Развитие речи учащихся задачи и пути развития речи младших школьников. Речевое развитие младших школьников

У младших школьников развитие речи идет в двух основных направлениях: во-первых, интенсивно набирается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие; во-вторых, речь обеспечивает перестройку познавательных процессов (внимания, памяти, воображения, а также мышления).

К моменту поступления в школу словарный запас ребенка увеличивается настолько, что он может свободно объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов. Если в три года нормально развитый ребенок употребляет до 500 и более слов, то шестилетний - от 3000 до 7000 слов.

Развитие речи идет не только за счет тех лингвистических способностей, которые выражаются в чутье самого ребенка по отношению к языку. Ребенок прислушивается к звучанию слова и дает оценку этого звучания.

У младших школьников появляется ориентировка на системы родного языка. Звуковая оболочка языка - предмет активной, естественной деятельности для ребенка шести-восьми лет. К шести-семи годам ребенок уже в такой мере овладевает в разговорной речи сложной системой грамматики, что язык, на котором он говорит, становится для него родным.

Потребность в общении определяет развитие речи. На протяжении всего детства ребенок интенсивно осваивает речь. Освоение речи превращается в речевую деятельность. Ребенок, поступивший в школу, вынужден перейти от «собственной программы» обучения речи к программе, предлагаемой школой.

Шести-семилетний ребенок уже способен общаться на уровне контекстной речи - той самой речи, которая достаточно точно и полно описывает то, о чем говорится, и поэтому вполне понятна без непосредственного восприятия самой обсуждаемой ситуации. Пересказ услышанной истории, собственный рассказ о случившемся доступны младшему школьнику.

Речь человека не бесстрастна, она всегда несет в себе экспрессию - выразительность, отражающую эмоциональное состояние. Эмоциональная культура речи имеет огромное значение в жизни человека. Речь может быть выразительной. Но может быть небрежной, чрезмерно быстрой или замедленной, слова могут произноситься угрюмым тоном или вяло и тихо.

Конечно, как и все люди, ребенок использует ситуативную речь. Эта речь уместна в условиях непосредственного включения в ситуацию. Но учителя интересует, прежде всего, контекстная речь, именно она - показатель культуры человека, показатель уровня развития речи ребенка. Если ребенок ориентирован на слушателя, стремится подробнее описать ситуацию, о которой идет речь, стремится пояснить местоимение, так легко опережающее существительное, это значит, что он уже понимает цену вразумительному общению.

У детей семи-девяти лет наблюдается некая особенность: уже достаточно освоив основы контекстной речи, ребенок позволяет себе говорить не для того, чтобы выразить свои мысли, а просто лишь для того, чтобы удержать внимание собеседника. Это происходит обычно с близкими взрослыми или сверстниками во время игрового общения.

Особое значение имеет правильность речи, т.е. ее соответствие литературной норме.

Письменная речь имеет свою специфику: она требует большего контроля, чем устная. Устная речь может быть восполнена поправками, добавлениями к тому, что уже было сказано. В устной речи принимает участие экспрессивная функция: тонирование высказывания, мимическое и телесное (прежде всего жестовое) сопровождение речи.

Письменная речь имеет свои особенности в построении фраз, в отборе лексики, в использовании грамматических форм. Письменная речь предъявляет свои требования к написанию слов. Ребенок должен научиться тому, что «пишется» совсем необязательно как «слышится» и что нужно разделять то и другое, запоминать правильное произношение и написание (Приложение №2).

Овладевая письменной речью, дети открывают для себя, что тексты бывают разными по своей структуре и имеют стилистические различия: повествования, описания, рассуждения, письма, эссе, статьи и пр.

Конечно, в начальной школе ребенок только осваивает письменную речь как средство коммуникации и самовыражения, ему еще трудно соотносить контроль за написанием букв, слов и выражением своих мыслей. Однако ему представляется возможность сочинять. Это самостоятельная творческая работа, которая требует готовности понять заданную тему; определить ее содержание; накапливать ее содержание; накапливать, подбирать материал, выделять главное; излагать материал в необходимой последовательности; составлять план и придерживаться его, отбирать нужные слова, антонимы, синонимы и фразеологизмы; строить синтаксические конструкции и связный текст; орфографически и каллиграфически правильно записывать текст, расставлять знаки препинания, делить тексты на абзацы, соблюдать красную строку, поля и другие требования; осуществлять контроль, обнаруживать недочеты и ошибки в своем сочинении, а также в сочинениях соучеников, исправлять свои и чужие ошибки.

