Описание картины Ильи Глазунова «Незнакомка. Иллюстрации И.С.Глазунова* к лирике Блока Блок незнакомка иллюстрации пейзажа

И.Глазунов "Незнакомка"

Большие и печальные глаза –
Два синих озера тоски глубокой.
И, кажется – вот-вот сбежит слеза….
Ты видишься здесь очень одинокой –
Цветок весны – среди холодных зим ….
Всем необычным обликом своим
И тонкостью твоих лица, фигуры
Так разнишься от окружающих –
Они чрезмерно веселы иль хмуры,
А смотрят как-то… вопрошающе….

Губ ярких сочный розовый бутон,
Но грустно, не в улыбке сложен он.
Безвольна тонкая рука, на пальцах – кольца,
Прядь завиточков русых вдоль щеки,
И в пол-лица глаза – полны тоски.
Ты – словно грустная невольница.
Но…очень уж глубокий вырез платья….
Не вяжется с печальностью лица.
«Зачем ты...здесь?» - хочу сказать я.
И не понятен образ до конца.

Немало лиц, но одинока ты.
В глазах твоих прозрачных и глубоких
Далекий отблеск светится мечты
О чувствах беззаветных и высоких.

Свидетельство о публикации № 26022010220423-00153113

Читателей произведения за все время - 2629, полученных рецензий - 2.

Оценки

Отлично Хорошо Так себе Плохо Очень плохо

Рецензии

Да...уверен, что эту картину можно интерпретировать не по одному кругу. И отзвук Блока, и Гоголевские "свиные рыла" сзади ее... Обратите внимание на цвет левой кисти - она безжизненна. Предположу, что смысл "Незнакомки" - не только и не столько в том, что она "неизвестна и случайна" для автора, но - главное - незнакомка сама себе. А безжизненность левой кисти, возможно, - говорит об обреченности: незнакомкой так и останется.

«Стихотворения» - Радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живется… Долго петь и звенеть пурге… У меня Рязань… Найдите в стихотворении сравнения и метафоры. Дайте мне на родине любимой, Все любя спокойно умереть! Только я забыл, что я крестьянин… Словно яблонный цвет седина… Определите ключевые понятия, характеризующие родину поэта.

«Иллюстрации к книгам» - Иллюстрация на разворот. Сделать предварительные рисунки - наброски. Продолжение прзентации. Акварель. Выбрать технику. Иллюстрации на полях. Гравюра на дереве. Конечно, иллюстрация украшает страницы книги. Техник выполнения иллюстраций большое множество. В зависимости от размера и расположения в книге бывают следующие виды иллюстраций:

«Бородино стихотворение» - Сражён булатом – то есть булатным (стальным) оружием, саблей. Цели урока: 12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Напряжение томительного ожидания, ропот «стариков»-ветеранов: «Не смеют, что ли командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки» вдруг превращаются в энергичную боевую картину: «Все побывали тут», «Гора кровавых тел», «Слились в протяжный вой».

«Анализ стихотворения Пушкина Памятник» - Нерукотворный. БРЮСОВ Валерий Яковлевич . - Седьмое чудо света – Александрийский маяк. Приведите примеры. Что означают термины ода, элегия? 5.Каков размер (метр) стихотворения? ВИНОГРАДОВ Виктор Владимирович . Помоги нам в непогоду, руку дай в немой борьбе“ . - памятник Александру I в Петербурге в виде огромной гранитной колонны.

«Стихотворения Гумилева» - Какой цвет преобладает и почему? Стихотворение «Мореплаватель Павзаний». Г) перечислите основные художественные образы стихотворения. Б) сколько раз повторяется в тексте слова «море» и «крокодил»? Прочитайте стихотворения Гумилева «Я конквистадор в панцире железном», «Сонет», «Старый конквистадор». КАРАКАЛЛА (Caracalla) (186-217) римский император с 211, из династии Северов.

«Стихотворение о природе» - «Посмотри, какая мгла…». Фосфорический блеск. Яков Петрович Полонский 1819- 1898. Чаще всего элегии пишутся от первого лица. Алексей Константинович Толстой 1817 - 1875. Эпитеты Олицетворения Главная мысль стихотворения. Евгений Абрамович Баратынский 1800- 1844. Родная природа в стихотворениях русских поэтов.

Глазунов родился и вырос в кварталах Петроградской стороны, неразрывно связанной с творчеством поэта-символиста. "Насколько я люблю и понимаю творчество Блока до революции, настолько я не понимаю, как он мог прийти вместе с громилой Маяковским в Смольный, предлагая своим соотечественникам "слушать музыку революции". Да, теперь я, – говорит художник, – перечитывая Блока, нахожу в нем чуждые мне теософские влияния и уж никак не могу согласиться с тем, что мы – русские – скифы, азиаты с раскосыми и жадными очами". Тем не менее, иллюстрации Глазунова к Блоку так же сложны, загадочны и красивы, как и создавшие эпоху в русской литературе стихотворения Александра Александровича Блока.

