Ритм в литературе примеры. Смотреть что такое "Ритм" в других словарях

Размер и - это два критерия, связанные неразрывно. Читатель воспринимает их как чарующее, неотделимое от поэзии ощущение гармонии, смысла и стиля.

Что такое ритм и рифма в стихотворении? Это те основные факторы, которые отличают собственно поэзию от прозы. Качественная классическая поэзия всегда характеризуется правильно выстроенным ритмом. Без него даже идеально рифмованные строки звучат коряво.

Влияние гармонии на восприятие произведения

Что такое ритм в звучание, образующееся упорядоченным повторением слогов. Чередование ударных и безударных элементов в строфах - это сердцевина всей системы сложения русского силлабо-тонического стиха.

Конечно, есть верлибры, белые стихи, в которых ритмический рисунок не столь важен, как образное повествование. Но это можно назвать исключением из правил. Есть еще такая разновидность, как античный стих. Этот способ стихосложения ввел в поэзию Асклепиад Самосский более чем за триста лет до нашей эры. В простом (коротком) античном стихе используют дактиль, спондей и трохей. Сейчас эти строфы мало употребляются, так как больше популярны свободные верлибры. Но знаменитый стих Горация "Памятник" написан именно античным стихом с уникальной ритмикой.

Когда начинающий поэт делает первые пробы пера, ориентироваться нужно на ритм. Чтобы лучше понять, выдержан он или нет, нужно прочесть свое сочинение вслух (самому себе). Так становится более очевидно, если в строчках сбои или все написано хорошо.

Мы рассмотрим, как образуется ритм, какие его уровни различают в литературоведении. Также приведем некоторые примеры поэтических произведений.

Определение ритма в стихотворении

Но начнем с самого начала, то есть с определения. Ритм - это гармоничное чередование звуковых элементов в фразах. Что это за понятие в стихосложении? Звуковые фразы не предложения, это все те буквенные элементы, которые проговариваются от одной паузы до другой. Фразы объединяются в строфы; а строфы - в стопы.

Как определить ритм стихотворения? Для этого выписывается вспомогательная схема с ударными и безударными слогами, между которыми ставятся разделители. Благодаря ритму мы отделяем двусложный ямб от хорея. И даже когда некоторые безударные слоги пропущены, все-равно можно четко определить размер. Определение ритма в стихотворении дает понимание законов гармонии в искусстве поэзии.

Можно годами изучать литературу и ее теорию, но так и не понять внутреннюю красоту гармоничных строф. Что такое ритм в стихотворении? Это своеобразная музыка в слоге. То явление, которое в музыке называется тактом, в поэзии именуется метром. Владение метром и определяет профессионального художника слова.

Разнообразие чередований звуковых элементов

Как ритм помогает восприятию стихотворения? Чередование звуков в строфах может быть изменчивым, чтобы ощущалось благозвучие. Ведь постоянное однотонное звучание действует на человека угнетающе.

Чтобы стих был приятным для слуха, ритм должен подчиняться законам гармонии. Стихотворения, чтобы они отличались от армейского марша, должны дополняться диссонансами или ассонансами.

Размеры и ритмы в одном куплете могут быть разными. Все зависит от замысла автора, жанра и выбранного Например, авангардный стих будет иметь свое звучание, соответствующее теме образного повествования. А одическая строфа имеет свой особенный ритм, так как строф здесь 6, а мужская и женская рифма чередуются особым образом.

В больших произведениях, особенно в детских сказках, сочиненных в стихах, допускаются вольно рифмованные строки. Это дает больше свободы автору в формировании сюжета. Но основное правило вольной рифмовки - это благозвучие.

Слова должны сочетаться на звук, а не визуально. В сложных строфах нужно подбирать рифму на слух. Как дирижер определяет по звуку качество исполнения фуги, так и поэт подбирает слова для поэмы так, чтобы они поддерживали ритм, а не сбивали его.

Образ маятника

Что такое ритм в стихотворении своими словами? Наиболее подходящий образ, на основании которого удобно представить его сущность - это маятник, размеренно разделяющий время на определенные отрезки.

Образующие элементы ритма - это размер, рифма и наличие упорядоченной структуры. Все они очень важны для составления легко читающегося стихотворения.

