Рабочая тетрадь по WORD. Набор и редактирование текста

«Межпредметные связи на уроках биологии» - Предложить данный опыт для апробации учителям других школ. Обобщить опыт работы по данной теме. Межпредметные связи. Общая биология. Физическая география. 6 класс. Понятийные. Результаты муниципальных олимпиад. Фактические. Подготовительный этап. Театрализованные постановки. Мотивация учения по биологии.

«10 Биология» - Древнегреческий врач Гиппократ- первый ученый, создавший научную медицинскую школу. Традиции античных авторов продолжил Авиценна. 17 век. И.В. Сеченов. Труды Л. Пастера и И. Мечникова определили появление иммунологии. Истоки биологической науки. Доказал, что в артериях течет кровь, а не воздух и только у живых животных.

«Уроки биологии» - 4 этап – подбор заданий для формирования метапредметного результата. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ используется в случае, если на уроке остается время. Совместная работа учителя и обучающихся. Я умею..я хочу узнать.. Наблюдает и делает самостоятельные выводы. Ищет и находит информацию в разных источниках.

«Пособия по биологии» - Частота встречаемости: 1:500. Формирование у учащихся умения решать биологические задачи. Частота встречаемости: 1:10000. М.: «Высшая школа», 1984. Издательство «Братья Гринины», 1997. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006. Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. – М.: Просвещение, 1997.

«Учебники по биологии» - Контрольно – измерительные материалы. Важным этапом в изучении биологии является контроль знаний. И подобная фраза порой значит больше, чем официальный отзыв в прессе. Слайды, микрофотографии, рисунки выполнены на высоком художественном уровне. Современный учебник – современный урок. Учебник «Общая биология» завершает линию Н. И. Сонина.

«Темы по биологии 8 класс» - Лимфотические сосуды. Орган слуха. Кровь. Опора и движение. Одни и те же мышцы могут выполняти динамическую и статическую работу. Значение скелета. Полости предверия. Механизм работы. На волоконцах расположенны клетки с волосками. Состав. Формы костей. Кости скелета. Строение скелета человнка. Разгибатель.

Всего в теме 16 презентаций








































138. Подберите окончание для предложения.


139. Соедините стрелками надписи с соответствующими им элементами рисунка.


140. Подпишите кнопки панели инструментов.


141. Закончите предложения.


142. Определите результат выполнения следующих действий (обведите нужные рисунки).


143. Определите, что получится в результате выполнения в графическом редакторе следующей последовательности действий:


144. Подберите окончания для предложений.


145. Разгадайте кроссворд «Инструменты графического редактора Paint».

146. Иван и Саша вырезали из белой бумаги четыре ёлочки разных размеров. Сколькими способами можно покрасить вырезанные ёлочки в серебристый и зелёный цвета, если количество краски не ограничено, а каждую ёлочку можно красить только в один цвет?

Существует 16 разных вариантов окраски ёлочек.
Обозначим ёлочки цифрами 1, 2, 3, 4. Вариант их окраски в зелёный цвет
будем обозначать 0, а в серебристый 1.

147. Систематизируйте приведённые сведения, разделив их по тем предметам, к которым они относятся. Для этого в пустые клетки справа впишите буквы: Р — для информации из области русского языка, Е — естествознания, И — истории, М — математики.

148. Окружающие нас объекты (предметы, явления, существа и так далее) можно систематизировать различными способами. Выполните систематизацию, заполнив таблицу.


Слова для справки: солнце, машина, щука, рысь, ложка, воздух, ветер, индюк, волк, слон, корова, почва, компьютер, книга, телевизор, гора, река, озеро, снег, комар, стрекоза, платье, петух, овца, карась, берёза, осина, человек, ромашка, дождь, роса, бабочка, утка, апельсин, страус, помидор, ураган, лягушка, дом, муха, муравей.

149. На основании информации, содержащейся в третьем столбце таблицы предыдущего задания, заполните таблицу.


150. В первом столбце таблицы перечислены объекты, сгруппированные по классам. Определите основания этих классификаций.

151. Марине Яблочковой не нравилось, что каждый раз учительница называет её фамилию последней. Когда учительница узнала об этом, она сказала: «Марина, если ты составишь новый список учеников, я буду пользоваться им». Помогите Марине отсортировать список так, чтобы её фамилия оказалась первой. Восстановите также и список учительницы.


152. Отсортируйте слова в алфавитном порядке.


153. Найдите в учебнике необходимую информацию и закончите фразы.
а) Информация — это сведения об окружающем нас мире.
б) Информатика — это наука, занимающаяся изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки информации.
в) Компьютер — это универсальная машина для работы с информацией.
г) Файл — это обозначенная именем информация, хранящаяся во внешней памяти компьютера.
д) Текстовый редактор — это специальная компьютерная программа, предназначенная для создания текстов.
е) Графический редактор — это специальная компьютерная программа, предназначенная для создания и обработки изображений.

