Пасха в 1945 году календарь. Пасха и день Победы

История


В 1945 году состоялась Пасхальная литургия, не похожая ни на одну другую. Всего лишь спустя несколько дней после своего освобождения войсками США, которое произошло 29 апреля 1945 года, сотни православных заключенных в концлагере Дахау собрались, чтобы отпраздновать Христово Воскресение и принести свою благодарность.

Концлагерь Дахау был открыт в 1933 году в помещении бывшего порохового завода. Его первыми пожизненными узниками стали политические оппоненты Адольфа Гитлера, который в тот год стал канцлером Германии. На протяжении двенадцати лет существования лагеря, в него было привезено более 200000 заключенных. Большинство заключенных составляли христиане, в том числе протестантское, католическое и православное духовенство, а также миряне.

В Дахау погибло бесчисленное количество узников, а сотни были вынуждены участвовать в жестоких медицинских экспериментах, проводимых доктором Зигмундом Рашером. Когда заключенные прибывали в лагерь, их избивали, оскорбляли, им обривали волосы, у них отбирали все пожитки. Конвоиры СС могли убивать под любым предлогом. Наказания включали подвешивание на крюках на несколько часов, таким образом, что пятки не доставали до земли, растяжение на козлах, бичевание размоченными кожаными хлыстами, заключение в одиночную камеру на несколько дней, настолько маленькую, что в ней невозможно было лечь.

Издевательства над заключенными прекратились весной 1945 года. События той Страстной Седмицы были позже описаны одним из узников Глебом Раром. Рар вырос в Латвии, а при вторжении русских бежал с семьей в нацистскую Германию. Его арестовало гестапо, потому что он состоял в организации, которая выступала как против фашизма, так и против коммунизма. Изначально его заключили в Бухенвальд, а к концу войны перевели в Дахау.

Фактически Рар стал одним из тех, кто выжил в печально известных «поездах смерти», как их называли обнаружившие их американские солдаты. Тысячи заключенных из разных лагерей отправлялись в Дахау в открытых вагонах. Подавляющее их большинство умерли ужасной смертью от голода, обезвоживания, климатического воздействия, болезней и казней.

На следующий день после освобождения, американский солдат Уильям Каулинг написал в письме к своим родителям: «Когда мы пересекли рельсы и заглянули в вагоны, нам представилось самое ужасающее зрелище, которое я когда-либо видел. Вагоны были наполнены мертвыми телами. Почти все они были без одежды и представляли собой только кожу да кости. Честное слово, их ноги и руки были всего пару дюймов в обхвате и у них совершенно отсутствовали ягодицы. У многих тел на затылках виднелись пулевые отверстия».

Маркус Смит, приписанный к составу Армии США в Дахау, также описал эту картину в своей книге «Сошествие во Ад», вышедшей в 1972 году.

Отбросы и экскременты валялись повсюду в вагонах и на земле. Другие мертвецы лежали около груд одежды, обуви и мусора. Очевидно, некоторые из них выползали или вывалились из вагонов, когда двери были открыты и умирали на земле. Один из наших людей пересчитал вагоны и сказал, что из было тридцать девять. Позднее я слышал, что их было пятьдесят, что поезд прибыл в лагерь вечером 27 апреля, и предполагалось, что все его пассажиры к тому времени будут мертвы и тела будут ликвидированы в крематории лагеря. Но этого сделать было невозможно, потому что больше не было угля для растопки печей. Изуродованные тела немецких солдат также валялись на земле, и временами, мы видели, как кто-нибудь из заключенных издавал крик у тела своего бывшего мучителя и пинал его. Возмездие!

На момент освобождения Рар был одним из 4000 русских заключенных в Дахау. Среди освобожденных заключенных также было более 1200 христианских священнослужителей. После войны Рар иммигрировал в США, где он преподавал русскую историю в Университете Мэриленда. Потом он работал на «Радио Свободная Европа». Его рассказ о событиях в Дахау 1945 года начинается с его прибытия в лагерь:

27 апреля 1945 года. Последний транспорт с заключенными прибывает из Бухенвальда. Из первоначально направлявшихся в Дахау 5.000 человек я был среди тех 1.300, которые пережили эту перевозку. Многие были расстреляны, некоторые умерли с голоду, другие - от тифа…

28 апреля: Я и мои соузники слышим бомбардировку Мюнхена, происходящую приблизительно в 30 км от нашего концентрационного лагеря. Когда звук артиллерии приближается с запада и севера, выдаются приказы, категорически запрещающие заключенным под угрозой смертной казни покидать свои бараки. В то время, как солдаты „SS" на мотоциклах патрулируют по лагерю, пулеметы направлены на нас со сторожевых башен, окружающих лагерь.

