Когда умерла хюррем султан. Хюррем султан история жизни и смерти

Происхождение

Сведения о происхождении Хюррем достаточно противоречивы. Документальные источники и даже сколь-либо надёжные письменные свидетельства, говорящие о жизни Хюррем до поступления в гарем, отсутствуют. Вместе с тем, о её происхождении известно из легенд и литературных сочинений, преимущественно западного происхождения . Ранние литературные источники не содержат сведений о её детстве, ограничиваясь упоминанием о её русском происхождении.

Первые подробности о жизни Хюррем до попадания в гарем появляются в литературе в XIX веке. Согласно польской литературной традиции, её настоящее имя было Александра и она была дочерью священника Гаврилы Лисовского из Рогатина (ныне в Ивано-Франковской области) . В украинской литературе XIX века её именуют Анастасией . По версии Михаила Орловского, изложенной в исторической повести «Роксолана или Анастасия Лисовская» (1882 год), она была родом не из Рогатина, а из Чемеровец (ныне в Хмельницкой области) . В те времена оба города находились на территории Королевства Польского .

Жена султана

Роксолана и султан . Антон Хакель, 1780

В самое короткое время Хюррем привлекла внимание султана. Другая наложница Сулеймана - Махидевран , мать принца Мустафы , рабыня албанского или черкесского происхождения , стала ревновать султана к Хюррем. Возникшую между Махидевран и Хюррем ссору в своём отчёте за 1533 год описал венецианский посол Бернардо Навагеро: «…Черкешенка оскорбила Хюррем и разодрала ей лицо, волосы и платье. Спустя некоторое время Хюррем пригласили в султанскую опочивальню. Однако Хюррем сказала, что не может в таком виде идти к повелителю. Тем не менее, султан вызвал Хюррем и выслушал её. Затем он позвал Махидевран, спросив, правду ли ему рассказала Хюррем. Махидевран сказала, что она главная женщина султана и что другие наложницы должны подчиняться ей, и что она ещё мало побила коварную Хюррем. Султан разгневался на Махидевран и сделал Хюррем своей любимой наложницей» .

В 1521 году скончались двое из трёх сыновей Сулеймана. Единственным наследником остался шестилетний Мустафа, что в условиях высокой смертности представляло угрозу для династии. В связи с этим способность Хюррем родить наследника давала ей необходимую поддержку во дворе. Конфликт новой фаворитки с Махидевран сдерживался авторитетом матери Сулеймана Хафсы Хатун . В 1521 году Хюррем родила мальчика, получившего имя Мехмед. В следующем году родилась девочка Михримах - единственная пережившая младенчество дочь Сулеймана, после родился Абдаллах, проживший всего три года, в 1524 году родился Селим, а в следующем - Баязид. Последнего, Джихангира, Хюррем родила в 1531 году .

В 1534 году умерла валиде-султан Хафса Хатун. Ещё до этого, в 1533 году, вместе с сыном Мустафой, который достиг совершеннолетия, в Манису отправилась давняя соперница Хюррем - Махидевран. В марте 1536 года великий визирь Ибрагим-паша, ранее опиравшийся на поддержу Хафсы, был арестован, а его имущество конфисковано. Смерть валиде и отстранение великого визиря открыли Хюррем дорогу для укрепления собственной власти.

После смерти Хафсы Хюррем смогла добиться того, чего никто и никогда до неё не добивался. Она официально стала женой Сулеймана. Хотя не существовало никаких законов, запрещающих женитьбу султанов на рабынях, вся традиция османского двора настраивала против этого. При этом в Османской империи, даже сами термины «закон» и «традиция» обозначались одним словом - канун . Состоявшаяся свадебная церемония была, судя по всему, очень пышной, хотя никак не упоминается в османских источниках. Вероятно, свадьба состоялась в июне 1534 года, хотя точная дата этого события неизвестна . Уникальное положение Хюррем отражал и её титул - хасеки , введённый Сулейманом специально для неё .

Султан Сулейман, проводивший большую часть времени в походах, информацию о ситуации во дворце получал исключительно от Хюррем. Сохранились письма, в которых отражается большая любовь и тоска султана по Хюррем , которая была его главным политическим советником. Между тем, Лесли Пирс отмечает, что на ранних этапах деятельности Сулеймана он более опирался на переписку с матерью, так как Хюррем недостаточно хорошо знала язык. Ранние письма Хюррем написаны отточенным канцелярским языком, что говорит о том, что они были написаны придворным писарем .

Влияние, оказываемое Хюррем на Сулеймана, иллюстрирует эпизод, описанный венецианским послом Пьетро Брагадином. Один из санджак-беев подарил султану и его матери по одной красивой русской девушке-рабыне. Когда девушки прибыли во дворец, Хюррем, которую застал посол, была очень недовольна. Валиде, отдавшая свою рабыню сыну, была вынуждена извиниться перед Хюррем, и забрать наложницу обратно. Вторую рабыню султан приказал отправить в качестве жены другому санджак-бею, так как наличие даже одной наложницы во дворце делало хасеки несчастной .

Образованнейшая женщина своего времени, Хюррем Хасеки Султан принимала иностранных послов, отвечала на письма иностранных правителей, влиятельных вельмож и художников. По её инициативе в Стамбуле построено несколько мечетей, баня и медресе.

Дети

Хюррем родила султану 6 детей:

Роль в истории

Профессор истории, автор работы о султанском гареме Лесли Пирс отмечает, что до Хюррем фаворитки султанов играли две роли - роль собственно фаворитки и роль матери наследника престола, и что эти роли никогда не совмещались. Родив сына, женщина переставала быть фавориткой, отправляясь вместе с ребёнком в отдаленную провинцию, где наследник должен был воспитываться до того времени, как займёт место отца . Хюррем же была первой женщиной, сумевшей одновременно играть обе роли, что вызывало огромное раздражение консервативно настроенного двора. Когда её сыновья достигли совершеннолетия, она не отправилась вслед за ними, а осталась в столице, лишь изредка навещая их . Именно этим во многом можно объяснить негативный образ, который сформировался вокруг Хюррем. Кроме того, она нарушила ещё один принцип османского двора, заключавшийся в том, что одна фаворитка султана должна была иметь не более одного сына. Не в силах объяснить, как Хюррем смогла достичь столь высокого положения, современники приписывали ей то, что она попросту околдовала Сулеймана . Этот образ коварной и властолюбивой женщины был перенесён и в западную историографию, хотя и подвергся некоторой трансформации.

Роль в культуре

В отличие от всех предшественниц, а также от матерей шехзаде, имевших право возводить строения лишь в рамках провинции, в которой они проживали с сыновьями, Хюррем получила право строить религиозные и благотворительные здания в Стамбуле и в иных крупных городах Османской Империи. Она создала благотворительный фонд своего имени (Külliye Hasseki Hurrem ). На пожертвования из этого фонда в Стамбуле был построен район Аксарай или женский базар, позже также имени Хасеки (Avret Pazari ), в число строений которого входили мечеть, медресе, имарет, начальная школа, больницы и фонтан. Это был первый комплекс, построенный в Стамбуле архитектором Синаном в своей новой должности главного архитектора правящего дома, а также третье по величине здание в столице, после комплексов Мехмета II (Fatih ) и Сулеймание (Süleymanie ). К числу иных благотворительных проектов Роксоланы относятся комплексы в Адрианополе и Анкаре, вошедшие в основу проекта в Иерусалиме (названного позже имени Хасеки Султан), хосписы и столовые для паломников и бездомных, столовая в Мекке (при имарете Хасеки Хюррем), общественная столовая в Стамбуле (в Avret Pazari ), а также две большие общественные бани в Стамбуле (в Еврейском и Aya Sôfya кварталах) .

