Сообщение на тему логическое ударение. Учебное пособие: Правила выделения логических ударений методические указания для осмысления выразительной, логически правильной речи раздел

Логическое ударение

Выделение с помощью интонационных средств какого-л. слова в высказывании, которое представляется говорящим наиболее важным, с целью обратить на него внимание слушателя. Часто в этом смысле говорят о месте интонационного центра высказывания, т. е. о том слоге или слове, на котором происходит коммуникативно значимое изменение высоты тона голоса. Интонационный центр высказывания всегда расположен на том слове, которое говорящий хочет акцентировать. В зависимости от того, на какое слово фразы падает л. у., высказывание изменяет свой смысл и требует иной речевой реакции собеседника. В тексте такое слово иногда выделяют другим шрифтом

Ежели бы не моя истинная любовь к дяде , - сказала она, с особенной уверенностью ... выговаривая это слово (Л. Толстой).


Учебный словарь стилистических терминов. - Новосибирск: Новосибирский государственный университет . О. Н. Лагута . 1999 .

Смотреть что такое "логическое ударение" в других словарях:

    Логическое ударение Литературная энциклопедия

    Логическое ударение - ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ. Более сильное ударение на одном слове предложения, чем на других. Л им У ем обозначается психологическое сказуемое (см.) суждения, выраженного в предложении, как главное в мысли. Наприм., в предложении: «Я написал письмо… … Словарь литературных терминов

    ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ - ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ. То же, что смысловой акцент. Элемент интонационного оформления предложения, состоящий в выделении того слова (словосочетания), которое представляется говорящему особенно важным в смысловом отношении … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    логическое ударение - ударение, характеризующее смысловую нагрузку компонентов суждения. В некоторых учениях о суж дении в традиционной логике, принадлежавших психологическому направлению, основная смысловая нагрузка в простых атрибутивных суждениях относилась к… … Словарь терминов логики

    Логическое ударение - средство смыслового выделения какой либо значимой единицы высказывания. Накладываясь на обязательное Словесное ударение, Л. у. обычно усиливает фонетические характеристики слова, подчёркивая информацию, новую или спорную для одного из… … Большая советская энциклопедия

    логическое ударение - Более сильное ударение на одном слове предложения, чем на других. Л им У ем обозначается психологическое сказуемое (см.) суждения, выраженного в предложении, как главное в мысли. Наприм., в предложении: «Я написал письмо товарищу» каждое слово … Грамматический словарь: Грамматические и лингвистические термины

    логическое ударение - Выделение в произношении одного из слов предложения для усиления его смысловой нагрузки. ср.: Я сегодня, поеду в институт (не кто либо другой, а именно я). Я сегодня поеду в институт (не в другой день, а именно сегодня). Я сегодня поеду в… … Словарь лингвистических терминов

    УДАРЕНИЕ Современная энциклопедия

    УДАРЕНИЕ - (акцент) ..1) выделение единицы речи (слога, слова, словосочетания) с помощью фонетических средств. Осуществляется различными способами: силой выдоха (силовое, или экспираторное, ударение в русском, английском, французском, польском, венгерском,… … Большой Энциклопедический словарь

    Ударение - (акцент), 1) выделение единицы речи (слога, слова, словосочетания) с помощью фонетических средств. Осуществляется различными способами: силой выдоха (силовое, или экспираторное, ударение в русском, английском, французском и других языках);… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Русский язык. 8 класс (CDpc) , . Образовательный комплекс (далее ОК)`Русский язык, 8 кл.` - учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных школ и школ с углубленным изучением русского языка. Обучающими,…
]

То, как проявляется ударение в речевом потоке, в большой степени зависит от языка. В некоторых языках ударные слоги имеют более высокий или более низкий тон, чем безударные - это так называемое тоновое, или музыкальное ударение. В других языках они могут выделяться более высоким или низким тоном по сравнению с окружающими слогами (тоновое отклонение) в зависимости от типа предложения. Существует также динамическое (шумное, силовое) ударение, квалитативное (качественное) ударение (отсутствие редукции гласного) и квантитативное ударение (количественное - увеличение длины звука, известное в музыкальной теории как агогика). Ударение может обладать несколькими из этих характеристик одновременно. Кроме того, ударение может реализовываться в разной степени на разных словах в одном предложении; в некоторых случаях различие между акустическими сигналами ударных и безударных слогов может быть минимальным.

