Словарь бизнес-сленга Что такое ода, что означает и как правильно пишется. Словарь литературоведческих терминов
Значение слова ОДА в Словаре литературоведческих терминов
- (от греч. oide - песня) - жанр лирики, торжественное стихотворение восторженного характера, призванное воспеть какого-либо человека, явление или событие. Например: М.В. Ломоносов "Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747года".
Словарь литературоведческих терминов. 2012
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ОДА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- ОДА в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
— см. аудакс … - ОДА в Словаре значений Египетских имен:
(ж) - от … - ОДА в Большом энциклопедическом словаре:
(от греч. ode - песня) жанр лирической поэзии и музыки; торжественные, патетические, прославляющие произведения. Как хоровая песня ода возникла в … - ОДА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
(от греч. ???, сокращение от?????, песнь) — принадлежит к роду так называемой хоровой лирики, развившейся преимущественно у дорийцев. Лирика … - ОДА в Современном энциклопедическом словаре:
- ОДА
(позднелатинское ode или oda, от аттической формы oide, греческого слова aoide - песня), жанр лирической поэзии и музыки торжественное, патетическое, … - ОДА в Энциклопедическом словарике:
ы, ж. 1. В русской поэзии (с 17в.) - торжественное стихотворение, посвященное какому-нибудь событию или ге-рою. Оды Ломоносова. Одический - … - ОДА в Энциклопедическом словаре:
, -ы, ж. Торжественное стихотворение, посвященное какому-н. историческому событию или герою. Хвалебная о. Оды Ломоносова. II прил. одический, -ая, -ое- … - ОДА
́ОДА (от греч. od; - песня), жанр лирич. поэзии и музыки; торжеств., патетич., прославляющее произв. Как хоровая песня О. возникла … - ОДА в Большом российском энциклопедическом словаре:
́ОДА Нобунага (1534-82), япон. полководец, первый из трёх объединителей (О., X. Тоётоми, И. Токугава) страны. Низложив в 1573 последнего сёгуна … - ОДА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
(от греч. ???, сокращение от?????, песнь) ? принадлежит к роду так называемой хоровой лирики, развившейся преимущественно у дорийцев. Лирика … - ОДА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
о"да, о"ды, о"ды, о"д, о"де, о"дам, о"ду, о"ды, о"дой, о"дою, о"дами, о"де, … - ОДА в Весёлом этимологическом словаре:
1) опорно-двигательный … - ОДА в Словаре великорусского языка делового общения:
(oda, order) заявка на исполнение брокеру, например, stop-loss или take … - ОДА в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
-ы, ж. 1) Торжественное стихотворение в честь какого-л. события или лица. Оды Державина. Мать с родною теткой старичка мне наняли. … - ОДА
Восхваление в … - ОДА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
В рифму и во … - ОДА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
Торжественный стих в стиле … - ОДА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
Прославляющий … - ОДА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
Похвальная … - ОДА в Новом словаре иностранных слов:
(гр. ode) 1) в русской поэзии (с 17 в.) - стихотворение в честь какого-л, важного события, лица или на … - ОДА в Словаре иностранных выражений:
[гр. ode] 1. в русской поэзии (с 17 в.) - стихотворение в честь какого-л, важного события, лица или на особо … - ОДА в Словаре синонимов Абрамова:
см. песнь, хвала || петь оды в чью-л. … - ОДА в словаре Синонимов русского языка:
песня, стихотворение, … - ОДА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
ж. 1) а) Один из жанров лирики, представляющий собою торжественное стихотворение, посвященное какому-л. событию или герою. б) Отдельное произведение такого … - ОДА в Словаре русского языка Лопатина:
`ода, …
Авангардизм - движение в художественной культуре XX века, порывающее с существующими нормами и традициями, превращающее новизну выразительных средств в самоцель.
Авторская речь - в прозаическом произведении речь автора, т. е. текст произведения без речи персонажей. Не всегда совпадает с позицией самого автора, ведущего повествование, избравшего определённый художественный угол зрения на описываемые события.
Акмеизм - течение в русской поэзии 1910-х годов (С. Городецкий, М. Кузмин, ранние Н. Гумилёв, А. Ахматова, О. Мандельштам); провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, возврат к материальному миру, предмету, стихии «естества», точному значению слова.