154. Выпишите из географического атласа в тетрадь названия пяти европейских государств в алфавитном порядке. Укажите столицу каждого государства.


155. Установите соответствие между датами в левой колонке и событиями в правой колонке.

156. Запишите словами число 389365402201.

157. Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число — номер столбца, второе — номер строки следующей кодовой таблицы:


158. Зашифруйте с помощью таблицы из предыдущего задания следующие слова:


159. Имеющаяся в вашем распоряжении рабочая область разбита на клеточки-квадраты. Положение каждой клеточки задаётся парой чисел: первое число — номер столбца, второе число — номер строки, на пересечении которых расположена данная клеточка.
Закрасьте клеточки, положение которых задано следующими парами чисел: (1; 10), (5; 8), (9; 10), (4; 10), (5; 10), (6; 10), (5; 5), (7; 10), (8; 10), (5; 1), (5; 9), (5; 7), (3; 10), (5; 6), (5; 4), (2; 10), (5; 2), (5; 3).

160. Для школьников важен пяти разовый режим питания: первый завтрак — 20%, второй завтрак — 15%; обед — 40%; полдник — 10%; ужин — 15% дневного рациона. При этом приёмы пищи по времени должны быть организованы ориентировочно в 7.00, 10.00, 13.00, 16.00 и 19.30. Представьте эту информацию в табличной форме.

161. Вороны Дана, Нана, Лана и Зана сидят на заборе. Дана сидит посредине между Наной и Ланой. Расстояние между Наной и Даной такое же, как между Ланой и Заной. Между Даной и Заной расстояние 4 метра. Какое расстояние между Наной и Заной?
Для решения задачи изобразите её условие с помощью схемы.


162. В полдень на детскую площадку пришёл Вася, через два часа после него — Маша, через полтора часа после неё — Никита. Вася играл четыре часа, Маша — три часа, а Никита — два часа. Как долго дети были на площадке втроём? Для решения задачи изобразите её условие с помощью схемы. Например, время, проведённое каждым из ребят на площадке, можно изображать горизонтальным прямоугольником.


163. Выполните вычисления устно, наиболее удобным для вас способом: 1) с помощью таблицы умножения; 2) подбором; 3) разложением на удобные слагаемые. Укажите номер способа вычисления в квадратике рядом с каждым примером.

164. Выполните вычисления с помощью программы Калькулятор.


165. С помощью программы Калькулятор вычислите значения следующих арифметических выражений:


166. С помощью программы Калькулятор вычислите значения следующих арифметических выражений:


167. Установите соответствие между изображениями кнопок приложения Калькулятор и их назначением.


168. Разгадайте числовой кроссворд.

169. Трижды выполните последовательность действий:


170. Трижды выполните последовательность действий:


171. Трижды выполните последовательность действий:

172. Дважды выполните последовательность действий:

175. В одной группе в летнем оздоровительном лагере оказались пятиклассники Аня, Боря, Вася, Гриша и Дина. У каждого из них есть одно из следующих увлечений: рисование, танцы, пение, туризм, футбол. Певица решила подружиться с туристкой. Дина удивилась, узнав, что художник и туристка — брат и сестра. Гриша дружит с художником и танцором. У Васи нет сестёр. Назовите увлечения каждого из ребят.


176. Выполните вычисления и расположите буквы в порядке убывания соответствующих ответов. Вы узнаете, кто из русских поэтов написал о русском языке такие строки:


177. Петя и Коля играют в следующую игру: Петя задумывает правило преобразования текстовой информации. Коля может предлагать Пете любые тексты и узнавать результаты преобразования. Ниже приведены вопросы Коли и ответы Пети в нескольких таких играх. Попробуйте отгадать, какое правило задумал Петя в каждой игре.


178. Сегодня у Пети и Коли новая игра: Коля задумывает правило преобразования числовой информации. Задача Пети — отгадать это правило. Ниже приведены вопросы Пети и ответы Коли в нескольких таких играх. Попробуйте отгадать, какое правило задумал Коля в каждой игре.


179. Туристы (отец, мать и два брата-близнеца) должны переправиться через реку. В их распоряжении есть маленькая лодка, вмещающая только одного взрослого или двоих детей. Как организовать самую скорую переправу, если и взрослые, и дети умеют грести?
Оформите план переправы в виде таблицы, используя следующие обозначения: О — отец, М — мать, Б1 и Б2 — братья- близнецы.


180. К реке одновременно подошли три купца и три разбойника. Всем необходимо было переправиться на противоположный берег. У берега стояла лодка, которая могла вместить только двух человек. Купцы боязливо поглядывали на разбойников, так как знали, что во время переправы может всякое случиться. Если во время переправы на берегу число разбойников и купцов будет одинаковым, то разбойники не тронут купцов; если же число разбойников превысит число купцов хотя бы на одного человека, то разбойники убьют купцов. Перед купцами стояла сложная задача, но она была ими решена — все перебрались на тот берег и жертв не было. Как сумели переправиться купцы и разбойники и сколько рейсов совершила лодка? За рейс следует считать движение лодки в одном направлении.
Придумайте обозначения и оформите план переправы в таблице.


