Психология саморазвития человека, методы и этапы. Саморазвитие, что это такое, что нужно знать и что развивать

Если обратиться к саморазвитию как специфическому процессу, разворачивающемуся во времени и в пространстве жизнедеятельности человека, то следует отметить его неоднозначность и многоплановость. Здесь гораздо сложнее четко выделить последовательность действий, характеризующих саморазвитие, чем, например, последовательность действий, описывающих процесс самопознания. Это обусловлено многими причинами, важнейшей из них является существование различных форм саморазвития.

Неслучайно в русском языке имеется множество терминов, фиксирующих разные нюансы процесса саморазвития: самопрезентация, самовыражение, самоутверждение, самосовершенствование самоактуализация, самореализация и др. Все они составные - первая часть "само" указывает на то, что субъектом, инициатором деятельности является человек, вторая - характеризует специфику, своеобразие деятельности: выразить себя, утвердиться, реализоваться, совершенствоваться. Поэтому просто анализировать цели, мотивы, способы и результаты саморазвития, как это было в случае с самопознанием, не представляется возможным. Все это можно проанализировать в рамках той или иной формы саморазвития.

Формы саморазвития являются наиболее важными и описывают саморазвитие в своей совокупности достаточно полно, к ним относят: самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализацию. Самоутверждение даёт возможность заявить о себе в полной мере как о личности. Самосовершенствование выражает стремление приблизиться к некоторому идеалу. Самоактуализация - выявить в себе определенный потенциал и использовать его в жизни. Все три формы позволяют выразить себя и реализовать в разной степени. Поэтому именно они адекватно характеризуют процесс саморазвития в целом, где внутренним моментом движения является самопостроение личности.

Указанные три основные формы саморазвития тесно связаны друг с другом. Первичным, с одной стороны, является самоутверждение. Чтобы совершенствоваться и актуализироваться в полной мере, необходимо вначале утвердиться в своих глазах и глазах других. С другой стороны, самосовершенствующаяся и самоактуализирующаяся личность объективно является и самоутверждающейся, вне зависимости от того, насколько сам человек на этих этапах развития испытывает потребность в самоутверждении. В то же время акты первичного утверждения себя есть и акты самоактуализации. Учитывая сказанное, проанализируем цели, мотивы, способы и результаты саморазвития в формах самоутверждения, самосовершенствования и самоактулизации.

Существуют три основных формы самосовершенствования: - приспособление ("подведение" себя под определенные нормы и требования); - подражание (копирование определенной модели или ее части); - самовоспитание является высшей формой самосовершенствования.

Основные факторы, побуждающие личность заняться самовоспитанием: - желание признания себя как личности; - примеры окружающих; - оценка окружающих; - правильно организованный процесс воспитания.

Самопознание - изучение личностью собственных физических и психических особенностей. Оно позволяет человеку посмотреть на себя со стороны, оценить свои качества, действия и мысли. Самопознание должно происходить в спокойной благоприятной атмосфере, ибо в противном случае может привести к неадекватной самооценке (завышенной или заниженной). От самооценки зависит самовоспитание и направление практических действий.

Для практических действий по самосовершенствованию многие люди выбирали себе девиз. Например: "Мечту достигают упорным трудом", "Победи себя, если хочешь победить других", "Иди вперед и не сдавайся" и т.д.

Для работы над собой необходимо составить программу самовоспитания. Программа самовоспитания может разрабатываться с целью самовоспитания разных сторон личности (комплексная) и может предусматривать самовоспитание какого-либо одного качества.

Программы самовоспитания дифференцируются на долговременные или кратковременные, общие или детальные.

Начинать лучше с более простых программ (например, преодоление какой-либо черты или качества), постепенно переходя к их усложнению.

  • Саморазвитие: само + развитие. То есть, самостоятельное развитие себя.
  • Самосовершенствование: само + совершенствование. То есть, самостоятельное совершенствование себя.
  • Развитие: формирование или приобретение новых свойств, навыков и возможностей.
  • Совершенствование: улучшение, гармонизация, доведение до идеала того, что есть.

Согласно словарей, развитие и совершенствование - синонимы. Следовательно, слова саморазвитие и самосовершенствование должны иметь одинаковое значение, и, в подавляющем большинстве случаев, их именно так и употребляют.

Но, разница между улучшением того, что есть, и приобретением новых свойств, всё же есть. Поэтому, мы постараемся не путать эти такие похожие понятия.

На просторах интернета есть попытка объяснить разницу с морально-этической позиции. Якобы, развивать можно какие угодно способности, а совершенствовать только хорошие, созидательные.

Я думаю, это притянуто чисто на эмоциональной волне. Это попытка придать слову "совершенство" исключительно положительный смысл, как будто, например, машина для убийства не может быть совершенной. Что может помешать совершенствовать любые способности, если они уже есть?

