Рассказы о войне для детей. Что читать дошкольникам о Великой Отечественной войне

Рассказы Владимира Богомолова о защитниках Сталинграда

Владимир Богомолов. Подвиг гвардейцев

Наши танкисты получили приказ прорвать оборону противника в районе завода имени Петрова. Неприятель встретил советские машины мощным заградительным огнем батарей. Но это не остановило гвардейцев. Они ворвались в расположение фашистов и начали уничтожать технику и живую силу.

Смело и решительно действовал экипаж младшего лейтенанта Михаила Кития. Огнем и гусеницами он уничтожил восемь орудий, девять пулеметов и три дзота фашистов.

Но вот танк наскочил на мину и замер на месте. Тотчас восемь вражеских танков окружили подбитую машину. Михаилу Кития и его друзьям предложили сдаться в плен. Однако герои решили вступить в неравную схватку, но чести гвардейцев не опозорить.

Метким огнем они вывели из строя еще три фашистских танка. Но вот загорелась и наша боевая машина. Гитлеровцы ждали, что теперь-то советские танкисты откроют люк и вылезут с поднятыми руками. Но вместо этого услышали песню, которую пели гвардейцы:

Это есть наш последний и решительный бой,

С «Интернационалом» воспрянет

род людской...

Враг рвался к южным окраинам Сталинграда. Гитлеровцы решили преодолеть Дубовый овраг, чтобы выйти на улицы города. Но тут на их пути неприступной крепостью встал взвод старшего сержанта Михаила Хвастанцева. На позиции бойцов шло двадцать танков и десант автоматчиков.

Вот уже пятьсот, четыреста метров остается до батареи.

Фашисты решили, что наши бойцы в панике убежали. Но Хвастанцев и его друзья готовились к смертельной схватке. И когда танки приблизились на 300-200 метров, гвардейцы открыли огонь.

Враг не выдержал и повернул назад. Но недолго было затишье. Над нашими артиллеристами появились немецкие бомбардировщики. С воем падали бомбы, поднимались столбы земли, дыма и огня.

Командир приказал раненым покинуть позицию и вступил в единоборство с танками, которые шли на новый штурм батареи. Из уцелевшей пушки он подбил еще одну фашистскую машину, но кончились снаряды.

Вражеская колонна и автоматчики разбились на две группы и полукольцом охватывали смельчака. Но Хвастанцев не растерялся: метким огнем из противотанкового ружья подбил еще танк. Остальные двигались вперед. Тогда Михаил выскочил из окопа и метнул гранату под гусеницы головного танка. Машина вздрогнула, но продолжала надвигаться на окоп.

Хвастанцев едва успел соскочить в окоп, как тяжелые гусеницы стали утюжить землю. Танк прошел. Михаил снова выскочил и бросил в след последнюю гранату: танк загорелся... Но в тот же миг Хвастанцев был сражен автоматной очередью.

Командир погиб, но враги не ворвались в город. К месту боя подошла новая наша батарея: артиллеристы отбросили фашистов от Дубового оврага далеко в степь.

Все яростнее становились атаки гитлеровцев, все труднее было сдерживать нашим бойцам натиск озверевшего врага. Все меньше и меньше оставалось бойцов на участках обороны. Но надо было держаться. «Ни шагу назад!» — таков был приказ Ставки Верховного командования.

Гитлеровцам казалось, что еще одно усилие, еще один новый бросок — и город Сталинград будет взят...

А в это время по указанию Государственного Комитета обороны Генеральным штабом вместе с командующими фронтов разрабатывался план окружения и разгрома фашистских армий в районе Сталинграда.

— А мы пойдем к Мамаеву кургану, дедушка? — спросил мальчик, когда они снова сели в трамвай.

— Да, внучек! Обязательно побываем там. Ведь этот курган самый главный в битве за наш город.

— А я знаю, почему Мамаев курган самый главный.

— Почему? — переспросил дедушка.

— Потому что в нем похоронили войну. Мы про Мамаев курган песню на сборе нашей октябрятской звездочки разучили.

— А ну-ка, что за песня такая?

И Ваня спел:

На Мамаевом кургане — тишина,

За Мамаевым курганом — тишина,

В том кургане похоронена война.

В мирный берег тихо плещется волна.

Дедушка потеребил кончики усов, посмотрел на Ваню, погладил его по голове и сказал:

— Верно, внучек! Очень верно сказано в песне!

Владимир Богомолов. Мамаев курган

В середине сентября противник, получив свежие резервы, усилил атаки. Немецко-фашистским войскам удалось прорваться к центру города, к реке Царице, и выйти к Мамаеву кургану, закрепиться на отдельных высотах...

Фашистские генералы понимали, что если им удастся удержаться на отдельных высотах и овладеть Мамаевым курганом, то они смогут простреливать Сталинград по всем направлениям, а затем и окончательно захватить город. И в эти тяжелые и опасные для города дни командование Сталинградским фронтом из резерва Ставки выделило в помощь защитникам города 13-ю гвардейскую дивизию генерал-майора Родимцева.

С воздуха гвардейцам помогали летчики под командованием генералов Голованова и Руденко. Плотным огнем обстреливали вражеские позиции артиллеристы Сталинградского фронта.

Бойцы-гвардейцы Родимцева успешно переправились на правый берег и неожиданной контратакой отбросили прорвавшегося в центр города противника.

Но господствующие высоты над городом, в том числе и часть Мамаева кургана, все еще находились в руках гитлеровских войск.

Гвардейцам дивизии генерала Родимцева был дан приказ: выбить врага с Мамаева кургана.

Целый день полк майора Долгова штурмовал высоту. Фашисты на вершине высоты установили пулеметы и минометы и беспрерывно обстреливали наступавших бойцов.

Но гвардейцы, где ползком, где перебежками, подбирались к вершине. Было уже темно, когда бойцы достигли середины склона. Ночью батальон капитана Кирина ворвался в траншеи фашистов. Ни на минуту не умолкали автоматы, рвались гранаты. Темное ночное небо прорезали трассирующие пули. Лязгало железо: это наши бойцы в рукопашной схватке били прикладами гитлеровцев по каскам. Кричали дерущиеся, стонали раненые.

Наконец фашисты дрогнули и стали отходить. Гвардейцы полностью овладели высотой.

