Распутин — самая известная секс-бестия в истории. Распутин: лживый миф о гиганте русского секса

В настоящее время на головы россиян почти ежедневно сваливаются самые разнообразные "исторические сенсации".

Сенсацию вселенского порядка выдали недавно устроители выставки "Анатомические катастрофы. Мумии", которая в октябре этого года открылась в краеведческом музее Челябинска. Они представили на всеобщее обозрение гигантский (28,5 см) фаллос! Ловкачи призывают публику на слово поверить, что он действительно является частью тела Распутина. По сообщению корреспондента газеты "Комсомольская правда" (3 октября 2003 г.) Ксении Полушкиной, взрослый билет на выставку стоит 40 рублей, детский - 25 рублей, а для групп предусмотрены скидки! Чего не сделаешь ради получения прибыли

К слову, второй, якобы по-настоящему подлинный, единственный и неповторимый детородный орган Г.Распутина находится в Санкт-Петербурге, в музее Центра простатологии. Его сравнительно недавно за кругленькую сумму приобрел директор названного учреждения И.Князькин. Но имеют ли данные экспонаты, выставленные в музеях, какое-либо отношение к Г.Распутину? До сих пор вызывающая разноречивые оценки фигура Григория Распутина, имевшего огромное влияние при дворе Николая II, продолжает привлекать внимание историков, литераторов, деятелей искусства. По мнению многочисленных исследователей, он был одним из наиболее удачливых сексуальных авантюристов в истории.

Но так ли все было на самом деле?

В 1981 году в Англии вышла в свет книга "Интимная сексуальная жизнь знаменитых людей" авторов Уолласа Ирвинга, Уоллас Сильвии, Уоллас Эми, Валлечински Дэвида. В ней есть небольшая глава о Распутине, где на основе документальных и литературных источников рассказывается о малоизвестных событиях и обстоятельствах его частной жизни. Авторы пишут: "Сексуальная активность его была просто невероятной....Когда Распутин был еще мальчиком, <известная> часть его тела приводила в восторг местных девушек и женщин, с которыми он голым купался в деревенском пруду. По-настоящему же ввела Распутина в мир секса Ирина Даниловна Кубасова, молодая и красивая жена генерала русской армии. Чтобы соблазнить 16-летнего Распутина, она призвала на помощь шестерых своих служанок, которые сумели завлечь его в спальню. После этого Распутин стал активно прибегать к услугам молодых женщин, живущих в деревне". Не перестал он делать это и после женитьбы в 20-летнем возрасте на местной девушке Прасковье Дубровиной. У них родилось четверо детей. "Вскоре, - пишут авторы книги, - он стал членом секты хлыстов, которые не только не запрещали, но и, наоборот, всячески приветствовали активное услаждение плоти". Хлысты считали возможным прямое общение человека со "святым духом", что и происходило якобы во время их собраний, сочетавших молитвы с исступленными танцами.

Спустя некоторое время Распутин покидает свою родную сибирскую деревню и отправляется в длительное путешествие по бескрайним просторам России. Во время него "он всегда находил огромное количество женщин, готовых участвовать с ним в его необычных сексуальных обрядах". Справедливости ради, это были просто обыкновенные оргии со сменой партнеров. Они проводились повсюду - "в лесу, в сарае или в доме любого из участников".

"Даже утонченные дамы Санкт-Петербурга стали позже жертвами сексуальной власти Распутина. Его биограф Роберт Масси отметил: "Заниматься сексом с этим немытым крестьянином, у которого была неряшливая борода и грязные руки, было чем-то особенно новым, ранее неведомым и необычайно волнующим. Дамы собирались в его квартире и ждали в очереди приглашения в его постель, которую сам Распутин называл "святая святых"... Практически в любой момент Распутина можно было найти в зале, где он сидел окруженный своими "ученицами". Одна из них обычно сидела у него на коленях. Он гладил ее волосы и шептал ей в ухо что-то о "таинственном воскресении". Затем он начинал петь. Песню тут же подхватывали все присутствующие. Вскоре они начинали танцевать такой-то дикий и безумный танец. За этим начинались походы в другую комнату к тому месту, где стояла "святая святых".

Даже в том, как погиб Распутин, авторы книги "Интимная сексуальная жизнь знаменитых людей" усматривают сексуальный подтекст. Как известно, "старца" пригласили на поздний ужин, где угостили отравленными пирожными и мадерой. "Один из убийц, Феликс Юсупов, имел гомосексуальные склонности. Он неоднократно пытался сблизиться с Распутиным, но это ему не удалось. Когда Распутин стал терять сознание от начинающего действовать яда, Юсупов вначале изнасиловал его, а затем выстрелил в него четыре раза из пистолета. Распутин упал на пол, но был жив. Григория Распутина затем кастрировали. Его отрезанный половой член нашел позже слуга. Он передал его служанке, которая, по последним данным, еще в 1968 году жила в Париже. В полированной деревянной коробке она хранила...".

Авторы утверждают, что любовницами Распутина были светские дамы и служанки, жены военных и девицы легкого поведения, крестьянки и актрисы. Но, безусловно, самой терпеливой среди всех этих женщин была жена Распутина - Прасковья. Она никогда не жаловалась на супружескую неверность мужа. На вопросы, касающиеся его распутства, она спокойно отвечала: "Сил у него на всех хватит". Так или почти так исследователи и массовый читатель представляли жизнь Распутина. Однако сравнительно недавно архивные находки показали, что всЈ это - НЕ БОЛЕЕ ЧЕМ ЛЕГЕНДА.

