Адмиралы флота России. Список адмиралов Российского императорского флота и флота Российской Федерации

Николай Герасимович – человек удивительной судьбы, вспоминая свою жизнь, писал: “Я никогда не страдал большим честолюбием и не стремился забираться на вершины служебной лестницы, но, признаться, мечтал стать командиром корабля – большого или малого – и, стоя на мостике, управлять им. Но судьбе было угодно в силу ряда причин то поднимать меня высоко, то кидать вниз и принуждать начинать службу сначала. Доказательством этого является буквально уникальное изменение в моих званиях. За все годы службы я был дважды контр-адмиралом, трижды – вице-адмиралом, носил четыре звезды на погонах адмирала флота и дважды имел высшее воинское звание на флоте – Адмирала Флота Советского Союза”.
А еще в его жизни был неправый суд, восстановление в должности, несправедливая отставка и опала. Но все же это, наверное, не главное. Главным в его жизни была служба на флоте.

После революции 15-летний юноша – сын крестьянина Вологодской губернии Коля Кузнецов – поступил добровольцем в Северо-Двинскую военную флотилию. Чтобы стать военмором, пришлось прибавить себе два года. Рослый паренек сошел за семнадцатилетнего, и был зачислен на все виды довольствия. После гражданской войны была учеба в военно-морском училище. Когда Николай Кузнецов поступил в Петрограде в училище, бывший прославленный Морской кадетский корпус, где на кроватях ещё не стёрлись, выведенные белой краской имена хозяев: князь Ливен, князь Трубецкой и другие дворянские фамилии, а на учебниках можно было найти автографы Бутакова, Колчака, ему было всего 16 лет.

Все преподаватели были офицерами императорского производства и носителями вековых традиций русского флота. Здесь кумачовым безродным криком ничего не добьёшься. На флоте аристократизм не только действенен, но и спасителен. Кузнецов был послан соединить разорванную расстрелами традицию петровских стольников – дворян. В этом учебном заведении всё было подлинным: и картины, и память о героическом русском флоте, и традиции, ибо флот держится на верности и чистоте отношений. А любая фальшь погибала в морском воздухе этого учебного заведения. Дух морского кадетского корпуса оставил курсантам в наследство беззаветную любовь к России и такую же веру в правду. Облик города на дельте полноводной реки и стены училища, которые видели всех русских флотоводцев и императоров, эстетически формировали души моряков. Конечно, годы проведённые в училище, оказали сильнейшее влияние на формирование личности молодого Николая Кузнецова.

Закончив училище с отличием, Николай отказался от штабной должности и был распределен на Черноморский флот – назначен на крейсер “Червона Украина”. На нем молодой командир последовательно прошел все ступени флотской службы. С 1 октября 1927 г. по 4 мая 1932 г. Н.Г. Кузнецов учился в Военно-морской академии, которую также окончил с отличием и с правом выбора флота. Вновь Н.Г.Кузнецов избрал Черное море и отправился служить старшим помощником новейшего крейсера “Красный Кавказ”. Сохранились воспоминания одного из сослуживцев Кузнецова той поры: “После полугодового отсутствия я появился на крейсере “Красный Кавказ”. Увидел нового старпома Н.Г. Кузнецова и просто поразился произошедшим переменам. Разработан абсолютно точный распорядок дня, чего не было прежде. С точностью до минуты соблюдается корабельное расписание. Команда в безупречно чистом рабочем платье. Все, что каждому положено, делается в срок – увольнение, обед, баня. А тенты в жару на рейде? Раньше их с трудом успевали поставить за два-три часа – теперь вслед за командой “отдать якорь” шла команда “поставить тент”. И за 15–18 минут все палубы были под тентами. Новый старпом был ближе к команде, чем его предшественники, сам хлебнул матросской жизни. Не было у него фанаберии, которая сохранилась еще кое у кого от старого флота.

Впервые новый старпом заставил всех командиров боевых частей, да и нас, флагманских специалистов, разработать методику боевой подготовки. Раньше никакой методики не было. Старослужащие обучали молодых, как и что нужно делать. Но это пригодно для одиночек. А действия подразделения? А взаимодействие? А учения по боевым частям, по кораблю в целом? Все, по сути, началось с крейсера “Красный Кавказ”. В полной мере эту работу Кузнецов развернул, когда стал командиром крейсера “Червона Украина”. Все потом вылилось в “Курс боевой подготовки” в масштабе флота. Мы тогда только “рожали” БУМС – временный Боевой устав Морских Сил. Над ним академия работала. А “Курс на корабле” – инициатива и заслуга Кузнецова”.

Здесь же, на Черном море, Кузнецов принял под командование крейсер “Червона Украина”. Его мечта сбылась. В 29 лет он стал командиром крейсера, а в тридцать один – вывел “свой” крейсер на первое место в Морских Силах СССР и стал самым молодым капитаном 1-го ранга всех морей мира. За выдающиеся заслуги в деле организации подводных и надводных морских сил РККА и за успехи в боевой и политической подготовке краснофлотцев (за первое место по всем видам боевой подготовки крейсера “Червона Украина”) в декабре 1935 г. Н.Г. Кузнецов был награжден орденом Красной Звезды. Казалось бы, все цели были достигнуты.

А через год последовал неожиданный приказ сдать командование крейсером и убыть в Москву. Здесь молодой капитан 1 ранга получил новое назначение, его ждала должность военно-морского атташе и главного военно-морского советника в сражающейся Испании. Республиканскому флоту приходилось конвоировать транспорты, оберегать их от нападения кораблей противника, выходить в рейды. И на кораблях, и на подводных лодках сражалось немало советских моряков-добровольцев. Дон Николас – под таким именем был известен сражающейся Испании Николай Кузнецов. Потом он не раз говорил, как много дала ему Испания. Одно дело учебные аудитории военно-морского училища и академии, учебные тревоги и мирные походы. Другое – война. Эскадра флота республики постоянно находилась в море. Моряки проявляли настоящее мужество, но об этом не писали в газетах. Молчало радио, и совсем немногие знали, что всей сложной и важной работой, от которой в значительной степени зависел исход борьбы, негласно руководил Кузнецов. И еще в одном Испания помогла ему. Вал репрессий, прокатившийся по стране в 1937 году, прошел мимо. Его деятельность по оказанию помощи испанскому флоту была высоко оценена советским правительством: в 1937 г. он был награжден орденами Ленина и Красного Знамени.

По возвращении домой его уже ждала новая должность: сначала заместителя, а затем командующего Тихоокеанским флотом. Вскоре, в 1939 году, начались боевые действия у озера Хасан. Тихоокеанский флот обеспечивал перевозки оружия, боеприпасов и военнослужащих, но молодого комфлота не отпускала война в Испании. Идущие в степях бои – лишь локальный конфликт, ну а случись большая война? Один неожиданный налет авиации может уничтожить целую эскадру, стереть с лица земли военно-морскую базу. Во Владивостоке прошли первые тренировки по приведению целого флота в повышенную боевую готовность. Флот – сотни кораблей и судов, береговые подразделения, авиация. Вся эта махина с трудом перестраивалась для действий в военное время, выбирала топливо, боеприпасы. Вместо разных команд различным подразделениям нужен был единый короткий сигнал по флоту, получив который каждый командир знал, что он должен делать.

