Конспект логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков Ж-З.















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

ЦЕЛИ: уточнить и сравнить артикуляцию звуков з-ж; учить различать звуки з-ж в словах, предложениях; развивать память, внимание, фонематическое восприятие; воспитывать любовь к родном краю и бережное отношение к природе.

ФОРМА ЗАНЯТИЯ: групповая.

Ход занятия

1. Орг. момент.

Сегодня, ребята, мы пойдем с вами на экскурсию в лес.

Кто из вас скажет, чем богаты наши леса? (наши леса богаты ягодами, грибами, в лесу водится много зверей и птиц)

Кто знает, как надо вести себя в лесу? (не ломать веток деревьев, не разорять птичьих гнезд)

Лес – это дом для зверей и птиц, его надо беречь, быть внимательным.

2. Развитие зрительного внимания и памяти. (Приложение 1)

Потренируем наше внимание и память. А помогут нам в этом лесные жители. (сова, волк, дятел, белка, лиса, лось, змея).

Назовите и запомните лесных жителей. Игра “Кого не стало”.

3. Развитие слухового внимания и памяти.

Послушайте слова, запомните их и повторите в том же порядке: лес, трава, деревья, солнце, цветы, птицы, животные. (Дети повторяют слова).

4. Проведение артикуляционной гимнастики.

В лесу можно услышать много разных звуков. Это поет ветер, разговаривают между собой деревья. Для того, чтобы нам красиво и правильно говорить проведем артикуляционную гимнастику.

Возьмите зеркала. Делаем вдох и тихо пропеваем гласные 1 ряда: а, о, э, у, ы; а теперь погромче.

“Лопаточка”, “Чистим зубки”, “Качели”, “Позвенели з-з-з”, “Пожужжали ж-ж-ж”, “Постучали д-д-д”, “Вздохнули: Ох”. Положили зеркала.

5. Вычленение з-ж из слов стихов.

Послушайте стихи и скажите, какие звуки слышатся чаще других.

Жук ж ужж ит “ж у-ж у-ж у!”
Я ж иву, не туж у.
Я на ветке сиж у,
И ж ужж у, ж ужж у, ж ужж у.

Назовите слова со звуком ж ?

В з елёном, з елёном, з елёном лесу
З елёный листок, как флажок, я несу.
З елёная шишка, под ёлкой молчит,
З елёная муз ыка где-то з вучит.
З елёный куз нечик в з елёной траве.
Играет з елёную песенку мне.

Назовите слова со звуком з ?

6. Знакомство с темой.

Сегодня на уроке мы будем различать звуки – буквы “з ” - “ж ”. Запишите в тетради число и тему.

7. Сравнение звуков по артикуляции.

Давайте вспомним, что мы знаем об этих звуках. (работа с зеркалами).

Звук “з ” - согласный, звонкий, бывает твердый, бывает мягкий. При произнесении “з ” губы растянуты в улыбке, язычок лежит за нижними зубами, воздушная струя холодная.

Звук “ж ” - согласный, звонкий, бывает только твердым. При произнесении “ж ”: губы округлены, язычок поднят вверх, воздушная струя теплая.

Чем они похожи? (они похожи тем, что оба звука согласные, твердые, звонкие).

Чем они отличаются? (при произнесении “з ”: губы в улыбке, воздушная струя холодная, а при произнесении “ж ”: губы округлены, язычок наверху, воздушная струя теплая.

Произносим звуки с опорой на ладонь (вверх – вниз).

Произносим звук с опорой на условные значки (о - - о...) (ж – з – з - ж). Выявили черты сходства и различия.

8. Соотнесение звука с буквой.

з ”? (буквой “з ”).

Какой буквой на письме обозначаем звук “ж ”? (буквой “ж ”).

9. Дифференциация з – ж в слогах.

Начинаем различать з - ж в слогах. Читаем хором слоги по слоговой таблице.

Записываем слоги: в 1 столбик слоги с буквой “з ”, во 2 – с буквой “ж ”. (за – жа, зу- жу, зы – жи).

Какую гласную написали в слоги “жи ”? Почему? (жи – ши пиши с буквой “и ”)

10. Дифференциация з – ж в словах.

