секретов воспитания интереса к чтению. Дети должны видеть, что мы есть

Чтобы воспитать настоящего грамотного читателя, необходимо формировать у ребёнка умение воспринимать и понимать художественное произведение. По мнению психологов, в основе этого процесса лежит интеллектуальная, познавательная и эмоциональная деятельность ребёнка.

В восприятии произведений искусства вообще и художественной литературы в частности психологи выделяют два периода развития, которые имеют резкие и качественные различия и связаны с развитием личности ребёнка в целом. Первый период длится «от двух до пяти», второй начинается примерно с пяти лет и продолжается всю жизнь.

3а период от двух до пяти лет ребёнок проходит большой путь развития и к началу старшего дошкольного возраста может быть готов к пониманию искусства. К этому периоду он не только осознаёт себя как индивида (узнаёт в зеркале, на фотографии), но и открывает для себя свой внутренний мир, начинает воспринимать себя как личность со своими мыслями, чувствами и фантазиями. Одновременно ребёнок начинает понимать, что такой внутренний мир есть и у других людей, у них есть мысли и чувства, похожие или не похожие на его. С этого момента начинается второй период в понимании литературы.

Ребёнок дошкольного возраста является своеобразным читателем: все произведения, с которыми он встречается, воспринимаются им на слух. Образы и картины, которые рисует его воображение, вызывают у него двойственную реакцию. С одной стороны, ему свойственно одушевлять всё, с чем он соприкасается, и жить в мире игры и своих фантазий, с другой - он понимает «ненастоящность» этих образов и легко отделяет литературных персонажей от реальных людей. Фантазии ребёнка, его стремление одушевить страницы книги, необходимы ему - это возможность развить свой творческий потенциал.

Постараемся ответить на ряд вопросов, интересующих читающих взрослых - как заинтересовать ребёнка и организовать его чтение, как привить интерес к книге.

С чего начинать?

Начинать нужно с собирания новых книг для детской библиотеки или с обновления имеющихся . Это лучше делать ещё до появления малыша. В вашей библиотеке может быть несколько типов детских книг:

  • книжки-игрушки с изображением предметов, окружающих малыша;
  • книжки-вырубки, обложка которых вырезана по контуру того предмета, о котором идёт речь, в тексте;
  • книжки-панорамы с движущимися фигурками.

У подрастающего ребёнка должны быть разные виды русской и зарубежной детской литературы (проза, поэзия и драматургия), произведения разных жанров (рассказы, стихи, авторские сказки, повести, романы-сказки), тем и направлений, фольклорные (песенки, потешки, считалки, загадки, пословицы, народные сказки и другое). Чтобы дополнить и разнообразить общение ребёнка с книгой, хорошо иметь фоно- и видеотеку с детскими литературными и фольклорными произведениями.

С какого возраста можно читать детям?

Знакомство с книжкой нужно начинать с самого раннего возраста ребёнка, лучше с рождения. Безусловно, малышу лучше не читать, а рассказывать или петь (если это колыбельные песенки). Даже если смысл потешек и песенок пока не понятен младенцу, ласковая интонация, мягкое звучание ритмической речи будет действовать на него благотворно. Ребёнку потом будет легче запоминать звуки и слова родного языка, усваивать грамматические конструкции.

Звучание родного языка, время, проведённое вместе с родными людьми за чтением интересной книги, привычка воспринимать книгу как волшебный мир, способный доставить эстетическое наслаждение, - всё это постепенно превратит ребёнка в увлечённого читателя.

Как вызвать интерес к книжке?

Пусть у ребёнка будет много разных книг: больших и маленьких, красочных и не очень ярких, но главное - не показывать ему все книги сразу, а знакомить с ними постепенно, чтобы был элемент новизны.

Не нужно навязывать ребёнку незнакомую книгу, даже если вам хочется её прочитать. Пусть он сам через какое-то время заинтересуется этой книгой. Можно положить её на видное место, чтобы она привлекла внимание малыша, или самому увлечься её чтением на глазах у ребёнка, а потом читать из неё какой-нибудь интересный отрывок.

