Уильям Джемс (традиционное написание; правильно — Джеймс, англ. William James)

Приветствую всех! Предлагаю разобрать пятое направление тем итогового сочинения 2017—2018 учебного года — «Человек и общество».

Для аргументации подойдут следующие литературные произведения:
  1. Д. Дефо «Робинзон Крузо»
  2. А.Н. Толстой «Петр Первый»
  3. Л.Н. Толстой «Война и мир»
  4. Н.В. Гоголь «Мертвые души», «Шинель»
  5. Дж. Оруэлл «1984»
  6. Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
  7. О. Хаксли «О дивный новый мир»
  8. Е.И. Замятин «Мы»
  9. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  10. М. Горький «На дне»
  11. А.П. Чехов «Попрыгунья», «Человек в футляре», «Ионыч», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Вишневый сад»
  12. С. Коллинз «Голодный игры»
  13. В. В. Набоков «Приглашение на казнь»
  14. Б. Пастернак «Доктор Живаго»
  15. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  16. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
  17. А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  18. И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  19. А.И. Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся»
  20. У. Голдинг «Повелитель мух»
  21. Г. Маркес «Сто лет одиночества»
  22. Г. Гессе «Степной волк»
  23. Д. Митчелл «Облачный атлас»
  24. О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
  25. Ф. Кафка «Процесс»
  26. Ч. Паланик «Бойцовский клуб»
Приблизительные темы.

Начало каждой темы может быть таким: «Подтвердите или опровергните данное высказывание: …»/ «Как вы понимаете высказывание…».

  1. «Человек рожден для общества». (Д. Дидро)
  2. «Человек становится человеком только среди людей». (И. Бехер)
  3. «Характеры людей определяются и формируются их взаимоотношениями». (А. Моруа)
  4. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество». (В. Г. Белинский)
  5. «Общество – это капризное существо, расположенное к тем, кто потакает его прихотям, а вовсе не к тем, кто способствует его развитию». (В. Г. Кротов)
  6. «Общество деградирует, если не получает импульсов от отдельных личностей; импульс деградирует, если не получает сочувствия от всего общества». (У. Джеймс)
  7. «Легче найти нечто земное, не соприкасающееся ни с чем земным, нежели человека, не находящегося в общении с человеком». (М. Аврелий)
  8. «Всякий, кто любит одиночество, – либо дикий зверь, либо Господь Бог». (Ф. Бэкон)
  9. «В одиночестве человек – либо святой, либо дьявол». (Р. Бёртон)
  10. «Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем». (Л. Н. Толстой)
  11. «Люди думают о нас то, что мы хотим им внушить». (Т. Драйзер)
  12. «В каждом человеке и его поступках всегда можно узнать самого себя». (Л.Н. Толстой)
  13. «Все дороги ведут к людям». (А. де Сент-Экзюпери)
  14. «Нельзя быть уверенным ни в своем поведении, ни в своем благополучии, когда мы ставим это в зависимость от людского мнения». (А. де Сталь)
  • Индивидуальность должна управлять как аристократ, как независимая и полагающаяся лишь на себя личность. Георг Вильгельм Фридрих Гегель
  • Сильным характером называют такой, который... стремится проявить свою самобытность, хотя бы с опасностью потерять свою личность. Иоганн Вольфганг Гёте
  • Общество деградирует, если не получает импульсов от отдельных личностей; импульс деградирует, если не получает сочуствия от всего общества. Уильям Джеймс
  • Нарисуйте в своем воображении образ того одаренного, достойного и полезного человека, каким вам хотелось бы быть, и поддерживаемый вашей мыслью образ будет ежечасно и ежеминутно преобразовывать вас в такую именно личность. Дейл Карнеги
  • Боги или безвластны, или же властны. Если они безвластны, то зачем ты молишься им? Если же они властны, то не лучше ли молиться о том, чтобы не бояться ничего, не желать ничего, не огорчаться ничем, нежели о наличности или отсутствии чего-либо? Марк Аврелий
  • Продажа земли есть скрытая продажа личности в рабство. Лев Николаевич Толстой
  • Ненависть, как запущенная раковая опухоль, разъедает человеческую личность и отнимает все жизненные силы. Мартин Лютер Кинг
  • Когда художник принимает решение разделить участь всех, он утверждает себя как личность. Альбер Камю
  • Сложение реакционных идей с революционными чувствами дает в результате фашистский тип личности. Вильгельм Райх
  • Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. Антон Павлович Чехов
  • Если личность одарена плохими свойствами, то для нее всякие наслаждения - все равно что драгоценные вина для отравленного горечью рта. Артур Шопенгауэр
  • Счастье личности вне общества невозможно, как не возможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок. Толстой А.П.
  • Выдающиеся личности формируются не посредством красивых речей, а собственным трудом и его результатами. Альберт Эйнштейн
  • Слова были и остаются пустым звуком; и служа идеалу лишь на словах, погибнуть за него невозможно. Но личность творится не тем, что человек слышит и говорит, а трудом и деятельностью. Альберт Эйнштейн
  • Указания совести безошибочны, когда они требуют от нас не утверждения своей животной личности, а жертвы ею. Лев Николаевич Толстой
  • Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Фридрих Энгельс
  • О Бенджамине Франклине: Личность эта из тех, кого величают философами. Он был сам себе близнец, поскольку явился на свет одновременно в двух разных домах Бостона. Дома эти сохранились до сих пор, и в память о знаменательном событии к ним даже дощечки приклепали. Марк Твен
  • Единственное, что может направить нас к благородным мыслям и поступкам, - это пример великих и нравственно чистых личностей. Альберт Эйнштейн
  • Законодательство есть легкое средство уничтожать отдельную личность во имя интересов общества. Адриан Декурсель