Саморазвитие, что это такое, что нужно знать и что развивать

Что есть саморазвитие

Саморазвитие - это деятельность человека, направленная на удовлетворение его потребности в получении новых качеств.

Потребность в саморазвитии относится к идеальным (духовным) потребностям. Как в пирамиде потребностей П. В. Симонова, так и в самой популярной пирамиде потребностей по Маслоу саморазвитие находится на самой верхней ступеньке, как самая наивысшая.

Эта потребность представляет собой идею о том, что развивать себя необходимо, и является основной движущей силой на пути познания, обеспечивая таким образом эволюционный рост человека.

Я считаю, для того, чтобы в достаточной степени разобраться, что есть саморазвитие, чтобы определить ему адекватное место в собственной жизни, достаточно принять для себя за основу только то, что это деятельность человека, направленная на удовлетворение его потребности в получении новых качеств.

Какое бывает саморазвитие

Саморазвитие бывает:

  • Физическое.
  • Эмоциональное.
  • Интеллектуальное.
  • Духовное.

Эти виды саморазвития хорошо перекликаются с видами путей духовного развития, существующих в виде духовных школ, хорошо описанных в книге Петра Успенского "Четвёртый путь":

  • Путь факира - работа с физическим телом.
  • Путь монаха - работа с психоэмоциональной сферой.
  • Путь йогина - работа с интеллектом.

Четвёртый путь я здесь называю духовным, так как он объединяет и гармонизирует все возможности человека одновременно, позволяя руководствоваться уникальными и нестандартными решениями.

Саморазвитие: методы и направления

Потребность в саморазвитии явление идеальное (духовное), но проявления этой идеи могут находиться на любых уровнях, в зависимости от выбранного направления.

Самой экстремальной формой саморазвития можно считать любую школу духовного пути. Только духовный путь "хитрого человека", так называемый "четвёртый путь", позволяет человеку жить в обычной среде. Остальные же требуют самоотречения и строгого соблюдения традиций школы.

Упоминание здесь путей духовного развития вовсе не означает, что непременно надо по ним идти каждому. В каком-то смысле, саморазвитием занимается каждый человек, зачастую даже и не задумываясь, как называется то, что он делает.

Неосознанно человек выбирает то направление, которое резонирует с его внутренним миром. Иногда направление саморазвития продиктовано необходимостью приобретения новых навыков для удовлетворения каких-либо потребностей, будь то биологические потребности (в пище, в безопасности, в материальных благах), социальные (занимать в социальной группе определенное место, получать уважение и внимание) или идеальные (духовные, культурные, эстетические, смысл жизни и т. п.). И в этом случае тоже не всегда человек делает выбор осознанно. Часто обстоятельства складываются так, что выбор направления саморазвития как бы предопределён.

Самый эффективный, но и самый опасный - сознательный выбор направления. Эффективность сознательного выбора направления обусловлена образом ожидаемого будущего и формированием в связи с этим достаточно определённой цели. Опасность же представляет придание чрезмерной важности и искажённое понимание смысла, когда все усилия тратятся на то, что по сути саморазвитием не является. Отсюда и появляются у некоторых людей ошибочный выбор направления, отсутствие результатов и связанное с этим разочарование.

Почему саморазвитие важно

Идеальные потребности - самое главное, что нас, людей, отличает от остального живого мира. Саморазвитие, наряду с духовными, культурными и эстетическими потребностями - неотъемлемая часть нормального здорового человека. Даже у людей с крайне низким уровнем притязаний и у людей с крайне низким уровнем интеллекта можно обнаружить идеальные потребности.

Важность саморазвития как раз в том и заключается, что, уделяя ему хоть какое-то минимальное внимание, человек всё ещё остаётся человеком. В противном случае или человек серьёзно болен, или это не человек.

Зачем заниматься саморазвитием

Только осознанные занятия саморазвитием имеют высокую эффективность и приносят существенные результаты. Эффективность сознательного саморазвития в десятки тысяч раз превосходит латентное саморазвитие "жизни по течению". Эта разница - как разница между идущим человеком и сидящим на стуле ровно. Идущий обязательно куда-нибудь придёт. А сидящий?

Занимаясь саморазвитием, человек выполняет миссию, которую несёт в себе смысл жизни, который, в свою очередь, находится за пределами жизни. Можно смело утверждать, что смысл жизни имеет эволюционное значение. А это однозначно связано с развитием.

В то же время, прекращение всяких усилий по саморазвитию ставит человека в состояние выполненной программы. А это не что иное как конец жизни. Закончится ли она физически или нет - не суть важно. Важно, что вместо жизни остаётся только существование без смысла и цели.

