Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для ст. Урок русского языка на тему "число имен прилагательных"

Как отмечается в лингвистической литературе, категории рода и числа у имен прилагательных не имеют того самостоятельного значения, которое свойственно существительным, и являются только выразителями связи прилагательного с существительным. Следовательно, усвоить учащимся род и число прилагательных - это значит прежде всего усвоить сущность связи этих двух частей речи. Средством выражения связи являются окончания. На окончания и должно быть направлено внимание детей, например: День какой? теплыйНочь к а к а я? теплая. Утро какое? теплое.

Вариант ознакомления с изменением имен прилагательных по родам.

Для наблюдения предлагаются имена существительные мужского, женского и среднего рода. Подобраны такие имена существительные, которые лексически сочетаемы с одним и тем же прилагательным. Кроме того, учитываются варианты окончаний у прилагательных мужского рода - -ьш, -ой, например:

Дописать окончания имен прилагательных. Почему разные окончания? Отчего это зависит?

Учащиеся определяют род имен существительных и имен прилагательных и делают выводы о прилагательных.

1. Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам (в отличие от имен существительных).

2. Род имени прилагательного зависит от рода имени существительного, с которым оно связано. Если существительное мужского рода, то и прилагательное мужского рода и т. п.

3. Имя прилагательное мужского рода отвечает на вопрос к а-, кой? и имеет окончание -ьш (-ий), -ой. Имя прилагательное женского рода отвечает на вопрос какая? и имеет окончание -ая (-яя). Имя прилагательное среднего рода отвечает на вопрос к а-к о е? и имеет окончание -ое(-ее).

Наблюдая над прилагательными во множественном числе, учащиеся убеждаются в том, что во множественном числе прилагательные по родам не изменяются.

В ходе работы над окончаниями необходимо обратить внимание учащихся и на следующий факт: после твердых согласных пишется окончание -ьш, -ая, -ое, -ые, после мягких - -ий, -яя, -ее, "-ие.

Согласно программе, у учащихся II класса формируется умение писать родовые окончания имен прилагательных. На формирование данного умения положительное влияние оказывает овладение учащимися алгоритмом действий, которые обеспечивают применение знаний.

Учащиеся овладевают следующим порядком действий:

1. Узнаю, с каким существительным связано имя прилагательное, и определю его род.

2. По роду имени существительного узнаю род имени прилагательного.

3. Вспомню окончание имени прилагательного этого рода и напишу.

4. Сравню окончание имени прилагательного и окончание вопроса.

Например, ученик записывает предложение: Любимое занятие приносит много радости. Ход его рассуждений: «Устанавливаю связь: занятие какое? любимое; прилагательное любимое относится к существительному занятие; существительное занятие среднего рода,- значит, и прилагательное любимое среднего рода, звук м - твердый, пишется окончание -ое». Постепенно объяснение становится кратким, но ход действий остается прежним. -

Учитывая, что окончание имен прилагательных среднего рода (-ее) и окончание прилагательных множественного числа (-ие) близки по произношению (что нередко бывает причиной ошибочного написания), необходимо специально поупражнять учащихся в их распознавании. Вначале в этих целях используются словосочетания.

<…> по аналогичной причине возникает необходимость в проведении сравнения окончания прилагательных женского рода единственного числа -ая и окончания прилагательных множественного числа -ые1 например: красная лента - красные ленты, интересная книга - интересные книги, пионерская песня - пионерские песни и т. п.

1. Имя прилагательное – это часть речи.

2. Обозначает признаки предметов.

Имя прилагательное, мы с тобой дружны!

Признаки предметов называешь ты:

Солнечное лето, развесистая ель,

Вкусные конфеты, (чей?) Машенькин портфель.

3. Отвечает на вопросы: какой? чей? и их формы.

4. Имена прилагательные делают нашу речь

Более точной и выразительной .

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам нужно знать, беречь!

5. Имена прилагательные могут употребляться в речи

в прямом и переносном значении;

Используются прилагательные-синонимы ,

Прилагательные-антонимы .

