Анализ пьес Маяковский В. В

Главный герой - любитель выпить и побренчать на гитаре, слезливый обладатель партбилета Присыпкин представляет собой вульгаризованный вариант советского гражданина, пародированного Маяковским в поэме "Про это". Присыпкин, чтобы жениться на маникюрше и кассирше Эльзевире Ренессанс, бросает свою старую любовь, работницу Зою Березкину, и та в отчаянии пытается покончить жизнь самоубийством. На свадьбе, которую празднуют в парикмахерской, вспыхивает пожар, и все погибают. Через пятьдесят лет в подвале дома находят замороженного Присыпкина, утонувшего при тушении пожара, и Институт человеческих воскрешений получает задание разморозить его. Вместе с Присыпкиным воскрешается и клоп - "редчайший экземпляр вымершего и популярнейшего в начале столетия насекомого", распространяющего заразные явления, которые в 1979 году давно исчезли и остались лишь в словарях: влюбленность, романсы, самоубийство, танцы, табак, водка... Когда молодая девушка начинает танцевать чарльстон и бормотать стихи, профессора объясняют, что "это приступы острой "влюбленности", - так называлась древняя болезнь, когда человечья половая энергия, разумно распределяемая на всю жизнь, вдруг скоротечно конденсируется в неделю в одном воспалительном процессе, ведя к безрассудным и невероятным поступкам". А когда ассистентка профессора, не кто иная, как постаревшая Зоя Березкина, признается, что пятьдесят лет назад она пыталась покончить с собой из-за любви, профессор восклицает: "Чушь... От любви надо мосты строить и детей рожать..." Реплики явно автобиографичны, здесь слышатся намеки и на самоубийство Антонины Гумилиной , и на рождение дочери Элли-Патриции . Когда клопа в конце концов ловят, его вместе с Присыпкиным отправляют в зоопарк. Их двое = разных размеров, но одинаковых по существу: это знаменитые "клопус нормалис" и... "обывателиус вульгарис". Оба водятся в затхлых матрацах времени". Запертого в клетку вместе с гитарой, водкой и папиросами Присыпкина - "существо", как его называет директор зоопарка, - показывают любопытной публике. Специальные фильтры "задерживают выражения", его вульгарные речи доходят до слушателей в отцензурированном виде. Иногда он курит, иногда "вдохновляется" с помощью водки. Директор призывает его сказать "что-нибудь коротенькое", и Присыпкин, обращаясь к театральной публике, кричит: "Граждане! Братцы! Свои! Родные! Откуда? Сколько вас?! Когда же вас всех разморозили? Чего ж я один в клетке? Родимые, братцы, пожалте ко мне! За что ж я страдаю?! Граждане!.."

Если клоп - метафора Присыпкина, то Присыпкин - карикатура на Маяковского - поэта, который из-за своих мечтаний о "немыслимой любви" страдает за все человечество. Чтобы подчеркнуть эту параллель, Маяковский настоял, чтобы исполнитель главной роли научился подражать его манерам. "Клоп" - сведение счетов с мечтами молодости о светлом будущем и спасительной любви.

Коммунистическое будущее в пьесе - бездуховное, механизированное общество, в котором любовь редуцирована до чистой физиологии, до полового влечения. Мечта о воскрешении в поэме "Про это", где Маяковский в будущем встречает свою любовь "дорогой зоологических аллей", жестко пародируется в "Клопе", где воскрешенное alter ego поэта держат в клетке вместе с вредным насекомым. В поэме "Человек" Маяковский заявляет, что он "для сердца", но в обществе будущего никто не знает, что такое сердце. И если в "150 000 000" он верил, что "в новом свете раскроются / поэтом опоганенные розы и грезы, / все на радость / нашим / глазам больших детей!", то в 1929 году действительность выглядит иначе: "Есть про розы только в учебниках садоводства, есть грезы только в медицине, в отделе сновидений".

Работа над "Клопом" была изнурительной, Маяковский трудился круглые сутки и почти не спал. Но работа изматывала его не только физически, но и потому, что пьеса была вариацией главной темы его творчества - и теперь эта тема в первый раз за многие годы проявилась в полную силу.