Чтение - это первый и основной навык, которому ребенок должен обучиться в первом классе. Все остальное обучение в той или иной степени опирается на умение читать. Навык чтения должен обязательно предшествовать обучению письму. Если ребенок плохо читает, он никогда не научится грамотно писать. Есть мнение, что когда чтению и письму детей учат одновременно и параллельно (то есть в соответствии с программой общеобразовательной школы), то обычно получают стойкую дисграфию (часто вместе с дислексией). Нарушается формирование того и другого навыка. Нормально обучаются только те дети, которые пришли в школу читающими (хотя бы только по слогам).

В процессе обучения чтению звуковая и визуальная формы слова связывают его смысловым содержанием в единый образ. Только научившись читать, ребенок сможет, услышав слово, преобразовать его в графическую форму, сложить его из букв или написать. Не умеющий читать ребенок вынужден пользоваться только визуальным контролем.

На этапе обучения чтению (вне зависимости от того, в каком классе это приходится делать: в первом, во втором, в третьем или еще позже) необходимо использовать короткие, написанные крупным шрифтом и сопровождающиеся иллюстрациями тексты. Картинка должна полностью отражать смысл текста.

Постепенного обучения чтению фактически не происходит. Если по окончании первого класса навык оказывается несформированным, то ребенок так и остается плохо читающим (и, естественно, безграмотно пишущим). Самостоятельно он больше не продвигается в чтении.

Речь является средством общения и формой существо­вания мысли. С помощью языка и речи формируется мыш­ление ребенка, определяется структура его сознания. Сама формулировка мысли в словесной форме обеспечивает луч­шее понимание объекта познания.

У первоклассника высказывания, как правило, непо­средственны. Часто его речь - это речь-повторение, речь- называние; преобладает сжатая, непроизвольная, реактив­ная (диалогическая) речь.

Школьный курс способствует формированию произволь­ной, развернутой речи, учит ее планировать. На занятиях учитель ставит перед учащимися задачу научиться давать полные и развернутые ответы на вопрос, рассказывать по определенному плану, не повторяться, говорить правильно, законченными предложениями, связно пересказывать отно­сительно большой по объему материал. Передача целых рас­сказов, вывод и формулировка правил строятся как монолог.

Овладение речью идет по разным линиям: развитие зву­коритмической, интонационной стороны речи, овладение грамматическим строем, развитие лексики, все большее осо­знание учащимися собственной речевой деятельности.

За счет специальной организации учебной деятельности учитель управляет речевым развитием учащихся. Одной из главных проблем совершенствования системы развития ре­чи является постановка темы урока, заинтересованность ею и живое обсуждение учащихся. Общими задачами учителя в развитии речи школьников являются:

Обеспечение для учащихся хорошей речевой (языко­вой) среды (восприятие речи взрослых, чтение книг ит. д.).

Создание на уроке ситуаций общения, речевых ситуа­ций, определяющих мотивацию собственной речи де­тей, развитие их интересов, потребностей и возможно­стей самостоятельной речи.

Обеспечение правильного усвоения учениками доста­точного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, акти­визированные употребления слов, образования форм, построения речевых конструкций.

Проведение специальной работы по развитию речи на различных уровнях: произносительном, словарном, морфологическом, синтаксическом, на уровне связной речи.

Способствование развитию желания и стремления у уче­ников говорить правильно, литературным языком.

Развитие не только речеговорения, но и аудирования. Письменная речь принципиально усложняет структуру

общения, так как открывает возможность обращаться к от­сутствующему собеседнику.

Развитие речи требует долгой, кропотливой, системати­ческой работы младших школьников и учителя. А дома - при участии родителей.

К концу 4-го класса учащиеся должны овладеть произ­вольной, активной, коммуникативной, монологической и диалогической речью.


СИТУАЦИЯ № 52. Дислексия, как неспособность к уче­нию, связанная с небольшими трудностями в овладении чтением, заключается в том, что младшие школьники путают буквы «Э» и «3». Им трудно не только называть буквы или слова, но также предметы и цвета. Извлекая из памяти слова: «стол», «синий», они тратят больше времени, чем сверстники. Таким детям трудно на слух определить два отдельных слога в двухсложном слоне или установить, с какого звука начинается слово и каким заканчивается.

С чем может быть связано явление дислексии?

Как помочь таким учащимся?

Решение. Предполагается, что это связанно с «дисфунк­цией мозга».


Большинство детей начальную стадию овладения чтени­ем проходят быстро, а эти дети задерживаются на ранних стадиях чтения. К тому же они позднее начинают гово­рить, и их речь менее развита, чем у сверстников. Есть много фактов, подтверждающих роль наследственности н этом расстройстве.

Обычно этим расстройствам страдали и родители, бра­тья, сестры.

