М п девятаев биография. Девятаев михаил петрович

Mihail Devyataev Карьера: Герой
Рождение: Россия, 8.7.1917
Герой Советского Союза. У Героя рядом с Золотой Звездой - орден Ленина, два ордена Красного Знамени, ордена Отечественной войны I и II степени, многие медали. Михаил Петрович Девятаев - Почетный гражданин Республики Мордовия, городов Казани, Вольгаста и Циновичи (Германия).

Родился 8 июля 1917 года в Мордовии, в рабочем поселке Торбеево. Он был тринадцатым ребенком в семье. Отец, Девятаев Петр Тимофеевич, трудолюбивый, мастеровой мужчина, работал на помещика. Мать, Акулина Дмитриевна, в основном была занята заботой о детях. К началу войны в живых было шестеро братьев и одна сестра. Все они участвовали в боях за Родину. Четверо братьев погибли на фронте, остальные раньше времени ушли из жизни из-за фронтовых ран и невзгод. Супруга, Фаина Хайрулловна, растила детей, нынче на пенсии. Сыновья: Алексей Михайлович (1946 г. рожд.), врач-анестезиолог глазной клиники, кандидат медицинских наук; Александр Михайлович (1951 г. рожд.), работник Казанского медицинского института, кандидат медицинских наук. Дочь, Нэля Михайловна (1957 г. рожд.), выпускница Казанской консерватории, преподаватель музыки в театральном училище.

В школе Михаил учился удачно, но был не в меру шаловлив. Но в одно прекрасное время его как будто подменили. Произошло это затем того, как в Торбеево прилетел авиалайнер. Летчик, казавшийся в своей одежде чародеем, быстрокрылая железная птица - все это покорило Михаила. Не сдержавшись, он спросил тогда пилота:

А как летчиком сделаться?

Нужно ладно обучаться, - последовал отклик. - Заниматься спортом, быть смелым, храбрым.

С того дня Михаил радикально изменился: все отдавал учебе и спорту. После 7-го класса он поехал в Казань, намереваясь поступить в авиационный техникум. Там произошло какое-то недоразумение с документами, и он был вынужден поступить в речной техникум. Но греза о небе не угасла. Она захватывала его все больше и больше. Оставалось одно - записаться в Казанский аэроклуб.

Михаил так и поступил. Было тяжко. Порой до глубокой ночи просиживал в самолетном или моторном классе аэроклуба. А утром уже спешил в речной техникум. Однажды настал день, когда Михаил впервой, истина с инструктором, поднялся в воздух. Возбужденный, сияющий от счастья, он сказал тогда своим друзьям: "Небо - моя бытие!"

Эта высокая греза и привела его, выпускника речного техникума, уже осваивавшего волжские просторы, в Оренбургское авиационное училище. Учеба там была счастливейшей порой в жизни Девятаева. Он по крупицам набирался знаний об авиации, навалом читал, с усердием тренировался. Счастливый, как ни при каких обстоятельствах в прошлом, взлетал в небеса, о котором ещё вовсе недавно только мечтал.

И вот лето 1939 года. Он - боевой пилот. И профессия - самая грозная для противника: истребитель. Сначала проходил службу в Торжке, после этого его перевели в Могилев. Там еще раз повезло: оказался в эскадрилье прославленного летчика Захара Васильевича Плотникова, успевшего повоевать в Испании и на Халхин-Голе. От него набирались боевого опыта Девятаев и его товарищи.

Но грянула битва. И в первостепеннный же день - боевой вылет. И хотя самому Михаилу Петровичу не удалось сшибить "юнкерса", он, маневрируя, вывел его на своего командира Захара Васильевича Плотникова. А тот не упустил воздушного противника, сразил его.

Скоро повезло и Михаилу Петровичу. Однажды в разрыве облачности на глаза ему попал "Юнкерс-87". Девятаев, не теряя ни секунды, устремился за нимени И посредством миг увидел его в перекрестии прицела. Тут же дал две пулеметные очереди. "Юнкерс" запылал и рухнул на землю. Были и ещё удачи.

Вскоре отличившихся в боях вызвали из Могилева в Москву. Михаил Девятаев в числе других был награжден орденом Красного Знамени.

Обстановка все больше обострялась. Девятаеву и его товарищам уже пришлось оборонять подступы к столице. На новеньких "яках" они перехватывали самолеты, спешившие свалить смертоносный груз на Москву. Однажды под Тулой Девятаев совместно со своим напарником Яковом Шнейером вступил в схватку с фашистскими бомбардировщиками. Им удалось сшибить единственный "юнкерс". Но и авиалайнер Девятаева пострадал. Все же пилоту удалось приземлиться. И он оказался в госпитале. Не излечившись до конца, бежал оттуда в свой полк, уже находившийся западнее Воронежа.

21 сентября 1941 года Девятаеву доверили принести значимый пакетик в штаб окруженных войск Юго-Западного фронта. Он выполнил это поручение, но на обратном пути вступил в неравную схватку с "мессершмиттами". Одного из них сшиб. И сам получил ранение. Так он ещё раз оказался в госпитале.

В новой части его осмотрела врачебная комиссия. Решение было единодушным - в тихоходную авиацию. Так летчик-истребитель оказался в полку ночных бомбардировщиков, а позже в санитарной авиации.

Лишь после этого встречи с Александром Ивановичем Покрышкиным ему удалось ещё раз сделаться летчиком-истребителем. Было это уже в мае 1944 года, когда Девятаев отыскал "хозяйство Покрышкина". Новые сослуживцы встретили его сердечно. Среди них был и Владимир Бобров, осенью 41-го давший кровь раненому Михаилу Петровичу.

