История создания палаты номер 6. Появление Хоботова

Палата № 6 (значения)

«Палата № 6» - повесть Антона Павловича Чехова . Впервые она была опубликована в 1892 году в журнале «Русская мысль».

Персонажи

  • Андрей Ефимыч Рагин - главный врач городской больницы;
  • Иван Дмитрич Громов - пациент 33 лет, бывший судебный пристав и губернский секретарь, страдает манией преследования;
  • Евгений Фёдорович Хоботов - уездный врач, молодой человек, послан земством на работу в больницу;
  • Михаил Аверьяныч - немолодой почтмейстер, разорившийся богатый помещик;
  • Сергей Сергеич - фельдшер, имеет врачебную практику в городе, набожен;
  • Никита - сторож, старый отставной солдат;
  • Семён Лазарич - цирюльник, приходит в больницу стричь пациентов;
  • Мойсейка - пациент, еврей, дурачок, помешавшийся лет двадцать назад, когда у него сгорела шапочная мастерская.

Сюжет

В небольшом больничном флигеле находится палата № 6 для душевнобольных. В палате обитают пять человек, среди которых дурачок Моисейка и бывший судебный пристав Иван Дмитрич Громов. После описания больных автор знакомит нас с доктором Андреем Ефимычем Рагиным. Когда он вступил в должность, больница находилось в ужасном состоянии. Страшная бедность, антисанитария. Рагин отнёсся к этому равнодушно. Он умный и честный человек, но у него нет воли и веры в своё право изменять жизнь к лучшему. Поначалу он работает усердно, однако скоро начинает скучать и понимает, что в таких условиях лечить больных бессмысленно. От таких рассуждений Рагин забрасывает дела и ходит в больницу уже не каждый день. Немного поработав, больше для вида, он идёт домой и читает. Через каждые полчаса выпивает рюмку водки и закусывает солёным огурцом или мочёным яблоком. Потом обедает и пьёт пиво. К вечеру обыкновенно приходит почтмейстер Михаил Аверьяныч. Доктор и почтмейстер ведут бессмысленные разговоры и жалуются на судьбу. Когда гость уходит, Рагин продолжает чтение. Он читает всё подряд, отдавая за книги половину жалованья; больше всего любит философию и историю. Читая, чувствует себя счастливым.

В один из весенних вечеров Рагин невзначай навещает палату № 6. Там он обвиняется Громовым в воровстве и втягивается в продолжительную беседу. Визиты доктора во флигель становятся ежедневными, разговоры с Громовым производят на Андрея Ефимыча глубокое впечатление. Они спорят. Доктор занимает позицию греческих стоиков и проповедует презрение к жизненным страданиям, а Громов мечтает покончить со страданиями, называет философию доктора ленью. По больничному корпусу разносится слух о посещениях доктором палаты № 6. В конце июня это становится известно доктору Хоботову, молодому врачу, очевидно желающему занять место Рагина на посту главного врача. В августе Андрей Ефимыч получает письмо от городского головы с просьбой явиться в управу по очень важному делу. Состоявшийся разговор становится комиссией на освидетельствование его умственных способностей.

Антон Павлович Чехов считается мастером малых литературных форм. Не просто так крылатой стала его фраза: «Краткость – сестра таланта». Его повесть «Палата №6» не раз была признана (в том числе и современниками писателя) его лучшим произведением, ведь в ней он сумел показать всю пошлость затхлой провинциальной жизни в российской глубинке, где человеческая личность неминуемо деградирует.

В 1890 году Антон Павлович Чехов путешествовал на остров Сахалин, где изучал быт каторжников и ссыльных. После поездки он написал книгу «Остров Сахалин», а после и ряд повестей, среди которых «Палата №6», изданная в 1892 году. Этот подвиг врача и художника слова стоил писателю жизни, ведь в результате опасного и холодного путешествия без необходимых удобств у него обострилась чахотка. От нее автор и скончается.

В повести заметны отголоски того путешествия. Это и Никита, явно напоминающий жестоких сахалинских надзирателей, и жильцы палаты №6, напоминающие заключенных, да и общая гнетущая атмосфера обреченности, царящая в городе. Жестокие нравы и несправедливое обращение с больными перекликаются с теми жуткими подробностями арестантской жизни, с которыми столкнулся автор.