181. Как разделить 8 литров подсолнечного масла на две равные части по 4 литра, если кроме полного 8-литрового бидона есть два пустых бидона на 5 литров и 3 литра?


182. Бабушка жарит очень вкусные картофельные лепёшки, пользуясь специальной сковородкой. Эта сковородка так мала, что одновременно на ней можно выпекать не более двух лепёшек. Каждую из лепёшек необходимо выпекать в течение одной минуты с каждой стороны.
На рисунках показано, как бабушка готовит три лепёшки за 3 минуты. Опишите план приготовления трёх лепёшек за 3 минуты словами.


Какое минимальное время потребуется бабушке, чтобы приготовить пять лепёшек? Изобразите план приготовления пяти лепёшек графически.


183. Кулинар приготовил торт из трех коржей и выложил его на зелёный поднос (1). Но оказалось, что на столе вся посуда красного цвета. Помогите кулинару переложить все коржи на красный поднос (3), используя жёлтый поднос (2) как вспомогательный. Обратите внимание, что за один ход можно перекладывать только один корж и на маленький корж нельзя класть корж большего размера.

184. Заполните схему «Обработка информации».


Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.
. Пользоваться шариковой ручкой с чернилами фиолетового (синего) цвета.
. Все подчеркивания, начертания геометрических фигур выполняются простым карандашом.

В начальной школе ученики имеют тетради для выполнения всех видов обучающих и контрольных работ по базовым предметам.

Математика и русский язык:

  • Тетради №1 и №2 (для текущих работ)
  • Тетрадь №3 (для контрольных работ.)

Изложение и сочинение относятся к работам творческого характера и подписываются как тетради для творческих работ.

Допускается наличие тетрадей по литературному чтению, в которых выполняются творческие виды работ (сочинения, рисунки, планы к произведениям, определения литературных понятий и пр.)
Для уроков познания мира возможно использование тетрадей на печатной основе, но чаще в практике учащиеся имеют обычные рабочие тетради.
В соответствии с программными требованиями допускается наличие тетрадей по музыке, иностранному языку, факультативных курсов и др.
Не требуется ведение тетрадей по труду, ИЗО, физической культуре, ОБЖ, ПДД.

Оформление надписей на обложке тетрадей

Тетради учащихся 1-го и 2-го классов подписывает учитель. Тетради учащихся 3-4 классов подписывают сами учащиеся под руководством учителя. Не обязательно, чтобы тетради были подписаны одним почерком.

Надписи на обложках необходимо оформлять по единой форме, с соблюдением норм каллиграфии.

Предлог «по» пишется на одной строке с названием предмета.
Нумерация класса пишется арабскими цифрами.
Фамилию и имя следует писать в форме родительного падежа. Сначала пишут фамилию, а затем полное имя.

Работу над ошибками выполнять в рабочих тетрадях. Ежедневная работа над ошибками должна представлять собой целостную систему, результативность которой прослеживается в повышении качества обучения.

В начальной школе тетради проверяются ежедневно в обязательном порядке. Проверка контрольных работ осуществляется к следующему уроку. Тетради №3 показываются родителям с выдачей их на дом. Но хранятся в классе до конца учебного года.

Работы учащихся проверяются учителем чернилами красного цвета. Оценивание письменных текущих и контрольных работ осуществляется согласно принятым нормам оценок.

Оформление письменных работ по русскому языку

После классной и домашней работы следует отступать две строчки (пишем на третьей).

При оформлении красной строки делается отступ вправо не менее 2 см (два пальца). Соблюдения красной строки требуется с первого класса при оформлении текстов, начала нового вида работы.
В ходе работы строчки не пропускаются.

Новая страница начинается с самой верхней строки, дописывается до конца страницы, включая последнюю строку.

Слева при оформлении каждой строки отступается от края не более 0,5 см.
Справа строка дописывается до конца. Использование правил переноса обязательно. Не допускается необоснованное наличие пустых мест на строке.

Запись даты написания работы по русскому языку (и математике) ведется по центру рабочей строки.

В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем или учащимися в виде числа и начальной буквы названия месяца: 1 д .

С 3 класса (со 2 полугодия) допускается в записи даты писать числительные прописью: первое декабря .

Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска) по центру и оформляется как предложение.

Например:

Классная работа.
Домашняя работа.
Работа над ошибками.

Вариативность работы фиксируется на следующей строке по центру или на полях (краткая форма записи):
1-вариант.
1-в.(запись римскими цифрами)

Слово упражнение пишется полностью с 3 класса начиная с третьей четверти.
Номера упражнений, выполняемых в тетрадях, указываются при их полном объеме. Если упражнение выполняется не полностью, то не указываются. Допускается краткая и полная форма записи (по центру строки).

Образец:

Упражнение 234.
Упр.234.