1-я страница вакфийя на Комплекс Такхтият-Хасеки Хюррем Султан (мечеть Хасеки Хюррем, медресе и имарет в Иерусалиме)

Свод купола в хаммаме (Стамбул, недалеко от собора Святой Софии)

В произведениях искусства

Литература

  • поэма «Преславное посольство светлейшего князя Кшиштофа Збаражского от Сигизмунда III к могущественному султану Мустафе» (Самуэль Твардовский, 1633)
  • повесть «Роксолана или Анастасия Лисовская» (Сергей Плачинда и Михаил Орловский, 1882)
  • историческая драма в пяти действиях «Роксоляна» (Гнат Якимович, 1864-1869)
  • исторический труд украинского востоковеда Агафаегела Крымского «История Турции и её литературы», в котором Роксолане отведено более 20 страниц, 1924
  • повесть «Роксоляна» (Осип Назарук , 1930)
  • короткий рассказ «Роксолана. Историческое повествование XVI века» (Антон Лотоцкий , 1937)
  • роман «Roxelane» (Йоханнес Тралов, 1942)
  • роман «Mikael Hakim: kymmenen kirjaa Mikael Carvajalin eli Mikael El-Hakimin elämästä vuosina 1527 - 38 hänen tunnustettuaan ainoan Jumalan ja antauduttuaan Korkean Portin palvelukseen» (Мика Валтари , 1949)
  • роман «Степной Цветок» (Николай Лазорский, 1965)
  • штудия «Императорская карьера Анастасии Лисовской» (Ирина Кныш, 1966)
  • повесть «Неопалимая купина» (Юрий Колисниченко, 1968)
  • поема «Роксоляна. Дівчина з Рогатина» (Любовь Забашта, 1971)
  • роман «Роксолана» (Павел Загребельный , 1980)
  • роман «La magnifica dell’harem» (Изор де Сен-Пьер, 2003)

Кино

  • телесериал «Роксолана: Любимая жена Халифа» (Украина, 1996-2003) - экранизация повести Осипа Назарука, в роли Роксоланы - Ольга Сумская
  • телесериал «Хюррем Султан» (Турция, 2003), в роли Роксоланы-Хюррем - Гюльбен Эрген
  • документальный фильм «Роксолана: кровавый путь к трону» из цикла «В поисках истины » (Украина, 2008)
  • телесериал «Великолепный век » (Турция, 2011-2013), в роли Роксоланы-Хюррем - Мерьем Узерли

Театр

  • пьеса «Les Trois Sultanes ou Soliman Second» (Шарль Симон Фавар , 1761)
  • спектакль «Роксолана» Тернопольского областного музыкально-драматического театра им. Т. Г. Шевченка (Украина) - постановка романа Павла Загребельного, в роли Роксоланы - Люся Давидко
  • спектакль «Роксолана» Днепропетровского академического украинского музыкально-драматического театра имени Т. Г. Шевченко (Украина, 1988), в роли Роксоланы - Александра Копытина

Музыка

О Роксолане написано или посвящено ей около двух десятков музыкальных произведений, среди них:

  • «63 Симфония» (Йозеф Гайдн , 1779-1781)
  • опера «Роксоляна» (Денис Сичинский, 1908-1909)
  • балет «Хюррем Султан» (муз. Невит Кодалли, хореогр. Ойтун Турфанда, 1976)
  • песня «Роксолана», (слов. Степан Галябарда , муз. Олег Слободенко, испол. Алла Кудлай, 1990)
  • опера «Сулейман и Роксолана или Любовь в гареме» на либретто Б. Н. Чипа (Александр Костин, 1995).
  • рок-опера «Я - Роксолана» (слов. Степан Галябарда и муз. Арнольд Святогоров, 2000)
  • балет «Роксолана» (Дмитрий Акимов, 2009)

Примечания

Литература

  • Peirce L. P. The Imperial Harem: Women and Sovereignty in the Ottoman Empire. - New York: Oxford University Press, 1993. - 374 p.
  • Roxolana in European Literature, History and Culture / ed. by Galina I. Yermolenko. - New York: Ashgate Publishing, 2010. - 318 p.
  • Yermolenko G. Roxolana: The Greatest Empresse of the East // The Muslim World. - 95. - 2. - 2005. - P. 231-248.

На этой неделе в 134 серии сериала «Великолепный век» зрители увидели одну из самых печальных сцен фильма - смерть Хюррем Султан. С уходом из жизни могущественной супруги Падишаха закончилась целая эпоха в истории Османов, а в сердце Султана Сулеймана навсегда поселилась зима…

Многие из телезрителей задались вопросом: «Правдиво ли то отображение болезни и смерти Хюррем Султан, которое преподнесли нам сценаристы сериала «Великолепный век»?

Вот что пишут по этому поводу многочисленные научные и исторические источники:

- Профессор Ильбео Ортайлы: Хюррем Султан было больное сердце, это и послужило причиной ее смерти. Больше тут нет никаких тайн. Зрители сериала не должны искать какой-либо тайный смысл в трактовке сценаристов. Пусть этот сериал не вносит сумятицы в их сознание. Для той эпохи смерть Хюррем Султан - вполне обыденное явление.

- Профессор Ахмет Шимширгиль : в исторических источниках, дошедших до нас с того периода, есть определенные намеки, что Хюррем Султан умерла от сердечной недостаточности. Хюррем очень тяжело перенесла смерть сына Джихангира, ее сердце не справилось с горечью утраты. Вследствие этого она и умерла.

- Профессор Феридун Эмеджен: о смерти Хюррем Султан сохранилось не так много сведений. Мы достоверно знаем лишь дату ее смерти, и то, что она какое-то время до этого тяжело болела. Эта болезнь и послужила причиной ее смерти.

- Профессор Зия Моджан: в сериале показано, что Хюррем умерла не от сердечных болей. В реальной жизни боли в сердце не приводят к смерти. К тому же, в сериале не показали характерных симптомов сердечной недостаточности - нехватки дыхания, отдышки, отека ног и т.д. Вместо этого сценаристы зачем-то изобразили язву на шее Хюррем Султан. Видимо, они хотели показать, что Хюррем умерла от рака.

- Доктор медицинских наук Тайфун Ачиль: если бы Хюррем умерла от сердечной недостаточности, то следовало бы указать на такие симптомы, как отдышка, отек конечностей, тахикардия, боли в груди. В то время не было антибиотиков, и часто причиной смерти людей становились простейшие инфекции. В сериале показано, что Хюррем Султан долгое время плохо себя чувствовала. Она испытывала общую слабость и упадок сил. Это указывает на наличие какого-то инфекционного заболевания. Возможно, это была банальная простуда, с которой не справился истощенный организм Хюррем, и которая в итоге привела к ее смерти. Или же, у Хюррем Султан был рак.

- Доктор Хайри Парлар: если Хюррем Султан умерла от болезни сердца, то скорее всего это была сердечная недостаточность. Это могло привести к инфаркту миокарда и инсульту. Боли Хюррем Султан и последующий инсульт были спровоцированы, скорее всего, ангиной, которая, как известно, часто дает осложнения на сердце.