Заранее познакомившись с иллюстрациями, подумайте над вопросами:

    какие особенности поэзии Блока дают возможность ее иллюстрировать?

    удалось ли художнику раскрыть внутренний мир лирического героя Блока?

    как рисуется в иллюстрациях мир, в котором живет герой? Каков пейзаж, живописный фон? Вводит ли этот фон в эмоциональный строй поэзии Блока?

    какие краски преобладают на иллюстрациях? Как они соотносятся с тонами поэзии Блока?

    любимым художником Блока был Врубель. Нет ли каких-то соответствий в колорите, красках, оттенках иллюстраций Глазунова с картинами Врубеля "Демон поверженный", "Пан", "К ночи"?

    какая иллюстрация вам кажется наиболее удачной? Почему?

    какие образы, мотивы лирики Блока воплотили бы вы сами в иллюстрациях?

Лирика Блока чрезвычайно живописна, причем живопись рождается на музыкальной основе. Интересен в этом отношении рассказ Блока о собственном творчестве: "Миры, предстающие взору... становятся все более зовущими; уже из глубины их несутся щемящие музыкальные звуки, призывы, шепоты, почти слова." Но это лишь первый момент творчества. На основе музыкальных впечатлений возникают зрительные. "Вместе с тем, – продолжает Блок, – они начинают окрашиваться (здесь возникает первое глубокое знание о цветах); наконец, преобладающим является тот цвет, который мне легче всего назвать пурпурно-лиловым (хотя это название, может быть, не вполне точно)".
Возникающие в воображении поэта зрительные образы не имеют четких контуров. Это цвета, оттенки цветов, не поддающиеся словесному выражению, и сам поэт, определяя их, постоянно оговаривается: "всего легче назвать", "хотя", "может быть", "не совсем".
В гамме цветов начинает преобладать один – пурпурно-лиловый; в нем для Блока воплощается представление об "иных мирах". Между тем "золотой меч, пронизывающий пурпур лиловых миров, разгорается ослепительно... Уже начинает сквозить лицо среди небесных роз; различается голос..." Вот предельная для поэзии Блока того периода (статья написана в 1910 г.) конкретизация образов. Они даются как бы в дымке:

иллюстрирует Блок свои теоретические положения. "Имя почти угадано", но никогда не будет названо, образ почти возник, но никогда не примет очертаний реального человека во плоти и крови, так же как и чувства поэта никогда не застынут на "мертвой точке торжества". Эти особенности поэзии Блока делают необычайно сложной задачу воплощения его образов. Как же справился с нею Глазунов ? Рисунки художника Блоку не чужды. Глазунову удалось если не войти в мир Блока, то хотя бы приблизиться к нему. Часть рисунков решена в цвете, при этом широко использованы тона, названные в статьях Блока: синий, лиловый, золотой в различных сочетаниях, – и постоянно встречающиеся в его стихах: желтый, обычно передающий оттенки догорающей зари ("...на желтой заре фонари" ), голубой ("Ты прошла голубыми путями" ), фиолетовый ("Фиолетовый запад гнетет" ).
На большей части иллюстраций, опять-таки в соответствии с содержанием стихов Блока, воссоздана вечерняя или ночная атмосфера. Краски не резки, силуэты предметов расплываются в дымке тумана или в вечернем сумраке. Эти тона, краски чем-то близки картинам Врубеля, но предметный фон иллюстраций, как и в стихах Блока, иной. У Врубеля это таинственная природа: поля, море, лиловые горы. У Глазунова это обычно город, Петербург: громады зданий, корпуса фабрик, колодцы дворов, мосты через реку и т.д. Отдельные образы и детали (поэт на перепутье двух дорог; затухающее пламя камина; чугунные цепи моста, как бы преграждающие путь) приобретают символический характер. На этом фоне изображаются люди, часто сдержанно-сосредоточенные, одинокие, затерянные в большом мире.
На некоторых рисунках образы людей излишне конкретизированы. Это расходится с общим строем блоковской лирики, а иногда и с текстами стихотворений, которые взяты художником за основу. В основе стихотворения "Предчувствую Тебя. Года проходят мимо..." – томительное ожидание встречи с Прекрасной Дамой. Женский образ здесь неуловим. Это мечта, прекрасное видение ("Но страшно мне: изменишь облик Ты..."). У Глазунова дается детально выписанный портрет.
И.Глазунов иллюстрирует преимущественно стихотворения раннего Блока. Может быть, поэтому в цикле есть какая-то недоговоренность: в них передана блоковская печаль, но лишь слегка намечены тема "страшного мира", тема родины.