Проведем устный диктант. Приготовьте сигнальные карточки з - ж . Я буду называть слова, а вы мне показывать соответственную букву з или ж.

Жук, злой, ужи, гроза, животное, земля, дружба, земляника, корзина, здоровье, журавль.

Запиши слова в 2 столбика (по наличию “з ” и “ж ”).

Зелень, жаба, лужа, воздух, дрожит, гнездо, свежий, музыка, убежал, друзья.

Проверяем: сколько слов в 1 столбике, во 2 столбике?

11. Физ. минутка.

12. Развитие лексической стороны речи.

Закончите словосочетание отвечая на вопрос:

  • Солнце (какое?).....
  • Лес (какой?)....
  • Трава (какая?)....

Составьте и прочитайте слова коза – кожа .

Чем отличаются эти слова? (буквами з – ж )

А ещё чем? (по смыслу).

Кто такая “коза”? (домашнее животное)

Что такое “кожа”? (кожа есть у человека, из кожи делают сумки, перчатки).

13. Дифференциация з- ж в предложениях.

Составьте предложение со словом “коза”. (Я пасу козу).

Сосчитайте сколько слов в предложении (три).

Начертите схему слов предложения.

С какой буквы начинаем писать предложение?

Как пишутся слова в предложении? (раздельно)

Что ставится в конце предложения? (точка).

14. Определение места звука в слове.

Приготовьте цифровые ряды. Определяем место звука “з ” в слове: кузнечик, стрекоза, зелёный, узнал, гвоздика, полезный, разные, разорвал, сразу, берёза.

Определяем место звук “ж ” в слове: стрижи, жаворонок, лужайка, влажная, медвежата, долгожданная, лужа, лежит, свежий, бежал.

15. Развитие фонематического слуха.

Рассмотрите картинки на наборном полотне. Найдите лишнюю картинку, название которой нет ни звука “з ”, ни звука “ж ”. (ученики находят одну картинку).

16. Проверочная работа.

А сейчас проверим, как вы усвоили тему занятия. На доске записаны три предложения. Списать предложения, вставляя в слова пропущенные буквы з - ж.

Взаимопроверка.

Что мы сегодня различали на занятии? (звуки и буквы з - ж )

18. Домашнее задание.

Подобрать и записать слова с буквами з – ж (по 6 слов).

№ 1 Звуки З-Ж

  1. Слоги: за-жа, зо-жо, зу-жу, зы-жи, зла-жла, зло-жло, узл-ужл, изл-ижл, жа-за-за, зо-жо-зо, зы-зы-жи, жу-зу-зу.
  2. Слова-паронимы: ужи - узы, кожа - коза, жал - зал, жевать - зевать, залей - жалей, везу - вяжу, разок - рожок, называть - наживать, лоза - ложа, лежать - лизать.
  3. Четвёртый лишний: Зайка, замок, жаба, зубы (жаба). Жук, ёжик, одежда, фазан (фазан). Зонт, пижама, гвоздика, незабудка (пижама). Ваза, ежевика, ужи, ножи (ваза).
  4. Образование существит. с уменьшит.-ласкат. суффиксами: снег - снежок, стог - стожок, сапог - сапожок, флаг - флажок, утюг - утюжок, луг - лужок, глаз - глазок, глазик, воз - возок, обоз - обозик, таз - тазик, Камаз - Камазик, Автоваз - Автовазик.

№ 2 Звуки З-Ж

  1. Выделение звуков «З»,»Ж» и проговаривание слов: заяц, жуки, жаба, живот, желудь, зовут, жеребец, зимовать, жареный, зяблик, жуткий, жонглёр, зоркий, жуткий, жвачка, зрачок, свежий, название, пожарный, лизать, одежда, гражданин, здание, тормоза, пижама, загадка
  2. Закончи слово слогом ЗА или ЖА: сту(жа), гро(за), лы(жи), Ли(за), бар(жа), лу(жа).
  3. Слова: железо, зажигалка, жажда, зажим, жизнь, зажал, заложник, жемчужина, закрутила, зазевала, жижа, звезда, заноза, возможно, желтизна, задолжать, заржать, заслужить, закружить, жалюзи, завизжать, жезл.
  4. Добавь звук «З»или «Ж»: .аба, .автра, .айка, .акет, .абры, .атва, .апах, .убы, .мурки, .абор, .уравль.

