Значение фразеологизма "козел отпущения". Не быть козлом

КОЗЛОМ ОТПУЩЕНИЯ БЫТЬ ПЛОХО

Дата публикации 30.05.2006

В любом деле всегда есть виноватый. Обычно в таком случае говорят: «Вот, нашли козла отпущения». Больше 70 процентов конфликтов в организациях завершаются тем, что виноватого… назначают.

Виноват – потому что виноват

Откуда появилось выражение «козел отпущения» и что оно все-таки конкретно означает? Фраза имеет библейское происхождение. У евреев существовал обычай, когда люди, зная за собой какие-либо прегрешения, пытались умилостивить высшие силы принесением в жертву козла. В одном случае это животное закалывали, в другом – «возложив» на него все грехи, отпускали в пустыню, после чего все присутствующие считались очищенными.

Выражение это сегодня используется обычно в ироническом смысле, когда пытаются на кого-либо свалить всю вину.

Назначить виноватого – это удобный подход в организационном конфликте. К примеру, отдел собирается на летучку. Но начальнику отдела совершенно не хочется идти на «эти бесполезные разборки». К счастью начальника, его заместитель опаздывает на работу на полчаса. И тогда его обвиняют в том, что именно из-за него откладывается поход на планерку.

– Козлом отпущения в коллективе обычно становится самый слабый ее член, – говорит психолог Карина Пергонова. – Например, тот, кто больше всего склонен к самоообвинению и самобичеванию, а также тот, кто не умеет защищаться.

– У нас в фирме козел отпущения – женского пола, – рассказывает менеджер Ирина Матвеевна. – Это моя сменщица. У нее плохо подвешен язык, она не всегда находит, что ответить. Ведь тут важно, насколько ты хорошо реагируешь на обвинения. У нее всегда виноватый вид, она ходит с таким выражением лица, как будто бы отвечает за все прегрешения мира.

Считается, что склонность быть обвиненными есть также у людей, которые не умеют оправдаться достойными методами, быстро переходят на крик, впадают в истерику. Иметь виноватого в коллективе очень удобно: это позволяет остальным ее членам вольготно себя чувствовать и нарушать любые правила.

Кого бы назначить?

В юридической практике вину человека нужно доказать в суде. Учитывая презумпцию невиновности, сделать это не так-то просто. Однако на деле выходит, что виноватого тоже можно назначить.

– К сожалению, среди работников правоохранительных органов находятся и такие недобросовестные сотрудники, которые даже при отсутствии четких доказательств вины фабрикуют дело на человека для «галочки», – говорит юрист Григорий Наливайко. – Потому что незавершенное дело для них хуже, чем несправедливо осужденный человек.

Несправедливые обвинения – бич бизнеса. Многие предприятия разваливаются из-за того, что обвинение падает на случайных людей, а те, кто на самом деле виноват, остаются на свободе и продолжают вершить свои грязные дела.

Социологи полагают, что в любых организациях стать козлами отпущения больше всего рискуют: во-первых, успешные менеджеры, во-вторых, те, кто уже однажды попался на каком-то нарушении, и, в-третьих, те, кто испортил отношения с директорами или владельцами фирмы.

Существуют типы фирм, которые наиболее подвержены поиску в своих рядах козла отпущения. Обычно в этих организациях задаются вопросом «кто виноват?» и, найдя виновного, все возвращают на круги своя. На самом же деле, более продуктивным является вопрос не «кто виноват?», а «что делать, чтобы не допустить происшедшего в дальнейшем?».

КАК НЕ СТАТЬ КОЗЛОМ ОТПУЩЕНИЯ

1. Ограничивайте зону собственной ответственности на работе. Не беритесь за то, что не сможете сделать.

2. Не ручайтесь за качественное исполнение дела, в котором не участвуете от начала и до конца и процесс которого не можете полностью контролировать.

3. Не подписывайте документы, не прочитав их до конца.

4. Не теряйтесь и не поддавайтесь давлению, если чувствуете несправедливость к себе. Берите тайм-аут, верных советчиков – и рассуждайте, кто на самом деле виноват.

5. Если вы только-только пришли в организацию, то у вас есть все шансы стать козлом отпущения. Возможно, на вас, как на человека нового, неопытного, захотят повесить всех собак. Будьте готовы к этому и не впадайте в панику.