В самый разгар боев кораблям и частям пошли первые директивы по оперативной готовности. Начатую работу пришлось завершать уже в Москве, когда адмирал Кузнецов занял пост наркома Военно-Морского Флота СССР. Было наркому тридцать пять лет: он был самым молодым наркомом в Союзе и первым моряком на этой должности (ранее наркомами были комиссар Смирнов и чекист Фриновский; оба они были активными организаторами репрессий на флоте и оба сами стали их жертвами). Дела флота во многом оказались запущенными. Два последних предшественника Кузнецова на этом посту – политработник и пограничник – во флотских делах не разбирались. Требовались срочные решения по судостроительной программе, по руководству флотами. Но в первую очередь нарком продолжил работу, начатую еще на Тихоокеанском флоте. Опыт войны с Финляндией подтвердил правильность принимаемых наркомом мер по повышению боевой готовности. Получая выговоры и нарываясь на недовольство Сталина, Кузнецов все предвоенные годы продолжал готовить флот к войне. Н.Г. Кузнецов провёл ряд крупных учений, лично посетил множество кораблей, решая организационные и кадровые вопросы. Стал инициатором открытия новых морских училищ и морских спецшкол (впоследствии нахимовских училищ). При его активном участии были приняты дисциплинарный и корабельный уставы ВМФ.

Начался 1941 год, и первый приказ, вышедший из Наркомата ВМФ, требовал открывать огонь зенитных батарей при появлении иностранных самолетов над нашими базами. На Севере и Балтике их вовсю облетали немецкие самолеты-разведчики. В марте немецких разведчиков обстреляли над Лиепаей, Либавой и Полярным. За бдительность при охране границы нарком получил… выговор. Разработанная Главным морским штабом по личному указанию наркома ВМФ система оперативных готовностей ВМФ, позволяющая в кратчайшие сроки с соблюдением необходимых мер скрытности переводить силы флота в состояние немедленной готовности к отражению внезапного нападения противника, явилась выдающейся личной заслугой Н.Г. Кузнецова, его вкладом в развитие теории управления ВМФ. Всего было предусмотрено три степени готовности, учитывающие техническое состояние и уровень боевой подготовки кораблей и частей флота. В зависимости от этого они могли находиться в боевом ядре (из которого назначались дежурные силы) или в резерве.

Оперативная готовность № 3 соответствовала повседневному уровню объединений, соединений, кораблей и частей флота, а запасы материальных средств - наличию неснижаемого их уровня. По оперативной готовности № 2 экипажи кораблей боевого ядра должны были находится на кораблях и в частях, запасы на корабли принимались полностью, оружие готовилось к применению развертывались дополнительные корабельные дозоры. Усиливалось ведение воздушной разведки на море, ускорялся ремонт кораблей резерва. По оперативной готовности № 1 предусматривалось немедленное применение оружия. Корабельный состав боевого ядра находился в часовой готовности к выходу в море для решения задач по действующим оперативным планам. Объявлялась мобилизация приписного состава.

К середине июня 1941 года взаимоотношения с Германией все более обострялись. Оценив сложившуюся обстановку, Н.Г. Кузнецов принял решение своим приказом повысить боевую готовность флотов. Адмирал Кузнецов, рискуя даже не карьерой, а головой, в эти дни своим приказом перевел все флота на боевую готовность № 2, приказал базам и соединениям рассредоточить силы и усилить наблюдение за водой и воздухом, запретить увольнение личного состава из частей и с кораблей. Корабли приняли необходимые запасы, привели в порядок материальную часть, стояли в готовности к бою и походу.

В 23.00 21 июня нарком обороны маршал Тимошенко сообщил Кузнецову о возможном нападении в эту ночь фашистов. Флотам немедленно была объявлена оперативная готовность № 1. И в полночь военно-морские силы были готовы к отражению агрессии. Военно-Морской Флот первым в 3 часа 15 минут встретил огнем атаки врага и не потерял ни одного корабля или самолета. Фактически моряки и флот были спасены от разгрома. А в пять часов утра под свою ответственность нарком ВМФ приказал передать флотам, что Германия начала нападение на наши базы и порты, которое следует отражать силой оружия. Тогда, в три часа ночи 22 июня, доложив в Кремль о налете на Севастополь, адмирал Кузнецов, не дожидаясь указаний сверху, приказал всем флотам: “Немедленно начать постановку минных заграждений по плану прикрытия”. Вышедшие в море тральщики прикрыли минным кольцом наши базы, поставили минные банки на путях германских конвоев. Флоты и флотилии начали действовать согласно предвоенным планам обороны. В тяжелейшим для страны августе 1941 года, по его предложению, морская авиация 10 раз бомбила Берлин!

Вот что писал о начальном периоде войны Н.Г. Кузнецов: “Более серьёзно, глубоко, со всей ответственностью должны быть разобраны причины неудач, ошибок в первые дни войны. Эти ошибки лежат отнюдь не на совести людей, переживших войну и сохранивших в душе священную память о тех, кто не вернулся домой. Эти ошибки в значительной степени на нашей совести, на совести руководителей всех степеней. И чтобы они не повторились, их не следует замалчивать, не перекладывать на души умерших, а мужественно, честно признаться в них. Ибо повторение прошлых ошибок – уже преступление… Из-за того, что не было чёткой организации в центре, многие вопросы оставались неразрешёнными и на местах”. И вот ещё: “Долго расплачивались мы за организационную неподготовленность в первый год войны. Почему же всё так произошло? Мне думается, потому, что не было чёткой регламентации прав и обязанностей среди высоких военачальников и высших должностных лиц страны. А между тем именно они должны были знать своё место и границы ответственности за судьбы государства. Ведь в ту пору мы были уже уверены, что в предстоящей войне боевые операции начнутся с первых же её часов и даже минут”.

Оперативно-стратегическое применение Военно-Морского Флота и характер его задач в годы Великой Отечественной войны определялись континентальным характером войны. Флот стал выполнять необходимую подчиненную сухопутным войскам работу: корабли, авиация, береговая оборона и части морской пехоты, тесно взаимодействуя с сухопутными войсками, оказывали фронтам посильную помощь на приморских направлениях. Морскую авиацию перенацелили против танковых группировок противника и вражеских самолетов, надводные корабли были привлечены огнем поддерживать приморские фланги группировок Красной Армии. Флот перевозил миллионы людей, миллионы тонн различных грузов. В октябре 1941 г. на флотах и флотилиях было сформировано 25 морских стрелковых бригад, участвовавших в битве за Москву и затем во всех боях и наступлениях наших войск до самого Берлина. Главная задача Н.Г. Кузнецова в этот период заключалась в обеспечении взаимодействия армии и флота на приморских направлениях. Адмирал Н.Г. Кузнецов как представитель Ставки выезжал на флоты и фронты, чтобы лично руководить наиболее ответственными операциями. Взаимодействие между приморскими частями армий и силами ВМФ приходилось отрабатывать буквально в ходе боев.

К первостепенным задачам наркома ВМФ в годы войны также относилась организация проводки союзных конвоев, осуществляющих поставки по ленд-лизу в северные порты СССР. Кузнецов лично осуществлял координацию действий Северного флота, авиации ПВО страны и резерва Ставки по защите конвоев от ударов противника. В 1944 г. в связи с изменением обстановки на фронтах, изменился и характер морских операций. Их целью стало участие в освобождении побережья и приморских городов. Менялась и организация управления. 31 марта 1944 г. была издана директива Ставки о назначении наркома ВМФ Адмирала флота Н.Г. Кузнецова Главнокомандующим ВМС с прямым подчинением ему флотов и флотилий. Особой страницей деятельности Н.Г. Кузнецова в годы войны было его участие в переговорах с военно-морскими миссиями союзников в 1941–1945 гг., а также в качестве члена советской делегации – в конференциях глав государств в Ялте и Потсдаме.

В 1944 году, накануне Великой Победы, он единственный получил новое высшее воинское звание “Адмирал флота”, приравненное к званию Маршала Советского Союза. Из девяти крупнейших стратегических наступательных операций проведенных вооруженными силами СССР в годы Великой Отечественной войны – в шести из них принимали участие флоты и флотилии ВМФ. За годы войны они потопили свыше 1200 боевых кораблей и вспомогательных судов, 1300 транспортов, высадили свыше 110 оперативных и тактических десантов, в которых участвовали в общей сложности более 250 тысяч человек. Северный флот обеспечил охрану 77 союзных конвоев в составе 1464 океанских транспортов.