Но на рассвете немцы снова пошли в наступление. Ударили вражеские минометы, самолеты начали бомбить наши позиции.

Огонь и дым закрыли всю вершину.

На высоту в атаку двинулись два полка пехоты и танки противника.

Двенадцать раз сходились наши бойцы врукопашную с врагом. То вниз откатывались гвардейцы, то отступали фашисты. Но гитлеровцам так и не удалось вернуть вершину кургана.

На третий день фашисты подбросили подкрепление — уже целая дивизия пошла на полк Долгова. На каждого нашего бойца приходилось до десяти гитлеровцев.

Снова грохотали вражеские пушки, утюжили окопы гусеницы танков, пикировали фашистские самолеты. Но ничто не устрашило защитников кургана.

Они не дрогнули. Стояли насмерть.

На окоп комсомольца матроса Миши Паника- ха шел тяжелый танк.

Комсомолец приготовился к поединку — поднял бутылку с горючей смесью, но в этот момент вражеская пуля разбила бутылку. Жидкость мгновенно воспламенилась и облила смельчака. Горящим факелом поднялся над землей Миша Паникаха и, держа в руках вторую бутылку, пошел на вражеский танк...

Во время боя была повреждена линия связи.

Лейтенант послал одного бойца исправить повреждение. Но тот не добрался до оборванного провода.

Послали второго, но и он не дошел.

Послали третьего — Матвея Путилова.

Прошло несколько минут — телефон заработал. Но Путилов не возвращался.

По его следу пополз сержант Смирнов и увидел связиста около воронки мертвым, зубы его зажали концы перебитого провода. Видно, Матвей, пока полз, был тяжело ранен, ослаб, потеряв много крови, и не сумел соединить руками концы перебитого провода.

Связист взял концы провода в рот и зажал их зубами. Вот тогда и заработал на командном пункте телефон.

Может быть, Матвея Путилова ранило не осколком от мины или снаряда, а подбил вражеский снайпер? Как раз тогда появился на кургане немецкий снайпер, руководитель берлинской школы снайперов. Много наших бойцов вывел он из строя.

Фашист так замаскировался, что невозможно было его обнаружить.

Вызвал тогда командир к себе коммуниста Василия Зайцева. Отличный был снайпер Зайцев.

Это он сказал на кургане: «За Волгой для нас земли нет!» И его слова стали клятвой для всех защитников Сталинграда.

Вызвал к себе командир Зайцева и дал задание обнаружить и уничтожить фашиста.

Пополз Зайцев подыскивать для себя удобное место, а фашист, верно, заметил его: только Василий снял каску и положил ее на бруствер окопа, пуля — хлоп! — и пробила каску.

Притаился Зайцев и стал ждать, когда фашист еще раз выстрелит, обнаружит себя.

Прошел час, другой...

Фашист молчит.

«Ничего, — думает Зайцев, — подождем».

Несколько часов затаив дыхание лежал боец и ждал.

Утром, когда холодное солнце только-только осветило землю, раздался выстрел — кого-то заприметил немецкий снайпер.

Этого было достаточно, чтобы снайперская пуля Зайцева попала в цель.

На правом склоне Мамаева кургана, около небольшого оврага, где протекает маленький ручей, стоял батальон капитана Беньяша.

По восемь-десять раз в день ходили фашисты в атаку на окопы батальона. Немцы остались без воды, а ручеек протекал по дну оврага. Вот они и решили отвоевать овраг.

Сто с лишним дней сдерживали бойцы атаки врага, но воды из этого ручья фашисты так и не напились.

Наше командование осуществляло подготовку плана генерального наступления. Важно было все сохранить в глубокой тайне от противника. Для переброски солдат и военной техники, боеприпасов и продовольствия по железным дорогам ежедневно отправлялись 1300 вагонов; в перевозках военного груза были заняты 27 тысяч автомашин. Переброска войск и техники производилась скрытно.

В штабах фронтов — Юго-Западного (командующий генерал армии Н. Ф. Ватутин), Донского (командующий генерал-лейтенант К. К. Рокоссовский), Сталинградского (командующий генерал- полковник А. И. Еременко) — уточняли и подробно изучали план контрнаступления: решено было зажать в гигантские клещи главную группировку врага в районе Сталинграда — армии Паулюса и Гота, нанести по ним стремительные удары северо-западнее и южнее Сталинграда, а затем выйти в район города Калач-на-Дону, замкнуть кольцо вражеской группировки и разгромить фашистские армии.

И 19 ноября 1942 года после длительной артиллерийской подготовки, в которой участвовали 1500 орудий, началось осуществление генерального плана контрнаступления.

В наступление перешли войска Юго-Западного и Донского фронтов, а 20 ноября пошли в наступление войска Сталинградского фронта.

Владимир Богомолов. В городе на Волге — тишина

Немного правее батальона капитана Беньяша стояла минометная батарея старшего лейтенанта Бездидько.

Минометчики этой батареи прославились тем, что били по врагу без промаха.

Чего только не предпринимали фашисты, чтобы уничтожить наши минометы: бомбили с самолетов, пытались накрыть позиции смельчаков артиллерией, посылали автоматчиков... Но батарейцы Бездидько все выдержали, выстояли!

А когда в январе 1943 года был дан приказ перейти в наступление, минометчики Бездидько открыли по врагу ураганный огонь.

Залпы гвардейцев были меткими — через полчаса после обстрела противника в позициях была пробита широкая брешь, куда устремились наши танки и пехота.

Фашисты не выдержали и стали стремительно отступать. Нашим бойцам было тяжело преследовать по глубокому снегу быстро отступавшего врага.

Вдруг видят бойцы — впереди рвутся снаряды...

Слышат — гремят танки и катится над степью громкое и грозное «ура!»

«Свои!» — пронеслось радостно по рядам бойцов. — «Свои!» И через час за ложбиной у Мамаева кургана встретили бойцы первый танк, который шел на помощь защитникам города. А вслед за ним двигались и остальные боевые машины армии генерала Чистякова.

За машинами с громким «ура!» наступали пехотинцы — войска 21-й армии. Они соединились с 62-й армией.

Бойцы на радостях обнимали друг друга, прыгали и кувыркались на снегу. Откуда-то появилась гармошка, гармонист растянул меха, заиграл звонко, и пошла по кругу веселая пляска победителей.