В работе, требующей записи в столбик, первое слово пишется с большой буквы. Знаки препинания (запятые) не ставятся.

Например:

Ветер
восток
песок

При выполнении подобного вида работы в строчку первое слово пишется с красной строки, с большой буквы, через запятую.

Например: Ветер, восток, песок.

При выполнении различных видов разбора требуется соблюдение принятых норм сокращений слов, обозначений терминов. Сокращается слово только на согласные:

глухой-гл.,звонкий-зв.,согласный-согл.,твердый-тв.,
существительное-сущ.
прилагательное-прил.
глагол-гл.
предлог-пр.
мужской род-м.р.
женский род-ж.р.
средний род-ср.р.
Прошедшее время-прош.
Настоящее время-наст.
Будущее время- буд.
Единственное число-ед.ч.
Множественное число-мн.ч.
Название падежей указывается заглавной буквой (Им.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.)

Следует определить, что обозначения над словами выполнять ручкой, а также простым острозаточенным карандашом. Все подчеркивания делаются по линейке только карандашом.
Некоторые виды работ можно проводить и без линейки, при наличии у детей сформированного навыка работы с карандашом.
При оформлении письменных видов разбора следует соблюдать требования предложенных образцов. Обращать внимание учащихся на постановку имеющихся тире, точки и запятой после определенных сокращений терминов.
Напомним, что в математике при сокращении наименований единиц измерений
точки не ставятся.

Например: мм, м, см, ч, мин, км, кг, г и др.

Учащиеся 1-2 классов пишут в тетрадях в узкую линию. Переход на широкую линейку учителем определяется с 3 класса с учетом наличия у учащихся успешно сформированного навыка письма.

Организация работы по формированию каллиграфического навыка

У учителей начальных классов много различных приемов организации «минуток чистописания». Методика их проведения требует соблюдение содержания, объема и периодичности проведения:

1-2 класс- 2 строки, ежедневно.
3-4 класс- 3 строки, 2-3 раза в неделю.

Учитель прописывает образцы в тетрадях. В классе на доске пишет образец с комментированием, указывая на типичные ошибки и пути их исправления. Важно обращать внимание детей на положение тетради, посадку, правильно ли они держат ручку. Многие учителя применяют различные приспособления для формирования каллиграфического письма: трафареты, кальку и т. д.

Для стимулирования детей в практике используются различные приемы поощрения: надписи на обложке (Твою тетрадь приятно проверять! Пишу красиво и грамотно. Чистюлька. Пишу на «5»!), выставки лучших тетрадей.

К приемам стимулирования относятся и ежедневное оценивание выполненных работ в отношении каллиграфии. Обычно оценка выносится на поля. Рекомендуется иногда выставлять оценки и в журнал. Но не следует превращать работу по каллиграфии в своеобразное наказание для детей. Учитель должен помнить о принципах дифференцированного подхода.

Оформление письменных работ по математике

Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинается следующая работа).
Между видами упражнений в классной и домашней работах отступаются две клетки вниз. Следует отметить, что для заглавных букв клетка не отводится, т. е. для них считается одна из двух (четырех) клеток.
Между столбиками выражений, уравнений, равенств и прочими отступаются три клетки вправо (пишем на четвертой).
Дату можно записывать традиционно посередине, а можно и на полях.
В любой работе отступается одна клетка слева от края тетради (5 мм).
Традиционно в тетрадях отмечаются виды заданий. Слово «Задача» пишется посередине строки, отмечается номер.
Оформление задач также требует соблюдения принятых норм. Краткая запись условия задач оформляется в соответствии их вида. «Главные» слова пишутся с большой буквы. На первых этапах обучения допускается их неполная запись (по начальным буквам).

В 1-4 классах нет необходимости писать слово «Решение».
Существует несколько форм записи решения задач: по действиям, по действиям с письменными пояснениями, по действиям с записью вопроса, выражением, уравнением.
Слово «Ответ» пишется с заглавной буквы под решением. В первом классе ответ записывается кратко. Позднее учащиеся должны писать полный ответ. Например:
Ответ: всего купили 10 мячей.
При записи условия задачи в виде таблицы, нет необходимости ее вычерчивания. Учащиеся заполняют графы, отступая от них две-три клетки. Названия граф (колонок) пишется с большой буквы.

При оформлении решения выражений на порядок действий следует требовать от учащихся соблюдения следующих норм:
- записать выражение полностью;
- указать цифрами над знаками порядок действий;
- расписать выполняемые действия по порядку (применяя устные или письменные приемы вычислений), отступив вниз одну клетку;
- записать окончательное значение выражения.

Приводим образцы оформления сложных уравнений, как это требуют учителя математики в средней школе.

Х+123- 56*2= 638
Х+123-112=638
Х+123=638+112
Х+123=750
Х=750-123
Х=627
627+123-56*2=638
638=638

Все письменные вычисления выполняются справа от уравнения.

