Кто составляет егэ по русскому. Подготовка "грамотных потребителей"

Основной государственный экзамен (ОГЭ) - это основной вид экзамена для выпускников 9 классов в средней школе России. Сдача ОГЭ необходима для перехода в 10 класс. Реузльтаты ОГЭ влияют на оценки в аттестате. Выпускники 9 классов общеобразовательных учреждений сдают 2 обязательных экзамена (русский язык и математика) и 2 экзамена по предметам по выбору . Согласно новому Порядку проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования , экзамены по другим учебным предметам обучающиеся сдают на добровольной основе по своему выбору.

Новая форма ОГЭ (ГИА-9)

С 2004 года в России проводилась апробация ГИА в новой форме. В народе его называют ЕГЭ для девятиклассников, так как выпускники решают задания стандартизированной формы. Согласно новому закону «Об образовании в Российской Федерации» государственная итоговая аттестация для 9 классов является обязательной. С 2014 года ГИА стала основным государственным экзаменом (ОГЭ) . Это значит, что сдавать выпускные экзамены в традиционной форме (по билетам) выпускники девятых классов теперь не смогут.

С 2015 года в КИМах ОГЭ больше нет деления на части A, B и С: экзаменационная работа разделена на 2 части, а задания имеют сплошную нумерацию. Однако это не значит, что тесты окончательно исчезли из экзаменов. Задания на выбор одного правильного варианта из нескольких предложенных остались. Просто теперь записывать правильный ответ в бланк ответов нужно будет соответствующей цифрой, а не крестиком.

ГИА можно сдать по 14 общеобразовательным предметам.

Обязательные предметы:

  • русский язык
  • математика

Предметы по выбору:

  • обществознание
  • история
  • физика
  • биология
  • химия
  • литература
  • информатика и ИКТ
  • география
  • английский язык
  • французский язык
  • немецкий язык
  • испанский язык

Изучающие языки и литературу народов Российской Федерации (родной язык и литература) в праве выбрать для сдачи в форме ОГЭ (ГИА) и эти предметы.

Особенности проведения ОГЭ по некоторым предметам

  • ОГЭ по физике включает экспериментальную часть
  • ОГЭ по химии можно сдать в одном из 2 вариантов: с реальным экскпериментом или без него
  • ОГЭ по иностранным языкам имеет устную часть
  • На экзамене по информатике применяются персональные компьютеры

Кто участвует в ОГЭ?

К сдаче ОГЭ допускаются:

  • выпускники 9 классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации с годовыми отметками по всем предметам не ниже «3»;
  • выпускники с одной «2», с условием, что будут сдавать экзамен по этому предмету;
  • иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы, обучающиеся в общеобразовательном учреждении;
  • выпускники прошлых лет, не получившие аттестат.

Результаты ОГЭ

Итоговые отметки по обязательным предметам ОГЭ выставляются в аттестат следующим образом:

  • если годовая отметка и отметка, полученная на ОГЭ, отличаются на 1 балл, в аттестат выставляется более высокая отметка;
  • если разница между годовой отметкой и отметкой, полученной на ОГЭ, больше одного балла, то в аттестат выставляется среднее арифметическое этих отметок.

С 2017 года результаты ОГЭ (в том числе неудовлетворительные) по двум выборным предметам влияют на отметки в аттестате об основном образовании.

Регион может ввести в дополнение к аттестату документ, подтверждающий результаты ОГЭ.

Результаты ОГЭ могут учитываться школой при формировании профильных 10-х классов.

Если на ОГЭ была получена «двойка»

Если выпускник получил на ОГЭ по одному или двум предметам неудовлетворительную оценку, ему разрешается пересдать эти экзамены в дополнительные сроки.

Если же и в дополнительные сроки выпускник не справился с испытанием, вместо аттестата ему выдадут справку о прохождении обучения . В справке указываются предметы, по которым получены «двойки». Пересдать эти предметы можно будет только в следующем году. По усмотрению родителей (законных представителей, опекунов) выпускника могут оставить на повторное обучение.