Жанр, направление

«Палата №6» написана в жанре повести. Однако в России XIX века повестью называли и то, что сегодня соответствует термину «рассказ». Такие понятия как «рассказ» и «новелла» еще не были известны, так что термином «повесть» обозначали все, объем чего был меньше романа.

«Палата №6» целиком и полностью соответствует жанру повести. Объем произведения чуть больше среднестатистического рассказа, но явно меньше романа, к тому же, сюжет хроникален и воспроизводит естественное течение жизни, все это однозначно указывает на повесть.

Написана повесть в направлении реализма, который так характерен для творчества Чехова. Автор воспроизводит события из реальной жизни, все предельно достоверно.

Суть

Повесть рассказывает о небольшом больничном флигеле, в котором находится палата №6, предназначенная для душевнобольных. Главный герой – Андрей Ефимыч Рагин – врач этой больницы. Он по натуре своей добрый, воспитанный и умный человек, однако лишенный при этом «характера и веры в свое право». А потому, несмотря на то, что он однозначно недоволен антисанитарией, царящей в больнице, плохим отношением к пациентам и тем, как сотрудники воруют бюджетные деньги и медикаменты, он ничего не предпринимает, смиряясь с происходящим.

Однажды он посещает палату №6, где Громов – один из пациентов – обвиняет его в воровстве и недобросовестности, в результате чего между ними возникает спор. Беседа с Громовым так заинтересовала Андрея Ефимыча, что он приходит в палату снова и снова. Вскоре по больнице распространяется слух о том, что доктор все время навещает душевнобольных, об этом же становится известно и доктору Хоботову, который явно претендует на место Рагина и завидует ему, воображая, что Андрей Ефимыч скрывает целое накопленное состояние. Через некоторое время Рагина увольняют, а еще немногим позже признают невменяемым и упекают в палату №6, где тот вскоре и умирает. Его же персонал доводит несчастного до сердечного приступа.

Главные герои и их характеристика

Основных героев немного, но каждый из персонажей представляет собой цельный, законченный и интересный образ.

  1. Андрей Ефимыч Рагин , как говорилось ранее, человек добрый, но безвольный, не умеющий отдавать приказания и хоть как-то распоряжаться. Он умен, много читает и половину жалования тратит на покупку книг. Жизнь маленького городка кажется ему скучной, как и работа, которую он не выбирал, поэтому к пациентам он относится без должного внимания, оправдывая это «философскими размышлениями», согласно которым все мы все равно смертны, а, как и когда умирать, не имеет разницы. В спорах с Громовым занимает позицию стоиков, утверждая, что страдание – благо, а человек может быть одинаково счастлив и в камере, и в теплом кабинете.
  2. Иван Дмитриевич Громов с позицией Рагина решительно не согласен. Он считает рассуждения доктора не философией, а ленью и «сонной одурью». Громов также считает Рагина некомпетентным в этом вопросе, ведь тот за всю свою жизнь не познал страданий. Самому же Ивану Дмитриевичу в жизни не повезло. Автор достаточно подробно рассказывает нам его биографию. Громов – обнищавший дворянин, в жизни которого 12-15 лет назад началась «черная полоса». Сначала умер брат Ивана, потом был арестован и лишен имущества отец семейства, тогда Громов с матерью остались в нищете, и ему пришлось бросить университет и вернуться домой. В городе он работал учителем и судебным приставом, но вскоре был уволен по болезни. В этот же период у Ивана умерла мать. После смерти матери у Громова появилась мания преследования. Его положили в больницу сначала в обычную палату, а затем — в палату №6. Иван Дмитриевич человек очень умный и начитанный. Когда он был еще здоров, жители города принимали его за «ходячий справочный словарь». Он презирает горожан с их ленивой и «сонной животной жизнью». Рассуждения Рагина кажутся ему вздором оттого, что он не хочет больше страдать, хочет на волю, и с радостью бы променял ужасную палату на теплый кабинет.

Еще два очень важных для повести и весьма интересных образа — образы Михаила Аверьяныча и Евгения Федоровича Хоботова.