И вообще старайтесь сами увлечённо читать художественную литературу, цитируйте отрывки из произведений, делитесь своими впечатлениями о прочитанном. Если ребёнок часто будет видеть, взрослого, читающего с интересом, у него сформируется положительный стереотип - чтение книги доставляет удовольствие. Сделайте чтение новой книги для ребёнка праздником для всей семьи, когда все участвуют в чтении и делятся своими впечатлениями. Воспитайте у ребёнка отношение к книге как к ценному подарку: дарите книги своему ребёнку, его и своим друзьям.

Как организовать чтение?

Чтение (слушание) литературного произведения будет лучше восприниматься тогда, когда для этого будут созданы необходимые условия:

Можно посадить, ребенка к себе на колени, вместе рассмотреть обложку книжки, прочитать её название и фамилию автора, а затем предположить, о чём может быть написана эта книга.

Как сделать так, чтобы ребёнку понравилось слушание книг?

Не нужно бояться отойти от текста, наоборот, во время чтения можно импровизировать, стараться быть смешным, говорить разными голосами, делать необычные смешные жесты, активно пользоваться мимикой, подчёркнуто преувеличивая различные эмоциональные состояния героев произведения. Пусть чтение (рассказывание) произведения превратится в маленький театр. Чем больше интересного вы добавите в чтение, тем лучше. Чем легче вы войдёте в роль, тем внимательнее ваш ребёнок будет следить за развитием сюжета. Попробуйте и его приобщить к вашей игре.

Как воспитать активного читателя?

  1. Прежде всего, будьте активны, любопытны сами.
  2. Задавайте ребёнку вопросы, помогая ему устанавливать связь между его миром и миром книги.
  3. Читая о каком-либо известном ребёнку животном, предмете или явлении природы, можно прерывать чтение вопросом, например, о том, какого цвета или какой формы этот предмет.
  4. Старайтесь поощрять и у ребёнка желание задавать вопросы, разжигайте его интерес к персонажам произведения, сюжету. Прервите чтение на самом интересном месте и предложите ему придумать продолжение истории.

Ни дня без книги - это должно стать для вас руководством к действию. Детская книжка - это не просто развлечение для ребёнка, она источник информации о мире, лучшее средство постижения человеческого опыта, формирования его интеллектуальной, эмоциональной, нравственной культуры.

Для каждого возраста существуют свои рекомендации по продолжительности чтения , но главный критерий один - чтение не должно вызывать скуку или утомление.

Возраст ребёнка

Длительность ежедневного чтения

0т 1 года до 2-х лет

Учится слушать и воспринимать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки, сопровождающиеся действиями взрослого.

От 2 до 3-х лет

Чтение с обсуждением прочитанного 5 - 10 минут.

От 3-х до 4-х лет

От 4-х до 5-ти лет

Чтение с обсуждением прочитанного 10 - 15минут.

От 5-ти до 6-ти лет

Чтение с обсуждением прочитанного 15- 20 минут.

От 6-ти до 7-ми лет

Чтение с обсуждением прочитанного 20 - 25 минут

До какого возраста нужно читать ребёнку?

  1. Не прекращайте чтение вслух, даже если ребёнок уже умеет это делать сам.
  2. Поощряйте его желание читать самостоятельно и в то же время не забывайте, что для дошкольника чтение очень трудоёмкий процесс, поэтому не принуждайте ребёнка читать художественную литературу, если у него нет такого желания.
  3. И уж тем более не используйте художественные тексты для формирования навыка чтения. Для этой цели предназначена специальная литература - буквари или азбуки с дидактическими текстами.
  4. Если у ребёнка возникает желание самому прочитать художествнное произведение, то целесообразно это делать по очереди вместе с ним, постепенно предоставляя ему всё больше возможности для самостоятельного чтения.