Для главкома ВМС, Адмирала флота Н.Г. Кузнецова война не закончилась 9 мая 1945 г. Он отправился на Дальний Восток для организации взаимодействия сил Тихоокеанского флота и Амурской флотилии с частями Красной Армии в войне с Японией. 14 сентября 1945 года Николай Герасимович стал Героем Советского Союза за “геройский подвиг, проявленный при выполнении заданий Верховного Главнокомандования по руководству боевыми операциями флота и достигнутые в результате этих операций успехи”.

В сентябре 1945 года Кузнецов подготовил и представил в правительство десятилетнюю программу строительства ВМФ, включавшую производство авианосцев – крейсеров с 9-дюймовой артиллерией, новых подводных лодок и эсминцев. Был поднят вопрос о защите флота и военно-морских баз от атомного оружия. Упрямый адмирал на докладах в Кремле продолжал напоминать вождю о нерешенных проблемах флота. Сталин лишь недовольно хмурился и потихоньку стал отдалять от себя Кузнецова. Во все времена хватало карьеристов и негодяев. На волне разоблачений подлецы делали карьеры, завистники сводили счеты. Нашелся такой и в наркомате ВМФ. Один из капитанов 1 ранга доложил, что еще во время войны союзникам-англичанам официально были переданы чертежи парашютной торпеды. Нарком ВМФ, как мог, не допускал репрессий в своем аппарате, отстаивал офицеров. А тут под удар попал сам.

В 1947 году адмирал Кузнецов был снят с поста наркома ВМФ. Под суд попали четверо прошедших войну адмиралов: Н. Кузнецов, Л. Галлер, В. Алафузов и Г. Степанов. Троих из них лишили всех воинских званий и государственных наград и отправили в лагеря. Кузнецова разжаловали до контр-адмирала, определив местом службы Дальний Восток. Может, дрогнула рука вождя, подписывая лист приговора, может, Сталин решил преподать упрямцу урок.

Дальневосточная “ссылка” длилась три года. Здесь, на крайнем восточном рубеже страны, начинала всходить флотоводческая звезда Кузнецова, сюда он вернулся продолжать службу. Его не обходили орденами, в положенный срок во второй раз он получил очередное звание вице-адмирала. В 1951 году Сталин неожиданно возвращает Кузнецова в Москву и назначает военно-морским министром СССР. Полученный от вождя урок не пошел Кузнецову впрок. 1 сентября он отправил Председателю СНК доклад об устаревшем флоте, о кораблях, построенных по старым проектам, о необходимости принятия ряда крупных и срочных мер по флоту. Все просьбы и ходатайства военно-морского министра словно уходили в песок. И все же многое ему удалось: началась разработка реактивного оружия для флота, сделаны новые проекты кораблей и подводных лодок.

В 1953 году, после смерти Сталина, приговор Верховной коллегии от февраля 1948 г. был отменен, и дело за отсутствием в делах адмиралов состава преступления производством прекращено. Кузнецова восстановили в прежнем воинском звании адмирала флота, полученном во время войны. Казалось, все беды уже позади. Утвержден проект и начинается строительство первой атомной подводной лодки. Адмирал вновь ставит перед министром обороны и правительством вопрос о необходимости рассмотрения программы судостроения для ВМФ. Ему присваивают новое, только что установленное звание – Адмирал Флота Советского Союза с вручением маршальской звезды – и все это в 50 лет, в расцвете сил и полководческого таланта.

Однако, не сложились у адмирала отношения и со сменившим Сталина Никитой Хрущевым. По приказу того на стапелях стали резать на металлолом готовые к спуску крейсера. Годы в Москве не научили адмирала дипломатии, изворотливости или хотя бы угодливому молчанию. Одерживавший победы на море, он не замечал и не умел обходить многочисленные подводные камни в коридорах власти. В 1955 году произошёл взрыв на линкоре “Новороссийск”, корабль затонул. Бывший итальянский корабль, полученный нами после победы в счет репараций, вошел в состав Черноморского флота. Ясности в причинах катастрофы нет до сих пор. Основных версий две: взрыв установленной еще немцами в бухте донной мины и подрыв линкора в результате диверсии, выполненной группой боевых пловцов. Виновного во взрыве на линкоре нашли быстро. Бывший до этого несколько месяцев в отпуске по болезни главком ВМФ был снят с должности первого заместителя министра обороны СССР – главнокомандующего ВМС, понижен в звании до контр-адмирала и уволен в отставку.

Бывшему главкому ВМФ, герою войны щедро положили пенсию в триста рублей. В те годы больше получал водитель столичного трамвая. Страна праздновала юбилеи победы, чествовала героев, а на подмосковной даче Николай Герасимович Кузнецов на старенькой машинке изо дня в день “выстукивал” страницы мемуаров: “Необычайное увольнение меня в отставку создало немало трудностей. Сколько-нибудь значительных накоплений у меня не было. Два сына-школьника еще требовали помощи и внимания. Прирабатывать же было невозможно: все с подозрением смотрели на меня – как бы чего не вышло. Вот тогда единственным реальным способом немного заработать к пенсии стало знание иностранных языков. Начал учить английский (до этого знал испанский, французский и немецкий) и через год мог переводить отдельные статьи для журнала “Военный вестник”.

При жизни справедливость в отношении опального адмирала так и не восторжествовала. Звание Адмирала Флота Советского Союза Кузнецову вернули лишь в 1988 году, через 14 лет после его смерти. До этого 14 лет по воле его родственников на его могиле не значилось никакого воинского звания.

Сенатор от Архангельской области Константин Добрынин обратился к Владимиру Путину с письмом, в котором, в частности, говорится: “Восстановите человеческую справедливость в отношении Адмирала флота Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова”. Он рассказал президенту, что на прошедшем в Архангельске и Северодвинске в конце октября этого года межрегиональном форуме “Во славу флота и Отечества!” было выдвинуто предложение увековечить память великого моряка России, адмирала Николая Кузнецова и в связи с приближением празднования в 2015 году 70-летия Победы инициировать учреждение государственной награды – ордена “Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов”.

В завершение письма Добрынин просит президента: “Владимир Владимирович, поддержите просьбу жителей нашей области и восстановите человеческую справедливость в отношении Адмирала флота Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова, который сам для себя никогда ничего не просил”.

Адмира́л (нидерл. admiraal, из ст.-фр. amiral, admiral, из араб. ‏أمير البحر ‎‎ ’амӣр аль-бахр «повелитель моря») - воинское звание (чин) высшего офицерского состава в военно-морских флотах (силах). Звание адмирал на флоте соответствует званию Генерала. Последовательность званий Вице-Адмирал, Адмирал, Адмирал флота до 1955 года, затем Адмирал флота Советского Союза .

Описание звания, История

В Советском союзе (с 1955 года) высшим офицерским чином на флоте был Адмирал Флота Советского Союза и соответствовало званию Маршал Советского Союза

Адмира́л Фло́та Сове́тского Сою́за высшее звание военно-морского флота СССР, было введено 3 марта 1955 года указом президиума Верховного Совета СССР, до этого времени звание Адмирал Флота которое было введено с 7 мая 1940 года.

Знаки различия

Погоны адмирала флота и Адмирала Флота Советского Союза были аналогичны, большая пятиконечная звезда с выходящими из-под неё лучами и чёрным якорем на красном фоне посередине и расположенный по вертикальной оси погона герб СССР. Было 3 цветовых оснастки погон в зависимости от формы одежды. Парадная, повседневная белая, повседневная черная.

На рукавах размещалось 5 полос, 1 широкая и 4 средних, и звезда в лавровом венке белого или черного цвета в зависимости от цвета тужурки.