  1. Михаил Аверьянович – лучший друг Рагина. Разорившийся некогда богатый помещик, ныне работающий почтмейстером. В отличие от Андрея Ефимыча, он очень любит командовать, и раздает приказы даже тогда, когда этого не требуется. Из-за этой его привычки горожане даже боятся приходить на почту. Он очень шумный, и часто это быстро надоедает окружающим. Он любит громко рассказывать истории, многие из которых сомнительны и вряд ли правдивы. Его попытки «вылечить» Рагина, только раздражают Андрея Ефимыча, как раздражает и шумное поведение Михаила Аверьяныча, и его настойчивость. Как-то раз они поехали в путешествие, и почтмейстер крупно проигрался в карты. Он занял крупную сумму денег у друга, упорно не хотел их отдавать, и в результате после увольнения врач едва сводил концы с концами, на что его приятель отвечал лишь отговорками. Это расточительный и эгоистичный челоек.
  2. Евгений Федорович Хоботов – новый молодой врач, посланный земством на работу в больницу. Он завистлив и жаден. Завидует положению Рагина и деньгам, которые у него якобы есть. Он же и упекает Рагина в палату №6, причем обманом, заманив его на консилиум и насильно удерживая в палате. То, что ради достижения своей цели он готов на такое, говорит о многом.
  3. Темы

    Жизнь небольшого больничного флигеля наталкивает автора на необычные размышления.

    1. Тема пошлости . Весь город живет потребительскими целями и обывательскими темами для разговоров. Там нечем заняться, некуда сходить, нечего делать. Люди запираются наглухо в своих футлярах, игнорируя мир вокруг. Если единственным возможным собеседником предстает Михаил Аверьянович, можно представить, насколько хуже и глупее остальные жители этого уголка. Да и местная «элита» живет лишь сплетнями и пересудами, у них нет никакой духовной потребности в просвещении, поэтому вся жизнь строится на примитивных ценностях и старых догмах.
    2. Тема одиночества . Доктор был по-настоящему одинок, ему не с кем было поговорить, и, спасаясь от этого, он погубил свою карьеру. Никто не мог разделить с ним ученые споры и беседы, да и дела до него не было никому, ведь герой не был богачом. А если у него нет денег, что с него взять? Так размышляли почти все горожане и служащие. Даже находясь в обществе, можно быть в одиночестве, если с окружением нет взаимопонимания. Видны также и последствия такого замкнутого образа жизни: человек не видит жизни, уходит в иллюзии, будучи непригодным сотрудником, где бы то ни было.
    3. Тема призвания . Если бы герой сам выбрал себе путь, то его деятельность была бы более полезной. Повинуясь отцу, он сделал неправильный выбор. В результате он никому не принес пользы: ни обществу, ни семье, ни себе. Этот пример говорит о том, что человек сам должен определять себе род занятий, иначе толку от его действий не будет вообще.
    4. Тема ответственности . Увы, все герои демонстрируют полнейшую безответственность по отношению друг к другу. Доктор оправдывает свою бездеятельность, приводит целые философские теории, лишь бы ничего не делать. Он искренне сочувствует пациентам, но палец о палец не ударяет, чтобы вылечить хоть кого-то. Его друг и вовсе проигрывает целое состояние, доводя до нищеты своих же товарищей, выпрашивая деньги и не отдавая их.

    Чехов не просто так выбрал объектом повествования больничный флигель небольшого городка. Это позволяет поднять большое количество сложных проблем и ярче выразить основную идею произведения.

    Проблемы

    В повести Чехов поднимает множество разных проблем. Он пишет о человеческом невежестве, жестокости, о всепоглощающем безразличии людей друг к другу. В «Палате №6» врачи безразличны к пациентам, судьи к подсудимым, даже друг Рагина Михаил Аверьяныч безразличен к нему. Чехов раскрывает все зло людского равнодушия, это основная проблема в книге. Оно правит бал во всех таких местах, оно же, в конце концов, убивает главного героя. Никто не пришел ему на выручку, потому что он за всю жизнь ни разу никому не помог, выстраивая систему оправданий.

    Представлена и социальная проблематика. Мы видим больничный флигель, который требует ремонта, в котором не хватает лекарств. Это проблема халатности и вороватости чиновников. Мы видим бедных людей, у которых нет выбора, и которым приходится обращаться в этот самый флигель к безразличным докторам. Это проблема социального неравенства: ради бедняков никто ничего не сделает.

