Основные части работы. Что такое Мировой океан? Назовите его основные части

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Основная часть
Рубрика (тематическая категория) Литература

Основная часть состоит из двух − трех разделов (глав), включающих, в свою очередь, не менее двух подразделов (параграфов). Все структурные элементы основной части должны представлять собой законченные в смысловом отношении фрагменты, логически связанные друг с другом, а их содержание должно точно соответствовать цели исследования, полностью раскрывать заявленную тему. Дополнительные материалы, использованные дипломником для подкрепления и разъяснения базовых положений работы (анкеты, иллюстрации вспомогательного характера, фрагменты нормативных документов, таблицы со статистическими данными и т. п.), следует вынести в приложение. Вместе с тем, в основную часть не следует выписывать из учебной и специальной литературы общеизвестные положения, определœения, переписывать стандарты и др.

В основной части дипломник последовательно решает сформулированные во введении задачи, демонстрируя умения анализировать, обобщать и критически оценивать данные источников по предмету работы; выполнять редакторский анализ изданий (текстов), являющихся объектом изучения; самостоятельно вырабатывать и аргументированно излагать свои предложения по редакторской подготовке и успешной реализации изданий, совершенствованию входящих в их состав текстов.

Каждая глава должна заканчиваться выводами, которые по традиции, сложившейся в научной практике, принято выносить в отдельный абзац с соответствующим подзаголовком (ʼʼВыводыʼʼ) и отделœенным от предшествующего текста дополнительным интервалом.

Заключение

Заключение содержит главные выводы, характеризующие в сжатом виде итоги проделанной работы; раскрывает значимость исследования для научной теории и/или практики; включает рекомендации по внедрению полученных результатов и дальнейшему развитию темы. В этой части работы не допускается дублирование фрагментов введения и основной части, в т.ч. выводов, сделанных по главам. Вместе с тем, заключение не должно содержать рисунков, диаграмм, формул, схем и таблиц.

Приложения

Приложения являются необязательным элементом дипломной работы.

В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с темой дипломной работы, которые по ряду причин не бывают включены в основную часть. К таким причинам можно отнести большой объём (или формат), значительное количество материала (к примеру, иллюстраций из анализируемых изданий; таблиц; графиков) и/или его вспомогательный характер (сведения, дополняющие, разъясняющие, иллюстрирующие отдельные положения основной части). Материалами, дополняющими дипломную работу, принято считать:

– иллюстрации вспомогательного характера;

– примеры анализируемых текстов (их фрагменты);

– промежуточные математические доказательства, формулы и расчёты;

– таблицы вспомогательных данных;

– анкеты;

Акт внедрения результатов исследования в производство или в учебный процесс;

Научные статьи по теме дипломной работы, опубликованные или посланные издательство для опубликования;

Данные о докладах по теме работы на конференциях;

Отчет о научно-исследовательской работе по заявленной теме, представленной на конкурс студенческих работ;

Оригинал-макеты изданий, подготовленных в рамках выполнения дипломной работы (включение в приложение экземпляра выпущенного печатного издания взамен его электронного макета или в дополнение к последнему возможно при условии, что объём не превышает норму, установленную для брошюр, - 48 страниц).

Приложения оформляются следующим образом:

Помещаются в конце теоретической части после библиографического списка.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы, иметь два заголовка: ʼʼлитерованныйʼʼ - ПРИЛОЖЕНИЕ А (выравнивают по правому полю) - и тематический заголовок (набирают по центру, выделяют полужирным шрифтом). Примеры тематических заголовков приложений: Статьи (тезисы докладов) по теме работы; Практические рекомендации автору/редактору по подготовке изданий для изучающих иностранные языки; Примеры писем редакторов; Обложка научного журнала ʼʼНациональные приоритеты Россииʼʼ; Таблицы учёта проработки практического материала (по видам журналов).

Образец оформления заголовков:

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Основная часть - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основная часть" 2017, 2018.

  • - Композиция, план-конспект и основная часть публичного выступления

    Организация публичных выступлений Композиция и план-конспект Композицией выступления называют расположение материала, соотношение его отдельных структурных элементов и каждого элемента ко всему выступлению как единому целому в соответствии с замыслом оратора и... .


  • - Основная часть.

    Существуют три главных вопроса, на которые должен ответить суд. 1. Доказано ли, что деяние имело место. 2. Доказано ли, что это деяние совершил подсудимый. 3. Виновен ли подсудимый в совершении этого деяния. Главная часть судебной речи и должна быть посвящена этим... .


  • - Основная часть

    В данной части формулируются задачи, которые предстоит разрешить в процессе работы с презентацией. Рассматриваются варианты решения поставленных задач. Это должна быть не сама содержательная информация, но пояснения к ней – рисунки, схемы, основные тезисы, которые могут... .


