Мкжд: схема станций. История Малого кольца Московской железной дороги

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. 10 сентября в Москве открывается пассажирское движение на Московском центральном кольце (МЦК) - внутригородской кольцевой линии пассажирских электропоездов, которая использует инфраструктуру Малого кольца Московской железной дороги (МК МЖД). Она интегрирована с Московским метрополитеном (в системе метро ей присвоен номер 14) и радиальными железнодорожными линиями.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об истории МК МЖД.

К концу XIX века Москва стала крупнейшим транспортным центром Российской империи, однако большинство ее вокзалов были тупиковыми. Доставка товаров между московскими вокзалами и оптовыми складами осуществлялась гужевым транспортом, что вело к значительному удорожанию перевозок. Кроме того, в 1890-х гг. назревала необходимость улучшения пассажирского сообщения в Москве и близлежащих пригородах. В 1897 г. министр финансов Сергей Витте выдвинул предложение о строительстве московского железнодорожного кольца.

Проект Рашевского

7 ноября 1897 г. (здесь и далее до 1918 г. - даты по старому стилю) на особом правительственном совещании с участием императора Николая II было признано "желательным приступить к постройке Московской Окружной железной дороги" (МОЖД). В 1898-1902 гг. было рассмотрено 13 вариантов трассировки линии и утвержден финальный проект архитектора и инженера Петра Рашевского, позднее ставшего руководителем строительства.

По плану Рашевского, кольцо с четырьмя главными путями (два для пассажирского движения, два для грузового) должно было соединить все десять магистральных направлений - Николаевское (ныне Октябрьское), Савеловское, Ярославское, Казанское, Нижегородское, Курское, Павелецкое, Брянское (ныне Киевское), Брестское (ныне Белорусское) и Виндавское (ныне Рижское).

Частично трасса проходила по линии Камер-Коллежского вала - границе Москвы. Сметная стоимость строительства первоначально составляла около 55 млн руб. В 1900-1904 гг. проект в несколько этапов корректировался в сторону удешевления до 38,7 млн руб. - было решено построить только два пути, использовать их и для грузовых, и для пассажирских перевозок. Одним из факторов, повлиявших на удешевление проекта, была Русско-японская война 1904-1905 гг.

Строительство

Строительство МОЖД началось 3 августа 1903 г. и завершилось ровно через пять лет - 3 августа 1908 г. Длина кольца, переданного в эксплуатацию Николаевской железной дороге, составила 54 км (с учетом 22 однопутных соединительных веток с магистральными железными дорогами и подъездных путей - 145 км). Было возведено 14 станций, два остановочных пункта, 72 моста (из них четыре через Москву-реку), 30 путепроводов, три телеграфных поста, 19 пассажирских зданий, 11 путевых казарм, 14 пакгаузов, 30 жилых домов для служащих дороги и др.

Станции проектировались как единый городской ансамбль в стиле "модерн" под руководством архитекторов Александра Померанцева и Николая Марковникова, отдельные строения проектировал Иван Рыбин. Пассажирские здания располагались на внутренней стороне кольца, постройки грузовой инфраструктуры - с внешней.

Дорога пролегала за чертой города, проходя в 5 км от Московского Кремля на юге и в 12 км - на северо-западе. Отсчет верст МОЖД велся по часовой стрелке, от точки пересечения с Николаевской железной дорогой.

Запуск пассажирских перевозок

Учитывая социальный статус будущих пассажиров - рабочих и служащих прилегающих предприятий, а также дачников, для обеспечения пассажирских перевозок Петр Рашевский планировал использовать только вагоны II и III класса. По его замыслу, тарифы должны были составлять 10 и 20 коп. для III и II класса соответственно, как на линиях трамвая.

Однако управление Николаевской железной дороги под давлением Казначейства разделило дорогу на тарифные зоны, ввело вагоны I класса и установило крайне высокие цены на билеты: 30 коп. за проезд только одного перегона в вагоне I класса и 10 коп. - в вагоне III класса. В результате пассажиропоток на кольце после запуска оказался ничтожным, и 6 октября 1908 г. перевозка пассажиров была приостановлена. К 15 мая 1909 г. тарифы были уменьшены, пассажирское движение возобновилось.

