Почему в буквосочетаниях ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ написание гласных надо запомнить? Урок по русскому языку. Тема: «Правописание буквосочетаний ЧУ - ЩУ

Цели: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, 411, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; разви-н;пъ мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧН, ЧК, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собст-т-и ной работе орфографические ошибки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний Словарная работа

(На доске записаны слова.) Язык, языковед, языкастый.

Прочитайте группу слов.

Что у них общего?

Спишите слова. Поставьте ударение, определите непрове­ряемую гласную.

Какие еще однокоренные слова вы можете подобрать? (Язычок.)

НЕ, Самоопределение к деятельности

На какие три группы разделены слова? бол.. кол.-цо ноч.лгай

ЛОС.. КОЦ..КИ ХИЩ..НЫЙ

ден.. пал..то кон-.чик

Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой. Что вы о них можете сказать? (Это мягкие согласные.)

- Как обозначается на письме мягкость согласных? (Буквами Е, И, Я, Ё, Ю и мягким знаком.}

- Как обозначите мягкость согласного в первом столбике? (Мягкость обозначим мягким знаком.)

- Во втором столбике?

Что общего в написании орфограммы в первом и втором столбике? (Мягкий знак обозначает мягкость согласного, но в первом столбике - в конце слова, а во втором столби­ке-в середине слова.)

- Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике. Что вы можете о них сказать? (Это тоже мягкие согласные.)

- Какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в этом столбике? (Никакую букву не будем ставить.)

- Почему? (В буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЩН, ЧТмягкий знак не пишется.)

- Откройте учебник на с. 3. Прочитайте, чему будем учиться.

Откройте учебник на е. 4. Прочитайте название темы сего­дняшнего урока. (Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.}

IV. Работа по теме урока Упр. / (с. 4).

Прочитайте пословицы. Объясните, когда так говорят.

Назовите слова с непарными шипящими согласными зву­ками. (Помощник, улочка, курочка.)

- Выполните последнее задание. Какие сочетания вы под­черкнули? (Буквосочетания ЩН, ЧК.) Упр. 2 (с. 4).

- Найдите условный значок. Что он обозначает? (Нужно по­размышлять над вопросом и высказать свое мнение.)

- Почему в выделенных буквосочетаниях не обозначена на письме мягкость согласных звуков [Ч"], [Щ"]? (Эти звуки всегда мягкие, но мягкий знак после букв Ч и Щ не пишется. Правописание этих буквосочетании нужно запомнить^)

- Выполните задание самостоятельно. (Четыре ученика работают у доски. После выполнения про­водится самопроверка по образцам на доске.)

Как произносятся согласные звуки в буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЩН, ЧТ? Можно ли сказать, что это опасные ме­ста в слове? В чем заключается опасность? (Звук произно­сится мягко, но мягкий знак не пишется.)

Как называются такие опасные места в словах русского язы­ка? (Они называются орфограммами.)

Прочитайте, какие сведения о языке сообщает нам тетуш­ка Сова.

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

1. Упражнения в написании слов с изученной орфограммой

Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки. (Выполняется с комментированием).

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя, длинный и худой,

Носит воду бородой,

И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым.

(Краски и кисточка.)

Что это у Галочки? Ниточка на паточке. Палочка б руке, А ниточка в реке. (Удочка.)

В деревянном домике

Проживают гномики.

Уж такие добряки -

Раздают всем огоньки. (Спички.)

На ветках плотные комочки,

В нихдремлют клейкие листочки. (Почки.)

Отгадайте, что за птичка:

Темненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка.)

С именем вкусным,

Не бывает грустным,

Смотрит весело вокруг,

Он Незнайке лучший друг. (Пончик.)

Подчеркните буквосочетания НЧ, ЧК. 2. Работа по учебнику Упр. 4 (с. 5).

(Выполняется самостоятельно.)

В каких словах вы подчеркнули буквосочетание ЧК?

Упр. 3 (с. 5).

(Дополнительное задание. Выполняется самостоятельно.)

Какой согласный звук вы слышите в словах перед звуком [Ч 1 ]? (Мягкий согласный звук}

Какие буквосочетания вы подчеркнули в словах? (Буквосо­четание НЧ.}

VII. Рефлексия

(На доске записаны слова.)

Кон..ки, гюч-.та, птен.лик, меи..ше, хищ.-ник, бол.,ной.

Выпишите слова, в которых мягкий знак не пишется. Под­черкните орфограмму.