Мудрые мысли

(11 января 1842, Нью-Йорк - 26 августа 1910, Чокоруа, округ Кэрролл (Нью-Гэмпшир))

Американский философ и психолог, один из основателей и ведущий представитель прагматизма и функционализма.

Цитата: 35 - 51 из 55

Общество деградирует, если не получает импульсов от отдельных личностей; импульс деградирует, eсли не получает сочувствия от вcero общества.


По большей части мы верим, сами не зная, как и почему. Не глубокое проникновение в вопросы, а престиж мнений - вот что вызывает искру, поджигающую склад наших дремлющих верований. В 999 случаях из тысячи разум наш вполне удовлетворяется несколькими аргументами, которые могут пригодиться на случай, если бы кто-либо стал критиковать наше легковерие. Наша вера есть вера в чью-нибудь веру.
(«Воля к Вере»)


По сравнению с тем, какими мы могли бы быть, мы бодрствуем лишь наполовину. Мы используем лишь малую толику всех наших физических и умственных ресурсов.


Поверь в тот факт, что есть ради чего жить, и твоя вера поможет этому факту свершиться. (Believe that life is worth living, and your belief will help create the fact.)


Поверьте, что жизнь стоит того, чтобы ее прожить, и ваша вера поможет этому факту свершиться.


Привычка - огромное маховое колесо общества, наиболее точный консервативный деятель. Чем больше мелочей повседневной жизни можем мы доверить не требующему усилий привычному автоматизму, тем более высвобождаются высшие силы нашего ума для работы, для которой они предназначены.


Примерно: Мы не склонны верить в то, что не можем применить. Так, человек, который не может представить, какую пользу можно извлечь из концепции психосоматики, склонен не верить в нее.
(«Воля к Вере»)


Примирение с тем, что уже случилось, - первый шаг к преодолению последствий всякого несчастья.


Религия - это реакция человека на жизнь.


С физиологической точки зрения приобретенная привычка есть не что иное, как образование в мозгу нового пути разряда, по которому известные приносящие нервные токи стремятся всегда впоследствии уходить.