  • - II. Основная часть

    I. Введение Боевой и предбоевой порядки подразделений. Их сущность и содержание. III. Заключение В заключение необходимо отметить, что правильное использование разведывательного батальона в современном бою является решающим фактором для...

  • Основная часть дипломной работы должна содержать данные, отражающие сущность, методику и основные результаты выполненной работы. Здесь излагаются теоретические основы, краткая история поставленной проблемы, рассматриваются и анализируются различные точки зрения, описываются проведенные наблюдения и эксперименты, приводятся полученные результаты, дается всесторонний и объективный анализ собранного фактического материала, делаются обобщения, в конце каждой главы подводятся итоги, делаются выводы (см. Приложение 24). По каждому параграфу глав делаются основные выводы: таким образом…., итак….., сделаем вывод…, подведем итог….. и т.д.

    Основная часть дипломной работы должна быть структурирована, то есть разделена на параграфы в соответствии с содержанием излагаемого материала. Количество глав и параграфов (и более дробных частей внутри параграфов - пунктов) зависит от темы и круга рассматриваемых вопросов и не регламентируется.

    Каждая глава (параграф, пункт параграфа) должна носить аналитический характер (научный анализ реальной практики будущего специалиста) и представлять собой самостоятельное рассмотрение автором очередной по плану его работы группы вопросов (отдельного вопроса) одновременно в различных аспектах. Можно выделить следующие основные аспекты:

    Понимание существа данного вопроса в науке (научной и учебной литературе) в прошлом и сегодня;

    Законодательное и нормативное обеспечение соответствующего направления в России, политика и практика органов государственной власти;

    Положительный и негативный опыт работы в рассматриваемой сфере.

    При этом следует максимально использовать практический материал, собранный в период производственной (после 4-5 курсов) практики и преддипломной практики (на 5-6 курсах).

    Главное в основной части, а, следовательно, во всей дипломной работе, - результаты самостоятельного всестороннего (во всех аспектах) рассмотрения дипломником изучаемых вопросов, предлагаемые им способы их практического решения в соответствии с научными представлениями.

    Можно предложить следующее содержание основной части:

    Первая глава служит основой для исследования фактических данных в последующих главах работы, которые должны явиться логическим продолжением первой - теоретической главы. В ней дипломник выполняет анализ объекта исследования по теме дипломной работы. Анализ и оценка состояния объекта исследования выполняются на основе собранных на практике данных, литературных источников, материалов по месту работы (для заочников). Оценивая существующее состояние изучаемого объекта, его необходимо соотносить с теми требованиями и задачами, которые содержатся в нормативных, законодательных и программных документах. Необходимо также определить значение данной проблемы (темы дипломной работы) для социальной деятельности организации СМИ в современных условиях и сегодняшнего состояния общества.

    В параграфах главы анализируются научная литература; методические материалы, инструкции, относящиеся к объекту исследования, которыми пользуется в своей деятельности анализируемая сфера деятельности, рассматривается практический опыт по проблеме исследования, динамика показателей, которыми характеризуется объект исследования; исследуется история вопроса и т.д.

    В ходе работы над главой необходимо выявить факторы, которые влияют на состояние изучаемого объекта. Глава должна содержать научное обоснование организационного и правового функционирования деятельности современных СМИ, исторические сведения, основные направления работы, условия эффективного осуществления рассматриваемого вида деятельности журналиста, критерии и принципы этой деятельности.

    Автор должен дать оценку достигнутого уровня развития объекта, определить имеющиеся недостатки. Здесь же необходимо указать обоснованные требования к развитию (состоянию) изучаемого объекта в обозримом будущем. Глава может заканчиваться выводом или краткими обобщениями по исследуемому вопросу (см. Приложение 24). При этом следует обратить внимание на то, что после каждого параграфа вывод по объему пишется в виде абзаца.

    Выводы по первой главе дипломной работы должны быть увязаны с содержанием главы.

    Объем главы - около 25-30 страниц.

    Во второй главе рассматриваются конкретные мероприятия, методы и способы совершенствования проблемы по теме дипломной работы. Это практическая часть работы, где излагаются результаты эксперимента, анкетирования, дается анализ статистических данных, предлагаются меры по совершенствованию организации работы. Представляется материал по общей структуре, функциям, материальной базе организации СМИ, говорится о кадровом обеспечении организации и т.п. В главе содержится материал по основным направлениям работы СМИ и его функционированию, анализируются основные и частные технологии, используемые в работе организации, даются рекомендации.

    Желательно, чтобы рекомендации дипломника были обоснованы расчетами эффективности и дополнены предполагаемыми (возможными) социальными последствиями, которые будут проявляться в результате реализации этих предложений, рекомендаций, мероприятий. Глубина проработки предложений, рекомендаций характеризует уровень подготовленности студента для самостоятельной профессиональной деятельности. Выводы главы в дипломной работе представляют наибольшую ценность.

    Объем главы - 25-30 страниц.