Ответ от Глеб ильин [гуру]
К концу 1920-х гг. у Маяковского нарастает ощущение несоответствия политической и социальной реальности вдохновлявшим его с отроческих лет высоким идеалам революции, в соответствии с которыми он строил всю свою жизнь - от одежды и походки до любви и творчества. Комедии «Клоп» (1928) и «Баня» (1929) представляют собой сатиру (с элементами антиутопии) на обуржуазившееся общество, забывшее о тех революционных ценностях, ради которых создавалось. Внутренний конфликт с окружающей действительностью наступавшего «бронзового» советского века несомненно оказался среди важнейших стимулов, подтолкнувших поэта к последнему бунту против законов мироустройства - самоубийству.
Сам Маяковский определил проблему пьесы как “разоблачение сегодняшнего мещанства”. “Обработанный и вошедший в комедию материал - это громада обывательских фактов, шедших в мои руки и голову со всех сторон... ” - писал поэт. Однако ни в каком другом произведении Маяковского (разве что в поэме «Летающий пролетарий») не дана столь подробная картина будущего, отстоящего от первоначальных событий на десять советских пятилеток, то есть 1978 год. В это общество будущего попадает размороженный Присыпкин и заражает многих бациллой мещанства. Зараза обретает масштабы эпидемии. Замысел Маяковского состоит в том, чтобы показать, как сильна бывает воинствующая пошлость, насколько опасна и заразительна присыпкинщина. Будущее Маяковский всегда представлял себе коммунистическим, в котором человечество изживёт окончательно те пороки, на которые поэт с таким гневом обрушивал свою сатиру
Огромное значение в жизни поэта имели поездки по родной стране. Только в 1927 он выступил кроме Москвы и Ленинграда в 40 городах. В 1927 пишет поэму "Хорошо! ".
Важное место в его творчестве занимает драматургия. Создал сатирические пьесы "Клоп", "Баня". В феврале Маяковский вступает в РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) , за что многие из его литературных соратников порвали с ним отношения. В эти же дни открылась выставка "20 лет работы Маяковского", не имевшая успеха из-за намеренной изоляции поэта
Действие первых четырех картин пьесы происходит в 1929 году, то есть в том самом году, когда она была поставлена. И образы ее были очень актуальны. Показывая мещанство, Маяковский осмысливал его политически. Бытовое перерождение Присыпкина - не частный случай, это социальное явление: измена человека своему классу.
Присыпкин, Баян, семья Ренессанс и их свадебные гости - это носители таких пороков, как некультурность, грубость, приспособленчество, подхалимство, пьянство, хамское отношение к женщине, антиобщественные настроения. Славные ребята из «молодняцкого общежития» изгоняют Присыпкина из своей среды, но в их числе есть люди, которым не чужды мещанские вкусы. Чтобы показать мещанство не только как порок современного быта, но и как явление, тормозящее развитие общества, Маяковский перенес действия остальных пяти картин на пятьдесят лет вперед. Попав в мир будущего, Присыпкин оказывается настолько чуждым людям 1979 года, что его с полного его согласия помещают в клетку зоологического сада. Этим Маяковский противопоставил мещанству образцы культуры быта, чистой жизни. А в самом конце комедии, в обращении Присыпкина к зрителям, Маяковский приглашает их проверить, нет ли в них самих еще не изжитых качеств мещанина Присыпкина.
Перенеся «героя» комедии в будущее, поэт придал ей огромный размах. С помощью этого смелого литературного приема он усилил резкость идейного столкновения, увеличил напряженность и стремительность в развертывании действия. Сатирическая острота и гиперболичность (сознательная преувеличенность) в характеристиках действующих лиц и в драматургических положениях пьесы помогли Маяковскому создать обобщения, расширяющие масштабы пьесы, наполнить образы подлинной социальной типичностью. «Собачье сердце» Булгакова созвучно современным

Пьеса "Клоп" Маяковского, краткое содержание которое приведено в этой статье, была написана в 1928 году. Сам автор определил ее жанр как феерическую комедию. При этом уже после издания неоднократно ее дополнял, дописывал и доделывал. В основу произведения легли материалы, которые он собрал во времена работы в газете "Комсомольская правда". Факты из жизни обывателей, ставшие ему известными, привели к созданию таких персонажей, как Олег Баян и Присыпкин. Впервые пьеса была напечатана в журнале "Молодая гвардия". Ее премьера на сцене состоялась в 1929 году. Пьесу поставили на сцене Большого драматического театра в Ленинграде.