Коррекционная работа с днслектиками должна прово­диться по разработанной специалистом программе, ко­торая предусматривает:

EE. обращение внимания на занимательность материала;

FF. возможность быстрого достижения успеха;

GG. создание у ребенка чувства уверенности в своих силах. Дети-дислектики, сумевшие быстро преодолеть свой не­достаток, могут стать преуспевающими взрослыми, как Т. Эдисон, X. Андерсен и др. Они в детстве страдали дис­лексией.

СИТУАЦИЯ № 53. У ребенка с нормальным зрением затруднено чтение мелкого шрифта в отличие от доступ-

Ых ему текстов, написанных крупными буквами.

Какие могут быть причины?

Решение. Одной из причин может быть то, что, уже вла­дея прочтением слов и фраз, ученик еще не освоил необ­ходимую для полноценного чтения операцию «конструи­рования» текста.

Сформированное чтение включает в себя возможности организации пространственного поля текста, что при плотной печати и мелком шрифте более затруднено, чем при восприятии текста, напечатанного крупно, с отчетли­во заданными интервалами, окончаниями фраз, заметно ныделенными абзацами.

СИТУАЦИЯ № 54. Иногда у детей в начальной школе нозникает явление, называемое дисграфией.

Что характерно для дисграфии?

Решение. Дисграфия - это нарушение письменной ре­чи, мешающее освоению школьной программы. Часто это выявляется только во 2-3-м классе, что делает про­цесс исправления письменной речи очень трудоемким. В основе нарушения письма лежит нарушение звукового анализа или синтеза слов.

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ученик воспринимает слова целиком, опираясь главным образом на смысловую сторону, и не воспринимает его фонематической стороны, т. е. определенной последова­тельности звуков в слове. При нарушении синтеза ученик не может из данного ряда букв составить слово. Возника­ет пропуск, замена букв - в соответствии со смещением и заменами в устной речи.

Чаще всего смешиваются свистящие и шипящие, звонкие и глухие (ч-ть, ч-щ, ц-с, ц-т), т. е. неправильное обозначе­ние твердости и мягкости при письме.

СИТУАЦИЯ № 55. Наблюдения психологов показывают, что курсовые работы, представленные студентами в ком­пьютерном варианте написания текстов, содержат огром­ное количество различного рода ошибок, чего не наблю­далось раньше, когда текст сначала был написан от руки и затем перепечатывался с помощью пишущей машинки. Как можно объяснить эти явления?

Какой вывод можно сделать относительно первона­чального обучения письму?

Решение. Можно предположить, что ошибки, возникаю­щие при переводе действия письма в новые условия, ука­зывают на недостаточно упроченные операции контро­ля за письмом, а также (возможно) слабые слухоречевую память и звукобуквенное соотнесение.

Этот же факт говорит о важности полной проработки всех составляющих психического действия на этане пер­воначального обучения.

11а схеме 37 представлены основные звенья, а также чествующие в этом процессе мозговые зоны и нейропси- \м имические факторы, которые одновременно являются продуктом работы определенной зоны мозга и входят в ка- II I rue составляющего звена в структуру психологического действия (по Н. К. Корсаковой).

Почему ученику необходимо хорошо освоить действия письма? Как происходит процесс овладения письмом?

Ройдя этап формирования психического действия пись- м,|, вся система «сжимается», укорачивается и упрощается. Лнтоматизированное письмо практически включает в себя

П.ко желание написания, его исполнение и слухоречевую п.шить. Одновременно сохраняется и количество работаю­щих мозговых зон.

15 результате сознание ученика будет переключено с акта п.шисания на его смысл. Ученик сможет внимательно слу­шать, о чем говорит учитель.

11е случай] го Б. А. Сухомлинский в своей школе в начале | .ыедого учебного года проводил проверку того, как ученики п 1лдсют учебными навыками, в том числе и навыком письма.

Психологические особенности развития речи младших школьников

Психологическая природа связной речи, проблемы ее становления и развития рассматриваются в многочисленных психологических исследованиях (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.М. Леушина, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин, и др.).