Аллегория
- изображение конкретного предмета или явления действительности, заменяющее абстрактное понятие или мысль. Так, изображение змеи и чаши - аллегория медицины. В отличие от сим-
вола, аллегория однозначна. Широко используется в художественной литературе как средство усиления поэтической выразительности.
Амфибрахий - в силлабо-тоническом стихосложении - трёхсложная стопа, в которой ударный слог находится между двумя безударными: «О милые плуты! Кто часто их видел, / Тот, верю я, любит крестьянских детей...» (Н.А. Некрасов).
Анапест - в силлабо-тоническом стихосложении - трёхсложная стопа, в которой два первых слога - безударные, а последний - ударный: «Меж высоких хлебов затерялося / Небогатое наше село...» (Н.А. Некрасов).
Антитеза - резко выраженное противопоставление понятий, положений и образов: «Не отстать тебе. Я - острожник, / Ты - конвойный. Судьба одна» (М. Цветаева).
Антиутопия - произведение, изображающее вымышленную картину нежелательного, порочного жизненного устройства (например, роман Е. Замятина «Мы»).
Архаизмы - слова и выражения, вышедшие из активного употребления и использующиеся для воссоздания исторического колорита эпохи, а также в торжественной речи; для комического эффекта; для речевой характеристики персонажа: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, / Исполнись волею моей / И, обходя моря и земли, / Глаголом жги сердца людей» (А. С. Пушкин).
Афоризм - краткое изречение, выражающее глубокую мысль определённого автора, отличающееся выразительностью и неожиданностью: «Знание - сила» (Ф. Бэкон).
Баллада - жанр лирической поэзии, носящий повествовательный сюжетный характер («Светлана» В.А. Жуковского, «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина).
Басня - малый повествовательный жанр, преимущественно стихотворный, нравоучительного, сатирического характера. Широко использует олицетворение. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В начале или конце басни - краткая «мораль» (И.А. Крылов).
Былины - русские народные героико-эпические песни-сказания. Слагались баллады преимущественно в XI-XVI вв.; повествуют о богатырях - защитниках родины; отражают нравственные идеалы народа.
Вымысел художественный - одна из важнейших особенностей художественного творчества, связанная со способностью писателя представить, вообразить то, что могло быть в действительности.
Гипербола - чрезмерное преувеличение («реки крови»). Обратная гипербола - художественное преуменьшение - литота («мальчик-с-пальчик»).
Герой произведения - одно из главных действующих лиц литературного произведения (в отличие от персонажа). Развитие характера героя и его взаимоотношений с другими действующими лицами играют решающую роль в развёртывании сюжета и композиции произведения, в раскрытии его темы и идеи.
Гротеск - изображение людей и явлений в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде: «Сидят людей половины» (В.В. Маяковский, «Прозаседавшиеся»).
Дактиль - в силлабо-тоническом стихосложении - трёхсложная стопа с ударением на первом слоге: «Тучки небесные, вечные странники!» (М.Ю. Лермонтов).
Драма - 1) жанр; 2) литературный род действия, принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе. Особенность драмы составляют сюжетность, конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. Драматические конфликты воплощаются в поведении героев и их поступках и прежде всего в монологах и диалогах.
В драме изображается частная жизнь человека в его остроконфликтных отношениях с обществом или собой. В отличие от трагедии, эти отношения не безысходны («Бесприданница» А.Н. Островского, «На дне» М. Горького). Трагическое начало присуще исторической драме.
Жанр - исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественных произведений, существующая внутри определённого вида литературы (эпоса, лирики, драмы).
Завязка - начало конфликта, составляющего основу сюжета художественного произведения.
Идея произведения - главная мысль художественного произведения, отражающая отношение автора к действительности, воплощённая в системе образов.
Имажинизм - русская литературная группировка 1920-х годов. Имажинисты провозглашали победу самоценного образа над смыслом и идеей. Имажинистское стихотворение могло не иметь содержания, но должно было быть насыщено словесными образами. Одно время к имажинистам принадлежал С.А. Есенин.
Классика - литературное наследие писателей, признанных лучшими в мировой литературе (А.С. Пушкин, И.В. Гёте, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, Л.Н. Толстой, У. Шекспир и др.).