Зачем человеку нужно саморазвитие

Из предыдущих размышлений вытекает простая мысль: человеку нужно саморазвитие затем, чтобы быть человеком, а не биороботом.

Саморазвитие нужно для того, чтобы как минимум шагать в ногу со временем и быть готовым к изменениям окружающего мира. Мы пока не говорим о тотальном изменении себя. Но мир постоянно меняется, меняется среда обитания и деятельности. Чтобы выдерживать конкуренцию в жизни, на работе, в бизнесе - необходимо соответствовать.

Для чего саморазвитие

Ответ для чего саморазвитие - очень прост: для счастья. Для разных людей это может быть совершенно разная информация, но она всегда связана с принятием её конкретным человеком как успех. Повышение самооценки всегда связано с притоком огромной энергии для созидания. Именно благодаря этой энергии человек способен достигать самых невероятных вершин в области своей деятельности. Достижения в свою очередь порождают те самые потоки энергии, которые и делают человека счастливым. Круг замыкается. Но в основе лежит всё то же саморазвитие. Это благодаря работе над собой стал возможен успех, который принёс энергию для дальнейшего развития.

Саморазвитие и его задачи

  • Самая основная задача саморазвития - поддерживать постоянный эволюционный рост человека на протяжении всей его жизни.
  • Обеспечивать конкурентоспособность человека в социуме.
  • Обеспечивать конкурентное преимущество в межвидовой борьбе за выживание человека.
  • Обеспечивать инструментами в процессе самоактуализации человека.
  • Поддерживать уровень собственной значимости человека.
  • Поддерживать уровень самооценки на достаточном уровне.

Саморазвитие и его этапы

Я бы не разбивал саморазвитие на какие-то этапы из-за его исключительной индивидуальности и в большинстве случаев множественности. Как и причины, по которым человек становится на путь саморазвития, так и этапы, которые человек проходит на этом пути имеют множество вариантов и взаимозависимостей.

Можно выделить только этапы одного цикла саморазвития, как завершённый гештальт:

  1. Осознание необходимости в изменениях.
  2. Формирование образа желательного будущего.
  3. Поиск и изучение способов получения желаемого.
  4. Выбор пути или способа.
  5. Непосредственно действия, связанные с приобретением новых качеств.
  6. Применение результатов в жизни.

Приобретая новые качества, человек автоматически генерирует и новые запросы, которые включаются в циклы саморазвития и реализуются в зависимости от способностей человека к саморазвитию.

Какой признак характеризует саморазвитие

Человек - автор собственной жизни, вот самый основной признак саморазвития. Автор собственной жизни на практике реализует её преобразования, свободу выбора, определение целей и планов в жизни, занимается самовоспитанием, подчиняет себя своим целям и желаниям.

Что дает саморазвитие

Саморазвитие даёт жизни человека полноту и осмысленность.

Саморазвитие как высшая форма развития

Саморазвитие как вид развития

Виды развития человека:

  • Физическое развитие: влияние на тело, его вес, силу, пропорций.
  • Физиологическое развитие: влияние на нервную систему, пищеварение, сердечно-сосудистую систему, деторождение и т. п.
  • Психическое развитие: ощущения, восприятие окружающей среды, мышление, память, чувства, воображение. Развитие ценностных ориентаций, способностей, интересов.
  • Социальное развитие: вхождение в общество и в различные общественные отношения, социальный статус.
  • Духовное развитие: самосознание, самопознание, саморазвитие, предназначение в жизни, ответственность перед другими и перед собой, понимание природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию.

Как правило, саморазвитие относят к духовному развитию. Хочу заметить, что и самопознание, и саморазвитие, и духовное развитие относятся к идеальным потребностям человека. Но саморазвитие как деятельность применимо к любому виду развития, характеризуясь в первую очередь инициативой человека.

Поэтому, корректнее говорить о саморазвитии не как о виде развития, а как о форме. В том числе саморазвитие представляет собой форму духовного развития.

Саморазвитие и самопознание

Самопознание - это структурный компонент самосознания человека. Это процесс познания себя, своего потенциала, своих моральных, интеллектуальных, личностных качеств и черт характера.

Потребность в самопознании, наряду с другими идеальными потребностями, является фундаментальным качеством, отличающая человека от животных.

У каждого человека возникали вопросы "кто я", "в чём смысл моего существования", ответы на которые как правило со стороны не принимаются. Только через самопознание человек может начать отвечать на эти вопросы, хотя обычно ответом никто не удовлетворён, и этот поиск бесконечен, так как внутренняя вселенная человека - неисчерпаема.

Только через самопознание возможно обрести психологическую зрелость и внутреннюю гармонию, психологическое и психическое здоровье личности. Кроме того, единственный путь для саморазвития и самореализации лежит через самопознание.