Под связной речью понимается развернутое, логическое, последовательное и образное изложение какого-либо содержания.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на школьный период.
Младшие школьники уже умеют пользоваться разнообразными синтаксическими конструкциями, которыми овладели практически, беря для себя образцы в речи взрослых, в книгах. Хотя в речи детей преобладают простые предложения, но в устной речи первоклассников до 10 % сложных предложений, в том числе и сложноподчиненных. В речи учеников третьего класса сложные предложения составляют уже 25 – 35 %. Использование более сложных синтаксических конструкций можно объяснить стремлением обучающихся выразить в своих высказываниях все более глубокое содержание, они ищут для него языковую форму.
Поэтому нужно ценить и поддерживать естественное развитие речи детей, а не ориентировать их на однообразные предложения элементарного типа. Не следует приуменьшать речевые возможности младших школьников.
Профессор М.Р. Львов, изучавший проблемы формирования грамматического строя речи учеников, пишет, что у детей младшего школьного возраста в процессе обучения происходит увеличение размера предложения от четырех слов в первом классе, до шести слов в третьем классе. Такой рост размеров предложения свидетельствует о повышении внимания ребенка к своей речи, о стремлении выражать свои мысли в сложных синтаксических конструкциях.

Известно, что речь может проявляться в устной и письменной форме. Языковые особенности устной и письменной речи объясняются психолого-ситуативными различиями, которые существуют между ними. Устная речь протекает в условиях непосредственного общения, поэтому к третьему классу ребенок достаточно успешно овладевает ею. По данным Н.С. Рождественского, ребенок с нормально развитой речью к восьми – девяти годам свободно пользуется в разговоре простым, сложносочиненным и сложноподчиненным предложениями.

Как показывает педагогическая практика и убедительно свидетельствует анализ культуры речи младшего школьника, в их устных высказываниях имеют место нарушения синтаксической связи слов. Как правило, дети 8 – 9 лет свободно произносят слова в процессе общения, не задумываясь при этом над расстановкой слов внутри фразы. Это объясняется тем, что ребенок понимает в окружающем больше, чем может передавать словами. Желая что-то рассказать, он торопится, перескакивает с одного сюжета на другой, из-за чего возникают серьезные речевые ошибки, приводящие к тому, что изложение становится малопонятным. Сам ученик при этом обычно не замечает своих ошибок, ему часто нравится его общение. Он убежден, что нашел лучшее средство для выражения своих мыслей и чувств. Это происходит потому, что во внутренней речи все его положения были для него вполне достаточны и понятны.
Особенность устной речи детей младшего школьного возраста проявляется в неумении строить речь в определенной композиционной форме без наводящих вопросов. Обучая коммуникативным умениям, учитель помогает обучающимся осознать все особенности связного текста, способствует развитию умения самостоятельно строить связные сообщения.
Естественно, что начало школьного обучения способствует обогащению и расширению словаря. За первый год обучения словарь увеличивается примерно на 1000 – 1200 слов (хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно). Несмотря на значительное расширение лексики, ученик третьего класса еще далек от свободного пользования всеми известными ему словами. В высказываниях 7 – 10-летних детей наблюдаются ошибки в употреблении слов, вкладывание в слово неправильного значения, неточности в употреблении союзов, предлогов.
У детей 7 – 10 лет складываются представления о многозначности слова. Ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способен быстро подбирать синонимы.
Можно сделать вывод, что речь учеников третьего класса достаточно развита, точна в структурном отношении, достаточно развернута, логически последовательна. Однако это не говорит о том, что связная речь младших школьников не нуждается в дальнейшем развитии.
Во-первых, устная форма речи у детей, обучающихся в начальной школе, развита значительно лучше, чем письменная форма.
Во-вторых, как в устной, так и в письменной речи детей 7 – 10 лет имеются типичные ошибки, связанные с построением синтаксических конструкций.
Развитию речи в школе отводится одно из центральных мест. В то же время усвоение некоторых аспектов связной речи вызывает затруднение у обучающихся, в том числе у младших школьников.
На 7 – 10-ти летних детей обрушивается лавина незнакомых фактов, представлений, понятий, терминов, знаков, правил, так что ученики не в силах их осмыслить и запомнить. Основными причинами этого являются:
-несформированность абстрактного мышления;
-неумение воспринимать невидимые отношения, связи и зависимости;
-недостаточное развитие памяти, внимания;
-неумение анализировать, выделять главное.
Организуя работу по развитию речи в начальной школе, следует, прежде всего, учитывать возрастные особенности и особенности мыслительных процессов у детей младшего школьного возраста.

Особенности речевого развития младших школьников. Место изложения в системе развития речи младших школьников и условия, повышающие эффективность письменных изложений.

Обучение в начальной школе становится наиболее важным, как бы переломным моментом во всём речевом развитии ребёнка.

Если для дошкольника характерно практическое овладение речью в процессе его общения с окружающими, то у младшего школьника, наряду с этим способом речевого развития, появляется и совершенно новый способ – специальное, систематическое изучение родного языка.

Важнейшая особенность усвоения родного языка в школе состоит в том, что ребёнок приходит в школу, практически владея грамматикой родного языка и достаточным для повседневного общения, запасом слов. Родной язык в школе становится предметом специального обучения.