Оформлению записи задач геометрического типа учащихся также необходимо обучать.
Все чертежи выполняются простым карандашом по линейке. Измерения можно подписывать ручкой. Обозначения буквами выполняются печатным шрифтом, прописными буквами латинского алфавита.

Слова длина, ширина прямоугольника не допускается обозначать кратко латинскими буквами.

Длина прямоугольника 12 см, его ширина равна 6 см. Вычислите периметр и площадь прямоугольника.

Образец краткой записи и решения задачи:

Длина -12 см
Ширина - 6 см
Периметр -? см
Площадь - ? см2
(12+6)*2=36 (см)
12*6=72 (см2)
Ответ: Периметр-36 см, площадь=72 см2 (д/з)

Чертить фигуру следует лишь тогда, когда это требует условие задачи.
При оформлении математического диктанта следует соблюдать следующие требования:
- записывать только ответы в строчку через запятую, отступая одну клетку
- рядом с числом писать наименования единиц измерений и предлоги на, в.. раз.

Образец: 675, 564, на 78, в7 раз.

Ведение дневников в начальной школе

Дневник является официальным школьным документом. Существуют определенные требования к его ведению. Обязательное наличие дневников требуется с 1-го класса. Но в некоторых случаях (с учетом сформированности у школьников навыков чтения и письма) по решению педсовета и родительского собрания допускается ведение дневников с 1-2 класса.
Дневники ведутся при помощи родителей и учителя.

В настоящее время существует множество различных дневников. Поэтому классный руководитель должен довести до учащихся единые требования к их ведению:

  • записи выполняются аккуратно, разборчиво, грамотно, чернилами синего цвета;
  • требуется заполнение всех имеющихся разделов (пунктов) данного дневника (начиная с титульного листа);
  • сведения о расписании уроков, звонков, названий предметов, фамилий преподавателей заполняются под руководством учителя;
  • названия месяца и предметов следует писать с маленькой буквы. Допускается сокращенная запись (матем., лит. чт., познание, физ-ра, изо);
  • запись домашнего задания производится в отведенной графе. Обычно оно записывается на день, следующего урока. Следует требовать от учащихся регулярно отмечать номер упражнения, страницу, особые примечания (наизусть, пересказ)

образец: с.132, упр.453
с 154-155 (пересказ)

  • в графе «оценка» и «роспись» учителем выставляются оценки в соответствии с оценкой в журнале. Ученик подает дневник учителю по первому его требованию. При выставлении оценок за различные виды проверочных работ допускаются дополнительные записи рядом с оценкой: диктант (Д.), контрольная работа (к.р.) и т.д.
  • в начальной школе практикуется применение поощрительных, похвальных, назидательных и прочих записей: «Молодец!», «Умница!», «Надо постараться!»; в современных дневниках отводится специальная графа для замечаний учителя, сообщений для родителей и прочее.

Мир знаний очень интересен,
В нём много нераскрытых тайн…
Давайте окунёмся вместе
И разгадаем тайну языка!
Язык – культура нации, опора.
Он сила наша, красота!
Но изучать его так сложно…
Желание приходит не всегда…
Но если есть у педагога
ВДОХНОВЕНИЕ,
То сложная задача решена!

В настоящее время много внимания уделяется информационным технологиям. Задача современного учителя заключается не только в том, чтобы давать ученикам готовые знания, но и в том, чтобы обучать их самостоятельно добывать и осваивать информацию.
Следовательно, на занятиях необходимо применение информационных технологий.

Опыт работы показывает, что нестандартные формы уроков привлекают внимание обучающихся, позволяют активизировать их познавательную деятельность, эффективно организовывать самостоятельную работу на занятии, индивидуализировать процесс обучения.

«Тетрадь-помощник»

Так называется рабочая тетрадь, которую я использую на уроках русского языка (в качестве дополнительного материала к учебнику) для активизации познавательной деятельности старшеклассников.
Тетрадь содержит все разделы русского языка. Каждая тема делится на взаимосвязанные между собой блоки.
Необходимо подчеркнуть, что после контроля домашнего задания, учащиеся начинают работать со второго блока, практические задания нацеливают школьников на самостоятельное выведение правила, блок 1 служит вспомогательным материалом, к которому школьники обращаются при выполнении последующих заданий на уроке. Исключение составляет тема «Количественные числительные», где Блок 1 готовят совместно учитель и школьники.
Ученики работают на электронных носителях или по распечаткам, учитель контролирует процесс работы школьника.

Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская).

Тип урока: изучение нового учебного материала.

  • Усвоить понятие «количественные числительные», формировать и отрабатывать навыки безошибочного склонения количественных числительных, закреплять орфографические навыки правописания числительных.
  • Развивать речь учащихся, умение доказывать свою точку зрения, сравнивать, строить аналогии.
  • Воспитывать уважение каждой личности к окружающим, вежливость, дисциплинированность, аккуратность, трудолюбие, ответственность.

Сетка времени:

1-2 минуты – организационный момент.
5 минут – проверка домашнего задания.
30 минут – изучение нового материала (через отработку практических заданий).
3 минуты – домашнее задание (занесено в Блок 5), комментарий работы учеников.