Какие различают уровни ритма? Классификация по уровням нужна для тех, кто посвятил жизнь изучению и развитию литературы. Но также эти знания будут интересны тем, кто только начинает интересоваться этой областью гуманитарных знаний.

Первый уровень - это, как уже говорилось, простейшие слоги. Второй - тропы, третий - поэтические строки, четвертый уровень - это строфы. На первый взгляд это кажется сложным. Но разобравшись, все становится на свои места.

Сложные строфы и ритмика

Попробуем по-другому объяснить, в стихотворении, своими словами. Для среднестатистического читателя и для учеников средней школы вовсе не обязательно знать ритмические рисунки. Также не требуется определять размер каждого прочитанного стиха. Скажем просто, что ритм - это чередование ударных и безударных слогов. В некоторых произведениях авторы ставят их несколько необычно. Например, встречается 2 ударных слога подряд или 2 безударных. Это несколько сбивает ритм, но тоже является допустимым приемом в литературе.

Сложные размеры, где учитывается масса нюансов, - это особый уровень гармонии звучания. Если ритм в них будет не выдержан, то все старания напрасны. Новые виды строф нужно осваивать постепенно.

Ритм и рифма

Рассмотрим два основных критерия, без которых нельзя написать поэтическое произведение. Что такое ритм и рифма в стихотворении? Это два понятия, которые тесно между собой связаны. Вся строфа объединяется общим ритмом. Размер определяется после анализа строфы. Они бывают трехстопными, четырехстопными, пятистопными и так далее.

Основных размеров рифмовки существует пять. Это те размеры, которые получаются, если строго выдерживать чередование слогов. Среди них выделяют два двусложных и 3 трехсложных. Ямб и хорей отличаются друг от друга тем, что в первом случае ударение падает на слог под номером 1, во втором случае - под номером 2. Без разделения куплета на строки было бы не ясно, какой из слогов первый, какой второй. Ритмика разграничивает элементы строфы.

Среди трехсложных размеров выделяют также бакхий, антибакхий и амфимакр. Их наличие в стихах оправдано, если нужно эмоционально выделить какой-то сюжет в длинной поэме. Какой ритм в стихотворении, можно определить при разборе произведения и выявлении его размера.

Какие бывают ритмы

Литература имеет свою историю и сложившиеся традиции, но она все время развивается и впитывает новые тенденции. Поэтому ритмика не ограничена какими-то нормами. Свой стиль вырабатывается поэтом на протяжении творческой жизни.

Для наглядности, чтобы определить ритм, приведем несколько стихотворений в различных размерах:

Утро ту/манное, /утро се/дое,

Нивы пе/чальные, /снегом по/крытые,

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые. (И.С. Тургенев)

Это дактиль четырехстопный. Благодаря разметке можно определить его ритм. Трехсложные размеры характеризуются двумя безударными слогами и одним ударным. Дактиль, амфибрахий и анапест - три размера, которые обретают благозвучность в большинстве 4- и 5-стопных стихах силлабо-тонической структуры.

А. Блока, написанное анапестом. При анализе строф явно видны закономерности ударения, образующие ритм.

Есть в русском языке и чисто тонические стихотворения, в которых поэт упорядочивает только ударные слоги, а безударные употребляются несогласованно. Такой стиль написания использовал достаточно часто В. Маяковский.

На́ш бо́г бе́г,

Се́рдце — на́ш бараба́н

Ритм в таком стихотворении очень своеобразен. Конечно, В. Маяковский мог так самовыражаться. Но начинающий поэт обязан сначала освоить силлабо-тоническую систему.

Ассонанс и диссонанс в поэзии, как способ создания ритма

Поясним эти основные понятия. Ассонанс - это такой троп, при котором употребляются одинаковые гласные в стихе. Этот прием усиливает эмоциональность сказанного автором. Строки с такими часто повторяющимися звуками легко читаются и быстро учатся.

Очень часто ассонанс можно встретить в стихах С. Маршака, есть эти тропы и у М. Лермонтова. Этот троп схож с аллитерацией, но при ее использовании таких повторных звукосочетаний на порядок больше.