СПАСИБО РОСТРОПОВИЧУ

Несколько лет назад, словно из небытия, "всплыл" секретный архив, содержащий около 500 страниц документов о Распутине, собранный большевиками вскоре после убийства "развратного пророка" в 1916 году и с тех пор считавшийся безвозвратно утраченным. Уникальные документы были приобретены на аукционе Сотбис в Лондоне в 1995 году русским эмигрантом, музыкантом и дирижером Мстиславом Ростроповичем. Пока единственным человеком, кому удалось ознакомиться с историческими документами, является историк и драматург Э.Радзинский. Поэтому мы можем воспользоваться только теми материалами, которые он опубликовал. В 1917 году Чрезвычайная следственная комиссия попросила всех дам, часто захаживавших к старцу на Гороховую улицу, ответить на щекотливые вопросы. НИ ОДНА из них не признала, что имела интимные отношения с "божьим человеком". Сексуальную близость категорически отрицали: певица Вера Варварова, "кокотка" Шейла Лунц, "проститутка" Трегубова, вдова казачьего есаула Н.И. Воскобойникова. Более того, для Трегубовой было неприятной неожиданностью узнать от следователя, что она женщина легкого поведения. Сексуальную связь со "старцем" отрицали и О.Лохтина, М.Головина, Ю.Ден, А.Вырубова. Как известно, они составляли узкий круг "посвященных" Григория Ефимовича. Таким образом, в секретном деле Распутина Э.Радзинскому удалось разыскать только два документальных свидетельства, бросающих тень на "божьего человека". Одно из них - показания Марии Вишняковой, няньки детей царской четы. В пик антираспутинской кампании в Петербурге ходили слухи, что "старец" ее изнасиловал. Источником их была фрейлина С.Тютчева, которой Вишнякова поведала о своем горе. Событие это, по словам няньки, произошло весной 1910 года, когда она по совету Императрицы гостила у Распутина на его родине в селе Покровском. В 1917 году перед комиссией она показала: "Несколько дней Распутин вел себя прилично по отношению ко мне... а затем как-то ночью Распутин явился ко мне, стал меня целовать и, доведя до истерики, лишил меня девственности...". Но, как выясняется, в этой душещипательной истории больше вымысла, чем правды. По свидетельству великой княгини Ольги Александровны, когда слухи об изнасиловании дошли до царя, он незамедлительно назначил расследование. Однако вскоре оно было прекращено, так как Мэри "поймали с казаком императорской гвардии в постели". Если бы расследование подтвердило факт изнасилования, вряд ли Николай II разрешил Григорию Ефимовичу оставаться близким другом своей семьи.

К слову, Э.Радзинский в своей книге высказывает предположение, почему Мария Вишнякова подняла скандал. По его мнению, "старец" "отдалил ее от себя". Вот, пожалуй, и все, что удалось выяснить нового о сексуальных связях Распутина с представительницами прекрасного пола из секретного архива. К слову (из уже известных источников), и другие женщины, близко знавшие Григория Ефимовича, - писательницы Жуковская и Джанумова, певица Белинг, княгини Шаховская, Сана и Долгорукова, - также отрицали близкие с ним отношения.

ЕЩЕ ОДНО ОТКРЫТИЕ

Современные исследователи (не проверив, так ли все было на самом деле) строят различные предположения по поводу причин необычной половой активности "божьего человека".

Между тем действительность оказалась куда более прозаичной. Друг и издатель Григория Ефимовича А.Ф. Филиппов очень интересовался интимными отношениями Распутина с женщинами. Не единожды он пробовал говорить об этом со "старцем", но тот всегда избегал подобных бесед... "Лично со мной на темы о своей близости к женщинам ни разу не говорил и даже...если кто-нибудь заводил речь на более или менее игривую тему, он старался быстро и шутливо перевести разговор на другую тему".

Филиппов находится в полном неведении, почему сибирского крестьянина просто боготворят дамы высшего света? Не находя ответа, он пытается сам разгадать эту жгучую тайну. Он посещает баню со старцем и тщательно изучает его обнаженное тело. Но его постигает разочарование: никаких "выдающихся особенностей". Зато: "Распутин внешне...был необыкновенно чистоплотен - часто менял белье, ходил в баню, причем от него никогда не было неопрятного запаха... его тело было необычайно прочно, не рыхло, красочно и стройно, без обыкновенной в таком возрасте отвислости живота, дряблости мышц...". Иными словами, это был обычный, дружащий с мылом и мочалкой, крепко сбитый мужик, и всЈ.

О том, что Распутин не обладал какими-то необычными внешними особенностями, подтверждает и крупнейший советский химик профессор И.Башилов. После Октябрьской революции, будучи студентом, он был избран секретарем Совета старост революционного студенчества Петроградского политехнического института. "Как-то ночью, - пишет в своих записках И.Башилов, - студенческий пост сообщил, что из города на быстром ходу проскочила машина в направлении Б.Спасской, не останавливающаяся по требованию поста... Пост организовал погоню... Преследователи довольно быстро настигли машину, которая увязала в снегу, и нашли группу людей во главе с известным в то время сотрудником "Биржевых ведомостей". Оказалось, что в Царском Селе, кажется, вскрыли могилу Распутина, захватили гроб с его телом и привезли в Петербург... Они уже развели костер и начали сжигать труп... Звонивший утверждал, что труп горит плохо... Поэтому он спрашивал у меня разрешение тут же забрать труп в институт и там сжечь в топке парового котла. Я согласился с ним и, предложив составить подробный протокол всех действий, разрешил проделать эту операцию. В ответ студент сообщил, что труп он уже осмотрел, убедился в том, что это был действительно Гришка Распутин и что ничего примечательного на трупе не обнаружено. Он имел в виду сказки, распространявшиеся в городе, что убитый фаворит обладал какой-то сверхъестественной половой силой". Как видим, созданный когда-то "имидж Распутина" - это миф.

Шаманская маска

В СЕРДЦЕ каждого, может быть, дремлет Распутин. Но бывает и так, что Распутин не дремлет. Распутин - матрица человеческих страстей и возможностей нашей страны. Он, наверное, самое таинственное явление русской истории, разгадка которого лежит за пределами политических спекуляций.

