Режим правления красных кхмеров в камбодже. Как можно узнать о геноциде в Камбодже

Целый народ с его традициями древней культуры и почитанием веры был жестоко изуродован марксистским фанатиком. Пол Пот при безмолвном попустительстве всего мира превратил цветущую страну в огромное кладбище...
Представьте себе, что к власти приходит правительство, которое объявляет запрет на деньги. И не только на деньги: запрещены коммерция, промышленность, банки - все, что приносит богатство. Новое правительство объявляет своим указом, что общество вновь становится аграрным, каковым оно было в средневековье. Жители больших и малых городов насильственно переселяются в сельскую местность, где они будут заниматься исключительно крестьянским трудом. Но членам семьи нельзя жить вместе: дети не должны попадать под влияние "буржуазных идей" своих родителей. Поэтому детей забирают и воспитывают в духе преданности новому режиму. Никаких книг до совершеннолетия. Книги больше не нужны, поэтому их сжигают, а дети с семилетнего возраста работают на государство "красных кхмеров".
Для нового аграрного класса устанавливается восемнадцатичасовой рабочий день, каторжный труд сочетается с "перевоспитанием" в духе идей марксизма-ленинизма под руководством новых хозяев. Инакомыслящие, проявляющие симпатии к прежним порядкам, не имеют права на жизнь. Подлежат истреблению интеллигенция, учителя, вузовская профессура, вообще грамотные люди, так как они могут читать материалы, враждебные идеям марксизма-ленинизма, и распространять крамольную идеологию среди трудящихся, перевоспитанных на крестьянской ниве. Духовенство, политики всех мастей, кроме разделяющих взгляды правящей партии, люди, нажившие состояние при прежних властях, больше не нужны - они тоже уничтожаются. Сворачиваются торговля и телефонная связь, разрушаются храмы, отменяются велосипеды, дни рождения, свадьбы, юбилеи, праздники, любовь и доброта. В лучшем случае - труд в целях "перевоспитания", иначе - пытки, муки, деградация, в худшем случае - смерть.
Этот кошмарный сценарий - не изощренный плод воспаленного воображения писателя-фантаста. Это олицетворение ужасающей реальности жизни в Камбодже, где кровавый диктатор Пол Пот повернул ход времени вспять, уничтожив цивилизацию в попытке воплотить свое извращенное видение бесклассового общества. Его "поля смерти" были устланы трупами тех, кто не вписывался в рамки нового мира, формируемого им и его кровожадными приспешниками. Во время правления режима Пол Пота в Камбодже погибло около трех миллионов человек - столько же, сколько несчастных жертв сгинуло в газовых камерах нацистской фабрики смерти Освенцим во время Второй мировой войны. Жизнь под Пол Потом была невыносимой, и в результате трагедии, разыгравшейся на земле этой древней страны в Юго-Восточной Азии, ее многострадальное население придумало Камбодже новое жутковатое название - Страна Ходячих Мертвецов.
Трагедия Камбоджи - это следствие вьетнамской войны, впервые вспыхнувшей на обломках французского колониализма, а затем переросшей в конфликт с американцами. На полях сражений полегло пятьдесят три тысячи камбоджийцев. С 1969 по 1973 год американские бомбардировщики Б-52 методом "коврового" бомбометания сбросили на эту крошечную страну столько тонн взрывчатки, сколько было сброшено на Германию за последние два года Второй мировой войны. Вьетнамские бойцы - вьетконговцы - использовали непроходимые джунгли соседней страны для устройства военных лагерей и баз в ходе операций против американцев. По этим опорным пунктам и наносили бомбовые удары американские самолеты.
Принц Нородом Сианук, правитель Камбоджи и наследник ее религиозных и культурных традиций, отказался от королевского титула за десять лет до начала вьетнамской войны, но остался главой государства. Он старался вести страну по пути нейтралитета, балансируя между воюющими странами и конфликтующими идеологиями. Сианук стал королем Камбоджи - французского протектората - еще в 1941 году, но в 1955-м отрекся от престола. Однако затем, после свободных выборов, вернулся к руководству страной как глава государства.
Во время эскалации вьетнамской войны с 1966 по 1969 год Сианук попал в немилость политического руководства Вашингтона за то, что не принимал решительных мер против контрабанды оружия и создания лагерей вьетнамских партизан в джунглях Камбоджи. Однако он был также весьма мягок в критике карательных воздушных рейдов, проводимых США.
18 марта 1970 года, когда Сианук находился в Москве, его премьер-министр генерал Лон Нол при поддержке Белого дома совершил государственный переворот, вернув Камбодже ее древнее название Кхмер. Соединенные Штаты признали Кхмерскую Республику, но уже через месяц осуществили вторжение в нее. Сианук оказался в изгнании в Пекине. И здесь экс-король сделал выбор, заключив союз с самим дьяволом.


О Пол Поте известно немногое. Это человек с обликом благообразного старца и сердцем кровавого тирана. Именно с этим монстром и объединился Сианук. Вместе с вождем "красных кхмеров" они поклялись слить свои силы воедино ради общей цели - разгрома американских войск.
Пол Пот, выросший в крестьянской семье в камбоджийской провинции Кампонггхом и получивший начальное образование в буддийском монастыре, два года был монахом. В пятидесятых годах он изучал электронику в Париже и, как и многие студенты того времени, оказался вовлеченным в левое движение. Здесь Пол Пот услышал - до сих пор не известно, встречались ли они, - о другом студенте, Кхиеу Самфане, чьи противоречивые, но будоражащие воображение планы "аграрной революции" подогревали великодержавные амбиции Пол Пота.
По теории Самфана, Камбоджа, чтобы достичь прогресса, должна была повернуть вспять, отречься от капиталистической эксплуатации, жирующих вождей, вскормленных французскими колониальными правителями, отказаться от девальвированных буржуазных ценностей и идеалов. Извращенная теория Самфана гласила, что люди должны жить в полях, а все соблазны современной жизни следует уничтожить. Если бы Пол Пот в ту пору, скажем, попал под машину, эта теория, вероятно, так и заглохла бы в кофейнях и барах, не перешагнув пределы парижских бульваров. Однако ей суждено было воплотиться в чудовищную реальность.
С 1970 по 1975 год "революционная армия" Пол Пота превратилась в Камбодже в мощную силу, контролирующую обширные аграрные районы. 17 апреля 1975 года мечта диктатора о власти стала реальностью: его войска, маршируя под красными флагами, вошли в столицу Камбоджи Пномпень. Через несколько часов после переворота Пол Пот созвал особое совещание своего нового кабинета министров и объявил, что страна отныне будет называться Кампучией. Диктатор изложил дерзкий план построения нового общества и заявил, что его реализация займет всего несколько дней. Пол Пот объявил об эвакуации всех городов под руководством новоиспеченных региональных и зональных вождей, приказал закрыть все рынки, уничтожить церкви и разогнать все религиозные общины. Получив образование за границей, он питал ненависть к образованным людям и приказал казнить всех учителей, профессоров и даже воспитателей детских садов.
Умереть первыми было суждено высокопоставленным членам кабинета министров и функционерам режима Лон Нола. За ними последовал офицерский корпус старой армии. Все были похоронены в братских могилах. Одновременно убивали врачей из-за их "образованности". Уничтожали все религиозные общины - они считались "реакционными". Затем началась эвакуация городов и деревень.
Осуществлению извращенной мечты Пол Пота - обратить время вспять и заставить свой народ жить в аграрном обществе марксистского толка - помогал его заместитель Иенг Сари. В своей политике уничтожения Пол Пот использовал термин "убрать с глаз долой". "Убирали" - уничтожали тысячи и тысячи женщин и мужчин, стариков и младенцев.
Буддийские храмы осквернялись или превращались в солдатские бордели, а то и просто в скотобойни. В результате террора из шестидесяти тысяч монахов в разрушенные храмы и святые обители вернулись только три тысячи.
Декретом Пол Пота фактически искоренялись этнические меньшинства. Использование вьетнамского, тайского и китайского языков каралось смертной казнью. Провозглашалось чисто кхмерское общество. Насильственное искоренение этнических групп особенно тяжело отразилось на народности чан. Их предки - выходцы из нынешнего Вьетнама - населяли древнее Королевство Чампа. Чаны мигрировали в Камбоджу в XVII! веке и занимались рыбной ловлей по берегам камбоджийских рек и озер. Они исповедовали ислам и были наиболее значительной этнической группой в современной Камбодже, сохранив чистоту своего языка, национальную кухню, одежду, прически, религиозные и ритуальные традиции.
Молодые фанатики из "красных кхмеров" как саранча набросились на чанов. Сжигались их поселения, жители изгонялись в болота, кишащие москитами. Людей насильно заставляли употреблять в пищу свинину, что категорически запрещалось их религией, духовенство безжалостно уничтожалось. При оказании малейшего сопротивления истреблялись целые общины, а трупы сбрасывались в огромные ямы и засыпались известью. Из двухсот тысяч чанов в живых осталось менее половины.
Те, кто пережил начало кампании террора, в дальнейшем осознали, что уж лучше мгновенная смерть, чем адские муки при новом режиме.

