Характеристики гармоничной личности.

Прежде чем раскрыть содержание понятия "личность" обратимся к понятию "индивид". Согласно А. Н. Леонтьеву, об индивиде говорят, когда рассматривают человека как представителя hominis sapientis. В понятии выражаются по крайней мере два основных признака:

  • - неделимость, или целостность субъекта;
  • - наличие у него особенных - индивидуальных - свойств, отличающих его от других представителей того же вида. Человек (и животное) рождается индивидом. Он имеет свой генотип. Индивидуальные генотипические свойства в ходе жизни развиваются и преобразуются, становятся фенотипическими. Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфофизиологическими особенностями, но и психологическими свойствами - способностями, темпераментом, эмоциональностью.

В отечественной психологии выделяют самые общие характеристики индивида:

  • - целостность психофизиологической организации; этот признак указывает на системность связей между многообразными функциями и механизмами, реализующими жизненные отношения индивида;
  • - устойчивость во взаимодействии с внешним миром; определяет собой сохранность основных отношений индивида к действительности, предполагая, однако, существование моментов пластичности, гибкости, вариативности;
  • - активность - обеспечивая способность индивида к самоизменению, диалектически сочетает зависимость от ситуации с преодолением ее непосредственных воздействий. Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Личность - это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус.
  • - социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления "поведенческих масок", выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия .

В дальнейшем индивид развивается и формируется личность . По мнению А. Н. Леонтьева, личность - это феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структура личности - целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения. Также он считает, что личность - саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. В широком, традиционном смысле личность - это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все морфофизиологические особенности его организма - вплоть до особенностей обмена веществ. Популярность и стойкость такого расширенного понимания в литературе, видимо, объясняется его сходством с обыденным значением этого слова. В узком смысле - определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формируемое в деятельности совместной и общении.

Согласно А. Н. Леонтьеву, "Личность - качественно новое образование. Она формируется благодаря жизни в обществе" . Поэтому личностью может быть только человек, и то лишь достигнув определенного возраста. В ходе деятельности человек вступает в отношения c другими людьми - в отношения общественные, и эти отношения становятся личностно образующими.

Со стороны самого человека его формирование и жизнь как личности выступают, прежде всего, как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов. Это представление достаточно сложно и требует пояснений. Оно не совпадает с традиционной трактовкой - в широком смысле. Суженное понятие позволяет вычленить очень важный аспект человеческого бытия, связанный с общественным характером его жизни. Человек как общественное существо обретает новые качества, кои отсутствуют, если его рассматривать как существо изолированное, несоциальное. И каждая личность с определенного времени начинает вносить определенный вклад в жизнь общества и отдельных людей. Вот почему рядом с понятиями личности и личностного появляется понятие общественно значимого. Хотя это значимое может быть и общественно неприемлемым: преступление - столь же личностный акт, как и подвиг. Для психологической конкретизации понятия личности нужно ответить хотя бы на вопросы о том, в чем состоит новообразование, называемое личностью, как происходит формирование личности, как представляется с позиции самого субъекта рост и функционирование его личности. Е. Е. Соколова определяет следующие критерии сформировавшейся личности:

  • - наличие в мотивах иерархии в определенном смысле - как способности преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого - способности к поведению опосредованному. При этом предполагается, что мотивы, благодаря коим преодолеваются непосредственные побуждения, социальны по происхождению и смыслу (просто опосредованное поведение может иметь в основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже "стихийную нравственность": субъект может не отдавать себе отчета в том, что именно заставляет его поступать определенным образом" однако действовать вполне нравственно);
  • - способность к сознательному руководству собственным поведением;

это руководство ведется на основе осознанных мотивов-целей и принципов (в отличие от первого критерия, здесь предполагается именно сознательное соподчинение мотивов - сознательное опосредование поведения, что предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности). В дидактическом плане все свойства, отношения и действия личности можно условно объединить в четыре тесно связанные функциональные подструктуры, каждая из коих - сложное образование, выполняющее определенную роль в жизнедеятельности:

  • - система регуляции;
  • - система стимуляции;
  • - система стабилизации;
  • - система индикации .