Не раз поднимал Девятаев свой авиалайнер в воздух. Неоднократно сообща с другими летчиками дивизии А. И. Покрышкина вступал в схватки с фашистскими стервятниками.

Но вот наступило роковое 13 июля 1944 года. В воздушном бою над Львовом он получил ранение, а его авиалайнер загорелся. По команде своего ведущего Владимира Боброва Девятаев выбросился из объятого пламенем самолета... и оказался в плену. Допрос за допросом. Потом переброска в разведотдел абвера. Оттуда - в Лодзинский лагерь военнопленных. А там еще раз - голод, пытки, издевательства. Вслед за этим - концлагерь Заксенхаузен. И в конце концов - загадочный остров Узедон, где готовилось сверхмощное оружие, перед которым, по мнению его творцов, никому не устоять. Узники Узедона - это по сути дела приговоренные к смерти.

И все это время у пленных зрела одна идея - спешить, нестись во что бы то ни стало. Лишь на острове Узедон это вывод приобрело явь. Рядом, на аэродроме Пенемюнде, были самолеты. И был пилот Михаил Петрович Девятаев, мужчина мужественный, бесстрашный, способный осуществить намеченное. И он осуществил, несмотря на невероятные трудности. 8 февраля 1945 года "хейнкель" с 10 узниками приземлился на нашей земле. Девятаев доставил командованию стратегически важные сведения о засекреченном Узедоне, где производилось и испытывалось ракетное оружие фашистского рейха. Еще оставалось два дня до намеченной фашистами расправы над Девятаевым. Его спасло небосвод, в которое он был бесконечно влюблен с детства.

Клеймо военнопленного сказывалось длительно. Ни доверия, ни стоящей работы... Это угнетало, порождало безнадежность. Лишь потом вмешательства уже получившего широкую известность генерального конструктора космических кораблей Сергея Павловича Королева занятие сдвинулось с мертвой точки. 15 августа 1957 года геройский поступок Девятаева и его товарищей получил достойную оценку. Михаилу Петровичу было присвоено звание Героя Советского Союза, а участники перелета награждены орденами.

Михаил Петрович совершенно возвратился в Казань. В речном порту вернулся к своей первой профессии - речника. Ему доверили опробование первого быстроходного катера "Ракета". Он стал и первым его капитаном. Спустя немного лет уже водил по Волге быстроходные "Метеоры".

И сегодня ветерану войны безмятежность только только грезится. Он активно участвует в ветеранском движении, создал Фонд Девятаева и оказывает подмога тем, кто в этом особенно нуждается. Не забывает ветеран и о молодежи, нередко встречается со школьниками и воинами гарнизона.

У Героя рядом с Золотой Звездой - орден Ленина, два ордена Красного Знамени, ордена Отечественной войны I и II степени, многие медали. Михаил Петрович Девятаев - Почетный гражданин Республики Мордовия, городов Казани, Вольгаста и Циновичи (Германия).

Как и в юные годы, он увлекается литературой об авиации, о геройских поступках наших летчиков.

Так же читайте биографии известных людей:
Михаил Дексбах Mihail Deksbah

Дексбах Михаил Сергеевич - летчик-испытатель. Родился 2 февраля 1937 года в городе Кировск Мурманской области. По национальности русский.

Михаил Евсеев Mihail Evseev

Майор, герой Советского Союза, кавалер Звезды Славы посмертно. В годы Великой Отечественной Войны совершил подвиг: будучи командиром батальона,..

Михаил Егоров Mihail Egorov

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Михаилу Алексеевичу Егорову присвоено 8 мая 1946 года.

Михаил Жуков Mihail Zhukov

Герой Советского Союза (8.07.41). Награждён орденами Ленина, Красного Знамени и Отечественной войны 1-й степени.

В преддверии 70-летия Великой Победы готовится к выходу в свет новое издание знаменитой автобиографической книги мордовского летчика Михаила Девятаева, совершившего беспрецедентный побег из фашистского концлагеря на угнанном у немцев самолете. Историю подвига советского аса, озаглавленную им как "Побег из ада", будет предварять рассказ о дальнейших судьбах всех участников знаменитого перелета. В книгу войдет множество неизвестных фактов, которые ранее не могли быть опубликованы.

Почему после побега Михаилу Девятаеву вновь пришлось вернуться на лагерные нары? Как получилось, что летчик, воевавший в дивизии Покрышкина, после войны больше ни разу не поднялся в небо? Кто представил его к званию Героя Советского Союза спустя 12 лет после подвига? Об этом и многом другом корреспонденту "РГ" рассказал сын легендарного аса и один из авторов нового издания Александр Девятаев.

Кино не будет?

В Саранск, где его отца считают национальным героем, доктор медицинских наук из Казани Александр Михайлович Девятаев приехал в ходе сбора материалов для книги. В местном Мемориальном музее военного и трудового подвига знаменитому летчику и девяти его товарищам посвящена целая экспозиция.

Только не спрашивайте меня о судьбе кинофильма, посвященного подвигу отца, - сразу предупредил собеседник. - Насколько я знаю, съемки так и не начались. Причина? Денежный вопрос - ищут инвесторов…

О сценарии "Побег в небо. Девятаев" "РГ" писала три года назад. По словам продюсера картины Дениса Филюкова, презентация проекта произвела настоящий фурор. Планировалось, что снимать кино будет Василий Пичул - создатель "Маленькой Веры", а главную роль сыграет Олег Тактаров. О намерении выступить соинвестором картины заявляло и руководство Мордовии, но проект встал.