Саморазвитие и самопознание - тесно переплетённые и взаимозависимые явления, и рассматривать их обособленно не имеет смысла.

Саморазвитие и самообразование

Самообразование - это актуализация потребности в саморазвитии. Это метод, с помощью которого реализуется саморазвитие, который заключается в самостоятельном обучении и усвоении каких-либо навыков.

Самообразование применимо к любому виду развития человека. Его значение с приходом информационной эпохи возросло в тысячи раз. Традиционное образование во многих сферах безнадёжно отстаёт от быстро меняющихся требований времени. В то же время способность человека к самообразованию позволяет ему владеть самыми новыми знаниями и навыками, необходимыми для поддержания собственной эффективности на достаточном уровне.

То обстоятельство, что самообразование выборочно и основано на внутреннем механизме самоактуализации, делает его весьма эффективным и результативным. Результаты, полученные в процессе самообразования имеют очень высокую ценность для человека.

К плюсам самообразования можно отнести ещё и возможность двигаться в собственном темпе, по собственному плану или без него, не терять время и деньги на ненужное и учиться у самых лучших.

Научиться самообразованию - существенное достижение на пути саморазвития.

Саморазвитие и самореализация

Самореализация - потребность в практическом применении своих талантов, знаний и желаний. Если человек идёт по пути саморазвития, то самореализация и есть место и способ трансформации результатов в какие-либо плюс подкрепления: или слава, или власть, или деньги, или теплота, любовь и уважение.

Есть множество вариантов самореализации в зависимости от вида деятельности, от пола и возраста. Реализовать себя в какой-то степени можно и в обеспечении себя базовыми потребностями, и в получении необходимого социального статуса, а также на духовном, творческом и познавательном пути. Как пример, это литературное, художественное или любое другое творчество, семья, спорт или в профессиональный план.

Саморазвитие – это процесс, и как всякий процесс, саморазвитие необходимо для достижения определённой цели. Особенность саморазвития в том, что цели всегда меняются, в зависимости от уровня осознанности, умения рисковать, самодисциплины, веры в себя… Все эти критерии определяют, какую цель мы ставим перед собой, и как скоро мы достигнем этой цели.

Саморазвитие личности можно разделить на несколько шагов, о них мы поговорим ниже, а сейчас давайте подумаем что нами движет, что заставляет вставать и идти по этому интересному, порой нелёгкому пути саморазвития.

Итак, как только мы приходим в этот мир, нас окружают взрослые, наши родители, возможно братья или сёстры, бабушки и дедушки. И, так или иначе, они старше, сильнее, умнее, мудрее нас. И мы неосознанно, иногда осознанно, сравниваем себя с ними, и это сравнение всегда не в нашу пользу.

И именно в этот момент, когда мы сталкиваемся с тем, что мы в чём-то “хуже” окружающих нас людей, у нас зарождается, подробно описанный А. Адлером, комплекс недостаточности. Стремясь преодолеть этот комплекс недостаточности, мы и начинаем заниматься саморазвитием.

Процесс самопознания

Первый шаг в саморазвитии — это процесс самопознания. Мы стремимся идентифицировать себя в этом мире, позиционируем себя в нашей, мысленной, системе координат, относительно наших кумиров, идеалов, коллег по работе, членов нашей семьи (как родительской, так и семьи, которую мы уже создали), религии, духовных учителей и наставников... В общем, ищем ответ на вопрос “кто я в этом мире?” Этот поиск может длиться мгновенье, но может затянуться на долгие годы.

Мне присущи некоторые недостатки

Второй шаг — признаться себе в том, что мне присущи некоторые недостатки, которые приводят меня к нежелательным последствиям и результатам в жизни. И здесь очень важную роль играет принятие себя. Если мы принимаем себя, тогда никаких проблем с объективным взглядом на окружающую действительность не возникает.

И мы понимаем где мы находимся и что (кто) нас окружает. Нам это может не нравиться, но мы понимаем, что это так. Как только наш уровень принятия себя понижается, мы начинаем оправдывать себя, находить людей, которые по нашему мнению “хуже” нас. И это позволяет нам ничего не менять в нашей жизни. И, следовательно, процесс саморазвития завершается.

А как бы я хотел, чтобы было

Третий шаг наступает, если мы не сдаёмся, и открыто смотрим на наши недостатки (здесь важно понимать, что это только наша собственная субъективная оценка, что является нашими недостатками, а что достоинствами), и начинаем задумываться, а как бы я хотел, чтобы было. Если не так, то как? Часто многие останавливаются именно на этом шаге.