Носители звания

За всю историю существования СССР звание Адмирал Флота Советского Союза получили и носили лишь 3 человека: Кузнецов Николай Герасимович (3 марта 1955 года), Исаков Иван Степанович (3 марта 1955 года) и Горшков Сергей Георгиевич (28 октября 1967 года). Звание было упразднено с 1991 года после развала СССР. Рассматривался вариант создания Звания Адмирал флота Российской федерации, но этого не произошло, есть только проект мундира со знаками отличия от 1994 года, который на данный момент находится в музее Вооруженных Сил России в Москве.

с 3 марта 1955 года Кузнецов Н.Г. получил звание Адмирал Флота Советского Союза, но пробыл в нем не долго, 17 февраля 1956 года, он был понижен в звании до вице-адмирала и отправлен в отставку. Причиной послужили обострения отношений с Министром обороны СССР Жуковым Г.К, а поводом послужили обвинения во взрыве на линкоре Новороссийск. После неоднократных обращений ветеранов о восстановлении звания Кузнецову Николаю Герасимовичу 26 июля 1988 года, посмертно, звание было возвращено.

Звание в кораблестроении

Современный ВМФ России является прямым наследником ВМФ СССР - флота адмирала Горшкова, создавшего фактически мощнейший флот в мире. Именем легендарного флотоводца назван один из наиболее современных кораблей ВМФ России - новейший фрегат проекта 22350 - "Адмирал флота Советского Союза Горшков".

Головной фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков», находящегося на заключительном этапе достройки на плаву на в Санкт-Петербурге. С июля 2013 года на корабле ведутся швартовные испытания, но заводские ходовые испытания до настоящего времени еще не начинались. На фотографии хорошо видно нынешнее состояние корабля.

И немного подробнее об этом проекте:

Согласно программе вооружения на 2011–2020 годы, Военно-морской флот России получит фрегаты проекта 22350. Всего за этот срок планируют построить 10 фрегатов этого проекта.

Это первые отечественные крупные корабли, созданные в постсоветскую эпоху. В настоящее время в Петербурге строятся два фрегата проекта 22350 – «Адмирал флота Советского Союза Горшков» (заложен в 2006 году, спущен на воду в 2010 году, в строй войдет в этом году – по плану), его планируют передать Балтийскому флоту; в 2009 году заложен фрегат «Адмирал флота Касатонов», его ввод в строй запланирован на 2012 год.

История

Эскизный проект корабля был разработан в Северном проектно-конструкторском бюро и утверждён в июне 2003 года командованием флота. В начале 2005 года проект утверждается как многоцелевой фрегат (по советской классификации - большой сторожевой корабль). 28 февраля 2005 г. был объявлен тендер на строительство этого корабля, в нём участвовали три судостроительных предприятия: «Северная верфь», «Прибалтийский завод „Янтарь“» и ФГУП «Севмашпредприятие».

Заказ получило ОАО Судостроительный завод «Северная верфь». 1 февраля 2006 г произошла закладка корабля, и ему был присвоен заводской номер 921. Приказом главнокомандующего ВМФ РФ адмирала Владимира Масорина фрегату присваивается имя «Адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков». 26 ноября 2009 года произошла закладка второго фрегата серии. Ему присвоено имя «Адмирал флота Касатонов». Стоимость головного корабля проекта 22350 должна составить около 400-420 млн. долларов США, но в итоге реальная цена строительства одного фрегата может возрасти до 500 млн. долларов.

Символично, что новые русские фрегаты названы в честь советских адмиралов, так много сделавших для советских ВМФ, связь поколений очень важна. Горшков и Касатонов – однокашники по Военно-морскому училищу, соратники по службе. На параллельных курсах рядом друг с другом они прослужили в течение более полувека. Адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков практически в течение трёх десятилетий с 1956 года являлся Главнокомандующим ВМФ и заместителем Министра обороны СССР. До этого в течение четырёх лет (1951–1955) он командовал Черноморским флотом. Фактически Горшков реализовал идею создания океанского флота страны. Одним из его ближайших сподвижников и являлся Владимир Афанасьевич Касатонов.

В.А. Касатонов родился в 1910 году в Петергофе. В 1927 году поступил, а в 1931 окончил Военно-морское училище, затем Военно-морскую академию (1941). В годы Великой Отечественной войны являлся начальником штаба отдельного дивизиона подводных лодок Балтийского флота, где умело применял опыт службы, в своё время приобретённый на Балтике и Тихоокеанском флоте. Затем был переведён в Москву, где служил начальником отдела оперативного управления Главного морского штаба ВМФ. Являлся одним из участников работы Ялтинской конференции, по её результатам готовил боевые действия Тихоокеанского флота на Дальнем Востоке в будущей войне с Японией. В 1945–1947 годах – начальник штаба Кронштадтского морского оборонительного района, начальник морского отдела Главного оперативного управления Генерального штаба. В 1947–1949 годах - начальник отдела и помощник начальника Главного управления Генерального штаба. С 1949 года – начальник штаба 5-го ВМФ, затем – ТОФ, командующий 8-м ВМФ, Черноморским, а в дальнейшем Северным флотами. В 1964–1974 годах – первый заместитель Главнокомандующего ВМФ СССР. С 1974 года - в Группе генеральных инспекторов МО СССР. Герой Советского Союза (1966) адмирал флота Касатонов – один из ведущих организаторов освоения атомного флота. Совершил поход на атомоходе в район Северного полюса. В 1971–1972 годах возглавлял советскую делегацию на переговорах с ВМС США. В результате было принято соглашение «О предотвращении инцидентов в открытом море и воздушном пространстве». Награждён 14 орденами. Умер Владимир Афанасьевич в 1989 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Назначение: Фрегат предназначен для ведения боевых действий против надводных кораблей и подводных лодок в океанских и морских районах, а также для отражения атак средств воздушного нападения как самостоятельно, так и в составе соединения кораблей.

Особенности

Фрегаты делаются по современной концепции стелс-кораблей. Они имеют встроенное в корпус ракетное вооружение, и сплошную надстройку, которая выполнена с использованием композитных материалов (на основе поливинилхлорида и углеродных волокон). Это обеспечивает поглощение и распыление радиоволн, что существенно снижает уровень вторичного радиолокационного поля корабля. Значительно снижена эффективная поверхность рассеивания, все это обеспечивается, кроме использования вышеперечисленных материалов, ещё и оригинальной конфигурацией надстройки. Кормовая оконечность корабля – транцевая. Острый форштевень должен обеспечить кораблю хорошие мореходные качества. Фрегаты имеют двойное дно, которое протянулось от носовых отсеков с боезапасом и до машинного отделения и кормового подзора. Установлены новые успокоители качки с неубирающимися рулями. Устройства успокоения качки должны обеспечить уверенное применение всего арсенала вооружения при волнении моря до 4-5 баллов. Боезапас ракет будет храниться в вертикальных пусковых установках, имеющих дополнительную защиту. На корме установлен ангар, в котором сможет размещаться один вертолет Ка-28.

Силовая установка

Для корабля в качестве ГЭУ выбрана дизель-газотурбинная энергетическая установка общей мощностью 65 000 л. с. Установка дизель-газотурбинного агрегата типа CODAG, обеспечивающая совместную работу дизелей и газотурбинных двигателей в агрегате ДГТА-М55МР. Это решение позволит получить большую суммарную мощность и экономичность на малых ходах под дизелями. Компоновка элементов ДГТУ скорее всего будет размещена в двух отсеках: газотурбинные двигатели в носовом, а дизеля в кормовом машинном отделении.