(Самопроверка. Один ученик читает"слова, остальные делают хлопок в ладоши, если согласны.)

(Также можно использовать КИМы (тест 4, с. 21).)

""41. Подведение итогов урока

Как называется орфограмма, с которой мы познакомились на уроке?

Что нужно помнить при написании этих буквосочетаний?

Все ли вам было понятно?

Домашнее задание

Выполнить упр. 5 (с. 5).

Урок 79. Повторение темы «Твердые и мягкие согласные»

Цели: обобщить знания о правописании мягких и твердых согласных; формировать умение обозначать мягкость согласных буквами И, Е, Ё, Я, Ю, Ь; развивать навыки написания слов с сочетаниями ЧН, НЧ, ЧК, ЩН, ЧТ; учить определять орфограмму в слове; развивать речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в словах изученные орфограммы; обосновывать написание слов; находить в чужой и собственной работе орфографиче­ские ошибки; заменять сочетания слов одним словом, близким по смыслу; определять произношение слова по орфоэпическиму словарю.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Анализ изложений. Работа над ошибками

2. Орфографическая минутка

Замените словосочетания одним словом, отвечающим!

на вопрос какой?.

° Суп, который готовится на молоке. (Молочный.) " Порт на реке. (Речной.) й Суп из овощей. (Овощной.) ° Животное, которое питается мясом других животных]

(Хищное.)

Часы, в которых песок пересыпается из верхней емкости в нижнюю. (Песочные.)

Порошок из яиц. (Яичный.)

Зверь, которого приручили. (Ручной.)

- Запишите слова в строчку, через запятую.

III. Самоопределение к деятельности

(На доске записаны слова.)

Катя, Игорь, Верочка, Дарья, Оленька, Люда, Анна.

Прочитайте слова. Что у них общего?

Назовите слово, в котором нет мягких согласных звуков.

Как обозначается мягкость согласных в остальных словах?

Назовите слова, в которых мягкость обозначена гласными буквами.

В каких словах мягкость согласного звука обозначена мяг­ким знаком?

В каком слове мягкость согласного звука не обозначена мягким знаком?

Объясните написание этого слова.

Сделайте вывод: какова тема урока?

IV. Работа по теме урока Упр. 6 (с. 6).

- Прочитайте задания к упражнению.

На какие группы можно разделить слова?

В каких словах обозначается мягкость указанных согласных звуков?

Мягкость каких согласных не будем обозначать мягким знаком?

Какое слово с непроверяемой орфограммой встретилось в тексте упражнения? Назовите орфограмму в этом слове.

(Учащиеся выполняют упражнение самостоятельно. Затем приводится самопроверка. Учащиеся по цепочке читают слова (I пЫ.нсняют их написание.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

Упр. 7 (с. 6).

(Учащиеся объясняют написание слов с пропущенными ор­фограммами. Остальные задания выполняют самостоятельно.)

Упр. 8 (с. 6).

(Устное выполнение. Вариант /. На каждой парте орфоэпи­ческий словарь. Учащиеся в парах читают слова, затем проверяют друг друга по словарю. Вариант 2. Два-три ученика ищут в ор­фоэпическом словаре слова, пока остальные работают в парах, Затем учащиеся цепочкой произносят слова, а ученики у доски проверяют.)

Упр. 9 (с. 7).

(Самостоятельная работа. Фронтальная проверка.)

VII. Рефлексия

(Письмо под диктовку.)

В чаще леса свишут синички. Трещат сороки. Цветут ландыши.

(Учащиеся проверяют друг друга в парах по образцу на доске" или на листочках, приготовленных учителем.)

«!» - молодец, ты все написал правильно.

«+ » - хорошо, но еще немного ошибаешься.

«-» - тебе нужна помощь учителя.

(Также можно использовать КИМы (с. 43).)

VIII. Подведение итогов урока

Какие орфограммы повторяли на уроке?

Все ли вам было понятно?

Какое задание вам было интересно выполнять?

Кто доволен своей работой?

Где допустили ошибки?

Кому нужна помощь учителя или товарищей?

Домашнее задание

Выполнить упр. 10 (с. 7).


Похожая информация.


Тема: Правописание буквосочетаний.

Цели : закрепить умение правильно писать слова с различными сочетаниями согласных и гласных, совершенствовать орфографическую зоркость;

развивать внимание, память, восприятие на слух, умение работать в паре;

воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, прививать интерес к предмету.