Потому что мы знаем, как мы НЕ ХОТИМ, но даже не задумываемся, чего мы ХОТИМ. И тогда мы начинаем жаловаться, как нам плохо живётся, потому что нас окружает всё то, чего мы не хотим, и чего мы стараемся избежать (почему так происходит, вы сможете понять после просмотра фильма Секрет, там подробно всё описано). Нам в данном контексте важно избегать состояния жертвы, и не перекладывать ответственность за причину нашего недовольства на других.

Как достичь желаемого результата

Четвёртый шаг заключается в том, чтобы посмотреть, какими способами я могу достичь желаемого результата. Что мне надо сделать, чтобы стать таким, как я хочу? И здесь на нашем пути могут встречаться люди, книги, фильмы, тренинги, которые показывают разные варианты и способы достижения нашей цели.

И помощь других людей эффективна при условии, что мы самостоятельно прошли уже первые 3 шага. Иначе получится, что мы реализуем и оправдываем ожидания других людей о нас, о том, какими бы они хотели бы нас видеть, и это уже далеко не саморазвитие.

И возможно вы обойдётесь без помощи других, и это совершенно нормально. Однако, когда речь идёт о необходимости рассмотреть как можно больше разных вариантов, тогда отстранённый, независимый взгляд очень полезен.

И избегайте тех людей, которые будут настаивать на своём мнении, как единственно верном, всегда оставляйте за собой право выбора и право сомневаться в том, что слова и идеи другого человека (или группы людей) верны на сто процентов. Возможно это правда для них, а для вас это не имеет никакого значения. (Впрочем, как и эта статья – возможно это просто чьи-то идеи, которые не вызовут у вас никакого отклика)

Шаги к достижению цели

И последний, пятый шаг, это действие. Мы прилагаем какие-либо усилия, совершаем шаги, чтобы достичь той цели, которую мы поставили перед собой в 3-ем шаге.

И в конце мы опять переходим к шагу номер 1. Мы опять начинаем оценивать, чего мы достигли, на что мы способны, какое место относительно окружающих мы занимаем. И на самом деле процесс саморазвития бесконечен, всегда будут идеалы, к которым мы стремимся, в сравнении с которыми мы не удовлетворены своим положением.

И этот процесс останавливается либо в момент смерти (что ещё не доказано), либо в момент, когда мы перестаём верить в себя, в свои силы, наша цель кажется недостижимой, и мы останавливаемся, но только на время…

Соотношение понятий «развитие» и «саморазвитие». Определение понятия «саморазвитие»

Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее.

Сократ

Понятие о развитии. Наиболее широким понятием, с позиций которого может быть охарактеризовано саморазвитие, является понятие развития.

Под развитием в целом традиционно понимают естественно осуществляющийся процесс количественных и качественных изменений в материи, сознании, обществе и т.п. Применительно к человеку чаще всего говорят о физическом, психическом, социальном развитии.

Физическое развитие - это количественное и качественное изменение телесных свойств и качеств человека, связанное как с созреванием, так и преобразованием структур и систем его организма.

Психическое развитие , в свою очередь, это закономерный процесс становления и изменения психологических свойств и качеств человека.

Социальное развитие - освоение человеком социальных норм и правил поведения, общения и взаимодействия в процессе социализации.

Остановимся на проблеме психического развития. Долгое время в психологии господствовала теория преформизма, согласно которой развитие понималось как простой рост, созревание, как предопределенность стадий. Не случайно вплоть до XVII-XVIII вв. детство рассматривалась как подготовка к жизни, а ребенок - как уменьшенная копия взрослого, пока незрелая и неразумная.

Постепенно к развитию стали подходить как к необратимому процессу количественных, качественных и структурных изменений психических процессов, свойств, состояний, разворачивающихся во времени. В настоящее время существует множество различных теорий психического развития (натурализм, социоморфизм, культурализм, теологизм, гносеологизм, антропологизм), в которых предлагаются свои версии понимания и объяснения психического развития.

Особую актуальность в науке приобрела проблема выявления факторов психического развития. Здесь сложилось несколько подходов. Согласно биогенетическим представлениям, развитие обусловлено биологическими, врожденными и наследственными факторами, а также факторами созревания, которые задают программу и векторы психического развития. Социо- генетическое направление, наоборот, делает акцент на социальной обусловленности развития человека, считая, что, организуя жизнь и деятельность ребенка определенным образом, можно сформировать у него желательные свойства и качества. В теории конвергенции двух факторов В. Штерна развитие ребенка представляется как результат влияния и наследственности, и среды. В отечественной психологии наиболее распространенным является мнение, что ведущую роль в развитии играют обучение и воспитание, а также общение и деятельность, т.е. социальные факторы, а биологические, врожденные особенности выступают как условия развития. Выготский писал о единстве факторов наследственности и среды в развитии человека. Необходимо отметить, что в одних теориях в большей степени, а в других - в меньшей игнорируется факт детерминации развития со стороны самого человека, хотя на этот момент, в частности, в отечественной психологии всегда обращалось внимание.

