Диагностическая карта знаний дошкольников по обж. Диагностика уровней развития элементарных основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

Педагогический институт

ДИАГНОСТИКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Е.А. Спиридонова, А.И. Багина

Результаты учебной работы по усвоению учащимися знаний по основам безопасности жизнедеятельности определяются преподавателем в процессе диагностической деятельности. Диагностирование обученности включает в себя контроль, проверку, оценку и накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций и прогнозирование результатов.

В соответствии со структурой педагогической деятельности основным предметом оценки результатов образования являются знания; результатов обучения - умения и навыки и результатов воспитания - мировоззренческие установки, интересы, мотивы, потребности личности.

В учебном процессе по предмету ОБЖ следует использовать самые различные методы и формы диагностирования обученности: устный и письменный опрос, контрольные работы. Тестирование, зачеты, окружные контрольные уроки, экзамены и др. Однако каждый из них имеет как достоинства, так и недостатки.

Устный опрос. Проходит в ходе текущих занятий. Он является контролем не только знаний учащихся, но и способствует развитию их речи. При устной проверке знаний преподаватель задаёт учащимся конкретно сформулированные вопросы по изученному материалу, требующие воспроизведения информации по памяти, размышлений, доказательств, анализа, обобщения предложений, решения конкретных действий и, оценивая ответы, определяет степень его усвоения. Сформулированный вопрос надо задавать перед тем, как назвать фамилию учащегося. Если он требует поэтапного ответа, следует рекомендовать учащимся последовательность его изложения, дать всем время для обдумывания и только после этого пригласить к ответу определённого ученика. Недостатки: аудиторное время используется неэффективно. Преподаватель опрашивает несколько учащихся (поочередно), а класс в это время не работает. В течение опроса преподаватель, по существу, работает только с одним учащимся. Надежды на то, что остальные учащиеся будут в это время внимательно слушать и анализировать ответ, практически не оправдываются. Кроме того, устный опрос обладает достаточной объективностью, потому что решения и ответы, приемы и действия учащегося каждый преподаватель может признать правильными или неправильными на основе своих субъективных представлений и индивидуального опыта. Вариантом устного опроса, позволяющим опрашивать значительное количество учащихся, является блиц - опрос. Для его проведения преподаватель разбивает изученный материал на большое количество мелких частей и задаёт вопросы различным учащимся, чтобы проверить знания наибольшего количества учеников. Однако при блиц-опросе трудно выставлять учащимся объективные оценки, так как ответ на один-два мелких вопроса не даёт возможности определить правильность и глубину усвоения всего пройденного материала.

Письменный опрос. Все учащиеся класса выполняют в письменном виде заданную преподавателем работу. Преподаватель даёт учащимся записанные на доске, листах бумаги или карточках задания (задачи, примеры), которые они выполняют в течение 10-12 мин. По результатам ответов преподаватель выставляет оценки в классный журнал. Эффективность использования аудиторного времени значительно выше, чем при устном опросе. Письменный опрос обеспечивает более высокую объективность, способствует развитию логического мышления. Он проводится, когда необходимо проверить знания по значимым вопросам темы или раздела предмета ОБЖ. Недостатки: требует от преподавателя больших затрат времени на проверку, неоперативнось получения результатов опроса. учебный безопасность жизнедеятельность знание

Контрольная работа. После изучения отдельных тем или разделов предмета ОБЖ преподаватель проводит письменные или практические контрольные работы с целью проверки и оценки качества усвоения знаний и умений учащихся. При проведении контрольной работы для предупреждения списывания и разговоров между учащимися следует разработать задания по вариантам (различные варианты одного и того же задания) или даже индивидуальные задания для каждого учащегося в отдельности. Окружные контрольные уроки (в 10 - 11 - х классах). Проводятся в образовательных учреждениях комиссией, которая проверяет знания по всем разделам курса, практические навыки по надеванию противогаза, разборке и сборке макета АК-74, а также уровень физической подготовленности школьников. Их результаты анализируются и обобщаются.

Экзамен. Это форма итоговой проверки и оценки знаний. Различают устный, письменный и «практический» (проверка умений) экзамен. Вопросы, по которым проверяются знания, и практические действия по предмету ОБЖ рекомендуется Министерством образования и науки РФ и оформляются в виде экзаменационных билетов. Каждый билет включает в себя два теоретических вопроса и практическое задание (ситуацию).

Оценивая качество ответов по предмету ОБЖ, надо учитывать их глубину, полноту, аргументировать, а также обоснованность действий учащихся в предполагаемой (моделируемой) опасной или чрезвычайной ситуации.

Оценка успеваемости учащихся выражается в баллах. При выставлении оценки преподаватель аргументирует ее, отмечая положительные стороны или недостатки. Оценка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики или своего опыта. «Оценка 4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки. Оценку «3» получают ученики за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в практической деятельности. Оценка «2» выставляется за плохое понимание и знание теоретического, методического и практического учебного материала. Кроме того, учащийся не отвечает на дополнительные вопросы экзаменатора.