Кроме того, некоторые исследователи все же оставляют место для подозрений, что причиной смерти Хюррем Султан послужило отравление. Симптомы ее заболевания указывали на отравление эссенцией из цветов крокуса. Это яд носил название «Колшисин», и, вполне возможно, именно долгое употребление этого яда и привело к смерти Хюррем.

Василиса Иванова


Время на чтение: 18 минут

А А

Интерес к историческим легендарным личностям, чаще всего, просыпается в народе после выхода сериалов, фильмов или книг о том или ином персонаже, жившем задолго до нас. И, конечно же, любопытство усиливается, когда история пронизана светлой и чистой любовью. Например, как история русской Роксоланы, которая всколыхнула любопытство зрителей после сериала «Великолепный век».

К сожалению, данный турецкий сериал, хоть и является красивым, и затягивающим зрителя с первых кадров, но все-таки во многих моментах — далеким от истины. И исторически правдивым назвать точно нельзя. Кто же, все-таки, эта Хюррем Султан, и чем так обворожила султана Сулеймана?

Происхождение Роксоланы – откуда взялась Хюррем султан на самом деле?

В сериале девушка представлена хитрой, дерзкой и мудрой, жестокой к врагам, не жалеющей сил в борьбе за власть.

Так ли это было на самом деле?

К сожалению, информации о Роксолане слишком мало, чтобы кто-то смог написать ее точную биографию, но все-таки о многих сторонах ее жизни можно составить представление по ее письмам к Султану, по картинам художников, по другим доказательствам, сохранившимся с тех времен.

Видео: Какими были Хюррем-султан и Кёсем-султан — «Великолепный век», анализ истории

Что известно точно?

Кем была Роксолана?

Истинное происхождение одной из величайших Повелительниц Востока до сих пор остается загадкой. Историки по сей день спорят о тайне ее имени и месте рождения.

По одной легенде, плененную девушку звали Анастасия, по другой – Александра Лисовская.

Одно известно наверняка – Роксолана имела славянские корни.

Согласно данным историков, жизнь Хюррем, наложницы и супруги Сулеймана, была разделена на следующие «этапы»:

  • 1502-й г. : рождение будущей повелительницы Востока.
  • 1517-й г. : девушка взята в плен крымскими татарами.
  • 1520-й г. : шехзаде Сулейман получает статус султана.
  • 1521-й г.: родился первый сын Хюррем, которого нарекли Мехмедом.
  • 1522-й г. : родилась дочь, Михримах.
  • 1523-й г. : второй сын, Абдулла, который не дожил и до 3 лет.
  • 1524-й г. : третий сын, Селим.
  • 1525-й г. : четвертый сын, Баязид.
  • 1531-й г. : пятый сын, Джихангир.
  • 1534-й г. : умирает мать султана, и Сулейман Великолепный берет Хюррем в жены.
  • 1536-й г. : казнят одного из злейших врагов Хюррем.
  • 1558-й г. : кончина Хюррем.

Тайна имени Роксоланы

В Европе любимая женщина Сулеймана была известна именно под этим звучным именем, которое в своих сочинениях упоминал еще посол Священной Римской империи, отмечавший также славянские корни в происхождении девушки.

Действительно ли звали девушку изначально Анастасией или Александрой?

Этого мы точно уже никогда не узнаем.

Данное имя появилось впервые в романе об украинской девушке, которую из родного Рогатина увели татары в возрасте 15 (14-17) лет. Имя было дано девушке автором этого художественного (!) романа 19-го века, поэтому утверждать, что оно передано исторически точно – в корне неверно.

Известно, что рабыня со славянским происхождением так никому своего имени и не сообщила – ни пленителям, ни своим хозяевам. Никому и в самом гареме не удалось узнать имени новой рабыни султана.

Поэтому, согласно традициям, турки окрестили ее Роксоланой – это имя давали всем сарматам, предкам сегодняшних славян.

Видео: Правда и вымысел сериала «Великолепный век»


Как Роксолана стала рабыней Сулеймана?

Крымские татары были известны своими набегами, в которых, в числе трофеев, добывали и будущих рабынь – для себя или на продажу.

Плененную Роксолану продавали несколько раз, и конечным пунктом ее «приписки» стал гарем Сулеймана, который был наследным принцем, и к тому моменту уже занимался делами государственной важности в Манисе.

Есть мнение, что девушку подарили 26-летнему султану в честь праздника – его восшествия на престол. Подарок был сделан султану его визирем и другом Ибрагим-пашой.

Имя Хюррем славянская рабыня получила, едва попав в гарем. Имя было дано ей не просто так: в переводе с турецкого, имя означает «веселая и цветущая».

Брак с султаном: как наложница стала женой Сулеймана?

Согласно мусульманским законам тех времен, вступить в брак султан мог только с подаренной одалиской — которая, по сути, являлась только наложницей, сексуальной рабыней. Будь Роксолана куплена лично султаном, и на его личные средства — никогда бы он не смог сделать ее своей женой.

Впрочем, султан все равно зашел дальше своих предшественников: именно для Роксоланы был создан титул «хасеки», означающий «Любимую жену» (второй в империи по значимости титул после «Валиде», который имела мать султана). Именно Хюррем выпала честь родить несколько детей, а не одного, как положено наложнице.

Конечно, семья султана, свято чтившая законы, была недовольна – врагов у Хюррем хватало. Но перед Повелителем все склоняли головы, и его любовь к девушке оставалось только молча принять, вопреки всему.

Влияние Хюррем на Сулеймана: кем была Роксолана для султана на самом деле?

Султан страстно любил свою славянскую рабыню. Силу его любви можно определить уже даже по тем фактам, что он пошел против обычаев своей страны, а также разогнал свой прекрасный гарем сразу после того, как взял свою Хасеки в жены.

Жизнь девушки во дворце султана становилась тем опаснее, чем крепче становилась любовь мужа. Не единожды Хюррем пытались убить, но красивая умная Роксолана была не просто рабыней, и не просто женой – она много читала, обладала управленческими талантами, изучала политику и экономику, возводила приюты и мечети, и имела огромное влияние на своего мужа.

Хюррем-султан и Султан Сулейман, сериал «Великолепный век»

Именно Хюррем удалось быстро залатать дырку в бюджете во время отсутствия султана. Причем, чисто славянским простым методом: Роксолана приказала открыть в Стамбуле (а конкретнее – в его европейском квартале) винные лавки. Сулейман доверял своей супруге и ее советам.

Хюррем даже принимала иностранных послов. Мало того — она принимала их, согласно множеству исторических записей, с открытым лицом!

Султан так любил свою Хюррем, что именно с нее стартовала новая эпоха, которая получила название «женский султанат».

Жестокая и коварная — или справедливая и умная?

Безусловно, Хюррем была женщиной выдающейся и умной, иначе она и не стала бы для султана той, кем он позволил ей стать.

Но с коварностью Роксоланы сценаристы сериала явно перестарались: приписанные девушке интриги, а также жестокие заговоры, в результате которых казнили Ибрагима-пашу и шахзаде Мустафу (прим. – старшего сына султана и наследника престола) – лишь легенда, не имеющая исторических оснований.

Одно из наиболее вероятных изображений Хюррем. Неизвестный художник

Хотя нельзя не отметить, что Хюррем-султан явно приходилось быть на шаг впереди всех, быть осторожной и проницательной — учитывая, сколько людей ее ненавидели уже просто за то, что через любовь Сулеймана она стала самой влиятельной женщиной Османской империи.

