Цикл занятий по развитию сенсомоторики младших школьников с умственной отсталостью. План-конспект открытого занятия в группе детей с ОВЗ (с легкой умственной отсталостью) Конспекты готовые для умственно отсталых детей

Организация коррекционных занятий с детьми с умеренной, тяжелой и глубокой интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) в условиях сельской школы Материал подготовлен учителем индивидуального обучения МОУ Гладчихинской начальной школы Е.А. Карповой. Е.А. Карповой.


Коррекционное занятие - форма организации учебно-коррекционной работы, основная форма организации учебно-воспитательной работы в дошкольном и школьном учреждении Коррекционное занятие - форма организации учебно-коррекционной работы, основная форма организации учебно-воспитательной работы в дошкольном и школьном учреждении


Индивидуальные коррекционные занятия проводятся по специальным планам, с учетом особенностей каждого ребенка: - для детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью (умеренной, тяжелой умственной отсталостью) – занятия по формированию культуры поведения, развитию речи, эмоциональному развитию; - для детей с глубокой интеллектуальной недостаточностью (глубокой умственной отсталостью) – занятия, направленные на формирование необходимых для жизни социально значимых навыков, в отдельных случаях игровое взаимодействие.


При построении коррекционного занятия, необходимо определить на каком уровне ребенок будет усваивать предлагаемый материал: на уровне взаимодействия в процессе сопряженных (совместных) с педагогом действий; на уровне взаимодействия в процессе сопряженных (совместных) с педагогом действий; на уровне взаимодействия с помощью полусапряженных (частично совместных) с педагогом действий; на уровне взаимодействия с помощью полусапряженных (частично совместных) с педагогом действий; на уровне восприятия (работа после обучающего эксперимента); на уровне восприятия (работа после обучающего эксперимента); на уровне применения знаний по образцу; на уровне применения знаний по образцу; на уровне речевой инструкции. на уровне речевой инструкции.


Требования к коррекционному занятию, которые необходимо учитывать при построении структуры занятия: Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов музо-, изо-, песко-, водо-, кукло-, танцевально-двигательной терапии). Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов музо-, изо-, песко-, водо-, кукло-, танцевально-двигательной терапии). В занятиях должна прослеживаться системность и преемственность. В занятиях должна прослеживаться системность и преемственность. Выбор тематики занятий должен определяться характером нарушения развития детей с особыми образовательными потребностями и подбором наиболее адекватной тактики коррекционной работы. Выбор тематики занятий должен определяться характером нарушения развития детей с особыми образовательными потребностями и подбором наиболее адекватной тактики коррекционной работы. Формы работы должны определяться задачами занятия, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов (фронтальные и индивидуальные занятия), так и инновационных. Формы работы должны определяться задачами занятия, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов (фронтальные и индивидуальные занятия), так и инновационных.


К инновационным приемам относятся следующие виды работ на занятии: К инновационным приемам относятся следующие виды работ на занятии: включение ребенка в процесс взаимодействия с педагогом, группой детей или сверстником с использованием метода «аттракции» (называние по имени, активное включение в процесс рассматривания себя в зеркале, телесный контакт с ребенком с целью расслабления, успокоение, вселение уверенности и т.д.); включение ребенка в процесс взаимодействия с педагогом, группой детей или сверстником с использованием метода «аттракции» (называние по имени, активное включение в процесс рассматривания себя в зеркале, телесный контакт с ребенком с целью расслабления, успокоение, вселение уверенности и т.д.); рисование под музыку, используя различные методики рисования – ладошкой, пальчиком, губкой, тампоном и т.д. (изотерапия); рисование под музыку, используя различные методики рисования – ладошкой, пальчиком, губкой, тампоном и т.д. (изотерапия); игры с песком (пескотерапия); игры с песком (пескотерапия); игры с водой (водотерапия); игры с водой (водотерапия); игры с куклами (куклотерапия) и т.д. игры с куклами (куклотерапия) и т.д.


К традиционным приемам относятся следующие виды работ на занятии: К традиционным приемам относятся следующие виды работ на занятии: занятие должно включать как познавательный материал, так и различные релаксационные упражнения, которые способствуют развитию у детей коммуникативных умений, обогащают эмоциональный опыт, формируют личностное развитие. занятие должно включать как познавательный материал, так и различные релаксационные упражнения, которые способствуют развитию у детей коммуникативных умений, обогащают эмоциональный опыт, формируют личностное развитие. включение в структуру занятий заданий, способствующих развитию поисковых действий. включение в структуру занятий заданий, способствующих развитию поисковых действий. изложение материала на занятии должно быть вариативным по своей структуре. В одних случаях предъявляется готовая информация в форме практического объяснения, сопровождающегося показом, демонстрацией определенных действий с простой речевой инструкцией. В других случаях используется частичная инструкция, регламентирующая частичное выполнение действия, задания с последующими усложнениями. Используются варианты сопряженных и полусопряженных действий с педагогом изложение материала на занятии должно быть вариативным по своей структуре. В одних случаях предъявляется готовая информация в форме практического объяснения, сопровождающегося показом, демонстрацией определенных действий с простой речевой инструкцией. В других случаях используется частичная инструкция, регламентирующая частичное выполнение действия, задания с последующими усложнениями. Используются варианты сопряженных и полусопряженных действий с педагогом


Организация индивидуальной работы Организация индивидуальной работы на фронтальном занятии. на фронтальном занятии. 1. Перед началом любого фронтального занятия педагог должен четко представить какое практическое умение будет отрабатываться и каковы индивидуальные особенности ребенка. 2. На фронтальном занятии, должен использоваться материал различной степени сложности, учитывающий интересы и возможности разных категорий детей. 3. На фронтальном занятии, должна просматриваться самостоятельная работа с различной степенью трудностей практического характера, но подчиненная общему содержанию работы на занятии. 4. На фронтальном занятии, необходимо в предметно- практической и коммуникативной деятельности базироваться на умениях прошлых занятий, внося коррективы к уже имеющимся умениям.


