Развитие стран азии африки и латинской америки. Условия реализации занятия

1. Распад колониальной системы начался с:

2. Странами «третьего мира» с середины 1950-х до начала 1990-х гг. называли:

3. Среди стран Азии, Африки и Латинской Америки социалистическими государствами были:

а) Монгольская Народная Республика; г) Турция;

б) Афганистан; д) Камбоджа;

в) Китайская Народная Республика; е) Куба.

4. К началу XXI в. среди латиноамериканских государств индустриальными странами стали:

а) Аргентина; б) Венесуэла; в) Перу; г) Чили; д) Бразилия; е) Мексика.

5. В годы «культурной революции» в Китае:

а) был осуществлен массовый террор в стране;

б) была проведена массовая «чистка» в рядах КПК;

в) была ликвидирована неграмотность;

г) была расширена сеть средних специальных и высших учебных заведений;

д) было введено всеобщее начальное образование;

е) были созданы отряды хунвэйбинов и цзаофаней.

6. Сан-Францисский договор предусматривал:

а) установление дипломатических отношений с СССР;

б) восстановление суверенитета Японии;

в) отказ Японии от ведения войн и применения силы при решении международных проблем;

г) вывод американских войск с территории Японии;

д) отказ Японии от претензий на южный Сахалин, Курильские острова, Тайвань;

е) признание Японией независимости Кореи.

7. Египетский социализм, по представлению Г. А. Насера:

а) признает социалистический характер ислама;

б) устанавливает диктатуру пролетариата;

в) отрицает диктатуру пролетариата;

г) конечную цель видит в свершении мировой социалистической революции;

д) устанавливает диктатуру крестьянства;

е) устанавливает «демократию всего народа».

8.

1. Чили А. Пол Пот

2. Китай Б. Х. Мубарак

3. Египет В. Ф. Кастро

4. Куба Г. Пиночет

5. Камбоджа Д. Цзян Цзэминь

9. Соотнесите даты и события:

1. 1949 г. А. Подписание Сан-Францисского мирного договора с Японией

2. 1951 г. Б. Кубинская революция, в ходе которой была свергнута диктатура Ф. Батисты

3. 1953 – 1959 гг. В. Политика «большого скачка» в Китае

4. 1958 – 1960 гг. Г. Провозглашение образования КНР

5. 2001 г. Д. Подписание Декларации о создании Шанхайской организации

сотрудничества.

Страны Азии, Африки и Латинской Америки

1. «Годом Африки» называют:

а) 1945 г.; б) 1950 г.; в) 1960 г.; г) 1990 г.

2. Странами «второго мира» с середины 1950-х до начала 1990-х гг. называли:

а) страны Запада; в) капиталистические государства;

б) социалистические государства; г) развивающиеся страны.

3. Среди стран Азии, Африки и Латинской Америки по капиталистическому пути развивались:

а) Тайвань; г) Южно-Африканская Республика;

б) Турция; д) Китайская Народная Республика;

в) Корейская Народно-демократическая республика; е) Япония.

4. Диктаторские режимы были установлены в латиноамериканских государствах:

а) Мексика; б) Аргентина; в) Бразилия; г) Панама; д) Никарагуа; е) Парагвай.

5. В годы «большого скачка» в Китае:

а) была объявлена «битва за сталь»;

б) были проведены демократические реформы;

в) была объявлена «битва за успех»;

г) была объявлена «народная война против природы»;

д) было проведено кооперирование деревни;

е) были созданы народные коммуны.

6. Экономическому подъему Японии способствовали:

а) массовая скупка иностранных патентов и лицензий, современных западных технологий;

б) помощь, полученная по плану Маршалла;

в) протекционизм в торговой сфере;

г) богатые залежи полезных ископаемых;

д) создание сильной банковской системы;

е) трудолюбие японцев и патерналистские трудовые отношения.

7. «Курс Неру» в Индии предусматривал:

а) преимущественное развитие государственного сектора экономики;

б) преимущественное развитие частного сектора экономики;

в) демократизацию политического строя;

г) широкую социальную поддержку населения;

д) проведение антифеодальных, антиимпериалистических мероприятий;

е) миролюбивую внешнюю политику.

8. Соотнесите государство и имя государственного деятеля:

1. Иран А. Уго Чавес

2. Венесуэла Б. Акихито

3. Корейская НДР В. Р. Т. Эрдоган

4. Япония Г. М. Ахмадинежад

5. Турция Д. Ким Чен Ын.