№ 4 Звуки З-Ж

  1. Словосочетания: ждать поезд, забыть пижаму, жгут валежник, выложил узор, окружил заботой, сторожил зерно, заметил пожар, забыл зонт, жаворонок запел, вымазаться в саже, запах жасмина, побежать назад, забежать за здание.
  2. Предложения: Во время дождя нужен зонт. В джунглях живут обезьяны. По зелёной траве ползут ужи. в живом уголке живет заяц. У Зины в корзине ежевика. В зале ожидания Зоя увидела Жанну. Таёжный посёлок занесло снегом. На земле лежит железная лопата. Зажглась лампа под зеленым абажуром. Зоя поставила жасмин в вазу. Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Женя загадал сложную загадку. Завизжала железная пила, застучал тяжелый молоток. Женя резал ржаной хлеб.

№ 5 Звуки З-Ж

Стихи : Не знали медвежата, что колются ежата,

И давай с ежатами играть, как с медвежатами.

Вдруг медвежата в слёзы: - Ёжики - занозы,

Испугались ёжики, несут щипцы и ножики.

И давай по штучке вынимать колючки.

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

Кушать хочется, да лень ворочаться.

Вот и ждёт рыжий кот - может миска подползёт.

Вот сегодня день хороший, запушило путь порошей.

Лыжи катятся, хрустят, и снежинки шелестят,

Эй, быстрее, ноги-лыжи, к той опушке ближе, ближе!

Обижается свинья: «Не грязнуля вовсе я!

Знать пора бы всем, что лужи мне

Целебной ванной служат!»

№ 6 Звуки З-Ж

Встретил ёжика бычок и лизнул его в бочок,

Но, лизнув его, бычок уколол свой язычок.

А колючий ёж смеётся: - В рот не суй, что попадётся!

Я нашла себе жука на большой ромашке.

Не могу держать в руках, пусть сидит в кармашке.

Лапок шесть, а глаза два, трещинка на спинке.

Вот хорошая трава, на - поешь травинку!

Ах, упал, упал из рук! Нос измазал пылью!

Улетел зеленый жук, улетел на крыльях!

Мы не заметили жука и рамы зимние закрыли,

А он живет и жив пока, жужжит в окне, расправив крылья…

И я зову на помощь маму: - Там жук живёт! Раскроем раму!

№ 7 Звуки З-Ж

Рассказы: Вдоль линии железной дороги стоят высокие зелёные ёлки. «Зелёный пояс» загораживает путь от снежных заносов. Ежегодно железнодорожники высаживают много молодых саженцев. Каждый год сажают множество ёлок, акаций, тополей. Саженцы железнодорожники заранее готовят в своих питомниках.

Жасмин.

В саду цвел жасмин. Сережа перелез через забор и стал рвать жасмин. Где-то вдали залаяла собака. Сережа испугался, бросил жасмин и побежал. Когда он перелезал через забор, он очень торопился и занозил руку. Сережа больше никогда не рвал чужой жасмин и не лазил через забор.

наталья деркач
«Дифференциация звуков [з]-[ж]». Конспект логопедического занятия с учащимися второго класса

Конспект занятия "Дифференциация з-ж "

С учащимися 2 класса с логопедическим заключением : нарушение письма и чтения с ФФНР.

Цель : - закрепить чёткую артикуляцию звуков [З] - [Ж] и правильное обозначение их письме;

Задачи :

Уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков ;

Отработать умение дифференцировать согласные звуки з-ж слогах , словах, предложениях, тексте;

Совершенствовать навыки звуко – слогового анализа ;

Совершенствовать фонематические процессы (слух, восприятие, представления) ;

Развивать высшие психические функции : память, внимание, словесно – логическое мышление;

Развивать мелкую моторику и зрительно-моторную координацию;

Работать над развитием грамматических форм речи.

Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение сосредоточиться.

Воспитывать интерес к логопедическим занятиям .

Воспитание самоконтроля устной и письменной речи;

Оборудование : индивидуальные зеркала, ватка, двусторонние карточки с изучаемыми звуками (на каждого ребёнка) ; символы для обозначения звуков занятия .