6. В своей защите используйте рациональные аргументы и фразы типа: «Давайте рассуждать здраво…», «Пока что в ваших словах есть только эмоции, а не доказательства…». Ваш последний аргумент должен разоблачать намерения ваших оппонентов примерно так: «Вам нужно кого-то назначить виноватым и вы не нашли никого, кроме меня, на кандидатуру «козла отпущения»?»

ФОТО Getty Images

Здоровые отношения строятся на взаимном уважении и признании ценности другого человека. Если этого нет, обстановка в паре или семье становится токсичной. Нередко возникает ситуация, при которой один из партнеров (членов семьи) принимает роль козла отпущения. Эта роль может тянуться за ним всю жизнь, переходя из одних отношений в другие. Почему так происходит?

Что значит быть «козлом отпущения»?

Чаще всего модель виктимного (жертвенного) поведения закладывается в семье. Ребенок в проблемной семье выполняет роль громоотвода: на него выплескивается агрессия одного или нескольких родителей (или других родственников), ему навязывают представление, что во всех бедах виноват он, что он – главное несчастье и позор в семье.

«Наличие «проблемного ребенка» исполняет определенную функцию, помогая супругам уйти от собственных проблем, – объясняет психолог Шэри Стайнс. – Для родителей такой «перевод стрелок» – это еще и повод объединиться, поддержать иллюзию гармонии. Сверхзаботливая мать или бабушка может таким образом реализовать свою потребность в контроле».

Герой фильма и книги «Похороните меня за плинтусом» – типичный пример «козла отпущения» в семье.

Признаки «козла отпущения»

  • принимает все обвинения в свой адрес и ярлыки, которые навешивает на него абьюзер («я – ничтожество», «я всем мешаю», «я постоянно путаюсь под ногами», «если бы не я, всем бы жилось легче»),
  • служит боксерской грушей для вымещения чужого гнева,
  • ведет себя пассивно, не проявляет инициативу и не пытается отстаивать свое мнение,
  • не имеет устойчивой самооценки, сомневается в своей ценности,
  • боится одиночества и отвержения.

Люди, которые делают других козлами отпущения, тоже имеют общие черты. Они включают в себя чувство своего превосходства, раздутое эго и чувство собственной значимости, ограниченную способность к саморефлексии, самодовольство и ханжество. Этот список далеко не исчерпывающий.

Что делать, если вы себя узнали?

Как и в случае других проблем, первый шаг к освобождению – осознание. Если вы нашли у себя описанные признаки, будьте честны с собой, как бы трудно вам это ни было. Определите, что удерживает вас в этой роли. Возможно, вы боитесь остаться в одиночестве. Или не привыкли думать или решать самостоятельно. Или вам трудно расстаться с абьюзером, потому что вы материально зависите от него.

Так или иначе, эта ситуация указывает на более глубокие личностные проблемы. Размотайте клубок, найдите их – и вам станет легче. Помните: сбросить «шкуру» козла отпущения невозможно до тех пор, пока вы сами уходите от ответственности и проявляете незрелость в отношениях.

Вот некоторые конкретные шаги, которые помогут освободиться от тягостной роли:

  • Сознательно и последовательно избавьтесь от проявлений жертвенного поведения в отношениях; не позволяйте другим винить вас, относиться к вам высокомерно, обесценивать вас
  • Возьмите жизнь в свои руки; в каких сферах своей жизни вы продолжаете полагаться на своего мучителя? Сосредоточьте силы на том, чтобы добиться независимости
  • Ведите себя с достоинством; будьте честными
  • Не берите на себя ответственность за чужие действия, настроения и чувства
  • Полюбите себя, будьте снисходительны к своим слабостям – у кого их нет?
  • Научитесь сами определять свои ценность, а не обращаться за оценкой к другим
  • Избегайте людей, которые не уважают вас
  • Игнорируйте негативный «шум» (оскорбления, издевки, сомнения), который звучит в вашей голове или исходит от других
  • Избегайте желчных, язвительных людей
  • Не рассказывайте посторонним подробности своей личной жизни; приберегите откровенные признания для друзей
  • В целом – мыслите позитивно, ищите во всем хорошую сторону.

Самое важное: научитесь строить отношения с собой. Проведите работу над собой, чтобы в ваших глазах ваши мысли, чувства и ощущения обрели вес. Всегда будет вероятность, что кто-то захочет вас спровоцировать или использовать. Ваше оружие против таких людей – самоуважение, стойкость и доля здорового пофигизма.