29 апреля: К шуму от артиллерии примешались звуки пулеметных залпов. Свист гранат несется со всех сторон над всем лагерем. Вдруг белые флаги поднимаются над башнями, это - знак надежды, что „SS" скорее будет сдаваться, чем расстреливать всех заключенных и сопротивляться до последнего человека. И тут, около 6 ч. вечера, слышится непонятный шум, исходящий откуда-то вблизи лагерных ворот, и который очень быстро усиливается…

Звук возник от растущего осознания свободы. Лейтенант- полковник Вальтер Феленц Седьмой Армии США описал приветствие по-своему:

Через несколько сотен ярдов от главных ворот с внутренней стороны мы наткнулись на само лагерное ограждение. Перед нами позади колючей проволоки, находящейся под электрическим напряжением, стояла масса радостных, полубезумных мужчин, женщин и детей, машущих и кричащих от радости- пришли их освободители! Это был непостижимый шум! Каждый из более 32000 человек, кто мог выдавить хоть звук, радовался. Наши сердца рыдали, когда мы видели слезы счастья, катящиеся по их щекам.

Рар продолжает свой рассказ:

И, наконец, голоса 32.600 узников сливаются в своем ликовании при виде первых американских солдат, появившихся прямо за колючей проволокой лагеря. Некоторое время спустя, когда отключено электрическое напряжение, врата открываются и американские военнослужащие заходят внутрь лагеря. Когда они с широко раскрытыми глазами смотрят на нашу изголодавшуюся толпу, страдающую от тифа и дизентерии, они скорее походят на пятнадцатилетних подростков, чем на испытанных в бою военных.

Создается международный комитет из заключенных, который берет на себя управление лагерем. Продукты со складов „SS" передаются в распоряжение лагерной кухни. Один отряд американской армии также предоставляет некоторую провизию, и таким образом я впервые имею возможность отведать американской кукурузы. По распоряжению одного американского офицера радиоприемники изымаются у «выдающихся нацистов» в городке Дахау и распределяются между разными национальными группами заключенных. Поступают новости: Гитлер покончил самоубийством, русские взяли Берлин, немецкие войска сдались на юге и на севере. Однако бои еще бушуют в Австрии и Чехословакии…

Конечно, я все это время отдавал себе отчет в том, что эти многозначительные события происходили во время Страстной седмицы. Но как мы отметим ее, помимо нашей тихой, частной молитвы? Один соузник и главный переводчик Международного комитета заключенных, Борис Ф., навестил меня в «блоке 27» - моем бараке для зараженных тифом, чтобы уведомить меня о предпринимаемых попытках организовать совместно с Греческим и Югославским комитетами заключенных православное Богослужение в день Святой Пасхи 6 мая.

Среди заключенных находились православные священники, диаконы и монахи со Святой Горы Афон. Но не было ни облачений, ни каких-либо книг, икон, свечей, просфор, вина… Попытки раздобыть все эти предметы из русского прихода в Мюнхене не были увенчаны успехом, поскольку американцам не удалось найти кого-либо из этого прихода в разрушенном городе.

Несмотря на это, удалось решить некоторые из этих проблем: приблизительно 400 католическим священникам, заключенным в Дахау, было разрешено остаться вместе в одном бараке и служить мессу каждое утро перед уходом на работу. Они нам, православным, предложили воспользоваться их молитвенной комнатой в «блоке 26», который был как раз напротив, через улицу от моего собственного блока. Кроме деревянного стола и списка иконы Ченстоховской Божией Матери, висевшей на стене над столом, часовенка была совершенна пустой. Первообраз святыни происходил из Константинополя, откуда был привезен в г. Бельц в Галиции. Но впоследствии икона была отнята у православных польским королем. Однако когда Русская Армия изгнала наполеоновские войска из Ченстоховы, аббат Ченстоховского монастыря вручил список иконы Императору Александру I, который поставил ее в Казанском соборе в Санкт-Петербурге, где она почиталась верующими до самого захвата власти большевиками.

Нашелся и весьма изобретательный выход из положения в связи с облачениями. Были взяты холстинные полотенца из больницы наших бывших SS-совских надзирателей. Когда два полотенца сшивали вместе по длине, они образовывали собой епитрахиль, а когда их сшивали вместе по концам, получался орарь. Красные кресты, первоначально предназначенные для ношения медицинским персоналом SS-совской охраны, были прикреплены к полотняным облачениям.