9. Соотнесите даты и события:

1. 1947 г. А. Митинги студентов на центральной площади Пекина Тяньаньмэнь

2. 1961 г. Б. «Исламская революция» в Иране во главе с аятоллой Р. Хомейни

3. 1966 – 1976 гг. В. Провозглашение независимости Индии и Пакистана

4. 1978 – 1979 гг. Г. Создание международной организации «Движение неприсоединения»

5. 1989 г. Д. «Культурная революция» в Китае.

Ответы

1. А. 2. Г. 3. А, В, Д, Е. 4. А, Г, Д, Е. 5. А, Б, Е.

6. Б, Г, Д, Е. 7. А, В, Е.

8. 1 – Г; 2 – Д; 3 – Б; 4 – В; 5 – А.

9. 1 – Г; 2 – А; 3 – Б; 4 – В; 5 – Д.

1. В. 2. Б. 3. А, Б, Г, Е. 4. Б, В, Д, Е. 5. А, В, Г, Е.

6. А, В, Д, Е. 7. А, В, Д, Е.

8. 1 – Г; 2 – А; 3 – Д; 4 – Б; 5 – В.

9. 1 – В; 2 – Г; 3 – Д; 4 – Б; 5 – А.

Большинство стран Азии и Африки в начале 20 века продолжали существовать в статусе колоний индустриальных государств. Метрополии, невзирая на капиталистическую эпоху, продолжали эксплуатировать колониальные земли классическими феодальными методами: насильственный вывоз драгоценных металлов, создание системы работорговли, высокое натуральное и денежной налогообложение.

Антиколониальные движения

Именно в это период началось активное сопротивление освободительных движений в колониальных странах. Основной целью их деятельности было изгнание монополистов и изменение действующих варварских грабительских порядков. Участниками антиколониальных движений были наиболее незащищенные слои населения крестьянство, рабочие и духовные лица.

Местная верхушка активно сотрудничала с властями монополий и не чувствовала особого ущемления в правах и свободах. Члены антиколониальных движений не спешили вступать в освободительные войны, так как понимали, что в лице противника имеют могущественные государства с сильной армией и технической базой, которыми не обладали страны Азии и Африки.

Освобождение от власти метрополий пришло с самой неожиданной стороны на территории Европы была развязана Первая Мировая война, которая повлекла за собой падение большинства могущественных империй.

После завершения Второй мировой войны государства Азии и Африки вступили в период значительного экономического и культурного подъема. Население этих регионов впервые ознакомилось с лекарственными средствами, которые ранее предоставлять колониальным территориям метрополии не считали нужным.

Значительно модернизировалась промышленность, открывались начальные учебные заведения, благодаря которым ликвидировалась безграмотность населения. Однако поддержать европейский путь развития эти государства до конца не смогли.

Развитие стран Латинской Америки

По сравнению со странами Азии и Африки, государства Латинской Америки обладали более серьезными предпосылками для экономического и технического развития. Абсолютно все страны Латинской Америки освободились от власти метрополий еще в 19 веке и в этот же период приобрели государственную независимость.

Первая половина 20 века ознаменовалась промышленным подъемом строились новые фабрики и заводы, усиленно развивалось сельское хозяйство, создавались новые железнодорожные пути (общая длина железной дороги Чили в несколько раз превосходила длину китайских путей).

Латинская Америка стала мировым лидером по экспорту растительной и животной продукции. До начала Второй Мировой войны регион пользовался материально-технической поддержкой США и европейских государств.

Но, несмотря на видимый рост экономики, развитие стран Латинской Америки омрачала власть диктаторских режимов, которые просуществовали в регионе фактически до конца 20 века. Во многих странах в 30-х годах была установлена военная тоталитарная диктатура.

После падения Третьего Рейха, государства Латинской Америки стали убежищем для немецких и итальянских фашистов. Социально политическая стабильность подрывалась регулярными военными государственными переворотами, в результате которых одни тираны сменяли других. Либеральная демократическая власть в Латинской Америке была установлена только в 1991 году.


