В помощь школьнику: определение, виды и примеры антонимов. Что такое антонимы: примеры слов

Что такое антонимы в русском языке

Антонимы (гр. anti - против + onyma - имя) - это слова, различные по звучанию, имеющие прямо противоположные значения: правда - ложь, добрый - злой, говорить - молчать . Антонимы, как правило, относятся к одной части речи и образуют пары.

Современная лексикология рассматривает синонимию и антонимию как крайние, предельные случаи, с одной стороны, взаимозаменяемости, с другой - противопоставленности слов по содержанию. При этом для синонимических отношений характерно семантическое сходство, для антонимических - семантическое различие.

Антонимия в языке представлена `уже, чем синонимия: в антонимические отношения вступают лишь слова, соотносительные по какому-либо признаку - качественному, количественному, временному, пространственному и принадлежащие к одной и той же категории объективной действительности как взаимоисключающие понятия: красивый - некрасивый, много - мало, утро - вечер, удалять - приближать . Слова иных значений обычно не имеют антонимов; ср.: дом, мышление, писать, двадцать, Киев, Кавказ . Большинство антонимов характеризуют качества (хороший - плохой, умный - глупый, родной - чужой, густой - редкий и под.); немало и таких, которые указывают на пространственные и временн`ые отношения (большой - маленький, просторный - тесный, высокий - низкий, широкий - узкий; ранний - поздний, день - ночь) ; меньше антонимических пар с количественным значением (многие - немногие; единственный - многочисленный ). Встречаются противоположные наименования действий, состояний (плакать - смеяться, радоваться - горевать ), но таких немного.

Развитие антонимических отношений в лексике отражает наше восприятие действительности во всей ее противоречивой сложности и взаимообусловленности. Поэтому контрастные слова, как и обозначаемые ими понятия, не только противопоставлены друг другу, но и тесно связаны между собой. Слово добрый , например, вызывает в нашем сознании слово злой, далекий напоминает о близком, ускорить - о замедлить .

Антонимы "находятся на крайних точках лексической парадигмы", но между ними в языке могут быть слова, отражающие указанный признак в различной мере, т. е. его убывание или возрастание. Например: богатый - зажиточный - неимущий - бедный - нищий ; вредный - безвредный - бесполезный - полезный . Такое противопоставление предполагает возможную степень усиления признака, качества, действия, или градацию (лат. gradatio - постепенное повышение). Семантическая градация (градуальность), таким образом, свойственна лишь тем антонимам, смысловая структура которых содержит указание на степень качества: молодой - старый, большой - маленький, мелкий - крупный и под. Иные же антонимические пары лишены признака градуальности: верх - низ, день - ночь, жизнь - смерть, мужчина - женщина.

Антонимы, обладающие признаком градуальности, в речи могут взаимозамещаться для придания высказыванию вежливой формы; так, лучше сказать худой , чем тощий; пожилой , чем старый . Слова, употребляемые с целью устранить резкость или грубость фразы, называются эвфемизмами (гр. еu - хорошо + phemi - говорю). На этом основании иногда говорят об антонимах-эвфемизмах, которые выражают значение противоположности в смягченной форме.

В лексической системе языка можно выделить и антонимы-конверсивы (лат. conversio - изменение). Это слова, выражающие отношение противоположности в исходном (прямом) и измененном (обратном) высказывании: Александр дал книгу Дмитрию.- Дмитрий взял книгу у Александра; Профессор принимает зачет у стажера.- Стажер сдает зачет профессору .

Существует в языке и внутрисловная антонимия - антонимия значений многозначных слов, или энантиосемия (гр. enantios - противоположный + sema - знак). Это явление наблюдается у многозначных слов, развивающих взаимно исключающие друг друга значения. Например, глагол отходить может означать "приходить в обычное состояние, чувствовать себя лучше", но он же может означать "умирать, прощаться с жизнью". Энантиосемия становится причиной двусмысленности таких, например, высказываний: Редактор просмотрел эти строки; Я прослушал дивертисмент; Оратор оговорился и под.