А жаль - судьба Михаила Девятаева поразительнее самой невероятной фантазии сценариста. В свое время он был занесен в Книгу рекордов Гиннесса - как единственный в мире летчик, который за один и тот же подвиг сначала был посажен за решетку, а затем удостоен высшей государственной награды. Однако те, кто хорошо знаком с биографией героя, считают эту формулировку, мягко говоря, некорректной.

Числился казненным

"Мордвин" - таким был позывной летчика-истребителя авиадивизии Покрышкина старшего лейтенанта Девятаева. Последний раз он вышел на связь 13 июля 1944-го, во время воздушного боя близ Львова: в тот день его самолет был сбит, а сам он с тяжелыми ожогами, без сознания, попал в плен. После первой попытки побега, завершившейся неудачей, участь пленника была решена - его ожидали печи Заксенхаузена. От верной гибели Михаила спас случай - в санитарном бараке парикмахер из числа заключенных заменил бирку смертника на его робе биркой штрафника, принадлежавшую погибшему учителю с Украины Григорию Никитенко. Под этим именем он и числился в лагерных архивах - а летчик Девятаев значился там в списках казненных.

Таких поворотов судьбы в жизни отца было много, - вспоминает Александр Девятаев.

Следующим "кругом ада" стал лагерь смерти Пенемюнде на балтийском острове Узедом. Именно там находился полигон, где фашисты испытывали "оружие возмездия", а значит, покинуть остров заключенные могли лишь через трубу крематория. Того, кто все же решался на отчаянный шаг, ожидала показательная казнь - прямо на плацу перед строем узников на пойманного беглеца спускали овчарок, которые живьем разрывали его в клочья...

Михаилу и девяти его товарищам удалось невозможное. День восьмого февраля 1945 года много лет спустя в книге воспоминаний он восстановит поминутно: как, по его команде расправившись с конвоиром, узники ринулись в стоящий бомбардировщик, как незнакомая машина сначала отказывалась подниматься в воздух, нарезая круги по взлетной полосе, как уже бежали со всех сторон эсэсовцы, как товарищи кричали: "Мишка, ну что же ты?!", как он почувствовал между лопаток леденящий холод штыка, как штурвал не поддавался ослабевшим от голода рукам, и беглецам пришлось укрощать его втроем - пока, наконец, захваченный самолет не взмыл в небо над островом…

"Товарищ Сергеев"

Историки назовут случившееся чудом - бомбардировщик "Хенкель -111", управление которым Девятаев освоил практически уже в воздухе, не смогли сбить ни поднятые по тревоге немецкие истребители, ни советские зенитки. Верный шанс расстрелять беглецов в упор был у попавшегося им навстречу "Фокке-Вульфа" - но у возвращавшегося на аэродром фашистского самолета бензобак был пуст, боекомплект израсходован. Приземлившись по другую сторону фронта, экипаж в полосатых робах передал своим точные координаты ракетных установок "Фау-2", благодаря чему засекреченный полигон был разгромлен. Когда об этом доложили Герингу, он пришел в ярость и приказал отдать под трибунал лагерное начальство Пенемюнде.

Однако родина в те годы не жаловала бывших пленных. Михаил вновь отправился за колючую проволоку - в до боли знакомый Заксенхаузен, где в то время уже находился советский фильтрационный лагерь.

Семеро его товарищей, которые были рядовыми либо не служили вообще, через месяц были отправлены на фронт. До победы дожил лишь один из них. А офицеры - отец, Иван Кривоногов и Михаил Емец - еще долго находились на проверке. В то время и произошла встреча с Сергеем Королевым - отцу его представили как "товарища Сергеева", - рассказывает Александр Девятаев.

В сентябре 45-го авиаконструктор прибыл на Узедом за информацией о секретных разработках вермахта и кто-то из "особистов" вспомнил, что в лагере неподалеку сидит летчик, бежавший с того самого сверхсекретного острова. На бывшем полигоне Пенемюнде они вместе проведут несколько дней. Потом Королев, сам ранее испытавший участь заключенного, отправится в Москву, а Девятаев вернется в лагерный барак. Однако ту встречу конструктор не забыл - добытые беглецом сведения легли в основу создания первой советской ракеты.

Засекреченный подвиг

В ноябре 45-го отца, наконец, демобилизовали. Однако следили за ним "органы" еще долго - слишком уж невероятной казалась рассказанная им история о побеге, - говорит собеседник. - В документах, которые ему выдали после фильтрации, в графе "военная специальность" стояло "артиллерист". Остается лишь гадать, что это было - ошибка или изысканная месть "смершевцев", благодаря которой путь в авиацию отцу был навсегда закрыт. Когда в военкомате он рассказывал, что был на фронте летчиком и сбежал из концлагеря на самолете, ему просто смеялись в лицо. Для 27-летнего парня - боевого офицера, вернувшегося с войны, - это было трагедией.

В Казани, где в ту пору жила семья, Михаилу пришлось устроиться дежурным в речном порту. Позже он много лет трудился там капитаном - водил по Волге суда на водных крыльях.

Очередной крутой поворот в его судьбе произошел в 1957-м, после успешного запуска первого советского спутника. О подвиге Девятаева и его товарищей вышел очерк в "Литературной газете", а вскоре летчику было присвоено звание Героя Советского Союза.

То, что награждение отца Звездой Героя было "благодарностью" Королева, всего лишь гипотеза. Однако на это указывают многие детали, - поясняет Александр Девятаев. - Я до сих пор не видел его наградного листа. Несколько лет назад мы с руководителем архивной службы Мордовии Юрием Юшкиным работали над биографией отца. Запросили всевозможные источники, но нигде не обнаружили документов, которые проливали бы свет на историю его награждения. Это говорит о том, что данные по сей день засекречены - а кто мог это сделать?.. К тому же, побег из плена в ту пору не считался подвигом.