    В дипломной работе может быть и три главы.

    Каждый параграф глав имеет: вводную часть - несколько предложений, вводящих в замысел параграфа; последовательное раскрытие содержания; вывод - обобщающую мысль изложенного; переход к следующему пара­графу.

    Заключение

    Заключение дипломной работы пишется в форме тезисов, содержит итоги работы, важнейшие выводы, к которым пришел автор, указывается практическая и теоретическая их значимость, возможности внедрения и дальнейшие перспективы работы над темой, даются практические рекомендации по использованию результатов исследования. Заключение должно быть кратким и обстоятельным, концентрировать в себе анализ работы и выводы, сделанные по главам.

    Главная задача раздела «Заключение» - подведение итогов всей работы, поэтому, как правило, здесь не даются ни новые фактические данные, ни новые теоретические положения, о которых не было речи в основных главах. Заключение обычно содержит лишь выводы автора и может также указывать на дальнейшее развитие изучавшегося объекта (явления). Крайне важно проследить, чтобы на все вопросы, которые были сформулированы в задачах, представленных во введении, был дан ответ в заключении.

    Заключение не должно:

    Повторять фрагменты текста основной части;

    Включать в себя положения и идеи, не содержащиеся или не вытекающие из содержания основной части работы.

    Оно представляет результат на­учного творчества студента, краткий итог дипломной работы.

    Учитывая, что содержание дипломной работы строится в определен­ной логической связи, заключение целесообразно строить в этой же логике. С этой целью следует по каждой задаче, которая раскрывается в определенном параграфе, сделать краткое ре­зюме и сформулировать в виде одного - трех абзацев. Каждый абзац имеет свое конкретное содержание, отражающее определенный результат иссле­довательской деятельности студента. В этих абзацах должно найти отра­жение решение основных задач дипломной работы и раскрытие содержа­ния положений, выносимых на защиту. Здесь же отражаются наиболее важные практические рекомендации (для прикладных тем), получившие обоснование в дипломной работе.

    Результаты излагаются как в позитивном плане (что удалось вы­явить, раскрыть достаточно полно, в основном, частично), так и в негатив­ном - чего не удалось достичь в силу недоступности определенных источ­ников, либо материалов, либо других причин, связанных с трудностями исследования, недостатком времени, отсутствием необходимой базы и пр.

    Каждый смысловой раздел заключения, как правило, нумеруется, что придает определенную стройность изложению.

    В конце заключения указывается, чем завершена работа:

    1. научные данные о новых процессах, явлениях, закономерностях; новые методы и принципы организации труда, мотивации, качественные и количественные характеристики предлагаемых систем, статистические анализы и исследования;

    4. прочие положительные результаты;

    5. отрицательные результаты.

    Обычно объем заключения – 3-5 страниц. Образец заключения к дипломной работе см. в Приложении 25.

    Затем составляется выверенный список использованной ли­тературы (источников) (см. Приложение 14)(см. главу 1.3« Работа с библиографическим материалом в научном исследовании») и список приложений (см. Приложение 1).

    После окончания компо­новки работы делается оглавление (содержание) (см. Приложение 17), оформляется титуль­ный лист (см. Приложение 16) и обложка (см. Приложение 16А) (см. подробнее в 1.4 «Методические рекомендации, необходимые для раскрытия содержания научного исследования и его оформления»).

    Контрольные вопросы для закрепления материала

    1. Что собой представляет дипломная работа как один из видов научного исследования студентов?

    2. Какие требования предъявляются к выполнению дипломной работы?

    3. Какова может быть структура дипломных работ? От чего это зависит?

    4. Что входит в понятие содержание дипломной работы?

    5. Что включает в себя введение к дипломной работе?

    6. Опишите подробно каждую методологическую характеристику введения.

    7. Что собой представляет основная часть дипломной работы?

    8. Расскажите о содержании каждой главы дипломной работы в зависимости от её структуры?

    9. Что собой представляет заключение к дипломной работе?

    В настоящее время объемы информации удваиваются каждые три года. Общество переживает информационный бум. Любая организация, так же как и каждый человек в отдельности, может существовать, только обмениваясь информацией. В нынешних экономических условиях, когда очень быстро меняются и ситуа-ция, и законодательство, предприятия могут выжить только в том случае, если они вовремя узнают, что, где, когда и почем. Други-ми словами, кто владеет информацией, тот владеет ситуацией.

    Носителем информации выступает документ.

    Создание законодательной основы использования информа-ции является фактом существенного изменения отношения об-щества к организации информационных ресурсов, осознания того, что информация и документ как ее носитель, пронизывая все аспекты управления, влияют на функционирование различ-ных структур и в конечном итоге приводят к достижению эко-номических результатов.

