Гюнтер грасс жестяной барабан анализ. Сюжет романа Грасса «Жестяной барабан

Самое удивительное в этом романе – это совершенно новая идея воплощения главного героя.

Непривычная манера повествования порой разрывает на части, но затягивает в водоворот событий увлекательно и с неизменной внимательностью. Что не всегда присуще даже великим литературным гениям.


Ключевая фигура – юный Оскар Мацерат, родившийся на свет со стойким отвращением к окружающему миру. Еще в младенческом возрасте он принимает решение не участвовать в делах этого мира.


Его родители: мать, тайно бегающая к любовнику (являющегося к тому же дядей Оскара и даже его предполагаемым отцом) и отец, который в своей жизни научился выражать чувства только посредством приготовления различных блюд - занимаются торговлей колониальных товаров, и еще с колыбели пророчат сыну будущее в этом же русле.


В знак протеста против неаппетитной жизни взрослых Оскар осознанно перестает расти в три года.


Единственное, что примеряет его с жизнью, это подаренный матерью детский барабан. В барабанной дроби юный герой находит прибежище. Ему открывается истинное призвание всей жизни. Уже в три года Оскар обретает свой неповторимый и не соприкасающийся со взрослыми мир.


Яростно барабаня, он не покидает свою игрушку ни на миг. Ведь для Оскара это совсем не забава, а особый способ выразить своё мировоззрение, путем постукивания палочками по ударному инструменту. Все, что происходит вокруг, что слышит и видит, чувствует и мыслит, Оскар переносит в барабанную дробь.


На жестокость абсурдного мира он отвечает абсурдной жестокостью, на аморализм окружающих - отрицанием любых табу, низвержением любых авторитетов. "Тотальный инфантилизм" - маска, прикрывающая лицо обиженного и, по сути, несчастного человека.




Соло на барабане, отражающее историю Германии 20 века и герой, наблюдающий мир со своеобразной дистанции, снизу, "из-под трибун", - таят в себе безусловную оригинальность и эстетическую новизну художественной идеи.


Подобного изобразительного приема я еще не встречала, а вы?

Сам же Грасс личность уникальная: каменотес, джазист, график и скульптор, учившийся в Художественной академии Дюссельдорфа, а потом - в Институте изобразительных искусств Западного Берлина.

В 1959 году после нескольких лет пребывания в Париже издал в возрасте тридцати двух лет роман "Жестяной барабан".

Жестяной барабан сразу стал мишенью для ожесточенных критиков.

Наряду с признанием его редкого таланта, роман так же принес ему упреки и брань со стороны читателей и критиков, увидевших в нем "осквернителя святынь", "безбожника", "сочинителя порнографических мерзостей, совращающих немецкую молодежь".


Роман в пародийно-гротескном виде изображает нацизм и тех, кто его поддерживал. У людей, продолжающих вздыхать по «старым добрым временам», когда так славно жилось при Адольфе он мог вызвать только ненависть, которую они пытались прикрыть религиозными, эстетическими и псевдоморальными аргументами.


Ореол аморальности окружал его с того самого момента, как сенат города Бремена отказался присудить ему литературную премию из-за "безнравственности" его романа.


А в 1962 году на него подает в суд активный в те годы публицист Курт Цизель за распространение "развратных сочинений". В итоге противники Грасса, именовавшие его "монстром похабщины",

Спустя годы Грасс скажет об этом: "Для меня зло воплощалось не в судебном решении, а в молчании немецкой интеллектуальной общественности, с каким она встретила решение суда. Частично эта реакция, как я ее понял, означала: ну что ж, Грасс, получил по зубам; и только немногие, я думаю,

поняли, что тем самым и они получили по зубам... Я полагаю, - продолжал Грасс, - что такая нетолерантная, ханжеская позиция распространена в интеллектуальной среде так же широко, как и в обывательской".


Грасс яростно осуждал националистическое чванство, бредовые расовые идеи и кровопролитную войну. Эротические пассажи в его сочинениях уже через короткое время - на фоне сексуальной революции и молодежного движения на Западе, а также рядом с сочинениями многих других европейских и американских авторов - оказались скорее наивно-лукавыми и уж ни в коем случае не имеющими отношения к порнографии.




