Психология коллектива, «Свой среди чужих. Самые действенные способы, позволяющие улучшить взаимоотношения в коллективе

Все мы в коей-то мере попадали в нелепые ситуации из-за своих коллег. Кто-то становился жертвой хищения проекта или задумки, которую впоследствии нечестные сослуживцы выставляли за свое детище. Для кого-то до сих пор сложно забыть крупный конфликт, возникший посреди рабочего дня.

Все вышеперечисленное относится к разделу «коллапс» и случается ввиду незнания такой тонкости, как отношения в коллективе . Дабы не попадать в передряги, и просто отображать «who is who», необходимо ознакомиться с некоторыми особенностями коллективных взаимоотношений.

Также для того, чтобы уметь себя держать в руках, и как можно быстрее и безболезненно влиться в новый коллектив прочтите . С ней вы правильно взгляните на жизнь, на отношения с людьми и многое другое предстанет для вас в новом свете.

Сразу хочется обрадовать – первый день в школе или институте переносятся намного тяжелее, нежели знакомство с рабочим коллективом. Так что, закалка у вас есть, хоть вы этого и не осознаете.

Как и в школе, отношения в коллективе подразумевают взаимодействие с неудачниками, крутыми перцами, простушками, серыми мышками и принцессами. Ваша задача – своевременно распознать, кто перед вами, какой от него будет толк, и как сделать так, чтобы этот персонаж не представлял для вас помеху на карьерном пути.

Перед тем, как разобрать правила поведения новичка, сначала, разберем обитателей вашего офиса (цеха, военной части и т.п.) на виды.

Отношения в коллективе . Или кто есть кто?

Суть возникающей проблемы в коллективе, как и ее дальнейшее разрешение, можно определить, исходя из следующих знаний о своих коллегах:

1. Злыдни

Нет смысла гадать, что сделало этих вечно недовольных, обиженных жизнью людей такими. Не купили ли им мороженное в их день рождения, когда они были маленькими, или швырнули это мороженное в их лицо с размаху на первом свидании – загадка прошлых лет. Факт остается фактом – они порождение офисного зла.

Любое ваше движение, включая первые шаги по офису, приносят им крайнее негодование. Подпиткой для них будет служить реакция на их замечания, упреки, недовольства. Чем больше возмущения с вашей стороны, тем больше к ним поступает плохой энергетики, необходимой для существования.

Взаимодействовать с такими людьми можно двумя способами:

  • Выкинуть их из окна офиса (но тогда вы потеряете работу и свою свободу)
  • Быть спокойными и методичными

Второй вариант наиболее подходящий. Просто представьте, как скоро «злыдни» будут нести свое жалкое существование под вашим руководством, улыбнитесь, и не обращайте внимания на очередной выплеск яда из их рта.

Куда же без этих улыбающихся в лицо, и показывающих средний палец в спину, представителей офисной фауны. Редко, кто из «завистников» будет открыто показывать свои истинные чувства касаемо вас. Как правило, они будут пытаться влезть в ваше доверие, узнать ваши секреты, дабы потом было что выставить напоказ в ваше отсутствие.

Отношение в коллективе с такими людьми крайне просты – не надо их к себе подпускать. Не стоит и кому-либо другому рассказывать о себе больше, чем это требует рабочая обстановка.

3. Ригидные люди

Такие сотрудники никак не могут отойти после смерти Ленина. Им все еще обидно, что план Хрущева по массовому выращиванию кукурузы рухнул, а на партийном собрании так и не пришли к общему соглашению касаемо гравировки «СССР» на зубных щетках.

С такими сотрудниками трудно общаться на одном языке, они не признают новые стили работы, не понимают современных терминов и т.п. По каким-то непонятным причинам они все еще коптят потолок офиса.

Ригидными сотрудниками можно назвать не только «осколки коммунизма», но и вполне современных людей, которые не признают новизны, и придерживаются старых правил.

Радует одно – такие люди не занимают высокие посты, и им не доверяют ответственную работу, поэтому возможность, что вам придется с ними общаться, ровняется нулю.

Этих индивидуумов, посвященных во все тонкости офисного бытия можно встретить в любом коллективе. Они просто уверены, что вы без них не обойдетесь, поэтому постоянно держат вас под своим чутким наблюдением.