Примерная структура фронтального занятия. Примерная структура фронтального занятия. 1. Встреча с детьми (психологический настрой на занятие, приветствие). 1. Встреча с детьми (психологический настрой на занятие, приветствие). 2. Упражнения, способствующие включению детей в занятие: игровые приемы, телесный контакт, познание себя и окружающих путем использование метода «аттракции». (Это Саша, поздоровайтесь с Сашей и т.д.), познание себя и окружающих с помощью зеркала. 2. Упражнения, способствующие включению детей в занятие: игровые приемы, телесный контакт, познание себя и окружающих путем использование метода «аттракции». (Это Саша, поздоровайтесь с Сашей и т.д.), познание себя и окружающих с помощью зеркала. 3. Коррекционно-развивающий блок (работа по основной теме). 3. Коррекционно-развивающий блок (работа по основной теме). В основе работы игровые сюжеты, связанные одной темой. В основе работы игровые сюжеты, связанные одной темой. Коррекционно-развивающий блок может состоять из нескольких или одного составного блока. Коррекционно-развивающий блок может состоять из нескольких или одного составного блока. 4. Релаксационные упражнения. 4. Релаксационные упражнения. 5. Прощание с ребенком. 5. Прощание с ребенком.


ФРАГМЕНТЫ ЗАНЯТИЙ ФРАГМЕНТЫ ЗАНЯТИЙ Тема: Составление предметной картинки с натуральным предметом (вариант, для более сильной группы детей) Ход работы по теме 1. Обучающий эксперимент, когда педагог демонстрирует процесс действия, а затем просит ребенка повторить за ним. Для соотнесения берутся не более 3 картинок. 2. В случае неправильного выполнения повторяется обучающий эксперимент с предметами. На данном этапе идет вербальное руководство действиями ребенка. 3. В случае неверных выполнений вариант обучающего эксперимента повторяется, но убирается один предмет и одна картинка. Работа повторяется по вышеперечисленному плану.


Тема: Вкладывание предметов в прорези (бутылки, банки и т.д.) (вариант для детей, которые работают только в тесном контакте с педагогом). Ход работы по теме. 1. Обучающий эксперимент. 2. Сопряженные или полусопряженные практические действия. 3. Предоставление времени для самостоятельного предметно-практического манипулирования. 4. Повторные сопряженные или же полусапряженные действия. 4. Повторные сопряженные или же полусапряженные действия. 5. Повторное предоставление времени для самостоятельного предметно-практического манипулирования.


Примерные блоки комплексного занятия: - этикет (умение здороваться, прощаться, поведение за столом, общение со взрослым и детьми) - коммуникативная деятельность (работа с натуральными предметами, игровые речевые ситуации, игровые упражнения, игры, способствующие развитию коммуникативных навыков) - предметно-практическая деятельность (предметно-практические манипуляции или действия с предметами по теме занятия)


Ознакомление с окружающим миром, осуществляющееся следующим образом: ориентировка детей в предметном мире осуществляется на полисенсорной основе. Это: ощупывание предметов, проба на вкус, проба на запах, обводка руками контура предмета, воспроизведение движениями определенных действий (поглаживание кота, кормление кур и т.д.); ориентировка детей в предметном мире осуществляется на полисенсорной основе. Это: ощупывание предметов, проба на вкус, проба на запах, обводка руками контура предмета, воспроизведение движениями определенных действий (поглаживание кота, кормление кур и т.д.); создание музыкального фона на этапе работы по ознакомлению детей с окружающим миром: пение, танцевальные движения, ритмичное музыцирование на барабане, треугольниках, цимбалах и т.д; создание музыкального фона на этапе работы по ознакомлению детей с окружающим миром: пение, танцевальные движения, ритмичное музыцирование на барабане, треугольниках, цимбалах и т.д; использование дидактического материала – вода, песок, глина, ведерки, совочки, тазики, губки, тележки, машинки, доступная и безопасная бытовая техника; использование дидактического материала – вода, песок, глина, ведерки, совочки, тазики, губки, тележки, машинки, доступная и безопасная бытовая техника; усвоение динамики действий, связанных с определенной порой года; усвоение динамики действий, связанных с определенной порой года; передача движениями как падают листья, качаются ветки деревьев, барабанят капли дождя (осень); передача движениями как падают листья, качаются ветки деревьев, барабанят капли дождя (осень); передача движениями как порхают бабочки, расцветают цветы, вскапывают грядки, белят стволы деревьев (весна) и т.д. передача движениями как порхают бабочки, расцветают цветы, вскапывают грядки, белят стволы деревьев (весна) и т.д.


На занятии по формированию коммуникативных навыков и развитии речи следует соблюдать следующие требования: любые задания должны предлагаться в наглядной форме; любые задания должны предлагаться в наглядной форме; объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, в одной и той же последовательности и теми же выражениями; объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, в одной и той же последовательности и теми же выражениями; речевые инструкции надо предъявлять голосом разной громкости, не рекомендуется говорить с ребенком громким голосом; речевые инструкции надо предъявлять голосом разной громкости, не рекомендуется говорить с ребенком громким голосом; целесообразно иногда переходить на шепотную речь; целесообразно иногда переходить на шепотную речь; обращать внимание на успехи ребенка. обращать внимание на успехи ребенка.