Святой? Антихрист? Губитель? Спаситель? Национальный характер? Извращенец? Распутин - древняя шаманская маска, ожившая в предреволюционной России. Уйдем с головой в его жизнь, отбросив трафареты, - это головокружительное путешествие. Возможно, мы лучше поймем не только его, но и себя.

Я вижу, как он выдавливается из утробы матери, захлебывается от первого крика; я знаю, зачем он вылез на свет: он все сделает наоборот, вопреки, назло всем и себе - и добьется всего. Он ни о ком не скажет худого слова, но никому не поздоровится от его гнева. Драчливый, ищущий в кровавых драках кайф, он станет бить как чужих, так и собственного отца. Его нервная организация субтильна, как у девушки. По его же признанию, каждую весну с пятнадцати до тридцати восьми лет он не будет спать в течение сорока дней. Распутин бросится за помощью к святым. Босым пройдет по монастырям, не меняя нижнего белья по полгода. Теологическая убогость православия, не совладевшего ни с народным язычеством, ни с государственной властью, породила буйные секты желающих поговорить с Богом начистоту. Распутин ввинтится в одну из самых раскольных общин, не оскопится, но насосется бесстыжих радений, поймет, что религиозный человек должен плясать часами без передыха и быть хорошим танцором, как царь Давид. Он заделается хлыстом. Хлысты - живое противоречие русского человека, в самобичевании ищущего Христа в себе и Христом становящегося, готового отрицать семейный секс, но предаваться свальному греху, выходя из греха через грех. Втайне Распутин навсегда хлыстом и останется. Юродивый, придурок и просто дурак, он ввинтится в Петербург по самую сердцевину, митрополитов выстроит, аристократических баб взбодрит, утешит меланхольного царя, императрицу Александру Федоровну возьмет за нежное, материнское место.

Он войдет к "царям" (так он называл императорскую чету), как к себе домой, - будет повод. После того как императрица родит четырех дочерей (позже Распутин будет подсматривать, как они раздеваются в детской), наконец появится на свет наследник Алексей, страдающий генетической болезнью семьи императрицы - гемофилией. Распутин будет с успехом заговаривать его больную кровь. Но дело не в том, кто он - знахарь или вампир. А в том, что побеждает тот, кто меньше любит.

Григорий Распутин был уродом любви. Бесчисленные книги, ему посвященные, прошли мимо главного: в жизни он никого не любил, ни жены, ни любовниц. Ни одна женщина не стала для него самоценной. Он говорил, что "только любовь свята", но на деле подменил любовь ледяным любопытством. Он ел руками все, даже рыбу. Женщин он тоже ел руками. Распутин любил трогать, щупать, видеть и унижать. Победы его не интересовали. Эротический секрет Распутина заключался даже не в подчинении, а в продлении женского сопротивления до умопомешательства. Женщина должна уступить в полном бреду. Распутина, очевидно, распалял расплавленный грех. Он связал совокупление и молитву в единый узел. Это был тот самый распутинский экстаз, который давал ему уникальную энергетическую силу. Святость любви Распутин понимал таким образом, что женщина, которая не любит своего мужа, но живет с ним, греховна, и ей надо пройти через распутинскую кровать, быть изнасилованной, вываляться в позоре, чтобы затем покаяться. И он продолжал любить бить. Его книжный издатель Филиппов был нечаянным свидетелем сцены: Распутин в своей спальне отчаянно бил жену петербургского генерала, салонную львицу Ольгу Лохтину. Та держала Распутина за член и кричала: "Ты - Бог!"

Легенда уверяет, что у Распутина был немереный член, но очевидцы легенду укорачивают. Не в члене, а в имени - половина жизненного успеха Григория Распутина. Гришка - многократная метафора русского самозванства начиная с XVII в., со времен Смуты, синонима национальной кровавой бани. Распутин - не фамилия, а состояние. Здесь слышится все: распутье, распущенность и распутица. Ровесник Ленина, старше его всего на каких-нибудь пятнадцать месяцев, Распутин родился в 1869 г. в селе Покровское Тобольской губернии в семье безграмотных крестьян. Отец - пьяница, мать - рабочая лошадь, страдалица с долгим стажем терпения, пятью детьми. Идеальная семья для народных избранников. Распутин сам до конца жизни остался полуграмотным, писал кренделями неразборчивых букв с фантастической орфографией, насмешкой над словарями - непонятно, где и как учился. Скорее всего, самоучка. Жизнь Распутина - не просто затейливая историческая интрига, обреченная на массовое прочтение, но и пособие по смыслу жизни.

Распутин - миф

РАСПУТИН попал, возможно, в первую десятку русских, имена которых знает западный человек, даже если он мало что понимает в России. Распутин затесался между Лениным, Сталиным, Толстым и Достоевским. Но он, пожалуй, единственный всемирно известный русский, который открыт глобальной массовой культуре и массовому сознанию. Запад создал из Распутина миф, имеющий гастрономический, алкогольный, эротический, цыганско-танцевальный "свинг". Прожигатель жизни, сорящий деньгами, - бесценный прообраз клиента ночного клуба. Вместе с тем "love machine" и тайна. Вот почему он ценен масскульту - его невозможно разгадать, не прибегая к мистике. На поверхностный взгляд Распутин - русский замес Дон Жуана, Гаргантюа, Макиавелли. На самом деле - разрывной образ саморазрушения. Наиболее близкий аналог в западной культуре - маркиз де Сад, но это формальная близость. Если Сад - воля к безнаказанности и упоение ею, то Распутин - триединство греха, покаяния и святости, переходящей вновь в грех, покаяние и святость, - чертово колесо русского духа.

Распутину суждено остаться в западных головах обезумевшим гедонистом в воображаемой монашеской рясе.

Есть и другие, более локальные мифы о Распутине. Возрождение политического имиджа Распутина в сегодняшней России имеет националистическую обложку. Если до революции националисты пытались представить Распутина марионеткой жидомасонского заговора, то теперь он - хранитель устоев вечной России, защищающий ее от западной скверны, символ союза православия и монархии. Его убийство объявляется неонационалистами делом рук тех же жидомасонов, оно - "ритуально".