Единый государственный экзамен, или ЕГЭ, - это особая форма выпускного экзамена, которая проводится в школах. По результатам тестирования выпускники поступают в различные учебные заведения. Эксперимент с введением данного экзамена стартовал в 2001 году. У школьников и педагогов появилась еще одна головная боль, а вместе с ней вопрос: «Кто придумал ЕГЭ в России?» Имя этого чиновника вы узнаете в нашей статье.

Зачем ввели ЕГЭ

Целью данной формы экзамена считается снижение уровня коррупции при поступлении в высшие учебные заведения, а также повышение возможности получения высшего образования для выпускников. Среди педагогов, учеников, а также их родителей идут горячие дискуссии на тему о сложности прохождения тестирования, недостоверности результатов и так далее. Выпускники ломают голову над тем, кто придумал ЕГЭ в России, а заодно и проклинают реформатора.

в мире

Если вы считаете, что ЕГЭ впервые появился в России, то вы сильно заблуждаетесь. Мировое образование знакомо с данной формой проведения экзамена уже больше 50 лет. Но прежде чем разбираться с вопросом, кто придумал ЕГЭ и ОГЭ в нашей стране, давайте изучим мировую практику.

Первый подобный экзамен провели во Франции в 1960-х годах. В это время африканские колонии независимого французского государства обрели независимость, поэтому в стране гурманов появилось много приезжих из Африки. Несложно догадаться, что уровень их образования был очень низким. Но детям путешествующих родителей нужно было учиться. Французские чиновники сделали все, чтобы упростить систему экзаменов для мигрантов. Они ввели тестовые вопросы.

Таким образом, выпускной экзамен совместили с вступительными испытаниями в высшие учебные заведения.

В отличие от россиян, французы начали проводить серьезные акции протеста. Они сообщали властями, что такая форма экзамена приводит к «отупению» нации. Борьба была недолгой.

Спустя 3 года французские власти оценили результаты реформы и были вынуждены отказаться от нововведения. Несмотря на французский опыт, системы подобного тестирования прижились в Соединенных Штатах Америки. Считается, что она практична, поэтому практика «2 экзамена в 1» применяется во многих странах мира. Теперь вы знаете, кто придумал ЕГЭ впервые.

Российский опыт

Прежде чем в школах ввели ЕГЭ, в некоторых гимназиях и лицеях проводили эксперименты, где выпускники добровольно проходили тестирование. На вопрос о том, кто придумал ЕГЭ и ГИА в России, многие ошибочно отвечают: Александрович. Но это далеко не так.

Создателем ЕГЭ в России считается чиновник, занимавший пост министра образования с 1998 по 2004 год. Его имя вам мало о чем скажет. Этот министр дал ход масштабной реформе российского образования. Что в нее входило? Во-первых, он присоединил Российскую Федерацию к по которой высшее образование делится на магистратуру и бакалавриат. Во-вторых, создал и ввел новые образовательные стандарты. Он считал, что введение Единого государственного экзамена покончит с коррупцией в образовательных учреждениях, а также создаст эффективную и качественную проверку уровня знаний выпускников - ведь пятибалльная система оценивания уже давно себя изжила.

На вопрос: «Кто придумал ЕГЭ в России?» - есть однозначный ответ: Филиппов Владимир Михайлович. Он считал, что тестовая форма экзамена справится с данными проблемами. В одном из своих интервью Филиппов утверждал, что в элитарные вузы Москвы и Санкт-Петербурга можно поступить через репетиторство, платные курсы или целевой прием, который практикуется в двух столицах нашего государства.

В 1999 году при Министерстве образования и науки открывается Федеральный центр тестирования. Задача данного центра заключается в том, чтобы развивать в государстве системы тестирования, а также проводить контроль качества знаний у учеников и студентов в образовательных учреждениях.

Теперь вы знаете, кто придумал ЕГЭ, но жить от этого легче не стало. Давайте узнаем мнение Президента РФ о данной форме экзамена.

Что говорит президент

Владимир Владимирович Путин знал, кто придумал ЕГЭ и ГИА. И многократно отмечал, что у экзамена есть как минусы, так и плюсы. Он говорил, что благодаря особой форме выпускного экзамена в несколько раз увеличилась число абитуриентов, которые поступают в ведущие вузы нашего государства за счет прохождения тестирования.

