Оснащение учебной мастерской. Организация учебной мастерской

Глава 4.
СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ


Формирование умений и навыков учащихся происходит прежде всего в процессе их учебно-производственного труда, связанного с использованием сырья и материалов, оборудования, инструментов, приспособлений, приборов и других предметов и орудий труда. Все это составляет материально-технические средства производственного обучения.

Другая составная часть средств производственного обучения - учебно-методическое оснащение. Это средства обучения, обеспечивающие педагогическую сторону учебно-воспитательного процесса: учебники, учебные и наглядные пособия, технические средства обучения, учебно-методическая документация и пособия, справочные, нормативные, дидактические материалы и т. п.

4.1. Материально-техническое обеспечение производственного обучения


Как отмечалось в гл. 1, специфической особенностью процесса производственного обучения является сочетание обучения учащихся в специально созданных условиях (учебных мастерских, учебных полигонах, учебных хозяйствах и лабораториях, на тренажерах, учебных установках и т. п.) и в условиях производства.

Учебные мастерские


Учебная мастерская - специальное помещение профессионального учебного заведения, оснащенное необходимым оборудованием, инструментами, приборами и другой оснасткой, предназначенное для производственного обучения; структурное подразделение профессионального учебного заведения.

В учебных мастерских формируются профессиональные умения и навыки учащихся в процессе выполнения, как правило, учебно-производственных работ с применением типичных для осваиваемой профессии (группы профессий) машин, механизмов, приборов, установок, инструментов, приспособлений. Здесь учащиеся приобретают навыки рациональной организации труда и рабочего места, приучаются к трудовой культуре, рациональному использованию рабочего времени, соблюдению требований и норм безопасности, санитарно-гигиенических и экологических требований, производственной и технологической дисциплины.

Роль и место обучения в учебной мастерской в общем учебном процессе определяются спецификой содержания труда по различным профессиям (группам профессий). Там, где в специально созданных условиях можно рационально сочетать решение учебных и производственных задач (подготовка токарей, фрезеровщиков, сварщиков, портных и т. п.), учащиеся обучаются в учебных мастерских, как правило, до 60% времени, отводимого на производственное обучение. При подготовке рабочих и специалистов по профессиям, связанным с обслуживанием, ремонтом, наладкой сложного производственного оборудования, для которых нецелесообразно создавать специальные учебные мастерские, учащиеся в учебных мастерских общего профиля, осваивают, как правило, только общепрофессиональные трудовые умения и навыки: общеслесарные, электромонтажные, строительные, отделочные и т. п., на что отводится 15-20% времени 1 .
Помещения для учебных мастерских, их планировка и оснащение, особенности организации учебно-производственной деятельности в учебных мастерских для различных профессий различны. Различны и конкретные конструктивные варианты. Они во многом зависят от материально-технических и финансовых возможностей учебных заведений, опыта и мастерства педагогического коллектива, общего стиля его деятельности и многих других факторов. Вместе с тем, несмотря на большую вариативность организационно-конструктивных решений, можно выделить общие требования, которые необходимо соблюдать и учитывать при создании и совершенствовании учебных мастерских в целом и их составных компонентов.

Комплекс учебных мастерских учебного заведения обычно встраивается в торец здания учебного корпуса со звукопоглощающими стенами и крытой галереей-переходом на уровне 1-2-го этажей. Комплекс учебных мастерских сооружают также как автономное здание. Такое размещение имеет ряд преимуществ: неизбежно возникающий производственный шум не отвлекает учащихся в учебных кабинетах и лабораториях; пыли, копоть, газы не нарушают санитарно-гигиенические условия в учебном корпусе; дополнительные площади позволяют организовать вспомогательные службы и бытовые помещения.

Общая площадь учебной мастерской определяется с учетом необходимости обеспечить каждому учащемуся самостоятельное рабочее место для отработки профессиональных умений и навыков, расположить оборудование общего пользования, а также дополнительное оборудование для осуществления производственной деятельности.

Помещения для учебных мастерских должны соответствовать условиям для нормальной установки и работы оборудования. Мастерские, где устанавливается тяжелое оборудование, где работа связана со значительной вибрацией, станочные, кузнечные, сварочные, машиносборочные, ремонтные и т. п. располагаются на первом этаже; слесарные, электромонтажные, радиомонтажные, швейные и т. п. мастерские - на втором-третьем этажах.

Большое значение для создания комфортной среды производственного обучения имеют освещенность в учебной мастерской, окраска стен, температурный режим, вентиляция, шумопоглощение. Учебные мастерские должны также соответствовать требованиям безопасности труда и пожарной безопасности.

Основой комплекса учебных мастерских учебного заведения являются специализированные мастерские для производственного обучения по определенной профессии (определенному виду работ). Как правило, учебные мастерские создаются на полную учебную группу, т. е. на 25-30 рабочих мест. Каждая мастерская обычно имеет свою изолированную от других мастерских зону.

Кроме специализированных учебных мастерских в состав комплекса входят производственно-вспомогательные помещения и службы. Применительно к учебным мастерским, выпускающим сложную продукцию, они включают: производственный участок; инструментально-раздаточную кладовую; отдел технического контроля; ремонтную мастерскую, складское помещение и др. Специализированные учебные мастерские и производственно-вспомогательные службы размещаются по принципу прямоточности технологических процессов изготовления многодетальной типичной продукции (заказов). В здании учебных мастерских предусматриваются также санитарно-бытовые помещения и устройства.