Большинство народов стран Азии и Африки ко времени их превращения в колонии и полуколонии индустриальных держав жили в условиях феодального или родоплеменного строя. Результаты их покорения промышленными странами были крайне неоднозначны.
Особенно разрушительным был колониализм, использовавший при эксплуатации колоний методы докапиталистической эпохи. Они включили ограбление колоний, вывоз в метрополии золота, серебра, памятников культуры, создание системы работорговли, от которой особенно пострадало население Экваториальной Африки в XVI-XIX веках.
Причины подъема антиколониальных движений. Метрополии конца XIX - начала XX века, заинтересованные в расширении внешних рынков, использовании ресурсов колоний, в том числе и дешевой рабочей силы, пытались создать систему упорядоченного управления своими владениями. Колониальная администрация, как правило, старалась опереться на поддержку местной знати (особенно это было свойственно Великобритании в Индии), сохраняя ее власть и привилегии. Ограничивалась лишь возможность разжигания феодальных усобиц, проведения самостоятельной внешней и военной политики. Разрушение традиционного жизненного уклада не было целью колонизаторов (так, в Индии англичане оставили в неприкосновенности кастовую систему), тем не менее, образ жизни народов колониальных стран претерпевал изменения.
Натиск европейских товаров разорил многих местных ремесленников. Крестьянство, оказавшееся вынужденным платить налоги не только местным князьям, но и колониальным властям, разорялось, лишалось земли. Это разрушало
систему общинного земледелия и натурального хозяйства, то есть уклады крайне консервативные, косные, не менявшиеся столетиями, несовместимые с любым развитием. Высвобождавшаяся дешевая рабочая сила использовалась во вновь создающихся отраслях, обслуживавших экономику метрополий. Это, в свою очередь, расширяло сферу распространения товарно-денежных отношений, ускоряло распад традиционных укладов.
Такое же влияние оказывала политика индустриальных государств на зависимые от них страны, ставшие объектом торгово-экономической экспансии. Так, Китай еще в XIX веке, потерпев поражение в войне с Великобританией, вынужден был согласиться открыть для свободной торговли пять крупнейших портов, принять обязательство установления низких таможенных пошлин (не более 5%) на английские товары. В открытых портах англичане получили право создавать сеттльменты - поселения со своей администрацией, войсками и полицией. Английские подданные получили право экстерриториальности, то есть неподсудности китайским властям. Вслед за Великобританией подробных уступок, ставших типичными для зависимых стран, добились от Китая Франция и США. Затем начался раздел Китая на экономические сферы влияния, захват опорных пунктов на его территории.
Германия в 1898 г. оккупировала бухту Киао-Чао, навязав правительству Китая договор об ее аренде на 99 лет. Россия тогда же взяла «в аренду» Ляодунский полуостров с крепостью Порт-Артур. Великобритания получила на тех же условиях полуостров Цзюлун и примыкающие к нему острова, где находилась с 1842 г. колония Гонконг. Усиливавшаяся Япония в результате войны с Китаем 1894-1895 гг. заставила его отказаться от контроля над Кореей, ставшей формально независимой, а фактически - сферой влияния Японии. США в 1899 г. выступили с доктриной «открытых дверей» в Китае. Согласно этой доктрине, вызвавшей возражения только у России, ни одной из великих держав не следует иметь больших экономических льгот, чем другие. Это также предполагало, что любые Дополнительные уступки Китая одной из них сопровождались уступками остальным державам.
Сопротивление господству индустриальных держав над странами, оказавшимися в положении колоний и полуколоний, не прекращалось с момента возникновения колониальной системы. Оно стало важнейшей чертой исторического развития XX века.
Страны Азии в начале XX века. В XIX - XX веках не редкостью был подъем массовых антиколониальных движений. Общей их чертой стала нацеленность на восстановление традиционного жизненного уклада, изгнание иностранцев. Например, во время так называемого «боксерского» восстания в Китае в 1900 г. (другое название - восстание ихэтуаней, «желтых повязок»), инициаторами которого были крестьяне и городская беднота, восставшие разрушали железные дороги, линии связи, убивали иностранцев и китайцев, носивших иностранную одежду.
Ни одно из антиколониальных выступлений под традицио-налистскими лозунгами не закончилось успехом. Слишком велико было военно-техническое превосходство колонизаторов. Кроме того, идея возврата к порядкам доколониальных времен была близка лишь беднейшим, необразованным слоям населения, религиозным лидерам, которых раздражала деятельность христианских миссионеров. Местная феодальная знать раскололась на сторонников и противников новых порядков.