Действие пьесы "Клоп" Маяковского, краткое содержание которой вы можете прочитать в этой статье, происходит в Тамбове. В первых трех картинах на дворе 1929 год. НЭП в СССР в то время процветает.

В центре повествования оказывается бывший член партии и рабочий Присыпкин. Для благозвучности он взял себе новое имя, теперь зовется Пьером Скрипкиным. В ближайшем будущем он планирует жениться на дочери парикмахера Эльзевире Ренессанс. Она работает маникюршей и кассиршей в салоне красоты.

Пока же Иван Присыпкин налаживает отношения с будущей тещей. Они гуляют перед универмагом, покупая с лотков все необходимое для будущей семейной жизни. Выясняется, что герою понадобится бюстгальтер, который он принимает за чепчик для будущей двойни, игрушка в виде фигурок танцующих людей и другие безделушки.

Организатором свадьбы вызывается быть Бочкин, который тоже поменял фамилию на более благозвучную, и теперь зовется Олег Баян. Пышное трудовое бракосочетание он берется организовать всего за бутылку водки и 15 рублей. Обсуждение будущей свадьбы подслушивает бывшая подруга Присыпкина Зоя Березкина. Она в недоумении, главный герой ей признается, что полюбил другую. Расстроенная Зоя рыдает.

Обсуждение Присыпкина

В следующей картине пьесы Маяковского "Клоп", краткое содержание которой поможет вам вспомнить сюжет, предстоящую свадьбу обсуждают постояльцы рабочего общежития. Многие осуждают Присыпкина, но находятся и те, кто относится с пониманием к желанию пожить в свое удовольствие. Эту возможность дал НЭП в СССР, существовавший в то время.

В это время Баян дает Присыпкину урок хороших манер. Например, учит танцевать фокстрот, а также незаметно для окружающих почесываться во время танца. Среди других его "полезных" советов - не надевать одновременно два галстука, не носить навыпуск крахмальную рубаху. Тут раздается оглушительный выстрел. Березкина кончает жизнь самоубийством.

Свадьба главного героя

Большое внимание в пьесе Маяковского "Клоп" уделяется свадьбе главного героя. Олег Баян произносит на торжестве пафосную речь. Все поют под музыку на рояле и напиваются.

Заканчивается все дракой, которую затеял шафер невесты. Он оберегал ее достоинство, а в результате устроил пожар, опрокинув печь. Пожарным не удается никого спасти, все погибают. Правда, при разборе завалом спасатели не досчитываются одного человека.

Будущее

Действие следующих шести картин разворачивается в будущем, в 1979 году. Бригада рабочих обнаруживает на глубине семи метров замороженную человеческую фигуру. Ее отправляют в институт человеческих воскрешений. По мозолям на руках ученые устанавливают, что это был рабочий.

Мировые СМИ с восторгом сообщают об этом событии. Процесс размораживания осуществляет профессор, которому ассистирует Зоя Березкина. Выясняется, что ее попытка самоубийства полвека назад была неудачной. Когда Присыпкин приходит в себя, с его воротника на стену тут же переползает клоп, проведший с ним все это время в заморозке. Осознав, что оказался в 1979 году, он тут же лишается чувств.

Период адаптации

В сатирической пьесе Маяковского много забавных моментов, которые запомнились читателям и зрителям. Например, чтобы процесс адаптации проходил легче, врачи предписывают поить Присыпкина пивом, которое к тому времени ушло в прошлое. Теперь же работники медицинской лаборатории не удерживаются перед искушением его попробовать. 520 человек оказывается в больнице от этого зелья.

Присыпкин постоянно поет романсы под гитару. Среди тех, кто их слушает, развивается эпидемия настоящей влюбленности. Многие бормочут услышанные стихи и пританцовывают.