В день Святой Пасхи, 6 мая (23 апреля по церковному календарю) - который знаменательным образом в этом году приходился на день памяти св. Великомученика Георгия Победоносца, сербы, греки и русские собрались у барака католических священников. Несмотря на то, что русские в Дахау составляли примерно 40% от общего числа заключенных, только немногим удалось принять участие в Богослужении. К тому времени «репатриационные офицеры» специального отряда «СМЕРШа» уже прибыли в Дахау на американских военных самолетах, и начали возводить новые отгородки из колючей проволоки с целью изолировать советских граждан от прочих заключенных, что было первым шагом для приготовления их к возможной насильственной репатриации.

За всю историю Православной Церкви, вероятно, не было такого пасхального Богослужения, как в Дахау в 1945 году. Греческие и сербские священники и сербский диакон облачились в самодельные «ризы», которые они надели на серо-голубые полосатые одежды заключенных. Затем они начали песнопения, переходя с греческого на церковно-славянский, а затем снова на греческий. Пасхальный канон, пасхальные стихиры - все пелось наизусть. Евангелие - «В начале было Слово» - также по памяти. И, наконец, Слово св. Иоанна Златоуста - тоже по памяти. Молодой греческий монах-святогорец встал перед нами и произнес его с таким проникновенным энтузиазмом, что мы его никогда не забудем до конца нашей жизни. Казалось, что сам Иоанн Златоуст говорил через него к нам и также ко всему остальному миру!

Восемнадцать православных священников и один диакон, в большинстве - сербы, участвовали в этой незабываемой службе. Подобно расслабленному, которого через отверстие в крыше опустили перед ногами Христа Спасителя, греческий архимандрит Мелетий был принесен в часовню на носилках, где он пробыл лежащим во время всего Богослужения.

Среди прочих узников Дахау был и недавно канонизированный епископ Николай Велимирович, который затем стал первым предстоятелем Сербской Православной Церкви в США и Канаде, а также Его Преподобие архимандрит Дионисий, ставший после войны митрополитом Триккисы и Стагона в Греции.

О. Дионисий был арестован в 1942 году за предоставление убежища английскому офицеру, скрывавшемуся от фашистов. Его подвергали пыткам за сокрытие имен тех, кто помогал солдатам союзников, и перед отправлением в Дахау он восемнадцать месяцев содержался в тюрьме в Фессалониках. За два года в Дахау он стал свидетелем фашистских злодеяний, и сам немало пострадал. В своей книге Ieroi Palmoi он описал многие из своих тягостных впечатлений. Среди них регулярные препровождения в бригаду по расстрелу, где в последний момент ему объявляли помилование, осмеивали и возвращали обратно в барак к заключенным.

После освобождения о. Дионисий помогал союзникам отыскивать бывших узников Дахау и приносить исцеление их разбитым жизням. Незадолго до смерти митрополит Дионисий вернулся в Дахау из Греции и провел первую за мирное время литургию. В 1949 г. Дионисий так описывал Пасху 1945 года:

На улице, за ветхим зданием собрались вместе православные греки и сербы. В центре оба священника, сербский и греческий. На них нет золотых облачений. На них даже нет ряс. В их руках нет ни свечей, ни служебников. Но сейчас у них нет нужды во внешнем, материальном свете, чтобы воспевать радость. Пылают души всех людей, утопая в свете.

Благословен Бог наш. Мое маленькое обернутое в бумагу Евангелие достигло своей славы. Мы много раз поем «Христос Воскресе!», и его эхо отзывается повсюду и освящает это место.

Гитлеровская Германия, трагический символ мира без Христа более не существует. И из всех душ возносилось торжество религиозной жизни; той жизни, которая упорно следует навстречу Распятому.

29 апреля 1995 года, в пятидесятую годовщину освобождения Дахау была освящена русская православная мемориальная часовня в Дахау. Она посвящена Воскресению Христову и имеет икону, на которой изображены ангелы, отворяющие врата концлагеря Дахау и Сам Христос, выводящий пленных на свободу. Простая деревянная шатровая архитектура часовни представляет собой традиционную поминальную часовню характерную для русского севера. Части часовни были изготовлены опытными мастерами Владимирской области в России и собраны в Дахау ветеранами Западной Группы Русских Войск перед их отходом из Германии в 1994 году. Священники, принимавшие участие в Пасхальной литургии 1945 года поминаются в часовне каждую службу, также как и все православные христиане, кто лишился жизни «в этом или другом месте пыток».