Вреда от таких коллег, как правило, нет, но их назойливость способна довести до истерики. Дабы этого не случилось, постарайтесь первыми к ним подойти за помощью, дабы в зачатке исчерпать их потребность быть нужными. Увидев, что их ценят, они успокаиваются, и больше не донимают своих коллег в течение рабочего дня.

Ругаться с такими коллегами нет смысла. Стоит ли портить отношения с тем, кто хочет помочь? Тем более что высока вероятность его действительной пригодности в определенный момент.

5. Педанты

Они любят, чтобы все было правильно. Везде и всегда! Во всем! Они не упускают ни одной мелочи. Сдувают пылинки с документов. Раскладывают скрепки так, чтобы не выпирал и миллиметр.

Отношения в коллективе с такими коллегами постоянно напряжены, ведь они придираются по каждому пустяку. Однако на них всегда можно спихнуть нудную работу, что указывает на необходимость терпеть их дотошность.

6. Топ-клерки

Эти ребята приходят на работу за всеобщим признанием. Они любят выделяться среди всех. Рассказать о своем мнении, когда оно никого не интересует. И всегда стараются развязать какую-нибудь сцену, дабы оказаться в центре событий.

Артисты – народ чуткий. Стоит похвалить их новое сэлфи в офисе, или восхититься новой шуткой, как вы обретете себе надежного союзника.

Одно дело – быть втянутым в конфликт, и другое дело – стать его инициатором. Не ругайтесь с вашими сослуживцами. Не становитесь доносчиком. Не выплескивайте негатив, когда у вас не задалось общение с супругом/супругой дома. Не нужно идти по головам, преследуя скорейший карьерный рост.

Когда дело доходит до общего задания, то нужно достойно выполнять свои обязанности. Не покушайтесь на личное пространство коллег. Не лезьте в их личную жизнь. И, тем более, не выставляйте напоказ доверенные вам тайны сослуживцев.

Не стоит искать друзей на работе, если вы преследуете цели поскорее подняться по карьерной лестнице. Постоянные перекуры, много болтовни во время рабочего процесса, обиды на подталкивание к работе – все это тормозит карьериста.

См.также Многие считают, что профессиональный подъем доступен либо уникумам, буквально блистающим в работе гениальностью, либо людям, готовым ради повышения на низкие поступки. К счастью, это далеко не так. Для того чтобы поднять свой статус в кабинете начальства нет надобности быть семи пудов во лбу, и уж тем более не стоит переступать чувство собственного достоинства.

Поделись статьей с другом:

Важной составляющей успешной трудовой деятельности являются здоровые отношения в коллективе. Конфликты или скрытая вражда значительно сказываются на общей эффективности трудящихся. Коллектив на работе не выбирают, поэтому нужно научиться правильно вести себя.

При правильной подаче себя конфликтных ситуаций будет значительно меньше

Работа в команде даёт хорошие результаты, если каждый человек стремится внести свою лепту в общее дело. Взаимопонимание и взаимовыручка также играют важную роль.

Разделение на роли

В любом коллективе имеется разделение не только по должности, но и по роли, которую выполняет человек при совместной работе. Для того чтобы занять своё место в команде, нужно определиться с этой самой ролью.

Существует три уровня.

  1. «Рабочая лошадка» – человек, который имеет хорошие знания в определённой теме и умеет общаться с коллегами по работе. Он может выполнять задания и поручения, а также является консультантом, если дело касается практической стороны вопроса.
  2. Новатор – имеет нестандартное мышление и творчески подходит к выполнению задач. Большинство идей принадлежит этой категории сотрудников.
  3. Лидер – умеет собрать коллектив в единое целое, а также распределять обязанности между людьми. Такой человек вдохновляет на работу и контролирует выполнение всех требований.

Самая многочисленная категория – «рабочие лошадки». Это не означает, что данные люди глупее или хуже, просто они хорошо умеют выполнять поручения, чем и занимаются. Главное, найти своё призвание и занять нишу, которая подошла бы по уровню знаний, навыков и умений.

Хороших лидеров сложно найти. В идеале это не тот человек, который пожинает плоды работы всей группы, а направляет и организовывает деятельность. Для настоящего лидера нет понятия «я», есть только «мы».

Поведение в коллективе

В каждой компании есть свои правила

Для тех, кто работает в команде, важно соблюдать правила поведения в коллективе. Главное, соблюдать нейтралитет. Порой это довольно сложно, т. к. приходится общаться с разными людьми. Не нужно делить работников на плохих и хороших. А уж тем более делать это публично или рассказывать кому-то о своих размышлениях по этому поводу.