6. Имена прилагательные изменяются по числам,

А в единственном числе – по родам:

м. р . какой? -ой, -ЫЙ, -ИЙ

ж. р. какая? -ая, -яя

ср. р. какое? -ое, -ее

мн. ч. какие? -ые, -ие

Чтобы определить прилагательных род,

Нам на память дан код:

Род прилагательного , запоминай,

По существительному определяй:

горе (какое?)тяжёлое (ср.р.),

песня (какая?) весёлая (ж.р.),

хлеб (какой?) тёплый (м.р.).

От существительного вопрос задавай!

Правило это не забывай!

ЗАПОМНИ : Имена прилагательные во множественном числе

По родам не изменяются.

7. Имена прилагательные изменяются по падежам или склоняются.

8. Имя прилагательное связано с именем существительным:

поля (какие?) широкие.

Внимание! Внимание!

Вот словосочетание.

В нём ходят парою слова,

Но не равны у них права.

В нём слово главное всегда

С зависимым шагает.

А кто тут главный – без труда

Вопрос определяет:

Вопрос от главного идёт

К зависимому слову,

И никогда – наоборот

Запомни как основу.

9. Окончания прилагательных проверяй вопросами.

Как ой? м.р. -ой -ЫЙ -ИЙ

ж.р. -ой -ей

Как ая ? ж.р. -ая -яя

Как ое ? ср.р . -ое -ее

Как ие ? мн.ч. -ые -ие

Как ого ? -ого -его

Как ому ? -ому -ему

Как им ? -ым -им

О как ом ? -ом -ем

как ую? -ую -юю

как их? -ых -их

Как ими ? -ыми -ими

10. Алгоритм определения окончаний имён прилагательных .

  • Нахожу имя существительное, с которым связано имя прилагательное.
    • От существительного задаю вопрос к прилагательному.
    • По окончанию вопроса определяю окончание прилагательного.

Облачка быстро таяли в синем небе .

в небе (каком?) синем

У вопроса окончание -ом , значит, у прилагательного окончание -ем .

11. Чтобы определить род, число, падеж прилагательного, нужно определить

Род, число, падеж существительного, с которым прилагательное связано.

Таяли (в чём?) в небе – сущ. ср. р., в ед. ч., в П. п.,

значит, прилагательное синем – в ср. р., в ед. ч., в П. п.

Прилагательное с существительным

Не расстанется уже:

стоит в одном с ним роде,

числе и падеже.

12. В предложении имя прилагательное является определением.

Цель : Формировать умение учащихся определять род и число имён прилагательных.

Задачи:

Развитие орфографической зоркости, умения рассуждать, различать части речи, работать в парах;

Воспитание у школьников интереса и любви к русскому языку, к предмету.

Оборудование: таблица “Род имён прилагательных”, карточки для индивидуальной работы (сильным и слабым).

Ход урока

1. Организационный момент.

Зазвенел и смолк звонок...

2. Сообщение темы.

Продолжаем работать с именами прилагательными. А вот чему мы должны научиться на уроке вы ответите сами.

Чистописание (отрабатываем соединения букв).

ая яя ый ий ой ое ее

Кто догадался, что мы сейчас писали?

Д: Окончания прилагательных.

Эти соединения букв встретятся в словосочетаниях на уроке.

Словарь: большой арбуз, хитрая ворона, тёплое пальто, сильный мороз, сочная ягода, сочная капуста.

(Записываем с комментированием. Учитель спрашивает слабых учеников.)

Из каких частей речи состоят словосочетания?

Как вы различаете части речи?

Подчеркните имена прилагательные и орфограммы в именах существительных.

(Учащиеся объясняют.Так же можно спросить и слабоуспевающих ребят.)

Составьте предложения со словом капуста, употребляя имена прилагательные.

(Дети предлагают разные варианты предложений. На доске записывают следующее:

Хорошая капуста в тугой кочан завьётся.

3. Познавательный материал (сообщает подготовленный ученик):

А знаете ли вы. Что капуста любит чистую воду и хорошую погоду. В Киевской Руси капусту сажали на специальных огородах “капустниках” и при этом приговаривали: “ Не будь голенаста, а будь пузаста! Не будь пустая, а будь густая!” это очень полезный и богатый витаминами продукт. Особенно в весеннее время. Ешьте капусту в салатах, щах и борщах! Она очень полезна для здоровья!

Найдите в предложении имена прилагательные.

Почему у имён прилагательных разные окончания?

С чем это связано?