Видео: Как выглядела Хюррем-султан на самом деле?


Любви султаны все покорны…

Большая часть сведений о любви Хюррем и Сулеймана основана на воспоминаниях, изложенных иноземными послами на основе сплетен и слухов, а также своих страхов и домыслов. В гарем были вхожи только султан и наследники, и остальным оставалось лишь фантазировать на тему событий в «святая святых» дворца.

Единственными исторически точными свидетельствами нежной любви Хюррем и султана являются их сохранившиеся письма друг другу. Поначалу Хюррем писала их с посторонней помощью, а потом и сама освоила язык.

Учитывая, что султан немало времени проводил в военных походах, переписывались они весьма активно. Хюррем писала о том, как обстоят дела во дворце — и, конечно, о своей любви и мучительной тоске.

Нарушенные традиции Османской империи: всё для Хюррем-султан!

Ради любимой жены султан с легкостью ломал вековые традиции:

  • Хюррем стала одновременно матерью детей султана и его фавориткой , чего ранее не было никогда (либо фаворитка, либо мать). Фаворитка могла иметь только 1 наследника и после его рождения занималась уже не султаном, а исключительно ребенком. Хюррем не только стала женой султана, но и родила ему шестерых детей.
  • Совершеннолетние дети (шехзаде), по традиции, уезжали из дворца вместе с матерью. Каждый – в свой санжак. Но Хюррем осталась в столице.
  • Султаны до Хюррем не брали в жены своих наложниц . Роксолана стала первой рабыней, которая не смирилась с рабством — и добилась освобождения от ярлыка наложницы и получения статуса жены.
  • Султан всегда имел право на интимные связи с неограниченным числом наложниц, и священный обычай позволял ему иметь множество детей от разных женщин. Данный обычай был обусловлен высокой смертностью детей и страхом – оставить престол без наследников. Но Хюррем препятствовала любым попыткам султана входить в интимную связь с другими женщинами. Роксолана желала быть единственной. Не раз было отмечено, что из гарема удаляли возможных конкуренток Хюррем (включая подаренных султану рабынь) только из-за ее ревности.
  • Любовь султана и Хюррем только крепла с годами: за десятилетия они практически срослись друг с другом — что, конечно, выходило за рамки османских обычаев. Многие считали, что Хюррем околдовала султана, а он под ее влиянием забыл о главной цели – о расширении границ страны.

Будете в Турции — обязательно посетите мечеть Сулеймание и усыпальницы Султана Сулеймана и Хюррем-султан, а познакомиться с Турцией кулинарной можете в

По мнению некоторых историков, именно женский султанат стал причиной развала Османской империи изнутри – правители слабели и «мельчали» под «женским каблуком».

После смерти Хюррем (считается, что ее отравили) Сулейман приказал построить в честь нее Мавзолей, где ее тело после и было захоронено.

На стены Мавзолея были нанесены стихи султана, посвященные любимой Хюррем.

Примерно 5 столетий супруги покоятся с миром в соседних тюрбе в Стамбуле. Справа тюрбе Сулеймана, слева — Хюррем-султан

Как известно, все рождения, смерти, а уж тем более, когда это касалось правящей династии, подлежало четкому учету и контролю как в гаремных книгах, так и в иных документах. Описывалось все – начиная с того сколько муки ушло на изготовление десерта для шехзаде и заканчивая основными тратами на их содержание. Более того, все потомки правящей династии обязательно жили при дворе, на случай, если именно ему придется наследовать трон, ведь не стоило забывать о высокой детской смертности, имеющей место быть в те времена. Так же поскольку Османская династия и её возможные наследники находились в зоне пристального внимания не только мусульманского Востока, но и христианской Европы, то европейских королей их послы извещали о рождении ребёнка у того или иного шаха, по случаю чего полагалось отправить поздравление и подарок. Эти письма сохранились в архивах, благодаря чему можно восстановить количество наследников у того же Сулеймана. Поэтому каждый потомок, а уж тем более шехзаде, был известен, имя каждого сохранилось в истории.
Итак, у Сулеймана было 8 сыновей шехзаде, что зафиксировано в родословном древе Османского рода:

1) Махмуд (1512 – 29 октября 1521 в Стамбуле) Провозглашен наследником Vali Ahad 22 сентября 1520. Сын Фюлане.

2) Мустафа (1515 - 6 ноября 1553 в Эрегли в Карамане Иран) Провозглашен наследником Vali Ahad 29 октября 1521. Наместник провинции Караман 1529-1533, Маниса 1533-1541, и Амасья 1541-1553. Сын Махидевран.

4) Мехмет (1521 -6 ноября 1543 в Манисе) Провозглашен наследником Vali Ahad 29 октября 1521.Наместник Кютахья 1541-1543. Сын Хюррем.

6) Селим II (1524-1574) одиннадцатый султан Османской империи. Сын Хюррем.

7) Баязид (1525 - 23 июля 1562) в Иране г.Казвин. Провозглашен 3 наследником Vali Ahad 6 ноября 1553г.Наместник Карамана 1546, наместник провинций Кютахья и Амасья 1558-1559.Сын Хюррем.

8) Джихангир (1531- 27 ноября 1553 в Алеппо (по-арабски Халеб) Сирии) Наместник в Халебе 1553. Сын Хюррем.

Так же стоит помнить, что именно Сулейманом, а не Хюррем, были казнены два его сына, а именно Мустафа и Баязид. Мустафа был казнён вместе со своим сыном (оставшимся из двух, поскольку один из них умер за год до смерти самого Мустафы), а вместе с Баязидом были убиты пять его маленьких сыновей, но случилось это уже в 1562 году, через 4 года после смерти Хюррем.

Если говорить о хронологии и причинах смертей всех потомков Кануни, то выглядело это следующим образом:

Şehzade Mahmud умер от оспы 29.11.1521,
Şehzade Murad умер от оспы раньше брата 10.11.1521.
Şehzade Mustafa правитель провинции Маниса с 1533г. и наследник престола казнён вместе с детьми по приказу отца по подозрению в заговоре против отца в союзе с сербами.
Şehzade Bayezid "Şahi" казнён вместе с пятью сыновьями по приказу отца за мятеж против него

Соответственно, о каких мифических сорока потомках от Султана Сулеймана, убиенных Хюррем, идет речь остается загадкой не только для скептиков, но и для самой истории. А точнее байкой. Одной из 1001 баек Османской Империи.

Легенда вторая. «Про замужество двенадцатилетней Михримах Султан и пятидесятилетнего Рустема-паши»

Легенда гласит: «Едва дочери исполнилось двенадцать лет, как Хюррем предложила Михримах в жены занявшему место Ибрагима Рустему-паше, которому на тот момент исполнилось уже пятьдесят. Разница между женихом и невестой почти в сорок лет не смущала Роксолану».

Исторические факты: Рустем-паша также Рустем-паша Мекри (осман. رستم پاشا, хорв. Rustem-paša Opuković; 1500 - 1561) - великий визирь султана Сулеймана I, по национальности хорват.
Рустем-паша женился на одной из дочерей султана Сулеймана I - принцессе Михримах Султан
В 1539 году в возрасте семнадцати лет Михримах султан (21 марта 1522-1578гг.) вышла замуж за бейлербея провинции Диярбакыр – Рустем пашу. На тот момент Рустему было 39 лет.
Кому кажутся неубедительными простые арифметические действия по складыванию-вычитанию дат, можно лишь посоветовать воспользоваться калькулятором для вселения большей уверенности.