По структуре антонимы делятся на разнокорневые (день - ночь) и однокорневые (приходить - уходить, революция - контрреволюция ). Первые составляют группу собственно лексических антонимов, вторые - лексико-грамматических. У однокорневых антонимов противоположность значения вызвана различными приставками, которые также способны вступать в антонимические отношения; ср.: в ложить - вы ложить, при ставить - от ставить, за крыть - от крыть. Следовательно, пpoтивoпоcтaвлeниe таких слов обязано словообразованию. Однако следует иметь в виду, что добавление к качественным прилагательным, наречиям приставок не-, без- чаще всего придает им значение лишь ослабленной противоположности (молодой - немолодой ), так что контрастность их значения в сравнении с бесприставочными антонимами оказывается "приглушенной" (немолодой - это еще не означает "старый"). Поэтому к антонимам в строгом значении этого термина можно отнести далеко не все приставочные образования, а только те, которые являются крайними членами антонимической парадигмы: удачный - неудачный, сильный - бессильный.

Антонимы, как уже было сказано, обычно составляют в языке парную корреляцию. Однако это не значит, что то или иное слово может иметь один антоним. Антонимические отношения позволяют выражать противопоставление понятий и в "незакрытом", многочленном ряду, ср.: конкретный - абстрактный, отвлеченный; веселый - грустный, печальный, унылый, скучный.

Кроме того, каждый член антонимической пары или антонимического ряда может иметь свои, не пересекающиеся в антонимии синонимы. Тогда образуется некая система, в которой по вертикали располагаются синонимические единицы, а по горизонтали - антонимические. Например:

умный - глупый грустить - радоваться разумный - бестолковый печалиться - веселиться мудрый - безмозглыйтосковать - ликовать головастый - безголовый толковый - тупой

Подобная корреляция синонимических и антонимических отношений отражает системные связи слов в лексике. На системность же указывает и взаимосвязь многозначности и антонимии лексических единиц.

Различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» - «ложь», «добрый» - «злой», «говорить» - «молчать».

Лексические единицы словарного состава языка оказываются тесно связанными не только на основании их ассоциативной связи по сходству или смежности как лексико-семантические варианты многозначного слова. Большинство слов языка не содержит признака, способного к противопоставлению, следовательно, антонимические отношения для них невозможны, однако, в переносном значении они могут обрести антоним. Таким образом, в контекстуальной антонимии антонимические отношения слов с прямым значением возможны, и тогда эти пары слов несут эмфатическую нагрузку и выполняют особую стилистическую функцию.

Антонимы возможны у таких слов, значения которых заключают в себе противоположные качественные оттенки, но в основе значений всегда лежит общий признак (вес, рост, чувство, время суток и т. д.). Также противопоставлены могут быть только слова, принадлежащие к одной грамматической или стилистической категории. Следовательно, языковыми антонимами не могут стать слова, относящиеся к разным частям речи или лексическим уровням.

У собственных имён , местоимений , числительных антонимов нет.

Типология антонимических отношений

Антонимы по типу выражаемых понятий:

  • контрадикторные корреляты - такие противоположности, которые взаимно дополняют друг друга до целого, без переходных звеньев; они находятся в отношении привативной оппозиции. Примеры: плохой - хороший, ложь - истина, живой - мёртвый.
  • контрарные корреляты - антонимы, выражающие полярные противоположности внутри одной сущности при наличии переходных звеньев - внутренней градации; они находятся в отношении градуальной оппозиции. Примеры: чёрный (- серый -) белый, старый (- пожилой - средних лет -) молодой, большой (- средний -) маленький.
  • векторные корреляты - антонимы, выражающие разную направленность действий, признаков, общественных явлений и т. д. Примеры: войти - выйти, спуститься - подняться, зажечь - потушить, революция - контрреволюция.
  • конверсивы - слова, описывающие одну и ту же ситуацию с точки зрения разных участников. Примеры: купить - продать, муж - жена, преподавать - учиться, проиграть - выиграть, потерять - найти, молодой - старый.
  • энантиосемия - наличие в структуре слова противоположных значений. Примеры: одолжить кому-то денег - одолжить у кого-то денег, обнести чаем - угостить и не угостить.
  • прагматические - слова, которые регулярно противопоставляются в практике их употребления, в контекстах (прагматика - «действие»). Примеры: душа - тело, ум - сердце, земля - небо.

По структуре антонимы бывают:

  • разнокорневые (вперёд - назад);
  • однокорневые - образуются с помощью приставок, противоположных по смыслу: входить - выходить, либо с помощью приставки, прибавляемой к исходному слову (монопольный - антимонопольный).