Классицизм
- метод и направление в литературе XVII - начала XIX в., обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Главная тема классицизма - конфликт общественных и личных начал, долга и чувства. Классицизм стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к организованности логических, ясных и гармоничных образов. Вместе с тем классицизму были свойственны черты утопизма, идеализации
и отвлечённости, нараставшие в периоды его кризиса. Представители русского классицизма: Г.Р. Державин, А.П. Сумароков, М.В. Ломоносов.
Комедия - жанр драматургии, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех («Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Ревизор» Н.В. Гоголя).
Композиция - построение художественного произведения, система организации образов, их связей и отношений.
Конфликт - противоборство, противоречие между изображёнными в художественном произведении действующими силами: характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характера.
Концовка - заключительная часть художественного произведения.
Критический реализм - художественный метод и литературное направление, сложившееся в XIX веке. Главная его особенность - изображение человеческого характера в органической связи с социальными обстоятельствами, наряду с глубоким социальным анализом внутреннего мира человека.
Представители русского критического реализма: А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов.
Кульминация - высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения.
Лирика - один из трёх родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой). Рисует отдельные состояния характера в определённые моменты жизни, собственное «я» поэта. Охватывает множество стихотворных жанров, например: элегия, романс, сонет, песня, стихотворение. Любое явление и событие в лирике воспроизводится в форме собственного переживания. Однако самовыражение поэта, благодаря масштабности и глубине личности автора, обретает общечеловеческое значение (лирика А.С. Пушкина, А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского).
Лирическое стихотворение - малая жанровая форма лирики, написанная или от лица автора («Я вас любил...» А.С. Пушкина), или от лица вымышленного лирического героя («Я убит подо Ржевом...» А.Т. Твардовского). Лирический герой - образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого в нём отражены. Лирический герой не отождествляется с образом автора. На основе образа лирического героя создаётся представление о творчестве поэта, но не о его личности.
Лиро-эпический жанр - жанр, объединяющий сюжетность эпического повествования с лиризмом, эмоциональностью («Евгений Онегин» А.С. Пушкина).
Литература , художественная литература - вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова, письменного или устного (фольклора).
Литературный род - обобщённый тип литературы, основной способ построения произведений, отличающийся от других таких же способов соотношения мира и человека в создаваемых картинах жизни. Для каждого литературного рода выделяется основной признак - родовая доминанта: это повествование о событиях (эпос), субъективно-эмоциональное размышление (лирика), диалогическое изображение событий (драма).
Метафора - вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту: «Вознеслась ты под свод голубой / Над бродячей толпой облаков...» (А. А. Фет).
Метонимия - вид тропа, в котором одно слово заменяется другим на основе связи их значений по смежности («Театр рукоплескал» - вместо «публика рукоплескала»).
Миф - предание, возникшее в глубокой древности, ранний вид устного народного творчества, повествование о богах, духах и обожествлённых героях. Миф отражает стремление людей уяснить себе смысл и причины наблюдаемых явлений, исходя из убеждённости в существовании божественных сил. По форме миф напоминает сказку, близок к легенде. Но, в отличие от сказки, в мифе все события описаны как реально происходившие.
Модернизм - общее название направлений искусства и литературы конца XIX - начала XX в., выражающих кризис буржуазной культуры и характеризующихся разрывом с традициями реализма.
Монолог - речь действующего лица, обращённая к себе или другим, но, в отличие от диалога, не зависящая от их реплик.
Мотив
- простейшая единица сюжетного развития. Любой сюжет сводится к переплетению мотивов. Один и тот же мотив может лежать в основе различных сюжетов и обладать разным смыслом (мо-
тив бегства, мотив исполнения желаний, мотив одиночества и т. д.).
Новелла
- небольшой прозаический жанр, разновидность рассказа, отличающаяся строгостью сюжета и композиции, отсутствием описательности и психологической рефлексии, необыденностью
события, элементами символики.
Образ автора - способ авторского существования в пределах произведения, концентрированное воплощение сути произведения. Образ автора не тождествен образу повествователя или образу рассказчика. Он объединяет всю систему образов произведения - и персонажей, и рассказчика. Первый опыт создания образа автора в русской литературе принадлежит А.С. Пушкину («Евгений Онегин»).