Материально-техническое обеспечение: Электронная тетрадь-помощник, раздаточный материал («Модель склонения количественных числительных»), учебники, рабочая тетрадь по русскому языку.

Для удобства работы учащиеся рассаживаются за круглым столом.

Страничка контроля домашнего задания


Сроки выполнения: 2 недели. Оформить /БЛОК 1. Справочный материал/ самостоятельно. (Этапы работы контролируются учителем).

Задание :

1. Из истории количественных числительных (материал готовят 4 человека).
2. «Количественные числительные в нашей жизни». Творческая страничка (в работе задействованы все учащиеся).

БЛОК 1. Справочный материал

(Перед выполнением практической части учащиеся могут обращаться к справочному материалу)

Тема: Количественные числительные. Склонение количественных числительных.

Как быть без чисел нам?
Скажите, господа!
Везде расчет и
строгий счет нам нужен.
Наука без числа давно бы умерла,
Поэтому ценить число мы будем.

Учащиеся самостоятельно готовят теоретический материал «Из истории количественных числительных» (Презентация). Материал заносится в БЛОК 1 (справочный материал). На уроке дети презентуют тему. В этом же блоке учителем предлагается «Модель склонения количественных числительных» (на электронных носителях и в распечатанном виде). После знакомства с историей количественных числительных, ученики осваивают новый материал через выполнение практических заданий.

Количественные числительные: простые (пять) и составные (тридцать шесть).
Изменяются по падежам. Не имеют рода (кроме «один», «два») и числа (кроме слова «один»).

СЕБЕ НА ЗАМЕТКУ!!!

Числительное – сравнительно новая часть речи, в древнерусском языке в качестве числовых наименований использовались существительные, местоимения или прилагательные, а также формировавшиеся на их основе словосочетания для сложных названий чисел.
Исторические изменения в формах и моделях сочетаемости числовых наименований привели к обособлению их в особую часть речи – имя числительное. Важным фактором в формировании новой части речи стало существенное расширение лексического состава числовых наименований – образование новых (сложных) названий чисел из прежних словосочетаний.

Сорок (40) Слово сорок по своему происхождению является существительным со значением "рубаха " (ср. совр. сорочка) или «мешок». В «сорок» можно было положить 40 шкурок соболей на полную шубу. Как видно, название предмета было перенесено сначала на число этих соболей, а затем вообще отвлечено от конкретности, именно так возникло числительное сорок , заменившее исконное четыре десятъ . Это слово изменялось по второму склонению. Со временем сорок утеряло свои падежные формы. В современном языке осталось только сорок для им.-вин. падежей и сорока для косвенных.

И.п., В.п. – сорок.
Р.п., Д.п., Т.п., П.п. – сорокА.

Девяносто (90) Девяносто возникло из сочетания девять до съта (т.е. девять десятков до сотни).

И.п., В.п. – девяносто.
Р.п., Д.п., Т.п., П.п. – девяностА.

Сто (100) и тысяча (1000) Сто и тысяча . Слово съто склонялось подобно существительному среднего рода село (род. съта, дат. съту , тв. сътомь , м. съть и т. д.). Это слово в истории языка утеряло падежные формы (в современном языке: сто – ста).

И.п., В.п. – сто.
Р.п., Д.п., Т.п., П.п. – стА.

Тысяча (1000) Слово тысяча не подвергалось изменению и в современном языке склоняется как существительное мягкой разновидности первого склонения.
От одиннадцати (11) до девятнадцати (19) В древнерусском языке для обозначения количества от 11 до 19 употребляли сочетания: слово-название числа + предлог на + десяте (сверх десяти ). Преобразование словосочетаний (один на десяте – девять на десяте ) в слова «одиннадцать – девятнадцать» способствовало произношение: перенос ударения на переднюю часть словосочетания, изменение согласных в результате редукции безударных: дс – тс – ц (одинна-д(ь)-сять = одиннадцать ).
Двести (200), триста (300), четыреста (400), пятьсот (500), девятьсот (900). Современные числительные 200, 300, 400, а также 500-900 по происхождению сочетания дъвь+съть (им. падеж двойственного числа от съто ) три и четыре+съта (им.падеж мн. число от съто) пять-девять+сътъ (род. пад. мн. ч. от съто) . Эти древнерусские образования сохранились до наших дней, единственное изменение двьсть в двести (ь-и без ударения: ь-е под ударением).

Таким образом, в древнерусском языке слова, обозначающие числа, не образовывали особой части речи, а относились или к прилагательным, или к существительным.

Модель склонения количественных числительных. (Метод ступенчатого восприятия новой темы).

В количественных числительных склоняется каждое слово.