Тестирование. В настоящее время кратковременный опрос всех учащихся на уроках с помощью тестов используют все педагоги. Понятие «тест» ведёт своё происхождение от англ. Test, что переводится как «проба, испытание». Тесты для диагностики уровня обученности - это совокупность заданий, сориентированных на определение степени усвоения определённых аспектов (частей) содержания обучения. К основным преимуществам тестовой методики относятся высокая степень объективности. Возможность контроля большого объема знаний и умений учащихся, возможность более дифференцированной оценки, быстрота проведения контроля. Основной недостаток тестирования состоит в ограниченности применения. С его помощью можно проверить знакомство с учебным материалом и уверенностью его воспроизведения. Но нельзя проверить творческий подход и глубину знаний. Тестовые задания могут быть открытыми и закрытыми. В закрытых тестах учащемуся предлагаются вопросы и набор готовых ответов (4-5), из которых только один правильный, а все остальные только правдоподобные. Открытые тесты, или задания с конструируемыми ответами, не имеют готовых ответов, и учащийся должен сам предложить правильный ответ на вопрос теста. Открытые тесты считаются более сложными и потому требуют больше времени на ответ. Правильно составленные тесты для диагностики качества обученности учащихся должны удовлетворять ряду требований. Они должны быть: относительно краткосрочными, т.е. не требовать больших затрат времени; однозначными, т.е. не допускать произвольного толкования тестового задания; относительно краткими, требующими сжатых ответов; удобными, т.е. пригодными для быстрой математической обработки результатов; стандартными, т.е. пригодными для широкого практического использования - измерения уровня обученности возможно более широких контингентов обучаемых. Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания учащихся с помощью тестов нужно в той же логической последовательности, в какой проводится их освоение и закрепление. С помощью тестов эффективно обеспечивается предварительный, текущий, рубежный (тематический) и итоговый контроль знаний, умений, навыков, учёт успеваемости.

Предварительный контроль осуществляется в начале учебного года, чтобы определить исходный уровень знаний, т.е. знание учащимися важнейших элементов курса предшествующего года. В последующем сравнение исходного начального уровня обученности с конечным (достигнутым) позволяет измерять «прирост» знаний, степень сформированности умений и навыков.

Текущий контроль знаний осуществляется в процессе усвоения каждой изучаемой темы. Он стимулирует учебно-познавательную деятельность учащихся, способствует своевременному определению пробелов в усвоении материала, повышению общей продуктивности учебного труда. Тестовые задания для текущего контроля (их количество не превышает 10) формируется так, чтобы охватить все важнейшие элементы знаний, умений по пройденной теме. Длительность работы с тестами не должна превышать 10-15 мин. Повторная (тематическая) проверка освоенных ранее знаний, умений и навыков осуществляется параллельно с изучением учащимися нового учебного материала способствует упрочнению знаний. Рубежный контроль знаний и умений проводится после изучения учащимися того или иного раздела предмета ОБЖ с целью диагностирования качества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучавшимися в разных частях урока. Главные функции рубежного контроля - систематизация и обобщение. Итоговый контроль знаний и умений обучаемых, приобретённых ими на всех этапах образовательного процесса, проводится в конце каждой четверти и по завершении учебного года. Итоговый контроль - это диагностирование уровня (качества) фактической обученности в соответствии с поставленной на данном этапе целью.

В настоящее время все большее распространение получают технологии тестирования уровня обученности учащихся с применением компьютерных технологий. Специальным видом педагогической диагностики является комплексная проверка. С ее помощью диагностируется способность обучаемых применять полученные при изучении различных учебных предметов знания, умения для решения практических задач (проблем) по ОБЖ. Главная функция комплексной проверки - диагностирование качества реализации межпредметных связей. Практическим критерием комплексной проверки чаще всего выступает способность обучаемых объяснять явления, процессы, события, опираясь на комплекс сведений, почерпнутых из всех изученных предметов.

Проверка и оценка знаний, умений и навыков повышает самостоятельность и активность учащихся в обучении, побуждает их к систематической работе с учебниками, учебными и наглядными пособиями, более внимательному восприятию и осмыслению учебного материала, излагаемого преподавателем.

Библиографический список

1. Байбородова Л.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности. М., 2003.

2. Евлахов В.М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях. М., 2009.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Структура и содержание школьного курса ОБЖ. Определение основных организационных форм, методов, приемов и средств обучения школьников основам безопасности жизнедеятельности. Подготовка и порядок проведения урока, педагогическая диагностика и контроль.

    дипломная работа , добавлен 27.07.2013

    Функции, принципы, структура контроля знаний и умений учащихся, основные требования к его организации. Специфика контрольных занятий в курсе "Основы безопасности жизнедеятельности". Разработка уроков с использованием разных форм и методов контроля знаний.

    дипломная работа , добавлен 16.08.2016

    Психолого-педагогические основы формирования положительных мотиваций на обучение. Определение отношения учащихся и их мотивации к обучению основам безопасности жизнедеятельности. Анализ опыта работы учителей по повышению мотивации к обучению по предметам.

    дипломная работа , добавлен 24.11.2012

    Определение содержания общего образования по основам безопасности жизнедеятельности за счет времени вариативной части базисного учебного плана. Рекомендации по использованию действующих учебников и учебно-методических комплексов по исследуемому предмету.