Иными словами, президент признает недоработку со стороны государства, но тем не менее данную меру считает эффективной в борьбе с коррупцией и в повышении доступности образования для выпускников из регионов.

Кто может сдать ЕГЭ

Согласитесь, что знать, кто придумал ЕГЭ, совсем неважно. Важно знать, кто имеет право на сдачу особого экзамена. Участвовать в сдаче госэкзамена имеют право все учащиеся одиннадцатых классов, допущенных педагогами.

Вправе пройти тестирование обучающиеся в колледжах, техникумах, а также выпускники средних школ, кто когда-либо сдавал экзамен, но считает результаты неудовлетворительными.

Избежать ЕГЭ могут ученики одиннадцатых классов с ограниченными возможностями здоровья. Для этого им необходимо предъявить справку об инвалидности.

Сдавать выпускной экзамен в традиционной форме имеют право выпускники школ уголовно-исполнительной системы, а также дети с девиантным поведением.

Когда проходит экзамен

ЕГЭ проходит в России по общему расписанию. Его составляет Министерство образования и науки. Практика показала, что волна сдачи ЕГЭ начинается во второй половине мая и заканчивается в июне. Сдать экзамен можно досрочно. Для этого необходимо подать заявление в администрацию школы или колледжа, тогда для вас появится возможность пройти тестирование в апреле.

Контрольно-измерительные материалы

Это длинное словосочетание обозначает тест, по-другому их называют КИМы. Их разработка принадлежит Федеральному Институту педагогических исследований. Каждый год ФИПИ выкладывает в сеть демонстрационные версии контрольных материалов по каждому виду предметов. Как правило, КИМы имеют три части.

Оценка результатов

Тот, кто придумал ЕГЭ, а именно ввел 100-балльную систему оценивания знания на экзамене. Процесс оценивания осуществляется в два этапа. На первом из них определяется число первичных баллов. Сумма определяется путем сложения баллов, полученных за каждый вопрос. Такие данные вы можете найти на сайте ФИПИ. Скачиваете демо-версию нужного предмета. Открываете папку, а затем изучаете документ под названием «Спецификация».

На втором этапе первичные баллы составители КИМов переводят в тестовые. Всего их 100. Именно тестовые баллы выпускник видит в своем сертификате о сдаче ЕГЭ.

Проблемы

Как правило, экзаменуемые не испытывают никаких проблем во время сдачи экзамена. Конечно, полностью избавиться от волнения еще никому не удалось. Но надо отметить, что обстановка на экзамене спокойная и несуетливая. Совсем неважно знать, кто придумал ЕГЭ. Важно иметь в голове знания по предмету, и тогда ни один экзамен не будет страшен!

Чаще всего проблемы возникают у организаторов экзамена. Каждый год происходит утечка ответов в сеть Интернет. Были случаи, когда их выкладывали в социальных сетях. Уже несколько лет администрация популярного сайта «ВКонтакте» сотрудничает с Рособрнадзором. Теперь в «ВК» ведется слежка. Подозрительные документы во время рассылки блокируются.

Теперь вы знаете имя чиновника, который ввел ЕГЭ. Однако это далеко не самая важная информация, которая требуется выпускнику школы. Учитесь и готовьтесь вовремя, чтобы успешно сдать предстоящие экзамены!

Сегодня каждый ученик выпускного класса твердо знает: без ЕГЭ с хорошим баллом нет никаких шансов поступить в вуз и получить достойное образование.

Но представители старших поколений нередко имеют довольно туманное представление о том, что такое ЕГЭ и для чего он необходим.

До сих пор не всем известно, как расшифровывается загадочная аббревиатура – ЕГЭ. Между тем, ответ очень прост: только по результата Единого Государственного Экзамена можно поступить в институт либо университет.

Он является оценкой знаний современных школьников, выставляемой по единой методике оценивания, утвержденной в Минобразования.

Согласно требованиям законодательства, каждый выпускник школы должен сдать ЕГЭ по окончании обучения, если он собирается учиться дальше. Экзамены проводятся в один и тот же день по всей стране, с учетом часовых поясов.