Что такое диссонанс? Этот троп характеризуется тем, что в последних слогах строк здесь совпадают именно согласные звуки, а ударные гласные совершенно разные. Это придает своеобразную изюминку стихам. Автор выигрывает на интересе, который испытывает читатель, пытающийся понять, почему стих звучит гармоничный, хотя стандартной рифмы на слух не слышно.

И аллитерация, и диссонанс, и ассонанс делают ритм интереснее, вносят разнообразие в общую картину, созданную художником слова. Но употребление этих тропов требует хорошей теоретической подкованности и опыта в поэзии.

Вывод

Разбор стихотворений по стопам и определение размера - это программа школы. Все, кто любил уроки литературы, знает немного о стиле и рифме, помнит, что такое ритм в стихотворении; 4 класс знает уже, что есть перекрестная и кольцевая форма рифмовки. А старшие школьники изучают уже размеры.

Но начинающие поэты должны уже интересоваться более сложными вопросами теории поэзии. Ритм, размер и рифма, как видим, - взаимосвязанные понятия. Поэт должен иметь не только значительный лексический запас, но и знания законов ритма.

периодическое повторение каких-либо элементов текста через определенные промежутки. Чередование такого рода может прослеживаться на любом уровне художественной структуры: так чередуются трагические и комические сцены (в шекспировской драме), диалогические и монологические сцены (в расиновской драме), сюжетно-повествовательные и описательные части (в поэме, в романе), напряжения и ослабления действия (в рассказе), наглядно-образные и отвлеченно-понятийные отрывки (в лирическом стихотворении). Обычно в этом чередовании одни элементы ощущаются как выделенные (маркированные), другие - как промежутки между ними (см. Сильное место и слабое место): так, неопытные читатели прозы читают сюжетные части текста и пропускают описания или рассуждения, считая их «промежутками», - хотя возможно и противоположное восприятие. Повторяющееся сочетание выделенного элемента и последующего промежутка (сильного и слабого места) образует звено (такт) ритмической структуры. Ритм текста может быть простой (когда повторяются однородные звенья) и более сложный (когда они группируются в более обширные повторяющиеся целые - стопы в стихи, стихи в строфы; сцены в эпизоды, эпизоды в части).

Но художественная функция ритма всегда одинакова - она создает ощущение предсказуемости, «ритмического ожидания» каждого очередного элемента текста, и подтверждение или неподтверждение этого ожидания ощущается как особый художественный эффект. Однако, чтобы такое ритмическое ожидание могло сложиться, нужно, чтобы ритмические звенья успели повториться перед читателем несколько раз (не менее трех). На сюжетном, образном, идейном уровне это достижимо обычно лишь в произведениях большого объема (например, в авантюрном романе с нанизыванием эпизодов). Конечно, предсказуемость очередных элементов текста (кульминации, развязки) ощутима и в малых жанрах, но лишь по аналогии с прежде читанными произведениями того же жанра, т.е. это, собственно, уже не ритм.

Поэтому преимущественной областью проявления ритма в произведении остается низший уровень организации текста - звуковой: здесь ритмические звенья короче, проще и уследимее. Наиболее отчетлив звуковой ритм в стихотворной речи, но он ощутим и в прозе: разница между ритмом стиха и ритмом прозы в том, что в стихе ритмический фон, на котором ощущаются ритмические повторы и контрасты, постоянен и единообразен, а в прозе он для каждого куска текста намечается особо. Именно применительно к звуковому строю стиха понятие ритм стало употребляться впервые; на остальные уровни строения текста оно было потом распространено уже метафорически. Здесь, в стихе, стало возможно выделить из ритма - самую общую схему ритмического строения текста. Метр и ритм соотносились (уже в античном стиховедении) как мера стиха вообще и течение (этимологический смысл слова rhythmos) конкретного стихотворного текста, т.е. как набор канонизированных и всех вообще элементов стиха.