    Автор поднимает и философские проблемы самоопределения и сущности бытия: что есть жизнь? Что нужно человеку для счастья? Эти проблемы часто затрагивают Рагин и Громов в своих спорах. Один говорит, что люди должны быть равнодушны ко всему, что их окружает, и в этом безразличии скрыта подлинная гармония. Другой утверждает, что человек создан для радости, свободы и любви, и его смысл в том, чтобы расти самому и развивать этот мир. Кто прав – решает читатель, автор лишь сухо рассказывает основные события.

    Смысл

    Чехов осуждает людей, безразличных к другим. Он показывает, как много проблем в человеческой жизни возникают из-за безразличия. Он показывает грустные реалии уездной России, где люди бедны из-за безразличия государства, где они же умирают от безразличия врачей, бывают осуждены из-за безразличия судей, даже письмо вовремя отправить не могут из-за наплевательского отношения работников почтового отделения. Главная мысль писателя в том, чтобы показать роковые последствия равнодушия, чтобы открыть людям глаза на необходимость перемен.

    Повесть должна быть предостережением и уроком всем нам. Она учит нас быть внимательнее к чужим проблемам, сочувствовать другим, забыть об эгоизме, ведь с маленького эгоизма начинаются проблемы большой страны. Основная идея Чехова – это горячий призыв к людям, которые могут только сообща решить проблемные вопросы. Никто не должен быть в стороне, каждый должен внести свой вклад в то, чтобы жизнь стала лучше.

    Критика

    Современникам повесть казалась целиком и полностью посвященной критике «толстовства» и «непротивления», философии равнодушия, которой страдало общество. Однако произведение оказалось намного глубже, что стало неожиданностью для самого писателя. Идейно-художественное своеобразие книги потрясло современников.

    Николай Семенович Лесков писал:

    В Палате № 6 в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры. Всюду - палата № 6. Это - Россия. Чехов сам не думал того, что написал (он мне говорил это), а между тем это так. Палата его - это Русь!

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Многие произведения А. П. Чехова, обладающего удивительным талантом выражать суть жизни в историях личностей, поражают своей проникновенностью и жизненностью. Они уводят читателей в раздумья, заставляют стремиться к познаванию сущности себя и сущности жизни в целом.

Одним из таких произведений А.П. Чехова является повесть, написанная в 1892 году, с незамысловатым названием «Палата № 6», которое выбрано автором в связи с местом происхождения основных событий. В то же время название представляет собой символ общества, в котором одни мучаются, а другие их не понимают и не желают понять.

Дух реализма чувствуется здесь уже с первой главы, когда описываются речи Ивана Громова о насилии и подлости, о надеждах на прекрасное будущее.

Сам Иван Дмитрич является весьма интересным героем повести. В отличие от многих соседей по палате – молчаливого рыжего мещанина, еврея Мойсейки, бесчувственного круглого мужчины и худощавого собирателя орденов – он действительно деликатный, умный. Резкие и неприятные перемены в жизни, потери, болезни довели его до сумасшествия. Среди всех пациентов 6-ой палаты Громов один сознательно ухаживал за другими и вежливо обращался с ними. Этих людей, разных по характерам и жизненным путям, объединяет одно: все они когда-то были обычными и даже выдающимися людьми. В эту скудную палату их привели пережитые страдания.

Люди, находящиеся по другую сторону - сторож Никита, фельдшер Сергей Сергеич, почтмейстер Михаил Аверьяныч, уездный врач Евгений Федорыч Хоботов – не замечают всей душевной и физической боли сумасшедших. Своё поведение они оправдывали простой философией: «Все равно все помрём». Таких же взглядов придерживался и Андрей Ефимыч Рагин. Он зарабатывал деньги на обмане и видел, что всё больничное дело строилось на воровстве, шарлатанстве и грязных сплетнях, но считал, что ничего не может поделать с этим. И всё же ему было стыдно за это, он не мог уснуть из-за мыслей об обманутых людях. Неприятные ощущения давали ему и раздумья об отсутствии в современном обществе интеллигентных людей. Он искал умного человека, с которым есть о чём побеседовать, и нашёл лишь одного, да и тот был сумасшедшим. За то, что разглядел в душевно больном пациенте мудрого собеседника, Андрей Ефимыч поплатился тем, что и сам оказался на койке палаты № 6. И только тогда он понял, как плохо этим людям, только тогда осознал, что страдания нужно пережить, прежде чем судить о них. Хоботов и Аверьяныч производят довольно неприятное впечатление своим высокомерием, лживостью и недобрыми поступками. Тем не менее, искренность и верность Аверьяныча проявляется в его присутствии на похоронах Андрея Рагина.