Оборудование : презентация, карточки с заданиями, «Русский язык» В.И.Бычков, З.М Беляева, А.В.Рыбакова, учебник для 2 класса чувашской школы

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Слайд 1.

Сегодня у нас необычный урок, мы отправимся в путешествие в сказку.

Дверка открывается, сказка начинается.

Слайд 2.

Как же называется сказка, в которую мы сегодня отправимся? Для этого вам нужно отгадать загадку.

Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Всё ж попался …

Да, это сказка «Колобок». Только мы её изменим на новый лад и в конце урока посмотрим, что из этого получится. Вспомните начало сказки.

Пока Колобок лежит на окошке, мы выясним, чем же мы будем заниматься на уроке.

  1. Постановка темы и цели урока.

Слайд 3.

Пробегитесь глазками по волне, найдите слова и прочитайте их. Какие слова получились.

РДЧАСЫШАЬЩУКАОНЛЫЖИФУРУЧКАД

Часы, щука, лыжи, ручка.

Что вы можете сказать об этих словах? О каких же сочетаниях мы будем говорить сегодня на уроке?

Слайд 4.

Тема урока «Правописание буквосочетаний жи, ши, ча, ща,чу, щу, чк, чн »

Мы должны закрепить умение правильно писать слова с этими сочетаниями.

  1. Минутка чистописания.

Слайд 5.

Посмотрите, что написано на экране?

Ж Ш Ч Р Щ

И У О А

У.- Назовите лишнюю букву в 1 строке.

Д.- Лишняя буква р, так как остальные все шипящие.

У.- Назовите лишнюю букву во 2 строке.

Д. – Лишняя буква и, т. к мягкий гласный, а остальные твёрдые.

Лишняя буква о, т. к с ней не получаются изученные сочетания.

У. – Какое задание можете предложить с этими буквами?

Напишем в тетрадях сегодняшнее число, классная работа.

Напишем слоги в тетрадях красиво и правильно.

жи ши

ча ща чу щу

Слайд 6.

  1. Закрепление изученного материала.

1.Работа с текстом.

Полежал Колобок да и покатился по лесной дорожке. Смотрит, ель растёт, красивая и что-то на ней написано, а прочитать не может. Поможем Колобку.

Слайд 7. Работа с текстом.

Откройте учебники на страницу 71 и найдите текст «Пушок». Прочитаем текст.

Почему ёжика назвали Пушком?

Выпишите слова с сочетаниями чн, чк, жи, ши.

Жил, ёжик, ручной, прижимал, колючки.

Вспомните правописание этих буквосочетаний.

2. Отгадывание загадок.

Колобок, я тебя съем!

Не ешь меня, я в школу спешу!

Удивился Заяц.

Зачем тебе в школу?

В школе интересно. Дети много читают, решают, играют, отгадывают загадки. Вот посмотри.

Слайд 9.

Сами крошки,

Боятся кошки:

Под полом живут,

Туда всё несут. (Мы ши )

Слайд 10.

Два берёзовых коня

По снегам несут меня

Кони эти рыжи,

А зовут их … (Лы жи )

Слайд 11 .

Идут, бегут,

А с места не сойдут. (Ча сы)

Слайд 12.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (Бабо чк а)

Слайд 13.

Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И сиделка на носу. (О чк и)

3.Ответь одним словом.

Слайд 14. Трудно на неё подняться. Поможем Колобку.

Вам нужно ответить одним словом, записать это слово и подчеркнуть сочетания.

  • Хищная рыба с острыми зубами. (Щу ка)
  • Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды. (Ча йник)
  • Животное, высокое, пятнистое, с длинной-длинной шеей. (Жи раф)
  • Густая, непроходимая часть леса. (Чаща )
  • Дикая роза с ярко-красными ягодами. (Ши повник)
  • 60 минут. (Ча с)
  • Что-то волшебное. (Чу до)

Проверка по слайду 15 . Взаимопроверка.

Взобрался на гору Колобок, устал. Пусть отдохнёт. И мы тоже отдохнём.

  1. Физкультминутка.

Танцевальные движения под музыку «Колобок»

  1. Работа в парах. Восстанови стихи.

Скатился Колобок с горы, а тут Волк. Слайд 15.

Колобок, я тебя съем!

Не ешь меня, я в школу тороплюсь. Читать я не умею, загадки отгадывать не умею. Хочу научиться.

А ты знаешь, как там трудно. Дети не только загадки отгадывают, но и трудные задания выполняют. Посмотри.

Дети получают листы с заданием.

Восстановите стихи.

Ли на___ мы ___

За трубой на крыше.