    методичка , добавлен 08.12.2010

    Анализ полной цепочки методов обучения "Основам безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ): от классической системы до новаторских методов с целью выявления наиболее эффективного из них. Характеристика форм обучения. Особенности разработки уроков по ОБЖ.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2015

    Изучение безопасных интернет-ресурсов, используемых учителем на уроках по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности". Методика использования на уроках и внеклассных мероприятиях методических и дидактических материалов, имеющихся в сети Интернет.

    курсовая работа , добавлен 08.02.2012

    Исследование педагогической деятельности в аспекте системного подхода к активизации учебного процесса. Влияние применения комплекса практических заданий в курсе основ безопасности жизнедеятельности на уровень знаний и эмоционального отношения к учебе.

    дипломная работа , добавлен 26.01.2012

    Социально-культурные и педагогические возможности социальных приютов. Условия формирования культуры безопасной жизнедеятельности детей (БЖД) в условиях социального приюта. Профессионализм воспитателя в работе по основам БДЖ в социальном приюте "Ховрино".

    курсовая работа , добавлен 06.08.2010

    Уровни сформированности основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста, их исследование и анализ. Методика и подходы к формированию данных знаний у дошкольников. Разработка соответствующей программы и оценка ее эффективности.

    дипломная работа , добавлен 01.07.2014

    Проблема формирования навыков безопасного поведения на природе учащихся 6-х классов в процессе обучение курсу "Основы безопасности жизнедеятельности", характеристика практических методов и приемов. Методика оптимизации методики обучения учащихся.

Педагогическая диагностика по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников 4 – 7 лет

Педагогическая диагностика по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников 4 -7 лет, которая разработана на основе парциальной программы «Безопасность» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной. Программа состоит из шести разделов:
«Ребенок и другие люди»
«Ребенок и природа»
«Ребенок дома»
«Ребенок на улицах города»
«Пожарная безопасность»
«Азбука здоровья»
Цель рабочей программы: Формирование культуры безопасного поведения у дошкольников 4-7 лет в окружающей среде.
Задачи для средней группы:

1. Закреплять знания о значении сигналов светофора
2. Познакомить с элементами дороги (проезжая часть, тротуар, пешеходный переход, остановка общественного транспорта)
3. Познакомить с видами транспорта (наземный, воздушный, водный, специальный)
4. Познакомить с дорожными знаками («Дети», «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта»)
5. Закреплять знания о правилах поведения в общ. транспорте и ожидая его
6. Рассказать детям о месте для игр и о правилах поведения во время игр
7. Рассказать детям о правилах езды на велосипеде.
II. «Ребенок дома»
1. Познакомить детей с опасными предметами, электроприборами и правилами пользования ими.
III. «Ребенок и другие люди»
1. Познакомить детей с правилами поведения с незнакомыми людьми
IV. «Ребенок и природа»

2. Формировать представления детей о правилах поведения с животными (не брать, не дразнить, не гладить и т.д.)
3. Формировать представления детей о правилах поведения на воде (осенний, весенний, летний период)
V. «Пожарная безопасность»
1. Познакомить детей с причинами и последствиями пожаров
2. Познакомить детей с правилами поведения во время пожара
3. Дать детям знания о профессии пожарного
VI. «Азбука здоровья»
1. Формировать представления у детей о роли гигиены, физических упражнений, закаливания для здоровья
2. Закреплять знания детей о частях тела человека и их предназначении
3. Формировать представления детей о правильном питании
4. Познакомить детей со службой скорой помощи и ее назначении
Задачи для старшей и подготовительной к школе группах:
I. «Ребенок на улицах города»
1. Познакомить с дорожными знаками (запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса)
2. Закреплять правила поведения в общественном транспорте и ожидая его
3. Расширять знания об устройстве улицы и ее частями, дать понятие «Перекресток», «Островок безопасности»
4. Расширять знания о светофоре, его видах и значении
5. Познакомить с профессией регулировщика и его сигналами
6. Закреплять знания о видах транспорта (наземный, воздушный, водный, специальный)
7. Закреплять знания о месте для игр и о правилах поведения во время игр
8. Закреплять знания о правилах езды на велосипеде
II. «Ребенок дома»
1. Закреплять знания детей об опасных предметах, электроприборах и правилах обращения с ними

III. «Ребенок и другие люди»
1. Закреплять знания о правилах поведения с незнакомыми людьми
2. Познакомить с номером вызова полиции 02
3. Научить называть свою Ф.И., адрес и фамилию, имя, отчество родителей
IV. «Ребенок и природа»
1. Объяснить детям, что рвать растения и есть их нельзя – они могут быть ядовитыми
2. Закреплять знания о правилах поведения с насекомыми и животными (не брать, не дразнить, не гладить)
3. Познакомить с лекарственными и ядовитыми растениями
4. Закреплять знания детей о правилах поведения на воде (осенний, весенний, летний период)
V. «Пожарная безопасность»
1. Познакомить с номером вызова пожарных 01
2. Закреплять знания детей о причинах и последствиях пожаров
3. Закреплять знания детей о правилах поведения во время пожара
VI. «Азбука здоровья»
1. Расширять представления детей о роли гигиены, режима дня, физических упражнений, закаливания для здоровья
2. Закреплять знания о частях тела человека и их функциях
3. Расширять представления детей о правильном питании
4. Закреплять знания детей о службе скорой помощи, познакомить с номером вызова скрой помощи 03
Вследствие, образовательных задач были разработаны критерии оценки знаний программы по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников 4 – 7 лет, для каждого возраста и раздела программы
Критерии оценки знаний детей средней группы:

1. Знать значение сигналов светофора
2. Знать и называть элементы дороги (проезжая часть, тротуар, пешеходный переход, остановка общественного транспорта)
3. Знать виды транспорта (наземный, воздушный, водный, специальный)
4. Знать и называть дорожные знаки («Дети», «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта»)
5. Знать правила поведения в общественном транспорте и ожидая его
6. Знать место для игр и правила поведения во время игр
7. Знать правила езды на велосипеде.
II. «Ребенок дома»
1. Знать опасные предметы, электроприборы и правила пользования ими.
III. «Ребенок и другие люди»
1. Познакомить детей с правилами поведения при общении с незнакомыми людьми
IV. «Ребенок и природа»

2. Знать правила поведения с животными (не брать, не дразнить, не гладить и т.д.)
3. Знать правила поведения на воде (осенний, весенний, летний период)
V. «Пожарная безопасность»
1. Знать о причинах и последствиях пожаров
2. Знать правила поведения во время пожара
VI. «Азбука здоровья»
1. Знать о роли гигиены, физических упражнений, закаливания для здоровья
2. Знать и называть части тела человека

4. Знать о назначении скорой помощи

Критерии оценки знаний детей старшей и подготовительной к школе группах:
I. «Ребенок на улицах города»
1. Знать и называть дорожные знаки (запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса)
2. Знать правила поведения в общественном транспорте и ожидая его
3. Знать об устройстве улицы и ее частях, знать понятие «Перекресток», «Островок безопасности»
4. Знать о светофоре, его видах и значении
5. Знать кто такой регулировщик и его сигналы
6. Знать и называть виды транспорта (наземный, воздушный, водный, специальный)
7. Знать о месте для игр и о правилах поведения во время игр
8. Знать о правилах езды на велосипеде
II. «Ребенок дома»
1. Знать об опасных предметах, электроприборах и правилах обращения с ними
III. «Ребенок и другие люди»
1. Знать о правилах поведения с незнакомыми людьми
2. Знать номер вызова полиции 02
3. Знать и называть свою Ф.И., адрес и фамилию, имя, отчество родителей
IV. «Ребенок и природа»
1. Знать, что рвать растения и есть их нельзя – они могут быть ядовитыми
2. Знать о правилах поведения с насекомыми и животными (не брать, не дразнить, не гладить)
3. Знать и лекарственные и ядовитые растения (3-4)
4. Знать о правилах поведения на воде (осенний, весенний, летний период)
V. «Пожарная безопасность»
1. Знать номер вызова пожарных 01
2. Знать о причинах и последствиях пожаров
3. Знать правила поведения во время пожара
VI. «Азбука здоровья»
1. Знать о роли гигиены, режима дня, физических упражнений, закаливания для здоровья
2. Знать части тела человека и их функции
3. Знать о правильном питании
4. Знать о службе скорой помощи,
5. Знать номер вызова скорой помощи 03
Развитие и воспитание дошкольника – это целостный и непрерывный процесс, который нуждается в постоянном внимании педагогов и родителей. Понять, насколько успешно развивается ребенок, какие трудности испытывает на пути приобретения социального опыта, достижении собственного внутреннего мира, возможно при квалифицированном подходе к изучению достижений ребенка.
Поэтому важное место в образовательном процессе принадлежит диагностике, позволяющей взрослому понять, в верном ли направлении он осуществляет свою педагогическую миссию. Ценность диагностики заключается не в прямом получении конкретных результатов, констатирующих достижения или проблемы дошкольника. Ее главной функцией является выявление причин, затрудняющих продвижение ребенка на более высокий уровень развития. На их устранение должны быть направлены усилия педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Диагностическое обследование проводится два раза в год с целью фиксирования достижений ребёнка, отслеживания результатов его развития. Показатели по каждому разделу дают возможность увидеть изменения в развитии каждого ребёнка.
Все оценочные данные в диагностике нужно воспринимать как условные, помогающие увидеть положительную или отрицательную динамику в развитии, в работе, но не как характеристику чего-либо или кого-либо. Любое достижение ребёнка дошкольного возраста на каждом этапе его развития является промежуточным и служит лишь основанием для выбора педагогом методов и технологий индивидуальной работы.
При проведении диагностического обследования важно придерживаться 2-х заповедей:
1. Не навреди ребёнку.
2. Помоги взрослому, находящемуся возле ребёнка.
Результаты диагностики детей заносятся в диагностическую карту. В основу диагностической карты по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников 4 -7 лет положены критерии:
Знания о пожарной безопасности
Знания о безопасном поведении с незнакомыми людьми
Знания о безопасном поведении дома
Знания о здоровом образе жизни
Диагностическая карта для средней, старшей и подготовительной к школе групп по разделу «Ребенок на улицах города» разработаны отдельно, для того чтобы получить полную картину знаний детей именно по правилам дорожного движения. И положены такие критерии как:
Знания об устройстве улицы
Знания о светофоре
Знания о дорожных знаках
Знания о пешеходном переходе
Знания о правилах поведения в общественном транспорте
Знания о регулировщике (для средней группы знания о регулировщике нет)
Знания о месте для игр и езде на велосипеде
Знания о видах транспорта
Оценка знаний ведется по трех балльной системе:
3 балла - высокий уровень - ребенок самостоятельно выполняет задания, добивается результата.
2 балла - средний уровень - ребенок понимает инструкцию взрослого и готов выполнить задание, прибегая к помощи взрослого.
1 балл - низкий уровень - ребенок понимает смысл предлагаемого ему задания, но либо отказывается его выполнить (не проявляет интереса или не уверен в достижении результата), либо затрудняется выполнить задание, совершив несколько малорезультативных действий (теряет интерес, отказывается от выполнения), на помощь взрослого не реагирует.
К каждому из критериев подобраны задания для каждого возраста, при помощи которых можно определить уровень сформированности представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников 4 – 7 лет.