Таким образом, понятие стихотворного ритма раздвоилось : в одном значении («Ритм с большой буквы») это общая упорядоченность звукового строя стихотворной речи, и частным случаем ее является метр; в другом значении («ритм с маленькой буквы») это реальное звуковое строение конкретной стихотворной строки, и оно само является частным случаем метра - его «ритмической формой» («вариацией», «модуляцией»). Если частоты различных ритмических вариаций в данном стихотворном тексте или группе текстов соответствуют естественным вероятностным частотам для данного языка и метра, то говорят, что этот метрический текст имеет только «первичный ритм», соответствующий метру. Если же эти частоты отклоняются от вероятности, т.е. одни вариации предпочитаются, а другие избегаются, то говорят, что текст имеет «вторичный ритм» в рамках данного метра (иногда называемый «ритмическим импульсом», «ритмической инерцией», «ритмическим образом»). Именно на фоне этого устойчивого метра и ритмической инерции выделяются в стихе редкие ритмические формы - «ритмические перебои», ощущаемые как звуковой курсив, что-то подчеркивающий в смысле текста.

Вообще звуковой ритм, никогда не воспринимается в стихе изолированно , а только в единстве с синтаксическим и семантическим строением текста; в совокупности они создают неповторимую «ритмическую интонацию», индивидуальную для каждого текста. Так как из факторов, создающих эту интонацию, для читателя заметнее всего семантика, то семантические ассоциации окрашивают и звуковой ритм: так иногда говорят о «стремительном ритме», «печальном ритме» и т.п. Научного значения эти импрессионистические характеристики не имеют.

В зависимости от того, какие элементы ритма канонизованы в метре и какие факультативны, различаются разные системы стихосложения: силлабическое (повторяется число слогов в строке), тоническое (повторяется число фонетических слов в строке), метрическое и силлабо-тоническое (повторяются стопы - определенные варианты сочетаний долгих и кратких или ударных и безударных слогов). Когда в средневековой латинской поэзии наряду с традиционными «метрическими» стали писаться стихи, не соблюдавшие канонического метра и пользовавшиеся только неканонизованными элементами стиха (постоянное число слогов, тенденция к упорядоченности ударений, рифма), то эти стихи стали называться «ритмическими»; памятью об этом осталось этимологическое родство слов «рифма» (как самая яркая их примета) И «ритм».

Слово ритм произошло от греческого rhythmos, что в переводе означает - стройность, соразмерность.

В широком смысле ритмообразующие элементы:

1.Членение речи на стихотворные строки, т. е. стихи (строки часто не совпадают с законченными синтаксическими единицами).

2.Соразмерное количество слогов в строке(организация слогов неодинакова в стихотворных произведениях разных народов, разных времен и зависит от особенностей национального языка, его исторического развития).

3.Соразмерное количество ударений в строке. Равномерная повторяемость стоп в строке (стопа - ударный слог с примыкающим к нему безударным).

4.Рифма - созвучия концов стихов. Стихотворение без рифм - «белый стих».

5.Строфа - группа стихов, объединенных формальным признаком. (Онегинская строфа, сонет и т.д.)

6.Паузы - внутренние (цезура) и концевые (на конце строки).

В узком смысле единицей ритма считают метр - размер.Основных силлабо-тонических размеров пять.
У каждого размера есть своя цифровая «формула»:

Хорей - это стих, где ударения должны падать на нечетные слоги. Значит, формула хорея -1, 3, 5, 7, 9... и т. д. Сквозь туман кремнистый путь блестит...

Ямб - это стих, где ударения должны падать на четные слоги. Значит, формула ямба - 2, 4, 6, 8, 10... и т. д. Конечно, царь: сильна твоя держава

Дактиль - это стих, где ударения должны падать на слоги: 1, 4, 7, 10... и т. д. Солнце садится, и ветер утихнул летучий 1 2-» 3 4 -5 -67 8 9 10 11 12 13 14

Амфибрахий - это стих, где ударения должны падать на слоги 2, 5, 8, 11... и т. д. В песчаных степях аравийской земли

Анапест - это стих, где ударения должны падать на слоги: 3, 6, 9, 12... и т. д. Вот парадный подъезд. По торжественным дням...

Слоги не всегда бывают ударными.Встречается пиррихий - пропуск ударения на «положенном» ему месте,лишнее ударение - спондей. Если не подходит под эти формулы, это неклассический стих, его называют по-разному: и дольник, и логаэдический стих, акцентный, тонический и т. д.

Рассмотрены различные системы стихосложения и размеры стихотворений.