Специализированные учебные мастерские оснащаются оборудованием индивидуального пользования, на котором учащиеся отрабатывают профессиональные умения и навыки. В свое время, когда некоторые учебные заведения имели богатых «базовиков» - базовые предприятия, между ними шло негласное соревнование по оснащению учебных мастерских самым новейшим современным оборудованием. Более того, в ряде случаев руководство органов профтехобразования и их инспекции оценивали учебные заведения не столько по учебным показателям, столько по уровню оснащенности производственного обучения современным оборудованием. Сам по себе этот факт в целом положительный, однако в современных условиях необходимо учитывать и возможности, и целесообразность такого оснащения. Во-первых, с ликвидацией «института базовых предприятий» учебные заведения лишились возможности бесплатно пополнять и совершенствовать свое учебно-производственное оснащение, приобретать же новейшее оборудование самим очень дорого. Во-вторых, любое оборудование, тем более современное, высокопроизводительное, должно себя окупать, а при нынешних сложностях с получением заказов и сбытом продукции это весьма сложно. Поэтому более целесообразным представляется оснащение учебных мастерских небольшим количеством современного оборудования, рассчитанного на реализацию новых технологий, и организация обучения на нем по графику учащихся старших курсов. Остальное же учебно-производственное оборудование должно рассматриваться как средство обучения, дающее возможность учащимся приобрести умения и навыки, соответствующие уровню квалификации, предусмотренному стандартом профессионального образования.
Кроме оборудования индивидуального пользования учебные мастерские оснащаются оборудованием общего пользования. Номенклатура и количество такого оборудования зависят от специфики продукции учебных мастерских, будущих профессий обучаемых, от наличия в учебном заведении вспомогательных служб и ряда других факторов. Основное назначение оборудования общего пользования - обеспечение качественного выполнения программ производственного обучения.

Большое значение для решения учебных и воспитательных задач имеет оформление учебных мастерских. Оно зависит от возможностей учебного заведения, инициативы и опыта мастера, общего стиля оформления учебного заведения. При оформлении интерьера учебной мастерской необходимо исходить из целесообразности и соблюдать чувство меры.
____________________________
1 В связи с изменением характера взаимоотношений учебных заведений с предприятиями (бывшими базовыми) в условиях перехода страны к рыночной экономике и организацией в учебных заведениях собственного производства такие соотношения могут меняться в широких пределах: руководство по обучению профессии (сборник инструкционных карт); альбом рабочих чертежей; альбом технологических карт и др.

1. Помещения учебно-производственных мастерских

2. Требования к освещению, отоплению и вентиляции

3. Оборудование и материалы

4. Рабочее место

5. Индивидуальные защитные приспособления

6. Пожарная безопасность

7. Электробезопасность

8. Правовые аспекты организации и оборудования школьных мастерских и трудовых кабинетов

9. Требования к соблюдению санитарно-гигиенических норм в учебно-производственных помещениях

10. Нормативы материального, гигиенического и трудового обеспечения учебного процесса.

11. Нормативы учебных помещений для занятий по технологии

12. Организация работы по охране труда школьников

13. Таблица - Сроки проверки оборудования и защитных средств

1. Требования к учебным мастерским

Помещения учебно-производственных мастерских, участков, пролетов

1.1. Межшкольные мастерские, обслуживающие несколько школ, должны иметь самостоятельный участок

1.2.Встроенные в школьные здания учебные мастерские
следует располагать изолированно от классных помещений
(на первом этаже в торцах зданий) с устройством звукопо­глощающих капитальных стен и перекрытия второго этажа.

1.3.Помещения учебных мастерских должны быть свет­лыми, теплыми и сухими. Запрещается организация мастер­ских в подвальных и полуподвальных помещениях.

1.4.Кубатура и полезная площадь помещений учебных
мастерских должны строго соответствовать действующим
типовыми проектам зданий, учебных и учебно-производст­венных мастерских школ.

В связи с особенностями педагогического процесса и большой физической активностью учащихся во время ра­боты площадь рабочего места на одного ученика должна быть увеличена на 25-40% по сравнению с нормой площа­ди рабочего места взрослого рабочего.

Так, для обучения токарей площадь на одного рабочего должна составлять 6 м2, фрезеровщиков и шлифовальщи­ков - 9-12 м2, электросварщиков - 7,5 м2, слесарей-инстру­ментальщиков, сборщиков, ремонтников и других - 4 м2.

1.5.Полы производственных помещений (деревянные,
цементные и др.) должны быть теплыми, гладкими, нескольз­кими, непылящими и удобными для очистки, а также удов­летворять эксплуатационным требованиям данного поме­щения. При наличии цементных полов рабочие места уча­щихся и преподавателей должны быть оборудованы дере­вянными решетками.

В помещениях, где производится работа с кислотами и щелочами, а также с другими агрессивными веществами (соли, нефтепродукты и др.), полы должны быть устойчи­выми в отношении химического воздействия и не допускать адсорбции указанных веществ.

6.10.Все мастера, инструкторы и учителя трудового обу­чения должны знать правила, положения и инструкции по
технике безопасности и промышленной санитарии приме­нительно к области техники и труда, которым обучаются
учащиеся как в учебных мастерских, так и на предприяти­ях. К трудовому обучению учащихся может быть допущен
только тот административно-педагогический персонал, ко­торый прошел проверку знаний по технике безопасности
квалификационной комиссией отдела народного образо­вания.

6.11.На учащихся, проходящих трудовые политехниче­ские практикумы на предприятиях, распространяется тот
же порядок прохождения инструктажа по технике безопас­ности, который установлен для рабочих предприятий. Всю
ответственность за своевременный и полный инструктаж
учащихся на рабочих местах несет администрация пред­
приятий.

6.12.По3ручая какую-либо работу учащемуся, мастер, ин­структор, учитель, помимо ознакомления учащегося с тех­нологией процесса, устройством машин, станка и другими
условиями работы, обязан проинструктировать о мерах
безопасности при данной работе, рассказать о назначении
предохраняющих устройств оборудования, безопасных ме­тодах работы, подготовке и уборке рабочего места, прави­лах личной гигиены. Эти знания периодически проверяют­ся, закрепляются.

6.13.Ни один учащийся не может быть допущен к прак­тической работе, а также к самостоятельной работе и об­служиванию любого оборудования без соответствующего
обучения работе на станке, должной проверки знаний тех­ники безопасности в пределах учебной программы , правил
и инструкций по технике безопасности, относящихся к его
специальности.

Проведение инструктажа по технике безопасности должно быть соответственно оформлено в журнале инст­руктажа по технике безопасности.

6.14. На производственных участках, в учебных мастер­ских должны быть вывешены соответствующие плакаты по технике безопасности, предупредительные надписи и инст­рукции по технике безопасности.

В соответствии с указанным Положением существует установ­ленная номенклатура мероприятий по охране труда, ведущаяся в образовательном учреждении в обязательном порядке. Примени­тельно к учебным мастерским, это следующие мероприятия.