Речь школьника, в отличие от речи дошкольника, становится управляемой и произвольной. Этот переход к осознанию и произвольному оперированию речевыми умениями, осуществляется на основе грамматики и письменной речи. Развитие речи осуществляется в процессе овладения языковыми (фонетический состав, словарный запас, грамматический строй) и неязыковыми (мимика, пантомимика, интонация) средствами общения, причём протекание этого процесса возможно только в ходе «жизненно мотивированной деятельности общения».

Недооценка учителем особенностей развития детей (их восприятия, речи, мышления), абстрактность преподавания, изложение материала без связи с жизнью, с практикой, недостаточное использование дидактических принципов – наглядности, сознательности и активности – ведут к формализму. Предупреждение и преодоление формализма в знаниях достигается правильным сочетанием наглядных и словесных средств обучения, вооружающих детей системой знаний и умений в процессе их активной деятельности. Особое значение имеют такие дидактические приёмы и средства, как непосредственное знакомство с предметами, сравнение и сопоставление их признаков.

Проведение наблюдений, опытов и практических работ в классе, экскурсии обогащают чувственно-практический опыт учащихся, наполняют конкретным содержанием усвоенные ими знания.

Речь является основой всякой умственной деятельности, средством коммуникации. На уроках русского языка речь становится предметом изучения. Занятия по развитию речи – это многосторонняя работа, направленная на то, чтобы дети овладели не только грамматической теорией и орфографическими навыками, но и умением правильно произносить слова, выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить словосочетания, предложения, связную речь.

В современном понимании под развитием речи учащихся имеется в виду усвоение ими различных сторон языка: грамматики и правописания, произношения, словаря, синтаксического строя, устной и письменной связной речи.

Школа должна научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в понятной для окружающих форме. Но речь не только средство выражения мыслей, но и орудие формирования их. Вместе с развитием речи идёт и развитие мышления детей. На уроках русского языка развитие речи является центральной задачей.

Работа над речью учащихся предполагает развитие у них умения в связной форме устно и письменно изложить свои мысли, а также передать своими словами мысли других. Это умение достигается, во-первых, путём усвоения детьми готовых образцов связной речи, а во-вторых, путём самостоятельных систематических упражнений учащихся в изложении своих мыслей и передаче чужих.

Связное изложение мыслей невозможно, во-первых, без умения выражать отдельные мысли в предложениях, и, во-вторых, без умения логически последовательно излагать мысли. И то, и другое умение укрепляется и совершенствуется в практике развития связной речи учащихся.

Место изложения в системе развития речи младших школьников.

Изложение – это обобщённое название одного из видов связной речи. Оно широко используется в речевой практике.

Изложение – это письменный пересказ своими словами готового текста, в котором сохранено основное содержание.

М.Р.Львов даёт следующее определение изложению: изложение – вид письменного упражнения в развитии речи учащихся на основе образца, письменный пересказ прослушанного или прочитанного произведения.

Изложение – это письменная речь, т.е. сложная речевая деятельность, осуществляющая изложение связного высказывания, какой-либо законченной мысли в письменной форме. В глобальном смысле письменная речь представляет собой «особую систему символов и знаков, владение которой означает критический поворотный момент во всём культурном развитии ребёнка». Как утверждал Д.Б.Эльконин, письменная речь является особым видом деятельности, в котором сочетаются письмо и чтение как операциональные компоненты.

Письменная речь должна делать ясной излагаемую мысль через восприятие написанных слов. Изложения вырабатывают у детей навыки излагать свои мысли последовательно, логично, грамматически и орфографически правильно.

Термин «изложение» рассматривается и в более узком значении: это один из приёмов развития связной письменной речи учащихся. Определённая последовательность в проведении изложений даёт возможность формировать умение правильно передавать чужую мысль, понимать своеобразие авторской речи, развивать навыки слушания и запоминания.

Изложения учат выделять главное и второстепенное в тексте, находить нужные доказательства, целесообразно использовать имеющийся запас слов, продуманно применять знания по грамматике и стилистике языка.

Изложения содействуют решению и воспитательных задач: содержание текста, образцы воздействуют на ум и чувства учащихся, формируют их этические и нравственные представления, воспитывают культуру умственного труда.

Работая над изложением, школьники учатся составлять план и передавать содержание по плану, т.е. отбирать и располагать материал в соответствии со своим замыслом. Изложения позволяют ознакомить школьников с особенностями описания, повествования и рассуждения, дают образцы эмоционально окрашенной и деловой речи.