Самоанализ коррекционно-развивающего занятия Самоанализ коррекционно-развивающего занятия Группа _________________ Тема занятия ________________________________________________ Структура занятия: 1. Каково место данного занятия в теме? Как это занятие связано с предыдущим занятием, как это занятие работает на последующие занятия? 2. Краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка или группы детей, с которыми проводилось занятие. Какие особенности ребенка были учтены при планировании занятия? 3. Какие коррекционные задачи решались в процессе занятия. Дать оценку успешности данного занятия. Обосновать положительные стороны занятия. Определить направления работы, которые не удалось реализовать в структуре данного занятия. 4. Перечислить приемы, методы, используемые в структуре занятии и их назначение. 5. Выделить главный этап коррекционного занятия и дать его полный анализ, связав его с главной задачей занятия. 6. Определить, рационально ли было распределено время, определенное на этапы занятия. Логичны ли «связки» между этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап. 7. Перечислить ТСО, наглядные пособия, определив их значимость в структуре занятия. 8. Обозначить, как осуществлялась оценка деятельности детей на занятии (методы, приемы) 9. Определить удалось ли реализовать поставленные задачи занятия. Если не удалось, то почему? 10. Психологическая атмосфера на занятии. 11. Определение перспектив своей деятельности.




Елена Владимировна Фадеева
Конспект коррекционно-развивающего занятия с умственно отсталыми детьми младшего дошкольного возраста «Дорожка к дому»

Государственное казенное учреждение города Москвы

Детский дом – интернат «Южное Бутово»

Департамента социальной защиты населения города Москвы

Конспект коррекционно-развивающего занятия по конструированию

с умственно отсталыми детьми младшего дошкольного возраста

«Дорожка к дому »

Подготовила воспитатель :

Фадеева Елена Владимировна

Москва 2013

Задачи :

Образовательные :

Учить детей создавать простейшую конструкцию по показу воспитателя, точно соединяя конструктивные детали ;

Учить находить красный цвет среди других цветов способом «такой – не такой» .

Коррекционно-развивающие :

- корригировать эмоционально-волевую сферу, мыслительную деятельность, внимание, память, мелкую мускулатуру рук;

Развивать конструкторские навыки , понимание речи.

Воспитательные :

воспитывать дружеские отношения и чувство взаимопомощи.

Возрастная направленность занятия :

младший дошкольный возраст .

Наглядно-дидактический материал :

мягкая игрушка кошечка, грузовая машинка, макет домика, кирпичики красного, зеленого, синего цветов, музыкальная книжка.

Ход занятия.

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас на занятии .

Игровая мотивация.

Посмотрите, кто едет на машине?

Воспитатель катит грузовичок с игрушкой в кузове. Раздается «Мяу» .

Воспитатель : Это - кошечка, она едет домой (показывает на макет домика) .

Дети, давайте пригласим кошечку поиграть с нами.

Дети : Да.

Воспитатель : Посмотрите, какая кошечка стала веселой, она очень хочет играть.

Коррекционно-развивающий блок .

Игровое упражнение «Играем с кошечкой» .

Воспитатель рассказывает стихотворение, сопровождая его движениями в соответствии с текстом, а дети повторяют.

Упражнение для правой руки.

Вот кулак, а вот ладошка ,

На ладошку села кошка .

«ходим» пальчиками по ладошке

И пошла, пошла, пошла,

гладим кончики пальцев

До мизинчика дошла.

растираем мизинчик

Упражнение для левой руки.

Вот раскрытая ладошка ,

сжимаем кисть в кулачок, затем разжимаем

Ой! Смотри другая кошка!

гладим раскрытую ладошку

Быстро, быстро побежала,

гладим кончики пальцев

До мизинца добежала.

растираем мизинчик

Упражнение для правой и левой руки.

А теперь поймаем кошку,

активно сжимаем, разжимаем кисти рук

Хлопнем мы с тобой в ладошки .

хлопаем в ладоши

Игровая мотивация.

Воспитатель : Дети, кошечка стала грустной, потому что ей нужно ехать домой! А еще кошечка мне сказала на ушко, что дорожка к ее домику кривая , одни ямки по пути, которые нужно объезжать. А, давайте дружно построим хорошую, ровную дорожку !

Дети : Да.

Воспитатель : Наша кошечка снова стала веселой.

Продолжение коррекционно-развивающего блока .

Воспитатель показывает образец постройки дорожки из красных кирпичиков. Дети самостоятельно или с помощью воспитателя выбирают детали красного цвета и приставляют кирпичик к кирпичику – строят дорогу к домику под музыку .

Рефлексия.

Воспитатель : (от имени кошечки)

Спасибо, ребята! Я хорошо доеду домой по вашей ровной дорожке .

До свидания!

Список литературы :

1. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

2. Лиштван З. В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду. – М., 1991.

3. Ремезова Л. А. Учимся конструировать . //Пособие для занятий с дошкольниками в ДОУ общего и компенсирующего вида. – М.: Школьная пресса, 2005.


Коррекционно – развивающая программа
для учащихся младшего школьного возраста
общеобразовательного учреждения
(с задержкой психического развития)
Пояснительная записка
Младший школьный возраст – наиболее ответственный этап школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.