Там ___десное месте___о

Потому что рядом печка.

Су___т пе ___а сухари,

Мы___ и___т крошки.

Знают даже малы___:

И___т мышек кошки.

Слайд 16. Проверка.

  1. Работа с учебником.

Слайд 17.

Колобок, я тебя съем!

Не ешь меня, Медведь, я в школу тороплюсь. Видишь знак на дереве, что он обозначает.

Это числа 71, 2.

Эти числа возвращают нас в книгу и просят найти на 71 странице 2 упражнение. Выполнив это упражнение, мы поможем Колобку узнать, кто же учится в школе.

Прочитайте имена, образуйте из них ласкательные имена и напишем на доске.

Валя – Валечка, Аня – Анечка, Женя – Женечка, Лёня –Лёнечка, Зина - Зиночка, Люба – Любочка, Ира – Ирочка.

Как вы написали слова с сочетанием чк .

Теперь ласково назовём ваши имена. В чьих именах встречается сочетание чк ? Напишите на доске.

VIII. Повторение пройденного.

Катится Колобок по лесной дорожке. Вдруг на пути речка. Слайд 18. Около речки лежат дощечки, на них какие-то слова написаны. Если Колобок выполнит задания, то появится мостик. Поможем Колобку выполнить задание?

  • Лягушка. Найдите букву, которая обозначает звонкий согласный, у которого нет парного глухого.
  • Малина. Найдите букву, обозначающую второй по счёту гласный звук.
  • Роса. Найдите букву, которая обозначает глухой согласный.
  • Корзина. Найдите ударный гласный.
  • Иван-чай. Найдите букву, которая обозначает глухой шипящий.
  • Клён. Отыщите глухой звук.
  • Белка. Найдите букву, которая обозначает безударный гласный.

Получилось слово лисичка. Слайд 18.

Перебрался Колобок на другой берег, а тут Лиса.

Ой, какой кругленький, какой румяненький. Спой мне песню, Колобок.

Некогда мне песни распевать, в школу тороплюсь.

Рассмеялась Лиса.

Ты не смейся, а прочитай что тут написано.

Слайд 19 .

Колобок говорит:

Не умеешь! И я не умею. Но хочу научиться.

Стало Лисе стыдно. Поджала она хвост и побрела по дорожке.

А мы объясним Колобку значение пословиц. Но сначала мы должны их собрать.

Парная работа .

Век живи, а знайка далеко бежит.

Дружба как стекло, век учись.

Незнайка на печи сидит, разобьёшь – не сложишь.

Подчеркните изученные буквосочетания.

Проверка по слайду 20

XI. Итог урока. Домашнее задание: стр. 72, упр. 4.

Вот Колобок в школе. Расскажите ему, как пишутся сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чн, чк.

Понравилась сказка на новый лад?

За то, что вы помогали Колобку, он благодарит вас и споёт вам песенку.


Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ - Учебник по Русскому языку 1 класс (Канакина, Горецкий)

Краткое описание:

Ты уже немало знаешь о буквах и словах. В новом разделе тебе предстоит познакомиться с некоторыми трудностями в написании нескольких буквосочетаний. Дело в том, что эти сочетания пишутся совсем не так, как слышатся. Ты уже знаешь про звуки, которые всегда бывают только твердыми. Это шипящие звуки [ж] и [ш]. Они никогда не бывают мягкими, а пишется после них только буква «и», которая немедленно превращается в звук [ы]. Так что тебе придется навсегда запомнить, что ЖИ-ШИ пишется только с И, хотя ты отчетливо слышишь [ы].
Есть еще согласные звуки, которые всегда мягкие – это [ч] и [щ]. Поэтому когда ты говоришь слово ЧАЩА, то слышишь такой гласный звук, что тебе хочется написать букву «я». Но делать этого нельзя, потому что ЧА-ЩА пишется только с А. Примерно то же самое происходит со словами, когда в них после [ч] или [щ] стоит У. Очень хочется букву «ю» написать, но это будет грубой ошибкой. Буквосочетания ЧУ-ЩУ всегда пишутся только с буквой У. Эти правила из разряда «не верь ушам своим» нужно выучить очень хорошо – и тогда у тебя не будет никаких проблем с такими трудностями русского языка.

Разобьем сочетания согласных на группы.

