но вот голосок-то совсем не ангельский… Говоря приятные собеседнику-жертве слова вкрадчивым голосом, манипулятор погружает его в легкий или не очень - тут уж как повезет - транс, а потом предлагает ложный выбор. Как на рынке нередко бывает, ты говоришь продавцу: «Мне килограмм яблок!» А он как ни в чем ни бывало переспрашивает: «Яблочек? Вот этих? Парочку кило? Да вы берите сразу три, не пожалеете - они такие сладкие!». И это все при том, что голос у вас зычный и свой килограмм яблок вы попросили, четко выговаривая слова, потому что в детстве вас мучил логопед.
И пока коварный манипулятор, который хочет продать тебе немерено яблочек и похитить твой кошелек и еще бог знает что, журчит, как горный ручей, ты впадаешь в транс, «плывешь», забываешь о своих истинных намерениях/желаниях и делаешь все, что надо собеседнику. Бинго! В общем, как в бородатом советском анекдоте: зашла девушка в пустое метро и встретила на платформе страшного дядю, который ей сказал: «Налево не ходи, там бандиты сумку отберут и лицо поцарапают. И направо не ходи, там тоже бандиты - сумку отберут и лицо поцарапают. Ты лучше здесь мне сумку отдай и ходить никуда не надо!». Перед нами классика жанра, когда манипулятор смешивает правду и ложь: справа и слева могут быть бандиты, но тогда мужчина должен был сам убежать, а не ждать непонятно чего…

Нарушение причинно-следственной связи

Узурпация права на оценку

Говоря иными словами, а судьи кто? В данном случае манипулятор вешает на тебя ярлыки, судит, оценивает твое поведение, выдавая свое субъективное мнение за объективное. Еще бы, ведь он может себе это позволить! Ведь он-то в курсе, КАК обстоят дела на самом деле. Откуда он это знает? Ну как же! Ведь у него богатый жизненный опыт, колоссальный авторитет и весомый статус. Манипулятор, конечно, не говорит, что его мнение - это истина в последней инстанции, но всячески это доказывает всем своим видом и поведением.

Использование абстрактных понятий

Этот вид манипуляций, наверное, расклеить, то есть распознать, сложнее всего. Использование абстрактных словечек, блистательных неопределенностей, не самых понятных слов , в которые можно вложить какой угодно смысл, легко выводят собеседника из равновесия, заставляют эмоционировать и совершать необдуманные поступки и, в конце концов, плясать под дудочку манипулятора. Тут все дело в том, чтобы позволить адресату (читай - жертве) включить свою богатую фантазию и самостоятельно домыслить сказанное. Например, шеф говорит тебе: «Похоже, вы совсем не понимаете всей серьезности своего положения…». Что за положение, в чем его серьезность, как он понял, что ты не поняла?

Помни: манипулирует тот, у кого не хватает ресурса, кто не уверен в своей позиции. Ну подумай сама, если бы Лисица могла предложить вороне взамен сыра , например, ягод или орехов, которые вороны тоже едят, ей бы не пришлось хитрить, вводить тщеславную птицу в транс и похищать сыр. Так как понять, что тобой манипулируют? Для начала стоит прислушаться к интуиции, она обычно не подводит, и ты думаешь примерно следующее - нет, что-то тут не так. Первый «звоночек» есть. Дальше можно проверить высказывание потенциального манипулятора на логику. Если Б не вытекает из А, логика высказывания нарушена - это манипуляция, бороться с которой можно как минимум тремя способами:морального климата в коллективе . Какой же ты все-таки хороший человек!». После столь эмоциональный тирады манипулятор тушуется и уползает в пыльный угол лечить травмированное самолюбие.