В качестве транзитного грузового контура дорога была вполне успешна. В 1911 г. исследовавшая эффективность МОЖД комиссия посчитала, что линия "в полной мере оправдала возлагавшиеся на нее надежды по коренному улучшению транзитного через Москву движения грузов".

В 1916 г. кольцо вошло в состав Московско-Курской железной дороги.

После Октябрьской революции

К концу 1920-х гг. прилегающие к кольцу районы получили надежное трамвайное и автобусное сообщение, и в 1934 г. пассажирское движение по МОЖД было прекращено. При этом само кольцо стало самостоятельной железной дорогой.

В начале 1950-х гг., при пуске пассажирских электропоездов на Московском железнодорожном узле выяснилось, что мосты МОЖД с их низкими порталами не позволяют быстро и без значительных затрат электрифицировать трассу. Поэтому до 2016 г. движение по кольцу осуществлялось только на паровозной, а затем тепловозной тяге.

Для снижения нагрузки на МОЖД в 1940-х - 1950-х гг. на удалении 40-100 км от Москвы было построено Большое кольцо Московской железной дороги (БК МЖД), после чего МОЖД стали называть Малым кольцом (МК МЖД).

В 1959 г. дорога стала Московско-Окружным отделением Московской железной дороги.

Возможность возобновления пассажирских перевозок на МК МЖД рассматривалась в начале 1960-х гг. В то время на кольце был оставлен задел под железнодорожную платформу с переходом на станцию "Ленинский проспект" Калужского радиуса (ныне - Калужско-Рижская линия) московского метрополитена. Однако до недавнего времени обеспечить пассажирское движение с приемлемыми интервалами не позволяла загруженность кольца товарными перевозками.

В 1970-х гг. была проведена модернизация дороги, построены новые подъездные пути, внедрена электрическая сигнализация стрелок и сигналов.

В 1997 г. Министерство путей сообщения РФ и московское правительство подписали совместный протокол по вопросу реконструкции Малого кольца для организации пассажирского движения с сохранением грузовых перевозок, но дальше разработки технико-экономического обоснования проект не продвинулся.

1 мая 1999 г. мэр Москвы Юрий Лужков во время поездки по Малому кольцу на дизельной автомотрисе (рельсовом автобусе) РА-1 заявил журналистам, что в 2001 г. часть кольца откроется для движения этого вида транспорта. Этот план так и не был реализован.

В 2001 г. при строительстве Третьего транспортного кольца в Гагаринском тоннеле на заделе 1960-х гг. была построена и законсервирована подземная платформа (ныне - станция МЦК "Площадь Гагарина").

1 октября 2007 г. Лужков и президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин подписали соглашение о реализации в 2007-2009 гг. проекта реконструкции отрезка от станции Пресня до станции Канатчиково, с электрификацией участка и строительством пяти пассажирских станций. Реализация пилотного проекта двигалась со значительными задержками.

Проект МКЖД

Реализация проекта по пассажирскому использованию МКЖД активизировалась после прихода в 2010 г. на пост мэра Москвы Сергея Собянина и благодаря начавшемуся выводу промышленных предприятий за пределы Москвы.

11 июня 2011 г. на встрече Якунина и председателя правительства РФ Владимира Путина был одобрен проект реконструкции и электрификации МКЖД. 23 июня того же года для реализации проекта московское правительство и РЖД создали совместное АО "МКЖД". По состоянию на тот момент на кольце располагались 12 действующих грузовых станций, 110 искусственных сооружений (в том числе 74 путепровода и шесть мостов). Развернутая длина дороги составляла 178,2 км. К станциям примыкал 131 подъездной путь, на которых обслуживались 159 предприятий (к 2013 г. их осталось 49). Среднесуточные объемы движения составляли 30-35 пар поездов, часть из них приходилась на транзит между магистральными направлениями.

В период с 2012 по 2016 г. была осуществлена реконструкция и электрификация кольца. Пути заменены на бесстыковые, построен третий главный путь на протяжении большей части линии, обустроены пассажирские платформы, за пределы города выведены пять грузовых дворов, сохранившимся зданиям начала XX века вернули исторический облик. Объем инвестиций в проект МКЖД, по данным 2015 г., превысил 212 млрд руб. - в эту сумму вошли федеральные инвестиции, средства ОАО "РЖД", правительства Москвы и компаний-инвесторов.