"Буржуазные" преступники

По мнению Пол Пота, старшее поколение было испорчено феодальными и буржуазными взглядами, заражено "симпатиями" к западным демократиям, которые он объявил чуждыми национальному образу жизни. Городское население сгонялось с обжитых мест в трудовые лагеря, где сотни тысяч людей были до смерти замучены непосильным трудом.
Людей уничтожали даже за попытку заговорить по-французски - самое большое преступление в глазах "красных кхмеров", так как это считалось проявлением ностальгии по колониальному прошлому страны.


В огромных лагерях без каких-либо удобств, кроме соломенной циновки в качестве подстилки для сна и миски риса в конце рабочего дня, в условиях, которым не позавидовали бы даже узники нацистских концлагерей времен Второй мировой войны, трудились торговцы, учителя, предприниматели, выжившие только потому, что им удалось скрыть свои профессии, а также тысячи других горожан.
Эти лагеря были организованы таким образом, чтобы посредством "естественного отбора" избавиться от стариков и больных, беременных женщин и малолетних детей.
Люди гибли сотнями и тысячами от болезней, голода и истощения, под дубинками жестоких надсмотрщиков.
Без врачебной помощи, за исключением традиционных методов лечения травами, продолжительность жизни узников этих лагерей была удручающе короткой.
На рассвете людей строем отправляли в малярийные болота, где они по двенадцать часов в день расчищали джунгли в безуспешных попытках отвоевать у них новые посевные угодья. На закате, опять же строем, подгоняемые штыками охранников, люди возвращались в лагерь к своей чашке риса, жидкой баланде и кусочку вяленой рыбы. Затем, несмотря на страшную усталость, им еще предстояло пережить политзанятия по марксистской идеологии, на которых выявлялись и подвергались наказанию неисправимые "буржуазные элементы", а остальные, как попугаи, все повторяли фразы о радостях жизни в новом государстве. Через каждые десять рабочих дней полагался долгожданный выходной, на который планировалось двенадцать часов идеологических занятий. Жены жили отдельно от мужей. Их дети начинали работать с семилетнего возраста или отдавались в распоряжение бездетных партийных функционеров, которые воспитывали из них фанатичных "бойцов революции".
Время от времени на городских площадях устраивались огромные костры из книг. К этим кострам сгонялись толпы несчастных замученных людей, которых заставляли хором скандировать заученные фразы, в то время как пламя пожирало шедевры мировой цивилизации. Организовывались "уроки ненависти", когда людей пороли кнутом перед портретами руководителей старого режима. Это был зловещий мир ужаса и безысходности.
Полпотовцы разорвали дипломатические отношения со всеми странами, не работала почтовая и телефонная связь, въезд в страну и выезд из нее были запрещены. Камбоджийский народ оказался изолированным от всего мира.
Для усиления борьбы с реальными и воображаемыми врагами Пол Пот в своих лагерях для заключенных организовал изощренную систему пыток и экзекуций. Как во времена испанской инквизиции, диктатор и его приспешники исходили из предпосылки, что те, кто попадал в эти проклятые места, были виновны и им оставалось только признать свою вину. Чтобы убедить своих последователей в необходимости жестоких мер для достижения целей "национального возрождения", режим придавал пыткам особое политическое значение.
Документы, захваченные после свержения Пол Пота, свидетельствуют о том, что офицеры кхмерской службы безопасности, обученные китайскими инструкторами, в своей деятельности руководствовались жестокими идеологизированными принципами. "Руководство по допросам S-21" - один из документов, позже переданных в ООН, - гласило: "Целью применения пыток является получение адекватной реакции на них со стороны допрашиваемых. Пытки применяются не для развлечения. Боль надо причинять так, чтобы
вызвать быструю реакцию. Другой целью является психологический надлом и потеря воли допрашиваемого. При пытках не следует исходить из собственного гнева или самоудовлетворения. Бить донашиваемого надо так, чтобы запугать его, а не забить до смерти. Прежде чем приступить к пытке, необходимо обследовать состояние здоровья допрашиваемого и осмотреть орудия пыток. Не следует стараться непременно убить допрашиваемого. При допросе главными являются политические соображения, причинение боли вторично. Поэтому никогда не надо забывать, что вы занимаетесь политической работой. Даже во время допросов следует постоянно вести агитационно-пропагандистскую работу. В то же время необходимо избегать нерешительности и колебаний в ходе пыток, когда есть возможность получить от врага ответы на наши вопросы. Необходимо помнить, что нерешительность может замедлить нашу работу. Другими словами, в агитационно-воспитательной работе такого рода необходимо проявлять решительность, настойчивость, категоричность. Мы должны приступать к пыткам без предварительного разъяснения причин или мотивов. Только тогда враг будет сломлен".
Среди многочисленных изощренных методов пыток, к которым прибегали палачи из числа "красных кхмеров", наиболее излюбленными были пресловутая китайская пытка водой, распятие, удушение целлофановым мешком. Объект S-21, который и дал название документу, был самым печально известным лагерем во всей Камбодже. Он находился на северо-востоке страны. Здесь было замучено по меньшей мере тридцать тысяч жертв режима. Выжили только семеро, да и то лишь потому, что административные навыки узников были нужны их хозяевам для управления этим страшным учреждением.
Но пытки не были единственным орудием устрашения и без того запуганного населения страны. Известно множество случаев, когда охранники в лагерях заставали узников, доведенных голодом до отчаяния, за поеданием своих умерших товарищей по несчастью. Наказанием за это была страшная смерть. Виновных зарывали по шею в землю и оставляли на медленную смерть от голода и жажды, а их еще живую плоть терзали муравьи и другая живность. Затем головы жертв отрезали и выставляли на кольях вокруг поселения. На шею вешали табличку: "Я - предатель революции!".
Дит Пран, камбоджийский переводчик американского журналиста Сиднея Шенберга, пережил все ужасы правления Пол Пота. Нечеловеческие испытания, через которые ему пришлось пройти, документально отражены в фильме "Поле смерти", в котором перед
всем миром с потрясающей обнаженностью впервые предстали страдания камбоджийского народа. Душераздирающее повествование о путешествии Прана из цивилизованного детства в лагерь смерти повергло зрителей в ужас.
"В своих молитвах, - рассказывал Пран, - я просил Всевышнего избавить меня от невыносимых мук, которые я вынужден был переносить. Но некоторым из моих близких удалось бежать из страны и укрыться в Америке. Ради них я продолжал жить, но это была не жизнь, а кошмар".

Курганы из черепов

Прану посчастливилось выжить в этом кровавом азиатском кошмаре и соединиться с семьей в Сан-Франциско в 1979 году. Но в удаленных уголках опустошенной страны, пережившей страшную трагедию, еще сохранились массовые захоронения безымянных жертв, над которыми немым укором возвышаются курганы из человеческих черепов.
В конце концов благодаря военной мощи, а не морали и праву, удалось прекратить кровавую бойню и восстановить на истерзанной земле хотя бы подобие здравого смысла. Следует отдать должное Великобритании, выступившей в 1978 году против нарушений прав человека после поступления сообщений о разгуле террора в Камбодже через посредников в Таиланде, но этот протест остался без внимания. Британия выступила с заявлением в Комиссии ООН по правам человека, но представитель "красных кхмеров" истерично парировал: "Британские империалисты не имеют права говорить о правах человека. Всему миру хорошо известна их варварская сущность. Лидеры Британии утопают в роскоши, тогда как пролетариат имеет право только на безработицу, болезни и проституцию".
В декабре 1978 года вьетнамские войска, на протяжении многих лет конфликтовавшие с "красными кхмерами” из-за спорных приграничных районов, силами нескольких мотопехотных дивизий при поддержке танков вступили на территорию Камбоджи. Страна пришла в такой упадок, что из-за отсутствия телефонной связи приходилось доставлять боевые донесения на велосипедах.