1. Акт - разрешение на проведение занятий в учебных мастер­ских (составляется ежегодно перед началом учебного года).

Акт - разрешение на ввод в эксплуатацию оборудования в
Учебных мастерских, лабораториях (ежегодно и после ремонта).

2. Приказ по образовательному учреждению о возложении ответственности за состояние охраны труда и должностных обязан­ностях по охране труда (к началу учебного года).

3. Должностные инструкции по охране труда работников обра­зовательного учреждения с их личными подписями (доведение под
роспись производится ежегодно).

4. Журнал вводного инструктажа и инструктажей на рабочем
месте учащихся. Следует подчеркнуть, что все инструктажи школь­ников по безопасным приемам труда должны быть соответствую­щим образом оформлены в журналах по технике безопасности.

Эти обстоятельства всегда принимаются во внимание в первую очередь при расследовании несчастного случая, происшедшего в учебно-производственных мастерских.

Каждый учитель должен помнить, что, согласно законодатель­ству РФ, заведующий мастерскими, учитель технологии или руково­дитель кружка «несут личную ответственность в соответствии с действующим законодательством за несчастные случаи, происшед­шие с учащимися и детьми во время учебно-воспитательного процес­са в результате нарушения правил и норм охраны труда». Если такое несчастье все же случилось, процедура его расследования преду­смотрена постановлением № 000 - «Положением о порядке рас­следования и учета несчастных случаев на производстве», приня­тым Правительством РФ 3 июня 1995 г., которое должны знать работники учебных заведений.

Учитель технологии должен следить и за тем, чтобы оборудова­ние и защитные средства в учебных мастерских проходили про­верку в соответствии со сроками, установленными Положением (см. табл.).

Следует сделать оговорку, что, хотя напрямую многое из сказан­ного выше относится к компетенции руководителя образовательного учреждения, фактически контролировать соблюдение установ­ленных сроков, проверять выполнение работ будет учитель техно­логии. Как государственный служащий, которому доверено обеспе­чить охрану здоровья и жизни детей при трудовом обучении, он обязан строго соблюдать установленные правила и положения, мно­гие из которых, увы, учитывают горький жизненный опыт.

Таблица - Сроки проверки оборудования и защитных средств

Наименование оборудования и защитных средств

Сроки и формы регистрации проверки

Огнетушители (всех типов)

Один раз в год с указанием даты

Сопротивление электросети

Состояние заземления

Ежегодно. Составляется протокол

фаза-ноль (при кабельном вводе)

1 раз в 5 лет. Составляется протокол

Трансформаторы понижающие (стационарные) 12, 24, 42 В и переносные

1 раз в год

Очистка электроламп от пыли

1 раз в месяц

Очистка стекла от пыли и грязи

Не менее 2 раз в год

Лестницы передвижные (стремянки) деревянные

Слесарная мастерская (отделение). В слесарной мастерской учащиеся вручную и на станках обрабатывают металлы; здесь же они выполняют и электротехнические работы. В соответствии с этим слесарное отделение оснащается слесарными верстаками, металлорежущими станками и некоторым вспомогательным оборудованием.

На сегодняшний день весьма актуален вопрос о создании обо­рудования, которое регулировалось бы по высоте. Ведь на одном и том же рабочем месте приходится работать учащимся V-Х классов, которые значительно отличаются по своему росту. Между тем известно, например, что работающий может сохранить пра­вильную позу в процессе слесарной работы, если тиски располага­ются на такой высоте, что, поставив на них локоть, можно коснуть­ся подбородка выпрямленными пальцами поднятой вверх руки.

В связи с этим сделан ряд предложений, позволяющих изменять по высоте рабочее место либо положение работающего относитель­но рабочего места.

При работе на станках это достигается за счет подставок, ко­торые кладутся под ноги. Что же касается слесарных верстаков, то разработан ряд конструкций, позволяющих изменять их по вы­соте. Приведем пример одной из них.

Верстак состоит из каркаса, изготовленного из сварных труб и угольника. Крышка верстака представляет собой металлическую раму, в которой закреплены доски из древесины твердых пород толщиной 30 мм. Сверху крышку покрывают листовым металлом толщиной 1...2 мм. Под крышкой верстака размещают два выдвижных ящика, предназначенных для хранения инструментов и приспособлений. Снизу к крышке крепят упор. Фиксаторы закреп­ляют направляющие трубы крышки в трубах ножек каркаса. Крышка поднимается с помощью винта. На крышке с правой сто­роны размещают готовальню для разметочного и измерительного инструмента. На левой стороне крышки крепят пюпитр, на котором размещают инструкционные и операционные карты. Готовальню и пюпитр можно регулировать по высоте. При необходимости (при рубке металлов) к верстаку может крепиться защитная сетка. Верстак предназначен для выполнения учащимися слесарных и электротехнических работ. Для правки и разметки заготовки к крышке крепится с помощью винтов стальная плита.

Перед выполнением электротехнических работ тиски с верстака снимают и убирают в левый ящик. Верстак можно использовать и как стол при конспектировании пояснений учителя и выполнении графических работ (для этого тиски смещаются влево от середины крышки верстака). Кроме одноместных, в практике работы школ встречаются двух- и четырехместные верстаки.

Перечнем типового учебного оборудования школьных мастер­ских предусматриваются следующие металлорежущие станки: то­карный типа ТВ-7 - 3 шт.; сверлильный типа 2М112 - 1 шт.; горизонтально-фрезерный типа НГФ-100 - 1 шт.; электроточило - 2 шт.

Конечно, не всегда представляется возможным приобрести именно указанные модели станков, поэтому следует руководство­ваться тем, что наиболее удобными в работе с учащимися являют­ся токарные станки с высотой центров 150...160 мм и расстоянием между центрами 600...800 мм; сверлильные станки желательно иметь с наибольшим диаметром сверления 12 мм.

В слесарном отделении устанавливают также вспомогательное оборудование: 1-2 разметочные плиты, плиту для правки загото­вок, муфельную печь, испытательный стенд для электротехнических работ. Кроме этого, слесарное отделение дооборудуют для выполнения работ по термической обработке стали.