Задания для выявления уровня сформированности представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников 4 – 7 лет:
«Ребенок на улицах города»
1 задание Игра с макетом улицы
Цель проведения: Знают ли части улицы, место перехода улицы Знают ли дорожные знаки
Знают ли что такое перекресток и островок безопасности
2 задание Игра «О чем говорит светофор»
Цель проведения: Знают ли дети значение сигналов светофора
Материал: карточки с изображением сигналов светофора, действий пешеходов.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку соотнести сигналы светофора с действиями пешеходов.
Для старшей и подготовительной групп
Добавляются картинки с сигналами пешеходного светофора
3 задание Беседа по сюжетным картинкам
Цель проведения: Знают ли правила поведения в общественном транспорте и ожидая его
Материал: сюжетные картинки с изображением правильных и неправильных действий на остановке общественного транспорта и в общественном транспорте.
Вопросы к беседе: Рассмотри картинки и назови, кто ведет себя неправильно (правильно)? Где люди ожидают транспорт?
4 задание Игра «Правильно – неправильно»
Цель проведения: Знают ли дети места для игр Знают ли дети правила езды на велосипеде
Материал: картинки с правильными действиями детей и не правильными действиями на дороге, во дворе, на велосипеде. Значки! (правильно) и Х (неправильно)
Ход игры: Ребенок рассматривает картинки и расставляет значки, где правильно ведут себя дети, а где неправильно. Почему?
5 задание Игра - лото «Виды транспорта» (подгрупповая)
Цель проведения: Знают ли дети виды транспорта
Материал: настольно-печатная игра – лото «Виды транспорта»
В процессе игры дети должны не только закрывать большие карты маленькими, но и проговаривать какой тот или иной транспорт.
Для старшей подготовительной группы
6 задание «Регулировщик»
Цель проведения: Знают ли дети кто такой регулировщик и его сигналы
Материал: картинки с изображением регулировщика и сигналов светофора
Ход: соотнести сигналы светофора с сигналами регулировщика
«Ребенок дома»
1 задание Игра «Источники опасности»
Цель проведения: Знают ли дети опасные предметы
Материал: Карточки с изображением опасных и неопасных предметов
Ход игры: Ребенку раздаются карточки, воспитатель предлагает рассмотреть изображения предметов и ответить на вопросы: Что может быть источником пожара? Что может быть источником травмы (ожога, пореза…)? Что может быть источником гибели человека?
Для старшей и подготовительной группы
2 задание «Мой домашний адрес»
Цель проведения: Знают ли дети свой домашний адрес
Ход игры: Все встают в круг, воспитатель передает мяч ребенку и говорит6 «Я живу в (на)… городе (районе, поселке, улице, доме и т.д.)», ребенок продолжает, называя свой адрес, и передает мяч соседу и т.д.
3 задание «Моих родителей зовут»
Цель проведения: Знают ли дети имя, отчество и фамилию родителей
Ход игры: Дети, передавая друг другу мяч, называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.
«Ребенок и другие люди»
1 задание Игра-тренинг «Незнакомец» (подгрупповая)
Цель проведения: Знают ли дети правила поведения с незнакомым человеком
Ход игры: во время игры дети должны показать как нужно вести себя с незнакомцем в разных ситуациях: В дверь стучатся (что делать?) Незнакомец предлагает конфетку (игрушку, зверушку и т.п.)? Незнакомец тащит тебя в машину?
«Ребенок и природа»
1 задание «Правильно - неправильно»
Цель проведения: Знают ли дети правила обращения с животными
Материал: сюжетные картинки с правильными и неправильными действиями с животными, кружки красного и зеленого цвета.
Ход игры: Рассмотреть картинки и положить зеленый кружок, где изображены правильные действия и красный с неправильными. Почему?
2 задание «Можно - нельзя»
Цель проведения: Знают ли дети правила поведения на природе, на воде
Материал: карточки с изображением правильных и неправильных действий на природе, на воде
Ход игры: Задача детей распределить карточки по принципу можно – нельзя. Почему?
Для старшей и подготовительной группы:
3 задание «Топаем, хлопаем»
Цель проведения: Знают ли дети ядовитые и полезные растения
Ход игры: Воспитатель называет или показывает картинку с изображением растения, дети если ядовитое, то топают, если полезное хлопают.
«Пожарная безопасность»
1 задание «Пожар»
Цель проведения: Знают ли дети правила пожарной безопасности
Материал: картинки с изображением причин пожара и предметов тушения пожара
Ход игры: детям раздаются карточки. Воспитатель предлагает ответить на вопрос, показав нужную карточку
- Отчего происходит пожар?
- Что нужно делать, если случился пожар? И т.п.
2 задание «Разложи по порядку»
Цель проведения: Знают ли дети правила поведения во время пожара
Материал: картинки с изображением действий во время пожара.
Ход игры: Ребенок должен разложить карточки в нужном порядке и рассказать об изображенных на них действиях.
«Азбука здоровья»
1 задание «Здоровый малыш»
Цель проведения: Знают ли как уберечь свое здоровье, правила личной гигиены
Материал: игра – лото «Здоровый малыш»
Ход игры: Ребенку предлагается показать и проговорить «что такое хорошо и что такое плохо».
2 задание «Гигиена и хорошее здоровье»
Цель проведения: Знают ли дети о частях тела человека и их функциях
Материал: игра – лото «Гигиена и хорошее здоровье»
Для старшей и подготовительной группы
1 задание «Телефон»
Цель проведения: Знают ли дети номер телефона аварийных служб
Материал: картинки с изображением специального вида транспорта, такси и номера телефонов
Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку выбрать любой номер и найти машину, которая придет по этому номеру.