Наведение тумана

В данном случае ты просто выбираешь какой-то пункт, слово из высказывания манипулятора, и начинаешь его развивать. Когда тебе говорят, что ты ведешь себя, как цербер, понятно, с явным намерением испортить тебе настроение и обидеть, ты можешь воодушевиться и ответить что-то вроде: «Как славно, что ты напомнил мне про цербера! Давненько я не перечитывала «Мифы и сказания Древней Греции и Древнего Рима». Помню, дедушка-профессор филологии мне их в детстве читал. А твой дедушка какие книжки тебев детстве читал?». Тут главное - это не увлечься и самой не скатиться в манипуляцию. И еще: расклеивая манипуляцию, помоги манипулятору сохранить лицо, действуй мягко. В противном случае рискуешь спровоцировать конфликт непредсказуемой степени тяжести, тем более в том случае, если манипулятор выше тебя по статусу. Говорить в лицо шефу , что ты раскрыла его манипуляции, стоит лишь тогда, когда планируешь сменить работу.

В жизни каждого человека наступает момент, когда он встречается с попыткой манипуляции и кто-то стремится управлять его поведением и эмоциональным состоянием. Это могут быть друзья, дети и родители, работодатели, коллеги или соседи. Когда мы соглашаемся на то, чтобы кто-то манипулировал нами, мы неосознанно сговариваемся с их желанием владеть собой, своими побуждениями, мыслями через обманные, эксплуатационные и несправедливые средства. Отношения, которые управляются только одной стороной, - дисгармоничные и продвигают цели манипулятора за счет управляемого им человека. Такая дружба приносит проблемы и вызывает беспокойство постоянно. Если вы хотите что-то изменить в таком типе отношений, вы должны в первую очередь признать, что манипуляция вообще имеет место, а затем посмотреть на вашу дружбу глубже, чтобы понять, каков ваш собственный вклад в манипуляцию. Есть эффективные способы противостоять манипуляциям и вернуть в отношения баланс.

Манипуляция - это не то же самое, что и влияние. Мы все используем влияние, когда общаемся с другими людьми и пытаемся продвинуть свои цели, и это одна из нормальных форм социального взаимодействия. Влияние признает права и границы других людей, базируется на открытой, достаточно теплой коммуникации. Влияние признает целостность другого человека, включая право не согласиться. Манипуляция, напротив, зависит от тайных умыслов и состоит из попыток принудить другого человека сдаться.

Даже при том, что внешне манипулятор может казаться сильным и хорошо контролировать ситуацию, под фасадом обычно находится неуверенность и тревожность. Тенденция эксплуатировать других, игнорируя их права, является признаком нездорового функционирования личности. Фактически, люди, которые управляют другими, испытывают затруднения в поддержании хороших межличностных отношений и открытом течении естественных эмоций. Часто они выбирают партнеров не тех, которые интересны, а тех, кто хорошо поддается манипуляциям.

Люди, которые часто манипулируют другими, хорошо чувствуют, кем можно управлять. Если они не способны управлять теми, кто находится рядом, - они быстро сдаются и переходят к жертве, которая более восприимчива к манипуляциям. Если вы обнаружили на себе манипулятора, первый шаг к избавлению от него - признать свой собственный вклад в проблему. Манипуляция не может происходить в вакууме, для нее нужны двое.

Вот общие черты тех, кто уязвим для манипулятора .

1. Вы чувствуете себя любимыми, только когда можете заботиться о потребностях других людей. Желаете быть хорошим для других. Ваша самоценность зависит от выполнения определенных вещей для других. Фактически, вы нравитесь им за счет траты времени на них вместо того, чтобы потратить его на себя. Например, вы можете купить что-то очень дорогое для своего друга, но не будете тратить деньги на себя. Манипуляторы любят таких людей и не теряясь используют эту черту в своих интересах.

2. Вам постоянно нужны одобрение и признание. Все люди ценят, когда их принимают, но проблема жертвы состоит в том, что она считает, что должна быть принята всеми в любом случае. Основная проблема жертвы - страх перед тем, что она будет отвержена, и этот страх настолько сильный, что делается все, что возможно, чтобы избежать ощущений, связанных со страхом. Манипулятор часто дает принятие, в котором жертва нуждается, а затем угрожает забрать его, манипулируя.