Группа Сочетания Звуки Примеры
1 Обычные ck [k] clock — часы, stick — палка, luck — удача
qu queen — королева, quick — быстрый, question [‘kwest∫(ə)n] — вопрос
(d)g bridge — мост, edge — край, lodge — домик
2 Шипящие sh [∫] ship [∫ıp] — корабль, smash — удар, show [∫əʊ] — показ, astonish [ə’stɒnı∫] — удивить
ch, tch chat — чат, fetch — усилие, such — такой
3 Межзубные th [Ө] thank [Өæŋk] — благодарность, thin [Өın] — тонкий, bath — ванна, myth – миф, three [Өri:] — три
th [ð] mother [‘mʌðə] — мать, bathe — купаться, clothes — одежда, this [ðıs] — это, the [ðə] — артикль, than [ðæn] — чем
4 Греческое ph [f] photo [‘fəʊtəʊ] — фотография, telephone [‘telı,fəʊn] — телефон, triumph [‘traıəmf] — триумф
5 Носовые -ng [ŋ] sing — петь, coming [‘kʌmıŋ] — прибытие, wing — крыло
nk, n+[k] [ŋk] think [Өıŋk] — думать, donkey [‘dɒŋkı] — осел, uncle [ʌŋkl] — дядя
6 Немые kn- [n] knight — рыцарь, know — знать, knee — колено
wr [r] write — написать, wrist — запястье, wrong — неправильно
wh [w] when — когда, why — почему, whirl — водоворот, whale — кит

Обычные звуки.

Буквосочетание «ck» заменяет букву «k» согласно правилу трёх букв. Если в слове одна гласная, то пишется буквосочетание «ck», если же две гласных, то пишется буква «k». Звук в обоих случаях будет одинаковый. Сравните: lock — замок и look – взгляд.

В сочетании «qu» гласная «u» даёт согласный звук [w]. Сочетание «qu» похоже на кваканье лягушки.

Буквосочетание «dg» + немая «e» заменяет букву «g» + немая «e» на конце слова согласно правилу четырёх букв. Если перед «g» есть согласная буква, то пишется «g» + немая «e», если нет, то пишется «dg» + немая «e». Звук в обоих случаях будет одинаковый. Сравните: pledge — залог, plunge — погружение.

Шипящие звуки.

Поскольку в английском алфавите нет специальных букв для шипящих звуков, как в русском: «ч» и «ш», то эти шипящие звуки образуются сочетанием букв. Звук состоит из двух букв, но произносится слитно, как русское «ч». Необходимо помнить про пары глухой – звонкий: [∫ — ʒ], , как в русском алфавите: «ш» — «ж», «ч» — «дж».

На конце слов буквосочетание «tch» пишется вместо «ch» согласно правилу четырёх букв: если перед есть согласный звук, то пишется «ch», если нет, то «tch». Например: inch [ınt∫] — дюйм, itch [ıt∫] – жажда. Исключения: much — очень, rich — богатый, such – такой.

Межзубные звуки – глухой и звонкий. Глухой употребляется в смысловых словах: существительных, прилагательных, глаголах, числительных. Поэтому для прочтения сочетания «th» нужно знать перевод слова или часть речи. Звонкий звук употребляется в местоимениях и служебных словах: предлогах, союзах, в определённом артикле. Между гласными межзубный звук всегда звонкий. Например: mother [‘mʌðə] – мама. Исключения – заимствованные из греческого слова, например: author [ɔ:Өə] — автор, method [‘meӨəd] – метод.

Греческое по происхождению буквосочетание «ph» [f] часто встречается в интернациональных словах, схожих в разных языках. Например, похожие на русские слова: telephone [‘telıfəʊn] – телефон, phone – звук, звонить по телефону, physics [‘fızıks] – физика.

Носовая [ŋ] в конце слова чаще всего встречается в окончании –ing [ıŋ], хотя есть и другие случаи. Необходимо помнить, что буква «g» при этом не произносится. Эта буква произносится только в середине слова, например: English [‘ıŋglı∫] – английский. Звукосочетание [ŋk] образуется не только за счёт сочетания букв «nk», но и всегда, когда за буквой «n» идёт звук [k], например: anxious [‘æŋk∫əs] – озабоченный.

Немые согласные не произносятся и поэтому не требуют дополнительных пояснений. Для буквосочетания «wh» правило меняется, когда следом идёт буква «o». В этом случае немые буквы меняются в этом буквосочетании местами. Например: whole — целый, who — кто, whose — чей.

В заключении отметим, что буква «h» является самой сочетаемой буквой в английском алфавите. Так что, если вы встретите в слове эту букву, посмотрите, не стоит ли она в каком-нибудь буквосочетании.