Результаты экзамена по основным предметам – математике, биологии, литературе и языку, химии, географии и т.д. – выражаются в количестве набранных баллов и необходимы для участия в конкурсе на поступление в выбранный вуз. Выпускник, не сдавший ЕГЭ или набравший недостаточно баллов, не будет допущен к конкурсу в вузе.

Вопросы и задания Единого госэкзамена охватывают всю школьную программу, практически от начальных и до выпускного класса. Чем лучше учился школьник в годы, предшествующие выпускному классу, тем больше у него шансов успешно сдать ЕГЭ с высоким баллом.

Разумеется, не последнюю роль играет усиленная подготовка, помощь хорошего репетитора-предметника и ряд других факторов. Но все же сложно рассчитывать на действительно хороший результат тому, кто в течение всего школьного периода не подымался по уровню знаний выше посредственной оценки.


Ведь придется не только вызубрить теоретическую часть курса, но и научиться решать задачи, писать эссе – т.е. проявлять творческие способности, базирующиеся на доскональном понимании предмета. Так что готовиться к написанию ЕГЭ нужно с первых классов начальной школы.

1. Для начала нужно подать заявку на ЕГЭ по тем предметам, которые необходимы для поступления в вуз. В их список обязательно входят математика и русский язык, остальные предметы включаются по выбору выпускника, в зависимости от того, каким будет его будущая специальность и какие предметы являются профильными для выбранного им вуза. Прием заявок на ЕГЭ заканчивается 1-го марта.

2. В назначенный для экзамена день нужно прийти в пункт, где проводится экзамен, не позже 9-30 утра. ЕГЭ начинается в 10-00 утра, и за полчаса нужно успеть зарегистрироваться и подготовиться к написанию теста. С собой выпускник должен принести паспорт, ручку с черной пастой, пропуск на экзамен и (по желанию) пластиковую бутылочку с водой.

3. После того, как преподаватели раздадут бланки для ответов, можно приступать к написанию. Для каждого предмета длительность экзамена и количество вопросов каждый год определяется в Минобразования.

4. По окончании экзамена нужно сдать свою работу, независимо от того, на все ли вопросы даны ответы. Если ученик справился с тестом раньше, он может сдать свой заполненный бланк досрочно и покинуть аудиторию.

На Едином госэкзамене можно пользоваться:

— для сдачи теста по математике – линейкой и справочниками, выдаваемыми вместе с заданием;

— для сдачи теста по географии – линейкой, транспортиром, калькулятором без возможности запоминания и программирования;

— для сдачи теста по химии – простейшим калькулятором и приложенными к заданию табличными материалами;

— для сдачи ЕГЭ по физике – простейшим калькулятором и линейкой;

— для сдачи ЕГЭ по языкам иностранных государств – оснащением для аудирования, установленным в пункте проведения экзамена.

Любая неудача – это еще не катастрофа, и если минимум баллов не удалось набрать только по одному предмету, этот экзамен можно попытаться пересдать в надежде получить более высокий балл. Заявление на дополнительный экзамен может подать и тот, кто пропустил ЕГЭ по уважительной причине – болезни, семейным обстоятельствам и т.д.


Если же провалены экзамены по двум предметам, ЕГЭ придется пересдавать в следующем году, подготовившись более тщательно. Впрочем, тот, кто уверен, что написал тест хорошо, но к нему придираются злые преподаватели, может подать апелляцию, и специальная комиссия повторно проверит написанные им ответы в течение нескольких дней.

Введение ЕГЭ

Задания по каждому предмету делятся на три части (блока ): A , B , C .

Блок A содержит тестовые задания, в каждом из которых необходимо выбрать один вариант ответа из четырёх предложенных.

На каждое задание блока B необходимо дать краткий ответ, состоящий из одного или нескольких слов, букв или чисел. Ответы на задания блоков A и B заносятся в специальный бланк и проверяются компьютером .