В начале 1979 года вьетнамцы заняли Пномпень. За нисколько часов до этого Пол Пот покинул опустевшую столицу на белом бронированном "мерседесе". Кровавый диктатор спешил к своим китайским хозяевам, предоставившим ему убежище, но не поддержавшим его в борьбе против вооруженных до зубов вьетконговцев.
Когда всему миру стало известно об ужасах режима "красных кхмеров" и о разрухе, царившей в стране, в Камбоджу мощным потоком устремилась помощь. "Красные кхмеры", как в свое время нацисты, были очень педантичны в регистрации своих преступлений. Следствие обнаружило журналы, в которых ежедневно подробнейшим образом фиксировались расстрелы и пытки, сотни альбомов с фотографиями приговоренных к казни, включая жен и детей интеллигентов, ликвидированных на начальных этапах террора, детальную документацию о пресловутых "полях смерти". Эти поля, задуманные как основа трудовой утопии, страны без денег и нужд, на самом деле оказались братскими могилами дня захоронения людей, раздавленных ярмом жестокой тирании.
Пол Пот, который, казалось, ушел в небытие, недавно вновь возник на политическом горизонте как сила, претендующая на власть в этой многострадальной стране. Как все тираны, он утверждает, что его подчиненные допускали ошибки, что он столкнулся с сопротивлением на всех фронтах, а погибшие были "врагами государства". Вернувшись в Камбоджу в 1981 году, на тайном собрании среди своих старых друзей у границы с Таиландом он заявил, что был слишком доверчив: "Моя политика была правильной. Слишком усердные региональные командиры и руководители на местах извращали мои приказы. Обвинения в массовых убийствах - гнусная ложь. Если бы мы действительно уничтожали людей в таком количестве, народ уже давно перестал бы существовать".

Ангел смерти

"Недоразумение" ценой в три миллиона жизней, почти четверти населения страны, - слишком невинное слово для обозначения того, что было совершено от имени Пол Пота и по его приказам. Но, следуя известному нацистскому принципу - чем чудовищнее ложь, тем больше людей способно поверить в нее, - Пол Пот по-прежнему рвется к власти и надеется собрать силы в сельских районах, которые, по его мнению, все еще верны ему.
Он опять стал крупной политической фигурой и ждет удобного случая снова появиться в стране как ангел смерти, ищущий отмщения и завершения ранее начатого дела -своей "великой аграрной революции".
В международных кругах ширится движение за признание резни, учиненной в Камбодже, преступлением против человечества - подобно гитлеровскому геноциду в отношении евреев. В Нью-Йорке работает камбоджийский центр документации под руководством Иенг Сама. Как и бывший узник нацистских лагерей Симон Визенталь, который долгие годы собирал по всему миру свидетельства против нацистских военных преступников, Йенг Сам, переживший кампанию террора, накапливает информацию о зверствах преступников в своей стране.
Вот его слова: "Те, кто наиболее виновен в камбоджийском геноциде - члены кабинета полпотовского режима, члены ЦК компартии, военачальники "красных кхмеров", чьи войска принимали участие в массовых убийствах, должностные лица, надзиравшие за казнями и руководившие системой пыток, - продолжают активную деятельность в Камбодже. Укрываясь в приграничных районах, они ведут партизанскую войну, стремясь вернуться к власти в Пномпене.
Они не были привлечены за свои преступления к международной правовой ответственности, и это трагическая, чудовищная несправедливость.
Мы, выжившие, помним, как нас лишали семей, как зверски убивали наших родных и друзей. Мы были свидетелями того, как люди умирали от истощения, не в сипах вынести рабский труд, и от нечеловеческих условий жизни, на которые обрекли камбоджийский народ "красные кхмеры".
Мы также видели, как полпотовские солдаты уничтожали наши буддийские храмы, прекращали занятия в школах, где учились наши дети, подавляли нашу культуру и искореняли этнические меньшинства. Нам трудно понять, почему свободные, демократические государства и нации ничего не предпринимают для наказания виновных. Разве эта проблема не вопиет о справедливости?"
Но справедливого решения этого вопроса нет и поныне.

Страшная диктатура «красных кхмеров» в Камбодже, продолжавшаяся с 1975 по 1979 год, стоила жизни миллионам жителей страны. До сих пор точно не подсчитано количество жертв кровавого диктатора Пол Пота и его революционных банд: по приблизительным подсчетам, оно составило от 2 до 3 миллионов человек. И сегодня преступления красных кхмеров приводят человечество в ужас.

Придя к власти в 1975 году, Пол Пот объявил в стране «нулевой год» — год начала новой эры. Новая история должна была начаться с нуля — отказом от образования и удобств современной цивилизации. Камбоджийцам был позволен лишь один вид труда — работа на полях. Все горожане были изгнаны из городов (только из Пномпеня в один день изгнали более 2 миллионов человек) и отправлены работать в деревни. Отказавшихся убивали, еще больше людей погибли в пути от голода и болезней.

Сегодня школа Туол Сленг, де в годы диктатуры Пол Пота размещалась страшная пыточная тюрьма S-21, стала одним из самых популярных и жутких музеев Пномпеня. За годы ее существования через тюрьму прошли десятки тысяч человек, а выжили лишь единицы. Людей пытали, добиваясь признаний в преступлениях против государства, а кода они, сломавшись, подписывали, их убивали тут же, в школе, или на расположенных неподалеку полигонах — «полях смерти». Среди узников были и дети: родственники «врагов народа» получали то же наказание, что и их родные.

ДДТ известно как средство борьбы с насекомыми, ядовитое для человека. Это, последнее свойство красные кхмеры активно использовали во время массовых казней. Бойцы Пол Пота редко расстреливали «врагов народа»: патроны были в дефиците. Людей просто забивали до смерти — палками, лопатами, мотыгами. Такие казни проводились массово, трупы сваливались в яму, которую, набив доверху, щедро заливали ДДТ — для того, чтобы братские могилы не испускали ядовитых запахов, а также чтобы быть уверенными, что недобитые люди все равно погибнут от яда.

Как уже было сказано, ради экономии патронов красные кхмеры практиковали самые жестокие и садистские виды казней. Это касается и убийств совсем маленьких детей из семей «изменников», которых убивали наравне со взрослыми. Солдаты просто брали ребенка за ноги и разбивали голову о дерево. Родителей заставляли смотреть на смерть детей, и лишь затем казнили. Это дерево на одном из «полей смерти» стало местом гибели множества малышей. Сегодня здесь — место памяти и скорби.

Пол Пот жил долго… и без раскаяния

Пол Пот стал одним из садистов-диктаторов, которым удалось избежать правосудия. После того, как вьетнамские войска в 1979 году захватили Кампучию и свергли режим красных кхмеров, Пол Пот бежал из страны на вертолете. Он объявился в Таиланде, где долгие годы жил, продолжая оставаться лидером движения красных кхмеров, перенесших свою деятельность за границу. Он умер лишь в 1998 году, в возрасте 73 лет. По официальной версии, причиной смерти стал сердечный приступ, однако, по слухам, Пол Пот был убит самими красными кхмерами, уставшими от его многолетней диктатуры.

После падения режима красных кхмеров на территории Камбоджи было найдено более 200 «полей смерти» — мест массовых казней. На них обнаружилось более 20 тысяч массовых захоронений, в которых были похоронены более миллиона человек. Камбоджа — небольшая страна с площадью около 100 тысяч квадратных километров. Таким образом, в утверждении, что при Пол Поте Камбоджа превратилась в одну братскую могилу, практически нет преувеличения.