9 декабря 2013 г. московские власти возложили обязанности организатора пассажирских перевозок на кольце на ГУП "Московский метрополитен".

29 декабря 2014 г. право стать пассажирским перевозчиком на 15 лет выиграла Центральная пассажирская компания (ОАО "ЦППК"). Позднее, в январе 2016 г., она переуступила это право ОАО "РЖД".

26 октября 2015 г. РЖД вышли из состава акционеров ОАО "МКЖД", долю компании выкупило правительство Москвы. При этом вся железнодорожная инфраструктура кольца (пути, платформы, новые билетные кассы и др.) осталась в собственности РЖД. АО "МКЖД" сконцентрировалось на проектировании сопряженных с платформами транспортно-пересадочных узлов и привлечении инвесторов для развития прилегающих к кольцу территорий.

4 июля 2016 г. на кольце началась тестовая эксплуатация электропоездов ЭС2Г "Ласточка" (Siemens Desiro Rus) без пассажиров.

МЦК

5 июля 2016 г. заместитель мэра Москвы, глава департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов сообщил журналистам, что МКЖД получила новое название - Московское центральное кольцо (МЦК) - и станет 14-й линией столичного метрополитена.

Реконструкция Московского центрального кольца (МЦК) - уникальный проект не только для Москвы, но и для России в целом. МЦК стало полноценным легким метро, интегрированным в систему метрополитена.

Схема МЦК вписана в карту столичного метрополитена. На ней указано примерное время наземных пересадок с МЦК.

Кроме того, на схеме обозначены возможные пересадки с МЦК на наземный городской транспорт, интервал движения транспорта и др.

Движение по кольцу запустили 10 сентября 2016 года. Это дало новый импульс развитию заброшенных промышленных территорий столицы, а также позволило разрубить гордиев узел нависших над столицей транспортных проблем.

Московское центральное кольцо - это дорога в будущее. Благодаря кольцу поездки по столице в среднем на 20 минут. Еще одной уникальной особенностью МЦК стало то, что она связала садово-парковые ансамбли столицы: усадьбу Михалково, Ботанический сад, территории ВДНХ и Национального парка Лосиный остров, природный заказник Воробьевы Горы и другие.

МЦК - это новая жизнь промышленных зон Москвы

С 1908 года Московское центральное кольцо обслуживало промзоны и в основном выполняла функцию по перевозке грузов. Однако со временем многие промышленные территории вокруг этого кольца пришли в запустение, некоторые производства закрылись. Ряд промзон в лучшем случае использовались под склады. Сейчас эти территории активно реорганизуются, здесь строится жилье с социальными объектами, спортивные комплексы и др. И развивающимся территориям требуются удобные транспортные связи.

Запуск пассажирского движения по МЦК решает вопрос транспортного обеспечения промзон. Кроме того, кольцо связало пригородные железнодорожные поезда и электрички, которые идут в центр города, со станциями МЦК. Пассажиры могут, не доезжая до центра города, пересесть на поезда МЦК и двигаться дальше практически по всей территории Москвы.

Все станции МЦК построили в виде транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). В их составе будут работать офисы, торговые комплексы, магазины и кафе. Эта концепция отвечает как интересам инвесторов, которым важно окупить вложения в строительство, так и запросам горожан.

Вы уже, наверное, обратили внимание на новую схему, появившуюся в московском метро 21 декабря 2015 года. На схеме теперь есть новое кольцо с не совсем обычной для метро аббревиатурой. МКЖД - Московская Кольцевая Железная дорога - еще одно кольцо в Москве, которое призвано разгрузить постоянно растущий пассажиропоток столицы.

Почему же схема железнодорожной ветки присутствует на схеме метро?

Объясняется это просто. МКЖД, запланированная к пуску осенью 2016 года, составит единый транспортный узел с Московским метрополитеном. В Москве появится еще один вид наземного транспорта - городская электричка , тесно увязанный с инфраструктурой метро и существующими железнодорожными станциями. Подобный вид общественного транспорта широко применяется в крупных городах по всему миру.