Блок C состоит из одного или нескольких заданий с развернутым ответом (например, необходимо решить задачу, написать сочинение на предложенную тему или обоснованно ответить на определенный вопрос). Ответы на задания блока C оцениваются экспертами региональной экзаменационной комиссии, задания КИМ части С содержат критерии оценивания для экспертов.

КИМы по отдельным предметам могут иметь свои особенности. Например, КИМы по литературе не содержат заданий с выбором ответа. В КИМах по иностранным языкам есть раздел, в котором учащемуся необходимо прослушать аудиозапись текста на иностранном языке и ответить на вопросы по содержанию текста.

В таблице приведены коды, длительность, количество заданий и максимальный первичный балл на ЕГЭ 2009 года . Также включено минимальное количество баллов (нижняя граница удовлетворительной отметки), которое определяется в тестовых баллах.

Код Предмет Длительность
(минут)
Задания
блока A
Задания
блока B
Задания
блока C
Максимальный
первичный балл
Минимальное
количество баллов
1 Русский язык 180 30 8 1 60 37
2 Математика 240 10 11 5 37 -
3 Физика 210 25 5 6 50 -
4 Химия 180 30 10 5 66 -
5 Информатика и ИКТ 240 18 10 4 40 36
6 Биология 180 36 8 6 69 35
7 История 210 32 11 7 68 -
8 География 180 31 12 7 61 34
9 Английский язык 160 28 16 2 80 -
10 Немецкий язык 160 28 16 2 80 -
11 Французский язык 160 28 16 2 80 -
12 Обществознание 210 30 6 8 62 -
13 Испанский язык 160 28 16 2 80 -
18 Литература 240 нет 12 5 39 30

Бланки ЕГЭ

  • Бланк регистрации используется для регистрации участников экзамена
  • В бланк ответов № 1 вносятся ответы на задания блоков A и B
  • Для развёрнутых ответов на задания блока C используются бланк ответов № 2 и дополнительный бланк ответов № 2

Все бланки ЕГЭ имеют размер 210 мм × 305 мм:

Кроме основной стороны экзаменуемые могут использовать оборотную:

Заполнение всех бланков ЕГЭ должно вестись строго по установленным правилам , в противном случае данные могут быть неправильно распознаны, что засчитывается за неправильный ответ.

Выставление оценок за ЕГЭ

Каждое выполненное задание ЕГЭ оценивается в 1 или большее число баллов. Сумма этих баллов составляет первичный балл испытуемого. Количество первичных баллов различается по разным предметам, например, минимальное количество первичных баллов в 2009 году содержит ЕГЭ по математике (37 первичных баллов), а максимальное - ЕГЭ по биологии (69 первичных баллов) и иностранным языкам (80 первичных баллов).

Далее устанавливается соответствие между первичными и тестовыми баллами (при этом максимальный тестовый балл всегда равен 100). Шкала перевода первичных баллов в тестовые зависит от сложности заданий и статистического анализа результатов ЕГЭ по всем участникам экзамена и рассчитывается с помощью специальной компьютерной программы. Эта шкала не является линейной , например, на экзамене по русскому языку в 2008 году 30 первичных баллов из 60 переводились в 52 тестовых балла, а на экзамене по математике 18 первичных баллов из 37 переводились в 58 тестовых баллов . Другой особенностью шкалы пересчета является то, что небольшое изменение первичного балла по краям шкалы (то есть при первичном балле близкому к нулю или к максимальному значению) приводит к значительному изменению тестового балла (например, 1 первичный балл соответствует 6 тестовым баллам по всем предметам, кроме иностранных языков), в то время как посередине шкалы изменение первичного балла на 1 приводит к изменению тестового балла на 1 или 2.

Статистические данные о результатах ЕГЭ доступны .

Результаты ЕГЭ

Во время проведения ЕГЭ в качестве эксперимента информацию о результатах экзамена можно было получить на сайте, введя паспортные данные участника.

Апелляции по результатам ЕГЭ

После получения результатов ЕГЭ, участник ЕГЭ может подать апелляцию в конфликтную комиссию субъекта РФ для пересмотра результатов проверки работы. При этом формальная подача апелляции является единственной возможностью для участника экзамена ознакомиться со своей работой после её проверки.