330 тысяч гитлеровских солдат и офицеров, которыми командовал фельдмаршал Паулюс, оказались в кольце и не могли выйти из окружения. Наше командование предложило окруженным сдаться в плен.

И фельдмаршал Паулюс 31 января, сознавая, что сопротивление бесполезно, несмотря на приказ Гитлера: драться, драться, драться во что бы то ни стало, — капитулировал вместе со своим штабом.

Окруженные дивизии врага сдались в плен.

Еще с утра 2 февраля 1943 года на окраинах города у заводов «Баррикады», тракторного и «Красный Октябрь» отдельные группы гитлеровцев пытались сопротивляться нашим бойцам, но в четыре часа дня в городе на Волге наступила тишина.

Через развалины разрушенного во время боев города, по его окраинам тянулись и тянулись колонны пленных гитлеровских солдат. Их вели наши бойцы, их вели победители.

А во всем мире стало ясно, что Советский народ, его героическая армия нанесли самое сокрушительное поражение фашистским войскам и в состоянии покончить с гитлеровскими захватчиками.

По всей фашистской Германии был объявлен трехдневный траур.

Как только наступила в городе тишина, сталинградцы принялись восстанавливать свой почти полностью разрушенный врагом город.

А солдаты-победители продолжали развивать наступление, освобождая от врагов другие города и села нашей Родины.

Путь советских солдат-победителей был в

одном направлении — на Берлин!

На Мамаевом кургане тишина.

Неторопливо поднимаются люди по гранитной лестнице. Людей много.

Идут воины такие же седые, как Ванин дедушка. На солдатских гимнастерках и военных кителях ордена и медали.

Идут молодые — юноши и девушки.

Идут мальчики и девочки с пионерскими галстуками, октябрятскими звездочками...

Идут граждане страны Советов поклониться памяти героев.

Мамаев курган и его ансамбль-памятник знает весь мир. И нет такого человека на земле, который бы не слышал о Сталинграде, об этой героической высоте — Мамаевом кургане.

Владимир Богомолов. Вечный огонь

Четко печатая шаг, идет смена почетного караула пионеров города-героя. В руках у них настоящие автоматы, с которыми их отцы и деды сражались за город на Волге.

«Раз-два-три!» — шагают мальчишки в красных галстуках по лестнице к гранитному обелиску, что возвышается над братской могилой защитников Сталинграда.

«Раз-два-три!» — расходится почетный караул пионеров.

«Раз-два!» — сменяют они на посту своих товарищей.

Вьются вверх языки пламени Вечного огня.

Звучит торжественно музыка.

Все, стоящие у братской могилы в сквере на площади Павших борцов, снимают шапки...

Ваня и дедушка тоже снимают.

Молча стоят люди.

Они чтут память тех, кто отдал свои жизни за победу над врагом, за победу над гитлеровским фашизмом.

Ваня поднимает голову и смотрит на дедушку, на его китель, на ордена и медали.

— «За оборону Сталинграда!» — шепчут губы мальчика. — Вот она какая, медаль, которой так дорожит дедушка!..

Ваня смотрит на дедушку, на медаль, на пионеров, стоящих в почетном карауле у Вечного огня, и думает, что вырастет он скоро и станет пионером, и сделает много хороших дел, чтобы получить право шагать в строю почетного караула и заступить на почетную вахту у памятника героям.

Рассказы о войне

65 лет прошло со дня победы советских войск над гитлеровской Германией. Современные школьники имеют представление о Великой Отечественной войне не по рассказам своих прадедушек

и прабабушек, а по произведениям, которые они прочитали, и кинофильмам, которые они посмотрели: время неумолимо идет вперед. Свое видение тех страшных событий ученики 4 класса «А» (учитель – Т.И. Зубарева) отразили на страницах придуманных ими историй, очень похожих на настоящие.

Я и мой друг Лепёшкин только что прибыли в состав дивизии.

Она располагалась в приграничном городке. Дело было летом, поэтому всех отправили в летние лагеря на учениях. Мы жили в палатках. В тот утреннийчас солдаты мирно спали. Но вдруг стали слышны звуки канонады. Это было 22июня 1941г. Я вышел из палатки и услышал, что выстрелы раздаются где-то в лесу.

Проснулся и мой друг Лепёшкин. Мы быстро оделись и

направились к лесу.

Лепёшкин пошёл первым. Из зарослей деревьев мы увидели немцев. «Ну вот – попались!» - сказал Лепёшкин, а я говорю:

«Мы ведь солдаты и должны защищать нашу Родину». Вдруг нас заметили! И в этот же миг раздался выстрел! Прохрипел мой друг. Кажется, попали! Я подбежал к нему и ужаснулся: он истекал кровью. Перевязав друга, я кое-как добежал до машины, находившейся в расположении нашей части. Положив Леху на

заднее сиденье, я сел за руль, нажал на газ и помчался в ближайший госпиталь. До госпиталя было 50 км, и всю дорогу я слышал стоны своего друга. Я его утешал, говорил, что скоро приедем. Наконец

мы без происшествий добрались до больницы, доктора немедленно отправили его в операционную. Я ждал, ждал долго. Неожиданно раздался взрыв, я оглянулся и понял, что немцы близко и что больницу начали обстреливать. Я занял оборону, немцев было немного, и я смог их остановить. Доктора уже закончили операцию,

я их поблагодарил и понес друга к машине. По дороге в нашу

часть мы смогли уничтожить много немцев. Несмотря на раны,

друг с автоматом в руках продолжал оставаться в строю. К утру следующего дня мы были на месте.

К нам подошел командир и, выслушав нас, поблагодарил за храбрость и мужество.

Елизавета Князева (рисунок Ирины Логиновой)

Собака бежала, сбивая лапы в кровь. оставалось только обогнуть болото, еще немного, и она увидит своего хозяина ваню белова.

Он как всегда потреплет за ушами, похвалит, накормит.

Уже светало, бойцы еще спали. Только часовые надежно несли свою службу. Дружок, высунув язык и виляя хвостом, тихо

взвизгнул у землянки. Вскоре он увидел Белова. Белов с улыбкой встретил собаку:

Молодец, Дружок, всё хорошо, - он наклонился и с шеи собаки снял верёвочку, на которой висела маленькая капсула.