Красные кхмеры были признанными мастерами пыток. В тюрьме S-21 были установлены специальные пыточные кровати — людей приковывали к ним и избивали до полусмерти, а иногда и вовсе сжигали заживо. Популярны были и «вивисекции», когда палачи вскрывали живого человека и без анестезии удаляли у него внутренние органы. Медленное утопление, удары электротоком считались «ординарными» пытками. А с тех, кто вызывал ненависть тюремной администрации, палачи живьем сдирали кожу. Словом, большей жестокости, чем демонстрировали палачи Пол Пота, невозможно себе представить.

После свержения диктатуры Пол Пота лишь пять его подручных были приговорены к уголовному наказанию. Трое из них, включая ближайших подручных Пол Пота Нуон Чеа и Киеху Сампхана, получили пожизненные приговоры. Десятки тысяч убийц, забивавших людей мотыгами, вовсе не подверглись наказанию.

Кости — частая находка

20 тысяч массовых захоронений на «полях смерти» оказалось недостаточно для погребения всех жертв режима красных кхмеров. Как рассказывают гиды, работающие в музеях, открытых на месте бывших «полей смерти», и сейчас, 38 лет спустя, после каждого дождя в окрестностях мест массовых казней на поверхности земли появляются человеческие кости и остатки одежды тех, чьи тела палачи не сподобились сгрести даже в братскую могилу.

Это сложно представить, но сегодняшние дети Камбоджи ничего не знают о страшных временах диктатуры красных кхмеров! По молчаливому общественному уговору, эту тему не проходят в школе, о ней не говорят в семьях и в компаниях. Таким образом, дети, у каждого из которых есть погибшие в те оды родственники, ничего не знают о волне смертей и насилия, захлестнувшей их страну почти четыре десятилетия назад.

Мы уже упоминали о том, что патроны в армии красных кхмеров считались дефицитным ресурсом, и их не полагалось тратить на каких-то врагов народа. Беззащитных гражданских чаще всего забивали мотыгами: армия красных кхмеров состояла, по большей части, из крестьян, и они отдавали предпочтения привычным орудиям сельскохозяйственного труда. Дубинки, палки, обрезки труб — все годилось в качестве орудия убийства, а иногда группы людей обматывали колючей проволокой и пускали по ним ток — это позволяло сэкономить не только патроны, но и время.

Перед вами — Каинг Гуэк Эав, директор страшной тюрьмы S-21. Он лично принимал участие в пытках и убийствах 16 тысяч человек. Однако после того, как диктатура красных кхмеров была свергнута, он около 30 лет наслаждался жизнью на свободе и был осужден лишь в 2009 году, в возрасте 68 лет, став пятым подручным Пол Пота, осужденным за свои злодеяния. Каинг Гуэк Эак получил пожизненный срок.

Зачем Пол Пот устроил страшный геноцид собственного народа? Нет, он не был больным маньяком, стремившимся к большой крови. Дела обстояли еще хуже: он был идейным маньяком. Он был уверен, что для построения идеального общества люди должны вернуться к истокам, к началу своей истории, забыв обо всех достижениях цивилизации и добытых знаниях. А для этого блага цивилизации следовало просто уничтожить, заодно с их носителями — учеными, инженерами, учителями, а также обычными горожанами, привыкшими к современным удобствам и не желающими от них отказываться.

Джон Дьюэрст, Керри Хэмилл и Стюарт Гласс были гражданами Великобритании, Новой Зеландии и Канады соответственно. Они плыли на яхте мимо берегов Камбоджи в сторону Сингапура, когда их взяло на абордаж судно красных кхмеров. Стюарта Гласса убили на месте, а Дьюэрста и Хэмилла отправили в тюрьму S-21, где после долгих пыток Дьюэрст признался в том, что был шпионом ЦРУ, засланным в Камбоджу для диверсий. Обоих западных туристов казнили на одном из «полей смерти». На фото — брат Керри Хэмилла, после свержения диктатуры Пол Пота посетивший страшную тюрьму, где погиб его брат.

Некоторые политические аналитики утверждают, что маленькая Камбоджа стала лишь частью большой геополитической игры. Пол Пот называл своим главным врагом Вьетнам (и после прихода к власти казнил всех вьетнамцев, оказавшихся на территории Камбоджи). США же как раз перед приходом Пол Пота к власти ушли из Вьетнама и готовы были поддержать любого врага своих бывших врагов. В свою очередь, симпатии СССР оказались на вьетнамской стороне — в пику Америке. Если бы не вражда между США и Вьетнамом, вполне возможно, при поддержке мировых политических тяжеловесов режим красных кхмеров был бы свергнут гораздо раньше или вообще не воцарился бы в Камбодже.

Шестьдесят восьмой год двадцатого века вошёл в нашу историю не только громкими протестами в странах Запада и социалистического лагеря, которые, несомненно, потрясли по-своему, мир, но и одним, на первый взгляд, весьма незначительным событием, но весьма интересным и позже очень раскрученным с разных сторон.

В 1968 году, в Камбодже оформилось неофициальное движение «Красные кхмеры» , которое изначально состояло преимущественно из кхмеров (камбоджийцев), обучавшихся во Франции и там перенявших элементы различных левых идеологий. Затем их ряды стали пополняться в основном подростками 12-15 лет из крестьянских семей, лишившимися родителей и ненавидевшими горожан как «пособников американцев».

Их идеология, с одной стороны, включала абстрактные идеи социальной справедливости и всеобщего равноправия, с другой - мощное неприятие научного прогресса и всего современного. Они всерьёз считали, что спасением страны будет избавление от зла иноземной цивилизации и своеобразный «возврат к корням».
В относительно стабильной обстановке, такая сомнительная группировка имела бы мало шансов для прихода к власти, но в Камбодже тех лет накопилось весьма много факторов, облегчающих приход «красных кхмеров» к власти. Упомянем лишь основные.

Кхмерский народ долгое время обладал неприятием, с одной стороны к соседям - Вьетнаму и Тайланду, из-за постоянных войн с ними, а с другой стороны, к западным странам, превратившим Камбоджу в белку, крутящуюся ради различных западных магнатов. «Красные кхмеры» активно использовали это неприятие для пропаганды своих идей.

В то же время, король Камбоджи Нородом Сианук , поставил целью создать дружеские отношения с Советским Союзом и получать от него финансовую помощь. Камбоджа тех лет представляла государство, где доминируют капиталистические отношения при большом государственном секторе и частично национализированном предпринимательстве. Данный тип экономического уклада он выдавал как сугубо социалистический, что не могло не импонировать тогдашнему руководству Советского Союза. Также, чтобы у СССР не возникло сомнений в дружеских намерениях короля, Сианук разрешил вьетнамским войскам свободное передвижение на территории Камбоджи.

Это, разумеется, вызвало ответную реакцию США и очень скоро, американские B-52 буквально разбомбили каждый километр страны, что породило мощнейшее народное возмущение. Для сравнения - количество бомб, во время операции «Меню», было сопоставимо с количеством бомб, сброшенных на Германию за всю Вторую Мировую.

В 1970 году, власть захватила вооружённая проамериканская группировка во главе с генералом Лон Нолом. Их действия, ориентированные на поддержку США и создание видимости демократизации, невольно способствовали увеличению народной поддержки их противников - движению «красных кхмеров», которые успешно брали рубеж за рубежом. В те годы, «красные кхмеры» отличались особой примитивной агрессивной закрытой структурой и являлись одной из самых непрозрачных организаций в мире. Даже внешность первых лиц движения была долгое время строгой тайной, за нарушение которой ждала неминуемая смерть. Это в свою очередь негативно сказалось впоследствии.

Итогом этой войны стал «великий день 17 апреля» - встреченный ликованием народных масс вход кхмерских войск в Пномпень в 1975 году. Но продолжилось оно недолго. Улыбки соотечественников сменились негодованием, когда прозвучал звук сирен и было выдвинуто жёсткое требование переселиться в т.н. «сельскохозяйственные коммуны».

Последующая жизнь была тяжёлой. Многие не перенесли долгой и голодной дороги в джунгли, тем, кому повезло добраться, пришлось обживаться там. В организованных «коммунах», была введена военная организационная структура, людей посылали расчищать джунгли, возделывать рис, строить дамбы, рыть каналы. Из-за отсутствия оборудования все работы выполнялись вручную. Многие люди, не приспособленные к жизни в джунглях, попросту умирали от тяжёлой работы. Бывшие врачи, химики, журналисты, инженеры были вынуждены работать не по специальности, с трудом привыкать к новым условиям.