Итак, подведём итог - в домашней обстановке умение читать может прийти к ребёнку так же естественно, как умение ходить или говорить. Взрослые могут помочь развертыванию этого естественного хода событий, создав ребёнку следующие условия:

  1. Регулярно читать малышу вслух считалки, детские стишки с часто повторяющимися фразами, книжки с картинками, различные рассказы и т.п.
  2. Читать рассказы, интересные ребёнку: про животных, игрушки, динозавров, цирк и др.
  3. Использовать каждую возможность общения: разговаривать с дошкольником, отвечать на его вопросы о книгах и обо всем остальном.
  4. Разрешить ребёнку свободно пользоваться карандашами, ножницами, бумагой во время прослушивания литературного произведения.
  5. Записывать истории, которые дошкольник будет диктовать.
  6. Обстановка дома должна быть спокойной - родителям нужно быть терпеливыми.
  7. Родителям время от времени следует брать малыша с собой в книжный магазин или библиотеку, чтобы ребёнок, во-первых, мог полистать книги на полках и в читальном зале и, во-вторых, выбрать несколько книг и взять их домой.
  8. Дома под рукой у ребёнка всегда должно быть достаточно материала для чтения.
  9. Необходимо подавать дошкольнику пример, читая книги, газеты, журналы.

Чтение можно сравнить с главной дорогой в стране знаний. Все последующее обучение - математике, биологии, общественным наукам - будет основано на умении ребенка понимать написанное, пользоваться языком, на его способности вычленять смысл письменного текста.

Хотя ребёнку всего два года, в этом возрасте он учит слова, постигает понятия и идеи быстрее, чем в какой-либо другой период своей будущей жизни. Вы как родители можете воспользоваться стремительным темпом его развития и привить ребенку основу чтения – важнейшего навыка, который обеспечит ему успех в школе. Родители, которые регулярно читают ребенку, закладывают фундамент для его последующего обучения к чтению. При чтении ребенок должен сидеть рядом с вами или у вас на коленях. Вы читаете книгу вместе. Ребенок знакомиться, как надо держать книгу, как читать, чтобы картинки и истории имели смысл, повествование развивалось от начала до конца. Во время чтения ребенок слышит многократное повторения на разные лады знакомых слов. Ребенок, которому систематически читают, накапливает гораздо более богатый словарный запас, потому что он слышит больше слов.

Некоторым малышам нравятся большие книги с картинками, где подписан каждый изображённый предмет. Если они привлекают вашего малыша, необходимо их читать ему. Многим детям нравятся книжки где одна и та же фраза встречается много раз, ребенку нравиться повторять эту строчку вместе с вами или самостоятельно. Читайте медленно, отчетливо, чтобы ваш малыш ясно слышал слова и фразы. Чтобы хорошо читать, ребенок должен полюбить чтение. Двухлетнему малышу не требуется много книг. Иллюстрации в книгах должны быть понятными и простыми. Некоторые дети любят рассматривать в книге животных, другие – поезд, машину.

Покупая книгу, убедитесь, что сюжет и словарный запас книги соответствует уровню развития ребенка.

Помните, что преимущества, которые получает от чтения ваш малыш, останутся с ним на всю жизнь!

Многие родители с удивлением замечают, что двух – трехлетний малыш сидит с книжкой, «понарошку» читая. При этом он произносит текст, который запомнил наизусть. Дети любят слушать стихи, сказки, потешки, прибаутки, песенки.

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРИОБЩЕНИИ

РЕБЁНКА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Художественная литература сопровождает ребенка с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ним в единстве содержания и художественной формы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

На важность приобщения детей к красоте родного языка, развития культуры речи указывали педагоги-лингвисты Л.С.Выгодский, А.В.Запорожец, Е.И.Тихеева, К.Д.Ушинский. Всё последующее ознакомление с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Произведения художественной литературы являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи.

Основной задачей является привитие детям любви к художественному слову, уважению к книге

В дворянских семьях существовала традиция семейного чтения вслух: вечером все собирались за столом, кто-нибудь читал вслух, затем прочитанное обсуждалось. В некоторых семьях такая традиция сохранилась и сейчас, но, к сожалению, они всё больше уходят в прошлое.

Чтение и книга давно и прочно вошли в жизнь дошкольника. Примером этому могут послужить пословицы и поговорки о чтении, книгах.

«Книги не говорят, да правду сказываю»,

«С книгой поведешься – ума наберёшься»,

«Хорошая книга – лучший друг».

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Игры с книжками

«Прятки с книжкой»

Покажите ребенку новую книжку и попросите его закрыть глаза. Спрячьте книжку где-нибудь в комнате. Он с удовольствием отправится на ее поиски, а когда найдет - наградой ему будет прочтение этой книги,

«Угадай, о чем книга»

Дайте ребенку рассмотреть ил­люстрации в книге, которую он еще не знает, и предложите угадать, о чем это произведение.