Оборудование в мастерских размещают с учетом определенных правил и нормативов. Задача при этом сводится к тому, чтобы обеспечить хорошее наблюдение учителя за работой учащихся, достаточную освещенность рабочих мест, соблюдение санитарно-гигиенических норм.

Так, рекомендуется металлорежущие станки устанавливать ближе к рабочему месту учителя, чтобы в случае опасности он всегда мог оказаться рядом. Раз­меточные плиты следует распола­гать ближе к окну, чтобы их освещенность была достаточна, так как выполняемая на них работа требует значительного напряже­ния зрения.

Все рабочие места располага­ются так, чтобы свет падал на них спереди либо слева. Между ряда­ми слесарных верстаков, а также между металлорежущими стан­ками необходимо выдерживать расстояние около 900 мм.

Занимаясь в мастерских, уча­щиеся пользуются различными инструментами и инвентарем, ко­торые можно разделить на две группы: индивидуального и обще­го пользования.

Инструментом и инвентарем индивидуального пользования обе­спечивается каждое рабочее ме­сто. На рабочем месте для выпол­нения слесарных работ должны быть штангенциркуль с точностью 0,1 мм, длина 150 мм; слесарная линейка длиной 500 мм; слесар­ный угольник; чертилка; кернер; слесарный циркуль; зубило с ши­риной лезвия 10 мм; зубило с ши­риной лезвия 20 мм; слесарная ножовка; ножницы по металлу ручные; слесарный молоток массой 250 г; слесарная отвертка; кусачки; киянка для работы по жести; напильник плоский драчёвый; напильник плоский личной.

Рабочее место для выполнения станочных работ оснащается следующим: набор режущих инструментов - резцы проходные, под­резные, отрезные, расточные, фрезы цилиндрические, дисковые, отрезные; набор измерительного инструмента - линейка масштаб­ная, штангенциркуль, микрометр; набор принадлежностей для то­карного станка-патрон трехкулачковый и поводковый, ключ к патрону, центры, хомутики, переходные втулки, патрон сверлиль­ный, подкладки для резца. Инструмент и инвентарь общего поль­зования желательно иметь в 2-3 экземплярах. Способы хранения инструмента могут быть различные.

Особое внимание необходимо обращать на оборудование рабо­чего места учителя, которое должно служить образцом для уча­щихся. Верстак и стол учителя размещают на помосте размерами приблизительно 2500х1500х300 мм. На стене крепят классную доску, а под ней располагают чертежный инструмент. Шкаф предназначен для хранения таблиц и учебной технической документа­ции. В некоторых школах верстак учителя делают поворотным, чтобы учащиеся могли рассматривать с разных сторон, как выпол­нять трудовые приемы.

На рабочем месте учителя необходимо иметь демонстрационный стол с подведенным к нему одно- и трехфазным током и устройст­вом для регулирования напряжения. Электропитание к рабочим местам учащихся и демонстрационному столу целесообразно пода­вать через электрический щит, который лучше разместить в нише за демонстрационным столом. Этот щит должен иметь общий вы­ключатель, с помощью которого можно снимать напряжение на всех рабочих местах учащихся.

Типовыми проектами школьных учебных мастерских не предус­мотрено отдельных помещений для проведения электромонтажных работ. С этой целью чаще всего дооборудуют и специальным обра­зом оснащают слесарное отделение. Для этого на стенах укрепля­ют деревянные щиты для выполнения электротехнических работ, а вблизи них - штепсельные розетки. Необходимо иметь 10-15 таких щитов; иногда для выполнения работ их размещают на верстаках. Устанавливаются также стенды и столы с оборудованием, необходимым для изучения электрических машин. Испытывать соб­ранные электрические цени, подключенные к источнику тока, уча­щиеся могут только под руководством учителя на специально обо­рудованном для этого испытательном стенде.

Для выполнения электротехнических работ на каждом рабочем месте необходимо иметь специальные комплекты, включающие в себя плоскогубцы, круглогубцы, кусачки боковые, 5-10 отверток, ножи монтерские.

Необходимый для каждой практической работы комплект элек­троарматуры и материалов лучше всего хранить в отдельных коробках размером 200х120х600 мм. Такой комплект должен быть заготовлен из расчета на каждое рабочее место. На коробке можно написать номер рабочего места и название практической работы. Для проверки электрических цепей необходимо иметь ом­метр (удобно типа М-57) или авометр (один из таких приборов должен быть в комплекте оборудования рабочего места учителя), контрольную лампу и индикатор напряжения. При подборе инстру­мента для электромонтажных работ необходимо иметь в виду сле­дующее; отвертки, как правило, должны быть с пластмассовыми изолирующими ручками, а на рукоятки пассатижей, плоскогубцев, круглогубцев, кусачек, ножей должны быть надеты чехлы из изо­лирующих материалов. Молотки, дрели, шлямбуры и натяжные шнуры используются в работах реже, поэтому их можно считать инструментами общего пользования и иметь по 2-3 экземпляра, выдавая учащимся в случае надобности. Опыт показывает, что удобными для учащихся являются молотки массой 200 г и ручные дрели с набором сверл диаметром 2, 3, 5, 7 мм.

Для повышения эффективности обучения приемам выполнения электромонтажных работ необходимо применять средства нагляд­ности. Ими могут быть таблицы типографского или ручного из­готовления, щиты и стенды с образцами электротехнических материалов и арматуры, изображением схем, устройства электро­арматуры и электроприборов. Приведем примерный перечень обору­дования стендов: образцы проводов и шнуров; образцы изолирую­щих материалов; плакаты, отражающие технологию соединения, ответвления, оконцовывания проводов, зарядки штепсельной вилки, штепсельной розетки, патрона и выключателя; образцы предохра­нителей и плакаты с изображением их зарядки; электрический зво­нок и электромагнит.

Для демонстраций на занятиях, посвященных электротехниче­ским работам, учитель использует некоторые приборы из каби­нета физики или электротехники: набор по трехфазному току, действующие модели и разрезы машин постоянного и переменного тока, магнитный пускатель, тепловые реле, амперметры и вольт­метры.