Апелляция может быть подана только в двух случаях:

  1. В случае несогласия участника экзамена с распознаванием ответов в заданиях частей А и B, то есть тех заданий, по которым проводится компьютерная проверка. Участник экзамена получает бланк своей работы и распечатку того, как ответы были распознаны компьютером. В случае некорректного распознавания ответа, он может быть исправлен решением конфликтной комиссии.
  2. В случае несогласия участника экзамена с результатами проверки части С экспертами. В этом случае оценка может быть пересмотрена (в том числе в сторону уменьшения количества баллов) после дополнительной проверки работы конфликтной комиссией.

Решение конфликтной комиссии субъекта РФ может быть пересмотрено Федеральной конфликтной комиссией .

ЕГЭ как выпускной экзамен в школе

Начиная с 2009 года выпускники школ сдают два обязательных выпускных экзамена: по русскому языку и математике . Выпускники допускаются до экзаменов если они не имеют неудовлетворительных годовых оценок по всем предметам.

Выпускник должен получить по этим экзаменам оценку, не ниже балла, установленного Рособрнадзором. Если учащийся получает оценку ниже минимально установленной по одному предмету, то он может пересдать этот экзамен в этом же году. Если учащийся получает неудовлетворительную оценку и по русскому языку, и по математике, то он может повторно пересдавать ЕГЭ только в следующем году. Выпускники, получившие удовлетворительные оценки (или получившие одну неудовлетворительную оценку, а потом ее пересдавшие) получают аттестат о полном среднем образовании.

Также выпускники могут сдавать любое количество дополнительных экзаменов в форме ЕГЭ, их результаты не влияют на получение аттестата . В аттестат по каждому предмету выставляется среднее арифметическое оценок выпускника за последние два года обучения, независимо от результата, полученного на ЕГЭ.

Поступление в вузы по результатам ЕГЭ

Для поступления в вуз абитуриенту необходимо сдать вступительные экзамены в форме ЕГЭ. Список вступительных экзаменов утверждается Министерством образования и науки и содержит, как правило, четыре экзамена для каждой специальности (в некоторых случаях - три). Для каждой специальности один из экзаменов является профильным (в перечне профильный экзамен выделен). Вуз может сократить количество экзаменов до трех, в число экзаменов обязательно должен входить экзамен по русскому языку и профильному предмету.

При приёме на специальности, предполагающие наличия у абитуриентов определённых творческих способностей, физических или психологических качеств вузы также проводят дополнительный экзамен или творческий конкурс, кроме трех экзаменов, проводимых в форме ЕГЭ. Перечень таких специальностей утверждается Министерством образования и науки .

Избранным вузам разрешается проводить дополнительные профильные экзамены. Перечень вузов, которым разрешено проводить дополнительные вступительные испытания и порядок их проведения определяется Правительством РФ . В 2009 году дополнительные вступительные экзамены профильной направленности по отдельным специальностям получили право проводить 24 вуза .

Без вступительных испытаний могут приниматься в вуз победители и призёры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников . Победители и призеры иных олимпиад из числа утвержденных Министерством образования и науки могут приниматься в вуз без вступительных экзаменов или без сдачи части вступительных испытаний . На специальности, связанные с физкультурой и спортом , без экзаменов принимаются чемпионы Олимпийских игр .

Предполагается, что введение ЕГЭ упростит поступление в вузы для абитуриентов из сельской местности и удаленных регионов. Абитуриент сможет подать заявление в выбранный вуз и приложить к нему информацию о сдаче ЕГЭ заочно - по почте или через интернет , не приезжая лично в выбранный вуз. При этом можно подать заявление в несколько вузов. Вузы могут проверить информацию о результатах сдачи ЕГЭ в Федеральной базе свидетельств о результатах ЕГЭ.

Поступление в ссузы по результатам ЕГЭ

В 2009 году поступление в образовательные учреждения среднего профессионального образования производится преимущественно по результатам ЕГЭ. Поступающие должны сдать два экзамена из утвержденного перечня вступительных испытаний . При этом экзамен по русскому языку является обязательным, а второй экзамен поступающий может выбрать самостоятельно, если в перечне вступительных испытаний содержится три или более экзамена. На отдельные специальности, предполагающие наличия у абитуриентов определённых творческих способностей, физических или психологических качеств ссузы также проводят дополнительный экзамен или творческий конкурс.