«Маленькие художники»

После прочтения книги предложите ребенку стать художником и нарисовать наиболее запомнившийся и понравив­шийся ему эпизод произведения.

«Закончи сказку»

Вы рассказываете ребенку начало и середину знакомой ему сказки, на­пример: про Колобка.

Ребенку нужно самому придумать другое окончание сказки (например: лиса поругала Ко­лобка за то, что он убежал от бабушки и дедушки, и отвела домой)

«Прыг - ив другой сказке!»

Предложите ребенку сочинить новую сказку о всем известном Колобке. Что еще могло с ним случиться? (Мо­жет, он чуть не утонул в реке, а лиса его спасла?).

Памятка для родителей

♦Наполните день ребенка потеш­ками, прибаутками, уговорками, при­говорками.

♦Введите обязательный ритуал чте­ния книг перед каждым тихим часом (перед сном).

♦Читайте детям всегда, когда есть возможность: перед обедом, после пол­дника, на прогулке или в плохую погоду.

Чтение перед сном

Каждый вечер читайте своему ребен­ку. Дети не очень хотят ложиться спать и будут рады возможности с помощью вечернего чтения отдалить отход ко сну. Со временем это станет своеобразным ритуалом укладывания спать.

Читайте каждый день

Как научить ребенка беречь книги:

Не делать в книге пометок, под­писей, рисунков.

Не загибать листы, пользоваться закладкой.

Класть книгу только на чистый стол.

Не разбрасывать книги, хранить их в одном месте.

Своевременно оказывать «скорую помощь» «больным» книгам».

Как обсуждать с ребенком про­читанную книгу

Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.

Спросите, понравилось ли произ­ведение, чем. Что нового, интересного он узнал?

Попросите ребенка рассказать о главном герое, главном событии рас­сказа, сказки, стихотворения.

Как описана природа?

Какие слова и выражения запом­нились?

Чему научила книга?

Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду. Выучите отрывок, изображая голосом персонажей произведения.

Легкость и прочность

Хорошая книжка для маленьких имеет некоторые особенности.

Она легкая - у малыша должно хватать сил на то, чтобы в любой мо­мент достать книгу с полки.

Прочность ей обеспечивает обычный или ламинированный картон.

Размер книжки небольшой: ребенок должен иметь возможность «играть» с ней самостоятельно.

В книге крупные яркие картинки и немного мелких отвлекающих деталей. Печатный текст - только крупный, фразы - четкие и лаконичные.

Если страница представляет собой яркую картинку, текст должен распола­гаться на светлом фоне.

Обратите внимание на наличие гигиенического сертификата (обычно указывается на последней странице или обложке), ведь малыши часто пытаются грызть книгу.

Всему свое время

Самым маленьким нужны книж­ки для рассматривания изображений предметов, животных, растений и т. п. На странице 80% площади должна занимать картинка. Подписи состоят максимум из двух-трех слов. Малыш пока не представляет, как обращаться с новой «игрушкой», - все может ограничиться облизыванием и бессмыс­ленным перевертыванием страничек. Но если вы рассматриваете книжку вместе и при этом проговариваете текст, то скоро заметите, что кроха легко узнает знакомые предметы и даже пытается по-своему их называть.

Веселая азбука

Примерно с года (а при желании и раньше) можно начать читать ребенку стихи и коротенькие сказки. В этом возрасте знакомство с веселыми по­тешками хорошо сопровождать яркими характерными жестами. Примерно к двум годам, когда у ребенка появля­ется интерес к буквам, приобретите азбуку. Стоит помнить, что узнавание букв и чтение - вещи разные. Сейчас читаете вы, а ребенок активно слушает. Не стоит форсировать события.

Многим детям нравятся книжки-игрушки: всевозможные «пищалки», книжки в форме животных, насекомых и т. д. Они привлекательны для ре­бенка, но не стоит ими увлекаться. Книги, прежде всего, предназначены для чтения - это малышу важно усвоить. Постепенно сводите количество книг-игрушек к минимуму.