Падежи Склонение числительного. Просклоняйте самостоятельно.
И.п. Пять ручек Три журнала
Р.п. пятИ ручек !
Д.п. пятИ ручкам !
В.п. пять ручек !
Т.п. пятьЮ ручками !
П.п. о пятИ ручках !
Падежи Склонение числительного. Просклоняйте самостоятельно.
И.п. Семьдесят тетрадей Шест…десят человек
Р.п. семИдесятИ тетрадей !
Д.п. семИдесятИ тетрадям !
В.п. семьдесят тетрадей !
Т.п. семьЮдесятьЮ тетрадями !
П.п. о семИдесятИ тетрадях !
Падежи Склонение числительного. Просклоняйте самостоятельно.
И.п. Двести экземпляров Триста учебников
Р.п. двУХсот экземпляров !
Д.п. двУМстАМ экземплярам !
В.п. двести экземпляров !
Т.п. двУМЯстАМИ экземплярами !
П.п. о двУХстАХ экземплярах !
Падежи Склонение числительного Просклоняйте самостоятельно
И.п. Шестьсот книг Семьсот работников
Р.п. шестИсот книг !
Д.п. шестИстАМ книгам !
В.п. шестьсот книг !
Т.п. шестьЮстАМИ книгами !
П.п. о шестИстАХ книгах !

БЛОК 2. Практические задания

Упражнение 1. «Собираем пазлы»

Задание : Допишите части слова числительных.

Падежи Склонение числительного.
И.п. пять___ семь____ шесть коробок
Р.п. пяти___ _____десяти шести коробок
Д.п. пяти____ семи_______ шести коробкам
В.п. пять______ семь_______ шесть коробок
Т.п. ________стами _____десятью шестью коробками
П.п. о пяти____ семи_______ шести коробках

Упражнение 2. «Собираем конструктор»

Каждый учащийся вытягивает карточку с падежом и склоняет количественное числительное, ответы вносятся в таблицу.

Задание : просклонять числительные: 887, 644, 782 деталей (в зависимости от количества человек в классе).

БЛОК 3. Проверь себя

Задание 1 :Укажите пример(ы) с ошибкой в образовании формы слова.

1. С пятьюстами шестьюдесятью семью. 2 . Шестьсот семидесяти семи экземпляров. 3. Больше шестиста рублей. 4. До тысяча восемьсот
двенадцатого года. 5 . К пятистам семидесяти восьми. 6. У пятьсот восьмидесяти рабочих.

Номера занесите в таблицу:

1 2 3 4 5 6

БЛОК 4. Контрольное задание

Задание : Прочитайте текст, пропишите числительные.

Человечество всегда преследовали стихийные бедствия. Сегодня мы напомним об отдельных стихийных бедствиях.
В (1455 _______________________) году в Неаполе при землетрясении погибло (60000 _________________ человек.
Через (100__________________) лет в Китае число жертв достигло (830_________________) тысяч.
В (1755__________________) году подзем­ная буря разрушила Лиссабон и унесла (70000______________) жизней.
В (1920_____________________) году страшные толчки сотрясли Токио и унесли (100000____________________) человеческих жизней.
В (1948________________________) году город Ашхабад за семь секунд превратился в руины.
Погибло (80000__________________) человек.
В Армении в (1988_________________________) году подземная буря поглотила (119000__________________) человек.
Огромный урон нанесли людям стихийные бедствия. (Из "Детской деловой газеты").

БЛОК 5. Домашнее задание

Задание 1 :Просклонять числительное 943 (детали и т.д.).
Задание 2 : «На уроке математики»: К 439 прибавить 89, получится 528. Из 627 вычесть 54, получится 573.
Задание 3 : Вспомнить 5 названий мультфильмов, художественных фильмов, в названии которых есть количественные числительные. Записать эти названия.

БЛОК 6. Страницы «мудрости»

Задание : Соберите пословицы и выучите их. Всего пословиц 3.

БЛОК 7. «Моя дикция» (можно использовать в качестве разминки на занятии)

Скороговорки

1. Сорок сорок
Для своих сорочат
Сорок сорочек
Не ссорясь, строчат.
Сорок сорочек
Просторочены в срок –
Сразу поссорились,
Сразу поссорились,
Сразу поссорились
Сорок сорок! (Ю.Кушак)

2. Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.

3. Я бродил один у горки, собирал скороговорки.

БЛОК 8. «Словесная битва» (соревнование между учащимися)

1. Из 985 деталей 856 отправили на завод. 2. С 888 рублями я отправился в магазин. 3. Из 893 человек на конкурс отобрали 443. 4. Из 149 млн. кв. км земной суши хотя бы в какой-то степени заселено и освоено около 133 млн. кв. км. 5. С появления первого человека до 1960 г. сменилось, как считается, 10 тысяч поколений, но никогда еще до ХIХ в. число одновременно проживающих на планете людей не превышало 1 млрд. 6. В Европе проживает примерно 728 млн. человек, в Латинской Америке – более 561 млн. (Тот, кто допускает ошибку, из игры выбывает!!!)