Мужик не справился с нагрузкой

КАКОЙ реальный ущерб нанес Распутин России? В чем провинился? Почему "слуга Антихриста"? Как случилось, что крестьянин в конце жизни мог сказать: "Я держу у себя в кулаке всю Россию"?

Его восхождение началось в церковных кругах Петербурга в 1903 г. Там он прославился не только проницательностью, но и пророчествами. Распутин предсказал разгром русского флота в Цусимском проливе в ходе Русско-японской войны 1904-1905 гг. Позже он говорил, что боится не за себя, а "за народ и царскую семью. Потому что, когда меня убьют, народу будет плохо, а царя больше не будет". Увидя раз портрет Карла Маркса, он пришел в возбуждение и предсказал, что за этим бородачом народ пойдет на баррикады. Но самым поразительным было, конечно, лечение наследника. Впервые войдя в его комнату и склонившись над кроватью ребенка, страдающего бессонницей после очередного приступа болезни, Распутин принялся молиться. На глазах родителей царевич успокоился и заснул, чтобы наутро проснуться здоровым. И так происходило из раза в раз. Более того, Распутин лечил его и на расстоянии, по телеграмме, из сибирского далека. Какие родители не доверились бы после этого "старцу"? Он доказал то, во что "цари" хотели верить: человек из народа способен спасти наследника и защитить престол. Он стал незаменим. И какая разница матери, тщеславится ли, по слухам, Распутин дружбой с царской семьей, водит ли женщин в баню (об этом русская печать писала на протяжении многих лет. Распутин то признавался в похождениях, то отрицал - дурил всех), пьет ли, развратничает (публично показывал танцовщицам-цыганкам свой член в московском ресторане "Яр")? Дано ли было Распутину действительно понимать мистическое?

В России начала ХХ в., казалось бы, ничто не предвещало Распутина. Шло бурное развитие капитализма. Рубль был чуть ли не самой твердой валютой в мире. Революция 1905 г. с кровью вырвала у царя долгожданные свободы. Какой еще Распутин? Вместе с тем все его предвещало. Распутин - зверская насмешка над усилиями России выбраться из ямы. "Ах, вы захотели быть похожими на других, обзавелись философами и независимыми политиками, бердяевыми и милюковыми, отращиваете демократию, авангардистские картинки малюете, декадентские стихи сочиняете? А вот - хрен вам! Не будет этого!" Интересно, кто это говорит? Почему так явственно мне слышен этот голос? И он так каждому русскому говорит: "Хочешь быть разумным, предсказуемым, хочешь определенности? Будешь мучиться, маяться, унижаться перед тем, кто недостоин тебя, будешь любить того, кто утащит тебя в могилу".

Ведьма и дьяволица, соблазняющая, совращающая, оборачивающаяся то императрицей всея Руси, то базарной бабой, то революционеркой, то лимитчицей, то проституткой. Это она, женский дьявол, наслала на Россию Распутина. Бешеная, как индийская богиня Кали. В русских краях имя ее - никак. Она безымянна. Но мы в XXI в. - такие размышления кажутся неуместными.

Есть другое, близкое мне решение: Распутина породила русская литература. Это она взрастила опасную иллюзию и заразила ею интеллигенцию: русский народ мудрее правительства и всех, всех, всех. Сам того не зная, Распутин стал литературной эманацией. Нет ничего милее русской литературе, чем мысль, что правда принадлежит народу. Это уже маячит у Пушкина в "Капитанской дочке". Весь Достоевский после своего каторжного опыта пронизан этой идеей, ее же внедряет Толстой в читателей "Войны и мира". Радикалы и консерваторы, революционеры и мракобесы - все клялись народом и верили в него, как в священную корову. Но впервые эта идея с большим опозданием дошла до престола во время царствования последнего царя. Николай II вряд ли почерпнул ее из книг, из нее был соткан русский воздух. С царем же все складывалось на редкость плохо. В эпоху политического переустройства неуверенный в себе и упрямый, застенчивый и низкорослый Николай был придавлен гигантским образом умершего отца, чувствовал себя одинаково неуклюже как на балах, так и с министрами. Он нуждался в жизненной опоре. С одной стороны, ей стал Распутин. Дикий vox populi его устами вернул покачнувшемуся царю мандат божьей власти, что, в конечном счете, и спровоцировало цареубийственную революцию. Короче, наследника лечили на расстрел.

Распутин был порожден не только классической литературой. Он же продукт русского декадентства. Часть интеллигенции в начале века прошла через радикальный идеологический кризис, пережив разочарование в прогрессе. На место марксистским увлечениям пришел комплекс идей, связанный с рассвобождением психики, разрушением старой морали, личностными поисками Бога. Положивший начало этому движению Дмитрий Мережковский проповедовал третий завет: обожествленную плоть - что стимулировало эротику, мистику, оккультизм. Началось увлечение хлыстами, на их собрания съезжались статусные верхи литературы и философии: Александр Блок, Федор Сологуб, Алексей Ремизов, Василий Розанов. Андрей Белый посвятил хлыстам роман "Серебряный голубь". Мережковский видел в сектах "мост к народу", а ранние большевики нагрузили их революционным смыслом. Русские (заглянем в себя) собирают мечту в пучок и выжигают ею свой жизненный проект, который становится их саморазрушением. Однако оно не оказывается конкретным сигналом опасности. Напротив, считается особым подвигом идти на это разрушение как в пьянстве, разгроме семейной жизни, так и в социальном утопизме. Русских без преувеличения можно назвать самоедами. Мы (так повелось) уничтожаем себя (и друг друга) лучше, чем внешних врагов, отчего всегда содрогались иностранцы, не постигающие основ русского самоедства. Общество было готово к явлению Распутина. Он явился. Но когда это произошло, все шарахнулись, кроме горстки истеричных фанатичек. Вот русский феномен: прийти в запоздалый ужас от олицетворения собственной мечты.