Dachau 1945: The Souls of All Are Aflame

ПОБЕДА - НАША!

В 1945 году главный православный праздник — Пасха — был в день Георгия Победоносца 6 мая и непосредственно предшествовал дню Победы.

Германская капитуляция была подписана ровно в середине Светлой седмицы Пасхи полководцем также с именем Георгий (Жуков).

В послании Патриарха Московского и всея Руси Алексия I 6 мая 1945 года говорилось: «Пасхальная радость Воскресения Христова соединяется ныне со светлой надеждой на близкую победу правды и света над неправдой и тьмой… Свету и силе Христовой не возмогли противиться и препятствовать тёмные силы фашизма, и Божие всемогущество явилось над мнимой силой человеческой.»

6 мая в штаб войск союзников прибыл генерал Альфред Йодль с полномочиями подписать капитуляцию перед англо-американскими войсками. Однако американский генерал Эйзенхауэр в жесткой форме отказался от принятия такой капитуляции. Он заявил, что немецкие войска должны капитулировать там, где они в данный момент располагаются и в случае попыток перемещения войск с востока на запад для сдачи в плен, его армии блокируют Западный фронт и не позволят такое перемещение.

Йодль связался с Деницем и сообщил ему об условиях союзников. В 1 час 30 минут ночи 7 мая Дениц радировал Йодлю о том, что тому предоставляются полномочия на подписание документа о безоговорочной капитуляции. Подписание акта планировалось на 2 часа 30 минут ночи 7 мая. В штабе союзников в качестве постоянного представителя находился генерал-майор Иван Суслопаров. Он присутствовал на переговорах, но, по-видимому, не был готов к столь бурному развитию событий. После ультиматума Эйзенхауэра Суслопаров отправил текст акта о капитуляции в Москву и запросил полномочий на его подписание. Однако к назначенному сроку ответ так и не был получен. Генерал Суслопаров оказался в очень щекотливом положении. Сложно даже представить себе, как далось ему это решение, но он согласился на подписание документа, но, по некоторым источникам, с небольшим дополнением: Суслопаров настоял на включении в документ пункта о том, что церемония подписания может быть повторена еще раз по требованию любого из государств-союзников.

В небольшом красном здании колледжа в Реймсе (сейчас здесь находится Музей капитуляции Германии), где размещался штаб Эйзенхауэра, 7 мая в 2 часа 41 минуту был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. От имени союзников акт о капитуляции подписали генерал Уолтер Беделл Смит, генерал Иван Суслопаров от СССР и генерал Франсуа Севез от Франции. От Германии свои подписи поставили адмирал Фридебург и генерал Йодль. В соответствии с этим документом все сухопутные, морские и воздушные силы Германии прекращают военные действия с 23 часов 1 минуты (по центральноевропейскому времени) 8 мая 1945 года. Когда генерал Суслопаров сообщил в Москву о подписании документа, он узнал о том, что ему было приказано никаких документов о капитуляции не подписывать.

Сталин был крайне раздосадован подписанием капитуляции в Реймсе. Вот как пишет в своих воспоминаниях Георгий Константинович Жуков: «7 мая мне в Берлин позвонил Верховный Главнокомандующий и сообщил: - Сегодня в городе Реймсе немцы подписали акт безоговорочной капитуляции. Главную тяжесть войны, - продолжал он, - на своих плечах вынес советский народ, а не союзники, поэтому капитуляция должна быть подписана перед Верховным командованием всех стран антигитлеровской коалиции, а не только перед Верховным командованием союзных войск». Союзники согласились с требованием Сталина и договорились считать документ, подписанный в Реймсе, предварительным протоколом. Подписание главного протокола было назначено в Берлине на 0 часов 9 Мая.

Подписание капитуляции в Реймсе создало путаницу между союзниками, сообщает сайт. Изначально планировалось объявить о победе одновременно в Москве, Лондоне и Вашингтоне. Предварительно называлась время 19 часов 00 минут (по Москве) 7 мая. Однако у советского командования возникли сомнения в том, что немецкие войска на Восточном фронте выполнят условия реймсской капитуляции (на Западном фронте сопротивление прекратилось, а на Восточном продолжалось). Сталин обратился к Черчиллю и Трумэну с предложением перенести объявление об окончании войны на 9 мая. Однако об окончании войны уже было объявлено по германскому радио и было известно средствам массовой информации в Великобритании и США. Лидеры союзников не могли позволить себе «выглядеть единственными, кто не знает о победе». 7 мая в 18-00 по Лондону Черчилль выступил с радиообращением и поздравил англичан с победой, тогда же о победе узнали и американцы. В Советском Союзе о капитуляции в Реймсе не было сообщено, а победа была провозглашения только после начала массовой капитуляции немецких войск и подписания пакта в Берлине - 9 мая 1945 года. Эта дата и стала для нас Днем Победы.