В этой капсуле были важные сведения о вражеских войсках, расположившихся

в ближайшей деревне, в километрах двадцати пяти от леса. Немцы давно

что-то подозревали, но сунуться в лес боялись, так как вокруг были болота,

и только знающий человек мог пробраться в середину леса, где стояли наши войска.

Примерно год назад Дружок

маленьким щенком приблудился к воинской части, где служили два друга Ваня Белов и Женя Макашин. Щенка накормили, пригрели. Но когда войсковая часть двинулась дальше, собаку решили оставить. Всё-таки лес, чем-нибудь прокормится,

да и командир не разрешил. Пройдя километров десять и прибыв

на конечный пункт, бойцы с изумлением встретили щенка, который весело вилял хвостом. Так собака и осталась в части. Назвали щенка Дружком. Особенно Дружок привязался к двум друзьям, к Жене и Ване. Собака оказалась на редкость умная и сообразительная. В свободное время ребята её обучали воинским хитростям. Дружок ловил всё на лету, легко выполнял все команды.

Прошло пару месяцев. Женя Макашин, хорошо владея немецким языком, сумел внедриться к немцам. А Дружок, под видом обычной бродячей собаки, бегал по деревне. Немцам и в голову не могло прийти, насколько она опасна эта собака. Женя потихонечку подкармливал Дружка. И вот первое важное задание. Макашин сомневался, он думал и волновался: «А справится ли Дружок?». Ночью, привязав к шее животного капсулу, Женя, потрепав грудь собаки, сказал:

Не подведи, Дружок, ищи Белова! – и собака помчалась.

Через пару недель, она снова появилась в деревне. Так и продолжалась служба.

А в этот раз собака, поев, важно растянулась на траве. Белов

сидел рядом, покуривая папироску и приговаривая:

Ничего, Дружок, скоро война закончится, поедем домой, а

там и сало, и колбаска домашняя будет. Командованием была расшифрована информация, находившаяся в капсуле. Немцы, предчувствуя своё поражение, собирались отступать, а жителей древни в ближайшее время сжечь. Командование решило не

медлить.

Наутро наши войска в срочном порядке направились в деревню. День выдался тяжелым, бой был долгим. Дружок как мог помогал бойцам. То обойму с патронами поднесет, то лаем предупредит об опасности. Деревню почти освободили, уже собирали мертвых и раненых. Женя Макашин героически погиб в этом бою.

Белов, усталый и раненный в руку, сидел возле дерева, рядом пристроился Дружок, ему очень хотелось пить. Вдруг раздался выстрел, собака, взвизгнув, упала. Издалека стрелял недобитый немец. У Вани дрожали губы, он наклонился над собакой, но

слёзы застилали глаза, и он почти ничего не видел. Всё вокруг поплыло. Бойцы перевязали собаку. Дружок дышал, но бинты

очень быстро пропитывались алой кровью. У нее была прострелена грудь. Вот и вечер. Ваня сидит на корточках у землянки. На его коленях лежит голова собаки. Дружок очень тяжело дышит.

А Ваня гладит собаку по голове, глотает слёзы и приговаривает:

Ничего, Дружок, вот закончится война, мы с тобой вернёмся домой. И сало там будет, и колбаска домашняя…

Александра Романова

(рисунки Алены Алексеевой и Екатерины Львовой)

В деревне Ефимовка жил мальчик Ефрем. Был он добрым, умным

и сообразительным малым. Когда началась война, Ефрему было шестнадцать лет и на фронт его не пустили. Не мог парень спокойно сидеть дома и пошёл он в партизаны. Однажды Ефрем отправился

на разведку в деревню и переночевал там. Наутро в деревню вошли немцы и никого из деревни не выпускали. Ефрем узнал, что немцы готовятся напасть на партизанский отряд. Как сообщить об опасности?

Тогда Ефрем забрался на колокольню и начал бить в колокола. Люди знали, что колокол звонит только во время беды. Донесся колокольный звон и до партизан.

Партизаны были готовы к встрече с немцами и дали им отпор.

Александр Бурдин (рисунок А. Золкиной)

Шел 1945 год. В небольшом городке Зеленцы рас-полагался военный госпиталь. Туда поступали с фрон-та раненые солдаты.

За больными ухаживали медсест-ры и санитары. Им помогал мальчик лет десяти. Звали его Егор. Он был сиротой. Отец и мать у него погибли во время бомбежки.

У Егорки была только бабушка. Она рабо-тала санитаркой в этом самом госпитале. Мальчик приходил к больным и ухаживал за ними как мог: кому помогал писать домой письма, кому приносил воды

и лекарства. При каждом стоне ране-ных у Егора сжималось сердце,

ему было больно смотреть на их страдания. Солдаты любили сироту и иногда угощали сладостями.

Особенно сильно мальчик подружился с раненым Иваном Семеновичем. Он называл его просто Семеныч. Солдат был такой

же сирота, как и Егор. Жену Ивана Семеновича немцы забрали в концлагерь еще в самом начале войны. Два сына погибли на фронте в сорок втором году. Во время атаки самому Ивану Се-меновичу оторвало ногу немецкой гранатой. Он был сильно контужен. Бой,

в котором Семеныча ранило, был очень тяжелым. Санитары долго

не могли оказать солдату помощь. Он несколько часов пролежал

на по-ле боя. В рану попала грязь, и у солдата началось за-ражение крови. Врачи госпиталя боролись за жизнь раненого как могли,

но не хватало лекарств и донорской крови.

Однажды, в начале мая, Семеныч попросил у Егорки принести покурить. Мальчик побежал на ме-стный базар купить папирос.

На базарной площади никто не торговал. Все столпились у громкоговорите-ля. Егор остановился и прислушался. По радио

пере-давали сводку «Совинформбюро». Сообщали о победе в войне над фашистской Германией. Толпа у репро-дуктора дружно

закричала «УРА-А!!!». Все стали об-нимать и целовать друг друга. Кто-то смеялся, кто-то плакал. Егор забыл обо всем на свете и со

всех ног пом-чался в госпиталь.