Программа рассчитана на учебный год и представляет серию регулярно проходящих встреч.
Продолжительность одного занятия в подгруппе учащихся 20 минут. Частота занятий - 1 раз в неделю.
ПРОГРАММА ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ РАЗДЕЛЫ:
1 ЭТАП: Диагностический. Определение первичного уровня развития.
В диагностический этап входят обследования, в ходе которого собираются сведения о каждом (см. Карту психологического обследования). Полученная информация помогает наметить направления коррекционно-развивающей работы. На основе данной информации составляется характеристика на каждого ребенка, которая определяет направление коррекционной работы.
2 ЭТАП: Коррекционный:
Задания направлены на развитие основных психических функций (внимания, памяти, мыслительных операций, восприятия), развитие устной речи, коррекцию и развитие мелкой моторики.
+ к концу первого полугодия проводится промежуточная диагностика
3 ЭТАП: Диагностический
Блок оценки эффективности коррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов.
Программа рассчитана на 34 занятия
ЦЕЛЬ: На основе создания оптимальных условий познания каждого объекта дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в образовательной среде и обществе.
Задачи учебного курса состоят в коррекции следующих психических процессов:
Внимание;
Память;
Умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал;
Пространственное представление и воображение;
Способность предвидеть результаты своих действий;
Способность выполнять элементарные поделки
Коррекция мелкой моторики руки.
Учить выделять главное в тексте.
Название раздела, тематика занятий Количество
часов
1-2 Входная диагностика 2
Развитие внимания 7
3-4 Найди отличия 2
5 Найди пару 1
6 Найди нелепицы 1
7 Найди вырезанные рисунки и раскрась их 1
8 Дорисуй то, что не успел художник 1
9 Лабиринт 1
Развитие мышления 7
10 Раскрась и подсчитай 1
11 Какие цифры спрятаны 1
12 Дидактическая игра «Собираем ёлочку» 1
13 Зашифрованные слова 1
14 Упражнение «Составь рассказ» 1
15 Что сначала, что потом 1
16 Расшифруй поговорку 1
17-18 Промежуточная диагностика 2
Развитие памяти 5
19 Запомни рисунок и нарисуй его по памяти 1
20 Запомни пары картинок 1
21 Запомни ряд слов 1
22 Запомни рисунок и раскрась то, что изменилось 1
23 Учим стихотворение 1
Развитие мелкой моторики 6
24 Раскрась картинку 1
25 Графический диктант по образцу 1
26 Упражнение "нарисуй одной рукой" 1
27-28 Дорисуй, чтоб получилась картинка 2
29 Дорисуй, что не хватает 1
Развитие пространственного восприятия 3
30 Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов) 1
31 Пространственная ориентировка на поверхности парты 1
32 Подсчитай, из скольки кубиков состоит фигура 1
33-34 Итоговая диагностика 2
Занятие 1

Слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, Цветок, кастрюля, воробей.Зрительная: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, орех, сковорода, утка, молния.Моторно-слуховая: Поезд, вишня, тетрадь, осень, люстра, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.
Анализ результатов



ТекстСтары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.

Методика изучения восприятия
Прочитай предложение и запиши получившуюся фразу (слова): ЗимоЙМЕдвеДЬвПадаЕт вспЯч кУ.

Занятие 2

Установить последовательность в деформированных текстах.
Ребенку предлагают текст с нарушенной логикой изложения. Прочитав текст, он должен воспроизвести текст в нужном порядке.
Примерные тексты
Конфетка
Маша выбрала в вазочке конфетку. С удовольствием съела ее. Потом развернула конфетный фантик и достала конфетку.
Утром
Саша встал, умылся, почистил зубы, позавтракал. Потом он пошел в детский сад. Саша проснулся.

«Найди лишнее»
Вычеркните лишнее
Гусь, утка, курица, петух, рыба.Морковь, огурец, картофель, конфеты, капуста.Ложка, хлеб, тарелка, вилка, нож.Солнце, луна, ветер, звезда, планета.Тюльпан, гвоздика, ромашка, арбуз, роза.Катя, пальто, юбка, кофта, платье.Кукла, мячик, карандаш, мишка, машинка.Волк, овца, коза, собака, лошадь.Грузовик, самолет, троллейбус, поезд, велосипед.Весна, лето, осень, мороз, зима.

Инструкция: «Эти пары слов можно назвать одним словом, например:Брюки, платье... - одежда. Придумай название к каждой паре»:a) Метла, лопата...б) Окунь, карась... в) Лето, зима... г) Огурец, помидор... д) Сирень, шиповник. е) Шкаф, диван... ж) День, ночь... з) Слон, муравей... и) Июнь, июль... к) Дерево, цветок...Занятие 3-4
Найди отличия

Занятие 5
Найди пару
Подберите пару:
сыр слабый
свет свежий
салат сырой
салфетка спелыесосиски солёныйсельдь солнечныйсливы способныйстудент смелый
сестра счастливыйслесарь сухой
сорочка строгий
Занятие 6
Найди нелепицы

Занятие 7
Найди вырезанные рисунки и раскрась их

Занятие 8
Дорисуй то, что не успел художник

Занятие 9
Лабиринт

Занятие 10
Раскрась и подсчитай

Занятие 11
Какие цифры спрятаны
раскрась каждую цифру разным цветом
Занятие 12
Дидактическая игра «Собираем ёлочку»

Занятие 13
Зашифрованные слова
Задание: из каждого слова взять только первые слоги, составить новое слово:
––АВТОМОБИЛЬ, ТОРМОЗ.––КОЛОС, РОТА, ВАЗА.––МОЛОКО, НЕРЕСТ, ТАРАКАН.––КОРА, ЛОТО, БОКСЁР.––БАРАН, РАНА, БАНЩИК
Задание: из каждого слова взять вторые слоги, составить новое слово:
––СОЛОВЕЙ, КОТОРОСЛЬ.––ЗМЕЯ, РАМА.––ПУГОВИЦА, МОЛОТОК, ЛАВА.––УКОР, БУЗИНА, ТИНА.––ПОВОРОТ, ПОРОША, КАНАВА
Задание: из каждого слова взять последний слог, составить новое слово:
––МЕБЕЛЬ, РУЖЬЁ–– СОЛОМКА, ПОРА, МЕЛЬ.– ЛИСА, БЕЛЬМО, БУКЛЕТ.– ПУЛОВЕР, ПАЛЬТО, БИЛЕТ.– МОЛОКО, РЕЛЕ, ЛАССО.– СМОЛА, СЛЕЗА, БЕРЕТ
Занятие 14
Упражнение «СОСТАВЬ РАССКАЗ».
Прочитай части рассказа. Составь из этих частей рассказ. Последовательность обозначь цифрами. Подбери название рассказа.
Ребята наловили рыбу и приготовили уху. Небо было усыпано звездами, а из леса до нас доносилась соловьиная трель. Там было тепло и уютно. Однажды мы пошли в поход. Уха была очень вкусная. Ночью мы спали в палатках. Вечером на опушке леса мы сделали привал. Поставили палатку и, разожгли костер.
Занятие 15
Что сначала, что потом

Занятие 16
Расшифруй поговорку.
Используя шифр, необходимо расшифровать поговорку. Какие поговорки и пословицы об учебе ты ещё знаешь?