В качестве маршевой установки будут установлены два новых дизеля Коломенского завода 10Д49 по 3825 КВт (5200 л. с.) с автоматизированным управлением, каждый имеет двухскоростную редукторную передачу, обеспечивающую совместную и раздельную работу дизелей со звукоизолирующей композитной муфтой, и локальную систему управления. Ускорительная установка будет представлена двумя ГТД М90ФР совместной разработки НПО «Сатурн» с НПП «Заря - Машпроект» мощностью 27500л.с каждый. Таким образом на двух маршевых дизелях корабль будет иметь мощность 10400 л.с, что будет соответствовать 15-16 уз. экономичного хода. И на полном ходу при совместной работе дизелей и турбин - 64800 л.с. что вполне должно хватить на 29-30 уз. полного хода для корабля такого водоизмещения. Нужно отметить, что это наиболее оптимальное решение для корабля такого класса и ранее в отечественном флоте не было реализовано только по причине сложности конструкции, большой сложности управления установкой из-за разного принципа регулирования маршевого и ускорительного двигателя и нежелания разработчиков агрегатов брать на себя разработку всей установки в комплексе.

Вооружение

Два универсальных корабельных стрельбовых комплекса 3С14У1 (всего два стандартных модуля по восемь ячеек), предназначенных для хранения и запуска шестнадцати противокорабельных крылатых ракет ЗМ55 «Оникс» (PJ-10 BrahMos), либо противокорабельных и противолодочных ракет семейства «Калибр-НКЭ» (3М-54, 3М14, 91РТЭ2). Применение этого комплекса делает этот боевой корабль по-настоящему многоцелевым. Так как его боевое назначение можно будет легко изменять путем замены боезапаса на другой тип ракет.

ЗРК: Первоначально планировалось установить на корабле ЗРК «Ураган» (или его модернизированную версию «Штиль-1»). Но скорей всего от этой идеи откажутся, так как еще с 90-х годов ведутся работы по созданию нового ЗРК средней дальности с вертикальными пусковыми установками сотового типа на 32 или более ракет. Под эту пусковую установку сейчас активно разрабатывается новая ракета ближнего радиуса действия – до 10км, с диаметром 125мм, аналог авиационной ЗУР РВВ-АЕ (9м100). В одной ячейке можно будет расположить до четырех ракет, и в этом случае полный боекомплект корабля может вырасти до 128 ЗУР малого радиуса, что, согласитесь, немаловажно. Новый зенитный комплекс называется «Полимент-Редут», и он будет максимально унифицирован с разрабатываемым сейчас мобильным сухопутным комплексом «Витязь».

В комплекс будут входить 4 фазированные антенные решетки (АФАР) «Полимент» , РЛС общего обзора, ЗРК «Редут» с вертикальными пусковыми установками (ВПУ) для ЗУР среднего и ближнего радиуса действия, а так же под перспективные создаваемые ракеты в комплекс войдут системы единого управления, средства РЭБ, артиллерийские установки А-192 и ЗАК «Палаш», все элементы будут работать и управляться в едином контуре ПВО, обеспечивая круговую противовоздушную оборону корабля от самолетов и низколетящих целей. Комплекс будет способен одновременно выдавать целеуказание как минимум по 16 целям (по 4 на каждую ФАР). Комплекс сможет поддерживать темп стрельбы до одной ракеты в секунду. После чего прорвавшиеся низколетящие цели будут добивать с помощью артиллерии. Система так же будет подавлять системы наведения ракет с помощью своих систем РЭБ. Всё это позволяет создать систему ПВО с единым контуром. Кроме того, это позволит сократить количество боевых постов и значительно сократить экипаж корабля.

Артиллерийский комплекс: новая 130-миллиметровая артиллерийская установка А-192 (дальность стрельбы до 22 км, скорострельность - 30 выстрелов в минуту). Артиллерийская система имеет широкий диапазон углов обстрела (170/80°); номенклатура боеприпасов позволяет ей поражать береговые, морские и воздушные цели, а новая радиолокационная система управления артиллерийским огнём 5П-10 «Пума» обладает многоканальностью по обстреливаемым целям. Рядом с вертолётным ангаром предполагается разместить по бортам два боевых модуля ЗРАК «Палаш».

Противолодочное вооружение: будет состоять из 2-х пусковых установок Медведка-2. Этот комплекс будет иметь по четыре ракеты в каждом пусковом модуле и размещаться так же по бортам в районе средней части надстройки за лацпортами. Подводные лодки противника будут обнаруживаться гидроакустическим комплексом «ЗАРЯ-М» либо его дальнейшей модернизацией и низкочастотной активно-пассивной гидроакустической станцией «ВИНЬЕТКА-М». Эта станция состоит из буксируемой гибкой протяженной антенной (ГПБА) и низкочастотного излучателя, что обеспечивает в режиме гидролокации эффективное обнаружение малошумных подводных лодок. Кроме того, одновременно с гидролокацией, осуществляется работа гидроакустической системы, что позволит обнаруживать торпеды и надводные корабли на большом расстоянии - до 60 км.

Авиационная компонента: противолодочный вертолет Ка-28.

Основные ТТХ

Водоизмещение - 3900/4500 т,
Основные размеры, м: длина - 130-135 ,
Ширина – 16,
Осадка - 4.5,
Силовая установка - Дизель-газотурбинная энергетическая,
Мощность - 65 000 л. с. (общая),
2 дизельных двигателя 10Д49 мощностью по 5200 л. с.,
2 ГТД М90ФР мощностью по 27 500 л. с.,
Скорость полного хода, уз. – 29,
Дальность плавания, миль (уз) - 4000 (14уз),
Автономность, сутки – 30,
Количество валов - 2,
Тип винтов – ВФШ,
Экипаж, чел. – 180-210,
Вооружение:
Ракетное – УКСК: 2х8,
ЗУР - 4х8 ЗРК «Редут»,
АУ - 130мм (А-192),
ЗРАК - 2 БМ «Палаш»,
ПЛУР - 2х4 «Медведка-2»,
АВ – 1 вертолет Ка-28.

Планы на 2014 год

«Ох, сколько всего не сделано. И сколько еще предстоит не сделать»! Старая флотская шутка хорошо описывает текущую ситуацию в ОСК. На следующий год перенесен ввод строй значительного количества кораблей.

А что происходит с большим десантным кораблем «Иван Грен»? Он строится с 2004 года, и, очевидно, продолжит строиться в дальнейшем.
БДК пр. 11711 «Иван Грен» создан на основе чертежей советских БДК пр. 1171 «Тапир» - чрезвычайно удачных корабликов, вот уже более 40 лет несущих службу в составе отечественного флота. Крепкая, надежная транспортная платформа с носовой десантной аппарелью. Интересно, что при СССР такие БДК строили без лишних разговоров за полтора - максимум два года. Пекли, как горячие пирожки.

«Иван Грен». Никаких сложных ракетных комплексов и радиолокаторов с АФАР - тем не менее, постройка «Грена» растянулась на 10+ лет

В общем, вопросов к ОСК накопилось немало. Но, к счастью, ситуация не настолько критична, как могло показаться с первого взгляда - следующий год обещает преподнести немало ярких сюрпризов.

В первую очередь, речь идет о подлодках: в декабре уходящего года начались государственные испытания третьей РПКСН из семейства «Бореев» - К-551 «Владимир Мономах». В отличие от своих предшественников-долгостроев, этот подводный крейсер строился с 2006 года - и вот, уже год, как находится на плаву, проходя различные этапы ЗХИ/ГИС. Планируется, что лодка пополнит состав флота уже в начале 2014 года.

Еще один ожидаемый - многоцелевая дизель-электрическая подлодка Б-261 «Новороссийск», строящаяся по проекту 636.3. (модернизированная «Варшавянка»). По параметру «скрытность» ДЭПЛ этого типа превосходят любую из существующих атомных подлодок. «Черные дыры» - такое прозвище получили «Варшавянки» на Западе. «Новороссийск» войдёт в строй с обновленным составом вооружения - вместо части ракетного боекомплекта лодка будет оснащена крылатыми ракетами комплекса «Калибр». Б-261 «Новороссийск» была спущена на воду в ноябре 2013 г. и планируется к передаче ВМФ уже летом 2014 года.