Образ рассказчика - условный образ человека, от лица которого ведётся повествование в литературном произведении. В отличие от образа повествователя, рассказчик в собственном смысле присутствует в эпосе не всегда - его нет в случае «нейтрального», «объективного» повествования (Пётр Андреевич Гринёв в «Капитанской дочке», холодно-страстный Печорин в печоринском «Журнале» из «Героя нашего времени» и добродушный Максим Максимыч из «Бэлы»).
Ода - жанр лирической поэзии, в классицизме - торжественное прославляющее произведение. В XVI-XVIII вв. - жанр высокой лирики (М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин).
Олицетворение - такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ: «О чём ты веешь, ветер ночной, / О чём так сетуешь безумно?» (Ф.И. Тютчев).
Онегинская строфа - принадлежащая А.С. Пушкину форма строфы, которой написан роман «Евгений Онегин»; 14-стишие четырёхстопного ямба с рифмовкой «абабввггдееджж». Такое строение делает онегинскую строфу гибкой, цельной и выразительной, не утомляющей читателя и удерживающей стройность большого романа.
Очерк - малая эпическая прозаическая форма, одна из разновидностей рассказа. Очерк отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы.
Памфлет - злободневное сатирическое произведение, цель и пафос которого - конкретное, гражданское, преимущественно социально-политическое обличение. Публицистичность нередко сочетается с художественными достоинствами. Памфлетность может проникать в различные художественные жанры (пьеса-памфлет, роман-памфлет и др.).
Повесть - прозаический жанр неустойчивого объёма (среднего между романом и рассказом), тяготеющий к хроникальному сюжету и композиции. В повести нет интриги и расчленённости (в отличие от романа), сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в эпизодах. Естественное течение жизни во времени и пространстве, как бы лишённые авторского вымысла и драматического сгущения события, - специфическая установка автора повести («Вешние воды» И.С. Тургенева).
Поговорка - широко распространённое образное выражение, определяющее какое-либо жизненное явление; в отличие от пословицы, поговорка лишена назидательности («Когда рак на горе свистнет»).
Послание (от греческого epistole - письмо) - малая лирическая форма, стихотворное письмо, обращённое к какому-либо лицу. По содержанию послания бывают дружеские, лирические, сатирические и т. д. Послание может быть адресовано одному конкретному лицу или группе лиц, к внутреннему миру лирического героя.
Пословица - сжатое образное грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом: «Что посеешь, то и пожнёшь».
Поэма
- поэтический жанр большого объёма. В древности и в Средние века отличительными чертами поэмы были историчность и героичность содержания, его легендарность. Со времени романтизма в поэмах происходит столкновение судьбы и позиции личности с историческими или социальными силами («Медный всадник» А.С. Пушкина). В современной поэме автор - участник или вдохновенный комментатор событий (В.В. Маяковский, А.Т. Твардовский). В XX в. утверждается также бессюжетно-ли-
рическая поэма.
Притча - небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегорической форме. По своему характеру притча близка к басне, но смысл притчи всегда глубже.
Пролог - вступление к литературному произведению, непосредственно не связанное с развивающимся действием, но как бы предваряющее его рассказом о предшествующих событиях и их смысле (пролог в «Фаусте» Гёте, в «Снегурочке» А.Н. Островского).
Развязка - разрешение конфликта в литературном произведении, исход событий.
Рассказ - малая форма эпического рода литературы, в которой даётся изображение какого-либо эпизода из жизни героя. Кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц - особенность рассказа.
Реализм - понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правдивое, объективное отображение действительности. Основные принципы реализма: объективное отображение существующих сторон жизни в сочетании с авторским идеалом; воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах; жизненная достоверность изображения с использованием условных форм художественной фантазии (мифа, символа, гротеска). Реализм XIX века развил и углубил воспринятую от романтизма критику материального прогресса и буржуазной цивилизации, поэтому его назвали критическим реализмом (определение М. Горького).
Ритм - повторяемость однородных звуковых элементов, чередование ударных и безударных слогов. Ритм служит основой стиха.
Рифма - созвучие концов стихов. По месту ударения рифма бывает мужская (с ударением на последнем слоге), женская (с ударением на предпоследнем слоге) и дактилическая (рифма с ударением на третьем от конца слоге); по взаимному расположению строк - смежная (аабб), охватная (абба) и перекрёстная (абаб).