В ходе общественного развития человека системы регуляции и стимуляции постоянно взаимодействуют, и на их основе возникают все более сложные психические свойства, отношения и действия, направляющие личность на решение жизненных задач. Единство личности на всем жизненном пути обеспечивается памятью-преемственностью целей, поступков, отношений, притязаний, убеждений, идеалов и пр. Западная психология рассматривает личность как "целиком психическое существо". В психологии хормической и в психоанализе личность трактовалась как ансамбль иррациональных бессознательных влечений. Весьма продуктивные в плане конкретных методических решений концепции К. Левина, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса также обнаруживают определенную ограниченность. Но в области психотерапии личности, тренинга общения и прочего успехи западной эмпирической психологии весьма заметны. В отечественной психологии личность рассматривается в единстве (но не тождестве) и чувственной сущности ее носителя - индивида и условий среды социальной. Природные свойства и особенности индивида выступают в личности как ее социально обусловленные элементы. Личность - опосредующее звено, через которое внешнее воздействие связано со своим эффектом в психике индивида.

В отечественной психологии личность характеризуется:

  • - активностью - стремлением субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний;
  • - направленностью - устойчивой доминирующей системой мотивов - интересов, убеждений, идеалов, вкусов и прочего, в чем проявляют себя потребности человека;
  • - глубинными смысловыми структурами (системами смысловыми динамическими, согласно Л. С. Выготскому), обусловливающими ее сознание и поведение; они относительно устойчивы к вербальным воздействиям и преобразуются в деятельности совместной групп и коллективов (принцип опосредования деятельностного);
  • - степенью осознанности своих отношений к действительности: отношения, установки, диспозиции и пр. Развитая личность обладает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции некоих важных сторон ее активности. Субъективно для индивида личность выступает как его Я, как система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, коя обеспечивает единство и тождественность его личности и обнаруживает себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и пр. Образ Я представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть, если бы сумел, и пр. Соотнесение образа Я с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменять поведение и реализовать цели самовоспитания. Апелляция к самооценке и самоуважению - важный фактор направленного воздействия на личность при воспитании.

Личность как субъект отношений межличностных обнаруживает себя в трех репрезентациях, образующих единство:

  • - личность как относительно устойчивая совокупность ее интраиндивидных качеств: симптомокомплексы психических свойств, образующих ее индивидуальность, мотивы, направленности личности: структура характера личности, особенности темперамента, способности;
  • - личность как включенность индивида в пространство межиндивидных связей, где взаимоотношения и взаимодействия, возникающие в группе, могут трактоваться как носители личностей их участников; так преодолевается, например, ложная альтернатива в понимании взаимоотношений

межличностных либо как феноменов группы, либо как феноменов личности: личностное выступает как групповое, групповое - как личностное;

Личность как "идеальная представленность" индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе за пределами их наличного взаимодействия; как результат активно реализуемых человеком смысловых преобразований сфер интеллектуальной и аффективно-потребностной других личностей. Индивид в своем развитии испытывает социально детерминированную потребность быть личностью - полагать себя в жизнедеятельности других людей, продолжая свое существование в них, и обнаруживает способность быть личностью, реализуемую в социально значимой деятельности. Развитие личности происходит в условиях социализации индивида и его воспитания.

В трудах многих ученых часто говорится о личности, но понимают они ее очень широко или под личностью имеют в виду индивидуальность человека. Еще С. Л. Рубинштейн утверждал, что "индивидуальные свойства личности - это не одно и тоже, что личностные свойства индивида, то есть свойства, характеризующие его как личность" . Чем же личность отличается от индивидуальности? Человек, живя в обществе, настолько подчиняется культуре, обычаям, традициям, настолько социализируется, настолько бездумным становится иной раз его поведение, что, будучи личностью, он зачастую теряет свой человеческий облик - теряет индивидуальность. Индивидуальность и личность не одно и тоже - это две стороны человека.