Литература :

1. Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. 5-9- класс: Учеб. для общеобразоват. Учреждений/ В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – 11-е изд., стереотип. – М. «Дрофа», 2002. – с. 148-151.
2. Обнорский С.П. и Бархударов С.Т. Хрестоматия по истории русского языка – М.: Просвещение, 1952.

Углеводный и жировой обмены.

Тест 1. Какие ферменты расщепляют углеводы?

  1. Мальтаза.

Тест 2. Какой гормон вызывает превращение избытка глюкозы в гликоген?

  1. Адреналин.

    Вазопрессин.

    Гормон роста.

Тест 3. В какие органические вещества могут превращаться углеводы?

    В другие углеводы.

  1. И в углеводы, и в жиры, и в белки.

Тест 4. Какая основная функция углеводов в организме?

    Строительная.

    Ферментативная.

    Энергетическая.

    Запасающая.

Тест 5. Какие ферменты расщепляют жиры в пищеварительной системе?

    Амилаза, мальтаза, липаза.

  1. Желчь и липаза.

Тест 6. До каких продуктов происходит расщепление жиров в кишечнике?

    До аминокислот.

    До глицерина и жирных кислот.

    До глюкозы.

    Образуются все вышеперечисленные вещества.

Тест 7. В какие органические вещества могут превращаться жиры в организме человека?

    В заменимые аминокислоты.

    В незаменимые аминокислоты.

    В углеводы и жиры данного организма.

    В белки, жиры и углеводы данного организма.

Тест 8. Какие органические вещества наиболее энергетически ценные, при окислении дают больше энергии?

    Углеводы.

  1. Витамины.

**Тест 9. Какие функции выполняют жиры в организме?

    Строительную.

    Источник метаболической воды.

    Энергетическую.

    Запасающую.

Задание 7.5. Заполните в тетради таблицу:

Таблица 29. Значение воды в организме человека.

Задание 7.6. Заполните в тетради таблицу:

Таблица 30. Значение неорганических ионов в организме человека.

Задание 7.7. Заполните таблицу:

Таблица 31. Витамины и их значение для организма человека.

Задание 7.8. Выберите правильный вариант ответа:

Обмен неорганических веществ. Витамины.

Тест 1. Из организма человека и животных всегда выделяется несколько больше воды, чем поступает в него.

    Нет, выделяется столько, сколько поступило (включая воду, содержащуюся в пищевых продуктах).

Тест 2. Подкожная жировая клетчатка является водным депо организма.

Тест 3. Где, в основном, находится железо в организме человека?

    В эритроцитах.

    В костях.

    В щитовидной железе.

    В селезенке.

Тест 4. Где, в основном, находится йод в организме человека?

    В эритроцитах.

    В костях.

    В щитовидной железе.

    В селезенке.

Тест 5. К каким последствиям приведет недостаток в пище витамина А?

Тест 6. К каким последствиям приведет недостаток в пище витамина В 1 ?

  1. К замедлению роста, к "куриной слепоте".

    К заболеванию "бери-бери" - поражению нервной системы, параличам, расстройству движений.

Тест 7. К каким последствиям приведет недостаток в пище витамина D?

  1. К замедлению роста, к "куриной слепоте".

    К выводу солей кальция и фосфора из организма человека, к рахиту.

    К заболеванию "бери-бери" - поражению нервной системы, параличам, расстройству движений.

Тест 8. К каким последствиям приведет недостаток в пище витамина С (аскорбиновой кислоты)?

  1. К замедлению роста, к "куриной слепоте".

    К выводу солей кальция и фосфора из организма человека.

    К заболеванию "бери-бери" - поражению нервной системы, параличам, расстройству движений.

Тест 9. Какой витамин регулирует кроветворение?

Тест 10. На чашу весов помещают мышь под металлическую сетку и уравновешивают весы. Какая чашка весов через час станет легче?

    Чашка с мышкой.

    Чашка без мышки.

    Вес не изменится.

**Тест 11. Правило Бергмана гласит, что с удалением от экватора к полюсам размеры особей одного и того же вида или близкородственных видов теплокровных животных увеличиваются. Это объясняется тем, что:

    Небольшие размеры позволяют меньше потреблять пищи.

    Небольшие размеры позволяют лучше прятаться.

    С увеличением размеров уменьшается относительная теплоотдача через поверхность тела.

    Увеличение размеров позволяет быстрее передвигаться.

**Тест 12. У какого из перечисленных животных наиболее высокая интенсивность обмена веществ?

  1. У лягушки.

**Тест 13. Кенгуровая крыса, моль и мучной червь могут всю жизнь обходится без воды. Как это им удается?

    Достаточно воды, содержащейся в пище.

    Используют воду, содержащуюся в пище и метаболическую воду.

    Как и верблюд, используют воду, образующуюся при окислении жиров.

**Тест 14. Взвесили яйцо до инкубации, затем взвесили цыпленка, вышедшего из этого яйца вместе со скорлупой. Каков результат?

    Оба веса одинаковы.

    Яйцо до инкубации весило больше.

    Цыпленок со скорлупой весил больше.