Важной проблемой, обсуждаемой в психологии, является проблема движущих сил психического развития и поиск его общих закономерностей. В отечественной науке признается, что движущими силами развития являются противоречия, например противоречия между потребностями и возможностями их удовлетворения, между старыми и новыми формами поведения, между требованиями со стороны окружения и наличными возможностями ребенка. А в качестве закономерностей психического развития выступают такие, как его необратимость, направленность, преемственность, неравномерность, пластичность, сочетание прогресса и регресса, зигзагообразность и некоторые другие.

Особое внимание в психологии уделяется проблеме возраста и возрастной периодизации развития. Согласно Л. С. Выготскому, каждый возраст может быть охарактеризован посредством таких понятий, как социальная ситуация развития, ведущая деятельность, возрастные новообразования. На основе взглядов Л. С. Выготского о структуре и динамике возраста и разработанной А. Н. Леонтьевым концепции ведущей деятельности в 70-е гг. XX в. была разработана возрастная периодизация (автор - Д. Б. Эльконии), которая до настоящего времени остается в отечественной психологии приоритетной. Особенностью данной периодизации является то, что она охватывает возраст от рождения до 17-18 лет. Из зарубежных периодизаций широкую известность получила возрастная периодизация американского психолога Э. Эриксона. Данная периодизация охватывает весь жизненный цикл человека, и здесь выделяются две варианта возможного развития человека: продуктивное развитие и непродуктивное. Эти периодизации хорошо известны и описаны во многих учебниках, поэтому мы не будем на них останавливаться.

Кратко напомнив о том, что собой представляют развитие и психическое развитие человека, поставим основной вопрос: что такое саморазвитие, в чем его суть, чем оно отличается от развития?

Если к термину «развитие» подставить «само-», то мы и получим - ашоразвитие. Следовательно, в этом «само-» и состоит разгадка феномена саморазвития. Поэтому, прежде чем перейти к содержательной характеристике саморазвития, попытаемся разобраться с этим загадочным термином «само-».

«Само-» как категория, «переводящая» развитие в ранг саморазвития. Феномены, обозначенные понятием «само-» (к числу которых относится саморазвитие), все чаще становятся предметом изучения, так как привлекают исследователей возможностью выявить специфические черты, отличающие современную личность, такие как активность, свобода самоопределения, способность управлять своим поведением, развитием, и нести за это ответственность.

С этимологической точки зрения понятия группы «само-» представляют собой сложносоставные слова, семантическая общность которых задается начальной частью слов: само - в русском языке, auto (autonomy , autosuggestion) и self (self-affirmation , self-command) - в английском языке, selber (selbstanalyse ) и eigen (eigenart ) - в немецком языке.

«Само-» вносит в сложносоставные понятия следующие два значения:

  • 1) направленность действия, названного во второй части слова, на себя;
  • 2) совершение действия непроизвольно, спонтанно, без постороннего вмешательства.

Аналогичными свойствами обладают такие семантические единицы, как «авто-», «ауто-», «Я-». По этой причине в группу «само-» также включаются такие психологические понятия, как «аутоагрессия», «аутотренинг», «автономность», «автобиографическая память», «Я-концепция» и т.п.

Если представить понятия группы «само-» как свернутые предложения, то в развернутой форме они могут быть выражены фразой «я сам делаю нечто но отношению к себе». Например, самопознание означает, что я сам познаю себя; самооценка - сам оцениваю себя; самомотивация - сам мотивирую себя; аутоагрессия - сам проявляю агрессию по отношению к себе и т.д. Причем феномены группы «само-» в большинстве своем могут трактоваться двояко: как процессы и как результаты этих процессов. Например, термины «самооценка», «самоотношение», «самоопределение» и т.п. описывают психическое и в плане протекания активности, и в плане результата этой активности.

На языке психологии само-высказывания могут быть истолкованы в двух планах: 1) «Я» выступает как источник некоей активности; 2) эта активность направлена на «себя», т.е. тоже на «Я». Общие атрибутивные черты группы «само-» выражаются во внутрисистемной отнесенности причинности и внутрисистемной направленности активности (совпадение в системе «Я» субъекта и объекта активности).

Явления «само-» можно понять, если личность трактовать как целостное и в то же время полиморфное образование, включающее в свою структуру два модуса «Я», выполняющие различные функции: функцию субъекта и функцию объекта.

Феномен «само-», описанный выше как «я сам делаю нечто по отношению к себе», становится попятным, если представить, что во внутри- личностном пространстве существуют два модуса «Я» (две субличности): субъектный модус и объектный модус.