Причиной многих конфликтов на работе являются сплетни. Не стоит заниматься их распространением. Если нет уверенности в информации, то лучше на неё вообще не реагировать.

Новичкам, которые ещё не вникли в специфику работы, лучше первое время воздержаться от оценочных высказываний. Это негативно воспринимается «старожилами». Рекомендуется больше слушать, чем говорить, и фиксировать для себя основные правила, которые заведены в этом коллективе.

Скромность может сыграть на руку при построении гармоничных отношений в коллективе, но злоупотреблять ею не нужно. Необходимо научиться отвечать «нет» на просьбы коллег о выполнении работы, которая не входит в обязанности. Излишней добротой могут пользоваться.

Также не стоит вмешиваться в работу других людей. Давать советы можно только в том случае, если человек сам об этом попросил. Инициатива наказуема, т. е. может восприниматься в штыки.

Правила поведения в коллективе могут отличаться. Для того чтобы понять, какие негласные правила действуют, нужно некоторое время просто наблюдать за поведением людей на работе.

Проблемы в коллективе

Конфликтные ситуации снижают эффективность рабочего процесса

Между работниками в коллективе могут возникать конфликты, которые выливаются в скрытую или явную агрессию. Это значительно усложняет работу и снижает результативность.

Довольно часто в коллективе имеется один или несколько человек, которые вечно всем недовольны. Они выплёскивают свой негатив на окружающих и саботируют работу всей команды. Постоянные склоки и скандалы делают атмосферу очень напряжённой. Разрешить эту проблему можно серьёзным разговором или постановкой жёстких правил относительно поведения на работе.

Ещё одной не менее распространённой проблемой является враждебное отношение к новым людям. Весь коллектив ополчается против новичка. Такое поведение сложно искоренить, но грамотная расстановка приоритетов может помочь. Заниматься этим должен лидер или человек, занимающий руководящую должность.

В зависимости от специфики работы может произойти разделение коллектива по половым или возрастным признакам. Такое положение дел тоже нарушает гармоничные отношения в команде и вредит рабочему процессу.

Тимбилдинг

Командные игры содействуют сплочению коллектива

В психологии взаимоотношений между коллегами есть одна особенность: практически каждый коллектив можно сплотить. Многие крупные фирмы имеют в штате психолога, который занимается этими вопросами. Если предприятие не имеет на балансе специалиста в этой области, то можно попробовать наладить отношения самостоятельно.

Упражнения, направленные на оздоровление отношений в команде и сплочение людей, называются тимбилдингом.

Имеют они следующие цели:

  • создание чувства единства;
  • обучение методам эффективного взаимодействия и правильной расстановке приоритетов в работе;
  • психологически разгружают работников;
  • укрепляют авторитет начальства.

Чаще всего мероприятия по тимбилдингу проходят в неформальной обстановке, где люди могут чувствовать себя более раскрепощено и уверенно. Деятельность проходит в игровом формате. Самым распространённым примером, являются различные спортивные соревнования. Активная физическая деятельность быстрее вырабатывает командный дух.

Помимо спортивного тимбилдинга бывает также:

  • психологический – прохождение тестирования и беседа с психологом;
  • творческий – совместное создание объектов декора, приготовление блюд, рисование и т. д.;
  • костюмированный – тематические вечеринки, день одного цвета (все приходят на работу одетыми в вещи какого-то определённого цвета).

Выбирать тимбилдинговое мероприятие нужно исходя из потребностей и особенностей контингента. Неопытный в этих вопросах человек может не только не получить положительного результата, но и навредить отношениям в коллективе.

Как влиться в новый коллектив

Сложнее всего приходится новым людям в коллективе. К ним первое время всегда относятся с опаской, не доверяют важные проекты и вообще ставят под сомнение их профессиональную пригодность. Такое негативное отношение вовсе не является нормой. При благоприятной атмосфере в коллективе новичку помогают освоиться на новом месте, вводят его в курс дел компании.

Не стоит ждать тёплого радушного приёма, если речь идёт о первом дне на новом рабочем месте.

Первое впечатление оставляет неизгладимое впечатление на людей. Поэтому нужно как следует подготовиться к этому событию.

В каждом коллективе имеется негласный свод правил. Но есть и универсальные.