Уровни ударения [ | ]

В некоторых языках выделяют первичное и вторичное ударение. Традиционно считается, что английский язык обладает двумя уровнями ударения, как, например, в словах cóunterfòil [ˈkaʊntɚˌfɔɪl] и còunterintélligence [ˌkaʊntɚ.ɪnˈtɛlɪdʒəns], а в некоторых работах даже говорилось о том, что он имеет четыре уровня ударения, но эти исследования часто противоречат друг другу.

Эволюция правил ударения в русском языке [ | ]

  • Каждая морфема (приставка, корень, суффикс, окончание) может быть самоударной (или типа a ), правоударной (или типа b ) и безударной (или типа c ).
  • Единица ударения - слово с предлогами, союзами, частицами. При этом вспомогательные слова, стоящие перед словом, всегда безударные, после слова - всегда самоударные.
  • В древнерусском также были редуцированные гласные (их обычно обозначают буквами ъ и ь ). Они были сильными и слабыми; последняя - всегда слабая. Если перед слабой редуцированной будет ещё одна редуцированная, та будет сильной . Слабые редуцированные ныне исчезли, сильные превратились в о и е (коньць конец , коньца конца ).
  • Находим первую ударную морфему. Если она самоударная - ударение на неё, если правоударная - на слог правее.
  • Но если ударение падает на слабую редуцированную - смещаем его левее.
  • Если все морфемы безударные - ударение на первый неслабый слог.

Например, корень рук- безударный, окончание самоударное, окончание и предлог на безударные, и выходит рукá , рýку , въ рýку , нá руку .

Современное ударение сдвигается в другие, более сложные правила, при этом одни слова работают по старым правилам, другие по новым. Фразы на ру́ку и на́ руку значат совершенно разное. Появились безусловно-ударные морфемы - например, суффикс -ив-(ый) (счастли́вый ). Ударение взяло на себя функцию различия падежей - жены́ распалось на жены́ (р.п. ед.ч.) и жёны (и.п. мн.ч.). В словах на -ер/-ёр ударение даёт понять, механизм это или человек: верёвочный стáртер , стартёр с флагом .

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

  1. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 ч. - Ч.1: Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексиколония. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование / Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин, Н. А. Николина, И. И. Щеболева; под ред. Е. И. Дибровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - с.68.
  • БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОЕ (БИОЛОГИЧЕСКОЕ) ОРУЖИЕ. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОКСИНОВ И БОЛЕЗНГЕТВОРНЫХ МИКРОБОВ
  • Бактериологическое (биологическое) оружие. Проблемы биотерроризма.
  • Биологическое действие ионизирующих излучений и способы защиты от них
  • Чтобы сделать логическое ударение на слове, нужно только снять ударение со всех остальных слов, и тогда оно будет естественно ударным.

    (К.С. Станиславский)

    Для того чтобы безупречно владеть техникой речи, необходимо уметь правильно разбираться в структуре предложения, находить в нем главное и второстепенное, определять связь между его членами, определять основную мысль и доносить её до слушателя средствами звучащей речи.

    Что такое логическое ударение? Как в каждом слове есть ударный слог, который является его центром, так и в каждом предложении есть главное, ударное слово, т.е. то, которое заключает в себе основной смысл высказыва­ния и на котором фиксируется внимание слушателя.

    Ударное слово – это основной смысловой центр, тот конкретный образ, который необходимо вызвать у слушателя.

    Как в слове от перемены ударения может меняться или теряться значение самого слова (змок замк, доргой – дорогй; мка – мук ), так и в предложении от перенесения ударения с одного слова на другое меняется или искажается смысл высказывания. Прочтение фразы Вечером я лучше усну (с ударением на слове лучше )предполагает, что речь идет о человеке,страдающем бессонницей. Вечером он уснет лучше, чем ночью. Ночью он не может уснуть.

    Прочтение этой же фразы Вечером я лучше усну (с ударе­нием на слове усну )изменяет смысл предложения. При таком ударении предполагается, что говорится о человеке, любящем поспать, который вечером лучше ляжет спать, чем, например, пойдет в кино.