В колониях и зависимых странах существовала влиятельная прослойка правящей элиты, чиновничества, представителей торгово-промышленного капитала, сотрудничавшей с капиталом и властями метрополий. В этой прослойке, которую называли «компрадорской» (продажной), так же как и в других слоях населения, существовало стремление к освобождению. В то же время насильственные методы борьбы за освобождение рассматривались ею как вредные и бессмысленные. Образованной части населения было понятно, что в ответ на восстания войска колонизаторов и их местных союзников разорят обширные территории, а одержав победу, ужесточат режим управления, что ослабит шансы на освобождение.
Местные чиновники, предприниматели, сотрудничающие с колонизаторами, старались избежать насильственные методы борьбы за освобождение. Альтернативой им выступал курс на постепенное, поэтапное ослабление власти метрополий мирными средствами. Этот курс предполагал проведение реформ, овладение индустриальным производством в сотрудничестве с капиталом метрополий.
По сути дела, сама идея перемен, развития была для большинства народов Азии продуктом европейского завоевания. Метрополии не ставили себе цели содействия развитию экономки колоний и зависимых стран. Тем не менее, определен-ые предпосылки будущей модернизации ими были созданы. В колониальных странах сложился новый слой правящей элиты, получившей образование в развитых странах и стремящейся к модернизации своих обществ. Для доставки товаров, вывоза сырья и продукции плантаций, а также в военно-стратегических целях в большинстве колоний была создана сеть железных дорог, получили развитие отдельные отрасли горнодобывающей промышленности, плантационное хозяйство ориентировалось на внешние рынки. Народы колоний получили доступ, хотя и ограниченный, к достижениям европейской медицины. В годы первой, а особенно второй мировой войны во многих заморских владениях, слаборазвитых странах возникли предприятия по ремонту и сборке военной техники, увеличилось производство электроэнергии.
Показательно, что в XX веке наименее развитыми оказались те страны Азии, которым удалось отстоять свою независимость, или те владения, где власть колонизаторов была чисто номинальной, ограниченной. Так, Афганистан, неоднократно подвергавшийся английским нашествиям с территории Британской Индии и сохранивший свою независимость, и к концу XX века остается одним из немногих государств мира без железных дорог, с родоплеменной структурой общества, преобладанием натурального хозяйства, охваченным религиозной и межплеменной войнами.
Стремление к ускоренному развитию, к тому, чтобы догнать державы, пережившие промышленный переворот, создать современную индустрию, военную технику, проявлялось во многих колониальных и зависимых странах. Однако добиться быстрых результатов на этом пути удалось лишь Японии. Источником ее успехов стал компромисс между сторонниками традиционализма и модернизации. Первые поняли, что сохранить традиционный облик японского общества, самобытность его культуры невозможно без модернизации, изучения и освоения европейской и американской науки и техники, создания европейского типа системы образования. Были найдены такие формы осуществления процесса модернизации, которые лишь при крайней необходимости меняли Привычные формы жизни и быта основной массы населения, сложилась самобытная и неповторимая японская культура начала XX века, сочетавшая многие черты, присущие феодальному обществу (особая роль императора и знати, патерналистские отношения нанимателей и наемных работников), с высокоразвитой индустрией.
Другие колониальные и зависимые страны также пытались вступить на путь модернизации. Однако интересы ее осуществления вступали в противоречие со стихийным традиционализмом масс, разделявшимся многими религиозными лидерами, а также выходцами из среды клановой и феодальной знати. Модернизацию можно было осуществить лишь с привлечением иностранного капитала и технологий. Она предполагала развитие по капиталистическому пути, требовала эффективной центральной государственной власти, способной проводить реформы, поддерживать промышленность. Все это трудно совмещалось с популярными в массах идеями уравнительного распределения земли или общинного землепользования, стремлениями военно-феодальной, бюрократической элиты к укреплению своей власти.
В большинстве стран Азии сближение приверженцев традиционализма и сторонников развития по европейскому пути оказывалось возможным лишь на непродолжительное время. В Китае недовольство маньчжурской династией, идущей на постоянные уступки иностранным державам, ничего не предпринимавшей для модернизации страны, было повсеместным. В 1911-1912 гг. в результате революции Китай был провозглашен республикой. Однако приверженцы свершившей революцию партии гоминдан в 1913 г. были изгнаны из парламента, лидер гоминдана Сунь Ятсен эмигрировал. Со смертью в 1916 г. генерала Юань Шикая, узурпировавшего президентскую власть, Китай стал ареной противоборства феодально-милитаристских клик, контролировавших власть в провинциях.
В Турции в 1908 г. так называемая младотурецкая революция, возглавленная военными, стремившимися к модернизации, привела к крушению абсолютизма и замене его конституционной монархией. Был создан парламент, большинство в котором завоевали сторонники модернизации. Но итоги их правления оказались ограниченными. Расширилось железнодорожное строительство с участием германского капитала, была проведена модернизация армии с привлечением германских офицеров.