  1. Никто не любит выскочек. Не стоит кичиться своими знаниями, материальным положением, знакомствами и другими подобными вещами.
  2. Необходимо с первого дня начать налаживать отношения с коллегами. Лучше быть приветливым и улыбаться в ответ людям. Не стоит создавать образ одиночки или слишком серьёзного человека.
  3. Не нужно жаловаться или выражать своё недовольство относительно работы компании. Вряд ли это понравится людям, которые трудятся тут годами.

Можно принести коллегам символическое угощение к чаю. Не стоит организовывать застолье в честь своего трудоустройства, т. к. это могут истолковать превратно.

Заключение

Работа в коллективе – задача не из простых. Довольно редко встречаются такие команды, где вся деятельность максимально слажена. Этого можно добиться путём многолетнего упорного труда по сплочению коллектива.

Если обстановка на работе слишком агрессивная, и никакие способы не помогают это исправить, то резонно будет задуматься о поиске другого места работы. Ни к чему подвергать себя воздействию дополнительных стрессоров.

Женский коллектив часто сравнивают с кублом змей: все друг о дружку трутся, но в любой момент могут укусить. Очутившись в «бабьем царстве» мы должны следовать негласным правилам, которые воспринимаются только слабым полом и являются главным критерием того, как долго вам жить в мире и спокойствии. ХОЧУ предлагает 15 советов, как создать приятную рабочую атмосферу в женском коллективе.

Друзей мы выбираем, а вот коллег в основном нам посылает судьба. К сожалению, плохие отношения с коллективом серьезно влияют на нашу карьеру и здоровье. Во-первых, от их расположения напрямую зависит качество выполнения нами собственных обязанностей. Во-вторых, конфликты с сотрудницами негативно влияют на нашу психику и снижают производительность труда сильнее, чем даже слухи об увольнении. В-третьих, на работе мы проводим больше времени, чем в любом другом месте. Следовательно, умение влиться в женский коллектив обеспечит нам комфортную среду обитания на 6-10 часов.

Дружить со всеми сотрудницами не обязательно, но необходимо относиться к ним дружелюбно. Прежде, чем коснуться основных правил поведения в женском коллективе, разберемся в плюсах и минусах чисто-женских компаний.

Минусы работы в женском коллективе:

Вам никто не уступит и не сделает за вас работу, только потому что у вас большая грудь, красивые глаза или длинные ноги;

Женщины чаще болеют или сидят с детьми, что может повлиять и на объем вашей работы;

Отсутствие мужчин на работе, еще больше продлевает ваше одиночество. А в случае появления мужской особи на горизонте, «Санта Барбара» и разборки длинной в полжизни - обеспечены.

Быть самой по себе в женском коллективе невозможно, тут ничего не зависит только от вас. Придется подстраиваться под вкусы и привычки соратниц, чтобы не стать отшельницей.

Постоянные сплетни, сорры, пустые разговоры - все это забивает голову и отвлекает от работы.

Плюсы работы в женском коллективе:

В случае чего, всегда можно рассчитывать на помощь: будь-то бутерброд от голода, шоколадка от стресса или помощь в алиби и подмога при рабочем завале. В таких делах женщины более человечные.

В коллективе женщин всегда можно найти капли от насморка, гигиенические средства, целые колготки и пилочку;

Личные проблемы также можно решить с помощью хороших подруг на работе, ведь у них можно узнать контакты хорошего врача, директора лучшего детского садика, уборщицы, а также почерпнуть хорошие кулинарные рецепты и советы по уходу за своей красотой. В некоторых случаях коллеги даже устраивают личную жизнь друг друга.

От женщин всегда хорошо пахнет, на них приятнее смотреть по утрам и в офисе царит порядок.

В женском коллективе можно найти напарницу для занятий фитнессом, походам на массаж или утренним пробежкам.

Женщины вокруг всегда поймут, когда и почему тебе плохо, не будут раздражать во время ПМС и поймут все твои шутки на тему мужчин.

15 советов, как создать хорошую атмосферу в женском коллективе

1. Найдите общий язык с руководством.

Женщины начинают плести интриги и распускать сплетни, когда они не увлечены работой, не имеют четко поставленных задач и целей, а также в случае недовольства зарплатой. Если начальство женского пола, первым делом необходимо наладить отношения с ним: будучи на одной волне с начальницей, которая вами довольна вы обеспечите себе необходимую защиту.