Легенда третья. «Про кастрацию и серебряные трубочки»

Легенда гласит: «Вместо милой и веселой чаровницы-хохотушки нашему взору предстает свирепая, коварная и безжалостная машина для выживания. С казнью наследника и его друга началась волна репрессий, невиданных в Стамбуле. За лишнее слово о кровавых дворцовых делах можно легко было поплатиться головой. Им рубили головы, не трудясь даже закопать тело...
Действенным и устрашающим методом Роксоланы была кастрация, совершаемая самым жестоким образом. У подозреваемых в крамоле вырезали все под корень. И после «операции» несчастным не полагалось перевязывать рану - считалось, что «дурная кровь» должна выйти. Тот, кто все-таки оставался в живых, мог испытать на себе милосердие султанши: она дарила несчастным серебряные трубочки, вставлявшиеся в отверстие мочевого пузыря.
Страх поселился в столице люди стали бояться собственной тени, не чувствуя себя в безопасности даже возле домашнего очага. Имя султанши произносили с трепетом, к которому примешивалось благоговение»

Исторические факты: История массовых репрессий, организованных Хюррем Султан никак не сохранилась, ни в исторических записях, ни в описании современников. Но зато следует отметить, что сохранились исторические сведения о том, что ряд современников (в частности Sehname-i Al-i Osman (1593) и Sehname-i Humayun (1596), Taliki-zade el-Fenari представили очень лестный портрет Хюррем, как женщины почитаемой "за ее многочисленные благотворительные пожертвования, за ее покровительство учащимся и уважение к ученым мужам, знатокам религии, а так же за приобретение ею редких и прекрасных вещей ". Если говорить об исторических фактах которые имели место быть в жизни Хюррем, то она вошла в историю не как репрессивный политик, а как человек, занимающийся благотворительностью, она стала известна за свои масштабные проекты. Так на пожертвования Хюррем (Külliye Hasseki Hurrem) в Стамбуле был построен район Аксарай так называемый Avret Pazari (или женский базар, позже имени Хасеки), содержащий в себе мечеть, медресе, имарет, начальную школу, больницы и фонтан. Это был первый комплекс, построенный в Стамбуле архитектором Синаном в своей новой должности главного архитектора правящей семьи. А тот факт, что это было третье по величине здание в столице, после комплексов Мехмета II (Fatih) и Сулеймание (Süleymanie), свидетельствует о высоком статусе Хюррем.Она также построила комплексы в Адрианополе и Анкаре. В числе иных благотворительных проектов, можно назвать строительство вошедших в основу проекта в Иерусалиме (названный позже имени Хасеки Султан), хосписов и столовой для паломников и бездомных; столовой в Мекке (при имарете Хасеки Хюррем), общественной столовой в Стамбуле (в Avret Pazari), а также двух больших общественных бань в Стамбуле (в Еврейском и Aya Sôfya кварталах, соответственно). С подачи Хюррем Султан были закрыты невольничьи рынки и реализован ряд социальных проектов.

Легенда четвертая. «Про происхождение Хюррем».

Легенда гласит: «Обманываясь созвучием имён - собственного и нарицательного, некоторые историки видят в Роксолане русскую, другие, преимущественно французы, основываясь на комедии Фавара „Три султанши“, утверждают, что Роксолана была француженка. То и другое совершенно несправедливо: Роксолана - природная турчанка - была куплена для гарема ещё девочкой на невольничьем базаре для прислуги одалисткам, при которых и занимала должность простой рабыни.
Существует так же легенда, что пираты Османской империи в пригороде Сиены напали на замок, принадлежащий знатному и богатому роду Марсигли. Замок был разграблен и сожжён дотла, а дочь владелицы замка - красивую девочку с волосами цвета красного золота и с зелеными глазами привезли в султанский дворец. В Генеалогическом дереве семьи Марсигли указано: Мать- Ханна Марсигли. Ханны Марсигли – Маргарита Марсигли (Ла Роза), прозванная так за огненно -красный цвет волос. От брака с Султаном Сулейманом у неё были сыновья – Селим, Ибрагим, Мехмед.»

Исторические факты: Европейские наблюдатели и историки именовали Султаншу как "Роксолана", "Рокса", или "Росса", поскольку, предполагалось, что она русского происхождения. Михаил Литвин (Mikhalon Lituan), посол Литвы в Крыме в середине шестнадцатого века, писал в своей хронике 1550 "…любимая жена турецкого императора, мать его старшего сына и наследника, была в свое время похищена из наших земель". Навагерро писал о ней как о "[Донна]. . . ди Росса ", и Тревизано назвал ее " султанша ди Руссия ". Самуил Твардовский, член польского посольства в Суд Османской империи в 1621-1622 годы так же указывал в своих заметках, что турки сообщили ему о том, что Роксолана была дочерью православного священника из Рогатина, небольшого городка в Подолии неподалеку от Львова. Убеждение, что Роксолана была русского, а не украинского происхождения, вероятно, возникло в результате возможного неправильного толкования слов «Роксолана» и «Росса». В начале XVI века в Европе, слово «Роксолания» было использовано для обозначения провинции Рутения в Западной Украине, которая была в разные времена известна под названиями Красная Русь, Галичина или Подолье (то есть расположенное в Восточной Подолии, которая была под польским контролем в то время), в свою очередь, современная Россия в тот период времен носила название Московского государства, Московской Руси или Московии. В древности слово Roxolani обозначало кочевые сарматские племена и поселения на реке Днестр (в настоящее время в Одесской области в Украине).

Легенда пятая. «Про ведьму при дворе»

Легенда гласит: «Хюррем султан была ничем не примечательной внешне и весьма склочной по натуре женщиной. Своей жестокостью и хитростью она прославилась на века. И, естественно, что единственным образом, коим она удерживала Султана более сорока лет подле себя – это использование заговоров и приворотов. Не зря ведь ее среди простого люда называли ведьмой».

Исторические факты: Венецианские доклады утверждают, что Роксолана была не столько красива, сколько мила, изящна, и элегантна. Но, вместе с тем, ее лучезарная улыбка и игривый темперамент сделали ее неотразимо-очаровательной, за что она и была наречена "Хюррем" ("радость дарящая" или "смеющаяся"). Хюррем была известна своим пением и музыкальными способностями, умением делать изящные вышивки, она знала пять европейских языков, а так же фарси и была крайне эрудированным человеком.Но наиболее важным было то, что Роксолана была женщиной большого ума и силы воли, которые и дали ей преимущество среди других женщин в гареме. Как и все остальные, европейские наблюдатели свидетельствуют, что Султан был полностью сражен своей новой наложницей. Он был влюблен в свою Хасеки на протяжении долгих лет совместной жизни. Отсюда злые языки обвиняли ее в ведовстве (и если в средневековой Европе и на Востоке существование такой легенды в те времена можно понять и объяснить, то в наше время вера в такие домыслы объясняется с трудом).

И логически можно перейти к следующей, непосредственно связанной с этим легендой

Легенда шестая. «Про неверность Султана Сулеймана».

Легенда гласит: «Несмотря на то, что Султан был привязан к интриганке Хюррем, все же ничто человеческое не было ему чуждо. Так, как известно, при султанском дворе содержался гарем, который не мог не интересовать Сулеймана. Так же известно, что Хюррем повелела отыскать в гареме и по всей стране других сыновей Сулеймана, которых родили жены и наложницы. Как оказалось, сыновей у султана нашлось около сорока человек, что подтверждает тот факт, что Хюррем не была единственной любовью всей его жизни».