Полемика вокруг ЕГЭ

Примечания

  1. Федеральный закон № 17-ФЗ от 09.02.2007 о введении ЕГЭ
  2. Приказ Рособрнадзора № 74 от 19.01.2009 «Об утверждении сроков и единого расписания проведения ЕГЭ… в 2009 году»
  3. Спецификации и демо-версии КИМ 2009 г.
  4. Демонстрационные варианты ЕГЭ всех лет
  5. Распоряжение от 06.06.2009 № 1245-10 «Об установлении минимального количества баллов единого государственного экзамена по русскому языку, подтверждающего освоение выпускником основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в 2009 году»
  6. Распоряжение от 01.06.2009 № 1218-10 «Об установлении минимального количества баллов единого государственного экзамена по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), подтверждающего освоение выпускником основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в 2009 году»
  7. Распоряжение от 01.06.2009 № 1219-10 «Об установлении минимального количества баллов единого государственного экзамена по биологии, подтверждающего освоение выпускником основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в 2009 году»
  8. Распоряжение от 08.06.2009 № 1251-10 "Об установлении минимального количества баллов единого государственного экзамена по географии, подтверждающего освоение выпускником основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в 2009 году"
  9. Распоряжение от 08.06.2009 № 1252-10 "Об установлении минимального количества баллов единого государственного экзамена по литературе, подтверждающего освоение выпускником основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в 2009 году"

Основные этапы и цели Единого Государственного Экзамена в стране.



1. 1997 год. В отдельных школах начали проводить эксперименты по добровольному тестированию выпускников. Автором идеи был министр образования Владимир Филиппов.

2. 2001-2003 постановления Правительства РФ:
«Об организации эксперимента но введению единого государственного экзамена» от 16 февраля 2001 года. «Об участии образовательных учреждений среднего профессионального образования в эксперименте по введению единого государственного экзамена» от 5 апреля 2002 года.
В 2003 году эксперимент охватил 47 субъектов РФ.

3. 2004-2006
Была поставлена задача: на протяжении трёх лет решить главную проблему ЕГЭ - уменьшение нагрузки на выпускников за счет полного совмещения выпускных и верительных экзаменов. Для этого было значительно увеличено количество вузов, принимавших абитуриентов по результатам ЕГЭ.
В 2006 ЕГЭ уже сдавали около 950 тысяч школьников в 79 регионах России.

4. 2007-2009
До 2009 года действовала система "+1", когда ни один выпускник не оставался без аттестата из за неудачной сдачи ЕГЭ. На тот момент ещё был официальный перевод баллов ЕГЭ в оценки ().
В 2007 был принят ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании». С 2009 года экзамен стал обязательным и единым для всех выпускников страны.

Официальные цели ЕГЭ:

уничтожить коррупцию в школах и вузах и обеспечить эффективную проверку знаний выпускников.
Кроме того, госэкзамен должен был сделать высшее образование по-настоящему доступным для детей из регионов.

Доводы в пользу ЕГЭ:

1. ЕГЭ помогает избежать коррупции и блата при поступлении в вузы.
2. ЕГЭ оценивает знания и способности ученика более объективно, чем традиционные виды экзаменов.
3. ЕГЭ стимулирует подготовку учеников к экзамену, в том числе и самостоятельную.
4. ЕГЭ позволяет сравнивать качество образования в разных школах и регионах.
5. ЕГЭ позволяет выпускникам поступать в вузы, находящиеся на значительном расстоянии от места их проживания, не тратясь на дорогу, а всего лишь отправив сведения о сдаче ЕГЭ по почте. Облегчается подача документов сразу в несколько вузов, без необходимости сдавать в каждом из них экзамены.
6. ЕГЭ позволяет выявлять достойных абитуриентов в провинции, которые ранее не имели возможности сдавать вступительные экзамены в крупных городах.
7. Проверка результата частично компьютеризирована, что позволяет сэкономить время и деньги, так как не надо тратиться на услуги наёмных проверяющих.
8. Повышение требований на ЕГЭ, как утверждается, ведёт к повышению качества образования, квалификации учителей и качества учебной литературы.
9. ЕГЭ похож на системы выпускных экзаменов в развитых странах (США, Израиль и другие), что со временем может привести к признанию российских школьных аттестатов в других странах.
10. ЕГЭ оценивается по более широкой шкале баллов (100), нежели стандартные экзамены (фактически 4), что делает возможным выявлять лучших из лучших.
11. Заявления о «страдании логического и мыслительного навыка в целом, а также творческого и рационального начала» не имеют под собой никакого основания, поскольку все предметы имеют часть С, которая (в случаях с русским, историей, обществознанием некоторыми другими предметами) требует именно аргументированного доказательства своей позиции