2. Будьте осторожны с секретаршей.

Если секретарь интересуется вашей личной жизнью и откровенничает с вами, то, скорее всего, у нее закончились темы для обсуждений и в вашем лице она видит «свежее мясо». Будьте с ней вежливы и доброжелательны, но не критикуйте при секретаре других, тем более начальство, а на личные вопросы отвечайте уклончиво.

3. Не поддавайтесь на провокации.

У каждой женщины может быть резкая смена настроения, проблемы в семье или стрелка на чулке. Все это наболевшее висит топором в воздухе или выливается в раздраженные реплики. Обходите стороной коллегу, пребывающую в плохом расположении духа или же поднимите ей настроение хорошей новостью или чем-то сладеньким.

4. Не хвастайтесь.

Рассказы о миллионе роз, богатом женихе, поездках заграницу и машинах, врядли поспособствуют вашей карме у одинокой, невезучей в любви коллеги, которая вынуждена снимать квартиру и жить от зарплаты к зарплате. Будьте осторожны с той информацией, которую выдаете и никогда не ставьте себя выше своих сотрудниц, чего бы это ни касалось.

5. Не сплетничайте.

Никому неприятно, когда шушукаются за его спиной. Поэтому не поощряйте чужую слабость к этому занятию. Если коллега рассказывает вам свежую , просто скажите «Неужели?!» - и сразу переведите разговор на другую тему. Не слушая сплетника, вы сохраните уважение и доверие своих коллег. Включая самого сплетника.

6. Заходите в офис с улыбкой и весело всех приветствуйте.

Если вы бочком заходите в , что-то пробурчав, садитесь за стол и моментально погружаетесь в работу - готовьтесь, что женщины будут вас игнорировать и избегать в дальнейшем. Слабый пол не любит нелюдимов. Не важно, какое у вас настроение - всегда входите в дверь с улыбкой и весело здоровайтесь. Такая маленькая мелочь очень освежает рабочую атмосферу.

7. Учитесь заводить беседу с сотрудницами.

Выясняйте, чем живут ваши коллеги, какие книги читают, их любимые фильмы и сериалы, музыкальные вкусы и хобби. Демонстрируйте свой интерес к людям, и они к вам потянуться. Зная «слабости» сотрудниц время от времени завязывайте с ними короткий разговор.

8. Интересуйтесь мнением коллег.

Все, а тем более женщины, любят, когда их спрашивают, что они думают, советуются с ними. Почаще просите совета или просто мнения у своих коллег и горячо благодарите их за ответ. А уж поступайте так, как посчитаете нужным.

9. Общаясь со стервозной сотрудницей, представляйте на ее месте своего ребенка, возлюбленного или тяжело больного человека.

10. Не скупитесь на комплименты.

К сожалению, мы чаще обращаем внимание на чужие промахи или недостатки. Люди теряют уверенность в своей внешности и таланте. Не бойтесь лишний раз похвалить прическу, макияж и гардероб коллеги или высказать свой восторг от ее последнего проекта. Дарите сотрудницам положительные эмоции и они ответят вам тем же.

11. Творите добро.

Угощайте своих коллег домашней выпечкой, поздравляйте их с праздниками, предлагайте свою помощь. На все благие дела очень трудно реагировать негативно.

12. Признавайте чужие заслуги.

Некоторые сотрудницы наверняка делают что-то меньше или больше вас. Не стоит критиковать их как трудоголичек, выскочек или лентяев. Постоянно напоминайте себе о том, что вы все делаете одно большое дело. Если кто-то постарался ради общей пользы - первой выскажите свою признательность. В случае, если похвалили вас, говорите, что без сотрудниц вы бы не справились.

13. Если вы начальник, работайте не меньше подчиненных.

Один из поводов для сплетен в коллективе - это именно начальница. Поэтому не допускайте лишних разговоров и ответственно выполняйте свою работу. Советуйтесь со своими коллегами, спрашивайте о состоянии их текущих дел, предлагайте помощь или выход из трудной ситуации. Идите к ним на встречу и разговоры о вас будут только в положительном ключе.

14. Всегда отвечайте на звонки и письма коллег.

Для поддержания хороших отношений в женском коллективе очень важно соблюдать офисный этикет. Ничто так не раздражает занятых сотрудниц, как отсутствие ответов на их телефонные или письменные запросы.