Некоторые исследователи Демократической Кампучии говорят, что через несколько лет после создания относительно устойчивого аграрного базиса, предпринимались шаги к индустриализации, вновь стали вводить в обращение денежные знаки. Однако, данные меры вряд ли были сколько-либо значительными, так как особого отражения в каких-либо данных (за исключением пропагандистских материалов ДК) не наблюдается.

В эти годы, антивьетнамские настроения были особенно сильны, как в партии, так и в кхмерском народе. Поэтому, стали учащаться прецеденты чисток этнических меньшинств на территории Кампучии (преимущественно камбоджийских чамов и вьетов). Дело даже дошло до вооружённых столкновений на территории Вьетнама, что спровоцировало масштабный военный конфликт, закончившийся поражением «красных кхмеров» и провозглашением провьетнамской Народной Республики Кампучия.

Пришедшие к власти провьетнамские коммунисты начали курс на индустриализацию и построение социалистического государства, однако, идущий полным ходом процесс окончательного разложения советской системы, спровоцировал резкое ограничения финансовой помощи Вьетнаму и НРК со стороны СССР. Поэтому, процесс построения социалистического государства закончился, едва начавшись. Одним из самых серьёзных шагов по его сворачиванию, стала легализация в НРК частного сектора экономики в 1986 году. Окончательное ослабление Вьетнама уже не могло позволять держать НРК под контролем, и в связи с этим, вьетнамские войска были полностью выведены из НРК в 1989 году.

Освободившуюся страну начали активно брать в свой оборот проамериканские силы, и уже в1993 году были проведены «демократические» выборы, с вполне ожидаемыми результатами. В результате была возвращена монархия и был коронован тот самый Нородом Сианук, который до этого обещал, что никогда больше не займёт королевский престол. В стране началось построение периферийного капитализма, который мы можем наблюдать и сегодня.

Говоря о поражении «красных кхмеров», хочется сказать прежде всего об отсутствии чётких взглядов в партии. Оно породило солянку из анархо-коммуно-националистических предрассудков, что не позволило вести адекватное управление страной. Верхушка ПКК после 17 апреля банально не знала, что делать, и, в связи с этим, предпочла действовать «по накатанной дорожке», превратив страну в один большой партизанский кооператив, хотя воевать уже было не с кем. Через несколько лет, видя плачевную ситуацию, они, возможно, попытались выйти из кризиса, начав попытку индустриализации и ввязывания в военные конфликты, однако поражение в военном конфликте поставило на этом крест.

Почему история Кампучии до сих пор сохраняет актуальность?

Используя радикальные меры «красных кхмеров», а также официальную декларируемость коммунистическим взглядам, очень удобно переносить недостатки и перегибы «кхмеров» на левые взгляды в целом, вдобавок раздувая концепции «полей смерти», окончательно демонизируя всё красное движение. С другой стороны, изредка находятся любители «жёсткого и радикального», которые, наоборот, отстаивают непогрешимость Пол Пота и его сторонников и предлагают нам наступить на те же грабли сегодня.

Мы должны объективно подходить к «красным кхмерам», хотя это далеко не всегда удаётся. Почти все исторические изыскания о них составлены заинтересованными сторонами: либо это материалы Тайланда, США, Вьетнама и СССР, либо это пропагандистские материалы самой Демократической Кампучии. Очевидно, что истина лежит где-то посередине, только остаётся открытым вопрос, ближе к чему эта середина - к «полям смерти» или к «новому Ангкору»? Возможно, мы никогда не найдём ответ на этот вопрос.

1. Самородний О. Пол Пот. Камбоджа - империя на костях? - М.: Алгоритм, 2013. - 320 с.
2. См. Резня в Батюк, нападения на острова Фукуок и Тхо-Чу

В 1968 году и являлось одной из сторон гражданской войны в Камбодже, в которую активно вмешивались Северный Вьетнам, Южный Вьетнам и США. Численность - около 30 тысяч человек. Первоначально, членами этого движения были радикально настроенные кхмеры, обучающиеся во Франции и Камбодже. Пополняли движение в основном подростки 12-15 лет, лишившиеся родителей и ненавидевшие горожан как «пособников американцев».

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Красные кхмеры

    ✪ Кто такой Пол Пот (КРАТКО)

    ✪ Диктаторы - Пол Пот / Барба

    ✪ Суд над Пол Потом (рассказывает историк Алексей Кузнецов)

    Придя к власти, правительство Пол Пота поставило три тактические задачи, требующие немедленного решения:

    • Прекратить политику разорения крестьянства - основы кампучийского общества, покончить с коррупцией и ростовщичеством;
    • Ликвидировать извечную зависимость Кампучии от зарубежных стран;
    • Навести порядок в стране, для чего в первую очередь надо установить жёсткий политический режим.

    Стратегически на первом этапе состоялось выселение жителей городов в сельскую местность, ликвидация товарно-денежных отношений , многих институтов и служб государства, социальной сферы и жизнеобеспечения, преследование буддистских монахов и вообще полный запрет каких-либо религий, физическое уничтожение чиновников и военнослужащих прежнего режима всех уровней, бывших владельцев плантаций и крупных хозяйств.

    Всё население страны было разделено на три основные категории. Первая - «основной народ» - включала в себя жителей областей. Вторая часть - «новый народ» или «люди 17 апреля». Это жители городов и деревень, находившихся долгое время на временно оккупированной американцами территории или под контролем марионеточных сил Лон Нола. Эта часть населения должна была быть подвергнута серьёзному перевоспитанию. Третья часть - интеллигенция, реакционное духовенство, лица, служившие в государственном аппарате прежних режимов, офицеры и сержанты лонноловской армии, ревизионисты, проходившие подготовку в Ханое. Эта категория населения должна была быть подвергнута широкомасштабной чистке, фактически - тотальному истреблению. [ ]

    Все граждане были обязаны работать. Вся страна была превращена в трудовые сельскохозяйственные коммуны с 18-20-часовым [ ] рабочим днём , в которых местное бедное и среднее крестьянство и согнанные из городов люди в тяжелейших условиях занимались малоквалифицированным физическим трудом - в основном высаживанием риса. В коммунах размещали горожан, вывозимых из городов при «эвакуации в связи с угрозой американского наступления».

    Обобществлённых детей изолировали в концлагеря [ ] , где им должны были привить любовь к действующему режиму и Пол Поту, а также заставить их ненавидеть своих родителей. В армию «красных кхмеров» забирали подростков - им выдавалось оружие и практически вся локальная власть оставалась за ними. Они патрулировали улицы, надзирали за работой на плантациях, жестоко пытали и уничтожали людей.

    Были «отменены» (полностью уничтожены) системы медицины, образования, науки и культуры. Больницы, школы, вузы, библиотеки, все другие учреждения культуры и науки были закрыты. Были запрещены деньги, иностранные языки, иностранные книги. Было запрещено писать и читать что-либо, кроме указов и прочих документов командования. Ношение очков рассматривалось как неблагонадёжность и служило одним из пунктов обвинений вплоть до расстрелов.

    Геноцид

    Длительная гражданская война, вторжение Вьетнама и США, массированные бомбардировки территории Камбоджи, обилие беженцев и принудительно перемещенных лиц, ангажированность свидетелей затрудняют оценку масштабов потерь гражданского населения от репрессивной деятельности красных кхмеров. Встречаются самые разные оценки: от десятков тысяч до нескольких миллионов.

    Согласно идее Пол Пота, для строительства «светлого будущего» стране был необходим «один миллион преданных людей». остальные шесть с лишним миллионов жителей подлежали жёстким ограничениям с перевоспитанием или физическому уничтожению как «неспособные» перевоспитаться. Например, из десятков тысяч человек, отправленных в одну из тюрем, Туол Сленг (ныне музей геноцида), лишь о двенадцати известно, что они выжили - по счастливому стечению обстоятельств их просто не успели расстрелять. На сегодняшний день один из пленных является главным свидетелем в суде по делу режима Пол Пота.