В Словаре изобразительного искусства гармония (греч. harmonia - "соответствие, согласие, единодушие, связь, соразмерность"; от harmogo - "прилаживать, сочетать"; harmoge - "соединение, связка, переход"; лат. transitus - сравн. пластика) - эстетическая категория, означающая целостность, стройность, слитность, согласованность, закономерную связанность всех частей и элементов формы. Гармония, по Плотину, есть свойство идеального мира, непосредственно предшествующее красоте в мире чувственном. Добро заложено самим Творцом в природе гармонического. Это и есть консонанс (согласие). Зло, напротив, есть диссонанс (лат. dissonatia - "нестройно звучащее") самих по себе гармоничных элементов, поскольку зло противоречит Божественной природе. Следовательно, красота и есть гармония, проявляющая свою высшую, духовную природу в мире низменных материальных форм. Проявление гармонии в жизни вызывает два состояния души: симпатию (греч. sympathia - "сочувствие, сопереживание") и антипатию (греч. antipathia - "отталкивание, отторжение"). Искусству античной классики удалось соединить и то и другое в качестве, которое сами эллины называли эвритмией (греч. eurhythmia - "соритмичность, стройность, такт"). В художественной практике слово "гармония" используют в более узком значении. Так, в античной теории живописи греческое слово harmoge ("стык, соединение, связывание") означало прием устранения слишком резкого различия, контраста тонов, плавность, мягкость тональных переходов. В скульптуре - пластичность, связность отдельных частей формы (позднейшее латинское transitus). Аналогично развивалось учение о гармонии в архитектуре .

Психологическая гармония - это комплексная характеристика человека, проявляющаяся и в личности (мотивации и эмоциональной сфере), и в психических процессах, и в поведении. Включает три группы признаков:

  • - согласие с собой - оптимальный баланс различных мотиваций друг с другом, с психическими и физическими возможностями, желаний и поведения (внутренняя гармония); согласие c людьми, с живой и неживой природой - оптимальные, преимущественно положительные отношения с ними;
  • - наличие здоровья - психического, личностного, духовно-личностного, социального, физического;
  • - оптимальная сбалансированность личности с окружающими ее средами - психической, телесной, социальной и природной .

Гармоничность личности - характеристика личности, которая определяется степенью оптимальности соотношения силы разнонаправленных и полярных мотиваций друг с другом, с психологическими исполнительными возможностями и с поведенческими проявлениями ("согласием с самим собой"), уровнем конструктивности отношений с людьми и с окружающей природой, характером преобладающего эмоционального тона и др. .

Гармоничное состояние личности предполагает и наличие некоторого уровня противоречивости, стимулирующего саморазвитие и вкус к жизни. Процесс самоиспытания не имеет границ. Если человек вовлечен в него, то в его базовом состоянии всегда будет определенная, но не очень большая, толика проблемности, возникающей от неполного выполнения поставленных перед собой задач, тем более, если эти задачи имеют практически бесконечный характер.

Наличие некоторой, оптимальной доли противоречивости личности, неполноты ее согласованности с собой и с Миром, неполной ее самоудовлетворенности процессом самоиспытания и саморазвития является существенным признаком гармоничной личности и гармоничной жизни человека. Важно отметить, что это противоречия и проблемы, которые реально разрешаются самой личностью путем проб и ошибок, попыток специальной (под проблему) самоорганизации своей жизнедеятельности. То есть жизнь - это и эксперимент с самим собой и с миром. Каждый шаг такого, по возможности, разумно организуемого эксперимента представляет пусть и небольшое, но движение вперед.

Важным элементом работы по гармонизации личностного развития является нравственно-эстетическое воспитание. "Нравственное воспитание" - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали" .

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

"Нравственное воспитание личности" - сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания в известной мере автономен. На эту его специфику в свое время указывал А.С. Макаренко . Основные задачи нравственного воспитания: формирование нравственного сознания; воспитание и развитие нравственных чувств; выработка умений и привычек нравственного поведения.