15. Не знаете точно - предполайте лучшее.

Среди женщин постоянно циркулируют слухи о том, что кто-то получает больше остальных, но работает меньше, что начальство ничего не понимает, что всех скоро уволят и т.д. Гоните от себя все эти мысли. Отвращение к работе и сотрудника вызывает не ее монотонность или сложность, а прежде всего пессимистичный настрой.

Как ужиться в новом коллективе? Как свой корабль назовешь, так он и поплывет. Поэтому, придя в новый коллектив, важно сразу подать себя правильно.

Первое впечатление хоть и бывает ошибочным, но поверьте: слишком трудно переубедить тех, кто все для себя решил. Чтобы ужиться в новом коллективе, выберите себе верный образ и ведите себя соответственно ему.

Какого человека полюбят в новом коллективе? Ответственного, самостоятельного, работящего, открытого, честного, терпеливого, приветливого и легкого на подъем.

1. Приход на новую работу начинается с приветствия и знакомства. Постарайтесь представиться самостоятельно , обратив на себя внимание всех членов команды. «Добрый день, меня зовут Иван, я ваш новый системный администратор». Стремитесь к тому, чтобы к концу первого дня узнать и запомнить имена и должности всех сослуживцев. Не расслышали, отвлеклись? Переспросите, уточните.

2. Не бойтесь задавать вопросы о деле – так вы продемонстрируете свое неравнодушие к проекту, а заодно дадите коллегам возможность почувствовать себя спецами и «дедами». Но не будьте навязчивы. Заставить кого-то целый день сидеть и разжевывать вам ваши обязанности вместо его личных дел – совсем не пойдет.

3. Не перетягивайте сразу одеяло лидера на себя . Многие приходят в новый коллектив и сразу берут быка за рога. Мол, до сих пор вы работали так, но с этой минуты мы будем делать иначе. Смена привычного хода дня, эмоциональная встряска, новые методики – это сильный стресс для трудоголиков. Став причиной этого стресса вы вряд ли поладите с новым коллективом.

4. Внимайте ушами и порами кожи . Старайтесь проследить отношения в коллективе, связи внутри группы, кто о ком что думает и говорит, кто с кем обедает. Поймите и примите правила игры . Например, охранник иногда «употребляет» на рабочем месте. Все это знают, но шефу не рассказывают. Значит, и вы держите язык за зубами – ябед не любят, а выслужиться перед руководством вы всегда успеете.

5. Не стоит также жаловаться на неудачи . Некоторые с горестным видом садятся на уши коллегам: «Я так устал, и у меня совсем ничего не выходит. Пополз я домой снимать стресс …».

Но вы ведь не такой? Проявите себя настойчивым и активным оптимистом: «Мне, конечно, не все еще удается, но я буду стараться. Всем до встречи, у меня еще сегодня фитнес».

6. Не врите! Никогда не врите о себе и своей жизни в новом коллективе . Рано или поздно ложь раскроется, и все узнают, что у вас нет жениха-наследника нефтяной империи, американского дядюшки и «Феррари» в гараже. Будьте собой.

7. Больше улыбайтесь – как можно искреннее, не показывая зубы мудрости.

8. Не обсуждайте личные вопросы с малознакомыми людьми. В женском коллективе принято сразу наседать на жертву, узнавая все ее тайны – и грязные, и чистые. Уходите от таких интимных тем с помощью общих ответов без подробностей («Да, замужем»).

При этом не замыкайтесь и идите на контакт. Вы можете побеседовать на безопасные темы: рассказать свои впечатления о Китае, в котором недавно побывали, обсудить политические новости и предстоящие культурные мероприятия.

9. Не забывайте работать ! Вы ведь для этого сюда пришли? Чем лучше вы освоите свои обязанности, тем больше от вас проку. Станьте полезным, отзывчивым и незаменимым.

10. Одевайтесь сдержанно и уместно . В каждом месте есть свой дресс-код, и его стоит узнать заранее (например, на собеседовании). Если все носят стиль «casual», то и вам не надо уходить в сторону строгого официоза. И, наоборот, в среде пиджаков, длинных юбок и галстуков ваш «бабушкин свитер» будет неуместен.

Проработайте образ в целом , он не должен никого задевать и цеплять . Давайте порассуждаем. Вот на работу приходит симпатичная молодая девушка. На ней юбочка, которой почти что и нет, розовый топ (а на дворе зима), легкомысленные заколочки на светлых волосах и игривая улыбка на лице. «Все ясно» – подумает женская часть коллектива (а это не половина, а, скажем, 80%).