    Британские империалисты не имеют права говорить о правах человека. Всему миру хорошо известна их варварская сущность. Лидеры Британии утопают в роскоши, тогда как пролетариат имеет право только на безработицу, болезни и проституцию.

    Представитель камбоджийского правительства в Комиссии ООН по правам человека

    Из обвинительного заключения народно-революционного трибунала Кампучии по делу «преступной клики полпотовцев»:

    «Полпотовцы:

    Мотыгами, киркомотыгами, палками, железными прутьями они били своих жертв по голове; ножами и острыми листьями сахарной пальмы они перерезали своим жертвам горло, вспарывали животы, извлекали печень, которую съедали, и желчные пузыри, которые шли на изготовление „лекарств“;

    Используя бульдозеры, они давили людей, а также применяли взрывчатку - чтобы убивать как можно больше за раз;

    Они закапывали людей заживо и сжигали тех, кого подозревали в причастности к оппозиции режиму; они постепенно срезали с них мясо, обрекая людей на медленную смерть;

    Они подбрасывали детей в воздух, а потом подхватывали их штыками, они отрывали у них конечности, разбивали им головы о деревья;

    Они бросали людей в пруды, где держали крокодилов, они подвешивали людей к деревьям за руки или ноги, чтобы те подольше болтались в воздухе…»

    Протокол о преступлениях клики Пол Пота - Иенг Сари - Кхиеу Сампхана по отношению к кампучийскому народу в период 1975-1978 годов

    «1 160 307 человек представили доказательства преступлений полпотовцев. За период между 1975 и 1978 годами число погибших составило 2 746 105 человек, среди которых 1 927 061 крестьянин, 25 168 монахов, 48 359 представителей национальных меньшинств, 305 417 рабочих, служащих и представителей других профессий, около 100 писателей и журналистов, некоторое количество иностранных граждан, а также старики и дети. 568 663 человека пропали без вести и либо погибли в джунглях, либо погребены в массовых захоронениях, подобных тем, которые были обнаружены в районе аэропорта Кампонгчнанг, около Сиемреапа и вдоль склонов хребта Дангрек. Эти 3 374 768 человек были убиты ударами мотыг, дубин, сожжены, закопаны живьём, разрезаны на части, зарезаны с помощью острых листьев сахарной пальмы, отравлены, убиты ударами тока, они подвергались пыткам с вырыванием ногтей, были раздавлены гусеницами тракторов, брошены на съедение крокодилам, у них вырезали печень, которая служила пищей палачам, маленьких детей четвертовали живыми, подбрасывали в воздух и насаживали на штыки, били о стволы деревьев, женщин насиловали и сажали на колы. Режим Пол Пота оставил после себя 141 848 инвалидов, более 200 тысяч сирот, многочисленных вдов, которые не нашли свои семьи. Оставшиеся в живых были лишены сил, были неспособны к воспроизводству и находились в состоянии нищеты и полного физического истощения. Большое количество молодых людей потеряли своё счастье вследствие насильных браков, осуществлявшихся полпотовцами в массовых масштабах.

    Было разрушено 634 522 здания, из них 5857 школ, а также 796 госпиталей, фельдшерских пунктов и лабораторий, 1968 храмов были разрушены или превращены в складские помещения или тюрьмы. Были также уничтожены 108 мечетей. Полпотовцы уничтожили несметное количество сельскохозяйственных инструментов, а также 1 507 416 голов крупного рогатого скота».

    Преследования за религиозные убеждения

    В конституции Демократической Кампучии было записано: «Категорически запрещаются реакционные религии, наносящие вред Демократической Кампучии, кампучийскому народу». В соответствии с этой статьей конституции происходило преследование и массовое истребление по религиозному признаку. Одним из первых был убит 18 апреля 1975 г. в пагоде Пранг (округ Удонг, провинция Кампонгспы) верховный глава буддийской организации маханникай Хуот Тат. Лишь немногим из 82 тыс. буддийских бонз удалось спастись. Уничтожались статуи будд и буддийские книги, пагоды и храмы были превращены в склады, не осталось ни одной действующей пагоды из 2800, имевшихся в прежней Камбодже .

    С 1975 по январь 1979 гг. были убиты все 60 тысяч христиан Камбоджи, как священники, так и миряне. Все церкви были разграблены и большинство взорвано. Были зверски убиты после пыток глава мусульман Хари Рослос и его помощники хаджи Сулейман и хаджи Мат Сулейман. Из 20 тыс. мусульман, проживавших в округе Каммпонгсием (провинция Кампонгтям), в живых не осталось ни одного человека. Из 20 тыс. мусульман уезда Кампонгмеас той же провинции в живых осталось лишь четыре человека. Были разрушены и разорены все 114 мечетей, некоторые из них были превращены в свинарники, взорваны динамитом или снесены бульдозерами .

    Оценки геноцида

    В результате репрессий убито, по различным оценкам, от 1 до 3 миллионов человек, - точную цифру назвать невозможно в связи с отсутствием переписей; по отношению числа уничтоженных к общему количеству населения режим «красных кхмеров» - один из самых жестоких режимов в истории человечества.

    Вышеприведённая официальная оценка правительства и народно-революционного трибунала Народной Республики Кампучия содержит число 2,75 миллиона человек, погибших от преступлений «красных кхмеров».

    Во время существования режима красных кхмеров многие либеральные интеллектуалы Запада отрицали геноцид или утверждали, что число жертв значительно преувеличено. После вьетнамского вторжения, когда факты полпотовских преступлений стали широко публиковаться в западной прессе, многие из них раскаялись и пересмотрели свою точку зрения, однако произошёл поворот в другую сторону: теперь уже консервативная пресса стала преуменьшать преступления Пол Пота, так как в странах НАТО его рассматривали как естественного союзника против социалистического Вьетнама, победившего в войне против США. В связи с этим именно красные кхмеры продолжали представлять Кампучию в ООН до начала 1990-х гг. (с 1982 года в ООН было представлено коалиционное правительство, в которое, помимо красных кхмеров, входили сторонники Нородома Сианука и Сон Санна).

    Современный и иностранный анализ политики «красных кхмеров», как правило, также сводится к утверждению о крайней форме геноцида кхмерского народа, хотя называются несколько меньшие оценки числа жертв. Всемирный банк приводит число потерь населения за 1975-1980 около полумиллиона человек . Встречаются ещё меньшие оценки жертв - так, Milton Leitenberg утверждает, что непосредственно убито 80-100 тыс. человек .

    В то же время, часть населения страны - не затронутое репрессиями беднейшее крестьянство - ностальгирует по временам режима «красных кхмеров». Так, примерно треть студентов назвала Пол Пота самой выдающейся личностью в истории Камбоджи .

    Чрезвычайный трибунал Камбоджи, основанный в 2003 году при поддержке ООН, вёл обвинительные дела в отношении 4 наиболее высокопоставленных чиновников «красных кхмеров» . В отношении Канг Кек Иеу вынесен приговор, он обвинен в убийстве 12 тыс. человек в тюрьме Туол Сленг . Только один из 4 обвиняемых признал свою вину .

    Война с Вьетнамом и свержение режима «красных кхмеров»

    В результате гражданской войны и действий режима «красных кхмеров» страна пришла в упадок. Вскоре разразилась война с Вьетнамом , развязанная «красными кхмерами»: уже в мае 1975 года, сразу после окончания боевых действий во Вьетнаме, они провели первое нападение на вьетнамскую территорию (остров Фукуок) , а в дальнейшем периодически проводили такие нападения, при этом убивая мирное вьетнамское население; например, на острове Тхо-Чу они убили 500 человек .

    В районах, приграничных с Вьетнамом («Восточная зона»), глава зоны Сао Пхим установил особо жестокий режим. В результате поднявшегося в мае-июне 1978 г. восстания он покончил жизнь самоубийством, а его родственники были убиты. Тем не менее, восстание было жестоко подавлено, в ходе репрессий было уничтожено более 100 тыс. местных жителей (включая всю родную деревню Сао Пхима), а уцелевшие участники бежали во Вьетнам .

    Свержение режима Пол Пота вызвало резкое недовольство КНР . После нескольких недель непрерывных пограничных стычек, 17 февраля 1979 г. китайская армия вторглась во Вьетнам. Понеся тяжелые потери, китайцы продвинулись лишь на 50 км вглубь Вьетнама. Через месяц вьетнамо-китайский конфликт завершился. Ни одна из сторон не добилась решающих результатов.