"Держись центра, мама!"

РАСПУТИН верно почувствовал расстановку сил в царской семье, власть императрицы и стал подыгрывать ей. "Цари" попали в зависимость от Распутина не только из-за болезни сына. Существовал контраст между атмосферой дворцовых интриг и Распутиным, который рассказывал "царям" о своих странствиях, бездомстве, ночах под открытым небом - обо всем том, о чем мог только мечтать царь, любитель простой жизни. Ему бы родиться садовником, а не царем.

Насколько далеко пошла императрица в безоглядной вере в Распутина? Не делала ли она то же самое, что и Ольга Лохтина? Картина, конечно, соблазнительная. Жаль, если нет, - была бы тема для шокового фильма: "Царица и мужик". О ее тайных письмах к Распутину говорила в свое время вся Россия. Они доходят до предельной черты сухого обожания, но что-то не верится в адюльтер этой русской королевы немецких кровей. Впрочем, до самой смерти Распутина она не позволяла никому говорить о нем гадости, и царь следовал ее примеру даже тогда, когда ему явно этого не хотелось. Чувствуя всеобщую нелюбовь к Распутину, "цари" держали свою связь с ним в тайне, что было тем более взрывоопасно. Здесь заключается основная загадка: Распутин и революция.

Катализатор глубокой ненависти к "царям" со стороны всех, включая их близких родственников, Распутин уволок Россию в революцию, как в прорубь. Видимо, таково было ее, России, предназначение. Но, с другой стороны, Распутин яростно сопротивлялся "военной партии", сорвал европейскую войну в 1911 г., заявив царю, что балканский вопрос не стоит русской крови, и не менее яростно противился войне в 1914 г. Накануне военных действий на него в Сибири было совершено покушение женщиной, считавшей его Антихристом, и позже он говорил, что, если бы не нож, порезавший его внутренности, войны бы не было.

Возникает исторический парадокс. В 1916 г. вместе с императрицей Распутин пытался оказать на царя воздействие с тем, чтобы заключить сепаратный мир с Германией. Все же просвещенные противники Распутина выступали за войну до победного конца и подняли крик об измене, когда просочилась информация о тайных переговорах. Иными словами, просвещенная Россия оказалась помраченной, а те "темные силы", как называлась императрица с Распутиным, были единственным союзом спасения страны от революции, которую стимулировала проигрышная для русских война. "Держись центра, мама!" - поучал Распутин императрицу, имея в виду думские фракции. В этом тоже была своя антиреволюционная мудрость. С ней разошелся царь. И он же не послушал Распутина в 1914 г., как и не пожелал сепаратного мира с Германией на почетных условиях в 1916-м.

Кто же тогда виноват в революции? Темные силы или просвещение? Во всяком случае, деятельность Распутина не допускает однозначной оценки. Но он сломался, обретя огромную власть. Мужик не справился с нагрузкой. Горький оказался отчасти прав, назвав то время "позорным десятилетием": Распутин стал закулисным хозяином положения, советником, едва ли не единственным другом царя. Он держал в страхе членов правительства и верховных иерархов церкви. К нему ездили на поклон министры внутренних дел. Это была смехотворная агония демократически еще не созревшего, но уже гниющего государства.

Баня и прорубь

ПОСЛЕ объявления войны Распутин, собственно, и стал тем Распутиным, который всемирно известен. Словно окончательно поняв, что он ничего не может больше сделать, он принялся пить по-черному и внаглую гулять, устраивать оргии на дому, затаскивать одну женщину за другой на разбитый диван к себе в спальню. В сплошном пьянстве и блуде он, кажется, утратил свои сверхъестественные качества, превратившись в образ похоти, двойника отца Карамазова.

Пророки слабы в предсказании собственной смерти. У Распутина отказали тормоза бдительности, померкла хваленая интуиция. Убийство великого грешника всегда живописно. Оно освещает почти младенческую доверчивость заложника своих пороков. Убийство Распутина было выполнено в традициях итальянского Средневековья и, одновременно, декадентского романа: с отравленными вином и сладостями, "воскрешением" расстрелянного трупа, бегством "воскресшего" через заснеженный двор дворца, вторичным расстрелом и окончательной смертью в проруби.

Баня, вечный скандал русского эроса, и прорубь - секс и смерть в России связаны стихией воды. Распутинское убийство замешено на эротической провокации. Распутин попался на "карамазовский" крюк: молодой бисексуальный князь Феликс Юсупов предложил ему свою красавицу жену под видом фиктивного (ее даже не было тогда в Петербурге) знакомства с ней. Действительно, княжеский дар, достойный распутинского тщеславия. Возможно, что в ночь убийства, перед тем как его убить, Юсупов имел сексуальную связь с Распутиным. Вот апогей если не русской реальности, то, по крайней мере, русских возможностей. Финал Распутина, по-моему, превратился в такой исторический фантазм, что даже в "Лолите" Набокова убийство Гумбертом Гумбертом своего соперника выглядит как пародия на многоступенчатый эталон распутинской смерти.

Все остальное - эпилог. Великий князь Дмитрий Павлович, очевидно главный расстрельщик Распутина, был отправлен Николаем в ссылку, в Иран, благодаря чему спасся во время революции. Впоследствии он стал любовником Коко Шанель. "Цари" остались преданными Распутину и после его смерти: их и детей расстрелял через полтора года комиссар Юровский с нательными крестами - подарком Распутина.

Распутин - не столько прошлое или будущее России, сколько ее вечное повторение, ее слезы и корявая, гордая самобытность. Раскачавший политическую лодку накануне революции, Распутин явил собой гораздо более глубокий знак раскачанности основных российских ценностей: как и его зубы, они одним до сих пор кажутся сахарными, другим - гнилыми. Он неизбежный спутник русского автократа - царя или сегодняшнего президента, - мечтающего в тоске по крепкому абсолюту через головы коррумпированных бюрократов слиться с народом. Он не просто пугало или ночной кошмар либералов, но и реализация основного русского мифа о незавершенности мистического строительства жизни. Иначе ей незачем выходить из берегов. Не будь Распутина, его бы в самом деле стоило выдумать...