Доводы против ЕГЭ:

1. В результате перехода от полноценного экзамена к тестам исключается развитие способности к доказательству и формированию правильного ответа, страдают логические и мыслительные навыки в целом, а также творческое и рациональное начало.
2. Контрольно-измерительные материалы непривычны для российской системы образования.
3. В ЕГЭ по обществознанию содержатся некорректно поставленные задания и спорные варианты ответов.
4. ЕГЭ не помогает полностью избежать коррупции.
5. Нельзя одним контрольно-измерительным материалом качественно проверить уровень подготовленности слабо и хорошо подготовленных выпускников школ.
6. Не учитывается специализация школы: ученики как школ с гуманитарным, так и с естественно-научным уклоном сдают один и тот же вариант обязательного выпускного экзамена.
7. ЕГЭ приводит к новому виду репетиторства, связанного с повышением уровня знаний в спецификациях ЕГЭ.
8. При компьютеризированной проверке частей А и В возможны ошибки распознавания ответов ученика, которые засчитываются как неправильные ответы.
9. ЕГЭ по неязыковым предметам нельзя сдавать на языках народов РФ кроме русского.

«ЕГЭ - это зеркало, отражающее уровень подготовки абитуриентов. Можно, конечно, его расколотить, потому что с утра не побрился и физиономия у тебя опухла. Но лучше пойти побриться, и к зеркалу отношение будет гораздо лучше.

Глубинная причина общественного неприятия ЕГЭ - не в методике, а в его социальном эффекте. Интересы значительных групп - а именно населения крупнейших городов страны - оказались ущемлены. Жители Москвы, Питера, Екатеринбурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода после краха СССР в течение 15 лет имели возможность почти монопольно пользоваться важным социальным благом - бесплатным высшим образованием для своих детей в лучших вузах. Они просто оказались к ним ближе и имели средние доходы, позволявшие платить за курсы подготовки к вузовским экзаменам. Жители же других регионов, малых городов, сел оказались вне системы подготовки в лучшие вузы - и по своему месту проживания, и по своим доходам, в 2-3 раза более низким, чем у живущих в мегаполисах.

Но ведущие вузы в свое время строились для всей страны, и при советской власти 75% московских студентов были иногородними. В начале же 2000-х, когда ЕГЭ только задумали, в Москве осталось лишь 25% студентов из других регионов, в Питере - треть. Сейчас у нас в «Вышке», например, их уже почти 60%. Например, если раньше в ВШЭ или МГУ на бюджет можно было поступить с 70-75 баллами (наши экзамены, «пересчитанные» в ЕГЭ), то сегодня - с 80-85. В нормальный хороший московский вуз пять лет назад мог поступить москвич, который имел «четверку» (по ЕГЭ это 55-70 баллов) по профильному предмету, сегодня граница проходного сместилась вверх - это не меньше 62-65 баллов. Ситуация поменялась, и интересы людей, которые не могут платить за обучение детей в лучших вузах, но могут тратиться, скажем, на вузовских репетиторов, оказались против ЕГЭ. Они 15 лет строили счастье своих детей на отрешении от возможности развиваться остальному населению страны. Не москвичи это устроили, но они привыкли к этим обстоятельствам, и восстановление справедливости не вызывает у них поддержки».