Тема: «Правописание буквосочетаний ЧУ - ЩУ».

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).

Цель урока (формулируется для учителя в конспекте относительно темы урока):

научить писать слова с буквосочетаниями чу/ щу.

Планируемый результат (формулируется для учащихся): научиться писать слова с буквосочетаниями чу/ щу.

Основные задачи : (учитель составляет конкретные задачи относительно темы урока).

Воспитательная задача : учить отстаивать свое мнение аргументировано, знать и стремиться выполнять правила работы в группе (личностные УУД, регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД).

Развивающая задача : уметь устанавливать в словах наличие изученных орфограмм. Учиться устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове. Составить алгоритм написания буквосочетания чу/щу; уметь классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям (регулятивные, познавательные УУД); уметь характеризовать звуки; наблюдать за способом произношения звуков; уметь оценивать правильность составления алгоритма по аналогии самостоятельно (регулятивные, познавательные УУД), учиться от внутренней речи передавать информацию внешней речью; (регулятивные, коммуникативные УУД, личностные УУД)

Обучающая задача : уметь пользоваться алгоритмом грамотного письма буквосочетаний чу/щу, жи/ши, ча/ща (предметные, регулятивные, УУД); учиться контролировать правильность записи текста, использовать способы проверки изученных орфограмм (познавательные УУД, регулятивные УУД); прогнозировать использование толковых словарей и знать способы работы с ним, (предметные УУД, познавательные, регулятивные УУД, личностные УУД).

Материал к занятию:

демонстрационный:

1. Карточка с буквосочетаниями: ЖИ - ШИ ЧА - ЩА

2. Карточка со словами: Ж…знь, ш..на, ш…рокий, маш…на, ч…сы, пищ…т, леж…т.

раздаточный:

1.Набор блоков алгоритма «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща» (на группу.)

1) Произнеси слово.

2) Определи опасное место в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща.

3) Поставь ударение.

4) Если в звукосочетаниях жи-ши, ча-ща гласный ударный, то примени правило написания этих буквосочетаний.

5) Если в звукосочетаниях жи-ши, ча-ща гласный безударный, то подбери проверочное слово, в котором безударный звук стал ударным или проверь по словарю.

6) Примени правило написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща.

7) Обозначь орфограмму.

8) Проверь орфограмму.

2. Карточки для групп со словами: Верчу, кручу, ищу, тащу.

3. Карточка для первичного закрепления (на каждого):

Щ_ка, ч_м, ищ_, молч_,

Все слова на ЧУ и ЩУ.

Я их твердо зауч_

И пятерку получ_.

4. Карточка для самостоятельной работы:

Вставь пропущенные буквы.

Выдели орфограмму.

Я грамотно писать хоч_,

Слова на Ч_ и Щ_ уч_:

Ч_лок, и ч_до, и ч_гун,

Ч_дак, и щ_ка, и ворч_н.

Ч_мазый, ч_чело, ч_рбан,

Ч_десный, ч_вство и ч_лан,

Крич_, ворч_, ищ_, тащ_

Я с У пишу и ЧУ и ЩУ!

5. Предметы для этапа рефлексии: яблонька, нарисованная на листе ватмана; набор трафаретов яблок красного, желтого и зеленого цвета.

Ход урока

Прозвенел для нас звонок

Начинается урок.

К нам без опоздания

Приходи, старание.

Помоги нам потрудиться:

Мы пришли сюда учиться.

На каком уроке мы продолжаем учиться? (На уроке русского языка)

Какое значение у слова «старание»? (Работа с толковым словарем)

Почему эта черта характера помогает учиться?

Какими хотите быть на уроке?

Чему мы учились на предыдущем уроке русского языка? (Мы учились писать буквосочетания ча - ща, жи - ши).

Что надо сделать, прежде чем начнем узнавать новое? (Повторить знания, которые необходимы нам, чтобы узнать новое.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Я приготовила для вас следующее задание: прочитайте слова, записанные на карточке.
(Ж…знь, ш..на, ш…рокий, маш…на, ч…сы, пищ…т, леж…т).

В каких частях речи бывают буквосочетания жи-ши, ча-ща?

В каком месте слова бывают буквосочетания, изученные на прошлом уроке?

Каким способом мы пользовались при написании слов на эти правила?

1) правило в учебнике; 2) алгоритм написания слов с этими буквосочетаниями.

Что вам надо помнить при выполнении задания?