Григорий Ефимович Распутин (1864/65 или 1872-1916) - В 1905 году появился при царском дворе Григорий Распутин. Предыстория его появления в Петербурге такова. Великая княгиня Анастасия, супруга Николая Николаевича, и ее сестра Милица отправились на богомолье в Киев. Они остановились в подворье Михайловского монастыря. Однажды утром они заметили на дворе монастыря обыкновенного странника, который колол дрова, и задали ему несколько вопросов. Он рассказал им о своих странствиях по святым местам и о своей жизни. Великие княгини совершали поездку на богомолье инкогнито, и им было скучно. Они стали приглашать Распутина, – а это был именно он – на чай, и разговаривали с ним. Распутин рассказал, что он из крестьян села Покровское Тобольской губернии, где у него были жена Прасковья, сын и две дочери. Григорий также с гордостью сообщил, что своими религиозными проповедями он привлекает много людей, и ему удается в религиозных спорах одолевать ученых миссионеров и богословов. И действительно, в личности Распутина было нечто такое, что привлекало к нему людей, и в особенности – женщин. Когда же он сообщил великим княгиням, что обладает способностью излечивать все болезни, в том числе и гемофилию, те решили пригласить Распутина лечить наследника.

Распутин прибыл в Петербург не по железной дороге, а пешком и при этом босиком. Он остановился в монастырской гостинице, как гость архимандрита Феофана. В Царском Селе Распутина ожидали с нетерпением, но приняли сдержанно. Он оставил приятное впечатление, вел себя спокойно и с достоинством. К больному царевичу отнесся с особенной предупредительностью. Распутин обладал даром влиять на людей успокаивающим образом, и благодаря его уходу здоровье наследника значительно улучшилось. При всяком ухудшении здоровья мальчика и при малейшем его недомогании призывался чудотворец: он имел необъяснимую власть над мальчиком. И благодаря тому, что императрица и император были убеждены в том, что Распутин необходим наследнику, этот мужик приобрел огромное влияние на царскую чету.

Распутин был крепышом, среднего роста, со светло-серыми глубоко посаженными глазами, с длинными каштановыми волосами, ниспадавшими на плечи. Его пронзительный взгляд мало кто мог выдержать.

Почитательниц Распутина можно разделить на две категории. Одни верили в его сверхъестественные силы и его святость, в его божественное назначение, а другие просто считали модным за ним ухаживать или старались через него добиться для себя или своих близких каких-нибудь преимуществ. Когда Распутина укоряли его слабостью к женскому полу, он обычно отвечал, что его вина не так уж велика, так как очень много высокопоставленных лиц прямо вешают ему на шею своих любовниц и даже жен, чтобы таким путем добиться от него каких-нибудь выгод для себя. И большинство этих женщин вступали в интимную связь с ним с согласия своих мужей или близких. Были у Распутина почитательницы, которые навещали его по праздникам, чтобы поздравить, и при этом обнимали его пропитанные дегтем сапоги. Распутин, смеясь, рассказывал, что в такие дни он особенно обильно мажет свои сапоги дегтем, чтобы валяющиеся у его ног элегантные дамы побольше бы испачкали свои шелковые платья. Баснословный успех Распутина у царской четы сделал его каким-то божеством. Одного слова Распутина было достаточно, чтобы чиновники получали высокие ордена или другие отличия, должности, о которых они и мечтать не смели. По прихоти Распутина лишались мест министры и советники, по его же воле какой-нибудь незаметный чиновник мог сделать головокружительную карьеру. Это была удивительная картина, когда русские княгини, графини, знаменитые артистки, всесильные министры и высокопоставленные лица ухаживали за пьяным мужиком. Он обращался с ними хуже, чем с лакеями и горничными. По малейшему поводу он ругался самыми непристойными словами, от которых покраснели бы конюхи.
Жена Распутина приезжала в Петербург, чтобы навестить мужа и детей, которые жили с ним, лишь раз в год и оставалась на самое короткое время. Во время ее приездов старец не стеснял себя, но обходился с ней очень приветливо. Она не обращала много внимания на его любовные похождения и говорила: «Он может делать все, что хочет. У него хватает для всех». Он целовал своих аристократических поклонниц в присутствии своей жены, и ей это даже льстило. Страстный кутила, Распутин находился в наилучших отношениях со всеми прожигательницами жизни столицы. Любовницы великих князей, министров и финансистов были ему близки. Поэтому он знал все скандальные истории, связи высокопоставленных лиц, ночные тайны большого света и умел все это использовать для расширения своего влияния в правительственных кругах. Петербургские великосветские дамы, кокотки, знаменитые артистки, – все гордились своими отношениями с любимцем царской четы. Часто случалось, что Распутин звонил к одной из своих приятельниц из этого круга и приглашал в известный ресторан. Приглашения всегда принимались, и начинался кутеж и разврат. Впрочем, разврат не такого рода, какой, по слухам, устраивал Распутин до приезда в столицу, живя в Покровском. Односельчане Григория вспоминали, что вечером Распутин собирал своих последователей обоего пола и вел в лес. Там разводили костер и варили травы с благовониями, водили хоровод вокруг костра. Постепенно пляска убыстрялась и становилась совсем дикой. Когда костер гас, Распутин кричал: «Повинуйтесь плоти!» – и все бросались на землю. Начиналась оргия.
Судить о том, насколько правдивы эти сведения, сложно, а вот источники о столичных и московских кутежах Распутина вполне надежны. Так, полковник Семенов, пристав 2-го участка Сущевской части г. Москвы свидетельствовал о таком вечере в ресторане «Яр» 26 марта 1915 года. Распутин прибыл туда с вдовой А.И. Решетниковой, сотрудником московских и петербургских газет Н.Н. Соедовым и неустановленной молодой женщиной. Вся компания была уже навеселе. Заняв кабинет, приехавшие вызвали к себе по телефону редактора-издателя московской газеты «Новости сезона» С.Л. Кугульского и пригласили женский хор, который пел и плясал для них. Распутин плясал «русскую», а затем начал откровенничать с певичками о царице. Далее поведение Распутина приняло совершенно безобразный характер какой-то половой психопатии: он, будто бы, обнажил свои половые органы и в таком виде продолжал вести беседу с певичками, раздавая им записочки с надписями: «Люби бескорыстно» и т п. На замечания заведующего хором о непристойности его поведения старец заметил, что он всегда так ведет себя при женщинах.