    После свержения вьетнамскими войсками «красные кхмеры», продолжавшие иметь поддержку Китая, вели боевые действия против провьетнамски-просоветского правительства Хенг Самрина - Хун Сена .

    В 1982 г. в эмиграции было сформировано Коалиционное правительство Демократической Кампучии (CGDK ), которое представляло Камбоджу в ООН и других международных организациях вместо как режима «красных кхмеров», так и сменившей его Народной Республики Кампучия. В CGDK входила полпотовская Партия Демократической Кампучии , прозападный Национальный фронт освобождения кхмерского народа экс-премьера Сон Санна и сторонники принциа Сианука из партии ФУНСИНПЕК . Главой «Демократической Кампучии» был Сианук, премьер-министром - Сон Санн, но наиболее многочисленной и главной боевой силой коалиции оставались «Красные кхмеры». Их Национальная армия Демократической Кампучии значительно превосходила Вооружённые силы национального освобождения кхмерского народа и Национальную армию сианукистов .

    Внутренние противоречия и упадок движения

    Несмотря на жёсткую иерархию и репрессии, в руководстве красных кхмеров с самого начала существовали противоречия.

    В 1971-1975 гг. в партизанском движении южных и восточных районов Камбоджи доминировали не красные кхмеры, а союзное им, но существенно более умеренное по своим взглядам движение Кхмер Румдо , поддерживавшее принца Сианука. Их униформа (вьетнамского образца) отличалась от одежды красных кхмеров (чёрного цвета). К 1975 г. движение Кхмер Румдо формально подчинилось красным кхмерам, которые вскоре начали репрессии против их лидеров. Одной из первых жертв стал весьма популярный среди рядовых сторонников Ху Юн , активно критиковавший чрезмерную жестокость; он был убит через несколько месяцев после захвата власти. В сентябре 1976 г. Пол Пот был вынужден уступить пост премьер-министра Нуон Чеа , который, однако, оказался его верным союзником, помог ему подавить путч и через месяц вновь уступил ему должность. В 1977 г. был казнён член высшего руководства Ху Ним .

    Несмотря на разгром фракции Кхмер Румдо, деятели среднего звена продолжили борьбу и стали частью провьетнамского партизанского движения, лидер которого, Хенг Самрин, был поставлен у власти в Кампучии после победы вьетнамских войск.

    На фотографиях жертв тюрьмы Туол Сленг многие из них носят характерную одежду и причёски «красных кхмеров», что также говорит о внутрипартийных репрессиях.

    Иногда слухи о внутренних противоречиях распускались режимом намеренно. Так, несмотря на активную антивьетнамскую политику сразу после прихода к власти, Нуон Чеа удавалось выдавать себя за лоббиста вьетнамских интересов в руководстве «красных кхмеров» и даже получать материальную помощь от Вьетнама.

    Изгнание «красных кхмеров» и образование правительства Хун Сена привело к изменению риторики «красных кхмеров». Без особой огласки были реабилитированы некоторые бывшие жертвы, в частности, Ху Юн , чьё имя стало упоминаться с положительными эпитетами.

    Согласие лидера Кампучии Хун Сена на создание коалиционного правительства при участии ООН и вывод вьетнамских войск из страны привело к тому, что международное признание его правительства возросло, а влияние красных кхмеров стало падать. В конце 1980-начале 1990-х гг. продолжались переговоры между красными кхмерами, правительством Кампучии-Камбоджи и другими оппозиционными силами, в ходе которых красные кхмеры изначально ставили неприемлемые условия. В 1992 году под формальным председательством

    Численность - около 30 тысяч человек. Первоначально, членами этого движения были радикально-настроенные кхмеры, обучающиеся во Франции и Камбодже. Пополняли движение в основном подростки 12-15 лет, лишившиеся родителей и ненавидевшие горожан как «пособников американцев».

    Государство Камбоджа было переименовано в Демократическую Кампучию. Год прихода к власти «красных кхмеров» был объявлен нулевым.

    Социальное устройство

    Внутренняя политика «красных кхмеров» была закрытой от внешнего мира, вся сущность режима выяснилась позже. В течение пяти лет истории Демократической Кампучии нарушения прав и свобод человека, включая право на жизнь, затрагивали значительную часть населения.

    «Красные кхмеры» установили политическую диктатуру . Они объявили о начале «революционного эксперимента» для построения в Камбодже «стопроцентного коммунистического общества». В условиях Камбоджи создавалась специфическая форма «казарменного коммунизма» и «аграрного социализма », основанная на идеях Пол Пота .

    Придя к власти, правительство Пол Пота поставило три тактические задачи, требующие немедленного решения:

    • Прекратить политику разорения крестьянства - основы кампучийского общества, покончить с коррупцией и ростовщичеством;
    • Ликвидировать извечную зависимость Кампучии от зарубежных стран;
    • Навести порядок в стране, всё глубже погружающейся в анархию, для чего в первую очередь надо установить жёсткий политический режим.

    Стратегически на первом этапе состоялось выселение жителей городов в сельскую местность, ликвидация товарно-денежных отношений, многих институтов и служб государства, социальной сферы и жизнеобеспечения, преследование буддистских монахов и вообще полный запрет каких-либо религий, физическое уничтожение чиновников и военнослужащих прежнего режима всех уровней, бывших владельцев плантаций и крупных хозяйств.

    Всё население страны было разделено на три основные категории. Первая - «основной народ» - включала в себя жителей областей. Вторая часть - «новый народ» или «люди 17 апреля». Это жители городов и деревень, находившихся долгое время на временно оккупированной американцами территории или под контролем марионеточных сил Лон Нола. Эта часть населения должна была подвергнуться серьёзному перевоспитанию. Третья часть - интеллигенция, реакционное духовенство, лица, служившие в государственном аппарате прежних режимов, офицеры и сержанты лонноловской армии, ревизионисты, проходившие подготовку в Ханое. Эта категория населения должна была быть подвергнута широкомасштабной чистке, фактически - тотальному истреблению.

    Все граждане были обязаны работать. Вся страна была превращена в трудовые сельскохозяйственные коммуны с 18-20-часовым рабочим днём , в которых местное бедное и среднее крестьянство и согнанные из городов люди в тяжелейших условиях занимались малоквалифицированным физическим трудом - в основном высаживанием риса. В коммунах размещали горожан, вывозимых из городов при «эвакуации в связи с угрозой американского наступления».

    Обобществлённых детей изолировали в концлагеря , где им должны были привить любовь к действующему режиму и Пол Поту, а также заставить их ненавидеть своих родителей. В армию «красных кхмеров» забирали подростков - им выдавалось оружие и практически вся локальная власть оставалась за ними. Они патрулировали улицы, надзирали за работой на плантациях, жестоко пытали и уничтожали людей.

    Были «отменены» (полностью уничтожены) системы медицины , образования , науки и культуры. Больницы, школы, вузы, библиотеки, все другие учреждения культуры и науки были закрыты. Были запрещены деньги , иностранные языки , иностранные книги. Было запрещено писать и читать что-либо, кроме указов и прочих документов командования. Ношение очков рассматривалось как неблагонадёжность и служило одним из пунктов обвинений вплоть до расстрелов.

    В Демократической Кампучии «красных кхмеров» была введена специфическая лексика , напоминающая новояз , литературные слова (вплоть до слов вроде «мать» или «отец») заменялись революционными жаргонно -конспиративными и диалектными , были отменены стандартные для языков Юго-Восточной Азии формы вежливости.

    Имена и портреты руководителей страны (Пол Пот - официально Брат № 1, Нуон Чеа - Брат № 2, Иенг Сари - Брат № 3, Та Мок - Брат № 4, Кхиеу Сампхан - Брат № 5) держались в тайне от населения.

    Демократическая Кампучия была почти полностью изолирована от внешнего мира, полноценные дипломатические контакты поддерживались только с Китаем , Албанией и Северной Кореей , частичные - с Румынией и Францией .