3. Вы боитесь выражения отрицательных эмоций. Хотя выражение гнева и вовлечение в конфликт неприятно в принципе для всех, и это нормально, НО некоторые люди пойдут на все, чтобы избежать конфронтации. Они хотят, чтобы общение было приятно всегда. Они боятся, что их неустойчивая индивидуальность расколется перед лицом отрицательных эмоций. Для манипулятора такие люди - лакомый кусок, все, что им нужно сделать - угрожать или повысить голос, и они тут же получают доступ к энергии жертвы.

Человек должен заниматься не только тем, что делает его интересным с точки зрения общества, но и , не зависящие от мнения социума, тогда позиция жертвы начнет уходить. Появится сила защищать свои интересы и настаивать на них, право их иметь, даже если они нравятся только вам.

Если родители постоянно все решают за ребенка или не разрешают ему иметь интересы, не устраивающие их - дети могут превратиться в жертв манипуляторов, когда вырастут.

4. Вы неспособны сказать "нет". Здоровые отношения имеют личные границы, в которых четко видно, кто вы и что вы предпочитаете. Чтобы поддерживать здоровые границы между вами и кем-то, вы должны иногда говорить "нет", когда кто-то пытается не комфортно подвинуть ваши личные границы. Если вы боитесь конфликта, который может возникнуть, когда вы в чем-то отказываете, - вы играете "на руку" манипулятору.

5. У вас не сформирован устойчивый положительный образ самого себя. Вы должны точно знать, каковы ваши ценности, кто вы, что вы любите, какие взгляды поддерживаете, каким целям следуете. Если самосознание сформировано не полностью, - трудно доверять собственным суждениям или принимать решения в свою пользу.

Любую ситуацию нужно рассматривать с точки зрения преимуществ и опыта. Если вы находитесь в управляемых отношениях, полезно признать личные тенденции, которые позволяют другим сохранять контроль над вами. Мы не можем изменить поведение манипулятора, но можем изменить свои ответы на попытки манипуляции так, чтобы вернуть чувство целостности. Неприятности, связанные с манипуляцией вами, могут привести к судьбоносным событиям, которые дадут понимание и способность эффективно справляться с любыми конфликтами.

Тактика манипулятора .

Манипуляция в отношениях обычно формируется за длительный период времени. Манипулятор изучает жертву, - как далеко он может зайти. Он не пытается критично управлять жертвой в начале отношений, потому что знает, что это приведет к концу общения. Некоторое время он наблюдает за жертвой и ищет ее слабые места, чтобы в конечном итоге эксплуатировать ее в собственных целях.

Есть две базовые техники которые используются, чтобы осуществить такой контроль, обычно обе используются вместе.

1. Обещание выгоды . Манипулятор обещает обеспечить что-то, если партнер согласится с тем, чего хочет манипулятор. Муж жене "обещаю не хамить всю эту неделю, если ты прекратишь общаться с той подружкой". Между слов в такой фразе четко читается весьма условный комфорт и только на этой неделе.

2. Манипулятор угрожает партнеру потерей чего-то , если партнер не соглашается с условиями манипулятора. Муж жене: "Я уеду к друзьям на ночь, если к моему возвращению с работы не будет готов ужин".

Диапазон тактик намного шире, от словесных угроз до тонких попыток устроить ситуации, которые удовлетворят манипулятора. Распространенная тактика - настроить двух людей друг против друга, заставляя их не любить или не доверять друг другу. Еще несколько частых тактик: рассердиться на человека в ситуации, которую создал сам манипулятор; занять положение сверху (социальное или физическое); напугать; накричать; или наоборот, демонстративно игнорировать.