Надо не просто вставить буквы, а еще и обосновывать ее выбор, почему надо написать именно эту букву.

Какое правило вам поможет обосновать выбор буквы?

(Правило «Правописание буквосочетаний жи - ши, ча – ща».)

А как вы будете действовать? (По алгоритму).

Учитель располагает на доске рассыпанные блоки алгоритма

Предлагаю вам в группах восстановить алгоритм правильного написания слов по изученным правилам.

Группы работают с блоками ранее изученного алгоритма в течение 1 мин. После этого каждая группа представляет свой вариант.

Почему последовательность шагов будет именно такой?

Какое именно правило вы будете применять для данных слов?

Учитель подставляет возле шага «Примени правило» карточку с сочетаниями ЖИ - ШИ,

Алгоритм готов. Можем выполнять задание? (Да.)

Я вам предлагаю выполнить задание в тетрадях (работа на изученные правила: тексты, иллюстрации, словари толковый или орфографический).

Вставьте в слова пропущенные буквы.

Проверяем по образцу.

Учитель выставляет на доске карточку с образцом (эталон).

У кого есть ошибки? В каком шаге алгоритма? Что вам надо повторить?

Пробное действие.

Запищите в тетрадь слова: щука, чудо .

Зафиксируйте, какие буквы вы написали в первом слоге после согласных.

У нас получились разные ответы при выполнении одного задания.

3. Выявление места и причины затруднения.

Какое задание вы выполняли? (Вписывали буквы в слова «чудо» и «щука»).

В каком месте вы засомневались? (Какие буквы написать после «Ч» и «Щ»).

Почему возникло такое сомнение? (Мы не знаем правила, какую букву надо писать после «Ч» и «Щ» - «У» или «Ю».)

Если мы не знаем правила письма буквосочетаний чу/щу, то чему мы будем сегодня на уроке учиться? (Будем учиться писать слова с буквосочетаниями чу-щу.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Значит, ваша цель? (Узнать с какой буквой «у» или «ю» писать буквосочетания ЧУ - ЩУ.)

Сформулируйте тему нашего урока? (Правописание буквосочетаний ЧУ - ЩУ.) Чтобы не раскрывать готовое правило, тему урока можно записать на доске так:

Чу/ю - Щу/ю?

Поскольку данные буквосочетания, как и те, что мы изучали раньше, сложились

исторически, я предлагаю вам открыть новое знание, проанализировав верно написанные слова.

Верчу, кручу, ищу, тащу.

Учащиеся работают в группах 1-2 минуты.

Кто готов рассказать о своем открытии?

Ученики формулируют правило сами: в буквосочетаниях ЧУ - ЩУ после Ч и Щ пишется буква У

Как же нужно было написать слова «щука» и «чудо»? (Нужно писать с буквой «У».)

Давайте откроем учебник и проверим, правильно ли мы рассуждали? Прочитайте правило.

Сделайте вывод, как же писать буквосочетания ЧУ - ЩУ? (С буквой У.)

Какую цель ставили? (Выяснить, с какой буквой, У или Ю, надо писать буквосочетания ЧУ - ЩУ.)

Сможете теперь правильно написать слова «щука» и «чудо» и объяснить, почему пишем так, а не иначе? (Да.)

Достигли поставленной цели? (Да.)

Чем будем пользоваться при написании буквосочетаний чу-щу? (Правилом из учебника или планом действий (алгоритмом).

Можно составить модель этого правила на основании понятий «Всегда твердые согласные, всегда мягкие согласные».

Учитель выставляет на доске план действий, затем раздает в группы аналогичные

карточки с планом.

План действий:

1) Произнеси слово

2) Определи опасное место в буквосочетаниях чу-щу

3) Примени правило написания этих буквосочетаний и впиши нужную букву

4) Обозначь новую орфограмму

5) Проверь орфограмму.

Молодцы, хорошо поработали, теперь отдохнем.

Физкультминутка

Отдых наш - физкультминутка.

Занимай свои места:

Шаг на месте - левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз, два, раз, два!

И под ноги не смотрите

Раз, два, раз, два!

Руки в стороны держите,

Раз, два, раз, два!

Друг на друга посмотрите,

Раз, два, раз, два!

Опустили руки вниз,

И на место все садись!

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Какие наши дальнейшие действия? (Нам надо потренироваться.)

Для тренировки предлагаю вставить буквы в рифмовку.

Учащиеся работают с карточками. Первые два слова рифмовки разбираются фрон­тально у доски. Затем учащиеся работают в парах, применяя алгоритм и по очереди шепотом проговаривая друг другу правило.