Чему сегодня будем учиться на уроке?

(Ученики высказывают свои предположения. Учитель выбирает наиболее близкие к теме.)

Д.: Определять род и число имён прилагательных.

Это и есть тема урока.Сначала мы отдохнём, а затем продолжим работать.

4. Физминутка.

Прочитайте словосочетания на доске:

Красный шарф, красная шапка, красное пальто

Как определить род имён существительных? Прилагательных?

Мужской род Он, мой
Женский род Она, моя
Средний род Оно, моё

(Объяснение по таблице:

Вывод: чтобы определить род имёни прилагательного, надо определить род имени существительного.

(Вывод делают сами ученики.)

Это главное для нас на уроке.

Выборочный диктант.

Около доски работают две пары. Девочки выписывают имена прилагательные женского рода, а мальчики прилагательные мужского рода. В тетрадях вы делает е все записи.

(Пара построена так: сильный- слабый.)

Новая книга, новый день; тёплая погода, тёплый дом; весёлый человек, весёлая игр; пушистый снег, пушистая ёлка.

Как вы определяли род и число имён прилагательных?

(Высказывания детей.)

Проведем исследование имени прилагательного. Запишем: Чистое небо.

Если моё утверждение верно, то ставьте “+” , если нет, то “-”.

(У доски работают два ученика индивидуально.)

Почему вы не согласились с некоторыми утверждениями?

(Объяснение детей, что в слове 3 слога, а не 2, 7 звуков.)

Работаем с текстом. Добавьте подходящие по смыслу имена прилагательные.

Звучит... песня скворца. Светит... солнце. Стоит... погода. В саду зацвели... цветы.

Записать предложения в тетрадь разными способами.

  • 1 предл. – списать с доски;
  • 2 предл. – запись под диктовку;
  • 3 предл.- по памяти;
  • 4 предл. – составить схему и зашифровать орфограммы.

Подчеркните прилагательные, определите род и число.

Как определить род и число имён прилагательных?

Для чего это делаем?

5. Самостоятельная работа по карточкам.

(В это же время за доской работают два ученика, выполняя аналогичную работу. Это материал для самопроверки.)

Чему научились на уроке?

Имя прилагательное,
Мы с тобой дружны!
Признаки предметов
Называешь ты.
Род мужской, конечно, мой, какой?
Женский род, помню я,
То, про что скажу – моя, какая?
Средний род- оно, моё, какое?

6. Объяснение домашнего задания. Оно дифференцированное.Для слабоуспевающих ребят даётся более подробный инструктаж.

Чему научились на уроке?

Сообщение отметок.

Урок русского языка в 3 классе

(Комбинированный урок русский язык – внеклассное чтение.)

Тема урока: «Число имен прилагательных.»

Цели:

    Развитие умения определять число имени прилагательного; правильно п исать родовые окончания имён прилагательных , изменять имена при­лагательные по числам.

    Формирование умения находить словосочетания из имен прилагательных и имен существительных; соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагатель­ных в словосочетаниях, п одбирать имена прилагательные для описания предметов.

    Воспитание чувства взаимопомощи, любви к книге.

Оборудование . Интерактивная доска, проектор, ноутбук, книги: Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»;

Л. Лагин «Старик Хоттабыч»; Д. Родари «»Приключения Чиполлино»; Р. Киплинг «Маугли», А.Толстой «Приключения Буратино»; картинки с изображением литературных героев; опорные таблицы; карточки-задания, кружки-настроения.

Ход урока

1.Организационный момент

Учитель: Кто сегодня станет первым?

Кто сегодня будет лучшим?

Дети: Я сегодня буду первым.

Я сегодня буду лучшим.

Учитель: Все самые лучшие садитесь.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5»?

Учитель: Покажите, какое у вас настроение? (дети показывают один из кружков-смайликов, которые лежат у них на столах).

Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну литературных героев. А вместе с нами будет путешествовать Незнайка (показывается книга и слайд №1 с изображением Незнайки).

Дети: Н. Носов (книга выставляется на доску)

2. Проверка домашнего задания: Упр. 138

    Прочитайте словосочетания в единственном числе.

    Прочитайте словосочетания во множественном числе.

    Какие орфограммы встретились?