Занятие 17
Промежуточная диагностика
Изучение ведущего типа памяти
Слух:. дирижабль, лапа, яблоко, карандаш, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листокЗрительная: стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак.Моторно-слуховая: муравей, бревно, дом, ребёнок, палец, тигр, блоха, таракан, звезда, цветокАнализ результатов
Нормальным объемом непосредственной памяти следует считать запоминание 5-9 слов. Если в каком-либо опыте испытуемый запомнил 10 слов, значит он использовал какую-то систему средств о которой желательно узнать из самоотчета и наблюдений.
Методика изучения уровня внимания
Инструкция к тесту «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой». Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее). Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.
ТекстЭто было давно, ле сорок назад. Осенью явозвращался с рыбылки и увидел птцу. Она услышала меня, притаиласьвтраве и бросилас бехать, неуклюже заваливаясь набок. Я взял птицу и, слепой от погони, в охотначьей страсти, захлестнул её сырм удилищем.
Обработка и интерпретация результатов теста
Подсчитывается количество пропущенных ошибок: 0-2 – высший уровень внимания, 3-4 – средний уровень внимания, более 5 – низкий уровень внимания.
Методика изучения восприятия
Прочитай предложение и запиши получившуюся фразу (слова):зАЙк убРоСИлаХоз яЙкапоДд ОждЁМоСтАЛсяЗ аЙкА.
Методика изучения воображения

Занятие 18
Промежуточная диагностика
Методика исследования логического мышления
Продолжи предложение одним из слов, содержащихся в скобках. Для этого подчеркни его.
1. У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица)
2. В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень)
3. В году (24, 3, 12, 4, 7 месяцев)
4. Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март)
5. Отец старше своего сына (часто, всегда, иногда, редко, никогда)
6.Время суток (год, месяц, неделя, день, понедельник)
7. Город России (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София)
Исследование способностей исключение лишнего
«Найди лишнее»
Вычеркните лишнее
апельсин, капуста, яблоко, лимон;
гусь, осел, курица, индюк;
стеклянный, деревянный, хрупкий
вторник, зима, среда, четверг;
трамвай, метро, троллейбус, самосвал;
море, морщины, морской, моряк.
Исследование способностей обобщения
Назови каждую группу слов одним словом:
Вера, Надежда, Любовь, Елена - …
а, б, в, с, н - …
стол, диван, кресло, стул - …
понедельник, воскресенье, среда, четверг - …
январь, март, май, июль - …
Москва, Баку, Кишинев, Минск - …
чашка, блюдце, стакан, кастрюля - …
морковь, свекла, лук, картофель - …
Занятие 19
Запомни рисунок и нарисуй его по памяти
Занятие 20
Запомни пары картинок

Занятие 21
Запомни ряд слов
Мяч, Кухня, Дождь, Груша, Самовар, Цветок, Карандаш, Воздух, Рыба
Занятие 22
Запомни рисунок и раскрась то, что изменилось

Занятие 23
Учим стихотворение
Ежик
Ежик топал-топал в гору.
Дело двигалось нескоро.
Притомился, рассердился,
Сел на кочку, удивился:
«До чего ж коротки лапки!
Словно пуговки на шапке.
Не дают подняться вверх,
Чтобы стать быстрее всех!»
Еж вздохнул, потом пригнулся,
И в колючий шар свернулся,
В легкий мячик обратился
Вниз с пригорка покатился,
Он ведь шел так долго вверх,
Чтобы стать быстрее всех.
Занятие 24
Раскрась картинку

Занятие 25
Графический диктант по образцу
1 клетка вверх, 6 клеток вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 2 клетки вниз, 3 клетки вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 4 клетки вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 2 клетки влево,1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 1 клетка влево,1 клетка вниз, 2 клетки влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево,2 клетки вверх, 1 клетка вправо, 3 клетки вверх, 1 клетка влево.

Занятие 26
Упражнение "НАРИСУЙ ОДНОЙ РУКОЙ"
Инструкция: Нарисуй точно такую же картинку.

Занятие 27
Дорисуй, чтоб получилась картинка

Занятие 28
Аппликация из рваной бумаги

Занятие 29
Дорисуй, что не хватает

Занятие 30
Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов)
Игра «Укрась ёлку». У каждого ребёнка на листе нарисована ёлка, но все шарики на ней белые. Дети раскрашивают шарики по инструкции воспитателя.

Занятие 31
Пространственная ориентировка на поверхности парты
Геометрический диктант. Например: положи в левый верхний угол 1 синий квадрат, в верхний правый угол 2 красных треугольника, в середину листа 3 голубых круга, в левый нижний угол 1 зелёный прямоугольник, в правый нижний угол жёлтую звёздочку.
Занятие 32
Подсчитай, из скольки кубиков состоит фигура