Именно за «Жестяной барабан» Грасс получил Нобелевскую премию. Позволю себе процитировать его речь с церемонии вручения:


"В ужасе мы наблюдаем, что капитализм, с тех пор как его брат социализм объявлен мёртвым, страдает манией величия…

Подобно тому как Нобелевская премия, если отвлечься от всякой ее торжественности, покоится на открытии динамита, который, как и другие порождения человеческого мозга - будь то расщепление атома или также удостоенная премии расшифровка генов, - принес миру радости и горести, так и литература несет в себе взрывчатую силу, даже если вызванные ею взрывы становятся событием не сразу, а, так сказать, под лупой времени и изменяют мир, воспринимаясь и как благодеяние, и как повод для причитаний, - и все во имя рода человеческого."


Также снят одноименный фильм немецким кинорежиссером Фолькером Шлёндорфом в 1979 году.

Текст написан самостоятельно, с использованием материалов википедии и данных статьи Ирины Млечиной «Соло на барабане».

В психиатрической больнице Данцига содержится душевно больной Оскар Мацерат, человек, никогда не разлучавшийся со своим единственным другом – жестяным барабаном. Ему он доверяет свои мысли и тайны. Однажды санитар клиники дает Оскару бумагу, и мужчина приступает к описанию жизни своей семьи.

Бабушка Оскара была по происхождению польской крестьянкой. Замужем бабушка была два раза: первый ее муж с момента их знакомства всю жизнь скрывался от полиции и в конце концов нашел смерть, убегая от жандармов. Потом бабушка снова вышла замуж. Второй муж был пьяница и бабуле пришлось самой зарабатывать на жизнь. Спустя время и второй муж, заболев гриппом, умер.

Овдовев, бабушка поселила у себя в доме племянника Яна, с которым у ее дочери Агнес случился страстный роман. В лазарете мать Оскара встретила Альфреда Мацерата и с ним обвенчалась. Роман же с Яном у Агнес длился всю жизнь. Оскар подозревал, что настоящим его отцом являлся любимый мужчина матери Ян.

Старший Мацерат мечтал, что его сын в будущем продолжит его торговое дело. Но маленький Оскар не принял эту идею, его жизнь с малолетства было тесно связана с обожаемым барабаном.

В три года мальчик упал в яму, незакрытую отцом, и с тех пор перестал расти, остановившись на росте не более метра. Это был некий протест против единовластных решений взрослых. Оскар рос неординарным ребенком и в один момент понял, что своим голосом может разбивать стеклянные вещи.

Родители определили Оскара в школу. На первом занятии учитель попросил мальчика положить барабан в шкафчик, но Оскар не терпел разлуки с другом и громко закричал. От его крика полопались оконные стекла, а очки учительницы разбились прямо на лице. На этом учеба в школе закончилась.

С детьми дружить у Оскара не получилось, они издевались над странностями мальчика, и он много времени стал проводить на чердаке, играя с жестяным другом.

Иногда мама брала Оскара на прогулку, они заходили в лавку игрушек старого еврея Маркуса, в котором покупали новый жестяной барабан взамен испорченного.

Однажды мальчик побывал в цирке, где познакомился с мудрым лилипутом, который посоветовал Оскару оставаться всегда с теми людьми, у которых есть власть.

Достигнув подросткового возраста, Оскар стал развлекаться, используя силу своего голоса. К радости прохожих, он разбивал витрины магазинов, а потом забавлялся, глядя, как они тащат приглянувшийся товар. Именно при таких обстоятельствах Яну досталось дорогое ожерелье, которое он подарил матери Оскара.

В один из дней, придя в местную церковь, Оскар решил повесить барабан на божественную статую. Ему казалось, что поскольку бог всемогущ, он сможет выбить дробь. Когда же ничего не случилось, юноша в ярости закричал, надеясь, что окна в церкви разобьются, но это не произошло. Оскар покинул собор, усомнившись в истинности веры.

Единственным другом среди людей у Оскар был портовый рабочий Герберт Тручински. Для него юноша был неким талисманом, и Оскар ему очень симпатизировал. Уволившись из порта, Герберт нашел работу в музее. Оскар регулярно навещал друга, но когда вдруг Оскара не впустили в помещение, Герберт от нервного потрясения скончался.

В стране в это время к власти пришли фашисты и жизнь людей поменялась. Многие из знакомых Оскару горожан погибли при погромах или были отправлены в тюрьмы. Оскар пытался бороться против режима с помощью верного барабана.

На улицах появилось много детей, которых война лишала всего. Оскар организовал из них группу, которая начала войну со злом старших, родителей, независимо от их партийной принадлежности. История эта закончилась для Оскара оправданием, но членов его группы казнили.