На уроках по техническому труду в V-Х классах широко применяются различные приспособления, предназначенные в пер­вую очередь для улучшения качества изделий, повышения уровня культуры труда, формирования правильного представления об ос­новах современного производства.

Опыт работы школ показывает, что учителя трудового обучения уделяют большое внимание оснащению учебного процесса различ­ными приспособлениями для гибки, резания, клепки, штамповки металлов, заточки инструмента и др. Журналы «Тэхналагічная адукацыя» и «Школа и производство» систематически помещают на своих страницах лучшие приспособления.

Применение приспособлений с точки зрения учебно-воспитатель­ных задач становится особенно эффективным, если к проектирова­нию и изготовлению их привлекаются учащиеся.

В соответствии с перечнем типовых учебно-наглядных пособий слесарная мастерская должна быть обеспечена учебными таблица­ми («Техника безопасности», «Типовые детали, узлы и соединения», «Таблицы по техническому труду для V-Х классов», «Элект­ротехнические работы», «Техническое конструирование», «Металлорежушие станки», «Электротехника на уроках труда») и диафильмами («Что нужно знать школьнику о металлах и сплавах», «Техника безопасности при обработке металлов в школьных мастерских», «Механизмы передачи и преобразования движения», «Обработка металлов резанием», «Что надо знать школьнику об использовании электричества в быту», «Монтаж электропроводки».

Столярная мастерская (отделение). При оборудовании столярной мастерской решаются в основном те же вопросы, что и при оборудовании слесарной мастерской. Здесь также приходится обеспечивать возможность регулирования верстаков по высоте. Высота верстака должна быть такой, чтобы ладонь учащегося, стоящего прямо, прижималась к поверхности крышки. Как видно, высота верстака находится в прямой зависимости от роста учащегося.

В столярной мастерской устанавливают токарные станки по дереву с высотой центров 150...200 мм и расстоянием между центрами 500 мм (3 шт.), комбинированный настольный станок (фуговальный и дисковая пила) с диском диаметром 200 мм и длиной ножей 1500 мм, а также точило с механическим приводом.

Перечнем типовых учебно-наглядных пособий предусматривается следующий инструмент и инвентарь индивидуального пользо­вания: слесарная линейка длиной 500 мм; столярный угольник; столярный рейсмус; рубанки простые одинарные с механической подачей ножа, ширина ножей 40 и 45 мм; шерхебель с механической подачей ножа; полуфуганок с механической подачей ножа, ширина ножа 40 мм; ножовка мелкозубая для смешанного пиле­ния, длина полотна 200...250 мм; ножовка для продольного пиления, длина полотна 300 мм; стамеска плоская 10 мм и 20 мм; долото 6 мм и 10 мм; рашпиль полукруглого сечения длиной 250…300 мм; напильник плоский драчевый 250...300 мм; лобзик с регулируемым натягом пилки; молоток столярный массой 250 г; киянка; клещи 150 мм; отвертки 5 и 10 мм; шило.

Этим же перечнем определен инструмент и инвентарь общего пользования: электроклееварка 127/220 В вместимостью 1...2 л; буравы 5...20 мм (комплект); долота столярные 4, 8, 12, 16 мм (комплект); ерунок; зензубель; коловорот; малка; метр складной; пила лучковая; пила выкружная; разводка для пил универсальная; рубанок с двойным ножом; сверла перовые 12...30 мм; стамески плоские 4, 6, 8, 12, 15 мм; фальцгобель; цикля; цинубель.

В столярной мастерской необходимо иметь вспомогательное оборудование - кисти для клея, кисти для окраски разные, стеклорез.

В процессе обработки древесины могут быть широко использованы приспособления. На практике положительно зарекомендовали себя приспособления для разметки, строгания, пиления, разметки шипов и др. Многие из них являются универсальными, т. е. после переналадки могут быть использованы для обработки деталей различных размеров и конфигураций. Столярная мастерская оснащается диафильмами: «Что нужно знать школьнику о древесине», «Техника безопасности при обработке древесины в школьных мастерских», «Технология изготовления изделий в школьных мастерских».

Одна из предпосылок правильной организации учебного процесса в школьных мастерских - планирование потребности в материалах, оборудовании, инструментах. Лишь зная наперед, какие именно объекты придется изготавливать, можно распределить их по классам и по времени. Учителю труда нельзя допускать случаев, когда заказы на изготовление тех или иных изделий поступают неожиданно и не остается времени для согласования содержания трудовой деятельности учащихся с учебной программой. Чтобы этого не произошло, учитель труда составляет заранее план рабо­ты по ремонту оборудования и оснащению мастерских приспособ­лениями, собирает заявки от заведующих учебными кабинетами и заведующего хозяйственной частью школы, заказы предприятий, а затем вместе с директором или завучем школы составляет план работы школьных мастерских.

На основании плана работы мастерских составляют календарно-тематические планы работы с учащимися отдельных классов, т. е. для каждого класса выбирают такие объекты работы, которые отвечают учебной программе.

Всю работу, которая проводится в мастерских, необходимо учитывать. Необходимо также учитывать и все материальные цен­ности. Для этого заводят две книги. В одной ведут учет оборудо­вания, инструмента, приспособлений, материала и др., в другой - готовой продукции. Книги нужны для финансовой проверки. В свя­зи с этим в них указывают, когда поступили материалы, инстру­менты, в каком количестве и кому переданы. Если инструмент выходит из строя, об этом записывают в книгу и периодически (обычно раз в четверть) составляют вместе с бухгалтерией акты на списание. В книге учета готовой продукции отмечают, кому и сколько передано изделий.

Учебные мастерские должны систематически пополняться всем-необходимым. В настоящее время нет официально утвержденных нормативов на сроки службы инструментов и станков в школьных мастерских. Поэтому приходится исходить из фактического состоя­ния оборудования: заменять его в том случае, когда оно перестает обеспечивать свойственную ему точность обработки.

Пополнять мастерские всем необходимым можно по нескольким каналам: через органы народного образования, магазины и с помощью базовых предприятий.

В магазинах учителя имеют возможность приобрести режущий и измерительный инструмент за счет средств, которые ежегодно выделяются школам.