Манипуляторы испытывают сильную потребность все контролировать . Это часто происходит из-за внутреннего чувства неуверенности, хотя они часто компенсируют такое положение вещей демонстрацией силы и самодостаточности. Они отрицают личную выгоду от манипуляции, но их поведение всегда корыстно, потому что они преследуют свои цели независимо от их психологической стоимости для жертвы. Это критическая необходимость чувствовать себя выше и влиятельнее в отношениях, поэтому манипулятор всегда ищет тех, кто утвердит это чувство, соглашаясь с его манипуляциями. Он рассматривает власть как конечную точку. Если жертва проявит свою власть над ним, он сделает все возможное, чтобы вернуть контроль себе. Когда манипулятор не контролирует себя и людей вокруг - он всегда чувствует угрозу своей самости.

Хочу напомнить о том, что я уже объясняла, чтобы люди не относились к манипуляторам плохо. Плохих людей не бывает, просто есть люди, которым не хватило душевных сил пережить какую-то боль, поэтому они начинают вытеснять чувства и вести себя неадекватно. Манипуляторы - классический пример вытесненной психологической травмы в прошлом. Тот, кто манипулирует, часто сознательно не планирует свои маневры. Такое поведение появляется из-за расстройства личности. И оно возможно только в контексте поведения жертвы, которая неосознанно "сговаривается" с манипулятором и невольно поощряет манипуляции. Жертва - тоже человек с травмой. Это система.

Основные правила при контакте с манипулятором .

1. Концентрируйтесь на изменении своего поведения, а не на манипуляторе. Пытаться выйти из манипуляции, постоянно думая о ее наличии - не эффективно; вы делаете себя еще более уязвимым.

2. Вы не измените поведение манипулятора, поэтому нельзя сосредотачиваться на его недостатках и пытаться их понять. Не пытайтесь объяснить таким людям, что в них не так. Вы можете думать, что было бы полезно разъяснить манипулятору, что вы чувствуете и какое влияние на вас оказывает его поведение, но обычно это не имеет никакого эффекта, потому что большинство манипуляторов не способно к сочувствию. Скорее всего, они просто используют эту информацию для контроля над вами. Единственный эффективный метод для жертвы - полностью отключиться от проблемы, выйти из нее, не думать о ней. Если вы прекратите сотрудничать с управлением собой и возьмете на себя ответственность по преобразованию своей жизни, - вы измените природу отношений с любыми манипуляторами, которые вам попадутся. Манипулятор много работает над каждой ситуацией, чтобы обеспечить сильный контроль в отношениях, поэтому он обычно сдается, если понимает, что не только он имеет влияние на то, что происходит между вами.

3. Оцените ценность таких отношений для вас. Скорее всего, ситуация имела отношение к чему-то, что для вас является очень важным. Вам демонстрировали что-то, что дает счастье и целостность. Найдите свою тайную выгоду и подумайте над тем, стоит ли полученное вашей боли. Конечно, есть много ситуаций, из которых выйти сложно (муж и жена, ребенок и родитель), но, если это возможно - очень желательно уйти от контакта вообще. Или достигнуть ясности в вопросе: что вы хотите от своей жизни, и какой у отношений есть потенциал, чтобы привести вас к вашей личной цели?

4. Если вы находились под влиянием некоторое время, то наверняка привыкли к автоматическому выполнению некоторых его указаний, не думая об этом. Во-первых, нужно остановить свое автоматическое согласие. Например, если ваш начальник чего-то требует от вас, и вы знаете, что это закончится угнетением вашей личности - попросите немного времени. Тогда вы начинаете контролировать ситуацию. Стандартный ответ тех, кто хочет сохранить контроль над вами, звучит примерно так: "Почему вам нужно время?", поскольку такой вопрос предполагает ваше замешательство и восстановление контроля над вами. В таком случае просто попросите немного времени еще раз: повторите ту же фразу, без объяснений. "Мне требуется немного времени, чтобы подумать". Затем вы должны отследить в себе эмоции и противостоять им: страх, беспокойство или вина, которые в прошлом заставляли вас соответствовать требованиям манипулятора.