Пражская операция (1945). Началась Пражская стратегическая наступательная операция войск 1-го, 4-го и 2-го Украинских фронтов, продолжавшаяся до 11 мая. В операции принимали участие 2-я армия Войска Польского, 1-я и 4-я румынские армии, 1-й чехословацкий армейский корпус. В рамках данной операции проведены: Дрезденско-Пражская, Судетская, Оломоуцкая, Йиглава-Бенешовская фронтовые наступательные операции (см. карту — Пражская наступательная операция. 6—11 мая 1945).

6 мая передовые батальоны дивизий первого эшелона ударной группировки 1-го Украинского фронта Конева провели разведку боем. Вместе с ними действовали передовые бригады танковых корпусов 4-й и 3-й гвардейских танковых армий. Во второй половине дня после короткой артиллерийской подготовки перешли в наступление основные силы главной ударной группировки фронта, в том числе 3-я и 4-я гвардейские танковые армии, 25-й и 4-й гвардейский танковые корпуса. 13-я армия Пухова и 4-я гвардейская танковая армия Лелюшенко продвинулись на 23 километра. Вечером Конев приказал 13-й армии развернуть стремительное наступление на Прагу.

В 18 часов командующий обороной Бреслау генерал Никгоф капитулировал с сорокатысячным гарнизоном. Город был сдан много недель осаждавшей его 6-й армии генерала Глуздовского.

60-я армия Курочкина 4-го Украинского фронта Ерёменко 6 мая овладели пунктами обороны противника Крнов и Горни-Бенешов, достигнув северо-восточной окраины Оломоуца. 38-я армия Москаленко вела упорные бои на подступах к городу с северо-востока. 1-я гвардейская армия Гречко и 18-я армия Гастиловича вышли на рубеж юго-восточнее Оломоуца. 1-й Чехословацкий армейский корпус Клапалека 6 мая продвинулся на 20 километров.

40-й армия Жмаченко 2-го Украинского фронта Малиновского наступала на Оломоуц с юга, навстречу частям правого крыла 4-го Украинского фронта. К концу дня расстояние между этими фронтами сократилось до 20 километров. Создалась угроза окружения немецких войск, действовавших восточнее Оломоуца.

В 1945 году главный Православный праздник - Пасха - был в день Георгия Победоносца 6 мая и непосредственно предшествовал дню Победы. Георгий Победоносец - воин-святой, победитель дракона, представляющего зло. Германская капитуляция была подписана ровно в середине Светлой седмицы полководцем также с именем Григорий (Жуков).



В послании Патриарха Московского и всея Руси Алексия I6 мая 1945 года говорилось: "Пасхальная радость Воскресения Христова соединяется ныне со светлой надеждой на близкую победу правды и света над неправдой и тьмой. Свету и силе Христовой не возмогли противиться и препятствовать тёмныесилы фашизма, и Божие всемогущество явилось над мнимой силой человеческой."

Орде н Славы I степени

(учрежден Указом Президиума Верхов н ого

Медаль “За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.”

(учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 мая 1945)

С 2005 года в России проводится акция "Георгиевская ленточка". В канун празднования Дня Победы и дни проведения акции каждый участник надевает на лацкан одежды Георгиевскую ленточку в знак памяти о героическо м прошлом нашего народа, победившего в Великой Отечественной войне

Девиз акции "Георгиевская ленточка" - "Я помню! Я горжусь!"



Утром 22 июня 1941 года, во звращаясь домой с затянувшейся вечеринки, Володя Этуш увидел как мимо него на огромной скорости пролетела машина немецкого посольства. Уже потом он где-то прочитал, что это был автомобиль посла Германии в Советском Союзе графа фон Шуленбурга, который спустя час после начала вторжения вручил Молотову меморандум об объявлении войны. Тогда Этуш хоть и обратил внимание на эту машину, но никакого нехорошего предчувствия у него не возникло. Он пришел домой, лег спать, а в 12 часов его разбудила мама и сказала, что началась война. «Никогда больше, даже в самые отчаянные мгновения на фронте, мне не было так страшно. Мама стояла и в ужасе смотрела, как меня трясет мелкой дрожью. Белая рубашка ходуном ходила у меня на груди, » — вс поминает Владимир Этуш.