Когда Егорка вбежал в палату, он увидел, что все радуются ПОБЕДЕ. Только кровать Семеныча была пуста и аккуратно заправлена. Мальчик стал всех расспрашивать о своем друге, но никто его не ус-лышал и на его вопрос не ответил. Егор подумал,

что Семеныча не стало. Мальчик расплакался, ему не хотелось жить. Он выскочил из палаты, помчался по коридору, чтобы убежать от этих счастливых лиц, от всеобщей радо-сти. Егору хотелось спрятаться ото всех, забиться в какую-нибудь щель, чтобы

выплакать в одиночестве свое горе.

Пробегая по коридору, Егорка в кого-то врезался со всего маху.

Он поднял глаза и увидел перед собой хирурга госпиталя.

Что случилось? - спросил доктор.

Семеныч... - только и смог выдавить из себя мальчик.

Врач прижал к себе Егорку:

Не надо плакать. Операция прошла успешно. Будет жить твой Семёныч!

Екатерина Володина

(рисунок Владимира Суханова)

Эта история об одном мальчике Косте Лимове, который жил в небольшом городке. У него была беззаботная жизнь десятилетнего мальчишки. Недавно закончился учебный год, и начались каникулы. Приближались выходные. Он с нетерпением ждал этого

воскресенья, так как должен был отправиться с отцом на рыбалку.

Но неожиданная новость изменила планы не только на этот выходной, но и на следующие четыре года.

Началась война. Ребята старше 18-ти лет отправлялись на фронт.

А младшие оставались помогать взрослым в эти тяжёлые годы.

После школы Костя вместе с друзьями бежал на завод. Там с

обирали мины. Дети помогали взрослым.

Фронт приближался к городу. И завод перевезли в Сибирь. Костя

с мамой остался в городе. Все ждали наступления немцев. Одним солнечным утром в городе загрохотали танки. Немцев разместили

в квартирах горожан. К Косте с мамой подселили одного такого жильца. Он оказался важным немецким начальником. Тем временем старшие товарищи-комсомольцы организовали подполье. Костя

им помогал. Он копировал документы, которые «брал» у немецкого постояльца, пока тот спал. Эти сведения поступали к нашим, и

очень часто оказывались весьма кстати. Костя с одноклассниками расклеивал антифашистские листовки. Ребята заводили разговоры

с горожанами о том, что на фронте немцы терпят поражение, скоро придут наши. Это было очень опасно, но ведь так хотелось помочь Родине. Все верили в победу.

Тем временем ситуация на фронте изменилась, и немцы стали отступать. С позором они бежали

из города, где жил Костя, оставляя после себя разоренные дома.

За храбрость и помощь, Костю приняли в комсомольцы раньше времени.

Вот и пришел май 1945 года, закончилась война. Костин отец вернулся домой, и солнечным майским утром они отправились на рыбалку, которую пришлось так надолго отложить...

Матвей Григорьев

В одном селе жил мальчик Дима, и было ему 10 лет. Жил он с бабушкой и дедушкой, все у него было замечательно, пока ранним летним утром не объявили о начале войны. В их село прибыло

много советских солдат. Однажды, когда Дима пошел за грибами

в лес, он услышал, что кто-то разговаривает, но язык был ему незнаком. Мальчик решил подойти поближе, чтобы внимательно

все рассмотреть. Дима увидел двух солдат, но форма на них была

не советская. «Наверно, это немцы», - подумал Дима. И вдруг мальчик увидел, что рядом с ним лежит черная парусиновая сумка,

из которой были видны документы и какая-то карта. Дима схватил сумку и помчался в село к своим. Но немцы заметили мальчика и бросились за ним. Дима бежал изо всех сил, но вдруг что-то грохнуло, и мальчика что-то ужалило, он упал. Лежа на земле, покрытой мягким мхом, Дима слышал, как кто-то стрелял и кричал. Мальчик потерял сознание.

Очнулся он в своей комнате, на своей кровати и увидел заплаканное лицо бабушки. Рядом с ней стояли два советских солдата и озабоченно смотрели на него. Дима сразу же вспомнил

о встрече в лесу и закричал: «Там немцы, у них сумка, карты, документы!». Старший солдат улыбнулся и сказал: «Лежи спокойно, парень, мы их уже поймали. Если бы ты не поднял тревогу, шпионы бы ушли. Ты просто молодец! Выздоравливай скорее!». И солдаты ушли снова воевать.

Так Дима совершил свой первый подвиг.

Сергей Андреев (рисунок Дарьи Гавриловой)

В известной книге Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо» есть очень важная и глубокая мысль: «Если не забывать войну, появляется много ненависти. А если войну забывают, начинается новая». В этом году наша страна будет отмечать 70-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Эта трагедия унесла миллионы человеческих жизней, разрушила города и целые страны, сломала бесчисленное количество судеб. Это та цена, которую человечеству пришлось заплатить за избавление от ужасов фашизма. Советские воины отстояли мир и завоевали свободу для своей страны, для нас с вами. Об этом никогда нельзя забывать, сколько бы времени ни прошло.

Для дошколят и младших школьников, безусловно, интересными и запоминающимися станут стихи о войне :

  • Барто А. В дни войны
  • Берестов В. Мужчина
  • Карпров И.Мальчики
  • Михалков С.Детский ботинок, Десятилетний человек
  • Маршак С. «Не» и «ни» и многие другие

Список книг о войне для дошкольного и младшего школьного возраста

  • Воронкова Л. Девочка из города (История о девочке-сироте, оказавшейся в годы войны в чужом селе и нашедшей новую семью и дом.)
  • Кассиль Л. Улица младшего сына (Повесть, посвященная трагической судьбе Володи Дубинина, юного партизана — героя Великой Отечественной войны.)
  • Катаев В. Сын полка (Повесть о мальчике-сироте Ване Солнцеве, попавшем в военную часть к разведчиками и ставшем сыном полка.)
  • Осеева В. А. Васёк Трубачёв и его товарищи (Произведение о судьбе мальчишки Васе Трубачёве и его друзьях, чье мирное детство оборвала война.)
  • Симонов К. Сын артиллериста (Баллада о майоре Дееве и Лёньке, сыне его друга, основанная на реальных событиях.)
  • Яковлев Ю. Девочки с Васильевского острова (Пронзительный рассказ о девочке Тане Савичевой, умершей вместе со всей своей семьей от голода в блокадном Ленинграде, написанный на основе её дневника.)
  • Алексеев С. Рассказы о Великой Отечественной войне
  • Артюхова Н. Светлана
  • Баруздин С. Шел по улице солдат
  • Воронкова Л. Девочка из города
  • Гайдар А. Клятва Тимура, Сказка о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове
  • Голявкин В. Рисунок на асфальте
  • Драгунский В. Арбузный переулок
  • Кассиль Л. Дорогие мои мальчишки, Огнеопасный груз, Твои защитники
  • Маркуша А. Я — солдат, и ты — солдат
  • Паустовский К. Похождения жука-носорога
  • Соколовский А. Валерий Волков
  • Суворина Е. Витя Коробков
  • Туричин И. Крайний случай
  • Яковлев Ю. Как Серёжа на войну ходил