В процессе изложения текста ученик постоянно обращается к своему словарному запасу, который активно пополняется новыми словами и понятиями, а также происходит эмоциональное восприятие и обогащение речи. Изложения учат воспринимать речь на слух. Они обучают слушанию как деятельности. Изложения помогают активизировать мыслительную деятельность, развивают логику, память, творческие способности и, конечно, речь.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что работа над изложением вырабатывает у детей навык последовательно, логично, грамматически правильно излагать письменно свои мысли; употреблять в своей речи слова в соответствии с их значением, правильно строить предложения.

Изложения как вид учебной деятельности занимают особое место в развитии связной речи учащихся.

При изложении прочитанного ученик имеет и тему, и содержание, и план, и словарь, и готовое построение речи. Задача ученика состоит лишь в том, чтобы своими словами, но точно, без искажения мысли, передать содержание прочитанного, соблюдая последовательность в развитии мысли, используя некоторые характерные слова и выражения данного текста. При изложении чужих мыслей (прочитанного) ученик должен сохранить основное содержание оригинала, не допуская какого-либо произвольного изменения его смысла, а тем более искажения. Изложение прочитанного дисциплинирует мышление и речь ребёнка.

Обучение письменному изложению прочитанного текста теснейшим образом связано с обучением детей сознательному чтению. Методические приёмы, применяемые на уроках чтения при разборе прочитанного, необходимы и при обучении письменному изложению.

Основные методические приёмы, обеспечивающие понимание детьми читаемых рассказов или статей, таковы:

1) чтение учениками (или учителем) всего текста вслух или про себя;

2) чтение текста по законченным частям с объяснением слов и выражений и разбор содержания каждой части по вопросам учителя;

3) установление логической последовательности мыслей (план прочитанного), выделение главной мысли;

4) пересказ почитанного (устно) в целом и по отдельным частям, кратко или подробно.

Последовательность и логическая связь мыслей (план) являются важнейшим качеством изложений. Понятие о последовательности и связи мыслей у детей развивается постепенно. Учитель должен ясно представлять себе приёмы работы над планом, начиная от готового или составленного детьми при помощи учителя и кончая самостоятельным составлением плана в четвёртом классе.

Таким образом, мы дали определение, что такое изложение и определили, каково его значение для развития речи детей. Далее мы рассмотрим программное содержание изложений по классам.

1 класс. В первом классе начинается работа над изложением. В основном предлагаются небольшие по объёму изложения по вопросам или по данному учителем плану. Перед учителем стоит задача научить первоклассников пользоваться готовым планом при изложении. Учащиеся должны правильно читать вопросы и понимать их содержание; отвечать точно на вопрос плана, располагать свои ответы последовательно, в соответствии с порядком вопросов в плане. У детей формируется навык строить простое предложение. Особое внимание должно обращаться учителем на составление предложений и на последовательность изложения.

2 класс. В программе появляется новый раздел – связная речь: дети во втором классе должны иметь элементарное представление о тексте; определять тему и основную мысль несложных текстов; выделять части текста и озаглавливать их с помощью учителя. Дети должны уметь писать письменное изложение текста в 20-30 слов по данному учителем плану. Проводятся следующие виды изложений: подробное, изложение по вопросам, проводится работа с деформированным текстом.

3 класс. Дети должны различать деловую и художественную речь; определять основную мысль текста; писать изложение текста в 40-60 слов по коллективно составленному плану, состоящему из 3-5 пунктов. Появляются новые виды изложений: творческое и выборочное.

4класс. В четвёртом классе дети должны отличать деловую речь от художественной; определять части предложенного текста; выполнять выборочный письменный пересказ учебного текста (с помощью учителя); писать подробное письменное изложение текста в 70-80 слов по самостоятельно составленному плану. Появляется новый вид изложения – сжатый. Подробное изложение выполняет функцию развития и совершенствования детской речи.

тексты должны расширять познавательный опыт учеников;

    тексты должны быть доступны и интересны ученикам;

    по композиции должны быть простыми и чёткими с небольшим количеством действующих лиц;

    должны учитывать грамматические умения учащихся;

    тексты должны усложняться из класса в класс.

К изложениям младших школьников также предъявляются требования:

1) ученики должны правильно, без искажения фактов передать содержание текста, соблюдая последовательность событий;

2) последовательность изложения событий должна соответствовать плану;

3) изложение должно быть написано грамотно.

Условия, повышающие эффективность письменных изложений.

1. Первым условием является наличие практики письма, чтобы графический навык сформировался быстрее.

2. Необходимо чередование видов работы на уроке.

3. Важен учёт индивидуальных и психофизических особенностей учеников на момент написания письменного изложения.