Из 31 станции МКЖД на 17-ти можно будет пересесть в метро, причем практически не выходя на улицу, так как переходы, связывающие ж/д станции и станции метро будут крытыми и образовывать единый транспортный терминал - Транспортно-Пересадочные Узлы (ТПУ). На 10 станциях будет пересадка на другие ж/д станции.

Оплата проезда будет такая же как и в метро. При пересадке доплачивать ничего не придется.

Курсировать по МКЖД будут поезда нового типа от 5 до 10 вагонов с удобной бестамбурной конструкцией. Расчетная вместимость составит не менее 1250 человек. Головные вагоны будут оборудованы местами для лиц с ограниченными возможностями и системой посадки-высадки людей в инвалидных колясках.

В поездах также будет WI-FI с бесплатным интернетом, тонированные стекла, информационные табло на разных языках, система климат-контроля. В головном вагоне будет туалет для пассажиров и локомотивной бригады.

При станциях будут созданы парковки для автомобилистов, пересаживающихся на электрички.

Ну и в заключение самое приятное - планируемый интервал движения - 6 минут!

Январь 2016 г.

Московское центральное кольцо МЦК - так официально будет называться открывающаяся сегодня новая транспортная система. Внесены коррективы в интервалы движения поездов - 15 минут, а в часы пик - 6 минут. Из 31 станции сегодня открываются 26 - Владыкино, Ботанический сад, Ростокино, Белокаменная, Бульвар Рокоссовского, Локомотив, Измайлово, Шоссе Энтузиастов, Андроновка, Нижегородская, Новохохловская, Угрешская, Автозаводская, ЗИЛ, Верхние Котлы, Крымская, Площадь Гагарина, Лужники, Кутузовская, Деловой центр, Шелепиха, Хорошёво, Стрешнево, Балтийская, Лихоборы, Окружная. Остальные 5 - Дубровка, Зорге, Соколиная гора, Коптево и Панфиловская - откроются в конце года.

Наверняка многие слышали про скорый запуск пассажирского движения по Московской кольцевой железной дороге. Но хотя аббревиатура МКЖД в последнее время звучит из всех утюгов, подконтрольных городским властям, найти в одном месте краткую информацию по основным, интересующим потенциального пассажира вопросам, совсем непросто. На днях при личном общении столкнулся с тем, что даже некоторые блогеры, которым близка транспортная тематика, имеют слабое представление об этом проекте. Мне же недавно как раз пришлось найти и собрать информацию об МКЖД (с портала мэрии, сайтов РЖД и МКЖД и из сообщений принадлежащего правительству города издания m24.ru), поэтому я решил сделать небольшой обзорный пост о том, что будет представлять из себя Московская кольцевая железная дорога для пассажиров.

Схема МКЖД. Изображение с сайта m24.ru

Для начала два слова об истории. Малое кольцо Московской железной дороги (именно так до недавнего времени правильно называлась МКЖД) было построено в 1903-1908 годах. Дорога изначально предназначалась для внутригородских и транзитных грузовых перевозок, однако первое время по ней также осуществлялось пассажирское движение, которое было прекращено в 1934 году.
О возврате пассажирского движения на МКЖД заговорили почти сразу после прихода Собянина, причем изначально назывались гораздо более ранние сроки его запуска. Но, видимо, проект потребовал существенно более серьезной реконструкции инфраструктуры, чем казалось необходимым на первый взгляд, и его реализация растянулась на пять с лишним лет. Запустить движение электричек обещали в сентябре 2016 года (хотя сейчас все чаще можно услышать просто «в 2016 году»).

Станция МКЖД «Лужники». Изображение с сайта стройкомплекса Москвы

Как видно на схемах, МКЖД на разных участках имеет разную удаленность от центра: где-то дорога подходит почти вплотную к кольцевой линии метро, где-то удаляется от него на приличное расстояние. На МКЖД будет 31 станция, которая обеспечит 17 пересадок на 11 линий метрополитена (в том числе на будущее второе кольцо подземки) и 10 пересадок на 9 радиальных направлений железной дороги. 11 из 17 пересадок на метро обещают сделать по принципу «сухие ноги», под которым, как я понимаю, подразумевается, отсутствие необходимости выходить на улицу.
Вопрос о строительстве 32-й станции, «Пресни», что отмечена на некоторых схемах, планируется решить позже. Добавлю, что одна станция, «Площадь Гагарина» на Ленинском проспекте, будет подземной - остальные наземными. Еще замечу, что названия некоторых остановок, по-моему, долгое время плавали, поэтому не удивляйтесь, если вдруг найдете какие-то нестыковки на схемах.