Ритм - это основная сила, основная энергия стиха. Объяснить его нельзя, про него можно сказать только так, как говорится про магнетизм или электричество. Магнетизм и электричество - это виды энергии. Ритм может быть один во многих стихах, даже во всей работе поэта, и это не делает работу однообразной, так как ритм может быть до того сложен и трудно оформляем, что до него не доберешься и несколькими большими поэмами.
(Владимир Маковский)

Ритм – равномерное чередование ритмически сильных (ударных) и ритмически слабых (безударных) слогов. Ударный слог с сопутствующими ему безударными слогами называется стопой .

Договоримся обозначать ударный слог символом "/", а безудрный - "- "

Существует несколько систем стихосложения:

Силлабическая - равное число слогов в строке.
Тоническая - количество ударных слогов в строке повторяется, безударных неопределенное количество.

Дольник - стих, делящийся не на одинаковые стопы, а на схожие фрагменты, с одним ударением в каждом. При этом интервалы между ударными слогами в дольнике равны 1-2 слогам.

Так беспо´ мощно гру´ дь холоде´ ла,

Но шаги´ мои бы´ ли легки´ .

Я на пра´ вую ру´ ку наде´ ла

Перча´ тку с ле´ вой руки´ .

(Анна Ахматова)

Акцентный стих - интервал между ударными слогами от нуля до шести слогов

Ну, это совершенно невыносимо!
Весь как есть искусан злобой.
Злюсь не так, как могли бы вы:
как собака лицо луны гололобой -
взял бы
и все обвыл.

(Владимир Маяковский)

Верлибр - нет ни рифмы, ни размера, а ритм создается благодаря паузам и членению на строки.

Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов…

(Александр Блок )

Силлабо-тоническая - равное число слогов и ударений, причем ударные слоги повторяются в определенной последовательности. Порядок чередования ударных и безударных, слогов называется размером или метром (метрической схемой).

Большинство известных Вам стихотворений написано в силлабо-тонической системе стихосложения.

Стихотворный размер (метр) бывает двусложным, трехсложным, четырёхсожным и т.д. - в зависимости от количества слогов в стопе.

Рассмотрим только основные размеры: двужложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, анапест, амфибрахий).


Ямб - двусложный стихотворный размер с ударением на втором слоге. Ритм стихотворения, написанного ямбом, - сильный, энергичный.

Таким образом, стопа ямба состоит из двух слогов: первый безударный, второй ударный (- /).

Четырёхстопный ямб:

Опя´ ть стою´ я на´ д Нево´ й,
И сно´ ва, ка´ к в былы´ е го´ ды,
Смотрю´ и я´ , как бы´ живо´ й,
На э´ ти дре´ млющи´ е во´ ды.

- / - / - / - /
- / - / - / - / -
- / - / - / - /
- / - / - / - / -

(Фёдор Тютчев)


Хорей - двусложный размер с ударением на первом слоге. Ритм стихотворения более мягкий, завораживающий.

Таким образом, стопа ямба состоит из двух слогов: первый ударный, второй безударный (/ -) .

четырёхстопный хорей

Бу ря мгло ю не бо кро ет,
Ви хри сне жные крутя .
То , как зве рь, она заво ет,
То запла чет, ка к дитя .
(А.С.Пушкин )

/ - / - / - / -

/ - / - / - /

Дактиль – трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге. Это тревожный, волнующий и в то же время однообразный, мерный, похожий на шум прибоя ритм (/ - -).

Ду ма за ду мой, волна за волно й –

Два проявле нья стихи и одно й:
В се рдце ли те сном, в безбре жном ли мо ре,
Зде сь – в заключе нии, та м - на просто ре,
То т же всеве чный прибо й и отбо й,
То т же все при зрак трево жно-пусто й.
(Ф.И. Тютчев)

/ - - / - - / - - /

/ - - / - - / - - /

/ - - / - - / - - / -

/ - - / - - / - - / -

/ - - / - - / - - /

/ - - / - - / - - /

Анапест – это трехсложный размер с ударением на последнем слоге. У слушателя появляется ощущение взволнованной, откровенной речи – чувствуется сбивчивое дыхание (- - /).

И цветы , и шмели , и трава , и коло сья,
И лазу рь, и полу денный зно й…
Срок наста нет – Госпо дь сына блу дного спро сит:
«Был ли сча стлив ты в жи зни земно й?»
(И.А. Бунин)

- - / - - / - - / - - / -

- - / - - / - - /

- - / - - / - - / - - / -

- - / - - / - - /

Амфибрахий – трехсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге. Это гибкий, пластичный, близкий к разговорной речи ритм (- / - ) .