В начале XX века в странах Востока, за исключением Японии, формировались лишь предпосылки модернизации. В Китае и Турции сложились отдельные очаги индустриального производства. Доля рабочего класса, наемных работников, занятых в промышленности, строительстве и транспорте, не превышала 1% самодеятельного населения.
Особенности развития стран Латинской Америки. Более серьезные предпосылки модернизации существовали в странах Латинской Америки. Колониальная зависимость от Испании и Португалии была ликвидирована там еще в начале XIX века. После войны за независимость (1816), освободилась Аргентина, в 1821 г. - Мексика, в 1824 г. - Перу, независимость в 1822 г. получила и Бразилия, хотя до 1889 г. она оставалась монархией под властью сына, а затем внука короля Португалии.
В 1823 г. США приняли «Доктрину Монро», провозглашавшую недопустимость вмешательства европейских держав в дела американских государств. Благодаря этому опасность повторного колониального завоевания Латинской Америки исчезла. США, располагавшие обширной и еще не полностью освоенной территорией, ограничились аннексией части территории Мексики и установлением контроля над зоной Панамского канала, которая ранее принадлежала Колумбии.
К началу XX века, благодаря притоку капиталов из США, отчасти из Англии, во многих латиноамериканских странах была создана развитая сеть железных дорог. Только на Кубе ее протяженность оказалась большей, чем во всем Китае. Быстро росла добыча нефти в Мексике и Венесуэле. Горнодобывающая промышленность развивалась в Чили, Перу и Боливии, хотя в целом преобладала аграрная ориентация экономики.
Характерной чертой Латинской Америки было существование крупных помещичьих хозяйств - латифундий, производивших для рынков развитых стран кофе, сахар, каучук, кожи и т.д. Местная промышленность была развита слабо, основные потребности в промышленных товарах удовлетворялись за счет их ввоза из индустриальных стран. Тем не менее, в начале XX века в ряде латиноамериканских государств (Аргентине, Чили) уже получило развитие профсоюзное движение, сложились политические партии.
Традиционализм в Латинской Америке носил специфический характер. Историческая память о традициях в государствах доколумбовой цивилизации, уничтоженных европейскими колонизаторами еще в XVI веке, сохранялась лишь в отдельных труднодоступных районах. Большую часть населения составляли исповедующие католическую религию потомки детей от смешанных браков коренного населения, индейцев, переселенцев из стран Европы, рабов, вывезенных из Африки (метисы, мулаты, креолы). Лишь в Аргентине численно преобладали выходцы из стран Европы.
Устойчивой традицией, сложившейся со времени войн за независимость, была особая роль армии в политической жизни. Существование диктаторских режимов, опиравшихся на армию, отвечало интересам прежде всего помещиков-латифундистов. Они сталкивались с протестом работников плантаций против низкой оплаты труда и тяжелых его условий, использования латифундистами внеэкономических, феодальных методов принуждения к труду.
Плантаторы и военные чаще всего проявляли незаинтересованность в каких-либо переменах. Неудовлетворенность аграрно-сырьевой ориентацией латиноамериканских стран на мировом рынке проявляла в первую очередь укрепляющая позиции национальная торговая и промышленная буржуазия.
Символом грядущих перемен в Латинской Америке стала мексиканская революция 1910-1917 гг., в которой войну безземельного крестьянства против латифундистов поддержала буржуазия с ее стремлением к утверждению демократии. Несмотря на военное вмешательство США в события в Мексике, итогом революции стало принятие компромиссной демократической конституции 1917 г., установившей в Мексике республиканский строй. Он сохранялся, в отличие от других латиноамериканских стран, неизменным на протяжении всего XX века.
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
Из ноты правительства США правительству Великобритании по поводу политики «открытых дверей» в Китае, 22 сентября 1899г.:
«Искреннее желание моего правительства заключается в том, чтобы интересам его граждан в пределах соответствующих сфер интересов в Китае не было причинено ущерба исключительными мерами любой из контролирующих держав. Мое правительство надеется сохранить в них открытый рынок для торговли всего мира,
устранить опасные источники международного раздражения и тем самым ускорить объединенные действия держав в Пекине, чтобы провести административные реформы, столь настоятельно необходимые для усиления императорского правительства и сохранения целостности Китая, в чем, по его мнению, весь западный мир одинаково заинтересован. Оно полагает, что достижение этого результата может быть в значительной степени продвинуто и обеспечено декларациями различных держав, претендующих на сферы интересов в Китае lt;...gt; следующего по существу содержания:
1) что она не будет никоим образом затрагивать прав договорных портов или узаконенных интересов в пределах так называемой сферы интересов или арендованной территории, которые она может иметь в Китае;
2) что действующий китайский договорный тариф будет одинаково применяться во всех портах, находящихся в пределах упомянутой сферы интересов (за исключением свободных портов), ко всем товарам, независимо от национальной принадлежности. Что взимаемые таким образом пошлины должны взыскиваться китайским правительством;
3) что в портах, находящихся в пределах этой сферы, она будет взимать не более высокие портовые сборы с судов иной национальности, чем с судов своей собственной, и что на железных дорогах, построенных, контролируемых или эксплуатируемых в пределах ее сферы, не будут установлены более высокие тарифные ставки на товары, принадлежащие подданным или гражданам других национальностей, чем те, которые взимаются на подобные же товары, принадлежащие собственным гражданам данной державы и перевозимые на равные расстояния».
Из революционной листовки ихэтуаней во время восстания в Северном Китае (1900).:
«Иностранные дьяволы явились со своим учением, и число обращенных в христианство, римско-католиков и протестантов с каждым днем все увеличивается. Эти церкви не имеют родственных связей с нашим учением, но, благодаря своей хитрости, они привлекли на свою сторону всех алчных и корыстолюбивых и в необычайных размерах совершали притеснения, пока всякий честный чиновник не был подкуплен и не сделался их рабом в надежде на иностранное богатство. Так-то были основаны телеграфы и железные дороги, стали фабриковаться иностранные ружья и пушки, и различные мастерские служили усладой для их испорченной натуры. Иностранные дьяволы находят превосходными локомотивы, воздушные шары и электрические лампы\ Хотя они и ездят на носилках, не соответствующих их рангу, все же Китай считает их варварами, которых Бог осуждает и посылает на землю духов и гениев для их истребления».
Из заключительного протокола между Китаем и иностранными державами в связи с подавлением восстания ихэтуаней, 7 сентября 1901 г.:
«Статья 5. Китай согласился запретить ввоз в свои владения оружия и боевых припасов, а равно и материала, предназначенного исключительно для производства оружия и боевых припасов. Императорским указом от 25 августа 1901 г. было постановлено запретить такой ввоз в течение двух лет. Новые указы могут быть изданы впоследствии, чтобы продолжить этот срок через каждые два года, в случае если державы найдут это необходимым. Статья 6. Императорским указом от 22 мая 1901 г. его величество император Китая обязался уплатить державам вознаграждение в четыреста пятьдесят миллионов хайгуанских лан (таэлей) lt;...gt; Эта сумма будет приносить 4% годовых, а капитал будет уплачен Китаем в 39 лет lt;...gt;
Статья 7. Китайское правительство согласилось считать квартал, занимаемый миссиями, специально предназначенным для их пользования и поставленным под охрану их собственной полиции;
в этом квартале китайцы не будут иметь права селиться lt;...gt; Статья 8. Китайское правительство согласилось срыть форты в Та-ку, а равно те, кои могут помешать свободному сообщению между Пекином и морем. Во исполнение сего были приняты меры. Статья 10. Китайское правительство взяло на себя напечатание и обнародование в течение двух лет во всех городах провинций следующих императорских указов:
а) указ от 1 февраля 1901 года, запрещающий под страхом смертной казни принадлежать к антиевропейской партии;
б) указы от 13 и 21 февраля, 29 апреля и 19 августа 1901 года, содержащие перечень наказаний, к которым присуждены виновные lt;...gt;
д) указ от 1 февраля 1901 года, коим объявляется, что все генерал-губернаторы, губернаторы и провинциальные или местные должностные лица отвечают за порядок в их округах и что в случае новых антиеевропейских беспорядков или других нарушений трактатов, которые не будут немедленно подавлены и за которые виновные не понесли наказания, эти должностные лица будут немедленно отставлены без права занять новые должности и получать новые почести».
Из работы Д. Неру «Взгляд на всемирную историю». 1981. Т. 1. С.472,475,476:
«Одной из целей, к которой последовательно стремилась английская политика в Индии, было создание имущего класса, который, будучи креатурой англичан, зависел бы от них и служил бы им опорой в Индии. Англичане поэтому укрепили позиции феодальных князей и создали класс крупных заминдаров и талукдаров и даже поощряли социальный консерватизм под предлогом невмешательства в дела религий. Все эти имущие классы были сами заинтересованы в эксплуатации страны и вообще могли существовать только благодаря такой эксплуатации lt;...gt; В Индии постепенно сложился средний класс, накопивший некоторый капитал, чтобы вложить его в дело lt;...gt; Единственным классом, чей голос был слышен, являлся новый средний класс; детище, родившееся фактически от связи с Англией, начинало ее критиковать. Этот класс рос, и вместе с ним росло национальное движение».