Образец:

Произношу слово «щука».

Есть опасное место - буквосочетание ЩУ.

Применяю правило: «ЧУ – ЩУ пишу с У»,

Пишу в слове «щука» после Щ букву У.

Обозначаю орфограмму - щу ка.

Проверяю по правилу или алгоритму.

Щ_ка, ч_м, ищ_, молч_,

Все слова на ЧУ и ЩУ.

Я их твердо зауч_

И пятерку получ_.

Поставьте ударение в словах. Что заметили? (Ударная и безударная позиции буквосочетаний чу-щу).

Какой вывод сделаем? (Буквосочетания чу-щу пишу с у.)

Молодцы! Вместе хорошо поработали! Теперь как вы можете проверить, что знаете новое правило?

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учитель предлагает учащимся выполнить самостоятельную работу на карточке.

На парте у каждого лежат карточки с красной меткой. Возьмите их. Прочитайте
задание и выполните, применяя алгоритм и новое правило.

Я грамотно писать хоч_,

Слова на Ч_ и Щ_ уч_:

Ч_лок, и ч_до, и ч_гун,

Ч_дак, и щ_ка, и ворч_н.

Ч_мазый, ч_чело, ч_рбан,

Ч_десный, ч_вство и ч_лан,

Крич_, ворч_, ищ_, тащ_ -

Я с У пишу и Чу и ЩУ!

Учащиеся работают самостоятельно, после чего они берут карточку с зеленой меткой и осуществляют самоконтроль по готовому образцу.

Проверяйте каждое слово по образцу. В том месте, где написание вставленных букв совпадает с образцом, поставьте в своей работе над словом плюс.

Посчитайте, сколько всего плюсов у вас получилось?

Проанализируйте место и причину ошибки. (Дети фиксируют место ошибки – в начале или в конце слова, анализируют причины ошибок – не пользовался алгоритмом, перепутал шаги алгоритма)

Молодцы! Поняли в чем ваши ошибки!

Физкультминутка

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали.

Дружно вытянули шеи. И, как гуси, зашипели, зашипели, помолчали.

И, как зайки, поскакали. Поскакали, поскакали и за кустиком пропали.

7. Включение в систему знаний и повторение.

Как вы думаете, зачем необходимо изучать эти правила и писать правильно? (Нам необходимо, чтобы нас понимали окружающие; если будем писать безграмотно , то нас трудно будет понять; грамотное письмо необходимо для общения.)

Где можем применить полученные знания? (При выполнении упражнений, составлении писем, смс - сообщений)

Хорошо! Давайте поработаем с упражнением, иллюстрацией, словарём по группам.

Напиши в правый столбик слова по образцу:

Образец: искать грибы – ищу грибы

Учить уроки - ____________________

Кричать другу - ___________________

Шептать на ухо - ___________________

Кипятить молоко - ____________________

Тащить санки - _____________________

Молотить рожь - _______________________

Крутить педали - _______________________

Проверим. Кто объяснит выполнение заданий? Проверка проходит фронтально

Молодцы! Вы хорошо поработали и правильно применили при выполнении упраж­нений полученные знания.

С каким затруднением на уроке вы столкнулись? (Не знали, как написать слова с буквосочетаниями ЧУ - ЩУ.)

Какую цель ставили на уроке? (Выяснить, как пишутся слова с буквосочетаниями ЧУ - ЩУ.)

Достигли цели? (Да.)

Как пишутся буквосочетания ЧУ - ЩУ? (Буквосочетания ЧУ - ЩУ писать надо с буквой У.

- Где нам пригодятся знания грамотного письма буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу?

Оцените свою работу с помощью яблони мудрости. Если вы уверены, что самостоя­тельно можете писать слова с буквосочетаниями ЧУ - ЩУ - повесьте красное яблочко. Если у вас есть сомнения - желтое. Если вы думаете, что эти слова еще вызывают у вас большие затруднения - зеленое.

Учащиеся вешают яблоки разного цвета.

Ребята, посмотрите на яблоньку. Сколько красных спелых яблок на ней появилось! Вы хорошо поработали!

У кого созрели красные яблоки - дома сочините рифмовку с изученными буквосоче­таниями, у кого желтые и зеленые - вам необходимо потренироваться и выполнить упражнение. Значение непонятных слов узнайте в толковом словаре.

Учитель называет номер упражнения из учебника, по которому ведется работа с детьми.