    Документы используются в различных областях деятельно-сти, отраслях знаний, сферах жизни и являются объектом исследования многих научных дисциплин. Поэтому содержание понятия «документ» многозначно и зависит от того, в какой от-расли и для каких целей он используется. Так, для юристов до-кумент является прежде всего способом доказательства или сви-детельства чего-либо, для историка -- историческим источни-ком, кибернетика-документалиста -- носителем информации, а специалисты в области управления считают его средством фик-сации и передачи управленческих решений.

    В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» закреплено следующее определение поня-тия «документ»:

    Документ -- это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.95 № 24-ФЗ.

    Это же определение дано и в государственном стандарте на тер-мины и определения «Делопроизводство и архивное дело». Для более полной характеристики понятия «документ» следует рас-крыть и понятие «реквизит».

    Каждый документ состоит из ряда составляющих его элемен-тов, которые называются реквизитами (наименование, автор, адресат, текст, дата, подпись и т.д.). ГОСТ закрепляет следую-щее определение:

    Реквизит документа -- обязательный элемент оформления официального документа. ГОСТ Р 51141-98 Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. - М.: Издательство стандартов, 1998.

    Различные документы состоят из разного набора реквизитов. Число реквизитов определяется целями создания документа, его назначением, требованиями к содержанию и форме данного до-кумента. Для многих документов число реквизитов строго ограничено. Для ряда документов число и состав реквизитов уста-новлены законодательными и нормативными актами. Но в лю-бом случае, как следует из определения, информация, зафикси-рованная на материальном носителе, должна быть обязательно оформлена путем проставления необходимых реквизитов. Толь-ко тогда она становится документом.

    В документоведении документ рассматривается как результат закрепления (отображения) фактов, событий, явлений объективной действительности и мыслительной деятельности челове-ка любым удобным способом на специальном материале.

    Документы, зафиксировав (отобразив) информацию, тем са-мым обеспечивают ее сохранение и накопление, возможность передачи другому лицу, многократное использование, повторное и неоднократное возвращение к ней во времени. Они затраги-вают различные сферы деятельности человека и разделяются на текстовые и графические, традиционные (рукописные, машино-писные) и на машинных носителях, научные, технические, лич-ные и официальные и др.

    Официальные документы -- это документы, созданные юриди-ческими или физическими лицами, оформленные и удостоверенные в установленном порядке. 1

    Среди них особую категорию составля-ют служебные (управленческие ) документы, которые определяют-ся государственным стандартом как официальные документы, используемые в текущей деятельности организации.

    Как носители информации документы выступают в качестве непременного элемента внутренней организации любого учреж-дения, предприятия, любой фирмы, обеспечивая взаимодейст-вие их структурных частей и отдельных сотрудников. Они явля-ются основанием для принятия управленческих решений, слу-жат доказательством их исполнения и источником для обобще-ний и анализа, а также материалом для справочно-поисковой работы. В управленческой деятельности документ выступает и как предмет труда, и как результат труда.

    Многие формы управленческой деятельности выражаются посредством соответствующих документов: распорядительная деятельность -- изданием различных распорядительных доку-ментов; планирование -- посредством подготовки различных планов; учет -- в виде составления и обработки статистической, бухгалтерской, оперативно-технической документации; контроль -- путем сбора сведений в письменном виде и т.д. Поэтому доку-менты можно классифицировать в соответствии с их назначени-ем как средства:

    • - регламентации деятельности (уставы, положения, регла-менты, правила, инструкции и др.);
    • - распорядительной деятельности (приказы, указания, по-становления, решения, распоряжения и др.);
    • - накопления и обобщения информации (отчеты, акты, доклады и др.);
    • - передачи информации (письма, телеграммы, телефоно-граммы и др.).

    Кроме того, важную роль в сфере управления играют доку-менты, отражающие деятельность различных коллегиальных органов (протоколы), которые могут выступать и средством осуществления распорядительной деятельности, и средством на-копления и обобщения информации.

    Документ возник прежде всего, чтобы зафиксировать ин-формацию и придать ей юридическую силу. Значение латин-ского слова «документ» (documentum) -- доказательство, свиде-тельство. В настоящее время бесспорность документа также оп-ределяется понятием «юридическая сила документа».

    Для управленческой деятельности юридическая сила докумен-тов чрезвычайно важна, так как означает, что документы могут служить подлинным доказательством заключенной в них инфор-мации. Юридическая сила официального документа предполагает его обязательность для тех, кому он адресован, или для круга уча-стников управленческих действий (органов управления, их струк-турных подразделений, общественных организаций, должностных лиц и граждан), которые руководствуются документом и основы-вают на нем свою деятельность или воздерживаются от нее.

    Юридическая сила документа -- это свойство официального документа, сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком оформления.

    Из этого определения следует, что орган управле-ния или должностные лица, выпускающие документ, обязаны:

    • - соблюдать при его подготовке действующие нормы зако-нодательства;
    • - издавать документы только в пределах своей компетен-ции;
    • - соблюдать действующие в определенное время общегосудар-ственные правила составления и оформления документов.