Почти все они дамы замужние, семейные, ревностно охраняющие свои ценности и обожаемого начальника. Какое отношение поселится в их душах к этой свободной розовощекой кокетке? В лучшем случае, они сочтут ее глуповатой пустышкой, в худшем – опасной соперницей и яблочком раздора.

Что делать молодой особе, желающей ужиться в новом коллективе? Сразу доказать коллегам, что она серьезная и почти семейная девушка. Ей следует вести себя сдержанно (потому как работа – не лучшее место для флирта и декольте). Можно сразу намекнуть на наличие бойфренда с далеко идущими планами.

А главное – застегнуть верхнюю пуговку на блузке. Когда атмосфера в коллективе потеплеет, ее всегда можно будет расстегнуть.

Тяжелые, трудные — психологически, энергетически, в общении — люди есть везде, и сложно избежать их общества, особенно на работе. Очень часто мы вынуждены непосредственно контактировать с неприятными коллегами, начальством, клиентами. Что можно сделать в ситуации, когда люди в коллективе попались тяжелые?

Иногда бывает, что, когда нас раздражают другие люди, это отражает аспекты нашей собственной психики, с которыми у нас есть какие-то проблемы. Например, мы кому-то завидуем, и нам стыдно в этом признаться, а порой мы даже можем этого не осознавать. Мы оцениваем что-то как негатив, но до того, как осудить человека, присвоить ему статус «сложного», стоит постараться увидеть и вторую, положительную, сторону медали. Например, нас раздражает и утомляет общество чересчур разговорчивой особы. Можно, однако, на нее посмотреть как на личность открытую, находящуюся в тесном контакте с другими людьми. Подумайте, что именно вас в ком-то раздражает, и внимательно посмотрите на себя, найдите это себе. Если вы сможете решить проблему на уровне собственной психики, из внешних обстоятельств она тоже исчезнет, многие тяжелые люди перестанут быть таковыми в ваших глазах.

Тяжелый коллектив: демонстрируйте понимание и сочувствие

Это может быть сложно, когда атмосфера накалена, но все же попробуйте. Оказавшись в конфликтной ситуации, скажите, что вы стараетесь понять чужой гнев и разочарование. Обратив внимание на другого участника ссоры, вы увеличиваете свои шансы на то, что и ваши чувства не останутся незамеченными.

Тяжелый коллектив: контролируйте что можно, остальное пустите на самотек

Мы не в силах влиять на мысли, чувства, поведение других. Откажитесь от намерения изменить, «перевоспитать» тяжелых людей. Раз и навсегда подарите себе спокойствие, связанное с осознанием неспособности повлиять на коллег. Если вы не в состоянии что-то контролировать, просто отпустите ситуацию. С вами рядом на работе трудные люди? Не жалуйтесь на них, не приносите себя в жертву — просто не огорчайтесь из-за них, старайтесь обращать меньше внимания. Старайтесь держать под контролем и свои мысли о них, не давайте им разгуляться и портить вам настроение.

Тяжелый коллектив: установите четкие границы

Если поведение психологически сложного человека задевает ваше чувство собственного достоинства – не молчите, реагируйте. Четко, конкретно, твердо и спокойно скажите, что вам не нравятся или иные действия и что вы в связи с этим чувствуете. При этом не ждите большого эффекта — просто выразите свои чувства. Чаще говорите «я» вместо «ты» или «вы».

Тяжелый коллектив: мысленно окружите себя белым колпаком

Прием может показаться обычному человеку нелепым, но это одна из эффективных практик визуализации. С ее помощью вы обеспечите себе защиту от энергетически тяжелых людей на работе (и не только). Кроме того, вы сможете укрепить свои позиции осознанным дыханием.

Тяжелый коллектив: старайтесь видеть хорошие стороны

Если, к примеру, ваш босс — бесцеремонный и грубый человек, сделайте акцент на том, что это профессионал, рядом с которым вы многому учитесь. Коллега не дает вам спокойно работать постоянными жалобами на домочадцев? Зато благодаря ей у вас есть несколько фантастических рецептов торта. Вашу работу контролирует сложный в общении человек? Благодаря ему вы выполняете ее лучше, заодно совершенствуя коммуникативные навыки.