Незадолго до смерти Михаилу Петровичу Девятаеву выпало встретиться с командиром звена "Люфтваффе" Гюнтером Хобомом, который в феврале 1945-го получил приказ "догнать и уничтожить" беглецов из Пенемюнде. Сделать это немецкому асу не удалось. "Того самого русского" Хобом увидел лишь спустя более полувека - в 2002 году, во время съемок документальной ленты о знаменитом побеге с острова Узедом. Тогда бывшие враги впервые посмотрели друг другу в глаза, а потом обнялись и даже выпили по рюмке водки - в знак примирения...

Справка "РГ"

Михаил Петрович Девятаев - Герой Советского Союза, почетный гражданин Республики Мордовия, а также города Казани и немецких городов Вольгаста и Цинновица. После войны Михаил Петрович с супругой Фаиной Хайрулловной вырастили двух сыновей - Алексея и Александра - и дочь Нелли. Похоронен в 2002 году в Казани на Арском кладбище. В его родном селе Торбееве (ныне - райцентр в Мордовии) открыт Дом-музей героя.

Прямая речь

Николай Кручинкин, директор саранского Мемориального музея военного и трудового подвига:

Трофим Сердюков, Иван Кривоногов, Владимир Соколов, Владимир Немченко, Федор Адамов, Иван Олейник, Михаил Емец, Петр Кутергин, Николай Урбанович… Мы собрали сведения о судьбе всех товарищей Девятаева. Из семерых участников перелета, отправленных на фронт, шестеро погибли в апреле 45-го, буквально за несколько дней до победы. Единственный уцелевший - Адамов - был ранен.

(08.07.1917-24.11.2002) - летчик-истребитель, Герой Советского Союза (1957), гвардии старший лейтенант.

Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Воевал в составе 237 иап и 298 (104 гв.) иап, был командиром звена. Сбил 9 самолетов противника. 13 июля 1944 г. в воздушном бою над Львовом был сбит и попал в плен. Находился в заключении в лагерях Лодзи, Заксенхаузена и на о. Узедом. 8 февраля 1945 г. угнал с аэродрома Пенемюнде He-111H-22 и вывез на нем еще 9 человек.

В 1957 г. стал первым капитаном теплохода на подводных крыльях "Ракета". Затем водил по Волге "Метеоры". Почетный гражданин Республики Мордовия, городов Казани, Вольгаста и Циновичи (Германия).

Мордвин.

Член КПСС с 1959 года. Был тринадцатым ребенком в семье. Когда ему исполнилось 2 года, от тифа умер отец. В 1933 году окончил 7 классов средней школы и поехал в Казань, намереваясь поступить в авиационный техникум.

Из-за недоразумения с документами ему пришлось учиться в речном техникуме, который он окончил в 1938 году. Одновременно учился в Казанском аэроклубе.

В 1938 году Свердловским РВК Казани призван в РККА. В 1940 году окончил Оренбургское военное авиационное училище летчиков им. К. Е. Ворошилова.

Направлен служить в Торжок.

Позже переведен в Могилев в 237-й истребительный авиационный полк (Западный ОВО). Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года. Уже на второй день на своем И-16 участвовал в воздушном бою. Боевой счет открыл 24 июня, сбив под Минском пикирующий бомбардировщик Ju-87. Затем защищал небо Москвы.

В одном из воздушных боев в районе Тулы в паре с Я. Шнейером сбил Ju-88, но и его Як-1 получил повреждения.

Девятаев совершил вынужденную посадку и оказался в госпитале.

Недолечившись, сбежал на фронт в свой полк, который в то время базировался уже западнее Воронежа. 23 сентября 1941 года при возвращении с задания Девятаев был атакован "мессершмиттами". Одного из них сбил, но и сам получил ранение в левую ногу. После госпиталя врачебная комиссия определила его в тихоходную авиацию.

Он служил в ночном бомбардировочном полку, затем в санитарной авиации.

Только после встречи в мае 1944 года с А. И. Покрышкиным он вновь стал истребителем.

Командир звена 104-го гвардейского истребительного авиационного полка (9-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт) гвардии старший лейтенант Девятаев М. П. в воздушных боях сбил 9 вражеских самолетов.

Вечером 13 июля 1944 года вылетел в составе группы истребителей P-39 под командованием майора В. Боброва на отражение налета вражеской авиации.

В неравном воздушном бою в районе Львова был ранен в правую ногу, а его самолет подожжен.

В последний момент покинул падающий истребитель с парашютом.

С тяжелыми ожогами захвачен в плен. Допрос следовал за допросом.

Затем его на транспортном самолете отправили в разведотдел абвера в Варшаву.

Не добившись от Девятаева никаких ценных сведений, немцы отправили его Лодзинский лагерь для военнопленных.

Позже переведен в лагерь Новый Кенигсберг.

Здесь, в лагере с группой товарищей Девятаев начал готовить побег. По ночам подручными средствами - ложками и мисками - они рыли подкоп, на листе железа оттаскивали землю и разбрасывали ее под полом барака (барак стоял на сваях). Но когда до свободы уже оставалось несколько метров, подкоп обнаружила охрана.

По доносу предателя организаторов побега схватили.

После допросов и пыток их приговорили к смерти.

Девятаев с группой смертников был отправлен в Германию в лагерь смерти Заксенхаузен (под Берлином).

Но ему повезло: в санитарном бараке парикмахер из числа заключенных заменил его бирку смертника на бирку штрафника (№ 104533), убитого охранниками учителя из Дарницы Григория Степановича Никитенко.