Нравственное воспитание, по мнению Фромм Э. включает: формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек .

Нравственное воспитание проникнуто идеями дружбы, мира и сотрудничества между подростками, братской солидарности и взаимоуважения, гуманности. Важным принципом нравственного воспитания является воспитание детей в коллективе. Коллектив является действенным средством воспитания у ребенка чувства товарищества, уважения к окружающим, гуманности и взаимопомощи, т. е. основных принципов взаимоотношений между людьми. Коллектив - это школа формирования общественной направленности личности ребенка. В коллективе ребенок получает возможность проявить свои знания, отношение к окружающим, к деятельности: стремление оказать помощь, добиться результата, позаботиться о сверстниках, проявить доброту, трудолюбие. Коллективизм - нравственное качество, проявляющееся в чувстве товарищества, принадлежность коллективу, долга перед ним, умение при необходимости подчинять личные интересы в общении с другими людьми, накапливает опыт сотрудничества, сопереживания .

Эстетическое воспитание предстает как целенаправленный процесс формирования определенного эстетического отношения человека к действительности. В процессе эстетического воспитания вырабатываются ориентации личности в мире эстетических ценностей в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в данном конкретном обществе, а также приобщение к этим ценностям. Одновременно в ходе эстетического воспитания формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и идеал, способность к творчеству по законам красоты, к созданию эстетических ценностей в искусстве и вне его .

Основные положения определения процесса эстетического воспитания: во-первых, это процесс целенаправленного воздействия, во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее, в-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности и, наконец, это - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Таким образом, личность - это человек, морально связанный с обществом, и отделяющийся от него индивидуальным складом психики, характера, ума; это человек прогрессирующий, умеющий использовать свободу выбора, достигающий цели. В свою очередь, гармоничное состояние личности - это в целом самоуправляемое состояние и самоуправляемый процесс, отличающийся в то же время некоторой долей проблемности, принципиальной незавершенности . Исходя из значения понятия гармонизация, по словарю Т. Ф. Ефремовой, это приведение в состояние гармонии внутренних и внешних проявлений в человеке. Соответственно гармонизация личности - это баланс внутреннего и внешнего проявленного состояния в человеке, включающий в себя умственные, физические, нравственные, эстетические и трудовые аспекты .

Многие века передовые умы человечества мечтали о гармоническом развитии личности, т. е. о всестороннем развитии физических качеств, умственных способностей и высокой нравственности человека. Однако мечты об идеальной личности оставались утопией. В обществе, основанном на эксплуатации человека человеком, безработица, нищета, социальное неравенство приводят к тому, что дети неимущих классов растут физически ослабленными и не имеют широких возможностей для полноценного духовного развития.

К. Маркс и Ф. Энгельс доказали, что только «общество, организованное на коммунистических началах, даст возможность своим членам всесторонне применять свои всесторонне развитые способности». С возникновением марксизма вопросы воспитания были возведены в степень науки о гармоническом развитии физических и умственных способностей личности в период социализма и коммунизма.

С победой Октябрьской революции впервые в истории человечества открылись возможности для практического осуществления идеи о гармоническом развитии личности. Идеал гармонического, всестороннего развития личности в социалистическом обществе впервые стал реальной целью воспитания. Открылись возможности для практического осуществления идеи о гармоничном, всестороннем развитии личности. Было осуществлено равенство граждан независимо от пола, религии, национальности, всем было предоставлено равное право на труд, на образование.

Задачу создания новой системы воспитания В. И. Ленин выдвигал в числе важнейших государственных задач, требующих самого серьезного внимания.

Говоря о содержании всестороннего воспитания, В. И. Ленин неоднократно указывал, что оно должно обязательно включать физическое воспитание. В физических упражнениях В. И. Ленин видел источник здоровья, замечательное средство подготовки к труду, прекрасный отдых. «Молодежи особенно нужны жизнерадостность и бодрость. Здоровый спорт - гимнастика, плавание, экскурсии, физические упражнения всякого рода,- разносторонность духовных интересов, учение, разбор, исследование, и все это по возможности совместно!» - писал В. И. Ленин.