Параллельно директор зоологического сада вместе с многочисленными помощниками пытается поймать сбежавшего клопа. В 1979 году эту уникальный экземпляр уже вымершего к тому времени насекомого.

Присыпкин проводит время под постоянным наблюдением врачей в чистой комнате. Он недоволен своим положением. Все время требует опохмелиться и просит заморозить его обратно. По его просьбе, Березкина снабжает его литературой, но он не находит в книгах ничего интересного. Все они либо документальные, либо научные.

Демонстрация человека из прошлого

В последней картине пьесы "Клоп" Маяковского (краткое содержание вы найдете в этой статье) Присыпкина выставляют на всеобщее обозрение прямо посреди зоологического сада. На него приезжают посмотреть зарубежные журналисты, иностранные пенсионеры, профессора и ученые, организованными группами приходят школьники.

Директор учреждения, обращаясь к собравшимся, упрекает профессора, который размораживал главного героя в том, что он отнес Присыпкина к "гомо сапиенс". По его мнению, это ошибка. На самом деле, считает директор зоосада, это человекообразный симулянт. Он откликается на объявление о том, что ищется живое человеческое тело для регулярных обкусываний и содержания свежеприобретенного насекомого, который является прибывший также из прошлого клоп.

Их обоих помещают в одну клетку. Директор в перчатках и, вооружившись пистолетами, выводит Присыпкина на трибуну. Увидев множество зрителей, собравшихся в зале, он начинает к ним взывать, спрашивая, когда из всех успели разморозить, а также не понимает, почему в одиночестве содержится в клетке. После этой тирады Присыпкина оперативно уводят за сцену, а клетку задергивают.

Анализ пьес - "Клоп» и "Баня»

Не только творчество, но и сама личность В. В. Мая­ковского занимают значительное место в истории русской литературы. Основная заслуга поэта в том, что он создал оригинальные по форме и содержанию про­изведения, очень яркие, злободневные, порой юмористические, но чаще - исполненные горькой иронии и острой сатиры, что и определяет их актуальность по сей день.

Силой своего таланта Маяковский беспощадно высмеивал все те явления, которые, по его убеждениям, тормозили развитие молодого государства. Он яростно боролся против того, что мешало процветанию страны, против многочисленных пороков, свойственных всему советскому обществу, и пороков, характерных для отдельной личности. Маяковский предавал огромное значение жанру юмористической сатиры и был уверен в том, что в будущих школах "будут преподавать сатиру наряду с арифметикой и с неменьшим успехом».

Как известно, особую ненависть Маяковский испытывал к такому разряду людей, которых принято называть мещанами. В своих пьесах "Клоп» и "Баня» он высмеивает мешан, а одного из них волшебной силой искусства превращает в клопа, скрывающегося в трухлявых матрацах времени.

Пьесу "Баня» Маяковский определил как "драму в шести действиях с цирком и фейреверком», и уже в этом слышатся иронические ноты поэта, как бы предупреждающего читателя о том, что пьеса представляет некий фарс. Главный персонаж пьесы - "товарищ Победоносиков, главный начальник по управлению согласованием, Главначупс». Это типичный надутый чиновник, который между телефонными звонками и бездумным перелистыванием казенных бумаг диктует машинистке "одну общую руководящую статью», такую же бессмысленную, как и название учреждения.

Драма в пьесе построена на конфликте между изобретателем Чудаковым, легким кавалеристом Велосипедкиным, рабочими, помогающими изобретателю, - с одной стороны, и его помощником Оптимистенко - с другой. Маяковский рисует в пьесе множество смешных и глупых ситуаций, в которые попадают его герои, но вместе с тем пьеса представляет собой драму, и драматизм ее - в борьбе с бюрократией, которая, по мнению поэта, представляет собой огромную и закостенелую силу.

В образе Победоносикова Маяковский сконцентрировал многие уродливые наслоения казенного свойства: Победоносиков занимает важную должность, в его приемной - "длинный, во всю стену, ряд просителей». У двери - верный страж Оптимистенко, который, конечно, не пустит к начальнику неугодных, беспокойных людей. Как заметил Велосипедкин, Оптимистенко - "гладкий и полированный, как дачный шар. На нем только начальство отражается, и то вверх ногами».