    К числу наиболее юридически значимых реквизитов отно-сятся наименование организации, дата и регистрационный номер документа, подпись, печать, грифы согласования и ут-верждения.

    Для удостоверения юридической силы в разных документах используются различные реквизиты. Так, заявление должно быть адресовано должностному лицу, содержать слово «заявление», текст (предмет или причина составления заявления), дату и под-пись. Приказ руководителя должен быть составлен на бланке ор-ганизации, содержать указание на вид документа (приказ), текст, передающий распорядительные действия, визы согласования, регистрационный номер, дату и подпись. Для штатного расписа-ния организации необходимы не только перечисленные реквизи-ты, но и гриф утверждения, заверенный печатью. Для определен-ных видов документов в действующих правилах оформления раз-работаны требования к реквизитам, удостоверяющим их юриди-ческую силу. Кузнецова Т.В. Делопроизводство (Документационное обеспече-ние управления). -- М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999 - 818 с.

    Как следует из названия, «основная часть» – это самый важный раздел в докладе, демонстрирующий результаты самостоятельной работы с текстом источника, проведенной с учетом тех особенностей памятника, о которых шла речь в соответствующей главе. Работа эта, конечно, ни в коем случае не сводится к простому пересказу текста памятника. В сущности, буквально каждая фраза в тексте памятника – это предмет для обсуждения. Не стоит забывать, что в нашем случае речь идет о сочинениях, рожденных много веков, если не тысячелетий тому назад. Это означает, что не только образ жизни, но и образ мыслей, и система ценностей людей того времени в корне отличались от привычных нам.

    К примеру, разбирая тему «Придворная жизнь в Хеттском царстве », мы можем обратить внимание на то, что очень часто официальный титул человека совершенно не соответствует тем функциям, которые он осуществляет при дворе. Так, постельничий Хаттусацитис вовсе не служит в бельевой, как мог бы подумать современный человек, а направляется ко двору египетских фараонов со сложнейшей дипломатической миссией. Равным образом и в Египте должность «носитель царских сандалий» оказывается одной из самых значимых и почетных при дворе, и ее исполнитель Уни выступает как полководец фараона, а вовсе не является простым «обслуживающим персоналом», как можно было бы ожидать.

    По этой причине подходить к древним памятникам с «готовыми определениями» просто нельзя. Любой вывод должен основываться на кропотливой работе автора доклада с текстом, на ясном осознании того, что имеет в виду древний автор, сообщая нам ту или иную информацию. В противном случае мы рискуем существенно модернизировать сведения, содержащиеся в источнике, и обнаружить в эдиктах Ашоки примеры гуманизма и попытки решить экологические проблемы, в хеттских законах – крепостное право, а в поздневавилонских документах – приметы нарождающихся капиталистических отношений.

    Равным образом, следует помнить, что на первом курсе, как правило, мы вынуждены работать с переводами памятников. Значит, все термины в тексте – это лишь попытка переводчика отыскать наиболее удачный эквивалент древнему слову. Однако же любое слово в языке имеет целый букет оттенков смысла и связано с комплексом представлений, характерных для той культуры, в недрах которой это слово родилось и существовало. Это значит, что те люди, которые, к примеру, в переводе хеттских законов называются словом «раб», вовсе не обязательно являлись рабами в привычном для нас смысле этого слова. Если внимательно прочитать тексты памятников, в которых «присутствуют» эти персонажи, станет понятным, что положение их вовсе не так однозначно, как следует из перевода того слова, которым они обозначались. То же касается и некоторых более абстрактных терминов, используемых в переводах древних текстов: к примеру, то, что в древнеиндийских памятниках называется словом «собственность», может в корне отличается от того, какой смысл в это слово вкладывается сегодня. Наконец, как уже говорилось, зачастую в древних памятниках одним и тем же словом могут называться принципиально разные явления. И наоборот, одно и то же явление, один и тот же персонаж может в разных случаях фигурировать под разными наименованиями. Из этого следует, что значение большинства переведенных терминов может быть определено лишь с учетом всех контекстов, в которых слово фигурирует.


    Выше уже говорилось о том, что, даже в такой сравнительно небольшой работе как доклад на первом курсе, основной раздел было бы целесообразно разбить на части. Пусть они будут совсем небольшими – 2-3 страницы каждая, но четкая структура текста и логичная последовательность рассматриваемых вопросов позволит не перемешивать разнородный материал и облегчит автору процесс написания.

    Каждая из главок, как, собственно, и вся работа, должна быть посвящена конкретному вопросу. Соответственно, как и вся работа, она должна начинаться с четкой формулировки рассматриваемой в ней проблемы, а заканчиваться выводом. Соблюдая этот принцип, автор доклада существенно облегчит себе задачу написания заключения ко всему исследованию.