Подробнее см. на сайте lifelinecounseling.org

Об эксперте

Шэри Стайнс (Sharie Stines) – психолог, специалист по расстройствам личности, восстановлению после психотравм и борьбе с зависимостью. Сотрудник службы психологической помощи Lifeline Counseling Services.


Вообще-то, в заголовке должно быть «Как перестать быть настоящим му…», но мы решили не материться, а то мало ли: закроют нафиг.

Многие люди живут на свете и искренне не понимают, что они настоящие и редкостные козлы, которые портят жизнь и себе, и людям. Но почему-то они считают, что это общество их не понимает, кругом негативные люди, а они такие, какие есть. Сегодня мы поможем тебе разобраться, не настоящий ли ты козел, а также поможем тебе перестать им быть и вообще.

1. Перестать прятаться за маской альфа-самца


Ты не альфа самец, бро, ты находишься на рынке! Придурки в растянутых майках, в черных очках и в обтягивающих штанах не тянут на альфа-самцов. Человеческое общество - это не волчья стая, мы больше даже не кучка охотников, мы общество, члены которого должны взаимодействовать друг с другом, а иначе они погибнут. Этологи, например, вообще считают, что таких понятий, как альфа, бета и омега, в человеческом обществе нет, а обезьяны активно бьют ту обезьяну, которая оплодотворяет чужую самку, а потом не помогает ей в выращивании потомства. Кому хочется видеть рядом с собой тунеядцев? Альфа-самец для большинства людей ближе всего по описанию к слову «козел». Настоящий выглядит вот так. Или как .

Нет, если ты будешь вести себя как альфа-самец, то ты не будешь напоминать этакого героя типа Бэтмана, Хана Соло или Росомахи. Но хуже всего, что за этикеткой альфа-самцовости скрывается обыкновенный слабак и придурок, девушки, привлеченные «плохим парнем», плюются и разочаровываются в мужчинах, а что ты?

Быть козлом то же самое, что быть алкоголиком: главное — признаться себе в этом и перестать изображать животное в стае, задирать других чуваков и клеить женщин, которые в тебе не заинтересованы.

2. Сочувствие - это не только для тряпок


Эмпатия и сочувствие - важные черты человека. Но вот с пиаром у них как-то туго. Жизнь козла - это лучший способ забить на эмпатию и дать волю своим темным эмоциями, ярости и прочим гадостям. Когда у твоего близкого чувака возникает какая-то жизненная проблема, ты вместо того, чтобы поддержать его, начинаешь над ним подтрунивать и издеваться. А теперь поставь себя на его место - согласись, тебе вряд ли будет приятно выслушать что-то подобное в свой адрес! Такого рода поведение - боязнь показаться слабым. Почему-то слабость у нас плотно связана с такими явлениями, как выражение любых эмоций. Эмоции не делают нас слабыми, слабыми нас как раз делает отсутствие какого-либо сочувствия: большинство людей сразу понимает, что напускная грубость - это показатель гнилой душонки или защитный механизм инфантильной личности. Эмпатия - важный элемент человеческой природы.

3. Пойми, что твои личные правила не должны принимать все вокруг


У каждого человека есть свои личные правила. Иногда они мешают ему делать что-то, что предусмотрено обществом, например, подбирать попутчиков, иногда они просто дурацкие, а иногда они просто есть, и с этим ничего не поделаешь. Хуже всего, когда ты начинаешь своим внутренним кодексом судить людей в духе: «Эта девушка ругается матом - пррррррроститутка!» Ничего другого, кроме как «М..дак» про тебя не скажут!

Иногда люди вокруг не понимают, почему ты совершаешь то или иное действие, поэтому есть два выхода: либо ты не совершаешь ничего странного, отличного от нормы, чтобы не палиться лишний раз, либо ты это объясняешь людям вокруг. Пока коса не найдет на камень или ты не получишь по морде или по самолюбию от другого чувака, жизненно рекомендуем тебе не выпячивать твои личные принципы и наборы правил: они не только никому не нужны, но и не делают тебя принципиальным чуваком - они делают тебя м..даком со сводом правил.

4. Подумай о мотивации быть таким


Обычно чуваки, которые ведут себя подобным образом, в некотором роде уверены, что они живут в мире, напоминающем голливудский боевик. Они мнят себя Винами Дизелями, которые каждую минуту ждут, что кулак врага прилетит к ним из темноты и сломает их стильные черные очки. Ну, или Стэтхэмами. Сам понимаешь, люди прямо все такие .