С точки зрения языка и речи антонимы разделяют на:

  • языковые (узуальные) - антонимы, существующие в системе языка (богатый - бедный);
  • контекстные (контекстуальные, речевые, окказиональные) - антонимы, возникающие в определённом контексте (чтобы проверить наличие данного типа, надо свести их к языковой паре) - (золотой - полушка медная, то есть дорогой - дешевый). Они часто встречаются в пословицах.

С точки зрения действия антонимы бывают:

  • соразмерные - действие и противодействие: вставать - ложиться, богатеть - беднеть;
  • несоразмерные - действие и отсутствие действия (в широком смысле): зажечь - погасить, надумать - раздумать.

Антонимы в поэзии

См. также

Напишите отзыв о статье "Антонимы"

Примечания

Синонимы. Антонимы.

Литература

  • Львов М. Р. Словарь антонимов русского языка: Более 2000 антоним. пар / Под ред. Л. А. Новикова. - 4-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1988. - 384 с. (ошибоч.)

Отрывок, характеризующий Антонимы

– Ну, ну… – говорил он.
– Я знаю, что она любит… полюбит вас, – поправилась княжна Марья.
Не успела она сказать эти слова, как Пьер вскочил и с испуганным лицом схватил за руку княжну Марью.
– Отчего вы думаете? Вы думаете, что я могу надеяться? Вы думаете?!
– Да, думаю, – улыбаясь, сказала княжна Марья. – Напишите родителям. И поручите мне. Я скажу ей, когда будет можно. Я желаю этого. И сердце мое чувствует, что это будет.
– Нет, это не может быть! Как я счастлив! Но это не может быть… Как я счастлив! Нет, не может быть! – говорил Пьер, целуя руки княжны Марьи.
– Вы поезжайте в Петербург; это лучше. А я напишу вам, – сказала она.
– В Петербург? Ехать? Хорошо, да, ехать. Но завтра я могу приехать к вам?
На другой день Пьер приехал проститься. Наташа была менее оживлена, чем в прежние дни; но в этот день, иногда взглянув ей в глаза, Пьер чувствовал, что он исчезает, что ни его, ни ее нет больше, а есть одно чувство счастья. «Неужели? Нет, не может быть», – говорил он себе при каждом ее взгляде, жесте, слове, наполнявших его душу радостью.
Когда он, прощаясь с нею, взял ее тонкую, худую руку, он невольно несколько дольше удержал ее в своей.
«Неужели эта рука, это лицо, эти глаза, все это чуждое мне сокровище женской прелести, неужели это все будет вечно мое, привычное, такое же, каким я сам для себя? Нет, это невозможно!..»
– Прощайте, граф, – сказала она ему громко. – Я очень буду ждать вас, – прибавила она шепотом.
И эти простые слова, взгляд и выражение лица, сопровождавшие их, в продолжение двух месяцев составляли предмет неистощимых воспоминаний, объяснений и счастливых мечтаний Пьера. «Я очень буду ждать вас… Да, да, как она сказала? Да, я очень буду ждать вас. Ах, как я счастлив! Что ж это такое, как я счастлив!» – говорил себе Пьер.

В душе Пьера теперь не происходило ничего подобного тому, что происходило в ней в подобных же обстоятельствах во время его сватовства с Элен.
Он не повторял, как тогда, с болезненным стыдом слов, сказанных им, не говорил себе: «Ах, зачем я не сказал этого, и зачем, зачем я сказал тогда „je vous aime“?» [я люблю вас] Теперь, напротив, каждое слово ее, свое он повторял в своем воображении со всеми подробностями лица, улыбки и ничего не хотел ни убавить, ни прибавить: хотел только повторять. Сомнений в том, хорошо ли, или дурно то, что он предпринял, – теперь не было и тени. Одно только страшное сомнение иногда приходило ему в голову. Не во сне ли все это? Не ошиблась ли княжна Марья? Не слишком ли я горд и самонадеян? Я верю; а вдруг, что и должно случиться, княжна Марья скажет ей, а она улыбнется и ответит: «Как странно! Он, верно, ошибся. Разве он не знает, что он человек, просто человек, а я?.. Я совсем другое, высшее».
Только это сомнение часто приходило Пьеру. Планов он тоже не делал теперь никаких. Ему казалось так невероятно предстоящее счастье, что стоило этому совершиться, и уж дальше ничего не могло быть. Все кончалось.
Радостное, неожиданное сумасшествие, к которому Пьер считал себя неспособным, овладело им. Весь смысл жизни, не для него одного, но для всего мира, казался ему заключающимся только в его любви и в возможности ее любви к нему. Иногда все люди казались ему занятыми только одним – его будущим счастьем. Ему казалось иногда, что все они радуются так же, как и он сам, и только стараются скрыть эту радость, притворяясь занятыми другими интересами. В каждом слове и движении он видел намеки на свое счастие. Он часто удивлял людей, встречавшихся с ним, своими значительными, выражавшими тайное согласие, счастливыми взглядами и улыбками. Но когда он понимал, что люди могли не знать про его счастье, он от всей души жалел их и испытывал желание как нибудь объяснить им, что все то, чем они заняты, есть совершенный вздор и пустяки, не стоящие внимания.
Когда ему предлагали служить или когда обсуждали какие нибудь общие, государственные дела и войну, предполагая, что от такого или такого исхода такого то события зависит счастие всех людей, он слушал с кроткой соболезнующею улыбкой и удивлял говоривших с ним людей своими странными замечаниями. Но как те люди, которые казались Пьеру понимающими настоящий смысл жизни, то есть его чувство, так и те несчастные, которые, очевидно, не понимали этого, – все люди в этот период времени представлялись ему в таком ярком свете сиявшего в нем чувства, что без малейшего усилия, он сразу, встречаясь с каким бы то ни было человеком, видел в нем все, что было хорошего и достойного любви.