    Очень часто даже всесторонний анализ того или иного вопроса не позволяет получить определенный и ясный ответ на него. Это совершенно нормальная ситуация не только для студенческого доклада, но и для вполне зрелого научного труда. Умение грамотно задавать тексту источника вопросы, обстоятельно объяснять, что именно остается непонятным и почему – особое искусство. Это означает, что выводы могут содержать в себе не только ответы, но и вопросы. Проще говоря, проблема даже по окончанию работы может «оставаться открытой». Это не недостаток, а, скорее, достоинство и доклада, и его автора. Историк, которому в источнике всегда «все понятно», скорее всего, не столько исследует памятник, сколько ищет в нем подтверждение своим заранее сформулированным мыслям или же положениям, вычитанным в научной литературе.

    Совершенно ясно, что непонятные в источнике места могут получать абсолютно разные толкования. В конечном итоге автор доклада может остановить свой выбор на одном из возможных решений. Однако казалось бы правильным проговаривать в своем исследовании все допустимые варианты толкования. В этом случае потенциальный читатель получит возможность проследить всю цепочку рассуждений, а сам вывод будет выглядеть гораздо более обоснованным. К примеру: «В тексте законов Хаммурапи присутствуют две категории воинов – редумы и баирумы, получавшие за свою службу от царя землю (§§26-39). Поскольку они практически всегда выступают «в паре», их социальное и имущественное положение, скорее всего, было сходным. Однако для их обозначения используются разные термины – значит, какая-то разница между ними все же была. Кроме того, в §§34-35 редум упоминается без баирума. Это также дает возможность предполагать, что между их статусами были определенные различия. В §35 говорится о скоте, полученном редумом от царя. Раз в этом случае баирум не упоминается, возможно, он получал от царя за службу лишь землю. Кроме того, в §34 оговариваются наказания, предусмотренные для сотника или десятника, притеснившего редума. Баирум в этом контексте вновь не фигурирует. Возможно, это означает, что он был менее защищен законом, чем редум. Или же наоборот, его положение было выше, чем положение редума, и потому притеснений его со стороны сотника и десятника просто не могло быть » и т. п.

    Чем больше в работе примеров из текста источника, тем более проработанной кажется тема. Очень часто студенческая работа выстраивается по диаметрально противоположному принципу: основные положения автор подкрепляет отсылками не к тексту памятника, а к исследовательской литературе. Лишь изредка он вспоминает об источнике, добавляя к тексту пару-тройку соответствующих указаний. В этом случае научный доклад превращается, скорее, в реферат, а весь смысл работы теряется.

    Итак, всякий раз, как излагается та или иная мысль, она должна подтверждаться ссылкой на конкретное место в тексте памятника . Соответствующий фрагмент может быть либо процитирован, либо пересказан своими словами. В некоторых случаях допустимо делать и то, и другое: к примеру, тогда, когда смысл цитаты не вполне очевиден. В этом случае целесообразно еще и проговорить соответствующий пассаж своими словами, акцентируя внимание на особо важных моментах и пытаясь объяснить сложные места в тексте.

    При этом всегда следует указывать, в какой именно части источника находится цитируемый или пересказанный фрагмент . Указания эти оформляются в виде ссылок и могут помещаться либо в тексте – в скобках после цитаты, либо внизу страницы вместе со ссылками на литературу. «Дурным тоном» считается ссылка на текст памятника «по страницам». В конце концов, один и тот же источник может быть опубликован в разных изданиях, и на основании постраничных ссылок найти нужный фрагмент текста будет крайне затруднительно. Как же тогда ссылаться на источники? Прежде всего, целесообразно пользоваться условными сокращениями, чтобы всякий раз не повторять название памятника целиком: законы Хаммурапи – ЗХ , хеттские законы – ХЗ , большие наскальные эдикты – БНЭ, особые наскальные эдикты – ОНЭ и т. д. Все принятые сокращения в обязательном порядке должны быть расшифрованы, для чего в конце работы и помещают список условных сокращений.

    В изданиях текстов источников, как правило, приводится соответствующая разбивка памятника – на параграфы, строфы, главы, книги, части и т.д. Если перед нами текст законов, то ссылки должны ориентироваться на нумерацию параграфов (например, ссылка на хеттские законы будет выглядеть так: ХЗ §4, ХЗ §§7-9 ; ссылки на законы Хаммурапи: ЗХ §282 и т.д.). Если работа ведется по тексту эдиктов Ашоки, то ссылка, соответственно, может выглядеть так: БНЭ XIII, ОНЭ II . Ссылка на поэтический текст учитывает номер книги, главы и строфы (если таковые имеются): к примеру, ссылка на текст «Махабхараты» будет выглядеть следующим образом: Мбх XII.56.1 (т.е. XII книга, 56 глава, 1 строфа). Примерно также будет выглядеть и ссылка на текст «Истории» Геродота: Геродот II.3 и т.п.