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Объясните, как вы понимаете термин «традиционализм».
2. Охарактеризуйте изменения, происшедшие в колониях и зависимых странах в результате создания колониальных империй.
3. Существует утверждение, что колониализм принес странам Азии и Африки больше позитивных изменений, чем негативных. Обдумайте и обоснуйте свою точку зрения на данное утверждение.
4. Приведите примеры массовых антиколониальных выступлений: что было общей их чертой, что их отличало по целям, направленности, средствам борьбы?
5. Раскройте на примерах истории Японии, Китая, Индии и других стран особенности и последствия попыток модернизации в колониальных и зависимых странах. Объясните свое понимание слов «стихийный традиционализм масс «.
6. Назовите характерные черты модернизации стран Латинской Америки.

Соглашение

Правила регистрации пользователей на сайте "ЗНАК КАЧЕСТВА":

Запрещается регистрация пользователей с никами подобными: 111111, 123456, йцукенб, lox и.т.п;

Запрещается повторно регистрироваться на сайте (создавать дубль-аккаунты);

Запрещается использовать чужие данные;

Запрещается использовать чужие e-mail адреса;

Правила поведения на сайте, форуме и в комментариях:

1.2. Публикация в анкете личных данных других пользователей.

1.3. Любые деструктивные действия по отношению к данному ресурсу (деструктивные скрипты, подбор паролей, нарушение системы безопасности и т.д.).

1.4. Использование в качестве никнейма нецензурных слов и выражений; выражений, нарушающие законы Российской Федерации, нормы этики и морали; слов и фраз, похожих на никнеймы администрации и модераторов.

4. Нарушения 2-й категории: Наказываются полным запретом на отправления любых видов сообщений сроком до 7 суток. 4.1.Размещение информации, подпадающей под действие Уголовного Кодекса РФ, Административного Кодекса РФ и противоречащей Конституции РФ.

4.2. Пропаганда в любой форме экстремизма, насилия, жестокости, фашизма, нацизма, терроризма, расизма; разжигание межнациональной, межрелигиозной и социальной розни.

4.3. Некорректное обсуждение работы и оскорбления в адрес авторов текстов и заметок, опубликованных на страницах "ЗНАК КАЧЕСТВА".

4.4. Угрозы в адрес участников форума.

4.5. Размещение заведомо ложной информации, клеветы и прочих сведений, порочащих честь и достоинство как пользователей, так и других людей.

4.6. Порнография в аватарах, сообщениях и цитатах, а также ссылки на порнографические изображения и ресурсы.

4.7. Открытое обсуждение действий администрации и модераторов.

4.8. Публичное обсуждение и оценка действующих правил в любой форме.

5.1. Мат и ненормативная лексика.

5.2. Провокации (личные выпады, личная дискредитация, формирование негативной эмоциональной реакции) и травля участников обсуждений (систематическое использование провокаций по отношению к одному или нескольким участникам).

5.3. Провоцирование пользователей на конфликт друг с другом.

5.4. Грубость и хамство по отношению к собеседникам.

5.5. Переход на личности и выяснение личных отношений на ветках форума.

5.6. Флуд (идентичные или бессодержательные сообщения).