В группе "топтунов" разнашивал обувь немецких фирм. Позже при помощи подпольщиков был переведен из штрафного барака в обычный.

В конце октября 1944 года его в составе группы из 1500 заключенных отправили в лагерь на остров Узедом, где находился секретный полигон Пенемюнде, на котором испытывалось ракетное оружие.

Так как полигон был секретным, для узников концлагеря был только один выход - через трубу крематория.

В январе 1945 года, когда фронт подошел к Висле, Девятаев вместе с заключенными Иваном Кривоноговым, Владимиром Соколовым, Владимиром Немченко, Федором Адамовым, Иваном Олейником, Михаилом Емецом, Петром Кутергиным, Николаем Урбановичем и Дмитрием Сердюковым начал готовить побег. Был разработан план угона самолета с аэродрома, находившегося рядом с лагерем.

Во время работ на аэродроме Девятаев украдкой изучал кабины немецких самолетов.

С поврежденных самолетов, валявшихся вокруг аэродрома, снимались таблички от приборов.

В лагере их переводили и изучали.

Всем участникам побега Девятаев распределил обязанности: кто должен снять чехол с трубки Пито, кто убирать колодки от колес шасси, кто снимать струбцины с рулей высоты и поворота, кто подкатывать тележку с аккумуляторами.

Побег был назначен на 8 февраля 1945 года. По пути на работу на аэродром заключенные, выбрав момент, убили конвоира.

Чтобы немцы ничего не заподозрили, один их них одел его одежду и стал изображать конвоира.

Таким образом удалось проникнуть на стоянку самолетов.

Когда немецкие техники отправились на обед, группа Девятаева захватила бомбардировщик He-111H-22. Девятаев запустил двигатели и начал выруливать на старт. Чтобы немцы не увидели его полосатую арестантскую одежду, пришлось раздеться догола.

Но взлететь незамеченными не удалось - кто-то обнаружил тело убитого охранника и поднял тревогу.

В сторону "хейнкеля" со всех сторон бежали немецкие солдаты.

Девятаев начал разбег, но самолет долго не мог взлететь (позже обнаружилось, что не были убраны посадочные щитки). При помощи товарищей Девятаев что есть силы тянул штурвал на себя. Только в конце полосы "хейнкель" оторвался от земли и на малой высоте пошел над морем. Опомнившись, немцы послали в погоню истребитель, но обнаружить беглецов ему не удалось.

Девятаев летел, ориентируясь по солнцу.

В районе линии фронта самолет обстреляли наши зенитки.

Пришлось идти на вынужденную. "Хейнкель" совершил посадку на брюхо южнее населенного пункта Голлин в расположении артиллерийской части 61-й армии. Особисты не поверили, что заключенные концлагеря могли угнать самолет.

Беглецов подвергли жесткой проверке, долгой и унизительной.

Затем отправили в штрафные батальоны.

В ноябре 1945 года Девятаев был уволен в запас. Его не брали на работу.

В 1946 году, имея в кармане диплом капитана, с трудом устроился грузчиком в Казанском речном порту. 12 лет ему не доверяли.

Он писал письма на имя Сталина, Маленкова, Берии, но все без толку. Положение изменилось, только в конце 50 годов. 15 августа 1957 года М. П. Девятаеву было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1957 году он стал одним из первых капитанов пассажирских судов на подводных крыльях "Ракета". Позже водил по Волге "Метеоры", был капитаном-наставником.

Уйдя на пенсию, он активно участвовал в ветеранском движении, создал Фонд Девятаева, оказывал помощь тем, кто в ней особо нуждался.

Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1 и 2 степеней, медалями.

Почетный гражданин Республики Мордовия, городов Казани (Россия), Вольгаста и Циновичи (Германия).

В Торбеево открыт музей Героя. Умер 24 ноября 2002 года. Похоронен на аллее Героев Арского кладбища Казани.


Многим летчикам Великой Отечественной войны было присвоено высокое звание Герой Советского Союза. Но лейтенант Михаил Девятаев совершил подвиг, которому действительно нет равных. Отважный истребитель сбежал из нацистского плена на самолете, который захватил у врага.



Когда началась Великая Отечественная война, 24-летний летчик-истребитель Михаил Петрович Девятаев был лейтенантом, командиром звена. Всего за три месяца он сбил 9 вражеских самолетов, пока сам не был подбит и тяжело ранен.



После госпиталя советский ас летал на связном, а затем на санитарном самолете. В 1944 году Михаил Девятаев вернулся в истребительную авиацию, стал летать на P-39 «Аэрокобра» в 104-м гвардейском истребительном авиаполку. 13 июля Девятаев сбил 10-й самолет противника, но в тот же день был и сам подбит. Раненый летчик покинул горящую машину с парашютом, но приземлился на территории, занятой врагом.



После пленения и допроса Михаил Девятаев был отправлен в лагерь для военнопленных в Лодзь (Польша), откуда попытался сбежать. Попытка не удалась, и Девятаева отправили в концентрационный лагерь Заксенхаузен. Советскому летчику чудом удалось избежать смерти, так как он добыл форму другого человека. Благодаря этому ему удалось покинуть лагерь смерти. Зимой 1944-1945 гг. Михаил Девятаев был отправлен на ракетный полигон Пенемюнде. Здесь немецкие инженеры проектировали и испытывали самое современное оружие – знаменитые ракеты «Фау-1» и «Фау-2».





Когда Михаил Девятаев попал на аэродром, полный самолетов, то сразу решил бежать, причем улететь на немецкой машине. Позже он утверждал, что эта мысль возникла в первые же минуты нахождения в Пенемюнде.