Школьники среднего звена с удовольствием узнают о детях, своих сверстниках, в годы Великой Отечественной войны, их жизни, делах и подвигах.

Список книг о войне для учеников 5-7 классов

  • Богомолов В. Иван (Трагическая и правдивая повесть об отважном мальчике-разведчике.)
  • Козлов В. Витька с Чапаевской улицы (Книга рассказывает о судьбах подростков в годы войны.)
  • Корольков Ю. Пионеры-герои. Лёня Голиков (Рассказ о юном пионере из Новгородской области Лене Голикове, его судьбе и подвиге, основанный на реальных событиях.)
  • Рудный В. Дети капитана Гранина (Повесть о юных защитниках Финского залива, которые смогли не только не пропустить врага, но и в самый решительный момент приняли огонь на себя.)
  • Соболев А. Тихий пост (Повесть о мужестве и героизме вчерашних школьников во время Великой Отечественной войны.)
  • Алексеев С. Рассказы о войне
  • Балтер Б. До свидания, мальчики!
  • Богомолов В. Зося
  • Ильина Е. Четвертая высота
  • Лиханов А. Последние холода
  • Митяев А.Письмо с фронта

Список книг о войне для учеников 8-9 классов

  • Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга (Документальная хроника, которая основана на свидетельствах ленинградцев, переживших блокаду.)
  • Айтматов Ч. Ранние журавли (Повесть о судьбах подростков в годы Великой Отечественной войны, их жизни в далеком киргизском ауле, испытаниях и радостях, выпавших на их долю.)
  • Бакланов Г. Навеки — девятнадцатилетние (Повесть о юных лейтенантах Великой Отечественной, их трагически коротком фронтовом пути.)
  • Васильев Б. А зори здесь тихие... (Повесть о трагических судьбах пяти девушек и их командира, совершающих подвиг во время войны.)
  • Полевой Б.Повесть о настоящем человеке (Повесть о советском летчике Мересьеве, сбитом в бою и получившем тяжелые ранения, но вновь, несмотря ни на что, вернувшемся в боевой строй.)
  • Твардовский А. Василий Тёркин (Глубоко правдивая и наполненная юмором поэма, в которой создан бессмертный образ советского бойца.)
  • Шолохов М. Судьба человека (Рассказ о трагической судьбе простого человека, исковерканной войной, и силе характера, мужестве и сострадании.)

Учащиеся старшей школы уже вполне готовы узнать о самых трагических страницах Великой Отечественной войны. Чтение таких книг можно сочетать с просмотром военных фильмов, как советских, так и современных.

Список книг о войне для учеников 10-11-х классов

  • Адамович А. Каратели (Повесть о событиях, связанных с уничтожением батальоном гитлеровского карателя Дирлевангера семи мирных деревень в оккупированной Белоруссии.)
  • Богомолов В. Момент истины: В августе сорок четвёртого (Захватывающий роман о работе контрразведчиков во время Великой Отечественной войны, основанный на реальных событиях.)
  • Воробьёв К. Убиты под Москвой (В повести, ставшей первой из жанра «лейтенантской прозы», рассказывается о жестоких боях под Москвой зимой 1941-гои судьбах их участников.)
  • Некрасов В. В окопах Сталинграда (Повесть рассказывает о героической обороне Сталинграда в 1942-1943 годах.)
  • Фадеев А. Молодая гвардия (Роман о Краснодонской подпольной организации «Молодая гвардия», действовавшей на оккупированной фашистами территории, многие члены которой геройски погибли в фашистских застенках.)
  • Шолохов М. Они сражались за Родину (Роман об одном из самых трагических моментов войны — отступление наших войск на Дону летом 1942 года.)

Когда мужчины уходили на фронт, дома оставались женщины и дети, которые с этого момента детьми быть переставали. Они заботились о своих матерях, стояли в очередях за хлебом или сбегали воевать. И сколько бы их ни пытались оградить от войны, она была повсюду, и дети все видели и замечали. Из них выросли герои этих книг - очень разные, с удивительными судьбами, за каждой из которых стоят воспоминания человека, бывшего ребенком во время войны.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

«Три девочки», Елена Верейская

Три девочки - это школьницы Наташа, Катя и Люся. Они живут в коммунальной квартире, по первым буквам всех обитателей зовущейся «Соленая Католюандо», дружат, придумывают ребусы, встречают Новый год - а потом приходит война. Перестав ходить в школу - ее разбомбило, - девочки учатся другим вещам. Они умеют тушить зажигательные бомбы, отличать шум двигателей советских и вражеских самолетов и радоваться черствому хлебу: «Сухарь был очень черствый, и это было хорошо - можно было дольше жевать». Эта повесть о хорошем - пережить самые трудные моменты жителям квартиры помогает забота друг о друге.

«Катя присела на ступеньку у входа в булочную, - она очень устала. Вот еще человек десять, и она дойдет до двери. В самой булочной стоять уже легче, там теплее. Катя думала о дедушке, - последние дни она очень тревожилась за него. Дедушка иногда не приходит с завода по два-три дня, и она тогда не знает, что думать, и боится подумать о самом страшном».

«Будь здоров, школяр», Булат Окуджава

На фронт Булат Окуджава попадает в 17 лет - его уже не назовешь ребенком, но, по сути, это вчерашний школьник. Его автобиографическая повесть очень честная: он пишет о том, каким тяжелым был военный быт, как резко отличалась реальная война от ребяческих представлений о ней.