Занятие 33
Итоговая диагностика
Изучение ведущего типа памяти
Слух: машина, ваза, береза, книга, цветок, машина, голубь, ракета, капуста, мирЗрительная: карандаш, солнце, самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, книга, рукаМоторно-слуховая: снег, аптека, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, утка, домАнализ результатов
Нормальным объемом непосредственной памяти следует считать запоминание 5-9 слов. Если в каком-либо опыте испытуемый запомнил 10 слов, значит он использовал какую-то систему средств о которой желательно узнать из самоотчета и наблюдений.
Методика изучения уровня внимания
Инструкция к тесту «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой». Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее). Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.
Текст
Юра жил в большой и дружной семе. Все в этой семье рабютали. Только один Юра не работал. Ему всего пятьлет было.
Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймале и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.
Сварила бабука уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:
- От того наша ух вкусная, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирная да наваристая, что ершище жирнее сома.
А Юра хоть и маленкий был, а понимал, что взрослые шутят. Велик линавар от крохотного ершишки? Но он всё равно радвался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была иего маленькая рбка.
Обработка и интерпретация результатов теста
Подсчитывается количество пропущенных ошибок: 0-2 – высший уровень внимания, 3-4 – средний уровень внимания, более 5 – низкий уровень внимания.
Методика изучения восприятия
Прочитай предложение и запиши получившуюся фразу (слова):
Методика изучения воображения
На что похож предмет. Дорисуй

Занятие 34
Итоговая диагностика
Методика исследования логического мышления
Инструкция: «Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение».а) У сапога есть... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).б) В теплых краях обитает... (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень),в) В году... (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.г) Месяц зимы... (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).д) Самая большая птица... (ворона, страус, сокол, воробей, орел, сова).в) Розы - это... (фрукты, овощи, цветы, дерево).ж) Сова всегда спит... (ночью, утром, днем, вечером),з) Вода всегда... (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная). и) У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень). к) Город России... (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).
Исследование способностей исключение лишнего
«Найди лишнее»
Вычеркните лишнее
Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка. Река, озеро, море, мост, болото. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк. Число, деление, вычитание, сложение, умножение. понедельник, январь, воскресенье, среда, четверг
Исследование способностей обобщения
Каким общим словом можно назвать следующие слова:
хлеб, масло, каша, молоко
тарелка, ваза, чашка
собака, кошка, корова, курица
автобус, самолет, поезд, корабль, машина
мухомор, подосиновик, белый
помидор, капуста, морковь
носки, шорты, кофта, джинсы

Название: Конспект занятия по адаптированной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
Номинация: Начальная школа, Коррекционная педагогика, 7-10 лет

Должность: учитель начальных классов
Место работы: МОУ «Веселолопанская СОШ» Белгородского района Белгородской области
Месторасположение: Россия, Белгородская область, Белгородский район, село Веселая Лопань, улица Гагарина, 7А

Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе «Один-много».

Цели: закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос «сколько?» словами один, много, ни одного; продолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из нее один предмет.

Задачи: Образовательные задачи:

  • продолжать учить детей вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос и понятно отвечать на него;
  • закреплять и обобщать знания детей о количестве предметов (один, много, ни одного;
  • закреплять умение различать и называть основные цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный.

Развивающие задачи:

  • развивать слуховое и зрительное внимание, воображение;
  • развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность;
  • расширять и активизировать словарь детей;
  • развивать логическое мышление.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать желание трудиться;
  • воспитывать доброту и отзывчивость.

Форма НОД: учебно-игровая.

Продолжительность: 15 минут

Участники: 2 младшая группа.

Оборудование и материалы:

Демонстрационные: мягкая игрушка Зайчик, большой и маленький кубики, большая и маленькая коробка

Раздаточные: большие и маленькие кубики по числу детей, тарелочки по одной штуке на ребёнка, кружочки синего цвета в розетках на каждого ребёнка.

Предварительная работа:

Учить детей обращать внимание на форму предметов при выполнении элементарных действий с игрушками и предметами в повседневной жизни. Рассматривание один и множества предметов. Игра «Найди в группе предмет той же формы».

Методы и приемы:

Словесные: беседа, опрос.

Игровые: сюрпризный момент, игра с персонажами.

Наглядные: использование мягкой игрушки Зайчика, кубиков, коробок и т.д.

Место проведения: групповая(на ковре и за столами).

Структура НОД:

Игра – задание «Разложи кубики по коробкам» (на ковре)

Физкультминутка

Игра задание «Один и много» (за столами)

Ход НОД:

Введение в учебно-игровую ситуацию

Воспитатель: Здравствуйте! Ребята, к нам сегодня придёт гостья, вам загадаю загадку, а вы отгадайте кто же он?

В норке живёт- морковку грызёт

От лисы и от волка –убегает, ловка, кто это?

Дети: Зайка.

Воспитатель: Правильно это зайка, его зовут Степашка.

Основная часть .

1. Игра – задание «Разложи кубики по коробкам» (на ковре)

Воспитатель: Ребята, что-то, наш Степашка грустный. Степашка почему ты такой грустный?

— Ребята, он говорит, что у него рассыпались две коробки кубиков. И правда посмотрите сколько кубиков на нашем ковре. Давайте их рассмотрим. — Дети какие кубики по величине?

Дети: Больше и маленькие.

Воспитатель: Какого цвета кубики?

Дети: С иний, жёлтый, красный, зелёный.

Воспитатель: Зайчик просит разложить кубики по коробкам: большие кубики в большую коробку, а маленькие в маленькую коробку, давайте мы поможем Зайчику. Посмотрите на свои кубики. Покажите большой кубик (дети показывают). Покажите маленький (показывают)

На столе у воспитателя демонстрационные кубики: большой и маленький. Воспитатель первый раскладывает по коробкам, сопровождая действия речью.

Воспитатель: Посмотрите это какая коробка?

Дети: Большая.

Воспитатель: А эта коробка, какая?

Дети: Маленькая.

Воспитатель: Ребята, большой кубик, я положу в большую коробку, а маленький в маленькую коробку (дети выполняют задания после объяснения воспитателя, по одному подходят и складывают кубики по коробкам ).

Воспитатель: Вот мы и помогли Зайчику: большие кубики сложили в большую коробку, а маленькие в маленькую коробку. Зайчик доволен он улыбается.