Ход занятия:

I. Организационный момент.

1. Отгадайте загадки, назовите первые звуки в словах – отгадках :

Белые цветочки

Вечером расцветают,

А утром увядают.

(Звезды)

В этот гладкий коробок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета.

(Желудь)

Вывод. С какими звуками мы сегодня будем работать?

Итак, сегодня мы будем различать звуки и буквы з-ж .

II этап. Основная часть.

1. Характеристика звуков . Сравнение по артикуляционным и акустическим признакам. Соотнесение звука с буквой .

“З” – символ зелёного цвета. Губы в улыбке, язык – за нижними резцами, воздух изо рта – холодный (контроль рукой) . Голосовые связки вибрируют, есть голос, он звонкий.

Звук “З” – согласный , звонкий.

звук «З» .

Стихотворение про звук [З] .

На эту букву посмотри!

Она совсем как цифра 3.

3 не просто завитушка,

3 - пружина, крендель, стружка.

“Ж” – символ жёлтого цвета. Губы – трубочкой, язык поднят вверх “чашечкой”, воздушная струя теплая, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту, звук глухой . Звук “Ж” – согласный , звонкий.

Сравнение образа буквы с предметами, на, что она похожа? Назовите, какой буквой мы обозначаем звук «Ж» .

Стихотворение про звук “Ж”

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук :

Ж –Ж – Ж –Ж –Ж – Ж – Ж

Сравнительная характеристика звуков З и Ж .

Давайте подумаем, чем отличается произношение звука [З] – [Ж] (ответы детей)

2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика :

Чтобы чётко и ясно проговаривать слова, нужно сделать артикуляционную гимнастику

1. Упражнение для формирования правильного речевого выдоха. Вдох через нос, выдох через рот. Звукоподражание : Жук : ж-ж-ж… Комар : з-з-з… (контроль ладонью, потом - без опоры) .

2. Упражнение на активизацию мышц губ :

“Улыбка”- удерживать сильно растянутые губы в улыбке.

“Трубочка” – вытянуть губы вперёд, как у слонёнка. Чередование.

3. Упражнение на активизацию мышц языка :

«Чашечка» - загибание краёв и кончика языка в виде чашки. Удерживать на счет до пяти.

“Вкусное варенье” – языком в форме чашечки облизать верхнюю губу.

Движения выполняются сверху вниз.

“Маляр”- широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

“Чистим зубы” – кончиком языка “почистить” зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

3. Развитие тактильных ощущений (каждому ученику даётся карточка с наклеенными из бархатной бумаги буквами).

Вспомним, какими буквами на письме мы обозначаем эти звуки : «ЗЭ» , «ЖЕ» .

Письмо букв в воздухе.

А сейчас мы выполним интересное задание. Я каждому дам карточку с буквой. Вы должны будете закрыть глазки и не подглядывать, а на ощупь определить, какая буква на вашей карточке. Назвать можно букву только тогда, когда я прикоснусь к вашей руке.

4. Развитие фонематического слуха Игра “Узнай звук”

Дифференциация з-ж в слогах : - Я читаю слоги и звуковые сочетания , а вы показываете соответствующую букву.

(жда, зла, _нее, зно, зре, оже, ожу, зна) .

Я называю вам слова, а вы внимательно слушаете, определяете, какой в этом слове слышится звук , и показываете соответствующую букву.

Перечень слов :

Выделите из ряда предложенных слов слог со звуками [З] – [Ж] : кружечка, уздечка, вазелин, кузнец, вязанка, зимняя, жакет, зима, жара, жук, жёлудь, зеркало, зонт, живот.

5. Работа со словами паронимами :

Игра «Наоборот»

Меняем букву з на ж и наоборот :

Жал-зал, залей-жалей, вяжу-везу, рожок-разок, жевать-зевать, называть-наживать, узы-ужи, пожар – базар, лежать – лизать, коза – кожа,звать – ждать.

Физкультминутка

Мы березку посадили

Мы березку посадили,

(выпрямиться за партой.)

Мы водой её полили,

(Потрясли кистями, будто разбрызгивая воду.)

М берёзка подросла,

(встать за партой.)

К солнцу ветки подняла,

(руки вверх.)

А потом их наклонила

(руки вниз, спина прямая.)

Всех ребят поблагодарила.

(поклоны головой, сесть за парты.)