Определяя пути формирования человека коммунистического общества, наша партия ставит своей целью необходимость «воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Сочетание идейной убежденности, высокой образованности, воспитанности, нравственной чистоты и физического совершенства - необходимые качества гармонически развитой личности. Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев отмечал: «Великое дело - строительство коммунизма невозможно двигать вперед без всестороннего развития самого человека. Без высокого уровня культуры, образования, общественной сознательности, внутренней зрелости людей коммунизм невозможен, как невозможен он и без соответствующей материально-технической базы».

Физическое совершенство - это хорошее здоровье, совершенное и всестороннее развитие всего организма, высокий уровень развития физических качеств, двигательных навыков и умений. Физическое совершенство следует рассматривать не как перспективу отдаленного будущего, а как повседневную практическую задачу каждого члена нашего общества и всей работы в области физической культуры. Всеми необходимыми качествами гармонически развитой личности обладал В. И. Ленин. Первый нарком здравоохранения Н. А. Семашко писал: «Ленин был физически крепкий, сильный человек. Его коренастая фигура, крепкие плечи, короткие, но сильные руки - все обличало в нем недюжинную силу. Ленин умел, поскольку он мог, заботиться о своем здоровье. Поскольку мог, то есть поскольку позволяла это его чрезмерно напряженная работа. Он не пил, не курил. Ленин был физкультурником в самом точном смысле слова: он любил и ценил свежий воздух, моцион, прекрасно плавал, катался на коньках, ездил на велосипеде. Будучи в Петербургской тюрьме, Ленин каждый день делал гимнастику, шагал из конца в конец камеры. В эмиграции каждый свободный день мы целой компанией уезжали за город на велосипедах». Гармонически развитыми личностями можно назвать и наших космонавтов, сочетающих в себе высокий патриотизм, профессиональное мастерство, физическое совершенство. В космическом полете закалка, выносливость необходимы так же, как и научно-техническая подготовка, широкий кругозор, готовность в любую минуту прийти на помощь товарищу.

Всестороннее развитие личности - процесс длительный, и было бы наивно полагать, что в таком‑то году все люди будут гармонически развиты. Конечно, такое время наступит, и наш долг - его приблизить.

Активное участие в общественной жизни школы, хорошая успеваемость, инициативность и самостоятельность, воспитание чувства коллективизма и укрепление своего здоровья - вот что в первую очередь требуется от молодежи.

Почему многие успешные в бизнесе, в творчестве люди имеют проблемы со здоровьем? Отчего у них возникают семейные проблемы? Почему часто, когда достигается успех в одном деле, то в других делах у многих появляются проблемы? Для решения всех проблем в жизни необходимо гармоничное развитие человека.

Гармоничность развития человека можно оценить по степени развития составляющих – физической, эмоциональной, ментальной и духовной.

Рассмотрим коротко, в чем заключается физическое, эмоциональное, ментальное и духовное развитие.

1. Физическое развитие – это занятие спортом, правильное питание и отдых.

2. Эмоциональное развитие – избавление от негативных эмоций, развитие позитивных чувств и эмоций.

3. Ментальное или интеллектуальное развитие человека. Это направление связано с учебой, написанием научных, философских трудов и т.п. Причем, неважно, сколько вам лет: 10 или 90. Если развивается интеллект, человек становится более способным понимать причины успехов и проблем. И тогда он способен правильно организовать свою жизнь.

4. Пути духовного развития. Каждый человек находит для себя свои пути развития. Сюда можно отнести чтение духовной литературы, Библии; прослушивание музыкальных произведений великих людей, любование природой, медитации; осознание того, что вы с радостью хотите помогать другим людям и уже помогаете и т.д.

Все составляющие оказывают взаимное влияние друг на друга. Чрезмерное увлечение в жизни чем-то одним приводит к появлению проблем в других направлениях.