Одной из самых известных женщин, попавших под влияние Распутина, была фрейлина императрицы Александры Федоровны А.А. Танеева (Вырубова). Вот как рассказывает очевидец, иеромонах Илиодор, об их отношениях, которые довелось ему самому наблюдать: «Приехали в Мраморный дворец. Распутин прямо-таки танцевал около Вырубовой, левою рукою он дергал свою бороду, а правой хватал за плечи, бил ладонью по бедрам, как бы желая успокоить игривую лошадь. Вырубова покорно стояла. Он ее целовал. Я, грешным делом, подумал: "Фу, гадость! И как ее нежное, прекрасное лицо терпит эти противные жесткие щеки…" А Вырубова терпела и, казалось, что находила даже некоторое удовольствие в этих старческих поцелуях… Наконец, Вырубова сказала: "Ну, меня ждут во дворце; надо ехать, прощай, отец святой"… Здесь совершилось нечто сказочное, и если бы другие говорили, то я не поверил бы, а то сам видел. Вырубова упала на землю, как простая кающаяся мужичка, дотронулась своим лбом обеих ступней Распутина, потом поднялась, трижды поцеловала Григория в губы и несколько раз поцеловала его грязные руки и ушла».

Илиодор также в своих записках рассказал, как в Царицыне, в одном из домов, Григорий Распутин «благословлял» поцелуями всех красивеньких и молоденьких дамочек и девушек. Целовал их несколько раз в доме, целовал во дворе и за воротами. Старухи тоже лезли освятиться поцелуями старца, но он их отталкивал. Один священник из Саратова рассказывал, что в то время, когда у него жил в гостях Распутин, к ним приехала молоденькая сестра жены. Старец пригласил ее пройтись в город, а во время прогулки схватил девушку, начал ее мять, целовать, хватать за разные части тела и прижимать к стене. Девушка вырвалась и прибежала в дом вся в слезах… Послушница Ксения рассказывала, как Распутин однажды, оставшись с ней наедине, приказал ей раздеть его, потом раздеться самой и лечь с ним в постель. Распутин начал ее целовать… И мучил часа четыре, а потом отпустил домой.

А вот некоторые записи из данных наружного наблюдения за Григорием Распутиным, сделанные в 1915 году.

«19 февраля Распутин в 10 ч. 15 м. вечера вышел из д. 1 по Спасской улице от Соловьевых с двумя дамами и на таксомоторе уехал, а в 3 ч. ночи вернулся домой один.

10 марта. Около часу ночи к Распутину пришли человек 7–8 мужчин и женщин… и пробыли до 3-х часов ночи. Вся компания кричала, пела песни, плясала, стучала, и все пьяные вышли вместе с Распутиным и отправились неизвестно куда.

11 марта. В 10 ч. 15 м. утра Распутин встречен один на Гороховой улице и проведен в д. 8 по Пушкинской улице к проститутке Трегубовой, а оттуда в баню.

13 марта. Миллер купила Распутину шапку. В 6 ч. 50 м. вечера Распутин направился с двумя дамами в д. 76 по Екатерининскому каналу, к Савельевым, где пробыл до 5 ч. утра и весь день лежал больной.

3 апреля. Распутин привел к себе на квартиру в 1 ч. ночи какую-то женщину, которая и ночевала у него.

Летом он уехал в Покровское, где продолжал разгульную жизнь, время от времени посылая телеграммы в Царское Село, Вырубовой. И сюда к нему приезжали женщины отовсюду. Все новые и новые женские фамилии появлялись в отчетах. То же самое продолжалось и в 1916 году. Распутин приобретал все большее влияние на императрицу. Очевидно, не без его участия она уверовала в то, что ей одной суждено спасти православную Россию. И она не сомневалась, что покровительство Распутина и его «высокие духовные качества» необходимы для успеха. Она по всякому поводу советовалась с ним, просила его благословения. Но отношения царицы с Григорием были облачены покровом тайны. В газетах о них не писали ни слова. В обществе об этом говорили шепотом, и только самые близкие между собой, как о позорной тайне, в которую лучше не углубляться.

Все знали, что сам Распутин редко бывал во дворце, а виделся с царицей чаще всего у Вырубовой, в ее квартире на Средней улице, где по несколько часов проводил иногда с обеими женщинами.

Однако были в обществе люди, которых положение Распутина и его власть в стране возмущали. И они понимали, что единственный способ прекратить влияние малограмотного мужика на царскую чету это убить Григория Распутина. Было совершено несколько неудачных покушений на старца. Наконец, задуманное удалось.

Во главе заговора встали князь Юсупов и великий князь Дмитрий Павлович. Были приготовлены пирожные, пропитанные цианистым калием. Тот же яд был растворен в бокале вина. Распутина пригласили к князю. Вначале Распутин отказывался есть пирожные, но затем проглотил одно за другим. Яду в каждом хватило бы, чтобы убить человека, и Юсупов ждал результата, но тщетно. Тогда он предложил Распутину выпить мадеры. Старец выпил и пожаловался на легкое жжение в горле, выпил еще вина. Опять никакого толку. Когда Распутин попросил Юсупова спеть, тот вышел за гитарой, но взял револьвер и, вернувшись, выстрелил Распутину в сердце. Когда сообщники князя хотели спрятать тело, он ожил. В него выстрелили еще четыре раза, и тело выбросили в Малую Невку.