В течение нескольких месяцев группой из десяти советских военнопленных был тщательно продуман план побега. Время от времени немцы из авиачасти привлекали их для работ на летном поле. Этим нельзя был не воспользоваться. Девятаев побывал внутри немецкого бомбардировщика и теперь был уверен, что сможет поднять его в воздух.

8 февраля десять заключенных под присмотром эсэсовца расчищали летную полосу от снега. По команде Девятаева немец был устранен, и пленники бросились к стоящему самолету. На него установили снятый аккумулятор, все забрались внутрь, и бомбардировщик «Хейнкель-111» пошел на взлет.





Немцы на аэродроме не сразу поняли, что самолет угнан. Когда же это выяснилось, был поднят истребитель, но беглецов так и не нашли. Другой немецкий пилот, пролетавший мимо, услышал сообщение об угнанном «Хейнкеле». Он дал только одну очередь перед тем, как закончились патроны.

Девятаев пролетел 300 километров на юго-восток, в сторону наступающей Красной Армии. При подлете линии фронта бомбардировщик обстреляли как немецкие, так и советские зенитки, поэтому пришлось приземляться в чистом поле у польской деревни. Из десяти человек, улетевших из немецкого плена, трое были офицерами. До конца войны они проходили проверки в фильтрационном лагере. Остальные семеро были записаны в пехоту. Из них выжил только один.



Михаил Девятаев подробно доложил советскому командованию о немецкой ракетной технике и инфраструктуре полигона Пенемюнде. Благодаря этому секретная программа Германии попала в «правильные» руки. Информация и помощь Девятаева нашим ракетчикам была столь ценной, что в 1957 году Сергей Королев добился присвоения отважному летчику звания Героя Советского Союза.

И пока одни советские граждане вооружились и стали насмерть сражаться против врага, другие сотрудничали с немцами и даже организовали у себя дома

Родился 8 июля 1917 года в посёлке Торбеево, ныне посёлок городского типа (Республика Мордовия), в семье крестьянина. В 1933 окончил 7 классов, в 1938 году - Казанский речной техникум и аэроклуб. Работал помощником капитана баркаса на Волге. В 1938 году Свердловским РВК города Казань призван в ряды Красной Армии. В 1940 году окончил Чкаловскую военную авиационную школу лётчиков.

Участник Советско-Финляндской войны 1939 - 1940 годов, выполнил 3 боевых вылета.

С 23 июня 1941 года младший лейтенант М. П. Девятаев в действующей армии. Сражался на Западном, Юго - Западном, Центральном, Степном, 2-м и 1-м Украинском фронтах в составе 163-го ИАП, 1001-го ОСАП и 104-го Гвардейского ИАП.

К июлю 1944 года командир звена 104-го Гвардейского истребительного авиационного полка (9-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) Гвардии старший лейтенант М. П. Девятаев в воздушных боях сбил 9 самолётов противника.

13 июля 1944 года в неравном воздушном бою был сбит. С тяжёлыми ожогами захвачен в плен. 8 февраля 1945 года группа советских военнопленных из 10 человек захватила фашистский бомбардировщик Не-111 и совершила на нём побег из концлагеря на острове Узедом (Германия). Пилотировал его Девятаев. Через 2 часа самолёт был посажен в расположении советских войск.

С ноября 1945 года Гвардии старший лейтенант М. П. Девятаев - в запасе. С 1946 года работал в Казанском речном порту капитаном пассажирских судов на подводных крыльях.

15 августа 1957 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами в годы Великой Отечественной войны, удостоен звания Героя Советского Союза.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени; медалями.

* * *

Михаил Девятаев родился 8 июля 1917 года в Мордовии, в рабочем посёлке Торбеево. Он был 13-м ребенком в семье. Его отец, Девятаев Пётр Тимофеевич, трудолюбивый, мастеровой человек, работал на помещика. Мать, Акулина Дмитриевна, в основном была занята заботой о детях. К началу войны в живых осталось лишь шестеро братьев и одна сестра. Все они участвовали в боях за Родину. Четверо братьев погибли на фронте, остальные раньше времени ушли из жизни из-за фронтовых ран и невзгод.

В школе Михаил учился успешно, но был не в меру шаловлив. Но однажды его словно подменили. Произошло это после того, как в Торбеево прилетел самолёт. Лётчик, казавшийся в своей одежде чародеем, быстрокрылая железная птица - всё это покорило Михаила. Не сдержавшись, он спросил тогда пилота: "А как лётчиком стать?"

Нужно хорошо учиться, - последовал ответ. - Заниматься спортом, быть смелым и храбрым.

С того дня Михаил решительно изменился: всё отдавал учёбе и спорту. После 7 класса он поехал в Казань, намереваясь поступить в авиационный техникум. Там произошло какое-то недоразумение с документами, и он был вынужден поступить в речной техникум. Но мечта о небе не угасла. Она захватывала его всё больше и больше. Оставалось одно - записаться в Казанский аэроклуб.

Михаил так и поступил. Было трудно. Порой до глубокой ночи просиживал в самолётном или моторном классе аэроклуба. А утром уже спешил в речной техникум. Однажды настал день, когда Михаил впервые, правда с инструктором, поднялся в воздух. Возбуждённый, сияющий от счастья, он сказал тогда своим друзьям: "Небо - моя жизнь!"

Эта высокая мечта и привела его, выпускника речного техникума, уже осваивавшего волжские просторы, в Оренбургское авиационное училище. Учёба там была счастливейшей порой в жизни Девятаева. Он по крупицам набирался знаний об авиации, много читал, с усердием тренировался. Счастливый, как никогда прежде, взлетал в небо, о котором ещё совсем недавно только мечтал.