2. Физкультминутка

Воспитатель:

Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопают в ладоши)

Вышли зайчики гулять. (Изображают зайчиков)

Вдруг охотник выбегает, (Побежали)

Прямо в зайчика стреляет. (Приседают)

Пив -пав-ой-ой. (Качают головой)

Убегает зайчик мой! (Убегают на свои места)

Воспитатель: Дети, давайте пригласим Зайчика, поиграть с нами за столами.

3. Игра задание «один и много» (за столами)

На столе разложены тарелочки. У каждого ребенка своя тарелочка белого цвета и коробочка с раздаточным материалом (кружочками синего цвета.)

Воспитатель: Дети у вас на столе белые тарелочка. Какой она формы?

Дети: Круглая.

Воспитатель: Перед вами коробочки, что в них?

Дети: Кружочки.

Воспитатель: Какого они цвета?

Дети: Синего.

Воспитатель: Сколько кружков?

Дети: Много.

Воспитатель: А на тарелочки?

Дети: Ни одного.

Воспитатель: Сейчас, вы возьмите по одному кружку и положите на свою тарелочку. Сколько кружков у вас стало на тарелочке?

Дети: По одному.

Воспитатель: Сколько осталось в коробке?

Дети: Много.

Воспитатель: Теперь сделайте так, чтобы на тарелочке стало много кружков, а в коробочке ни одного. (Дети выполняют задание).

Воспитатель: Сколько в коробочке кружков?

Дети: Ни одного.

Воспитатель: А у вас на тарелочке?

Дети: Много.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а у Зайки в тарелочке сколько кружков?

Дети: Ни одного.

Воспитатель: Давайте, каждый из вас положит к нему на тарелку по одному кружку.

Воспитатель: Вика, сколько ты будешь класть кружков?

Вика: Один.

Воспитатель: Миша, а ты сколько?

Миша: Один.

Воспитатель: Один, один, один, — посмотрите. Сколько Зайка собрал у вас кружков?

Дети: Много.

Воспитатель: Было ни одного, а стало много. Давайте эту тарелочку подарим Зайчику. «Спасибо дети! »-говорит вам Степашка.

Вот какие мы с вами молодцы! Помогли собрать большие и маленькие кубики Зайчику и раскладывали кружочки (один, много, ни одного). Молодцы!

Итог

Игра — хоровод:

«Солнышко и дождик».

Дети встают в круг.

Смотрит солнышко в окошко, Дети идут по кругу. Светит в нашу комнату. Мы захлопаем в ладоши, Дети хлопают в ладоши, стоя на месте. Очень рады солнышку. Топ-топ-топ-топ! Ритмично притопывают на месте. Топ-топ-топ-топ! Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! Ритмично хлопают в ладоши на месте. Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!

Дети попрощались с зайчиком Степашкой и стоят возле воспитателя (или можно пригласить детей свои места за столами).

Воспитатель: Ребята, кто приходил к нам в гости? Дети: Зайчик Степашка. Воспитатель: — Понравилось вам помогать Степашке? (ответы детей) Воспитатель: — Как вы ему помогали? (ответы детей) Воспитатель: Молодцы!

Методика проведения коррекционного занятия с умственно-отсталыми детьми (ИН) в условиях коррекционной школы-интернат.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Умственно отсталые дети способны к развитию, хотя оно осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас резкими отклонениями, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в психическую деятельность детей, в их личностную сферу.

Цель воспитательной работы — социализация воспитанников. Главная (общая) задача - максимальная коррекция недостатков.

Содержание коррекционно-воспитательной работы заключается в следующем:

1. Коррекция основных психических процессов (мышление, речь, восприятие, память, внимание, воображение) в процессе воспитания происходит в первую очередь, через коррекционные занятия, а потом уже через другие виды деятельности (творческая, трудовая и т.д.), которые направлены на исправление дефектов развития, социальную адаптацию в условиях современного общества.

2. Коррекция и развитие коммуникативных навыков учащихся: формирование адекватной самооценки своих возможностей, навыков межличностного общения.

3. Развитие и оптимизация межполушарного взаимодействия, произвольности, повышение регулирующей роли интеллекта в поведении воспитанников и самоконтроля.

Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова утверждают, что КОРРЕКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ связана с закреплением позитивных качеств личности и коллектива, преодолением негативных явлений. Конкретные результаты развития и саморазвития коллектива и личности представляются как определённые новообразования в детском коллективе и отражают сформированность качеств личности, ее способностей, потребностей, мотивов, убеждений, чувств, овладение определенными знаниями, умениями, навыками.

Исходя из вышеизложенного, разработана структура коррекционного занятия, которая оптимальна для условий коррекционной школы - интернат и позволяет максимально эффективно выстроить занятие, без переутомления воспитанника.

СТРУКТУРА КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ

Направление: «______________ »

Тема:

Цель: существительное

Задачи: глагол

Коррекционно - образовательная.

Коррекционно - развивающая.

Коррекционно - воспитательная.

Планируемый результат:

Оформление.

Словарные слова.

Оборудование.

Ход занятия.

Ритуал начала занятия (психологический настрой на занятие направлен на организацию детей, подравнивание эмоционального состояния для того, чтобы они смогли работать в группе, на сосредоточение внимания на личности воспитателя.)

Введение в тему (упражнения для включения детей в занятие или вызвать интерес детей к материалу данного занятия).

Коррекционно-развивающий блок (работа по основной теме). Проводится в соответствии с поставленными целью и задачами коррекционно-педагогической работы и предполагает получение, отработку, формирование определенных знаний, умений и навыков, развитие определенных психических функций и т.п. Основная часть включает задания, упражнения, игры, содержание которых направлено на реализацию программного содержания, т.е. поставленных задач. Количество заданий, упражнений и игр зависит от сложности, возраста детей, их возможности, длительности занятия и др.