Самая большая ложь - это неверно понятая правда


Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют вас ценить её.


Состраданию нужно учиться через доброту ко всем существам, большим и малым. Власть сильных и власть кротких равно покоятся на сострадании. Доброта - это не ложная добродетель.


Строго говоря, в любой стране существует лишь две партии... партия животного инстинкта... страсти... и партия разума, логики, предусмотрительности, порядка... иными словами, партия силы и партия просвещения.


Суть добра - попросту в удовлетворении спроса.


По каким законам развивается общество? Что ведёт к его совершенствованию, к прогрессу? Что становится причиной деградации, нравственного упадка социума? Общество по своей сути консервативно, тяготеет к застою, большинство не желает перемен. Двигателем общества, его локомотивом, несомненно, являются отдельные личности. Получая «импульсы от отдельных личностей», общество развивается, совершенствуется. Если нет ярких индивидуальностей с новыми взглядами, свежими идеями, то общество постепенно деградирует, идёт к нравственному упадку.

В комедии А.

С. Грибоедова «Горе от ума» показано противостояние консервативного общества и человека с передовыми взглядами. С одной стороны, так называемое «фамусовское общество», ярким представителем которого является Павел Афанасьевич Фамусов, хозяин богатого московского дома, начальник присутственного места, устроивший многих своих родственников на выгодные должности: «Ну как не порадеть родному человечку!». Фамусов – сторонник «века минувшего». За что же он расхваливает екатерининскую эпоху и двух его ярких представителей, двух Петровичей – Максима и Кузьму? Максим Петрович – «покойный дядя» Фамусова - служил при императорском дворе, умел «подслужиться», «сгибаться вперегиб», за что и получил монаршую милость.

Старичок однажды на приёме оступился и упал, заслужив улыбку Екатерины. Чтобы доставить ей удовольствие, Максим Петрович падает два раза нарочно. «Упал он больно, встал здорово», зато его часто приглашали во дворец, одаривали чинами и орденами. Ещё один образец для подражания, по мнению Павла Афанасьевича, - покойник Кузьма Петрович. Это камергер, «с ключом» и «сыну смог ключи доставить», то есть, передал по наследству своему сыну высокую должность при дворе. Богатство, чины, карьера, приближённость к царскому двору – вот предел мечтаний Фамусова и его последователей. Это консервативное по своей сути общество не терпит вмешательства в размеренный ход своей жизни. Если же появится такой смельчак, то разобщённое общество сразу же консолидируется, мгновенно объединяется в борьбе против смутьяна.

И вот в таком консервативном, «застойном» обществе появляется Александр Андреевич Чацкий, чьи смелые высказывания нарушают покой гостей Фамусова. Что же отстаивает этот «карбонарий»? Во-первых, он хочет служить «делу, а не лицам». Лицемерие, угодничество, пресмыкательство перед «сильными мира сего» или некой Татьяной Юрьевной, к которой секретарь Фамусова Молчалин ездит за покровительством. Во-вторых, Чацкий – противник крепостного права, он убеждён в том, что «сильный, бодрый наш народ» достоин лучшей участи. В – третьих, бывший воспитанник Фамусова отстаивает свободу выбора. Молодые дворяне имеют право не служить, а жить, например, в деревне, занимаясь науками и искусствами.

Чацкий горячо отстаивает свои взгляды, но встречает яростный отпор консервативного общества. Чтобы нейтрализовать «якобинца», гости Фамусова объявляют Чацкого сумасшедшим.

Кажется, это победа общества над личностью? Чацкий покидает Москву навсегда, оскорблённый, униженный, но не сломленный нравственно. Он остался верен своим идеалам.

Борьба за новое продолжится.

Мы видим, что консервативное общество чаще всего противится реформам и преобразованиям, «импульсы отдельных личностей» или не доходят до него, или оно не приемлет нововведений. Но прогресс не остановить, рано или поздно общество изменится.

Обновлено: 2017-10-12

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.