Исторические факты: Когда послы, Навагерро и Тревизано писали свои отчеты в Венецию в 1553 и 1554 годах, указывая, что "она очень любима своим хозяином" (“tanto amata da sua maestà”), Роксолане было уже порядка пятидесяти и она находилась рядом с Сулейманом долгое время. После ее смерти в апреле 1558 года Сулейман оставался безутешным долгое время. Она была самой большой любовью всей его жизни, его родной душой и законной женой. Подтверждением этой огромной любви Сулеймана к Роксолане послужил ряд решений и действий со стороны Султана для своей Хасеки. Ради нее Султан нарушил ряд очень важных традиций императорского гарема. В 1533 или 1534 году (точная дата неизвестна), Сулейман женился на Хюррем, совершив официальную церемонию бракосочетания, тем самым нарушив полуторавековой обычай Османского дома в соответствии с которым султанам не было разрешено жениться на своих наложницах. Никогда прежде бывшая рабыня не была возведена в ранг законной супруги Султана. Кроме того, брак Хасеки Хюррем и Султана стал практически моногамным, что было просто неслыханным в истории Османской империи. Тревизано писал в 1554 году, что однажды встретив Роксолану Сулейман "не просто хочет иметь ее в качестве законной жены, всегда держать рядом с собой и видеть ее в роли правительницы в гареме, но и так же он не желает знать каких-либо иных женщин: он совершил то, чего не было сделано ни одним из его предшественников, ведь турки привыкли принимать у себя по несколько женщин, чтобы иметь как можно больше детей и удовлетворять свои плотские утехи". Ради любви к этой женщине Сулейман нарушил целый ряд традиций и запретов. В частности, именно после женитьбы на Хюррем Султан распустил гарем, оставив при дворе лишь обслуживающий персонал. Брак Хюррем и Сулеймана был моногамным, что немало удивляло современников. Так же реально существующую любовь между Султаном и его Хасеки подтверждают любовные письма, посылаемые ими друг другу и сохранившиеся до наших времен. Так, одним из показательных посланий можно считать одно из многочисленных прощальных посвящений Кануни своей жене после ее смерти:

«Небеса покрываются черными тучами, ибо нет покоя мне, нет воздуха, думы и надежды. Моя любовь, трепет чувства этого, сильного, так сжимает мое сердце, губит мою плоть. Жить, во что верить, моя любовь...как встречать новый день. Я убит, убит разум мой, сердце перестало верить, нет больше в нем твоего тепла, нет больше на теле моем твоих рук, твоего света. Я повергнут, я стерт с этого мира, стерт душевной печалью по тебе, моя любовь. Силы, нет больше той силы, что ты предавала мне, есть лишь вера, вера чувства твоего, не во плоти, а в сердце моем, я плачу, плачу о тебе моя любовь, нет океана больше, чем океан моих слез о тебе, Хюррем...»

Легенда седьмая. «Про заговор против шехзаде Мустафы и всей Вселенной»

Легенда гласит: «Но настал день, когда Роксалана «раскрыла глаза» султану на якобы предательское поведение Мустафы и его друга. Она сказала, что принц завязал тесные отношения с сербами и готовит заговор против отца. Интриганка хорошо знала, куда и как ударить - мифический «заговор» был вполне правдоподобен: на Востоке времен султанов кровавые дворцовые перевороты являлись самым обычным делом. К тому же Роксолана приводила как неопровержимый довод подлинные слова Рустем-паши, Мустафы и других «заговорщиков», которые якобы слышала её дочь... Во дворце повисла тягостная тишина. Что решит султан? Мелодичный голосок Роксаланы, похожий на перезвон хрустального колокольчика, журчал заботливо: «Думай, о повелитель сердца моего, о государстве своем, о его спокойствии и процветании, а не о суетных чувствах...» Мустафа, которого Роксалана знала с 4 лет, став взрослым, должен был умереть по желанию своей мачехи.
Пророк запретил проливать кровь падишахов и их наследников, поэтому по приказу Сулеймана, но волей Роксаланы, Мустафу, его братьев и детей, внуков султана, задушили шелковым шнурком»

Исторические факты: В 1553 году был казнен старший сын Сулеймана, принц Мустафа, в то время ему было уже под сорок лет. Первым султаном, казнившим своего взрослого сына, был правивший в конце XIV столетия Мурад I, который добился, чтобы непокорного Савджи предали смерти. Причиной казни Мустафы было то, что он планировал узурпировать трон, но, как и в случае с казнью султанского фаворита, Ибрагима-паши, вина была возложена на Хюррем Султан, которая была иноземкой, находившейся подле Султана. В истории Османской Империи уже был случай, когда сын пытался помочь отцу покинуть трон - так сделал отец Сулеймана, Селим I с дедом Сулеймана, Баязидом II. После случившейся несколькими годами ранее смерти принца Мехмеда регулярная армия действительно считала необходимым удалить Сулеймана от дел и изолировать его в находившейся южнее Эдирне резиденции Ди-димотихон, по прямой аналогии с тем, как это случилось с Баязидом II. Более того, сохранились письма шехзаде, на которых четко видна личная печать шехзаде Мустафы, адресованных Сефевидскому Шаху, о которых потом и узнал Султан Сулейман (эта печать так же сохранилась и на ней начертана подпись Мустафы: Султан Мустафа см. фото). Последней каплей для Сулеймана стал визит австрийского посла, который вместо того, чтобы навестить Султана, в первую очередь отправился к Мустафе. После визита посол сообщил всем, что шехзаде Мустафа будет прекрасным Падишахом. После того, как Сулейман узнал об этом, он сразу же вызвал Мустафу к себе и велел удушить его. Шехзаде Мустафа был задушен по приказу отца в 1553г во время персидского военного похода.

Легенда восьмая. «Про происхождение Валиде»

Легенда гласит: «Валиде Султан была дочерью капитана английского судна, потерпевшего крушение в Адриатическом море. Затем это несчастное судно захватили турецкие пираты. Та часть рукописи, что сохранилась, заканчивается сообщением о том, что девушка была отправлена в султанский гарем. Это англичанка, которая правила Турцией лет 10 и лишь позже, не найдя общего языка с женой своего сына, небезызвестной Роксоланой, вернулась в Англию».

Исторические факты: Айше Султан Хафса или Хафса Султан (с османского турецкого: عایشه حفصه سلطان) родилась около 1479г. - 1534 г.) и стала первой Валиде Султан (королева-мать) в Османской империи, будучи женой Селима I и матерью Сулеймана Великолепного. Хотя год рождения Айше Султан известен, историки до сих пор не могут определиться с датой рождения окончательно. Она была дочерью Крымского хана Менгли-Гирея.
Она проживала в Манисе с сыном в период с 1513 до 1520 , в провинции, которая являлась традиционной для резиденции османских шехзаде, будущих правителей, обучавшихся там основам управления государством.
Айше Хафса Султан умерла в марте 1534 года и была похоронена рядом с мужем в мавзолее.

Легенда девятая. «Про спаивание шехзаде Селима»

Легенда гласит: «Прозвище «Пьяница» Селим обрёл благодаря чрезмерному потреблению вина. Изначально эта любовь к спиртному была обусловлена тем, что в свое время сама мать Селима, Роксолана, периодически давала ему вино, дыба сын был гораздо более управляем».