Субъектный модус (модус субъекта) - это личность как инициатор и руководитель активности, объектный модус (модус объекта) - это то «Я», которое осуществляет исполнительские функции либо выступает в качестве области приложения субъектной активности. Содержание субъектной активности конкретизируется через то отглагольное существительное, которое является частью конкретного понятия «само-» (познание, утверждение, уважение, выражение и пр.).

Применительно к саморазвитию термин «само-» означает, что человек по собственной инициативе начинает совершать некоторые действия по преобразованию и изменению себя, своих индивидных и личностных свойств, своего поведения и деятельности, отношения к другим людям и др.

Определение понятия «саморазвитие». В психологии не сложилось разделяемых всеми, устойчивых представлений о саморазвитии человека. Саморазвитие представлено в различных своих качествах и определяется следующим образом:

  • - как стратегия жизни (К. А. Абульханова-Славская);
  • - как жизненная ориентация (Е. Ю. Коржова);
  • - как жизненная возможность (Е. П. Варламова, С. Ю. Степанов);
  • - как форма проживания жизни (Е. Б. Старовойтенко);
  • - как форма развития (М. А. Щукина);
  • - как потребность (А. Маслоу);
  • - как специфическая деятельность (А. Г. Асеев, Л. Н. Куликова, Н. А. Низовских и другие).

Такое многообразие подходов вполне оправданно, оно обусловлено сложностью и многогранностью понятия «саморазвитие». В настоящее время все чаще саморазвитие начинает определяться как специфическая деятельность человека, направленная на преобразование самого себя. Приведем примеры некоторых определений, сделанных в русле деятельностной парадигмы.

Одними из первых попытались определить суть саморазвития В. И. Сло- бодчиков и Е. И. Исаев. Авторы пишут, что «саморазвитие - эго фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования» [Слободчиков, Исаев, 2000, с. 1471.

Согласно Д. А. Леонтьеву , саморазвитие есть деятельность, направленная человеком на самого себя с целью обогащения своих сущностных сил.

По мнению Л. Н. Куликова , саморазвитие - это сознательно и планомерно осуществляемый процесс, детерминируемый изнутри, а не извне, поскольку его мотивация и движущие силы складываются внутри личности, а не вне ее.

Если попытаться обобщить данные определения, то можно найти в них много сходных черт. Практически везде подчеркивается, что саморазвитие - это самостоятельное построение человеком собственной личности, приобретение таких качеств и характеристик, которых раньше не было. Тем самым подчеркивается значимость субъектности индивида, его активности, достижения нового состояния и новых свойств.

В настоящем учебнике мы будем придерживаться следующего определения.

Саморазвитие - это специфическая деятельность человека по созданию качественно нового в своем сознании, отношениях, переживаниях и поведении, осуществляемая в соответствии с жизненными задачами и внутренними побуждениями при помощи специальных психологических средств [Низовских, 2007].

На наш взгляд, такое определение является наиболее эвристичным, простым в понимании, дает возможность построения достаточно четкой и однозначной теоретической парадигмы и, что очень важно, позволяет выстраивать психологические практики содействия саморазвитию.

Самосовершенствование – отдельный аспект психологии, наука, не имеющая точных решений. Чтобы понять ее, недостаточно пустой теории, ничем не подкрепленных фактов – здесь важен процесс, рождающий результат. С чего начать саморазвитие?

В жизни каждого человека наступает момент, когда он понимает, что пришло время выйти из зоны своего комфорта и начать действовать. Точка отсчета – составляющая траектории человеческого пути к саморазвитию: внутреннему и внешнему. В борьбе за индивидуальность необходимо отбросить такие понятия, как страх, неуверенность, стеснение, хотя они будут присутствовать и вводить вас в заблуждение время от времени.

Залог успеха – урегулированные мысли

Гарантия победы над собой – точный план, которого вы будете придерживаться. Как начать перемены к лучшему?

Для начала необходимо здраво оценить настоящую ситуацию. Психологи советую встать перед зеркалом и откровенно поговорить со своим вторым «я». Кто вы? Чего хотите и что имеете? Задайте себе цели и начните их достигать.

  • Напишите на листке ваши желания. Сформируйте 55 целей, которых вы должны добиться через полгода.
  • Пересмотрите круг общения. Поддерживайте контакт с успешными людьми, берите от них новые знания. Природой заложено, что человек на подсознании начинает соответствовать окружению.
  • Меняйте картины не только в голове, но и перед глазами. Путешествуйте, ищите уникальные места, завораживающие своей историей.
  • Читайте! Знания – сила, которая преобладает над умом. Для начала выберете 15 книг. После прочтения каждой из них сделайте краткий анализ, выделите важные моменты.
  • Не совершайте ошибки дважды.
  • Каждый день старайтесь сделать для себя открытие. Не важно, будет ли это урок игры на фортепиано или поход в горы. Главное – делать то, чего вы морально не могли позволить себе раньше.
  • Заведите дневник, в который будете записывать достижения и промахи, мысли, переживания, радостные моменты.