Третья по счету крупная боевая единица - десантный корабль-вертолетоносец «Владивосток». Головной представитель семейства «Мистраль а-ля рус». Результат совместных усилий ОСК, французской оборонной компании DCNS и южнокорейской корпорации STX. Крупный 200-метровый корабль был заложен на верфи в Сен-Назере 1 февраля 2012 года - и уже летом 2013 был спущен на воду. К этому времени из России подоспела кормовая часть «Владивостока», строившаяся на мощностях Балтийского завода (согласно условиям контракта, 20% секций корпуса строилось в России). Необходимость тесного сотрудничества с зарубежными коллегами оказала самое благотворное влияние на российских судостроителей. Всё сделали точно и в кратчайшие сроки.

К 16 октября 2013 года французы состыковали кормовую часть с корпусом УДК и спустили готовый корабль на воду. В ближайшие месяцы ДВКД-1 «Владивосток» должны перевести в Санкт-Петербург, к достроечной стенке завода «Северная верфь». Специалистам ОСК останется лишь дооснастить корабль российским вооружением, провести полный цикл заводских и государственных испытаний, после чего передать корабль Тихоокеанскому флоту. С осени 2013 года началось формирование экипажа для первого десантного вертолетоносца в составе ВМФ России. Ожидается, что «Владивосток» пополнит ряды ВМФ в конце 2014 года.

Отдельный интерес представляет история с фрегатом «Адмирал Григорович» - головным кораблем проекта 11356. Строящийся, как более дешевая замена для суперфрегатов пр. 22350, дело с которыми с самого начала не заладилось, «Адмирал Григорович» планировался к спуску на воду уже осенью 2013 года. Увы, до нового года остались считанные дни, а данного события так и не произошло. Несмотря на задержку в строительстве, фрегат находится в высокой степени готовности и может быть принят в состав ВМФ к концу следующего года.

Изначально на 2014 год был запланирован ввод в строй еще двух фрегатов пр. 11356 - «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров». Но создается ощущение, что данное радостное событие произойдет не ранее 2015-16 гг. У «Макарова» до сих пор не завершено формирование корпуса. Также необходимо учесть, что после спуска на воду кораблям потребуется еще как минимум год для достройки и насыщения всем необходимым оборудованием. А после - продолжительный цикл ЗХИ/ГИС.

Фрегат ВМС Индии F44 «Табар» (экспортная модификация фрегатов пр. 11356 строящихся для ВМФ России)

Корветы! Здесь все по-прежнему. В планах две единицы - «Стойкий» и «Совершенный» (проект 20380). Существует высокая вероятность, что в 2014 году состав Каспийской флотилии пополнит малый ракетный корабль «Великий Устюг» (МРК пр. 21631 шифр «Буян-М»).

На этом список боевых кораблей ВМФ, чье вступление в строй намечено на 2014 год, неожиданно заканчивается. Итого:

Подводный стратегический ракетоносец - 1 ед.;
- многоцелевая ДЭПЛ - 1 ед.;
- десантный вертолетоносец - 1 ед.;
- фрегаты пр. 22350 - 2 ед. (будем надеяться, что на этот раз эпопея с «Горшковым» завершится, следом подоспеет «Адмирал Касатонов»);
- фрегаты пр. 11356 - 1-2 ед.;
- корветы пр. 20380 - 2 ед.;
- МРК - 1 ед.

Мало? Вы ожидали большего?

Положительная тенденция в кораблестроении, наблюдавшаяся в 2012 и 2013 гг., сохраняется, и флот постепенно наращивает свои силы. Помимо вышеперечисленной техники, не стоит забывать о грандиозных замыслах по модернизации атомных «Орланов» - 13 июня 2013 «Севмаш» получил подряд на модернизацию ТАРКР «Адмирал Нахимов» стоимостью 50 млрд. руб. (это в 1,5 раза больше, чем было заплачено за оба «Мистраля»). По состоянию на декабрь 2013 года на крейсере ведутся работы по монтажу средств для проведения ремонтных работ, проводится дефектация и выгрузка старого оборудования. Первый модернизированный «Орлан» обещает пополнить действующий состав ВМФ в 2018 году.

Из отрицательных моментов: по-прежнему не внушают оптимизма сроки постройки. Регулярно возникают скандалы, связанные с превышением смет строящихся кораблей и поиском коррупционной составляющей. Результат предсказуем - через короткое время следует заявление о приостановке серийного строительства того или иного типа кораблей (как произошло с корветами пр. 20385). Прозвучавшее в конце года заявление от официальных лиц о нецелесообразности дальнейшего строительства подводных атомоходов 4-го поколения пр. 885 «Ясень» и «Ясень-М». Якобы лодки имеют запредельную стоимость, потому первоначальные планы о постройке 8 ПЛА следует пересмотреть в сторону их уменьшения. А в качестве их замены нужно разработать проект более простой и дешевой субмарины для массового производства.

Наконец, банальное отсутствие крупных надводных единиц - ракетные крейсеры, эсминцы… Об этом остается только мечтать. Корабли, аналогичные по размерам современным фрегатам, по классификации ВМФ СССР проходили не иначе, как «сторожевики» или БПК II-го ранга. Мелочевка, мелкие «разменные монеты», строившиеся сериями по 30 и более штук. Эхх… (в сердцах взмах рукой).

В общем, проблем достаточно. И их нужно решать.

В следующем, 2014, году ОСК имеет все шансы сохранить и преумножить результаты, достигнутые в предыдущие годы. И сделать это не только за счет сдачи в эксплуатацию долгостроев, но и реализовать по-настоящему смелые замыслы современности!

Так пожелаем отечественным кораблестроителям отметить уходящий год по всем правилам, а после приступить к ударному труду, чтобы побить все рекорды предыдущих лет!

На этом корабле нет пушек и ракет, но его можно смело считать боевым кораблем. Большой разведывательный корабль ВМФ России «Юрий Иванов» (пр. 18280), спущенный на воду в сентябре 2013 года. Согласно плану, должен вступить в строй до конца 2014 года. Именно эти разведчики следят за эскадрами «вероятного противника» в Средиземном море, в Японском море, в Индийском океане, далее - везде

К-560 «Северодвинск», на заднем плане - тяжелый атомный ракетный крейсер пр. 1144 «Адмирал Ушаков»

Корвет «Бойкий».

Такие разные судьбы адмиралов флота Советского Союза Николая Кузнецова, Ивана Исакова и Сергея Горшкова.

До 1993 года, пока отряхивающаяся от обломков разваленного СССР новая Россия не взялась перекраивать и систему воинских званий, высшим персональным званием в ВМФ было звание Адмирала флота Советского Союза. Его ввели указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 марта 1955 года, и за четыре десятилетия этого звания удостоились только три человека.