Роман - форма эпического рода литературы, раскрывающая историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени, порою - целых поколений. Имеет несколько сюжетных линий, широко охватывает действительность, позволяет передать наиболее глубокие и сложные процессы жизни.
Роман-эпопея (от греческого epopiia - собрание сказаний) - роман с широким изображением народной жизни в переломные исторические эпохи. Например, «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Тихий Дон» М.А. Шолохова.
Романтизм
- художественный метод, сложившийся в конце XVIII - начале XIX в. Для романтизма характерен особый интерес к личности и её отношению к окружающей действительности, а также противопоставление реальному миру - идеального. Стремление художника выразить своё отношение к изображаемому преобладает над точностью передачи действительных фактов, и это придаёт художественному произведению повышенную эмоциональность («Кавказский пленник» А.С. Пушкина, «Демон»
М.Ю. Лермонтова, «Старуха Изергиль» М. Горького, «Алые паруса» А. Грина).
Сатира - способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными. Сила сатиры зависит от эффективности сатирических методов: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др. Сатирическим может быть и целое произведение, и отдельные образы, ситуации, эпизоды. Классики сатиры - Мольер, М.Е. Салтыков-Щедрин.
Сентиментализм - течение в европейской и американской литературе второй половины XVIII - начала XIX в. Провозглашал культ естественного чувства, природы, был не чужд патриархальной идеализации. Представитель сентиментализма в России - Н.М. Карамзин.
Символ - образ, максимально обобщённо и экспрессивно выражающий идею или отличительные черты какого-либо события или явления, например, символ Прекрасной Дамы у А.А. Блока.
Символизм - направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х годов; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия. Стремясь прорваться к «скрытым реальностям», «идеальной сущности мира», «нетленной Красоте», символизм выразил неприятие буржуазного образа жизни, тоску по духовной свободе, предчувствие и боязнь мировых социально-исторических сдвигов.
Главные представители символизма в русской литературе - В. Брюсов, А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, Ф. Сологуб.
Синекдоха - название части (меньшего) вместо целого (большего) или наоборот («пропала моя головушка» вместо «я пропал»).
Сонет - стихотворение из 14 строк. Возник в XIII веке в Италии, особенно популярен в поэзии эпохи Возрождения, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма (например, «Поэту» А.С. Пушкина).
Сравнение - сопоставление двух предметов или явлений с целью прояснить один из них при помощи другого; в художественной литературе широко распространены развёрнутые сравнения, материализующиеся в целых фрагментах текста. «Он (стих Пушкина) нежен, сладостен, мягок, как рокот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руках богатыря» (В. Г. Белинский).
Стих - отдельная строка стихотворения, а также общее название стихотворной речи, которая отличается ритмом.
Стихотворение - написанное стихами литературное произведение небольшого объёма, в XIX-XX веках - преимущественная форма лирики.
Стихотворение в прозе - лирическое произведение в прозаической форме; небольшой объём, повышенная эмоциональность стиля, круг образов, идей сближают стихотворение в прозе с лирической поэзией, но метрических признаков стиха в нём нет («Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева).
Стихотворный размер
- способ организации звукового состава стихотворного произведения, определяется либо числом слогов (силлабическое стихосложение), либо числом ударений (тоническое
стихосложение), либо числом и расположением и слогов, и ударений (силлабо-тоническое стихосложение).
Сюжет - совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения.
Трагедия - жанр драматургии, проникнутый пафосом трагического. Основу трагедии составляют общественные конфликты, коренные проблемы человеческого бытия, столкновение личности с судьбой, обществом, миром. Трагедии обычно заканчиваются гибелью главного героя. Начиная с XVIII века, и особенно в драматургии реализма, жанр утрачивает строгость; трагедия сближается с драмой, возникают промежуточные жанры, например: «мещанская трагедия» (Шиллер), трагическая драма (Гюго), историческая драма (Пушкин), героическая драма (Вс. Вишневский), с конца XIX в. актуальной становится трагикомедия.
Тропы - в стилистике и поэтике - употребление слова в образном смысле, при котором происходит сдвиг значения слова от прямого к переносному. Виды тропов - метафора, метонимия, синекдоха, гипербола и др.
Утопия - произведение, изображающее вымышленную картину идеального жизненного устройства.