Исторические факты: Султана Селима прозвали Пьяницей, настолько жизнелюбив он был и не чуждался человеческих слабостей – вина и гарема. Что ж, сам пророк Мухаммед признавался: "Более всего на земле я любил женщин и ароматы, но полное наслаждение находил всегда только в молитве". Не стоит забывать, что алкоголь был в чести при Османском дворе, и жизнь некоторых султанов оказалась короче именно из-за страсти к спиртному. Селим II, будучи навеселе, упал в бане и потом умер от последствий падения. Махмуд II умер от белой горячки. Мурад II, победивший крестоносцев в битве при Варне, умер от апоплексического удара, вызванного запоем. Махмуд II любил французские вина и оставил после себя огромную их коллекцию. Мурад IV с утра до ночи бражничал со своими придворными, евнухами и шутами, а иногда силой принуждал пить с собой главных муфтиев и судей. Впадая в запои, он совершал столь жесткие поступки, что окружающие всерьез думали, что он сошел с ума. Например, он любил стрелять из лука в людей, которые проплывали на лодках мимо дворца Топкапы или бегать по ночам в исподнем по улицам Стамбула, убивая всякого, кто попадался на пути. Именно Мурад IV издал крамольный с точки зрения ислама указ, по которому спиртное разрешалось продавать даже мусульманам. Во многом на пристрастие Султана Селима к алкоголю повлиял приближенный к нему человек, в руках которого находились основные нити управления, а именно визирь Соколу.
Но следует отметить, что Селим был не первым и не последним султаном, почитающим спиртное, и это не помешало ему участвовать в ряде военных кампаний, а так же в политической жизни Османской Империи. Так от Сулеймана в наследство ему достались 14.892.000 km2, а после него эта территория была уже 15.162.000 km2. Селим, царствовал благополучно и оставил своему сыну государство, не только не уменьшившееся территориально, но даже увеличившееся; этим, во многом, он был обязан уму и энергии визиря Мехмеда Соколлу. Соколлу закончил покорение Аравии, которая ранее находилась только в слабой зависимости от Порты.

Легенда десятая. «Про тридцать походов на Украину»

Легенда гласит: «Хюррем, конечно, имела влияние на султана, однако не настолько, чтобы избавить земляков от страданий. За время своего правления Сулейман более 30 раз предпринимал походы на Украину».

Исторические факты: Восстанавливая хронологию завоевательных походов Султана Сулеймана
1521 г. – поход в Венгрию, осада Белграда.
1522 г. - осада крепости Родос
1526 г. – поход в Венгрию, осада крепости Петерварадин.
1526 г. – сражение у города Мохач.
1526 г. – подавление восстания в Киликии
1529 г. – захват Буды
1529 г. – штурм Вены
1532-1533 гг. - четвертый поход в Венгрию
1533 г – захват Тебриза.
1534г. - захват Багдада.
1538 г. – разорение Молдовы.
1538 г. - захват Адена, военно-морская экспедиция к берегам Индии.
1537-1539 гг. - турецкий флот под командованием Хайреддина Барбароссы разорил и обложил данью более 20 островов в Адриатическом море, принадлежавших венецианцам. Захват городов и сел в Далмации.
1540-1547 гг. - бои в Венгрии.
1541 г. – захват Буды.
1541 г. – захват Алжира
1543 г. - захват крепости Эстергом. В Буде был размещен янычарский гарнизон, на всей территории Венгрии, захваченной турками, начала функционировать турецкая администрация.
1548 г. – проход по землям Южного Азербайджана и захват Тебриза.
1548 г. – осада крепости Ван и захват бассейна озера Ван в Южной Армении. Турки вторглись также в Восточную Армению и Южную Грузию. В Иране турецкие части дошли до Кашана и Кума, овладели Исфаханом.
1552 – захват Темешвара
1552 г. - турецкая эскадра направилась из Суэца к берегам Омана.
1552 - В 1552 году турки взяли город Те-мешвар и крепость Веспрем
1553 - захват Эгера.
1547-1554 гг. – захват Маската (крупной португальской крепости).
1551 - 1562 годы состоялась очередная австро-турецкая война
1554 г. – морские бои с Португалией.
1560 году султанский флот одержал еще одну большую морскую победу. Вблизи побережья Северной Африки, у острова Джерба, турецкая армада вступила в сражение с объединенными эскадрами Мальты, Венеции, Генуи и Флоренции
1566-1568 – австро-турецка война за обладание Трансильванским княжеством
1566 – захват Сигетвара.

За время своего долгого, почти полувекового владычества (1520-1566) Сулейман Великолепный ни разу не направил своих завоевателей на Украину.
Именно в то время возникли построения засек, замков, крепостей Запорожской Сечи, организационная и политическая деятельность князя Дмитрия Вишневецкого. В письмах Сулеймана к польскому королю Артыкулъ Августа II есть не только угрозы наказать "Деметраша" (князя Вишневецкого), но и требование спокойной жизни для жителей Украины. При этом во многом именно Роксолана способствовала установлению дружеских отношений с Польшей, в подчинении которой в то время были земли Западной Украины, родные земли Султанши. Подписание Польско-Османского перемирия в 1525 и 1528 годах, а так же договоров «вечного мира» 1533 и 1553 годов очень часто приписывают именно ее влиянию. Так Петр Опалински, польский посол в суд Сулеймана в 1533 году, подтвердил, что «Роксолана умоляла Султана запретить крымскому хану беспокоить польские земли». В итоге тесные дипломатические и дружеские контакты, установленные Хюррем султан с королем Сигизмундом II, что подтверждается сохранившейся перепиской, позволили не только не допустить новых набегов на территорию Украины, но и способствовали прерыванию потока работорговли из тех земель

Анастасия Лисовская – именно так звали возлюбленную правителя Султана Сулеймана. Будучи пятнадцатилетней девушкой, Анастасия была похищена и насильно перевезена в Крым, откуда в Османскую империю доставляли всех наложниц через море. На то время девушек перевозили с особой осторожностью: ни кожа, ни волосы, ни тем более лицо не должны были быть повреждены, иначе «живой товар» не имел никакой ценности. Анастасия была привезена на рынок в , где ее увидел визирь . Он заметил необычайную красоту девушки, и он выкупил ее, чтобы подарить правителю, сделав ему необычный подарок.

Однако после того, как продавец узнал, для кого Анастасию собираются купить, он не взял с визиря ни копейки, и в дальнейшем именно этот факт сыграл ключевую роль. Если бы девушку купили за деньги, она не смогла бы стать женой Султана Сулеймана.

Анастасия не была похожей на других наложниц. Девушка смогла стать фавориткой Султана, разогнав всех девушек, и станцевав для правителя танец. Султан Сулейман был удивлен такой смелости. Он позволял Анастасии посещать библиотеку, в которую других наложниц попросту не впускали, а когда он вернулся из очередного похода длиной в несколько лет, его фаворитка уже знала несколько языков в совершенстве, а также приняла его веру – ислам. Во дворце Роксолану за глаза называли «ведьмой», ведь еще ни одной женщине до ее появления не удавалось настолько сильно приблизиться к Султану Сулейману и завоевать его доверие. Правитель был очень осторожным и недоверчивым человеком, но Роксолане он доверял.


Была ли Роксолана красавицей на самом деле?