Экология сознания. Психология: Любое общение – это по большому счету манипуляция. Все что мы говорим, по нашей идее должно вызвать...

Любое общение – это по большому счету манипуляция. Все что мы говорим, по нашей идее должно вызвать определенную реакцию. Отвечая на вопрос: "Как дела" – ждем понимания, сочувствия, одобрения. А когда не получаем ничего из этого задаем наводящий вопрос, например: "Что ты об этом думаешь, я молодец?"

Предельно честное общение, лишенное манипуляции, в данном случае выглядело бы просто смешно: "Давай я тебе расскажу, как у меня дела, а ты меня похвалишь?". В том случае, когда одно понятие подменяется другим и происходит манипуляция в общении. Когда человек говорит одно, а подразумевает совсем другое. Манипуляция начинается там, где кончается логика и здравый смысл. Манипуляция апеллирует к чувствам.

Существует множество способов и видов манипуляций, однако исходя из того, на каких наших чувствах играет манипулятор, их можно разделить на шесть основных типов.

6 типов манипуляции в общении:

1. Манипуляция любовью. В детстве вам говорили: "Если ты будешь так кривляться, я тебя любить не буду". Хотя на самом деле имели в виду: "Слушайся меня".

Ваш мужчина вам говорит: "Ты сначала перестань ногти грызть (работать, к маме ездить, читать женские романы, каждое утро готовить солянку…), тогда поговорим про свадьбу". Хотя на самом деле имеет в виду: "Мне не нравиться, когда ты грызешь ногти".

Босс вам говорит: "Мы умеем ценить своих сотрудников, у нас дружная команда единомышленников. Поэтому редко кто уходит из нашего коллектива по своей воле ". Хотя на самом деле имеет в виду: "Мы будем к тебе хорошо относиться, если ты будешь хорошо работать".

Особенности этой манипуляции

Одна из самых коварных и жестоких манипуляций, которыми часто пользуются в семьях. Ребенок, привыкший к такому обращению, начинает понимать что самые близкие люди не принимают его целиком, любят не за то, что он есть, а за то, что он что-то делает или не делает.

В партнерских отношениях, такие разговоры также не приводят ни к чему хорошему. Ведь в данном случае на одну чашу весов кладется любовь, а на другую некое условие. Получается, что любовь – это некий товар, который при необходимости можно обменивать на услуги или деньги.

2. Манипуляция страхом. В детстве вам говорили: "Не будешь делать уроки, станешь дворником". Хотя на самом деле имели в виду: "Я не знаю, как тебя еще заставить делать уроки".

Ваш мужчина говорит: "Если я и дальше буду работать в этой конторе, у меня будет инфаркт". Хотя на самом деле имеет в виду: "Приготовься, я скоро уволюсь".

На работе вам говорят: "Машенька, мне тут прислали резюме одного очень перспективного молодого сотрудника. У вас с ним как раз один профиль". Хотя на самом деле имеют в виду: "Незаменимых нет, соберитесь, милочка".

Особенности этой манипуляции

Использование людских страхов – одни из самых любимых приемов манипуляторов всех типов и мастей. Очень часто они играют на недостаточной информированности человека. Поэтому, если вам регулярно пудрят мозги по поводу неких мифических опасностей и призывают сделать то или иное, чтобы избежать их – наведите справки.

3. Манипуляция неуверенностью в себе. В детстве вам говорили: "Русский ты сделала, я вижу. А давай посмотрим, что у тебя не получается?". Хотя на самом деле имели в виду: "Ты все равно ни на что не способна без моей помощи".

Ваш мужчина вам говорит: "Ты собираешься съесть на ночь печенье? Ну давай-давай. Я пока в комп поиграю". Хотя на самом деле хочет сказать: "Я имею право делать, что хочу ".