    Ударное слово не только выделяется паузами, но и отличается в произношении от других слов своей протяженностью, звучностью, изменением высоты голоса.

    Помните, логическое ударение – это не просто повышение или понижение голоса, это прежде всего выделение средствами звучащей речи центра мысли , создание конкретного образа у слушателя.

    ВЫВОДЫ

    1. Звуковая сторона речи играет не менее важную роль, чем ее содержательная часть. Блестящая по содержанию речь во многом проигрывает, если она произнесена вяло и невыразительно, с запинками и речевыми ошибками.

    2. Дикция включает в себя три основных показателя: правильность артикуляции, степень ее отчетливости и манеру выговаривать слова. Дефекты дикции (шепелявость, картавость и т.п.) можно устранить при помощи специальных упражнений.



    4. Интонация – важное смыслоразличительное средство языка. Одно и то же предположение, словосочетание или даже слово, произнесенное с разными интонациями, может приобрести разные смыслы в зависимости от предлагаемых обстоятельств, конкретных условий и цели высказывания.

    5. Главным компонентом интонации является мелодика речи, т.е. изменение высоты тона голоса на протяжении высказывания. Существует несколько типов мелодики: мелодика завершенности, вопросительная мелодика, мелодика незавершенности.

    7. Темп речи – это скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов). Следите за темпом своей речи.



    8. Роль паузы в речи исключительно велика. Неправильно сделанная пауза меняет смысл высказывания, а иногда лишает фразу всякого смысла.

    9. Ритм речи требует не однообразия в длительности пауз, а разнообразия в их применении. Для этого следует делать интонационную разметку текста, выделяя короткую и длинную паузы, подчеркивая слова, на которые должно падать логическое ударение.

    10. Для того чтобы безупречно владеть техникой речи, необходимо правильно делать логическое ударение. Логическое ударение – это выделение средствами звучащей речи центра мысли.

    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    1. Какую роль играет звуковая сторона устной речи и как она соотносится с ее содержательной стороной ?

    2. Какую роль в восприятии речи оратора играет его дикция и каким образом можно устранить ее дефекты?

    4. Важна ли для речи оратора интонация и почему?

    5. Почему оратор должен обращать особое внимание на интонационное оформление своей речи?

    6. Каким образом следует пользоваться громкостью голоса при произнесении речи?

    7. Что такое темп речи и на какие ошибки при неправильном использовании темпа речи указывал К.С. Станиславский?

    8. Какова роль паузы в речи оратора?

    9. В чем состоит интонационная разметка текста?

    10. Что такое логическое ударение?

    Вы, конечно, знаете, что всё на свете из чего-нибудь состоит: лес - из деревьев, облака - из водяных капель, все предметы и вещества из крошечных невидимых частичек - атомов, а сегодня на уроке мы поговорим о том, что состоит их слов - о предложении. На уроке мы узнаем, что такое предложение и научимся отличать предложение от набора слов. Выясним, какие бывают предложения по интонации и цели высказывания, какие знаки препинания пишутся на конце предложения в письменной речи. Также откроем, что такое логическое ударение и как определить его место.

    Ответьте на вопросы. Что такое предложение? Любые ли слова могут построить предложение?

    Сравните две строки.

    Кот, квадратный, хорошо, пишет.

    Кот, рыжий, спит, крепко.

    Из каких слов можно построить предложение, связав их по смыслу? Можно ли сказать - «квадратный кот»? «Хорошо пишет кот»? Нет, нельзя.

    Попробуем составить предложение из слов второй строки.

    Проверьте себя.

    Рыжий кот крепко спит.

    Мы узнали о том, что кот рыжий и что он спит.

    Поменяется ли эта мысль, если поменять слова местами?

    Крепко спит рыжий кот.

    Кот рыжий спит крепко.

    Мысль осталась прежней. Её можно образно представить или нарисовать (рис. 1).

    Рис. 1. Рыжий кот крепко спит ()

    Сделаем вывод: предложение - это единица нашей речи, которая служит для выражения мысли. Предложение состоит из слов, которые связаны по смыслу.

    Выполните задание. Найдите предложения.

    Весна, ребята, каникулы, солнце.

    Весна уже пришла. Дует тёплый ветерок.

    Проверьте себя.

    В первой строке записаны просто слова, во второй строке два предложения.