» греческого происхождения и переводится как «противоимя».


Антонимы - слова с противоположным значением, выражающие его с помощью парадигматических связей.


Антонимы - это очень интересное явление языка, т.к. в сознании человека хранятся в виде антонимической пары.


Несмотря на то что антонимы противопоставлены друг другу всем своим содержанием, их смысловая структура является в высшей степени однородной. Как правило, антонимы различаются одним дифференциальным признаком.


Например, пара антонимов « - » имеет общие семантические признаки (качество, настроение) и только один дифференциальный (положительное и отрицательное настроение).


Благодаря однородности смысловой структуры антонимы имеют почти полностью совпадающую сочетаемость.

Виды антонимов

Выделяют 2 вида антонимов:


1) разнокорневые и однокорневые.


Однокорневые антонимы обычно образуют бесприставочное и приставочное слова. Примеры: друг - недруг; плохо - неплохо; войти - выйти; подойти - отойти.


Разнокорневые антонимы полностью отличаются по своему вешнему виду. Примеры: черствый - свежий; жизнь - смерть.


2) градуальные, неградуальные и векторные антонимы.


Градуальные антонимы выражают противоположность, которая предполагает существование между двумя крайними точками промежуточных ступеней. Примеры: гениальный - талантливый - одаренный - средних способностей - посредственный - бездарный; - способный - толковый - неглупый - средних способностей - неумный - ограниченный - бестолковый - глупый.


Неградуальные антонимы называют понятия, между которыми нет и не может быть промежуточной степени. Примеры: истинный - ложный; живой - мертвый; свободно - занято; женатый - холостой.


Векторный антонимы обозначают противоположную направленность действий, признаков, качеств и свойств. Примеры: забывать - вспоминать; увеличивать - уменьшать; сторонник - противник.

По смыслу, но принадлежащие к одной и той же части речи слова. Они имеют разное написание и звучание. Определить значение одного антонима очень просто через другой, достаточно ему придать форму отрицания. Например, прямой антоним к слову говорить - не молчать, грустный - не веселый и так далее. В данной статье мы более подробно рассмотрим понятие «антонимы» и узнаем их виды.

Общие сведения

Ввиду богатства русского языка существует множество нюансов и тонкостей у любой части речи. Недаром в школах и некоторых высших учебных заведениях изучаются многочисленные учебники по языкознанию.

  1. Примечательным является то, что в связи с многозначностью антонимы одного и того же слова в разном контексте отличаются. Например: старый кабан - молодой кабан, старый автомобиль - новый автомобиль, старый сыр - свежий сыр и так далее.
  2. Антонимы бывают не у каждой лексической единицы. Их нет, например, у слов шить, институт, книга и так далее.
  3. Основным признаком является противопоставленность слов, которые могут обозначать:
  • признаки предмета (умный - глупый, злой - добрый) ;
  • социальные и природные явления (талант - бездарность, жара - холод );
  • состояния и действия (разбирать - собирать, забывать - вспоминать ).

Виды антонимов

Они бывают разными по структуре.