На работе вам говорят: "Переведите, пожалуйста, небольшой текст с китайского. Вот вам словарь, у вас есть полчаса". Хотя на самом деле имеют в виду: "Не зарывайся, я здесь начальник".

Особенности этой манипуляции:

Манипуляция - это всегда вопрос власти, а в данном случае он стоит наиболее остро. "Я – начальник, ты – дурак", - так можно перефразировать большую часть приведенных здесь высказываний.

Проблема начальника-манипулятора (будь он мамой, папой, боссом или президентом) заключается в том, что он не обладает реальным авторитетом, не является властью, но хочет ею быть. С ним, безусловно, можно начать играть в "поддавки" и льстить. Но этой лести ему никогда не будет достаточно. Он будет ненадолго успокаиваться, а потом вновь и вновь искать подтверждение своей состоятельности за счет чужих недостатков.

Однако, манипулировать вами он сможет только в том случае, если вы по поводу своего недостатка переживаете. Примите себя и свои слабости или избавьтесь от них.

4. Манипуляция чувством вины. В детстве вам говорили: "Опять получила два по химии? Тогда будешь мыть посуду". Хотя на самом деле имеют в виду: "Мне лень мыть посуду, но неудобно тебя просить об этом".

Ваш мужчина вам говорит: "С Вероникой кофе пила, пока я тут один голодный с детьми сидел?". Хотя на самом деле он имеет в виду: "Завтра хочу после работы встретиться с Сергеем, но ты меня просто так не отпустишь, будешь пилить".

На работе вам говорят: "Возьмите сегодня отгул, не переживайте, я сделаю за вас вашу работу". Хотя на самом деле имеют в виду: "Работу-то я сделаю, а потом припомню вам этот случай".

Особенности этой манипуляции

Она очень распространена в семейной жизни, ее частое использование приводит к тому, что муж и жена начинают играть в увлекательную игру – коллекционирование чужих провинностей. Кто больше насобирал, тот выиграл, читай – получил права на реализацию своих сокровенных желаний.

Хотя совершенно непонятно, почему это само собой разумеющееся право нужно завоевывать таким странным и неприятным способом?

5. Манипуляция чувством гордости (идеей "сверх я"). В детстве вам говорили: "Почему ты боишься прыгнуть с вышки, ты же отличник?". Хотя на самом деле имели в виду: "Не трусь".

Ваш мужчина говорит вам: "Двенадцатичасовой рабочий день? Бедняжка. Но ты же у меня такая умница, уберись в комнате, сбегай за пивом, сейчас ко мне Петрович придет". Хотя на самом деле имеет в виду: "Твой перфекционизм плюс моя лень. Мы – идеальная семейная пара".

На работе вам говорят: "Мы знаем, что вы – перспективный сотрудник. Мы в вас верим, поэтому предлагаем вам повышение, правда с сохранением старой зарплаты". Хотя на самом деле имеют в виду: "На вашем тщеславии мы решили немного сэкономить".

Особенности этой манипуляции

Тщеславие возведено в ранг главной идеи западной цивилизации. Быстрее, выше, сильнее и дальше, со всеми остановками вплоть до конечной. Главное не останавливаться и не задумываться. Хотя Карл Юнг, психолог, философ и вообще толковый человек, говорил о том, что первая половина жизни – это учеба, поиски работы, женитьба. Беготня, одним словом, но беготня оправданная.

Если во второй половине человек патологически настроен на приобретение и стремление кого-то догнать – он заболевает.

6. Манипуляция чувством жалости. Как это происходило в детстве: "Тебе меня совсем не жалко, я так устаю, а ты не ешь совсем ничего"!

Как это происходит в семье: "У меня весь день голова болит, кстати, супруги Лютые зовут нас на уикенд. Жалко, ты не сможешь поехать".