Физ. минутки.

Итог занятия (является обобщающей частью занятия). Предполагает формулирование выводов по проведенному занятию, контроль (самоконтроль), оценку (самооценку) участников занятия. В связи с этим, в заключительной части, предусматриваются вопросы задания, направленные на обобщение материала.

Ритуал окончания занятия (окончание занятия). Это завершение деятельности, но не общения. Поэтому ритуал должен, с одной стороны, показать, что занятие закончено, с другой стороны, показать, что дети готовы к общению в группе. Ритуал может быть одним и тем же, а может быть тематическим.

Рефлексия (самоанализ деятельности и её результатов).

Необходимо ответственно подойти к формулированию цели и задач. Понятно, что цель - это основа, отражающая содержание всего коррекционного занятия. Цель формулируется как существительное и предполагает такое начало:

Знакомство…

Продолжение знакомства…

Ознакомление…

Привитие…

Формирование умения, навыка….

Закрепление…

Не менее ответственно необходимо отнестись к формулированию задач, поскольку они раскрывают цель и отражают содержание определенных блоков коррекционного занятия. Задачи формулируются как глагол.

Отдельно коррекционную задачу можно не выделять. Задачи уже являются коррекционными, поскольку на протяжении всего занятия происходит коррекция тех или иных недостатков (дефектов).

При формулировании задач важно хорошо понимать, что необходимо развивать, воспитывать, формировать и т.д. Например, ни в коем случае нельзя ставить задачей - коррекция познавательных процессов, или речи, памяти, мышления, внимания и т.д.

Почему? ( вопрос к аудитории).

В течение времени коррекционного занятия (20-30 минут) невозможно охватить развитие и коррекцию всех психических процессов. Такое фактически невозможно.

Например, воспитатель должен хорошо знать, что такое мышление, особенности мышления умственно - отсталого ребенка, что именно на конкретном занятии (цикле занятий) ему необходимо корригировать и развивать.

Вопрос к аудитории - виды мышления, наиболее нарушенный и сохранный вид мышления.

Напоминаю, мышление неразрывно связано с языком, оно осуществляется в речевой форме. Речь является средством мышления, орудием общения между людьми, способом передачи мыслей, чувств от одного человека к другому. Наиболее нарушенным является словесно-логическое мышление, а наиболее сохранным — наглядно-действенное.

Так, например, необходимо заложить полноценную основу наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. В процессе развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления создаются условия для становления воссоздающего воображения (у ребенка появляется возможность мысленно воспроизвести наглядную ситуацию на основе слова).

Такой подход относится ко всем остальным психическим процессам.

Предлагаю вашему вниманию примерный перечень коррекционных задач.

МЫШЛЕНИЕ.

1. Развивать кругозор и наблюдательность.

2. Развивать умение обобщать объекты, выделять в них главное.

3. Развивать гибкость и быстроту мышления.

4. Развивать логическое мышление, умение мыслить последовательно, и замечать непоследовательность в суждениях.

5. Обучать узнаванию объекта на основе описания отдельных признаков.

6. Научить детей находить причину событий.

7. Развивать умение устанавливать закономерности.

8. Развивать умение мыслить последовательно.

9. Развивать умение сравнивать…

10. Стимулировать словесную регуляцию и наглядно-образное мышление при выполнении физических упражнений.

РЕЧЬ.

1. Развитие инициативной речи.

2. Развитие связной речи, как средства общения.

3. Развитие связной речи.

4. Развитие умения четко проговаривать каждое слово.

5. Проводить работу по очищению словаря от искажённых, просторечных и жаргонных слов.

6. Обогащать словарный запас и развивать практическое умение пользоваться им.

7. Научить слушать и понимать вопросы, самому задавать вопросы.

8. Научить детей правильно задавать вопросы.

9. Формировать умение воспроизводить по памяти подробности виденного.

10.Формировать умение конструировать предложения со словами прочитанного текста.

ВНИМАНИЕ

Содействовать развитию концентрации, распределению и устойчивости внимания.

Способствовать развитию активного внимания.

Способствовать развитию слухового внимания (проверка умения слушать и выполнять указания взрослого).

Формировать навык самоконтроля в процессе планирования деятельности.

Формировать навык самоконтроля, умения выполнять задания по образцу.

Развитие произвольного внимания в процессе игры.

Формировать навык у детей поэтапной проверке работы…

Воспитание и формирование у детей таких качеств личности как, настойчивость, самостоятельность, дисциплинированность ….

ВОСПРИЯТИЕ

Развивать наблюдательность, избирательность и целостность зрительного и слухового восприятия.

Способствовать осознанию детьми своих эмоций, чувств.

Способствовать обогащению эмоциональной сферы детей.

Формировать умение понимать эмоции других людей.

Воспитывать чувство эмпатии и содействовать созданию эмоционально-положительного фона общения в детском коллективе.

Научить ребенка воспринимать себя как личность, осознавать собственные возможности.

Сформировать у детей умение сочувствовать другим.

Сформировать умение конструктивно реагировать на разочарование и неудачи, самостоятельно принимать решения.

Сформировать у детей умение ориентироваться в общественной жизни и уметь общаться с другими детьми.

Обогащать чувственный познавательный опыт (на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи).

ПАМЯТЬ.

Научить пользоваться сравнением в процессе запоминания…

Формировать умение находить сходство и различие между объектами.

Развивать умение сознательно и целенаправленно запоминать существенные сведения и факты (выделение существенного).

Формировать умение расчленять материал на отдельные смысловые части, осмысливать каждую из них и устанавливать между ними логические связи и отношения.

Развивать интерес и положительное отношение к материалу в процессе усвоения и запоминания.

Побуждать к самостоятельной и активной работе.

Формировать целенаправленную деятельность в процессе выполнения практического и игрового задания.