На мой взгляд, так как, воспитатель проводит педагогическое исследование, то методы должны быть органично включены в воспитательно-образовательный процесс. Тогда проведение исследования не нарушает жизнедеятельности детей, а естественно вписывается в неё. Поэтому, я считаю, главным методом выступает наблюдение, которое проводится в привычных для детей условиях. Метод наблюдения не имеет возрастных ограничений, и применим к ребёнку любого возраста.
Наблюдения я специально планирую и подготавливаю условия, побуждающие ребёнка к игре. Но иногда провожу и спонтанно. В этом случае использую любой момент, когда замечаю, что ребёнок готовиться к игре по ОБЖ начинает играть, играет (с партнёром или в одиночку).
Диагностическое обследование провожу не только методом наблюдения, но и с помощью дидактических игр, такие как: «Правильно - не правильно», «Можно – нельзя», «Разрешается, запрещается», «Разложи по порядку» (игра позволяет выявить уровень знаний детей о действиях во время пожара, задача ребенка разложить картинки в правильной последовательности и рассказать об изображенных на них действиях) и т.д. Дидактические игры проводятся как в индивидуальной, так и подгрупповой форме. Подбираю игры так, чтобы в одних происходила манипуляция с картинками, в других беседа, в третьих действия опорно-двигательного аппарата.
Так же считаю эффективным методом диагностики это игры – тренинги (создание проблемной ситуации). С помощью таких игр выясняется не только знания детей, но и умения действовать в опасной ситуации. Например, игра-тренинг «Незнакомец», задача детей рассказать, показать как вести себя с незнакомцем.
Подсчёт баллов поможет увидеть состояние работы по обучению детей основам безопасного поведения и сделать корректировку в перспективном планировании на учебный год, спланировать перспективную педагогическую работу и индивидуальную помощь ребёнку по обучению правил безопасного поведения.
Диагностическое обследование детей позволяет проследить динамику знаний по основам безопасности жизнедеятельности каждого ребёнка на протяжении всего учебного года.
Не зная особенностей усвоения детьми знаний по основам безопасности жизнедеятельности, невозможно правильно организовать непосредственно-образовательную деятельность, совместную деятельность; установить доверительные отношения взрослого и ребёнка, создать предметно – развивающую среду. Диагностическое обследование мне помогает получить полную информацию об особенностях развития каждого обучающегося.



Вывод: Виден рост уровня развития основ безопасного поведения дошкольников в природе у детей. Рост уровня развития составляет:

v Высокий – 35%

v Низкий. – 20

XII. Конечный результат.

В детском саду создана и внедрена система работы по теме: «Основы безопасного поведения дошкольников в природе» в результате чего, у детей имеются знания:

Об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них;

О необходимости соблюдения мер предосторожности и умения оценивать свои возможности по преодолению опасности;

О здоровом образе жизни.

Развиты познавательные, коммуникативные и регуляторные навыки детей в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями. В результате проекта у детей:

Повысилась личная уверенность каждого ребенка, его самореализация через проживание «ситуации успеха»;

Дети стали внимательнее друг к другу, руководствуются не только собственными мотивами, сколько установленными нормами;

Возник устойчивый интерес к творческой, поисково-исследовательской деятельности, сформированные навыки самостоятельного творческого мышления;

Повысился экологический уровень детей.

Идет накопление опыта по подбору необходимой информации по данной теме. Полученный опыт позволяет избежать несчастных случаев. Анализ мониторинга позволяет сделать вывод, что 85% детей в достаточной степени владеют понятиями, определениями, умеют ориентироваться в информации в соответствии с возрастными нормами, т. е. обеспечен базисный минимум, заложенный в программе и готовы к самостоятельному пребыванию вне ДОУ. Однако 15% детей определяют «группу риска» - низкий уровень информированности. Это дети, которые не регулярно посещают детский сад и для самостоятельного существования в социуме, вне дошкольного учреждения и семье не готовы. Решением проблемы может стать поиск и реализация новых технологий и форм работы с родителями.