Автор осветил в повести такие проблемы общества, как отсутствие высших интересов, насилие, лицемерие, формальное, бездушное отношение судьей, врачей и прочих социальных работников к личности, недобросовестность людей. Проблемы эти чаще выражаются через мысли Ивана Дмитрича. Андрей Ефимыч также неравнодушен к ним: его поражает, что в городе даже интеллигенция опустилась до пошлости. В произведении выдвинуты и вечные философские проблемы, такие как смысл жизни, значение страданий и разум человека. Особенно интересны суждения о том, что ум служит единственным источником наслаждения и что презрение страданий равносильно презрению жизни.

А. П. Чехов проявил свое мастерство не только в увлекательных сюжетных линиях и мудрых взглядах на жизнь, но и в самом стиле написания. Повесть начинается с некой «экскурсии» в палату №6, и это производит на читателя такое впечатление, будто он действительно оказался на описываемом месте.

Что же хотел сказать писатель, описав данные события? Проблемы философии и социума объединяются в одну идею данной повести - научить читателя понимать несчастных людей и быть гуманным к ним. Повесть «Палата №6» является актуальной и в современном обществе, ведь с описанными в ней проблемами можно столкнуться и в наши дни.

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»

«Палата номер 6» – одно из самых знаменитых произведений русского классика Антона Павловича Чехова. Культовая повесть рассказывает историю обитателей одной захолустной больницы для душевнобольных. На самом же деле медицинское учреждение является мастерской аллегорией на современную Россию.

«Палата номер 6» – одна из 19 повестей, написанных Чеховым за его творческую карьеру. Она входит в число самых знаменитых на ряду со «Степью», «Драмой на охоте», «Скучной историей», «Дуэлью». Произведение было опубликовано в 1892 году в журнале «Русская мысль». «Палата №6» создавалась как бы по наитию, просто из-за необходимости написать что-то. В письме Иерониму Иеронимовичу Ясинскому, писателю, литературному критику, журналисту, Чехов сообщал, что кончает неимоверно скучную повесть, в которой полно рассуждений, отсутствует женщина и элемент любви.

Как бы не хулил свое творение писатель, «Палата №6» произвела огромный резонанс. Со временем выражение «палата №6» стало нарицательным. Его используют в том случае, ели хотят дать характеристику чему-то ненормальному, из ряда вон выходящему.

Чехов «Палат номер 6»: краткое содержание

В забытом богом уездом городке, которых можно найти огромное множество на карте необъятной России, находится больница для душевнобольных. Там, в старом флигеле, есть палата под номером шесть. У лечебного заведения удручающий вид: положенная невесть когда штукатурка осыпалась и покрывает стены уродливыми кусками, крыша поржавела. Все здесь, даже гвозди перекошенного серого забора, имею окаянный вид. Грязные окна шестой палаты наглухо закрытыми толстыми прутьями железных решеток, от чего больница походит на тюрьму.

В палате №6 пять пациентов:

Первый – худощавый мещанин с рыжими усами и заплаканными глазками. Днями напролет он сидит, подпирая голову кулачком, глядит в одну точку и о чем-то грустно вздыхает.

Второй – толстяк с тупым бессмысленными лицом. Он не реагирует ни на что, ни с кем не говорит и, кажется, окончательно утратил способность мыслить.

Третий – худой блондин с добреньким и в то же врем хитреньким лицом. У него мания величия, блондин очень словоохотлив, он обожает рассказывать всем подряд о своих выдуманных достижениях, совершенных в прошлой жизни, до того, как он попал в больницу.

Четвертый – дурачок Мойсейка. Этот старик с острой бородкой и курчавыми черными, как у негра, волосами, тронулся умом лет двадцать назад, когда у него сгорела шапочная мастерская. Мойсейка очень добр, бескорыстен, услужлив, щедр.Таких, как он, обыкновенно называют блаженными, божьими людьми.