Три года - возраст почемучек - оптимальное время для покупки дет­ских иллюстрированных энциклопедий. Количество незнакомых слов в них не должно превышать 10-15%, иначе кни­га может показаться ребенку скучной. Читая вместе с вами, малыш получает ответы на интересующие его вопросы и при этом учится работать с новой информацией.

Простейшие книжки можно делать самостоятельно, вместе с детьми вы­резать, рисовать, сочинять простенькие тексты о жизни ребенка. Это развивает творческие способности, позволяет ма­лышу осознать, что все, о чем говорится в книгах, имеет отношение к реальной жизни и формирует бережное, глубоко личностное отношение к книге вообще.

Если у вас возникают сомнения по поводу содержания книги, уберите ее подальше. Больше доверяйте своей родительской интуиции.

Чем старше ребенок, тем много­граннее становится круг его чтения. Задача родителей - постараться рас­ширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги. А чтобы малыш учился ориентироваться в мире печат­ного слова, отправляйтесь в книжный магазин вместе.

Даже когда ребенок научится чи­тать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый может читать гораздо более эмоционально, создавая у ребенка живые представле­ния о написанном, и к тому же, должен объяснять малышу непонятные моменты и общий смысл. А главное - такое чтение очень сплачивает.

Читайте и рассказывайте детям

Песенки, потешки, заклички. " Наши уточки с утра...", " Пошел котик на Торжок...", " Наша Маша маленька...", Чики, чики, кички...", " Огуречик, огуречик...", " Солнышко, ведрышко...".

Фольклор народов мира

" Три веселых братца"пер. с нем. Л. Яхнина; " Бу-бу, я рогатый", лит. обр. Ю. григорьева; " Котауси и Мауси", англ., обр. К. Чуковского; " Ты, собачка, не лай..", пер. с молд. И Токмаковой;

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. А. Барто. " Мишка", " Грузовик", " Слон", " Лошадка"(из цикла " Игрушки") , " Кто как кричит"; В. Берестов " Больная кукла ", " Котенок"; С. Маршак " Сказка о глупом мышонке"; Н. Саконская " Где мой пальчик?"; П. Барто "Девочка-ревушка"; А. Введенский " Мышка"; Г. Сапгир " Кошка"; К. Чуковский " Федотка"," Путанница".

Сказки.

Рус. нар. сказка " Колобок", " Репка"; " Теремок" , обр. М. булатова; "Маша и медведь", обр. М. Булатова; " Козлятки и волк" , обр. К. Ушинского.

Проза. Л.Толстой " Спала кошка на крыше", " Был у Пети и Миши конь"; Л. Толстой " Три медведя"; В. Сутеев " Кто сказал " мяу""; Н. Павлова " Земляничка".

Произведения поэтов и писателей разных стран. С. Капутикян " Все спят", " Маша обедает"пер. с арм. Т. Спендиаровой; П.Воронько " Обновки", пер. с укр. С. Маршака; Ч. Янчарский " В магазине игрушек", " Друзья" (из книги " Приключения Мишки Ушастика), пер.с польск. В Приходько.

Казалось бы, что сложного в чтении? Читать каждый из нас умеет лет с пяти, и до сих пор неплохо справлялся с разной сложности произведениями. Однако не все так очевидно, как кажется на первый взгляд. Замечали когда-нибудь, что даже, если книга была интересной, вы все равно не можете вспомнить имя главного героя через пару дней после прочтения?

Умение читать – это не только складывание букв в слова, это постижение смысла прочитанного. Вне зависимости от того, что вы читаете – научную книгу, художественное произведение или статью в интернете. Поэтому эффективному чтению нужно учиться. Мы предлагаем вам 10 советов о том, как правильно читать книги, чтобы получать тот эффект, на который вы рассчитываете.

  1. Не старайтесь объять необъятное

Часто случается так, что радостно купив несколько книг, мы ставим их на полку и так никогда и не открываем. А потом покупаем все новые и новые книги в красивых обложках, пополняя бесконечный список непрочитанного. Как правильно читать книги? Не покупайте сразу много. Возьмите лучше одну или две и прочтите их, наконец. И не обманывайте себя, покупая дорогие альбомы с качественными иллюстрациями – практика показывает, что у большинства людей такие книги бессмысленно пылятся на полках, оставаясь невостребованными.