    1-е: Весна уже пришла.

    2-е: Дует тёплый ветерок.

    Каждое предложение выразило свою мысль. Слова в предложениях связаны так, что понятно, о чём и что надо сказать.

    Произнесите ещё раз предложение спокойно и понаблюдайте за своим голосом: Весна уже пришла.

    Голос был спокойный, а к концу предложения понизился. Работу голоса, его усиление и повышение учёные назвали научным словом интонация. Когда мы произносим предложение-сообщение, то понижаем тон к концу предложения. Так мы показываем, что мысль закончена. В конце таких предложений надо ставить точку. Называются эти предложения повествовательными. Они о чём-то рассказывают, повествуют. Это их цель.

    Предложения могут побуждать кого-либо к действию. Интонация в таких предложениях будет иметь разные оттенки: просьбы, приказания, требования. Такие предложения называют побудительными.

    Саша, принеси, пожалуйста, учебник.

    Таня, не плачь!

    В предложении можно о чём-то спрашивать. При вопросительной интонации тон резко повышается на важном слове в вопросе. Можно по-разному прочитать одно и то же предложение-вопрос, выделяя голосом каждый раз новое слово.

    Ребята ходили в субботу в кино?

    Ребята ходили в субботу в кино?

    Ребята ходили в субботу в кино?

    Ребята ходили в субботу в кино ?

    Интонация меняется в зависимости от того, что именно нужно спросить. Такие предложения называются вопросительными. В конце вопросительных предложений ставится вопросительный знак.


    Существуют предложения, которые выражают свои мысли весело, с восторгом, изумлением или гневом. Такие предложения произносятся с повышенной интонацией, с восклицанием. Их так и называют - восклицательные предложения.

    В конце таких предложений стоит восклицательный знак.

    Мама приехала!

    Это очень интересная книга!

    Предложениям, в которых чувства не выражаются, дали название невосклицательные.

    Потренируйтесь.

    1. Прочитайте повествовательное предложение, понижая голос к концу.

    Ребята ходили в субботу в кино.

    2. Прочитайте восклицательное предложение, повышая голос к концу.

    Ребята ходили в субботу в кино!

    3. Прочитайте побудительное предложение.

    Ребята, сходите в субботу в кино!

    4. Прочитайте вопросительное предложение.

    Ребята ходили в субботу в кино?

    Сделаем вывод. Любое предложение бывает

    Итак, важно понимать, какое предложение ты читаешь, чтобы получалось выразительное чтение. Надо следить за знаками в конце предложений и правильно их интонировать.

    Прочитайте выразительно стихотворение Г. Чистяковой и подумайте, какие чувства надо передать при чтении и с какой интонацией необходимо читать.

    Кто из вас, ребята, знает,

    Отчего собака лает?

    Чем собака недовольна:

    Может, кто-то стукнул больно,

    Может, лапу отдавили,

    Может, кошки задразнили,

    Может, ласки захотела,

    Может быть, давно не ела,

    Может быть, страшна её вьюга,

    Может, потеряла друга?

    Отчего собака лает?

    Может быть, сказать нам хочет:

    - Посмотрите, умоляю,

    Как же я прекрасно лаю!

    Рис. 2. Собака

    В этом стихотворении вы увидели ещё один знак - запятую, она говорит: читай с паузами, интонация перечисления.

    У каждого предложения есть своя задача речи. Как же её определить?

    Прочитайте предложение

    На диване лежит котёнок.

    Задачей этого предложения было сообщить, что именно котёнок, а не щенок и не взрослая кошка лежит на диване. При чтении необходимо выделить голосом слово котёнок. Выделение голосом важного по смыслу слова называется логическим ударением. Договоримся показывать его графически стрелкой над словом.

    На диване лежит котёнок.

    Прочитайте.

    На диване лежит котёнок.

    Поменяем место логического ударения: перенесем его на слово «на диване». Задача этого предложения - сообщить, что котёнок лежит не на стуле, не на полу, а именно на диване.

    Прочитайте.

    На диване лежит котёнок.

    Можно заметить, что предложения одинаково написаны, но различаются в прочтении, и зависит это от логического ударения. В устной речи логическое ударение можно поставить на любое слово в предложении, в зависимости от того, какова цель сообщения, то есть задача речи. Значит, чтобы выразительно читать, надо правильно ставить логическое ударение на нужные слова и произносить предложения с правильной интонацией.