  • Однокорневые антонимы - это слова, противоположные по смыслу, но имеющие один корень. Например: любовь - нелюбовь, прогресс -регресс . Они образуются путем присоединения приставок (не-, без/с- , ре-, де- и так далее).
  • Разнокорневые антонимы - это слова, полярные по значению и имеющие разные корни. Например: большой - маленький, черный - белый .

В свою очередь первый вид, также подразделяется на: антонимы-эвфемизмы (лояльно выражают противоположность, разность, например: значительный - незначительный) и энантиосемы (выражают противопоставление одним и тем же словом, например: просмотреть (в смысле увидеть) и просмотреть (в смысле пропустить).

Также выделяют еще одну группу: контекстуальные антонимы - это слова, которые разнятся по значению лишь в каком-то конкретном случае. Например, в авторском исполнении: у нее были не глаза - а очи .

По значению антонимы бывают следующие.

  • Противоположные: они обозначают полярность действий, явлений или признаков. Как правило, между подобными антонимами можно поставить слово с нейтральным значением: радость - апатия - грусть, позитив - равнодушие - негатив.
  • Векторные: они обозначают разнонаправленные действия: надеть - снять, открыть - закрыть.
  • Противоречащие: указывают на полярность предметов, явлений и признаков, каждый из которых исключает другой. Между ними поставить нейтральное слово невозможно: вправо - влево.

Функции антонимов

В предложении антонимы играют стилистическую роль и используются для придания речи большей выразительности. Нередко они используются в качестве антитезы (противопоставление, контраст). Пример: "Кто был никем, тот станет всем". Иногда антонимы образуют оксюморон (соединение несоединимого). Пример: "Горячий снег", "Живой труп".

Антонимы широко используются не только в названиях произведений, но и в пословицах и поговорках.

Как приятно видеть и слушать интересно рассказывающего человека. Я всегда восхищаюсь людьми, владеющими словом. Надеюсь, вы разделяете моё мнение.

Сейчас в окружающей наших детей среде очень мало источников качественного языка. Просто крайне мало.

Какой выход? Эту среду надо создать. Я уже говорила об этом в статье о театрализованной деятельности детей. Хороший результат для ума и речи дают словесные игры , например, когда ищем слово, противоположное по смыслу данному, ускоряется мышление.

Антоним – это слово, противоположное данному по смыслу.

Для дошкольников более понятно выражение "слова-неприятели". Но можно ввести понятие "антонимы к слову". Я обычно говорю малышу: "Сейчас будем искать "слова-неприятели". Их еще называют "антонимы". Ты будешь учить это слово в школе. Так что запомни, оно тебе ещё пригодится".

Поверьте опыту, дошкольник обязательно постарается запомнить и щегольнуть перед товарищами и родителями. Иногда так можно пояснить и школьникам, если поиск антонимов, для них новость. Причем это ученики не только первого класса.

Слова-неприятели для дошкольников

Игра. Закончи предложение и назови "слова-неприятели"

Инструкция. "Мы с тобой будем придумывать предложения: я придумаю начало, а ты - конец".

  1. комар маленький, а слон...;
  2. пушинка легкая, а камень...;
  3. горчица горькая, а сахар...;
  4. куст низкий, а дерево...;
  5. компот холодный, а суп...;
  6. сметана густая, а молоко...;
  7. ручеек узкий, река...;
  8. ночью темно, а днем...;
  9. сахар сладкий, а лимон…;
  10. ходят ногами, а бросают…;
  11. детский сад близко, а школа…;
  12. лента узкая, а пояс…;
  13. ручей мелкий, а озеро…;
  14. жаворонок поет, а ворона…;
  15. самолет летает высоко, а вертолет…;
  16. черепаха ползает медленно, заяц скачет...;
  17. в кастрюле воды много, а в стакане…;
  18. покупатель покупает, а продавец...;
  19. летом жарко, а зимой …;
  20. утром завтракают, а в полдень …;
  21. соль солят, а сахаром …;
  22. дети отвечают, а воспитатель...;
  23. вечером дети уходят из детского сада, а утром...;
  24. на дереве растут фрукты, а на грядке…;
  25. весной на деревьях появляются цветы, а осенью …;
  26. утром встают с кровати, а вечером...;
  27. небоскреб высокий, а избушка…;
  28. птицы летают, а змеи…;
  29. в полдень обедают, а вечером …;
  30. кино смотрит зритель, а книгу читает …;
  31. на улице грязь, а в доме…;
  32. ствол у дерева толстый, а веточка….
  33. карандаш рисует, а резинка...