Как у студента театрального училища, у Володи Этуша была бронь.
В последних числах сентября 1941 во время спектакля «Фельдмаршал Кутузов» Владимир Этуш, насчитав в зале 13 человек, решил для себя, что его место не в театре. На следующий день он записался добровольцем на фронт.
Но сначала Владимр Этуш был направлен не на фронт, а в шк олу военных переводчиков в Ставрополь. На фронте попал в стрелковый полк и сражался в горах Кабарды и Осетии, принимал участие в освобождении Ростова-на-Дону, Украины. Был награжден орденом Красной звезды и медалями. Присвоено звание старшего лейтенанта. В 1943 под Запорожьем был тяжело ранен. После госпиталя получил 2-ю группу инвалидности и был комиссован. В 1944 году вернулся на 4-й курс Театрального училища имени Щукина.
В 1945 году Владимир Абрамович был принят актером в театр имени Е.Б. Вахтангова, а также начал преподавать в училище имени Щукина в качестве ассистента педагога по мастерству актера.

"Военно-исторический журнал" (№11, 1978 года)

Гитлер напал на Россию 22 июня 1941 года. Немецкие астрологи и оккультисты по его поручению тщательно выбирали дату нападения, вкладывая в неё глубокий мистический смысл. В этот день Русская Православная Церковь отмечала праздник Всех святых, в земле Российской просиявших. Это один из самых дорогих нам праздников. В этот день ревностные священники в церкви зачитывают имена абсолютно всех русских святых, и каждый прихожанин в храме терпеливо ждет, когда прозвучит имя святого, которое он носит. Гитлер для нападения выбрал именно этот день. Символический смысл этого был в том, что нападая в День памяти всех святых, он нападал на всех, кто носит их имена. То есть он объявлял войну каждому лично.

Напасть на святых невозможно, поскольку они недоступны, но можно напасть на тех, кто носит имена этих святых, и своей победой доказать беспомощность русской святости и неспособность небесных покровителей защитить свой народ. Это было величайшее кощунство и надругательство над нашей страной, но именно это число и этот праздник принесли погибель Гитлеру и его нации.


Враги полагали, что гонимая, почти добитая перед войной Русская Церковь в надежде на новых покровителей будет помогать топить Россию, а затем и сама потонет вместе с ней. Но наши иерархи понимали, что безбожные власти — это ещё не весь народ. Народ как был, так и остался богоносным. Пусть людей пулями отгоняют от храмов, но их дети и правнуки всё равно туда вернутся, потому что не хлебом единым жив человек. Иерархи лучше других понимали, что история Церкви — это история её гонений, и эти новые гонения — не последние в её истории.

Церковь сразу встала на защиту Родины. Она не могла видеть в Гитлере своего спасителя, и доказывала своему народу, что она ему не враг, как его пытаются убедить. Она доказала, что не хочет наживаться на нём, а сама готова страдать вместе с ним и готова отдать последнее.

Священники Ленинграда продемонстрировали исключительную силу духа.


«За всю войну не было дня, чтобы отец не пошёл на работу. — вспоминала Дубровицкая. — Бывало, качается от голода, я плачу, умоляю его остаться дома, боюсь — упадёт, замёрзнет где-нибудь в сугробе, а он в ответ: «Не имею я права слабеть. Надо идти дух в людях поднимать». И шёл в свой собор. За всю блокаду — обстрел ли, бомбёжка ли — ни одной службы не пропустил».

В блокадном Ленинграде умер каждый третий священник. В Никольском храме, где всю блокаду служил митрополит Алексей, из тридцати четырёх певчих осталось только трое. Регент умер прямо за богослужением. Скончался звонарь. Не пережил голодную зиму и келейник митрополита инок Евгений. Но на танковую колонну имени Димитрия Донского ленинградские приходы пожертвовали 1,5 миллиона рублей. Вот что стоит за словами «отдать последнее».