Схема пересадок с МКЖД на метро. Изображение с сайта стройкомплекса Москвы


Перспективная (на 2020 год) схема метро и МКЖД. Изображение с сайта стройкомплекса Москвы

По сути МКЖД станет кольцевой линией городской электрички, интегрированной в систему метрополитена. Оплатить проезд по наземному кольцу можно будет билетом на метро. При этом пересадка между МКЖД и подземкой будет для пассажира бесплатной (сначала говорили, что в течение 15 минут, недавно Ликсутов заявил аж о полутора часах).То есть и на МКЖД, и в метро придется пройти через турникеты, но если ты уложился в отведенный интервал, при повторном входе деньги (поездки) не спишутся. Обсуждается возможность распространения действия на МКЖД абонемента «Большая Москва», который используют пассажиры электричек, но конкретики по этому вопросу пока нет. Все льготы, действующие в метро, сохранятся и на МКЖД.

В качестве подвижного состава на наземном кольце будут использоваться «Ласточки». Заявляется, что в «часы пик» они будут ходить с интервалами не более 6 минут, а в перспективе интервалы могут быть и уменьшены.


Скоростной электропоезд повышенной комфортности «Ласточка». Фото

Автор совершил путешествие в другой мир, прокатился на служебном тепловозе по КЖД.
Той самой, которую построили ещё при царе-батюшке, а потом все забыли.
Давайте отправимся в путешествие вместе с ним.

Автор:
Сейчас про дорогу снова вспомнили, и хотят на её основе сделать новый общественный транспорт - городскую электричку. Раньше эта дорога пролегала через глухие окраины Москвы, через сто лет она оказалась почти в центре. Но то, что вокруг этой дороги - настоящее вневременье. Давайте сделаем полный круг по железнодоржному кольцу и посмотрим на другую Москву.

1. Ранним утром понедельника тепловоз-мотриса отправился от станции Черкизово в направлении против часовой стрелки. Пассажиры - специалисты МЖД, задачей которых было сверить чертежи проектов с существующими реалиями и что-то отмечать в своих блокнотах.

2. Поезд набирает скорость.

3. Проезжаем улицу Лосиноостровская.

4. Автомойка в начале Лосиноостровской. Несколько раз я там мыл машину и смотрел на железную дорогу. Теперь посмотрел наоборот.

5. В районе станции Белокаменная количество путей увеличивается, здесь стоят грузовые вагоны.

6. Грустный и красивый осенний берёзовый лес. Одна ветка уходит куда-то вправо, в лесной массив. Возможно, это та часть дороги, которая заканчивается разобранными рельсами в самом лесу: есть там одна заброшенная линия.

7. Возле Ярославского шоссе кольцевая железная дорога проходит по мосту над путями Ярославского направления.

8. Рядом расположена платформа Северянин. В этом месте планируют сделать транспортно-пересадочный узел, чтобы люди могли пересесть с одной электрички на другую. Например, вы едете из Пушкино в Москву на работу, но вам нужно на юг города. Чтобы не ехать до вокзала, а потом на метро, можно сделать пересадку и поехать уже по ж/д кольцу. В теории очень удобно.

9. Самый большой торговый центр в Москве - "Золотой Вавилон" на Ярославке. Видимо, площадей ему мало, строятся новые корпуса.

10. Эти районы между Ярославским и Алтуфьевским шоссе находятся далеко очень далеко от метро. Зато рядом проходит железная дорога. Если здесь построить станцию, люди смогут быстрее выбираться из своего спального района.

11. Улица Вильгельма Пика и пересечение с проездом Серебрякова.