Своим появлением звание Адмирала флота Советского Союза обязано разрыву в соответствиях между армейскими и флотскими званиями, который неожиданно возник после введения в 1935 году персональных званий для военачальников РККА и РККФ. Высшим армейским стало звание Маршала Советского Союза, а соответствующего ему звания на флоте не появилось ни тогда, ни в 1940-м, когда верхней ступенью флотских званий стало звание Адмирала флота. На изменении этой обидной для флота ситуации настоял легендарный нарком ВМФ Николай Кузнецов. В его личном архиве есть такая запись (цитируется по примечаниям к мемуарам «Крутые повороты: Из записок адмирала»): «В 1944 году Сталин неожиданно для меня поставил вопрос в Ставке ВГК о присвоении мне очередного звания. У нас к этому времени не было звания выше адмирала, а значит, не было предусмотрено и соответствующих погон. Я доложил, что в других флотах существует звание адмирала флота. «Чему это будет равно в наших Вооруженных Силах?» - спросил Сталин. Я ответил, что если выдерживать ту же последовательность, что и в армии, то адмиралу флота следует присвоить погоны с четырьмя звездочками, но это тогда не будет самым высшим званием, какое имеют сухопутные военачальники, то есть звание маршала. Тогда же было решено учредить пока звание адмирала флота с четырьмя звездочками на погонах, не указывая, кому это звание присваивается в сухопутных силах. <…> В мае 1944 года было решено заменить эти погоны на маршальские, с одной большой звездой. А когда обсуждался уставной вопрос и в табели о рангах нужно было решить, кому же равен по своим правам адмирал флота, то черным по белому было записано: «Маршалу Советского Союза»».
Легендарный адмирал ошибся в дате введения звания Адмирала флота, хотя остальное описано точно. Так и возникла ситуация, когда высшее флотское звание стало выше предыдущего не на одну ступеньку, а на две: ранее соответствовавшее генералу армии, оно «переехало» на строчку выше, сломав стройную систему. Справились с этим только десять лет спустя после Победы. Вот как описывает это Николай Кузнецов: «Уже после войны встал вопрос: следует ли адмиралу флота иметь и носить маршальскую звезду? Помнится, маршал Жуков предложил изменить тогда и название на «Адмирал Флота Советского Союза». Правительство решило внести такую поправку в высшее звание ВМФ, и я вместе с группой маршалов из рук Председателя Президиума Верховного Совета СССР К.Е. Ворошилова получил маршальскую звезду…».

Каждый из трёх адмиралов флота Советского Союза - Николай Кузнецов, Иван Исаков и Сергей Горшков - по-разному пришёл к этому высшему званию. И по-разному сложилась судьба каждого из них, хотя и были они тесно переплетены между собой - и далеко не всегда это переплетение играло положительную роль. О судьбах «флотских маршалов» сегодня рассказывает своим читателям «Историк».

Адмирал флота Советского Союза Николай Кузнецов

11 июля 1904 года - 6 декабря 1974 года

В 1939–1947 и 1951–1955 годах - нарком Военно-морского флота, военно-морской министр и главнокомандующий ВМФ.
Герой Советского Союза, четырежды кавалер ордена Ленина, трижды кавалер ордена Красного Знамени, дважды кавалер ордена Ушакова
Адмирал Николай Кузнецов неслучайно назвал последнюю книгу своих воспоминаний «Крутые повороты» - именно так короче всего и можно описать его судьбу. Самый молодой нарком Военно-морского флота и первый моряк на этой должности, назначенный на неё 29 апреля 1939 года - и единственный из обладателей высшего флотского звания, который дважды (!) лишался его по воле партийного начальства. Единственный высший офицер СССР, который не побоялся привести флот в состояние полной боевой готовности за два часа до начала Великой Отечественной войны, причём не просто отдав приказ, но и позвонив лично каждому командующему Балтийским, Северным и Черноморским флотом, - и человек, обвинённый в продаже секретов союзникам по антигитлеровской коалиции.
До первых послевоенных лет служебная карьера крестьянского сына Николая Кузнецова развивалась без каких-либо резких перепадов. В 1926 году он окончил Военно-морское училище имени Фрунзе и прошёл все ступеньки от командира батареи линкора «Червона Украина» до наркома ВМФ, всюду показав себя блестящим офицером, отличным тактиком и стратегом. Успел повоевать в Испании (главный военно-морской советник правительства республиканцев под псевдонимом дон Николас Лепанто), бессменно командовал всем советским флотом в годы Великой Отечественной войны - и попал в опалу после Победы. Многие историки флота считают, что это случилось из-за слишком твёрдого и независимого характера Николая Кузнецова, который рисковал спорить с Иосифом Сталиным (причина первой опалы в 1948 году) и категорически не сошёлся характером с Георгием Жуковым (вторая опала в декабре 1955 года). И если в первый раз Кузнецов сумел добиться возвращения ему высшего флотского звания, то второй раз оно вернулось к нему только спустя 14 лет после смерти: слишком уж противился этому его бывший подчинённый и протеже на посту главкома ВМФ Сергей Горшков…

Адмирал флота Советского Союза Иван Исаков

10 августа 1894 года - 11 октября 1967 года
Звание Адмирала флота Советского Союза присвоено: 3 марта 1955 года
В 1938–1950 годах - заместитель наркома (министра, главнокомандующего) Военно-морского флота, в 1941–1943 и 1946–1950 - начальник Главного морского штаба.
Герой Советского Союза (7 мая 1965 года), шестикратный кавалер ордена Ленина, трижды кавалер ордена Красного Знамени, дважды кавалер ордена Ушакова I степени
Если Николая Кузнецова можно назвать гениальным флотоводцем-практиком, то получившего высшее флотское звание в один день с ним Ивана Исакова точнее всего будет назвать гениальным флотоводцем-теоретиком. Но ни в коем случае не кабинетным!

Если у Николая Кузнецова судьба стала делать резкие повороты после Великой Отечественной войны, то судьба Исакова с самого начала была извилистой. Армянин по национальности, уроженец селения Аджикент Карской области (оказавшейся в итоге в Турции), выросший в Тифлисе, он никогда не получил бы погон морского офицера, если бы не Первая мировая война. Осенью 1914-го Исаков стал «чёрным гардемарином»: ученики разночинских Отдельных гардемаринских классов носили чёрные погоны, а не белые, как в Морском корпусе. Но флот ни разу не пожалел о том, что дал восторженно мечтавшему о море юноше такой шанс. Иван Исаков сдал все выпускные экзамены на высший балл - среди десяти других лучших выпускников классов - и вскоре уже принял своё боевое крещение во время Моонзундского сражения 1917 года, будучи ревизором на эсминце «Изяслав». В 1928 году Исаков так же блестяще окончил и Курсы усовершенствования высшего начсостава при Военно-морской академии РККА имени К.Е. Ворошилова, а вскоре сумел проявить себя не только как прекрасный штабной офицер, но и как великолепный теоретик и преподаватель. Он хорошо сочетал теорию и практику: начальником штаба Экспедиции особого назначения № 1, проводившей первые корабли для Северного флота по Беломоро-Балтийскому каналу, Исаков стал после публикации статьи, в которой обосновал военное значение этой водной магистрали.

Великую Отечественную войну Иван Исаков встретил на посту начальника Главного морского штаба. Будучи членом Военного совета Северо-Западного направления и координируя действия армии и флота при обороне Прибалтики, а затем Ленинграда, он получил первую тяжёлую контузию и оглох на левое ухо. А вскоре Исакова отправили выполнять ту же трудную работу на Черноморском театре военных действий, где 4 октября 1942 года он был тяжело ранен и потерял правую ногу. При этом умение ясно мыслить и анализировать военачальник сохранил, что и доказал, вернувшись на штабную работу и оставаясь заместителем главкома ВМФ до 1950 года. Потом Исаков занимался изданием «Морского атласа», продолжал активно писать теоретические статьи для «Морского сборника» и даже стал членом Союза писателей СССР.

Адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков

13 февраля 1910 года - 13 мая 1988 года
Звание Адмирала флота Советского Союза присвоено: 26 октября 1967 года
В 1956–1985 годах - главнокомандующий ВМФ СССР, заместитель министра обороны СССР.
Дважды Герой Советского Союза (7 мая 1965 года и 21 декабря 1982 года), семикратный кавалер ордена Ленина, четырежды кавалер ордена Красного Знамени, кавалер ордена Ушакова I и II степени
…Спустя год, после того как из Высшего военно-морского училища имени Фрунзе выпустили новоиспечённого морского командира Николая Кузнецова, туда же на штурманский факультет поступил недоучившийся студент физмата ЛГУ Сергей Горшков. Блестящим курсантом он не был, но и в середнячках не ходил, как, собственно, и всю дальнейшую военную карьеру. Она привела его к высшему флотскому званию и высшей флотской должности - главнокомандующего ВМФ, которую он занимал три десятка лет, то есть дольше, чем любой не только военно-морской, но и вообще военный чиновник в СССР!