Все си ние, се рые, ка рие гла зки
Смеша лись, как в по ле цветы …
(Н.А. Некрасов)

- / - - / - - / - - / -

- / - - / - - /

Есть же нщины в ру сских селе ньях
С споко йною ва жностью ли ц,
С краси вою си лой в движе ньях,
С похо дкой, со взгля дом цари ц.

(Н. А. Некрасов )

- / - - / - - / -

- / - - / - - /

- / - - / - - / -

- / - - / - - /


Ритмический узор стихотворения образует не только стихотворный размер, но и пропуски ударений на ритмически сильном месте - пиррихий, а также не метрическое («лишнее») ударение – спондей.

Пиррихий - стопа из двух кратких (в античном стихосложении) или двух безударных (в силлабо-тоническом) слогов. Пиррихием условно называют пропуск ударения на ритмически сильном месте в хорее и ямбе

Пиррихий в ямбе

Три деви цы по д окно м
Пря ли по здно ве черко м…

(А.С. Пушкин )

/ - / - - - /

/ - / - - - /

Сами по себе такие пропуски не являются ошибкой, даже наоборот, придают стихам желательное ритмическое разнообразие, т.к. ударные и безударные слоги различаются по длительности, и с помощью пиррихиев и спондеев можно регулировать динамику стихотворения.

Спондей - стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд.

Спондей (лишнее ударение) в ямбе

Шве д, ру сский – ко лет, ру бит, ре жет.
(А.С. Пушкин)

/ / - / - / - /

Стихотворная речь в отличие от прозаической — это речь, звучание которой определенным образом упорядочено. Упорядоченность эта создается систематическим повторением тех или иных звуковых особенностей речи. Последнее вызывает ощущение ритмичности в протекании речи.

Итак, стих — это речь, ритмически организованная. Если в прозе художественная выразительность речи определяется в конечном счете ее значением (в широком смысле слова), то в стихе одним из важнейших элементов этой выразительности становится само звучание ее.

Ощущение ритмичности вызывается закономерным повторением соизмеримых единиц. Соизмеримость не совпадает с тождественностью и предполагает лишь возможность сравнивать единицы повторения по одному из важнейших для них признаков. Таким образом, эти единицы могут быть чрезвычайно многообразны по своей структуре. А это в свою очередь приводит к тому, что ритмичность не совпадает с монотонностью.

Стихотворный ритм создается закономерным повторением соизмеримых речевых единиц. Для его возникновения необходимо, во-первых, чтобы было ощутимо членение речи на единицы и, во-вторых, чтобы эти единицы были тем или иным способом соизмеримы.

Речь членится на отдельные отрезки при помощи пауз. Паузы вызываются прежде всего необходимостью делать остановки для вдоха. Естественно, что мы стремимся совместить эти паузы с паузами логическими, зависящими от смысла речи. Так возникает простейший ритм речи.

По своей природе стих наиболее близок к эмоционально насыщенной речи. Характерной ее особенностью является интонация оценочного типа — так называемая экспрессивная интонация. Экспрессивная интонация вызывает членение речи на отдельные отрезки и даже слова, которые по значению своему приравниваются к целой фразе. Возникающие при этом паузы часто не зависят от логического строя речи. Так, в стихотворной речи, кроме трех известных видов пауз — законченно-повествовательной? вопросительной и восклицательной, — появляется еще один вид — постоянная пауза. Это пауза, замыкающая каждую стихотворную строку и непосредственно не зависящая от смысла. Возьмем, например, стихи Тютчева:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора:

Прозрачный воздух, день хрустальный,

И лучезарны вечера.

Каждая строка здесь отделяется от соседней очень отчетливой паузой. Этим создается ощущение чередования строк.

В том случае, если эта пауза не совпадает с логической, возникает так называемый перенос. Встречаем его, например, в следующих стихах Лермонтова:

Моя душа, я помню, с детских лет

Чудесного искала. Я любил

Все обольщенья света, но не свет.

В котором я минутами лишь жил.