И вот лето 1939 года. Он - военный лётчик. И специальность - самая грозная для противника: истребитель. Сначала проходил службу в Торжке, затем его перевели в Могилев. Там снова повезло: оказался в эскадрилье прославленного лётчика Захара Васильевича Плотникова, успевшего повоевать в Испании и на Халхин - Голе. От него набирались боевого опыта Девятаев и его товарищи.

Боевое крещение получил во время Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов, выполнив 3 вылета на разведку на И-15бис.

Великая Отечественная война застала его под Минском, в Молодечно, командиром звена 163-го истребительного авиаполка 49-й истребительной авиационной дивизии. 22 июня он совершил свой первый боевой вылет. И хотя самому Михаилу Петровичу не удалось сбить "Юнкерса", он, маневрируя, вывел его на своего командира З. В. Плотникова. А тот не упустил воздушного противника, сразил его.

Скоро повезло и Девятаеву. Однажды в разрыве облачности на глаза ему попал "Юнкерс-87". Михаил, не теряя ни секунды, устремился за ним и через мгновение увидел его в перекрестии прицела. Тут же дал 2 пулемётные очереди. "Юнкерс" вспыхнул и рухнул на землю. Были и другие удачные бои.

Однако, обстановка на фронтах всё более обострялась. Девятаеву и его товарищам уже пришлось оборонять подступы к столице. На новеньких "Яках" они перехватывали самолёты, спешившие сбросить смертоносный груз на Москву. Однажды под Тулой Девятаев вместе со своим напарником Яковом Шнейером вступил в схватку с немецкими бомбардировщиками. Им удалось сбить один "Юнкерс". Но и самолёт Девятаева пострадал. Всё же пилоту удалось приземлиться. И он оказался в госпитале. Не излечившись до конца, бежал оттуда в свой полк, уже находившийся западнее Воронежа.

В сентябре 1941 года Девятаеву поручили доставить важный пакет в штаб окружённых войск Юго-Западного фронта. Он выполнил это поручение, но на обратном пути вступил в неравную схватку с 6 Ме-109. Одного из них сбил. И сам получил ранение. Так он вновь оказался в госпитале. К тому времени младший лейтенант М. П. Девятаев выполнил 180 боевых вылетов, провёл 35 воздушных боёв и сбил 9 самолётов противника. [ В материалах наградного листа указывается на 9 личных побед лётчика. Однако, скорее всего, в это число входят и групповые победы. ]

После излечения он уже не вернулся в свою часть. После осмотра, врачебная комиссия вынесла единодушное решение - только в тихоходную авиацию. Так лётчик - истребитель Михаил Девятаев стал командиром звена связи, где произвёл 280 успешных вылетов.

С 18 сентября 1943 года служил в 1001-м Отдельном санитарном авиационном полку. К середине декабря 1943 года, выполнил около 80 вылетов по эвакуации раненых и на выполнение специальных заданий командования. За это время, он эвакуировал с передовых госпиталей 120 раненых (из них, 5 генералов), доставил в передовые госпитали 600 литров крови, 800 кг медикаментов, 700 кг прочих грузов и 50 медицинских работников, не имея ни одной поломки и вынужденной посадки.

За свои боевые и трудовые подвиги он был представлен к награде и 1 апреля 1944 года был удостоен ордена Красного Знамени.


Из материалов наградного листа лейтенанта М. П. Девятаева от 20 декабря 1943 года.

22 января 1944 года командир звена 1001-го ОСАП лейтенант М. П. Девятаев был вторично представлен к награде. К тому времени он выполнил более 130 вылетов по эвакуации раненых и спецзаданий с общим налётом 250 часов. Эвакуировал 140 раненых (из них, 6 генералов), доставил 750 литров крови, 1450 кг различного медицинского имущества и 1000 кг прочих грузов.

Однако чуть раньше произошли события перевернувшие всю дальнейшую жизнь Михаила Девятаева. В апреле 1944 года он отыскал "хозяйство" Александра Покрышкина. Там он встретился с Владимиром Ивановичем Бобровым, осенью 1941 года давшим кровь раненому Девятаеву, а теперь согласившийся взять его к себе ведомым.

Не раз поднимал Девятаев свою "Аэрокобру" в воздух. Неоднократно вместе с другими лётчиками дивизии А. И. Покрышкина вступал в схватки с врагами. Но вот наступило роковое 13 июля 1944 года. В этот день лётчиками 9-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии, по словам самого Девятаева, было сбито 20 вражеских самолётов. В этом бою Михаил получил своё 4 ранение, а его самолёт загорелся. По команде ведущего Девятаев выбросился из объятого пламенем истребителя... и оказался в плену.

[ Интересную информацию прислал Андрей Владиславович Марчуков. Согласно ЖБД 104-го Гвардейского ИАП (он же ЖУСС), в этом полку Михаил Девятаев успел сделать только 2 боевых вылета. Во втором из них, 13 июля 1944 года (вылет 19:00 - 20:10), 8 "Аэрокобр" провели бой с 16 FW-190. Девятаев первым сбил одного "Фоккера". После этого, обе наши четвёрки разделились и бой вели порознь. В ходе дальнейшего боя Девятаев был сбит сам и потерян из видимости, когда планировал на горящем самолёте. Оперативные сводки 9-й Гвардейской ИАД говорят то же самое. Таким образом, в своём последнем бою 13 июля 1944 года Михаил Девятаев одержал 10 победу, сбив в районе Печихвосты самолёт FW-190. ]

Допрос следовал за допросом. Потом переброска в разведотдел абвера. Оттуда - в Лодзинский лагерь военнопленных. А там опять - голод, пытки, издевательства. Вслед за этим - концлагерь Заксенхаузен...