  1. Дочитывать скучную книгу совсем не обязательно

Кто-то считает, что не дочитать начатую книгу – плохая примета. Некоторые думают, что это неуважение к автору. Но в мире так много интересного! Не тратьте время на то, что вам не нравится – это только уменьшит вашу мотивацию к чтению. Дайте книге, например, 50 страниц. Или 70. Если во вкус вы так и не вошли, отложите эту и возьмите другую.

  1. Подготовьтесь к чтению

Всегда важно знать, кто пишет книгу, о чем и почему. Даже, если это бульварный детектив. Не ленитесь и прочтите информацию об авторе, аннотацию, пару рецензий. Если это специализированная литература, не лишним будет изучить содержание и послесловие – там обычно подводятся итоги и делаются выводы, что поможет вам решить, нужна ли вам представленная в книге информация.

  1. Не любить бумажные книги – это нормально

Не всем нравятся бумажные книги. Нелюбовь к книгам и чтению – вовне не показатель низкого интеллекта. Существует много альтернативных форматов, например, книгу всегда можно послушать (аудиокниги). Предпочтение также можно отдать статьям, кодкастам, тематическим рассылкам.

  1. Пользуйтесь при чтении простым карандашом

Хотите узнать, как правильно читать книги? Главное правило – пользуйтесь при чтении простым карандашом. Об этом говорят еще в школе, но не все следуют советам учителей литературы. Когда вы «читаете с карандашом», процесс проходит более вдумчиво и эффективно. Вы подчеркиваете понравившиеся вам мысли, комментируете что-то на полях, как бы беседуя с автором, а не просто проглатывая его монолог. И таким образом пропускаете текст через себя, выделяя самое главное, интересное и полезное.

  1. Читать меньше 30-40 страниц за раз бессмысленно

30-40 страниц – это примерно глава. Глава – это более-менее законченная мысль. Если вы прочитываете 5-10 страниц и прерываетесь, то теряете логику повествования, и остаток главы может стать для вас менее понятным. Старайтесь читать хотя бы 40 страниц за раз – это поможет не только прочитать книгу, прежде чем она вам наскучит, но и максимально глубоко понять ее.

  1. Не зацикливайтесь на одном жанре

Вам нравятся детективы? Отлично, но не стоит читать сразу 10 штук. Потому что первая пара книг принесет вам удовольствие, а остальные покажутся пресными, потому что вы пресытитесь однообразием сюжетов. Предпочитаете научную литературу? Книги по бизнесу или психологии? Чередуйте их с фантастикой или биографиями известных людей. Это не только разнообразит процесс чтения и расширит ваш кругозор, но и не даст вам устать от одного жанра, пусть даже самого любимого.

  1. Делитесь впечатлениями

Лучший способ сформулировать свое мнение о книге – написать об этом. Для этого подойдет и специальный блог, и аккаунт в любой соцсети. В написании собственной рецензии вам как раз помогут любимые цитаты и комментарии на полях. Вы еще раз оцените произведение, вспомните свои впечатления, разовьете их – это поможет вам лучше запомнить прочитанное, да и обсуждать книгу с другими читателями также весьма приятно. А еще – вы никогда не забудете, что и когда читали. В конце года интересно подвести итоги.

Из этого правила вытекает следующее:

  1. Вы всегда можете перечитать свои рецензии

Чтобы вспомнить детали книги или свои эмоции в момент чтения, например. Особенно это применимо к научной литературе.

  1. Обсуждайте прочитанное

Дискуссия – это не только способ глубже понять автора, но и прекрасная возможность научиться грамотно и аргументированно формулировать свои мысли. Вполне возможно, что после обсуждения книги вы откроете в ней нечто новое, на что вы сами не обратили внимания.

Книги, книги, книги…сказки, романы, фэнтези… Сколько их было в нашей жизни и сколько еще будет? Кто - то читает, чтобы занять время, а кто - то просто любит читать. А зачем детям нужно читать?