4. У ребёнка обязательна должна быть потребность в общении. Следовательно, учителю необходимо создавать мотивацию для общения. Создание речевых мотивов у младших школьников возможно при определённых условиях. Одним, из которых является развитие у детей эмоций, связанных с яркими впечатлениями, которые создаются в процессе наблюдений на предметных уроках и экскурсиях.

5. Создание ситуаций, направленных на развитие потребности детского чтения. Необходимо формировать самостоятельную читательскую деятельность. Её формирование происходит на уроках внеклассного чтения, во внеурочной работе, связанной с детским чтением (это посещение детских библиотек, различных книжных выставок и т.д.), что обогащает представления детей и повышает их интерес к чтению.

6. Развитие мышления учащихся. Очень важно учить младших школьников с наблюдениям над природными явлениями, над жизнью и трудом людей, учить устанавливать между предметами, явлениями связи, систематизировать наблюдения, обобщать и делать посильные выводы, а также необходимо упражнять детей в решении логических задач.

7. Развитие наблюдательности служит важным условием самостоятельного познания действительности, в процессе которого осуществляется детальный анализ наблюдаемого объекта, конкретизируются представления, уточняется предметная отнесённость слова и его значение, создаются речевые мотивы.

8. Работа над культурой детской речи. Формирование речи должно вестись не только на уроках русского языка, но и на занятиях по другим учебным предметам. Всякое высказывание ученика, на каком бы уроке оно ни происходило, обязывает учителя внимательно отнестись к нему: исправлять неправильное выражение, заменить неточно употреблённое слово более удачным, помочь последовательно и связно передать мысли.

9. Очень важную роль играют межпредметные связи: предметные уроки по разным дисциплинам, развивая логическое мышление, развивают и речь учащихся. Пересказ прочитанного развивает навык связного изложения, учит правильному построению предложений, активизирует словарь детей.

На уроках чтения речь детей обогащают образцы художественного слова. Деловая статья учит формулировать мысли и последовательно излагать их.

10. Неотъемлемым условием является хорошая речевая среда, в которой находится ребёнок. И здесь немаловажное значение играет речь учителя, которая является образцом для подражания; со свойственной им восприимчивостью дети перенимают все особенности речи своего учителя. Это налагает на учителя большую ответственность и требует от него постоянного внимания по отношению ко всем своим высказываниям.

11. Обогащение предметных представлений детей, следует постоянно выяснять и пополнять их знания и представления с помощью дополнительных средств наглядности.

12.Необходимо также проведение систематических упражнений учащихся в изложении своих мыслей и передаче других. Умение передавать в связной форме чужие мысли достигается, прежде всего, на основе упражнений в устных и письменных пересказах, а умение связно изложить собственные мысли – на основе, главным образом, устных и письменных сочинений разного рода.

13. Центральным условием является усиление подготовительной работы к написанию изложения. Использование таких видов подготовительной работы, как: рассказ учителя, беседа, чтение литературных произведений, уточняет и обогащает представления учащихся и тем самым психологически готовит их к восприятию нового текста.

В подготовительной работе необходимо использование различных приёмов обучения:

Анализ (выделение частей из целого);

Синтез (объединение частей в целое);

Сравнение (выделение сходных и различных признаков);

Аналогия (перенос знаний в новую ситуацию);

Классификация (объединение предметов по сходным признакам);

Систематизация (расположение признаков по порядку);

Проблемная ситуация (постановка проблемного вопроса);

Конструирование предложений с правильным грамматическим строем;

Систематическая словарная работа, направленная на уточнение, расширение, обогащение активного словаря детей).

Выполнение перечисленных условий, как мы предполагаем, будет способствовать повышению эффективности письменных изложений младших школьников.

Литература

План

Речевая деятельность младших школьников

1. Общая характеристика речевой деятельности младших школьников.

2. Психологические особенности формирования речи первоклассников.

3. Требования к речи младших школьников.

4. Психологические теории, объясняющие процесс формирования речи.

5. Особенности речевой деятельности первоклассника.

6. Особенности письменной речи младших школьников.

7. Особенности чтения младших школьников.

8. Развитие фонетического, грамматического, лексического уровней речи младших школьников.

9. Овладение речевой деятельностью в процессе обучения.

Айдарова Л. И . Маленькие школьники и родной язык. М., 1983. («Педагогика и психология», № 1), с. 3-66.

Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. – М., 2004.

Холодович А.А . О типологии речи. – М., 2007.

С самого начала речь возникает как социальное явление, как средство общения. Несколько позднее речь становится, помимо этого, средством познания окружающего мира, планирования действий. Развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования, словоизменения и словосочетания, многообразными синтаксическими конструкциями. Эти средства языка он "использует для передачи своих все усложняющихся знаний, для общения с окружающими людьми в процессе деятельности.