Пятый обитатель палаты – Иван Дмитриевич Громов – единственный интеллигент среди пациентов. Ему 33, он бывший судебный пристав, официальный диагноз – мания преследования. Именно в лице Громова главврач больницы Андрей Ефимович Рагин находит отличного собеседника.

Андрей Ефимович Рагин – талантливый врач, просаживающий свои жизненные силы и талант в захолустном городе и ужасной больнице. Видя плачевное состояние лечебного заведения, главврач принимает решение ничего не менять, потому что не видит смысла в жалких попытках одного человека изменить к лучшему то, что нуждается в коренной переработке. Вскоре образ жизни Рагина сводится к водке с огурцами, пустым разговорам с почтмейстером Михаилом Аверьинычем и чтению книг. Но однажды доктор Рагин зашел в палату №6, где у него завязался разговор с пациентом Громовым.

Несмотря на то что Громов находился по ту сторону больничной решетки, он призывал бороться за свои права и страстно жаждал изменить мир к лучшему. Философия пациента из шестой шла вразрез с теорией созерцательности, которой придерживался Рагин. Однако дискуссия с интеллигентным умным человеком так заинтересовала и взволновала доктора, что он стал наведываться в палату практически каждый день, чтобы поговорить со своим любимцем.

Такое поведение доктора не могло не привлечь внимание, и вскоре по больнице поползли слухи, что доктор сошел с ума. Распространению клеветы немало поспособствовал уездный врач Евгений Федорович Хоботов, активно претендующий на место Рагина. В конце концов Андрею Ефимовичу предлагают «уйти в отпуск». Рагин прекрасно понимает, что его выживают. Это подрывает его душевные силы, он становится импульсивным, раздражительным и однажды выставляет своих друзей из квартиры.

Вскоре Раина приглашают на консилиум в больницу. Хоботов обманом заманивает Рагина в палату №6 и оставляет там. Сторож Никита, специализирующийся в большей степени на жестоком избивании пациентов, приносит больничную форму и бьет разжалованного доктора в лицо. Андрей Ефимович понимает, что его жизнь и философия дали трещину. Рагин больше не видит смысла в существовании, а потому жизнь уходит из него – вскоре Рагин умирает от апоплексического удара.

Главная идея

Полемика Громова и Рагина зиждилась на столкновении двух точек зрения. Рагин позиционировал себя в качестве созерцателя. Он называл жизнь суетой сует и не считал целесообразным вмешиваться в текущий ход событий. Смысла бороться нет. Громов, напротив, считал, что жизнь – это борьба. Мыслящий человек не может оставаться в стороне, когда вокруг творится хаос когда страдают другие люди. Пациент называл философию доктора «философий российского лежебоки». «Удобная философия, – с пылом отмечал Громов. – И совесть чиста, и мудрецом себя чувствуешь».

Общество в миниатюре

Автор подводит читателя к осознанию – серьезные общественные проблемы касаются каждого человека. Жизнь не изменится к лучшему до тех пор, пока люди будут оставаться глухи, пока будет существовать понятие «чужое горе».

Чехов наблюдает за дискуссией своих героев как бы отстраненно, позволяя высказаться и доктору, и его пациенту. Однако финальные события повести доказывают несостоятельность рагинской философии. Непредсказуемая жизнь может повернуться так, что ты окажешься в положении угнетенного, и тогда философствовать начнут другие, в то время как ты будешь слезно просить о помощи.

Анализ произведения

Отталкиваясь от центральной идеи действия и бездействия, Чехов также препарирует актуальные общественные и философские проблемы:

  • насилия над человеческой личностью;
  • права и бесправия;
  • ценности жизни человека (быть точными, проблема обесценивая жизни);
  • бесправия современных людей (угнетенному, обездоленному, несправедливо обвиненному просто негде искать защиты).

Чеховская палата №6 – это уменьшенная копия современной России. Обитатели палаты и больницы – граждане России, из которых состоит общество. В нем есть место несчастным обездоленным, слепцам-тугодумам, блаженным дурачкам (Мойсейка), палачам, тупым воякам (сторож Никита), лицемерам и карьеристам (Хоботов), безответственным гулякам (почтмейстер), праздным философам (Рагин) и, конечно же, восторженным романтикам, отчаянным смельчакам (Громов). Кстати говоря, благодаря последним наш мир все еще существует.