Существенным источником снабжения школьных мастерских являются базовые предприятия. Постановлениями правительства предприятиям разрешено безвозмездно передавать школам обору­дование, инструмент и материалы. Можно было бы привести много примеров, когда, выполняя эти постановления, промышленные и сельскохозяйственные предприятия оказывают школам значитель­ную помощь. Такая помощь нужна особенно потому, что школы в централизованном порядке не снабжаются материалами (металла­ми, древесиной). А материалов нужно много. Так, по некоторым подсчетам, для двухкомплектной восьмилетней школы необходимо, например, примерно 7 м 3 пиломатериалов и 400 кг металлических материалов в год. Школы, в свою очередь, по договоренности с предприятиями организуют выпуск силами учащихся общественно полезной продукции.

Санитарно-гигиенические требования и режим работы в школьных мастерских

Данные физиологии и гигиены труда свидетельствуют о том, что физический труд, который по своему характеру отвечает возрастным возможностям организма и выполняется в оптимальных гигиенических условиях, содействует развитию как отдельных органов ребенка и подростка, так и всего организма.

В процессе трудового обучения учащиеся приобретают двига­тельные навыки и умения; у них создаются новые условно рефлекторные связи. Под влиянием физического труда совершенствуется координация движений, укрепляется костная система, развивается мышечная система, улучшается работа дыхательной и сердечно-сосудистой систем, усиливается обмен веществ.

Специальные исследования показали, что у лиц, которые занимаются физическим трудом, обмен веществ происходит интенсивнее, чем у тех, кто занимается преимущественно умственным трудом. Установлено также, что для нормального функционирования организма затраты энергии на мышечную работу должны составлять в сутки не менее чем 5,04...5,46 МДж у взрослых и 3,36...4,2 МДж у учащихся. Меньшие затраты на мышечную работу отрицательно сказываются на росте и развитии детей и подростков.

Трудовое обучение имеет большое значение как средство пере­ключения учащихся с одного вида деятельности на другой, что в соответствии с учением И. М. Сеченова наиболее содействует под­держанию трудоспособности. Это положение убедительно иллюст­рируется исследованиями. В обычные учебные дни у большинства учащихся трудоспособность по сравнению с исходными показате­лями (до начала занятий) повышается к концу первого урока, потом она несколько колеблется на этом уровне на протяжении второго урока и затем заметно снижается: для четвероклассников - после третьего урока, для более старших ребят (V-Х классы) -после четвертого урока. Дальнейшие учебные занятия проходят при прогрессивном снижении производительности умственного труда учащихся.

Переключение учащихся с изучения общеобразовательных пред­метов на трудовое обучение содействует поддержанию их трудоспо­собности на высоком уровне. Например, в VI классе наименьшее снижение трудоспособности наблюдается в тех случаях, когда уро­ки труда проводятся на третьем часу занятий, а наибольшее - на первом. В дни, когда учащиеся работают, например, в столярных мастерских, в конце учебной смены у них трудоспособность замет­но выше, чем в другие дни.

Однако влияние трудового обучения на физическое развитие учащихся оказывается положительным лишь в том случае, если соблюдаются гигиенические нормы. Следовательно, режим работы должен быть таким, чтобы трудовое обучение содействовало все­стороннему развитию организма детей, укреплению их здоровья, а не приводило к переутомлению, когда функциональные сдвиги раз­личных систем организма выходят за пределы физиологических возможностей.

В связи с этим возникает вопрос о продолжительности трудовых операций и перерывов на отдых. Хронометражные наблюдения по­казали, что при выполнении однообразной работы, особенно тогда, когда она связана со значительной физической нагрузкой, возрас­тают простои учащихся. Так, если в среднем на уроках труда про­стои занимают 17% рабочего времени, то тогда, когда преобладают опиливание и зачистка деталей, они составляют 25...30%, особенно возрастая к концу второго часа занятия.

Вообще характерно, что при выполнении однообразных опера­ций по обработке материалов, связанных со значительными затра­тами энергии, полезное время работы закономерно снижается от начала к концу рабочего дня, а количество произвольных переры­вов увеличивается. Если же работа характеризуется сменой опера­ций, то полезное время работы не уменьшается на протяжении всего периода работы. Наибольший эффект как с точки зрения производительности, так и с точки зрения физиолого-гигиенической обес­печивается соединением либо чередованием двух-трех операций, когда непрерывная работа учащихся не превышает 10 мин; после чего делают перерыв на 3-5 мин для инструктажа, самоконтроля и др.

Возможности создания оптимальных гигиенических условий для работы учащихся зависят в значительной мере от внешней среды, в которой происходит трудовой процесс (микроклимат, освещение, шум и др.).

Температура воздуха в слесарной мастерской должна быть 16...18°С, в столярной мастерской - 15...17°С.

Учебные мастерские необходимо систематически проветривать, так как выполнение ряда трудовых процессов (термическая обработка металлов, приготовление клея, окраска изделий и др.) сопровождается выделением вредных газов. Проветривание в зави­симости от размеров мастерских может быть естественным (если на каждого учащегося приходится более 40 м 3) и искусственным (если на одного учащегося приходится менее 40 м 3).

Большое значение для работы имеет нормальное освещение. Лучше всего работать при естественном освещении; однако в осенний и зимний периоды приходится применять и искусственное осве­щение. При этом исходят из нормативов, разработанных врачами-гигиенистами: освещенность рабочего места должна быть в преде­лах 100...200 лк. Однако и при нормальном освещении необходим индивидуальный подход к учащимся: по консультации с врачом учитель должен ставить на лучше освещенные места учащихся, имеющих плохое зрение.

На трудоспособность учащихся влияет производственный шум, которым сопровождается работа в мастерских. Данные исследова­ний показывают, что выполнение ряда операций (рубка металлов на плите, распиливание досок дисковой пилой и др.) сопровожда­ется шумом, который выходит за пределы допустимого. Поэтому нужно устранять все лишние шумы, в частности те, которые связа­ны с неправильным закреплением заготовки либо с неправильным выполнением трудовых процессов.