Общеизвестный факт – человек постоянно должен стремиться к большему, в противном случае, он придет к деградации личности. Невозможно долгое время довольствоваться тем, что имеешь – это признак слабости и отсутствия желания жить, развиваться в полной мере.

Саморазвитие затрагивает все аспекты жизни, как общественной, так и личной. Человек, стремящийся к совершенству, должен:

  • Достигнуть соответствия внутреннего и внешнего состояния. Выражайте свои эмоции, продумывайте детали до мелочей. Внешний образ – отражение индивидуальности, способ самовыражения. Невозможно достичь успехов в социальной или профессиональной сфере, если вы испытываете внешний дискомфорт.
  • Следить за своим Неожиданно? Этот пункт относится к первому, ведь чувство комфорта дарит ощущение защищенности, силы и новых возможностей.
  • Побеждать себя. Вы не должны обращать внимание на других, искать себе кумиров. Суть саморазвития – быть лучше, чем вы вчера!
  • Быть готовым к неудачам. Самое ценное в вашей борьбе – приобретенный опыт, перерастающий в мудрость. Ошибки учат ценить время, деньги, знания и чувства.

Формула «счастье=успех» — одна из отправных точек развития. Для чего мы стремимся к большему, постигаем новые грани? Успешный результат дарит ощущение счастья. Вы получаете это чувство только, когда удовлетворены собой.

Как работа мешает развитию?

Неотъемлемая часть самосовершенствования – успех в профессиональной деятельности. Не найдется человека, который не хочет достичь высот в карьере. Но, обыденная жизнь диктует свои правила.

В юные годы вы мечтаете о будущей профессии, представляете, как появится дело мечты. Именно мечты и желания стимулируют к активному развитию и постоянному прогрессу. Часто, работая на одном месте много лет, люди доводят свои действия до автоматизма, их покидает вдохновение и азарт. Зачем тратить силы, если и так хорошо?

Именно скованные возможности рабочего процесса порождают отсутствие рвения к совершенству. Одинаковые будни, простая жизнь обывателя, — все это становится нормальным ритмом жизни для среднестатистического жителя. Он перестает мечтать, хотеть большего.

Проводя оценку личности, психологи анализируют То, как он говорит о своем деле, что он вкладывает в понятие «работа», становится решающим фактором в выбранной модели развития. Вы не сможете стать успешным, если идете на рабочее место без воодушевления. Помните, каждый день должен быть победным, плодотворным о, отчасти, решающим.

Составляем список потребностей

Для отдельной личности существует свой список заданных целей. Но, есть вещи, которые необходимы каждому. В науке разделяют две категории: вещи, без которых жить трудно и, без которых невозможно.

К первому типу относятся материальные блага в виде машины, квартиры, комфортабельных условий и предметов развлечения. Вторая категория включает в себя питание, воздух, гигиену.

Чтобы жить в полной гармонии, необходимо постоянно ощущать чувство комфорта, уверенности и защищенности. Посмотрите на свою жизнь со стороны и начните действовать, напишите на бумаге что вы хотите приобрести в будущем году. Это могут быть:

  • Автомобиль (замена старого).
  • Квартира.
  • Загородный дом.
  • Новая бытовая техника.
  • Отпуск заграницей.

Не забывайте делать подарки близким. Благодарность, которую вы получаете взамен, повышает самоощущение, повышает ваш внутренний уровень самосознания. Жадность – порок, мешающий идти вперед.

Разозлитесь на себя

Действенный прием, разработанный венгерским психологом, помог тысяче человек превзойти себя. Суть заключается в том, что вы не должны принимать себя таким, какой есть – это удел слабых. Вам не должно хватать получаемой заработной платы, имеющихся внешних данных, знаний.

Критикуйте себя! Будьте строги, оценивая отчет по работе. Смотря в зеркало, находите пару лишних килограмм. Работайте на результат, стараясь каждый раз превзойти себя.

Сначала вам покажется это необычным, но, вы не заметите, как другие начнут восхищаться вами и брать пример.

Перед тем, как начать менять жизнь к лучшему, сделайте перерыв. Отправьтесь в интересное путешествие, где появится время поразмыслить и оценить пройденный путь. Важное умение – собрать мысли и сгенерировать их в нужном направлении. Душевный комфорт и гармония, позитивный настрой, — составляющие успеха.