    Существуют ли правила написания предложений? Да. Предложение всегда записывается с заглавной буквы. В конце предложения ставят знак: точку, вопросительный или восклицательный знаки, иногда многоточие. Их называют знаками препинания.

    Сегодня на уроке мы узнали, что такое предложение, и научились отличать предложение от набора слов. Выяснили, какие бывают предложения по интонации и цели высказывания и какие знаки препинания пишутся в конце предложений в письменной речи. Также на уроке открыли, что такое логическое ударение и как определить его место.

    2. Продолжите предложения:

    В конце предложения ставится …, или … знак, или … знак. В конце предложений, которые выражают сильные чувства, ставится … … . В конце предложений, в которых содержится вопрос, ставится … … .

    3. Придумайте предложение по заданному условию.

    Кто? Что делает? Чем? Что? Где?

    4. Прочитайте предложения, изменяя место логического ударения.

    Мальчик пишет карандашом предложение в тетради.

    Мама поливает водой цветы в саду.

    5. Назовите строку, в которой записано побудительное предложение:

    а) Ира, пойдём гулять в сад.

    б) Ира и Света гуляли в саду.

    в) Света гуляла в саду?

    6. Соберите рассыпанное предложение:

    Вместе, петь, хором, лучше, а, порознь, говорить.

    6. Придумайте продолжение предложений:

    Мой друг занимается… .

    Твой друг занимается… ?

    7. Прочитайте стихотворение Г. Сапгира с правильной интонацией так, чтобы стало понятно, кто и как относится к футболу.

    Футбол

    Сказала тётя:

    - Фи, футбол!

    Сказала мама:

    -Фу, футбол!

    Сестра сказала:

    - Ну, футбол…

    А я ответил:

    Не только логические паузы помогают нам точно и ясно донести авторские мысли до слушателей. Этому способствует также правильная расстановка и соблюдение логических ударений .

    Логическим ударением называется выделение с помощью звуковых средств слова или группы слов среди других слов в предложении или речевом такте. В каждом речевом такте есть слово, которое по смыслу выделяется в звучащей речи повышением, понижением или усилением звука голоса. Такое интонационное выделение слова называется – тактовое логическим ударением.

      "Теперь конец СЕНТЯБРЯ , / а ветлы / еще не пожелтели ".

    Отдельный речевой такт редко содержит в себе законченную мысль, поэтому ударения каждого речевого такта должны быть подчинены главному ударению целого предложения. Логическое ударение может стоять на любом значимом слове, где бы оно ни находилось - в начале, середине или в конце речевого такта. Но, часто логически ударное слово стоит в конце речевого такта, что свойственно русской интонации.

    Во фразе может быть несколько логических ударений (по числу речевых тактов), но одно из них является главным ударением фразы- фразовым ударением . Главное логическое ударение подчиняет себе все остальные ударные слова фразы, точно так же, как рядовое ударное слово подчиняет себе все безударные слова своего речевого такта.

      " Дочь , / Екатерина Ивановна , / молодая девушка , / играла НА РОЯЛЕ " .

    Способы выделения ударных слов различны: они выделяются повышением, понижением, замедлением или усилением голоса, а также при помощи пауз. Все способы выделения ударного слова обычно используются в сочетании друг с другом.

    Выделение ударных слов зависит от контекста и действенных задач. Тем не менее, существуют законы и правила постановки логических ударений. Законы всеобщи, и соблюдаются всегда, правила предписывают.

    Закон нового понятия

    Слова, которые обозначают новые, незнакомые по предыдущему тексту понятия (названия лиц, предметов, свойств; действий и т.д.), выделяются ударением. Знакомые понятия, такие, о которых ранее уже упоминалось, как правило, не являются ударными. Они могут быть выделены лишь в тех случаях, когда этого требует смысл или особое построение фразы.

    « Онегин, добрый мой приятель,

    Родился на брегах Невы…»

    При инверсии на определениях выраженных прилагательным

    «Снег, / игольчатый и рыхлый ,/ падал гроздьями».