Друг за другом погибли Ян, которого юноша считал своим отцом, и Альфред Мацерат. Их гибель заставила Оскара задуматься о том, что вся его жизнь была безответственной. И на пороге своего тридцатого дня рождения молодой человек решает жить дальше, не боясь принимать на себя ответственность за других людей.

Картинка или рисунок Грасс - Жестяной барабан

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Салтыков-Щедрин Богатырь

    В некоторой стране родился Богатырь. Родила его и вырастила Баба-яга. Он вырос высокий и грозный. Родительница его отдыхать уехала, и получил он свободу невиданную.

  • Краткое содержание Роб Рой Скотт

    В основе исторического романа Вальтера Скотта «Роб Рой» лежат отношения народов Англии и Шотландии. События происходят в начале 18 века.

  • Краткое содержание Дневник Фокса Микки Саша Черный
  • Краткое содержание Оперы Моцарта Дон Жуан

    Дон Жуан - богатый соблазнитель и обманщик женщин. У него есть слуга Лепорелло, который не одобряет похождений своего господина. Действие произведения происходит в Испании.

  • Краткое содержание Карась-идеалист Салтыкова-Щедрина

    Произошёл спор между карасём и ершом. Ёрш доказывал, что нельзя всю жизнь прожить и не обманывать. Карась – идеалист главный герой рассказа. Проживает в тихом месте и ведёт дискуссии по поводу того, что рыбы не могут, есть друг друга.

«Жестяной барабан» — роман немецкого писателя Гюнтера Грасса. Опубликован в 1959 г. Сразу после выхода в свет роман вызвал необычно бурную для Западной Германии тех времен реакцию, как читателей, так и критиков. Никто не мог ожидать, что писатель, пишущий на немецком языке, может так непредвзято, без какого-либо пиетета и национальных комплексов избранничества (не отошедших в прошлое и после падения нацизма и поражения в войне) оценить историю Германии XX столетия. Роман подчеркнуто, вызывающе антипатриотичен: все сугубо немецкое, традиционное автор подверг злой и жесткой, бесспорно заслуженной критике и насмешке. Миф о величии германской нации и поэтичности немецкого духа разбивается последовательно и беспощадно.

Действие романа «Жестяной барабан» Грасса начинается в 1899 году, в канун нового столетия, а заканчивается началом 1950-х годов. На фоне жизни германского государства — кайзеровской империи и Веймарской республики, третьего рейха, западной зоны оккупации и Федеративной Республики Германии, — разворачивается история жизни карлика Оскара Мацерата, его семьи и его окружения. Хаос и абсурд царят и в стране, и в городе, где Оскар живет, и в его семье, и в его душе. Опираясь на традиции барочной сатиры и натурализма конца XIX века, Грасс в этом произведении рассказывает о том, как его родина проиграла свою историю, как она своим прошлым обрекла себя и других на трагедию настоящего.

Роман написан от первого лица, автор намеренно скрывается под маской, но особо важные для него суждения он высказывает явно от себя, а не от имени своего героя — Оскара Мацерата, бунтаря и нонконформиста, который в знак протеста против непонятной реальности в три года перестает расти, так и проживает всю жизнь карликом. И этот карлик аккомпанирует немецкой истории на жестяном барабане, своей любимой игрушке, лучшем из всех подарков. Герой Грасса — пародия на один из главных национальных мифов, на персонажа почти сакральной для национальной немецкой традиции: поэта-избранника, наделенного необычным творческим даром. Это произведение продолжает длинный ряд романов о художнике, начатый Гриммельсгаузеном в «Симплициссимусе». Оскар — художник, «Орфей-нигилист», как определили его критики, не творец-созидатель, а разрушитель: от его пронзительного голоса бьется стекло. Герой Грасса разбивает витрины магазинов и церковные витражи, так же как ненавистные автору национальные легенды — о семейных добродетелях, о небесной любви, об особой немецкой верности отечеству. Вместе с Оскаром читатель узнает много неутешительного, порой пугающего и вызывающего отвращение, о Германии и немцах, да и обо всем роде человеческом. Автор в финале приводит своего героя в психиатрическую лечебницу, хотя Оскар не более опасен для окружающих, чем сами окружающие друг для друга.

Критика и читатели восприняли роман неоднозначно: одни давали восторженные оценки и присуждали премии, другие осыпали проклятиями, а нацисты сжигали его в числе неугодных им книг (в Дюссельдорфе в 1965 г.). В 1979 г. роман был экранизирован (режиссер Ф. Шледорф). В романе гротескная история карлика Оскара — это пережитая самим автором история его отечества. В фильме действие и вызываемые им эмоции отстранены: события будто происходят на некой далекой планете, создатели киноверсии не скорбят, а недоумевают.