Сколько себя помню, я всегда читала книги. В детстве это были сказки и многочисленные повести и приключения, сейчас – классика и другая подобная литература. Сначала я читала, потому что надо, для оценок. А сейчас уже не понимаю, как можно прожить без книг. Меня никогда не заставляли сидеть за книжками и постоянно читать, скорее наоборот – просили беречь глаза (но это мало помогало, скажу вам по секрету).

Читать важно и нужно. Многие мамы начинают детям, пока те еще находятся в утробе. Так мы стараемся привить детям любовь к книгам, повлиять на их будущее развитие. После рождения – читаем перед сном, чтобы ребенок быстрее уснул. Для детей, которые еще не умеют читать – это возможность научиться общению с другими ребятами. Чтение вслух учит правильно составлять фразы и грамотно излагать свои мысли, поэтому после прочтения обязательно попросите ребенка кратко рассказать о том, что он услышал и узнал нового.

Вечный источник информации

Чтение важный навык для получения информации. Не читая книг – мы не будем знать например, когда родился Иван Грозный, что такое ДНК или почему идет дождь. Книга открывает перед ребенком новый, еще неизведанный и огромный мир. Если дети будут видеть в книгах и в чтении источник информации, то для них будут открыты все накопленные человечеством знания.

Важно, чтобы ребенок знакомился не только с отечественной, но и зарубежной литературой. Начать можно с простых сказок бр. Гримм, Г. Андерсена и приключений Дж. Свифта и М. Твена. Это поможет в будущем осознать себя как часть большого мира, который не заканчивается рамками дома и школы.

Развитие личности

Чтение дает отличную возможность почувствовать себя не просто ребенком или учеником, оно дает возможность примерить на себя роль любого понравившегося персонажа (например, Тома Сойера, Незнайки или т. п.). У ребенка развивается логическое мышление: даже взрослые при чтении книги всегда пытаются угадать – а чем же все закончится? Даже несложная загадка повысит уверенность детей в себе и своих способностях. Чем не важное достижение? А ведь как интересно самому в начала книги придумать концовку, а потом сравнивать – так или нет? У меня есть знакомые, которые в детстве сами сочиняли концовки для понравившихся книг, если их чем - то не устраивала существующая. И это не так плохо, как может показаться. Ребенок строит свою логическую цепочку и показывает свое видение мира книги и мира героя.

Из книг дети узнают, как важно помогать не только родителям, но и другим людям. Учатся уважать людей, животных и окружающую среду. Книги обогащают словарный запас ребенка и прививают навыки правильной речи.

Повод для взаимного общения

Чтение - это не обязательно одиночный процесс. Можно вместе с ребенком прочитать какую-нибудь книгу и устроить общее обсуждение, так вы научите ребенка четко выражать свою мысль, слушать мнение других и разовьете навыки коммуникации с другими людьми. На такое мероприятие можно позвать других ребят, и устроить что-то вроде мини-клуба любителей книг. Такая форма знакомства с книгами не может не заинтересовать ребенка.

Если вы хотите чтобы ваш ребенок читал – подавайте ему пример. Если он видит, что в доме есть книги и журналы, то он будет знать, что вы цените чтение и последует вашему примеру. Главное – не нужно насильно заставлять читать, иначе ребенок будет воспринимать процесс как каторгу, наказание, от которого хочется быстрее избавиться. После таких мер ваш ребенок, вряд ли захочет продолжать читать для себя. Ведь в первую очередь книга – это все - таки развлечение и бесконечные часы удовольствия. Она должна восприниматься как приятное занятие, источник интересной и полезной информации, а не навязанная необходимость.

Для современного мира технологий, где интернет наше все, первостепенное значение имеет умение эффективно использовать интернет - ресурсы и оценивать достоверность и ценность, находящейся там информации. Поэтому так важен навык чтения, который развивает умение критически мыслить.

Не стоит беспокоиться, если ребенок читайте одну и ту же книгу по несколько раз. Детям комфортнее, когда они уже знают конец любимой истории и могут рассказать её наизусть. Перечитывайте вместе с ребенком любимые книги, но потихоньку предлагайте ему новые варианты.

Что нужно для того, чтобы ребенок полюбил читать?