Говоря о факторах внешней среды, влияющих на работоспособ­ность учащихся, нельзя не вспомнить о цветовом оформлении школьных мастерских. Многими исследованиями установлено, что правильным подбором цветов для оформления помещений и обору­дования можно содействовать созданию бодрого настроения. В хо­рошо оборудованной и со вкусом оформленной мастерской склады­ваются благоприятные условия для воспитания культуры труда и эстетического воспитания подростков.

1.5. Количество учебных мастерских, их разновидность и площади в образовательном учреждении принимаются в зависимости от количества и наполняемости классов (классов-комплектов), дисциплин образовательных программ.

1.6. Учебные мастерские должны соответствовать эстетическим, гигиеническим, учебно-исследовательским требованиям и требованиям правил безопасности учебного процесса.

1.7. Учебная нагрузка мастерских должна быть не менее 36 часов в неделю.
2. Основные требования к учебной мастерской
2.1. Учебные мастерские оснащаются станочным и другим оборудованием, инструментами, приспособлениями, учебно-наглядными пособиями, техническими средствами обучения в соответствии с действующими Требованиями к оснащению образовательного процесса.

2.2. В учебных мастерских оборудуются рабочие места учащихся индивидуального и коллективного пользования, рабочее место учителя. Конструкция и организация рабочих мест должны обеспечивать возможность выполнения работ в полном соответствии с учебными программами, а также учитывать различия антропометрических данных учащихся, требования эргономики, научной организации труда и технической эстетики. Планировка мастерских, размещение в них рабочих мест, оборудования и мебели должны обеспечивать благоприятные и безопасные условия для организации учебно-воспитательного процесса, возможность контроля за действиями каждого учащегося.

2.3. В мастерских должны строго соблюдаться требования по охране труда. В соответствии с требованиями СанПиН производится освещение, отопление, общая и местная вентиляция мастерских. Электрические розетки в мастерских маркируются по напряжению. Цвет для окраски стен, инвентаря, оборудования мастерских следует подбирать исходя из требований эргономики и технической эстетики с использованием сигнальных цветов и знаков безопасности.

2.4. Помещения мастерских оформляются стендами, таблицами и плакатами постоянного пользования, в том числе - по безопасности труда и производственной санитарии, профессиональной ориентации и другими. В мастерских организуются постоянно действующие выставки изделий, изготовленных учащимися, с указанием, кто и когда изготовил экспонаты.

2.5. Рабочие места учащихся обеспечиваются инструкциями по технике безопасности при выполнении конкретных видов работ, разработанными на основе типовых инструкций, утвержденными директором Учреждения. Инструкции пересматриваются по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

2.6. Специальные помещения (инструментальная комната мастера, кладовая для хранения сырья и готовой продукции), предусмотренные в составе мастерских, предназначаются для хранения инструментов, приспособлений, заготовок, материалов, незавершенных работ учащихся, учебно-наглядных пособий, выполнения заготовительных работ.

2.7. Станки: фуговальный школьный, круглопильный школьный, заточные - относятся к оборудованию, на котором работает только учитель. Эти станки устанавливаются в специальных помещениях мастерских. В исключительных случаях они могут устанавливаться непосредственно в мастерских около рабочего места учителя, при этом во время занятий с учащимися закрываются запирающимися футлярами. Указанные станки, а также токарные станки по дереву обязательно оборудуются вентиляционными отсосами (специальным пылесосом).

2.8. Рабочее место учителя в мастерских по обработке древесины и металла дополнительно оснащается верстаком для демонстрации приемов выполнения работ.

2.9. Мастерские по обработке тканей и кулинарии должны быть раздельными.

2.10. Рабочими местами индивидуального пользования в мастерской по обработке тканей являются универсальные рабочие столы со встроенными швейными машинами, укомплектованными ручным и электрическим приводами, с планшетами для инструкционных карт и укладками с инструментами. Разрешается оборудовать рабочие места индивидуального пользования одно-двухместными столами со светлой поверхностью из водоотталкивающего материала с установленными на них бытовыми швейными машинами с электрическим и ручным приводами.

2.11. Рабочими местами коллективного пользования являются (оверлоки), гладильные доски, примерочная, электрические (газовые) плиты, мойки, разделочные и обеденные столы, а также дополнительное оборудование для организации производительного труда учащихся. При отсутствии универсальных рабочих столов в мастерской по обработке тканей устанавливается также стол или съемный щит для раскроя тканей.

2.12. Места для влажно-тепловой обработки, швейные машины 51-А класса следует располагать в непосредственной близости от рабочего места учителя.

2.13. К мойкам в мастерских подводится холодная вода. При отсутствии в Учреждении горячего водоснабжения мойки оборудуются настенными электрическими нагревателями (по мере возможности).

2.14. Рабочее место учителя в мастерской по обработке тканей дополнительно оборудуется манекеном с комплектом чертежей основ швейных изделий.

2.15. В учебных мастерских допускаются школьники, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний к занятиям по трудовому обучению. Сведения об учащихся, не допущенных к работе в учебных мастерских, учитель получает у администрации школ или медицинского персонала, закрепленного за школой. Все работы в мастерских учащиеся выполняют в спецодежде (халат, берет, нарукавники, передник, косынка).

2.16. К выполнению каждого нового вида работ учащиеся допускаются только после проведения инструктажа по технике безопасности.

2.17. Заключение о пригодности мастерских к проведению занятий дается ежегодно комиссией по приему комбината к учебному году и оформляется актом.

2.18. Организация и режим занятий, условия внешней среды в учебных мастерских определяются с учетом Санитарно-гигиенических требований к организации трудового обучения учащихся.

2.19. Администрация Учреждения принимает меры по модернизации мастерских, систематическому пополнению их оборудованием, инструментами, приспособлениями, улучшению их технического обслуживания, рационализации рабочих мест.

2.20. Использование учебных мастерских, их оборудования в целях, не предусмотренных настоящим Положением, запрещается.
3. Требования к документации мастерской
3.1. Паспорт учебной мастерской.

3.2. Акт приемки учебной мастерской на начало учебного года.

3.3. Акт приемки и установки нового оборудования.

3.4. Технические паспорта на каждый вид оборудования.

3.5. Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование. Правила техники безопасности работы в учебной мастерской и журнал инструктажа учащихся по технике безопасности.