Если все составляющие действуют, как в басне рак, лебедь и щука, то в жизни возникают проблемы.

Например, если человек физически слаб, мало отдыхает, то о каких эмоциях, о каком ментальном и духовном развитии можно говорить!

Если в жизни не хватает положительных эмоций, то также нет желания чем-то заниматься, т.е. развиваться физически, ментально и духовно.

Когда человек не развивается ментально, ничем не интересуется, у него не появляется новых положительных эмоций. В результате ухудшается его эмоциональный настрой, что приводит к определенным заболеваниям.

Чтобы приблизительно оценить уровень своего гармоничного развития, начертите круг, разделите его на четыре части: физическая, эмоциональная, ментальная и духовная. И затем по 10-ти бальной системе оцените уровень своего развития и закрасьте соответствующую область (от центра). Посмотрите, насколько отличается ваш рисунок от колеса. Можно ли на таком колесе ехать по жизни? И уделите внимание развитию слабых направлений.

Таким образом, гармоничное развитие человека – это условие для достижения успеха.

Гармонично развитая личность

Человек, достаточно хорошо адаптированный к конкретным жизненным условиям, в том числе к социуму, а также не имеющий сильно выраженных хронических внутренних конфликтов. Иными словами, гармонично развитая личность это личность с минимумом противоречий.

Понятие «гармонично развитая личность» довольно часто можно было встретить в психолого-педагогической литературе второй половины 20-го века. Оно даже активно использовалось в нормативных документах, регламентирующих образовательную деятельность. Ныне оно применяется не столь часто, что объясняется, в основном, малой его конкретностью. Также можно констатировать, что разные авторы вкладывают в него довольно разный смысл.

Проблема заключается и в том, что поставить психологический диагноз «дисгармонично развитая личность» довольно легко – если выявить сильные противоречия в душевной жизни. Однако обратный диагноз «гармонично развитая личность» поставить значительно сложнее, потому что тот факт, что противоречие не выявлено, не означает, что их вообще нет (все возможные проблемы сложно исключить).

Внутренние конфликты обычно касаются трех сфер:

– направленности (интересы и склонности),

– способности,

– характер.

Противоречия могут быть как между этими сферами, так и внутри них. Поэтому несколько упрощенно концепт «гармонично развитая личность» можно представить следующим образом:

В данном случае зеленый цвет на рисунке обозначает, что противоречий между теми или иными сферами, а также внутри самих этих сфер, нет.

Примеры дисгармонично развитой личности

Описание проблемы Основные противоречия
Человек ведет откровенно делинквентный образ жизни: крадет, хулиганит и т.д. Противоречие между личностью и социумом
У человека слишком много конфликтов на работе. Он очень общительный, но общение слишком часто выливается в открытое противостояние: со скандалом, интригами и прочим. Противоречие между направленностью и характером: склонность к общению и к трудовой деятельности типа "Человек-Человек" накладывается на плохой, мизантропический характер (негативное отношение к окружающим).
Все говорят человеку, что у него выдающиеся способности, он далеко пойдет и т.д. Однако все, за что он берется, кончается ничем. Колебания самооценки, несдержанные обещания и т.д. Противоречие между способностями и характером: высокие способности не реализуются благодаря тому, что человек негативно относится к любому труду – труд ему кажется недостойным занятием.
Человеку очень нравится общаться, но он не умеет: постоянно попадает впросак, выставляет себя в дурацком виде, раскрывает чужие секреты и т.п. Противоречие между направленностью (нравится общение) и способностями (низкая коммуникативная компетенция).
Человек который год занимается врачебной деятельностью (и довольно охотно), но квалификация его весьма низка, часто допускает фатальные ошибки. Противоречие внутри направленности: склонности к медицине не подкрепляются интересами к ней.
Человек испытывает проблемы с общением: он любит окружающим «в глаза резать правду-матку». Каждый раз сильно переживает при этом. Противоречие внутри характера: человек одновременно и любит истину, и боится травмировать окружающих.
Человек сильно переживает из-за того, что не может реализовать свои технические способности по причине слабого здоровья. Противоречие внутри способностей.