Введение

Глава 2. Религиозные мотивы в романе Г. Грасса «Жестяной барабан»

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Первый большой выход на литературную арену Г. Грасса и появление детальных рецензий и критических статей о писателе состоялись в 1959 году с выходом романа «Die Blechtrommel». X. Формвег в своей монографии "Gbnter Grass. In Selbstzeugnissen und Bilddokumenten" высказывает мнение, что огромная слава, неожиданно пришедшая к юному писателю в 31 год, могла навредить ему. Но отношение Грасса к успеху было идентично его собственному отношению к теме своей первой книги - детство и юность во времена нацизма Спор с до той поры всё ещё вытесняемым прошлым, каким его трактовал молодой рассказчик, обладал чем-то освобождающим, он давал надежду. Роман «Жестяной барабан» стал неким «фирменным знаком писателя» Этот роман создал, типизировал, сделал неким стереотипом портрет автора в глазах общественности.

И уже с этого момента самой обсуждаемой темой у критиков становится связь его писательской деятельности с политической и религиозной. Этой деятельностью его попрекают, открыто высказывая негодование. Но Г. Формвег справедливо отмечает, что эта деятельность была изначально неправильно оценена. Причина тому - традиционный, но все же сомнительный образ писателя, который Грасс «из добрых побуждений и с импонирующей готовностью к риску» пытался изменить. Политика осложнила написание книг, повлияла на его искусство, но никак не навредила ему. Поэтому для нас намного более значимы критические оценки именно литературного творчества Грасса, его писательского мировоззрения и отношения к действительности и истории, которое основной идеей проходят через всё его творчество.

Знаменитая фраза Грасса о том, что история является «абсурдным процессом», находит отражение во многих его произведениях и становится сразу же объектом жёсткой критики в Европе. Д. Штольц отмечает, что исторические события у Грасса затемняются абсурдностями, совершёнными людьми, которые не учатся на своих ошибках. Но, как справедливо указывает У. Брандес, именно такие романы и вселяют в нас больше самокритики, сознательности. Умение представить и обыграть временное пространство у Грасса отмечает В. Игнее.

He менее значимо для критиков то, на чём Грасс основывает свои произведения. Д. Штольц отмечает стремление Грасса «встречать каждое принципиальное мышление вопрошающим сомнением», «чисто абстрактные проекты проверять на чувственно узнаваемых образах». Поэтому логично, что исследователь Т. Пельстер определяет основу литературного-произведения Грасса в первую очередь историей жизни самого писателя. И это - история целого поколения, чьё детство и юность выпали на время национал-социалистической диктатуры. Это поколение пережило как вероисповедальный, так и национальный распад, это поколение осознает, какую вину осознанно и неосознанно накопил его народ, чей груз и ответственность его и грядущее поколение должно было нести. И главная задача писателя Грасса - не просто в гневе именовать это, но и постичь, объять необъятное, представить действительность целой эпохи с ее противоречиями в литературной форме. В этом процессе родной город писателя Данциг становится «показательным» пространством. Особенно наглядно оно представлено в «Данцигской трилогии», где заглавным является именно «Жестяной барабан».

любопытноечитатель «Жестяного барабана» должен вроде бы проникнуться идеей катастрофизма, уверовать в гибельность эволюции общества, что, с другой стороны, не мешает читателю видеть, насколько это скатывающееся в пропасть общество все же жизнеспособно, насколько оно может стать гуманным, как много в нем одушевленных и неодушевленных творений - особенно природных, - с которыми мы чувствуем глубокую связь, которым сострадаем. И в этом, вне всякого сомнения, высшее достижение романа Грасса: он учит нас понимать мир таким, каким он предстает перед простыми людьми - а ведь они и являются основными его персонажами, - учит, что жизнь, даже когда в ней царят ужас и безумие, стоит того, чтобы ее прожить.

Глава 1. «Жестяной барабан» - вершина творчества Г. Грасса

Когда «Жестяной барабан» вышел в Германии в 1959 году, невероятный успех его объясняли по-разному. Георг Щтайнер написал, что впервые после гибельного нацистского эксперимента хоть один из немецких писателей отважился непредвзято, трезво взглянуть на роковое прошлое своей страны, произвести вскрытие и подвергнуть увиденное жесткому критическому анализу. Высказывалось и другое мнение: благодаря своему языку - раскованному, дерзкому, искрящемуся выдумками, с привоями просторечий и варваризмов - роман воскрешал жизненную силу и свободу, которые немецкий язык утратил, двадцать лет вдыхая пары тоталитарного яда.