3. Работа в тетради

1. Запишите буквы ЗЭ, ЖЭ :

а.) знать звуки “З” и “Ж” по беззвучной артикуляции (по движению губ) .

б) опираясь на кисти рук логопеда ;

в.) ориентируясь на стрелки ()

г.) под диктовку логопеда (я буду называть звук , а вы должны будете записать соответственно стрелку)

2. Дифференциация З-Ж в словах , слова записаны на доске.

Запись слов в три столбика по наличию звуков : в первый столбик со звуком [З] , во второй со звуком- [Ж] , в третий с двумя звуками –[З] – [Ж] :

(можно, озимые, земля, кружечка, кузнец, животное, вязанка, уздечка, бумажный, мерзлота, узенький, ожидание, зебра, багажник, зажигать, разложить, воздух, надежда, язык, звезда, движение)

Назовите слова, в которых йотированные гласные звуки обозначают два звука .

Гимнастика для пальцев рук :

«Здравствуйте»

Сначала подушечки пальцев одной руки поочерёдно касаться подушечек пальцев другой руки, а потом большого пальца этой же руки.

«Моем ручки»

Дети повторяют движения , совершаемые при мытье рук.

4. Составь слова из первых слогов данных слов . Запиши их в тетрадь.

Пример : узнать+ комар = узко

Газета+зонты= запах+жмурится=

Студент+жакет= ездить+жуки=

Стригут+живот= слуга+журавль=

Страна+жаба= закон+жгучий=

Звери+здание= знает+мясо=

5. Работа с родственными словами :

Прочитай слова. Составь с каждым, словом предложение.

Узкий НИЗ МОРОЗ

Узенький НИЗкий МОРОЗить

Узковатый НИЗина Мороженое

Узко заНИЗить ЗаМОРОЗить

сУЗить поНИЖение заМОРОЗки

сУЖение сНИЖение заМОРОЖенный

III. Итог занятия :

Дидактическое упражнение «Исправь ошибку» (учить ребёнка различать правильное и дефектное произношение в речи других людей). Взрослый произносит предложения в искажённом виде, а ребёнок даёт правильный вариант.

Во время дождя нужен жонт. Девочка катается на лызах. Под сосной сидит серый жайка. Девочка пасёт кожу.

О каких звуках мы говорили сегодня на занятии ? Что вы запомнили, узнали нового?

Логопедические игры для закрепления произношения трудных звуков

Дифференциация звуков Ж-З в играх

Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 17, г. Каменск-Шахтинский.

Цель: дифференциация звуков Ж-З.

Задачи:
1. Формировать у дошкольников правильного звукопроизношени, умения дифференцировать звуки Ж-З в своей речи,употреблять их правильно.
2. Разнообразить с помощью дидактической игры работу над закреплением правильногозвукопризношения, заинтересовать детей.

Описание: Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Известно, что дидактическая игра – это эффективное средство логопедической работы с детьми. Данные игры способствуют формированию правильного звукопроизношения в речи ребенка. Эти игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям."Повтори, не ошибись"
Ребенок внимательно слушает, а затем повторяет за логопедом.
За-жа-за
Заяц, жаба и коза,
Зы-жи-зы,
Розы, вожжи и тазы.
Жи-зы-жи,
Этажи, тазы, моржи.

Данную игру я провожу как с одним ребенком, так и с группой детей (устраиваем, например, конкурс "Кто лучше скажет")

"Угадай-ка"

Взрослый предлагает ребенку отгадать, какой звук слышится в лове. Услышав звук, ребенок должен показать соответствующую букву (Ж или З). Данная игра может проводиться как с одним ребенком, так и группой детей.

Слушай внимательно и угадай!
Правильно звуки ты выделяй!

Розы, лужа, забор, золотой, ножи, слеза, жираф, запах, коза, жук, живой, звезда, бужу, ваза, злой, жить, кожаный, Жанна, Зоя, зонтик, желудь.

Данную игру можно видоизменить: предложить ребенку (детям), услышав какой звук в слове, "жужжать" или "зудеть"; на звук Ж - хлопать (присеать), а на звук З - топать (подпрыгивать).