Игра. Скажи наоборот

Инструкция. "Я скажу тебе слово, а ты скажи наоборот" (привести пример)

ночь -...;

завтрак -…;

вечер -...;

враг -...;

чистота -...;

холод -...;

война -...;

трава - …;

земля - …;

движение - …;

говорун - …;

здоровье - ….;

ум - ...

войти -...;

молчать -...;

отдал -...;

вставать -...;

раздеться -...;

поднимать -...;

смеяться - …;

включать-...;

закрывать -...;

приходить - …;

появляться -…;

есть - ….

большой - ...;

черный - ...;

низкий -...;

плохой - …;

больной -...;

старый -...;

молодой - …;

широкий -...;

толстый -...;

узкий - …;

сложный - …;

сухой-….;

горький - ...

Слова с противоположным значением отсутствуют в словаре даже старшеклассников. Поэтому поиск антонимов на данный момент актуален до выпускного класса.

Обучение поиску антонимов к слову и дошкольников, и школьников надо начинать с простого. Школьники могут возмутиться простоте. Объясните, что надо разогреться. Усложните: отвечай прямо "в лёт". Как правило, ребята с ограниченным словарем уже имеют комплекс неудачника . Предложив сразу сложные (например, абстрактные) слова, можно получить полный отказ от занятий.

Смысловые противоположности в стихах

Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово
Высоко,
А ты ответишь:
Низко.

Скажу я слово
Далеко,
А ты ответишь:
… (близко).

Скажу я слово
Потолок,
А ты ответишь:
… (пол).

Скажу я слово
Потерял.
И скажешь ты:
… (нашёл).

Скажу тебе я слово
Трус,
Ответишь ты:
… (храбрец).

Теперь
Начало
Я скажу, -
Ну, отвечай:
… (конец) (Д. Чиарди)

Не люблю я слово «зной»,
Я в реке, в тени густой
И в бутылках лимонада,
А зовут меня?
(Прохлада)

Неприятель слова «смех».
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
И от счастья, и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? – Это…<
(Плач)

Не люблю я слово «лето».
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама!
Потому, что я – …?
(Зима)

Я противник шума, стука.
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха,
Для сна,
Да и в школе я нужна,
Называюсь? –
(Тишина)

Не бываю без начала,
Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
Называюсь я – …?
(Конец) (А. О. Белобрыкина)

Поиск антонимов для школьников

  1. Источники противоположных по смыслу слов, конечно же, словари. Работу начинаем с поиска Словаря антонимов русского языка (автор М. Р. Львов). Есть также отличный информационно-справочный ресурс _http://bravica.ws/ru/antonims.htm. Загрузив эту ссылку в поисковую строку (без черточки вначале ссылки), попадете прямо на нужную страницу. С каждой страницей работайте не один день. Каждый раз берите 10-20 пар слов (в зависимости от возраста и развития речи).
  2. Прочитайте сами внимательно все словарные пары "слово – его противоположность".
  3. Предложите подростку тоже прочитать.
  4. Пусть он назовет слово, а вы – противоположное по смыслу.
  5. Меняетесь ролями.
  6. Следующее занятие начните с повторения: вы называете слово, он – слово наоборот.
  7. Затем следующие 10-20 пар слов (по пунктам 2-5).
  8. Выбрать противоположное слово поможет Word. Наведите курсор на слово и нажмите правую клавишу мышки. В нижней части выпавшего меню будет пункт "Синонимы". От него перейдите по стрелке вправо и в новом меню вниз до пункта "Антонимы".
  9. Некоторые слова русского языка не имеют не имеют своей смысловой противоположности. Если ваш поиск антонима к слову не удался, на ресурсе грамота.ру это можно сделать в режиме реального времени.

Дети любят учить родителей в любом возрасте, поэтому изредка "ошибитесь" где-нибудь. Похвалите подростка, но не "в лоб", потому что это может быть воспринято как заискивание, а как бы между делом. Похвалите его кому-нибудь третьему, например, в телефонном разговоре с бабушкой, пришедшему с работы отцу и т. д., но так, чтобы подросток это слышал.

Упражняя дошкольника или школьника в поиске антонимов, вы значительно расширяете его словарный запас и уже только этим ускоряете мышление. Это как минимум. Не жалейте времени на полезное дело. Возможно, сначала будет трудно. Но дорогу осилит идущий! Сайт Нестандартные дети желает успехов своим читателям.