Победоносиков сует свой нос всюду и считает себя комптентным даже в тех вопросах, о которыхзнает лишь понаслышке. Например, он поучает режиссера: "Сгушенно все это, в жизни так не бывает. Это надо переделать, смягчить... надо показывать светлые стороны нашей действительности». И это злая карикатура на всякое псевдоискусство, характерное для советской эпохи, когда жесткая цензура "переделывала» произведения до неузнаваемости, заставляя художников творить то, что соответствовало бы четко установленным требованиям. Пьеса наглядно показывает современным читателям командно-бюрократическое управление искусством, и Чудаков, как творческая натура, всеми силами пытается противостоять этой силе.

Но, к счастью, конфликт разрешается, когда по­является "Фосфорическая женщина», "делегатка 2030 года», которая отбирает лучших (Чудакова и его помощников) в коммунизм, куда они отбывают на изобретенной машине времени тогда, как Победоносиков и Оптимистенко остаются за бортом - в современной им действительности.

В своей полуфантастической, остросатирической пьесе "Клоп» Маяковский не просто высмеивает во всех его проявлениях, но и объявляет ему беспощадную войну. В образе главного героя пьесы, Петра Присыпкина, переименовавшего себя в Пьера Скрипкина, сочетаются многие отрицательные черты этого социального явления, во всех действиях и речах Присыпкина проявляется его обывательская сущность. По определению автора, Прйсыпкин - "бывший рабочий, бывший партиец, ныне жених». Используя выгоды своего социального положения в государстве победившего пролетариата, Скрипкин намеревается выгодно жениться, но на свадьбе случается драка, а потом пожар, в результате чего герой погибает, но оказывается воскрешенным в далеком коммунистическом будущем.

Люди будущего, обитатели "молодняцкого» общежития, считают героя зараженным микробом мещанства, поэтому даже не признают его за человека, считая его представителем вымершего рода, называемым "обывателиус вульгариус». Грубый, бескультурный, эгоистичный Скрипкин выглядит "ископаемым» среди "идеальных» людей коммунистического общества, для которого пьянство, подхалимство и прочие пороки обывательского мира давно стали забытыми, неизвестными явлениями.

Само общество коммунистов представлено Ма­яковским предельно разумно. Многие функции человека здесь выполняют автоматы, любовь искоренена как неразумное чувство. Для жителей будущего, настоящих пролетариев, Скрипкин представляет серьезную угрозу, он - мнимый пролетарий, мещанин, тогда как настоящие пролетарии - люди высокой нравственной культуры, свободные от всех пороков буржуазного общества.

Но это истинное пролетарское будущее, по сути, безлично, поскольку здесь правят массовость и сплошной автоматизм. Поэтому Скрипкин, несмотря на все свои пороки, невольно выглядит в нем единственным живым человеком. В итоге идеальное общество будущего оказывается в пьесе крайне неустойчивым, внутренне податливым к давно, казалось бы, искорененным порокам. Рабочие медицинской лаборатории постепенно начинают пить, под воздействием "душераздирающих» романсов Скрипкина в людях просыпается чувство любви, и молодые девушки вдруг начинают танцевать! Внезапно людей будущего начинают привлекать буржуазные удовольствия, и они с радостью поддаются их приятному влиянию, в результате чего большая часть "неподдавшихся» приходит к выводу, что Скрипкина необходимо как можно скорее изолировать как серьезного врага.

В финале пьесы приравненный автором к клопу, незадачливый Пьер Скрипкин кричит: "Братцы! Свои! Родные!.. Сколько вас?! Когда же вас всех заморозили? Чего ж я один в клетке?..». И этим криком Маяковский, который, разумеется, не мог ввести в свою пьесу элементы антикоммунистической сатиры, невольно затронул эту тему, очень метко изобразив призрачность светлого коммунистического будущего, не способного искоренить до конца все человеческие пороки.

«Клоп»


Феерическая комедия В.В. Маяковского «Клоп» посвящена одной из центральных тем его зрелого творчества - критике мещанства, разоблачению его низменной сущности. Показателен в этом плане уже список действующих лиц произведения. Главный герой имеет два имени. Одно приземленное, обыденное (Присыпкин). А другое - изысканное, утонченное (Пьер Скрипкин).