В сериале «Великолепный век» Роксолана изображена как невероятной красоты девушка, которая покорила Султана, в первую очередь, своей привлекательной внешностью. Но была ли Роксолана красивой в действительности? Как описывают ее в исторических записях, Роксолана не была эталоном красоты, и ее тяжело было назвать красавицей. Она была харизматичной и имела особый шарм, чем и покорила сердце Султана. И если в сериале Роксолана действительно выделялась на фоне остальных женщин, то в жизни она была совершенно непримечательной.


Роксолана имела твердый и жесткий характер

И в сериале, и в реальной жизни Роксолана правда имела жесткий и даже стальной характер, который совсем не присущ представительнице слабого пола. Она не была похожа на типичную женщину того времени: Роксолана очень быстро адаптировалась к новым условиям после того, как ее похитили и доставили во дворец. Другая девушка уже давно бы сломалась, а ее моральный дух был бы подавлен. Но Роксолана была другой. Она умела быстро принимать решения, логически думать наперед, девушка очень быстро схватывала информацию, учила языки, и была во всем наблюдательной.

Из-за этого по дворцу пошли дурные слухи о том, что девушка занимается колдовством. Конечно, тяжело рассуждать, была ли Роксолана ведьмой или нет, но в сериале очень хорошо передан ее характер, и он схож с реальным историческим персонажем.

Одежда в сериале несколько отличается от того, какими наряды были в реальности

Несмотря на то, что многие историки признают тот факт, что в сериале все-таки сходств больше, чем различий, некоторые все же настаивают на том, что одежда того времени серьезно отличалась от тех нарядов, которые представлены на героях сериала «Великолепный век». В чем же были эти различия? Все дело в том, что в сериале одежда более ориентирована на европейский стиль, нежели на тот стиль, который предпочитали в Османской империи.

У сериальной Хюррем частенько можно было увидеть глубокое декольте на платьях, а также корсеты, которые подчеркивали не только талию, но и грудь. На самом же деле Хюррем никогда не носила платья, которые бы открыто демонстрировали ее части тела. В основном женщины в гареме носили платья, которые прикрывали ноги с шеи до пят, поскольку открытую одежду не положено было носить.

Скандалы и интриги во дворце, связанные с Хюррем

Ради того, чтобы достичь желаемого, реальная Хюррем нередко прибегала к интригам, сговорам с подданными. В сериале девушка имеет более мягкий характер, но в жизни Роксолана была несколько иной. Мустафа – сын Махидевран, и первый наследник на престол, мог прийти к власти и расправиться со своими братьями (это еще одно отличие сериала от реальных исторических событий: в сериале «Великолепный век» Мустафа любил своих младших братьев и у него всегда были с ними дружеские отношения, но в реальной жизни Мустафа убил бы своих братьев, поскольку в те времена велась жестокая борьба за престол). Если бы Хюррем позволила Мустафе занять место Султана Сулеймана – это была бы верная смерть для ее сыновей, а значит, что Мустафа должен был умереть. Хюррем отдала приказ, чтобы сына Махидевран Мустафу убили.


Неточности, с которыми не согласны историки

Еще одним возмутительным фактом для историков оказалось то, что наложницы, включая Роксолану, могли свободно передвигаться по замку. На самом деле далеко не все девушки попадали в хоромы Султана. Многие из них просто жили в покоях, читали, учились, но никогда не были близки с правителем Османской империи. Им не положено было гулять по замку, при этом в сериале девушки чувствовали некую свободу передвижения.

Исторические факты указывают на то, что Роксолана попала в гарем Султана, когда тот был еще совсем молодым. В сериале же Султан Сулейман предстал перед зрителями уже довольно взрослым мужчиной. Наложницы не могли попадать в его покои так быстро, как это показано в «Великолепном веке». В случае с Роксоланой, девушке понадобился лишь один день, чтобы попасть в покои правителя. Но известно, что наложниц готовили очень долго к тому, чтобы отправить их к Султану Сулейману. Такое несоответствие сразу же бросается в глаза тем людям, которые интересовались личностью Роксоланы.

«Сериальная» Хюррем была вынуждена постоянно противостоять соперницам, которые окружали ее возлюбленного Султана Сулеймана. В сериале у правителя помимо Роксоланы были еще и другие женщины, хотя некоторые факты доказывают обратное – Султан Сулейман после встречи с Хюррем больше никогда не обращал своего внимания на своих наложниц, и других женщин у него больше не было до конца жизни. Но сценаристы сериала предпочли сделать из Сулеймана дамского угодника, который при всей своей любви и привязанности к Хюррем, испытывает желание быть наедине и с другими женщинами.

Также в сериале Роксолана изображена как настоящая интригантка, которая плела козни за спиной своего возлюбленного, и руководила его решениями. Доказательств этому нет. Считается, что Хюррем не была такой, какой ее представили в сериале «Великолепный век». Реальная жена Сулеймана не могла влиять на его решения, и уж точно не управляла империей.


Дети Султана Сулеймана и Хюррем Султан

Детей у Хюррем и Султана Сулеймана было намного больше, чем это показано в сериале «Великолепный век». В то время не было никаких средств контрацепции, и не удивительно, что у одной женщины могло быть множество детей. Малыши умирали после рождения по самым разным причинам, в основном, конечно же, это были болезни или патологии. Сценаристы обошли этот факт стороной и решили не ставить на этом акценты. Точное количество детей Роксоланы и Сулеймана – неизвестно.


Тайны жизни Хюррем

Долгое время жизнь Хюррем оставалась для историков настоящей загадкой. И хотя исследованием ее личности занимались и раньше, но широкую популярность этот исторический персонаж приобрел только после премьеры сериала «Великолепный век». Многие поклонники этого сериала всерьез заинтересовались личностью Роксоланы, кем она была, и какое влияние она имела на Султана Сулеймана. Возможно, если бы не было Хюррем, Османскую империю ждала бы совершенно другая судьба. Утверждается, что Роксолана была украинкой, но по другим сведениям – полячкой. В сериале у девушки украинские корни, поскольку именно так принято считать.

То, как складывались отношения между украинской наложницей Анастасией Лисовской (она же Роксолана и Хюррем) и Султана Сулеймана можно узнать только лишь из их личной переписки. Султан много лет провел в походах, поэтому во дворце ему приходилось бывать редко и не долго. Летописей, которые могли бы пролить свет на их взаимоотношения – не сохранилось. Историки делают свои выводы лишь на основе личной переписки. В действительности Роксолана очень любила повелителя и была до конца жизни ему верна. Султан Сулейман очень сильно переживал после смерти возлюбленной. Для него эта печальная новость стала настоящей трагедией, которую он так и не смог принять. Сюжет сериала «Великолепный век» прекрасно передает те события, которые происходили в Османской империи после смерти Хюррем.

Хюррем правила Османской империей?

Существует такая версия, что на самом деле Хюррем правила Османской империей, имея очень серьезное влияние на своего мужа Султана Сулеймана. Поговаривают, что женщина умела манипулировать Султаном Сулейманом и принимала решения за него. Хюррем, которую сыграла актриса Мерьем Узерли, в действительности таких прав не имела, хоть и была близким для Сулеймана человеком. Письма, которые она писала ему, говорят лишь о том, что она была невероятно образованной, умной и дипломатичной женщиной, которая совершенно не была заинтересована в том, чтобы принимать какие-то важные решения, которые повлияют на жизнь Османской империи. Персонаж Хюррем в сериале имела власти намного больше, чем это было в жизни. Девушка могла ловко манипулировать решениями Султана Сулеймана, а влюбленный правитель всегда прислушивался к ее мнению.

Видео:

Вконтакте