13 августа 1944 года, вместе с группой военнопленный Михаил совершил свой первый побег, правда неудачный. Беглецы были пойманы и отправлены на таинственный остров Узедон, где готовилось сверхмощное оружие, перед которым, по мнению его творцов, никому не устоять. Узники Узедона - это фактически приговорённые к смерти.

И всё это время у пленных зрела одна мысль - бежать, бежать во что бы то ни стало. Лишь на острове Узедон это решение приобрело реальность. Рядом, на аэродроме Пенемюнде, были самолёты. И был лётчик Михаил Петрович Девятаев, человек мужественный, бесстрашный, способный осуществить намеченное. И он осуществил этот план, несмотря на невероятные трудности. Это был единственный в истории авиации полёт, когда штурвалом самолёта управляли сразу 3 человека - узники были настолько истощены, что Михаилу нехватало сил удерживать в одиночку тяжелую машину в горизонтальном полёте...

О том как проходил этот полёт можно писать долго, тут было всё - и погоня за беглецами немецкого истребителя FW-190, получившего приказ любой ценой уничтожить этот "Хейнкель-111" [Михаилу и его товарищам достался новейший Не-111Н-22, предназначенный для запуска в воздухе крылатых ракет ФАУ-1.] , и длительный полёт в облаках, которые скрывали беглецов, и обстрел "Хейнкеля" своими же зенитчиками при перелёте линии фронта (стреляли довольно метко - уже на земле в самолёте было обнаружено 9 пробоин от зенитных снарядов), и посадка тяжёлой машины на вспаханном поле рядом с батареей наших зенитчиков, первыми подбежавшими к машине...


Мы же ограничимся главным - 8 февраля 1945 года немецкий тяжёлый бомбардировщик He-111 (бортовой номер "13013"), с 10 бывшими узниками на борту, приземлился на нашей земле. Девятаев доставил командованию стратегически важные сведения о засекреченном Узедоне, где производилось и испытывалось ракетное оружие Третьего Рейха.

Ещё оставалось 2 дня до намеченной фашистами расправы над Девятаевым. Его спасло небо, в которое он был бесконечно влюблён.

Вскоре война кончилась, но жизнь продолжала преподносить сюрпризы - Михаила постигла участь многих советских людей прошедших через концлагеря. Клеймо военнопленного сказывалось долго. Ни доверия, ни стоящей работы... Это угнетало, порождало безнадёжность. Лишь после вмешательства уже получившего широкую известность Генерального конструктора космических кораблей Сергея Павловича Королёва и трижды Героя Советского Союза Александра Ивановича Покрышкина, последнего командира отважного лётчика, дело сдвинулось с мёртвой точки. 15 августа 1957 года подвиг Девятаева и его товарищей получил достойную оценку. Михаилу Петровичу было присвоено звание Героя Советского Союза, а другие участники перелёта награждены орденами.

Михаил Петрович окончательно возвратился в Казань. В речном порту он вновь вернулся к своей первой профессии - речника. Ему доверили испытание первого быстроходного катера на подводных крыльях "Ракета". Он стал и первым его капитаном. Спустя несколько лет уже водил по Волге быстроходные "Метеоры".

Но и после ухода на пенсию, ветерану войны покой лишь только снился. Он активно участвовал в ветеранском движении, создал Фонд Девятаева и оказывал помощь тем, кто в этом особо нуждался. Не забывал ветеран и о молодёжи, часто встречался со школьниками и воинами гарнизона. Как и в юные годы, он увлекался литературой об авиации, о подвигах наших лётчиков. Автор книг: "Полёт к солнцу", "Побег из ада". Умер 24 ноября 2002 года, похоронен в Казани. На стене дома, в котором он жил, установлена мемориальная доска .

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й и 2-й степени, медалями. Почётный гражданин Республики Мордовия, городов Казани, Вольгаста и Циновичи (Германия).

* * *

Вторник, 8 февраля 2011 года. Спустя ровно 66 лет после легендарного побега группы советских пленных на вражеском самолёте. Солнце пронзительно ярко освещает красные головки гвоздик, аккуратно сложенные к подножию памятника "Побег из ада" в сквере имени Г. К. Жукова. И чистое небо, по-весеннему прозрачно - голубое, словно опять кричит: "Полетели! Родина зовёт!"

В тот день, 8 февраля 1945 года, 10 советских солдат под руководством лётчика Михаила Девятаева бежали из немецкого плена с острова Узедом. Да как! Угнали вражеский бомбардировщик "Хейнкель-111"! Им, исхудавшим, изголодавшимся, измученным пленом и войной, удалось уйти от погони и добраться до занятой советскими войсками территории...

Через 66 лет, ветераны вспоминали этот подвиг, названный "Побегом из ада" с легкой руки самого Девятаева. Уже будучи Героем Советского Союза, он озаглавил так свою книгу, получившую широкую известность.




Памятник "Побег из ада" установлен организацией "Аллея Российской славы" из города Кропоткина Краснодарского края в подарок Новокузнецку к 65-летнему юбилею Победы. Такие же подарки в разные годы установлены "Аллеей Российской славы" в городах России, Украины и Белоруссии, где, по сведениям создателей проекта, жили сбежавшие из немецкого ада девятаевцы...

Минута молчания. Десятиклассники из школы № 4 знают о подвиге, который совершил их земляк. Привыкшие нести вахту памяти у Вечного огня, они живым коридором стоят у "Побега из ада" в сквере имени Г. К. Жукова, где в столбик высечены 10 фамилий...