Фабула - цепь событий, составляющих сюжет, в их причинновременной последовательности. Фабула может совпадать с сюжетом, а может и расходиться с ним, как, например, в «Герое нашего времени». Фабульная последовательность глав следующая: «Тамань», «Княжна Мери», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч». Лермонтов, однако, выстроил сюжет в иной последовательности - в целях углубления психологического анализа характера Печорина.
Футуризм - авангардистское направление в европейском искусстве 10-20-х годов XX века. Стремясь создать «искусство будущего», отрицая традиционную культуру (особенно её нравственные и художественные ценности), футуризм культивировал урбанизм (эстетику машинной индустрии и большого города), переплетение документального материала и фантастики; в поэзии даже разрушал естественный язык (В.В. Маяковский, В. Хлебников).
Хорей - в силлабо-тоническом стихосложении двусложная стопа, в которой безударный слог следует за ударным: «Мчатся тучи, вьются тучи; / Невидимкою луна...» (А.С. Пушкин).
Художественная деталь - одно из средств создания художественного образа, помогающее представить изображаемое автором явление в неповторимой индивидуальности. Может воспроизводить черты внешности, одежды, обстановки, переживания или поступка (тяжёлая поступь и лучистые глаза княжны Марьи в «Войне и мире», обветренные руки Базарова («Отцы и дети») и т. д.).
Художественные средства - средства, которые делают художественную речь более яркой и выразительной (эпитет, сравнение и др.).
Художественный метод
- совокупность наиболее общих принципов и особенностей образного отражения жизни в искусстве, которые устойчиво повторяются в творчестве ряда писателей и тем
самым образуют литературное направление. К художественным методам (и направлениям) относятся классицизм, сентиментализм, романтизм и реализм.
Эзопов язык (по имени древнегреческого баснописца Эзопа) - тайнопись в литературе, художественная речь, намеренно маскирующая мысль автора.
Экспрессионизм - направление в литературе и искусстве первой четверти XX в., провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение - главной целью искусства. Экспрессионизм выразил протест против уродств капитализма, чувства обречённости и ужаса перед унижением человека и войнами.
Элегия - жанр лирической поэзии. В новой европейской поэзии сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, любви, одиночества, бренности земного бытия; классический жанр сентиментализма и романтизма («Признание» Е. Баратынского).
Эпиграф - яркое изречение, помещаемое автором перед всем произведением или его частью с целью помочь читателю глубже понять содержание текста.
Эпизод - в известной степени завершённая и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный в судьбе персонажа момент.
Эпилог - заключительная часть художественного произведения, где рассказывается о судьбе героев после изображённых событий.
Эпитет - образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения («чистое поле», «парус одинокий»).
Эпопея - обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях. Корни эпопеи лежат в мифологии и фольклоре. В XIX в. возникает роман-эпопея («Война и мир» Л.Н. Толстого).
Эпос - род литературы, повествование о минувших событиях, характеризуется предельной отстранённостью автора от предмета повествования.
Эссе - жанр литературно-критической, художественной, публицистической литературы, сочетающий индивидуальную позицию автора с непринуждённым, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь («Дневник писателя» Ф.М. Достоевского).
Ямб - в силлабо-тоническом стихосложении - двусложная стопа, в которой ударный слог следует за безударным: «Какая грусть! Конец аллеи / Опять с утра исчез в пыли...» (А. А. Фет).
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11
«Дубровский»? Вопрос № 3 Определите, сколько произведений И. Тургенева здесь представлено: «Портрет», «Муму», «Пересолил», «Воробей», «Бежин луг», «Пропавшая грамота», «Русский язык», «Лошадиная фамилия» Вопрос № 4 Сколько жанров лирики здесь представлено: эпиграмма, басня, новелла, сонет, элегия, ода, поэма, трагедия Вопрос № 5 Сколько 3-сложных стихотворных размеров вы знаете? Вопрос № 6 Какой слог является ударным в стопе дактиля? Вопрос № 7 Сколько произведений из перечисленных не входят в состав сборника Н. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Сорочинская ярмарка», «Станционный смотритель», «Пропавшая грамота», «Хамелеон», «Хирургия», «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», «Левша» Вопрос № 8 В каком году в Царскосельском лицее состоялся переводной экзамен, на котором Пушкин прочитал «Царскосельскую оду» в присутствии Г. Державина? Вопрос № 9 Из скольких строк состоит сонет? Вопрос № 10 Сколько муз сопровождали Аполлона, покровителя искусств? Вопрос № 11 Историческому событию какого года посвящена басня И. Крылова «Волк на псарне»? Вопрос № 12 Сколько «Кавказских пленников» в русской литературе?