«Командир полка читает донесение и посматривает на меня. И я чувствую себя тщедушным и маленьким. Я смотрю на свои не очень античные ноги, тоненькие, в обмотках. И на здоровенные солдатские ботинки. Все это, должно быть, очень смешно».

Повести о войне, особенно детские, очень часто написаны в возвышенно-патриотическом настроении, и многим из них мы это прощаем, потому что любили их в детстве и хотели быть похожими на самоотверженных героев. Но в повести Окуджавы война - это не героизм и подвиги, это и ошибки из-за неопытности, и страх, и желание выжить и в то же время дружба тех самых вчерашних школяров, которая поддерживала в них человеческое. Окуджава рассказывает, как ел похлебку щепкой, потеряв ложку, как мерз зимой в плохих ботинках, как перепутал свист вражеских пуль с пением птиц, как принимал «лихой вид», чтобы понравиться связистке Нине, и как погибли его товарищи.

«Мальчики из блокады», Александр Крестинский

Несколько рассказов и повесть в автобиографичном сборнике Крестинского - это жизнь ленинградских ребят до войны и во время блокады. Они были детьми - играли, мечтали о победоносных битвах, пока фашисты под стенами города не обратили их фантазии в реальность.

«И все-таки война началась. Узнав об этом, мы взяли свои сабли и ружья и пошли на задний двор готовиться к битве с Чингисханом, которого уже окрестили между собой фашистом, и шумели там весело, лихо, победно, выгоняя из паутинных углов последнюю тишину, пока не пришел Коля Кумач, особенно серьезный, бледный, с печальными серыми глазами на большом одутловатом лице, и не сказал - чересчур грубо, как мне тогда показалось: «Дураки, война ведь…“»

Теперь богатством мальчишкам казались уже не сабли и цветные картинки из журналов, а кусок мерзлой конины. Это книга о страшных и грустных событиях, о которых говорится простыми словами. Во время блокады ленинградцы хоронили близких, прятались от бомбежек и выживали всеми силами, но кроме этого они дружили, влюблялись и пересказывали друг другу книжки, которые читали еще тогда, когда не было войны.

«Я вижу солнце», Нодар Думбадзе

«В тот день впервые увидел я столько испуганных людей со слезами на глазах, впервые увидел плачущую тетю. День этот был похож на морской отлив, после которого на берегу остаются рыбы, раковины и щепки…» - таким был день, когда из каждой семьи в деревне Сосо мужчины ушли на фронт. Оставшись без родителей, которых репрессировали еще раньше, он живет с тетей и дружит со слепой девушкой Хатией, которая живет по соседству. Врач пообещал ей, что если она сможет видеть солнце - значит, ее слепота излечима.

Это история о том, как война идет в грузинской деревушке, далекой от военных действий: здесь находится место и дезертирству, и подвигам. Жители спасают жизнь раненому солдату, не зная о нем ничего, кроме того, что ему нужна помощь. В словах, которые часто повторяет Хатия «я вижу солнце», - одновременно и ее надежда на исцеление, и на то, что война закончится и все однажды будет хорошо.

«Должна остаться живой», Людмила Никольская

Людмила Никольская пишет об одном блокадном месяце в жизни ленинградской девочки Майи - декабре 1941 года. О небольших, но важных моментах этого короткого периода здесь рассказывается очень подробно: как Майя находит чужую хлебную карточку и боится, что ее уличат в краже, как поддерживает маму и как вспоминает, увидев забытую надпись на стене, как хотела быть похожей на Женю из «Тимура и его команды». О чем она переживает, о чем думает и чего боится - все это приметы блокадного времени, которые мы видим детскими глазами.

«Ещё недавно война была как в кино. Где-то на границах с врагом бьются сильные весёлые бойцы. В промежутках между боями они распевают прекрасные мужественные песни. Там война, там стреляют и убивают. Дома же бойцов ждут с победой невесты и тоже поют песни. Нежные и грустные. Всё перепуталось. Ленинград стал фронтом. Его бомбят, обстреливают. В нём убивают».

«Улица младшего сына» Лев Кассиль, Макс Поляновский

«Не так уж много на свете мальчиков, по имени которых названы целые улицы», - так начинается повесть о Володе Дубинине, мальчике, вступившем в партизанский отряд.

«Володя долго не мог решить, кем ему быть, когда он вырастет. Недалеко было то время, когда он мечтал стать доктором. Потом, как и многие его сверстники в те годы, он решил, что будет полярником и станет плавать на льдине под красным флагом. Вскоре после этого собирался стать пограничником и сражаться на Дальнем Востоке против японских самураев».

Но вырасти ему так и не пришлось - как и стать доктором или полярником. Вместо этого с приходом фашистских оккупантов Володя становится партизаном и им и остается в памяти города, который он помогал защищать.

«Убежище», Анна Франк

Анна Франк сделала первую запись в своем дневнике 12 июня 1942 года, когда ей было 13 лет, и вела его до 1 августа 1944 года. Еврейская девочка стала свидетельницей нацистской оккупации Нидерландов и, вместе со своей семьей прячась от немцев, вела записи в форме писем к вымышленной подруге Китти. Она рассказывала о жизни обитателей убежища, записывала свои мысли, обиды и радости до того дня, пока в их укрытие не пришло гестапо.

«Милая Китти! Наше убежище стало настоящим тайником. Господину Кралеру пришла блестящая мысль - закрыть наглухо вход к нам сюда, на заднюю половину дома, потому что сейчас много обысков - ищут велосипеды. Выполнил этот план господин Воссен. Он сделал подвижную книжную полку, которая открывается в одну сторону, как дверь. Конечно, его пришлось „посвятить“, и теперь он готов помочь нам во всем».

«Сын полка», Валентин Катаев

«Сын полка» - это повесть об одном мальчике, но на самом деле его судьба не была редкой для военного времени. Ваню Солнцева, у которого война забрала семью, разведчики нашли спящим в окопе и «усыновили» всем полком.