"Закончи правильно предложение"
Добавь слог ЗУ или ЖУ
Я тяжелый груз ве... (зу).
Я сестренку в садик отво... (жу).
Я тебе по секрету что-то ска... (жу).
Я бантик завя... (жу).
Я мороженое языком сли... (жу).
Я сорву колючую ро... (зу).

Добавь слоги ЗЫ или ЖИ.
Зимой нам нужны санки и лы... (жи).
На лугу пасутся ко... (зы).
От обиды по лицу текут сле... (зы).
На столе лежат острые но... (жи).
Ты мне сказку расска... (жи).

Добавь слоги ЗА или ЖА.
На столе лежит красная ро... (за).
Чтобы сшить куртку, нужна хорошая ко... (жа).
На лугу пасется ко... (за).
От дождя на асфальте лу... (жа).
Сегодня будет дождь и гро... (за).

В эту игру я играю так же как с одним ребенком, так и с группой детей. С группой устраиваем соревнование "Кто быстрее" - важно не только быстро сказать, но и правильно произнести звук.

Игра с Петрушкой "Путаница"

Кукла Петрушка приходит в гости и веселит детей - говорит неправильные предложения. Дети должны исправить Петрушку. Данная игра может проводиться как с одним ребенком, так и с группой детей.

Зайка играет с Жанной.
Забор красит Женю.
Жук поймал Захара.
Ежик кормит Лизу.
Зонтик держит Жору.
Лыжи катаются на Зине.
Земля ползет по ежику.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ж-З

ЗА – ЖА – ЗА

ЗО – ЖО – ЗО

ЗУ – ЖУ – ЗУ

ЗЫ – ЖИ – ЗЫ

ЖА – ЗА – ЖА

ЖО – ЗО – ЖО

ЖЕ – ЗЕ – ЖЕ

ЗУ – ЖУ – ЗУ

ЗДА – ЖДА - ЗДА

ЗДО – ЖДО - ЗДО

ЗДУ – ЖДУ - ЗДУ

ЗДЫ – ЖДЫ – ЗДЫ

АЗА – АЖА - АЗА

ОЗО – ОЖО - ОЗО

УЗУ – УЖУ - УЗУ

ЫЗЫ – ЫЖИ – ЫЗЫ

ажна-азна азна-ажна
ожна-озда озда-ожна
ужна-узна узна-ужна
ижма-изма изма-ижма
езли-ежли ежли-езли

Слова :

Жизнь, железо, желтизна, залежи, зажать, забежать, задержать, задолжать, заржать, заряжать, заслужить, закружить, жалюзи, жезл, зажму, зажгу, зажигалка, зажим, завяжу, заложу, завизжать, возможно, зажужжать, зажиреть, зажелтеть.

Жра-заря, пожар-базар, жалей-залей, держать-дерзать, лужайка-зайка, лежать-лизать, бежать-вязать, жакет-закат, лёжа-береза, Жора-Зоя, ожог-возок, должок-дозор, лужок-узор, флажок-глазок, прыжок-разок, жук-зуб, грожу-грозу, вижу-внизу, вяжу-везу, брожу-грызу, хожу-ползу, гляжу-внизу, ножи-тазы, жидкий-зыбкий, жир-пузырь, ежи-возы, кожи-козы, баржа-база, рыжий-сизый, ёжики-языки, рыжики-музыка, похаживать-показывать, наживать-называть, лежи-вези, важный-разный, каждый-гораздо, монтажник-проказник, дружный-грузный, тревожный-грозный, дождик-гвоздик, можно-поздно, дорожный-паровозный, пирожное-морозное, обождать-опоздать, денежный-полезный, подожди-ка-гвоздика, книжный-капризный, нежный-резвый, жизнь, железо, желтизна, залежи, зажать, забежать, задержать, задолжать, заржать, заряжать, закружить.