Как это происходит на работе: "Помните, у меня хомяк был. Белый такой. Пушистый. Умер. Можно я уйду пораньше?"

Как это происходит в политике: "Наша партия Фиолетовых, конечно же, не сможет получить парламентское большинство. За нами же не стоят олигархи. И эфирного времени нам не предоставляют…"

Особенности этой манипуляции.

Она такая, немного детская, школьная – "Мариванна, у меня зуб заболел, можно я домой пойду".

Существуют очень коварные и тонкие манипуляторы чувством жалости - "жертвы", которые все время жалуются на жизнь и собирают дивиденды – слова ободрения и помощь. Эти "жертвы" также являются вампирами. Они могут бесконечно долго обсуждать с вами их жизненную ситуацию, но никогда не сделают ничего, чтобы что-то изменить. Потому что они – счастливые жертвы.

Как не стать жертвой манипулятора?

Шаг первый. Логика: поскольку чаще всего в манипулятивном сообщении нет никакой связи, между первой частью и второй ("если ты будешь пить латте с подругами, я не буду зарабатывать деньги"), можно объяснить манипулятору, что в его фразе отсутствует логика. Иногда это помогает.

Шаг второй. Неловкость: иногда манипулятивное высказывание звучит вполне логично, но имеет скрытый подтекст. Ставить манипулятора в неловкое положение – увлекательное занятие. "Ты говоришь, что очень уважаешь меня, потому что хочешь уйти пораньше? Ну так, так и говори".

Шаг третий. Оцените: обычно манипулятор не уверен в себе, а иначе, зачем бы ему манипулировать? Своим поведением, он пытается обеспечить себе власть над окружающими, хотя больше всего его заботит собственная безопасность. Дайте ему почувствовать себя комфортно, скажите, что понимаете, цените и принимаете его. Увидите, тяга превращать людей в марионеток уменьшиться.

Шаг четвертый. Сделайте свой выбор: манипулятор давит на ваши чувства и надеется тем самым заставить сделать то или иное. Однако, то, что люди заставляют нас испытывать те или иные чувства – это миф. Чувства находятся внутри нас и никто кроме нас не в состоянии их "включить" и "выключить". Вас пугают? Ответьте иронией. Вас берут на слабо? Ответьте удивлением. Вас выводят из себя? Помните о том, что это лишь приглашение, которое вы можете принять и от которого вы можете отказаться. Манипулятор будет озадачен.

Шаг пятый. Понять себя: в каждой семье принято реагировать на события определенным образом. В одной семье принято над всем подшучивать, в другой – расстраиваться по поводу и без, в третьей – винить в своих бедах только себя и посыпать голову пеплом.

Дети, которые выросли в этих семьях, получат эту "ведущую" эмоцию по наследству. Они будут иронизировать, печалиться и мучиться чувством вины соответственно, чаще, чем другие. Можно предположить, что когда эти дети вырастут, им будут чаще попадаться манипуляторы, которые будут играть именно на их "ведущем" чувстве. Исходя из этого, всем можно посоветовать понять, какая именно эмоция им досталась от родителей. А дальше вернуться к предыдущему пункту.

Время манипулятора.

Манипулятор очень редко живет настоящим. Чаще всего, он либо вспоминает прошлое – "я не могу оправиться после того, как моя кошка пять лет назад выпрыгнула с балкона" - ищет в нем оправдание своим недостаткам и бездействию.

Либо он говорит о каком-то туманном будущем - "не будешь есть котлеты, не поступишь в институт" или "мы в вас верим, и когда-нибудь непременно это отразиться и на вашем финансовом состоянии".

Но здесь и сейчас у манипулятора ничего не происходит. Ему все время некогда, он постоянно занят. Его бы можно было бы по-человечески пожалеть, но мы так поступать не станем. Потому что он добивается от нас именно этого чувства, чтобы использовать его не по назначению. опубликовано