Императрица была вне себя от горя, а народ торжествовал. Люди обнимались на улице, шли ставить свечи в Казанский собор. Однако кое-кто считал это убийство фатальным в истории империи. Сам Распутин якобы написал в завещании, что ежели его убьют дворяне, то «братья восстанут на братьев и будут убивать друг друга…» Хотя, казалось бы, каким нужно было быть слепцом, чтобы, видя всю мерзость русской действительности тех лет, не понять, что страна и народ идут к катастрофе. И то, что княгини уединялись в отдельных кабинетах с грязным мужиком-мошенником и валялись у него в ногах, яркое тому свидетельство.

Григорий Ефимович Распутин - выдающаяся личность в истории. Его образ достаточно неоднозначный и загадочный. Споры об этом человеке ведутся практически столетие.

Рождение Распутина

Многие до сих пор не смогли определиться с тем, кто такой Распутин и чем он, на самом деле, прославился в истории России. Родился он в 1869 году в селе Покровском. Официальные данные о дате его рождения достаточно противоречивы. Некоторые историки считают, что у Григория Распутина годы жизни - 1864-1917. Сам же он в зрелые годы не вносил ясность, сообщая различные неправдивые данные о дате своего рождения. Историки считают, что Распутин любил преувеличить свой возраст, чтобы соответствовать созданному им самим образу старца.

Кроме того, многие объясняли такое сильное влияние на царскую семью именно наличием гипнотических способностей. Слухи о целительных возможностях Распутина распространялись еще с его юности, однако даже родители в это не верили. Отец считал, что он стал паломником только потому, что был очень ленивым.

Покушение на Распутина

Было несколько покушений на жизнь Григория Распутина. В 1914 году его ударила ножом в живот и тяжело ранила Хиония Гусева, которая приехала из Царицына. Она в то время находилась под влиянием иеромонаха Илиодора, который был противником Распутина, так как видел в нем своего главного конкурента. Гусеву поместили в психиатрическую лечебницу, посчитав душевнобольной, а через некоторое время ее выпустили.

Илиодор сам не один раз гонялся с топором за Распутиным, угрожая его убить, а также для этой цели заготовил 120 бомб. Кроме того, было также еще несколько покушений на «святого старца», однако все они были неудачными.

Предсказание собственной смерти

Был у Распутина поразительный дар провидения, поэтому он не только предсказал свою собственную смерть, но также и погибель царской семьи, и много других событий. Духовник императрицы епископ Феофан вспоминал, что у Распутина как-то раз спросили, каким будет исход встречи с японцами. Он ответил, что эскадра адмирала Рождественского утонет, что и случилось в бою при Цусиме.

Однажды, находясь вместе с императорской семьей в Царском Селе, Распутин не позволил им обедать в столовой, сказав, что может упасть люстра. Его послушались, а буквально через 2 дня люстра действительно упала.

Говорят, что он оставил после себя еще 11 пророчеств, которые постепенно сбываются. Предсказал он и собственную смерть. Незадолго до убийства Распутин написал завещание со страшными пророчествами. Он говорил о том, что если его убьют крестьяне или наемные убийцы, то императорской семье ничего не угрожает и Романовы будут оставаться при власти много лет. А если же его убьют дворяне и бояре, то это принесет погибель дому Романовых и в России дворянства не будет еще 25 лет.

История убийства Распутина

Многих интересует, кто такой Распутин и чем он знаменит в истории. Кроме того, необычной и удивительной была его смерть. Группа заговорщиков была из состоятельных семей, под руководством князя Юсупова и великого князя Дмитрия Павловича решили положить конец безграничной власти Распутина.

В декабре 1916 года они заманили его на поздний ужин, где попытались отравить, подмешав цианистый калий в пирожные и вино. Однако цианистый калий не подействовал. Юсупов устал дожидаться и выстрелил Распутину в спину, однако выстрел только больше раззадорил старца, и он бросился на князя, пытаясь его задушить. На помощь Юсупову пришли его друзья, которые еще несколько раз выстрелили в Распутина и сильно избили. После этого они связали ему руки, завернули в ткань и бросили в прорубь.

Согласно некоторым данным, Распутин попал в воду еще живым, однако не смог выбраться, переохладился и захлебнулся, от чего и умер. Однако существуют записи и того, что смертельные ранения он получил еще при жизни и в воду Невы попал уже мертвым.

Сведения об так же как и показания его убийц, достаточно противоречивые, поэтому точно неизвестно, как именно это произошло.

Сериал «Григорий Распутин» не совсем соответствует действительности, так как в фильме его сделали высоким и мощным человеком, хотя, на самом деле, он был невысокого роста и болезненным в молодости. Согласно историческим фактам это был бледный, тщедушный человек с измученным видом и впалыми глазами. Это подтверждают и записи полицейских документов.

Существуют достаточно противоречивые и интересные факты биографии Григория Распутина, согласно которым он не обладал никакими незаурядными способностями. Распутин - ненастоящая фамилия старца, это только лишь его псевдоним. Настоящая фамилия - Вилкин. Многие считали, что он был ловеласом, постоянно меняющим женщин, однако современники отмечали, что Распутин искренне любил свою жену и постоянно о ней вспоминал.

Существует мнение, что «святой старец» был сказочно богатым. Так как он имел влияние при дворе, то к нему часто обращались с просьбами за большое вознаграждение. Часть денег Распутин тратил на себя, так как построил 2-этажный дом в своем родном селе и приобрел дорогую шубу. Большую часть денежных средств он тратил на благотворительность, строил церкви. После его смерти спецслужбы проверили счета, но денег на них не обнаружили.

Многие говорили, что Распутин был фактически правителем России, однако это совершенно не так, ведь Николай II имел собственное мнение на все, а старцу разрешалось только иногда советовать. Эти и многие другие интересные факты о Григории Распутине говорят, что он был совершенно не тем, кем его считали.