5.7. Преднамеренное неправильное написание псевдонимов и имен других пользователей в оскорбительной форме.

5.8. Редактирование цитируемых сообщений, искажающее их смысл.

5.9. Публикация личной переписки без явно выраженного согласия собеседника.

5.11. Деструктивный троллинг - целенаправленное превращение обсуждения в перепалку.

6.1. Оверквотинг (избыточное цитирование) сообщений.

6.2. Использование шрифта красного цвета, предназначенного для корректировок и замечаний модераторов.

6.3. Продолжение обсуждения тем, закрытых модератором или администратором.

6.4. Создание тем, не несущих смыслового наполнения или являющихся провокационными по содержанию.

6.5. Создание заголовка темы или сообщения целиком или частично заглавными буквами или на иностранном языке. Исключение делается для заголовков постоянных тем и тем, открытых модераторами.

6.6. Создание подписи шрифтом большим, чем шрифт поста, и использование в подписи больше одного цвета палитры.

7. Санкции, применяемые к нарушителям Правил Форума

7.1. Временный или постоянный запрет на доступ к Форуму.

7.4. Удаление учетной записи.

7.5. Блокировка IP.

8. Примечания

8.1.Применение санкций модераторами и администрацией может производиться без объяснения причин.

8.2. В данные правила могут быть внесены изменения, о чем будет сообщено всем участникам сайта.

8.3. Пользователям запрещается использовать клонов в период времени, когда заблокирован основной ник. В данном случае клон блокируется бессрочно, а основной ник получит дополнительные сутки.

8.4 Сообщение, содержащее нецензурную лексику, может быть отредактировано модератором или администратором.

9. Администрация Администрация сайта "ЗНАК КАЧЕСТВА" оставляет за собой право удаления любых сообщений и тем без объяснения причин. Администрация сайта оставляет за собой право редактировать сообщения и профиль пользователя, если информация в них лишь частично нарушает правила форумов. Данные полномочия распространяются на модераторов и администраторов. Администрация сохраняет за собой право изменять или дополнять данные Правила по мере необходимости. Незнание правил не освобождает пользователя от ответственности за их нарушение. Администрация сайта не в состоянии проверять всю информацию, публикуемую пользователями. Все сообщения отображают лишь мнение автора и не могут быть использованы для оценки мнения всех участников форума в целом. Сообщения сотрудников сайта и модераторов являются выражением их личного мнения и могут не совпадать с мнением редакции и руководства сайта.

Рабочий лист по теме: «Пути развития стран Азии, Африки, и Латинской Америки»

    Заполните таблицу «Последствия колониализма»

    Антиколониальные движения в государствах Востока

низации и в начале XX мышленностью...":

а) был Китай;

б) была Япония;

в) была Турция.

завоевания?

ничества;

ства и сети коммуникаций.

3. Какие страны Азии в начале XX века стали ареной подъема революционного движения?

а) Япония, Корея, Филиппины;

б) Китай, Турция, Иран;

а) 1900 г.

б) 1913 г.

в) 1911-1913 гг.

XX века победи

а) в Аргентине;

б) в Бразилии;

в) в Мексике.

3.1.Особенности развития стран Латинской Америки

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.2. О каких переменах в характере развития Латинской Америки свидетельствовали события в Бразилии и Мексике?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Какой вариант окончания следующей фразы вы бы выбрали: "Единственной страной Азии, которой удалось решить задачи модер низации и в начале XX века превратиться в страну с развитой про мышленностью...":

а) был Китай;

б) была Япония;

в) была Турция.

2. Что из перечисленного не относилось к итогам колониального завоевания?

а) возникновение прослойки компрадорской буржуазии и чинов ничества;

б) рост уровня жизни населения колониальных владений;

в) разрушение традиционных укладов, создание центров производ ства и сети коммуникаций.

3. Какие страны Азии в начале XX века стали ареной подъема революционного движения?

а) Япония, Корея, Филиппины;

б) Китай, Турция, Иран;

в) Индия, Афганистан, Индонезия.

4.Китай был провозглашен республикой в результате революции:

а) 1900 г.

б) 1913 г.

в) 1911-1913 гг.

5.В какой из стран Латинской Америки в начале XX века победи ло революционное движение, сочетавшее борьбу за демократию с кре стьянской войной за захват помещичьих земель?

а) в Аргентине;

б) в Бразилии;

в) в Мексике.