Речевая деятельность - процесс словесного общения с целью передачи и усвоения общественно-исторического опыта, установление коммуникации, планирования своих действий.

Речевая деятельность различается по степени произвольности (активная и реактивная), по степени сложности (речь - называние, коммуникативная речь), по степени предварительного планирования (монологическая речь, требующая сложной структурной организации и предварительного планирования, и диалогическая речь).

Высказывания младших школьников свободны, непосредственны. Часто это простая речь: речь-повторение, речь-называние; преобладает сжатая, непроизвольная реактивная (диалогическая) речь. Школьный курс способствует формированию произвольной, развернутой речи, учит ее планировать на уроке. Нужно ставить перед учащимся задачу научиться давать полные и развернутые ответы на вопрос, рассказывать по определенному плану, не повторяться, говорить правильно, законченными предложениями, связно пересказывать большой по объему материал. В процессе учебной деятельности учащиеся должны овладеть произвольной, активной, программированной, коммуникабельной и монологической речью. На протяжении младшего школьного возраста происходит развитие всех сторон речи: фонетической, грамматической, лексической. Первоклассники практически владеют всеми фонемами, тем не менее фонетической стороне надо уделить большое внимание, так как обучение чтению и письму требует хорошо развитого фонематического слуха, т.е. умение воспринимать, правильно различать все фонемы, научиться анализировать их, выделять каждый звук из слова, выделенные звуки сочетать в слова. На протяжении младшего школьного возраста идет развитие и грамматической стороны языка. Ребенок приходит в школу, практически владея грамматическим строем родного языка, т.е. он склоняет, спрягает, связывает слова в предложения. Развитию грамматического строя языка способствует новая форма речевой деятельности - письменная речь. Необходимость быть понятым в письменном изложении заставляет учащегося грамматически правильно строить свою речь.


Речевая деятельность требует не только механического воспроизведения известных случаев применения слов, но и творческого оперирования словами, понимания и оперирования их в новых ситуациях, в новых значениях. Поэтому успешность овладения учащимися лексикой определяется и количеством запоминающихся слов, и возможностью широко и адекватно пользоваться ими: самостоятельно понять новые случаи применения уже известных слов по аналогии с ранее бывшими в опыте ребенка, догадаться о значении нового слова, умение выбрать наиболее верное в данной ситуации.

Развитие речи в младших классах осуществляется в первую очередь на уроках родного языка. Овладение речью идет одновременно в нескольких направлениях: по линии развития звуко-ритмической, интонационной стороны речи, по линии овладения грамматическим строем, по линии развития лексики, по линии все большего и большего осознания учащимися собственной речевой деятельности.

При такой организации обучения в центре оказывается самая важная функция языка - коммуникативная. Раскрыть коммуникативную функцию языка для ребенка значит научить его планировать, высказывать свои замыслы языковыми средствами, предвидеть возможные реакции участника общения, контролировать свою речевую деятельность.

Вообще язык усваивается ребенком стихийно, в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого недостаточно; стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна. Некоторые очень важные аспекты языка стихийно, как правило, усвоены быть не могут и поэтому находятся в ведении школы.

Это усвоение литературного языка, подчиненного норме, умение отличать литературный, правильный язык от нелитературного, от просторечия, диалектов, жаргонов. Школа учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах. Это огромный объем материала, многие сотни новых слов, тысячи новых знаний уже известных слов, множество таких сочетаний, синтаксических конструкций, которые дети в устной дошкольной речевой практике совсем не употребляли.

В школе учащиеся овладевают чтением и письмом. И чтение и письмо -речевые навыки, опирающиеся на систему языка, на знания его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии. Все это не приходит к ребенку само собой, всему надо учить; этим и занимается методика речевого развития.

Третья сфера работы школы по развитию речи - доведение речевых умений детей до какого-то минимума, ниже которого не должен остаться ни один учащийся. Это совершенствование речи учащихся повышение ее культуры, всех ее выразительных возможностей.

Речь - очень широкая сфера деятельности человека. В развитии речи выделяются три линии: работа над словом, работа над словосочетанием и предложением, работа над связной речью.

Вообще все эти три линии работы развиваются параллельно, хотя они находятся в то же время и в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложений для связной речи; при подготовке к рассказу сочинению проводится подготовительная работа над словом и предложением. В развитии речи нужна долгая кропотливая работа учащихся и учителя. Временные неудачи срывы не должны пугать. Систематическая работа по развитию речи обязательно даст плоды. Речевые умения и навыки развиваются по законам геометрической прогрессии: малый успех приводит к большему - речь совершенствуется и обогащается.