Из книги: Медведев В.П. Изучение лирики в школе. – М.: "Просвещение", 1985

*1 . Глазунов Илья Сергеевич (р. 10.6.1930, Ленинград) – русский советский художник, народный художник СССР, член СХ РСФСР. Окончил художественную школу при Институте им. И. Е. Репина. Автор многих картин, портретов, книжных иллюстраций (к произведениям А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, А. К. Толстого, зарубежных писателей).

*2. Блок А. Собр. соч. в 6-ти т. М., 1971 (т.5, с.328)

А. Блок. «Незнакомка»

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.

Вдали над пылью переулочной,

Над скукой загородных дач,

Чуть золотится крендель булочной,

И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,

Заламывая котелки,

Среди канав гуляют с дамами

Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины

И раздается женский визг,

А в небе, ко всему приученный

Бесмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный

В моем стакане отражен

И влагой терпкой и таинственной

Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков

Лакеи сонные торчат,

И пьяницы с глазами кроликов

«In vino veritas!» кричат.

И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?),

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,

Смотрю за темную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,

Мне чье-то солнце вручено,

И все души моей излучины

Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные

В моем качаются мозгу,

И очи синие бездонные

Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине.

Иллюстрация И. Глазунова 1990 г

Условно стихотворение можно разделить на две части. В первой части автор описывает дачный поселок со всеми его навевающими тоску и безнадежность видами. Во второй - размышления лирического героя и образ Прекрасной Незнакомки.

Охарактеризовать атмосферу дачного поселка можно как бездуховную, обыденную, тоскливую. Несмотря на то что его жители вроде бы и развлекаются, но в то же время их развлечения не вызывают никаких положительных эмоций и интереса ни у автора, ни у лирического героя стихотворения. Автор подчеркивает:

А в небе, ко всему приученный

Бессмысленно кривится диск

что такое положение вещей наскучило даже вездесущему солнцу.

Лирический герой испытывает явное отвращение ко всему, что происходит вокруг. Он пытается залить свою тоску и одиночество. Он утратил веру в красоту, в духовность, в добро. Окружающий его пейзаж невыносимо давит на нежную натуру. Герой страдает от одиночества, но при этом не желает его скрашивать в толпе пьянчуг.

И вот находясь в таком упадочном состоянии духа, лирический герой видит её - Прекрасную Незнакомку, окутанную туманом таинственности, но он и не пытается развеять эту тайну. Во всей этой тоскливой повседневности она становится символом красоты, романтики, высоких чувств. Меняется душа героя, меняется стих. На смену резким рифмам приходит мелодичность. Невозможно сказать кем на самом деле является Незнакомка, возможно, это просто женщина, но из-за огромного контраста с общим пейзажем, она становится идеалом женственности и красоты, символом того чего так не хватает миру и герою - любви, духовности, красоты, романтики.

Испытывая все эти глубокие чувства, лирический герой понимает, что для него не все потеряно, что еще есть шанс вырваться из этой рутины, что только он может ее разрушить для себя. В этом его путь и его миссия.

И. Глазунов передал двойственность композиции стихотворения в своей иллюстрации тем, что выделил Незнакомку таинственным светом, более плавными линиями и противопоставлением её благородной внешности окружающему хаосу. На мой взгляд, подобный приём можно использовать и в ароматической иллюстрации: сыграть на контрасте запахов.

Хаотический фон, сам ресторан будет характеризовать:

  • 1. мускус. Мускус - это вещество животного происхождения, имеет оттенок запаха кожи. В данном аромате символизирует позабывших о возвышенных чувствах людей, концентрацию на «плотских» потребностях.
  • 2. коньяк. Коньячно- спиртовая нота выразит общий характер ресторана и его посетителей.
  • 3. ветивер. Ветивер - это древесина с сухим и горячим запахом, мне кажется, его аромат характеризует атмосферу томного вечера и конкретно фразу:

«По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух»

Саму незнакомку, её светящийся неуловимый образ я реализовала в аромате следующим образом:

  • 1. фиалка - лёгкий, прохладный аромат цветов фиалки всегда ассоциируется с загадочностью.
  • 2. ирис. Ирисовая пудровость и нежность и одновременно холодность - несомненно, отображают характер Незнакомки.
  • 3 Флердеорандж. Аромат цветов флер-де-орандж - скользящий и гладкий, прозрачный, как шёлк. Его я использую, чтобы передать атмосферу призрачных «древних поверий», богатые шёлковые одежды Незнакомки.
  • 4. ладан. Ладан воспринимается мною как запах иного мира - чистого, недосягаемого. В композиции он будет той неуловимой гранью между явью и сном.