Летом 1942 года Гитлер считал, что Красная армия доживает последние дни, и надо признать, у него были для этого все основания. Сталинградская битва — это тот момент войны, когда решалось, что будет с русским народом. Решалось, будет ли продолжаться наступление немцев на восток. 12 сентября состоялась встреча Паулюса с Гитлером в Виннице. Генерал летел туда, чтобы получить приказ о штурме Сталинграда, но в этот же день произошло ещё одно важное событие: Жуков и Василевский предложили Сталину план окружения и уничтожения немецких войск под Сталинградом. Главнокомандующим армией был назначен Василий Иванович Чуйков. От того, как будет сражаться его армия, в задачу которой входило не дать прорваться немцам к Волге и удерживать эту лавину до завершения операции по окружению, зависел исход этой грандиозной битвы, а, может, и ход всей истории.

14 сентября, когда Церковь празднует церковное новолетие, началась великая битва. История ещё не знала таких кровопролитных сражений. Василий Иванович Чуйков вспоминал: «Наш блиндаж трясло как в лихорадке, земля звенела, толчки от разорвавшихся крупных бомб грозили раздавить нас. В этот день мы не видели солнца — оно поднималось бурым пятном и изредка выглядывало в просветы дымовых туч». Когда Паулюсу докладывали, что Чуйков находится в трёхстах метрах от передовой, он не мог в это поверить. Его штаб находился в ста двадцати километрах.

Сын Чуйкова, Александр Васильевич, рассказывал:


«Однажды он попал под бомбёжку. На совершенно незащищённые, открыто стоящие здания, вышли три звена немецких штурмовиков. У них было задание разбомбить дом, в котором находился командарм Чуйков. Они израсходовали боезапас, а Чуйков так и остался стоять у стены. Не знаю, молился он или нет, но когда атака закончилась, он оглянулся, а стены нет! Стена была как решето: Чуйков находился под обстрелом 15 минут. Он вспоминал: «Хочу перекреститься, а руки от напряжения судорогой сведены — не могу разжать кулак. Пытаюсь пальцы сложить в крестное знамение — не получается. Так кулаком и перекрестился». И с тех пор у него это вошло в привычку: он и под Берлином крестился кулаком. После его смерти мы обнаружили в его партбилете молитву. Эту молитву он получил от матери, Елизаветы Фёдоровны, когда отправился в Сталинград. Молитва была с ним всю войну, всю жизнь».

В 2005 году в честь Елизаветы Фёдоровны Чуйковой была названа малая планета. Астероиду присвоили имя Чуйковия. Елизавете Фёдоровне могли поставить памятник или назвать в её честь город или улицу, но решили, что она должна быть ближе к Богу. Эта женщина честно прожила жизнь и воспитала 12 детей. И она имела веру, достойную первых веков христианства. В 37-м, в разгар гонений на Церковь, она не дала разорить свой приходской храм. Тем самым она подвергала большой опасности себя и своих детей, а особенно Василия, военного разведчика. Это был подвиг матери, которая подобно библейскому Аврааму, не колеблясь, приносила в жертву своего сына. Но так же, как Господь остановил руку Авраама, Он отвёл руку смерти от неё и её семьи. Церковь не тронули, остались живы и она, и её сын Василий.

2 февраля 1943 года победно завершилась Сталинградская битва. Это событие было отмечено не только митингом, но и благодарственным молебном. И первую свечу затеплил командарм, окопный генерал Василий Иванович Чуйков.

В «Сборнике кратких христианских поучений к воинам» 1812 года написано:


«Войны только начинают люди, а оканчивает их Сам Бог, Который, как правило, помогает правому. Поэтому победу нельзя приписывать только своему мужеству, а неудачу на поле брани — ошибке военачальников. Победа и поражение в деснице Господней».

О молитве, хранимой Василием Ивановичем Чуйковым в партбилете, семья узнала только после его смерти. А сколько таких зашитых в шинели иконок, крестиков, молитв было по всему фронту? Кто их может сосчитать? А сколько жизней они спасли? А какие молитвы сотрясали души матерей и жён? И даже те, кто не имел крестиков и молитв, когда обрушивалась лавина огня, когда цепенело тело, а разум уже был не в силах вместить происходящее, читали молитву «Господи, помилуй». Так было на всём фронте от Белого до Чёрного моря! Война была тем взрывом национального сознания, который вернул народ в храм, и власти были вынуждены не только прекратить гонения, но и начать сотрудничать с Церковью. Так закончилось время гонений.