В ходе совместной деятельности продолжают развиваться детско-родительские отношения. Ребенок стал интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывает новое уже в знакомых ситуациях: как правильно и безопасно развести на отдыхе костер, как оказать первую помощь при получении травмы. Родители понимают необходимость участия в проектной деятельности, в экскурсиях, походах и др. мероприятиях ДОУ. С помощью родителей созданы проекты, макеты, газеты с творческими отчетами, домашние копилки по сбору информации по безопасности и пр.

По теме проекта разработан и проведен цикл занятий.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что сегодня мы имеем следующий результат:

В ДОУ существует, функционирует система работы по формированию элементарных основ безопасного поведения дошкольников в природе

Педагоги совместно осуществляют воспитательно-образовательный процесс по данному направлению.

Родители вовлечены в воспитательно-образовательную деятельность.

У детей развиваются основы безопасности жизнедеятельности.

Считаю, что комплексная реализация данного проекта очень результативна, поэтому буду продолжать работу по данному направлению, внося разнообразные технологии, методы и приёмы.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др., - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014г.

2. Гарнышева Т.П. «ОБЖ для дошкольников», издательство «Детство-Пресс», 2012г.

3. Белая К.Ю. «Я и моя безопасность. Тематический словарь картинках»: Мир человека. М. Школьная Пресса, 2010г.

4. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. «Как обеспечить безопасность дошкольников». Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателя детского сада. 5-е изд. М. Просвещение, 2005г.

5. Князева О.Л., Стеркина Б.Б., Авдеева Н.Н. «Основы безопасности детей дошкольного возраста», М.: Просвещение, 2007г.

6. Шорыгина Т.А. «Правила пожарной безопасности детей 5-8 лет» М.Сфера, 2005г.

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Входная диагностикапо ОБЖ 9 класс

Цель: Определить уровень знаний и формирование УУД у учащихся по содержанию программы 8

класса.

Предметные результаты:

-адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;

-адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;

-соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода, велосипедиста;

-предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного

характера;

-классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного

характера;

-безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;

-оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;

-выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;

-оказывать первую помощь при наружном кровотечении;

Метапредметные результаты:

определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и

познавательной задачи;

выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения

задачи/достижения цели;

сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным

критериям в соответствии с целью деятельности;

выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,

классифицировать и обобщать факты и явления;

выделять явление из общего ряда других явлений;

признаки;

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

ориентироваться в содержании текста, устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий,

явлений, процессов;

Критерии оценивания:

Задание 1. Выбор правильного ответа 10 баллов.

Задание 2.Ответы на вопросы по программному материалу. 8 баллов

Задание 3. Выполнение заданий, направленных на проверку знаний содержания программы 10 баллов

Задание 4. Знание определений изученных понятий и определений. 8 баллов

Задание 5. Знание поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. 6 баллов

42-40 баллов «5»

39-29 баллов «4»

27-21 баллов «3»

Входная контрольная работа по ОБЖ 9 класс 1 вариант

I. Выберите правильный ответ.

1. В каком случае пешеходу разрешается переходить дорогу в произвольном месте?

А) В любых случаях. Б) При отсутствии светофора или постового.

В) Если нет в зоне видимости специальной пешеходной разметки.

2. Как необходимо перейти на другую сторону улицы человеку, который вышел из автобуса?

А) Следует обойти автобус сзади;Б) Следует обойти автобус спереди;

В) Следует дождаться пока автобус отойдет.

3. Как должен велосипедист пересекать пешеходный переход?

А) быстро, объезжая пешеходовБ) сойти с велосипеда и пройти пешком, ведя велосипед рядом

В) объехать по дороге рядом с переходом

4. С какого возраста разрешается ездить на скутере, мопеде? А) 14 лет Б) 16 лет В )18 лет

5. По сигналу «Внимание!» всем необходимо

а) включить радио и ТВ для прослушивания сообщений б) срочно бежать на улицу

в) собрать чемодан с вещами первой необходимости.

6. Какого вида ЧС не бывает по масштабу распространения на территории?

Локальная, районная, муниципальная, межмуниципальная, региональная, межрегиональная,

федеральная.

человека.а) химически опасное вещество б) предельно допустимый концентрат

в) сильно действующее ядовитое вещество

8. Проникающая радиация может вызвать у людей:а) поражение центральной нервной системы;

б) лучевую болезнь; в) поражение опорно- двигательного аппарата.

9. Каким средством нельзя тушить жидкие горюче- смазочные материалы?

А) пеной Б) песком В) водой Г) землей

10. Если вас отрезало огнём в квартире на 5 -м этаже, и нет под рукой телефона, что будете делать?

А) сделаю верёвку из скрученных простыней и спущусь внизБ) буду звать на помощь

В) мокрыми полотенцами и простынями заткну щели в дверном проёме, сократив приток дыма, и буду

через окно или с балкона звать на помощь

II. Назовите опасное природное явление

1. Горный поток, состоящий из смеси воды и рыхлообломочной горной породы (грязи, камней).

2. Ветер разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого превышает 32 м\ с

3. Образование на поверхности земной коры, где магма выходит на поверхность, образуя лаву и

вулканические газы.

4. Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющее по лесной территории.