Итоговый контроль знаний, умений и навыков учащихся по курсу литературы 5 классЧасть 1. Произведения, которые ты прочитал.
1. Занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях:
а) сказка;
б) повесть;
в) рассказ.
2. Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл:
а)стихотворение;
б) басня;
в) сказ.
3. Стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание, с острым, напряжённым сюжетом:
а) сказка;
б) басня;
в) баллада.
4. Небольшое повествовательное произведение, объединённое сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов:
а) сказ;
б) рассказ;
в) сказка.
5. Вид эпического произведения (средняя форма), в котором рассказывается о людях, событиях, больше рассказа, но меньше романа:
а) повесть;
б)стихотворение;
в) баллада.
6. Жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора:
а) сказ;
б) баллада;
в) рассказ.
7. Литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра:
а) повесть;
б) рассказ;
в) пьеса.
Часть 2. Знаешь ли ты литературоведческие термины?
8. Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты:
а) аллегория;
б) антитеза;
в) анализ.
9. Исследовательское прочтение художественного текста:
а) аллегория;
б) антитеза;
в) анализ.
10. Противопоставление образов, картин, слов, понятий:
а) аллегория;
б) антитеза;
в) анализ.
11. Событие, знаменующее начало развития действия в эпических и драматических произведениях:
а) кульминация;
б) завязка;
в) развязка.
12. Момент наивысшего напряжения в художественном произведении:
а) кульминация;
б) завязка;
в) развязка.
13. Один из элементов сюжета, заключительный момент в развитии действия в художественном произведении:
а) кульминация;
б) завязка;
в) развязка.
14. Переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому:
а) сравнение;
б) метафора;
в) эпитет.
15, Изображение одного явления с помощью сопоставления с другим:
а)сравнение;
б) метафора;
в) эпитет.
16. Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным:
а) сравнение;
б) метафора;
в) эпитет.
Часть 3. Узнай героя литературного произведения по портрету (описанию внешности).
17. «Белолица, черноброва, / Нраву кроткого такого»:
а) мачеха;
б) молодая царевна;
в) Василиса Прекрасная.
18. «В чертах усталого лица / Всё та ж покорность без конца»:
а) бурлак из поэмы Н. А. Некрасова «На Волге»;
б) полковник из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»;
в) ловчий из басни И. А. Крылова «Волк на псарне».
19. «...Мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения»:
а) Степан из сказа П. Бажова «Медной горы Хозяйка»;
б) Герасим из рассказа И.С. Тургенева «Муму»;
в) Иван-царевич из русской народной сказки «Царевна-лягушка».
20. «...Был молчаливый, недоверчивый... отвечал сердитым басом...»:
а) Никита из рассказа А. П. Платонова;
б) Васютка из рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро»;
в) Филька из сказки К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб».
Часть 4. Внимательный ли ты читатель?
21. Какого героя нет в сказке «Царевна-лягушка»:
а) чудо-юдо;
б) Ивана-царевича;
в) Василисы Прекрасной.
22. В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» на следующий день после боя русская армия была готова:
а) отступить;
б) продолжить бой;
в) укрепить свои позиции.
23. В сказке К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб» Филька понял, что совершил отвратительный, злой поступок, когда:
а) обидел коня;
б) усилился мороз;
в) услышал рассказ бабушки.
24. Герой рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», русский офицер Жилин, находясь в плену у татар:
а) постоянно думал о побеге;
б) тосковал, скучал и ждал выкупа;
в) не надеялся на удачное освобождение.
25. Какие слова деда и отца вспомнил Васютка, герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро», заблудившись в тайге:
а) «С тайгой надо дружить!»;
б) «Тайга хлипких не любит!»;
в) «В тайге одному делать нечего!».
Критерии оценки:
«5» - в работе допущено не более 1 ошибки;
«4» - в работе допущено 2-4 ошибки;
«3» - в работе допущено 5-10 ошибок;
«2» - в работе допущено более 10 ошибок.
РЕШИТЕ ЧТО МОЖЕТЕ!!!☺