2. Актуализация знаний

Первым нас встречает «тощий и смуглый старичок с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком белом шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом и серебром, в белоснежных шелковых шароварах и нежно-розовых сафьяновых туфлях с высоко загнутыми носками». Вольке Костылькову он представился как джинн Гассан Абдуррахман инб Хоттаб.

    Кто это?

Дети: Старик Хоттабыч

Мальчик помог ему освободиться из замшелого глиняного сосуда, похожего на древнюю амфору. Поэтому старик решил быть слугой мальчика. Волька выполнял задание, а Хоттабыч освободил его от необходимости долго думать: выдернул из своей бороды волосок, прошептал заклинание – и вот что оказалось в Волькиной тетради.

(Запись на слайде № 2)

Горячая топленая молоко, вкусный свежий хлеб, сладкая сочная яблоки, ароматный зрелый земляника, черное кофе, детская шампунь, солнечный лучи.

    Правильно ли записаны словосочетания? (Нет)

    Исправьте ошибки.

Дети (по цепочке исправляют ошибки на доске и определяют число имен прилагательных, а в единственном числе – род): Горячее топленое молоко (ед.ч., ср. р.), вкусный свежий хлеб (ед.ч, м. р.), сладкие сочные яблоки (мн.ч.), ароматная зрелая земляника (ед. ч,ж. р.), черный кофе (ед.ч, м.р.), детский шампунь (ед.ч, м. р.), солнечные лучи(мн.ч.)

Что нужно сделать, чтобы правильно написать родовое окончание имени прилагательного?

3. Самоопределение к деятельности

По какому принципу вы распределили словосочетания?

Прочитайте слова первого столбика. Второго столбика.

Как вы узнали число имен прилагательных?

На какие вопросы отвечают имена прилагательные в ед. числе? Какие они имеют окончания?

На какие вопросы отвечают имена прилагательные во мн. числе? Какие они имеют окончания?

    Сформулируйте тему и задачи урока.

4. Работа по теме урока

    Следующие задания для вас приготовил мальчик, волею судьбы оказавшийся в диких джунглях и выросший в волчьей стае. Его друзьями были медведь Балу, удав Каа, пантера Багира, а злейшим врагом – тигр Шер-Хан. Кто узнал этого мальчика?

Дети: Это Маугли. (слайд 3 показывается картинка Маугли и книга.

    1. Упр. № 139 с.80 - письменно самостоятельно с проверкой

    2. Словарная работа : гвоздика (слайд № 4 с изображением гвоздики)

    Что нарисовано на картинке?

    Произнесите это слово.

    Найдите написание его в орфографическом словаре. Как пишется это слово? Запишите его в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните опасное место.

    3.Опишите гвоздику, используя имена прилагательные, запишите словосочетания в тетрадь.

Физминутка. А это кто пришел к нам на физминутку?

Деревянным острым носом

Всюду лезет он без спросу.

Даже дырку на картине

Носом сделал…

Буратино (слайд № 5 показывается иллюстрация и книга)

Из какой сказки пришел Буратино и кто ее автор?

Дети: А.Толстой «Приключения Буратино» (проводится физминутка)

5. Работа по учебнику

Упр. № 140 выполняется по заданию к упражнению с последующей проверкой.

6. Рефлексия:

Работа с загадками. (подготовка к выполнению проектной работы)

    Отгадайте загадки. (Слайды №6-10) Выпишите имена прилагательные

Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая. (Морковь)

Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса)

Дом зелёный тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки. (Огурец)

Большой, круглый, зелёный,

А в середине красный, сочный, сладкий. (Арбуз)

Доброе, хорошее

На людей глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит. (Солнце)

    Какие имена прилагательные помогли вам отгадать загадки?

7. Подведение итогов урока по таблице (слайд № 11)

Окончания имен прилагательных

Ед.ч

Какой?-ой,-ый, -ий

Какая? -ая, -яя

Какое? –ое, -ее

Мн. ч

Какие? -ые, -ие

    Какие окончания имеют имена прилагательные в единственном числе? Во множественном числе?

    Как изменяются имена прилагательные?

    С какими литературными героями мы путешествовали?

Покажите свое настроение. Я надеюсь, что вы с таким настроением пойдете после урока в библиотеку за книгами.

8. Д/з № 141,№ 142, словарные слова