Вот она — долгожданная победа! Свершилось! Но мало кто в эти дни замечал, что пришла весна, что в пригороде Берлина цвели яблони, пахло сиренью, трава была зелёная, а небо голубое, высокое. Приближались дни Пасхи. 10 мая Василий Иванович писал жене: «Здравствуй, дорогая моя Валечка. Целую тебя, родная, много-много раз. Долгожданный час победы наступил. Несомненно, чувство радости было большое, особенно 1 мая. В три часа ночи ко мне прибыл начальник немецкого генштаба и начал говорить о капитуляции. У меня на глазах склоняет колени немецко-фашистская Германия… Войти победителем в Берлин, то есть пройти от Сталинграда до Берлина… Это в 42-м была бы фантазия, в 43-м и 44-м — мечта, а в 45-м — уже пройденный пункт. Я был рад за всё и за всех. Как это совершилось?..»

Пасха пришлась на 6 мая — день памяти Георгия Победоносца. Это были именины маршала Победы Георгия Константиновича Жукова. Разве случайно, что победа пришла в день его памяти? Символично было начало войны в День памяти всех русских святых и столь же символична была победа в дни Пасхи. «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», — пели во всех церквях. Ещё одна попытка уничтожить христианство не удалась, поэтому Пасха 45-го — это была радость жизни, что остался жив. Пасха 45-го — это была возрождённая Церковь. Пасха 45-го — это значит, что Господь принял и освятил все жертвы, принесённые народом. Пасха 45-го — это светлая память всех на поле брани убиенных, потому что у Бога все живы. Пасха 45-го — это была Победа!

По материалам одноименного документального фильма

Традиционно главный праздник христиан Пасха подсознательно переплетается с Днем победы, пожалуй, главным светским праздником россиян. Думается, что в этом тоже есть Божественное провидение…

Пасха – олицетворение победы Христа над адом и смертью. Она дарует каждому верующему освобождение от греховных уз и надежду на воскресение их мертвых и жизнь вечную. В день Пасхи Христос спас мир, совершив искупительную жертву за человечество.

В День Победы окончилась самая кровавая война в истории человечества, унесшая жизни более чем 71 000 000 человек. Через самопожертвование борцов, воюющих на фронте и трудящихся в тылу, мир получил освобождение от ужаснейшей фашисткой идеологии, разделяющей людей по сортам и готовой уничтожить еще большее число людей в жерлове ненависти во имя построения тысячелетнего рейха. Воистину, сегодня многие из нас живут на земле, благодаря жертве этих людей. Особенно учитывая, что некоторые нации фашисты намеревались искоренить полностью.

Фото воинов-победителей у стен Рейхстага, 1945 г.

Примечательно, но в том далеком 1945 году эта параллель была не образной, а самой что ни на есть реальной.

Пасха в 1945 году выпала на 6 мая, совпав с Днем великомученика святого воина Георгия Победоносца – символичного покровителя Москвы и России в целом.

Как вы помните из курса истории, именно 6 мая в штаб союзных войск прибыл генерал Альфред Йодль с полномочиями подписать капитуляцию перед англо-американскими войсками. Несмотря на всяческое нежелание немецкого правительства капитулировать перед СССР, генерал американской армии Дуайт Эйзенхауэр, не в пример нынешним политикам, был достойным человеком, поэтому отказался от принятия односторонней капитуляции. Он заявил, что немецкие войска должны капитулировать там, где они в данный момент располагаются: на Западном Фронте — перед союзниками, а на Восточном — перед СССР. Так 7 мая в 2 часа 41 минуту в Реймсе генералами всех союзных стран, включая СССР, был подписан Акт о капитуляции Германии. 8 мая в 22:43 по центрально-европейскому времени (в 00:43, 9 мая по московскому) в берлинском предместье Карлсхорст был подписан окончательный Акт о безоговорочной капитуляции Германии. Эта дата и стала датой празднования Дня Великой Победы.

По божественному стечению обстоятельств немецкая капитуляция была заявлена в день Пасхи и подписана в середине Светлой седмицы полководцем по имени Георгий. После 24 июня на Красной площади в самом центре Москвы сей самый Георгий (тоже Победоносец), восседая на белом коне, будет принимать парад в ознаменование победы СССР над Германией в Великой Отечественной войне.

В праздничном послании Патриарха Московского и всея Руси Алексия I от 6 мая 1945 года говорилось: «Пасхальная радость Воскресения Христова соединяется ныне со светлой надеждой на близкую победу правды и света над неправдой и тьмой… Свету и силе Христовой не возмогли противиться и препятствовать тёмные силы фашизма, и Божие всемогущество явилось над мнимой силой человеческой…».

Вот так чудесно весной 1945 года соединились два события: Пасхальное торжество жизни над смертью и праздник победы героизма над страхом и злом!