Жал – зал Жук - зуб

Жара – заря Вяжу - везу

Жалей – залей Гляжу - внизу

Держать – дерзать Грожу - грозу

Пожар – базар Брожу - грызу

Лежать – лизать Вижу - внизу

Лужайка – зайка Ножи - тазы

Сажать – сказать Жидкий - зыбкий

Лежа – береза Жир - пузырь

Бежать – вязать Ежи - возы

Зять – жать Кожа - коза

Жора – зол Рыжий - сизый

Лужок – узор Ежики - языки

Стожок – возок Рыжики - музыка

Флажок – глазок Снежинка – корзинка

Чистоговорки

за, за, за - вот идет коза

жа, жа, жа - мы видели ежа

зу, зу, зу - мы ведем козу

жу, жу, жу - на лужок хожу

зы, зы, зы - новые тазы

жи, жи, жи - у меня ножи

Вариант для старшей и подготовительной групп

жа, жа, за - вот идет коза

за, за, жа - мы видели ежа

за, жа, за - закрыли мы глаза

жа, за, жа - нет у нас ножа

Предложения

Зимняя стужа.

Зеленый лужок.

Нежная зелень.

Навозный жук.

Бумажный змей.

Лыжная мазь.

Зал ожидания.

Книжный магазин.

Змеиное жало.

Желтый зонт.

Жажда знаний.

Полезное животное.

Заветное желание.

Снежная зима.

Железный гвоздь.

Женин знакомый.

Запас железа.

Жидкий мазут.

Важное задание.

Влажная земля.

Снежные заносы.

Забавный ежик.

Мамы разные нужны, мамы всякие важны.

Рыжий пес бегает по двору.

Возле лужи жаба.

Завизжала железная пила.

Женя резал ножом хлеб.

Лиза катается на лыжах.

Выбежали из дома Женя, Лиза и Зоя.

У Жени лыжи, у Лизы и Зои санки.

В лесу Зина собирала рыжики.

Мы привязали Жучку к будке, чтобы она не убежала.

Зина вымазалась в саже.

Между небом и землей жаворонок вьется.

Золотистый жук залетел в окно.

Зоя любит запах жасмина.

Зажглась лампа под зеленым абажуром.

Зина связала кружевные манжеты.

Возле дома зеленая лужайка.

Зоя вежливо спросила Женю, где можно взять жесть и гвозди.

Таежный поселок занесло зимой снегом.

Почему ужом назвали

Сторожила здешних луж?

Никого ведь не ужалил

Безобидный черный уж.

Стихи

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок.

Улеглись снежинки,

Белые пушинки.

Но подул вдруг ветерок,

Закружился наш снежок.

Пляшут все пушинки,

Белые снежинки.

Связная речь

ЗА ЗЕМЛЯНИКОЙ

Женя и Зина ходили в лес за земляникой. У них были кузовки. Но земляники было мало. Возле березы Женя заметил ежа. Ежик не побежал, а свернулся клубком. Женя положил кузовок на землю и позвал Зину. Они захотели взять ежа домой. Зина стала держать кузовок. Женя взял палку и закатил ежа в кузовок. Побежали Женя и Зина домой. Вместо земляники у них живой ежик. Дома они дали ежику молока. Зина хотела оставить ежа, но Женя отдал его в живой уголок. Там уже был один ежик. Вдвоем веселее.

У Захара жар. Он заболел. Мама вызвала доктора. Доктор говорит: "Надо лежать, Захар, пока не выздоровеешь." Захар лежит и пьет таблетки.

Звонок звенит, а жук жужжит.

Не надо зевать, если надо жевать.

У винограда – лоза, а в театре – ложи.

Желтые розы, а страшные – рожи.

Дай разок потрубить в рожок.

Надо полежать да лапку полизать.

Будешь тузить – будешь тужить.

Зажимом зажимают.

Жезл из железа – железный.

На земле лежит железная лопата.

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ

Давно уже зима на земле хозяйка. Замела дома и дороги. На окнах узоры наморозила. Заковала льдом озёра и реки злая зима. Рада бы, но не может заморозить живое. Даже детям зимой не холодно. Бегают во дворе - им даже жарко. В морозные дни дети дома. Пожелали гулять Женя, Лиза и Зоя - и к маме. Мама наказала потеплей одежду надеть. Живо выбежали из дома Женя, Лиза и Зоя. У Зои лыжи, у Лизы и Жени - коньки. Лиза и Женя заливают каток. А Зоя проложила лыжню.

Жаворонок вьет гнездо во ржи.

Желтые листья падают на землю.

Женя набрал рыжиков и груздей.

У дома зеленая лужайка. Снежинки падают на землю. Над водой кружились стрекозы.

Дорожки засыпали желтым песком.