Где граница между героем и придурком, желающим получить удовлетворение от мести и прочих ништяков?

А теперь представь, что героиня Умы Турман из «Убить Билла» вместо мести людям, которые убили ее семью и выстрелили ей в голову, в течение 4 часов искала бы старую женщину, которая в метро случайно наступила ей на ногу и испачкала ее любимые «Reebok»? Согласись, что мотивация должна быть хотя бы… разумной.

Вместо того, чтобы задевать какого-либо человека по пустяковому поводу или набить ему морду, лучше остановиться и задуматься, была бы твоя «месть» хорошим сценарием к фильму «Рэмбо 7».

5. И задай себе еще один вопрос перед тем, как сделать еще что-нибудь…


И, наконец, самый важный вопрос… Все то, что я делаю, приносит мне больше пользы, чем я приношу вреда другим? Звучит немного эгоистично, не находишь? Но мы здесь не для того, чтобы стать святыми, а для того, чтобы перестать быть м..даками. Если то, что ты займешь чье-то парковочное место, поможет тебе не опоздать на работу, если ты крадешь кусок хлеба, чтобы не умереть с голоду, а не потому, что тебе так нравится - это не так плохо.

Если то, что ты получаешь в результате, существенно меньше тех неудобств, которые ты доставил людям, то поздравляю тебя, ты балбес и козел! Пора с этим что-то делать!

Давно утратила свой первоначальный смысл. Что же она означала первоначально? Почему именно козел, а не какое-то другое животное? И кого или что он отпускал? Какие метаморфозы и переосмысливания претерпела идиома в последующем? Об этом узнаете из этой статьи. Мы расскажем, в каких случаях уместно употреблять это выражение. Давайте также рассмотрим, какой фразеологизм ближе всего по смыслу к «козлу отпущения" и почему употребляется этот синоним.

Ритуал очищения

Исторические корни происхождения фразеологизма «козел отпущения» следует искать в иудаизме. Ветхозаветная книга Левит в главе 16 от имени Бога дает четкие указания, как нужно поступать первосвященнику и прочему народу Израилевому, чтобы очиститься от грехов и получить прощение от Господа. В праздник Йом Киппур, который отмечается «в седьмой месяц, в десятый день» по иудейскому календарю, к храму приводили четырех животных. Это были молодой бычок (телец), баран (овен) и два козла одинаковой масти. Священник метал жребий относительно этих двух последних животных. На кого из них падал выбор, отводился в сторону. Трех других резали, их кровью освящалась скиния, а туши сжигались перед храмом как жертва Богу. Оставшийся в живых козел подводился к первосвященнику. Тот возлагал на его голову обе руки и исповедовал все грехи еврейского народа. Считалось, что в результате такого обряда вся вина людей перед Богом переходила на животное. После этого специальный нарочный отводил козла в безводную Иудейскую пустыню, где и оставлял умирать жестокой голодной смертью. По другой версии, животное сбрасывали в пропасть со скалы Азазель, которая считалась обиталищем Дьявола.

Дар Сатане?

Этот ритуал, практиковавшийся еще во времена первой скинии (X в. до н. э.) и вплоть до разрушения (I в. н. э.), породил у соседних народов ошибочное мнение, будто иудеи приносят жертву Дьяволу. Как и обряд убоя и сжигания за пределами города ярко-рыжей коровы, отправление мелкого рогатого скота в пустыню вовсе не означало дар кому-либо. Тогда кем, а точнее, чем был козел отпущения? Значение этого ритуала такое: на животное возлагали все дурные дела народа. Тем самым оно превращалось во вместилище грехов. Козла отправляли в пустыню, где обитали демоны, а очистившийся от скверны народ Божий мог общаться с Господом. В ранних обрядах отпущение сопровождалось тем, что к рогам животного привязывали кусок красной материи. Перед выходом из стана ленту разрезали надвое. Половину тряпицы привязывали к воротам, тогда как оставшаяся часть оставалась на животном. Если раскаяние иудеев перед лицом Бога было искренним, то в момент гибели козла в пустыне тряпица должна была побелеть. А рыжая корова считалась символом сребролюбия, начала всех грехов.