«Дело известное, товарищ капитан, - сказал Егоров. - Отец погиб на фронте в первые дни войны. Деревню заняли немцы. Мать не хотела отдавать корову. Мать убили. Бабка и маленькая сестрёнка померли с голоду. Остался один. Потом деревню спалили. Пошёл с сумкой собирать куски. Потом убежал. Почитай, два года бродил, прятался в лесах, всё хотел через фронт перейти. Да фронт тогда далеко был. Совсем одичал, зарос волосами. Злой стал. Настоящий волчонок. А ещё в сумке у него мы нашли букварь. Рваный, потрёпанный. „Для чего тебе букварь?“ - спрашиваем. „Чтобы грамоте не разучиться“, - говорит. Ну что вы скажете!»

Сын Валентина Катаева Павел позже писал, что отец, работавший военным корреспондентом, задумал эту повесть во время фронтовых командировок, несколько раз сталкиваясь со случаями, когда солдаты принимали к себе беспризорных, осиротевших детей.

Рассказы о боях Великой Отечественной войны за Сталинград. Интересные и добрые военные истории.

Бул-буль.

Обозлил сержанта Носкова какой-то фашист. Траншеи наши и гитлеровцев тут проходили рядом. Слышна из окопа к окопу речь.

Сидит фашист в своём укрытии, выкрикивает:

— Рус, завтра буль-буль!

То есть хочет сказать, что завтра прорвутся фашисты к Волге, сбросят в Волгу защитников Сталинграда.

— Рус, завтра буль-буль. — И уточняет: — Буль-буль у Вольга.

Действует это «буль-буль» на нервы сержанту Носкову.

Другие спокойны. Кое-кто из солдат даже посмеивается. А Носков:

— Эка ж, проклятый фриц! Да покажись ты. Дай хоть взглянуть на тебя.

Гитлеровец как раз и высунулся. Глянул Носков, глянули другие солдаты. Рыжеват. Осповат. Уши торчком. Пилотка на темени чудом держится.

Высунулся фашист и снова:

— Буль-буль!

Кто-то из наших солдат схватил винтовку. Вскинул, прицелился.

— Не трожь! — строго сказал Носков.

Посмотрел на Носкова солдат удивлённо. Пожал плечами. Отвёл винтовку.

До самого вечера каркал ушастый немец: «Рус, завтра буль-буль. Завтра у Вольга».

К вечеру фашистский солдат умолк.

«Заснул», — поняли в наших окопах. Стали постепенно и наши солдаты дремать. Вдруг видят, кто-то стал вылезать из окопа. Смотрят — сержант Носков. А следом за ним лучший его дружок рядовой Турянчик. Выбрались дружки-приятели из окопа, прижались к земле, поползли к немецкой траншее.

Проснулись солдаты. Недоумевают. С чего это вдруг Носков и Турянчик к фашистам отправились в гости? Смотрят солдаты туда, на запад, глаза в темноте ломают. Беспокоиться стали солдаты.

Но вот кто-то сказал:

— Братцы, ползут назад.

Второй подтвердил:

— Так и есть, возвращаются.

Всмотрелись солдаты — верно. Ползут, прижавшись к земле, друзья. Только не двое их. Трое. Присмотрелись бойцы: третий солдат фашистский, тот самый — «буль-буль». Только не ползёт он. Волокут его Носков и Турянчик. Кляп во рту у солдата.

Притащили друзья крикуна в окоп. Передохнули и дальше в штаб.

Однако дорогой сбежали к Волге. Схватили фашиста за руки, за шею, в Волгу его макнули.

— Буль-буль, буль-буль! — кричит озорно Турянчик.

— Буль-буль, — пускает фашист пузыри. Трясётся как лист осиновый.

— Не бойся, не бойся, — сказал Носков. — Русский не бьёт лежачего.

Сдали солдаты пленного в штаб.

Махнул на прощание фашисту Носков рукой.

— Буль-буль, — прощаясь, сказал Турянчик.

Злая фамилия. Автор: Сергей Алексеев

Стеснялся солдат своей фамилии. Не повезло ему при рождении. Трусов его фамилия.

Время военное. Фамилия броская.

Уже в военкомате, когда призывали солдата в армию, — первый вопрос:

— Фамилия?

— Трусов.

— Как-как?

— Трусов.

— Д-да... — протянули работники военкомата.

Попал боец в роту.

— Как фамилия?

— Рядовой Трусов.

— Как-как?

— Рядовой Трусов.

— Д-да... — протянул командир.

Много бед от фамилии принял солдат. Кругом шутки да прибаутки:

— Видать, твой предок в героях не был.

— В обоз при такой фамилии!

Привезут полевую почту. Соберутся солдаты в круг. Идёт раздача прибывших писем. Называют фамилии:

— Козлов! Сизов! Смирнов!

Всё нормально. Подходят солдаты, берут свои письма.

Выкрикнут:

— Трусов!

Смеются кругом солдаты.

Не вяжется с военным временем как-то фамилия. Горе солдату с этой фамилией.

В составе своей 149-й отдельной стрелковой бригады рядовой Трусов прибыл под Сталинград. Переправили бойцов через Волгу на правый берег. Вступила бригада в бой.

— Ну, Трусов, посмотрим, какой из тебя солдат, — сказал командир отделения.

Не хочется Трусову оскандалиться. Старается. Идут солдаты в атаку. Вдруг слева застрочил вражеский пулемёт. Развернулся Трусов. Из автомата дал очередь. Замолчал неприятельский пулемёт.

— Молодец! — похвалил бойца командир отделения.

Пробежали солдаты ещё несколько шагов. Снова бьёт пулемёт.

Теперь уже справа. Повернулся Трусов. Подобрался к пулемётчику. Бросил гранату. И этот фашист утих.

— Герой! — сказал командир отделения.

Залегли солдаты. Ведут перестрелку с фашистами. Кончился бой. Подсчитали солдаты убитых врагов. Двадцать человек оказалось у того места, откуда вёл огонь рядовой Трусов.

— О-о! — вырвалось у командира отделения. — Ну, брат, злая твоя фамилия. Злая!

Улыбнулся Трусов.

За смелость и решительность в бою рядовой Трусов был награждён медалью.

Висит на груди у героя медаль «За отвагу». Кто ни встретит — глаза на награду скосит.

Первый к солдату теперь вопрос:

— За что награждён, герой?

Никто не переспросит теперь фамилию. Не хихикнет теперь никто. С ехидством словцо не бросит.

Ясно отныне бойцу: не в фамилии честь солдатская — дела человека красят.