Гармонично развитая личность в узком смысле

Пожалуй, наиболее продуктивно на сегодняшний день использовать данное понятие по отношению к эмоциональной направленности личности. Каждый человек в силу своего жизненного опыта и личных особенностей склоняется к тому или иному источнику удовольствия, определяемых инстинктами. Если человек, что называется, зациклен на каком-то одном источнике удовольствия, это и есть дисгармонично развитая личность.

Другими словами, гармонично развитая личность это такая личность, у которой не выражена ни одна аддикция, а если и выражена, то весьма слабо, так, что практически не влияет на адаптивные способности личности.

Вырастить ребенка непростая задача. А воспитать гармоничную личность — главная цель многих мам и пап. Вот только четкого рецепта для этого нет. Каждый ребенок это личность и требует индивидуального подхода к воспитанию.

В последние десятилетие, все больше родителей задумываются об интеллектуальном развитие своих детей. Популярность различных методик раннего развития растет. Все чаще малыши в 2-3 года умеют читать и считать, чуть старше свободно пользоваться смартфоном или планшетом, говорить на 2-х языках. Занимаясь интеллектуальным развитием не стоит забывать и о духовном. Походы в театры, на выставки и просто семейные прогулки в парке окажут не меньшее воспитательное действие на ребенка.

Личность определяется различными качествами, мыслями, эмоциями, чувствами и убеждениями. Не стоит пренебрегать ни одной из этих составляющих. Развитие интеллекта — это самое простое, достаточно следовать определенной методике, а вот воспитание гармоничной личности — сложный процесс.

Порой мы сами, взрослые, не гармоничны. Мы часто нервничаем и переживает, жалуемся и раздражаемся. Поэтому гармоничное развитие ребенка нужно начинать с себя. Влияние родителей на детей является одним из самых мощных. То как общаются в семье, а так же члены семьи с окружающими, определяет каким будет социальное взаимодействие ребенка во взрослой жизни. Дети бессознательно копируют близких им взрослых.

Мама это самый близкий человек для ребенка. Именно ей предстоит научить ребенка понимать свои эмоции. Научить маленького человека определять радость, злость, счастье, тревогу, страх, волнение. Чаще обсуждайте с ребенком свои эмоции, играйте в ролевые игры и скоро малыш начнет понимать свои.

Развить уверенность в себе ребенку поможет уверенное поведение родителей. Взрослые бывают либо слишком строги, либо пытаются излишне контролировать ребенка. Оба этих варианта в поведении родителей неправильны — дети быстро начинают понимать, что они ничего не могут сами, не зачем даже пытаться. У таких родителей вырастают безвольные дети, часто попадающие под плохое влияние.

Для того, что бы развить уверенность в себе, предоставляйте ребенку выбор, когда это возможно. Говорите ему, что вы в него верите и у него все получится, давайте не сложные задания, с которыми он может справиться без вашей помощи. Когда малыш станет уверенней, усложняйте задачу (пусть выбирает уже не из двух, а из трех четырех вещей и т.д.).

Для развития полноценной личности необходима психологическая грамотность. Сейчас существует множество книг про воспитание детей. Но написанное в них необходимо не только знать, но и применять на практике. А так же выбрать одну стратегию и придерживаться её.

Прочитайте книгу . С её помощью вы сможете достичь гармонии в своей жизни, а так же в семье.

Одна из главных задач родителей — объединить и связать все составляющие и добиться гармоничного развития личности. Маленький ребенок следует за нами, он впитывает как губка всю окружающую информацию и копирует наше поведение. По началу мы выбираем книги и мультфильмы для своего ребенка, лепим и рисуем с ним, выбираем секции и кружки. Но очень скоро наступит момент, когда ребенок сможет сам определить, что его больше привлекает и выбрать свой путь. Не мешайте ему в этом. Пусть он достигнет гармонии в своем собственном понимании.