В этом случае наиболее отчетливо выступает основное свойство конечной паузы как паузы эмоционального, а не логического типа.

Постоянство паузы в конце стихотворной строки служит первым условием возникновения стихотворного ритма. Следует отметить, что ритмообразующая роль этой паузы подкрепляется целым рядом особенностей стиха. Ей предшествует последнее в строке ударение. Это ударение и неударные слоги, следующие за ним, образуют определенное окончание — клаузулу. Клаузула, сопровождаемая звуковым повтором, носит название рифмы. Рассмотрим, например, стихи Пушкина:

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит, один во всей вселенной.

Отчетливость паузы после каждой строки усиливается здесь тем, что, во-первых, последнее ударение во всех строках падает на восьмой слог; во-вторых, нечетные строки заканчиваются ударным слогом (мужская клаузула), четные имеют после последнего ударения один безударный слог (женская клаузула), при этом одинаковые клаузулы созвучны. И наконец, эта пауза обозначается здесь и графически — концом стихотворной строки.

Таким образом, постоянными паузами стихотворная речь членится на отрезки - стихотворные строки. Однако этого еще недостаточно для возникновения стихотворного ритма. Стихотворная строка представляет собой относительно самостоятельное смысловое и интонационное целое. Но, для того чтобы выступать в качестве единиц ритма, стихотворные строки должны быть соизмеримыми.

Принципы соизмеримости ритмических единиц русского стиха разнообразны. В зависимости от них в русском языке выделяются несколько систем стихосложения. Но все они подчинены законам языка. Именно этим определяется в русском языке единство стихотворного ритма.

Характерной особенностью русского языка является отчетливое противопоставление в пределах каждого слова ударного слога неударным. Это свойство языка является основой ритмической организации русского стиха. Подтверждением этому может служить вся история русского стиха. Та или иная упорядоченность в расположении ударных слогов служит основой ритмики всех русских стихов.

Следует отметить, что в русском языке есть по меньшей мере три типа ударений, которые в той или иной мере участвуют в создании ритмичности речи. Выше речь шла о словесных ударениях, которые, объединяя вокруг себя безударные слоги, способствуют раздельному произношению слов (словесной расчлененности речи). В стихах встречаются и слоговые ударения. Это те полуударения, которые особенно отчетливы в многосложных словах: «сложноподчиненное», «ультракрасный» и т. п. Полуударения эти чаще всего относительно свободны и способны изменять свое место в зависимости от ритма. Встречаются, наконец, и логические ударения, выделяющие какое-либо слово более сильным произношением. Они способствуют членению речи на фразы.

Но если фразовое членение стиха относится скорее к области интонации, чем ритма, а слоговые ударения по своей природе смыкаются со словесными, то именно упорядоченность расположения словесных ударений служит первоосновой ритмики русского стиха. Соизмеримость ритмических единиц русского стиха определяется, таким образом, системой распределения внутри них ударных и безударных слогов. В зависимости от принципов этого распределения различают несколько систем стихосложения. Упорядоченность в распределении ударных и безударных слогов внутри ритмической единицы может идти по трем линиям: закрепления количества слогов (силлабическая система стихосложения) и закрепления ударных слогов по месту (силлабо-тоническая система) или количеству (тоническая система) их в ритмической единице.

Ритмической единицей русского стиха является стихотворная строка. Система расположения ударных слогов внутри стихотворной строки определяет структуру стиха в целом. Принципы ритмической организации стиха определяются в первую очередь особенностями его ритмической единицы: ее величиной, структурой и, наконец, возможностями объединения этих единиц. Очевидно также, что и своеобразие той или иной стиховой системы следует искать прежде всего в принципах строения ритмических единиц стиха.

Но необходимо подчеркнуть, что стих нельзя просто отождествлять с ритмической речью. Стих — это целостная выразительная система речи, базирующаяся на лексическом и грамматическом строе языка. Он обладает целым рядом только ему присущих элементов, и все они — ритм, рифмы, строфика и т. д. — существуют лишь в единстве и подчинены задаче художественной выразительности. Ею определяются и особенности их строения и их художественные функции. Таким образом, особенности стиха в целом и всех его элементов могут быть поняты лишь в результате выяснения их значения в раскрытии содержания, т. е. их идейно-художественной мотивировки.