    В том случае, когда ссылка дается на авторское сочинение, следует учитывать, одно или несколько сочинений этого автора имеется в распоряжении историков. К примеру, если автор доклада работает с текстом «Истории» Геродота, в сноске допустимо давать только имя автора. Если же, скажем, в качестве источника использована «История» Тацита, который является автором и других сочинений, в ссылке должно присутствовать и имя автора, и название конкретного текста, использованного в работе (Тацит. История. I.1 ).

    При первой ссылке на источник полагается сделать указание на то, в каком переводе и по какому изданию цитируется текст. К примеру, «здесь и далее «Поэма Пентаура» в переводе М.А. Коростовцева цитируется по изданию: Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1997» .

    Так как на первом курсе студент в силу объективных причин не может работать с оригиналом текста, а вынужден пользоваться его переводами, не лишено смысла сравнение нескольких переводов одного и того же текста. Это иногда помогает найти спорные места в памятнике. К примеру, работая с переводом «Повести Синухе», выполненным О.В. Томашевич , автор доклада в некоторых случаях может обращаться и к имеющимся переводам Б.А. Тураева, И.С. Кацнельсона и др. Равным образом при работе над эдиктами Ашоки могут сравниваться переводы В.В. Вертоградовой, А.А. Вигасина, Г.М. Бонгард-Левина . На основании такого рода сравнений могут делаться выводы о степени надежности интерпретаций, предлагаемых переводчиками. Безусловно, работа от таких сравнений только выигрывает. Однако в этом случае в тексте или в сносках имя переводчика должно фигурировать в обязательном порядке.

    Текст основной части доклада, как уже говорилось, должен строиться, прежде всего, на анализе текста источников. Однако это вовсе не значит, что автор не должен учитывать точки зрения других исследователей, с которыми он ознакомился, читая литературу по теме. Производит хорошее впечатление та работа, в которой историографический материал не просто группируется в соответствующей главе, а в нужном месте и в нужное время «всплывает» и в основной части: к примеру, для подтверждения или опровержения той или иной мысли.

    Как и ссылки на источники, ссылки на научную литературу оформляются по определенным правилам. Прежде всего указывается фамилия автора и его инициалы (кстати сказать, указание инициалов обязательно и в тексте – не только как дань уважения, но просто и потому, что у разных авторов фамилии могут совпадать, и различить их будет возможно лишь по инициалам), затем – название работы, затем – где и когда работа была опубликована, затем – номер страницы, на которой содержится цитируемое или пересказанное положение. Если цитируемая работа – монография, то ссылка будет выглядеть, к примеру, следующим образом: Фрай Р. Наследие Ирана. М., 2002, с.97 . Если же это статья в сборнике или журнале, то в ссылку, соответственно, добавляются дополнительные сведения об издании. Например: Дандамаев М.А. Имперская идеология и частная жизнь в Ахеменидской державе. – ВДИ, 1998, №1, с.49 . Или: Вигасин А.А. Надпись на колонне из Лумбини. – Труды по культурной антропологии. М., 2002, с.83 . В тех случаях, когда ссылки подряд даются на одну и ту же работу, допустимо сокращать текст сноски. Например: «Там же, с.43 » или «Дандамаев М.А. Ук.соч., с. 20 ». Однако это возможно лишь тогда, когда в докладе использована одна работа данного автора. В противном случае можно дать просто сокращенный вариант названия: например, Дандамаев М.А. Имперская идеология…, с.49 или Дандамаев М.А. Политическая история…, с.25 .

    Возможно, в какой-то статье автор встретит заинтересовавший его пассаж из некоей работы, которой нет в его распоряжении. В таком случае он может ссылаться на эту работу «через третьи руки»: указывая то издание, в котором было встречено заинтересовавшее его место. В этом случае ссылка будет выглядеть, например, так: Герни О.Р. Хетты. Цит. по: История древнего Востока. Материалы по историографии. М., 1991, с. 109 .

    Отдельно следует оговорить еще один момент. Последние годы все чаще для написания работ используют данные, опубликованные в интернете. Соответственно, и при их привлечении должны оформляться ссылки. Поскольку практика использования в научной работе интернет-ресурсов сравнительно молода, твердые правила относительно ссылок на эти ресурсы (по крайней мере, в исторической науке) до сих пор находится в стадии формирования. По этой причине часто, работая с интернет-изданиями, ссылки на них оформляют так же, как и на обычную литературу, указывая выходные данные и номера страниц той книги, которая, собственно, и публикуется в интернете (в том случае, если интернет полностью воспроизводит привлекаемое издание). Однако в некоторых случаях это оказывается невозможным. В таких ситуациях необходимо указать адрес корневого сайта (например, http://www.outlookindia.com). Далее – название раздела (нецелесообразно приводить гиперссылку целиком, так как она может быть слишком большого размера), затем – номера страниц в соответствии с разбивкой, приведенной в интернете. Использованные интернет-ресурсы, так же как и обычные издания, должны быть перечислены в библиографии.