Секрет такого рекорда традиционен для послесталинского СССР: Сергей Горшков был не просто умелым флотоводцем, которого ни соперники, ни критики никогда не могли упрекнуть в незнании флота или военного дела, но и умелым аппаратчиком. И конечно, свою роль сыграли три важных знакомства, которые будущий главком-рекордсмен свёл за время прежней службы. Первым из них оказалось знакомство с Николаем Кузнецовым, который настолько высоко ценил молодого офицера, что сумел оградить его от наказания за гибель на скалах недавно построенного тихоокеанского эсминца «Решительный». Вторым и третьим - знакомство во время обороны Новороссийска с двумя будущими начальниками Сергея Горшкова: командующим 18-й армией генерал-майором Андреем Гречко, которому суждено было стать одним из самых известных министров обороны СССР, и начальником армейского политотдела Леонидом Брежневым.

Снятый с должности главком ВМФ Николай Кузнецов сумел сделать так, чтобы его пост достался именно Горшкову, которого он ценил. А 10 лет спустя, когда высшие посты в стране заняли Брежнев и Гречко, судьба подарила Горшкову шанс построить такой флот, о котором он мечтал: сильный, океанский, демонстрирующий свой флаг во всех морях и океанах. И, хотя главкому-долгожителю не удалось избежать таких грехов, как пренебрежение интересами подчинённых, нежелание продвигать самостоятельных офицеров, пристрастие к политическим интригам и тяга к внешним атрибутам и наградам, флотскими делами Горшков занимался серьёзно и со знанием проблем. Но многие моряки, которые начали службу ещё в «кузнецовском» флоте, так и не простили адмиралу Горшкову одного проступка: нежелания добиваться возвращения высшего флотского звания его наставнику Николаю Кузнецову. Нежелания настолько сильного, что звание Адмирала флота Советского Союза Кузнецову вернули лишь через три года после отставки и последовавшей за ней смерти Сергея Горшкова.

10(22).8.1894—11.10.1967 гг.
Адмирал Флота Советского Союза

Родился 22 августа 1894 г., с. Аджикент, Карсская область Российской империи. В 1914 г. начал военно-морскую службу. В годы Первой мировой войны служил мичманом на эсминце «Изяслав». Летом 1917 г. участвовал в революционных демонстрациях в Петрограде. С первых дней революции находился в рядах Красного Флота, принимал участие в героическом ледовом походе кораблей Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт. В годы гражданской войны активно участвовал в боевых действиях на Балтийском море, на Волге и Каспии.

В 1938 г. был назначен заместителем народного комиссара Военно-Морского Флота. В период военного конфликта с Финляндией координировал действия Краснознаменного Балтийского флота с сухопутными войсками.

В 1940 г. И.С. Исакову было присвоено воинское звание адмирала.

В июле 1941 г., когда создалось тяжёлое положение для наших войск и флота в Прибалтике, И.С. Исаков был назначен заместителем главнокомандующего северо-западного направления по морской части.

Принимал участие в помощи блокированному Ленинграду, был одним из активных организаторов перевозок через Ладожское озеро.

С образованием северо-кавказского направления в апреле 1942 г. И.С. Исаков был назначен заместителем главнокомандующего и членом Военного совета этого направления. В октябре 1942 г. при очередной поездке на передовые линии недалеко от Туапсе, в районе Гойтхского перевала, И. С. Исаков был тяжело ранен.

31 мая 1944 г. Постановлением Совета народных комиссаров Союза ССР И.С. Исакову было присвоено звание Адмирала флота.

В послевоенный период И.С. Исаков работал начальником Главного штаба ВМС и заместителем главнокомандующего Военно-Морским Флотом, занимал ряд других ответственных должностей в центральном аппарате Министерства обороны.

В мае 1965 г. И.С. Исаков был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.

Одной из важных сторон деятельности И. С. Исакова являлась научная работа. В морских журналах и отдельными изданиями печатались его труды-исследования опыта Второй мировой войны. Многие его научные работы (всего свыше шестидесяти) были использованы для создания уставов и наставлений, действующих и в настоящее время в Военно-Морском Флоте. Под руководством И.С. Исакова были подготовлены и изданы два тома Морского атласа.

Адмирал И.С. Исаков имел:

  • 6 орденов Ленина,
  • 3 ордена Красного Знамени,
  • 2 ордена Ушакова I степени,
  • орден Отечественной войны I степени,
  • орден Красной Звезды,
  • ряд иностранных орденов.

Кузнецов Николай Герасимович

11(24).07.1904—6.12.1974
Адмирал флота (1944),
Адмирал флота Советского Союза (25.5.1945-3.2.1948 и 11.5.1953-3.3.1955 носил звание «Адмирал флота», приравненное к званию Маршала Советского Союза;
17.2.1956 понижен до вице-адмирала; 26.7.1988 посмертно восстановлен),
Нарком ВМФ (1939-1946) и военно-морской министр СССР (1951-1953),
Главнокомандующий ВМФ (1953-1956)

Родился в деревне Медведки Котласского района Архангельской (до 1937 г. Вологодской) области в семье крестьянина. На флоте с 1919 г. В 1926 с отличием окончил Военно-морское училище им. Фрунзе. Участник Гражданской войны. С 1926 г. служил на кораблях Морских Сил Чёрного моря. С 1932 г. был помощником командира, а с 1934 - командиром крейсера «Червона Украина» (ЧФ).

В 1936 г. отправлен на гражданскую войну в Испанию, где был главным военно-морским советником республиканского правительства. С августа 1937 - заместитель командующего, с 1938 - флагман 2-го ранга, командующий Тихоокеанским флотом. Поддерживал действия сухопутных сил в боях у озера Хасан. В 1939 назначен народным комиссаром ВМФ СССР: он был самым молодым наркомом в Союзе и первым моряком на этой должности. Стал инициатором открытия новых морских училищ и морских спецшкол (впоследствии нахимовских училищ). В 1940 г. ему было присвоено звание адмирала.

В годы Великой Отечественной войны руководил флотом, координируя его действия с операциями прочих Вооружённых Сил. Был членом Ставки Верховного Главнокомандования, постоянно выезжал на корабли и фронты.

Благодаря созданной и отработанной на флоте накануне войны под руководством Кузнецова системе оперативных готовностей, в день нападения фашистской Германии флот не позволил застать себя врасплох и встретил удары авиации противника организованным огнём.

Особой страницей деятельности Н. Г. Кузнецова в годы войны было его участие в переговорах с военно-морскими миссиями союзников в 1941-1945 гг., а также в качестве члена советской делегации - в конференциях глав государств в Ялте и Потсдаме. В феврале 1944 г. Кузнецову присвоено звание адмирал флота (равное генералу армии). В 1945 г. Н.Г. Кузнецов стал Героем Советского Союза. После упразднения в 1946 Наркомата ВМФ Кузнецов остался главнокомандующим ВМС и заместителем министра Вооружённых Сил, но был снят с этого поста в январе 1947 г.

С февраля 1950 г. командовал Тихоокеанским флотом. В 1951-1953 гг. - военно-морской министр.

В 1953-1955 гг. Кузнецов - Главнокомандующий ВМФ и заместитель министра обороны.

3 марта 1955 г. его звание переименовано в «Адмирал флота Советского Союза», а ему вручена Маршальская Звезда.

В 1953-1956 гг. - первый зам. министра обороны СССР - главком ВМФ.

В 1956 г. понижен в звании до вице-адмирала и отправлен в отставку. Восстановлен в звании Адмирала флота Советского Союза в 1988 г. (посмертно). Автор книг «Курсом к победе», «Накануне», «На флотах боевая тревога».

Адмирал Кузнецов имел:

  • 4 ордена Ленина,
  • 3 ордена Красного Знамени,
  • 2 ордена Ушакова I степени,
  • орден Красной Звезды,
  • орден «Знак Почёта»,
  • 8 медалей,
  • ряд иностранных наград.