Для первоначального чтения детям необходимо обладать 5 навыками:

  1. – уметь слушать и распознавать интонации при устном чтении (выразительное чтение);
  2. – соотносить написанное в книге со звуками устной речи;
  3. – знать и понимать как можно больше слов;
  4. – понимать и извлекать смысл из прочитанного;
  5. – уметь читать быстро и точно.

А напоследок хочется сказать: обязательно читайте вместе с ребенком, открывайте вместе с ним новые сказочные миры и погружайтесь в мир детской литературы.

Воспитание любви к книгам у детей

Консультация для родителей. Тема «Ребенок и книга»


Орехова Вера Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 125», г. Воронеж
Описание: данный материал будет интересен педагогам для проведения консультаций и работы с родителями.
Цель:
Приобщение родителей к развитию у детей интереса к книгам и чтению художественной литературы.
Вопросы для обсуждения:
1. Что такое книга? Значимость чтения для ребенка.
2. Рекомендации по приобретению литературы.
3. Советы для родителей.

Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения.


Книга-это воспитатель человеческих душ. Малыш растет, а это значит, что каждый день его ждет все больше новых впечатлений, он активно познает мир и совершает множество открытий. Получает все больше разнообразной информации необходимой ему для дальнейшего правильного физического, психического и умственного развития. Новые знания дети получают от окружающих их людей, в первую очередь от родителей, а также из книг.
Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить нас родителей задуматься и попытаться, как то исправить положение вещей.
С самого маленького возраста малышам нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку.
Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас.
Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память.
Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства.


Разнообразие детских книг удивляет, но не всегда радует. Важно помнить, что в любой книге, в том числе и детской, самое главное-содержание.

1. Дети 2-3 лет любят книги с крупными картинками, любят их
рассматривать. Тут на помощь приходят русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Курочка-Ряба», «Теремок».
Маленькому ребенку всегда легче воспринимать рассказ, чем чтение. Поэтому рассказывайте ему сказки своими словами и одновременно рассматривайте картинки к книжке.
На третьем году жизни словарный запас быстро увеличивается, и ребенку можно уже читать стихотворения. Познакомьте с творчеством А. Барто, З. Александровой.


2. У детей 4-5 лет происходит активизация словарного запаса, идет
развитие связной речи. Читая ребенку литературные произведения, нужно обращать внимание на отдельные слова и выражения. Можно учить пересказывать короткие тексты русских народных сказок. Потихоньку приступайте к заучиванию стихотворений.
В этом возрасте можно знакомить ребенка со сказками зарубежных авторов, с богатырскими народными сказками, с рассказами о природе и животных, с творчеством К. Чуковского.


3. Для детей 6-7 лет среди всех жанров художественной литературы на первом месте всё еще сказки, только к народным добавляются и авторские. Поэтому их можно познакомить с творчеством Эдуарда Успенского, со смешными рассказами Н. Носова.
Детям 6-7 лет следует покупать яркие книги с крупным шрифтом и множеством красивых картинок, сюжет книги должен быть интересным, чтобы ребенку захотелось дочитать до конца. Книга в таком возрасте должна доставлять удовольствие. Выбирая книгу, обращайте внимание на количество диалогов в произведениях, ведь вы сможете читать по ролям.


Для того чтобы ребенок полюбил книгу, родителям нужно сильно потрудиться.


Советы для родителей.
Чаще говорите о ценности книги;
Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи;
Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой;
Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;
Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию;
Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание;
Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;
Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;
Чаще устраивайте семейные чтения.

Чтение для детей должно стать ежедневной привычкой, стать необходимостью.

Приходит книга в дом любой.
Коснись её страниц,
Заговорит она с тобой
Про жизнь зверей и птиц.

Увидишь ты разливы рек,
Услышишь конский топот
Придут к тебе и Чук, и Гек,
Тимур и дядя Стёпа.

Ей вьюга злая не страшна
И не страшна распутица
С тобой беседует она,
Как умная попутчица.

Ну, а взгрустнется вдруг,
Не огорчайся слишком:
Как самый лучший верный друг
Развеет скуку книжка. (Аркадий Марков)


Совместным чтением вы открываете для своего ребенка интересный и красочный литературный мир. И помните, таким простым способом вы дарите своему ребенку огромное количество счастья и любви.