    Геноцид

    Длительная гражданская война, вторжение Вьетнама и США, массированные бомбардировки территории Камбоджи, обилие беженцев и принудительно перемещенных лиц, ангажированность свидетелей затрудняют оценку масштабов потерь гражданского населения от репрессивной деятельности красных кхмеров. Встречаются самые разные оценки: от десятков тысяч до нескольких миллионов.

    Согласно идее Пол Пота, для строительства «светлого будущего» стране был необходим «один миллион преданных людей». остальные шесть с лишним миллионов жителей, подлежали жёстким ограничениям с перевоспитанием или физическому уничтожению как «неспособные» перевоспитаться. Например, из десятков тысяч человек, отправленных в одну из тюрем, Туол Сленг (ныне музей геноцида), лишь о двенадцати известно, что они выжили - по счастливому стечению обстоятельств их просто не успели расстрелять. На сегодняшний день один из пленных является главным свидетелем в суде по делу режима Пол Пота.

    Британские империалисты не имеют права говорить о правах человека. Всему миру хорошо известна их варварская сущность. Лидеры Британии утопают в роскоши, тогда как пролетариат имеет право только на безработицу, болезни и проституцию.

    Представитель камбоджийского правительства в Комиссии ООН по правам человека

    Из обвинительного заключения народно-революционного трибунала Кампучии по делу «преступной клики полпотовцев»:

    «Полпотовцы:

    Мотыгами, киркомотыгами, палками, железными прутьями они били своих жертв по голове; ножами и острыми листьями сахарной пальмы они перерезали своим жертвам горло, вспарывали животы, извлекали печень, которую съедали, и желчные пузыри, которые шли на изготовление „лекарств“;

    Используя бульдозеры, они давили людей, а также применяли взрывчатку - чтобы убивать как можно больше за раз;

    Они закапывали людей заживо и сжигали тех, кого подозревали в причастности к оппозиции режиму; они постепенно срезали с них мясо, обрекая людей на медленную смерть;

    Они подбрасывали детей в воздух, а потом подхватывали их штыками, они отрывали у них конечности, разбивали им головы о деревья;

    Они бросали людей в пруды, где держали крокодилов, они подвешивали людей к деревьям за руки или ноги, чтобы те подольше болтались в воздухе…»

    Протокол о преступлениях клики Пол Пота - Иенг Сари - Кхиеу Самфана по отношению к кампучийскому народу в период 1975-1978 годов

    «1 160 307 человек представили доказательства преступ­лений полпотовцев. За период между 1975 и 1978 го­дами число погибших составило 2 746 105 человек, среди которых 1 927 061 крестьянин, 25 168 монахов, 48 359 пред­ставителей национальных меньшинств, 305 417 рабочих, служащих и представителей других профессий, около 100 писателей и журналистов, некоторое количество иност­ранных граждан, а также старики и дети. 568 663 человека пропали без вести и либо погибли в джунглях, либо погребены в массовых захоронениях, подобных тем, которые были обнаружены в районе аэропорта Кампонгчнанг, око­ло Сиемреапа и вдоль склонов хребта Дангрек. Эти 3 374 768 человек были убиты ударами мотыг, дубин, сож­жены, закопаны живьём, разрезаны на части, зарезаны с помощью острых листьев сахарной пальмы, отравлены, убиты ударами тока, они подвергались пыткам с вырыва­нием ногтей, были раздавлены гусеницами тракторов, брошены на съедение крокодилам, у них вырезали печень, ко­торая служила пищей палачам, маленьких детей четвер­товали живыми, подбрасывали в воздух и насаживали на штыки, били о стволы деревьев, женщин насиловали и сажали на колы.

    Режим Пол Пота оставил после себя 141 848 инвали­дов, более 200 тысяч сирот, многочисленных вдов, которые не нашли свои семьи. Оставшиеся в живых были лишены сил, были неспособны к воспроизводству и находились в состоянии нищеты и полного физического истощения. Большое количество молодых людей потеряли свое счастье вследствие насильных браков, осуществлявшихся полпотовцами в массовых масштабах.

    Было разрушено 634 522 здания, из них 5857 школ, а также 796 госпиталей, фельдшерских пунктов и лаборато­рий, 1968 храмов были разрушены или превращены в складские помещения или тюрьмы. Были также уничтоже­ны 108 мечетей. Полпотовцы уничтожили несметное коли­чество сельскохозяйственных инструментов, а также 1 507 416 голов крупного рогатого скота».

    Преследования за религиозные убеждения

    В конституции Демократической Кампучии было записано: «Категорически запрещаются реакционные религии, наносящие вред Демократической Кампучии, кампучийскому народу». В соответствии с этой статьей конституции происходило преследование и массовое истребление по религиозному признаку. Одним из первых был убит 18 апреля 1975 г. в пагоде Пранг (округ Удонг, провинция Кампонгспы) верховный глава буддийской организации маханникай Хуот Тат. Лишь немногим из 82 тыс. буддийских бонз удалось спастись. Уничтожались статуи будд и буддийские книги, пагоды и храмы были превращены в склады, не осталось ни одной действующей пагоды из 2800, имевшихся в прежней Камбодже .

    С 1975 по январь 1979 гг. были убиты все 60 тысяч христиан Камбоджи, как священники, так и миряне. Все церкви были разграблены, и большинство взорвано. Были зверски убиты после пыток глава мусульман Хари Рослос и его помощники хаджи Сулейман и хаджи Мат Сулейман. Из 20 тыс. мусульман, проживавших в округе Каммпонгсием (провинция Кампонгтям), в живых не осталось ни одного человека. Из 20 тыс. мусульман уезда Кампонгмеас той же провинции в живых осталось лишь четыре человека. Были разрушены и разорены все 114 мечетей, некоторые из них были превращены в свинарники, взорваны динамитом или снесены бульдозерами .

    Оценки геноцида

    В результате репрессий убито, по различным оценкам, от 1 до 3 миллионов человек - точную цифру назвать невозможно в связи с отсутствием переписей; по отношению числа уничтоженных к общему количеству населения режим «красных кхмеров» - один из самых жестоких режимов в истории человечества.

    Вышеприведённая официальная оценка правительства и народно-революционного трибунала Народной Республики Кампучия содержит число 2,75 миллиона человек, погибших от преступлений «красных кхмеров».

    Современный и иностранный анализ политики «красных кхмеров», как правило, также сводится к утверждению о крайней форме геноцида кхмерского народа, хотя называются несколько меньшие оценки числа жертв. Всемирный банк приводит цифру потерь населения за 1975-1980 около полумиллиона человек . Встречаются ещё меньшие оценки жертв - так, Milton Leitenberg утверждает что непосредственно убито 80-100 тыс. человек .

    В то же время, часть населения страны - не затронутое репрессиями беднейшее крестьянство - ностальгирует по временам режима «красных кхмеров». Так, примерно треть студентов назвала Пол Пота самой выдающейся личностью в истории Камбоджи .

    Чрезвычайный трибунал Камбоджи, основанный в 2003 году при поддержке ООН, вёл обвинительные дела в отношении 4-х наиболее высокопоставленных чиновников «красных кхмеров» . В отношении Канг Кек Иеу вынесен приговор, он обвинен в убийстве 12 тыс. человек в тюрьме «Tuol Sleng» . Только один из 4-х обвиняемых признал свою вину .

    Война с Вьетнамом и свержение режима «красных кхмеров»

    В результате гражданской войны и действий режима «красных кхмеров» страна пришла в упадок. Вскоре разразилась война с Вьетнамом , развязанная «красными кхмерами»: уже в мае 1975 года, сразу после окончания боевых действий во Вьетнаме, они провели первое нападение на вьетнамскую территорию (остров Фукуок) , а в дальнейшем периодически проводили такие нападения, при этом убивая мирное вьетнамское население.

    Свержение режима Пол Пота вызвало резкое недовольство КНР . После нескольких недель непрерывных пограничных стычек, 17 февраля 1979 г. китайская армия вторглась во Вьетнам. Понеся тяжелые потери, китайцы продвинулись лишь на 50 км вглубь Вьетнама. Через месяц вьетнамо-китайский конфликт завершился. Ни одна из сторон не добилась решающих результатов.

    После свержения вьетнамскими войсками «красные кхмеры», продолжавшие иметь поддержку Китая, вели боевые действия против провьетнамски-просоветского правительства