12. Здесь, напротив метро Ботанический сад, я увидел нечто странное: ворота китайского или японского храма и памятник. Никогда не видел этого раньше, кажется, с улицы туда попасть нельзя. Говорят, что здесь планировали расширение территории ВДНХ и планировали строить павильон в азиатском стиле.

13. Вокруг памятника - огромный пустырь, вымощеный давно поросшими травой бетонными плитами. И забор. Большой кусок никем не используемой земли.

14. Задворки ВВЦ.

15. Вдали - район Отрадное и мечеть. А на переднем плане, рядом с "железкой" - непонятные строения. Какие-то полузаброшенные производства, гаражные кооперативы. Следы жизни здесь почти не заметны.

16. Вообще, почти на всём протяжении поездки я видел очень много пустующих или заброшенных территорий. Всё очень неухоженное, разваливающееся, напоминает одну большую свалку. При этом говорят, что в Москве нет свободного места.

17. Как невозделываемая земля поростает сорняком, здесь всё поросло гаражами.

18. Некоторые из них подобрались уже вплотную к рельсам. Расстояние от поезда до гаражей буквально полтора метра.

19. В гаражах тусуются мужики старой закалки и таджики закалки новой. Они любят свои гаражи и не хотят, чтобы их сносили. А их обязательно снесут во время реконструкции.

20. У нашей семьи тоже есть такой гараж. Машину в нём хранил мой дед тридцать лет назад. Тогда на машинах ездили не каждый день, и ехать на стоянку полчаса на автобусе считалось нормальным. Зато не загораживали дворы. Когда машин стало больше, а время ускорилось, людям стало лень далеко ездить за своими машинами. Лично я не против, если на месте гаража моего деда построят что-то полезное. Больницу или школу, например. Но некоторые упрямо упираются.

22. Дмитровское шоссе. Обычно этот участок стоит в пробках. Если здесь построить станцию железной дороги, а вместо гаражей - большую перехватывающую парковку, люди быстрее смогут добираться туда, куда им нужно.

23. Автобусный парк. И гаражи.

24. Линия электричек Савёловского направления.

25. А это очередной спальный район. Тут устроили какой-то склад контейнеров прямо под окнами.

26. Изредка попадаются встречные грузовые поезда.

27. Здесь снесли часть гаражей и построили нормальный современный паркинг. Освободили место.

28. А здесь сараи ещё стоят. На заднем плане видны два новых паркинга. Представляете, сколько места освободится, если снести этот кооператив? Вместо программы "Народный гараж" я бы предложил правительству разобрать все эти кооперативы и каждому взамен бокса дать место в таком паркинге бесплатно. Освободилось бы много места для строительства, в том числе и новых домов.

29. Ленинградка в районе Сокола. Тоже место вечных пробок. Построй здесь станцию и перехватывающую парковку на месте гаражей - люди будут ехать по кольцу на поезде, в объезд центра.

30. Улица Панфилова. Скоро по соседству пройдёт хорда. Здесь могли бы построить новую больницу или разместить университет. Но гаражи гражданам нужнее.

31. Внезапно нас обгоняет, пыхтя и чихая, огромный чёрный паровоз!! Самый настоящий, как в кино или музее. Оказывается, в Москве есть паровозные экскурсии по этому самому кольцу! А я и не знал. Надо будет прокатиться.

32. Пропустив ретропоезд, мы возвращаемся на основной путь.

33. Комплекс "Москва-Сити". Здесь есть несколько дорожных развязок, которые я никогда не видел. Видимо, их построили, но ещё не открыли.

34. Часть пути проходит параллельно Третьему Транспортному.

35. Которое, конечно же, стоит в пробках.

36. А под Лужнецкой эстакадой есть довольно большая парковка. Вы о ней знали?

37. Мотриса ныряет в тоннель под Ленинским проспектом. В тоннеле есть платформа. Это недостроенная станция "Площадь Гагарина". Перроны сделали много лет назад, раньше уже были идеи пустить пассажирские поезда по этому кольцу.

38. Канатчиковский проезд. Самая ближайшая к моему дому станция. Как знать, может через несколько лет я буду доезжать до сюда на машине, оставлять её на парковке и ехать на электричке куда-нибудь в Свиблово. Выйдет даже быстрее, чем на метро.