Оскар Мацерат - карлик по собственному почину. Его маленький рост и принятое в раннем детстве решение не расти и не говорить - выражение протеста, нежелание участвовать во взрослой жизни, своеобразный способ отстранения от действительности, который позволяет Оскару целиком сосредоточиться на своём искусстве. Маленький рост - преимущество для Мацерата, которое помогает герою проникать в самые опасные места, быть незаметным и оставаться невредимым. Оскар не принимает условия современной жизни, но и спасти мир, изменить его герой не пытается, так как понимает, что не в силах этого сделать. Поэтому Мацерат выбирает позицию созерцателя, наблюдает за событиями «из укрытия»: «Для маленьких людей.на самой переполненной трибуне найдётся местечко. А уж если не на трибуне, тогда под трибуной, но только не перед трибуной». Этот «взгляд из-под трибуны» раскрывает смысл происходящего, не видимый с других позиций, и обнаруживает массу весьма ярких, колоритных подробностей.

В жизни Оскара наступает момент, когда он решается выйти «из - под трибун». Герой начинает расти, у него появляется горб-метафора жизненного опыта Мацерата, тяжёлой непосильной ноши.

Своим искусством Оскар считает игру на барабане. Этим Мацерат выражает свой протест против жестокости мира, обличает религию, быт, общепринятые устои и традиции. Работу на барабане можно расценивать по - разному: и как призыв к борьбе, и как сигнал к отбою, как предвестник несчастья, так и победы. Но одно в барабанной дроби остаётся неизменным - это важность того события, к которому она призывает: «И человек бьёт в литавры, в тарелки, в барабаны, он ведёт разговоры о револьверах с барабаном о барабанной дроби выстрелов, барабанным боем человека вызывают, барабанным боем скликают по тревоге, барабанным боем провожают в могилу».

Жестяной барабан - многогранный символ. Он неотделим от Оскара, является частью творческой души. Мацерат воспринимает инструмент как собеседника. Барабан - один из персонажей романа, своеобразный рассказчик. Его тревожный ритм озвучивает историю жизни героя, передаёт тревожную атмосферу эпохи фашизма.

В конце концов 1959 года «Жестяной барабан» появился в печати и имел мировой успех. История возникновения романа начерчена Грассом в его статье «Ретроспективный взгляд на «Жестяной барабан» - или автор как сомнительный свидетель. Свидетельство в собственном деле».

В книге Грасс разворачивает историю Германии с начала XX века и до его середины, в сущности, до времени написания романа. Важнейшие моменты этой истории отражаются особым способом в жизнеописаниях четырех поколений мещанской семьи, ее родственников, знакомых, соседей, т. е. круга лиц, которые сопровождают каждого в его жизни. Кто же он такой, тот, кто задает тон рассказу, смешивает краски, владеет искривленным зеркалом? Его зовут Оскар Мацерат, и его имя для почитателей литературы давно уже стало нарицательным. Наверное, этот литературный герой - наибольшее художественное открытие Грасса. Оскар наряду с Грегором Замза из «Преобразование» Ф. Кафки - наиболее приметная, особенно впечатляющая фигура во всей литературе Европы XX века.

Он карлик. По собственному желанию он перестал расти в трехлетнем возрасте. Он устроил это умно и хитро: упал в люк, который отец забыл затворить, скатился по ступенькам в подвал. Эта мучительная операция прекратила его дальнейший рост, он так и остается трехлетним с виду. Детский вид (необходимо еще не забыть о его белокурых кудрях и невинных голубых глазках) делают его особо опасным наблюдателем жизни взрослых. Никто не воспринимает фальшивого ребенка серьезно, никто не скрывает от него всяческие непривлекательные детали своего существования. Для маленького наблюдателя Оскара с его фальшивой наивностью не существует ничего святого, никаких моральных табу. В три года он получил в подарок жестяной барабан, который стал его любимой игрушкой и сопровождает его в жизни. На барабане он выбивает палочками все, что он должны сказать или рассказать (конечно, с детства у него сменилось много таких барабанов). Ясно, что барабан в романе задуман как символ, аллегория, метафора. Он выступает как символ искусства, на котором непривычный хронист рассказывает историю своей семьи, свою собственную и своей отчизны.