    Противопоставления

    Противопоставляемые слова интонационно выделяются. Противопоставление обычно имеет две части. В одной что-то отрицается, ради утверждения чего-то в другой. Иногда одна из частей противопоставления только подразумевается (скрытое противопоставление). Независимо от того, в каком порядке расположены части противопоставления, то, что утверждается, выделяется сильнее и обязательно понижением голоса как главное ударение.

    «Я б не стал курить махорку ,

    а достал бы я «Казбек» » .

    «Не казнь страшна , - / страшна твоя немилость » .

    «Не род , / а ум поставлю в воеводы».

    Утверждаемыми понятиями являются «Казбек», «немилость», «ум», поэтому они требуют понижение голоса и значительного его усиления. Слова «махорку», «казнь» и «род» являются отрицаемыми понятиями и требуют повышения голоса (без его усиления).

    «Вам бы, знаете, во флот

    С Вашим аппетитом».

    Слово «во флот» является скрытым противопоставлением (во флот, а не в пехоту).

    Сравнения.

    При сравнении обычно выделяется только то, с чем сравнивается предмет, свойство и т.д. Союзы, при помощи которых образуется сравнительный оборот, не могут быть ударными.

    «Всегда скромна, всегда послушна,

    Всегда, как утро , весела,

    Как жизнь поэта , простодушна,

    Как поцелуй любви , мила».

    Нераспространенное предложение.

    В нераспространенных предложениях, которые обычно состоят из подлежащего и сказуемого, как правило, ударение ставится на последнее слово. Следовательно, при прямом порядке слов в таких предложениях ударным становится сказуемое, а в инверсированных предложениях – подлежащее. Когда подлежащее и сказуемое являются новыми понятиями, они оба выделяются. Сказуемое, смысл которого как бы заключен в подлежащем, не выделяется, на каком бы месте в нераспространенном предложении оно не стояло.

    «Суровая зима . Но: Зима сурова я».

    Пояснительные слова при глаголе .

    Если в предложении имеются дополнения или обстоятельства, поясняющие глагол , то ударение получают именно они, а не глагол. Сами же глаголы выделяются только в нераспространенных предложениях, когда они стоят на втором месте, а также при противопоставлении и перечислении. Наречия при глаголе требуют ударения, если они по смыслу почти заменяют глагол. Но качественные наречия не требуют ударения.

    «Однажды осенью / я возвращался из Бахчисарая / в Ялту / через Ай-Петри » .

    Здесь ударение получили обстоятельство времени (осенью ) и обстоятельства места (из Бахчисарая , в Ялту , через Ай-Петри ), которые поясняют глаголы.

    «Я всю дорогу / бегом бежала. Но: Я всю дорогу / бежала ».

    Здесь выделено наречие бегом, и глагол бежала . Слово «бегом» по смыслу может заменить глагол «бежать».

    Перечисление. Однородные члены предложения .

    Перечислению свойственен особый «ход голоса» -повышение и логическая перспектива. На перечисляемых словах голос все время повышается, показывая, что мысль еще не окончена и будет продолжена, и только на последнем из них, если оно заканчивает фразу, голос понижается. Сила выделения перечисляемых слов все возрастает. Однородные члены предложения (выраженные одним словом или словосочетанием), иногда целые предложения требуют интонации перечисления.

    «Вот уж и стука , / и крика , / и бубенцов не слыхать».

    «Мелькают мимо/ будки ,/ бабы ,/

    Мальчишки ,/ лавки , / фонари /,

    Дворцы ,/ сады ,/ монастыри …»

    Определения, выраженные существительным в родительном падеже.

    «Из окон соседа / раздавалась музыка».

    «Отселе я вижу / потоков рожденье,/

    И первое / грозных обвалов / движенье.»

    Обращение.

    Обращение в начале фразы выделяется логическим ударением и паузой. В середине и в конце фразы обращение не требует ударения и является частью речевого такта.

    «Виктор , / подай мне мячик ».

    «Прошу тебя(,) доченька, / не уходи ».

    «Не кричи (,) Лена».

    Выделение повторяющихся понятий.

    « Еду, еду в чистом поле;/

    Колокольчик динь-динь-динь …/

    Страшно, страшно поневоле /

    Средь неведомых равнин».

    Обобщающие слова принимают логические ударения.

    «Теперь уже ни гор,/ ни неба,/ ни земли –// ничего не было видно».