III. Выполните задания.

1. Перечислите не менее трех мероприятий системы защиты населения от ЧС (система РСЧС)?

2. Изложите в порядке логической последовательности, ваши действия по герметизации

помещения.

а) уплотнить дверные проемы влажной тканью; б) заклеить вентиляционные отверстия;

в) закрыть входные двери и окна; г) заклеить и уплотнить подручными материалами оконные проемы.

3. Назовите химически опасное вещество: зеленовато -желтый газ с резким запахом тяжелее воздуха;

4.Каким раствором следует смочить ватно -марлевую повязку при аварии с выбросом хлора в качестве

индивидуального средства защиты?

а) 2%- м раствором нашатырного спирта; б) 2%- м раствором уксусной или лимонной кислоты;

в) 2%- м раствором соды.

5. Выберите индивидуальные средства защиты населения от ЧС:противогаз, убежище, простейшее

укрытие (щель), респиратор, ватно- марлевая повязка, противорадиационное укрытие.

IV. Вам даны определения . Запишите явление или понятие, используя слова для справок.

1.Обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного

природного явления, при которой возможен значительный ущерб народному хозяйству, большому числу

людей и природе.

2. Своевременное информирование населения об опасностях и рекомендации по сохранению жизни и

здоровья.

3. Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при

котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо

причинен иной материальный ущерб.

4. Совокупность объектов и систем материального мира в их естественном состоянии, не являющемся

продуктом трудовой деятельности человека.

5. Наука, изучающая построение, функции и развитие живых организмов в экосистеме.

6. Присутствие радиоактивных веществ на поверхности местности, в воздухе, в теле человека в

количестве, превышающем уровни, установленные нормами радиационной безопасности.

7. Комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон прогнозируемых или

возникших ЧС и его временное размещение в заранее подготовленных безопасных районах.

8. Состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие

заболеваний или физических дефектов.

Слова для справок: Природа, здоровье, здоровый образ жизни, дорога, ДТП, радиационное

загрязнение, химически опасное загрязнение, очаг поражения АХОВ, экология, биосфера, эвакуация,

безопасность, оповещение, чрезвычайная ситуация, авария, катастрофа, предельно допустимый

концентрат (ПДК).

Задание V . Заполните таблицу

ЧСтехногенного характера

Поражающие факторы

Авария на гидродинамическом объекте

Выброс химически опасного вещества

Слова для справок: затопление; волна прорыва; ударная волна; открытый огонь; осколочные поля;

угарный газ; токсическое заражение; проникающая радиация.

Входная контрольная работа по ОБЖ 9 класс 2 вариант

I. Выберите правильный ответ.

1. При отсутствии тротуаров как пешеходы передвигаются по обочине проезжей части?

А) по ходу движения автотранспорта Б) как угодно В) навстречу движения

автотранспорта

2. Как вести неисправный велосипед по дороге?

А) по направлению движения транспорта Б) против движения транспорта

3. Как правильно обходить общественный автобус?

А) подождать, когда транспорт уедетБ) только сзади В) только спереди

4. Как правильно перейти проезжую часть, если поблизости отсутствует пешеходный переход?

А) идти вдоль обочины до ближайшего светофора

Б) при отсутствии движущегося автотранспорта перейти дорогу

В) посмотреть налево, пропустить движущийся автотранспорт, дойти до середины проезжей части,

посмотреть направо, пропустить движущийся автотранспорт, продолжить движение.

Г) только если на проезжей части отсутствует автотранспорт

5. Производственные аварии и катастрофы относятся к ЧС

а) экологического характера; в) техногенного характера;б) природного характера;

6. Расставьте в порядке возрастания (от меньшего к большему) ЧС по масштабу распространения:

а)региональная, б) локальная, в) межмуниципальная, г) федеральная,

д) муниципальная, е) межрегиональная.

7. В состав ионизирующего излучения входят:

а) тепловое излучение и ультрафиолетовые лучи; б) электромагнитное и рентгеновское излучения;

в) альфа- излучение, бета- излучение, гамма- излучение.

8. Как потушить загоревшуюся на человеке одежду?

А)направить на него струю огнетушителя Б)сорвать с него одежду

В) повалить человека на землю и накрыть платной тканью

9. Вечером, придя домой, вы почувствовали запах газа. Каковы будут ваши дальнейшие действия?

А)включить свет, позвонить родителям или в аварийную службу

Б)перекрыть основной вентиль подачи газа, открыть окна и двери, пойти к соседям, позвонить родителям

или в аварийную служу

В)открыть окна и зажечь спичку, чтобы проверить, откуда идет газ

10. Какая составляющая процесса горения лишняя ?

а) наличие горючего вещества; б) наличие окислителя;

в) наличие условий для теплообмена; г) наличие источника воспламенения.

II. Назовите опасное природное явление и его вид по месту возникновения (метеорологическое,

геологическое, гидрологическое или биологическое)

1. Затопление водой местности, прилегающей к реке, озеру или водохранилищу, которое наносит урон

здоровью людей или даже приводит к их гибели, а также причиняет материальный ущерб.

2. Сильный маломасштабный атмосферный вихрь, в котором воздух вращается со скоростью до 100 м/с,

обладающий большой разрушительной силой.

3. Подземные удары и колебания поверхности Земли.

4. Массовое заболевание людей.