Продолжается подписка на газеты и журналы. Зажжужала муха, дожжужалась паука. Жужжит на жимолостью жук, тяжелый на жуке кожух. Зайка живет в лесу. Тигр - прожорливый зверь.

Зина надела вязаный жакет. Крот живет в земле. Зина кормит ежика. Дедушка живет у разъезда. Жора загорал на пляже.

Захар жил в колхозе.

Женя показал Зое журнал.

Женя живет у завода.

Жанна рассказывает про животных.

Зоя забыла зонтик у Жени.

Зелена жаба

С забавным жуком

Забыли к зиме

Подыскать себе дом.

Зайка забавный

Знает загадки каждый ежик.

Жуку и змее загадать их может.

Загадки о вазе, бизоне, уже,

О ежевике и о еже.

Знает каждый: змей бумажный

У Жени живет.

Женя не знает

С зайкой забот.

Зайке не нужен

Ни обед, ни ужин.

На земле лежать не любит.

Легкий змей, как будто дым.

Наблюдать за ним несложно,

Только жаль, что невозможно

Полетать нам вместе с ним!

ЗВОНОК И ЖУК

Звенит, звенит, звенит звонок! Запомни тот задорный звон,

Зовет, зовет он на урок! Он с детства каждому знаком,

Звонка призывный звучный звон Он к знаньям весело манит,

Созвал друзей со всех сторон. В ушах звенит, звенит, звенит…

В звонке высокий, звонкий звук, Когда же зажужжит вдруг жук,

Он разливается вокруг. То у жука пониже звук,

Тот звук ты мысленно прикинь: И глуше будет жук жужжать,

«Дзынь-дзынь», «здынь-дзынь», Как будто жук слегка прижат.

«Дзынь-дзынь», «дзынь-дзынь»!

Жука жужжанье нас тревожит,

Мы ждем, что жук ужалить может,

Но жук живет совсем без жала,

Напрасно жук жужжит, пожалуй!

Женя, Женя, что стряслось? И к себе на день рожденья

Ты от слез промок насквозь. Наши стулья пригласила.

Отвечает он, вздыхая: Пригласила нашу вазу,

Приходила тетя Мая. Все ножи и вилки сразу.

О каком-то одолженье Даже столик из угла.

Очень вежливо просила. А меня не позвала.

Еж с ежонком и ежихой Жеребенок видит ясно:

Собирают ежевику. Желтый свет! Идти опасно!

Рыжебокая лисица

Тоже хочет поживиться. Не бери ежа с собой,

Призадумалась кума: Отпусти его домой.

У ежей иголок тьма. Ежик, даже глупый самый

Хочет жить с ежихой-мамой.

Я – по луже! Я - по луже! Жмурятся глазки

Я ищу, где лужа уже. У кошки

Может, час, а может, два У кошки

Я искал, нашел едва. У Мурки:

Я нашел, где лужа уже, - Выходите, мышки,

А теперь лежу простужен. Поиграем в жмурки!

Меня ужалила пчела. В желудь влез один червяк

Я закричал: «Как ты смогла?!» И не съест его никак.

Пчела в ответ: «А как ты мог Кто куда, скажите, влез?

Сорвать любимый мой цветок? Кто кого никак не съест?

Ведь он мне был уж-ж-жасно нужен: Желудь, что ли, червяка?

Я берегла его на уж-ж-жин». Фу, какая чепуха!

В желудь влез один червяк

И не съест его никак

Животные в пустыне.

Животные пустыни знают, что такое зной и жажда. Всю жизнь живут они в песках. Эти животные иногда даже забывают, что такое дождик. Тяжко им так жить.

Жаба заболела.

Зелена жаба никогда ни о ком не заботилась. Всю жизнь жила она одна: нежилась в лужах, скакала по лужайкам и вот однажды - о, ужас! - жаба заболела. Лежить она, еле квакает. Никто даже не знает, как ей плохо. Бежал мимо жукю

Я жаба, мне никто не нужен!

Как же ты всю жизнь жила? - ужаснулся жук и побежал за соседями.

Помогли соседи жабе каждый по-своему: кто ужином угостил, кто камин зажег. Поняла жаба, как важно заслужить уважение, тогда бы в тяжелую минуту она не осталась совсем одна.