3.6. График (режим) занятости мастерской.

3.7. Состояние учебно-методического обеспечения мастерской

3.8. План работы мастерской на учебный год и перспективу (утверждается директором Учреждения).


  1. Требования к учебно-методическому обеспечению учебной мастерской. Обеспеченность условий для успешного выполнения учащимися требований к образовательной подготовке на базе учебной мастерской

    1. Наличие в мастерской нормативных документов (Государственный образовательный стандарт, рабочие программы, календарные планы, измерители, требования и др.), регламентирующих деятельность по реализации образовательной программы по предмету (дисциплине).

    2. Соответствие учебно-методического комплекса и комплекса средств обучения требованиям стандарта образования и образовательным программам (базовый и профильные курсы).

    3. Укомплектованность средствами обучения для обеспечения вариативной программы, программы дополнительного образования в рамкаx функционирования мастерской.

    4. Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой.

    5. Наличие и обеспеченность учащихся комплектом типовых заданий, тестов, контрольных работ и т.п. для диагностики выполнения требований базового и продвинутого уровней образовательного стандарта.

    6. Открытое и наглядное предъявление учащимся образцов измерителей выполнения требований образовательного стандарта.

  1. Правила хранения и размещения учебных пособий и оборудования

    1. Размещаются и хранятся по разделам программы. Демонстрационные пособия и раздаточный материал храниться отдельно. Учебники и книги для внеклассного чтения в шкафах. В шкафу у стола учителя, словари, картотеки. Для хранения аудиовизуальных средств обучения необходимо иметь специальные приспособления.

    2. Все пособия систематизируются по темам, нумеруются. Для каждого пособия составляется список, где указывается название темы, названия пособия, его номер, чтобы учитель смог быстро, без труда отыскать необходимое ему пособие. Все пособия вносятся в картотеки (по темам) и в общий каталог средств обучения, имеющихся в мастерской. Инструменты, приспособления, заготовки, материалы, незавершенные работы учащихся, учебно-наглядные пособия хранятся в специальном помещении (инструментальная комната мастера, кладовая для хранения сырья и готовой продукции).

    3. Все учебное оборудование мастерской размещают и хранят в секционных шкафах. Раздаточный материал целесообразно хранить в каталожных ящиках с разделителями. Все пособия распределяются по видам, предметам, темам.

  1. Оценка деятельности учебных мастерских

    1. Выполняется на основании «Положения о смотре учебных кабинетов, мастерской» два раза в год.

    2. По результатам смотра подводятся итоги и определяются лучшие мастерские.

Оборудование школьных мастерских сложно и многообразно. Слесарно-механические мастерские оборудуются многоместными верстаками и станками (токарно-винторезный, настольно-сверлильный, заточный и др.). Столярная мастерская оборудуется столярными верстаками и станками по обработке дерева (токарный, сверлильный и др.). В каждой мастерской школы размещается 20 рабочих мест. Техническое оборудование мастерских должно соответствовать росту школьников, обеспечивать им условия для соблюдения правильного положения тела во время работы, исключать чрезмерное напряжение нервно-мышечного аппарата и сердечно-сосудистой системы и исключать опасность для жизни и здоровья.

Располагать станки и верстаки в школьных мастерских следует перпендикулярно или под углом 45° к светонесущей стене, так, чтобы свет падал с левой стороны. Первый ряд станков или верста­ков ставится на расстоянии не менее 150 см от наружной стены, проходы между рядами допускаются в 120 см, а между станками или верстаками — 80 см.

без наименованияРаботоспособность, продуктивность и удобство работы зависят от соответствия верстаков и станков росту учащихся. В частности, высота верстаков для работы по дереву должна быть следующая (см):

В случае несоответствия высоты станков или верстаков росту учащихся используются специальные подставки размером 55 x 75 см, высотой 5, 10 и 15 см. Целесообразно использовать универсальную подставку, конструкция которой дает возможность в зависимости от потребности изменять ее высоту на 5 см, получая подставку высотой 5, 10 и 15 см.

Движущиеся части станков во избежание травматизма закрываются защитными приспособлениями. На задней стенке слесарных верстаков устанавливается металлическая сетка с мелкими ячей­ками высотой 0,75 см, предохраняющая школьников от летящих осколков при обработке деталей.

Подростки, работающие в слесарных и столярных мастерских, должны быть знакомы с правилами внутреннего распорядка и техники безопасности. Эти четко написанные правила вывешиваются на видном месте.

Кабинет обслуживающих видов труда оборудуется специальными столами для черчения, раскроя материала, швейными машинами, манекеном и зеркалом для примерок. Швейные машины устанавливаются перпендикулярно окнам, в один-два ряда, так, чтобы свет падал на лапку слева. При наличии одного кабинета обслуживающего труда предусматривается специальное место для размещения электроплиты, разделочных столов, мойки для посуды и умывания.

Размеры лопат, мм (по И. В. Козырь)Инструменты, которыми пользуются дети и подростки в школьных мастерских, а также садово-огородный инструментарий, применяемый при работе на пришкольном участке и сельскохозяйственных работах, по размеру и весу должны соответствовать основным пропорциям тела учащихся и их возрастным возможностям. Инструментарий, по величине и конструкции не соответствующий силам детей, размерам кистей рук, вызывает быстрое снижение работоспособности, интереса к работе, затрудняет обучение, а иногда служит причиной травм. Размеры лопаты, применяемые для вскапывания почвы, установлены следующие (табл. 13).

Грабли рекомендуется применять двух размеров: для учащихся младшего школьного возраста -7-8-зубьевые, деревянные, для среднего и старшего школьных возрастов - 10-зубьевые желез­ные и 9-зубьевые деревянные. Мотыги также применяются двух размеров. Размер рабочей части мотыги для учащихся младшего школьного возраста составляет 100 x 90 мм, среднего и старшего возраста- 125 x 100 мм. Длина ручек у граблей и мотыг должна соответствовать росту учащихся, для учащихся младшего школьного возраста длина ручки не должна превышать 110 см, а для учащихся среднего и старшего возраста - 140 см. Необходимо, чтобы используемые детьми младшего школьного возраста лопаты, грабли, мотыги не превышали 400-600 г.