Женские образы противопоставлены по этому принципу: простое и скромное имя Зоя Березкина и изысканные иностранные (Эльзевира Давидовна, Розалия Павловна).

Интересно в композиционном плане начало произведения, где используется прием многоголосья: рекламные куплеты, которые исполняют продавцы, воссоздают пеструю атмосферу так называемой эпохи нэпа (новой экономической политики 20-х годов XX века), сущность которой заключалась в том, что крестьянам разрешили продавать излишки сельскохозяйственных продуктов. Сдавались в аренду отдельные предприятия. Открывались мастерские.

Реплики продавцов создают в художественном пространстве произведения атмосферу мещанства. В лексике нарочито сопрягаются бытовой и политический аспекты («битвы, ножи и языки для дискуссий», «республиканские селедки»). Чего стоит только одна реплика Баяна: «Зачем вам сливаться с мелкобуржуазной стихией и покупать сельдей в таком дискуссионном порядке?». Никчемность и абсурдность всего этого действа подчеркивает яркий сатирический образ, несколько раз повторяющийся в тексте: «Бюстгальтеры на меху». Комический эффект усиливается тем, что Присыпкин называет их «аристократическими чепчиками».

Пошлость в этом образе сочетается с невежественностью. Когда Баян предлагает Пьеру сыграть эпиталаму о боге Гиме-нее, тот спрашивает в ответ: «Чего ты болтаешь? Какие еще такие Гималаи?».

Мещанскую психологию Присыпкина с возмущением критикуют его товарищи по общежитию. Дело не в том, что он покупает себе новый галстук, а в том, что достижение внешнего лоска становится для него самоцелью. При этом Присыпкин не соблюдает элементарный правил гигиены. Вместо того чтобы поменять носки, он замазывает дырку на них чернильным карандашом.

Романтическое начало соседствует в тексте пьесы вместе со сниженными образами. «Так, так, тихим шагом, как будто в лунную ночь, в мечтах и меланхолии из пивной возвращаетесь», - повествует Баян.

Центральное сюжетообразующее событие в пьесе - свадьба Присыпкина (Пьера Скрипкина) с Эльзевирой. Пошлость, показуха, желание героев шагать во всем в ногу с эпохой подчеркиваются даже в ремарках: «Пьер целует степенно и с чувством классового достоинства». Казенные штампы звучат м в репликах персонажей. «Какими капитальными шагами мы идем вперед по пути нашего семейного строительства!» - восклицает Баян. Подобные высказывания заставляют соотнести семейную историю с историей страны. Новая экономическая политика с тем разгулом мещанства, который она привнесла, явно не по душе автору пьесы. Свадьба не случайно заканчивается пожаром. В.В. Маяковский не видит перспективы в этой политике. Не о таком светлом будущем мечтает автор.

В построении сюжета пьесы В.В. Маяковский широко использует фантастику. В пятом действии возникает интересный образ - так называемый институт человеческих воскрешений. В нем как раз и воскрешают Присыпкина. Первое, о чем беспокоится герой, поняв, ч го попал в будущее, это то, что у него за пятьдесят лет «в профсоюз не плочено».

За это время ценности и привычки в обществе поменялись кардинальным образом. Пиво, например, стали называть отравляющей смесью. Сатирически высмеивает поэт и «приступы острой влюбленности». Ушли в прошлое и танцы далекой эпохи. В конце пьесы Присыпкин попадает в зоопарк вместе с клопом. Показывая его посетителям, директор зоопарка объясняет: «Их двое - разных размеров, но одинаковых по существу: это знаменитые «клопус нормалис» и... «обывателиус вульгарис». Примечательны надписи на клетке: «Осторожно

Плюется!», «Без доклада не входить!», «Берегите уши - оно выражается».

Пьеса «Клоп» гневно высмеивает обывателей, стремящихся обрядиться в мещанские одежды. Таким образом, В.В. Маяковский вошел в историю русской литературы не только как поэт, но и как драматург. Его небольшое по объему драматургическое наследие внесло значительный вклад в развитие русской сатиры.