Переосмысление ритуала «козла отпущения» в исламе и христианстве

В мировых религиях, которые почитают произошла неизбежная интерпретация этого обряда. В Исламе существует специальный ритуал побиения камнями Сатаны. Правда, никакого животного уже не «нагружают грехами». Люди просто отправляются в долину, где, по верованиям, обитает Дьявол, и швыряют туда камни. В христианской же теологии козел отпущения интерпретируется иногда как символический образ самопожертвования Иисуса Христа. Все Евангелия и другие книги Нового Завета пестрят упоминаниями о том, что Сын Божий взял на свои плечи первородный грех человечества, произошедший от непослушания Адама и Евы, и искупил его своей смертью. Правда, нашего Господа Иисуса называют не «козлом», а «Агнцем Божиим» (например, так его именует Предтеча в 1:29). Но от ритуала козла отпущения искупительная жертва Иисуса Христа отличается одной очень важной деталью. Это - добровольность. Животное не выбирало само своей смерти, его назначали быть «козлом отпущения».

Живучесть образа

Евреи были не единственным народом, который практиковал такой обряд передачи грехов и последующего убиения «вместилища зла». Дж. Фрезер, исследователь древних верований, отмечает, что повсеместно, от Исландии до Австралии, люди стремились отделаться от злых, неблагоприятных сил природы сходным образом. В античной Греции на случай стихийных бедствий или мора всегда были наготове преступники или пленные, которые приносились в жертву. Верования, что грехи могут быть причиной всеобщих бедствий, наблюдаются и у славянских народов. Так, обряд сжигания чучела Зимы имеет под собой древние ритуалы человеческих жертвоприношений. У земледельческих народов своеобразный «козел отпущения» практиковался в праздник первой борозды, сенокоса, последнего снопа.

Превращение в метафору

Людям свойственно перекладывать вину с себя на других. Это очень удобно и заглушает укоры совести. Многим из нас на собственной шкуре довелось узнать, что значит «козел отпущения». Но еще чаще мы виним других в содеянных нами плохих поступках. «Я не сделал работу, потому что мне помешали», «я вспылил, поскольку меня довели» - такого рода оправдания мы слышим ежедневно и сами их произносим. Возможно, доля вины этих «других» и присутствует. Но делаемся ли мы от этого менее виноватыми? Из-за того, что практика «перекладывания с больной головы на здоровую» встречается повсеместно и во все времена, единичный ритуал еврейского народа стал нарицательным.

«Козел отпущения»: значение фразеологизма

Сейчас эта идиома используется исключительно в качестве метафоры. Под «козлом отпущения» подразумевается человек, на которого несправедливо возложили ответственность за промахи других людей, сделали виноватым за неудачи, чтобы обелить настоящих преступников. Как правило, таким «ритуальным животным» является низший по иерархии работник. В условиях коррумпированной системы следствия и судов, тюрьмы переполнены такими «козлами отпущения», получившими срок за действия богатых людей, которые за взятки «отмазались» от ответственности.

Инструмент пропаганды

История знает немало примеров того, когда политики скрывали причины собственных неудач, обвиняя различных вредителей и диверсантов, а иногда и целые народы в постигших людей бедствиях и злоключениях. Еще во времена Великой чумы (середина XIV века) в причине эпидемии были обвинены евреи. Это стало причиной антисемитских погромов, прокатившихся по всей Европе. Евреи на протяжении истории довольно часто записывались в категорию «козел отпущения». Выражение о том, почему в кране нет воды, бытует и в русском языке. В гитлеровской за экономический кризис власти возложили также и на коммунистов, ромов и другие категории населения. В современной России такими козлами отпущения традиционно выступают Запад и США. Так что политики всегда выбирают «крайних».

Козлы и стрелочники

Поскольку виноватыми часто делали людей бедных, не имеющих возможности постоять за себя, появился у выражения «козел отпущения» синоним «стрелочник». Почему именно этот трудящийся железной дороги стал лицом нарицательным? Потому что на заре эпохи поездов часто происходили крушения. В судебных расследованиях причин катастрофы ответственность за происшедшее часто спускали вниз по иерархической лестнице, пока не останавливались на простых стрелочниках. Дескать, весь состав пошел под откос из-за его халатности. Поэтому также распространено выражение «перевести стрелки», обозначающее «возложить вину на кого-то, не имеющего к делу никакого отношения». Не менее популярной является поговорка «валить с больной головы на здоровую». Она означает, что виноватый хочет переложить ответственность на плечи другого человека.