    В сноски имеет смысл помещать и примечания, не имеющие прямой связи с основной темой. Часто работа с текстом памятника может вызвать любопытные ассоциации и соображения. Расставаться с ними только потому, что они выбиваются из общего повествования, вовсе не обязательно. Они могут быть столь же интересны для читателя, сколь и для автора. Если поместить такого рода мысли в качестве примечания среди сносок, то, с одной стороны, интересная мысль будет донесена до читателя, с другой – логика рассуждений в тексте не будет нарушена.

    В некоторых случаях автором доклада может быть привлечен и иллюстративный материал (географические карты, фотографии или прорисовки археологических находок) или же разного рода таблицы или схемы. Если число их невелико, они могут быть помещены прямо в тексте. Если же их довольно много, стоит отвести для них отдельную часть – приложение. Страницы этого приложения, так же как и самого доклада, должны быть пронумерованы. Делать это следует для того, чтобы при необходимости, отсылая читателя к той или иной карте или иллюстрации, точно указывать, где именно он эту иллюстрацию обнаружит.

    ЛАБОРАТОРАЯ РАБОТА №10

    Тема ПОИСК ИНФОРМАЦИИ В СЕТИ INTERNET

    Студент 04.04.2013 Белоусова А.Д

    Руководитель, должность 04.04.2013 Гродинская А.Н.

    Оценка за лабораторную работу

    (подпись руководителя)

    Санкт-Петербург


    Цель работы

    Познакомиться с основными поисковыми системами сети Интернет. Овладеть навыками работами в поисковых системах. Научиться выбирать оптимальную поисковую систему с учетом специфики поставленных задач.

    Приборы и материалы

    Для выполнения лабораторной работы необходим персональный компьютер, функционирующий под управлением операционной системы семейства WINDOWS. Должна быть установлена программа Internet Explorer.

    Ход работы

    Я вызвала программу Internet Explorer. В строке адреса набрала www.google.ru. Затем зашла на сайт www.nigma.ru. Оба поисковика хороши в плане поиска информации. По данномузапросу они выдавали очень похожие сайты.

    Вопрос 2. Что такое каталоги? Перечислите их достоинства и недостатки

    Каталоги- традиционное средство организации информации. Каталоги используются во множестве систем. Практически везде, где необходимо хранить и организовывать информацию.

    Одна из основных задач, с которой сталкиваются составители каталогов - создать естественную, интуитивно понятную рядовому пользователю рубрикацию. Каталоги формируются людьми-редакторами, которые прочитывают страницы, отсеивают неподходящие и классифицируют узлы по темам.

    К недостаткам каталогов можно отнести следующее:

    1 Неоднозначность структуры - это явный минус каталожной организации информации

    2 Каталоги делают люди. Их полнота и качество зависят от количества и квалификации людей, занятых работой в каталоге, их личных вкусов и пристрастий. Неровность наполнения рубрик - характерная черта всех каталогов.

    3 Трудоемкость ручной рубрикации ограничивает объем каталогизируемой информации.

    В тоже время безусловными достоинствами каталогов является то, что информация в нем хранится упорядоченно, в соответствии с элементарной человеческой логикой и релевантность найденных страниц при поиске в каталоге обычно на порядок выше, чем при поиске поисковыми системами.



    Вопрос 1. Что такое поисковые машины? Назовите основные части программного комплекса

    Поисковые машины – это комплекс специальных программ для поиска в сети.

    Основные части программного комплекса:

    1. Робот spider (паук). Автономно работающая программа, которая перебирает страницы сайтов, стоящих в очереди на индексацию. Она скачивает на диск поискового сервера содержимое исследуемых страниц.

    2. Робот crawler (“путешествующий” паук). Его задача - собирать все ссылки на исследуемой странице, находить среди них новые, неизвестные поисковой системе, и добавлять их в список ожидающих индексации.

    3. Индексатор. Обрабатывает страницы из очереди на индексацию. Для этого он составляет “словарь” странички, запоминает “частоту” использования слов. Особо отмечает ключевые слова, используемые в заголовках, выделенные в тексте жирным шрифтом. Помещает все это в особый файл - “индекс”.

    5. Системаобработки запросов и выдачи результатов.Принимает запрос пользователя, формирует запрос к базе данных, получает оттуда результат и передает его пользователю.

    Вывод

    Мы познакомиться с основными поисковыми системами сети Интернет. Овладели навыками работами в поисковых системах. Научились выбирать оптимальную поисковую систему с учетом специфики поставленных задач.


    Цель работы.. 2

    Приборы и материалы.. 2

    Ход работы.. 2

    Вопрос 2. Что такое каталоги? Перечислите их достоинства и недостатки. 2

    Вопрос 1. Что такое поисковые машины? Назовите основные части программного комплекса. 3